Все о тюнинге авто

Не вливают вино новое в меха старые. Объясните, пожалуйста, притчу о молодом вине, которое не наливают в старые мехи и ветхой одежде, к которой не пришивают заплат из небеленной ткани. но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется

Что значит вливать новое вино в старые мехи, как об этом говорится в ? Что означают новые мехи, а что означают старые мехи?

И рассказал Он им притчу: «Никто не пришивает заплату к старой одежде, оторвав кусок ткани от новой; иначе и новую порвёт, и заплата от новой одежды не подойдёт к старой. Никто не наливает молодого вина в старые мехи, ибо молодое вино прорвёт их и не только само вытечет, но и мехи испортит. Молодое вино вливают в новые мехи. И никто, выпив старого вина, не захочет молодого, ибо скажет: «старое лучше»». (От Луки 5:36-39)

Вливать новое вино в старые мехи

В этом отрывке из Библии Иисус говорит о Царстве Бога и его особенном воплощении в церкви. «Старые мехи» это метафора, которая означает Старое Соглашение или . Это также может означать иудеев, которые следовали Закону Моисея, но не желали верить в Христа. Иисус не говорит, что Ветхий Завет постепенно перейдет в , но что Новый Завет в Иисусе полностью заместит иудейскую систему.

У пророка Иеремии мы можем найти пророчество об этом:

Господь сказал: «Приходит время, когда Я заключу новый завет с семьёй Израиля и с семьёй Иудеи. Это будет не такой завет, какой Я заключил с их предками, когда Я взял их за руку и вывел из Египта; они нарушили этот завет, хотя Я был их Государем. В будущем Я заключу с людьми Израиля другой завет, — говорит Господь, — Я вложу Своё учение в их головы и запишу его в их сердцах. Я буду их Богом, и они — Моим народом.

И им не надо будет учить соседей или родственников, чтобы те знали Господа, потому что все люди — от самого ничтожного до самого великого — будут знать Меня». Так говорит Господь: «Я прощу им всё плохое, что они совершили, Я забуду об их грехах». Господь говорит:»Я заставляю солнце светить днём, Я заставляю ночью сиять луну и звёзды, Я заставляю кипеть моря так, что волны станут биться о берег. Господь Всемогущий — имя Моё». (Иеремия 31:31-35)

Бог говорит нам, что придет время, когда Он пошлет новое соглашение, лучшее, которое заменит старое.

Иисус не говорит здесь, что Он пытается реформировать иудаизм. Он говорит, что Он принес новое воплощение Царства Бога, в которое можно попасть лишь родившись заново. Царство Бога, которое ожидал Иисус, очень сильно отличается от того, что делали евреи. Оно находится далеко за пределами Ветхого Завета. Именно по этой причине оно должно быть полностью заменено, а не изменено постепенно.

Старые мехи иудаизма, практикуемые иудеями во время Христа, не могли быть реформированы или изменены. Они должны быть заменены новой версией Царства, которую мы называем «церковью». На самых ранних стадиях христианская церковь в Иерусалиме, в каком-то смысле, была частью иудаизма. Тем не менее очень скоро христиане были изгнаны из Иерусалима (эти события описываются в конце седьмой - начале восьмой главы книги Деяний), а затем и из иудаизма. В течение нескольких лет церковь испытывала сильные гонения со стороны иудеев, что в итоге привело к появлению полностью отделенной христианской церкви. Это были новые мехи.

Причиной разногласий с иудеями, о которых идет речь в отрывке про вино и мехи, стал разговор о посте. фарисеев должны были соблюдать несколько разных постов, последователи Христа не принимали участие в них. И хотя последователи Христа подчинялись иудейским законам во время Его служения, они не следовали предписаниям фарисеев, которые были добавлены к этим законам дополнительно. У них теперь был новый и более великий Учитель, чей авторитет значительно превосходил авторитет фарисеев. Это новое вино Нового Завета не влить в старые мехи — законнические практики фарисеев во времена Христа.

Спрашивает Галина
Отвечает Лариса Сугай, 18.12.2007


Добрый день, Галина!

Интересно заметить, что высказывание Иисуса «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленной ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается и то и другое » описано в 3 Евангелиях: , и .

Некоторые люди пытались принять учение Иисуса и какое-то время следовали за ним. Но наступал момент, когда «старые мехи» разрывались от «молодого вина» и они уходили со словами «какие странные слова! Кто может это слушать?».

Все очень просто: учение Иисуса на самом деле не что-то новое – это «заповедь, данная от начала», но иногда мы не способны принять весть от Иисуса, потому что у нас «старые мехи». Нам просто нужно обновление!

Мир Вам!
Лариса

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":

Видишь ли, как эти примеры, – одежды и мехов, – сходны с употребленными и в Ветхом Завете? Так Иеремия называет народ чреслеником, и упоминает о вине и мехах (Иер. 13:11 –12) . От этих вещей Спаситель заимствует примеры потому, что речь была о чревоугодии и трапезе. Евангелист Лука прибавляет еще, что и новое раздирается, если приложить его к старому. Видишь ли, что отсюда не только не происходит никакой пользы, а только еще больший вред?

Говоря о настоящем, Христос вместе предвещает и будущее, – именно то, что ученики Его впоследствии времени обновятся; но доколе этого не будет, дотоле не должно возлагать на них никаких строгих и тяжких заповедей. Кто прежде надлежащего времени, говорит Христос, предлагает людям высокое учение, тот и в свое время уже не найдет их способными следовать ему, навсегда сделав их бесполезными. Это зависит не от вина и не от мехов, в которые оно вливается, но от неблаговременной поспешности вливающих. Употребив эти сравнения, Спаситель открыл нам и причину того, почему Он, беседуя с учениками Своими, часто употреблял о Себе скромные выражения.

Сообразуясь с их немощью, Он много говорил такого, что было гораздо ниже Его достоинства. Об этом свидетельствует и евангелист Иоанн, приводя слова Христовы: Многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить (Ин. 16:12) . Чтобы они не думали, что Он только то и может сказать им, что сказал, но представляли бы, что Он может сказать много и другого, гораздо важнейшего, – для этого Христос указал на их слабость, обещая сказать и остальное, когда они будут крепки. То же самое Спаситель выражает и здесь, говоря: Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф. 9:15) .

Поэтому и мы в самом начале не должны от всех требовать всего, но только того, что возможно, и тогда скорее достигнем и остального. Если ты спешишь и стараешься скорее окончить дело, то потому самому и не должен спешить, что стараешься скорее окончить его. Если слова мои кажутся тебе загадочными, то познай это из самого свойства вещей, и тогда легко увидишь всю силу их. Не смущайся, если кто неблаговременно будет обвинять тебя, – и здесь ведь фарисеи обвиняли и поносили учеников.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Не только пагубен для нас грех, но пагубно и самое добро, когда делаем его не вовремя и не в должной мере, так пагубны не только голод, но и излишество в пище и качество пищи, не соответствующее возрасту и сложению. «Не вливают вина нова в мехи ветхи: аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут; но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется ». Это сказал Господь о деланиях добродетели, которые непременно должны соответствовать состоянию делателя, иначе они погубят делателя и сами погибнут, то есть, предприняты будут бесплодно, во вред и погибель души, противоположно своему назначению.

Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.

Прп. Исидор Пелусиот

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Согнивших в ветхости и отвергнувших новую благодать Господь нарек мехами ветхими , как бы прорвавшимися и проливающими новое учение Царствия. Таковым показал себя Каиафа. Ибо, услышав от Господа, что Он - Сын Божий, разодрал одежды. Петр же, приняв закон Духа жизни, не только, будучи поучаем, не отвращался, но и, будучи вопрошаем, исповедал Его, показав насажденное в нем познание истины.

Письма. Книга I.

Прп. Иустин (Попович)

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Христианство ­- новая гносеология, ибо новый дух, новая душа, новое сердце новая психология. Не вливают вина молодого в мехи ветхие . Дух христианства не вмещается даже и через посредство какой бы то ни было категории в тленные сосуды ограниченного сознания и ума.

Подвижнические и богословские главы.

Блж. Иероним Стридонский

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Блж. Феофилакт Болгарский

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Евфимий Зигабен

Ниже вливают вина нова в мехи ветхи: аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут: но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется

Ниже вливают вина нова в мехи ветхи

Берет и другое сравнение, называя новым вином строгость и силу заповедей, вином, как веселящую души совершенных, – новым, как непривычную для неприготовленных, – а ветхими мехами называя учеников, – мехами, как вмещающих учение, – ветхими, как слабых.

аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут

Просадятся мехи, т.е. прорываются, не выдерживая крепости нового вина, проливается не удержанное вино, и мехи пропадают, став негодными на дальнейшее время.

но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется

Хороший хозяин должен обращать внимание и на свойство вина, и на крепость мехов, и на время. Теперь ученики ветхи, как еще не возобновленные. И в другом месте сказал к ним: еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне (Ин. 16, 12). И то, и другое, говорит, сберегается, т.е. вино и мех, носимое и носящий.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое

Троицкие листки. №801-1050.

Написать эту статью, друзья, меня побудило письмо одной искренней женщины, которая попросила меня разъяснить смысл следующих слов нашего Спасителя:

Евангелие от Луки 5,33-39

33 Они же (книжники и фарисеи) сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?
34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?
35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.
36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды;
а иначе и новую раздерёт, и к старой не подойдёт заплата от новой.
37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;

Вопрос первый: "Кого Иисус подразумевал под словом жених?" Ответ: "Себя Самого!" Что это так, видно из следующей Его притчи - Евангелие от Матфея 25,1-13. Кроме того, Иоанн-креститель также сравнивал Иисуса с женихом - Евангелие от Иоанна 3,29 - это вопрос очень простой и понятный!

Но вот что касается рассказа Спасителя о новом и старом вине, здесь не всё так просто, как кажется на первый взгляд! Итак, давайте сосредоточим своё внимание вот на этих словах Господа:

Евангелие от Луки 5,37-39

37 ... никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет,
и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше!

Когда обычный, никогда не соприкасавшийся с виноделием, человек, читает эти слова, он говорит сам себе: "Что же! Тут всё понятно! Молодое вино - это только что выжатый виноградный сок, который в условиях жары всего через несколько часов после отжатия тут же начинает активно бродить! Старое вино - это давно перебродивший, набравший свою алкогольную крепость и совершенно не активный в плане выделения газов, спиртной напиток! Иисус в данном случае говорит, что молодое вино не вливают в мехи ветхие, потому что кожа таких мехов от старости потеряла свою эластичность, и если туда залить молодое, активно выделяющее газы, вино - оно сразу прорвёт эти мехи! А новые мехи будут прекрасно растягиваться и выдержат давление газов, выделяющихся в вине молодом!"

Примерно также, друзья, думал и я многие годы подряд, но прочитав однажды мнения специалистов, быстро увидел, что я весьма и весьма заблуждался в данном вопросе!

Если бы специалист-винодел выслушал вышеприведённое объяснение, он бы сказал: "Ты рассуждаешь так потому, что вообще не понимаешь, что Иисус называет вином молодым и не знаешь, что может произойти с даже очень крепкими и эластичными мехами, если в них влить активно бродящий виноградный сок!"

А вам интересно узнать правду обо всём этом? Тогда слушайте!

Молодое вино - это, действительно, свежий, только что выжатый, виноградный сок. И реальность жизни в Палестине такова, что только что полученный сок уже через несколько часов пребывания на воздухе, действительно, начинает бродить. Сила этого брожения настолько велика, что в какие бы крепкие кожаные мехи не залили такое вино,
оно всё равно их разорвёт! И это при том, что в горловине специальных, винных мехов предусмотрена трубка для стравливания, образующихся при брожении, газов!

Зная это, виноделы на период активного брожения, заливали вино не в мехи, а в специальные
большие фаянсовые кувшины, известные у евреев под названием "хебит" или "долиум" у римлян. ("Библейская энциклопедия" /н 32/ стр.5315, т.4)

Хорошо! Пока всё ясно! Но почему же тогда Иисус сказал: "молодое вино должно вливать в мехи новые"? И даже уточнил: "Тогда оно и само сохранится, и мехи не разорвутся!"?

Если молодое вино - это, только что выжатый, виноградный сок, то при каких условиях оно не разорвёт мехи?

Есть только один вариант! Если в этом молодом вине вообще не идёт процесс брожения!

Для того, чтобы виноградный сок забродил, его достаточно было просто оставить в какой-то ёмкости на открытом воздухе! Но для свадеб и для других праздничных церемоний богатые евреи заготавливали неброжёное вино - чистый виноградный сок!

Сразу нужно отметить, что только очень богатые люди могли позволить себе осуществить этот довольно дорогостоящий процесс заготовки чистого виноградного сока! Обычные же люди довольствовались забродившим соком - вином - алкогольным напитком. Согласно еврейским традициям считалось, что употребление брожёного вина не является грехом пред Богом. Такое вино очень сильно разбавляли водой и пили запросто и повсеместно просто для утоления жажды!

"Непереброжёный муст (сок) кипятили или специальным образом отфильтровывали.
Затем брали винные мехи и обмазывали их снаружи мёдом или специальной смолой (скипидаром).
Получался сосуд наподобие греческой амфоры. В приготовленные таким образом мехи вливался непереброжёный муст (сок). Затем сосуд плотно закрывался и запечатывался. После этого он ещё на 40 дней погружался в холодную воду! После этого сосуд вытаскивался из воды и помещался в специальное хранилище.
В таком виде чистый виноградный сок мог храниться довольно долгое время - примерно год!"

Когда Иисус говорил, что молодое вино должно заливать в мехи новые, Он как раз говорил о способе хранения чистого виноградного сока! Его слушатели понимали, что под новыми
мехами понимаются специально приготовленные для этой цели ёмкости (мехи, обмазанные мёдом или скипидаром!)

Причём говоря "новые" мехи, Иисус подчёркивал их абсолютную новизну в плане того, что раньше в эти мехи сок не заливался вообще!

Дело в том, что если в "старые" мехи - мехи, в которых ранее уже заливалось брожёное вино, налить чистый виноградный сок, немедленно начинается процесс брожения! Почему? Потому что к стенкам старых кожаных мехов прочно пристают некоторые разлагающиеся белковые вещества, содержавшиеся в предыдущем вине, которые немедленно вызывают процесс брожения в залитом туда соке!

Теперь нам вообще всё стало ясно! Итак, молодым вином Иисус называет чистый, неброжёный виноградный сок!

Но что нас, русскоговорящих читателей, смущает в самом слове "вино"?

Дело в том, что русскоговорящий человек, слыша слово "вино", тут же представляет себе лёгкий, алкогольный напиток! Так или нет? Да.

Но всегда ли в Библии под словом "вино" понимается именно алкоголесодержащее питьё?

Оказывается, нет! Вот пример:

Книга Бытие 40,9-11

9 И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: "Мне снилось, вот виноградная лоза предо мною;
10 на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды;
11 и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону".

В данном отрывке мы видим, в чём состояла работа главного виночерпия при фараоне Египетском. Он брал свежие гроздья винограда и прямо на глазах у фараона выжимал из них сок! И тут же этот сок подавался фараону!

Вы обратили внимание на название самой должности? - Вино-черпий! - Черпает вино! - или извлекает вино из свежих ягод! А теперь посмотрите на само слово "виноград"! - градины или "капсулы", содержащие "вино"!

Что находится в ягодах свежего винограда? - Виноградный сок! Но назван этот сок каким словом? - "Вино"!

Когда в Библии нам встречается слово вино, необходимо по контексту разбираться - о каком именно напитке (брожёном или неброжёном) идёт речь!

Давайте потренируемся! Вот текст:

Притчи 23,29-35

29 У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
30 У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно:
32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное,
34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
35 И скажешь: "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же!".

О каком вине идёт речь в данном отрывке? Совершенно очевидно - о перебродившем виноградном соке, превратившемся в алкогольный напиток! Хорошо, а в этом отрывке о каком вине идёт речь?

Книга пророка Исайи 5,20-22

20 Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким!
21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!
22 Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток...

Тоже понятно, правда? Речь идёт о спиртном напитке!

А вот здесь?

Книга Бытие 49,10-12

10 Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придёт Примиритель, и Ему покорность народов.
11 Он привязывает к виноградной лозе ослёнка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние своё;
12 блестящи очи его от вина, и белы зубы от молока.

Здесь, как всем хорошо видно, говорится о только что выжатом соке!

Давайте ещё раз прочитаем разбираемый нами отрывок!

Евангелие от Луки 5,37-39

37... никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвёт мехи, и само вытечет, и мехи пропадут;
38 но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережётся и то и другое.
39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше!

Вопрос: "А какой духовный смысл заложен в этих словах Иисуса?"

Само слово "вино" в духовном плане означает учение! Что это так мы можем легко увидеть из следующего текста:

Книга Откровение 18,1-2

1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.
2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы...

В данном тексте Писания церковь, отступившая от чистоты Божьего учения, названа именем древнего города Вавилона, который являлся центром восстания против Бога-Творца в древнем мире. Эта церковь не только сама отступила от Бога, но и стала навязывать своё понимание истины всем живущим в этом мире людям! - она "яростным вином блуда своего напоила все народы"!

Итак, "вино" - это учение.

Тогда "новое вино" - это чистое учение Иисуса без всяких примесей заблуждения.

"Старое вино" - это учения книжников и фарисеев, которые своими многочисленными преданиями невероятно сильно изменили чистое Библейское Слово, переданное людям Земли через пророков Божьих! (Евангелие от Марка 7,9)

Очевидно, что вино должно находиться в каких-то мехах - любое учение сохраняется в сознании определённых людей! Старое вино хранилось в старых мехах - искажённое человеческими преданиями Слово Божие хранилось в сознании книжников и фарисеев.

Иисус видел, что влить Своё чистое учение в старые мехи - в сознание людей, воспитанных на еврейских преданиях - очень и очень трудное дело! Даже когда это удавалось сделать, впоследствии многие последователи Христа, вышедшие из Иудаизма, нет-нет да и пытались вновь вернуться к старому вину - к тем иудейским традициям и преданиям, в которых они воспитывались с детства! (Смотрите книгу Деяние Апостолов, главу 15)

Иисусу было гораздо легче передать Своё учение тем людям, которые не были фанатиками иудейских традиций - их мехи (разум) были, образно говоря, новыми.

Евангелие от Луки 5,39

"никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше!"

Посмотрите, как обстоит дело сегодня! Кто легче из людей принимает чистое учение Иисуса - те, кто были неправильно научены своими религиозными наставниками или те, кто вообще ничего не знал об истине?

Ответ очевиден!

На самом деле, друзья, тема о вине в Библии - невероятно обширная. Сегодня мы затронули только маленькую частичку этой темы! И мне очень хочется надеяться, что сделали это не зря!

Пусть наш Добрый Небесный Отец благословит каждого читающего и размышляющего над Словом Божьим!
С искренним уважением и братской любовью ко всем Вам, Игорь.

Лк, 21 зач., 5, 33-39

Тогда приступили фарисеи к Иисусу, говоря: почему ученики Иоанновы постятся часто, и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут. Но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: «старое лучше».

Господь знает, что в Его учениках, и дает им заповеди по их силам. Многие недоумевали, почему Он не заставил Своих учеников поститься столь же часто, как фарисеи и ученики Иоанновы. Господь говорит о том, как важно соблюдать дух поста. Не просто соблюдать пост как диету, а жить жизнью, исполненной самоотвержения. Хуже всего, когда стараются явиться постящимися, чтобы все видели их благочестие. Потому и сказано: «Милости хочу, а не жертвы». И печально, когда соблюдение установлений церковных угнетает человека, а не помогает ему жить.

Чудесная премудрость Божия сохраняет труды поста и испытания для апостолов на те времена, когда они благодатью Христовой будут в достаточной мере уготованы для этого. Теперь они - сыны чертога брачного, когда Жених - с ними, и каждый день для них радость и праздник. Но так не будет всегда. Придут дни, когда отнимется у них Жених. Когда Христос оставит их, и мир будет яриться враждой против них, сердца их исполнятся печалью, и они будут поститься в те дни.

Христос заранее видел Свой Крест. Но даже на пути ко Кресту Он знал радость, которую никто не может отнять, потому что это радость - присутствия Божия. И таким приобщением Христу должен быть наш пост. Обратим внимание, что не раз Господь уподобляет христианскую жизнь брачному пиру. Радость - первое свойство христианина. «Радуйтесь, - говорит апостол, - и снова говорю, радуйтесь». Слишком многие думают, что все христианство заключается только в том, чтобы делать то, что не хочется, и не делать то, что хочется.

Господь требует от каждого служения по его силам. Он не хочет «приставлять заплату к ветхой одежде, отодрав от новой одежды, ни вливать молодое вино в мехи ветхие». Он не налагает строгость и суровость правил на тех, кто только что пришел к Нему из мира, чтобы враг не искусил их желанием снова убежать в мир. Господь постепенно возводит нас от силы в силу, «и никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого; ибо говорит: «старое лучше». Ученики могут быть искушаемы помыслами, что прежний образ их жизни лучше, пока постепенно не привыкнут к тому образу жизни, к которому призвал их Господь. Пока не будет дано им вкусить молодое вино благодати Духа Святого. Ученики Христовы должны будут иметь не только вид благочестия, но более всего - силу его.

Обратим также внимание, что протестанты и современные католики стараются найти в этом Евангелии оправдание отмены поста, поскольку поста у них практически не существует. А о том, что Сам Христос, прежде выхода на служение спасения мира, постился сорок дней, дав нам образ истинной духовной жизни, странным образом забывают. Но все, что совершил Христос, должна совершать и Церковь.

В служении Христа пост представляет первый ответ на помазание Духом Святым. А также первое сражение, в котором Христос победил Своего врага, князя мира сего. Господь показал нам, как мы должны отражать искушения бесовские. «Род сей не хочет выйти иначе как молитвой и постом» (Мк. 9, 29). Как Сын Божий - Христос не имел нужды в посте, точно так же, как Он не имел нужды в сражении с диаволом, или в принятии крещения, или в помазании Духом Святым. Он совершил это ради нас, чтобы Его жизнь стала нашей жизнью. Чтобы Его Крестный пасхальный путь стал нашей Пасхой. «Дух не подчиняется Кресту, - говорит преподобный Исаак Сирин, - пока тело не подчинится духу». В приобщении Кресту - истинный смысл поста, и всякое уклонение от этого делает пост не только бесполезным, но вредным. Святые отцы говорят, что само Воплощение Божие являет высшее выражение аскезы. В основе его - величайшее смирение. Ибо нашего ради спасения Сын Божий совлекся славы Своего Божества, приняв зрак смиренного раба, отвергнутого миром.

И мы должны задуматься так же, почему иудеи, любители старых вин, высоко ценя, по привычке, древний закон, в большинстве своем отвергли евангельскую новизну, которая стала у них поперек горла. Эти два образа - приставление новой заплаты к ветхой одежде и вливание молодого вина в мехи ветхие - говорят о несовместимости между старым и новым, между иудейской удовлетворенностью внешним исполнением закона и устремленностью к обновлению духа в подлинно евангельском благочестии.