Все о тюнинге авто

Как появилось причастие в русском языке. Интересно, а что такое причастие? У каких причастий не бывает кратких форм

Причастие - это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Иногда причастие рассматривают не как самостоятельную часть речи, а как особую форму гла­гола.

Причастия образуются от глагола и обладают некоторыми его постоянными признаками. Причастия бывают совершен­ного (прочитавший, взволнованный ) и несовершенного вида (читавший, волнуемый ). Вид причастия совпадает с видом глагола, от которого оно образовано (взволнованный - от гла­гола совершенного вида взволновать, волнуемый - от глагола несовершенного вида волновать).

Как и глагол , причастия имеют признак времени, но для причастия этот признак является постоянным. Причастия бы­вают прошедшего (слушавший ) и настоящего времени (слу­шающий ). Причастий будущего времени не бывает.

Обозначая признак предмета по действию , причастие со­четает признаки глагола и прилагательного . Как и прилагательное, причастие согласуется с существительным в роде, числе и падеже (это его непостоянные признаки): играющий ребёнок, играющей девочке, играющим детям . Некоторые причастия, подобно прилагательным, могут образовывать краткую форму: построенный - построен, рождённый - рождён .

Начальной формой причастия является форма именитель­ного падежа единственного числа мужского рода. Синтаксическая функция причастия: в полной форме чаще всего выполняют функцию определения , а в краткой форме - именной части составного сказуемого .

ВНИМАНИЕ. Нужно различать!

Прилагательные и причастия отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета. Чтобы их различать, нужно запомнить следующее: прилагательные обозначают признак по цвету, форме, запаху, месту, времени и т.д. Эти признаки постоянно свойственны этому предмету. А причас­тие обозначает признак по действию, этот признак протекает во времени, он не свойствен предмету постоянно. Сравним: читальный зал - прилагательное, признак по назначению, и читающий человек - причастие, признак по действию; сме­лый - осмелевший, тёмный - темнеющий, хлопотливый - хлопочущий . Также причастия образуются при помощи свой­ственных только им суффиксов: —ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), -ем-, -им-, -ом-, -т-, -енн — (последний встречается у прилагательных).

Закрепить теорию практикой!

(пройти тесты с проверкой ответа сразу и объяснением правильного ответа)

— неспрягаемая глагольная форма, выражающая признак лица, предмета, возникший в результате действия: товарищ (какой?), приéхавший из Москвы (товарищ, который приехал из Москвы);
книга (какая?), прочитанная мною (книга, которую я прочитал).

Причастие совмещает в себе грамматические признаки глагола и прилагательного. В нём, как и в глаголе, различается , ; причастие управляет тем же падежом, что и глагол, к причастию могут примыкать те же наречия, что и к глаголу. Но вместе с тем причастие склоняется и согласуется с существительным в роде, числе и падеже, как прилагательное.

Причастия делятся на действительные и страдательные настоящего и прошедшего времени . Будущего времени причастия не имеют.

Действительные причастия

Действительные причастия обозначают признак лица, предмета, возникший в результате действий этого лица, предмета: читающий книгу ученик, стоящий в комнате стол .
Действительные причастия образуются от переходных и непереходных глаголов, сохраняют управление, свойственное глаголу; действительные причастия от возвратных глаголов сохраняют частицу (встречающийся, встречавшийся, встрéтившийся) .

Образование действительных причастий

Действительные причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида путём прибавления к основе настоящего времени (для первого спряжения) или -ащ-/-ящ-
пúш-ут — пúш-ущ-ий (пишущая, пишущее, пишущие),
зна-ют — зна-ющ-ий (знающая, знающее, знающие),
стуч-ат — стуч-ащ-ий (стучащая, стучащее, стучащие),
стр
ó-ят — стр ó-ящ-ий (стр óящая, строящее, строящие).

Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного и совершенного вида путём прибавления к основе прошедшего времени суффикса -вш- (после гласного) или -ш- (после согласного) плюс родовые окончания прилагательного: писа-л (несов.) — писа-вш-ий, написа-л (сов.) — написá-вш-ий , вёз (несов.) — вёз-ш-ий, привёз (сов.) — привёз-ш-ий .

Страдательные причастия

Страдательные причастия обозначают признак лица, предмета, подвергающегося какому-либо действию: книга, прочитанная товарищем (книга, которую прочитал товарищ); дом, построенный рабочими (дом, который построили рабочие). Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Образование страдательных причастий

Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида путём прибавления к основе настоящего времени суффикса -ем- (для первого спряжения) или -им- (для второго спряжения) плюс родовые окончания прилагательного:
читаем — чита-ем-ый (читаемая, читаемое, читаемые),
вúд-им — вúд-им-ый (видимая, видимое, видимые).

От многих переходных глаголов несовершенного вида страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, от беречь, бить, брить, гнуть, греть, держать, жарить, мерить, мыть, мять, пить, топить, чистить, шить и т. п.).

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов несовершенного и совершенного вида путём прибавления к основе прошедшего времени суффиксов -нн- , -енн- , -т- плюс родовые окончания прилагательного: чита-л — чúта-нн-ый, принёс — принес-ённ-ый, закры-л — закры-т-ый .

Суффикс -нн- присоединяется к основам прошедшего времени, оканчивающимся на гласный а, я, иногда е : посéя-л — посéя-нн-ый, увúде-л — увúде-нн-ый .

Суффикс -енн- (или -ённ- ) присоединяется к основам, оканчивающимся на согласный (пример см. выше) или на гласный и , который выпадает (при этом происходит чередование конечных согласных основы, аналогичное чередованиям при образовании 1-го л. настоящего или будущего простого времени): купú-л — купл-енн-ый (ср. куплю ), спросú-л — спрóш-енн-ый (ср. спрошу ).

Суффикс -т- присоединяется к основам глаголов, оканчивающихся в неопределённой форме на -нуть, -оть, -ереть , и к односложным основам (приставка не учитывается): выну-л (от вынуть ) - выну-т-ый , колó-л (от колоть ) - кóло-т-ый , вытер (от вытереть ) — вытер-т-ый , би-л (от бить ) — бú-т-ый (аналогично: прибитый, разбитый ).

Наиболее употребительны страдательные причастия прошедшего времени от глаголов совершенного вида.

Склонение причастий

Причастия склоняются как полные прилагательные: действительные причастия склоняются по образцу прилагательных с основой на щ, ш (например, общий, хороший ), страдательные причастия - по образцу прилагательных с основой на твёрдый согласный {например, новый ): читающ-ий, читающ-его... читавш-ий, читавш-его.., ч úтанн-ый, ч úтанн-ого и т. д.

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени имеют краткую форму, которая образуется аналогично краткой форме прилагательных: мужской род — без окончания, женский род — с окончанием , средний род - с окончанием , множественное число — с окончанием (для всех родов): от любúм-ый — любим, любúм-а, любúм-о, любúм-ы ; от принесён-ный — при-несён, принесен-а. принесен-ó, принесен-ы .
В предложении краткие причастия, как и краткие прилагательные, употребляются в роли сказуемого (в сочетании с вспомогательным глаголом или без него): Магазин закрыт ; Окнó было закрыто ;
Книги будут куплены
.

  • ← Причастие →

Причастие – часть речи, являющаяся особой формой глагола, которая обозначает признаки действия. Отвечает на такие вопросы как «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Как глагольная форма причастия имеют такие грамматические признаки:

  • Вид: совершенный и несовершенный (например: вечер (какой?) дремлющий (что делать? – дремать); кот спрыгнувший (что сделать? – спрыгнуть);
  • Время: настоящее и прошедшее (дед (какой?) дремлющий, кот (какой?) сбежавший);
  • Возвратность: возвратные и невозвратные.

Морфологические и синтаксические признаки причастий

Есть ученые, которые считают, что причастие – самостоятельная часть речи, потому что имеет признаки, которые не свойственны глаголу. В частности, причастия имеют некоторые признаки прилагательных, такие как

  • обозначение признака предмета
  • и согласованность с существительным (то есть тот же род, число и падеж).

Причастия бывают действительные и страдательные, некоторые имеют полную и краткую формы. Краткая форма причастия в предложении играет роль именной части составных сказуемых. Например: Учебник раскрыт на десятой странице.

Причастия способны склоняться по падежам, числам и родам, как прилагательные. Даже не смотря на то что причастия имеют глагольные признаки, в предложении они являются определениями. Например: Книга потерянная, портфель потерянный, панно потерянное.

Причастия имеют начальную форму, но она есть только у причастий, которые образованы от глаголов несовершенного вида. Причастия действительные и страдательные образуются при помощи суффиксов.

Виды причастий и их примеры.

Страдательные причастия.

Страдательные причастия – это те причастия, которыми обозначается признак, создающийся у одного предмета под действием другого. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Например: Картина,(какая?) нарисованная или рисуемая учеником.

Образуются от основ глагола в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов:

  • -ом- (-ем-) – для глаголов I спряжения
  • -им- – для глаголов II спряжения
  • -нн-, -енн-, -т- –от основ глаголов в прошедшем времени

Примеры: читаемый, несомый, зажигаемый, делимый, слышимый, посеянный, сломанный, испеченный. подстриженный, побитый, расколотый

Действительные причастия.

Действительное причастие – это причастие, которым обозначается признак, производимый самим субъектом/предметом. Например: Мальчик, рисующий картину.

Действительные причастия бывают образованы от глаголов в настоящем и прошедшем времени с помощью суффиксов

Прича́стие (греч. κοινωνία (кинониа) - приобщение; μετάληψις - принятие) ( – от греч. Εὐχαριστία (евхаристиа) - благодарение) - , в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего , после чего верующие потребляют их во оставление и в Жизнь Вечную.

В ранней Церкви причащение также называлось словом «кинония», (общение ), т.е. общение людей с Богом и в Боге, т.е. пребывание в Его и .

Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия.

Кого священник может не допустить до Причастия?

Тех, чьи прегрешения попадают под Церковные каноны, запрещающие причащаться. Основанием для запрещения в причащении на определённый срок может быть тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и т.п.), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).

Что такое Причастие?

протоиерей Евгений Горячев

Ведущая. Что же такое – Причастие? Это Таинство? Обряд? Священнодействие? Магия или колдовство?
Отец Евгений. Хороший вопрос. разговаривает до какой-то степени на очень понятном всем людям языке, но – до какого-то момента. После этого момента начинается язык условностей, язык иконный, язык священный. Термин «Причастие», так же как и синонимы: Евхаристия, Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, относятся именно к этому. Возвращаясь к Вашему вопросу, я бы сказал, что, конечно, в истории, людьми, не находящимися внутри ритуального круга, то есть теми, кто это воспринимал изнутри, будучи церковными, Таинство Евхаристии воспринималось и как обряд, и как магия, и как колдовство. Знаменитый роман Л.Н. Толстого «Воскресение» прямо указывает на то, что это что-то варварское: «Они едят своего Бога». Это что-то, связанное с язычеством, с какой-то такой инфернальной древностью, это не может воспринять современный человек. Но относится к этому, конечно, не так, как об этом думают люди внешние, а с некоторых времен Толстой сделался внешним по отношению к Церкви, а воспринимают это так, как об этом учат и Священное Писание, и традиция, и Установитель этого Таинства Господь Иисус Христос. Я уже произнес это слово – «таинство». Церковь воспринимает это как нечто таинственное, которое мы не можем до конца объяснить, а просто делимся опытом переживания в этом священнодействии каждого христианина, который вбирает в себя Святые Дары. Если совсем коротко, то я бы сказал, что Таинства отличаются от других заповедей Божьих тем, что они не говорят об этике, но о мистике. Даны они нам именно для того, чтобы этика сделалась реальной, не абстракцией, на которую мы смотрим и говорим: «Да, это красиво, да, это правильно, но исполнить я это не могу». Все, наверное, помнят фреску Сикстинской капеллы «Сотворение Адама», где Божественная рука тянется навстречу руке человеческой. Так вот, я бы сказал так: Таинства, в том числе и Причастие, даны Богом для того, чтобы наша человеческая немощь получила поддержку в Божественной крепости. Бог из вечности протягивает свою руку с тем, чтобы поддержать немощную руку человека. И все Церковные Таинства, начиная с Крещения и заканчивая Венчанием и Соборованием – они обращены именно к этому. Бог поддерживает нас, в том числе и через Таинство Евхаристии.

Ведущая. Что значит «Тело и Кровь»? Это что – людоедство?
Отец Евгений. Восприниматься это может так, если исходить из лингвистического контекста, но если мы обращаемся к Библейской истории, то видим, что Тот, кто установил это Таинство, Господь наш Иисус Христос, отсылает слушателей к древнейшему Библейскому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, который Я вам дам будет для вас в жизнь вечную». «Подавай нам такой хлеб каждый день», – сказали иудеи. «Я – хлеб, сошедший с небес, – говорит Господь Иисус Христос, – кто будет вкушать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе». Звучат эти термины: Тело и Кровь, но всякий раз, когда мы вкушаем мясо, неважно чье: свинина, говядина, оленина, крольчатина – мы всегда вкушаем мертвую отдельность. А на Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа.

Ведущая. Все же почему – Причастие?
Отец Евгений. Действительно, это очень интересно. При-частие. Мы видим в этом слове как бы две стороны: приставку и, собственно, сам корень «часть», то есть мы приобщаемся к чему-то, становимся частями чего-то большего. Апостол Павел сказал: «Разве вы не знаете, что вы сотелесники Христу?» Что это значит? В обычном порядке закономерностей мы вкушаем с тем, чтобы то, что мы съели, сделалось нами. Если человек не очень разборчив в количестве съеденного, то можно на весах отследить на сколько он поправился после того как посидел за столом. В Церковном Таинстве порядок закономерностей прямо противоположен. Не пище становится нами, а мы становимся тем, к чему мы приобщаемся. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.

Ведущая. Все ли могут причащаться?
Отец Евгений. Конечно, да, но для этого необходимо соблюсти несколько условий. Конечно, человек должен быть крещен, потому что пропуском, простите уж за этот образ, к участию в мистической жизни Церкви, пропуском к остальным Таинствам, является именно крещение. Некрещеного человека Церковь к Таинству допустить не может, потому что это будет насилие над ним. Если он не выказал своего желания быть христианином, предлагать ему чисто христианское времяпровождение, духовную мистику – это будет нарушением его свободы. Но, даже если человек крещен в детстве, но потерял веру или воспринимает Причастие как магический обряд, или у него какие-то другие на этот счет мотивы и соображения, то тогда Церковь напоминает, что Причастие в этом случае может не только не облагородить и исцелить человека, но может быть ему во вред. Кстати, Иуда, участник Тайной Вечери тоже причастился, и о нем сказано, что «с этим куском вошел в него сатана». Почему? Величайшая святыня, которая должна и облагородить, и преобразить, и исцелить, вместе с тем становится для Иуды путем к худшей жизни. Потому что в своем сердце он уже нес желание предать Спасителя. Священник, выходя с евхаристической чашей, произносит всегда одни и те же слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». С верой, что это действительно Тело и Кровь Христа. И со страхом, потому что можно причаститься не в улучшение, не в исцеление, а в суд и во осуждение.
Что касается действительности, то здесь, мне кажется, христианская традиция разделилась на два неодинаковых лагеря, а православие пошло посередине между ними. Протестанты стали говорить, что Причастие надо воспринимать как некий символ, за которым не стоит никакой реальности, как условность. Говорит же Христос о себе в Евангелии как о двери, мы же не воспринимаем его как дверь. Говорит о лозе, это не значит, что Он – виноградная ветвь. Так и Причастие – это условность и не более того. Есть другая крайность, которая воспринимает это как натурализм гипертрофированной формы: это – мясо и кровь. В этом случае, действительно, правомочно говорить об антропофагии, это людоедство в чистом виде. Как я уже говорил, православие выбирает срединный путь, который не дерзает говорить, что это только символ. Это – символ, но за этим символом стоит реальность. И не дерзает говорить о натурализме, потому что в этом случае мы причащаемся мертвой отдельности. Повторяю: живой Христос входит в человека с тем, чтобы его преобразить, но все зависит от того, в каком состоянии души человек причащается. Причаститься может каждый человек, если он крещен, а вот плоды этого Причастия зависят от нравственной составляющей у каждого конкретного человека.

Ведущая. Если человек крещен и верит в истинность Святых Даров, нужно ли соблюдать какие-то дополнительные условия, чтобы причаститься?
Отец Евгений. Совершенно верно, такие условия нужны. Если человек крещен, и если при этом он не сомневается, что это Тело и Кровь Христовы, Святые Дары, все-таки Церковь требует от него дополнительной подготовки. Она заключается в посещении богослужения, чтении Священного Писания, наконец, в посте. Зачем это нужно? Когда мы садимся за обычный стол, в лучшем случае читаем короткую молитву, а в худшем – просто крестимся и вкушаем пищу, ничего более. Но дело в том, что как бы ни были связаны по своей субстанциональной форме Святые Дары и любые другие продукты, это пища, в конечном итоге. Мы все-таки говорим, что это особая пища, а раз она особая, то наша подготовка к ней выражается в том, что мы настраиваем свою душу на определенный лад. Ведь тело и душа очень тесно связаны. Мы причащаемся с тем, чтобы получить результат в душе, но до того как мы причащаемся, мы воздействуем на свое тело и на свою душу, для того чтобы Святые Дары вызвали необходимый отзвук. Не в том плане, что это какая-то магия: вычитал столько-то молитв или попостился и тогда благодать воздействия Святых Даров будет такой-то, а сделал меньше – будет меньше. Нет, но потому что мы доказываем Богу — как, скажем, доказываем невесте свою любовь, больной матери свою заботу – мы доказываем Богу, что мы трепещем перед этим Таинством. Мы боимся осквернить тот дар, который Бог нам дал, своим недостоинством. Хотя, конечно, болезненное восприятие темы недостоинства не должно уводить нас в ту область, где человек из-за псевдоблагочестия вообще не причащается. Я думаю так, что если воспринимаешь Причастие как лекарство, то человек, подходя к чаше, держит в своем уме одну простую мысль: «Я не достоин, Господи, сделай меня достойным ».

Ведущая. Как часто нужно причащаться?
Отец Евгений. Если говорить о церковно-юридической стороне, то если человек молится, старается исполнять заповеди, читает Священное Писание, делает добрые дела, но при этом не причащается, то речь идет только о большей или меньшей степени отпадения его от церковной полноты. Потому что Господь сказал: «Если не будете причащаться, то не будете иметь в себе Моей жизни ». Если говорить о технической стороне дела, то, мне кажется, что это настроение, о котором я сказал, желание встретиться с Богом, встретиться для того чтобы исполнить заповедь и получить обновление – оно должно быть помножено на внутреннее самодисциплинирующее отношение. Почему? Потому что может быть привыкание и в этом случае, если человек, образно выражаясь, шагает в Причастие, открывая дверь ногой, тогда ему нужно сделать перерыв. Когда же он причащается с трепетом и чувствует, что этот трепет из души не ушел, он это может делать хоть каждую неделю.

Патриарх Кирилл:
Причащайтесь Тела и Крови Господней. Существуют разные предрассудки относительно того, как часто нужно причащаться. Некоторые говорят: раз в год, некоторые - четыре раза в год. Это все не находит никакого подтверждения ни в учении Спасителя, ни в учении Церкви, ни в каноническом порядке церковной жизни.

игумен Пётр (Мещеринов) :
Евангелие благовествует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (). Я есмъ путь и истина и жизнь (). Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека – через вкушение.
Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему.
Ум человеческий отказывается и не в силах понять страшную глубину этого действия Божия; воистину, это любовь Христова, которая превосходит всякое разумение (см. ).

священник Александр Торик:
Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду – хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом «Служебнике» в инструкции для священников, называемой «Известие учительное», в разделе о непредвиденных случаях).
Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии ().

святой († 1923):
«Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».

святой праведный Иоанн Кронштадский:
Бедствие для души - долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия.

В среде ученых нет единого определения причастия в рамках лексико-грамматических классов. Одни лингвисты считают его особой формой глагола. Другие, соглашаясь с академиком Л. В. Щербой, называют причастие самостоятельной частью речи. Есть часть специалистов, которые дают определение причастию как отглагольному прилагательному. В. И. Даль отозвался о нем как о части речи, «причастной глаголу в образе прилагательного».

Все же, форма глагола

В школьных учебниках отражаются разные точки зрения. Однако если считать причастие особой формой глагола, то проще сразу выделять его среди других частей речи и писать без ошибок. Само название «причастие» характеризует его как нечто приобщенное к чему-то, а не самостоятельное.

Значение

Итак, причастием зовется особая форма глагола. Она обозначает, как и предмета, но только по его действию. Вопросы к причастию: "какой?" (как к прилагательному), а также "что делающий?", "что делавший?", "что сделавший?".

Некоторые языковеды дают определение причастию как «гибридной» внутриглагольной форме, обозначающей действие, выраженное как признак предмета.

Морфологическая характеристика

Причастия обладают признаками сразу двух самостоятельных частей речи - глагола и прилагательного. Все постоянные признаки причастие получило «в наследство» от глагола, а изменяемые - от прилагательного.

Неизменяемые или постоянные признаки

· Причастие бывает совершенного и несовершенного вида.

· Оно может быть переходным и непереходным.

· Причастие бывает возвратным и невозвратным.

· Слово может стоять во временах: настоящем, прошедшем, будущем.

· Имеет страдательный или действительный залог.

Изменяемые или непостоянные признаки

Причастие меняет форму в соответствии с:

· со средним, мужским и женским родом;

· с множестенным и единственным числом;

· с шестью падежами;

· страдательные причастия могут находиться как в полной, так и в краткой форме.

В предложении

Синтаксическая функция причастий определяется полнотой и краткостью формы: полные причастия - определение либо часть составного сказуемого, краткие могут быть только сказуемым.

Как различить страдательные и действительные причастия

Нам известно, что причастие выражает только тот признак, который связан с действием. Знающий специалист - это тот специалист, который знает. Проверенные тетради - это те тетради, которые проверили. Как видим из примера, возможны 2 состояния: предмет производит действие сам, либо действие над предметом осуществляет другой объект. Поэтому все причастия делятся на две группы:

1. Действительные, называющие признак предмета, который осуществляет действие: желтеющий (который желтеет) лист.

2. Страдательные, обозначающие такой признак, который претерпевает действие другого предмета: решенная (кем? - мной) задача.

В чем заключается разница между полными и краткими причастиями

Сравним две конструкции: «Созданный усилиями кибернетиков искусственный разум» и «Усилиями кибернетиков создан искусственный разум». В первом случае причастие «созданный» является полным, во втором («создан») - кратким. В предложениях они играют разную роль. Полное причастие является определением, а краткое - сказуемым. Если мы захотим просклонять оба причастия по падежам, то увидим, что это можно сделать только с полной формой. Одна буква «н» пишется в суффиксах кратких причастий, а две «н» - в полных формах. Общим между ними является то, что обе формы способны изменяться, во-первых, по родам, во-вторых, по числам. Отличайте краткие формы причастия от аналогичных прилагательных, поскольку они пишутся по-разному.

Как создаются причастия

Все причастия возникают из глаголов, но различные их формы зависят от вида и переходности.

Все 4 формы причастий (действительные и страдательные в настоящем и прошедшем времени) можно произвести только от глаголов переходных и несовершенного вида. Например: встречать - встречающий (д. п., наст. вр.), встречавший (д. п., прош. вр.) встречаемый (с. п., наст. вр.), встреченный (с. п., прош. вр.).

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного

Есть группа прилагательных, которые образованы, как и причастия, от глагола. В чем же разница? Если предмет участвует в действии и для него имеет значение время и вид, значит, это причастие: увлекать - увлеченный. В данном примере можно определить совершенный вид и прошедшее время, следовательно, перед нами причастие. Определение в словосочетаниях «вареная свекла», «мороженая рыба» указывает на результат, который стал постоянным, вид и время для него не актуальны, значит, перед нами отглагольное прилагательное.

Что такое причастный оборот

Мы дали определение причастию и рассмотрели возможные его формы. Однако эта лексико-грамматическая единица может участвовать в синтаксической конструкции, которая носит название причастного оборота. Если у причастия есть зависимые слова (лексемы, к которым от него задаем вопрос), то мы имеем дело с причастным оборотом. В предложении он всегда играет роль определения. Сравним: «плавающая утка» и «плавающая в озере утка». В первом случае есть определение, выраженное причастием «плавающая». Во втором примере у причастия появляется зависимое слово: плавающая (где?) в озере. Определение выражено причастным оборотом.

Как расставить запятые

Которых были приведены выше, отличаются от определений, выраженных причастными оборотами, пунктуационным оформлением. В составе предложения оборот обособляется запятыми, но только в том случае, если он стоит вслед за определяемым словом. Сравним 2 конструкции, в которых определяемое слово - «снежинки»: «кружащиеся в воздухе снежинки» и «снежинки, кружащиеся в воздухе». Однако к морфологии этот нюанс не относится, он является предметом отдельного разговора.