Все о тюнинге авто

Женский султанат османской империи. Знаменитые жены турецких султанов: Баффо Портреты османских султанов и султанш

ЖЕНЩИНЫ СУЛТАНА СУЛЕЙМАНА Неизвестно, сколько женщин было в жизни султана Сулеймана I, но его отношения с некоторыми из них доказуемы. Первой женщиной Сулеймана была черногорийка Мукриме (Мукеррем - Mukarrem), которую ему представила валидэ Хафса в Каффе в 1508/09г. Мукриме родилась в Шокдре в 1496 (или 1494) году, она была дочерью князя Стефана (Станиша) Черноевича из черногорской королевской фамилии Црноевичей (Черноевичей) и албанской принцессы; ее даровали султанскому двору в 1507 году в виде дани. Стефан Черноевич принял ислам после завоевания Черногории турками (около 1507 года) и назвался Искендером. Селим I отдал ему в жены одну из своих дочерей и получил контроль над Черногорией. Благодаря семейной связи с династией султана, Стефан Черноевич (Искендер) оставался наместником в Черногории до своей смерти в 1530 году. Мукриме родила трех детей: Неслихан (1510 г.) и Мерьем (1511 г.) родились в Каффе: обе девочки умерли во время эпидемии оспы в 1512 году. Семь лет спустя Мукриме родила в Сарухане сына Мурада - он также умер от оспы в 1521 году в летнем дворце Эдирне. Как бездетная султанша, Мукриме до 1534 года оставалась в тени. После смерти ее свекрови Хафсы ее выслали из Стамбула вместе с двумя другими женщинами Сулеймана - Гюльбахар и Махидевран. Сулейман предоставил Мукриме особняк в Эдирне и она оставалась там до своей смерти в 1555 году. Второй женой Сулеймана была албанка Гюльбахар Мелекджихан (также называемая Кадрие), которая стала наложницей султана около 1511 года в Каффе. Ее часто ошибочно отождествляют с Махидевран. Гюльбахар происходила из албанской дворянской семьи и благодаря родственным связям с Османской династией, стала прислужницей Хафсы. Неизвестно, сколько детей она родила Сулейману: должно быть, по крайней мере двух. Будучи бездетной наложницей, после появления Роксоланы в гареме она утратила свое влияние, и в 1534 году была выслана из Стамбула вместе с Мукриме и Махидевран. Сначала она жила в особняке в Эдирне, затем в усадьбе возле Арнавуткёй недалеко от столицы, и умерла там в 1559 году в возрасте 63 лет. Третья жена Сулеймана, Махидевран (одна из самых известных жен султана), была дочерью черкесского князя Идара. Она родилась в Тамани в 1498 году; мать ее, принцесса Назкан-Бегум, была дочерью крымско-татарского правителя Менгли 1-го Гирея. Махидевран познакомилась с Сулейманом зимой 1511 года в Каффе, где она навещала свою мать. Сулейман женился на Махидевран немного позже, 5-го января 1512 г. в Каффе. В конце того же года она родила своего первого ребенка, шехзаде Махмуда, в 1515 году - шехзаде Мустафу, в 1518 году - шехзаде Ахмеда, в 1521 году - Фатьму султан и, наконец, в 1525 году - Разие султан: в это время Махидевран уже не была первой фавориткой Сулеймана, поскольку рабыня-славянка Хюррем стала его любимой наложницей. Предполагалось, что Махидевран также звали Гюльбахар, однако в свидетельстве о выдаче ей денежного вознаграждения второе имя не названо. В исторических документах Махидевран упоминается как Valide-i Şehzade-Sultan Mustafa Mahidevran Hatun. Из документации расходов (1521) видно, что Гюльбахар хатун, мать умершего Шехзаде Абдуллы (ориг.: Gülbahar Hatun mader-i mürdü Şehzade Sultan Abdullah), потратила 120 акче на свои конюшни. В другом документе 1532 года говорится, что 400 акче были предоставлены брату Гюльбахар хатун - Тахиру ага из Охрита. (ориг.: padişah-ı mülkü alem Sultan Suleyman Han Hazretlerinin halile-i muhteremeleri Gülbahar Hatunun karındaşı Ohritli Tahir Ağa’nın şahsi hükmüne atayayı seniyyeden 400 Akça ihsan edildi). В письме от 1554 года говорится: «Гюльбахар Кадрие, дочь Хасана бея и высокопочитаемая супруга Сулеймана, шаха мира, просит от ее родного государства сумму в 90 аспер.» (ориг. Gülbahar Kadriye binti Hasan Bey, harem-i muhtereme-i Cıhan-ı Şehinşah-ı Cihan-ı Suleyman Han, hane-i ahalisi içün 90 Asper mercuu eyler). Этот важный документ показывает, что второе имя Гюльбахар было Кадрие. Это доказывает, что Махидевран и Гюльбахар – две совершенно разные женщины. В документе от 1531 года Гюльбахар именуется как Мелекджихан (ориг. Padişah-ı mülk Sultan Suleyman Han harem-i Arnavut nesebinden Kadriye Melekcihan Hatun). Около 1517 или 1518 года в гареме появляется женщина по имени Кумру хатун, которая, как говорят, была наложницей Сулеймана. В документе 1518 года Кумру хатун упомянута среди влиятельных дам гарема. Но с 1533 года ее имя не встречается ни в одном из исторических документов, возможно, она умерла или была изгнана. Некая Кумру Мемдуха хатун (умерла в 1561 году) была прислужницей Мукриме хатун. Предположительно, эти две Кумру хатун идентичны. Хюррем, чье настоящее имя Александра Лисовска, была дочерью крестьянина из Рутении и родилась в 1505 году в восточной Польше. Совсем юной она была похищена казаками и продана ко двору крымских татар в Бахчисарае. Там она осталась ненадолго, а затем была отправлена вместе с другими рабами к султанскому двору. Едва прибыв в имперский гарем, она стала любовницей султана. Осенью 1520 года она уже была беременна своим первым ребенком, и в начале 1521 года родила Шехзаде Мехмеда. В течение следующих пяти лет она была постоянно беременна и каждый год рожала: в конце 1521 года родилась Михримах султан, в 1523 г. - Абдулла, в 1524 - Селим, и в 1525 - Баязид. После рождения Баязида прошло шесть лет, и она снова родила сына Джихангира (в декабре 1530 года). Вероятно, мальчик страдал от сколиоза, который прогрессировал в течение всей его жизни и вызывал сильные боли. С этой группой детей Хюррем укрепила свои позиции при дворе и заменила свою соперницу Махидевран, став первой фавориткой султана. Между двумя женщинами началась борьба за будущее их сыновей. Махидевран проиграла эту войну, потому что Хюррем с помощью своей дочери Михримах и зятя Рустем-паши убедила султана в том, что сын Махидевран, принц Мустафа, был предателем. Сулейман казнил Мустафу. После убийства принца Мустафы 6 октября 1553 года в Актепе близ Коньи путь к трону для сыновей Хюррем был свободен, но она не дожила до того времени, когда ее сын Селим II стал 11-м османским султаном. Она умерла после непродолжительной болезни 15 апреля 1558 года в Стамбуле. Сулейман впал в глубокую депрессию и якобы оплакивал свою любимую жену до самой своей смерти. Мало что известно о последних женщинах Сулеймана. Говорят, что еще при жизни Хюррем он взял двух наложниц, от которых у него были дети. Около 1555 года он избрал наложницей Мерзибан хатун, албанку, и около 1557 года – Мелексиме хатун, боснийку из Мостара. Жаждущая власти венецианская жена наследника Селима, Нурбану, не потерпела соперниц во дворце, тем более что у Сулеймана был сын от Мелексиме хатун, и мальчик мог рассматриваться в качестве претендента на трон. Вскоре после казни Баязида и его сыновей в 1561 году маленький принц неожиданно умер в возрасте около семи лет, и его мать Мелексиме, а также и Мерзибан были вынуждены покинуть дворец. Судя по всему, Сулейман не возражал, потому что с 1564 года Мелексиме проживала в Эдирне, а Мерзибан - в Кызылагаче. От 6 женщин Сулейман имел 22 ребенка: От Мукриме хатун: 1. Мерьем (1510 – 1512) 2. Неслихан (1511 – 1512) 3. Мурад (1519 – 1521) Гюльбахар хатун: 1. дочь – имя неизвестно (1511 – 1520) 2. Абдулла (1520 – 1521) умер от оспы 3. Хафиза (1521 – около 1560) скончалась вдовой, имя ее мужа неизвестно. Махидевран хатун: 1. Махмуд (1512 – 1521) умер от оспы 2. Мустафа (1515 – 1553) 3. Ахмед (1518 – после 1534) дата смерти неизвестна, возможно около 1540 года или позже. Скончался ли принц Ахмед естественной смертью, неизвестно, не исключено убийство. 4. Фатьма (1520 – 1572) была замужем за Гази Ходжа Мехмед-пашой (умер в 1548 году). Мехмед-паша был сыном Гази Яхья-паши и принцессы Шахзади (дочери султана Баязида II). 5. Разие (1525 – 1556) скончалась вдовой, имя ее мужа неизвестно. Хюррем хасеки султан: 1. Мехмед (1521 – 1543) 2. Михримах (1522 – 1578) 3. Абдулла (1523 – 1523) умер в младенчестве 4. Селим II (1524 – 1574) 5. Баязид (1525 – 1561) 6. Джихангир (1531 – 1553) Мерзибан хатун: 1. Хатидже (около 1555 – после 1575) умерла в юности 2. сын, имя которого неизвестно (ca. 1556 – около 1563) этот принц, возможно, был убит. Мелексиме хатун: 1. Орхан? (около 1556 – 1562) в других источниках его называют Мехмедом. Однако у шехзаде Баязида также был сын по имени Орхан, которого убили в Бурсе около 1562 года. Вполне возможна путаница. 2. Шахихубан (1560 – около 1595) предположительно, она была замужем и имела детей.

Роксолана – королева Востока. Все тайны и загадки биографии

Сведения о происхождении Роксоланы, или Хюр-рем, – как ее называл возлюбленный султан Сулейман Великолепный, противоречивы. Потому что документальные источники и письменные свидетельства, рассказывающие о жизни Хюррем до ее появления в гареме, отсутствуют.

О происхождении этой великой женщины нам известно из легенд, литературных сочинений и донесений дипломатов при дворе султана Сулеймана. При этом практически все литературные источники упоминают о ее славянском (русинском) происхождении.

«Роксолана, она же Хюррем (согласно историко-литературной традиции, имя при рождении – Анастасия или Александра Гавриловна Лисовская; точный год рождения неизвестен, умерла 18 апреля 1558 года) – наложница, а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного, мать султана Селима II», – сообщает Википедия.

Первые подробности о ранних годах жизни Роксоланы-Хюррем до попадания в гарем появляются в литературе в XIX веке, тогда как жила эта удивительная женщина в XVI веке.

Пленница. Художник Ян Баптист Гюисманс

Следовательно, верить подобным «историческим» источникам, возникшим через столетия, можно лишь в силу своего воображения.

Похищение татарами

Согласно некоторым авторам, прообразом Роксоланы стала украинская девушка Настя Лисовская, которая родилась в 1505 году в семье священника Гаврилы Лисовского в Рогатине – небольшом городке на Западной Украине. В XVI ст. этот городок был частью Речи Посполитой, которая в то время страдала от опустошающих набегов крымских татар. Летом 1520 года, в ночь нападения на поселение юная дочь священника попала на глаза татарским захватчикам. Причем, у некоторых авторов, скажем, у Н. Лазорского, девушку похищают в день свадьбы. Тогда как у других – она еще не достигла возраста невесты, а была подростком. В сериале «Великолепный век» также показывают жениха Роксоланы – художника Луку.

После похищения девушка попала на невольничий рынок Стамбула, где и была продана, а затем подарена в гарем османского султана Сулеймана. Сулейман тогда был наследным принцем и занимал государственный пост в Манисе. Историки не исключают, что девушка была подарена 25-летнему Сулейману в качестве подарка по случаю восшествия на престол (после смерти 22 сентября 1520 г. его отца Селима I). Попав в гарем, Роксолана получила имя Хюррем, что в переводе с персидского означает «веселая, смеющаяся, дарящая радость».

Как возникло имя: Роксолана

Согласно польской литературной традиции, настоящее имя героини было Александра, она являлась дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина (Ивано-Франковская область). В украинской литературе XIX века ее именуют Анастасией из Рогатина. Эта версия красочно изложена в романе Павло Загребельного «Роксолана». Тогда как по версии другого писателя – Михаила Орловского, изложенной в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская», девушка была родом из Чемеровец (Хмельницкая область). В те давние времена, когда там могла родиться будущая Хюррем Султан, оба города находились на территории Королевства Польского.

В Европе Хюррем стала известна как Роксолана. Причем это имя было в буквальном смысле изобретено Огьером Гизелином де Бусбеком, гамбургским послом в Османской империи и сочинителем латиноязычных «Турецких записок». В своем литературном труде он, основываясь на том, что Хюррем происходила с территории проживания племени роксоланов или аланов, назвал ее Роксоланой.

Свадьба султана Сулеймана и Хюррем

Из рассказов автора «Турецких писем» австрийского посла Бусбека мы узнали многие подробности из жизни Роксоланы. Можно сказать, что благодаря ему мы узнали о самом ее существовании, ибо имя женщины могло легко затеряться в веках.

В одном из писем Бусбек сообщает следующее: «Султан настолько любил Хюррем, что в нарушение всех дворцовых и династических правил заключил брак по турецкой традиции и подготовил приданое».

Один из портретов Роксоланы-Хюррем

Произошло это знаменательное во всех отношениях событие приблизительно в 1530 году. Англичанин Джордж Янг описывал это как чудо: «На этой неделе здесь произошло событие, какого не знает вся история здешних султанов. Великий повелитель Сулейман в качестве императрицы взял рабыню из России по имени Роксолана, что было отмечено празднеством великим. Церемония бракосочетания проходила во дворце, чему посвящались пиршества размаха невиданного. Улицы города по ночам залиты светом и всюду веселятся люди. Дома увешаны гирляндами цветов, всюду установлены качели, и народ качается на них часами. На старом ипподроме построили большие трибуны с местами и позолоченной решеткой для императрицы и ее придворных. Роксолана с приближенными дамами наблюдала оттуда за турниром, в котором участвовали христианские и мусульманские рыцари; пред трибуной проходили выступления музыкантов, проводили диких зверей, включая диковинных жирафов с такими длинными шеями, что они доставали до неба… Об этой свадьбе много ходит разных толков, но никто не может объяснить, что все это может значить».

Нужно указать, что в некоторых источниках говорится, что эта свадьба состоялась только после смерти валиде-султан, матери султана Сулеймана Великолепного. А валиде-султан Хафса Хатун умерла в 1534 году.

В 1555 году Стамбул посетил Ганс Дерншвам, в своих путевых заметках он написал следующее: «Сулейман больше других наложниц полюбил эту девушку с русскими корнями, из неизвестной семьи. Хюррем же смогла получить документ о свободе и стать его законной женой во дворце. Помимо султана Сулеймана Великолепного, нет в истории падишаха, который бы настолько прислушивался к мнению своей жены. Что бы она ни пожелала, он тут же исполнял».

Роксолана-Хюррем была единственной женщиной в султанском гареме, имеющей официальный титул – султанша Хасеки, и султан Сулейман разделял с ней свою власть. Она заставила султана навсегда забыть о гареме. Вся Европа хотела знать подробности о женщине, которая на одном из приемов во дворце в платье из золотой парчи поднялась с султаном на трон с открытым лицом!

Дети Хюррем, рожденные в любви

Хюррем родила султану 6 детей.

Сыновья:

Мехмед (1521–1543)

Абдулла (1523–1526)

Дочь:

Из всех сыновей Сулеймана I Великолепного отца-султана пережил только Селим. Остальные погибли ранее в ходе борьбы за трон (кроме Мехмеда, который умер в 1543 году от оспы).

Хюррем и Сулейман писали друг другу письма, полные страстных признаний в любви

Селим стал наследником престола. После смерти матери в 1558 г. другой сын Сулеймана и Роксоланы – Баязид – поднял мятеж (1559 г.) Он был разбит войсками отца в сражении при Конье в мае 1559 г. и попытался укрыться в сефевидском Иране, но шах Тахмасп I выдал его отцу за 400 тысяч золотых, и Баязид был казнен (1561 г.). Были убиты также пятеро сыновей Баязида (младшему из них было всего три года).

Письмо Хюррем своему повелителю

Письмо Хюррем султану Сулейману было написано, когда он был в походе на Венгрию. Но подобных трогательных писем между ними было множество.

«Душа моей души, мой повелитель! Привет тому, кто поднимает утренний ветерок; молитва к тому, кто дарует сладость устам влюбленным; хвала тому, кто полнит жаром голос возлюбленных; почтение тому, кто обжигает, точно слова страсти; безграничная преданность тому, кто осиян пречистой светлостью, как лица и главы вознесенных; тому, кто является гиацинтом в образе тюльпана, надушенный ароматом верности; слава тому, кто перед войском держит знамя победы; тому, чей клич: «Аллах! Аллах!» – услышан на небе; его величеству моему падишаху. Да поможет ему Бог! – передаем диво Наивысшего Повелителя и беседы Вечности. Просветленной совести, которая украшает мое сознание и пребывает сокровищем света моего счастья и моих опечаленных очей; тому, кто знает мои сокровеннейшие тайны; покою моего изболевшегося сердца и умиротворению моей израненной груди; тому, кто является султаном на престоле моего сердца и в свете очей моего счастья, – поклоняется ему вечная рабыня, преданная, со ста тысячами ожогов на душе. Если вы, мой повелитель, мое высочайшее райское древо, хотя бы на мгновение изволите подумать или спросить об этой вашей сиротинке, знайте, что все, кроме нее, пребывают под шатром милости Всемилостивого. Ибо в тот день, когда неверное небо всеохватной болью учинило надо мной насилие и в мою душу, несмотря на эти бедные слезы, вонзило многочисленные мечи разлуки, в тот судный день, когда у меня было отнято вечное благоухание райских цветов, мой мир превратился в небытие, мое здоровье в недуг, а моя жизнь в погибель. От моих беспрерывных вздохов, рыданий и мучительных криков, не утихающих ни днем, ни ночью, души людские преисполнились огнем. Может, смилуется творец и, отозвавшись на мою тоску, снова вернет мне вас, сокровище моей жизни, чтобы спасти меня от нынешнего отчуждения и забвения. Да сбудется это, о властитель мой! День мне в ночь обернулся, о тоскующая луна! Мой повелитель, свет очей моих, нет ночи, которая бы не испепелялась от моих горячих вздохов, нет вечера, когда бы не долетали до небес мои громкие рыдания и моя тоска по вашему солнечному лику. День мне в ночь обернулся, о тоскующая луна!»

Модница Роксолана на полотнах художников

Роксолана, она же Хюррем Султан во многих сферах дворцовой жизни являлась первооткрывательницей. К примеру, эта женщина стала законодательницей новой дворцовой моды, заставив портных шить для себя и близких одежду свободного покроя и необычные накидки. Обожала она и всякие изысканные украшения, часть из которых собственноручно изготовил султан Сулейман, тогда как другой частью драгоценностей были покупки или подарки послов.

О нарядах и предпочтениях Хюррем мы можем судить по картинам знаменитых художников, пытавшихся как восстановить ее портрет, так и воссоздать наряды той эпохи. К примеру, на картине Якопо Тинторетто (1518 или 1519–1594), живописца венецианской школы позднего Ренессанса, Хюррем изображена в платье с длинным рукавом, с отложным воротником и накидкой.

Портрет Хюррем, хранящийся в музее дворца Топкапы

Жизнь и возвышение Роксоланы так взволновали творческих современников, что даже великий живописец Тициан (1490–1576), чьим учеником, между прочим, был Тинторетто, написал портрет знаменитой султанши. Картина Тициана, написанная в 1550-е годы, называется La Sultana Rossa , то есть, русская султанша. Ныне этот шедевр Тициана хранится в Музее художественного и циркового искусства братьев Ринглинг в г. Сарасота (США, штат Флорида); в музее собраны уникальные произведения живописи и скульптуры времен средневековья Западной Европы.

Другим художником, жившим в то время и имевшим отношение к Турции, стал крупный немецкий художник из Флембурга Мельхиор Лорис. Он прибыл в Стамбул в составе австрийского посольства Бусбека к султану Сулейману Кануни, и пробыл в столице Османской империи четыре с половиной года. Художник сделал много портретов и бытовых зарисовок, но, по всей вероятности, его портрет Роксоланы не мог быть сделан с натуры. Мельхиор Лорис изобразил славянскую героиню немного полноватой, с розой в руке, с накидкой на голове, украшенной драгоценными камнями и с волосами, уложенными в косу.

О невиданных нарядах османской королевы красочно рассказывали не только живописные холсты, но и книги. Яркие описания гардероба супруги Сулеймана Великолепного можно найти в знаменитой книге П. Загребельного «Роксолана».

Известно, что Сулейман сочинил небольшое стихотворение, которое имеет прямое отношение к гардеробу любимой. В представлении влюбленного платье его любимой выглядит так:

Повторял я множество раз:

Сшейте моей любимой платье.

Сделайте из солнца верх, подкладкой поставьте месяц,

Из белых облаков нащипайте пуху, нитки ссучите

из морской синевы,

Пришейте пуговицы из звезд, а из меня сделайте петли!

Просвещенная правительница

Хюррем Султан сумела проявить свой ум не только в любовных перипетиях, но и в общении с равными себе по положению людьми. Она покровительствовала деятелям искусства, переписывалась с правителями Польши, Венеции, Персии. Известно, что она вела переписку с королевами и сестрой персидского шаха. А для персидского принца Элькаса Мирзы, укрывавшегося в Османской империи от недругов, она своими руками сшила шелковую рубашку и жилет, продемонстрировав тем самым щедрую материнскую любовь, которая должна была вызвать и благодарность, и доверие принца.

Хюррем Хасеки Султан даже принимала зарубежных посланников, переписывалась с влиятельными вельможами того времени.

Сохранились исторические сведения о том, что ряд современников Хюррем, в частности Sehname-i Al-i Osman, Sehname-i Humayun и Taliki-zade el-Fenari представили очень лестный портрет супруги Сулеймана, как женщины почитаемой «за ее многочисленные благотворительные пожертвования, за ее покровительство учащимся и уважение к ученым мужам, знатокам религии, а так же за приобретение ею редких и прекрасных вещей».

Современники считали, что Хюррем околдовала Сулеймана

Она претворяла в жизнь масштабные благотворительные проекты. Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской империи. Она создала благотворительный фонд своего имени (тур. K?lliye Hasseki Hurrem). На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен район Аксарай или женский базар, позже также имени Хасеки (тур. Avret Pazari), в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (тур. Fatih Camii) и Сулеймание (тур. S?leymanie).

К числу иных благотворительных проектов Роксоланы относятся комплексы в Адрианополе и Анкаре, вошедшие в основу проекта в Иерусалиме (названного позже имени Хасеки Султан), хосписы и столовые для паломников и бездомных, столовая в Мекке (при имарете Хасеки Хюр-рем), общественная столовая в Стамбуле (в Avret Pazari), а также две большие общественные бани в Стамбуле.

Миф о том, что Сулейман любил ведьму

Взаимная любовь правящих супругов вызывала не только зависть и недоумение, но и многочисленные пересуды. Посланник Габсбургов отмечал: «Единственным изъяном в характере Сулеймана является его чрезмерная преданность жене».

Некий Зара писал по этому поводу: «Он так ее любит и так ей верен, что все только диву даются и твердят, что она его заворожила, за что и зовут ее не иначе, как жади , или ведьма. По этой причине военные и судьи ненавидят ее саму, и ее детей, но, видя любовь к ней султана, роптать не смеют. Я сам много раз слышал, как кругом клянут ее и ее детей, а вот о первой жене и ее детях отзываются добром».

Не в силах объяснить, как Хюррем смогла достичь столь высокого положения, современники приписывали ей то, что она попросту околдовала Сулеймана. Этот образ коварной и властолюбивой женщины был перенесен и в западную историографию.

А соперницу в мешок…

Венецианский посол Пьетро Брагадин описал такой случай. Некий санджак-бей подарил султану и его матери по красивой русской девушке-рабыне. Когда девушки прибыли во дворец, Хюррем, которую застал посол, была очень недовольна. Валиде-султан, отдавшая свою рабыню сыну, была вынуждена извиниться перед Хюррем и забрать наложницу обратно. Вторую рабыню султан приказал отправить в качестве жены другому санджак-бею, ибо присутствие даже одной наложницы во дворце делало Хасеки Хюррем несчастной.

То ли как легенда, то ли как правдивая история, писателями описан случай расправы Сулеймана над наложницей. Говорят, что однажды после ссоры султан изменил Хюррем, проведя ночь с одалиской из гарема. О чем немедленно узнала Хасеки Хюррем. Она горько плакала и отказывалась разговаривать с султаном. Узнав, что возлюбленная рыдала, султан, мучимый угрызениями совести, приказал зашить одалиску в кожаный мешок и утопить в Босфоре. Приказ султана выполнили.

Козни, приписываемые Хюррем

Хасеки Хюррем сыграла важную роль в устранении и сына Махидевран – старшего наследного принца Мустафы, и своего злейшего врага – великого визиря Ибрагима-паши свою незавидную, роковую роль. Она приняла участие в возведении мужа своей дочери Михримах – Рустема-паши в должность великого визиря. Известны ее усилия по возведению на трон своего сына Баязида. Хюр-рем сильно горевала по поводу гибели двух своих сыновей, Мехмеда и Джангира, в молодом возрасте.

Роксолана-Хюррем на венецианской гравюре

Последние годы жизни она провела в болезнях до своей кончины в 1558 году.

Миф последнего времени: ватиканский след

Недавно в СМИ представили совершенно новый ответ на вопрос: кто такая Хюррем Султан, и где ее родина? И документы нашлись не где-нибудь, а якобы в секретных архивах Ватикана. Согласно этим бумагам, Хюррем вовсе не дочь бедного приходского священника из Ивано-Франковского прихода.

Некий доктор исторических наук Ринальдо Мармара искал вовсе не родословную Хюррем Султан, однако главной его сенсационной находкой стало именно это. Во время составлением каталога для книги об истории дипломатических отношений между Османской империей и Ватиканом, д-р наткнулся на документы, подтверждающие, что Папа Римский Александр VII (1599–1667) и султан Мехмед IV (1648–1687) были родственниками.

Приступив к детальному изучению генеалогического древа Папы, выяснились следующие факты. Пираты Османской империи в пригороде итальянского города Сиены нападают на замок, принадлежащий знатному и богатому роду Марсили. Замок разграблен и сожжен дотла, а дочь владелицы замка – красивую девочку везут в султанский дворец.

В генеалогическом древе семьи Марсили указано: мать – Ханна Марсили (Marsili).

Первая ветвь – ее сын Леонардо Марсили. От него идут ветви: Чезаро Марсили, Алессандро Марсили, Лаура Марсили и Фабио Киджи.

Еще точнее – Лаура Марсили выходит замуж за представителя рода Киджи, и их сын – Фабио Киджи, рожденный в Сиене в 1599 году, становится в 1655 году Папой Римским и принимает имя Александр VII.

Вторая ветвь – дочь Ханны Марсили – Маргарита Марсили (Ла Роза, прозванная так за огненно-красный цвет волос… и вновь непонятно: кому же принадлежат черные волосы на портрете Хю во дворце Топкапы). От брака с султаном Сулейманом у нее были сыновья – Селим, Ибрагим, Мехмед. Селим взошел на престол как XI правитель Османской империи.

Согласно такому раскладу, Хюррем в девичестве звали Маргарита, а не Анастасия или Александра Лисовская.

Но где гарантия, что найденные документы подлинные, не сфальсифицированные? Не вымысел венецианских послов, заложивших фальшивку в исторические бумаги? Не сплетня, перенесенная в дипломатическую переписку XVI или даже позже, скажем, XVII века? Ведь проверить этот факт – о происхождении женщины, жившей в гареме султана под именем Рокосланы-Хюррем не представлялось возможным. И вряд ли сама повелительница османов указывала в письмах к высоким особам, с которыми она вела дипломатическую и светскую переписку, подробности о своем детстве или юности. Зачем ей выдавать подробности о себе – той, которой она уже не была и никогда не будет?!

Журналисты, тиражирующие новость об итальянском происхождении Хюррем, утверждают, что генеалогическое дерево семьи османских падишахов и знатной семьи Марсили прослеживается вплоть до правителя Османской империи Мехмеда IV по прозвищу Охотник, и документ этот подписан самим Мехмедом и скреплен его печатью. И еще – будто бы подлинность документа подтвердил сам нынешний папа Бартоломей. Только вот никакого папы Бартоломея – когда появилась эта шокирующая новость – в Ватикане нет, потому что там восседал тогда Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер).

А вместе с этим новым «заблуждением» настоящий исследователь может обнаружить и другие несуразности, которые – одну за одной – раскрывает Софья Бенуа, автор популярной книги «Хюррем. Знаменитая возлюбленная султана Сулеймана».

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

С ВОСТОКА - НА ЗАПАД Географическое положение плодородных долин Восточного Китая во многом определяет его многовековую изоляцию. От остальной территории Азии эти долины отделяют горные системы, высокогорные пустыни, суровая тайга с севера и непроходимые дикие джунгли

Из книги Большая книга афоризмов автора

Мемуары и биографии См. также «Память», «Прошлое» Если вы думаете, что в прошлом уже ничего нельзя изменить, значит, вы еще не начали писать свои мемуары. Торвальд Галин Мемуары нередко повествуют о жизни, которую мемуарист хотел бы прожить. Лешек Кумор Описание жизни

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Биографии Хорошо написанная биография так же редка, как и хорошо прожитая жизнь. Томас Карлейль (1795–1881), английский историк В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли. Василий Ключевский (1841–1911), историк Если бы, скажем,

Из книги Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин автора Душенко Константин Васильевич

МАРГАРИТА ВАЛУА (1553–1615), королева Наварры, первая жена короля Франции Генриха IV, известная под именем «королева Марго» Господь в своем творении начал с меньшего и несовершенного, а кончил большим и совершенным. Он создал мужчину после других тварей, женщину же сотворил

Из книги 100 Великих Феноменов автора Непомнящий Николай Николаевич

Сен-Жермен, человек без биографии (По материалам А. Сидоренко)Никто точно не знал, где и когда сиятельный граф родился, что позволяло ему с лёгкостью рассказывать о своих встречах со знаменитостями, умершими сотни, а то и тысячи лет назад. Граф прекрасно владел немецким,

Роксолана (ок. 1506 - ок. 1558) Любимая жена султана Сулеймана I Великолепного. Рабыня, ставшая законной супругой Сулеймана благодаря своей красоте, уму и хитрости. * * *Слава и гордость Турции, гроза и ужас Южной и Юго-Восточной Европы Сулейман I принадлежит к числу тех

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Сулейман I и Роксолана Во время правления султана Сулеймана I - с 1520 по 1566 год - Османская империя достигла наивысшей точки расцвета. На протяжении двух последних десятилетий Сулейман находился под влиянием своей фаворитки, ставшей широко известной европейцам как Ла

Из книги Спецслужбы Российской Империи [Уникальная энциклопедия] автора Колпакиди Александр Иванович

Из книги Советская сатирическая печать 1917-1963 автора Стыкалин Сергей Ильич

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

ОГНИ ВОСТОКА Ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный сатирический журнал. Издавался в Уфе в 1926 г. Печатался на 32 стр., с одноцветными иллюстрациями и фотографиями. Тираж - 6 тыс. экз. Вышло 4 номера. Ответственный редактор - Д. А. Лебедев.В первом номере

Из книги 100 великих тайн космонавтики автора Славин Станислав Николаевич

ЗВЕЗДА ВОСТОКА Литературно-художественный журнал писателей Узбекистана. Основан в 1932 году (первоначально под названием «Советская литература народов Средней Азии», затем «Литературный Узбекистан», «Литература и искусство Узбекистана» и с 1946 года под нынешним

Из книги 100 великих тайн Вселенной автора Бернацкий Анатолий

От «Востока» к «Восходу» Вслед за Ю. Гагариным в полет отправились Г. Титов, А. Николаев, П. Попович, В. Быковский и В. Терешкова. Каждый полет должен был хоть чем-то отличаться от предыдущего, демонстрировать преимущество космонавтики над астронавтикой. С. П. Королев и

Из книги В мире занимательных фактов автора Земляной Б

Тайны и загадки Луны Луна всегда притягивала взор человека. О ночном светиле, медленно плывущем по темному небосводу, слагали песни, стихи, легенды. И одновременно с ней связывали немало таинственных явлений как в жизни человека, так и в целом в природе.Но прошли столетия,

Из книги автора

БИОГРАФИИ ИСКОПАЕМЫХ Самым распространенным металлом в земной коре является алюминий. В недрах земли его содержится восемь процентов, в то время как золота - всего 5 миллионных частей процента. Однако люди долго не знали алюминия: первый слиток его был выплавлен во

«Великолепный век» отметился очередной закруткой сюжета: бывший жених Лука пишет портрет Александры с новым возлюбленным – султаном. Недобрые восточные художники, малюющие прелестные миниатюры, с тихим возмущением относятся к портретной живописи – ислам запрещает изображать людей и животных. Вместе с тем, в музеях Турции сохранились прижизненные портреты правящей верхушки, начиная с завоевания Константинополя.

Сулейман и Хюррем позируют Луке в сериале «Великолепный век»

В восточной стране женщина столетиями была ограничена рамками гарема, то есть не публична. Но уникальную госпожу Хюррем интересовали не только дети и благотворительность, она была женой и соправительницей, вместе с нею Сулейман принимал иноземных послов, поручал милой умнице вести дипломатические беседы. Султанша — украшение дворцовых празднеств и посольских приёмов, владела помимо родного, польским, греческим, итальянским, французским, турецким, персидским, арабским языками. Ислам приняла искренне, но паранджу не носила и многие счастливчики могли лицезреть «русскую султаншу».

Кулёк на голове — привычный убор Роксоланы, но где украшения?

Хасеки вела переписку не только с иностранными государями и влиятельными вельможами, но и с философами, художниками. И они не решились увековечить её образ?

Сохранились записи венецианских послов, видевших султаншу воочию. С долей истинного уважения докладывалось: жена Сулеймана Великолепного — не самая ослепительная красавица, но при этом невероятно мила, изящна, элегантна. Стоит учесть, Хюррем в то время было за пятьдесят (для XVI века — возраст зрелый-перезрелый), она уже более тридцати лет прожила рядом с султаном.

В картинной галерее Флоренции проходила выставка портретов знати Османской империи.

Среди увенчанных тюрбанами падишахов и их царедворцев затесался единственный женский образ – Хюррем. Поговаривают, с разрешения Сулеймана Великолепного, его жена позировала живописцу из Венеции.

Тинторетто, Портрет женщины в восточном платье, около 1550 года

В венецианской делегации явно был художник, чьими набросками мог воспользоваться Тинторетто. Около 1560 года из-под кисти мастера вышел «Портрет женщины в восточном костюме», полагают той самой Роксоланы. Художник Якопо Робусти (1518/19–1594) по прозвищу Тинторетто – ученик Тициана, современник Хюррем, Италию никогда не покидал, а русская султанша провела замужние годы в пределах второй родины.

Гарем был закрыт для художников, но посольские приёмы Хасеки посещала исправно. Живописцы в ту пору нередко входили в состав дипломатических делегаций, ведь фотоаппаратов и кинокамер ещё не изобрели. Султанша пребывала на государственных церемониях официально, не закрывая лица. Почему бы не родиться её портрету? И такое случилось. Известен прижизненный портрет Хюррем в графическом стиле. Авторство приписывают неведомому Мэтью Пагани (Mathio Pagani). Рядом такой же портрет Сулеймана Великолепного – одних рук дело. Но черно-белая гамма хранит тайну цвета волос Хасеки: рыжая или брюнетка?

Мельхиор Лорк (Melchior Lorck) — датский художник и гравёр, архитектор, картограф и дипломат родился (1526/27) в аристократической семье во Фленсбурге. В 1543 году юный Лорк поступил в подмастерья к ювелиру в Любеке. Потом четыре года учился за границей, получая стипендию датского короля Кристиана III. В 1553 году, после работы на графа Палатинского, Лорк с дипломатической делегацией направлен императором Фердинандом I в Турцию, где провёл три с половиной года, делая зарисовки портретов и жанровых сценок. Рисунки созданные в Османской империи уцелели не все, большая часть работ доделана художником в Вене на основе ранних набросков. Портрет любимой жены Сулеймана Великолепного создан Лорком в 1581-ом, через двадцать три года после смерти Хюррем (1558). Но наброски к портрету художник очевидно делал с натуры. Мельхиор Лорк изобразил султаншу с розой в руке — символом королевской власти и роскошным головным убором, расшитым драгоценными камнями. Не забыл подписать: русская султанша.

Мельхиор участвовал в подготовке триумфальной коронации императора Максимилиана II, за что живописцу и трём его братьям пожаловано дворянство. В ноябре 1564 года художник получил звание «джентльмен императорского двора». Мельхиор Лорк умер в 1583 году, оставив неопубликованной книгу о Турции. Сокращённый вариант мемуаров издаст в Гамбурге Мишель Геринг в 1626-ом.

На турецких миниатюрах позвякивают ожерелья и серьги, но более ёмкое представление об ювелирных вкусах османов дают картины западных художников, посещавших Стамбул. Им довелось лицезреть настоящие оттоманские ювелирные изделия (даже если живописцы не допускались в гарем).

Неизвестный художник, Роксолана, XVII век, Британская королевская коллекция

В течение почти четырех сотен лет Оттоманская империя доминировала на всей территории Юго-Восточной Европы, Турции и Ближнего Востока. Основанная отважными племенами тюрков, империя в какой-то момент начала разваливаться из-за ненасытности и недальновидности своих правителей. Долгое время эта страна существовала в весьма любопытном состоянии функциональной дисфункции, где как в мутной воде скрывались темные тайны государственных дел.

В целом, Османская империя была довольно терпима к инаковерцам. Сильному государству не требовалось никаких доказательств своей силы. Проблемы начались одновременно с проблемами в стране. К 19-ому веку массовые казни стали все более и более распространенным явлением. Ужас достиг апогея в 1915 году, когда был организован геноцид всего армянского населения. В этой мрачной резне погибло 1,5 миллиона человек. Турция до сих пор отказывается полностью признать это событие.

Янычары

Эта традиция была очень распространена на заре становления Оттоманской империи. Специально обученные люди со всей страны собирали насильно молодых мальчиков, чтобы передать их на службу стране. Жители Греции и Балкан вынужденно отдавали своих отпрысков - тех вели в Стамбул, где самых сильных превращали в мусульман и заставляли поступать на военную службу. Корпус янычар давал отличную возможность возвыситься - и такую же отличную возможность погибнуть во время суровых испытаний. Традиция сгинула примерно в 18 веке, когда служба янычаров превратилась в наследственную.

Казни

Османская власть полностью распоряжалась жизнью и смертью своих подданных. Главный суд, расположенный во дворце Топкапы, являл собой ужасающее место. Здесь были построены специальные колонны, где выставлялись головы казненных и специальный фонтан, предназначенный исключительно для палачей - здесь они мыли руки. Удивительно, но в роли заплечных дел мастеров часто выступали обычные садоводы, разделявшие свое время между созиданием искуснейших букетов и практикой с топором. Чаще всего провинившимся просто отрубали голову, однако кровь членов королевской семьи проливать было нельзя. Главным садовником всегда назначался крупный мускулистый мужчина, способный задушить человека голыми руками.

Клетки

Политика братоубийства никогда не пользовалась большой популярностью ни у народа, ни у духовенства. Но что же делать с членами королевской фамилии, которые могли бы устроить переворот? Принцы Османской империи могли провести всю жизнь в специальных тюрьмах, Kafes. Заключение было роскошным, но клетка есть клетка. Высокорожденные господа сходили с ума от скуки, спивались и заканчивали жизнь самоубийством.

Бунты

Несмотря на то, что великий визирь был особой чуть ниже султана (формально), ими часто пользовались как расходными фигурами. По сути, султан отдавал своего советника на растерзание толпе каждый раз, как назревала опасность бунта. Селим I имел за свою жизнь столько визирей, что просто не мог запомнить их имен. Британский посол XVIII века заметил: быть визирем в Османской империи опаснее, чем быть солдатом арьергарда армии.

Рабство

Вплоть до XIX века рабство в Османской империи было довольно ограничено. Большинство рабов были из Африки и Кавказа (особенно ценились чрезмерно услужливые и, в то же время, храбрые адыги). Русские, украинцы и даже поляки - все, кроме мусульман, которых нельзя было поработить юридически. Однако, ослабевшая империя уже не могла обеспечить себе необходимый приток рабочей силы. Исповедующие ислам также стали порабощаться, с известными оговорками, разумеется. Османская система была очень жестока. Сотни тысяч людей гибли в набегах и работали на полях до смерти. Это даже не упоминая весьма распространенный ритуал кастрации: считалось, что евнухи менее склонны к бунту. Известный историк, Менер Льюис, в одной из своих работ указывал на миллионы импортированных их Африки рабов - а ведь в современной Турции совсем немного осталось людей африканского происхождения. Один этот факт уже повествует об ужасных традициях османского рабства.

Гарем

Многие считают гаремы своеобразной необходимостью образа восточной жизни. Мужчины, дескать, брали в гарем женщин, чтобы заботиться о них. Может быть, изначально все так и было - но только не во времена расцвета Османской империи. Императорский гарем при дворце Топкапы насчитывал две тысячи порабощенных женщин. Некоторые из них никогда не видели окружающего мира. Посмотреть на женщин султана можно было ценой своей жизни: евнухи ревностно охраняли «самое ценное место империи». Примерно такое же положение сохранялось и для менее знатных лиц государства, предпочитавших собирать собственные гаремы. В целом, положение женщины в ту пору нельзя было назвать завидным.

Все наверняка видели знаменитое фото с некрасивый, толстой женщиной, якобы любимой женой султана и у многих сложилось мнение, что все женщины там были такие, если уж эта была любимой. И это ложь. Гарем это разнообразие лиц, тел и образов. Впрочем, смотрите сами

Вот то самое фото, которое сложило мнение многих о гаремах. А теперь посмотрим — так ли это на самом деле

Эти фото ходят по интернету с подписью «Гарем». На самом деле это фотографии мужчин-актеров первого государственного театра созданного по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры) при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году, которые разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати.

Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

А вот и настоящие фото женщин из гаремов султанов разного периода. Османская одалиска, 1890

Фотографий немного, т.к., во-первых, вход в гаремы мужчинам был запрещен, а, во-вторых, фотография только начинала свое развитие, но сохранились некоторые снимки, картины и прочие свидетельства о том, что в гаремы отбирались исключительно самые красивые представительницы разных народов.

Женщины в гареме, 1912

Женщина в гареме с кальяном, Турция, 1916

Женщины из гарема, выехавшие на прогулку. Фото из Музея Перу (Стамбул)

Наложница, 1875 год

Гвашемаша Кадин Эфенди, жена Султана Абдула Хамида II

Её мать, Геверин Недак Сетеней, вместе со своей сестрой была похищена турецкими работорговцами около 1865 года в Черкесии, незадолго до этого опустошённой русскими войсками, и продана в рабство в гарем султана Абдул-Азиза I. По дороге в Стамбул сестра Геверин, не желая быть рабыней, выбросилась за борт корабля и утонула.

Особой популярностью в гаремах пользовались черкесские женщины за их красоту и изящество

Картина французского художника-ориенталиста Жана-Леона Жерома «Черкесская женщина под покрывалом», написанная им во время путешествия в Стамбул в 1875-76 годах. На картине предположительно изображена Недак Сетеней, мать Гвашемаш.

Гюльфем Хатун (осман. گلفام خاتون,тур.Gülfem Hatun) - вторая наложница османского султана Сулеймана, мать шехзаде Мурада, черкешенка

Совсем юная черкешенка в гареме Султана

Хюрем Султан, та самая Роксолана (1502-1558) была его наложницей-фавориткой, а затем главной и законной женой османского султана Сулеймана Великолепного

Принцесса Дурру Шевар (1914 — 2006) принцесса Берара и императорская принцесса Османской империи, жена Азама Яха, старшего сына седьмого и последнего Низама Хидерабадского

А посмотрите не детей и членов королевской семьи. Красота же! Дюррюшехвар Султан, дочь последнего халифа Абдулмецида Эфенди и внука Османского султана Абдулазиза

Принцесса Бегум Сахиба Нилуфер Ханум Султана Фархат

Назиме Султан и халиф Абдулмецид Султан

Айсе Султан (Османоглу) II. Она является дочерью Абдулхамита

Дюррюшехвар Султан с отцом и мужем. 1931 год.

А вот фото реальных турецких женщин (период 1850-1920 годов). Не в гареме, правда, но туркам явно было из кого выбрать себе жену