Все о тюнинге авто

Иов: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ. Библейский персонаж Иов. Святой праведный Иов Многострадальный Толкование иов библия

Книга Иова – глубокодумное произведение еврейской мысли, одно из величайших творений во всей поэзии всех народов и времен, занимает по своему содержанию совершенно одинокое положение в еврейской литературе. По форме, оно соединяет в себе все виды поэзии: начало и конец его имеют эпический характер; главная по объему средняя его часть написана в драматической форме разговора, возвышающегося в описаниях природы до лиризма, а в целом своем, Книга Иова имеет дидактическое направление.

Иов и его друзья. Картина Ильи Репина, 1869

Содержание книги. «Был человек в земле Уц; имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла», – так начинается эпическое вступление Книги Иова. Земля Уц – часть юго-восточной Палестины. Иов был князь кочевого племени. За его справедливость и богобоязненность, Бог наградил его всеми благами. Сатана сказал Господу, что благочестие Иова не бескорыстно: Иов любит-де Господа только за то, что Господь дает ему богатство и счастье; если Господь отнимет у него награды за благочестие, он перестанет благословлять Господа. Господь дал сатане позволение испытать, так ли это, подвергать Иова бедствиям.

На Иова стали обрушиваться одно за другим тяжкие бедствия. Стада и рабы его погибли. Дом, в котором пировали его сыновья и дочери, упал и раздавил их своими развалинами. Но обнищавший, лишившийся детей Иов остался твёрд в своей преданности Господу. Сатана испросил позволение подвергнуть страданию и тело самого Иова, и «поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его». Но и в этом страдании Иов сохранил преданность Господу. Он сказал жене, возбуждавшей его к ропоту: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И «не согрешил Иов устами своими».

Книга Иова. Аудиокнига

Молва о бедствиях Иова разнеслась повсюду, и трое друзей его из разных местностей «сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. И подняв глаза свои издали, они не узнали его», – так он переменился от болезни; – «и зарыдали, и сидели с ним на земле семь дней и семь ночей», не находя слов утешения. Наконец, Иов прервал тяжкое молчание, и скорбь его излилась жалобами, проклятиями мучительной жизни. Его горькие слова показались его друзьям нечестивыми; они стали доказывать Иову, что Бог справедливо награждает и наказывает людей по заслугам. Один после другого, они пытались доказать Иову, что если он подвергся бедствиям, то должен считать себя заслужившим наказание от Бога какими-нибудь грехами. Иов спорит против них, говорит, что чувствует себя невинным. Он упрекает их в безжалостности к нему, и в скорби своей резко говорит о том, что беззаконники остаются счастливы, а праведники бедствуют. Его друзья, все трое, возмущаются такими мыслями, называют их нечестивыми, опровергают их примерами. Таким образом, идет ряд речей: друзья Иова, сообразно с господствующими в стране понятиями, доказывают, что Бог всегда поступает с людьми, как заслужили того люди, и что следовательно бедствия Иова – наказание ему за какие-нибудь грехи; Иов продолжает утверждать, что он страдает невинно, и продолжает приводить примеры того, что нечестивцы остаются безнаказанными, а праведники страдают. Он говорит, что если не при жизни его, то по его смерти Бог покажет людям невинность его. Он кончает свои возражения друзьям трогательными воспоминаниями о своем прежнем счастье, о своей непорочной жизни и призывает Бога во свидетельство своей невинности.

Но раньше, нежели наступает минута решения вопроса голосом самого Господа, в спор с Иовом вступает слушатель Елиуй, молчавший, пока у трех друзей Иова находились возражения ему: «Когда те три мужа перестали отвечать Иову, воспылал гнев Елиуя на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, а на тех трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать». Елиуй молчал, пока они говорили, «потому что они летами были старше его»; – когда они замолчали, берет на себя защиту высказанных ими мыслей он. Елиуй упрекает Иова за то, что он не видит справедливости Господа в управлении судьбами людей: «Неправда, что Бог не слышит» жалоб, воссылаемых ему праведными: «Суд пред ним, и жди его. Он не поддерживает нечестивых, и воздает должное угнетенным» (XXXV, 13, 14; XXXVI, 6).

После речи Елиуя, которая остается без ответа со стороны Иова, Господь отвечает на призвание Иова свидетельствовать о его невинности. «И отвечал Господь Иову из бури, и сказал: Препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а Ты отвечай Мне». Господь вопрошает Иова, может ли он постичь пути Господни? Господь говорит, что Иов и друзья его слишком самонадеянно считали себя постигающими всемогущество и мудрость Господа; друзья Иова слишком узко судили о правосудии Господа, обвиняя Иова. Иов говорит, что ни он сам, ни кто иной из людей не может постичь пути Господа.

Господь вознаграждает Иова за его страдания и утраты. Он исцелил его от болезни, и «благословил последние дни Иова более, нежели прежние», удвоил богатство его, и дал ему столько же детей, сколько было у него прежде. «И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова. После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих, и сыновей сыновних до четвертого рода. И умер Иов в старости, насыщенный днями». Так кончается Книга Иова.

Мнение учёных о том, когда была написана Книга Иова. Очевидно, что Книга Иова написана в такое время, когда еврейский народ уже достиг высокой степени образованности. По всей вероятности справедливо мнение тех исследователей, которые полагают, что она возникла после падения царства Иудейского . Никаких фактических данных для определения времени её происхождения мы не имеем; вывод, который мы принимаем за справедливый, основан только на соображениях вероятности. Но ясно, что Книга Иова принадлежит такому периоду, когда иудейский народ ознакомился с учениями, противоречащими его привычным понятиям. В Книге Иова есть признаки знакомства евреев с вероучением персов . Борьбы против хананейского язычества в ней уж нет, еврейский народ уж не впадает в идолопоклонство. Из всего этого, кажется, следует, что Книга Иова написана не раньше пленения вавилонского . Во время ли пленения написана она, или после возвращения иудеев из плена , едва ли возможно решить.

Описания природы. Описания природы в Книге Иова превосходны. Александр Гумбольдт во втором томе «Космоса» говорит: «Книга Иова справедливо считается превосходным созданием еврейской поэзии. Картины явлений природы в ней очень живописны, а распределение их в ней сделано с художественным мастерством дидактики. На всех новых языках, на которые переведена Книга Иова, её описания восточной природы производят глубокое впечатление. «Господь ходит по хребтам воздымаемых бурею волн моря». «Заря охватывает края земли, и земля становится как разноцветная одежда». В Книге Иова описываются нравы животных: дикого осла, лошади, буйвола, гиппопотама, крокодила, орла и страуса. Мы видим, как чистый эфир расстилается при знойном южном ветре зеркальною одеждою над жаждущею землею. Где природа скупо дает свои дары, чувства человека изощряются, он внимательно следит за каждою переменою в атмосфере, на поверхности безжизненной пустыни, на волнующемся море; он зорко видит признаки приближающихся перемен. В сухой, скалистой части Палестины прозрачность воздуха очень благоприятна зорким наблюдениям».

Жил во времена Авраама человек по имени Иов. Был он богат, но богатство его было не в золоте и серебре, а в овцах и волах, ослах и верблюдах.

Все почитали Иова. Он не был ни скуп, ни себялюбив. Иов любил Бога и помогал каждому в несчастье и нужде. Он непрестанно молился за свою большую семью - за сыновей и дочерей.

Господь видел богобоязненность и доброту Иова и радовался.

Но не только Господь следил за Иовом. Сатана, враг Господень и источник всякого зла, тоже пристально наблюдал за ним.

Разве даром благочестив Иов? Он любит Тебя за то, что Ты можешь дать ему, - сказал сатана Господу. - Если на него обрушатся несчастья, он тут же переменится.

Господь же знал, что Иов и тогда останется верен Ему.

Ты можешь подвергнуть Иова испытанию, - сказал Он сатане. - Забери у него все, чем он владеет. Но только не вреди ему самому.

И вот вскоре после этого к Иову прибежал его слуга с ужасной вестью. Кочевники напали на его стада и увели всех волов и ослов.

Не успел слуга закончить говорить, как примчался другой и рассказал, что молния убила всех его овец и пастухов, присматривавших за ними.

Третий вестник пришел сказать, что враги угнали всех его верблюдов.

Но самое печальное известие принес четвертый. Все его сыновья и дочери погибли, когда яростный ветер из пустыни налетел на дом, где они пировали, и разрушил его.

Иов был в великой печали, но он не хулил Господа за свои страдания.

Наг я вышел из чрева матери моей, нагим и возвращусь, - сказал он. - Господь дал, Господь и взял. Да будет имя Господне благословенно!

Мой слуга Иов остался тверд и прошел испытание, - сказал Господь сатане.

Но сатана отвечал:

Это лишь потому, что Ты не повредил ему самому. Если его поразит болезнь, он тут же переменится.

Ты можешь наслать болезнь на Иова, но сохрани ему жизнь, - сказал Господь.

1 Иов, муж справедливый и с большим имением. 6 Сатана: «Разве даром богобоязнен Иов»? 13 Имение Иова потеряно, сыновья умерли. 20 «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно».

1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.

2 И родились у него семь сыновей и три дочери.

3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.

4 Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своём доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.

5 Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своём. Так делал Иов во все такие дни.

6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана.

7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришёл? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошёл её.

8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

9 И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

10 Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;

11 но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?

12 И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошёл сатана от лица Господня.

13 И был день, когда сыновья его и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего.

14 И вот, приходит вестник к Иову и говорит:

15 волы орали, и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

16 Ещё он говорил, как приходит другой и сказывает: огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

17 Ещё он говорил, как приходит другой и сказывает: Халдеи расположились тремя отрядами и бросились на верблюдов и взяли их, а отроков поразили острием меча; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

18 Ещё этот говорил, приходит другой и сказывает: сыновья твои и дочери твои ели и вино пили в доме первородного брата своего;

19 и вот, большой ветер пришёл от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли; и спасся только я один, чтобы возвестить тебе.

20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился

21 и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!

22 Во всем этом не согрешил Иов и не произнёс ничего неразумного о Боге.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Книга Иова, 1 глава

1.Постановка проблемы. Три мнения ученого мира на авторство и дату написания кн. Иова.

2. Основная часть.

а) Дата 3-4 вв. до н.э.

I. аргумент

II. контраргумент

II. аргумент

II. контраргумент

III. аргумент

III. контраргумент

IV. Основной контраргумент

б) Эпоха Соломона (Соломон) 10 в. до н.э.

I. аргумент

I. контраргумент

в) 14-15 вв. до н.э. (Моисей)

I. аргумент

II. аргумент

III. аргумент

IV. аргумент

V. аргумент

Исходными данными для решения вопроса о написании являются показания самой книги свидетельства других писателей Библии. В книге Иова подобных указаний нет, словно автор специально обошел стороной эти вопросы.

1. Некоторые богословы считают, что автором данной книги является Елиуй, другие Ездра, третьи полагают, что ее написал неизвестный автор, живший за 200 лет до н.э. Существуют также мнения, что книга написана в “золотой” для Израиля период времени, в период правления Соломона. Она по содержанию по сходству может быть отнесена к перу Соломона, или его современника. Имеется мнение, что Иов жил во времена Иакова, на дочери которого он был женат. (Abba ben Kahana. B.B. 146) Кроме этого имеется множество мнений разнообразных по сути и менее популярных. Но достойны пристального рассмотрения из этого множества взглядов только три:

1) 3-4 век до н.э. во время Персидского царства,

2) “Золотой век” (эпоха Соломона) 10 в.b.c

3)14-15в. (Моисей)

2. а) 3-4 век до н.э. во времена Персидской Империи.

I. Аргументы: В Иов. 3:14-15 Иов как бы перечислял иерархию Персидской Империи. Цари, советники, князья.

II. Контраргумент: Монархическое устройство государства имели все древние народы. Везде были цари, которые не могли обходиться без советников, и, поскольку царями быть все не могли, то были князьями. Такое устройство монархического государства можно наблюдать и у древних Египтян и в Вавилоне, и во дни Соломона.

II. Аргумент: В Иов. 19:23-24 некоторые богословы видят параллель с известной ученому миру надписью Дария в Бегингстуне (Bthinstun) датируемой 320 г. b.c.

II. Контраргумент: Обнаружить сходство не трудно, но гораздо труднее доказать кто для кого являлся образцом, и кто был под впечатлением от кого.

III. Аргумент: Упоминание о скороходах (Иов. 9:23) или как в русском переводу:”гонцах” соотносится с учрежденной Дарием службой связи.

III. Контраргумент: Практикой использования гонцов, как пеших, так и конных пользовались задолго до Дария, и факт официального утверждения такого рода службы Дарием, является сомнительным в вопросе датировки

IV. Имеется также основной контраргумент против этой теории: языковая несовместимость книги с языком этой эпохи.

б)”Золотой век” - эпоха Соломона.10 в. до н.э.

Книга на первый взгляд, по своему богатому, красочному содержанию, а также по характеру, форме и языку соответствует эпохе царствования Соломона. Имеется также сходство в написании книг Соломона, и кн. Иова. Сторонники этой теории предполагают, что Соломон был вдохновителем автора книги Иова, или написал ее сам.

I. Аргумент: Для защиты этой теории выдвигается на первый план сходство между 28 главой Иова и Притчи 8.

I. Контраргумент: сходство между

Иер. 20:14-18 Иов. 3:9-10

Иер. 20:7-8Иов. 12:4; 19:17

Ис. 44:24Иов. 9:8

Ис. 59:4Иов. 15:35

Наличие подобных параллелей можно объяснить тем, что другие писатели Библии были под впечатлением от чтения этой книги.

в) Моисей - 14-15 вв. до н.э.

Самый ранний раввинистский взгляд на этот вопрос (Baba Bathra) приписывает авторство книги Моисею. Приблизительное время написания - годы проведенные Моисеем в пустыне.

I. Аргумент: Отсутствие ссылок в книге на исход и события которые следовали за ним, а также того, что неразрывно связывало культурной и национальным самосознанием израильтян: Покорение Ханаана, Пленение, отсутствие указаний на институты Израиля: монархию, храм.

Нет упоминания о чертах жизни и быта Израильтян, и ссылок на постановление закона Моисеева, о священстве в скинии, религиозных праздниках и правилах и о законах относительной проказы.

II. Аргумент: Сходство в языке с Пятикнижьем. Некоторые слова и фразы упоминаются только в этих книгах. Вместо “Бог” в книге Иова встречается имя “Шаддай”, которое можно также встретить в книге Бытие, где Моисей цитирует слова патриархов. В остальных книгах Библии это имя встречается крайне редко (11 раз). В словах Бога к Моисею:”Я являлся Аврааму, Исааку, и Иакову с именем “Бог Всемогущий” (Шаддай), а с именем Моим “Господь” не открылся им.” (Исх. 6:3) Это может значить, что имя Шаддай было национальным именем Бога у евреев до исхода из Египта, и что Моисей первый заменил имя “Шаддай” именем “Господь”.

III. Аргумент: В книге иллюстрируется не израильская культура. Наблюдается сходство повествования книги с культурой жизни Аравитян. Например, подробным отношением способы добывания золота приняты в Аравии. (Иов. 28:1-2) и изображением аравийских животных и птиц: онагра, единорога, страуса, павлина. Кроме того собственностью Иова были стада верблюдов, которые обыкновенно содержатся жителями пустыни.

IV. Аргумент: В книге употребляются слова Вавилонского Египетского происхождения, это свидетельствует о том, что автор был хорошо знаком с этими языками.

V. Аргумент: Е. Вайт. Библ. ком. АСД. т.3 стр.1140: В течении сорокалетнего пребывания в Мадиамской земле, Моисей, будучи под вдохновением Святого Духа, написал Бытие и книгу Иова.

3. Вывод: В связи с недостаточностью доказательств в пользу точек зрения относительно эпохи Соломона и эпохи Персидской Империи, будет убедительным считать точку зрения о принадлежности авторства Моисею (14-15 вв.) возможной.

Время, описываемое книгой Иова

1.Иов - историческая личность

2. Когда он жил

3. Название земли, где он жил

4. Местоположения земли

5. Кем он был

Раздел I.

Иов - историческая личность.

Еще в древности существовало мнение, что “Книга Иова” рассказывает не о реальном событии, а о вымышленном и что Иова как исторической личности в действительности не было. Какие мы можем привести аргументы в пользу того, что такая личность существовала. На этот счет мы располагаем тремя видами доказательств.

1. Внутренние прямые доказательства.

а) В Иез.14:14-20 говорится о том, что Иов был святым, примерным верующим.

стих 14 гласит: “И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, - то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог.”

Обратите внимание, что рядом с Иовом упоминается две исторические личности. Как вы думаете, мог ли Божий человек упомянуть рядом с ними вымышленного героя.

б) Новый Завет также свидетельствует об истинности вышеупомянутого положения и говорит о каноничности этой книги. в Иакова 5:11 мы читаем:

“Вот мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.”

Святой Дух вряд ли мог говорить подобные слова, если бы это был только образ, созданный воображением гениального поэта. Неужели ни нашлось ни одной личности, которая была бы верна Господу и для этого нужно было прибегать к вымыслу, тем более, что ложь в устах Господа это несовместимые понятия.

2. Внешние свидетельства.

Дух Свидетельства Духа пророчества (Е.Г.Уайт)

а) “В ранней истории земли дается жизнеописание человека против которого сатана вел безжалостную борьбу.” (Воспитание. стр.155 -ориг.)

б) Е. Уайт в этой книге говорит о том, что Иов жил в период патриархов и говоря об этом упоминает Мелхиседека, и проводя параллель с Иовом говорит следующее: “Этот принцип существовал также в дни Иова”, а затем говорит об Иакове. (Свидетельства для Церкви т.3. стр.393)

в) “Пророки и Цари” - стр.162-164ориг.

г) “Образование” - стр. 154-156

д) “Великая борьба” - стр. 513

е) “Служение” - стр. 69.

3. Внутренние косвенные доказательства

а) Они свидетельствуют о том, что как в Новом так и Ветхом Завете имеются параллельные места, имеющие близкое сходство с книгой Иова. Приведем лишь один из таких примеров. Сравним 1Кор. 3:19 и Иова 5:13ю

ст. 19 гласит: “Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано:”уловляет мудрых в лукавстве их”.

ст. 13 гласит: “Он уловляет мудрецов их же лукавством , и совет хитрых становится тщетным.”

б) Иер. 20:14-18Иов. 3:9-10

в)Иер. 20:7-8Иов. 12:4; 19:17

г)Ис. 44:24Иов. 9:8

д)Ис. 59:4Иов. 15:35

4. Психологические доказательства

Тон и язык изложения обладает твердой уверенностью в реальности передаваемых фактов, описание всех личностей книги глубоко убедительно в главных чертах, а также и в мельчайших подробностях.

5.Связь с другими Писаниями

Иов почитается также и уМагометян, т.к. о нем написано в Коране.

Раздел II.

Когда жил Иов

Поскольку мы установили, что Иов был исторической личностью, теперь нам нужно выяснить, когда он жил. Многие исследователи Библии относят жизнь Иова ко времени патриархов , т.е. примерно с 2100 до 1900 гг. до н.э. Какими мы располагаем доказательствами в пользу этого аргумента.

1. Иов жил после Авраама, т.к. два его друга - Елифаз и Валдад - проходили от Авраама, первый - через Фемиана, внука Исава, второй - через Савхея, сына Авраама и Хеттуры.

2. Он жил до Моисея, т.к. в его истории нет даже намеков на факты, которые происходили во время или после исхода евреев из Египта, между тем как в книге Иова косвенно упоминаются многие предшествующие великие события: творение, падение человека, потоп, истребление Содома и др.

3. Савеяне и Халдеи (Иов. 1:15,17) были скотоводческими племенами в дни Авраама, позднее скотоводство перестало быть их главным занятием.

4. Дочери Иова наследовали его “имение”, наряду со своими братьями (Иов. 42:15), что было бы невозможно после принятия Моисеева закона, согласно которого дочь могла стать наследницей лишь после смерти всех своих братьев (Числ. 27:8)

5. Характеру домоисеевского патриархального времени вполне соответствует и та особенность, что приносимая Иовом жертва всесожжения является жертвою очистительною. Хотя по закону Моисееву подобное значение приравнивается всякой кровавой жертве и в том числе - всесожжения (Левит 1:4), но для очищения от греха установлены две специальные, неизвестные книги Иова жертвы - за грех (Лев. 4:29, 32, 33) и повинности (Лев. 5:25; 7:1). Неразвитости культа соответствует свойственная древности простота отношений.

6. Денежная монета “кесит” была в обращении в период от Иакова до Иисуса Навина (Иов. 42:11, Быт. 33:19, И. Нав. 24:32)

7. Иов сам приносил жертвы, ибо не было еще священников (1:5)

8. В книге Иова названы музыкальные инструменты времени патриархов (Иов. 21:12; 30:31; Быт. 4:21; 31:27)

9. Отсутствие правящей власти в виде царей или судей. Суд производится народными старейшинами (Иов. 29:7-25 срав. с Быт. 23:5-6)

10. В книге Иова обращает на себя внимание несколько собственных имен и географических названий, которые ассоциируются с патриархальным веком. Вот несколько примеров:

а) Шева, внук Авраама (Быт. 25:3) и “савеяне”, “савейские”, производные от этого имени (Иов. 1:15; 6:19)

б) Фема, другой внук Авраама (Быт. 25:15) и “дороги Фемайские” в Аравии (Иов. 6:19)

в) Уц, племянник Авраама (Быт. 22:21)и Уц - место где жил Иов (1:1)

11. Именем Шаддай (Бог Всемогущий) Иегова назван в книге Иова 31 раз (и, помимо того, всего лишь 17 раз во всем В.З.) Но именно так называли Бога патриархи (Быт. 17:1; Исх. 6:3)

12. Показателем глубокой древности является способ письма - вырезывание букв на камне (Иов. 19:23-24; 31:35)

13. Известны литературные произведения, схожие в том или ином смысле с книгой Иова, которые были написаны в Египте и Месопотамии именно при жизни патриархов, или в “патриархальном веке”.

Раздел III.

Название земли, где жил Иов

Согласно Иов. 1:1 он жил в земле Уц. Предполагают, что она могла получить название из нижеперечисленных источников.

1. Так звали старшего сына Арама, внук Сима (Быт 10:23)

2. Старший сын Нахора, брат Авраама (Быт. 22:21)

3. Первенец Дишана, младший сын Сеира Хорреянина (Быт. 36:28)

4. Регион, называвшийся местом жительства дочери Едома (Пл. Иер. 4:21)

5. Район, в котором было несколько царей, расположенный между землей Филистимлян и Египтом (Иер. 25:20)

Поскольку первые три имени, вероятно являются наименованиями племен, то в остальных двух можно усматривать географическое положение.

Раздел IV.

Месторасположение земли

Библия повествует, что она находилась на востоке (1:3). Евреи понимали обычно под “землей на востоке” Северную Аравию. Стихи книги Иова 1:15-17 называют соседями земли Уц совеян и халдеев. Пророк Иеремия называет едомлян жителями земли Уц (Иер. 25:20; Пл. Иер. 4:21). В книге Бытие рассказывается о Харране, как о родине брата Авраама, предка Едома (Быт. 22:21; 36:28). Следовательно, земля Уц находилась между Иорданом и рекой Ефрат.

Раздел V.

Кем он был

Существует гипотеза выдвинутая А.Гийомом, который ссылаясь на значительное число арабизмов в еврейском тексте книги Иова доказывает, что Иов был “существом из плоти и крови”, богатым и знатным иудеем, жившим в одном из оазисов Хиджаза (сев-зап. часть Аравийского полуострова). Когда этот оазис около 550 г. до н.э. был завоеван вавилонским Царем Набонидом, Иов потерял все свое состояние и всю семью. Но впоследствии с уходом вавилонян Аравии он снова разбогател. Книга Иова, по мнению Гийома, “является воспоминанием о том, что в действительности произошло в этим пострадавшим.
Структура книги Иова

I. Введение

А. Книга Иов памятник литературы

2. Стили книги

3. Тема и идеи книги Иов

4. Цель книги Иов

II. Структурный анализ.

А. Принципы структуриоризации

1. Симметричное построение

2. Чередование идей

Б. План книги Иова.

I. Введение

А. Книга Иова не похожа ни на какую другую книгу Библии не только по стилю сложения, но и по тематике.

Рассматривая авторство книги Иов, мы приводим аргументы в пользу авторства. Взглянув на содержание книги некоторые авторы склонны считать что над книгой работало несколько писателей. Первый написал пролог и эпилог, что составляет, по мнению древнее сказание о праведнике Иове. Второй написал Диалоги Иова и трех друзей, а также речи Яхве. Третий вставил речи Элиуя.

Но внимательно проанализировав структуру книги, можно прийти к выводу, что книга построена весьма логично и упорядочено (подробнее пункт А раздела II), что дает нам основание полагать, что книга написана одним автором.

2. Стиль книги.

Пролог и эпилог написаны прозой, повествовательным жанром. В основной части присутствуют такие жанры, как диалог,

речи (5:9-16; 9:4-12; 12:13-25; 24:5-14; 34:18-20),

притчи (3:3-26; 4:2-7,21; 9:25-10,22; 13:23-14,22; 16:6-17:9; 19:7-20; 23; 29:1-3; 37),

гимны (11:7-11; 25:2-6),

мудрость (4:8-11; 5:1-7; 8:9-11).

Стилистика диалога встречается также в Быт. 23:3-16, Исх. 2:1 - 4:7, Иер. 1:1-10, Ам. 7:1-9. Также в форме диалога написана книга Песни Песней.

3. Идеи книги Иов.

Основной идеей книги Иова является защита мудрости Божьей от обвинений человека. Как объяснить наличие в мире зла? Почему страдает праведник? Где причина страданий? “Воздаяние по делам”? Верность и доверие Иова. Ненужная высокопарность его друзей. Эти многие темы раскрывает пред нами книга Иова. Особо ярко представлена мудрость Бога, его трансцендентность и в тоже время, забота о своем творении.

4. Цель книги Иова

Рассказывая о страданиях Иова: его вопросы “за что” и “почему”, его вызов Богу показать, что человек сам определяет для себя, похулить Бога или довериться ему в перипетиях жизни.

Б. Место книги в каноне Ветхого Завета.

Как было сказано выше, в Ветхом Завете нет подобной книги, которая звучала бы с таким же возвышенным трагизмом, с такой динамичной фабулой и глубокими размышлениями о сути страданий и роли Бога в жизни человека. В Библии Hebrew она помещена в раздел “Писания”.

II. Структурный анализ

А. Принципы организация структуры

Книгу Иова можно представить так: пролог, речи, эпилог. Каждая часть делится на три. Пролог: три явления на земле, два на небе. Иов терпит бедствие.

Речи: речи друзей, речи Элиуя, речь Яхве.

Речи друзей также делятся на три цикла, в каждом из которых друзья произносят речь и каждому Иов отвечает.

В третьем цикле нет речи Сафара, этим автор показывает, что оппоненты Иова сдают свои позиции. Так, Вилдад ничего не говорит от себя, а поет гимн хвалы Богу, Сафар вообще молчит. Зато Иов произносит три великолепные речи, средняя из которых - поэма мудрости.(28 гл.)

Элиуй повторяет все мысли предшественников, только в резкой ортодоксальной манере. Он обвиняет друзей в робости, а Иову предлагает молчать и слушать. Элиуй говорит о приближении грома и этим подготавливает читателя к речам Яхве.

Затем Яхве отвечает Иову не ответом на его вызов, раскрывая свой вызов ему.

Пролог: Иов падает ниц пред Богом, друзья осуждены, Иову возвращается все вдвойне.

1. Симметричное построение.

Структура.

1:1 - 2:13Остов книгипрозаповествование

3:1 - 42:6Сутьпоэзияаргументы

42:7 - 17Остов книгипрозаповествование

Действия.

1:1 - 2:10Бог опечалил Иовазавязкановый персонаж: Иов

2:11 - 31:40Иов бросает вызов Богузавязкатри друга

32:1 - 42:17Бог бросает вызов ИовуразвязкаЭлиуй. Яхве.

2. Чередование идей

В первой речи Иов проклинает день, в который он родился (3:2) и недоумевает о происходящем. “Разве я сделал что-либо противное Богу?” В первой речи Елифай выдвигает концепцию воздаяния по делам:”Если ты терпишь бедствия, значит ты в чем-либо повинен”.

Развития дальнейшей беседы происходит в этом направлении, как бы волнообразно; в середине речей сила высказываний достигает экстремизма, затем стихает, как бы Автор забывает об основном; но затем эта “забытая идея” с новой силой говорит о себе в последующей речи. Таким образом диалог развивается как бы по спирали.

Идеи ИоваИдеи Елифая

Речи Элиуя, самого молодого участника диалога, обращены как бы в никуда: Иов как бы не слушает. Сам Элиуй отвечает на гипотетические ответы Иова, самоуверенный в правоте своих доводов.

3. Значение вопросов Иова и Яхве.

В книге Иова вопросы задают по преимуществу только Иов - Богу, и Бог- Иову, причем ответов мы не находим.

Друзья, которые слушают Иова, говорят о своем, как бы не слыша душевной боли друга. Бог также не отвечает Иова, а сам задает вопросы. Вся 38 глава - сплошь не разрешенные вопросы. Иов потрясен величием Бога, он видит промысел Всевышнего, и падает в прах и пепел, из которого хотел подняться, бунтуя и бросая вызов Богу. Но Бог восстанавливает здоровье Иова, его богатство - вдвое, рождаются дети, возвращаются родственники, Друзья постыжены, Иов живет еще 140 лет и умирает в старости, насыщенный днями. (Иов. 42:17)
Б. План книги Иова.

I. Пролог 1:1 - 2:13

1. Первое явление на землеИов и его семья1:1-5

2. Первое явление на небеСатана обвиняет Иова1:6-12

3. Второе явление на землеСатана нападает на Иова1:13-19

4. Второе явление на небеСатана заявляет права на Иова2:1-10

5. Третье явление на землеБолезнь Иова. Приход трех друзей2:11-13

II. Речи. 3:1 - 42:6

А. Разговор Иова и трех друзей. 3:1 - 31:40

1. Первый цикл. 3:1 - 4:20

а) Иов первая речь, вступление 3:1 - 3:26

б) ответ Елифая4:1 - 5:27

в) речь Иова6:1 - 7:21

г) речь Вилдада8:1 - 8:22

д) речь Иова9:1 - 10:22

е) речь Зофара11:1 - 11:20

2. Второй цикл. 12:1 - 20:29

а) речь Иова12:1 - 14:22

б) речь Елифаза 15:1 - 14:22

в) речь Иова16:1 - 17:16

г) речь Вилдада18:1 - 18:21

д) речь Иова19:1 - 19:29

е) речь Зофара20:1 - 20:29

3. Третий цикл. 21:1 - 31:40

а) речь Иова 21:1 - 31:40

б) речь Елифаза22:1 - 22:30

в) речь Иова 23:1 - 24:25

г) речь Вилдада25:1-6

д) речь Иова26:1-14

е) поэма мудрости27:1 - 28:28

ж) последние слова Иова29:1 - 31:40

Б. Речи Элиуя

1. Первая речь22:1 - 33

2. Вторая речь34

3. Третья речь35

4. Четвертая речь36-37

В. Речи Яхве

1. Вопросы Яхве к Иову38

2. Величие Божьих творений39 - 40:2

3. Ответ Иова40:3-5

4. Песнь о Бегемоте и Левиофане40:6 - 41:34

5. Иов признает свою ничтожность42:1-6

III. Эпилог. 42:7-17

А. Осуждение трех друзей. 42:7-9

Б. Восстановление Иова42:10-17

Библиография

1. Комментарий АСД

2. Мицкевич В.А. Библиология.

3. Э.Эби. Краткое введение в Библию

4. Рихсский М.И. Книга Иова из истории библейского текста.

5. Лопухин. Толковая Библия.

6. Хастинге Д. Библейский словарь. т.14.

7. Эдвард Янг. Введение в Ветхий Завет.

8. Бальмер Г.Кэлли

9. Г. Геллей. Библейский справочник”

10. Njrman C, Nabel. “Job”

11. Anchor Bibke Marin H.Pope “Job”

12. ICC “Job”

13, WBC “Job”

14. The expositors Bible Commentary

15. J.E.Hartley “The book of Job”

16. Tundale old testament commentaries D.J.Wixeman “Job”

17. The interpreneris Bible bood JOB

19. Bible commentary seventh-day Adventest. T.З.

Усвоение только некоторым книгам названия «учительных» указывает на то, что они написаны с специальной целью научить, вразумить, показать, как должно мыслить об известном предмете, как его следует понимать. Данную цель в применении к религиозно-нравственным истинам и преследуют, действительно, учительные книги. Их взгляд, основная точка зрения на учение веры и благочестия – та же, что и в законе; особенность ее заключается в стремлении приблизить богооткровенную истину к пониманию человека, довести его при помощи различных соображений до сознания, что ее должно представлять именно так, а не иначе. Благодаря этому, предложенная в законе в форме заповеди и запрещения, она является в учительных книгах живым убеждением того, кому дана, кто о ней думал и размышлял, выражается как истина не потому только, что открыта в законе, как истина, но и потому, что вполне согласна с думой человека, стала уже как бы собственным его достоянием, собственной его мыслью. Приближая богооткровенные истины к человеческому пониманию, учительные книги, действительно, «совершенствуют сознание и благочестие». И что касается примеров такого освещения их, то они прежде всего наблюдаются в кн. Иова. Ее главное положение, вопрос об отношении правды Божией к правде человеческой, трактуется автором с точки зрения его приемлемости для человеческого сознания. Первоначально сомневавшийся в Божественном Правосудии, Иов оказывается в результате разговоров уверовавшим в непреклонность божественной правды. Объективное положение: «Бог правосуден» возводится на степень личного субъективного убеждения. Подобным же характером отличается и кн. Екклезиаст. Ее цель заключается в том, чтобы внушить человеку страх Божий (), побудить соблюдать заповеди Божии. Средством к этому является, с одной стороны, разъяснение того положения, что все отвлекающее человека от Бога, приводящее к Его забвению, – различные житейские блага не составляют для человека истинного счастья, и потому предаваться им не следует, и с другой – раскрытие той истины, что хранение заповедей дает ему настоящее благо, так как приводит к даруемому за добрую жизнь блаженству по смерти, – этому вечно пребывающему благу. Равным образом и кн. Притчей содержит размышления о началах откровенной религии, законе и теократии и влиянии их на образование умственной, нравственной и гражданской жизни Израиля. Результатом этого размышления является положение, что только страх Господень и познание Святейшего составляют истинную, успокаивающую ум и сердце, мудрость. И так как выражением подобного рода мудрости служат разнообразные правила религиозно-нравственной деятельности, то в основе их лежит убеждение в согласии откровенной истины с требованиями человеческого духа.

Раскрывая богооткровенную истину со стороны ее согласия с пониманием человека, учительные книги являются показателями духовного развития народа еврейского под водительством закона. В лице лучших своих представителей он не был лишь страдательным существом по отношению к открываемым истинам, но более или менее вдумывался в них, усваивал их, т.е. приводил в согласие со своими внутренними убеждениями и верованиями. Погружаясь сердцем и мыслию в область откровения, он или представлял предметы своего созерцания в научение, для развития религиозного ведения и споспешествования требуемой законом чистоте нравственности, как это видим в кн. Иова, Екклезиаст, Притчей и некоторых псалмах, (; ; и т.п.), или же отмечал, выражал то впечатление, которое производило это созерцание на его сердце, в лирической форме религиозных чувствований и сердечных размышлений (Псалтирь). Плод богопросвещенной рефлексии о Божественном откровении, данном еврейскому народу в закон, учительные книги носят по преимуществу субъективный характер в отличие от объективного изложения истин веры и благочестия в законе и объективного же описания жизни еврейского народа в книгах исторических. Другое отличие учительных книг – это их поэтическая форма с ее характерною особенностью – параллелизмом, определяемым исследователями еврейской поэзии как соотношение одного стиха с другим. Это – род рифмы мысли, симметрия идеи, выражаемой обыкновенно два или иногда три раза в различных терминах, то синонимических, то противоположных. Сообразно различному взаимоотношению стихов параллелизм бывает синонимический, антитический, синтетический и рифмический. Первый вид параллелизма бывает тогда, когда параллельные члены соответствуют друг другу, выражая равнозначащими терминами один и тот же смысл. Примеры подобного параллелизма представляет – «когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова – из (среды) народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль – владением Его. Море (это) увидело и побежало, Иордан возвратился назад, горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы» . Параллелизм антитический состоит в соответствии двух членов друг другу через противоположность выражений или чувств. «Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего. Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко» (). «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся. Они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» (). Параллелизм бывает синтетическим, когда он состоит лишь в сходстве конструкции или меры: слова не соответствуют словам и члены фразы членам фразы, как равнозначащие или противоположные по смыслу, но оборот и форма тождественны; подлежащее соответствует подлежащему, глагол – глаголу, прилагательное – прилагательному, и размер один и тот же. «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; страх Господа чист, просвещает очи» (). Параллелизм бывает, наконец, иногда просто кажущимся и состоит лишь в известной аналогии конструкции или в развитии мысли в двух стихах. В этих случаях он является чисто рифмическим и поддается бесконечным комбинациям. Каждый член параллелизма составляет в еврейской поэзии стих, состоящий из соединения ямбов и трохеев, причем самый употребительный стих евреев – гептасиллабический, или из семи слогов. Стихами этого размера написаны кн. Иова ( – ), вся книга Притчей и большинство псалмов. Встречаются также стихи из четырех, пяти, шести и девяти слогов, чередуясь иногда с стихами различного размера. Каждый стих является, в свою очередь, частью строфы, существенным свойством которой служит то, что она заключает в себе единую, или главную, мысль, полное раскрытие которой дается в совокупности составляющих ее стихов. Впрочем, в некоторых случаях то две различные мысли соединены в одной строфе, то одна и та же мысль развивается и продолжается далее этого предела.

О книге Иова

Название книги. Место и время жизни Иова. Книга Иова (евр. איוב греч. Ιώβ ) получила свое название от главного действующего в ней лица, история бедствий которого послужила для автора поводом к решению вопроса о причинах страданий праведника.

В книге своего имени Иов выступает со всеми признаками лица исторического: в ней указывается его происхождение, время и место жизни, ее продолжительность, дана характеристика семейной жизни страдальца, общественного положения и т. п. В противоположность этому еще Феодор Мопсуетский отрицал существование Иова, считая книгу его имени собранием басен. Одинаковый с ним взгляд высказывали еврейские раввины Реш-Лакиш и Самуил бар-Нахман. «Иова, – замечает последний, – никогда не существовало; он не был тварным человеком, но притчею, подобною той, которую Нафан предложил Давиду» (Талмуд. Baba. Bathra, 15а). Крайность подобного взгляда, повторенного впоследствии Салмазием, Михаэлисом, Августи и Де-Ветте, сознавалась уже самими раввинами, из которых Хай-Гаон (1000 г.) изменил слова Самуила бар-Нахмана следующим образом: «Иов существовал, но он был сотворен, чтобы стать притчею». И действительно, отрицание существования Иова не мирится со свидетельством Св. Писания Ветхого и Нового Завета «Сын человеческий , – говорит Господь пророку Иезекиилю, – если бы какая земля согрешила предо Мно.... и Я послал (бы) на нее голод и сталь губить на ней людей и скот; и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души... не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они, спаслись бы» (). Упоминание об Иове наравне с несомненно историческими лицами – Ноем и Даниилом – не допускает никакого сомнения в историческом характере его личности. Историческую достоверность страданий Иова, следовательно и его самого, признают и известные слова Ап. Иакова: «Вот мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа» (). Указывают еще на то, что имя Иова – символическое имя – «враждующий»; оно могло быть дано ему вследствие представления писателя, что он враждовал против Бога и друзей, следовательно, в соответствии с изображенным в книге его характером, т.е. оно – имя вымышленное. Если же вымышлено самое имя, то нет препятствий думать, что вымышлено и самое лице. Но, как видно из Библии , у евреев многие имена – Авраам, Израиль – имели символический характер, поскольку ими обозначались известные обстоятельства, а потому из символизма имени нельзя заключать о неисторичности лица. В устах народа Иов мог получить данное имя после своего несчастья, благодаря обнаружившемуся в бедствиях характеру. Об этом, может быть, и говорит приписка текста LXX, замечающая, что он ранее назывался Иоавом.

Если Иов – лицо вполне историческое, то возникает естественней вопрос о месте и времени его жизни. По словам самой книги, он жил в земле Уц, «во стране Авситидийстей» , как называют ее LXX толковников (). Но где именно находилась данная местность, с определенностью сказать нельзя. Замечание находящейся в конце книги по чтению LXX приписки: "на границах Идумеи и Аравии» () так же обще, как и указание , что Иов был «знаменитее всех сынов Востока» , т.е. арабов (см. толкование на этот стих); а упоминание о земле Уц в кн. пророка Иеремии () и в кн. Плач () не выясняет ее положения. Правда, слова кн. Плач: «радуйся и веселись, дщерь Едома, живущая в земле Уц" , дают, по-видимому, право думать, что Уц находилась в Идумее, составляла ее область. Но подобное предположение опровергается 20 и 21 ст. XXV гл. кн. пророка Иеремии (), из которых видно, что земля Уц, упоминаемая отдельно от Идумеи, не входила в ее пределы. Если же пророк приписывает ее идумеянам, то это объясняется, по словам Эвальда, тем, что земля Уц была отдана им Навуходоносором за ту помощь, которую они оказали халдеем при завоевании Иудеи. Что касается и д., то некоторые усматривают в данных стихах перечисление сопредельных стран и сообразно с этим местоположение Уц указывают между Египтом и Иудеею, на юго-восток от последней и на восток от Идумеи. Справедливость подобного соображения ослабляется 21 и 22 ст. данной главы, свидетельствующими, что при перечислении стран пророк не руководился началом сопредельности.

Отсутствие библейских указаний на местоположение земли Уц побуждает экзегетов прибегать к разного рода догадкам. Предполагают, что земля Уц получила свое название от имени Уц, усвояемого Библией трем лицам: старшему сыну Арама, внуку Сима (), старшему сыну Нахора, брата Авраама () и первенцу Дишана, младшего сына Сеира Хорреяина (). Объясняя подобным образом происхождение названия Уц, местоположение данной земли указывают или в Сирии, стране Арама, или в Месопотамии, на берегах Евфрата, где жил Нахор, или же, наконец, в Идумее. Что касается последнего взгляда, то он не может быть признан справедливым по вышеуказанным основаниям. Мнение о положении земли Уц в пределах Месопотамии нашло себе место в александрийской редакции греческой приписки к книге Иова. В ней он называется живущим на берегах Евфрата, а его друг Валдад – сыном Амнона Ховарского (Ховар – приток Евфрата). Несмотря на свою древность (приписка известна уже ) и данный взгляд едва ли может быть признан справедливым. Он не мирится с замечанием кн. Иова , что ветер, разрушивший дом моего старшего сына, пришел «от пустыни» , точнее, «из стран, лежащих по ту сторону пустыни», и со словами Елиуя "буря идет с юга" (). Взятые вместе, эти два выражения дают понять, что земля Уц находилась около северных пределов пустыни или в них самих. Месопотамию же нельзя считать пустынею. Что касается предположения о положении земли Уц в пределах Сирии, то оно подтверждается свидетельством древних писателей. Так, Евсевий Кесарийский , повторяя слова Иосифа Флавия, что Уц, сын Арама, был основателем Трахонитиды (все базальтовое пространство на восточной стороне Иордана, ограниченное на юге Галаадскими горами, а на севере сопредельное Дамаску) и Дамаска (Иуд.Древн. 1:6, 4), прибавляет: «отсюда происходил Иов» (De originibus. XI, 2, 6). По словам другого его сочинения (Onomastionia), Иов жил в Ватанее, древнем Васане, в местности, называвшейся при нем «Astaroth Kamaim». Того же взгляда держится и блаж. Иероним (Liber de situ et nominis hebraeorum), замечая, что греческое наименование страны «Авситида» – то же самое, что «Уситида», – дано ей по имени Уца, сына Арама, заселившего со своим потомством Трахонитиду (толкование на X гл. 23 ст. кн. Бытия). В Ватанее указывают местожительство Иова и арабские писатели, – историки Mugir – ed din el Hambeli и Abulfeda и географ Muhammed el Makdesï «Иову, – говорят два первые, – принадлежала Дамасская провинция Ватанея». Наглядным выражением данного предания служил сооруженный в области Дамаска монастырь в честь многострадального Иова (Volck. Calendarium Syriacum, с. 29).

Указывая в общих чертах местожительство Иова, находящаяся в конце книги по тексту LXX приписка определяет и время его жизни. По ее словам, он был пятым от Авраама, т. е. жил в патриархальный период, но позднее Авраама. Справедливость последнего замечания подтверждается тем, что два друга Иова Елифаз и Вилдад происходят от Авраама, первый через Фемана, внука Исава, второй через Савхея, сына Авраама от Хеттуры (см. прим. к ). Не менее достоверным признается и общее определение времени жизни Иова – в патриархальный период. По крайней мере, черты его быта вполне напоминают быт патриархальный. И прежде всего, подобно патриархам, Иов объединяет в своем лице права главы семьи с обязанностями священника. За отсутствием класса священников сам приносит жертвы (; ср. ). Характеру домоисеевского патриархального времени вполне соответствует и та особенность, что приносимая Иовом жертва всесожжения является жертвою очистительною. Хотя по закону Моисееву подобное значение усвояется всякой кровавой жертве и в том числе – всесожжения (), но для очищения от греха установлены две специальные, неизвестные книге Иова, жертвы, – за грех () и повинности (). Неразвитости культа соответствует свойственная древности простота общественных отношений. За отсутствием правящей власти в виде царей или судей, суд производится народными старейшинами (; ср. ). Показателем глубокой древности является далее способ письма, вырезание букв на камне (), употребление относимой пятикнижием к патриархальным временам монеты «кеситы» (; ), тех же, что и при патриархах музыкальных инструментов (; ), долголетие Иова и, наконец, замалчивание фактов после моисеевского времени при знакомстве с событиями раннего времени, – истреблением Содома (), потопом ().

Время написания кн. Иова и ее автор. Обычными данными для решения вопроса о времени написания и авторе той или другой священной книги служат ее собственные показания и свидетельства других священных писателей. Но сама книга Иова не содержит строго определенных указаний на время своего составления, а из посторонних свидетельств известно лишь свидетельство о ней пророка Иезекииля. Его слова: «Ной, Даниил и Иов... не спасли бы ни сыновей, ни дочерей... от четырех тяжких казней: меча, голода, лютых зверей и моровой язвы» () представляют почти буквальное повторение слов Елифаза () и тем самым указывают на существование к его времени кн. Иова. Благодаря подобным условиям, вопрос о времени ее написания и авторе вызывал и вызывает в экзегетической литературе самые разнообразные ответы. На пространстве времени от Моисея до пророка Иезекииля и позже нет ни одного периода и эпохи, к которым не находили бы возможным приурочить написание нашей книги. И прежде всего, по мнению Талмуда (Jar. Sola V, 8, 6. Bathra 15а), разделяемому Оригеном , блаж. Иеронимом, Полихронием и высказанному в новейшее время Карпцовием, Ейхгорном, Яном, Бертольдом и Эбрардом, книга Иова написана в век Моисея. В подтверждение подобного взгляда указывают не только на ее незнакомство с законом, пророками, историей и религиозной терминологией Израиля, но и на сходство с Пятикнижием в языке. Некоторые еврейские слова и целые фразы употребляются только в этих двух книгах и более нигде. Таковы – «semez» – «молва», «слух» (; ); «maschasch» – «ощупывать» (; ), «Kesita» (; ), «доколе... дыхание Его во мне и дух Божий в ноздрях моих» (; ), «умер Иов, ... насыщенный днями» (; ср. ).

По другому взгляду, к защитникам которого принадлежат раввин Натан, отцы церкви – Григорий Богослов , Иоанн Златоуст и ортодоксальные протестантские, а равно и католические экзегеты – Геферник, Ган, Кейль, Делич, Калмет, Корнели, Вигуру, Кнабенбауер и др., книга Иова написана в период расцвета еврейской литературы и поэзии, – в век Соломона. Ему она соответствует по характеру, содержанию, форме и языку. Дидактическая по духу, она как нельзя более подходит к тому учительному направлению, которое выразилось в псалмах, притчах, Екклезиасте, и с ними же совладает в отдельных пунктах вероучения. Таково учение о божественной премудрости, ее трансцедентности, участии в творении мира (; , особенно ), и о загробном существовании человека. По вопросу о нем кн. Иова высказывает те же самые взгляды, что и псалмы времени Давида и Соломона. В них автор оказывается сыном той эпохи, к которой принадлежал Еман, составитель (; ; ; ; ; и т. п.) Совпадая с во взгляде на загробное существование, кн. Иова сходна с в названии обитателей шеола «рефаимами» (; ); подземного мира – «аваддоном» (; ) и с в наименовании ангелов «святыми» (; ). Общими для всех трех являются также отдельные мысли и выражения (ср. ; ; ; ; ; ; ; ; ; ). Равным образом при раскрытии сходного учения употребляются одинаковые обороты у и в ; и в ; и в ; ; ; ; и в ; ; и в ; и в ; и в ; и в ; и в ; ; и ; ; ; и в и т. п. Наконец, некоторые еврейские выражения, как, напр. «алас» – «веселиться» (; ), «тахбулот» – «намерения» (; ), встречаются только в кн. Иова и произведениях Соломона. Как написанная в век Соломона, книга Иова была известна, говорят защитники рассматриваемого взгляда, последующим библейским писателям, заимствовавшим из нее некоторые выражения. Так, слова Амоса (): «кто сотворил семизвездие и Орион» , взяты у ; слова Исаии (): «кончилось время борьбы его» у ; Иc 44:24–25: «Господь... один распростер небеса» у ; : «истощатся воды в море, и река иссякнет и высохнет» у ; : «обезумели князья Цоанские, совет мудрых советников фараоновых стал бессмысленным» у (ср. еще и ; и и т.п.). Если с книгою Иова знаком Амoс и Исаия, то она появилась не позже Соломона и его века, так как от смерти Соломона до Иеровоама II-го, современника Амоса, не появлялись ветхозаветные книги, и некому было писать их.

В то время как совпадения кн. Иова с псалмами, притчами, кн. пророков Амоса, Исаии и Иеремии (, ) дают вышеперечисленным экзегетам право считать ее написанною в век Соломона, в руках других ученых эти данные превращаются в доказательства ее позднейшего происхождения. Не Амос, Исаия и Иеремия были знакомы с кн. Иова, а, наоборот, автор последней – с их произведениями. Она позднее их, написана после Езекии, как рассуждает Ригм, или, по крайней мере, в век Исаии, как утверждает Штракк. Из других экзегетов Евальд и Ренан относят составление кн. Иова ко временам Манассии; Гирцель – ко временам отведения Иохаза в плен, так как ее автор обнаруживает знакомство с Египтом; Шрадер, Нольдеке, Рейс – к эпохе ассирийского пленения, на что указывает будто бы кн. Иова. Самою позднею датою составления книги Иова считается у ученых отрицательного направления (Гроций, Клерик, Шрадер, Дильман) период после плена вавилонского. Данному времени она принадлежит будто бы потому, что носит в языке сильную арамейскую окраску, свойственную только послепленным библейским писателям; в грамматических формах и оборотах имеет себе параллель в , у Даниила и Таргумах и, наконец, в некоторых пунктах вероучения (о сатане, ангелах-хранителях, – ; ) сходна с кн. Даниила () и Захарии ().

Только что перечисленные мнения западных библеистов нашли себе место и в русской, посвященной кн. Иова, литературе. Так, митрополит Филарет (Кн. Иова в русском переводе с краткими объяснениями), преосвященный Агафангел (Св. Иов многострадальный) и арх. Ф. Бухарев. (Св. Иов многострадальный) относят ее к числу древнейших произведений библейской письменности. «Догадкою, говорит первый, ко времени патриархов относится кн. Иова». «Она, – замечает последний, – произошла прежде Моисеева законодательства» (с. 4). Епископ Ириней (Орда) считает книгу Иова написанною при Езекии (Руководство к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета); митрополит Киевский Арсений (Введение в Св. книги Ветхого Завета. Труды Киев. Д. Ак. 1873, II) и проф. Юнгеров (Общее историко-критическое введение в свящ. кн. Ветхого Завета, с 25. Происхождение кн. Иова. Правосл. собеседник 1906. Март, с. 334) – перед пленом вавилонским; г. Писарев (О происхождении кн. Иова. Прав. обозрение. 1865. Май) и Афанасьев (Учительные кн. Ветхого Завета) – в век Соломона, а преосв. Филарет, еп. Рижский (Происхождение кн. Иова), основываясь на ее сходстве со всеми каноническими книгами, выдает ее за самое последнее по времени произведение библейской письменности.

Книга Иова – одно из самых ранних и самых поздних произведений ветхозаветной канонической письменности, таковы два крайних мнения о времени ее происхождения. Но что касается первого, то оно допускает невозможный и невероятный факт появления в начале письменности такого произведения, которое по содержанию является верхом религиозной рефлексии, а по форме – одним из величайших поэтических произведений всего мира, – совершеннейшей по плану и величественной по выполнению поэмой. Периоду законодательства не свойственны отвлеченные теоретические рассуждения, тем более те, с которыми встречаемся в кн. Иова. В частности, творения Моисея проникнуты верою в Божественное Правосудие и строгое соответствие благочестия земному благополучию, а книга Иова не только выражает сомнение в этом, но и доходит до прямого отрицания правды в деле божественного мироправления (см. гл. ; ; ). По учению Моисея, счастье праведника, награда за благочестие заключается в пользовании земными благами (). Иов же как не радовался многому богатству своему и приобретению руки своей (), так точно не впал в уныние, лишившись их (). Для него, благочестивого человека, земные блага не составляют высшей награды; таковою служит сам Бог (), высшим благом – сознание преданности Ему (). Одним словом, в деле развития религиозного и нравственного сознания кн. Иова представляет по сравнению с Пятикнижием несомненный шаг вперед. Появление их в один век – дело невозможное. Не может быть допущено и второе мнение. За допленное происхождение книги Иова говорят вышеприведенные слова пророка Иезекииля. Повторяя 20–22 ст. V гл. кн. Иова, они предполагают ее существование. Что касается отмечаемых экзегетами признаков ее послепленного происхождения (учение о сатане и ангелах-хранителях), то они не имеют подобного значения. Учение о добрых духах, в частности об ангелах-хранителях, встречается уже в кн. Бытия (; ; ) и раскрыто в , а кн. Царств говорят о злом, лживом духе (; ). Ввиду этого нет достаточных оснований считать такое же точно учение кн. Иова заимствованным от персов в послепленный период.

Книга Иова составлена в промежуток времени между Моисеем и пленом Вавилонским, всего вероятнее, в век Соломона.

Если время написания кн. Иова может быть определено более или менее правдоподобно, то личность ее автора остается совсем неизвестною. Им не был, конечно, Моисей, а считать автором Соломона, как предполагают Григорий Богослов и отчасти Иоанн Златоуст, имеется столько же оснований, сколько и какого-нибудь мудреца его времени. Кейль делает, напр., предположение, что автором был Еман. Неизвестному автору еврею принадлежит, впрочем, только современная редакция кн. Иова; в основе же ее лежит, как думают, запись не еврейского, а арабско-идумейского происхождения: «Происхождение кн. в Аравии подтверждается, – говорит проф. Юнгеров, – обнаруженным в ней близким знакомством с жизнью народов, обитателей Аравии; напр., подробным описанием добывания золота, принятого в Аравии (); понятным слушателям Господа описанием аравийских коней (), страуса, онагра, единорога, павлина (). У библейских писателей евреев ничего подобного не встречается, так как в густо населенной Палестине не могли водиться эти животные, любящие аравийский степной пустынный простор. Богатство Иова состояло, между прочим, из верблюдов (), а они признаются собственностью жителей пустынь (), степей, кочевников и номадов (; ; ). Ни в одной из библейских книг нет далее описания крокодилов, или левиафанов, как в речи Господа ( – ). Это можно объяснить из того предположения, что евреем, в своем Иордане не видевшим чего-либо подобного, могло быть непонятно такое описание, а арабам, бывавшим в Египте со своими караванами () и видевшим в нильских водах сих животных, оно могло быть понятно. Вообще, иностранное, не еврейское, происхождение книги видно из молчания писателя и описываемых им лиц об евреях, еврейском ветхозаветном законе, событиях еврейской истории и т. п.» (Православный собеседник 1906. Март, с. 336–337). Если же, несмотря на свое нееврейское происхождение, кн. Иова излагает чисто библейское учение о Боге, творении Мира, шеоле, добрых и злых духах и совпадает в языке с другими ветхозаветными книгами, то это объясняется тем, что первоначальная запись истории страданий и верований Иова () сделалась известною какому-либо еврейскому богодухновенному писателю, знакомому с арабским языком. Он перевел ее на еврейский язык, сделал, может быть, известные переделки, приблизил к библейским ветхозаветным воззрениям и при участии Божественного вдохновения составил каноническую книгу (Ibid, с. 339). Следы подобной переработки указывают, между прочим, в симметричном исчислении детей и имущества Иова: 7 сыновей и три дочери, 7 000 овец и 3 000 верблюдов; 500 волов и 500 ослиц; – в приурочении бедствий к одному дню, а равно и в строго выполненном плане, постепенности в ходе мыслей, постоянном параллелизме членов и т. п.

Состав и основная мысль книги Иова. Состоящая из 42 гл. книга Иова распадается на пять частей: пролог – – ; разговоры Иова с друзьями – – ; речи Елиуя – – ; речи Господа – – ; эпилог – . Из них пролог содержит, как и во всякой драме, завязку действия, – трижды возобновлявшегося спора Иова с друзьями. Не приведший к разрешению вопроса о причинах его страданий, так как спорящие остались при своих взглядах, он близится к концу, благодаря речам младшего друга Елиуя: они вызвали вмешательство Господа, сопровождающееся развязкою действия в эпилоге. В подобные рамки и вставлено содержание кн. Иова, раскрывающее ту главную мысль, что страдания праведника, составляя проявление борьбы между семенем жены и семенем змия (пролог), суть в то же время и показатели ее результатов, – конечного торжества правды, победы добра над злом. Пораженный по клевете сатаны всевозможными бедствиями, Иов остается верен Богу при лишениях материального характера (; ), не изменяет Ему и в том случае, когда подвергается искушениям духовного свойства. Они заключаются в возможности утраты веры в Бога, как правосудное существо, в отречении от Него. И действительно, Иов близок к подобному состоянию. В моменты наибольшей возбужденности, наивысшего отчаяния он представляет Бога существом произвольным, губящим одинаково правых и виновных () поддерживающим злодеев и нечестивых (; ). Всемогущий, не терпящий и не признающий возражений, Господь () нарушает правду и по отношению к отдельным лицам и целым народам. Управляющая их судьбами божественная премудрость сказывается и проявляется в различного рода катастрофах, приводящих к гибели целые нации (). Подобный взгляд на божественное мироправление равносилен для Иова отказу от прежнего религиозного миросозерцания, одним из главных пунктов которого являлось представление о Боге, как правосудном существе (). Но отказаться от того, с чем сроднилась душа, что составляло ее жизнь, заветные убеждения, нельзя без борьбы. С новым представлением о Боге, сложившимся под влиянием страданий и особенно разговоров с друзьями, не мирятся ум и сердце страдальца. Последнее жаждет видеть в Боге милостивого, правосудного Судию (; ); на помощь ему является рассудок, придумывающий целый ряд соображений, при помощи которых Иов старается оправдать отношение к себе Бога, представить Его существом правосудным (). В результате подобной борьбы вера побеждает сомнение (; ). На Иове оправдываются его собственные слова, что поражаемый бедствиями «праведник будет крепко держаться пути своего, и чистый руками будет больше и больше утверждаться» (). В силу вековой борьбы добра со злом страдания праведников, – представителей правды, – неизбежны. В качестве же факта личной, субъективной жизни они находят оправдание, возмещение в своих результатах, – в укреплении праведника в добре – «я крепился бы в моей беспощадной болезни, ибо я не отвергся изречений Святаго» ().

Подлинность книги Иова. Библейская исагогическая литература не знает примера отрицания подлинности всей книги Иова. Сомнению подвергаются лишь отдельные части: пролог (; ) и, наконец, речи Елиуя ( – ).

Подлинность пролога и эпилога отвергаются прежде всего на том главном основании, что в противоположность остальным частям книги они написаны прозою. Но если, по справедливому замечанию Кейля, середина книги без исторического введения и заключения была бы торсом без головы и ног, то, с другой стороны, написанные прозою пролог и эпилог носят несомненный поэтический характер. За это ручается соразмерность в исчислении животных (), описание небесного совета (), поэтический параллелизм в речи Иова (). Другое данное для отрицания пролога и эпилога заключается в предполагаемом противоречии их идее книги. В то время как она высказывает свой особый, глубокий взгляд на страдания, автор введения, особенно заключения, держится обычной ветхозаветной (Моисеевой) теории мздовоздаяния. Но что касается пролога, то содержащееся в нем учение о загадочности страданий Иова (небесный совет неизвестен ни ему, ни его друзьям) составляет несомненное указание на то, что при его составлении автором были приняты во внимание взгляды книги на данный предмет. Эпилог, действительно, проводит Моисееву теорию о мздовоздаянии и применяет ее к Иову. Но это объясняется тем, что одно словесное оправдание Иова без возвращения земного благосостояния не в состоянии удовлетворить ветхозаветного человека. В качестве признаков неподлинности пролога и эпилога указывают, наконец, на употребление в них божественного имени Иегова, – в поэтической части оно не встречается, а заменяется именами Элогим, Шаддай, на противоречие между ; ). Более частое употребление в речах Иова и его друзей имен Элогим, Шаддай объясняется стремлением автора сообщить всему действию колорит патриархального, домоисеевского периода, в виду чего он и избегает имени Бога завета – Иегова (ср. . Толков. Библ. I т., с. 291). По поводу второго возражения см. объяснение и третьего – конец отдела «Введения» «о времени написания кн. Иова».

Основанием для отрицания подлинности изображением божественной, непостижимой для человека, премудрости стремится возбудить чувство смирения пред Богом, что не соответствует горделивой уверенности Иова в своей правоте и вытекающему из нее нежеланию покаяться (см., напр., ). Но признавая в и д. факт божественного наказания грешников, Иов хочет исправить свой прежний односторонний взгляд, сводящийся к отрицанию Божественного Правосудия (см. еще толкование данных стихов). Всецело отвергать его нельзя, и в тоже время невозможно отрицать и случаев безнаказанности грешников ( и д.). Чтобы оттенить данную мысль, Иов и описывает в непостижимую для человека божественную премудрость: ее деятельность при распределении в жизни людей счастья и бедствий представляет много загадочного.

В качестве интерполяций гл. и д. и составляют, по мнению Эвальда, Мейера, Дильмана и Фюрста, произведение какого-нибудь иудея VI ст., бывавшего в Египте и описавшего двух Нильских животных. Основанием считать их позднейшею вставкою служат следующие соображения. 1) Смысл и цель речей Иеговы не допускают в данном месте описания животных. Наглядное при посредстве его изображения божественного всемогущества уместно в первой речи, но не во второй, раскрывающей мысль о Божественном Правосудии. 2) Самый способ доказательства божественного всемогущества не достигает цели. Если все животные, не исключая бегемота и крокодила, подчинены человеку (), то что же удивительного в том, что они повинуются Богу? Во-вторых, бегемот и крокодил – египетские животные, неизвестные жителям Палестины, а потому и описание их силы не может произвести особенного, необходимого в данном случае, впечатления. 3) Пространное описание животных совершенно излишне для целей второй речи, вполне законченной в . И наоборот, не составляет заключения, не содержит указания, что теперь должен отвечать Иов ( и д).

Что касается первого возражения, то оно упускает из внимания, то обстоятельство, что автору чуждо отделение божественного всемогущества от правосудия. Уже из первой речи видно, что всемогущий, вносящий Своею силою порядок и гармонию в видимую природу, Господь есть в то же время и правосудный. Равным образом и описание двух исполинских животных, символов злой, восстающий против Бога силы, дает понять, что всемогущий и всеправедный Господь смиряет проявления зла. Неуместность и слабость второго возражения видна из того, что по тем же основаниям мы должны заподозрить подлинность описания землетрясений, затмения солнца (), замечания об Орионе () и т. п.: не все обитатели Палестины были свидетелями первых явлений, не всем известно расположение звезд в созвездии Ориона (см. толкование). Не имеет силы и третье возражение. Если бы вторая речь Господа обнимала начальные девять стихов XL гл., то она была бы слишком кратка по сравнению с первой и не могла бы возбудить в Иове сознания своего ничтожества и божественного всемогущества (). И наоборот, при современном составе книги оно прекрасно подготовляется как замечанием , так и заключительными штрихами в описании крокодила ().

Основания, по которым ученые, – Эйхгорн, Де-Ветте, Шрадер, Мейер, Эвальд, Дильман, Давидсон, Ренан и др., из новейших Лей, – заподазривают подлинность речей Елиуя, следующие. 1) Об Елиуе ни слова не говорится ни в прологе, ни в эпилоге, и там и здесь упоминаются лишь три друга. Он выступает совсем неожиданно. В действительности, умолчание об Елиуе в прологе и эпилоге не составляет доказательства, будто его не было с друзьями, будто данное лицо вымышлено после и вставлено в книгу другим писателем. Елиуй был молод сравнительно с тремя друзьями и пришел, по его собственным словам, не для того, чтобы говорить, а чтобы слушать речи старших (). В виду этого писатель и умалчивает о нем до тех пор, пока не настала необходимость ввести и его в круг действий. Излишне упоминание об Елиуе и в эпилоге: он не был виновен за свои речи пред Богом и Иовом. Божественный гнев простирается лишь на трех старших друзей (). 2) Речи Елиуя будто бы насильственно прерывают связь между последнею речью Иова и речами Иеговы. Вступление к этим последним необходимо предполагает, что Иов говорил непосредственно пред Господом, и отрывочный конец его последней речи () объясняется только тем, что он вдруг был прерван Иеговою. Но если речь Господа имеет непосредственное отношение к последней речи Иова, а не к речам Елиуя, то это еще не говорит за то, что последние вставлены после. вступает в разговор с Иовом по его собственному желанию (), а потому и Его слова должны непосредственно относиться к последней речи страдальца. Притом же Иов в продолжении речей Елиуя молчал, сообразно с чем они стоят совершенно отдельно, не так как, речи первых трех друзей, из которых Иов на каждую давал ответ. Смолкнувшего Иова Бог и вызывает на ответ (). Не давший ответа равному себе существу (), может ли он возражать Господу? Переход от речей Елиуя к речам Иеговы вполне естествен и ясен. С внешней стороны он подготовлен тем, что последняя речь Елиуя произносится пред наступлением грозы (), и вслед за этим в буре является Господь. Напрасно, наконец, и заявление, что речи Иова не окончены, так что Господь прерывает их. Наоборот, его последняя защитительная речь относится ко всему ранее им сказанному о своей невинности, как скрепляющая, удостоверяющая письмо подпись; – она то же самое, что «тав», последняя буква еврейского алфавита, употребляемая для засвидетельствования чего-нибудь (см. толков. ). 3) Замечается резкий контраст между пространным введением в речи Елиуя () и кратким замечанием о прибытии друзей. Введение в речи Елиуя необходимо для определения личности нового собеседника, выяснения его отношения к предшествующим ораторам. В них он выступает в роли третейского судьи между спорящими. Елиуй старается выяснить ошибки, которые допустил Иов в своих речах, и не касается вопроса о его греховности. И с этой стороны он подготовляет речи Господа, указывающего страдальцу новые, неотмеченные Елиуем, промахи в его суждениях. Поэтому-то во введении к речам Елиуя и отмечается его мудрость. 4) Сообразно с ответом Иова на речи друзей естественно ожидать, что он не оставит без возражения и речи Елиуя, чего, однако, не замечается. Молчание Иова не представляет ничего особенного, если принять во внимание тот контраст, который наблюдается между спорящими с Иовом друзьями и стоящим выше партийных счетов Елиуем. Его рассуждения подготавливают развязку действия, – в обличении неправых суждений Иова указывают тот путь, которым может быть поддержана его вера. И если цель автора указать, каким образом разрешаются сомнения Иова, каким образом вера в Бога торжествует в нем над сомнением, а к этому и направляются речи Елиуя, то странно требовать, чтобы он ввязал Иова в спор с новым другом. Это значило бы оттягивать решение вопроса. 5) Неподлинность речей Елиуя доказывают, наконец, их арамейской окраской и особенностями в слоге, – употреблением слов и оборотов, неизвестных речам остальных друзей. Но арамеизмы в речах Елиуя объясняются его арамейским происхождением из поколения Вуза (