Презентация по русскому языку "грамматическая основа предложения". Готовимся к ГИА
1. Внимательно изучите предложение. Помните, что в любом предложении есть грамматическая основа! В большинстве случаев она состоит из подлежащего и сказуемого, но может быть представлена лишь одним из них.
2. Найдите существительное в им.п., убедитесь, что это не обращение и не дополнение. Помните, что подлежащее может состоять из нескольких слов. Если подлежащего нет - предложение односоставное.
3. Найдите сказуемое. Помните, что чаще всего сказуемое выражается глаголом, но могут быть использованы другие части речи.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ (В ТЕТРАДИ ПОДПИСАТЬ: ЗАДАНИЕ 8. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ)
1.В корчме не было ни одной женщины. (Б.Акунин)
2.Из предложения выпишите грамматическую основу: После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Г.Голубев)
3.Из предложения выпишите грамматическую основу: Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел бойцам выполнять этот его приказ. (В.Кожевников)
4.Из предложения выпишите грамматическую основу: Одинокая чайка, подхваченная ветром, ослепительно белая в свинцовом небе, косо пронеслась над лесом, ныряя и остро махая крыльями. (Ю.Бондарев)
5.Из предложения выпишите грамматическую основу: Вскоре отец с матерью ушли на работу. (А.Мусатов)
6.Из предложения выпишите грамматическую основу: Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. (К.Паустовский)
7.Из предложения выпишите грамматическую основу: Ланового вдруг перевели на административную работу в штаб округа. (А.Беляев)
8.Из предложения выпишите грамматическую основу: После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. (А.Иванов)
9.Из предложения выпишите грамматическую основу: Солнце косыми лучами освещало птичий розовый остров. (И.Соколов-Микитов)
10.Из предложения выпишите грамматическую основу: Дом с подветренной стороны по самую крышу занесло снегом. (В.Свинцов)
11.Выпишите грамматическую основу предложения 22.
(22)В этих кузовах мог ехать и молодой, еще не успевший накинуть на плечи свои будущие богатые бобры, Шаляпин.
12.Выпишите грамматическую основу предложения 12.
(12)У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.
13.Выпишите грамматическую основу предложения 5.
(5)Старший упирает в булыжник деревянный костыль шарманки, утверждает перед нею на раскладной табуреточке клетку и переполненный «счастьем» ящик.
(11)Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок, будто в линзе, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне чашечки цветка.
15.Выпишите грамматическую основу предложения 19.
(19)Каждый килограмм мороженого вертелся вручную, на посыпанном солью обычном невском льду...
(31)В прощании собак было что-то трогательное...
17. Выпишите грамматическую основу предложения 10.
(10)Как сейчас вижу ее чуть согбенную фигуру.
18.Выпишите грамматическую основу предложения 11.
(11)Два или три раза Латам, в своей «фирменной» мягкой шахматной кепке, давал газ...
19.Выпишите грамматическую основу предложения 31.
(31)Зимою молча приносить ему горячую еду – суп, котлеты и чай – и исчезать.
20.Выпишите грамматическую основу предложения 23.
(23)Над вейками посмеивались, о вейках рассказывали всякие истории, но веек любили.
18. В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
1) шерстяным 2) водосточную 3) деревянную 4) длинную
19. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН»?
1) свойственны 2) родственники 3) разгневанный 4) самонадеянностью
20. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно Н»?
1) нарушено 2) буквально 3) ненужно 4) стыдно
9 В английский
Упр. 13, 14, 15, стр. 47-48
Немецкий язык
9 «А», «Б», «В», «Г» классы.
03.02 – стр.108 упр.7(текст А, задания после текста а,в,d, с- письменно ответить на вопросы).
05.02 - стр.109 – 110 упр. 7(текст В, прочитать текст с пониман. основного сод-ия,
g,h.i – задания после текста письменно в тетрадь.
Математика
Геометрия 01.02 – 02.02.2016
П. 120, з. 43 (а,б), 44(а,б), 46 (а,б).49
Алгебра 03.02 – 05.02.2016
Решить из сборника по подготовке к ОГЭ вариант № 6, №7 (I часть обязательно всем, II часть по желанию (на 4 и 5)
География
9В, 9Г – п. 39 в рабочей тетради, п 40 стр 103 – 109.
Физкультура
Решить задачи: упр. 31, 32 (1, 2)
Решить задачи: упр. 32 (3, 4)
Обществознание
История ВО
01 – 05. 02 – подготовка сообщений по Великой Отечественной войне на выбор:
Герои – земляки,
Помощь фронту,
Память о героях - земляках в семье.
Истоки
Искусство
Сообщение « Развитие дизайна и его значение в жизни общества» (письменно в тетради)
Создайте иллюстрацию к любимому литературному произведению из школьной программы. Указать автора и название литературного произведения.
При выполнении восьмого задания ОГЭ по русскому языку экзаменуемый должен найти и указать в предложении грамматическую основу. Это испытание обычно не вызывает трудностей, для его выполнения достаточно базовых знаний по предмету, полученных в рамках школьного курса.
Что необходимо знать?
Для выполнения задания 8 основного государственного экзамена необходимо произвести анализ представленного текста, найти подлежащие и сказуемые. Первое отвечает на вопросы именительного падежа – кто? что? Второе – отображает совершаемое действие.
Чтобы справиться с этим испытанием, нужно знать виды предложений и хорошо ориентироваться в их видах. Они могут быть двусоставными (содержать и подлежащее, и сказуемое) и делиться на полные и неполные. Или составленными только из подлежащего или только из сказуемого, то есть односоставными.
Односоставные в свою очередь подразделяются на:
- определенно-личные;
- назывные;
- неопределенно-личные;
- безличные;
- обобщенно-личные.
Все эти виды были изучены в рамках школьного курса. Зная особенности каждого типа предложений, можно легко справиться с заданием и получить за него максимально возможный балл.
Алгоритм действий на экзамене
- Вдумчиво прочитать предложение. Выделить объект, который совершает какие-либо действия (отвечающий на вопрос кто или что?);
- Найти в тексте какое именно действие совершается (что делает? каков? и прочее);
- Определить, нет ли у сказуемого модальных слов. Если эти слова есть, то оно будет являться составным;
- У односоставных предложений следует также указать тип;
- Проверить наличие или отсутствие однородных подлежащих и сказуемых;
- Выписать грамматическую основу.
Русский язык
5 - 9 классы
Укажите количество грамматических основ в предложении. Выпишите грамматические основы.
1. Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.
2. Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.
Ответ ________3__________________
3. Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.
4. Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки - слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку.
5. Наконец я кинул ему целлофановую шкурку, он и её проглотил, потом полетел пакет, он попридержал его лапой, основательно вылизал, бросил ветру, а потом взглянул на меня и улыбнулся.
6. Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек.
7. Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!
Ответ:_________4______________
8. Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов.
9. Она отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком.
10. Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
Найдите сложные предложения, выделите грамматические основы.
Нет счастья вне родины, каждый интонация пускай корни в родную землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)
- Прочитайте, найдите простые и сложные предложения. Укажите в них грамматические основы. Определите вид каждого сложного предложения(напишите в скобках рядом). Начертите схемы 1-го и 3-го предложений(после предложений).
1) Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане. 2) Мы жили в гостинице на набережной, и по ночам над нашими окнами шумело море, иногда перехлестывая через парапет. 3) Я все думал, что вот строил человек дом, хотел тихо пожить, чай пить, глядеть на море, вообще как-то побыть самому, писать там что-нибудь, думать. 4) Отчего нам было скучно, мы не знали. 5) Забавин оглянулся и через три-четыре секунды увидел высокую белую звезду маяка, окруженную сиянием, вспыхнувшую на мгновение ярким светом в ночи и снова погасшую. 6) Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет. 7) Иногда лыжникам попадался лисий след, который ровной и в то же время извилистой строчкой тянулся от былья к былью, от кочки к кочке. 8) Потом след поворачивал и пропадал в снежном сиянии. 9) Лыжники шли дальше, и им попадались уже заячьи следы или беличьи в осиновых и березовых рощах. 10) Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое тепло, и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами и слушать быстрое мягкое постукивание колес внизу.
(По Ю. П. Казакову.)
Прочитайте. Определите грамматические основы и начертите схемы предложений.
1) Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол. 2) Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело. 3) Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос. 4) Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. 5) Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. 6) Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда.
Выделите грамматическую основу предложений.
Я шел вместе со своей тенью по росистой, радужной траве поляны, входил в пестрый сумрак аллеи, ведущей к пруду, и луна покорно следовала за мной. Я шел, оглядываясь, - она, зеркально сияя и дробясь, катилась сквозь черный и местами ярко блестящий узор ветвей и листьев. Я стоял на росистом скате к полноводному пруду, широко сиявшему своей золотой поверхностью возле плотины вправо. Я стоял, глядел - и луна стояла, глядела. Возле берега, подо мной, была зыбкая, темно-зеркальная бездна подводного неба, на которой висели, чутким сном спали, спрятав под крыло голову и глубоко отражаясь в ней, утки… Какое молчание - так может молчать только что-нибудь живое!.. (И. Бунин.)
срочно, Пожалуйста Выделите Грам.основы
(10)Только её слёзы лёгкие были.
B 4 Среди предложений 7-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(7)Вы знаете, - заговорила начальница, - мы у себя документы не храним, всё передаётся дальше, в детский дом, в интернат. (8)У тебя что сохранилось, - спросила, обращаясь к Коле, - метрика1, это ясно, а ещё что?
- (9)Ничего, - сказал он в смятении.
- (10)А ты очень хочешь найти маму?
(11)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:
- (12)Не очень...
B 6 Укажите количество
грамматических основ в предложении 27. Ответ запишите цифрой
(27)Хотелось, чтобы появился друг.
B 8 Среди предложений 22-28 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(22)Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза. (23)Ребятня шмыгает носами и вытирает чумазыми ладошками большие, ещё глупые глазёнки...
(27)Жгуч и пронзителен взгляд из-под сивых и лохматых бровей! (28)И не приведи Бог, если он отыскивал в ком-то скрытую червоточину