Тренировочные задания 6 егэ русский. Средствами речевой выразительности. Грамматические нормы имен существительных
За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2019 году
Тема задания 6 ЕГЭ по русскому языку - Образование форм слова в русском языке. В вопросе несколько небольших фраз или словосочетаний, одно или несколько из которых написано с ошибками. Приготовьтесь увидеть в этом списке фразы типа «Я поступил наиболее РЕШИТЕЛЬНО» или «ОБГРЫЗАННОЕ яблоко» - слова, на которые нужно обратить внимание, выделаются большими буквами, курсивом или другим способом. Ваша задача – найти ошибочный вариант построения формы слова и указать его. В каждом задании присутствуют фразы с «проблемными» словами всех частей речи, и неправильным может быть любое из них.
Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку считается одним из самых объемных и сложных. Что нужно для его успешного выполнения? Требуется знать не только общие правила, но и типичные ошибки в словообразовании. К нашей общей удаче, большинство морфологических норм усваивается если не в в раннем детстве, то в начальной школе, и при подготовке к экзаменам они трудностей вызывать не должны. Однако разработчики вопросов к ЕГЭ постарались использовать в билетах такие слова, в употреблении которых допускают ошибки даже образованные взрослые. Выход из ситуации – только запоминать как образуются и склоняются сложные слова.
Это задание – на проверку общей грамотности ученика, потому для подготовки к нему вы можете использовать не только онлайн-тесты ЕГЭ по русскому языку или применяемые в наших школах учебники по этому предмету, но и любые словари. Кроме того, вы можете подмечать правильность словообразования при чтении художественной литературы, а также при просмотре фильмов и телевизионных передач. Балл за это задание прибавляется к остальным – предыдущим и последующим. Как вариант, вы можете проверить свои знания только по одной теме, решив задание № 6 ЕГЭ по русскому языку.
За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2019 году
Тема задания 6 ЕГЭ по русскому языку - Образование форм слова в русском языке. В вопросе несколько небольших фраз или словосочетаний, одно или несколько из которых написано с ошибками. Приготовьтесь увидеть в этом списке фразы типа «Я поступил наиболее РЕШИТЕЛЬНО» или «ОБГРЫЗАННОЕ яблоко» - слова, на которые нужно обратить внимание, выделаются большими буквами, курсивом или другим способом. Ваша задача – найти ошибочный вариант построения формы слова и указать его. В каждом задании присутствуют фразы с «проблемными» словами всех частей речи, и неправильным может быть любое из них.
Задание № 6 ЕГЭ по русскому языку считается одним из самых объемных и сложных. Что нужно для его успешного выполнения? Требуется знать не только общие правила, но и типичные ошибки в словообразовании. К нашей общей удаче, большинство морфологических норм усваивается если не в в раннем детстве, то в начальной школе, и при подготовке к экзаменам они трудностей вызывать не должны. Однако разработчики вопросов к ЕГЭ постарались использовать в билетах такие слова, в употреблении которых допускают ошибки даже образованные взрослые. Выход из ситуации – только запоминать как образуются и склоняются сложные слова.
Это задание – на проверку общей грамотности ученика, потому для подготовки к нему вы можете использовать не только онлайн-тесты ЕГЭ по русскому языку или применяемые в наших школах учебники по этому предмету, но и любые словари. Кроме того, вы можете подмечать правильность словообразования при чтении художественной литературы, а также при просмотре фильмов и телевизионных передач. Балл за это задание прибавляется к остальным – предыдущим и последующим. Как вариант, вы можете проверить свои знания только по одной теме, решив задание № 6 ЕГЭ по русскому языку.
В задании 6 вас просят найти пример с ошибкой в образовании формы слова. Задание 6 может выглядеть вот так:
Укажите вариант с ошибкой в образовании формы слова.
- их пальто
- красноречивые лекторы
- ветер колышет флаги
- у обоих подруг
Ниже приведен краткий перечень правил и тем, которые надо знать, чтобы справиться с заданием 6.
Ошибки в формах числительных
1. Склонение числительных. Вот правила, которые тестируются чаще всего:
При склонении числительных от 50 до 80, от 200 до 900 изменяются оба корня : семьдесят, семидесяти, семидесяти, семьюдесятью, о семидесяти; пятьсот, пятисот, пятистам, пятьюстами, о пятистах.
При склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово : в две тысячи четырнадцатом году (нельзя: в двух тысячи четырнадцатом году).
Числительные полтора и полтораста (150) имеют формы косвенных падежей полутора и полутораста .
Для того чтобы научиться склонять числительные со вторым корнем «сто» (двести, триста, четыреста, пятьсот и т.д.), нужно воспользоваться словом «нота»: четырех нот — четырехсот, четырем нотам — четыремстам, четырьмя нотами — четырьмястами, о четырех нотах — о четырехстах. (См. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1999)
2. Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. не употребляются с существительными женского рода. Нельзя сказать трое подруг. Правильно говорить три подруги.
3. Оба и обе. Форма женского рода обе употребляется с существительными женского рода (обе актрисы, обе ладони) и с личными местоимениями мы, вы, они, если эти местоимения указывают на двух лиц женского пола (например, про двух балерин можно сказать они обе).
Существительные женского рода в косвенных падежах сочетаются с косвенными падежами от формы обе, а не оба. Нельзя сказать с обоих сторон, обоим дочкам, обоими руками, в обоих сумках. Правильные формы: с обеих сторон, обеим дочкам, обеими руками, в обеих сумках.
Формы существительных
1. Трудные случаи формы именительного падежа множественного числа Множественное число имен существительных
Слова мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже множественного числа имеют окончания -ы, -и (стол — столы, компьютер — компьютеры, переводчик — переводчики, мяч — мячи) или -а, -я (глаз — глаза, голос — голоса, стул — стулья). Некоторые слова имеют две формы множественного числа (например, годы и года). Не существует четких правил, которые определяли бы, какое окончание имеет форма множественного числа того или иного слова.
Слова с окончанием - ы , - и (прописная буква обозначает ударный звук)
лектор — лЕкторы — лЕкторов
инженер — инженЕры — инженЕров
шофЁр — шофЁры — шофЁров
бухгалтер — бухгАлтеры — бухгАлтеров
инспектор — инспЕкторы — инспЕкторов**
инструктор — инстрУкторы — инстрУкторов**
слесарь — слЕсари — слЕсарей**
токарь — тОкари — тОкарей**
конюх — кОнюхи — кОнюхов
договор — договОры — договОров**
возраст — вОзрасты — вОзрастов
крем — крЕмы — крЕмов
суп — супЫ — супОв
госпиталь — гОспитали — госпиталЕй и гОспиталей (равноправные варианты)
** В разговорной речи (не на ЕГЭ) допустимы варианты инспекторА, инструкторА, слесарЯ, токарЯ, договорА.
Слова с окончанием - а , - я
директор — директорА — директорОв
профессор — профессорА — профессорОв
доктор — докторА — докторОв
веер — веерА — веерОв
тетерев — тетеревА — тетеревОв
окорок — окорокА — окорокОв
якорь — якорЯ — якорЕй
катер — катерА — катерОв
Слово пропуск в значении «документ» образует множественное число пропускА, а в значении «что-то пропущенное» — множественное число — прОпуски.
Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме им. падежа множ. числа окончание -ы или -и:
договор, шофёр, веер
лектор, профессор, инспектор
бухгалтер, инженер, возраст
директор, инструктор, доктор
2. Трудные случаи формы родительного падежа множественного числа
Родительный падеж множественного числа существительных
Попробуйте ответить на вопрос. Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или у рыб нет зуб?
В этой шутке есть большая доля правды: здесь представлены все три нормативных окончания формы род. падежа мн. числа:
ов (ев): столов, компьютеров, платьев, поленьев,
ей: морей, скамей, мышей, дочерей,
нулевое: башен, вишен, туч, ущелий, оладий, брызг.
Эта форма очень трудна, потому что что закономерности выбора окончания хотя и существуют, но их очень много — и они непоследовательны.
Так, одна из закономерностей заключается в том, что, если окончание в начальной форме существительного ненулевое, то в род. падеже мн. числа — нулевое и наоборот: тётя и много тёть, дыня — дынь, яблоко — яблок, окно — окон, но стол — столов, печь — печей, мать — матерей. Однако эта закономерность очень часто нарушается, сравните: один носок и пара носков; но один чулок и пара чулок; платье — платьев, море — морей.
Изредка встречаются случаи вариативные, когда норма допускает два варианта окончания:
баклажан и баклажанов, кедов и кед, свеч и свечей, туркменов и туркмен, простЫнь и простынЕй, будней и буден, граммов и грамм.
Слова с нулевым окончанием
обувь и одежда, надеваемая на ноги: чулки (пара чулок), сапоги (пара сапог), ботинки (пара ботинок), сандалии (пара сандалий), туфли (пара туфель); но пара носков
военные: гусары (нет гусар), партизаны (много партизан), солдаты (много солдат)
национальности: башкиры (много башкир), армяне (армян), болгары (болгар), осетины (осетин), цыгане (цыган)
слова на -ня, -ля: яблоня (нет яблонь), кухня (нет кухонь), вишня (нет вишен), вафля (нет вафель)
слова на -ца: блюдца (блюдец), полотенца (полотенец), щупальца (щупалец)
другие слова: погоны (нет погон), макароны (нет макарон), яблоко (нет яблок), сосиска (нет сосисок, а не сосисек), воскресенье (воскресений), ущелье (ущелий), оладья (оладий), ремесло (ремёсел), серьга (серёг), ведьма (ведьм), кочерга (кочерёг)
Слова с окончанием ов (или ев )
носки (пара носков) — в отличие от пары чулок, пары сапог и других вещей, надеваемых на ноги. В разговорной речи возможен и вариант пара носок
фрукты и овощи: абрикосов, апельсинов, бананов, лимонов, мандаринов, помидоров
консервы (консервов)
центнеров
казахов, хорватов
комментариев
Слова с окончанием ей
ясли (Яслей с ударением на первый слог); ноздри (ноздрей), клешнИ (клешнЕй), (пельмени) пельменей, падежи (падежей).
У некоторых слов нет именно формы род. падежа мн. числа (например, мечта, тахта). Нельзя сказать: «У нее было много разных мечт».
Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме род. падежа множ. числа окончание ов:
Мачта, мечта, мама, клешня
Чулок, носок, слон, куртка
Вор, апельсин, хорват, помидор
Ремесло, оладья, пила, партизан
Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме род. падежа множ. числа нулевое окончание:
Ведьма, консервы, армянин, осетин
Ноздря, ясли, щупальце, будни
Стол, погон, макароны, гусары
Цыган, воскресенье, глаз, солдат
3. Несколько существительных мужского рода с нулевым окончанием имеют в предложном падеже единственного числа два варианта окончания: -е и -у. При этом выбор окончания зависит от того, с каким предлогом употребляется слово:
в шкафу и на шкафу, но о шкафе
в порту и в аэропорту, но о порте и об аэропорте
в боку, но о боке
в лесу, но о лесе
на мосту, но о мосте.
Формы глаголов
1. Трудные глагольные формы Глаголы с чередованием в основе
Трудны некоторые формы настоящего времени с чередованиями в основе:
жечь — жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут (неправильно: жгёт, жгём, жгёте)
течь — теку, течёшь, течёт, течём, течёте, текут
печь — пеку, печёшь, печёт, печём, печёте, пекут
молоть — мелю, мелешь, мелет, мелем, мелете, мелют
хотеть — хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят
ехать — еду, едешь, едет, едем, едете, едут (неправильно: ехаю)
колыхать — колышу, колышешь, колышет, колышем, колышете, колышут (возможен и вариант колыхаю, колыхаешь)
полоскать — полощу, полощешь, полощет, полощем, полощете, полощут (возможен и вариант полоскаю, полоскаешь)
лазить — лажу, лазишь, лазит, лазим, лазите, лазят (существует и глагол лазать с формами лазаю, лазаешь, лазает и т.д.)
изрешетить — изрешечу, изрешетишь, изрешетит, изрешетим, изрешетите, изрешетят, причастие изрешечённый.
махать — машу, машешь, машет, машем, машете, машут (в разговорной речи возможен и вариант махаю, махаешь)
В случае наличия в языке вариантов литературной нормы при выполнении заданий ЕГЭ следует указывать только один — основной (а не разговорный) вариант.
Отметьте предложения, в которых допущены ошибки:
Я лажу по скалам.
Ветер колышет траву.
Повелительное наклонение
Образование повелительного наклонения от некоторых глаголов может вызывать трудности:
лечь — ляг, лягте
махать — маши
полоскать — полощи
положить — положи (а слова ложи не существует)
класть — клади (а слова поклади не существует)
выйти — выйди
выправить — выправь и выправи (оба варианта возможны)
Глагол ехать не имеет формы повелительного наклонения. Неправильно: ехай, едь. Глагол ездить также не имеет формы повелительного наклонения. Неправильно: езжай. Можно образовать форму повелительного наклонения только от другого глагола — поехать: поезжай.
Отметьте словосочетания, в которых допущены ошибки:
ляг на траву
помахай на прощание
едь быстрее
регулярно полощите рот
Несуществующие глаголы
Запомните: глаголов вылазить, залазить в русском литературном языке не существует! Правильно: вылезаю (а не вылажу), залезаю.
Глагола ложить тоже не существует! Правильно: класть (видовая пара класть — положить).
Другие трудные случаи
У некоторых глаголов отсутствуют определенные формы. В этом случае говорят о дефектной парадигме глаголов. Например: у глаголов победить, убедить, дерзить, чудить нет формы 1 лица единственного числа. Однако у глагола пылесосить она есть (пылесошу), хотя и употребляется редко.
Глагол жаждать образует формы жажду, жаждешь, жаждет и т.д. В разговорной речи возможен и вариант жаждаю, жаждаешь, жаждает.
У глагола вымокнуть формы прошедшего времение вымок, вымокла. Неправильно: вымокнул.
2. От глаголов совершенного вида образуются только деепричастия совершенного вида, а от глаголов несовершенного вида — только деепричастия несовершенного вида. Например, от глагола совершенного вида заменить нельзя образовать деепричастие заменя (правильная форма — заменив), а от глагола несовершенного вида держать нельзя образовать деепричастие держав (правильная форма — держа).
Формы прилагательных и наречий
1. Способы образования сравнительной и превосходной степени прилагательных и наречий.
Сравнительная степень прилагательных (и наречий на -о, -е) может быть образована одним из двух способов:
с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше: умнее, тише, старше
с помощью слов более и менее: более умный, более тихий, менее громко, более старый.
Эти два способа никогда не используются вместе. Нельзя сказать он более умнее или говори более тише.
Превосходная степень прилагательных (и наречий на -о, -е) может быть образована одним из трех способов:
с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: умнейший, тишайший
с помощью слов самый, наиболее и наименее: самый умный, наиболее тихий, наименее интересно
с помощью сравнительной степени прилагательного и слова всех: умнее всех, тише всех.
Эти способы тоже никогда не используются вместе. Нельзя сказать самый умнейший студент. Кроме того, не употребляются вместе сравнительная и превосходная степень. Нельзя сказать он бежит наиболее быстрее или более тяжелейший случай.
2. У прилагательных на -кий формы сравнительной степени, как правило, заканчиваются на -че: звонче (а не звончее), жёстче, ярче, горче (и горше в значении «горестный»), громче, жарче, крепче, резче.
Формы местоимений
1. В литературном русском языке нет местоимения ихний. Правильно говорить их : их кот, их кошка, их котята.
Употребление местоимений
Местоимения их, его и её
Принадлежность 3 лицу множ. числа (то есть им — родителям, друзьям, коллегам, одноклассникам, соседям) выражается местоимением их .
Это местоимение неизменяемое. Слово, к которому оно относится, может быть любого рода и может быть употреблено в любом числе и падеже — в любом случае местоимение их останется неизменным.
их кот, их обезьяна, их удивление, их дети
их кота, их коту, с их котом, об их коте
Местоимение ихний (ихняя, ихнее, ихние) относится к просторечной лексике. Употреблять его рекомендуется только писателям при описании сцен из народной жизни.
То же самое касается местоимений евоный и ейный. Это грубые просторечные ошибки, недопустимые ни в устной, ни в письменной речи. Правильно говорить его и её.
Склонение местоимения она
Местоимение она в родительном падеже имеет форму её, а с предлогами — неё. Форма родительного падежа ней —просторечная ошибка, и употреблять ее не следует.
Обратите внимание на то, что речь идет именно о родительном, а не о творительном падеже. В творительном падеже ней — литературная норма. Например, предложение «Мы с ней просто друзья» полностью соответствует литературной норме.
У нее много друзей. Нельзя: «У ней много друзей».
В XIX веке форма родительного падежа ней была литературной нормой, но постепенно у неё появился просторечный оттенок.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
(Ф.И. Тютчев, 1866 г.)
А вот пример употребления слова ней (вместо неё) в художественном тексте — автор использует прием стилизации, поскольку пишет от лица «необразованного» персонажа:
А у ней — широкая натура,
А у ней — открытая душа,
А у ней — отличная фигура,
А у меня в кармане — ни гроша.
(В. Высоцкий)
Ихнее мнение здесь никому не интересно.
Её мнение тоже никого не волнует.
Отметьте все предложения, соответствующие современной литературной норме.
У неё отличная фигура.
У ней нет ни стыда ни совести.
К ней пришли гости.
Задание №6 проверяет умение учащихся образовывать различные формы слов. В нем необходимо найти слово, форма которого образована с ошибкой, и записать его правильно; за это можно получить один первичный балл.
Теория к заданию №6 ЕГЭ по русскому языку
У многих выпускников возникают проблемы с образованием форм множественного числа различных слов. Для того чтобы их предотвратить мы приводим некоторые теоретические сведения с использованием слов, встречающихся на экзамене.
Грамматические нормы имен существительных
Окончания имен существительных множественного числа именительного падежа
Окончания множественного числа им. падежа Ы/И | Окончание множественного числа им. падежа А/Я |
---|---|
Бухгалтер | Адрес |
Возраст | Вексель |
Выговор | Ворох |
Грифель | Директор |
Драйвер | Доктор |
Диспетчер | Катер |
Договор | Китель |
Инженер | Кузов |
Инструктор | Купол |
Компрессор | Колокол |
Конструктор | Кучер |
Контейнер | Ордер |
Лекарь | Окорок |
Месяц | Округ |
Плеер | Повар |
Полис | Погреб |
Порт | Профессор |
Почерк | Пояс |
Прожектор | Паспорт |
Пудель | Сорт |
Ректор | Стог |
Редактор | Сторож |
Слесарь | Тенор |
Свитер | Терем |
Трактор | Тополь |
Снайпер | Хутор |
Столяр | Штемпель |
Табель | Якорь |
Токарь | Фельдшер |
Торт | Отпуск |
Тренер | |
Флигель | |
Фронт | |
Шофёр |
Окончания существительных множественного числа родительного падежа
В множественном числе родительного падежа слов, обозначающих различные фрукты и овощи, почти всегда используется окончание «-ов»:
- много ананасов, бананов, лимонов, томатов.
Важно запомнить следующие исключения: дынь, слив, яблок
В родительном падеже множественного числа слов, обозначающих парные предметы, часто оказывается нулевое окончание:
- много бахил, ботинок, валенок, кроссовок, шорт, чулок, туфель.
Важно запомнить: много бриджей, гольфов, носков
Нулевое окончание также будет в родительном падеже множественного числа слов, обозначающих национальности:
- много болгар, бурят, грузин, румын, татар
Важно запомнить: много монголов, таджиков, хорватов, якутов
Также нулевое окончание используется в словах родительного падежа множественного числа, обозначающих некоторые военные профессии:
- гардемарин, гренадер, гусар, партизан, солдат
Важно запомнить: много саперов
Родительный падеж множественного числа различных единиц измерения также имеет нулевое окончание:
- ампер, аршин, байт, мегабайт, вольт, ватт
Но: граммов, гектаров, килограммов
Множественное число родительного падежа для слов, оканчивающихся на «-це», образуется с помощью окончания «-ец»:
- много блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец
Однако: много деревцев, оконцев
Окончание «-ий» будет встречаться в родительном падеже множественного числа слов, оканчивающихся на «-ья» или «-ье»:
- много гнездовий, кушаний, надгробий, ожерелий, печений, побережий, сидений, увечий.
Важно запомнить: много кореньев, лохмотьев, платьев, подмастерьев, угодьев, хлопьев, ладей, копий, ружей
Окончание «-ей» будет в родительном падеже множественном числе слов, которые в именительном падеже кончаются на «и»:
- много будней, гантелей, скатертей, яслей, ладоней
Склонение имен числительных
Склонение числительных также вызывает затруднения у некоторых людей. В числительных «сорок, девяносто, сто» в родительном, дательном, творительном и предложном падежах множественного числа добавляется окончание «-а»:
- сорока, девяноста, ста
В числительных «пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят» изменяются обе части слов, например, пятидесяти – пятьюдесятью. Две части изменяются и в словах «двести, триста, четыреста», например, трехсот – тремстам – тремястами – о трехстах. Слова «пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот» склоняются по следующему образцу: семьсот – семисот – семистам – семьсот – семьюстами – о семистах. В склонении составных числительных нужно изменять все части слова: три тысячи восемьсот двадцать семь – трех тысяч восьмисот двадцати семи – три тысячи восемьсот двадцать семь – тремя тысячами восемьюстами двадцатью семью – о трех тысячах восьмистах двадцати семи.
Очень важно правильно склонять порядковые числительные: в них изменяется лишь последнее перед существительным слово, например:
- две тысячи семнадцатый год – в две тысячи семнадцатом году (нельзя говорить «в двух тысячи семнадцатом»!)
При употреблении слов «оба» и «обе» нужно всегда согласовывать их с существительными:
- по обеим улицам (не по обоим); по обоим домам (не по обеим).
Морфологические нормы глаголов
Также нужно запомнить формы следующих слов повелительного наклонения:
лечь | ляг | лягте |
ехать | езжай | езжайте |
ездить | езди | ездите |
глядеть | гляди | глядите |
махать | маши | машите |
бежать | беги | бегите |
высыпать | высыпи | высыпите |
класть | клади | кладите |
И настоящего и будущего времени:
Важно запомнить верное написание слов и сочетаний:
- постричься, поскользнуться, подчеркнуть, почерк, насмехаться, выходить из автобуса (не сходить), промок, замерз, окреп, садитесь
Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных
Сравнительная степень прилагательных бывает простая и составная: теплее (простая), более теплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: более теплее – грамматическая ошибка.
Превосходная степень прилагательных может простой и составной: теплейший (простая), самый теплый (составная). Нельзя совмещать обе эти формы: самый теплейший – грамматическая ошибка.
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем задание.
- Читаем предложенные слова и словосочетания (желательно произнося их или употребляя в предложении).
- Вспоминаем грамматические номы русского языка в области словообразования (теория).
- Ищем неверно написанное слово.
- Записываем правильный ответ (правильную форму слова).
Разбор типовых вариантов задания №6 ЕГЭ по русскому языку
Шестое задание демонстрационного варианта 2018
- опытные ТРЕНЕРЫ
- по ОБОИМ сторонам
- звучит не менее ГРОМКО
- ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
- нет ТУФЕЛЬ
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем задание.
- Опытные тренеры занялись подготовкой сборной. Новая сигнализация звучит не менее громко . Поезжайте вперед вдоль аллеи. У нее нет туфель для вечернего выхода.
- Опытные тренеры тренер . Звучит не менее громко – верная форма сравнительной степени наречия громко . Поезжайте – верная форма повелительного наклонения множественного числа. Нет туфель туфля .
- Неверно написано слово ОБОИМ. При существительном женского рода должно стоять слово ОБЕ – ОБЕИМ сторонам.
Ответ: обеим
Первый вариант задания
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- ПОЕЗЖАЙ прямо
- белых ГОЛЬФ
- лучшие ТРЕНЕРЫ
- ТРЕМЯ ПЯТЫМИ
- СЛОЖИВ полотенца
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем задание.
- Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Поезжай прямо по дороге. У нашей сборной лучшие тренеры . Пожертвовать тремя пятыми всех запасов. Она собрала сумку, сложив полотенца и нижнее белье.
- Поезжай прямо – верно образованное повелительное наклонение глагола ехать . Лучшие тренеры – верная форма множественного числа именительного падежа существительного тренер . Тремя пятыми – у составных числительных склоняются все части. Сложив полотенца – с приставкой употребляем глагол -лож-.
- Неверно написано слово ГОЛЬФ. Это – одно из «исключений» образования множественного числа от слов – обозначений предметов одежды.
Ответ: гольфов
Второй вариант задания
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- МАШУ рукой
- ПОЗДНЕЙШИЙ
- ТРОЕ инспекторов
- наши ОТПУСКА
- к ДВУМ ТЯСЯЧАМ ПЯТНАДЦАТОМУ году
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем задание.
- Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Машу рукой маме. Позднейший период творчества художника. Трое инспекторов пришли к единому решению. Наши отпуска были утверждены.
- Машу рукой – верно образованное 1 лицо единственного числа настоящего времени от глагола махать . Позднейший – верно образованная форма превосходной степени от глагола поздний . Трое инспекторов – верно образованный Р.п. множественного числа от глагола инспектор . Наши отпуска – множественное число от существительного отпуск .
- Данное задание иллюстрирует довольно частую ошибку в склонении числительных. Как говорилось выше, в них должно склоняться только ближайшее к существительному слово. Верный вариант: к две тысячи пятнадцатому году.
Ответ: к две тысячи пятнадцатому году.
Третий вариант задания
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- МЕНЕЕ чёткий
- икра из БАКЛАЖАНОВ
- ПОМАХАЙ рукой
- административные ОКРУГА
- ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ заданиями
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем задание.
- Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Менее четкий рисунок. Икра из баклажанов получилась на славу. Административные округа отреагировали на заявление. Контрольная представлена пятьюдесятью заданиями .
- Менее четкий – верно образованная сравнительная степень прилагательного четкий. Икра из баклажанов – верная форма множественного числа родительного падежа существительного баклажан - ЗАПОМНИ . Административные округа – верная форма множественного числа именительного падежа существительного округ. Пятьюдесятью заданиями – в сложных числительных склоняются обе части.
- Здесь в склонении числительного ошибки не допущено, зато ее можно встретить в сочетании под номером 3. Нужно раз и навсегда запомнить, что правильный вариант – помаши .