Все о тюнинге авто

Многословие многословный. Речевые ошибки Основные типы лексических ошибок

Многословие — один из главных пороков современности. И он часто маскируется под такими лицеприятными качествами как красноречие, коммуникабельность, общительность, отсутствие комплексов. Один из составляющих элементов образа успешного человека — это талант оратора. Но зачастую в противовес косноязычию представляется не умение содержательно и лаконично говорить, а элементарная болтливость, засоряющая души и слух окружающих людей.

Наверняка каждый из нас сталкивался с людьми, которые говорят много по любому поводу и при этом несодержательно. Эффект таких действий очевиден: ораторы, не умеющие кратко и ясно излагать свои мысли быстро утомляют слушателя, заставляют его скучать, отвлекаясь от обсуждаемой темы. Это говорит о том, что говорящий не обладает мастерством лаконичного формулирования мысли.

Слова «многословие» и «пустословие» являются синонимами. И многословный человек-тот, который говорит бессмысленные, «пустые» вещи. Многословие — излишество слов, отсутствие чёткости в речи. Когда же человек произносит большое количество слов, но каждое из которых взвешено, продумано и сказано в нужный момент, то его нельзя назвать многословным или пустословным. В качестве примера можно привести талантливых педагогов, лекторов, проповедников, которые могут говорить достаточно долгие речи, но публика заслушивается ими и получает несомненную пользу.

Люди, виртуозно владеющие словом, постоянно расширяют свой словарный запас, их речевые конструкции точны и понятны собеседникам. Они говорят кратко и по существу, что облегчает процесс понимания информации.

Если же речь человека — это нескончаемый поток слов, над содержанием которых он особо не размышляет, то в таком случае мы можем говорить о недостатке, который требует исправления. Как писал А.С.Пушкин своей супруге: «Утром дела не делаю, а так из пустого в порожнее переливаю».

Писатель М. М. Зощенко ,ознакомившись с романом одного начинающего автора, описал свои впечатления: «Этот роман при всех недочётах еще и чрезвычайно многословен. Очень многое я могу простить литератору, кроме этого греха. Если основная задача художника заключается в умении показать жизнь, ограничив её в каком-то хаосе средствами искусства, то следующая задача художника - уметь ограничить хаос в языке».

Священномученик Серафим (Чичагов) писал о том, как многословие может нанести духовный вред человеку: «Некоторые говорят много вследствие гордости, самомнения и соображения, что они умны, многосведущи и суждения их поразительно правильны. Такие люди испытывают желание высказываться и поэтому объясняют свои мысли обильною речью с многократными повторениями и настаивают, чтобы все удивлялись их красноречию и уму. Когда же разговор касается вещей маловажных, то многоглаголание превращается в пусторечие, от которого происходит бесконечное зло».

Очень красочно грех многословия раскрывается в различных спорах, когда люди пытаются доказать друг другу истинность своих убеждений. Преподобный Серафим Саровский писал об этом: «Одного многословия с теми, которые противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека».

Многословие, пустословие, празднословие – такие виды невоздержания языка пагубно влияют на человека, опустошают душу и отвлекают от богомыслия. Их можно сравнить с сорняками, которые не дают «прорасти» благим мыслям и словам.

Апостол Иаков так описывает разрушительное действие многословия: «И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам, воспаляем от геенны». (Иак 3:6)

Давая свободу своему языку, мы даем свободу греховным наклонностям своего сердца и тем самым наносим себе вред.

Святые отцы призывали к молчанию как душеполезной практике и лекарству от греха многословия.

Ахимандрит Ефрем Святогорец поучал своих чад: «Понуждайте себя к молчанию, родителю всех по Богу добродетелей. Молчите, чтобы творить молитву, ибо, когда разговаривает человек, как он может избежать празднословия, от которого и всякое злое слово, отягощающее душу ответственностью?

При работе избегайте разговоров. Лишь два-три слова, и то в случае необходимости. Руки пусть работают для нужд тела, а ум пусть произносит сладчайшее имя Христово, дабы восполнить и нужды души, о которых мы не должны забывать ни на секунду. Не говори, чадо мое, лишних слов, ибо они охлаждают в твоей душе божественную ревность. Возлюби молчание, рождающее все добродетели и ограждающее душу, чтобы не приблизилось к ней диавольское зло. Уста твои пусть изрекают слова, распространяющие благоухание, слова утешения, ободрения и надежды. От произносимого устами виден и внутренний человек, его сущность.

Лучше упасть с высоты, чем пасть по вине языка. Язык причиняет людям величайшее зло».

Свт. Григорий Нисский поучал своих чад:«Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, ты произнес слово, и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобою на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя; от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37). Значит, с каким страхом, как осторожно надо произносить каждое слово!»

Совершенно очевидно, что современному мирскому человеку бывает чрезвычайно трудно сохранять молчание в силу разных обстоятельств. Но каждый человек,даже самый занятой, среди суматохи дня может найти время для богомыслия, которое неразрывно связано с молчанием.

Святые отцы советовали своим духовным чадам практиковать молчание для приобретения рассудительности, внутреннего спокойствия, собранности ума.

Андреенкова Татьяна

Включая в свою речь многозначные слова, мы должны быть очень внимательны, должны следить, понятно ли именно то значение, которое мы хотели раскрыть в этой речевой ситуации. При употреблении многозначных слов (как и при употреблении омонимов) очень важен контекст. Именно благодаря контексту ясно то или иное значение слова. И если контекст отвечает своим требованиям (законченный в смысловом отношении отрезок речи, позволяющий установить значения входящих в него слов или фраз), то каждое слово в предложении понятно. Но бывает и иначе.

Пример: Он уже распелся .

Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко.

Многословие

Встречаются следующие виды многословия:

1) Плеоназм (от греч. Pleonasmos - избыток, чрезмерность) - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов. Пример: Все гости получили памятные сувениры .

Сувенир - подарок на память, поэтому в этом предложении лишнее слово - памятные .

Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.

1) Использование лишних слов . Слова являются лишними не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.

Пример: Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин "Дружба".

3) Тавтология (от греч. tauto - то же самое logos - слово) - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками "пестрят" не только сочинения учащихся, но и газеты, и журналы. Пример: Руководители предприятий настроены на деловой настрой .

4) Расщепление сказуемого . Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться - вести борьбу, убирать - производить уборку.

Пример: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора .

Может быть, в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор .

Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы печатных изданий.

Пример: В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест .

Лексическая неполнота высказывания

Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова. Пример: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего .

У Куприна, может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова.

Или: "... не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду" .

Так получается - "страница телевидения".

При выборе слова необходимо учитывать не только его семантику, лексическую, стилистическую и логическую сочетаемость, но и сферу распространения. Употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения (лексические новообразования, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы), всегда должно быть мотивировано условиями контекста.

Многословие , или «лишние слова» , ослабляют действенность литературного произведения, делают его менее доступным для читателя, поэтому в задачу редактора входит выявление и устранение так называемых «лишних слов». Слово, употребление которого не находит оправдания и без которого текст ничего не теряет ни в смысле, ни в оттенке смысла, ни в эмоциональной окрашенности, называют «лишним». Многие типичные «лишние слова» стали настолько привычными, что их перестают замечать и авторы, и редакторы. Для того чтобы в процессе редактирования текста уметь их обнаружить и устранить, ниже приводятся основные группы лишних слов:

1) причастия, прилагательные, глаголы, существительные со значением наличия или появления описываемого предмета (процесса). Это, как правило, слова иметься, имеющийся, имеющий место, существующий, наблюдающийся, появляющийся и др. Например: Примеры, имеющиеся в книге, показывают; Павловские казармы создавались в процессе перестройки уже существовавшего здания, выходившего фасадом на Большую Миллионную улицу (но нельзя перестроить несуществовавшее здание); В стране имеется ряд библиотек, которые характеризуются высокими количественными и качественными показателями (в главном предложении говорится о наличии библиотек, в придаточном – о их качествах; достаточно сообщить, что такие-то библиотеки обладают такими-то качествами); В случае появления разрывов на листах их можно соединить полоской папиросной бумаги – Ср.: Разрывы на листах можно соединить полоской папиросной бумаги (если речь идет об устранении разрывов – значит, они налицо);

2) существительные или глаголы, выражающие действия, не обязательные для предмета. В приведенных ниже примерах выделены слова, которые по смыслу не могут действовать по-другому и не могут по-другому соотноситься с другими предметами. Например: Все эти особенности можно установить с разной степенью точности, в зависимости от цели, с которой делается расчет , и способа, которым он производится (вместо в зависимости от цели и способа расчета ); Операция – это способ, каким выполняется действие(я); Сократить время, затрачиваемое на изготовление(я)…; Приборы, служащие для измерения…; Преимущества, которые возникают при применении(я)...; Требования, предъявляемые к работнику, многообразны;

3) глаголы или отглагольные существительные, передающие действие, выраженное стоящим рядом глаголом или существительным. Например: успешное осуществление координации (вместо успешная координация ); проведение монтажных работ (вместо монтаж ); в период произведения смотра (вместо в период смотра ); условия, необходимые для того, чтобы осуществить термоядерный синтез в лаборатории (вместо условия для проведения термоядерного синтеза в лаборатории ).

Лишними являются слова работа, деятельность, мероприятия в сочетаниях с предлогом по: работа по внедрению (вместо внедрение ), работа по выполнению (вместовыполнение ), деятельность по реализации (вместо реализация ), мероприятия по закупке (вместо закупка );

4) прилагательные, причастия, местоимения, ничем не дополняющие характеристику существительного, к которому они относятся. Например: Метод некоторая совокупность операции, применяемых для решения определенной задачи; ...Приемы построения модели в соответствии с известными законами частных наук; Человек изображен в некий переходный момент своей эмоциональной жизни; Воспроизведение внутреннего мира человеческой личности; От правильно выбранного режима зависит качество сварки.

Скачать полностью (10.70 Кб)

Работа содержит 1 файл

Скачать Открыть

Речевая избыточность. виды многословия.docx

- 13.09 Кб

РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ

Речевая избыточность - это многословие. Оно проявляется в различных формах.

1.Пустословие , то есть навязчивое объяснение банальностей. Например:

«Потребление молока является хорошей традицией, молоком питаются не только дети, потребность в молоке, привычка к молоку сохраняется до глубокой старости. Плохая ли это привычка? Надо ли от нее отказываться? - Нет!»

Цените информативность собственных высказываний!

2. Абсурдизм . Пример: «труп был мертв и не скрывал этого». Такие высказывания называют ляпалиссиадами. Происхождение этого термина небезынтересно: он образован от имени французского маршала маркиза ля Палиса, погибшего в 1825 году. Солдаты сочинили о нем песню, в которой были такие слова: «Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив». Нелепость ляпалиссиады - в самоутверждении самоочевидной истины.

3. Плеоназм , то есть употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов. Иначе говоря, плеоназм - это об одном и том же разными словами.

«Вернуться обратно», «упасть вниз», «это явление является», «соединить воедино», «вместе пели одну песню», «главная суть», «ценное сокровище», «темный мрак», «повседневная обыденность», «бесполезно пропадает», «предчувствовать заранее» - все это плеоназмы. Наверно, излишне объяснять, что, например, «темный мрак» - многословие, потому что одно из значений слова «мрак» - глубокая, непроглядная тьма.

Обратите внимание на плеоназмы, которые рождаются при описании жестов: «топать ногами», «жестикулировать руками», «обнимать руками», «смотреть глазами».

Есть синонимические плеоназмы, учитывайте их тоже: «долгий и продолжительный», «мужественный и смелый», «удивительный и чудесный», «расцеловал и облобызал», «только, лишь», «тем не менее, однако», «так, например».

4.Тавтология , то есть повторение в предложении однокоренных слов. Очень распространенная ошибка начинающих! «Рассказать рассказ», «умножить во много раз», «спросить вопрос», «возобновить вновь» и так далее. Нередко тавтология образуется от соединения русского слова с иноязычным, дублирующего его значение: «памятный сувенир», «движущий лейтмотив», «необычный феномен», «впервые дебютировал», «старый ветеран», «биография жизни», «своя автобиография», «в конечном итоге», «мизерные мелочи», «ведущий лидер», «ответная контратака», «народный фольклор», «демобилизоваться из армии».

5.Повтор слов . Например: «Были получены результаты, близкие к результатам, полученным на модели корабля. Полученные результаты показали...» Как исправить это предложение? «Были получены результаты, близкие к тем, которые дало испытание модели корабля. Это свидетельствует о том...»

Как видите, от повтора слов легко уйти путем подбора синонимов. Если не получается - подберите к повторяющемуся слову перифразу, то есть описательный оборот, используемый вместо этого слова. Например, в статье об А.С.Пушкине вы можете вместо употребления имени поэта или определения «поэт» использовать перифразы «светило русской словесности», «солнце русской поэзии». Бывает, что в статье о каком-нибудь предприятии никак не удается избавиться от повтора слова «завод», или слова «фабрика». Тогда может выручить использование аббревиатуры названия предприятия. Например, БЛМЗ (Балашихинский литейно-механический завод).

Основные типы лексических ошибок

1. Неправильный выбор слова.

2. Лексическая несочетаемость.

3. Многословие:

Тавтология,

Плеоназм,

Скрытая тавтология.

4. Речевая недостаточность.

5. Неправильное употребление паронимов.

6. Употребление слов без учета стилистической окраски.

7.Неоправданное использование диалектизмов, жаргонизмов, архаизмов, неологизмов, штампов, канцеляризмов, заимствованных слов.

8. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

Неправильный выбор слова

Например: Декада узбекской кухни будет проходить в ресторане с 1 по 5 сентября. Декада – период времени, равный 10 дням. Правильный вариант: Дни узбекской кухни будут проходить с 1 по 5 сентября.

Лексическая несочетаемость.

Лексическая сочетаемость – способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы сочетаемости в значительной степени определяются смысловыми особенностями слова, его значением, а также традицией его употребления.

Лексическая несочетаемость – неспособность слов сочетаться друг с другом, нарушение границ сочетаемости, например: кричать шепотом, бархатный период.

Недопустимы сочетания слов, которые содержат отрицающие друг друга смысловые признаки:

Эти установки осушки имеют высокую (+) глубину (-) осушки. Следует сказать: высокую степень осушки.

С точки зрения современного языка часто бывает трудно или даже невозможно объяснить причины различной сочетаемости близких по смыслу слов:

Уделять внимание/придавать значение развитию спорта. Многие сочетания слов закреплены языковой традицией . Эти сочетания в «готовом виде» входят в словарь носителей языка, и умение их использовать составляет часть языковой культуры.

Многословие, типы многословия

Тавтология – повторение однокоренных слов, например: проливной ливень, сгруппировать в группы.

Плеоназм – употребление ненужных уточняющих слов, например: в мае месяце, планы на будущее, так например, простаивать без дела, поступательное движение вперед.

Скрытая тавтология – это соединение иноязычного слова с русским, дублирующим его значение, например: памятные сувениры (сувенир – «подарок на память», поэтому слово «памятный» - лишнее), мизерные мелочи (мизерный – «незначительный по размерам», «ничтожный»), демобилизоваться из армии (демобилизация – увольнение военнослужащих из вооруженных сил).

Однако некоторые плеонастические сочетания закрепились в литературном языке и в настоящее время являются правильными.

К таким сочетаниям относятся следующие: период времени, реальная действительность, монументальный памятник, экспонаты выставки, букинистическая книга, народная демократия, практика работы, частная собственность.