Все о тюнинге авто

Задание 21 по обществознанию егэ. Вынесение приговоров внесудебными органами. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы

Среднее общее образование

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)

Линия УМК Тишкова. Обществознание (6-11)

Линия УМК Сорвина. Обществознание (6-11)

Линия УМК Кравченко. Обществознание (10-11)

ЕГЭ по обществознанию: работа с текстом. Задания 21-24

Задания 21-24 в ЕГЭ по обществознанию считаются единым целым и предусматривают работу с фрагментом научно-популярного текста. Эта часть экзамена проверяет как предметные, так и метапредметные умения выпускников. Рекомендации, как обучить школьников работе с текстом, представила корпорации «Российский учебник» Ирина Крутова, эксперт по проверке развернутых заданий ЕГЭ по обществознанию, со стажем более 8 лет.

Задания № 21-24 в ЕГЭ по обществознанию:
требования и типичные ошибки

Задания 21 и 22 проверяют знания базового уровня. Они направлены преимущественно на выявление умения находить, воспринимать, воспроизводить и применять информацию, содержащуюся в тексте. Задание 22 в ЕГЭ по обществознанию, вслед за вопросами по тексту в задании 21, требует проанализировать и обобщить данные из материала. Далее ученику предлагается выполнить задачи повышенного уровня сложности на объяснение причинно-следственных и функциональных связей (задания 23-24). ЕГЭ по обществознанию, задания 21-24, примеры вопросов из демоверсии 2018: «Как в тексте раскрыта сущность рационального поведения хозяйствующих субъектов?», «Как автор понимает свободу предпринимательства?», «Как автор описывает экономическую цель фирмы?», «Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте?».

Справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым ЕГЭ по обществознанию. После каждого раздела приводятся разноуровневые задания в форме ЕГЭ. Для итогового контроля знаний в конце справочника даются тренировочные варианты, соответствующие. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данном справочнике они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Справочник адресован учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Пособие содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым экзаменом. После каждого раздела даются примеры заданий ЕГЭ и тренировочный тест. Для итогового контроля знаний в конце справочника приводятся тренировочные варианты, соответствующие ЕГЭ по обществознанию. Ко всем заданиям приводятся ответы. Издание будет полезно учителям обществознания, родителям для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ.

Типичные ошибки выпускников при выполнении заданий по тексту:

  1. Не находят правильный ответ в тексте.
  2. Переписывают часть текста.
  3. Не выделяют требуемые положения и идеи, не могут перекомпоновать содержание текста.
  4. Не умеют грамотно построить предложения, создают бессмысленные формулировки.
  5. Не разводят требования (например, привести авторское мнение или собственные суждения).
  6. Не конкретизируют предложенные положения на основе привлечения контекстных знаний.
  7. Не приводят объяснения причин, последствий. 8. Отвечают не на все требуемые вопросы задания.
  8. Неаккуратно оформляют ответ: представляют неразборчивый, нечитаемый, сплошной текст.

Причины ошибок:

  • Непонимание текста.
  • Непонимание сути вопросов.
  • Отсутствие знаний по теме.
  • Несформированность умения осуществлять поиск информации в тексте, ориентация на ключевые слова.
  • Несформированность умений систематизировать, анализировать, обобщать социальную информацию.
  • Несформированность умений объяснять причинно-следственные связи, давать оценку социальным действиям.
  • Несформированность умений приводить и формулировать примеры.
  • Несформированность умения письменно излагать свои суждения.
  • Невнимательность.

Поэтапная подготовка к ЕГЭ в 5-11 классах Как выполнить задания с текстом по обществознанию ЕГЭ? Очевидно, что работа с обществоведческим текстом включает в себя комплекс умений и знаний, которые формируются постепенно, поэтапно, на протяжении всего обучения. Пониманию текста способствуют:

  • Общий кругозор школьника.
  • Знания по теме, знание обществоведческих и метапредметных понятий и терминов.
  • Комплекс общеучебных и предметных умений по работе с текстом.
  • Комплекс общеучебных речевых умений школьника.

Многие умения и знания, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ, не получить на экспресс-курсах по подготовке. Рассмотрим, как с 5 класса поэтапно сформировать важные навыки.

Составление плана

5 класс. Составление под руководством учителя простого плана. Текст: пункт параграфа учебника.
6 класс. Самостоятельное составление простого плана. Текст: пункт параграфа учебника.
7 класс. Составление под руководством учителя развернутого плана. Текст: параграф или адаптированный письменный источник.
8 класс. Самостоятельное составление развернутого плана. Текст: параграф или адаптированный письменный источник.
9 класс. Составление под руководством учителя развернутого плана темы.
10 класс. Самостоятельное составление развернутого плана темы.
11 класс. Самостоятельное выделение плана (общей структуры) работы для написания эссе/рецензии/реферата и др.

Аргументация точки зрения

5 класс. В связном рассказе воспроизведение хода рассуждения, повторение доводов, подтверждающих тот или иной вывод, сделанный автором учебника или учителем.
6 класс. Подбор под руководством учителя фактов в подтверждение или опровержение точки зрения.
7 класс. Самостоятельный подбор фактов в подтверждение или опровержение точки зрения.
8 класс. Выстраивание под руководством учителя аргументов на основе фактов в подтверждение или опровержение точки зрения.
9 класс. Самостоятельное выстраивание аргументов на основе фактов в подтверждение или опровержение точки зрения.
10 класс. Выстраивание под руководством учителя аргументов на основе фактов в подтверждение и опровержение точки зрения.
11 класс. Самостоятельное выстраивание аргументов на основе фактов в подтверждение и опровержение точки зрения.

Эти этапы отражены в УМК «Обществознание» корпорации «Российский учебник» под редакцией Г.А. Бордовского.

Примеры заданий из учебников:

5 класс
Прочтите текст о семейных традициях народов других стран. Какие из них вам понравились и почему? Шотландцы очень гордятся традицией проведения выходного дня. Воскресная прогулка традиционно завершается непременным семейным обедом. Латиноамериканцы свято чтут семейные традиции приготовления блюд. Рецепты, открытые какой-нибудь прапратетушкой, бережно записываются в толстенную книгу, и каждая подрастающая хозяйка этой семьи вносит свою лепту в традиционную манеру стряпать. Итальянцы передают дух семьи по наследству вместе с предметами старины. Несмотря на то что итальянцы довольно легко расстаются со старыми ненужными вещами, они бережно хранят семейные реликвии, какими бы ветхими они ни были, и обязательно рассказывают детям об их происхождении.

10 класс
Прочитайте текст об особенностях развития искусства и ответьте на вопросы к нему. В истории человеческого духа и вообще в истории человеческих свершений существует два типа, две формы исторической наследственности. Одна форма укладывается в схематизм восхождения по лестнице «прогресса». Так, в образовании, в движении по схематизму науки, каждая следующая ступень выше предыдущей, вбирает ее в себя, развивает все положительное, что было достигнуто на этой ступеньке, которую уже прошел наш ум, наши ноги и руки, наше социальное общение... В самом деле, какой чудак будет изучать механику по трудам Галилея или Ньютона... Существует одна сфера человеческих свершений, что никак не укладывается в схематизм восхождения. Эта сфера - искусство. Здесь нельзя сказать, что, допустим, Софокл «снят» Шекспиром... (Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. М., 1991. С. 281–285).

В чем особенность развития и существования искусства в отличие от других форм человеческой культуры? Какие еще элементы духовной сферы общества неподвластны прогрессу? Свое мнение аргументируйте.

Все материалы школьного курса по обществознанию четко структурированы и разделены на 35 логических блоков (недель). Изучение каждого блока рассчитано на 2-3 самостоятельных занятия в неделю в течение учебного года. Пособие содержит все необходимые теоретические сведения, задания для самоконтроля в виде схем и таблиц, а также в форме ЕГЭ, бланки и ответы. Уникальная структура пособия поможет структурировать подготовку к ЕГЭ и пошагово изучить все темы в течение всего учебного года. Издание содержит все темы школьного курса по обществознанию, необходимые для сдачи ЕГЭ. Весь материал четко структурирован и разделен на 35 логических блоков (недель), включающих необходимые теоретические сведения, задания для самоконтроля в виде схем и таблиц, а также в форме ЕГЭ. Изучение каждого блока рассчитано на 2-3 самостоятельных занятия в неделю в течение учебного года. Кроме того, в пособии приводятся тренировочные варианты, цель которых – оценить уровень знаний. Данное пособие поможет организовать пошаговую подготовку учащихся старших классов к ЕГЭ по обществознанию.

Работа с текстом ЕГЭ «Обществознание»: алгоритм при подготовке

  1. Чтение школьниками текста вслух небольшими частями (внимание на правильность прочтения слов, ударения).
  2. Работа с незнакомыми словами, выражениями на предмет понимания их смысла.
  3. Определение главной мысли прочитанной части текста, ее формулирование и раскрытие.
  4. Установление школьниками логических связей между всеми частями текста (если есть сложности - составление плана), формулирование основной идеи текста.
  5. Осмысление текста на предмет того нового, что он вносит в понимание изучаемой темы.
  6. Отбор примеров, фактов, которые могут быть полезны для выполнения других заданий (эссе).
  7. Разбор заданий к тексту (устно и письменно).
  8. Оформление ответов, проверка, анализ.
  9. На основе представленного алгоритма осуществляется постепенный переход к самостоятельному решению последующих заданий с текстами.

Согласно показателям, предоставленным в методических рекомендациях для учителей, выпускники относительно неплохо стравляются с № 21 и 22, а вот задачи в последующих двух заданиях часто приводят к потере баллов. Рассчитывать на высокий результат могут те ученики, которые в полной мере получили не только предметные знания, но и универсальные навыки, прописанные в стандартах образования.

Алгоритм работы с заданиями 21-24

1. Прочитайте текст целиком, чтобы получить общее впечатление о проблеме или сфере общественной жизни, которой посвящен текст.

2. Прочитайте текст еще раз, выделяя главное.

3. Выделите незнакомые или непонятные слова и выражения.

4. Попытайтесь понять смысл текста, выделяя существенное в каждом предложении или абзаце в целом.

5. Внимательно прочитайте вопрос.

6. Смоделируйте его конечную цель (другими словами - уясните, что от вас конкретно требуется.).

7. Обратите внимание на источник информации для вашего ответа: является ли им сам текст или необходимо привлечь теоретические знания, социальный или собственный опыт.

8. Выясните, есть ли необходимость приведения примеров (примеры должны быть четкими и конкретными).

10.Упростите фразы, если это возможно или нужно (не переписывайте бездумно целые абзацы).

Основы работы с текстом.

1. С чего начинать работу с текстом? Прежде, чем отвечать на вопросы, внимательно прочитайте текст. Некоторые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте. Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»). Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста? Да, нужно.

3. В каком порядке отвечать на вопросы? Общий принцип простой - отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя - искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках? Просто отвечай на вопрос, не стоит задумываться как, нужно просто отвечать.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:

Понять, что именно требуется для успешного ответа;

Уяснить, из каких частей складывается задание;

Стараться выполнить все задание;

Если можете ответить только на часть задания, обязательно отвечайте, возможно получите часть баллов

Не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;

Старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;

Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Первое задание из четырёх (21) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (22) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (23) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (24) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания 23 и 24 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Алгоритм работы с заданием 25

1. Выясните, смысл какого понятия вам необходимо раскрыть.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данное понятие.

3. Сформулируйте понятие, используя свои знания (в разных источниках и учебниках смысл понятия может быть раскрыт по-разному).

4. Составьте 2 предложения, содержащие информацию об этом социальном объекте.

5. Смысл понятия должен быть раскрыт явно в четких и корректных формулировках.

6. Предложения должны быть составлены с использованием обществоведческих знаний.

Подробнее.

25 – это задания на самостоятельное применение обществоведческих понятий в заданном контексте или на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса. За полное и правильное выполнение можно получить 2 балла. Задания 25 среди заданий ЕГЭ представлены двумя моделями. Первая разновидность задания 25 предполагает определение понятия и составления с ним двух информативных предложений, отражающих определённые теоретические или фактические обществоведческие данные.

Типичные ошибки учащихся при выполнении данного задания:

1) составляют не три, а два предложения, неверно поняв, что одним из предложений является само определение;

2) составляют предложение с указанным термином бытового уровня, фактически игнорируя условие задания «с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания». Если в задании предложено составить предложение с понятием «истина», то обойтись таким предложением, как «Истина рождается в споре», не получится.

Предложения, составленные без привлечения обществоведческих знаний, оцениваются нулевыми баллами, хотя и дано правильное определение понятия. Поэтому нужно четко фиксировать в конспектах и памяти значение базовых понятий. Причём постараться добиваться при этом четких и прочных ассоциаций смыслов таких понятий с представляемыми ими фактами, явлениями, процессами социальной жизни.

Начиная выполнять задание 25, уясните смысл требований:

1) при чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать;

2) не приводите позиций больше, чем требуется в условии;

3) необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа.

Алгоритм работы с заданием 26

4. Выделите особенности объекта, которые от вас требует вопрос, и приведите примеры.

5. Примеры должны четко раскрывать выделенные особенности. 6. Помните, что если вы только выделили особенности предложенного социального объекта или только привели три примера, то ваш ответ может быть не защитан.

26 – задание, требующее конкретизации приведенных положений. Оно проверяет умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Это тип задания высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую- либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.

В практике ЕГЭ в настоящее время чаще всего используются задания двух моделей: требующие «раскрыть на примере» (первая модель) и «проиллюстрировать примерами» (вторая модель).

Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите … и проиллюстрируйте примером», «Подтвердите конкретным примером …», «Приведите положение … с соответствующим примером», «Проиллюстрируйте примером …

Алгоритм работы с заданием 27

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данный вопрос.

3. Определите, что от вас требуется.

4. Выберите одну из позиций, которая вам ближе и которую вы будете отстаивать.

5. Выразите собственную позицию.

6. Приведите аргументы в подтверждение своей позиции.

Задание 27 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы.

За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи.

Они могут быть классифицированы по ряду показателей:

1) модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и

2) по конструкции требования (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

Классификация может быть дополнена новыми типами заданий. Модели условия задач

В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблемное (спорное) высказывание (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера; конкретный реальный социальный факт (явление); статистические данные, на основе которых требуется сделать определенные выводы, дать анализ или интерпретацию данных.

Модели требования задач

По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые требуют подведения данных условий под общее понятие (от частного к общему); объяснения существующих взаимосвязей.

Памятка для решения познавательных задач

1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.

2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием: определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии; подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться: выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи; сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить; соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа: соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи; если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них; нет ли противоречий между вашими аргументами; нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению.

Алгоритм работы с заданием 28

Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.

Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль.

Озаглавьте каждую часть; в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.

Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.

В случае необходимости внесите корректировки.

Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.

В заголовках (пунктах и подпунктах) нежелательно повторять сходные формулировки.

При составлении сложного плана развернутого ответа можно воспользоваться универсальным алгоритмом:

1. Понятие, сущность…

2. Характерные черты, основные принципы…

3. Специфические признаки…

4. Важнейшие задачи, основные функции…

5. Формы, типы, виды, классификации…

6. Структура…

7. Основные этапы, стадии развития…

8. Особенности развития…

9. Тенденции развития в современном мире, в РФ…

10. Значение … в развитии общества, личности.

В 24 задании ЕГЭ по обществознанию нужно все писать самому, основываясь на собственных знаниях курса – или приводить аргументы к предложенной позиции, или давать какие-либо предположения и приводить примеры. Максимально можно получить три первичных балла (например, нужно указать два положения и привести два примера, и все это сделано верно), при наличии недочетов – два (например, указано два положения и один пример или два примера и одно положение), если написано немного, но правильно – один (например, указано одно положение и один пример, или же только положения/примеры), и если совсем ничего не правильно, первичные баллы вообще не начисляются. Чтобы не потерять баллы, нужно уделить внимание этому заданию, прорешать много тестовых вариантов, и, конечно, хорошо знать программу по обществознанию.

Разбор типовых вариантов задания №24 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

Если само право - это социально-регулятивная система, то регулирует она прежде всего и главным образом поведение человека, то, как он действует, как должен действовать. Вот почему теория права традиционно обращается прежде всего к характеристике поведения, вырабатывая критерии, которые позволили бы оценить конкретное поведение. Ведь именно поведение выступает итогом, результатом реализации права, и только эти оценки могут ответить на вопрос - соответствует ли поведение правовым требованиям или, напротив, отклоняется от этих требований, правомерно ли оно или противоправно... Таким образом, юридический интерес к поведению - это также одно из важных направлений в познании права как целостного социального института. Теория права при этом выделяет и формулирует только то, что органично связывает поведение с правовым воздействием, с регулятивной природой права.

На первом месте при этом оказывается проблема мотивов поведения: участвуют ли в формировании этих мотивов правовые требования или их природа знает иные, может быть, более глубокие пласты, причины. Конечно, это область знания не только теории права. Здесь она основательно пересекается с другими науками, и прежде всего - с психологией. Теория права в этой области во многом использует современные наработки именно психологии, особенно - социальной психологии.

Современный научный уровень знания последовательно связывает мотивы поведения с интересами, определяя последние как объективные или субъективные потребности жизнедеятельности субъектов права. Различают личные, общественные, государственные, национальные и иные интересы.

У физических лиц интерес всегда формирует те или иные личностные установки, предрасположенности, штампы, ценностные ориентиры, цели, способы их достижения и иные сознательные и эмоциональные стороны поведения, которые знать и учитывать особенно важно при правоприменении.

Эти установки могут формировать различные стереотипы поведения личности. Например, прагматические, когда всё поведение субъекта права оценивается, «пропускается» сквозь призму выгодности или пагубности «для себя». Одной из психологических форм такого поведения является эгоизм и его крайние проявления в виде эгоцентризма. Вместе c тем эгоизм может формировать мотивы предприимчивости, деловитости, карьерности (a не только карьеризма), что в общем не заслуживает негативной оценки.

В свою очередь, иные установки могут формировать мотивы, определяющие поведение, полезное для «ближнего», для общества, так называемые альтруистические мотивы. Альтруизм, так же как и эгоизм, имеет различные уровни и формы проявления и также определяется в конечном счёте осознанными или «прочувствованными» интересами. Одна из древних альтруистических форм - это установка на самопожертвование для помощи тому, кто в этом нуждается‚ во имя общественных идеалов и целей.

(А.Б. Венгеров)

Чем различаются мотивы эгоистического и альтруистического поведения? Всегда ли эгоизм и эгоцентризм, по Вашему мнению, влекут противоправное поведение? Поясните свой ответ. Может ли, по Вашему мнению, альтруистическое поведение быть противоправным? Поясните свой ответ.

Давайте вспомним различия между эгоизмом и альтруизмом. Эгоист делает все «для себя», исходя из собственных потребностей и желаний, не заботясь об интересах других людей. Альтруист, наоборот, делает все «для других» и думает в первую очередь о желаниях окружающих, о некоем общем благе. В ответе на первую часть вопроса можно указать, что эгоизм и альтруизм различаются именно отношением к окружающим людям – деятельностью, осуществляемой «для себя» и «для других».

Во второй части вопроса нужно сказать, всегда ли эгоизм и эгоцентризм противоправны. Давайте вспомним разницу между этими двумя понятиями: эгоизм – это такая черта характера, при которой человек ставит свои интересы выше всего остального, а эгоцентризм – это способ мышления, для которого характерно то, что человек считает свое мнение по любому вопросу единственно верным. Во многих случаях поведение эгоиста оказывается далеко от принципов морали и бескорыстия, однако такой образ мышления не так часто оказывается причиной противоправного поведения. Человек может быть эгоистом и не совершать ничего противоправного; также он может проявлять свою черту характера только в общении с другими людьми, которое не регулируется нормами права.

Альтруистическое поведение , при котором поступки совершаются во имя общего блага, напротив, иногда может идти вразрез с правовыми нормами. Что-то может быть хорошо для какой-то части общества, к которой принадлежит человек, но плохо для другой части общества, или же человек может субъективно интерпретировать понятие «общего блага». Наконец, человек может пойти на правонарушение ради других людей – например, в повести «Судьба человека» главный герой убивает солдата, который хотел сдать соотечественника немцам. Никто не сомневается в том, что это было сделано для спасения жизней тех, кого он мог сдать, однако было совершено правонарушение – убийство.

Итак, ответ может выглядеть следующим образом:

Мотивы эгоистического и альтруистического поведения различаются тем, что эгоизм подразумевает совершение поступков «для своего блага», а альтруим – «для общего блага».

Эгоизм и эгоцентризм не всегда влекут за собой противоправное поведение; часто они проявляются только в межличностном общении, не регулируемом правовыми нормами.

Альтруистическое поведение может быть причиной нарушения правовых норм, так как понимание «общего блага» может не соответствовать нормам права, а также человек может нарушить их ради какого-либо «общего блага».

Второй вариант задания

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер)

Используя текст и об­ще­ство­вед­че­ские знания, при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния вы­ска­зан­ной в тек­сте мысли о том, что без куль­ту­ры люди были бы пол­но­стью дезориентированы.

Культура (во всех ее смыслах) оказывала и оказывает большое влияние на жизнь людей. Она выполняет, например, такие функции, как:

  • Познавательная
  • Оценочная
  • Регулятивная
  • Социализации
  • Информативная
  • Коммуникативная

Культура может быть материальной – тогда под ней подразумевается все, что создано как результат производства – и духовной, под которой понимаются духовные ценности, нематериальные блага, удовлетворяющие духовные потребности людей. К культуре можно отнести как и то, что сразу приходит на ум – театр, литературу, музыку – так и, например, язык, церковь. Давайте подумаем над вопросом задания. Культура на самом деле помогает людям приобрести какую-то нравственную ориентацию , освоить накопленный предыдущими поколениями опыт, а также дает им возможность получить эстетическое наслаждение .

Вариант ответа может выглядеть так:

Языковая система, которая помогает людям осуществлять коммуникацию, является частью культуры. При отсутствии языка люди не смогли бы понять друг друга, и их взаимодействие было бы невозможным.

Культура напрямую участвует в формировании моральной и ценностной системы человека: приобщаясь к культуре, у человека формируется определенное самосознание, помогающее отличать плохое от хорошего, зло от добра, правильные поступки от неправильных. Без культуры самосознание человека развивалось бы сложнее.

Религия, которая также является частью духовной культуры, помогает многим людям найти некий смысл жизни, дает ответы на их вопросы и предоставляет ориентиры, помогает пережить сложные времена.

Третий вариант задания

Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство - это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной.

Следующий признак государства - население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединённых не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством - правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участии в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общая территория проживания являются формально- юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т. д. Ещё одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий своё властное воздействие на всё население и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.

Власть - это способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

В то же время государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства.

Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц - правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

(По В.В. Дьяконову)

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что государство не совпадает с обществом.

Мы помним, что первые государства возникли около 5 тысяч лет до нашей эры. А первые поселения людей возникли более нескольких миллиардов лет назад, и уже тогда на планете существовали первобытные общества. Получается, что общество возникло намного раньше государства, которое возникает тогда, когда это самое общество достигает некоторого уровня развития и осознает необходимость в установлении какого-либо порядка, в организованной защите территории и имущества, отстаивании интересов во время контактов с другими общностями. Первое объяснение есть.

Давайте подумаем над самим определением понятия «государство» - это некоторая политическая единица, которая осуществляет регулирование жизни населения определенной территории. Главная функция государства – поддержание правопорядка в обществе, обеспечение его развития. Получается, что государство является главным политическим институтом общества, который также выполняет и некоторые экономические, социальные функции; то есть государство – часть политической сферы жизни общества, и никак не может совпадать с ним.

Также можно отметить, что государство представляет собой органы власти, проводимая которыми политика может идти вразрез с интересами граждан, т.е. общества; более того, жизнь общества регулируется не только государством, но и, например, нормами морали, религиозными нормами, обычаями и традициями.

Ответ может выглядеть так:

  1. Возникновение общества произошло намного раньше возникновения государства.
  2. Государство является частью политической сферы жизни общества; само понятие «государство» более узко, чем понятие «общество».
  3. Проводимая государством политика может не совпадать с интересами общества, что иногда даже приводит к конфликтам между государственными органами и общественностью.

Вариант № 3063077

ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 366 (часть С)

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word


(Г. В. Остов, Л.Н. Москвичев )

Какие объекты ценностных отношений перечисляют авторы? Используя обществоведческие знания, укажите другие два объекта.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Индивид становится личностью в ходе социализации, т. е. усвоения элементов современной ему культуры, в том числе соответствующих ценностей и норм поведения. Спектр социальных ценностей достаточно разнообразен - это ценности моральные, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны с общественными идеалами. Ценности - это не то, что можно купить или продать; ценности - это то, ради чего стоит жить. Важнейшая функция социальных ценностей - играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий. Ценности любого общества взаимодействуют между собой, являясь принципиальным содержательным элементом данной культуры.

Отношение между культурно-предопределяемыми ценностями характеризуется двумя чертами. Во-первых, ценности распределяются по степени их общественной значимости и важности в определённую иерархическую структуру, подразделяясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отношения между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антагонистическими, взаимоисключающими. Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, наполняют конкретным содержанием культуру данного типа.

Основная функция социальных ценностей - быть мерилом оценок - ведёт к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:

1) то, что предпочитается в наибольшей степени (акты повеления, приближающиеся к общественному идеалу, - то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, «свято» и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);

2) то, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);

3) то, что не одобряется, порицается и - на крайнем полюсе системы ценностей - предстаёт как абсолютное, самоочевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.

Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упорядочивает для индивида картину мира. Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей.

При всем разнообразии содержательных характеристик социальных ценностей можно выделить некоторые объекты, с неизбежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе определение природы человека, его «натуры», идеал личности; картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы; место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе и др.

(Г. В. Остов, Л.Н. Москвичев )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Какие три вида ценностей по степени общественной значимости перечислены в тексте? Назовите их и проиллюстрируйте примером каждый вид.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Индивид становится личностью в ходе социализации, т. е. усвоения элементов современной ему культуры, в том числе соответствующих ценностей и норм поведения. Спектр социальных ценностей достаточно разнообразен - это ценности моральные, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны с общественными идеалами. Ценности - это не то, что можно купить или продать; ценности - это то, ради чего стоит жить. Важнейшая функция социальных ценностей - играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий. Ценности любого общества взаимодействуют между собой, являясь принципиальным содержательным элементом данной культуры.

Отношение между культурно-предопределяемыми ценностями характеризуется двумя чертами. Во-первых, ценности распределяются по степени их общественной значимости и важности в определённую иерархическую структуру, подразделяясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отношения между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антагонистическими, взаимоисключающими. Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, наполняют конкретным содержанием культуру данного типа.

Основная функция социальных ценностей - быть мерилом оценок - ведёт к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:

1) то, что предпочитается в наибольшей степени (акты повеления, приближающиеся к общественному идеалу, - то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, «свято» и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);

2) то, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);

3) то, что не одобряется, порицается и - на крайнем полюсе системы ценностей - предстаёт как абсолютное, самоочевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.

Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упорядочивает для индивида картину мира. Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей.

При всем разнообразии содержательных характеристик социальных ценностей можно выделить некоторые объекты, с неизбежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе определение природы человека, его «натуры», идеал личности; картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы; место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе и др.

(Г. В. Остов, Л.Н. Москвичев )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Индивид становится личностью в ходе социализации, т. е. усвоения элементов современной ему культуры, в том числе соответствующих ценностей и норм поведения. Спектр социальных ценностей достаточно разнообразен - это ценности моральные, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны с общественными идеалами. Ценности - это не то, что можно купить или продать; ценности - это то, ради чего стоит жить. Важнейшая функция социальных ценностей - играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий. Ценности любого общества взаимодействуют между собой, являясь принципиальным содержательным элементом данной культуры.

Отношение между культурно-предопределяемыми ценностями характеризуется двумя чертами. Во-первых, ценности распределяются по степени их общественной значимости и важности в определённую иерархическую структуру, подразделяясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отношения между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антагонистическими, взаимоисключающими. Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, наполняют конкретным содержанием культуру данного типа.

Основная функция социальных ценностей - быть мерилом оценок - ведёт к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:

1) то, что предпочитается в наибольшей степени (акты повеления, приближающиеся к общественному идеалу, - то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, «свято» и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);

2) то, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);

3) то, что не одобряется, порицается и - на крайнем полюсе системы ценностей - предстаёт как абсолютное, самоочевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.

Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упорядочивает для индивида картину мира. Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей.

При всем разнообразии содержательных характеристик социальных ценностей можно выделить некоторые объекты, с неизбежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе определение природы человека, его «натуры», идеал личности; картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы; место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе и др.

(Г. В. Остов, Л.Н. Москвичев )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о земле как факторе производства;

− одно предложение, объясняющее ограниченность земли как фактора производства.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

обязательно

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

29.1 Философия: «Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием существования общества, точнее, во взаимодействии общества и природы». (Л.B. Жаров)

29.2 Экономика: «Не имеет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать. Мы нанимаем толковых людей, чтобы они говорили, что делать нам». (С. Джобс)

29.3 Социология, со­ци­аль­ная психология: «...акт рождения личности не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела, с днём физического появления человека на свет». (Э. Ильенков)

29.4 Политология: «Хорошая конституция бесконечно лучше, чем самый лучший деспот». (Т. Маколей)

29.5 Правоведение: «Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость обоюдна, а обязательства взаимны». (Л. Анспахер)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.