Все о тюнинге авто

Торги на подрядные работы. Подрядные торги. Новый порядок их проведения. Этапы подрядных торгов

"Аудит и налогообложение", 2009, N 10

Одной из форм размещения заказов на строительство, предусматривающей выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса, являются подрядные торги. Все чаще вместо слова "торги" употребляют термин "тендер". Тендер представляет собой конкурентную форму размещения заказов на выполнение работ или предоставление услуг по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки, на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. В статье рассмотрены правовые основы проведения торгов, порядок их проведения, а также учет расходов на участие в торгах.

Согласно ст. 447 ГК РФ договор может быть заключен путем проведения торгов и заключается с лицом, эти торги выигравшим.

Положение о подрядных торгах в РФ утверждено Распоряжением Госкомимущества России N 660-р и Госстроя России N 18-7 от 13.04.1993 (далее - Положение). Положение определяет общий порядок и условия подготовки, организации, проведения, регулирования последствий подрядных торгов на выполнение всего комплекса работ и оказания услуг, связанных со строительством новых, расширением, реконструкцией и ремонтом действующих объектов на территории РФ.

Подрядные торги, в соответствии с п. 1.5 Положения, могут проводиться при размещении заказов на:

  • строительство, реконструкцию и капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях "под ключ";
  • выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;
  • поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях "под ключ";
  • управление проектом, консультирование, надзор;
  • любые технически и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг.

Виды подрядных торгов. Состав участников

Торги могут проводиться как с предварительной квалификацией претендентов, так и без таковой, они могут быть гласными и негласными.

При гласных торгах вскрытие конвертов с предложениями и оглашение их основных условий производится в присутствии представителей фирм, участвующих в торгах. Обычно при проведении гласных торгов тендерный комитет (орган, создаваемый для организации и проведения торгов) публикует в открытой печати сведения о фирме, получившей заказ с указанием его объема и общей суммы подписанного контракта.

При негласных торгах тендерные комитеты не вскрывают предложения в присутствии участников торгов и не публикуют сведения о фирме, получившей заказ.

В зависимости от формы проведения торги подразделяются на открытые и закрытые.

К участию в открытых торгах приглашаются все желающие фирмы и организации. Сведения о проведении таких торгов публикуются в периодической печати. Следует отметить, что большое число участников открытых торгов обостряет конкуренцию, что дает возможность разместить заказы на более выгодных условиях.

К участию в закрытых торгах приглашается ограниченное число фирм, и объявления о проведении закрытых торгов не публикуются. Приглашения принять участие в торгах направляются в индивидуальном порядке. В закрытых торгах участвуют наиболее крупные фирмы и организации.

Основными участниками торгов являются заказчик, организатор торгов, тендерный комитет, претенденты (лица, решившие принять участие в торгах до момента регистрации оферты) и оференты (лица, от имени которых представлена оферта). Расходы по подготовке и проведению торгов осуществляются за счет заказчика и относятся на стоимость строительства.

Напомним, что офертой является предложение заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определяемых в тендерной документации.

Объявление о проведении торгов

Объявление о проведении торгов публикуется в печати организатором торгов или тендерным комитетом за два - шесть месяцев до срока представления оферт. Если торги предусматривают процедуру предварительной квалификации, сообщение об этом должно в обязательном порядке содержаться в объявлении о торгах.

В объявлении должны быть указаны следующие сведения (п. 4.3 Положения):

  • наименование и адрес объекта торгов, общее описание предмета торгов, главные параметры работ или услуг;
  • сроки прохождения предварительной квалификации, выкупа тендерной документации, представления оферт, начала и окончания работ;
  • краткое описание кредитно-финансовых и других условий контракта;
  • системы стандартов, измерений, официальный язык;
  • краткое описание строительной площадки, географических, инженерно-геологических и других природных условий, наличие инфраструктуры и коммуникаций, описание местных ресурсов и другая необходимая информация.

Состав тендерной документации

Тендерная документация передается в комплекте по официальному запросу претендента за плату. Порядок и условия выкупа тендерной документации определяет тендерный комитет (п. 5.2 Положения).

Тендерная документация включает в себя следующие основные разделы:

  • общие сведения об объекте и предмете торгов (в частности, наименование, адрес объекта торгов; общее описание предмета торгов с указанием главных количественных параметров; даты и сроки выполнения работ; наименование заказчика, организатора торгов; условия и порядок посещения строительной площадки, другие общие сведения);
  • проектная документация (чертежи, схемы, расчеты, ведомости объемов работ, спецификации, особые технические условия, информация о системах измерения, стандартов, испытаний, сертификации);
  • требования по составу документации оферты;
  • инструкция оферентам (информация и требования по условиям разработки, порядку оформления и представления оферты);
  • условия и порядок проведения торгов (в раздел могут включаться ссылки на законодательство, распространяемые на проведение торгов и выполнение контракта, дата вскрытия конвертов, критерии оценки оферт, порядок выбора победителя, порядок утверждения результата торгов, условия и порядок внесения второго задатка, а также другие сведения);
  • проект контракта;
  • форма заявки об участии в торгах.

Тендерная документация состоит из технической и коммерческой части. Техническая часть представляет собой описание и общую информацию о месторасположении и назначении объекта торгов, его основных технико-экономических данных, наличии внешней инфраструктуры, местных строительных материалов, подъездных дорог, а также сроках строительства. В технической части также представлены информация о проведении и результатах инженерных изысканий на строительной площадке объекта, технические данные объекта, генеральный план, архитектурно-строительная часть, включая чертежи с объемно-планировочными решениями, водоснабжение и канализация, отопление и вентиляция, электротехнические работы, газоснабжение, слаботочные системы, описание и основные характеристики технологического оборудования, требования экологической безопасности. Описание работ по их видам и группам также представлено в технической части тендерной документации.

Коммерческая часть включает требования в отношении цены и порядка ее определения, условий и сроков поставки, условий платежа и графика платежа, источника финансирования контракта, банковской гарантии на выполнение инофирмой или российской строительной организацией работ в соответствии с представляемой офертой в случае выигрыша ею торгов.

По усмотрению тендерного комитета в коммерческую часть тендерной документации может быть включено требование, касающееся отдельных видов страхования ответственности подрядчика (иностранной фирмы или российской организации) за невыполнение своих обязательств, исходя из соображения экономической целесообразности.

Документы, необходимые для участия претендента в торгах

Чтобы принять участие в торгах, претендент должен представить следующие документы (п. 5.6 Положения):

  • заявку на участие в подрядных торгах;
  • временное поручительство в форме гарантии банка;
  • копию платежного документа, подтверждающего внесение первого задатка (для участия в торгах претендент, согласно п. 2.17 Положения, обязан после прохождения предварительной квалификации до момента представления оферты внести первый задаток на расчетный счет заказчика, размер задатка определяется тендерным комитетом);
  • расчет цены предмета торгов с указанием порядка ее исчисления и распределения по основным видам работ;
  • пояснительную записку с приложением необходимой экономической, технической и технологической документации. В отдельных случаях состав представляемых документов по решению заказчика может быть изменен.

Документация, представляемая оферентами в тендерный комитет, должна соответствовать требованиям, содержащимся в тендерной документации.

Оферты принимаются в двойных конвертах. Во внешний конверт вкладываются заявка на участие в торгах, копия платежного документа, подтверждающая внесение задатка, и внутренний конверт, в котором находится оферта. Внутренний конверт должен быть запечатан оферентом на момент подачи оферты.

Тендерный комитет после проверки наличия необходимых документов, за исключением содержащихся в запечатанном конверте, обязан зарегистрировать оферту и другую документацию, причем такая регистрация должна быть осуществлена немедленно после ее представления и приемки.

Оференту выдается расписка, подтверждающая прием и регистрацию его оферты.

Порядок проведения торгов. Заключение контракта

Торги на объекты, расположенные на территории России, проводятся по месту нахождения организатора торгов и должны происходить в день, час и месте, объявленных официально (разд. 7 Положения).

Вскрытие конвертов производится тендерным комитетом при наличии полномочного состава тендерного комитета. Перед вскрытием конвертов проверяется их сохранность.

В зависимости от сложности предмета торгов тендерный комитет устанавливает срок рассмотрения оферт, при этом срок не может превышать шести месяцев с момента вскрытия конвертов. Установленный срок объявляется на первом заседании по торгам тендерного комитета.

Оференты не имеют права присутствовать при оценке оферт, которая осуществляется оценочной комиссией. В состав комиссии входят заказчик (организатор торгов), проектные и другие организации.

Техническая и коммерческая части оферты оцениваются отдельно. Оценка осуществляется на основе балльной системы, разрабатываемой тендерным комитетом.

Оферент вправе в любое время отозвать свою оферту, но при этом следует учитывать, что внесенный задаток ему не будет возвращен.

Подрядные торги могут быть объявлены несостоявшимися, если:

  • до момента окончания срока закрытия торгов не поступило ни одной оферты;
  • все представленные оферты не содержат банковских гарантий или документов, подтверждающих внесение задатка;
  • представленные оферты не отвечают требованиям экономической эффективности.

Если представленные оферты не соответствуют условиям тендерной документации, торги считаются состоявшимися, но имеющими отрицательный результат. При объявлении торгов несостоявшимися или имеющими отрицательный результат задаток подлежит возврату оферентам.

Повторные торги могут быть проведены в том случае, если самая низкая цена, предложенная оферентами, значительно превышает расчетную цену, определенную экспертами с учетом статистических и прогнозируемых индексов цен в строительстве.

Победителем торгов выбирается оферент, предложение которого наиболее полно отвечает всем требованиям тендерной документации, причем тендерный комитет не обязан мотивировать свой выбор перед претендентами. В течение трех дней после принятия решения тендерный комитет обязан направить официальное извещение оференту, выигравшему торги.

Победитель торгов имеет право на заключение контракта с заказчиком на условиях, установленных поданной им офертой, составленной в соответствии с тендерной документацией (п. 2.18 Положения).

Протокол о результатах торгов представляется заказчику либо по его поручению организатору торгов в трехдневный срок после принятия соответствующего решения на утверждение.

Заказчик в недельный срок должен рассмотреть представленные документы и принять решение об утверждении результатов торгов. Если результаты не утверждаются, мотивированное решение об этом направляется в тендерный комитет. Торги считаются завершенными после утверждения их результатов заказчиком.

Получив уведомление, победитель торгов обязан внести второй задаток на расчетный счет заказчика. Срок внесения второго задатка устанавливает тендерный комитет. Если в установленный срок второй задаток внесен не будет, организатор торгов может отменить присуждение заказа данному победителю. В этом случае первый задаток не возвращается.

После внесения второго задатка заказчик и победитель торгов заключают контракт, в который по взаимному согласию сторон могут быть внесены иные условия, не изменяющие условий, содержащихся в тендерной документации и оферте победителя.

Если победитель торгов отказывается от подписания контракта с заказчиком, внесенные задатки ему не возвращаются.

Внесение задатка

Согласно п. 4 ст. 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые приняли участие в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшем торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Пунктом 5 ст. 448 ГК РФ определено, что лицо, выигравшее торги, и организатор торгов в день проведения торгов подписывают протокол о результатах торгов.

Если лицо, выигравшее торги, уклоняется от подписания протокола, оно утрачивает внесенный задаток. Если же от подписания протокола уклоняется организатор торгов, он обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, причиненные в торгах убытки. Убытки возмещаются в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

В соответствии со ст. 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от его суммы должно быть совершено в письменной форме.

Мы говорим о подрядных торгах, где задаток вносится потенциальным подрядчиком. На момент внесения задатка еще нет ни контракта, ни какого-либо денежного обязательства победителя торгов перед заказчиком. Соответственно, возникает вопрос: как засчитать сумму внесенного задатка в счет обязательств по подрядному договору?

В Постановлении ФАС Центрального округа от 28.02.2007 по делу N А48-2962/06-4 отмечено, что указанные в ст. 380 ГК РФ и п. 4 ст. 448 ГК РФ обеспечительные меры в виде задатка отличаются по своему существу и влекут разные правовые последствия.

Задаток, внесенный для участия в подрядных торгах, на мой взгляд, должен быть возвращен лицу, выигравшему торги.

Учет расходов на участие в торгах

Результаты торгов становятся известными не сразу, а лишь по прошествии определенного времени. До тех пор, пока не объявлены результаты торгов, расходы организации-претендента на участие в торгах следует учитывать в качестве расходов будущих периодов.

Согласно п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов. Указанные расходы подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией - равномерно, пропорционально объему продукции или иным способом, - в течение периода, к которому они относятся.

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов".

В периоде, когда будут объявлены результаты торгов, расходы, учтенные организацией-претендентом на счете 97, в зависимости от исхода торгов, будут списаны:

  • на счета учета затрат на производство в порядке, установленном организацией (20 "Основное производство", 25 "Общепроизводственные расходы" и другие счета), - в случае победы в торгах;
  • на счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", - если торги проиграны.

Вопрос учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов на участие в тендерах рассмотрен в Письме ФНС России от 18.11.2005 N ММ-6-02/961 "Об учете для целей налогообложения расходов организаций на участие в тендерах в случае проигрыша торгов".

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ. Напомню, что названная статья содержит перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные, в частности, документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Тендерные торги в качестве необходимых условий участия в них могут предусматривать:

  • обязанность представления участником конкурсного предложения;
  • сбор за участие в конкурсе;
  • приобретение тендерной документации;
  • приобретение банковской гарантии;
  • выполнение иных требований тендера.

В целях налогообложения прибыли необходимо учитывать возможность участия организации в торгах в рамках своей основной деятельности, а также характер расходов, возможность их возврата при различных исходах тендерных торгов или возмещения подобных расходов в стоимости строительных работ.

В вышеуказанном Письме ФНС России разъясняет, что расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения в составе внереализационных расходов, в случае если они осуществлены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами торгов участникам торгов, и не возвращаются ему при проигрыше. В частности, к таким расходам могут быть отнесены расходы по уплате сбора за участие в конкурсе, расходы по приобретению тендерной документации, приобретению банковской гарантии. Указанные расходы, подтвержденные документально, учитываются для целей налогообложения прибыли единовременно.

Кроме того, в случае возврата организаторами торгов сумм, внесенных участниками торгов за участие в тендере, подобные суммы у участника включаются в состав внереализационных доходов (аналогичные разъяснения дает и Минфин России в Письме от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7).

Форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса. Источник: МДС 80 …

Подрядные торги - форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса;... Источник: Распоряжение Госкомимущества РФ N 660 р, Госстроя РФ N 18 7 от 13.04.1993 (ред. от 18.10.1994) Об … Официальная терминология

Подрядные торги Жилищная энциклопедия

ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ - в соответствии с п. 2 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. N 235, подрядные торги представляют собой форму… … Юридический словарь современного гражданского права

Методические рекомендации по оценке оферт и выбору лучшего предложения из представленных на подрядные торги. - 5. Методические рекомендации по оценке оферт и выбору лучшего предложения из представленных на подрядные торги. ЦНИИЭУС. М., 1994. Источник: МДС 80 12.2000: Методич … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Тендер на подрядные торги - тендер конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляющая собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации;... Источник: Распоряжение Госкомимущества… … Официальная терминология

Форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса … Юридический словарь

Торги - (Bidding) Торги это специфическая форма торговли, результат которой достигается посредством проведения конкурса или аукциона Информация об определении торгов, правила проведения аукционов и конкурсов, в том числе электронных торгов с… … Энциклопедия инвестора

торги подрядные - форма размещения заказов на строительство, предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе конкурса … Большой юридический словарь

ТОРГИ, ПОДРЯДНЫЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ - представляют собой форму размещения заказов на строительство объектов путем подбора на конкурсной основе претендентов – строительных, строительно монтажных, проектных и других организаций – на выполнение комплекса работ по соответствующим видам… … Большой экономический словарь

Введение…………………………………………………………………………………………………3

Виды подрядных торгов………………………………………………………………………………..2

Участники подрядных торгов………………………………………………………………………….4

Объявление торгов...……………………………………………………………………………………6

Процедура торгов……………………………………………………………………………………….8

Заключение договора…………………………………………………………………………………..11

Литература……………………………………………………………………………………………...12

Введение

В годы интенсивного перехода на рыночную экономику Правительством и Госстроем России проведена значительная работа по оптимизации цены и качества строительной продукции, совершенствованию методов сметного ценообразования и развитию рыночных методов установления цен на строительные товары и услуги. Проводимые в России подрядные торги все больше стали опираться на процедуры, основанные на конкуренции.
Сформирован новый рыночный метод ценообразования – метод тендерного ценообразования, при котором цена договора устанавливается на условиях тендерной документации по цене оферента, предложившего заказчику наиболее эффективный, с точки зрения принятых критериев, вариант реализации предмета торгов.

За последние годы подготовлен ряд нормативно-методических документов, позволяющих различными методами определять базовую цену планируемого строительства и открывающих возможности более глубокого внедрения подрядных торгов в практику капитального строительства и городского хозяйства. Проведение подрядных торгов и борьба за право получения подряда на проектирование, поставку оборудования и выполнение строительно-монтажных работ становятся важным организующим началом в привлечении всех факторов, влияющих на минимизацию затрат и снижение базовой цены предмета торгов.

Подрядные торги - форма размещения на многовариантной основе заказов на выполнение работ и услуг на основе конкурса с целью наиболее эффективного использования средств Заказчика и обеспечения максимально возможного учета требований Заказчика к выполнению работ (сроки, качество, этапность и т.д.).

Виды подрядных торгов

Подрядные торги могут проводиться при размещении заказов на:

Строительство, реконструкцию и капитальный ремонт предприятий, зданий и сооружений;

Выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;

Поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях «под ключ»;

Управление проектом, консультирование, надзор;

Любые технически и организационно обоснованные сочетания указанных работ и услуг.

Подрядные торги обычно проводятся Заказчиком - инвестором или Заказчиком - застройщиком после заключения ими контракта на строительство объекта. Организатор может поручить на договорной основе проведение торгов организациям - исполнителям, имеющим соответствующие сертификат или лицензию.

Существуют две формы торгов: закрытые и открытые. При закрытых торгах заказчик для участия в торгах приглашает несколько уже известных ему фирм, из которых он выбирает ту, которая дает наиболее приемлемые для него предложения. При открытых торгах заказчик дает объявление в открытой печати о приглашении всех желающих принять участие в торгах.

Торги рекомендуется проводить открытыми с целью обеспечения конкуренции, равных возможностей для получения заказов всеми подрядными организациями и достижения наиболее обоснованных цен, соответствующих наименьшим затратам при требуемом уровне качества.

В зависимости от проведения предварительного отбора претендентов торги бывают - с предварительной квалификацией и без предварительной квалификации.

Торги с предварительной квалификацией - торги, предусматривающие предварительный отбор. На таких торгах рассматриваются организации, прошедшие предварительную квалификацию Претендентов.

Процедура предварительной квалификации состоит из следующих этапов:

Подготовка приглашения, опросных листов претендента и их распространение;

Сбор оформленных опросных листов, отзывов и другой документации по предварительной квалификации, оценка полученных документов по формальным критериям;

Анализ и оценка технической, организационной, финансовой способности претендента и составление экспертного заключения;

Вынесение решения о результате предварительной квалификации.

В опросный лист может включаться следующая информация о претенденте:

Наименование, адрес, телефон, телефакс; дата, место и орган регистрации;

Организационно-правовая форма, уставный капитал, число работников, данные о производственной базе;

Банковские реквизиты; сведения о платежеспособности предприятия;

Заверенные копии учредительных документов; лицензии на определенные виды деятельности;

Заверенная копия последнего балансового отчета;

Сведения, характеризующие предыдущую производственную деятельность;

Другие сведения, интересующие заказчика, организатора торгов, тендерный комитет.

Повторные торги - торги, осуществляемые повторно, в случае невыявления победителя на первичных торгах.

Участники подрядных торгов

Основными участниками торгов являются Заказчик, Организатор торгов, Тендерный комитет, Председатель тендерного комитета, Претенденты, Оференты.

Заказчик - юридическое лицо, для которого выполняется выставляемый на торги предмет торгов.

Заказчик обязан иметь статус официального юридического лица с соответствующей регистрацией и с правом осуществления функций Заказчика.

На момент принятия решения о проведении подрядных торгов Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами (или правом распоряжаться ими в необходимый период времени).

При проведении торгов Заказчик осуществляет следующие функции:

Принимает решение о проведении подрядных торгов и издает в связи с этим официальный распорядительный документ (приказ);

Подает заявку на проведение торгов Организатору торгов и издает об этом распорядительный документ (или заключает договор);

Оплачивает Организатору торгов работы по организации и проведению торгов;

Формирует и утверждает состав Тендерного комитета;

Контролирует работу Организатора торгов и участвует в работе Тендерного комитета через своего представителя;

Утверждает результаты торгов.

Организатором торгов может быть заказчик либо любое юридическое лицо, им уполномоченное на организацию торгов. В качестве организатора торгов могут выступать специализированные на проведение подрядных торгов организации, а также другие организации, независимо от форм собственности. Пределы прав и обязанности организатора торгов устанавливаются в договоре на организацию и проведение торгов.

Организатор торгов осуществляет следующие функции:

Подготавливает документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления или (и) рассылку приглашений;

Производит сбор заявок на участие в торгах;

Организует подготовку и распространение тендерной документации;

Производит ознакомление претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения;

Обеспечивает сбор, хранение и анализ представленных Оферт;

Обеспечивает деятельность Тендерного комитета и привлекаемых инженерно-консультационных организаций по подготовке тендерной и другой необходимой документации;

Доводит до Оферентов результаты торгов;

Несет расходы по подготовке и проведению торгов.

Заказчик либо - в соответствии с заключенным договором - организатор торгов для проведения подрядных торгов формирует тендерный комитет или привлекает регулярно действующий ведомственный, региональный или муниципальный тендерный комитет на договорной основе.

Тендерный комитет - коллегиальный рабочий орган, сформированный из представителей Заказчика (инвестора), представителей Организатора торгов, а также экспертных и консультационных организаций (технических экспертов).

Тендерный комитет может образовать в своем составе секретариат и различные подкомитеты для решения конкретных задач в рамках процесса проведения торгов, для работы в которых могут привлекаться специализированные фирмы.

Тендерный комитет осуществляет следующие основные функции:

Проводит заседания и оформляет их протоколами согласно регламенту;

Производит вскрытие и оценку Оферт;

Определяет победителя торгов и предоставляет протокол на утверждение Заказчику.

Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает регламент своей работы и утверждает регламенты работы своих подразделений.

Председатель Тендерного комитета - полномочный представитель Заказчика, назначает время проведения заседаний и проводит заседания Тендерного комитета.

В качестве технических экспертов приглашаются наиболее квалифицированные специалисты производственных, проектных, научных организаций и высших учебных заведений, работающие в сфере работ и услуг, выставляемых на торги.

Технические эксперты дают всестороннюю оценку Оферт, поданных на торги, участвуют в принятии решения.

Претендент - юридическое лицо, решившее принять участие в торгах до момента регистрации Оферты.

Лицо приобретает статус Претендента с момента обращения к Организатору торгов для участия в торгах.

Претендент имеет право:

Получать от Организатора торгов информацию по условиям и порядку проведения подрядных торгов;

Участвовать в предварительной квалификации и приобретать тендерную документацию;

Обращаться к Организатору торгов с обоснованной просьбой об отсрочке предоставления Оферты в письменной форме.

Оферент - Претендент, приславший Оферту, подкрепленную документом, подтверждающим внесение залога (банковской гарантии), содержащую согласие Претендента участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации. Он может также прислать встречное предложение (альтернативный вариант).


Рыночные отношения формируются в процессе подрядных торгов. Подрядные торги могут проводится при: строительстве зданий, сооружений, предприятий; выполнении проектно-изыскательских, монтажных, пусконаладочных и других видов работ; выборе поставщика материалов, конструкций, оборудования; управлении проектом, инжиниринге, консультировании, контроле и надзоре; других технических и организационных работах и услугах или их обоснованных сочетаниях.
Подрядные торги - конкурсная форма размещения заказов и инвестиционно-строительной деятельности на всех фазах осуществления проекта с целью выбора лучшего предложения для выполнения работ и оказания услуг.
Торги - практически единственный способ выбора исполнителей строительных работ на конкурсной основе, которые материально гарантировали бы точное выполнение своих обязательств.
Процедура проведения торгов состоит из следующих этапов.
Организационный процесс подрядных торгов
Таблица 1.1

Фаза торгов

Процедуры процесса подрядных торгов

Начальная фаза

Инициация торгов Назначение организатора торгов Определение объекта и предмета торгов Объявление о торгах

Фаза разработки проекта торгов: подготовка и проведение торгов

Формирование тендерного комитета Проведение предварительной квалификации Разработка тендерной документации Расчёт смет инвестора и оферента Подготовка оферты и предложений Встречи и переговоры Посещение места строительства Проверка документов Внесение задатка

Фаза выполнения проекта торгов: проведение торгов

Утверждение регламента и критериев оценки Процедура вскрытия оферт Оценка предложений и их анализ Обоснования тендерного комитета Выбор генподрядчика Выбор субподрядчика Контроль и проверка документов

Фаза завершения:
заключение
контрактов

Подготовка контракта Заключение контрактов и субконтрактов Контроль документов, процедур, анализ и банк данных
Информация о победителе и контракте

До и после принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен получить необходимые инвестиционные ресурсы (или право распоряжаться ими в требуемый для создания объекта интервал времени), подтвержденные соответствующими финансовыми документами, например, кредитным договором, банковской справкой, постановлением исполнительного органа государственной власти, на полное или частичное финансирование объектов для федеральных государственных нужд.
Следующим комплексом проблем, которые необходимо решить заказчику до объявления торгов, является разработка концепции будущих договорных отношений между заказчиком и победителем торгов. Суть концепции выражается в степени ответственности всех субъектов инвестиционной деятельности. Степень ответственности определяется организацией взаимоотношений заказчика и исполнителя работ (подрядчика).
Наиболее развитой формой отношений между заказчиком и исполнителем является подбор генерального исполнителя (генподрядчика). Степень ответственности за выполнение работ определяется на основе контракта, заключенного между заказчиком и генподрядчиком. На основе этих контрактных отношений генподрядчик выбирает для выполнения специальных видов работ субподрядчиков.
После выполнения вышеперечисленных условий одной из первых проблем, которую следует решить заказчику, является определение и назначение организатора торгов.
Функции организатора торгов заказчик может поручить одной из специализированных фирм, имеющей лицензию на этот вид деятельности, либо приказом главы администрации субъекта РФ определяется фирма, которой поручается работа на всей территории данного субъекта РФ. Организатор торгов выполняет следующие функции: формирует и утверждает состав тендерного комитета, готовит документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления или рассылку предложений, организует разработку и распространение тендерной и другой необходимой документации, утверждает результаты торгов, ликвидирует тендерный комитет.
Полномочия организатора торгов подтверждаются распорядительным документом заказчика или соответствую-
щим договором. Организатор имеет право делегировать часть своих полномочий тендерному комитету.
После назначения организатора торгов заказчик или организатор торгов определяет объект и предмет торгов.
До объявления о торгах организатор торгов, реализуя условия заказчика, решает вопрос о виде торгов: открытые торги или закрытые, с предварительной квалификацией или без нее.
При закрытых торгах заказчик для участия в них приглашает несколько уже известных ему фирм. При открытых торгах заказчик путем объявления в открытой печати приглашает всех желающих принять участие в торгах. Объявление о торгах, публикуемое в печати, составляется в произвольной форме. В открытых торгах могут принять участие все желающие иностранные и местные фирмы. Сообщение о проведении предварительной квалификации обязательно должно содержаться в объявлении о торгах. При проведении закрытых торгов сообщение о проведении предварительной квалификации содержится в приглашении.
В зависимости от объекта и предмета торгов заказчик (или организатор торгов) самостоятельно формирует тендерный комитет, привлекая собственных специалистов, представителей научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов на основании заключенных с ними договоров в соответствии с действующим законодательством.
В случае принятия заказчиком решения о проведении торгов с предварительной квалификацией претендентов проводится процедура по определению технических, экономических, организационных и других потенциальных возможностей претендента для выполнения представляемого на торги подряда, предварительная квалификация обеспечивает определенные гарантии отбора возможных претендентов.
Обычно содержание тендерной документации (тендера) разделяют на две части:
1) общую (общие условия торгов), которая нередко аналогична для многих видов объектов, строящихся в данной стране;
2) специальную, содержащую необходимые сведения о данном конкретном объекте (подробные технико-экономические характеристики); к этой части в случае необходимости могут прилагаться (помимо спецификаций) чертежи и другая документация.
При успешном прохождении предварительной квалификации подрядчики представляют на торги оферту, конкурс между подрядчиками обостряется и на последующем этапе торгов отбираются наиболее сильные из них, в том числе за счет обоснования рациональной для заказчика и подрядчика стоимости работ. На заключительном этапе торгов с победителем определяется окончательная договорная цена подрядных работ.
На рынках объектов капитального строительства применяется значительное число моделей контрактов, отличающихся способами оценки стоимости выполняемых подрядчиком работ и степени ответственности участвующих в выполнении работ. На сегодня существуют четыре основных типа контрактов, используемых в инвестиционной сфере, - А, В, С, D.
Тип А - контракт с установленной твердой, паушальной ценой (суммой). Паушальная цена (сумма) - это общая сумма без дифференцирования составляющих ее частей (слагаемых). Термин происходит от немецкого слова pauschal (на круг, в общем, всего); употребляется, когда речь идет об установлении одной общей суммы за партию однородных или разнородных товаров либо за выполнение определенных работ (услуг). Например, за поставку комплектного оборудования для сооружаемой электростанции назначается паушальная сумма 30 млн долл, (вместо указания цены каждого соответствующего агрегата). В торговых сделках паушальная цена - это цена на круг для общего количества товара без различия по сортам, качеству и т. д.; паушальная скидки - общая скидка, выраженная не в процентах от суммы, а в абсолютной цифре; паушальное количество - общее количество без подразделения по отдельным сортам, видам и прочее.
Контракт типа А предусматривает выплату заказчиком подрядчику заранее обусловленной паушальной суммы
после выполнения последних работ, определенных чертежами или спецификациями. Обусловленная паушальная сумма не подлежит пересмотру, за исключением случаев внесения самим заказчиком изменений в проект в ходе его выполнения.
В современных условиях многие заказчики отдают предпочтение контрактам с паушальной ценой. Для заказчиков преимущества контрактов с паушальной ценой проявляются в точном определении издержек реализации проекта, отсутствии (для заказчика, но не для подрядчика) финансовых рисков, простоте выбора подрядчика и управления проектом. Определение издержек по проектам осуществляется на ранней стадии, что дает возможность заказчику принимать решения с учетом предстоящих затрат и сроков выполнения работ до того, как будут сделаны крупные капиталовложения. Общий объем капитальных вложений по данному виду контракта является фиксированным.
Контракты с твердой ценой обычно связаны с меньшими инвестиционными расходами по сравнению с другими типами контрактов при условии благоприятной для заказчика экономической конъюнктуры.
Финансовый риск в этом случае для заказчика минимален, поскольку подрядчик гарантирует непревышение договорной цены, в то время как для подрядчика финансовый риск может возникнуть в связи с возможным увеличением затрат на субподрядные работы, ростом цен на материалы, оборудование, проектно-конструкторские работы, рабочую силу. Кроме того, на него полностью ложится риск невыполнения работ в оговоренные сроки вследствие погодных факторов, ошибок и просчетов.
В контрактах с паушальной ценой сокращаются и упрощаются обязанности заказчика по управлению и надзору за ходом выполнения работ, поскольку подрядчик берет на себя стоимостные риски. Здесь заказчик может ограничиваться только контролем над соблюдением сроков и за качеством выполняемых работ. Обязанности по контролю над издержками реализации проекта сводятся к надзору за изменениями в работах и осуществлению
денежных расчетов. Кроме того, действует естественный стимул для полного завершения работ по проекту в установленные сроки или досрочно, так как увеличение сроков строительства ведет в данном случае только к росту издержек у подрядчика.
Применение контрактов с твердой ценой требует соблюдения ряда обязательных условий. Если эти условия не выполняются, контракт может перестать быть эффективным для заказчика. Значительная часть квалифицированных и конкурентоспособных подрядчиков выдвигает в качестве условий требования, на которых они соглашаются брать на себя риски, связанные с выполнением контрактов с паушальной ценой.
Подрядчику должны быть полностью известны объемы и виды работ, конкретные условия строительства задолго до срока подачи заявок на торги, чтобы он мог четко оценить свои затраты. Объем работ должен соответствовать финансовым возможностям подрядчика, а стабильность экономических, политических, социальных условий в той стране, где строится объект, должна обеспечивать сведение к минимуму затрат подрядчика на покрытие различных видов рисков.
Для заключения контрактов с применением паушальной цены должны существовать благоприятные для заказчика условия на строительном рынке: не только значительное число квалифицированных и конкурентоспособных подрядчиков, проявляющих желание выступать на торгах, но и такой уровень деловой активности в соответствующем секторе строительного рынка, при котором подрядчики могут получить большой объем работ по сравнению с тем, который доступен для них по другим типам контрактов, с меньшим риском.
Контрактам с твердой ценой присущи и недостатки, из- за которых такие контракты в отдельных случаях не могут быть использованы, например, возможное увеличение сроков работ из-за необходимости более длительной проработки проекта; большой объем работ, высокая сложность проектов, своеобразный характер работ.
Тип В - контракт с оплатой по объему работ. В контрактах этого типа стоимость работ определяется исходя из объемов работ и рыночных расценок. Первоначально оцениваются предварительные объемы предполагаемых работ, фактические объемы замеряются и оцениваются по завершении работ.
Тип С - контракт с возмещение»! издержек основан на оплате подрядчику фактических расходов, которые он понес в ходе выполнения работ. Этот контракт содержит также дополнительные выплаты на покрытие накладных расходов и т. д. Дополнительные выплаты определяются либо как фиксированная сумма, либо как переменная колеблющаяся величина. Контракты А, В и С могут выступать как серийные и как контракты на проектирование и строительство. К серийным контрактам относятся контракты, заключаемые с одним и тем же подрядчиком для последовательного выполнения ряда проектов, при этом первый контракт заключается в соответствии с обычной процедурой, а последующие служат как бы продолжением первого. По контракту на проектирование строительства один и тот же подрядчик осуществляет и проектные, и строительные работы.
Тип D - срочный контракт, предусматривающий выполнение подрядчиком определенной работы в установленный срок. При этом оплата может производиться на основе выполняемого объема работ и по конкретным срокам (этапам).
Контракты типа А, В, С и D могут быть с фиксированной или корректируемой ценой. По контракту с фиксированной ценой стоимость контракта согласовывается и фиксируется в момент его подписания. При этом фиксируемая сумма не может пересматриваться, за исключением случаев внесения изменений в спецификации либо в чертежи, а также случаев, предусмотренных условиями контракта (например, при несовпадении планируемых и фактических работ). В контракте такого типа подрядчик берет на себя весь риск, связанный с инфляционным повышением стоимости работ. Поэтому он добивается, чтобы в контракте были предусмотрены дополнительные суммы на покрытие непредвиденных расходов. Контракт с фиксированной ценой не следует смешивать с контрактом с паушальной ценой.
Контракт с корректируемой ценой содержит положение, позволяющее повышать или понижать стоимость контракта в зависимости от размеров издержек, которые несет подрядчик. Обычно контракты такого типа заключаются на длительный срок (свыше года).
К категории договоров подряда относятся и субконтракты, заключаемые генеральным подрядчиком с субподрядными фирмами, выполняющими, как правило, специализированные работы. При этом субподрядчика может назначить заказчик либо его может выбрать подрядчик по своему усмотрению.
В процессе заключения и выполнения строительных контрактов подрядная фирма берет на себя гарантийные обязательства, требующие внесения соответствующих залоговых сумм.
Можно различать следующие виды гарантийных обязательств. Гарантийный залог при подаче предложений на строительство объектов. Вносится фирмами-оферентами в тендерный комитет-организацию, которая проводит торги, - на четко установленный срок. Если предложение оферента не принимается заказчиком, то залог возвращается. В случае, если представленное предложение будет отозвано оферентом ранее установленного срока, внесенный залог не возвращается.
Величина гарантийного залога зависит от общей стоимости поставок и составляет обычно в среднем 2% от общей суммы предложения (оферты).
Залог выставляется в одном из банков страны, прово- дящей торги, или в отделении какого-либо иностранного банка в данном государстве. Если оферентом является государственная организация, то указанный залог может быть заменен банковской гарантией. Гарантийный залог по выполнению контракта охватывает весь период строительных работ и обычно составляет примерно 10% от стоимости контракта. Залог вносится строительной фирмой (подрядчиком) под банковскую гарантию. Гарантию также может предоставлять страховая компания, которая берет на себя ответственность за действие подрядчика. Залоговая сумма предназначена для

Подрядные торги представляют собой способ выбора на конкурсной основе проектировщиков, подрядчиков и поставщиков технологического оборудования. По сравнению с прямыми двухсторонними договорами торги создают условия конкуренции между проектными и строительными фирмами, а также поставщиками. Они дают возможность заказчикам выбрать наиболее выгодные предложения с точки зрения как цены, так и других коммерческих и технических условий.

Подрядные торги бывают открытые и закрытые. При закрытых торгах заказчик приглашает для участия в них несколько уже известных ему фирм, из которых он и выбирает ту фирму, которая дает для него наиболее приемлемые предложения. При открытых торгах заказчик путем объявления в открытой печати приглашает всех желающих принять участие в торгах.

Участниками подрядных торгов являются:

1. Заказчик – это официально зарегистрированное юридическое или физическое лицо, имеющее право на осуществление функций заказчика, для которого строится или реконструируется объект.

На момент принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами, подтвержденными определенными финансовыми документами. В качестве таких документов могут быть: кредитный договор, банковская справка или постановление исполнительного органа государственной власти в случае строительства за счет бюджетных средств.

2. Организатор торгов – это юридическое лицо, имеющее лицензию на право проведения торгов, которому заказчик и поручает их проведение. В качестве организатора торгов могут выступать специализированные на проведение подрядных торгов организации независимо от форм собственности.

3. Тендерный комитет – это постоянный или временный коллегиальный орган, создаваемый заказчиком или организатором торгов для их проведения. Тендерный комитет формируется из представителей заказчика, организатора торгов, экспертных и консультационных организаций, а также отдельных экспертов – физических лиц. Тендерный комитет в качестве рабочего органа может образовывать в своем составе секретариат, а также различные подкомиссии для решения конкретных задач в рамках процесса проведения торгов.

4. Претендент – это организация или фирма, под чьим именем подана заявка. К подрядным торгам допускаются претенденты независимо от форм собственности, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации, обладают опытом выполнения работ или услуг, и которые в письменном виде выразили свое согласие участвовать в торгах на предложенных условиях.

5. Оферент – это претендент, который прислал тендерное предложение (оферту), т.е. предложение заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определенных в тендерной документации.