Все о тюнинге авто

Причины возникновения романского стиля. Чем романский стиль отличается от готического? Интерьер романских соборов изнутри

Мир европейского Средневековья отличался замкнутостью своего быта, что привело к сосуществованию нескольких независимых и параллельных друг другу культурных направлений. В редко встречающихся городах зарождались новые обычаи, рыцарские замки жили своей жизнью, крестьяне придерживались сельских традиций, а христианская церковь стремилась распространить богословские идеи. Эта пестрая картина средневековой жизни породила в плане архитектуры два направления: романский и готический. Архитектура романского стиля зародилась в Х веке, ознаменовав период затишья после многочисленных междоусобных войн. Этот стиль считают первым общеевропейским, что выделяет его на фоне других послеримских направлений архитектуры.

Романское искусство

Романский стиль - европейский стиль архитектуры и искусства XI-XII вв., отличающийся массивностью и величественностью. Его возникновение связано с возрождением церковного строительства. Когда период упадка завершился, начали появляться монашеские ордена, возникали сложные формы литургий, что требовало возведения новых просторных зданий и усовершенствования строительных техник.

Таким образом, одновременно с развитием раннего христианства развивался и романский стиль в архитектуре Средневековья.

Романский и готический стили

Готический стиль считается преемником романского. Его родиной стала Франция, а возникновение относят к середине XII в. Готика быстро распространилась по Европе и господствовала там вплоть до XVI в.

Наименование стиля произошло от названия готских племен. В эпоху Ренессанса считалось, что именно ими была создана средневековая архитектура. Романский и готический стили разительно отличаются, несмотря на близкое время существование.

Готические здания знамениты своей воздушностью и легкостью, крестовыми сводами, шпилями, устремленными в небо, стрельчатыми арками и ажурным декором. Часть этих особенностей появилась еще в поздний период романского искусства, но наивысший расцвет получила именно в готике. Вплоть до XVI в. преобладала в Европе и активно развивалась готическая архитектура.

Романский и готический стили, таким образом, - два этапа архитектурного развития Средневековья, отразившие в себе особенности жизни и государственного устройства того времени.

Культовые постройки в романском стиле

Романская архитектура носит суровый крепостнический характер, ее образцы - это крепости, монастыри, замки, расположенные на возвышенностях и предназначенные для обороны. Росписи и рельефы подобных сооружений обладали полусказочными сюжетами, отражали божественное всемогущество и во многом были заимствованы из народного фольклора.

Романский стиль в архитектуре, как и все искусство Средневековья, отражает в себе культурный и экономический застой западноевропейских стран. Связано это с тем, что достижения римлян в строительном ремесле были утеряны, и уровень техники значительно снизился. Но постепенно, по мере развития феодализма, стали складываться новые типы построек: укрепленные феодальные жилища, монастырские комплексы, базилики. Последние выступали как основа культового строительства.

Многое базилика Средневековья взяла из позднеримской архитектуры периода формирования раннехристианского храма. Подобные здания представляют собой архитектурную композицию с вытянутым пространством, которое на несколько нефов разделяют ряды колонн. В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Часто здание двора было окружено галереями - атриумом, где размещалась чаша для крещения. Базилики святого Аполлинария в Равенне и святого Павла в Риме - это и есть ранняя архитектура романского стиля.

Романское искусство постепенно развивалось, и в базиликах стали увеличивать пространство, предназначенное для алтаря и хора, появились новые помещения, нефы стали делить на ярусы. И к XI в. сформировалась традиционная схема строительства такого рода сооружений.

Приемы строительства

Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий - с помощью подпружных арок и крестовых сводов - в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества.

Особенности романского стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно этот принцип дифференциации становится обязательным.

Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит, мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост: раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.

Примеры романского стиля в архитектуре: замки Дадли (Англия) и Сюлли (Франция), Церковь святой Марии (Германия), замок Стерлинг (Шотландия).

Строения в романском стиле

Романский стиль в архитектуре Средневековья отличается большим многообразием направлений. Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и традиции в развитие местного искусства. Так, романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же мере не похожи на испанские.

Романская архитектура Франции

Огромный вклад Франции в развитие романской архитектуры связан с организацией и планировкой алтарной части церковных строений. Так, появление венца капеллы связывают с установлением традиции ежедневного чтения мессы. Первым зданием с таким нововведением считается церковь при бенедиктинском монастыре "Сен-Флибер", построенная в XII в.

Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к условиям окружающей действительности. Например, чтобы защитить постройки от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции; для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.

Романская архитектура Германии

Романский стиль в Германии развивали три основные школы: рейнская, вестфальская и саксонская.

Саксонскую школу отличает господство строений типа базилики с плоскими перекрытиями, характерных еще для периода раннего христианства. Часто использовался опыт церковной архитектуры Франции. Так, в качестве прообраза многих сооружений брали монастырскую церковь в Клюни, выполненную в базиликанской форме и имевшую плоские деревянные перекрытия. Подобная преемственность обуславливается влиянием французского ордена бенедиктинцев.

Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями. В отличие от французских церквей, в саксонских постройках не было обхода в хоре, а опоры чередовались: между квадратными столбами устанавливались колонны или два столба сменялись двумя колоннами. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Такое размещение опор делило внутренне пространство храма на несколько отдельных ячеек, что придавало всему убранству самобытность и неповторимый шарм.

В исполнении саксонской школы архитектура романского стиля обретала простоту и четкость геометрических форм. Декор был мал и скуден, интерьер отличался строгостью, окна располагались редко и на большой высоте - все это придавало строениям крепостной и суровый характер.

Школа Вестфалии специализировалась на возведении церквей зального типа, которые представляли собой пространство, разделенное на три равные по высоте нефа с каменными сводами. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений.

Характеристика романского стиля в архитектуре была бы неполной без упоминания о рейнской школе. Здесь главный упор делается на особенности строения перекрытий. Они конструировались по «связанной романской системе», суть которой состояла в том, что своды боковых нефов опирались на распор среднего. Таким образом, опоры чередовались: массивные столбы держали свод главного зала, а на легкие промежуточные опоры приходился вес боковых.

В соборах и церквях рейнской школы архитектурный декор также был максимально скуп. Часто снаружи строились декоративные аркады как, например, в Шпейерском соборе, внешний вид которого, невзирая на простоту, отличается очень выразительными формами. Одним словом, суровое величие и мощь олицетворял собой немецкий романский стиль.

Архитектурный романский стиль был воплощением феодального периода в истории. И именно в памятниках средневековой Германии достигла вершин монументальность и мрачная незыблемость этой эпохи.

Романская архитектура Италии

Как и в случае с зодчеством других европейских стран, архитектура Италии была различной. Все зависело от традиций и условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так, провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции, дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник строительства из кирпича.

Архитектура романского стиля североитальянских провинций характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями, расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле» (Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.

Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в античном стиле.

Что же касается самого Рима и юга Италии, то эти области практически не сыграли роли в формировании романской архитектуры.

Зодчество Нормандии

После принятия христианства Церковь установила четкие требования к строительству храмов и соборов, которые воплощали в себе романское искусство. Романский стиль, отличающийся громоздкостью строений, не привыкшие к излишествам и непрактичности викинги стремились свести к необходимому минимуму. Строители сразу отвергли массивные цилиндрические своды, отдав предпочтение стропильным перекрытиям.

Ярким образцом романской архитектуры в Нормандии являются церкви аббатств «Санте-Трините» (женский монастырь) и «Санте-Этьен» (мужской). При этом церковь «Трините» (XI в.) считается первым в Европе зданием, где был сконструирован и установлен двухпролетный крестовый свод.

Наибольшая заслуга нормандской школы в том, что она, сообразно с многовековыми традициями и опытом каркасного строения, творчески переосмысливала заимствованные конструкции и схемы сооружений.

Романская архитектура Англии

После того как норманны завоевали Англию, они сменили стиль своей политики на созидательный. И в знак политического и культурного единства придумали два типа зданий: замок и церковь.

Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами и ускорила строительную активность в стране. Первым возведенным зданием стало Вестминстерское аббатство. Это сооружение включало башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три восточные апсиды.

XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в романском стиле. Многие из этих построек позднее были реконструированы и переделаны, но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно представить внушительную монументальность и облик зданий.

Норманны оказались искусными строителями замков и крепостей, и башня «Тауэр» - одно из ярчайших тому доказательств. Это построенное по приказу Вильгельма укрепление стало самым впечатляющим строением той эпохи. Впоследствии такое совмещение жилого здания и оборонительного укрепления получило широкое распространение в Европе.

Романский стиль в Англии обычно называют нормандским из-за того, что строительство вели именно викинги, реализуя свои архитектурные замыслы. Но постепенно ориентирование создаваемых конструкций на оборону и укрепление сменялось стремлением к декорированию и роскоши. А к концу XII в. романский стиль уступил свое место готике.

Романская архитектура Беларуси

Романский стиль в архитектуре Беларуси возник после принятия христианства, когда византийские архитекторы стали возводить храмы сообразно европейской традиции.

Начиная с XI в. в стране стали появляться башни, замки, храмы, монастыри, городские дома, выполненные в рассматриваемом нами стиле. Эти постройки отличались своей массивностью, монументальностью и суровостью, а украшались скульптурами и геометрическими орнаментами.

Однако на сегодняшний день памятников романской архитектуры сохранилось очень мало. Связано это с тем, что многие строения были разрушены во время частых войн, или же в последующие годы их реконструировали. Так, например, Софийский собор (Полоцк), возведенный в середине XI в., дошел до нас в сильно перестроенном виде, и определить его изначальный облик сегодня не представляется возможным.

Архитектура Беларуси того времени отличалась использованием большого количества строительных техник и приемов. Самыми известными и яркими образцами служат собор Спасо-Ефросиньевского монастыря (Полоцк), церковь Благовещения (Витебск), церковь Борисоглебская (Гродно). Эти постройки совмещают в себе особенности древнерусского зодчества и присущую романскому стилю базиликальность.

Таким образом, уже в XII в. романский стиль начал постепенно проникать на славянские земли и преобразовывать архитектуру Беларуси.

Заключение

Таким образом, начал зарождаться романский стиль в архитектуре в период Средневековья (V - X вв.), а проявлялся он в разных странах Европы по-разному, в зависимости от географических, политических и национальных особенностей. В течение всей той эпохи параллельно, практически не соприкасаясь, существовали и развивались разные архитектурные направления, что привело к самобытности и неповторимости сооружений в различных странах Европы.

В эпоху Средневековья романский стиль оказал большое влияние на формирование монастырских комплексов, которые включали храм, больницы, трапезные, библиотеки, пекарни и еще множество других построек. В свою очередь, эти комплексы повлияли на структуру и расположение городских построек. Но непосредственное развитие городских укреплений началось в последующий период, когда уже царствовала готика.


Римский или романский стиль , который англичане еще называют норманнским, взял свое начало в искусстве Западной Европы, в 11 веке. Особенно ярко он выразился в архитектуре. Он стал логическим продолжением зодчества времен античности. Распространили же романский стиль монахи. Для их орденов артели строителей возводили здания в Европе. Поэтому главными строениями романской архитектуры считаются церкви, монастыри и храмы . Таким образом, можно в очередной раз наблюдать, как религия влияла на развитие культуры.

Характерные признаки романской архитектуры

Признаки романской архитектуры


Римский стиль – это феодальные крепости, монастыри, замки и базилики, измененные под его влиянием до неузнаваемости. Новую архитектуру сформировали в 13 веке прибывшие с востока аланы, гунны и готы. В Европе в то время часто разгорались войны, из-за чего ей очень кстати пришлись фортификационные сооружения в романском стиле с полуциркульными арками, тяжелыми стенами и крестовыми или цилиндрическими сводами.

Здания в романском стиле всегда отличались лаконичностью. Эти ясные, прочные и основательные постройки идеально гармонировали с окружающим ландшафтом, благодаря глубоким порталам со ступенями, массивным и ровным перегородкам, нешироким оконным проемам. Романская архитектура – это строения в виде крепостных соборов и дворцов. В их центре находится вышка, называемая донжоном, которую обступают кубы, призмы и цилиндры других построек. Каменные конструкции храмов и капителей поддерживают громадные столбы или пилоны. Простые геометрические фигуры, рельефные или резные стены стали главными признаками строений в римском стиле.

Теологичный характер романской архитектуры объединяет единство и формы ее соразмерных и аккуратных элементов. Данный строгий стиль не признает излишеств. Главной его чертой была и остается практичность. Но при этом романская архитектура допускает прямоугольные и круглые окна с холщовыми ставнями. Также часто встречаются световые проемы в виде трилистников, глаз и ушей.

Что является главным в романской архитектуре

Романский стиль архитектуры


В основе романского стиля лежат массивные и громадные черты. Строения как бы показывают мощь и власть хозяина. Удивительно, как давят такие простые и рациональные здания. Романская архитектура привела к тому, что храмовые базилики стали делать сводчатыми. Стены и пилоны также отличились прочностью и толщиной. Пространство организовывалось продольно. Восточный алтарь и хор, а также сам храм, значительно увеличились в размерах. Кессонный соборный потолок заменили сводами из камня. Колонны разделяли нефы на части.

Стены романского стиля декорированы раскрашенными барельефами. Внутри здания часто убраны коврами. Еще интерьер могут украшать смущенные, трагичные или божественные скульптуры. Средневековая атмосфера романской архитектуры своей душой вытесняет телесность. Именно она привела к возникновению первых витражей. Колонны и капители храмов украшены разными изображениями и мотивами.

Тюркские и северо-иранские племена обогатили европейскую культуру, из-за чего архитектура синтезировалась со скульптурой. Соборные порталы увенчались каменными священными персонажами, которые еще больше стали воздействовать на молящихся.

Особенности строительства в романском стиле


Главным стройматериалом романской архитектуры стал камень. Из него сначала строили крепости и храмы, но вскоре стали появляться и другие светские каменные постройки. Залежи известняка вдоль французских рек позволяли возводить все строения того времени. Им даже выкладывали орнаменты на наружных стенах.

Итальянцы свои стены облицовывали мрамором, коего у них предостаточно. Его отесывали или делали из него блоки. Камни на строительство в период средневековья шли меньшие, чем во времена античности. Их легко можно было достать на каменоломнях и доставить на стройплощадки.

При недостатке камня применяли кирпич, который отличался от современного большей толщиной и меньшей длиной. Этот весьма твердый материал сильно обжигали. Романские постройки из такого кирпича все еще можно встретить в Англии, Германии, Франции и Италии.

Как развивались городские поселения

Европейские города в романском стиле становятся торговыми центрами, так как они располагались на пересечении главных путей. Жилье здесь в основном укрепленное, а феодальные дома имеют вид башен или крепостей.

Романский стиль в архитектуре Британии


Декор замков этой страны отличается минималистичностью. Возводить такие внушительные постройки было очень непросто. Для них требовались большие затраты, поэтому декорирование не было главной задачей. Камни в замковых стенах аккуратно подогнаны, что обеспечивает таким сооружениям прочность. Оконное остекление раньше было роскошью, поэтому проемы для света делали маленькими.

Английская романская архитектура


В Англию романский стиль пришел вместе с норманнами-завоевателями. Там вместо деревянных вышек стали возводить кубические строения из камня в два этажа. Бивуаки лучников окружили палисады, рвы и донжоны, в которых укрывались от вражеских набегов. Тауэр, возведенный в 1077 году, является самым известным образцом английской романской архитектуры. Его донжоном выступает Белая Башня. От норманнов англичане переняли объединение монастыря и приходской церкви, а также двухбашенную конструкцию западного фасада. Собор в Дареме является примером этого.

Образцы римской архитектуры в Германии

Романская архитектура в Германии


Немецкий Вормский собор представляет собой отличный пример романской архитектуры. Его строили более 100 лет. Здесь арочные карнизные фризы освежают ровные стены и маленькие окна. Немецкие замки в городах Госларе, Гельнгаузене, Зеебурге и Айзенахе отлично передают дух романской эпохи. Их шестиугольные дворы обнесены крепостными перегородками с укрепленными воротами.

Как отразился романский стиль на архитектуре Франции, Испании и Италии

Романская архитектура Франции


Во Франции архитектура с романским оттенком привела к появлению храмов для паломников с хорами и капеллами. Базилики стали трехнефными. К бургундской школе римской эпохи относится церковь Пуатье.

В Испании во время романского периода стали строить укрепления для городов и крепостные дворцы. Церкви и храмы были похожи на французские. Особенно хорошо это видно по кафедральному собору в Саламанке.

Римское направление архитектуры заставило итальянских зодчих придерживаться базикального и центирического типов для церквей. Образцы этого – ломбардские и тосканские соборы с их типичными фасадами, которые украшали лизенами, скульптурами, мини-галереями и портиками. Пармский архитектурный ансамбль из баптистерия, церкви и колокольни как раз все это и передает.

Интерьер романских соборов изнутри

Интерьер романских соборов


Храмы римского периода содержали по три зала, разграничивающих приходские помещения. Византийские цилиндрические столбы даже перешли потом в готическое направление. А кубические капители пересекались шарами. Стены вместе с ними покрывали рельефные скульптуры.

В начале десятого века появились примитивные витражи, которые впоследствии превратились в полноценные картины из цветного стекольного многоцветья. В это же время вместе с ними интерьер стали украшать сосудами и лампадами из стекла.

Знаменитые архитектурные памятники в римском стиле

Архитектурные памятники в романском стиле


Романская архитектура распространена по всей Западной Европе. Выразительные аркады на соборах, наклонные башни и баптистерии можно наблюдать в Пизе. Франция знаменита своими купольными церквями. Сицилия пестрит сводчатыми постройками с остроконечными арками.

Внушительные и строгие памятники в романском стиле с маленькими дверями и окнами и мощными стенами скупо украшены. Эти здания конструктивно просты и ясны. Их наибольшее количество находится во Франции. Романские храмы спокойны и торжественно-суровы. Феодальные замки в виде крепости всегда принимали и спасали деревенских жителей от нападений. Эти строения располагали на возвышенностях, чтобы можно было не только оборонять владения, но и наблюдать за ними. Замки снабжены подъёмными мостами и укрепленными порталами, окружены рвами, огромными каменными стенами, на которых находятся бойницы, башни и зубцы.

Монастырь святой Одилии в Эльзасе привлекает к себе паломников не только действующей церковью, но и исцеляющим источником, который полезен для незрячих.

Базилика Сен-Сернен в Тулузе – память о когда-то существовавшем одноименном аббатстве. Ее романская архитектура знаменита среди посетителей, поэтому к церкви прилагается вместительная гостиница для них. Кирпичная базилика отличается от типичных каменных сооружений в романском стиле. Неф ее окружен удобными для паломников дорожками.

Всемирное наследие ЮНЕСКО тоже включает в себя церкви в романском стиле, которые расположены в долине Валь-де-Бой. Церквушки в пиренейских зарослях избежали войн и неплохо сохранились. Они являются самыми древними испанскими постройками. Туристы добираются к церквям по горным серпантинам, чтобы узреть, какая она, романская архитектура.
Особенно это любят делать испанцы. Здания строились специальными зодчими из Ломбардии. В них сохранились римские ранние фрески, которые перевезены в Национальный музей Каталонии, в Барселону. Некоторые церкви находятся не только в деревнях, но и в горах. Рядом с храмами расположились кладбища.

Старая парижская церковь Святого Германа в Лугах очень впечатляет приезжих туристов. Внутри собор отличается тишиной и спокойствием. Здесь погребен Декарт. Кажется, что романская архитектура храма помогает отвлечься от плохих мыслей. Святой Герман, творящий чудеса, был защитником бедных. Церковь называют в лугах из-за того, что она находится за городом.

Собор успения девы Марии 12 века в Гурке


Австрийский собор успения девы Марии 12 века в Гурке представляет собой пример романской базилики. У него в наличии есть галереи, усыпальница, апсиды и вышки. Бельгийский собор Нотр-Дам 17 века в Турне является основным наследием Валлонии. Эта массивная постройка с полукруглыми арками, пятью колокольнями, кластером и романским залом выглядит очень строго. Пражская ротонда святого Лонгина 12 века вначале выступала как деревенская приходская церковь. Позднее ее восстанавливали, так как она оказалась разрушенной.

Во Франции романскую архитектуру представляет собор св. Трофима 15 века в Арле, а также церковь Сен-Савен-сюр-Гартамп середины 11 века. В Германии характерным образчиком описываемой эпохи является императорская церковь 13 века в Бамберге. Она славится собственными четырьмя массивными башнями. Ирландский собор 12 века в Клонферте увенчан дверным проемом в романском стиле. На нем красуются головы людей и животных, а также листья.

Италия знаменита своим аббатством 11 века в Абруццо и собором 12 века в Модене, который входит во Всемирное наследие. В Нидерландах примером романской архитектуры считается базилика св. Серватия 11 века в Маастрихте. А польские двери из бронзы собора 12 века в Гнезно декорированы романскими барельефами. Там же, в Крушвице, находится монастырь Петра и Павла 1120 года, который строили из гранита с песчаником. У него есть апсида, пресвитерия и трансепт. Польская Андреевская церковь в Кракове изначально возводилась как оборонительный объект.

Лиссабонский собор


В Португалии тоже имеется свой пример римской архитектуры – это Лиссабонский собор 1147 года. Эта церковь является самой старой в городе. Она построена в смешанном стиле, но больше она известна своими римскими воротами из железа. В Словакии романский стиль представлен собором св. Мартина 13-15 веков. Там находятся надгробия из мрамора и расписные стены, которые рассказывают о коронации Карла Роберта Анжу.

Итак, если подвести итог всего вышеописанного, то можно это закончить тем, что романская архитектура сильно повлияла на следующее развитие культуры и интерьера других периодов . Она постепенно перетекла в готику, потом в маньеризм, а затем и в авангард.

Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X-XII веков, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства .

Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры , свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено.

Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI-XII веков с древнеримской архитектурой . В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства.

Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526-530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795-805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X века). Сочетая классические и варварские элементы, отличаясь суровым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустремленно развивавшегося на протяжении двух столетий.

Романская архитектура сложилась в результате совмещения исконных местных и византийских форм. Она являлась самым ранним этаном развития западноевропейской архитектуры. Определились новые типы сооружений - феодальный замок, городские укрепления, большие городские церкви, соборы. Возник и новый тип городского жилого дома.

Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня, которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием.

Основным строительным материалом романского зодчества был камень. Сложнейшим процессом была выработка рациональной и соответствующей ритмике плановых решений массивной каменной конструкции культовых сооружений. Эволюционировала система сводов и поддерживающих их каменных опор. Процесс протекал неодинаково в различных архитектурных школах Франции, Германии, Италии и других стран.

Сохранившиеся от того времени церковные, главным образом монастырские, постройки - базиликального типа. Они имеют форму латинского креста. Это массивные каменные здания, с узкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы.


Построен в 1030-1061 годах императорами Священной Римской империи . Строение было начато кайзером Конрадом II, затем продолжено его сыном Генрихом III и закончено внуком Генрихом IV, при котором состоялось освящение собора. В то время в Шпейере жило около 500 человек, и Шпейерский собор был одним из крупнейших зданий мира. Это имело, в частности, политическое значение, так как его размер символизировал мощь кайзера.

Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии. Пизанская башня - часть ансамбля городского собора Санта-Мария Маджоре в Пизе. Башня является колокольней собора и примыкает к его северо-восточному углу.

Церковь св. Якоба (нем. die irische Benediktinerklosterkirche St. Jakob und St. Gertrud) - романская базилика в Регенсбурге. Первоначально церковь принадлежала ирландскому бенедиктинскому аббатству, основанному в 1070 году, ее постройку относят к 1175-1180 годам.

Церковь представляет собой прекрасный пример романской архитектуры: трехнефная базилика с тремя апсидами, башнями на востоке, и трансептом на западе. Галерея, в которой установлен орган, проходит над всеми тремя нефами в трансепте.

Центральный неф отделен от боковых цилиндрическими столбами каменной кладки (не монолитные колонны), их капитали - прекрасные образцы высокой романской скульптуры, изображающие мужчин, львов, орлов и крокодилов, и могут иметь аллегорическое значение. Углы оснований столбов украшены головами менее благородных животных, включая свиньи, собак, ослов, и стервятников.

Под аркой центральной апсиды стоят три деревянных скульптуры конца двенадцатого столетия, которые вместе формируют сцену распятия на кресте.

После падения Древнего Рима европейской культуре потребовалось несколько столетий, чтобы преодолеть упадок, наступивший после краха античного мира. Термин Романский стиль (от лат. рома или фр. романеск), весьма условный и неточный, возник в первой половине XIX в., историки и искусствоведы обратили внимание на то, что искусство раннего средневековья внешне напоминает древнеримское искусство.

Романский стиль по-настоящему сплавил различные элементы позднеантичного и меровинского искусства (по имени франкской династии Меровингов), Византии и стран Ближнего Востока.

Наиболее полно этот стиль выражен в архитектуре. Сооружения этого стиля отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок и сводов, а также многофигурными скульптурными композициями. Романский стиль наложил свой отпечаток и на все другие виды искусств: монументальную живопись и скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Изделия той эпохи отличались массивностью, простотой суровых форм и ярким многоцветьем.

Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры - оборона. Такая функциональная особенность этого стиля определяла архитектуру как светских, так и культовых построек и соответствовала образу жизни западноевропейского человека того времени. Становлению романского стиля способствовала значительная роль монастырей как центров паломничества и культуры.

Церковь романского стиля - основные элементы архитектурных форм

В феодальном замке, который в романскую эпоху являлся основным типом светских архитектурных сооружений, доминирующее положение занимал дом-башня, прямоугольной или многогранной формы так называемый донжон - своеобразная крепость в крепости. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором - парадные комнаты, на третьем - жилые комнаты владельцев замка, на четвёртом - жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше - сторожевая площадка.

При строительстве замка обеспечивалась его функциональность и менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Для обеспечения обороны замки строились, как правило, в малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми) стенами с башнями, рвом, заполненным водой, и подъёмным мостом.

Постепенно такая зáмковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам; некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. На их пересечении находились рыночная или соборная площадь - средоточие общественной жизни горожан. Остальное пространство застраивалось стихийно, однако застройка имела преимущественно центрально-концентрический характер, вписываясь в городские стены. Именно в течение XI-XII вв. возник характерный тип средневекового тесного города с узкими высокими домами, каждый из которых был замкнутым в себе пространством. Зажатый между соседними постройками, с окованными железом маленькими дверями и окнами, защищенными прочными ставнями, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Скученность строений, отсутствие водопровода и канализации часто приводили к страшным эпидемиям.

Примеры основных типов капителей, колонн и опор

Капитель колонны (Романский собор св. Марии Магдалины, Везле, Франция - Vézelay Abbey, Basilique Ste-Madeleine) Капители колонн (Собор Сен-Лазар, Отен, Франция - Cathédrale Saint-Lazare d"Autun) Капитель колонны (Лион, Франция)

Порталы и внутренняя структура храмов

Дверной проём, Собор Ле Пюи, Франция - Le Puy Cathedral (Cathédrale Notre-Dame du Puy) Окно в большом зале, Даремский замок, Англия - Durham Castle Западное окно кафедрального собора Нотр-Дам в Турне, Бельгия - Cathédrale Notre-Dame de Tournai (фр .) Западный неф, церковь в Пуатье, Франция - The Église Saint Hilaire le Grand is a church in Poitiers (фр .) Церковь Санкт Михаэль в Хильдесхайме, 1001-31 гг., Германия - St. Michael"s Church at Hildeshe Рочестерский замок, Англия - Rochester Castle Виндзорский замок, Англия - Windsor Castle Мост Риальто, Венеция, Италия - Rialto Bridge Пизанский собор, Италия - Cathedral of Pisa Церковь в Олнэ, 1140-70 гг., Франция - Aulnay Church Даремский собор, Англия - Durham Cathedral Белая башня, капелла св. Джона - Tower of London, St. John"s Chapel Ораторий Жерменьи-де-Пре, 806 г., Франция - Germigny-des-Prés Собор Ле Пюи, Франция - Le Puy Cathedral (Cathédrale Notre-Dame du Puy) Рочестерский замок, интерьер - Rochester Castle, Interior Аббатство Мария Лаах, Германия - Maria Laach Abbey Тьюксберийское аббатство, Англия - Tewkesbury Abbey Церковь в деревне Килпек, Англия, дверной проём - Kilpeck Church Западный портал собора св. Мартина в Вормсе, Германия - Kathedrale St. Martin zu Worms (нем. )

Самое значительное сооружение романской архитектуры - это храм (собор). Влияние христианской церкви на духовную и светскую жизнь того времени было огромно.

Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Мощь и суровая простота облика романских храмов были порождены заботами об их прочности и идеей превосходства духовного начала над телесным. В очертаниях форм преобладают простые вертикальные или горизонтальные линии, а также полуциркульные римские арки. Задача достижения прочности и одновременного облегчения конструкций сводов решалась за счёт создания крестовых сводов, образованных двумя пересекающимися под прямым углом отрезками полуциркульных сводов равного радиуса. Храм романского стиля чаще всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базилику, образовывавшую в плане латинский крест.

Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни, а вход оформляется порталом (от лат. порта - дверь) в виде врезанных в толщу стены и уменьшающихся в перспективе полуциркульных арок (т.н. перспективный портал).

Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий. Наличие нефов (обычно трёх) позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе. Аркады, вошедшие в обиход в византийской архитектуре, получили распространение и в архитектуре романской.

В романской архитектуре пяты арок опирали непосредственно на капители, что почти не делалось во времена античности. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Колонна романского стиля потеряла свое антропоморфное значение, как это было принято во времена античности. Все колонны теперь имеют строго цилиндрическую форму без энтазиса, что и было позднее унаследовано готикой. Форма капители развивала византийский тип - пересечение куба и шара. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) - основные критерии сооружения.

В романской культовой архитектуре получила распространение скульптурная пластика, которая в форме рельефа покрывала плоскости стен или поверхность капителей. Композиции таких рельефов, как правило, плоскостны, в них нет ощущения глубины. Скульптурный декор в форме рельефа располагался, помимо стен и капителей, на тимпанах порталов и архивольтах сводов. В таких рельефах наиболее наглядно отражены принципы романской пластики: подчёркнутая графичность и линеарность.

Наружные стены соборов также украшались каменной резьбой растительного, геометрического и зооморфного орнамента (фантастические чудовища, экзотические животные, звери, птицы и др.). Основной декор собора располагался на главном фасаде и внутри, у алтаря, расположенного на возвышении. Декорирование осуществлялось с помощью скульптурных изображений, которые ярко раскрашивались.

Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым тот или иной создаваемый образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или элементом орнамента.

В раннем романском стиле, до того, как стены и своды получили более сложную конфигурацию (конец XI-начало XII в.), ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, главную роль играла настенная живопись. Широко использовались также мраморная инкрустация и мозаика, технология выполнения, которых сохранилась со времён античности.

Скульптурным рельефам и стенной живописи стремились придать поучающий смысл. Центральное место здесь занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе.

В строго симметричных религиозных композициях доминировали фигура Христа и повествовательные циклы, в первую очередь, на библейские и евангельские темы (грозные пророчества Апокалипсиса и Страшного суда с представлением богословской сцены иерархической структуры мира, рая и праведников, ада и осуждённых на вечные муки грешников, взвешивания добрых и злых дел умерших и т.п.).

В X-XI вв. складывается техника оконных цветных витражей, композиция которых поначалу была весьма примитивной. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Развивается техника эмали, резьба по слоновой кости, литьё, чеканка, художественное ткачество, ювелирное искусство, книжная миниатюра, искусство которой тесно связано со скульптурой и стенной росписью. В большом количестве из кованого железа делаются всевозможные ограды, решётки, замки, петли для дверей и крышек сундуков, оковки сундуков и шкафов и др. Бронза использовалась для дверных молотков, которые часто отливались в форме голов животных или человека. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т.д.

В XI в. начинают изготавливаться шпалеры (тканые ковры), на которых с помощью ткачества выполняются многофигурные композиции и сложная орнаментика, находящаяся под сильным влиянием византийского и арабского искусства.

Мебель романского стиля

Мебель романского периода точно отвечала менталитету и уровню жизни средневекового человека, удовлетворяя лишь элементарные его потребности. О мебельном искусстве, возможно, говорить, и то с большой долей условности, начиная с IX в.

Дубовый шкаф с резьбой, Нижняя Саксония

Стул в соборе Святого Петра в Риме, Италия - St. Peter"s Basilica

Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. И только очень богатый человек мог позволить себе не просто выложить камнем пол, а создать на нём цветным камнем орнамент. От земляного и каменного пола, от каменных стен в помещениях домов и замков постоянно было сыро и холодно, поэтому пол устилали слоем соломы. В богатых домах пол устилали соломенными циновками, а в дни праздников - охапками свежих цветов и трав. В светской литературе позднего средневековья, в описаниях домов королей и знатных вельмож часто упоминается пол в пиршественной зале, усыпанный цветами. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.

В домах высшей знати каменные стены принято было закрывать коврами, привезенными из стран Востока. Само наличие ковра свидетельствовало о знатности и богатстве его хозяина. Когда развилось искусство изготовления тканых ковров (шпалер), ими стали затягивать стену для того, чтобы сберечь тепло.

Главное жилое помещение дома синьора - центральная зала, служившая гостиной и столовой, в центре которой располагался очаг. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Лишь много времени спустя, в XII-XIII вв., догадались передвинуть очаг к стене, а потом убрать его в нишу и снабдить колпаком, который вытягивал дым в широкую не закрывающуюся трубу. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Спальные помещения часто делались общими, поэтому кровати в таких спальных помещениях устраивались очень широкими, где хозяева часто спали вместе с гостями, согревая друг друга. В богатых домах начали устраивать отдельные спальни, которыми пользовались только хозяева дома и самые почётные гости.

Спальни для синьора и его жены делались обычно в маленьких и тесных боковых помещениях, где их кровати устанавливались на высоких деревянных помостах со ступеньками и пологом, который задёргивался для защиты от ночного холода и сквозняков.

Ввиду того, что в раннем средневековье не была известна технология изготовления оконного стекла, окна первоначально не остеклялись, а забирались каменными решётками. Они делались высоко от земли и были очень узкими, поэтому в помещениях царил полумрак. Широко использовались винтовые лестницы, что было весьма удобным для перемещения, например, по этажам башни-донжона. Деревянные стропила крыши изнутри здания оставались открытыми. Лишь позднее научились делать подшивные потолки из досок.

Полумрак холодных помещений домов романской эпохи компенсировался яркой и пёстрой окраской неказистой мебели, дорогими шитыми скатертями, нарядной посудой (металлической, каменной, стеклянной), коврами, шкурами животных.

Номенклатура мебельных объектов в жилых помещениях была невелика и состояла из различных типов стульев, табуретов, кресел, кроватей, столов и, конечно же, сундуков - основных мебельных объектов того времени, реже - шкафов.

У очагов и за столом сидели на грубо обтёсанных скамьях и примитивных табуретах, в доски для сидения которых вставлялись сучки, служившие ножками.

По-видимому, это они явились предшественниками весьма распространённых в Западной Европе трёхногих табуретов и стульев. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис - курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. За столом или у очага только синьор имел свое место. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. В Скандинавии сохранился целый ряд мест для сидения, украшенных сквозной и плоской резьбой, изображающей сложный декоративный узор из фантастических зверей, переплетенных ремнями и ветвями.

Делались также парадные сидения с высокими спинками, которые предназначались для высших иерархов церкви. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). Его декор, состоящий из арок на передней и боковых стенках, явно навеян романской архитектурой. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Ножки табурета завершаются звериными лапами, в верхней части они переходят в львиные головы. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Подвижный пюпитр держится на двух планках, идущих от спинки и укреплённых в пазах на верхней части передних ножек. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Декор на скамьях был явно заимствован из архитектурного декора и выполнялся в виде резных или расписных арок и круглых розеток.

Сохранился образец богато украшенной скамьи из церкви Сан-Клементе в Тауле (Испания, XII в.). Это скамья, выполненная в виде своеобразного трона, имеет три места, разделенные колонками, между которыми и боковыми стенками установлены три арки. Боковые стенки и навес богато украшены ажурной резьбой. Некогда она была расписана: кое-где на ней сохранились следы красной краски.

В целом мебель для сидения была неудобной и тяжёловесной. Обивки на табуретах, стульях, скамьях и креслах не было. Чтобы скрыть дефекты соединений или плохо обработанной деревянной поверхности, мебель покрывалась толстым слоем грунта и краски. Иногда необработанный деревянный каркас обтягивался холстом, который покрывался грунтом (левкасом) из смеси мела, гипса и клея, а затем расписывался красками.

В этот период большое значение приобретают кровати, рамы которых устанавливаются на точёных ножках и окружаются низкой решёткой.

Другие типы кроватей, украшенные ажурными полукруглыми арками, заимствуют форму сундука и опираются на квадратные ножки. Все кровати снабжены деревянным навесом и пологом, который должен был скрывать спящего и защищать его от холода и сквозняков. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Кровати для небогатых людей были достаточно примитивны и выполнялись в виде своеобразной ёмкости для тюфяка, похожей на сундук без крышки, с небольшой выемкой в средней части лицевой и задней стенок. Стойки у ног заканчивались точёными шишками, а в изголовье делалась высокая стенка с небольшим деревянным навесом.

Столы в ранний период еще весьма примитивны. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Выражение ставить столы пошло именно с этого времени, когда по мере необходимости столы ставились или убирались после окончания трапезы. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. На подобных столах отсутствует какая-либо резьба и украшения за исключением нескольких полукруглых выкружек и фигурной вырезки краев боковин. Более сложными по конструкции и форме являются столы с круглыми и восьмиугольными столешницами, стоящими на одной центральной опоре в виде тумбы достаточно сложного рельефа. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами.

Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Форма сундука, несмотря на его примитивную конструкцию, берёт начало с античных саркофагов и постепенно становится все разнообразнее. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Такие сундуки часто не имели никаких украшений и, прежде всего, отвечали требованиям удобства и прочности. Позднее, когда сундук занял свое особое определенное место среди других предметов обстановки, его делали на высоких ножках, а лицевую сторону украшали плоской резьбой. Являясь родоначальником всех других, позже пришедших форм мебели, сундук вплоть до XVIII в. сохранял большое значение в обстановке жилища.

Поставленный вертикально на бок, сундук явился прототипом шкафа, чаще всего с одной дверкой, двухскатной крышей и фронтоном, украшенным плоской резьбой и раскраской. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Постепенно появляются, особенно в церквах, высокие шкафы с двумя дверками и короткими прямоугольными в сечении ножками. В них хранилась церковная и монастырская утварь. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). Две его передние дверцы укреплены железной оковкой и украшены круглыми резными арками, боковые стенки украшены парными арками в два яруса - декор носит четко архитектурный характер; массивные ножки шкафа являются продолжением вертикальных стоек каркаса. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Этот однодверный шкаф украшен прорезными драконами по обеим сторонам фронтона, резной розеткой и окован массивными железными полосами. Верхняя часть дверки скруглена. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля.

Обычно шкафы, также как и сундуки, отделывали железными накладками (оковками). Именно эти накладки из кованого железа держали толстые необработанные доски изделия, так как известная с античности ящичная и рамочно-филёночная вязка здесь фактически не применялись. Со временем кованые накладки, кроме функции надёжности, получили и декоративные функции.

При изготовлении такой мебели главная роль принадлежала плотнику и кузнецу, поэтому формы мебели романского стиля весьма просты и лаконичны.

Романская мебель делалась, в основном, из ели, кедра и дуба. В горных областях Западной Европы вся мебель той эпохи изготавливалась из мягких пород дерева - ели или кедра; в Германии, скандинавских странах и Англии обычно применялся дуб.

В романскую эпоху самая большая номенклатура мебельных объектов, по сравнению с жилыми помещениями, предназначалась для соборов и церквей. Скамьи с пюпитрами, ризницы, церковные шкафы, отдельные пюпитры для чтения и т.п. были широко распространены в XI-XII вв.

Обычная бытовая мебель, которую сами делали и использовали сельские жители, ремесленники и мелкие торговцы, сохраняла свои формы, пропорции и украшения без всякого изменения в течение еще нескольких столетий.

В культовых зданиях и их обстановке со второй половины XIII в. начинает распространяться готический стиль, который подчиняет своему влиянию большинство западноевропейских стран. Но этот новый стиль еще долго не затрагивает народное прикладное искусство и изготовление мебели.

Сохраняя традиционные формы, такая мебель лишь облегчает свои пропорции, освобождаясь от излишнего запаса материалов. В городской мебели, начиная с XIV в., уже начинают встречаться элементы готического декора, нанесённые на романскую конструкцию.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели - Москва: Архитектура-С, 2007

Рома́нский стиль - этап развития средневекового европейского искусства, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе, а также затронувший страны Восточной Европы, в 10-12 веках, в ряде мест до 13 века. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре : монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития в романский период достигли обработка металла и дерева, эмаль, миниатюра. Термин « романский стиль» был введен в начале 19 века.

Пиза. Соборный комплекс

Романский стиль впитал элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» , но, кроме того, и искусства античности, Византии, мусульманского Ближнего Востока. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль стал первой художественной системой средневековья, охватившей, несмотря на многообразие местных школ, большинство европейских стран. Единство романского стиля базировалось на интернациональной сущности католической церкви, которая была наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи. Лишь в конце 11 века появились бродячие артели каменотесов-мирян - строителей и скульпторов.

Принципы романского стиля

Монастырь Мария Лах

Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания гармонируют с природным окружением, их компактные формы и четкие силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек исполнен суровой силы; в создании такого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами , а также башни, которые в романском стиле стали одним из элементов архитектурных композиций.

Пятидесятница. Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле

Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объемов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими монолитной целостности. Храмы развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи обособленную от остальных, что было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-реберными, реже - куполами), приходящими в романском стиле на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.

Апостол Павел. Рельеф из аббатства в Муассаке

В раннем романском стиле господствовала настенная живопись . В конце 11 - начале 12 века, когда своды и стены получили сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, которые украшали порталы и фасадную стену, а в интерьере - капители. В зрелом романском стиле плоский рельеф стал более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но сохраняющим органичную связь со стеной. Для романского периода в средневековом искусстве характерен расцвет книжной миниатюры, отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о божьем могуществе (Христос во славе, Страшный суд). В строго симметричных композициях доминировала фигура Христа, превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка - исторические сюжеты). Для романского стиля характерны отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента. Во всех видах романского искусства существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов).

Романский стиль в странах Европы

Монастырская церковь в Клюни. Южный фасад

Первоначальные формы романского стиля появились во французском зодчестве в конце 10 века. Во Франции получили распространение трехнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, около 1080 - 12 век). Французское романское зодчество отмечено многообразием местных школ, к монументальности композиций тяготела бургундская школа (так называемая церковь Клюни-3), к богатству скульптурного декора - школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье, 12 век). В Провансе особенностью церквей являлся украшенный скульптурой однопролетный или трехпролетный главный портал, вероятносхожий с мотивом древнеримской триумфальной арки (церковь Сен-Трофим в Арле). Строгие по декору нормандские церкви ясностью пространственных членений подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане, 1059-1066). В светской романской архитектуре во Франции сложился тип замка-крепости с донжоном. Достижениями романского изобразительного искусства Франции считаются скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей в Везле, Отене, Муассаке, циклы росписей, памятники миниатюры и декоративно-прикладного искусства, в том числе лиможские эмали.

Гент. Графский замок

В ранней романской архитектуре Германии выделялась саксонская школа: церкви с двумя симметричными хорами на западе и востоке, иногда с двумя трансептами, лишенные лицевой фасадной стороны, например Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме (после 1001-1033). В зрелый период (11-13 века) в прирейнских городах построены грандиозные соборы в Шпейере, Майнце, Вормсе с применением так называемой связанной системой перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали две травеи боковых нефов. Отличительные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). В «оттоновский период» (вторая половина 10 - первая половина 11 веков) стали временем расцвета немецкой книжной миниатюры, центрами которой были аббатство Рейхенау и Трир, а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). В эпоху зрелого немецкого романского стиля расширялось значение каменной и стукковой скульптуры.
В Испании, как нигде в Европе, в романскую эпоху развернулось широкое строительство замков-крепостей и городских укреплений, например, в Авиле, что связано с Реконкистой. Церковная архитектура Испании следовала французским «паломническим» прототипам (собор в Саламанке), но в целом отличалась простотой композиционных решений. Скульптура в ряде случаев предвосхищала сложные образные системы готики. В Каталонии сохранились романские росписи, отмеченные лапидарностью рисунка и интенсивностью колорита.
После Нормандского завоевания (1066) в архитектуре Англии традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, в живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно богатство растительного орнамента. В Скандинавии большие городские соборы следовали немецким образцам, а приходские и сельских церкви отличались местным колоритом. За пределами Европы очагами романского стиля стали замки, возведенные крестоносцами в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, 12-13 века). Отдельные черты романского стиля, обусловленные не столько прямыми влияниями, сколько сходством идейно-художественных задач, проявились в искусстве Древней Руси, например, в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы.