Все о тюнинге авто

Святой праведный артемий веркольский чудотворец. Святой праведный отрок артемий веркольский Праведный артемий икона

Родители его, – отец Косма, по прозвищу Малый, и мать Аполлинария – были крестьяне того села.

Они воспитали сына своего в страхе Божием и благочестии христианском. С пяти лет уже он начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был тих, кроток, богобоязлив, послушен к родителям, прилежно помогал своему отцу в его крестьянских работах, сколько мог по своему возрасту.

Однажды, будучи 12 лет, он работал с отцом своим в поле, боронил землю. Неожиданно надвинулась грозная туча, стало темно как ночью, поднялась буря с ливнем, над головой испуганного Артемия разразился страшный удар грома – и блаженный отрок пал мертвый .

Так милосердный и премудрый Господь Бог благоволил восприять в Свои небесные обители душу праведного раба Своего.

Односельчане Артемия не поняли, по своему неразумию, сего посещения Божия и сочли, по суеверию, неожиданную кончину блаженного отрока праведным судом Божиим, наказующим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось не отпетым и не погребенным; его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестою и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое.

Однажды летом Агафоник, дьячок церкви св. Николая чудотворца в селе Верколе, ходил по тому лесу, собирая грибы, увидел свет над местом, где покоился блаженный отрок, подошел и обрел его нетленное тело. Он тотчас поведал о том веркольским крестьянам. Но те, по неразумию своему, взяли просто тело Артемия, безо всяких почестей привезли его к своей приходской церкви и положили на паперти, прикрыв гроб берестою, покрывавшей в лесу праведного отрока .

Но Господь благоволил прославить угодника Своего в стране Кеврольской: от мощей его начали источаться неоскудные исцеления болящим. В том году, попущением Божиим, в Двинском краю распространилась злокачественная лихорадка. Многие умирали от этой тяжкой болезни, особенно женщины и дети. Заболел недугом этим и сын Веркольского селянина Каллиника. В сильной скорби Каллиник молился об исцелении сына, потом пошел в церковь, приложился ко гробу праведного Артемия и, взяв бересты, покрывавшей нетленные мощи его, с верою привесил ее к кресту на груди умиравшего сына. Больной выздоровел. Обрадованный Каллиник рассказал о том всем своим односельчанам, которые с радостью собрались в церкви святителя Николая и начали петь молебны и творить память по праведном отроке Артемии. И умилосердился Господь над рабами Своими: лихорадка в той стране скоро прекратилась.

С того времени чудеса святого Артемия стали умножаться. У некоего человека, по имени Павла, от тяжкого недуга, так скривило шею, что голова повернулась лицом назад и глаза закрылись. В такой беде Павел обратился с горячею молитвою к Богу и праведному Артемию, – и голова больного выпрямилась, глаза открылись. Исцеленный поспешил рассказать всем в своем селе о случившемся. После того при церкви св. Николая веркольцы устроили особый придел, куда перенесли из паперти мощи Артемия, положив их в новый гроб. Это было в 1584 году.

Когда принесли в придел мощи блаженного отрока, пришла туда женщина с расслабленным младенцем, попросила отслужить молебен, приложила своего отрока ко гробу Артемия, – и больная рука отрока исцелела. Около того же времени один крестьянин Андрей и крестьянка Ирина, страдавшие глазами, получили здравие и ясное зрение от прикосновения к священной раке новоявленного чудотворца. Одна женщина, по имени Мария, страдавшая сорок лет болезнью желудка, столь тяжкою, что она от чрезмерных страданий часто обмирала часа на два, или на три, услыхав о чудесах, истекавших от мощей Артемия, обратилась к нему с молитвой и получила скорое исцеление.

Видя умножающиеся от мощей исцеления, два священника, Иоанн и Фома, велели написать на досках старой гробницы несколько икон праведного Артемия. От досок тех остались стружки. Иерей Иоанн тщательно собрал эти стружки и положил на хранение при церкви. Благочестивые чтители праведного Артемия, с верою бравшие те стружки, получали исцеление от своих недугов.

Один человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601 г. привез в Великий Устюг одну из таковых икон Артемия, и от того образа многие получили тогда исцеление.

В 1619-м году Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм в день памяти святителя и чудотворца Николая, 6-го декабря . Несколько времени спустя, пришел в Верколу Иларион Артемиев, житель города Холмогор, и поведал, что он долго был болен глазами, ничего не видел и жестоко страдал, так что пытался в отчаянии удавиться, и только подоспевшие соседи помешали этому. Прослышав о чудесах, истекающих от мощей праведного Артемия, он обратился к нему с усердною молитвою о своем исцелении.

"В тот же час, – рассказывал исцеленный, – я прозрел, и увидел в видении святого Артемия в белых ризах с небольшим посошком в левой руке и со крестом – в правой. Он осенил меня крестом и сказал:

– Человече! что ты страдаешь? Восстань: Христос, чрез меня, раба Своего, исцеляет тебя. Иди в Верколу, приложись ко гробу моему и поведай о сем священнику и всем крестьянам.

При сих словах, праведный отрок, взяв меня за руку, как бы понуждал к этому и потом стал невидим. Я же, пробудившись, почувствовал себя совершенно здоровым, как будто никогда и не болел. И вот я пришел сюда поклониться святым мощам его".

Особенно замечательно было чудо с одним крестьянином из села Кивокурья, Устюжского уезда, Патрикием Игнатьевым. Он с детства тяжко страдал от грыжи. Услыхав о чудесах праведного Артемия, он с верою помолился ему, положил обет приложиться к его гробу и выздоровел, но потом забыл о данном им обете.

Спустя несколько лет, он снова почувствовал приступы грыжи, которая стала его мучить еще сильнее прежнего. Патрикий обратился опять с молитвою к праведному Артемию и вспомнил о своем неисполненном обете. Молитва болящего была услышана, но Патрикий опять забыл о данном им обете. Тогда напала на него тоска и непроницаемая тьма покрыла его глаза. Несчастный опять вспомнил о своем неисполненном обете, горько раскаялся и обещал неотложно исполнить долг свой. Праведный Артемий снова избавил Патрикия от недуга, и исцеленный с радостью поспешил в Верколу ко гробу Артемия, заказал отслужить молебен ему, со слезами облобызал многоцелебный гроб его и исповедал пред всеми о происшедшем чуде и своем греховном забвении.

В 1636 году в марте месяце ехал в Кевролу и на Мезень назначенный туда воеводою Афанасий Пашков. По дороге он остановился в Верколе, но у раки мощей праведного Артемия не был и благодарственного молебна ему не служил. В Кевроле сын его, отрок Иеремия, тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти. Тогда отец вспомнил, что не отслужил молебна праведному Артемию, и дал обет отправиться на богомолье в Верколу. И вот внезапно лежавший в тяжелом забытьи сын Пашкова сам поднялся с постели и, держась за оконце, стал спрашивать своего отца, каким путем ехать им к праведному Артемию. Дивясь тому, отец привез сына в Верколу. Здесь отслужили по обету молебен, взяли бересты с гроба Чудотворца, чтобы больной носил ее на груди вместе с крестом, и отрок выздоровел. Благодарный отец создал в Верколе, на месте обретения мощей Артемия, храм в честь соименного праведному отроку мученика Артемия.

Спустя некоторое время, храм в Верколе сгорел, – обгорели и мощи праведного Артемия. Местный священник Лаврентий и прихожане Веркольского села для ограждения мощей Артемия от таких несчастных случаев, устроили над ними особую часовню, положили их в новую раку и покрыли новым покровом.

После того от гроба чудотворца стали истекать новые чудотворения. Так, некоего Симеона Казаринова праведный Артемий спас от потопления. После Ильина дня он плыл на судне вместе с своими товарищами по Северному Ледовитому океану из Мангазеи в Архангельск. Вдруг наступила жестокая буря, и судну стало угрожать скорое крушение. Плывшие пришли в ужас и отчаяние. Не видя себе ни откуда никакой надежды на спасение, они стали готовиться к смерти и, в ожидании ее, прощаться друг с другом. Потом они опомнились и стали со слезами молиться Господу Богу и праведному Артемию о своем спасении, обещаясь отслужить благодарственный молебен угоднику Божию. И, по молитве их, море утихло, и утопавшие избегли неминуемой погибели.

Слава исцелений от мощей праведного Артемия распространилась далеко. Новгородский митрополит Киприан послал снова освидетельствовать его нетленные мощи, своей подписью подтвердил доставленную ему роспись исцелений и прислал в церковь села Верколы вновь составленную службу чудотворцу.

В 1648 году в Кевролу была прислана грамота царя Алексия Михайловича, на имя тамошнего воеводы Аничкова: повелено было положить мощи праведного Артемия в новую раку и дозволено построить монастырь на том месте, где были обретены его мощи, которые, согласно царской грамоте, и были на следующий год перенесены туда и положены в построенной еще воеводой Пашковым церкви святого мученика Артемия. При сем от святых мощей истекали многоразличные исцеления всем, с верою притекавшим к ним. Собравшийся во множестве народ вознес теплые моления Христу Богу и Его святому угоднику праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу, прославляя благодать Божию, в нем явленную на утешение всем православным христианам. Впоследствии мощи праведного Артемия, по случаю пожаров, трижды выносили из храма обители, пока, наконец, не был построен в 1793-м году в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, в котором мощи его и были положены .

Тропарь, глас 2:

Вышняго повелением тученосным облаком небо помрачившим, и молниям блистающим, грому же возшумевшу с прещением, испустил еси душу твою в руце Господеви, премудре Артемие, и ныне предстоиши Престолу Владыки всех, о иже верою и любовию приходящим к тебе, подая исцеление всем неотложно, и моляся Христу Богу, спастися душам нашим.

Величание:

Величаем тя, страстотерпче Христов, Артемие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Кондак, глас 8:

Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия: богоданная благодать яко реки изливает, от святоцелебныя раки мощей его, дивная исцеления, имиже от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще я, и взывающе: радуйся, Артемие богомудре.

Примечания:

Составлено по разным спискам древнего жития.

Мангазея – урочище Енисейской губернии в Туруханском крае, на правом берегу р. Таза, где ныне стоит часовня св. мученика Василия Мангазейского. Мангазея – первый русский город в восточной Сибири, основан в 1601-м году, но через 60 лет совершенно запустел; теперь от него сохранились лишь одни следы.

Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца, совершается 23-го июня и 20-го октября. В Иконописном подлиннике под 20 октября значится: "иже со отцом своим Козьмою земледельцем изшед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы". – В настоящее время мощи св. Артемия почивают под спудом в упраздненном Веркольском монастыре.

Житие в изложении святителя Димитрия Ростовского

2 ноября в Православной Церкви совершается память праведного святого Артемия Веркольского.


Он не был мучеником или схимником, стяжавшим святость многолетней молитвой. Не был священником или богословом. Он просто не успел. Обычный мальчик с чистой и светлой душой, какая бывает только у детей, Артемий окончил земной путь в возрасте 12 лет . Не для того ли Господь забрал его к себе так рано, чтобы мы помнили важнейший Его завет: "Будьте как дети".

Артемий родился в 1532 году в селе Веркола — на окраине Архангельской области .Ныне Веркола является деревней . Население деревни, по данным на 1 января 2012 года, составляет 446 человек, из них 65 детей (от 0 до 18 лет) и 167 пенсионеров .
Рельеф местности разнообразен — сама деревня располагается на крутом угоре, имеются холмы, низменности. Вдоль реки Пинеги между деревней и рекой по всей протяженности села тянутся травяные луга, которые придают пейзажу деревни особый колорит. С Абрамовского угора открывается хороший обзор на луга и Артемиево-Веркольский мужской монастырь . Название Веркола в переводе с финно-угорского означет "место (высокий угор) для сушки рыболовных сетей" . Это вполне объяснимо, так как в этой местности по обеим сторонам реки Пинеги тянутся высокие берега, хорошо обдуваемые ветрами.
Веркола известна не только монастырём, но и родившимся здесь в 1920 году Советским писателем и публицистом Фёдором Абрамовым .
А в 50 км. от Верколы в селении Сура родился Святой Иоанн Кронштадский.



Иоанн Кронштадский ещё отроком часто посещал Веркольский монастырь, когда отправлялся каждый год из дому в Архангельское духовное училище . Иоанн Кронштадтский будучи уже уважаемым святителем ежегодно при посещении родной Суры (обычно на пароходе) останавливался в монастыре на ночлег .

15 июня протоиереем Иоанном Кронштадтским в служении с прочим духовенством был освящен нижний храм Успенского Собора в честь Рождества Христова. Он немало способствовал украшению обители, ежегодно жертвуя на это суммы денег, часто посылал в дар церковную утварь.

В 1892 году на его средства в храме св. праведного Артемия над мощами отрока был устроен вызолоченный балдахин

Родители Артемия — Косьма по прозвищу Малый и Апполинария, были простыми крестьянами. Мальчик рос богобоязненным, был чужд простых детских игр. Тихий и кроткий, он не общался со сверстниками и беспрекословно слушал своих родителей. Всегда помогал отцу в полевых работах, сколько мог по своему здоровью и возрасту.


6 июля 1544 года, когда двенадцатилетний Артемий с отцом боронили землю, вдруг поднялась буря, началась невиданная доселе гроза, и в отрока попал разряд молнии. Артемий упал замертво. .. О происшествии много судачили, в итоге решили, что это — наказание Божие за какие-то тайные его грехи. В то время убитых молнией не принято было хоронить на кладбище. Тело так и осталось не отпетым — его положили прямо на землю в глухом лесу, сверху прикрыв хворостом и берестой, и поставили небольшой сруб.

32 года пролежал отрок не погребённым — пока Агафоник, дьячок Никольской церкви, в 1577 году собрался в лес по грибы-ягоды. Углубившись в чащу, он заметил необычный свет и, когда приблизился, обнаружил нетленные мощи блаженного Артемия.



Особого значения рассказу дьячка не придали. Тело всё же перенесли в село, к приходской церкви, и положили на паперти, прикрыв гроб берестой, бывшей на нём и прежде. Но Богу было угодно иное: вскоре от мощей начались массовые исцеления больных лихорадкой, свирепствовавшей тогда в крае . Болезнь считалась тяжёлой, и многие от неё умирали — в особенности старики и дети. Занедужил и сын веркольца Калинника. С сокрушением сердца и с верой пришёл отец к гробу отрока и, взяв кусочек бересты, положил её на грудь умирающего сына. И — тот выздоровел! Многие сделали так, и исцелились. Артемию стали молиться, творить память о нём, и вскоре лихорадка в Верколе вовсе сошла на нет.

Но чудеса не прекратились. Число их даже увеличилось , так как в село потянулись паломники. Известен случай исцеления человека по имени Павел: тяжёлый недуг так скривил ему шею, что голова повернулась лицом назад, глаза закрылись... Но как только он обратился с горячей молитвой к Артемию, всё пришло в норму. После этого в Никольской церкви устроили специальный придел, и перенесли туда мощи, положив их в новый гроб. Это произошло в 1584 году.


Два священника — Иоанн и Фома, бывшие свидетелями многих чудес, происходящих от мощей, велели написать на досках старой гробницы несколько икон блаженного отрока (одну в 1601 году привезли в Великий Устюг, где её почитали как чудотворную). А стружки, оставшиеся после работы с досками, отец Иоанн собрал и хранил при церкви, давая их болящим, притекающим с верою. И от стружек тоже стали происходить исцеления. В 1619-м году Новгородский митрополит Макарий благословил перенести мощи в храм.

В 1648 году царь Алексей Михайлович послал грамоту на имя кеврольского воеводы Аничкова, повелев положить мощи праведника в новую раку и построить монастырь там, где они были обретены. В лесу на месте сгнившего сруба вырос прекрасный деревянный храм. Соорудили ограду и устроили кельи для монахов. Впоследствии из-за пожаров мощи трижды переносили, пока в 1793-м году не был построен в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, где они и были положены.



До революции Архангельскую землю с Коми соединял древний Пинежский тракт, проложенный в лесах и болотах. Сохранилась память о том, как притекали по нему в Верколу паломники. Чуть что, давали обет Богу, что сходят помолиться к мощам Его угодника. Собирали котомки, кланялись на четыре стороны с крестным знамением и шли пешком в монастырь, ночуя под деревьями (ходу из Коми было дня на три)

В середине 19 века в монастыре царила страшная бедность и запустение, даже мощи отрока стояли несколько лет запечатанными. Епархиальное начальство уже подумывало о закрытии обители.



Но, по молитвам праведного Артемия, Богу было угодно, чтобы Веркольский монастырь не только не оказался уничтоженным, но расцвел бы и украсился, как духовно, так и материально. Графиня Анна Алексеевна, в иночестве Агния, Орлова-Чесменская прислала в монастырь 5 тысяч рублей. Начались ежедневные службы, стала восстанавливаться обитель, увеличилось братство.

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская
графиня, камер-фрейлина, единственная дочь Алексея Орлова, сподвижника императрицы Екатерины II, и наследница его многомиллионного состояния.
Родилась в Москве 13 мая 1885года. После смерти отца отказалась вступать в брак, начала испытывать тягу к духовной жизни, но не оставила императорский двор. Анна была духовной дочерью архимандрита Фотия (Спасского), что породило ряд слухов об их взаимоотношениях.

В 1917 году перед закрытием монастыря братство обители составляло 185 человек .


В ноябре 1918 года в Веркольский монастырь прибыл отряд красноармейцев. Часть монахов ушла в другие обители, а тех, кто остался, расстреляли на берегу Пинеги. Богоборцы сжигали иконы и богослужебные книги. Некоторые иконы местные жители успели унести по домам, а через 70 лет вернули их во вновь открывшийся монастырь.

Спустя месяц приехала особая комиссия по вскрытию мощей, но монахи их спрятали, и мощи не нашли. Среди местных жителей существует предание, будто люди видели, как отрок Артемий в белой рубашке уходил из монастыря.

В разные годы в монастырских зданиях располагались уездный комитет партии, госпиталь для красноармейцев, поселковая коммуна, детский дом, интернат для детей с отклонением в развитии. В игуменском корпусе находилась общеобразовательная школа, в Артемиевском храме - спортивный зал, мастерские, одно время в нем даже выращивали кроликов.

В конце 80-х годов прошлого века обитель хотели превратить в туристический центр. Но Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, вдова известного советского писателя Федора Александровича Абрамова, уроженца села Веркола, предприняла огромные усилия, чтобы здесь вновь началась монашеская жизнь. В 1990 году обитель передали Русской Православной церкви, а 25 декабря 1991 года Священный Синод принял решение об открытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря.

Теперь в село ведёт дорога, по которой ездит маршрутка. В Верколу давно уже не ходят пешком. Но и сейчас, как сказано в одном старинном описании: "Путь к Веркольской обители крайне затруднителен".

В последние годы монастырь возрождается. Устав, как и в прежние времена, строг: "Друг к другу в келию без великой нужды не ходить, разговоров не полезных всемерно уклоняться: в коридорах для бесед не останавливаться; в трапезе отнюдь не разговаривать; громко в келиях не читать, быть и наедине всегда одетому, кроме ночных часов: почитать друг друга, особенно старших летами..." Вот только чудотворные мощи отрока Артемия исчезли во время революции . Скорее всего, они скрыты в подземных помещениях обители — монахи молятся об их обретении.

=============
Святой праведный Артемий Веркольский

Праведный отрок Артемий Веркольский родился в селении Верколе Двинского округа в 1532 году. Сын благочестивых родителей, Артемий был отроком терпеливым, кротким и прилежным ко всем добрым делам. 23 июня 1545 года тринадцатилетний Артемий и его отец были застигнуты в поле грозой. При одном из ударов грома отрок Артемий упал мертвый. Люди подумали, что это знак суда Божия, а потому оставили тело в сосновом лесу непогребенным. Через 28 лет сельский клирик увидел свет над местом, где лежало нетленное тело праведного Артемия. Перенесенные в храм святые мощи явились источником многих исцелений. Позже в этом селении был основан монастырь, названный Веркольским. Память праведного Артемия совершается еще 23 июня.

Русская Православная Церковь
http://www.mospat.ru/calendar/
Среда, 20 октября (ст.ст.) 2 ноября 2011 (нов. ст.)

*
=================

===================
Артемий Веркольский

Праведный Артемий родился в 1532 году на Пинеге, в селе Верколе. Родители его, Косьма и Аполлинария, были простыми крестьянами и кормились земледелием. Оба они были благочестивы и добродетельны.
Таким же благочестивым и добродетельным был и их маленький сын Артемий. Он "удивлял всех соседей своим благоразумием и смирением, так что казался не по годам умным. Почитал своих родителей, был послушен им во всем, оказывал прилежание к земледельческому труду, был прилежным к Церкви Божией". Отличался тихим нравом, и лет с пяти стал избегать ребячьих игр и шалостей. С того же самого возраста он стал помогать родителям в их повседневном труде. О его внутреннем мире, переживаниях можно лишь догадываться. Как и о том, что он был одним из тех детей, чьи Ангелы, по слову Спасителя, "на небесах всегда видят лице Отца Моего небесного" (Мф. 18, 10).
23 июня 1544 года (по другим источникам – 1545 г.), когда праведный Артемий помогал отцу боронить поле, началась сильная гроза. Один из ударов молнии пришелся на то место, где стоял мальчик, после чего тот "от ужаса скончался". Стало быть, он умер при странных, необычных обстоятельствах. А самое главное – внезапно. Умер так, как всегда страшатся умереть верующие люди – без покаяния. И как, по традиционным представлениям, умирают только грешники.
Именно поэтому праведному Артемию было отказано даже в христианском погребении. "Односельчане Артемия сочли неожиданную кончину отрока праведным судом Божиим, наказавшим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось не отпетым и не погребенным, его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестой и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое".
Спустя 32 года праведный отрок Артемий, безвинно оклеветанный, даже лишенный христианского погребения своими односельчанами, стал почитаться ими же уже как святой. В 1577 г. дьячок веркольской Никольской церкви Агафоник, собирая в лесу грибы, увидел среди деревьев какой-то свет. Подойдя к месту, откуда он исходил, Агафоник с удивлением заметил, что свет исходит от тела праведного Артемия, лежащего в деревянном срубе среди леса. Приблизившись, он увидел, что оно "совершенно цело и невредимо". Агафоник поспешил рассказать об удивительной находке односельчанам. Они принесли мощи праведного Артемия в село и положили их на паперти Никольской церкви.
Сразу же после этого от мощей святого Артемия, а также от бересты, покрывавшей его гроб, стали выздоравливать больные.
"В 1619 г. Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм святителя Николая. По его же благословению и распоряжению составлено было житие Артемия".
Память праведного Артемия Веркольского празднуется 23 июня (по новому стилю – 6 июля) и 20 октября (2 ноября).

http://iconsv.ru/
*
==================

=================
АКАФИСТ святому преподобному Артемию, Веркольскому чудотворцу
http://www.kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2507

Кондак 1
Избранному праведнику, дивному предстателю пред Богом, пресветлому светильнику северныя страны нашея, боголюбивому и боголюбезному отроку Артемию, благодетельными чудотворении утешающему и наставляющему покланяющихся с верою святей раце твоей, благдарственная восписующе, радостно и торжественно взываем:

Икос 1
Ангелский нрав и душу непорочную имея от святыя купели крещения, избегл еси обычных света сего суетств и соблазнов, чужд был еси претыканий и падений, втайне чистым сердцем моляся к Единому Всеблагому Богу милостиво взирающему на кротких и смиренных. Сего ради единогласно вопием ти:
Радуйся, между человеки дивное явление святыни.
Радуйся, Отцу Небесному возлюбленный.
Радуйся, Сыну Божию вожделенный.
Радуйся, Святому Духу сосуде драгий и чистый.
Радуйся, Царицы Небесныя пламенный почитателю.
Радуйся, святым ангелом истинный друже и единонравниче.
Радуйся, праведником святым всем сликовниче.
Радуйся, Церкве Христовой украшение.
Радуйся, делателю благий, в мале верный, над многим поставленыый.
Радуйся, вшедый в радость Господа твоего.
Радуйся, носяй венец нетления.
Радуйся, прославленный от Господа Бога дарованием исцелений.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 2
Видя чистоту сердца твоего благопромыслитель Бог, призирающий всевидящим оком своим на всю тварь, исполни душу твою благодати Своея от чрева матере. Прославляя убо Его дивное и благое о тебе промышление, поем о тебе хвалебно: Аллилуиа.

Икос 2
Вкусив во младости блаженнаго жития твоего сладость Божественныя благодати, чуждый мирския утехи отроков, ты был еси потаенный сердца человек в нетленном украшении кроткаго и молчаливаго духа, еже есть, по Апостолу, пред Богом многоценно. Приими убо от певцев твоих хвалу сию:
Радуйся, смиреннаго и благодатнаго отрочества Христова подражателю.
Радуйся, благодати Божией хранителю.
Радуйся, родителей твоих почитателю.
Радуйся, в дому отчем образ кротости и послушания.
Радуйся, сверстников твоих пример благонравия.
Радуйся, хранителю чистоты сердца.
Радуйся, сокрушения сердечнаго таинниче.
Радуйся, приятное благоухание духовнаго умиления.
Радуйся, не приимший искуса мирских сластей.
Радуйся, от греховных страстей свободу улучивый.
Радуйся, благоговейное отроча, стяжавшее духа страха Божия.
Радуйся, боголюбезное чадо, паче жизни твоя возлюбившее Христа Бога.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 3
Силою Всесвятаго Духа укрепленный, блаженне Артемие, прияв несокрушимый щит веры, и непобедимое оружие животворящий Крест Христов, знамение страшное для злых духов, сохранил еси себе цела и невредима от злокозненных сих врагов, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 3
Имея всегда и во всем упование на Бога Промыслителя, и в убогом отчем дому пребывая, в поте лица твоего приобретал еси пропитание; но лишенный земных благ, по воли Божией, явился еси причастником вечных небесных благ, праведне Артемие. Похваляя убо твою нищету, лишения и нужды, приветственно вопием ти:
Радуйся, образе кротости и трудолюбия.
Радуйся, нищету, нас ради обнищавшаго, Христа Бога возлюбивый.
Радуйся, житейских зол непричастный.
Радуйся, грехолюбных корыстей чуждый.
Радуйся, за лишение земное утешенный райскими наслаждении.
Радуйся, за кротость и смирение, наследниче Царствия Небеснаго.
Радуйся, за нужды временныя сподобивыйся изобилия благ вечной нескончаемой радости.
Радуйся, за чистоту сердца удостоивыйся лицезрети Бога вместе со святыми ангелы.
Радуйся, не прилагавый сердца к благом мира сего непостоянным.
Радуйся, искавый небесных нетленных благ в молитве домашней и церковней, и в общении Таин Христовых.
Радуйся, исполненный Божественныя любве.
Радуйся, причастниче безсмертныя трапезы.
Радуйся, стяжавшый смирением высокая и нищетою богатая, по подражанию святителю Николаю.
Радуйся, храма его в жизни твоей молитвенник бывый.
Радуйся, яко мзду многу приемый от Господа Бога на небесех.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 4
Буря страстей и треволнений житейских не постиже тя, имеющаго в сердцы твоем мир Божий, вселивыйся богатно в тя, блаженне Артемие; ветри непостоянных учений, не волновали мирной души твоея. Сего ради являя яко Иосиф, мир братии твоей, провел еси дни живота твоего в мире, тишине и безмолвии, и мир Божий, обитаяй в глубине духа твоего, возбуждал пети тя пепрестанно Богу: Аллилуиа.

Икос 4
Слушая от закона Божия словеса жизни вечныя, имея помазание от Святаго Духа, ведал еси благим чувством вся, не требуя, да кто учит тя, но яко то само помазание учаше тя о всем, по слову возлюбленнаго ученика Христова; воскрилився же Божественным дарованием отроча младо, вознеслся еси на высоту христианскаго благочестия и кротости, Богу возлюбленне Артемие. Сего ради дивное о тебе смотрение Божие славяще, со дерзновением вопием ти:
Радуйся, спасительнаго внимания себе дивный нам примере.
Радуйся, молчания образе.
Радуйся, мудрости духовныя светлое зерцало.
Радуйся, источниче исцелений.
Радуйся, чудотворче предивный.
Радуйся, сокровище целомудрия.
Радуйся, цвете чистоты и незлобия.
Радуйся, невинности сосуде.
Радуйся, цвете ангельския праведности.
Радуйся, многоценный каменю райския жизни.
Радуйся, сияние небесных светлостей.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 5
Живоносный ток благодати Христовой восприяв благим и добрым сердцем, праведне Артемие, устремился еси совершенно в след Христа Спасителя нашего, и восхищался богатством благости, премудрости и человеколюбия Божия, явленнаго в искуплении грешнаго человечества, пламенел еси любовию к Спасителю нашему, и во умилении сердца воспевал еси Ему: Аллилуиа.

Икос 5
Видевше купножители твои преспевающа тя благочестием и разумом, праведне Артемие, прославляху благоволение Божие, утаевающее от премудрых и разумных богатство благодати и ведения ея, по слову Спасителя, и открывающее та младенцем. Темже и мы, радующеся написанию имени твоего на Небесех, с утешением возносим тебе хвалебныя песни:
Радуйся, избранный сосуде Божия благодати.
Радуйся, приятелище даров Духа Святаго.
Радуйся, исполненный дарования чудес исцелений.
Радуйся, вышния премудрости Божия приемниче.
Радуйся, разума духовнаго сокровище.
Радуйся, благий для нас советниче.
Радуйся, исполненный спасительнаго ведения.
Радуйся, пламеню неугасаяй любве.
Радуйся, всесветлая звездо, блистающая на тверди церковней.
Радуйся, отрадо печалным.
Радуйся, немоществующих врачу.
Радуйся, обуреваемых помощниче.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 6
Проповедник первый прославленнаго тела твоего, клирик церкви святителя Николая, ища в лесной чащи плодов земных, обрете сокровище неоцененное, нетленныя мощи твоя, праведне Артемие, чрез тридесять три лета не поврежденныя пременами стихий, и с благодарным чувством преклонь колена, восклицаше к Богу: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиял еси в пустыннем месте дебри лесныя, якоже утренняя звезда после мрака нощнаго, и просветил еси скоро население градов, древния Кевроли, Пинеги, Архангельска, Вологды и далеких стран, сиянием благодетельных чудес твоих. И ныне никтоже умолчит вопити тебе:
Радуйся, великое светило, просвещающее тму неведения.
Радуйся, сокровище духовное, верных богатящее.
Радуйся, чистая струе благодати Божия.
Радуйся, стране твоей северной славо и утверждение.
Радуйся, якоже чистый ангел, пояй песни богокрасныя, и руководяй к тому обитель твою.
Радуйся, чистая птице, в гнезда небесная приятая.
Радуйся, яблоко благовонное, верных душы благоухающее.
Радуйся, прекрасная лилие услаждающая сердца верных.
Радуйся, младая ветве райскаго древа, израстившая сладкий плод духовный Пресвятей Троице.
Радуйся, немерцающая луче православнаго учения.
Радуйся, маслино Церкве Христовы, источающая нам дивный елей милости Божией.
Радуйся, виноградная лозо, напаяющая нас отрадным упованием на спасительная обетования.
Радуйся, смоковнице, сладостию своею греховную горечь отражающая.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 7
Хотящу Всевышнему Мироправителю призвати Своего праведника в небесныя скинии, манием от престола велелепныя Его славы, возшуме над землею буря, страшно возгремели громи, возблиста и разлияся ужасно, яко пламень, молния, и в прикосновении ужаса ко внутренним чувством юнаго отрока, взята ангелы душа праведника, сретаемая безплотными силами, радующимися о друзе своем, и в веселии воспевшими Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Дивно бысть твое призвание в Небесный Иерусалим; от земнаго бо труда на лоно Авраамово, и от малолюднаго места в премирную славу величественно пренесена бысть блаженная душа твоя, праведне Артемие, воздуху шумящу, громом и молниям сверепеющым, и водам от движения ветра, яко руками, плещущым. Темже и мы ликующе, воспоем:
Радуйся, новый о нас к Богу предстателю.
Радуйся, в вечный покров приснодевствующия Царицы вшедый.
Радуйся, ангелом собеседниче.
Радуйся, рая небеснаго жителю.
Радуйся, безстрастия наследниче праведный.
Радуйся, сведетелю нам жизни безсмертныя.
Радуйся, избежавый воздушных истязателей, пораженных стрелами молний при твоем отшествии на небо.
Радуйся, не узревший мерзких демонских зраков.
Радуйся, райская ветве, благоуханием веселящая.
Радуйся, благовонная едемская розо, душы нашя благоухающая.
Радуйся, прекрасный грозде, на трапезе царевой положенный.
Радуйся, теплый наш молитвенниче.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 8
Странно и недоуменно твое воспитание, праведниче; разума бо Божия исполнился еси, святыни духа достигл еси, ни от кого же из человек учивыйся; сокровенно было от современников и для них дивно твое в юных летех благочестие и преставление твое. Но чудная твоя исцеления, и различная чудодействия возносят наша гласы к славословию о тебе Божию, еже непрестанно и радостно пети: Аллилуиа.

Икос 8
Весь был еси в Бозе богомыслием, и укрепляемый Божией благодатию, неприступен явился еси коварному змию, наблюдающему пяту шествующих тесным путем. Руководи убо и нас непреткновенно ходити путем заповедей Христовых, да благодарно вопием ти:
Радуйся, путеводителю наш дивный.
Радуйся, кроткий наставниче всех спасаемых.
Радуйся, персте Божий, указуяй нам горняя.
Радуйся, гласе небесный, зовый всех на подвиги спасения.
Радуйся, чистая голубице, имущая ветвь райскую.
Радуйся, духовная ластовице, показующая в нетлении весну грядущаго века.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 9
Все естество ангельское, в радостный трепет пришед, воздаде хвалу Богу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, егда невинная и чистая душа твоя, неврежденная от многих страхований бесовских, и перенесенная в премирную жизнь, поклонися Триипостасному Божеству, воспевши Ему со всеми святыми: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии многословеснии, не могущии усмотрети оком разума, омраченнаго гордостию и страстьми, премудрости творческия в устроении вселенныя, не могут уразумети прославления мощей святаго угодника Божия. Мы же совершенною верою в простоте сердца возглашаем тебе, прославленный молитвенниче наш:
Радуйся, предавый верным в залог любве нетленныя своя мощи.
Радуйся, уверяя нас в истине Воскресения и жизни вечныя.
Радуйся, исполнивый на себе слово Божие: хранит Господь вся кости праведных.
Радуйся, утвердивый исполнением слово Христа Бога: влас главы вашея не погибнет.
Радуйся, с честию принесенный из дебри в православный храм для общаго чествования и поклонения.
Радуйся, свидетельствуемый от Господа Бога даром чудотворений.
Радуйся, яко чистая рака святых мощей, и ныне привлекает сердца обетных страннолюбцев на поклонение тебе.
Радуйся, явивый истину словес Писания: в память вечную будет праведник, и праведник яко финикс процветет, и яко кедр иже в Ливане умножится.
Радуйся, заграждаяй уста пререкающая.
Радуйся, обуздоваяй язык неверия и хулы.
Радуйся, смиряяй гордыню дерзающым на святыню.
Радуйся, разум кичливый пленяяй в послушание христовой веры.
Радуйся, в дусе блаженныя простоты и незлобия достигнувый неба.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 10
Спасти хотящаго всякаго человека, искренно молил еси наставити тя на путь спасения, и благодатию Божиею озарившею тя, пришел еси в Небесный Иерусалим, идеже узрев лицем к лицу Того, Егоже имя, яко миро излиянное, тамо воспеваеши непрестанно славу Богу: Аллилуиа.

Икос 10
Стена тверда и несокрушима ограда обители, святому имени твоему посвященней, суть неусыпныя твоя к Богу молитвы, святый праведный Артемие. Темже живущии в ней благодарно возносят к тебе гласы:
Радуйся, хранителю наш крепкий.
Радуйся, неусыпный защитниче наш.
Радуйся, наставников наших охраняяй от пагубных бедствий.
Радуйся, испущаяй на врагов стрелы страха.
Радуйся, щите твердый паче медянаго.
Радуйся, броне правды, отражающая каменометания адских муринов.
Радуйся, обители монахов и всей стране нашей похвало и утверждение.
Радуйся, труждающихся помоще.
Радуйся, молчаливых и кротких радосте.
Радуйся, больных исцеление.
Радуйся, немощных укрепление.
Радуйся, унылых бодросте.
Радуйся, скорбящих утешение.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 11
Пение наше хвалебное тебе, живущему во славе Отца светов, ныне возсылаемое, недостойно есть, яко от нечистых устен возносимое; но сам прииди посреде нас, неиждиваемый источниче чистоты и целомудрия, очисти наша сердца и душы помышления, да тебе ради благоприятно будет совокупное наше восклицание Всещедрому Богу: Аллилуиа.

Икос 11
Светом заповедей Божиих озаренный измлада, скоро возшел еси к Триипостасному свету, пред Нимже ходатайствуеши и о нашем просвещении, о немже умоляюще, с любовию вопием ти:
Радуйся, звездо невечерняго света.
Радуйся, луче света, согревающая нашу хладность.
Радуйся, свеще, просвещающая нашу темноту.
Радуйся, яко огнь вогреваяй нас к любви возлюбившаго нас Христа Бога.
Радуйся, мысленно прикасаяйся, яко угль, хладным сердцем.
Радуйся, златая лампадо, возжженная для умилостивления Праведнаго Судии.
Радуйся, светилниче духовный, освещаяй верным путь спасения.
Радуйся, огненная пещь, пожигающая терние грехов наших.
Радуйся, горнило, курящее молитвенный аромат.
Радуйся, кадило издающее дивное смирения благоухание.
Радуйся, горяяй пламеню, истребляяй нечестие.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 12
Благодать Божественную испроси нам святый угодниче Божий, да присно покрывает нас от врагов видимых и невидимых, да научит ны подражати тебе в чистоте ангельской и незлобии, да направит сердца наша к смирению, покаянию и неослабному исполнению заповедей Христовых; да дарует нам христианскую кончину и безбедно проведет нас чрез воздушный путь, да сподобимся тамо узрети славу Великаго Бога, вечно пети Ему: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще тебе ныне, аще и недостойныя, но усердныя хвалы бренными и нечистыми усты, благоговейно молим тя, святый праведный Артемие: призри на многия наша немощи душевныя и телесныя, и подаждь нам помощь к совершению добрых дел, и ко всегдашнему прославлению святаго твоего имени, вопиющым ти:
Радуйся, воине Царя царствующих.
Радуйся, слуго Господа господствующих.
Радуйся, рабе верный Владеющаго всяким созданием.
Радуйся, венчанный венцем нетления от Самаго нетленнаго Бога.
Радуйся, украшенный нетленною диадимою Царствия Христова.
Радуйся, облеченный в блестящую порфиру за чистоту сердца и незлобие.
Радуйся, приемый от руки Божия перстень сыноположения.
Радуйся, наследниче Небеснаго Царствия.
Радуйся, предстателю мощный, споборствуяй православному правителю нашему на ратующих.
Радуйся, вождю, способствуяй невидимо во бранех нашему воинству.
Радуйся, защищаяй пределы нашего Отечествия твердым щитом твоего покрова.
Радуйся, спасения нашего споспешниче и ходатаю твоими ко Господу Богу о нас грешных молитвами.
Радуйся, предстателю наш, Артемие праведный.

Кондак 13
О предивный угодниче Божий и прелюбимый чудотворче, Артемие! Ради милости Божия и предстательства Владычицы, молим твою святыню, милостив буди святей обители твоей, и всем призывающым тя с любовию и упованием. По своей чистоте и праведности, испроси у Господа Бога прощение наших прегрешений и ревность к добрым делом, да прочее время живота нашего поживем во всяком благочестии и чистоте, и сподобимся на страшнем суде одесную стати судии, Христа Бога нашего, и во веки веков с тобою пети человеколюбцу Богу: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й.
*
=============

============
Молитва

Святый угодниче Божий, праведный Артемие, присный хранителю святыя обители, твоим именем украшенной, и близкий защитниче всего севернаго края Российския страны! Призри милостивно на усердную молитву нас грешных, и твоим благомощным предстателством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии, и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш, да подаст и всем людем мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианской кончине, Небесное Царствие, идеже вси праведнии, вместе с тобою, вечно славят Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.

*
===========

Св. Артемий. Икона. Россия. XVIII в. 32.7 х 27.8. Coleccion Roger Cabal. Париж.

================
Тропарь праведному отроку Артемию Веркольскому

Тропарь, глас 3:
Вышняго повелением тученосным облаком небо помрачившим, и молниям блистающим, грому же возшумевшу с прощением, испустил еси душу твою в руце Господеви, премудре Артемие, и ныне предстоиши Престолу Владыки всех, о иже верою и любовию приходящим к тебе, подая исцеление всем неотложно, и моляся Христу Богу, спастися душам нашим.
Кондак, глас 6:
Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемиа: богоданная благодать паки реки изливает, от стоцелебныя раки мощей его, дивная исцеления, имиже от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлющее я, и взывающее: радуйся, Артемие богомудре.
Величание
Величаем тя, страстотерпче Христов, Артемие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
*
============

================
Праведному отроку Артемию Веркольскому

Молитва первая

Святый угодниче Божий, Артемие праведный, хранителю присный святыя обители, твоим именем украшенныя, и всего севернаго края Российския страны близкий защитниче! Призри милостивно на усердную молитву нас грешных и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит во здравии и непременяемем благополучии благочестивый народ наш, да подаст державе нашей мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине, Небесное Царствие, идеже вси праведнии купно с тобою, присно славят Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.
*

*
Молитва вторая

О великий угодниче Божий, святый праведный Артемие, покровителю святыя обители, твоим именем красующияся, сильный ходатаю о нас ко Господу, великий благодетелю и живущих зде иноков твоея обители и всех с верою и любовию притекающих к раце чудотворных мощей твоих! Призри милостивно на убогую молитву нас, грешных и непотребных рабов, и твоим всемощным предстательством испроси нам у Господа прощение грехов, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней супостата, ищущаго нас погубити. Даруй братству твоея обители, от старших до последних, смирение и кротость, любовь и послушание вседушное, служение и житие благоговейное, святое и во всем верное и благодушное исполнение иноческаго общежития, да, работающе Господеви непостыдно и духом горяще в непрестанней молитве за благотворителей наших живых и усопших, явимся верными рабами Господа, да Церковь Православная всея России, яко вертоград благонасажденный, цветет и плодотворит богато плодами веры и благочестия! Моли Господа, да хранит во здравии, душевнем спасении и благопоспешении во всем православный народ наш. Моли Господа о милости и благодатных щедротах Святейшему Патриарху нашему (имярек) и Святейшему Синоду нашему. Моли Господа, да ходатайством и заступлением преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы все мы и зде мирное и богоугодное житие поживем и по мирней христианстей кончине сподобимся в преславнем царствии милости Царя Неба и земли. Отца и Сына и Святаго Духа, славяще Его ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
*

Москва. 1920-30.

*
Молитва третья

О великославный угодниче Божий, о великий чудотворче, святый и праведный Артемие, херувиме земный, человече небесный, ангелов собеседниче, небесный жителю! Призри с высоты небесныя светлым оком твоим, и ниспосли нам лучы Божия благодати. Светильниче Боговозжженный, твоими святыми молитвами разжени мрак грехов наших, упроси у Отца светов свет благодати душам нашим, всех правоверных скорый быв помощник и заступник. Всяк бо, с верою под кров защищения твоего молитвенно притекаяй и заступления Твоего у Господа просяй, абие пособствуем бывает, Божию же милость обретает и желания сердца своего не лишается, но просит благодати и приемлет дар на пользу прошения. Ты еси, праведный Артемие, вертоград Богом насажденный, в немже цвет здравотворный, процвете, еже исцелитися многим от зельнаго трясавичнаго недуга. О коль мнози твоею чудесною помощию слепии прозреша, глусии слух прияша, хромии возскочиша и ходяша, немощнии действо рук прияша, безумнии воумишася, разслаблении в жилах укрепишася, сляченнии исправишася и имущии вреды исцелеша! Еще же и сквернии демони молитвою твоею отгнашася, и инии неисцельнии недузи разрешишася. Тако, святый и праведный Артемие, всем всегда милостив являешися. Убо и о нас неисповедимую Божию благость умоли, да оставит нам Господь долги наша, и да хранит государство Российское в мире и благоденствии, в крепости и обилии, и веру православную да укрепит, церковныя же расколы да утолит, и вся православныя христианы да спасет. Мы же твою память святую от рода в род честно праздновати будем, славяще прославльшаго тя Христа Господа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно, и в безконечныя веки веков.
Аминь.
*
Тропарь, глас 1
Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси, отче Артемие: постом, бдением, молитвою небесныя дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.
*
=======================

6 июля 1545 года в северном селе Веркола, что укрылось средь живописных холмов на правом берегу реки Пинега, произошла нежданная трагедия. Гроза, пройдя над полем, где трудились крестьяне, разрядом молнии убила тринадцатилетнего мальчика Артемия, сына уважаемых сельчанами Космы и Апполинарии.

Горе-то какое! Словами не высказать, как жаль мальчонку! Славный был какой - тихий, послушный, разумный! Мать на него нарадоваться не могла, отец всякую работу поручал ему без опаски - всё исполнит справно, без изъяна. Да и к нам, соседям, Артёмка всегда был с уважением, да с почтением. Спросит, бывало, не нужна ли помощь, да мигом и сделает, чего ни попросишь.

Ну, пошла причитать! Уж больно все почитали сего Артемия, не по годам ему уважение было - зазнался, как видно. А может, иной какой тяжкий грех на душе он имел. Моего Каллиника, небось, никто никогда не хвалил, а он Артёмки ничуть не хуже! Но Господь-то все видит, Его не обманешь. Не может молния вот так невинного человека поразить. А коли Бог Артемия наказал, то и нам его оправдывать не пристало!

Горько слушать тебя, Фёдор, но, может, ты и прав.

Жители Верколы решили на сельском сходе, что Артемий не достоин христианского погребения, раз такова воля Бога о нем. Тело мальчика оставили в лесу, прикрыв хворостом и лапником сосны. Один Бог ведает, как пережили родители Артемия своё горе. Но даже они не осмеливались ходить туда, где их сын лежал,по решению сельчан, не погребённым.

Прошло тридцать два года. Дьячок Веркольского храма Агафоник, отправившись как-то по грибы, заплутал в лесу. Уже смеркалось, и церковнослужитель молился, чтоб засветло отыскать дорогу к дому. И вдруг в сумерках лесной чащи он увидел яркий свет. Решив, что это добрые люди разложили костёр, он поспешил к огню. Но это было не пламя! Свечение исходило от тела отрока Артемия - оно лежало на той же поляне, где его оставили много лет назад. Останков мальчика не коснулось тление, и дубравные звери не потревожили его покой. Агафоник побежал в деревню, чтобы рассказать о своей находке людям. От потрясения он даже не удивился, что потерянная тропинка сама легла ему под ноги.

Однако, веркольцы вновь не спешили с погребением. Внеся нетленное тело мальчика в церковную ограду, его оставили лежать без почестей прямо на земле. Между тем, вскоре в селе разбушевалась эпидемия лихорадки, люди стали умирать один за другим. Среди тех, кто находился между жизнью и смертью, был сын Калинника - товарища Артемия по детским играм. Шатаясь от горя, Калинник вошел во двор храма и опустился на колени над святыми останками друга детства.

Калинник:

Артемий, родной мой человек. Если б ты знал, как мне тяжело сейчас - сын мой умирает, и я ничего не могу поделать. Так, наверное, мамка твоя, Аполлинария, скорбела, когда тебя потеряла. А уж как мы поглумились всем селом над её горем! Как отец мой кричал, что по грехам ты достойное получил! И я хорош - совсем малец был, а как будто радовался, что твою праведность уничижили - всё зависть проклятая. Горько сейчас вспоминать об этом. А ты ведь и правда святым человеком был - случая не было, чтоб обидел кого-нибудь. Правду говорят - иной суд человеческий, иной суд Божий. Ты прости меня, грешного, Артем! Прости, и помолись за нас Господу, чтоб сынок мой живым остался...

Калинник зарыдал и уткнулся лбом в колючие ветки, прикрывающие мощи праведника. Он плакал долго, и от этих слёз на душе становилось светлей, словно живой Артемий был рядом, и утешал, и обнадёживал. Когда же он вернулся домой, то навстречу ему вышел сын - живой и здоровый.

Слава о святом стремительно разнеслась по Пинежским землям. Всякий, кто обращался к отроку Артемию, убеждался в его отзывчивости. Мальчик, вошедший в радость Господа, выполнял молитвенные просьбы так же охотно и скоро, как некогда крестьянские поручения родителей и соседей. Да и сейчас он, как встарь, откликается на людские прошения. Помолитесь ему - и убедитесь в этом сами.

Под именем Артемий христианская церковь прославляет двух святых: великомученика Артемия Антиохийского и святого праведного отрока Артемия Веркольского. Оба они истово верили в Господа, хотя их разделяет много веков.

Великомученик Артемий Антиохийский

Артемий Антиохийский был знатным римлянином и относился к сословию сенаторов. Отважный воин, он участвовал в 312 году в одном из сражений императора Константина. Во время боя в небе внезапно возник крест с надписью: «Сим побеждай!». Под впечатлением от этого божественного знамения Артемий обратился в христианскую веру.

Завоевав славу в боях и став военачальником, Артемий был назначен в Египет наместником с особыми полномочиями. Именно ему император Констанций, сын Константина, поручил доставить мощи святых апостолов Андрея Первозванного и Луки из Патры, где они находились, в Константинополь.

Когда стал править император Юлиан, прозванный Отступником, он пытался восстановить язычество, жестоко преследуя приверженцев истинной веры. В Антиохии по приказанию Юлиана два христианских епископа были подвергнуты пыткам за отказ отречься от Господа. Узнав об этом, Артемий встал на их защиту. Он был немедленно арестован и после мучительных истязаний брошен в темницу. Там он непрерывно молился, и ему был явлен сам Иисус, который поддержал его силы и пообещал, что ему уже приготовлен венец славы.

На следующий день его опять истязали перед Юлианом, требуя отречения, но Артемий не только не отрекся, но и предрек Юлиану Отступнику скорую божественную кару за его гонения на христиан. Пророчество это сбылось спустя год, в 363 году, когда Юлиан был смертельно ранен и, как гласит предание, умер со словами: «Ты победил, Галилеянин!».

Артемия же казнили в 362 году страшной казнью: вначале его тело придавили тяжелым камнем, после чего отсекли голову. Ариста, диакониса из Антиохии, доставила его тело в Константинополь, где великомученика погребли в храме Иоанна Предтечи. Позже этот храм получил второе название по имени святого великомученика Артемия.

О чем молятся иконе «Артемий Антиохийский»

Великомученик Артемий Антиохийский явил беспримерную твердость духа в отстаивании своей веры в Бога Истинного, поэтому часто перед иконой Артемия Антиохийского молятся о воинах, солдатах и офицерах, о том, чтобы укрепить веру, исцелиться от телесных и духовных недугов, устроить по справедливости свои земные дела.

Святой праведный отрок Артемий Веркольский

Дни памяти:

  • 17 июня (переходящая) – Собор Новгородских святых
  • 3 июня – Собор Карельских святых
  • 6 июля
  • 2 ноября

Артемий Веркольский родился в селе Верколе на территории нынешней Архангельской области. Его родители были простыми, но благочестивыми крестьянами, и сына своего воспитали в благочестии, послушании и трудолюбии.

Как-то 12-летний Артемий помогал отцу в поле. Вдруг раздался удар грома, сверкнула молния, и отрок бездыханным упал на землю. Односельчане посчитали такую смерть знаком гнева Божьего и не стали его хоронить по православному обычаю, а оставили в лесу, просто слегка присыпав землей и закидав ветками.

Прошло 32 года. В 1577 году Агафоник, местный дьякон, обратил внимание на необычное свечение, исходившее из леса. Когда он подошел, то увидел, что свечение указывает на останки погибшего от молнии отрока, которые оставались в первозданном виде, нетронутые тлением. Пораженный этим чудом дьякон рассказал о нем в селе и велел перенести тело Артемия в приходскую церковь. Нетленные останки поместили в гроб, поставили его у внешнего притвора и прикрыли берестой.

Через непродолжительное время окрестные земли охватила эпидемия лихорадки, но многие из местных жителей, которые поклонились мощам отрока Артемия, обрели исцеление, а в скором времени и сама эпидемия пошла на убыль. Затем было еще немало чудесных исцелений, после которых слава о чудотворце Артемии разошлась далеко за пределы края. Первое такое чудо было описано в 1584 году, а в 1610 году останки праведного отрока поместили в специальную раку уже в самом храме.

В 1619 году на почитание праведного отрока Артемия было дано благословение от Макария II, митрополита Новгородского, а в 1648 году царь по повелению царя Алексея Михайловича был учрежден Свято-Артемьев Веркольский монастырь, где с почетом поместили мощи святого. Вскоре появились первые иконы «Святой Артемий», на некоторых из них изображались эпизоды из жизни святого отрока и последующие чудесные исцеления.

О чем молятся праведному отроку Артемию Веркольскому

В иконе «Артемий Веркольский» таится огромная сила, обращение к ней творит подлинные чудеса исцеления. Известно немало случаев, когда молитва перед иконой «Артемий» избавляла искренне верующих от тяжелых, подчас смертельных болезней. Особенно много исцелений связано с глазными заболеваниями, когда даже к полностью лишившимся зрения людям оно возвращалось.

Если у вас есть родственники или знакомые по имени Артем, подарите им икону одного из этих святых, а лучше обоих сразу – такая икона для Артема станет мощной защитой на жизненном пути, поможет сохранять стойкость, мужество и здоровье.

Молитва великомученику Артемию Антиохийскому:

Святый угодниче Божий, Артемие праведный! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных (имена), и твоим благомощным предстательством прощение согрешений наших у Господа испроси, преспеяние же в вере и благочестии и от козней диавольских ограждение исходатайствуй нам. Наипаче же моли Господа, да сподобит всех нас по христианской кончине Небесное Царствие получити, идеже вси праведнии купно с тобою славят Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва чудотворцу Артемию Веркольскому об исцелении от недугов:

Святый угодниче Божий, Артемие праведный, присный хранителю святыя веры Православныя и всего севернаго края Российския страны близкий защитниче! Призри милостивно на усердную молитву нас, грешных, и твоим благомощным предстательством испроси нам у Господа прощение согрешений наших, преспеяние в вере и благочестии и ограждение от козней диавольских. Моли Господа, да хранит во здравии православных христиан, да подаст и всем людем, стране нашей мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас получити, по христианстей кончине. Небесное Царствие, идеже вси праведнии, купно с тобою, присно славят Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.