Все о тюнинге авто

Возлюби ближнего своего как самого себя - заповедь: христианская формулировка золотого правила нравственности. Что значит Возлюби ближнего своего как самого себя

- В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Господь дунул и сказал: Приимите Духа Святаго ». Но мы знаем, что Дух Святой сошел на апостолов в день Пятидесятницы, а что тогда было, когда Господь сказал эти слова?

Прот. Дмитрий Смирнов: - Они приняли Духа Святаго. Тут объясняется очень просто. В «Деяниях» апостолом и евангелистом Лукой подробно изложены события, которые произошли в Сионской горнице. А в Евангелии об этом нет упоминаний. Поэтому святые отцы Церкви, которые Евангелие разбирали по зачалам, для праздника Троицы выбрали отрывок, где говорится о Духе Святом.

прот. Александр Березовский: - То есть просто это одно событие в разном описании.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Дело в том, что Дух Святый раздает разные служения. Здесь речь шла о том, что апостолы властны вязать и разрешать. Если Дух Святый, Который сошел на всех апостолов в День Пятидесятницы и все Дары принес им с Собой, то здесь конкретное дело.

прот. Александр Березовский: - Когда Господь посылал апостолов на проповедь, они возвращались и говорили, что духи им повинуются, и болезни они исцеляли, и прокаженных очищали. Это же тоже Духом Святым совершалось? То есть и в тот момент Господь даровал им, но не во всей полноте.

прот. Дмитрий Смирнов: - На конкретное служение.

прот. Александр Березовский: - А во всей полноте Церковь сейчас имеет дары Духа Святаго.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, тогда каждый, служа Господу, уже и по собственному разумению получает благословение от Духа Божия.

Бог знает и все наши молитвы слышит. Правильно ли просить у Бога одно и то же много раз, если Он медлит подать? Не является ли это своеволием?

прот. Дмитрий Смирнов: - А это смотря, в каком духе. Можно нахально топать ножкой, а можно просить смиренно. И Господь указывал, что это Ему угодно.

прот. Александр Березовский: - То есть, смотря, что и как.

прот. Дмитрий Смирнов: - Такие вопросы выдают автора, что он плохо знает Евангелие.

прот. Александр Березовский: - Ну, порой люди смущаются тем, что Господь говорит: «Просите - и дастся Вам» . - «Я прошу, но не дается».

прот. Дмитрий Смирнов: - Надо посмотреть, что в Евангелии описано, как надо просить. Прежде всякого прошения простить тем, кто нуждается в этом прощении в силу сложившихся обстоятельств. Человеку часто в голову не придет, он просит – и дай ему. С какой стати-то?

прот. Александр Березовский: - Потому что ему нужно.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, так бы и сказал.

прот. Александр Березовский: - Каждый говорит: Ну, Бог же видит, что мне нужно? Ну, почему?

прот. Дмитрий Смирнов: - Бог видит, что тебе не нужно. Это – блажь.

прот. Александр Березовский: - Когда человек молится не о себе даже, а о другом, прося тому исцеления в болезни или помощь в обстоятельствах. Все равно Господь порой медлит, видя, что человеку …

прот. Дмитрий Смирнов: - Просто Господь лучше знает, кому, что, когда и вообще надо ли. Просто некоторые люди немножко забываются: кто Бог и кто ты?

прот. Александр Березовский: - И при этом Господь все-таки дает нам такую возможность: просить.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно.

прот. Александр Березовский: - Зная лучше за нас, что нам в этот момент необходимо.

прот. Дмитрий Смирнов: - Безусловно. И Он прежде нашей просьбы знает, что нам нужно.

прот. Александр Березовский: - И знает, что Он сделает.

прот. Дмитрий Смирнов: - И это знает, конечно.

прот. Александр Березовский: - И тогда зачем нужна наша просьба?

прот. Дмитрий Смирнов: - Можно и ни с чем не обращаться. Ангелы же не обращаются с просьбами к Богу.

В Библии сказано: «Возлюби ближнего своего как самого себя» . А как правильно любить себя? И нужно ли вообще себя любить?

прот. Дмитрий Смирнов: - А тут, знаете как, нужно или не нужно, но каждый человек себя любит. Каждый человек хочет, чтобы если он что-то натворил, его не ругали, а сразу прощали. Каждый человек хочет все время пятерки получать, хотя их и не заслужил. И так далее. А почему это происходит? Он любит себя. Каждый человек к себе несправедлив.

прот. Александр Березовский: - Он к себе милостив.

прот. Дмитрий Смирнов: - Очень милостив. И поэтому Господь и дал именно такую формулировку: «ближнего как самого себя ». Что не хочешь себе, не желай того и ближнему.

прот. Александр Березовский: - Господь даже толкует эту заповедь таким образом.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно. Любовь к себе – это хорошо к себе относиться.

прот. Александр Березовский: - А когда человек ругает себя, и действительно это обосновано…

прот. Дмитрий Смирнов: - Обычно он ругает, потому что стоит в такой позе. Я, мол, великий грешник. Ему так нравится, что если грешник - то уж обязательно великий.

прот. Александр Березовский: - Но тем самым он подчеркивает …

прот. Дмитрий Смирнов: - Подчеркивает свою гордость и желание обратить на себя внимание и то, какой он вообще продвинутый человек.

прот. Александр Березовский: - Но Богу эту продвинутость доказывать не надо.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Бог все видит.

прот. Александр Березовский: - Ну, человеку такая вот форма нужна …

прот. Дмитрий Смирнов: - Фарисейство очень въелось в людей, поэтому Господь говорит: «Берегитесь закваски фарисейской» – которая есть лицемерие. Это все великие грешники –лицемеры и фарисеи. Они противны Богу.

прот. Александр Березовский: - Но путь к истинному покаянию не проходит такой этап – сначала, может быть …

прот. Дмитрий Смирнов: - Не знаю, у кого-то, может быть, и проходит. Но этот этап не связан с покаянием.

прот. Александр Березовский: - То - есть, это не обязательное такое …

прот. Дмитрий Смирнов: - Да нет, это просто демонстрация того, чего нет. Попытка зарекомендовать себя, проявить …

прот. Александр Березовский: - Но не детское пока понимание? Не понимают сути люди – хотя бы внешне …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, детское в том смысле, что это несусветная глупость. Ну, в этом – да, пожалуйста.

Чтобы стать милосердным и сострадательным, достаточно ли творить дела милосердия и молиться Богу?

прот. Дмитрий Смирнов: - Достаточно, конечно. Но только ведь, даже творя дела милосердия, человек может забыть, в чье имя он это делает. Всякие милосердные дела, если они не во Христе - вредоносны.

прот. Александр Березовский: - То есть, само по себе добро вредно?

прот. Дмитрий Смирнов: - Возможно.

прот. Александр Березовский: - Ну, это если человек тщеславится, превозносится …

прот. Дмитрий Смирнов: - А он обязательно тщеславится.

прот. Александр Березовский: - То есть творить добро, не тщеславясь, не возможно?

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно. Это только совершенные люди могут.

прот. Александр Березовский: - И как нам быть в этой ситуации, если творя добро …

прот. Дмитрий Смирнов: - На вопрос «как быть» - всегда так: молись Богу.

прот. Александр Березовский: - Если знаешь диагноз.

прот. Дмитрий Смирнов: - Вот.

прот. Александр Березовский: - Потому что надо же знать, о чем молиться-то.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно.

-Когда мы творим беззакония и всякие мерзости, не оскверняем ли мы тем самым Бога?

прот. Дмитрий Смирнов: - Бога невозможно осквернить.

прот. Александр Березовский: - Мы оскверняем себя тем, что творим.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно. Бог живет в Свете Невечернем. Нам туда не проникнуть никогда. Он творец, а мы твари. Это совершенно разные категории.

прот. Александр Березовский: - Да и, вот, порой теряется грань между Творцом и тварью, и тварь замахивается на своего Творца.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это просто горделивая наглость и глупость. Потому что каждый гордый – он глупый.

прот. Александр Березовский: - И Бог все это терпит.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Смиренно и кротко. Потому что Бог любит свое творение.

прот. Александр Березовский: - А творение вопрошает: где справедливость? Возмущаясь тем, как ему плохо живется.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нельзя сказать, что ему плохо живется на самом деле. Это просто его такое восприятие.

прот. Александр Березовский: - Ну, все относительно. Если человека посадить в темную яму, то ему прежняя жизнь покажется раем. А так роптал, так жаловался на нее.

Почему одни люди позволяют себе оскорблять других? И что их за это ожидает?

прот. Дмитрий Смирнов: - Человек, который это спрашивает, хочет мести.

прот. Александр Березовский: - Видно, попал под такое оскорбление.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Хочет, чтобы за него отомстили.

прот. Александр Березовский: - Когда сам творит человек беззакония, он не очень думает, что ему за это будет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну конечно, да. Человек ищет к себе снисхождения.

прот. Александр Березовский: - Или заранее уже себе простил то, что еще только собирается сделать.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну да, что особенного? И некоторые говорят: «Все так делают».

прот. Александр Березовский: - Ну, это любимая форма оправдания. Потому что твой грех в массе теряется.

прот. Дмитрий Смирнов: - Вроде и не грех. Все равно, как ни крути, ты меньше убьешь народу, чем Барак Обама, например. Ну, никак не удастся тебе столько убить! И получить Нобелевскую премию мира. Это вообще надо ухитриться.

прот. Александр Березовский: - Это говорит о том, какими ценностями живут люди.

По телевидению набирают обороты передачи, например, «Лучше всех», где маленькие дети удивляют взрослых своим умением и познаниями. Например, четырехлетний ребенок знает геометрию на уровне средней школы. Батюшка, скажите, а такое выпячивание детских достижений не вредно ли для детей? И как потом, на ваш взгляд, сложится их жизнь?

прот. Дмитрий Смирнов: - Я не могу сказать, как складывается, но это бесконечно отвратительное антипедагогическое действо. Каждый выход на сцену, эти клоуны, которые их встречают …

прот. Александр Березовский: - Очень популярны сейчас такие шоу, где задействованы дети.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, что делать? Все на продажу. И даже дети.

прот. Александр Березовский: - И родители хотят, чтобы ребенок туда попал.

прот. Дмитрий Смирнов: - Родители - потому что они сами - дети своего времени.

прот. Александр Березовский: - То есть, им хочется похвалиться хотя бы этим.

прот. Дмитрий Смирнов: - Похвалиться из тщеславия. О детях же мало кто думает. Именно об их душе.

Если люди, будучи в венчанном браке, разводятся - насколько это плохо для их будущей жизни?

прот. Дмитрий Смирнов: - А что имеется в виду под будущей жизнью?

прот. Александр Березовский: - Ну, они же как-то продолжают жить после развода.

прот. Дмитрий Смирнов: - А, в этом смысле? Да по-разному бывает.

прот. Александр Березовский: - Ну, и конечно, в будущем веке.

прот. Дмитрий Смирнов: - Разрубили человека пополам и спросили: как ты себя чувствуешь?

прот. Александр Березовский: - То есть развод сродни такому разделению.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, такой операции. Что такое развод? Это четвертование семьи. Только что у меня родился этот афоризм.

прот. Александр Березовский: - Разделяют все, что некогда было едино.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да.

прот. Александр Березовский: - Не только муж с женой разводятся, но все …

прот. Дмитрий Смирнов: - Но с другой стороны бывают такие преступления, что человека четвертуют. Там Емелька Пугачев, например.

прот. Александр Березовский: - Ну, там все-таки человек согрешил тяжко, а здесь …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну и в браке люди согрешают, бывает, тяжко.

прот. Александр Березовский: - Ну, чаще причины развода все-таки такие …

прот. Дмитрий Смирнов: - Самая частая – алкоголизм одного из супругов. Чаще мужчины, реже женщины. Но тоже сейчас женщины пьют порой …

прот. Александр Березовский: - ...не меньше мужчин.

прот. Дмитрий Смирнов: - Наравне.

прот. Александр Березовский: - Ну, алкоголизм – это же психическое заболевание …

прот. Дмитрий Смирнов: - Хорошо. Человек, страдающий психическим заболеванием, заходит в поезд метро и убивает 50 человек. И что, суда не будет? Не будет следствия? Не будет наказания?

прот. Александр Березовский: - Все будет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Так какая разница?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет, не надо.

прот. Александр Березовский: - То есть, эта кажущаяся польза не очевидна?

прот. Дмитрий Смирнов: - Что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Если врач дает совет, ты можешь этот совет дать какому-то другому человеку? Ты же не врач!

прот. Александр Березовский: - Люди всегда говорят: но мне же помогло.

прот. Дмитрий Смирнов: - А другого это убьет.

прот. Александр Березовский: - То есть здесь просто исходить из собственного опыта маловато?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да это вообще.

прот. Александр Березовский: - А ведь народная медицина так и возникла: кто-то попробовал на себе и стал другим предлагать.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Не кто-то. Сотнями лет люди пользовались и передавали из поколения в поколение этот опыт познания. В основном - трав и кореньев.

прот. Александр Березовский: - Люди делились своим опытом, и таким образом появилось это направление…

прот. Дмитрий Смирнов: - Но мы же не знаем, сколько людей умерло в страшных мучениях после этой дележки? Ну, например, если у человека болит живот – дать ему грелочку. А если у него перитонит? Что тогда?

прот. Александр Березовский: - Ну, это все.

прот. Дмитрий Смирнов: - Смерть. Ну, как? Сколько раз на живот клали грелочку – и все проходило. А тут надо лед класть.

прот. Александр Березовский: - Да, тут, конечно, неплохо бы разобраться, что с человеком происходит.

прот. Дмитрий Смирнов: - Для этого доктор нужен. Человек, которого учили. И учили в хорошем ВУЗе. И человек должен хорошо учиться, а не пиво пить.

Я из мусульманской семьи, но христианство мне по духу ближе. Я хотела бы принять святое крещение, но мама уже старенькая, она этого не переживет. Боюсь ее убить. Посоветуйте, как быть? Может, не торопиться с крещением?

прот. Дмитрий Смирнов: - Вообще, торопиться не надо, только если поезд уже отходит.

прот. Александр Березовский: - То есть - подождать, когда уже мама …

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Это разное. А потом, необязательно же взрослому человеку докладывать маме о своей внутренней духовной жизни.

прот. Александр Березовский: - То есть, мама может просто остаться в неведении.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну да. Если ее это как-то огорчает, необязательно ей об этом сообщать. Это же элементарно. Даже доктора часто не сообщают, что у тебя рак 4-й степени. Ну, если человек сам не понимает, что его уже облучали, назначали 6 раз химиотерапию - что у него рак, он не понимает. Ну, и не надо с ним беседовать, значит, он просто прячет голову под крыло. Не хочет об этом думать, рассуждать.

прот. Александр Березовский: - Некоторые видят в этом обман. Считают, что если я умалчиваю, тем самым обманываю.

прот. Дмитрий Смирнов: - Умалчивание – это не обман. Надо говорить всегда только правду, одну только правду. И ничего кроме правды. Но не всю.

прот. Александр Березовский: - То есть, надо подумать, что сказать и кому.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно. Вот, например, ребенок шести лет. И мама будет ему рассказывать, почему она ушла от папы. Все, весь анамнез. С чего он начал, что было в середине, чем это все закончилось.

прот. Александр Березовский: - Но вряд ли поймет, и точно пользы не будет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, так это очевидно. Что стар, что млад. Зачем мамочку напрягать? Ее надо любить, уважать, почитать.

прот. Александр Березовский: - Ну, мама порой очень требовательна в плане исполнения своих указаний…

прот. Дмитрий Смирнов: - Мама может быть требовательна, но надо тоже маме понимать. Потому что оставит человек отца и матерь, и прилепится к жене своей . И будут два в плоть едину . Как только дитя достигло совершеннолетия, то маманя становится уже в определенную очередь.

прот. Александр Березовский: - Должна как бы вставать …

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Ну, мало ли, кто чего кому должен. Люди часто поступают по страсти, а не потому, что, как надо. Но это не обязательно, если, допустим, какой-то родственник, в пьяном виде, что-то заставляет делать. Например: «Выпей с нами!». Можно свободно поступать так, как ты хочешь. Например, не пить. Или пить, но не с ними. Какая такая есть обязанность?

прот. Александр Березовский: - Батюшка, вот из раза в раз, каждую неделю по нескольку вопросов о семейных отношениях именно с мамой. Которая не принимает образ жизни своих взрослых детей, влияет на внуков, требует …

прот. Дмитрий Смирнов: - Надо с такой мамой разводиться немедленно.

прот. Александр Березовский: - Вот как пишет: боюсь, что она этого не переживет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, она не переживет очень многого, например, третьей мировой войны. А может быть этого лета. Что значит – не переживет? Человек сам создает проблему, а потом ее не переживает. Ну, так и что тут сделаешь? Вот пример. Маме сколько раз говорили: когда вешаешь белье на балконе - не вставай на табурет. А она не слушает. Встает – падает, ломает шейку бедра, через 4 недели отправляется на тот свет. Хоть ей говори, хоть нет. Хоть все табуретки переломай в доме.

прот. Александр Березовский: - Все равно встанет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну. Потому что всегда вставала – и вдруг не вставать- как это?! Ну, не хочешь слушаться – лежи в пролежнях.

прот. Александр Березовский: - А дочь потом будет себя корить из-за нее.

прот. Дмитрий Смирнов: - А, пожалуйста, пусть корит, но она ни в чем не виновата, дочь-то. Но есть такие люди, которые любят себя корить – ну, и кори, если хочется.

прот. Александр Березовский: - Да, таких много.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

прот. Александр Березовский: - Причем, находят причину для укоров там, где ее просто нет, вообще, в принципе.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Ну, потому что не знают элементарных вещей, например, что жизнью и смертью распоряжается только Бог.

прот. Александр Березовский: - Ну, понимают, вроде бы признают, но все равно вина гложет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да это искушение бесовское. Хочет бес ввести человека в отчаяние.

прот. Александр Березовский: - Или семью разрушить. Вот приходит такая как-то и говорит: «Я понимаю, что мне надо выбирать между семьей и моей мамой, но я, наверное, маму не смогу оставить».

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, значит, человек идет против Бога. Ну, так каждый человек может идти против Бога. А многие люди идут против закона, а большинство у нас людей идут против своих детей - вместо того, чтобы их рожать, они их убивают.

прот. Александр Березовский: - Ну, да. Мир, в общем, достаточно абсурден.

прот. Дмитрий Смирнов: - Абсолютно. Не достаточно, а просто вообще мы живем в театре абсурда.

В послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Жены ваши в Церквах да молчат» . Почему? Ведь женщины порой крепче в вере, чем мужчины. Пример тому жены-мироносицы, а равноапостольная Нина целую страну Иверскую ко Христу обратила.

прот. Дмитрий Смирнов: - А может, она обратила своим молчанием?

прот. Александр Березовский: - С проповедью же ходила! Но какова же была эта проповедь!

прот. Дмитрий Смирнов: - Поразила – женщина – и молчит.

прот. Александр Березовский: - Батюшка, ну, вы видите, и все время сами это повторяете, что основа наших приходов - все-таки женщины. Их больше, чем мужчин …

прот. Дмитрий Смирнов: - И они молчат. А когда они начинают говорить, то уже ничего не слышно больше в Церкви.

прот. Александр Березовский: - То есть при всей своей твердости и порой самоотверженности – все-таки молчи.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, это разные качества. Самоотверженность – хорошо. Твердость – хорошо. Все это хорошо. Молитвенность – хорошо. А лишние разговоры – плохо.

прот. Александр Березовский: - Как трудно, когда нужно молчать! Особенно, когда …

прот. Дмитрий Смирнов: - Тебя не спрашивают.

прот. Александр Березовский: - Да. Тебя не спрашивают, но хочется помочь.

Как и чем я могу искупить грех аборта?

прот. Дмитрий Смирнов: - Никак и ничем. Потому что даже, если сто детей возьмешь и воспитаешь как родных, но тот, которого ты убил, не воскреснет. Можно только умолять Спасителя о прощении.

прот. Александр Березовский: - Но при этом можешь брать детей, воспитывать их, заниматься благотворительностью. То есть, все это…

прот. Дмитрий Смирнов: - Все это никак не повредит.

прот. Александр Березовский: - Все это хорошо, да.

прот. Дмитрий Смирнов: - А чего ж тут плохого-то?

прот. Александр Березовский: - Но сказать, что это искупление …

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Искупитель у нас Христос.

прот. Александр Березовский: - Он за нас принес жертву искупительную. А то, что люди как бы себя в жертву приносят чужим детям или уходу за …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, это как плоды покаяния. У покаяния же должен быть плод. Вот, например, я занял денег и не отдаю. Потом подхожу: ты меня прости, я у тебя денег занял и не отдал. И что, этого достаточно?

прот. Александр Березовский: - Надо отдать. По крайней мере, договориться о рассрочке.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, в общем, как-то решать.

прот. Александр Березовский: - А здесь, когда человек совершил убийство, здесь же никоим образом не вернешь жизнь человеку.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно, никак.

прот. Александр Березовский: - То есть человек просто живет с этой виной.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. До конца своих дней. И на свете том.

прот. Александр Березовский: - Но если Господь прощает, то человек очищается в момент перехода в иную жизнь.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это не механически.

прот. Александр Березовский: - Но мы здесь не можем сказать, в какой момент происходит прощение.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это не в момент, уж точно.

прот. Александр Березовский: - Ну, наверное, в течение всей жизни.

прот. Дмитрий Смирнов: - Может быть и так.

В послании к Римлянам апостол говорит: «Пусть все подчиняются властям, потому что всякая власть от Бога, и все существующие власти поставлены Богом» . А если власть богоборческая - как ей подчиняться?

прот. Дмитрий Смирнов: - А куда ты денешься? Уж нам-то русским, не знать? Мы это проехали уже.

прот. Александр Березовский: - Либо будешь расстрелян этой богоборческой властью, либо ей подчинись. И вот кто-то избрал первое, кто-то второе.

Скажите, пожалуйста, что значит предать себя в руки Божии?

прот. Дмитрий Смирнов: - Это значит, так устроить свою жизнь, что Господь будет руководить нами через Свои заповеди.

прот. Александр Березовский: - Часто люди повторяют: да будет, Господи, воля Твоя.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, молодцы. Пусть повторяют. Но это не в многословии будешь услышан. А только если будешь творить волю Господа.

прот. Александр Березовский: - Человек возжелал сотворить волю Божию, что ему мешает?

прот. Дмитрий Смирнов: - Непонимание того, что есть воля Божия.

прот. Александр Березовский: - То есть, человек подменяет волю Божию своим хотением.

прот. Дмитрий Смирнов: - Может подменять. Ему чего-то приспичит, а он начинает считать, что это воля Божия.

прот. Александр Березовский: - Говорит: ну, я молился и вот, кажется, мне Господь таким образом ответил.

прот. Дмитрий Смирнов: - Но «кажется» хорошее слово – оно ключевое здесь.

прот. Александр Березовский: - А как понять человеку, действительно ли …

прот. Дмитрий Смирнов: - А никак. Чтоб знать волю Божию, надо быть духовным человеком. Если ты не такой, то и не лезь в те вопросы, которые выше твоего ума.

прот. Александр Березовский: - Человек хочет жить по - Божьему.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, у тебя есть Писание? Вот и живи.

прот. Александр Березовский: - То есть, все соизмеряй с тем, что написано в Евангелии. Батюшка, а вам приходилось сталкиваться с тем, что люди странно понимают Евангелие? Говорит: я читаю каждый день, и при этом …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, ведь как? Есть такое выражение: чтущие не разумеют. И все. Я каждый день с таким явлением сталкиваюсь.

прот. Александр Березовский: - То есть, человек вроде бы и читает, а до него не доходит. Господь ему не открывает ум разуметь писаное. В чем причина?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Чтобы ум открылся, человек должен быть к этому готов. А чаще бывает, что там нечего открывать-то.

прот. Александр Березовский: - Ну, как? Совсем без ума не бывает.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Но это имеется в виду ум Христов. А не ум, как делать деньги или как их проматывать.

прот. Александр Березовский: - Если человек берет Евангелие и читает его не один раз, а каждый день, наверное, он собирается исполнять то, что там написано.

прот. Дмитрий Смирнов: - Не факт. Ему сказали: читай каждый день по главе. Он так все и делает. А количество что-то в качество не переходит.

прот. Александр Березовский: - То есть, чего не хватает человеку, чтобы уразуметь Священное Писание?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, есть молитва даже: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Богоразумия нетленный свет, и мысленные отверзи очи». Вот.

прот. Александр Березовский: - То есть, прошения к Богу не хватает?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно.

Что делать, когда на молитве приходят помыслы тщеславия или осуждения других людей, и никак нельзя их прогнать?

прот. Дмитрий Смирнов: - То есть, как нельзя?

прот. Александр Березовский: - Видно не прогоняется.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, сделал 40 поклонов с молитвой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного , и он уйдет.

прот. Александр Березовский: - Помыслы на молитве – это общие …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну да, конечно, бесу-то не нравится, что мы молимся, конечно, он будет все время мешать. У него работа такая.

прот. Александр Березовский: - Одна женщина пришла сегодня и говорит: нестроения у меня с сестрой. Начала молиться о них – такие, говорит, нападения начались, такие страсти, с той стороны. Говорит, я уж прямо даже не знаю, оставить, что ли, молитву? Вот, человек столкнулся с таким …

прот. Дмитрий Смирнов: - Если оставить – значит, бес победил.

прот. Александр Березовский: - Да. Человек испугался противления со стороны беса.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да сколько угодно. Некоторые даже батюшки говорят: ты не молись, а то искушения будут. Апостол говорит: радуйся, когда впадаешь в искушения. А батюшка говорит: что ты, не надо, а то будут искушения. Прямо против апостола говорит батюшка. Я все время с этим сталкиваюсь. Специалисты такие!

прот. Александр Березовский: - А еще говорят, что тебе не по силам молиться за них. То есть, тут нужна особая молитва духовного человека.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это возможно такое. Да. Потому что человек часто берет на себя такое вот послушание, а это выше его сил.

прот. Александр Березовский: - Но если человек будет просто каждый вечер, например, просить за другого Господа о помощи, почему выше сил?

прот. Дмитрий Смирнов: - А потому что если он будет просто механически читать, то это не два ни полтора, а если молиться, это требует очень большой духовной энергии.

прот. Александр Березовский: - То есть человек может просто не хватить этой духовной энергии для такого каждодневного молитвенного подвига?

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно.

Когда надо начинать приучать ребенка к посту? С чего начать ему поститься?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, с самого вредного. Со сладкого.

прот. Александр Березовский: - То есть, предложить ему воздерживаться в какие-то дни от сладостей. А как объяснить ребенку необходимость этого воздержания? Ну, кроме, конечно, здоровья?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Сказать: ты уже большой. Папа постится, мама постится. Ты хочешь начать, как папа? Хочу. Вот у нас в семье, первый начал поститься папа. А мы уже за ним все потянулись.

прот. Александр Березовский: - Папа был таким авторитетом непререкаемым?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ничего подобного. Просто тихо постился - и все.

прот. Александр Березовский: - А почему вы решили ему подражать?

прот. Дмитрий Смирнов: - Не знаю. Это было очаровательно.

прот. Александр Березовский: - То есть, то, что человек может так спокойно от чего-то отказаться.

прот. Дмитрий Смирнов: - Папа стал авторитетом уже после смерти.

прот. Александр Березовский: - Когда начали уже осмысливать его пример?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно. Подросли.

прот. Александр Березовский: - Ну вот, интересно. Порой понимание важности человека для тебя приходит, когда этот человек уже ушел из жизни?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

прот. Александр Березовский: - Однажды пришел ко мне молодой человек, ну, не очень молодой, лет под сорок. И говорит: вы знаете, почему я пришел? В детстве меня бабушка воцерковляла: научила молитве, ко причастию водила. Потом она умерла, и больше некому было водить, и я как-то это дело забыл. А вот сейчас, когда у меня в жизни возникли трудности, я вдруг вспомнил ее образ, ее пример. И мне захотелось пойти в храм…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Проросло.

прот. Александр Березовский: - Да. Вот это вот удивительно, конечно. А некоторые пожилые люди говорят: ну, столько молюсь, столько прошу, вот, успею ли увидеть плоды своих молитв? А вот не всегда Господь дает увидеть плоды молитв.

Мы с мужем сделали большую ошибку, подарили 12-летнему сыну смартфон. И он теперь с ним не расстается. Стал от него зависим, никакие уговоры или ограничения не помогают. Хотим его забрать. Но как, на ваш взгляд, правильно ли это? Или только ухудшит наши отношения?

прот. Дмитрий Смирнов: - Я не знаю. Вы отберите, а потом посмотрим.

прот. Александр Березовский: - Потому что люди часто говорят, что ребенок просто одержим этой игрушкой …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, каждый папа или мама, каждый родитель, покупая этот смартфон, он, что, не слышал, что возникает зависимость? По-моему, всем уже уши прожужжали. И ребенок со своей стороны: мама, у всех есть, а у меня нет. Он тоже прожужжал.

прот. Александр Березовский: - Но есть еще такое авторитетное мнение, что человек должен быть социально подготовлен к будущей жизни, поэтому нельзя его ограждать от того, что происходит в мире. А через компьютер он познает мир.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, но он познает. Но ведь есть такая информация, которая считается вредной для детей, а там он имеет доступ к этой информации. Она отовсюду лезет.

прот. Александр Березовский: - И она овладевает им, прежде всего.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, конечно. Она его развращает.

прот. Александр Березовский: - Но об этом, то ли не думают, то ли надеются, что у него хватит …

прот. Дмитрий Смирнов: - Я не знаю, даже просто не хочу на эту тему даже говорить. Очередное безумие. Ну как потреблять героин, кокаин, всякие спайсы? Что людьми двигает? Чтобы стать идиотом и умереть в муках?

прот. Александр Березовский: - Никто об этом не думает, когда дитя начинает принимать героин или ему покупают компьютер. Они не думают, что будет плохо. Их радует блеск в глазах ребенка, его счастливая физиономия. Как он счастлив, как ему хорошо.

Мой сын лет до восьми с радостью ходил в храм, мы вместе молились дома, ездили по святым местам. Потом стал охладевать, отказываться. Сейчас ему 15 – совсем другой человек. Говорит, что теперь ему это неинтересно. Отошел от Церкви. Как мне вести себя в этой ситуации? Чем я могу ему помочь?

прот. Дмитрий Смирнов: - Уже ничем.

прот. Александр Березовский: - То есть, это охлаждение, оно из-за неправильного воспитания произошло или от чего?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно, неправильного. Чтобы воспитать ребенка христианином, нужно его оградить от влияния внешнего мира, включая и школу.

прот. Александр Березовский: - То есть в большинстве случаев это недостижимая цель?

прот. Дмитрий Смирнов: - В большинстве случаев это абсолютно достижимо. Просто люди этого боятся, не хотят. Завися от так называемого общественного мнения. И так далее. Потом так привыкли.

прот. Александр Березовский: - А если человек говорит: я не учитель, я не умею преподавать …

прот. Дмитрий Смирнов: - А почему ты не учитель? Если 5-летний ребенок может выучить геометрию на уровне средней школы, почему ты не можешь?

прот. Александр Березовский: - Но учительствовать не каждому же дано?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, и что же? Большинству не дано, они же все учительствуют! У нас вообще школа вся бабья. А ведь учитель – это же мужская профессия.

прот. Александр Березовский: - Ну, и из-за нехватки мужчин …

прот. Дмитрий Смирнов: - Да не нехватки, а так устроено.

прот. Александр Березовский: - Когда-то было все-таки правильно. А когда мужчин стало не хватать …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, когда-то были мужчины, сейчас их вообще нет в природе.

прот. Александр Березовский: - Что, совсем исчезли?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, практически, да.

прот. Александр Березовский: - Ну, вообще-то, некоторые похожи на них.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Внешнее сходство есть. Даже очень мужественные. С виду.

прот. Александр Березовский: - А чего же им не хватает?

прот Дмитрий Смирнов: - Не хватает ума, воли.

прот. Александр Березовский: - Но, может, жизнь сама от них не требует такого?

прот. Дмитрий Смирнов: - Не жизнь, а мамочка не требует. «Кушай кашку».

прот. Александр Березовский: - То есть, причина - женское воспитание.

прот. Дмитрий Смирнов: - Абсолютно.

прот. Александр Березовский: - Ну, не все же семьи…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, я надеюсь, что у нас в Дагестане не все семьи.

прот. Александр Березовский: - Ну, батюшка, Дагестан, Чечню не будем брать…

прот. Дмитрий Смирнов: - Почему не будем? Это наша родина.

прот. Александр Березовский: - У них там ситуация иная. А про русских что сказать?

прот. Дмитрий Смирнов: - А почему мы не можем изменить ситуацию?

прот. Александр Березовский: - Наверное, люди бы тоже хотели этого …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, если бы хотели - сделали бы. А не сделали, значит: «кушай деревянной большой ложкой». Жуй только лучше, а то подавишься.

прот. Александр Березовский: - Ну, люди раз спрашивают - значит, эта ситуация их не оставляет равнодушными? Они хотят что-то переменить.

прот. Дмитрий Смирнов: - Чего хотят? Ну, меняй.

прот. Александр Березовский: - Ну, вот сыну 15.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, поезд-то уже ушел. Он уже паспорт имеет.

прот. Александр Березовский: - То есть, повлиять как-то, попытаться, по крайней мере.....

прот. Дмитрий Смирнов: - Можно.

прот. Александр Березовский: - Но без шантажа.

прот. Дмитрий Смирнов: - Без шантажа. Берешь компьютер, и молотком – раз!

прот. Александр Березовский: - А он говорит: подожди, у меня все уроки заданы по компьютеру.

прот. Дмитрий Смирнов: - Не знаю, не мое дело.

прот. Александр Березовский: - Сейчас детям уже во втором классе задают сделать презентацию. То есть надо найти в интернете.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, хорошо. Иди, работай, делай презентацию. Не забудь купить поесть. Потом - зачем презентация, если человек уже в зависимости? Он там ВКонтакте сидит всю ночь, утром не может встать.

прот. Александр Березовский: - Ну вот, и бьют в колокол: беда, помогите.

прот. Дмитрий Смирнов: - Надо не в колокол бить, помогите. Тут нечего помогать. Что, инвалид безногий? Так инвалиды без ног Олимпийские игры выигрывают. Какая воля!

прот. Александр Березовский: - Таких людей несколько десятков.

прот. Дмитрий Смирнов: - Остальные вымрут, как мамонты.

прот. Александр Березовский: - Ох, какая перспектива, батюшка!

прот. Дмитрий Смирнов: - Мамонты были тоже сильные, у них были бивни.

прот. Александр Березовский: - Не помогло.

прот. Дмитрий Смирнов: - Они же вымерли.

прот. Александр Березовский: - Да, перспектива не очень радостная, но надежда есть?

прот. Дмитрий Смирнов: - Надежды – сколько угодно.

прот. Александр Березовский: - Мы все спасены в надежде, говорит апостол.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

прот. Александр Березовский: - Надеюсь, что все-таки …

прот. Дмитрий Смирнов: - А я тоже, иначе как служить в Церкви, если нет надежды? Надеемся на Бога и на Его милость, на остатки здравого смысла, которые есть в нашем народе. А нет – значит все, наша история закончилась.

прот. Александр Березовский: - Не хотелось бы.

прот. Дмитрий Смирнов: - Мне-то точно нет. Я очень люблю и нашу историю, и наш народ, и, вообще, все, что связано с нашей культурой. Мне каждый храмик как родной.
Всего доброго. До свидания.

Несомненно, перед нами ѓалаха — недвусмысленное постановление Ѓиллеля, заключающееся в том, что у других 612 заповедей Торы и у всего остального, что в Торе содержится, нет никакого превосходства над единственной заповедью: «Возлюби …». Ибо всё, кроме нее, предназначено лишь истолковать ее нам, чтобы сделать для нас возможным ее ревностное исполнение. Именно потому и сказано с полной определенностью: «Всё остальное — комментарий. Иди и учи».

Итак, вся остальная Тора — истолкование единственной этой заповеди любви, истолкование, без которого ее невозможно воплотить в жизнь.

3. Прежде чем вникнуть в проблему во всей ее глубине, нам следует сосредоточить внимание на самой этой заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Слова «как самого себя» призывают каждого из нас любить ближнего своего в той же мере, в какой мы любим себя — и ни в коем случае не меньше. Это означает, что я обязан постоянно быть начеку, с тем чтобы удовлетворить потребности всякого человека, принадлежащего к народу Исраэля, — точно так же, как я постоянно нахожусь на страже собственных интересов и потребностей.

Однако осуществление этой цели представляется совершенно невозможным. Ведь не каждый способен за свой трудовой день в достаточной мере обеспечить даже свои собственные потребности. Как возможно тогда возложить на человека еще и бремя забот о целом народе?

А с другой стороны, нельзя и помыслить, что Тора допускает здесь преувеличение, поскольку Тора же предостерегает нас: «Не прибавь и не убавь !» — тем самым указывая нам, что все ее законы, включая каждое слово, высказаны с предельной точностью.

4. И если сказанного недостаточно, то я скажу тебе, что пшат — самое простое толкование заповеди — требует от нас еще большего, а именно: предпочесть нужды наших ближних нашим собственным нуждам, как сказано в комментарии к стиху, посвященному рабу-еврею: «Ибо хорошо ему с тобой!..». Вот эти слова: «В том случае, когда есть у него только одно ложе и он сам возлежит на нем, не уступая его рабу, — он не исполняет предписание, подразумеваемое стихом: “Ибо хорошо ему с тобой”. Ведь он возлежит на ложе, а раб лежит на земле. А если не возлежит на нем и не отдает его рабу, он уподобляется жителям Содома. Отсюда вытекает, что — хочешь, не хочешь — надо уступить ложе рабу, самому же господину следует устроиться на земле» .

Мы видим, таким образом, что Писание преподносит нам тот же урок любви к ближнему (что и раби Акива и Ѓиллель), приравнивая нашу обязанность удовлетворять нужды ближнего к неизбежной необходимости удовлетворять наши собственные нужды. И в соответствии с приведенным примером, в том случае, если есть у тебя единственный стул, а у ближнего твоего нет ни единого, действует та же ѓалаха — та же норма поведения. Тот, кто сам сидит на своем единственном стуле, не уступая его ближнему, преступает заповедь «Возлюби …», поскольку предпочитает свои нужды нуждам ближнего. Тот же, кто сам не сидит на стуле и не предлагает его ближнему, совершает грех, равный содомскому. Наша обязанность — предложить стул ближнему, самим же нам следует сесть на землю или стоять.

И само собой разумеется, что тот же закон действует по отношению к любой собственности, которой мы обладаем и которая отсутствует у нашего ближнего. И уже исходя из этого тебе предстоит ответить на вопрос, выходит ли исполнение этой заповеди за пределы возможного.

5. Но прежде всего нам следует понять, почему Тора была дана именно народу Исраэля, а не в равной мере всем, пребывающим в этом мире. Есть ли в этом, упаси Бог, нечто от «национализма»? Разумеется, только лишенный рассудка способен помыслить подобное. Еще наши мудрецы, благословенна их память, рассмотрели этот вопрос. И именно он имеется в виду, когда они говорят:

«Снова и снова предлагал ее (Тору) Святой, благословен Он, всем народам и языкам, но не приняли ее, как известно » .

То, что, по их словам, действительно представляется трудным, — это вопрос, почему мы названы избранным народом в соответствии со сказанным: «Тебя избрал Господь …». Ведь по сути и не оказалось ни одного другого народа, который возжелал бы Тору! Возникают и другие затруднения.

Возможно ли, что Святой, благословен Он, Сам являлся диким народам с Торой в руке Своей и обращался к ним Сам, либо через посредство пророков? Ни о чем подобном никогда не доходило вести, да и сердце того не приемлет…

6. Однако, когда мы как следует (в соответствии с наставлениями наших мудрецов, ז״ל) постигнем сущность Торы и заповедей, данных нам, и уясним себе чаемые последствия их воплощения, то есть цель всего великого творения, простирающегося перед нами, — тогда мы поймем всё.

Наша исходная посылка состоит в том, что нет действия без цели и что исключение составляют лишь действия умственно отсталых людей или поведение ничего не смыслящих младенцев. И потому нельзя и помыслить, что безмерно возвышенный Творец, ית׳, свершит хоть что-то — малое или великое — без всякой цели, упаси Бог.

Мудрецы наши, благословенна их память, указали нам на то, что мир сотворен только и только для воплощения Торы и заповедей. А это означает, как разъяснили благословенной памяти ѓа-ришоним , что намерение Творца, ית׳, относительно творения изначально состояло в том, чтобы возвестить о Своей Божественности отличному от Себя другому .

Но возвещение Его Божественности воспринимается всем сотворенным в той мере, в какой его осеняет исходящая от Него сладостная благодать , которая, все разрастаясь, достигает желаемой полноты. Тем самым в подлинном прозрении возвышаются низменные, чтобы стать колесницей Благословенного, чтобы прилепиться к Нему и достичь предельного совершенства, чтобы «глаз не видел Бога, кроме Тебя » .

Это состояние предельного совершенства исполнено такого несравненного величия и великолепия, что и Тора и пророчества воздерживаются высказать о нем хоть единое слово. Намек на это содержится в Талмуде: «Все пророки пророчествовали только (о временах, простирающихся) до дней Машиаха, но мира грядущего глаз не видел , Боже, кроме Тебя ». Посвященные знают об этом, но здесь нет места для продолжения темы.

В Торе и в речениях мудрецов, ז״ל, для выражения этого состояния совершенства служит простое слово «двекут» (привязанность, приобщение, нерасторжимость, от глагола «прилепиться»). В устах толпы это слово почти утратило всякое содержание, но если хоть на краткий миг сосредоточить свою мысль на этом слове, то будешь ошеломлен его непостижимой высотой: в нем запечатлено и Божественное начало, и несравненное достоинство, присущее ничтожному человеку.

Тогда ты сможешь отдать должное отношениям безграничной привязанности одного к другому и поймешь, почему мы утверждаем, что в этом слове — двекут — выражена цель всего великого творения.

Из сказанного нами вытекает, что цель всего творения в том, чтобы ничтожные сотворенные существа смогли — через исполнение Торы и заповедей — подниматься все выше и выше, все более прозревая, пока не удостоятся они прилепиться к их Творцу, да будет Он благословен и превознесен .

7. Но тут возникает вопрос, поставленный мудрецами Зоѓара : Почему Он сотворил нас, не наделив изначально той возвышенностью, которая необходима, чтобы прилепиться к Нему? И зачем Он, Благословенный, взвалил на нас весь этот груз — тяжкое бремя творения, Торы, заповедей ?

И они же дали ответ на этот вопрос: «Тот, кто кормится в свое удовольствие от трудов другого, боится взглянуть ему в лицо. Превращаясь в униженное существо, он постепенно теряет человеческий облик. В силу же Своего абсолютного совершенства, исключающего всякое подобие какого-либо недостатка в том, что от Него исходит, Он , ית׳, предоставил нам возвыситься самим, собственным нашим трудом воплощения Торы и заповедей ».

Слова эти отличаются поистине беспредельной глубиной. В определенной мере я уже разъяснил их в своих книгах, например, в «Талмуде десяти сфер (сэфирот )», здесь же ограничусь лишь кратким, доступным каждому объяснением.

8. Здесь уместно обратиться к притче. Богач окликнул на рынке бедняка и пригласил его в свой дом. И стал кормить его и поить, и одарять его серебром и золотом, и всем, чего душа пожелает. И изо дня в день одарял его все более щедро, и так продолжалось до тех пор, пока не спросил богач бедняка: «Скажи мне, исполнились ли все твои желания?». И тот ответил: «Нет, не исполнились. Но как хорошо и приятно было бы мне, если бы все это добро и все эти блага я, подобно тебе, обрел ценой собственных усилий, а не получил от тебя в дар, из милости». И сказал ему богач: «Еще не сотворен тот человек, который способен исполнить все твои желания».

И с этим нельзя не согласиться. Ибо, с одной стороны, бедняк испытывает наслаждение, все возрастающее по мере того, как его одаряют все более щедро, но, с другой стороны, ему трудно справиться с тем чувством стыда, которое в нем пробуждает нарастающий поток изливаемых на него благодеяний.

Ибо тут проявляется действующий в мире естественный закон, в соответствии с которым обретающий нечто испытывает подобие стыда, какую-то раздражающую неловкость, когда принимает дармовое даяние из рук дающего из милости и милосердия. А отсюда вытекает другой закон: в этом мире невозможно даже вообразить себе кого-то, кто мог бы полностью удовлетворить все запросы другого, — уже потому хотя бы, что никто не сможет придать своим щедротам такой характер и форму, как если бы одаряемый сам сделал их своим достоянием. А ведь только при этом условии может быть достигнута гармония во всей желаемой полноте.

Однако все сказанное относится только к людям и никак не совместимо с беспредельным совершенством Творца, ית׳. И Он, Благословенный, предуготовил нам возможность своим собственным трудом и усилиями, благодаря изучению Торы и исполнению заповедей, самим подняться до подлинного величия. При этом всякая отрада и всякое благо, приходящее к нам от Него, Благословенного, то есть все связанное с состоянием «двекут », становится нашим достоянием, деянием наших рук; и тогда мы по праву можем чувствовать себя владельцами того, чем обладаем. А без этого, как ясно из притчи, нам не дано обрести и ощутить полноту совершенства.

9. Нам следует вглядеться в основу и источник упомянутого естественного закона, из чрева которого, как мы видели, появился тот самый комплекс стыда и нестерпимой неловкости, тяготеющей над человеком, когда он получает милостыню от кого бы то ни было. Этот закон внутренне связан с другим, известным естествоиспытателям законом, который мы сформулируем так:

Всякая ветвь соприродна своему корню. Все то, что присуще корню и приемлемо для него, угодно также его ветвям, любимо ими, вожделенно и живительно для них. Все же, что для корня неприемлемо, — нестерпимо, отвратительно и губительно также и для ветвей .

Закон этот — непреходящий и всеобщий. И он для нас — врата к постижению источника всякого наслаждения и страдания, неотъемлемых от нашего мира. И поскольку Бог, благословенно Его Имя, — Корень всех Своих творений, все то, что заключено в Нем и продолжено в нас, исходя непосредственно от Него, — сладостно для нас и благоуханно, ибо мы соприродны нашему Корню. Все же то, что Ему не присуще и не простирается к нам от Него, но исходит от иного полюса, от самого творения, — все это противно нашей природе, и потому тягостно для нас .

Например, мы любим покой, а движение ненавидим до такой степени, что не совершаем никаких движений, кроме необходимых для достижения покоя. Объясняется это тем, что наш Корень пребывает в покое, а движение вообще Ему не присуще. Поэтому оно противно нашей природе и ненавистно нам. По той же причине мы так восхищаемся мудростью, могуществом и изобилием — они коренятся в Благословенном, и испытываем отвращение и мучительную тоску при встрече с глупостью, бессилием и нищетой — качествами, не имеющими никакого соответствия в Нем, ית׳.

10. И такова же причина дурного привкуса стыда и неловкости, который мы ощущаем, когда получаем что-то от других из милости. Ибо Творцу, ית׳, совершенно не свойственно, упаси Бог, получать блага. Да и от кого Ему получать их?

И напротив, мы испытываем наслаждение, почти блаженство всякий раз, когда щедро одаряем своих ближних, ибо нашему Корню, Благословенному, присуще одарять изобильно всех и вся .

11. И только теперь у нас возникает возможность рассмотреть в истинном свете процесс приобщения к Всевышнему, ית׳, венчаемый состоянием «двекут », которое и есть цель творения. И мы придем к выводу, что вся суть нашего приобщения к Нему , которое предусмотрено Им как деяние наших рук, осуществляемое посредством исполнения Торы и заповедей, — сводится к приведению ветвей в полное соответствие с их Корнем , ית׳.

И тогда сопутствующее этому приобщению наслаждение, блаженство, вознесённость становятся естественными, само собой разумеющимися следствиями подлинного соответствия формы ее Создателю, ית׳. Если наши деяния соответствуют тому, что присуще нашему Корню, мы ощущаем блаженство. В противоположном случае мы испытываем отвращение и муки. Таким образом, реальность всех наших упований полностью зависит от степени соответствия нашей формы нашему Корню , ית׳.

12. Наши мудрецы, ז״ל, говорят: «Какая разница Святому, благословенно Имя Его, забивают ли скотину со стороны шеи, или со стороны затылка? — Признано, что заповеди даны только для того, чтобы очистить ими людей» .

Под очищением подразумевается здесь просветление светонепроницаемого нечистого тела , и в этом — незначение и смысл исполнения Торы и заповедей. Когда человек появляется на свет из чрева творения, он дик, как осленок . Пребывающий в нечистоте и низости, он обуреваем себялюбием, не знающим границ. Все его телодвижения недвусмысленно направлены на самоутверждение, отсутствует даже проблеск готовности хоть что-то дать другому; и тогда человеческое существо предельно отдалено от своего Корня, Всевышнего, ית׳, Который только дает.

Он, Благословенный, изобильно источает всякое благо так, что в этом нет, упаси Бог, никакой корысти, нет даже проблеска желания что-то обрести .

Человек же, вступивший в этот мир, снедаем вначале желанием только брать, обретать, получать. Он лишен всякого проблеска самоотдачи, малейшего желания хоть что-то дать другим, то есть пребывает в наинизшей точке падения и скверны нашего мира людей.

Но по мере его роста дитя человеческое получает от своего окружения отдельные уроки «даяний ближнему», что, само собой, зависит от уровня развития, свойственного этому окружению.

Наступает время, когда его начинают приучать к исполнению велений Торы, опираясь пока что на его себялюбие, — к исполнению ради воздаяния в этом мире и в мире грядущем, а не ради самой Торы . Ибо иначе приучить его к исполнению заповедей невозможно. А со временем, когда он становится взрослым, ему открывают, как приблизиться к исполнению заповедей ради самой Торы, с единственным намерением доставить радость его Создателю , ית׳.

И вот человек, все более прозревая, восходя по ступеням, ведущим ввысь, наконец достигает уровня, на котором избавляется даже от слабого проблеска себялюбия. Заповеди, проникнув в его плоть и кровь, наполняются возвышенным смыслом, и теперь все его побуждения и действия направлены на самоотдачу, и даже тогда, когда он вынужден что-то получать, он берет для того, чтобы быть в состоянии давать другим. Вот, что имели в виду наши мудрецы, ז״ל, говоря: «Заповеди даны только для того, чтобы очистить ими людей».

13. В Торе содержатся две разновидности заповедей: заповеди, определяющие отношения между человеком и Вездесущим, ית׳, и заповеди, определяющие отношения между человеком и его ближним. Однако обе разновидности заповедей направлены на одно и то же: привести человека к конечной цели — к двекут , чтобы он прилепился к Благословенному.

Но это не всё. Даже практическая сторона этих двух разновидностей заповедей — их исполнение — представляет собой для человека по сути одно и то же испытание. Ибо когда он совершает какой-то поступок бескорыстно, ради самой Торы, а не побуждаемый себялюбием, тогда он не ощущает никакой разницы от того, действовал ли он из любви к ближнему, или же из любви к Вездесущему, ית׳.

С другой стороны, «естество» каждого непросветленного живого создания таково, что всё, находящееся за пределами собственного его тела, представляет собой для него нечто как бы пустое, лишенное реальности. И каждое движение, которое «естественный» человек совершает во благо ближнему, имеет своей подоплекой те блага, то воздаяние, которое он рассчитывает получить взамен.

Разумеется, такие деяния человека нельзя считать проявлением любви к ближнему. Они совершаются с задней мыслью и напоминают работу по найму, которая после ее завершения оплачивается. Но ведь работа по найму уж никоим образом не может быть признана проявлением любви к ближнему… С другой стороны, совершенно исключено, что «естественный» человек произведет хоть малейшее движение или усилие из одной лишь любви к другому созданию, без всякой корысти, без всякой надежды на воздаяние.

В Книге Зоѓар сказано о народах мира: «Всякое благодеяние, что они совершают, совершают для себя самих », т. е. все проявления добра в их отношении к ближнему и в служении их богам имеют причиной не любовь к другим, а любовь к себе и упование на воздаяние в этом мире или в мире грядущем , — таков естественный миропорядок.

На бескорыстную любовь к ближнему способны только те, кто живет в соответствии с Торой и ее заповедями и приучил себя исполнять их ради того, чтобы доставить радость своему Создателю, ית׳. Постепенно высвобождаясь из объятий «естественного» творения — природы, они покидают ее лоно и обретают новое естество, сущность которого — любовь к ближнему .

Поэтому само собой разумеется, что народы мира не могут приподняться над своей природой и на толщину человеческого волоса.

14. И вот мы воочию видим, что тот, кто идет по пути Торы, исполняя ее заповеди ради нее самой, не ощущает никакой разницы между двумя разновидностями заповедей — даже со стороны их практического воплощения в жизнь. Ведь несомненно, что пока он не достиг определенного уровня совершенства, всякое деяние во имя другого — во имя Всевышнего, ית׳, Самого Бога, или во имя человека — представляется ему бессмысленным. Но, затрачивая великие усилия, он постепенно возвышается, пока не обретает новое естество. Тогда, удостоившись прилепиться к Благословенному, он достигает конечной цели .

Отметим, что часть Торы, касающаяся отношений между людьми, эффективнее воздействует на человека, продвигая его в нужном направлении, чем заповеди об обязанностях человека перед Вездесущим, ית׳, предписывающие непрерывное служение в точно зафиксированных формах. К этому служению человек легко привыкает, а то, что делается по привычке, не обладает действенностью . А кроме того здесь человек свободен от постоянно предъявляемого иска — обвинения в грехах и нерадивости.

Напротив, заповеди об обязанностях человека перед ближним лишены этого единообразия и определенности, истцы же окружают человека со всех сторон, куда бы он ни повернулся. Поэтому действенность их очевидней, а цель ближе.

15. Исходя из сказанного, легко понять мысль Ѓиллеля, что средоточие Торы — в заповеди «», и что остальные 612 заповедей — суть толкование ее и преддверие к ее воплощению (см. раздел 2).

Но и заповеди об обязанностях человека перед Вездесущим, ית׳, и они тоже, подготавливают человека к тому, чтобы он оказался способным исполнить заповедь любви к ближнему, которая есть конечная цель всей Торы и всех ее заповедей. Ведь сказано: «Заповеди даны только для того, чтобы очистить ими людей » (см. раздел 12). С их помощью достигается очищение плоти, пока человек не обретет другую природу, которая определяется любовью к другим созданиям, т. е. заповедью «Возлюби ближнего, как самого себя», исполнение которой является конечной целью Торы. И тогда человек удостаивается беспредельной близости к Благословенному.

Нетрудно понять, почему Ѓиллель не указал как на суть всей Торы на заповедь: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душою твоею, и во всю силу твою ». Ведь как разъяснялось ранее, человеку, еще не преодолевшему в себе естество творения, естество природы, в равной мере неведома бескорыстная любовь как к Богу, благословенно Его Имя, так и к ближнему его, ибо всё, кроме него самого, как бы лишено для него реальности.

Новообратившийся просил Ѓиллеля открыть ему суть велений Торы, чтобы он мог скорее, без долгих блужданий, достичь желанной цели: «Научи меня всей Торе, пока я стою на одной ноге». И Ѓиллель определил цель Торы как подлинную любовь к ближнему. Потому, что суть этой заповеди любви, а через нее — цель всей Торы, раскрывается проще и скорее. Причина же этого в том, что заповедь эта «застрахована» от неверного понимания: нарушившему ее немедленно предъявляют иск его ближние.

16. Сказанное проливает свет на проблему, с которой мы столкнулись выше (см. разд. 3 и 4), а именно: возможно ли, что Тора (повелевая нам любить ближнего, как самого себя) требует от нас невыполнимого?

Пойми же, здесь скрыта причина того, что Тора не была вручена нашим святым праотцам — Аврааму, Ицхаку и Яакову! Прежде должен был совершиться исход из Египта, когда мы стали целым народом, насчитывающим 600 тысяч мужей от двадцати лет и старше. И тогда перед каждым из народа был поставлен вопрос, готов ли он к предлагаемому ему возвышенному служению.

И после того, как все как один согласились, и каждый — от всего своего сердца и всей своей души — произнес: «Наасэ вэ-нишма »! («Свершим и постигнем!»), тогда воплощение Торы в ее полноте стало возможным, перейдя из сферы невозможного в сферу осуществимого.

И это безусловно так, когда 600 тысяч мужчин полностью отрешаются от заботы о самих себе и всю свою жизнь стоят на страже интересов своих ближних, постоянно заботясь о том, чтобы у тех не было недостатка во всем необходимом, и делают это с огромной любовью, от всего сердца и от всей души, в полном соответствии с заповедью: «Возлюби ближнего, как самого себя ». Очевидно, что тем самым у каждого из сынов этого народа отпадает нужда беспокоиться о собственном существовании. Свободный от этой заботы, он может беспрепятственно исполнять заповедь любви к ближнему. Таким образом, все сомнения, высказанные ранее (разд. 3 и 4), теряют силу. Ибо как может человек тревожиться о своем существовании, если шестьсот тысяч ближних, любящих и верных, бдительно следят за тем, чтобы не осталась не удовлетворенной ни одна из его потребностей .

И поэтому, как только на это дали согласие все сыны народа, им сразу же была вручена Тора — теперь они были способны воплотить ее в жизнь.

Однако прежде, чем они не возросли числом до размера целого народа (не говоря уж о временах праотцев, которые были одиночками), они по существу не способны были должным образом исполнить все веления Торы. Ведь малое число людей не может даже приступить к исполнению заповедей, определяющих отношения между людьми в соответствии с принципом: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя » (см. разд. 3 и 4). Потому и не была дана им Тора.

17. Сказанное поможет нам постичь одно из самых удивительных высказываний наших мудрецов, ז״ל, а именно, что все сыны Исраэля ответственны друг за друга .

На первый взгляд, оно представляется совершенно неоправданным. Предположим, кто-то, с кем я даже не знаком, прогневил своего Властелина, ית׳, совершив грех или преступление. Возможно ли, что Святой, благословен Он, взыщет за это с меня? Ведь сказано в Писании: «Каждый за свой грех умрет ». А тут говорят, что я ответствен за грехи неведомого мне человека!

Если же и этого тебе мало, обратись к трактату Кидушин (л. 406), где сказано: «Раби Элазар, сын раби Шимона (бэн Йохая), говорит: поскольку весь мир и каждый человек в отдельности судимы в соответствии с тем, что в итоге преобладает (добрые или дурные дела. — Прим. пер .), — блажен исполнивший (хоть) одну заповедь: тем самым он, для себя самого и для всего мира, склонил чашу весов к оправданию. И горе совершившему (хоть) одно преступление — тем самым он, для себя самого и для всего мира, склонил чашу весов в сторону обвинения. Как сказано: единственный грешник сводит на нет добродетели многих ».

И вот, возложил на меня раби Элазар бэраби Шимон ответственность за весь мир . Ибо, в соответствии с его мнением, обнаруживается, что все люди ответственны друг за друга и каждый, деяниями своими, либо способствует оправданию всего мира, либо навлекает на него вину. И это в высшей степени поразительно.

Только теперь для нас обрели взаимную связь и стали понятны предельно простые слова наших мудрецов, благословенна их память. Мы убедились воочию, что все 613 заповедей Торы, каждая из них, тяготеют к единому средоточию, которым является заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя ». И стало ясно, что эта заповедь может быть воплощена в жизнь только целым народом, каждый из сынов которого готов к этому .

Перевод Натана Файнгольда

Слово כלל (использованное в этом изречении и переведенное здесь как «принцип») подразумевает сумму частностей, соприсутствие которых обусловливает некую совокупность или обобщение. — Прим. пер .

Гер — иноплеменник, принявший еврейство. — Прим. пер .

Трактат Шаббат , лист 31а.

ВКонтакте

Уровень сложности: Сложно

1 шаг

Поймите и признайте простую истину: «Я не люблю людей, не потому что люди плохие, а потому что я плохой».
Человек может быть каким угодно, но всегда найдутся люди, которые его любят, таким, какой он есть. И если вы не любите человека, то это только потому, что вы нетерпимы, а не потому, что он плохой.
Если вы смиритесь с этой мыслью, то это уже громадный шаг на пути человеколюбия.

2 шаг

Поковыряйтесь в себе и найдите недостаток или причину, которая вас раздражает в конкретном человеке. Будьте честны перед собой, это требует большого мужества, так как причиной нашего раздражения является либо зависть, либо проецирование наших недостатков на другого человека.
С завистью все понятно. На ней заостряться не будем. А вот «проецирование» объясню своими словами. Нашей психике свойственно прятать в подсознание неприятные факты о нас, в случае если они расходятся с вашим мироощущением. А «проецирование»- это способ все той же психики напомнить нам про них.
Например, если вас раздражает в человеке слабость и ранимость, то значит, подсознательно вы себя подозреваете в этих качествах, при этом презирая их.
Не буду долго расписывать, если вы уловили суть, то у вас огромное поле для работы над собой, которая принесет много неприятных моментов, но и много удивительных открытий. Если нет, то существует куча литературы на эту тему, или, как вариант, можно пойти к профессиональному психологу.

3 шаг

Поймите и признайте, что люди, в том числе и вы, не святые, и имеют право на недостатки. Идеальных людей не бывает!

4 шаг

Посмотрите на человека, которого вы не любите, другими глазами. Как будто это не вы, а его близкий человек, например мать, которая смотрит на своего непутевого(-вую), но такого(-кую) любимого(-мую) сына/дочь. Поищите в этом человеке достоинства, которые вы уважаете и хотели бы перенять. Представьте этого человека ребенком, который еще не приобрел раздражающие вас черты, или стариком, который за свою жизнь, кроме плохих поступков, совершил еще и великие, достойные восхищения вещи.

5 шаг

Отдавайте себя. Поменяйте свое отношение к этому человеку. Будьте более участливы к нему. Улыбайтесь ему, внимательно выслушивайте, дарите подарки, интересуйтесь делами и здоровьем. Важно все это делать искренне, так, как будто это самый ваш близкий человек.
Обещаю вам, что этот шаг быстрее всех принесет результат. Вы удивитесь, как в скором времени поменяется этот человек.

6 шаг

Регулярно молитесь о даровании вам любви и терпении. Просите простить гнев, злобу, нетерпимость, зависть, даже если считаете, что у вас их нет.

  • Шаги 1, 3, 6 – общие. А шаги 2, 4, 5 надо применять отдельно к каждому нелюбимому вам человеку. Начните с наименее неприятного. Если все получится, и вы его полюбите, то идите дальше.

Главная заповедь человека: Люби ближнего как самого себя

Возлюби ближнего своего, как самого себя — выражение из Библии. Современная западная цивилизация не случайно зовётся иудо-христанской, потому что все нравственные законы, значение которых не страхом, а высоким сознанием регулировать отношения между людьми, подняты из недр иудаизма: «не делай ближнему того, чего не желаешь себе», «не судите, не судимы будете», «почитай отца твоего и мать твою». — из того же источника

Книга «Левит», глава 19

………………………………….
11. Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга.
12. Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь.
13. Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра.
14. Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь.
15. Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего.
16. Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь.
17. Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.
18. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.
…………………………………..

Книга «Левит» — третья книга Пятикнижья (Торы). В Иудаизме ещё зовется Священным уставом. Определяет религиозно-культовую сторону жизни народа Израиля. Состоит из 27 глав. Глава 19 представляет собой свод этических предписаний, которым следует руководствоваться в повседневности: «Святы будьте, потому что свят Я Господь, Бог ваш» (19:2). Точной даты создания книги «Левит» не существует. Но считается, что написана она была не позднее 900 лет до н. э.

    Духовная и моральная заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» прозвучала впервые в мире именно в книге «Левит» и оттуда перешла в христианство

22:35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
22:36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
22:37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
22:38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
22:39 вторая же подобная ей:
22:40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки
(Евангелие от Матфея, 22:35-40 )

    12:28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?
    12:29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;
    12:30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!
    12:31 Вторая подобная ей: . Иной большей сих заповеди нет
    (Евангелие от Марка 12:28-31 )

13:8 Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
13:9 Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: .
13:10 Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона
(Послание апостола Павла к Римлянам 13:8-10 )

Употребление фразеологизма «Возлюби ближнего своего, как самого себя»

«Как замечательно говорил Иисус Христос ― возлюби ближнего своего!» (С. Довлатов «Записные книжки»)
«И кажется, что одна идея витает над человеческим родом многие века, и название этой идеи ― «возлюби ближнего своего больше, нежели самого себя» (Т. Доронина «Дневник актрисы»)
«Лицемерие его проявилось, когда он стал призывать нас следовать Евангелию и исполнять заповедь: «Возлюби ближнего своего…»
(В. Шульгин «Последний очевидец»)
«Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя», ― сказал Христу законник» (Л. Толстой «Путь жизни»)