Все о тюнинге авто

Семинар-практикум для педагогов «Технология проблемного обучения в детском саду. Семинар-практикум для педагогов "современные технологии как инструмент управления качеством образования" Проблемный семинар конспект занятия

Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач. Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду»

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проблемного обучения.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с понятием «проблемное обучение»;
  2. Углубить знания педагогов о данной методике;
  3. Способствовать повышению уровня профессиональных компетенций у педагогов в процессе использования технологий проблемного обучения в работе с детьми.

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с заданием на каждый стол, памятки, карточки « Рефлексивнaя мишень », технологическая карта
(
таблица ), ручки, карандаши, фломастеры, листы бумаги, зонт, емкость с водой (таз), различные деревянные предметы.

Ход семинара:

  1. Эмоциональный настрой на предстоящую работу.
  2. Теоретическая часть

Мы с вами знаем, что у выпускника детского сада должны быть сформированы такие интегративные качества как способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим. В этой связи усилия педагога детского сада должны быть направлены на развитие у ребёнка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов её осуществления, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, которые обогащают субъектный опыт детей, обеспечивают самостоятельную деятельность ребёнка.

Сегодня мы с вами рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач .

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи(1859-1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

Как отмечается многими исследователями (А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин и др.), отвечающим задачам развития личности учащегося является именно проблемное обучение, которое, как еще подчеркивалось С.Л. Рубинштейном, связано с проблемной ситуацией – началом развития мысли человека.

Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения, условиями успешности обучения являются: - проблематизация учебного материала; - активность ребенка; - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.

Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность приёмов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и развитию творческого мышления.

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Мини-сценка «Зонт» (с проблемными вопросами)

Так что же такое проблема? (ответы педагогов)

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.

Структурные единицы проблемного обучения

Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются проблемный вопрос, задача и ситуация. Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?

Рассмотрим их особенности.

Проблемный вопрос.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

  • Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).
  • Почему утка плавает, а курица нет?
  • Почему обувь не делают из железа?

Проблемная задача.

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос.

Например:

  • Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

  • Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до конца зимы. Почему?

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие . Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Приложение 1 .

Памятка для воспитателей.

Характерные признаки проблемности на занятии:

  • Возникает состояние интеллектуального затруднения;
  • Возникает противоречивая ситуация;
  • Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

  1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
  2. Роспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
  3. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
  4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств:

Подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

Побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

Постановка проблемных задач.

Алгоритм решения

проблемной ситуации:

  1. Появление проблемной ситуации – постановка проблемы;
  2. Выявление и четкое определение сущности проблемы – актуализация знаний;
  3. Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений возможного решения и их обоснование - выдвижение гипотез, предположений;
  4. Доказательство верности вынесенных предположений и верности возможного их решения - проверка решения;
  5. Проверка, на сколько, верно решение проблемы - введение в систему знаний.

Приложение 2.

Технологическая карта деятельности по проблемному обучению дошкольников (таблица )

  • На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию
  • На 2этапе - актуализации знаний - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.
  • На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
  • На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Например в образовательной области "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" (программа "Детство") наиболее эффективным способом проверки, является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.
  • 5 этап - «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.

Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.

Задачи проблемного обучения позволяют:

  • развивать интеллект, познавательную самостоятельность, творческие способности дошкольников;
  • усваивать детьми системы знаний и способов умственной практической деятельности;
  • формировать всесторонне развитую личность.
  • воспитывать навыки творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
  • воспитывать навыки творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
  • формировать и накапливать опыт творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);
  • формировать мотивы обучения, социальные, нравственные и познавательные потребности.

Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки, не читаем нравоучений. Ведь это порождает робость. Как считает A.M. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Очень важно, что ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Педагоги не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях, допустим, по «Окружающему миру», но и на математике, развитии речи, грамоте, конструировании. Творчески подходить к процессу развития ребенка на занятиях.

2. Практическая деятельность .

  • Предложить педагогам фрагмент занятия и постараться вместе решить возникшую проблемную задачу.

Воспитатель сообщает детям, что вчера дети другой группы читали сказку «Приключения Буратино» и придумывали другой конец сказки, но у них это получилось не до конца, просят нашей помощи, а остановились они вот на чем: «Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться».

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет.

Что будем делать? (дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы: можно построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь перевезти, но рядом никого нет, а может Буратино не утонет, так как деревянный). Воспитатель предлагает детям проверить последнюю гипотезу: т.к. Буратино деревянный, дети ищут в группе деревянные предметы: кубики, карандаши, палочки, наливают в таз воду и проводят эксперимент.

Делается вывод: дерево в воде не тонет, следовательно, Буратино не утонет, доплывет, потому что он деревянный.

Дети, и какой же будет конец у сказки: «Буратино сложил одежду и азбуку на лист кувшинки, прыгнул в речку и быстро ее переплыл. В школу он успел вовремя».

  • На каждом столе лежат карточки с заданиями:
  1. Придумайте и покажите фрагмент занятия с использованием проблемной ситуации на тему «Вода».
  1. Придумайте проблемную ситуацию и способы её решения. На прогулке зимой.
  1. Придумайте проблемную ситуацию с любым (и) из этих предметов.

Анализ предложенных вариантов.

  1. Заключительная часть

Задача педагога - не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.

На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться. Если какую - то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.

Упражнение «Горячий воздушный шар»

Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1.

Постепенно полностью расслабьтесь.

Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу.

Рассмотрите эту картину как можно подробнее.

Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара.

Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.

  1. Рефлексия.

Упражнение «Рефлексивнaя мишень»

На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на 4 сектора:

1 - оценка содержания; 2 - оценка формы, методов взаимодействия; 3 - оценка деятельности ведущего; 4 - оценка своей деятельности.

Каждый участник «стреляет» в мишень четыре раза – по одному в каждый сектор, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия.

Используемая литература:

1. Михеева Е.В « Современные технологии обучения дошкольников».

2. Селевко Г.К «Современные образовательные технологии».

3. Брушлинский А.В. «Психология мышления и проблемное обучение».

4. Интернет-ресурсы.


Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова ПРОБЛЕМА – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

О проблемном обучении, или, по крайней мере, его основной идее известно давно. Истоки такого обучения можно найти в далеком прошлом. Так, можно сослаться на высказывание Квинтилиана (ок.35- 95 гг.) в его философско-педагогическом труде «Наставление в ораторском искусстве»: «Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь».
Сегодня, в связи с новыми задачами школы, в педагогике и психологии усилилось внимание к теоретическим основам проблемного обучения и к практическому его применению в школе. Этот значительный интерес вызван тем, что проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний.
Что же для этого необходимо? Хорошим ответом на поставленный вопрос являются слова С.Л.Рубинштейна: «Для того, чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только понятны , но и внутренне приняты , т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик в его переживаниях».
Дело в том, что среди многих потребностей, присущих человеку, имеется очень важная «потребность в эмоциональном насыщении ». Человек нуждается в переживании эмоций, если такого насыщения эмоциями не происходит, то наступает эмоциональный голод. Он переживается в форме скуки и тоски. Одним из существующих средств и путей эмоционального насыщения человека является интерес . Интерес- потребность в определенных эмоциональных переживаниях является важным мотивом деятельности. Недаром многие педагоги согласны со словами Л.С.Выготского о том, что «искусство обучения есть искусство возбуждения и удовлетворения интересов».
Одним из методов обучения (его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как новую дидактическую систему), направленным в первую очередь на «возбуждение интереса» является метод проблемного обучения. Обучение заключается в создании проблемной ситуации, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества.
Несколько слов о проблемной организации учебного процесса. Она может быть разной, в зависимости от той роли, которую берет на себя учитель, в зависимости от характера выдвинутой проблемы. Но необходимо выделить три основных аспекта в организации проблемного урока.

ПЕРВЫЙ АСПЕКТ
Во-первых, содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос (вопросы). Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса»!
Проблемный вопрос может охватывать понятия в рамках одного предметного направления . Например:
Пример (история): Русский историк В.О.Ключевский писал об Иване IV: "Царь Иван был замечательный писатель, пожалуй, даже бойкий политический мыслитель, но он не был государственный делец... Грозный царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок". Согласны ли Вы с такой характеристикой Ивана IV? Свой ответ обоснуйте.
Пример (экономика): Если бы приватизация в России пошла по Китайскому варианту, то какие результаты в экономике России можно было ожидать сегодня?

Проблемный вопрос может носить междисциплинарный характер . Такой вопрос стимулирует процесс многоаспектного осмысления явлений и является хорошей основой для организации междисциплинарного обучения . Можно привести пример проблемного вопроса, который даст возможность ученикам увидеть проблему с разных точек зрения и понять, что для решения возникшей проблемы необходимы знания из разных научных областей. Например, на уроке литературы учитель может предложить проблемное задание: Как могла бы сложиться жизнь Маши Мироновой, если бы Государыня Императрица не простила Петра Гринева? Задача учеников заключается в том, чтобы предложить свой вариант решения и обосновать его . Для того, чтобы вариант был действительно обоснованным, ученикам понадобятся знания и по истории (например, каково было социальное положение женщины в России в те годы и т.п.) и по психологии (например, какие качества определяют волевой потенциал личности и т.п.), а главное, безукоризненное знание текста произведения.
Реализация педагогических целей через междисциплинарные связи способствует формированию целостной картины знаний о мире.
Пример (литература, история): Является ли роман Л.Н. Толстого «Война и мир» историческим романом?
Пример (экономическая география, история): Как может измениться естественный прирост населения Индии при условии быстрого повышении уровня ее экономического развития? Как может повлиять данный фактор на соседние государства? Изложите ход ваших рассуждений.

В качестве проблемной ситуации может выступить сюжетная задача , в основе которой лежит «сюжетная линия». В рамках данного подхода работали многие педагоги, организующие на своих занятиях игры: урок- путешествие, урок- пресс- конференция, урок- аукцион, урок-суд и т.п.. В рамках таких уроков необходимо, как правило, преодолеть препятствие (или препятствия) - разрешить непростые проблемные задачи.
Например : Ребята, сегодня мы все вместе совершим путешествие в солнечную и приветливую страну Здравию. Жители этой страны получили послание на непонятном языке от могущественного Императора. Посол, который привез данную бумагу, сказал, что если жители не разгадают, что написано в послании, то его могущественный господин всех обратит в рабство. Нам придется поломать голову над тайнами и секретами, которые ждут нас на каждом шагу нашего путешествия. Но если мы справимся, то найдем ключ к разгадке послания великого Императора и поможем жителям Здравии. Итак, путешествие начинается…
Сюжетная линия может иметь направленность на жизненные ситуации (в т.ч. и юмористического характера)
Пример (математика): (из задачника Григория Остена) В городе Званске в школе № 23 в третьем классе учится Вася. В каждом классе есть особый ученик, а то и несколько. Так вот наш Вася отличался отменным аппетитом. Голодный Вася съедает за 9 минут 3 булочки! Сытый Вася тратит на такое же количество булочек 15 минут. На сколько минут быстрее управляется с одной булочкой голодный Вася?
Пример (математика, информатика): Король Флатландии решил вырубить некоторые деревья, растущие перед его дворцом, чтобы в залах дворца стало светлее. Деревья перед дворцом короля посажены в ряд, всего там растет n деревьев, и расстояния между соседними деревьями одинаковы.
После вырубки перед дворцом должно остаться m деревьев, и расстояния между соседними также должны быть одинаковы. Помогите королю выяснить, сколько существует способов вырубки деревьев?

ВТОРОЙ АСПЕКТ
Итак, проблема сформулирована. Каков дальнейший путь деятельности на проблемном уроке? Можно «искать наугад» и, перебирая возможные явления, выяснять, влияют ли они - и если да, то насколько. Однако такой путь малопродуктивен. Как правило, предположительно определяется наиболее вероятный- с точки зрения имеющейся информации, теории - ответ на поставленный вопрос и проверяется правильность предположения. Такой предположительный ответ на вопрос представляет собой гипотезу . Основным требованием к гипотезе является требование ее обоснованности, доказательности, проверяемости. Вполне вероятно, что у исследователей может возникнуть несколько гипотез; тогда их все необходимо обосновать.
Таким образом, проблемный вопрос предполагает выдвижение гипотезы для его разрешения или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности.
Особой проблемой является организация педагогической поддержки проблемного урока средствами Интернет . Совершенно очевидно, что Интернет-ресурсы могут помочь в процессе доказательности гипотезы, т.к. предоставляют практически всю необходимую информацию. При правильной организации запроса поиска (а также при наличии хорошей технической поддержки) можно практически сразу получить нужные факты, данные.

ТРЕТИЙ АСПЕКТ
Во-третьих, в качестве организационного принципа проблемного урока чаще всего выступает принцип совместной деятельности , в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.
Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучения. У учащегося не возникнет внутреннего интереса к ситуации, которая является результатом принуждения, не отражает реальной действительности.
Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения.
Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха.
Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, фактор их саморазвития.
В рамках данного направления, так или иначе, работал практически каждый учитель.
Рассмотрим подробнее типичную организацию урока - пресс-конференции. Часть учеников в классе получают роли экспертов- специалистов по обсуждаемому вопросу. Они предварительно получают задание на более глубокое знакомство с изучаемой проблемой. Остальные ученики делятся на микрогруппы, они будут представлять различные журналистские, общественные, государственные и т.д. организации. В ходе урока ученики задают вопросы, которые, с их точки зрения, могли бы интересовать представляемые ими организации, а эксперты отвечают на них (каждый в зоне своей ответственности). Таким образом, происходит знакомство всего класса с новым материалом, при этом сам процесс изучения темы интересен и увлекателен.
Дьюи Джон (1859-1952) - американский философ-прагматик, психолог и педагог. Предлагал все обучение построить как самостоятельное решение проблем.
В России наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер и др.
Технология проблемного обучения получила большое распространение в 20-30-х гг. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях Д.Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их развития - физиологического созревания. Для обучения Дьюи выделял четыре важнейших потребности-инстинкта: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Для удовлетворения этих инстинктов ребенку дошкольного возраста предоставлялись в качестве источников познания слово (книги, рассказы), произведения искусства (картинки), технические устройства (игрушки); дети вовлекались в игру. В более старшем возрасте ребенку предлагались загадки, задачи, проблемы для решения, они вовлекались в практическую деятельность - труд.
Впоследствии психолого-педагогические исследования в области творчества, творческого мышления и проблемного обучения позволили разработать общую технологию проблемного обучения.

В педагогической литературе встречаются следующие родственные термины и понятия:
проблемный подход (Т.И.Шамова), принцип проблемности (В.Т.Кудрявцев, А.М.Матюшкин), требующие обязательной организации проблемной ситуации;
проблемные методы (В. Оконь) как пути и способы решения педагогических задач;
проблемное обучение как тип обучения (М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин), если рассматривать его как относительно самостоятельную дидактическую систему.

Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий - СУД).

Целевые ориентации

Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися.
Повышение прочности знаний.
Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД).
Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.
Развитие познавательных и творческих способностей.

Концептуальные положения (по Д. Дьюи)

Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения являются:
проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);
активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Особенности содержания

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, виду рассогласования информации, другим методическим особенностям (см. рис. 1).

Рис. 1. Классификация проблемных ситуаций

По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения :
1. решение научных проблем (научное творчество) - теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства;
в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение теоретических учебных проблем;
2. решение практических проблем (практическое творчество) - поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение;
в основе этого вида проблемного обучения лежат постановка и решение практических учебных проблем;
3. создание художественных решений (художественное творчество) - художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Особенности методики
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую.
Первая представляет особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это "вопросное состояние", поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Рис. 2. Технологическая схема цикла проблемного обучения

I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании учащихся.
V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
VI этап - отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:
учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);
ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление "психологической инерции" и др.).

Для успешной реализации технологии проблемного обучения необходимы:
построение оптимальной системы проблемных ситуаций и средств их создания (устного и письменного слова, мультимедиасредств);
отбор и использование самых актуальных, сущностных задач (проблем);
учет особенностей проблемных ситуаций в различных видах учебной работы;
наконец, в проблемном обучении исключительное значение имеют личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.
Уровень обычной несамостоятельной активности - это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.
Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.
Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы, - помощь педагога при этом минимальна.
Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; художественное творчество тоже относится к этому уровню.

Логическая структура проблемного урока имеет не линейный характер (одно-, двух-, трехлинейный), а более сложный - спиралеобразный, "криволинейный" вид. Логика учебного процесса такова: если в начале урока, предположим, поставлена проблема, а последующий ход урока будет направлен на ее разрешение, то учителю и учащимся периодически придется возвращаться к началу урока, к тому, как она была поставлена.
Любой учебный курс имеет свои внутри курсовые проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения. Определим проблемы курса географии.

1. Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требуется человек, который:

  • начинает воспринимать себя по-иному;
  • более полно принимает себя и свои чувства;
  • становится более уверен в себе и автономен;
  • ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;
  • становится более похожим на человека, которым хотел бы быть;
  • начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна главная задача учителя – принять ученика таким, каков он есть: положительно относится к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. И на этой основе создать атмосферу, помогающую возникновению учения значимого для ученика.
2. Снижение интереса к предмету. Обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо – услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Карл Роджерс, американский психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов и значимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, т.к. воспитательно-образовательный процесс должен всемерно способствовать развитию интеллекта и способностей обучающихся, а просто транслируемое знание не выполняет роли развивающего личность средства, это обычная ориентация урока на подготовку исполнителя, что уже не соответствует новому социальному заказу общества.
География как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

  • наблюдения (в том числе и летнее),
  • практических работ,
  • просмотр видеофильмов, таблиц, рисунков,
  • сообщения учащихся,
  • рефераты,
  • участие в научно-исследовательской работе,
  • использование знаний, приобретенных на уроках химии, физики, математики, биологии, литературы.

Большей эффективности в решении учебных задач с использованием перечисленных методов можно добиться, используя проблемное обучение.

Проблемное обучение на уроках географии.

Что подразумевается под проблемным обучением?
1. Метод проблемизации.
Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:
факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).
Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

2.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.
На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились прелагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов.
Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его “открытия” классу.

3. Метод уяснения готового знания из печатного источника.
Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.

4. Методы проблемного обсуждения.
Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы.

Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:
1. На основе дискуссионной деятельности:
– семинары (индивидуальная работа);
– структурированные дискуссии (групповая работа);
– проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)

2. На основе исследовательской деятельности:
– практические занятия (коллективная работа)
– исследовательские уроки (индивидуальная работа)

3. Традиционные уроки с новыми аспектами :

  • урок-лекция;
  • урок-семинар;
  • урок решения задач;
  • урок-конференция;
  • урок-экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок-зачет и т.д.

4. Нестандартные уроки:

  • урок-аукцион;
  • рок-пресс-конференция;
  • урок-защита диссертации;
  • урок-суд;
  • урок-посвящение;

Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
Так изучение геологического строения. Рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.

В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Совершенно очевидно, что ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью: школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение- будущее нашего образования!

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи: «Практическая работа воспитателя по запуску проекта (1 этап) в рамках тематической недели»

Задачи:
1.Освоить практику работы первого этапа над проектом в рамках тематической недели.
2.Повышать интеллектуальную и творческую инициативу педагогов.

Планирование образовательного процесса в современном дошкольном образовательном учреждении (в соответствии с ФГОС) основывается на принципе интеграции образовательных областей и комплексно-тематическом принципе, позволяющем интегрировать содержание дошкольного образования в рамках той или иной темы в течение одной недели. Одной из ведущих форм комплексно-тематического планирования выступает проект .

Выделяют следующие этапы реализации проекта:
1. Мотивационный
2.Проблемно — деятельностный
3.Творческий

Я предлагаю поподробнее рассмотреть первый — мотивационный этап, и выяснить какие у нас возникают трудности и успехи на данном этапе.

Итак, уважаемые коллеги, на первом этапе (или запуске проекта) мы проводим утренний групповой сбор, в который входит:
1) Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки) 1 — 3 минуты
2) Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) 2 — 5 минут
3) Обмен новостями 2 — 10 минут
4) Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация центров активности (взрослыми и детьми) 5 — 12 минут

Скажите, пожалуйста, какие трудности возникают при организации утреннего сбора? (Чёткая формулировка вопросов, трудности в организации детей, как привлечь в работу детей, не проявивших инициативу?).

На ваш взгляд, какие методы и приемы наиболее эффективны для введения в тему? (создание проблемной ситуации; загадки; письмо(посылка); звонок от героя и др.) приведите примеры из своей практики работы.

При запуске проектов мы используем методику работы с «моделью трёх вопросов».

Есть ли у вас проблемы в заполнении « модели трех вопросов»? А как вы активизируете детей(не все дети могут высказать своё мнение, тяжело из всех вариантов высказываний детей выбрать наиболее значимые для раскрытия темы).

При планировании совместной и самостоятельной деятельности, в работе над проектом, мы обогащаем развивающую среду по данной теме и знакомим детей с центрами активности.

Расскажите, пожалуйста, как у вас проходит презентация центров активности в рамках темы недели. (путешествие на паровозе, свободное рассматривание и т.д) возникают ли у вас при этом трудности?

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию центров активности

Лекция становится проблемной в том случае, когда в ней реализуется принцип проблемности.

Диалогическое общение может строиться как живой диалог преподавателя со студентами по ходу лекции на тех этапах, где это целесообразно, либо как внутренний диалог (самостоятельное мышление), что наиболее типично для лекции проблемного характера. Во внутреннем диалоге студенты вместе с преподавателем ставят вопросы и отвечают на них или фиксируют вопросы в конспекте для последующего выяснения в ходе самостоятельных заданий, индивидуальной консультации с преподавателем или же обсуждения с другими студентами, а также на семинаре.

Диалогическое общение является необходимым условием для развития мышления студентов, поскольку по способу своего возникновения мышление диалогично. Стиль общения преподавателя на проблемной лекции:

2. преподаватель не только признает право студента на собственное суждение, но и заинтересован в нем;

3. новое знание выглядит истинным не только в силу авторитета преподавателя, ученого или автора учебника, но и в силу доказательства его истинности системой рассуждений;

4. материал лекции включает обсуждение различных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику развития науки, ее содержания, показывает способы разрешения объективных противоречий в истории науки;

5. общение со студентами строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданных самим же преподавателем;

6. преподаватель строит вопросы к вводимому материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у студентов и стимулирует самостоятельный поиск ответов на них по ходу лекции. Добивается того, что студент думает совместно с ним.

Способность к самостоятельному мышлению формируется у студентов в активном участии различных формах живого речевого общения. Для этого лекции проблемного характера необходимо дополнять семинарскими занятиями, организуемых в виде дискуссии и диалогическими формами самостоятельной совместной работы студентов.

Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

27. Способы стимулирования самостоятельного мышления студентов (не совсем то...)

В дидактике и методике преподавания иностранных языков в школе и вузе также актуализируется принцип активности учащихся. Здесь подчеркивается важность самообразования по предмету, необходимость формирования у студентов самостоятельного мышления и умений учебной деятельности (И.Л. Бим, Н.И. Гез, Б.А. Лапидус, А.А. Леонтьев, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, С.К. Фоломкина, С.Ф. Шатилов и др.), так как приобретенные навыки и умения являются неотъемлемой частью дальнейшего роста и развития специалиста в системе непрерывного образования.

Самостоятельность - нравственно-волевое качество личности, следовательно, формирование самостоятельности обучаемых неразрывно связано с проблемой их нравственного воспитания. На наш взгляд, наиболее полно и целостно этот вопрос рассматривается такими авторами, как М.А. Вейт, В.Е. Турин, А.В. Иващенко, В.Э. Чудновский и др.

По общепринятому положению дидактики, подкрепленному многочисленными экспериментами, для развития самостоятельности и творческого отношения к выполняемой деятельности особо благоприятные условия создает самостоятельная работа (CP ) и самостоятельная учебная деятельность (СУД) студентов, в том числе и работа с учебной и прочей литературой.

Вопрос о CP и СУД достаточно разработан в современной педагогике. В 60-е годы ему посвятили специальные исследования Б.П. Есипов, Г.И. Щукина, В.П. Стрезикозин и др..

Однако, говоря об актуальности развития самостоятельности через самостоятельную учебную деятельность студентов (СУДС) , ученые-педагоги подчеркивают, что процесс развития такого важного качества личности не должен происходить стихийно. К настоящему времени в педагогической теории и практике накоплен значительный опыт по вопросам планирования, организации, стимулирования и контроля СУДС в целом и при обучении иностранному языку в частности.

Рассмотрению проблемы планирования и организации СУДС посвятили свои исследования С.И. Архангельский, Л.Г. Вяткин, И.А. Гиниатуллин, В. Граф, JI.B. Жарова, Е.В. Заика, И.И. Ильясов, Б.Г. Иоганзен, Н.А. Кадыгроб, B.C. Листенгартен, В.Я.Ляудис, М.Н. Скаткин, В.М. Шестаков и др.

В последнее время подчеркивается необходимость стимулирования СУДС. Этот вопрос отражен в трудах А.Л. Бердичевского, В.М. Вергасова, Ю.М. Мисника, А. Нехамкина, В.И. Осмоловского, Т.И. Парубовской, И.М. Платова, Г.В. Роговой, Е.Д. Чернова и др. Также многие выдающиеся педагоги указывают на важную роль контроля для эффективной организации СУДС (Е. Андросюк, О.А. Журавлева, С. Лебедев, Е.И. Пассов, П.Д. Русакова, Н.В. Терехова и др.)

Признавая СУДС органической частью вузовского учебного процесса, ученые-педагоги, психологи и методисты считают, что эффективность преподавания любой учебной дисциплины в педвузе, в том числе и иностранного языка, определяется тем, как осуществляется организация СУДС в аудиторных и во внеаудиторных занятиях. Планирование и организация СУДС строится на основе общих принципов и методов педагогического исследования. В зависимости от сущности обучения СУДС рассматривается по-разному. Традиционно обучение виделось в передаче системы знаний и способов деятельности. Поэтому СУДС считалась способом закрепления и тренировки, выработки знаний и навыков . Деятельностный подход рассматривает обучение как формирование познавательной деятельности . Отсюда СУДС рассматривается как способ развития творческих способностей и профессионального мышления.

Изменившиеся социально-экономические условия требуют исходить из понимания обучения как процесса управления формированием личности специалиста . В связи с этим СУДС следует трактовать как способ формирования самостоятельности и активности личности, ее репродуктивных и творческих способностей, умение ориентироваться и в проблемных ситуациях, ставить и самостоятельно решать теоретические и практические задачи.

В настоящее время общие принципы педагогических исследований применительно к процессу организации СУДС приобретают новую специфику. Необходимость общепедагогического, а не частноаспектного подхода к СУДС подчеркивается многими авторами. Такой подход предполагает рассмотрение трех аспектов СУДС: 1) предметно-содержательного; 2) организационно-управленческого; 3) личностно-мотивационного.

Он же требует организации деятельности обучаемых в единстве с деятельностью педагога, так как СУДС как часть педагогического процесса всегда включает прямое и косвенное педагогическое руководство , которое и способствует вызову мотивации СУДС и обеспечивает ее рациональный и результативный ход, то есть осуществляется стимулирование СУДС.

«Конспект семинарского занятия по теме «Инклюзия и интеграция в образовании: за или против?» Тип занятия: проблемный семинар. Тема: «Инклюзия и интеграция в...»

Конспект семинарского занятия по теме «Инклюзия и интеграция в образовании: за или против?»

Тип занятия: проблемный семинар.

Тема: «Инклюзия и интеграция в образовании: за или против?»

Цель: расширить понимание и сформировать позицию по вопросу инклюзивного образования.

Задачи:

Образовательные:

Знать: Историю возникновение термина «инклюзии», основные составляющие понятия; историю развития инклюзии как одного из ведущих гуманистических принципов общественного развития; ключевые концепции инклюзии в современном образовании; отличия понятий «инклюзия» и «интеграция».

Уметь: Разрабатывать пути внедрения принципов инклюзии в различные сферы образования.

Владеть навыками практической реализации теоретических знаний об инклюзии в практической деятельности для решения возможных проблем при реализации учебно-воспитательной работы.

Развивающие: Развитие способности выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, вести диалог, аналитически мыслить, задавать вопросы и отвечать на них.

Воспитательные: Формирование уважительного и терпимого отношения к детям и лицам с ОВЗ у будущих педагогов.

Используемые технические средства: доска, маркеры, листы чистой бумаги, секундомер.

Участникам предлагается в форме дебатов выразить свое отношение к проблеме инклюзивного образования. Тема дебатов задается преподавателем: «Инклюзия и интеграция в образовании: за или против?». Дебаты проводятся по определенной схеме, в соответствии с регламентом. Задача одной части студентов (команда 1) – доказать нейтральной стороне (преподаватель, слушатели), что инклюзия и интеграция необходимы в современном образовании, привести максимум аргументов за и постараться отразить все нападки противников. Задача второй команды – привести контраргументы и аргументы в пользу дифференцированного образования и сохранения традиционных форм обучения детей с ОВЗ.



В конце обязательна общая рефлексия с анализом, изменилась или осталась прежней позиция по вопросу обсуждения у членов команд и слушателей, удалось ли склонить оппонентов к своей точке зрения, какие новые мысли, идеи пришли в голову, возможен ли компромисс между двумя позициями?

Перечень литературы и учебно-методических материалов:

Основная

Специальная педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; ред. Н.М. Назарова. – 9-е изд. – М.: Академия, 2009. – 400 с.

Цыренов В.Ц. Основы специальной педагогики и психологии: Учебное пособие для студентов университета. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2011. – 168 с.

Дополнительная

Коррекционная педагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. – М., 1999.

Лебединский В. В. Нарушения психического развития детей. – М., 1985.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д, 2000.

Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М., 2002.

Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2000.

Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.

Методические указания преподавателю:

Технология «Дебаты»

В переводе с французского «дебаты» означает прения, обмен мнениями на каком-нибудь собрании, заседании.

Практика дебатов заключается в том, чтобы искусственно придавать культурным явлениям эмоциональную окраску, социальное содержание. Здесь воплощается практика смешения социокультурного, риторического и эмоционального аспектов.

Сообщение при дебатировании воздействует на различные уровни структуры, сознания слушателя. Именно здесь затрагиваются различия, существующие между индивидом и обществом, «обналичиваются» проблемы социализации.

Акценты целей

Глобальные цели:

способствовать становлению гражданского общества в России;

способствовать развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: толерантности, партнёрского общения, цивилизованной дискуссии, критического мышления;

и побудить к участию в программе представителей общественности – через широкое информирование о программе: средства массовой информации, обучающие семинары, сотрудничество с институтами гражданского общества.

Педагогические цели

Сформировать:

логическое и критическое мышление школьников;

навык организации своих мыслей;

навыки устной речи;

навыки риторики;

эмпатию и толерантность;

уверенность в себе;

способность работать в команде;

способность концентрироваться на сути проблемы;

манеры при публичном выступлении.

Особенности концептуалаРечевой аппарат поддерживает реальность, «проговаривая» различные элементы опыта и помещая их в определённые места в реальном мире, – приблизительно так можно выразить функцию социализации и идентификации в общем замысле программы «Дебаты».

Идея открытого общества, понимаемого как общество, основанное на равенстве прав и ответственности его членов перед законом.

Современное понимание культуры, предполагающее активность её субъектов, т.е. их значимость, право на существование в поликультурном пространстве, неконфликтное принятие разнообразия.

Существование различных мировоззренческих позиций без жёстко заданных норм поведения и восприятия.

Идея ценности личности и создание среды, адекватной её развитию.

Особенности содержания

Метод активного обучения «Дебаты» состоит из двух частей: собственно самих дебатов, методики их организации и проведения на занятиях.

«Классические дебаты К. Поппера».

Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.

Подготовка к дебатам начинается с определения их темы (тезиса).

При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатёров проблемы;

быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;

иметь чёткую формулировку;

стимулировать исследовательскую работу;

иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Работа с информацией по теме:

активизация знаний учащихся (мозговой штурм);

поиск информации с использованием различных источников;

систематизация полученного материала;

составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.

Формирование общих и специальных умений и навыков:

формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;

построение стратегии отрицающей стороны;

умение правильно формулировать вопросы;

овладение знаниями риторики и логики и применение их на практике;

овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

Задача команд в дебатах – склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и выдвигая контраргументы на высказывание противников. Например, если тема дебатов сформулирована так: «Инклюзия во благо образовательной системе», то одна команда будет доказывать непосредственно этот тезис, а вторая - антитезис: «Инклюзия – это вред для образовательной системы».

В состав команды входят три человека. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 – первый спикер, У2 – второй спикер, УЗ – третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1 – первый спикер, О2 – второй спикер, О3 – третий спикер). Спикеры утверждающей команды приводят аргументацию, позволяющую убедить судей в правильности утверждения темы. Спикеры отрицающей команды хотят доказать судьям, что позиция утверждающей команды неверна или что интерпретация темы и аргументация утверждающей команды имеют недостатки.

Каждый спикер в игре имеет свою определённую роль, от которой нельзя отходить. При этом личная позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов не имеет значения. Роли спикеров и правила проведения игры строго регламентированы. Первый тип ограничений связан с продолжительностью выступления и с последовательностью выступлений спикеров. За продолжительностью выступлений следит таймкипер.

Эти ограничения отражены в регламенте дебатов. Регламент представлен в таблице 1.

Таблица 1

Регламент дебатов

выступления

Комментарий

У16 мин Речь первого спикера утверждающей команды (У1)

О3 к У13 мни

Третий спикер отрицающей команды (О3) задаёт вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1)

Речь первого спикера отрицающей команды (01)

У3 к О13 мин

Третий спикер утверждающей команды (УЗ) задаёт вопросы первому спикеру отрицающей команды (01)

Речь второго спикера утверждающей команды (У2)

Первый спикер отрицающей команды задаёт вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2)

Речь второго спикера отрицающей команды (02)

Первый спикер утверждающей команды задаёт вопросы второму спикеру отрицающей команды (02)

Речь третьего спикера утверждающей команды (УЗ)

Речь третьего спикера отрицающей команды (03)

Вторая группа ограничений связана с тем, что у каждого спикера команды есть свои обязанности, определяемые его ролью.

На учебных занятиях членами команды являются ученики. Команды могут быть сформированы по желанию учащихся или преподавателем.

Итак, дебаты состоят из следующих раундов: речи спикеров, перекрестные вопросы, тайм-ауты, которые может брать каждая команда после окончания речи спикеров или перекрестных вопросов для подготовки к следующему раунду (каждой команде дается не более 8 мин в течение игры). Время для подготовки (таймаут) можно брать по частям по мере необходимости. Перекрёстные вопросы задаются в порядке, предусмотренном правилами дебатов. Их цель – принизить, разрушить позицию противоположной стороны. Вопросы могут быть самые разные. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглого стола».

Вопросы могут быть: уточняющие (закрытые), восполняющие (открытые), корректные и некорректные, провокационные или улавливающие, контролирующие, активизирующие внимание, активизирующие память, развивающие мышление.Неопытные игроки задают уточняющие (закрытые) вопросы. Более сложны восполняющие (открытые) вопросы. Обычно используется форма простого (который не может быть расчленён, не включает в себя другие вопросы), а не сложного вопроса (который можно разбить на несколько простых вопросов). Нельзя задавать вопросы, направленные против личности отвечающего, а также неблагожелательные вопросы.

В процессе дебатов каждая команда постоянно поддерживает и усиливает свой кейс – систему доказательств, в которую входит совокупность аспектов и аргументов, представленных в организованной форме, и которая используется для обоснования своей позиции.

Достижение обозначенных целей и результатов основывается на соблюдении трех основных принципов дебатов.

Принцип первый: уважение необходимо.

Дебаты не касаются личности участников, нельзя унижать человека за то, что он с вами не согласен. Можно и нужно атаковать аргументы оппонентов, их рассуждения и свидетельства, но не самих оппонентов.

Принцип второй: честность обязательна.

Обучение и совершенствование умений важнее, чем победа, поэтому честность – стержень дебатов. Задача участников дебатов, - быть честными в своих аргументах, в использовании свидетельств и в ответах в раунде перекрестных вопросов. Иногда «быть честными» - значит признать то, что у вас недостаточно материала для обоснования своей позиции.

Принцип третий: проигравших нет.

Первое предназначение игры – обучение. Обучение имеет большее значение, чем победа.

Эти принципы обязательны для всех участников дебатов.

Похожие работы:

«Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Новополеводино Балаковского района Саратовской области "Согласовано" "Утверждено" Зам. Директора по УВР Директор школы _М В.Ейник "9" сентября 2015 г. Е.Г.Барановская приказ № 133 " 10"сентября 20...» содержащие задания различных видов 1 вариант1. Выберите правильный ответ.В государстве гуннов правителя называли:а) гуньмо в) ха...»Нобелевская премия по химии (швед.Nobelpriset i kemi) - одна из пяти Нобелевских премий, ежегодно вручаемая Нобелевским фондомнаграда за научные достижения в Реверс медали, вручаемой лауреата Нобелевской премии по физике и химии области химии....»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - интернет материалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.