Все о тюнинге авто

Исторические чередования в русском. Исторические чередования. Исторические фонетические процессы. Воспользуйтесь формой поиска

Исторические чередования звуков

Чередования, не обусловленные фонетической позицией звука, представляющие собой отражение фонетических процессов, которые действовали в более ранние периоды развития русского языка. Их называют также морфологическими чередованиями, так как они сопровождают образование тех или иных грамматических форм, хотя сами по себе де являются выразителями грамматических значений, итрадиционными чередованиями, так как они сохраняются в силу традиции, не будучи обусловленными ни смысловой необходимостью, ни требованиями современной фонетической системы языка.

Чередование гласных (во многих случаях эти чередования стали буквенными) е - о: несу - носит, везу - возит е-о-нуль звука-и: наберу-набор-набрать - набирать е - нуль звука: день - дня, верен - верна о - а: приготовить - приготавливать о - нуль звука: сон - сна, ложь - лжи, крепок - крепка о - нуль звука - ы: посол - послать - посылатьа (я) - м - им: жать - жму - пожимать, взять - возьму - взимать а (я) - н - им: жать - жну - пожинать, примять - примну - приминать у - о в: кую - ковать, радую - радовать у - ев: ночую - ночевать, врачую - врачевать ю - ев: плюю - плевать, горюю - горевать у - о - ы: сухой - сохнуть - засыхать и - oй бить - бой, запить - запой е - ой: петь - пой

Чередование согласных г - ж: берегу - бережешь, жемчуг -жемчужина, строгий - строже к - ч: тку - печешь, мука. - мучной, ж - ш: слух - слушать, горох - горошина, сухой - суше г - з - ж: друг - друзья - дружный к - ц - ч: лик - лицо - личный a - ж: возить - вожу, мазать - мажу, низок - ниже зг - зж (ж): визг - визжать ад-зж (ж): бороздить-борозжу е - ш: носить - ношу, плясать - пляшу д - ж: ходить - хожу, молодой - моложе т-ч: хотеть-хочу, хлопотать-хлопочу ск-ст-щ пускать-пустить-пущу, густой - гуще б - бл: любить - люблю, колебать - колеблю п - пл: купить - куплю, капать - капля в - ел: давить -давлю, ловить - ловля ф - фл: графить - графлю м - мл: сломить - сломлю, дремать - дремлю д, т - е: веду - вести, плету - плести к, г-ч: привлеку-привлечь, помогу-помочь


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "исторические чередования звуков" в других словарях:

    исторические чередования звуков - Морфологические и непозиционные чередования … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    То же, что исторические чередования звуков … Словарь лингвистических терминов

    Смена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления. Грамматические чередования. Исторические чередования. Морфологические чередования. Непараллельные чередования. Параллельные чередования. Позиционные… … Словарь лингвистических терминов

    Смена звуков в одной морфеме, не мешающая узнавать её в разных формах и словах. Чередования звуков бывают фонетические и исторические. Первые объясняются законами фонетики (мена звонких согласных на глухие в конце слова и перед глухим); вторые… … Литературная энциклопедия

    Язык латышей (См. Латыши). Распространён главным образом в Латвийской ССР. Относится к балтийской группе индоевропейских языков. На Л. я. говорят в СССР около 1360 тыс. человек (перепись, 1970). Л. я. распадается на 3 диалекта:… … Большая советская энциклопедия - ДРУЖЕЛЮБИЕ, ДРУЖЕЛЮБНЫЙ Известный немецкий лингвист Фр. Клюге, много занимавшийся вопросами происхождения (этимологии) и употребления слов, писал: «Наши слова возникают как народные песни. Мы не знаем, откуда они происходят. Они живут долгой… … История слов

Чередование – это регулярная мена звуков речи в пределах одной морфемы: [во ды] // [в˄ды], [трав а] // [траф къ], ве зти // во зить, ух о // уш и и т.п.

Чередования бывают фонетические и исторические .

Фонетические чередования обусловлены действующими в современном языке фонетическими законами, например оглушением звонких согласных в конце слов: , но [сады]. В зависимости от причин, вызвавших мену звуков, фонетические чередования делятся на позиционные и комбинаторные .

Типология изменений звуков

Изменения звуков в речи принято различать по:

1) типам: комбинаторные и позиционные изменения, которые в свою очередь делятся по видам на аккомодации, ассимиляции, упрощения, редукцию;

2) по характеру: качественные и количественные;

3) расстоянию: контактные (смежные) – взаимодействуют соседние звуки, и дистантные (дистанционные) – взаимодействуют звуки на расстоянии;

4) направлению: регрессивные (следующий звук влияет на предыдущий) и прогрессивные (предыдущий звук влияет на последующий);

5) степени проявления (глубине проявления): полные и неполные (частичные);

6) обязательности: обязательные и необязательные (факультативные).

Позиционные чередования объясняются положением звука в слове (гласные в ударном и безударном слоге, согласные в конце слова): [л’э с]// [л’и э са ], [падруг ъ]//[падрук ].

Комбинаторные чередования объясняются влиянием одного звука на другой (звонкого согласного на глухой или глухого на звонкий, гласного на согласный или согласного на гласный и др.): [ло д ък] // [ло тк ъ], [мълат’ и т’]//[мъл˄д’б а ]. Поскольку во всех случаях позиция звука в слове определяет его изменение в современном языке, постольку термин «позиционные чередования» употребляется и в более широком значении – как тождественный термину «фонетические чередования».

Исторические чередования возникали как фонетические, но фонетические законы, которые их обусловливали, перестали действовать в языке, а мена звуков сохранилась, утратив фонетическую обусловленность. Некоторые из исторических чередований стали выполнять определенные грамматические функции. Такие чередования называют еще грамматическими, или морфологическими , например при образовании форм 1-го лица ед. числа от глаголов с неопределенной формой на -ить: носить ношу, водить вожу, ловить ловлю и др.

Позиционные чередования гласных звуков в зависимости от положения по отношению к ударному слогу

Гласные звуки в безударных слогах редуцируются. Редукция безударных гласных может быть количественной и качественной . Количественную редукцию испытывают безударные гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] : [рыба к], [кра сныј], [игра ], [с’и н’иј], [уха ], [св’э рху]. Эти гласные в ударных и безударных слогах качественно одинаковы. Безударные гласные неверхнего подъема испытывают качественную редукцию, которая является причиной чередования разных по качеству звуков в ударных и безударных слогах: [п’ат’] – [п’и э та к] – [п’ьт˄ч’о к].

Позиционные чередования ударных и безударных звуков (фонем) в современном литературном произношении зависят от позиции гласных и качества предшествующего согласного.

Ударный [о] после твердых согласных чередуется с гласным [а] в первой позиции и с редуцированным гласным среднего ряда во второй позиции: [го лъвы] – [г˄ло ф] – [гъл˄во ј], где в первом слоге чередуются гласные [о] // [˄] // [ъ].

[о] чередуется с гласным [и э ] в первой позиции и с редуцированным гласным переднего ряда во второй позиции [ь]: [л’ок] – [л’и э жат’] – [л’ьжы э бо къ], где в первом слоге представлено чередование гласных [о] // [и э ] // [ь].

Ударный гласный [а] после твердых согласных в первой позиции чередуется с более кратким звуком [а], который в некоторых транскрипциях передается знаком [˄], а во второй позиции – с редуцированным гласным среднего ряда [ъ]: [сам] – [с˄ма ] – [съм˄во ].

После мягких согласных ударный [а] чередуется с [и э ] в первой позиции и с редуцированным гласным переднего ряда [ь] во второй: [гp’аc’] – [гр’и э з’н’э ј] – [гр’ьзн˄ва тыј].

Ударный гласный [э] после твердых согласных чередуется с гласным [ы э ] в первой позиции и с редуцированным гласным среднего ряда [ъ] во второй: [жэс’т’] – [жы э с’т’а нкъ] – [жъгс’т’и э но ј].

После мягких согласных ударный гласный [э] чередуется с гласным [и э ] в первой позиции и с редуцированным гласным переднего ряда [ь] во второй позиции: [л’эс] – [л’и э со к] – [л’ьс˄аво т].

Таблица чередования ударных и безударных гласных в первой и второй слабых позициях

7. Влияние согласных на гласные звуки. Аккомодация. Позиционные чередования согласных звуков по глухости-звонкости. Ассимиляция.

Влияние согласных на соседние гласные звуки или гласных на согласные называется аккомодацией , т. е. приспособлением произнесения одного звука к произнесению другого звука (от латин, accomodatio - «приспособление, приноровление»). Аккомодация объясняется тем, что органы речи не успевают завершить произнесение одного звука, не успевают возвратиться в исходное положение, как начинают артикуляцию следующего звука. Поэтому наибольшее воздействие на гласные звуки оказывает предшествующий согласный.

Твердый согласный не может стоять перед гласным [и], но в тех случаях, где такое сочетание возникает, гласный [и] под воздействием предшествующего твердого согласного получает более заднее образование и изменяется в [ы]. Это наблюдается: 1) на стыке приставки, оканчивающейся на твердый согласный, и корня, начинающегося со звука [и]: [пъдыскат’], [ръзмграт’]; 2) присоединении в. произношении двух самостоятельных слов, связанных союзом и: [л’эс-ы-дбл]; 3) в словосочетаниях, в которых первое слово кончается твердым согласным, а второе начинается с гласного [и]: [ход-ыгры]; 4) после предлогов на твердый согласный: [пад-ывъЛ; 5) на стыке частей сложносокращенных слов: [п’эдынс’т’итут].

После мягких согласных гласные непереднего ряда получают более переднее образование: ср. [лук] и [л* ук]; [мал] и [м’ ал]; [нос] и [н’ ос]. Гласный [а] после мягких согласных в первой слабой позиции чередуется с гласным переднего ряда [и], а во второй слабой позиции - с редуцированным гласным переднего образования [ь]: [р’ ат] - [р’иды] - [р’адавб]].

Согласные, соотносительные по глухости-звонкости, чередуются. При этом происходит или ослабление звонких согласных в конце слова: [сады] - [сат], или влияние одного звука на другой - звонкого согласного на глухой и глухого на звонкий, т. е. ассимиляция (от латин, assimilatio - «уподобление, отождествление»). В современном русском литературном языке известна только регрессивная ассимиляция, когда последующий согласный влияет на предшествующий: [лбдък], но [лбткъ], [ск’йнут’], но [зг’йнут’]. Озвончение глухих перед звонкими согласными наблюдается реже, чем оглушение звонких согласных.

Ассимиляция по глухости-звонкости происходит на стыке морфем: [здат’], [трафкъ]; на стыке предлога и следующего слова: [гдбму], [здбмъм]; на стыке слова и частицы: [вбдбы]; на стыке знаменательных слов, которые произносятся без паузы между ними: [плод был бал’шб]] -плот был большой.

Глухие согласные не озвончаются перед сонорными согласными и перед шумными [в], [в’]: ср. слить и злить; крот и грот; сверь (повелительное наклонение) и зверь.

8. Позиционные чередования согласных по месту образования.

Зубные согласные [с], [з] перед передненёбными шипящими согласными [ш], [ж] подвергаются полной ассимиляции последующему шипящему звуку, т. е. не только ассимилируются по глухости-звонкости, но и по месту образования, становятся передненёбными шипящими согласными. В результате такой ассимиляции возникают долгие шипящие согласные [ш], [ж]:

[жэч’] - сжечь, [шыт’] - сшить, [ражат’] - разжать, [н’й- LLIblj ] -низший.

Сочетания зубных согласных [с], [з] с передненёбной аффрикатой [ч’] изменяются в долгий мягкий шипящий [ш*]: [ш’бт] - счет, [извбпГик] - извозчик.

Указанные чередования зубных согласных с передненёбными шипящими происходят: 1) на стыке морфем: [жат’] -сжать, [вышы]] - высший, [ижыт’] - изжить, [в’ бшьц] - вёзший, [раш’бт] - расчет, [р’эш’ик] - резчик; 2) на стыке предлога и слова: [шблкъм] - с шелком, [жаръм] - с жаром, [б’ижалъ- с’т’и] - без жалости, [ишаръ] - из шара, [ш’эс’т’і у] - с честью, [иш’ашк’и] - из чашки (сочетания сч и зч в этом случае чаше произносятся как [шѴ]: [ишѴашк’и], [ш’ч’эс’т’і у];

3) внутри корня: ["}эж" у] - езжу, [в’иж’ ат’] - визжать. Чередования внутри корня требуют некоторых пояснений. Во-первых, внутри корня отмечено только изменение согласного [з] перед шипящим [ж]; во-вторых, современные произносительные нормы считают равноправными вариантами твердое долгое ж [ж] и мяг- кое долгое ас [ж’]: [ржу] и [рж’ у].

На стыке двух знаменательных слов в замедленном произношении зубные согласные [с], [з] могут не изменяться в шипящие: [л’эс шум’йт], [правбз эюывбтных], [п’ьр’инбс ч’исла].

Зубные согласные [т], [д] перед аффрикатами [ц}, [ч’] подвергаются полной ассимиляции, в результате чего образуются долгие [ц], [ч]: [аца]_- отца, [мълаца] -молодца, [л’* 6- ч’ик] - лётчик, [разв’эч’ик] - разведчик.

9. Позиционные чередования согласных по мягкости-твердости.
Ассимиляция согласных по мягкости обусловливает чередование соотносительных твердых и мягких согласных. В отличие от ассимиляции по глухости-звонкости ассимиляция по мягкости- твердости происходит непоследовательно. Поэтому следует различать случаи обязательного и факультативного смягчения, а также случаи, когда ассимилятивное смягчение не наблюдается.

Обязательно смягчаются: 1) переднеязычные [с], [з] перед мягким переднеязычным согласным внутри морфемы: [гбс’т’], [с’н’эк], [з’л’ укъ], [з’д’эс’] и т. п.; 2) согласный [н] перед мягким переднеязычным согласным внутри морфемы и на стыке корня и суффикса: [кън’д’идат], [кан’т’ик], [п’эн’с’щь] и др.; 3) согласные [т], [д] перед мягкими [н’], [л’] внутри корня и на стыке корня и суффикса: [сбт’н’ь], [п’ит’л’ а], [п’ир’эд’н’ик], [д’л’ина] и т. д.; 4) все согласные перед среднеязычным [j]: [плат’іь], [лад" а], , [с’им")- а]; 5) двойные согласные внутри морфемы и на стыке корня и суффикса: длиннее, в классе.

Факультативное смягчение наблюдается: 1) если твердый согласный стоит перед мягким согласным другого места образования (переднеязычный перед губным): [ад’б’гіт’], [с’в’йт’], [с’п’э- льу] и др.; 2) на стыке приставки и корня вне зависимости от качества сочетающихся согласных, но не перед среднеязычным [j]: [с’н’ ат’], [раз’м* ат’], [с’т’инут’], [ат’л’йт’]; 3) если перед мягким согласным стоит губной согласный: [аб’м’ ат’], [в’з’- ат’], [балс’б’йт’].

Смягчение отсутствует: 1) перед мягкими заднеязычными согласными: [краск’и], [рбзг’и], [сутк’и] и т. п.; 2) на стыке знаменательных слов: [пр’ихбт з’исны]; 3) если переднеязычный [р] стоит перед губными "и переднеязычными: [арб’йтр], [в’ирт’эт’], [в’ич’эрн’и]]; 4) если переднеязычный [н] стоит перед мягкими губными: [каив’эрт], [кънф’ир’энцьць]; 5) если перед мягкими согласными стоят заднеязычные согласные или согласный [л]: , [акругл’йт’], [хл’эп], [пблк’и], [пблд’ьн’] и т. д.

10. Исторические чередования гласных и согласных звуков. Упрощение групп согласных.
Исторические чередования в современном русском языке не зависят от фонетических условий, чем и отличаются от фонетических чередований. Например, в корне слов сброс и сбрасывать чередуются ударные гласные [о], [а], стоящие в окружении одинаковых согласных. В словах пеку, печь, печной, печенье, печет чередование согласных [к], [ч] происходит в самых различных фонетических условиях: в конце слова, перед согласным, перед гласным переднего ряда, перед гласным непереднего ряда.

Исторические чередования гласных звуков встречаются двух видов: 1) чередование гласного с гласным и 2) чередование гласного с сочетанием гласный+согласный.

К историческим чередованиям первого вида относятся: еЦ о (после твердых согласных)-везу - воз, несу - ноша; е//о (после мягких согласных)-перст - наперсток [нап’брстък], крест - перекресток [п’ьр’икр’бстък]; о// а - задобрить - задабривать, поздно - опаздывать; о, еЦ нуль звука - сон - сна, день - дня (в школьной практике оно известно как чередование с беглым гласным).

К историческим чередованиям второго вида относятся: я[а]// им, ин, ем, ен, м, н - снять - сниму, сжать - сжимать - сожму, сжать - пожинать - сожну; у, ю Ц ов, ев - сновать - сную, плевать - плюю.

Историческими чередованиями согласных звуков в современном русском языке являются следующие: к// ч// ц - лик - личный - лицо, скука - скучный; г// ж // з - другу - дружный - друзья, бегу - бежишь; х//ш - ухо - уши, страх - страшный; ц// ч - конец - конечный, отец - отечество; з// ж, с// ш - возить - вожу, носить - ношу; т// ч// щ,д// ж// жд- свет - свеча - освещение, ходить - хожу - хождение; ск// щ, cm// щ - плеск - плещется, свист - свищу; д, т// q - веду - вести, мету - мести; л// л" - село - сельский, мыло - мыльный.

Исторические чередования губных согласных своеобразны: б//бл, п//пл, в//вл, ф//фл, м// мл - любить - люблю, лепить - леплю, ловить - ловлю, графить - графлю, ломить - ломлю.

"Исторические чередования возникали в разные исторические периоды, по разным причинам. Знание этих чередований помогает нам установить историческое родство многих слов, которые в современном русском языке не объединяются общим корнем, например: теку и ток, коса и чесать, плоский и площадь, владеть и власть и т. д.

При стечении трех или более согласных в ряде случаев один из согласных выпадает, что приводит к упрощению данных групп согласных. Упрощению подвергаются сочетания: стн (выпадает т) - [м’эсны]"]; здн (выпадает (?) - [праз’н’ик]; стл (выпадает

__ [зав’йс’л’ивьц], но [кастл’* авьг)]; стек (выпадает т) -

[туриск’иЛ, стц (выпадает т) -истца [исца]; здц (выпадает д) -уздцы [усцы]; нтц (выпадает т) - талантца (таланцъ]; ндц (выпадает (?) - голландцы [галанцы]; нтск (выпадает т) - [г’иганск’и]]; ндск (выпадает (?)-голландский [галанск’и)]; рдц или рдч (выпадает (?) - [с’эрцъ], [с’ирч’йшкъ]; лнц (выпада- ет л) - [ебнцъ]. В словах и формах, образованных от основ чувств- и здравств-, не произнбсится согласный в - [ч’*уствъ], [здраствуі].

Почти во всех случаях стечения нескольких согласных упрощение приводит к выпадению зубных согласных д или т.

Из исторических упрощений групп согласных следует отметить выпадение д и т перед согласным л в глаголах прошедшего времени - ведуу но вел, вела, вело; плету, но плел, плела, плело; и утрату суффикса -л у глаголов прошедшего времени в муж. роде после основ на согласный - нес, но несла, несло, несли; мог, но могла, могло, могли и т. п.

Почему в словах чередуются звуки? Это происходит при образовании грамматических форм слова. То есть звуки в одной и той же морфеме, например в корне, могут заменять друг друга. Такую замену называют чередованием. Отметим сразу, что речь пойдёт о фонетических процессах, а не о правописании слов .

В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках.

Мох - мха, везти - возить, крутой - круче, друг - друзья - дружить - в корне слова;

кружок - кружка, дочка - дочек, зимую - зимовать, ценный - ценен - в суффиксах;

ждать - подождать, звать - созвать, втереть - вотру - в приставках.

Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков [ъ], [ь] (сънъ - съна, льсть - льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бега - бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга - нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания).

Исторические чередования

Фонетические (позиционные) чередования

Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.

Фонетические (позиционные) можно определить по редукции гласных и ассимиляции согласных звуков.

Много беглых гласных при изменении односложных и двусложных существительных по падежам [о, э, и// -]:

рот - рта, лёд - льда, пень -пня;

огонь - огня, узел - узла, ветер - ветра, урок - урока, ноготь - ногтя, улей - улья;

ведро - вёдер, окно - окон, игла - игл, яйцо - яиц.

Встречаются беглые гласные и в кратких прилагательных:

краткий - краток, горький - горек, смешной - смешон, длинный - длинен, хитрый - хитёр.

В корнях разновидовых глаголов тоже происходят чередования гласных и согласных звуков:

коснуться - касаться, осмотреть - осматривать, собрать - собирать, послать - посылать, зажечь - зажигать, понять - понимать, сжать - сжимать.

Чередования звуков важно знать, чтобы правильно применять орфографические правила, когда возникают затруднения с написанием букв в разных частях речи. Если не узнаешь чередования, можешь допустить ошибку и при морфемном разборе, когда выделяешь части слова.

О правописании корней с чередованием читайте в категории "Орфография".

Во многих языках экспоненты большинства морфем обладают переменным фонемным составом.

Альтернация (от лат. alterno чередую) – парадигматические отношения между единицами одного уровня языка, которые способны заменять друг друга на одном и том же месте в структуре единицы языка. Участвующие в чередовании звуковые величины – альтернаты .

В языке различают чередования звуков, то есть взаимную их замену на тех же местах, в тех же морфемах. Важно различать виды чередований, так как одни из них относятся к области фонетики, а другие к области морфонологии, и должны, таким образом, изучаться соответствующими разделами языкознания.

1) фонетические (живые) чередования – это изменения звуков в потоке речи, которые вызваны современными фонетическими процессами. При фонетических (живых) чередованиях чередуются варианты или вариации одной и той же фонемы, без изменения состава фонем в морфемах. Таковы чередования ударных и безударных гласных в русском языке, например, воды - вода - водовоз, где [и] является вариантов фонемы [о]. Или чередования звонких и глухих согласных звуков: друг - друга, где [к] является вариантом фонемы [г]

а) позиционные – ФЧ, обусловленные местом звука относительно ударения или границы слова

б) комбинаторные – ФЧ, обусловленные наличием в окружении данного звука других определённых звуков

2) исторические чередования – чередования, не объяснимые современными фонетическими условиями: друг – друзья, рука – ручкой, монах – монашеский. Исторические чередования отражаются на письме в отличие от фонетических

1) морфологические (позиционные) – ИЧ, проявляющиеся в определённых грамматических форматах перед определёнными аффиксами не обусловлено фонетической позицией, и не является само по себе выразителем грамматического значения. Историческими такие чередования называются потому, что они объясняются только исторически, а не из современного языка

При морфологических чередованиях чередуются:

а) гласная фонема с нулем, например, сон – сна, пень – пня (так называемая беглая гласная)

б) одна согласная фонема с другой согласной фонемой: [к]-[ч], [г]-[ж], [х]-[ш], например, рука – ручка, нога – ножка, муха – мушка

в) две согласные фонемы с одной согласной фонемой: ск-щ ст-щ зг-ж зд-ж, например, плоскость – площадь, простой – упрощение, брюзга – брюзжать, запоздать – позже

2) грамматические чередования – ИЧ, которые самостоятельно выражают грамматические значения и связанны с образованием нового значения. Так, например, чередования парных [л] и [л], [н] и [н’], а также чередования «к-ч» и «х-ш» могут различать краткое прилагательное мужского рода и существительное категории собирательности, например, гол - голь, рван - рвань, дик - дичь, сух - сушь. Чередование «г-ж» может различать несовершенный и совершенный вид глаголов, напр. избегать, прибегать, убегать и избежать, прибежать, убежать.

17. Методы и приёмы экспериментальной фонетики

1. самонаблюдение без помощи инструментов:

Самонаблюдение может иметь объектом как данные мускульного чувства, так и слуховые данные. При самонаблюдении пользуются зеркалом (для определения положения губ, раствора рта), свечкой (для наблюдения за ходом воздушной струи), ларингоскопом (медицинский прибор, используемый для обследования нёба, язычка и гортани). Все эксперименты проводятся многократно, так как для фиксации мускульных движений и слуховых впечатлений необходима известная тренировка. При всей простоте данный метод имеет свои недостатки:

1) не все органы речи могут быть исследованы

2) для того, чтобы исследовать артикуляцию какого-либо звука, нужно повторять данный звук множество раз

2. соматические методы (связанные с применением приспособлений, приборов и аппаратов):

1) палатография – регистрация места контакта языка с небным сводом при произношении различных звуковых фонем. Для этой цели применяют искусственное небо, которое готовят на модели верхней челюсти из различных материалов: пластмассы, стекла, воска, целлулоида. Поверхность пластинки, обращенную к языку, покрывают черным лаком или припудривают индифферентным порошком (тальком, но не сахарной пудрой, которая может вызвать гиперсаливацию), вводят в полость рта обследуемого и прижимают к небу.

Обследуемый произносит предлагаемый звук. При этом язык касается соответствующих участков неба, оставляя отпечатки. Далее пластинку вынимают изо рта и изучают эти отпечатки.

Фотопалатография – получение фотографий «искусственного нёба» с полученными отпечатками языка после палатографии. Для этой цели «искусственное нёбо» помещают на модель верхней челюсти.

Применяют фотостатическую методику съемки для воспроизведения идентичных снимков до начала ортодонтического лечения, в его процессе, после его окончания и после логопедического обучения. На негатоскопе перерисовывают схему на кальку. Затем сопоставляют схемы идентичных палатограмм и анализируют полученные результаты.

2) рентгеносъемка – регистрация артикуляций с помощью рентгеновских лучей

преимущества рентгенографии:

  • широкая доступность метода и лёгкость в проведении исследований
  • не требуется специальной подготовки пациента
  • относительно низкая стоимость исследования
  • снимки могут быть использованы для консультации у другого специалиста или в другом учреждении

недостатки рентгенографии:

  • «замороженность» изображения – сложность оценки функции органа.
  • наличие ионизирующего излучения, способного оказать вредное воздействие на исследуемый организм

Также к данному методу можно отнести и рентгенофотосъемку, как объединение микрофотосъемки и рентгенографии.

3) микрофотосъемка – фотографирование артикуляции органов, расположенных внутри, с помощью миниатюрной фотокамеры. Также к данному методу можно отнести и киносъемку, как сопровождение фотосъёмки синхронизированной звукозаписью.

4) томография – метод неразрушающего послойного исследования внутренней структуры объекта посредством его многократного просвечивания в различных пересекающихся направлениях, позволяющий делать съемку не насквозь, а на заданной глубине.

3. электроакустические методы:

Эти методы позволяют получить визуальные схемы звучания. Таких методов много, вот основные из них:

  • кимография – эта методика состоит в непосредственной фиксации на движущейся бумажной ленте артикуляционных движений гортани, рта и носа с помощью писчиков, соединенных с тем, что непосредственно соприкасается с артикулирующими органами испытуемого. Кимография позволяет разложить артикуляцию речевого аппарата на носовую, ротовую и гортанную
  • осциллография – позволяет превратить колебательные движения воздушной среды в электрические, которые в дальнейшем передаются в осциллограф, преобразующий сигнал в цифровую форму и представляющий его в виде зигзагообразной линии – осциллограммы
  • спектография – при этой методике воздушная струя так же преобразуется в электрический сигнал, который проходит через фильтры спектографа. Это позволяет получить спектральную картину речевых звуков

Современная компьютерная техника позволяет получить разнообразные акустические характеристики звуков, например, сведения об интенсивности, изменении основного тона в слове, фразе или более крупных отрезках речи.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петровская средняя общеобразовательная школа

143395, Московская область, Наро-Фоминский муниципальный район,

с. Петровское

Историческая грамматика. История чередований.

Учитель Адамич Елена Викторовна учитель русского языка и литературы

Содержание работы

    Введение………………………………………………………… стр. 3

    Глава 1. История языка…………….…………………………... стр. 4

    Глава 2. Чередования…………………………………………... стр. 4

    Глава 3. История дифтонгов…………………………………… стр. 5-7

    Глава 4. Беглые гласные…………………………………………стр. 8

    Заключение……………………………………………………….стр.9

    Используемая литература……………………………………….стр.10

    Приложения

Введение

Многие народы верили: язык и речь – чудо, данное нам богами. Русский писатель А. И. Куприн заметил: «Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнем разговаривать. Гость, подавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха и разгадывать, что они значат…»

Я думаю, что самое удивительное не то, что язык дали нам боги, а то, что его творим мы сами – все время, ежедневно. Причем занимаются этим не академики, а каждый человек. Наш язык не есть что-то застывшее, мертвое. Русский язык живет: устаревают и появляются слова, меняются окончания, изменяется интонация, шлифуются нормы, идет развитие орфографии. Слова в нем, как в живом организме, рождаются, совершенствуются, а иногда умирают. Мне захотелось исследовать некоторые моменты жизни русского языка, объяснить себе и своим одноклассникам, как происходит его развитие. В учебнике по русскому языку для 5 класса авторов Т.А. Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и других в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи» есть параграфы 78 и 79, в которых изучаются чередования. (Приложение 1) Меня эта тема очень заинтересовала. Я решила изучить ее более глубоко. И начала я с исторической грамматики, точнее, с истории некоторых чередований. Я поставила перед собой цели :

    проследить историю чередований;

    выяснить, в какое время и почему они возникли.

Для достижения этих целей мне было необходимо решить следующие задачи :

    собрать необходимый материал;

    выявить исторические изменения в словах;

    объяснить современные орфограммы(чередования) с точки зрения исторической грамматики.

Всю работу я разделила на несколько этапов :

    изучение теоретических сведений о чередованиях в русском языке;

    анализ слов;

    систематизация полученной информации, формулировка вывода.

Глава 1. История языка

Русский язык относится к индоевропейской семье, восточнославянской группе, сюда входят еще белорусский и украинский языки. Ученые-лингвисты считают, что славянские языки восходят к общему, который условно называется праславянским языком. (Приложение 2)

Особую роль в развитии этих языков сыграло появление письменности и первого книжного языка – старославянского. Это была заслуга Кирилла и Мефодия, которые создали азбуку и перевели христианские церковные книги на славянский язык.(Приложение 3) Переписывая, книжники вносили черты родного языка. Церковнославянский язык – это язык церковных текстов. Живые языки взаимодействовали с ним. Он сыграл огромную роль в становлении русского литературного языка. В.В. Виноградов отмечал: «Для изучения истории отдельных слов необходимо воспроизвести контексты их употребления в разные периоды истории языка» .

Ученые-лингвисты утверждают, что наш древний язык звучал очень красиво: наши предки практически пели, растягивая или намеренно сокращая некоторые звуки. Сейчас эта способность нашего языка утрачена.

Глава 2. Чередования

В дописьменный период развития славянских языков в слове все слоги были открытыми, то есть границей слога был гласный звук как самый звучный, поэтому была возможность растягивать звуки. Это закон открытого слога. Действие этого закона определило развитие фонетической системы и образование чередований в русском языке гласных и согласных звуков. В параграфах 78 и 79 учебника по русскому языку для 5 класса авторов Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и других рассказывается о таком явлении. Чередование – это замена одного звука другим в составе единой морфемы. Чередоваться могут только гласные с гласными, согласные с согласными. Это происходит при определенных условиях:

    при образовании однокоренных слов друг – друзья – дружить г//з//ж,

растение – росли а//о

    при изменении формы слова горец – горца, кавказец – кавказца (ноль звука чередуется с ец)

    в результате действия аналогии новый звук появляется там, где он фонетически не возникал: бьрати – беру – съборъ

Чередующиеся звуки являются разными морфемами и могут возникать в различных морфемах, кроме окончаний. Чередования бывают позиционными и историческими. Я уже отмечала, что чередования звуков действуют в определенный период языка и обусловлены фонетическими законами. Если законы перестают действовать, а чередования сохраняются, то они используются в языке как средство для образования новых слов и считаются историческими чередованиями. Например: везти – воз.

Глава 3. История дифтонгов

Действие открытого слога приводило к изменению дифтонгов. Дифтонги – сочетание двух гласных звуков в одном слоге, не разделенное согласными. Согласные г, к, х изменялись в з, ц, ш перед гласными ь, и , которые произошли от дифтонгов. Так возникли чередования г//з; ск//щ; х//ш. Например: друг – друзья, воздух – воздушный, блеск – блещет.

Так историей дифтонгов объясняется чередование гласного ы с сочетанием звуков ав в словах слыть и слава.

Оказывается, существительное слава в современном русском языке имеет то же значение, что и в древнерусском. Мы активно используем в своей речи пословицы, которые возникли в период устного народного творчества. Например: Добрая слава лежит, а худая по дорожке бежит. На час ума не станет, на век дураком прослывёшь. Как поживёшь, так и прослывёшь. Земля худой славы не покроет. Хоть денег не гроша, зато слава хороша. Как поплыл, так и прослыл.

В древности корень –слав- распался на два звука перед гласным, а перед согласным стянулся в один –ы. Получилось слав-а – слыть. (Слыть, то есть славиться ).

Но самым ярким примером развития чередований является образование в языке неполногласных и полногласных сочетаний. Дифтонгические сочетания гласных с сонорными изменялись, если находились перед согласными. Образовывалось полногласие. В праславянском языке было:

⃰ оl → ла, оло

⃰ оr → ра, оро

er → ре, ере.

В церковнославянском языке преобладало неполногласие – ра, ла, ре, а, в древнерусском - полногласие - оро, оло, ере.

церковнославянский

древнерусский

врата

ворота

град

город

брег

берег

страж

сторож

глава

голова

глас

древо

дерево

Мы можем отметить, что эти слова в языке употреблялись в то время практически одинаково. Однако слова с неполногласием все-таки больше книжные.(Приложение 4) Сначала они употреблялись в житиях, поучениях, где древние проповедники, используя, например, слово «брег» - край земли около воды, - предостерегали верующих от ошибок. В современном русском языке тоже есть слово «брег», и оно сохранило высокую поэтическую окраску и употребляется в поэтической речи. Я нашла примеры в сказках А.С. Пушкина.

1.Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой…

Мать и сын идут ко граду .

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Расплеснётся в шумном беге,

И очутятся на бреге ,

В чешуе, как жар горя,

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…

Многие из этих парных соответствий есть сейчас в языке, но они различаются лексическими значениями или стилистическими характеристиками.

Например: Калининград – Звенигород, Волгоград – Новгород, Млечный путь – молочные продукты, глас народа – приятный голос.

Глава 4. Беглые гласные

Появление чередования с нулём звука можно показать на следующих примерах. В корне слова отьць – отьца в древности был редуцированный гласный ь , который мог находиться то в сильной, то в слабой позиции. В XII веке в сильной позиции он изменялся в е, а в слабой утрачивался. Так появился беглый гласный.

Редукция – ослабление гласных звуков в безударном положении. Различается позиция безударных гласным в предударном слоге и позиция в остальных:

голова – [гълава], великан - [в`ьл`икан]

а→ъ, и→ ь

Рассмотрим чередование: в корне слов книга – книжный есть еще чередование г//ж , которое объясняется исторически. Например, в древнерусском слове къниг-а редуцированный ъ исчез, так как был в слабой позиции. А твердый согласный г сохранился без изменений перед гласным а. В слове кънижька твердый согласный г перед ь смягчился и перешел в ж мягкий, а сам редуцированный ь исчез, так как находился в слабой позиции. Но в форме родительного падежа множественного числа кънижькъ этот ь оказался в сильной позиции и изменился в е (отсюда современное книж-ек ). Следует учесть, что мягкий шипящий звук ж к XIV веку отвердел. Сейчас это [ж] – твердый, а здесь еще и оглушение [кн`ишка]. Вот почему мы написание сомнительного согласного проверяем (орфограмма № 3). Сохраняется беглый гласный е с суффиксом книжка – книжек.

Заключение

На уроках русского языка и литературы нам часто приходится сталкиваться с такими фактами языка, объяснение которых требует знания исторической грамматики. Экскурсия в историю языка, сравнение языковых процессов показывают, что современные нормы языка являются результатом его развития и совершенствования. Рассмотрев историю некоторых чередований, я объяснила правила современной орфографии. Обращение к фактам исторической грамматики позволяет нам более сознательно и прочно усвоить правила современного русского языка, понять пути его развития, объяснить некоторые явления в современном правописании, происхождение того или иного слова, поможет грамотно писать. Наконец, это просто интересно…

Используемая литература

    Ладыженская Т.А., Коровин М.Т., Тростенцова Л.А и др. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2011.

    Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. - Глава «История чередований». – М.: Книжный дом «Либроком», 2009.

    Лопушанская С.П., Горбань О.А., Шептухина Е.М. Страницы истории русского языка. – М.: Просвещение, 2007.

    Розенталь Д.Э. Русский язык. – М.: Дрофа, 2000.

    Языкознание. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1999.

    Пушкин А.С. Сказки. – М.: Детская литература, 1977.

    Лаврова С.А. Русский язык. Страницы истории. – М.: Белый город, 2012.

    Пословицы русского народа. Москва. « Терра», 1996.

Приложение 1

Приложение 2

Развитие славянских языков можно представить следующим образом:

Приложение 3

Особую роль в развитии славянского языка сыграло появление письменности и первого книжного языка- старославянского. Это была заслуга Кирилла и Мефодия, которые создали азбуку и перевели христианские церковные книги на славянский язык.

Приложение 4

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»:

1.Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой…

Мать и сын идут ко граду .

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон… (оро//ра )

2. Вот не берег вышли гости;

Царь Салтан зовёт их в гости…

Расплеснётся в шумном беге,

И очутятся на бреге ,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря… (ере//ре )