Все о тюнинге авто

Русские женщины. Некрасов о русских женщинах Княгиня М. Н. Волконская

Образ простой русской женщины занимает в творчестве Н. А. Некрасова одно из центральных мест. В России не было более бесправного, более униженного человека, чем женщина из низших сословий, поэтому поэт, посвятивший «лиру... народу своему», не мог не возвысить голос в защиту своей современницы. С другой стороны, в женщине Некрасов видел воплощение всех лучших качеств русского народа - терпения, самоотверженности, духовной силы, верности. Поэт воспевает не только духовную, по и физическую красоту крестьянок, создает образ «величавой славянки» - прекрасной, сильной, гордой:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц...

В стихотворении «Тройка» автор предсказывает героине - красавице-крестьянке, заглядевшейся па дорогу в ожидании счастья, - горькую судьбу, типичную для многих женщин той эпохи: «Будет бить тебя муж-привередник / И свекровь в три погибели гнуть...»

Особое месте в творчестве поэта занимает тема женщины-матери. Елена Николаевна Некрасова, образованная и добросердечная женщина, играла важную роль в воспитании поэта, ей посвящены строки: «О мать моя, подвигнут я тобою: / Во мне спасла живую душу ты!»

Образ матери издавна связывался в народнопоэтической традиции с образом Родины («матушка-Русь»), но именно благодаря Некрасову в русском литературном и разговорном языке появилось высокое выражение «Родина-мать». Впервые этот образ возникает в поэме «Саша»: «Родина-мать! я душою смирился, / Любящим сыном к тебе воротился», а позднее появляется в стихотворениях «Свобода», «Что ни год - уменьшаются силы...», в поэме «Кому па Руси жить хорошо».

Поэт пишет и о многострадальных матерях-крестьянках. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская...», написанном вскоре после реформы 1861 года, поэт описывает типичную картину летней страды: нестерпимый зной, безлесная равнина, палящее солнце; «бедная баба», отгоняя насекомых, выбиваясь из сил, мечется между «полосыньками» - надо и работать, и успокаивать ребенка. С болью пишет Некрасов о вековечном терпении русской женщины:

Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении,

Пой, терпеливая мать!..

С наибольшей полнотой тема судьбы русской женщины-крестьянки раскрыта в некрасовских поэмах «Мороз, Красный нос» (образ Дарьи) и «Кому на Руси жить хорошо» (образ Матрены Тимофеевны Корчагиной).

(По поэмам "Мороз, Красный нос", "Русские женщины")

Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякойработе ловка.

Н. А. Некрасов

"Величавая славянка" стала героиней многих стихотво­рений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глу­боким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Од­нако нельзя сказать, что русская женщина предстает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной рабо­той крестьянки, на судьбе которой отразились все соци­альные противоречия страны. Есть в поэзии Некрасова и другой тип женщины, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, крепко сложенной, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов обращает внима­ние на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки:

Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц.

В образе русской женщины Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях.

Наиболее полно этот тип был раскрыт Некрасовым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" в образе Матрены Корчагиной.

Одна из частей названа "Крестьянка", в которой Матрена сама рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отрази­лись все жизненные тяготы русской женщины: разлука с


мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, пожары, падеж скота, неурожай. Однако эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое до­стоинство.

Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале, в порыве отчаяния, готова все стерпеть:

И тут я покорилася, Я в ноги поклонилася...

Характер героини закаляется именно в этих тяжких ис­пытаниях. Это - женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В характеристике Матрены широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причита­ния. Они помогают выразить боль и тоску, ярче показать горькую жизнь Матрены Тимофеевны.

В ее речи наблюдаются фольклорные особенности: повто­ры, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обраще­ния, обилие уменьшительно-ласкательных слов. Эти особен­ности делают речь Матрены неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, эмоциональность. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, та­лантливой.

Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судь­бе любой крестьянки, многострадальной русской женщи­ны. Сама" глава названа не ее именем, а "Крестьянка". Этим подчеркивается, что судьба Матрены вовсе не исклю­чение из правил, а типичная судьба миллионов русских крестьянок.

Описывая тип "величавой славянки", Некрасов нахо­дит таких женщин не только в крестьянской среде. Луч­шие душевные качества - сила воли, умение любить, вер­ность - роднят Матрену с героинями поэмы "Русские женщины".

Произведение это состоит из двух частей: первая посвя­щена княгине Трубецкой, а вторая - княгине Волконской.

Княгиню Трубецкую Некрасов показывает как бы со стороны, рисует внешние трудности, встретившиеся на ее


пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, пугающим княгиню ожидающими ее лишениями:

Острожным жестким сухарем И жизнью взаперти, Позором, ужасом, трудом Этапного пути...

Все доводы губернатора о тяготах жизни в Сибири мель­чают и теряют свою силу перед мужеством героини, ее горя­чей готовностью быть верной своему долгу. Служение выс­шей цели, исполнение святого долга для нее выше всего сугу­бо личного:

Но знаю: к родине любовь Соперница моя...

Повествование во второй части поэмы ведется от первого лица - от лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которые перенесла героиня. В этой части также есть спор, по напряжению равный разговору губернатора и Трубецкой:

- - Ты всех безрассудно бросаешь, За что же? - Я долг исполняю, отец.

При этом подчеркивается предначертанность судьбы ге­роини:

Делить с ним радость, Делить и тюрьму Должна я, так небу угодно!

Описание декабристов сходно с описанием христианских мучеников и самого Христа:

Не покажусь я палачу Свободных и святых.


И я полюбила его, как Христа,

В своей арестантской одежде

Теперь он бессменно стоит предо мной,

Величием кротким сияя.

Терновый венец над его головой,

Во взоре - любовь неземная...

Поступок жен декабристов окрашен в возвышенно-рели­гиозные тона.

Замена первоначального названия "Декабристки" на "Русские женщины" подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков.

Надо отдать должное Н. А. Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой замечательный об­раз женщины, верной долгу, которая поражает своей цель­ностью.

Некрасов показал, что образ "величавой славянки" не при­надлежит одному социальному слою. Этот тип женщин - всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его - духовная красота.

"Есть женщины в русских селеньях.»"

(По произведениям Н. А. Некрасова)

Я лиру посвятил народу своему.

Н. А. Некрасов

Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными дей­ствующими лицами являются русские женщины. С исчерпы­вающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поража­ющих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.

Постоянное внимание поэта к русским женщинам отра-


зилось даже в названиях некрасовских стихотворений: "Рус­ские женщины", "Орина, мать солдатская", "Кому на Руси жить хорошо".

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и сознанием он пережи­вал крестьянское горе. Особенно сильно волновала его судьба угнетенной крестьянки:

Ты вся - воплощенный испуг, Ты вся - вековая истома! -

говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке. В стихотворении "В деревне" изображена старуха-крестьянка, потерявшая един­ственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру. Та же тема - горе матери-крестьянки - раскрыта в стихотворении "Орина, мать солдатская". В основе стихо­творения - не выдумка, а быль. Орина рассказывает про "печаль свою великую": единственный ее сын, замученный солдатчиной, вернулся домой и умер:

Девять дней хворал Иванушка, На десятый день преставился... Богатырского сложения, Здоровенный был детинушка.

В произведениях поэта возникает согретый авторской лю­бовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы "Мороз, Красный нос", по духу - сестра некрасовских декабристок.

Когда-то в молодости она:

Красотою дивила, была и ловка, и сильна,

но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, "трудней которой вряд ли сыскать". Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина, он гово­рит, обращаясь к крестьянке:


Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил.

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины.

Судьба крестьянки описана во многих отдельных эпизо­дах поэмы "Кому на Руси жить хорошо", и целиком посвя­щена ей вся вторая часть. На примере судьбы Матрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей "счастье в девках выпало": у нее была "хорошая, непьющая семья", - говорит Матрена. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться "по пятому годку".

Тяжелый труд, однако, не сломил ее:

И добрая работница

И петь-плясать охотница

Я смолоду была... -

говорит о себе Матрена.

В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет женщины-труже­ницы:

Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осъми, Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла.

Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она "по­пала с девичьей холи в ад". Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, по­стоянная нужда - вот как сложилась ее жизнь. "Во мне, -


говорит Матрена Тимофеевна, - нет косточки неломаной. Нет жилочки нетянутой".

Многострадальной женщине-крестьянке нет счастья на Руси - к такому выводу приводит Некрасов читателя. Сама Матрена говорит: "Не дело - между бабами счаст­ливую искать".

Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила характера крестьянки, не превратила ее в бессловес­ную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живет "с гневом на сердце". Этот святой гнев - залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства.

В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд кресть­янок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился по­этическим вождем поколения 60-70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.

Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.

Н. А. Некрасов

С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил "великим целям века". Его муза - родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это лучшие стихи поэта, говорящие о горькой, многострадальной судьбе женщины-труженицы.


Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящегорусского племени Многострадальная мать!

Образ женщины-труженицы, "страдалицы, печалицы", со­зданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-кре­стьянка испытывала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом пишет поэт в поэме "Мороз, Красный нос":

Три тяжкие доли имела судьба. И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба. А третья - до гроба рабу подчиняться.

В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны - героини поэмы "Кому на Руси жить хорошо".

Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Здесь они надеются встретиться со счастливой кресть­янкой. Матрена Тимофеевна сама рассказывает им о своей нелегкой жизни. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой "счастливой" женщины! Но от всего ее облика ис­ходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она мне "тип величавой славянки", о кото­рой с восторгом писал поэт:

В беде не сробеет, - спасет, Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет!

Естественная красота и физическая сила под стать ее ду­ховной красоте.

Как быстро промелькнули счастливые годы детства и де­вичества. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве по­везло:

Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, непьющая семья.


Заботой и лаской окружила семья любимую дочурку. Од­нако пора безмятежного детства быстро миновала. На "седь­мом годку", рассказывает Матрена Тимофеевна, "за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пас­ла". Так она "привыкла" к делу, что всю дальнейшую жизнь трудилась, не покладая рук.

Но физический труд не приносил Матрене Тимофеевне огор­чений, Самое страшное - это духовное рабство, Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и гото­ва петь, плясать:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них - помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило "под-неволье", И все-таки любовь оказалась сильнее опасений по­пасть в рабство, А потом, после замужества, она попала "с девичьей холи в ад". "Изнурительная работа", "обиды смерт­ные", тяжелые несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды - таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С бо­лью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной, Нет жилочки нетянутой.

Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда чита­ешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:

Я клубыш ком каталася, Я червышком свивалася, Звала, будила Демушку -Да поздно было звать!..


Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне вы­стоять, вновь вернуться к жизни и активно бороться со всеми житейскими невзгодами. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим "тело белое" ее сына, она шлет гневные прокля­тья: "Злодеи! Палачи!" Матрена Тимофеевна хочет найти на них управу, но ей не советуют односельчане вступать с ними в борьбу: "Высоко бог, далеко царь... Нам правды не найти". Когда же со вторым ее сыном случается несчастье, она реши­тельно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания.

Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. "Всю ночь я шла, не встретила живой души", - рассказывает Мат­рена Тимофеевна странникам.

Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суро­вое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотвержен­ным поступком, оказала "великую милость":

Послали в Клин нарочного, Всю истину доведали - Филиппушку спасли.

Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти вели­чаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притяза­ний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей своей.

Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей. Она готова им мстить за свои обиды.

Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!

- говорит она. Когда дедушка Савелий учит любимую внучку терпеть, заявляя, что богатырство мужика в его вы­носливости, Матрена Тимофеевна с иронией замечает:


Ты шутишь шутки, дедушка! -
Такого богатыря могучего,
Гай, мыши заедят!
"

Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать - это те замечательные качества, которые выгодно отличают Матрену Тимофеевну. Образ Мат­рены Тимофеевны очень близок, понятен и дорог мне. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, не­сокрушимая сила сокрыта в народной душе. Поэт верит в то, что

Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная - Правда живучая!

Некрасов убежден в могучей нравственной силе народа. Верит в то, что "ключи от счастья женского", "заброшенные и потерянные у бога самого", найдутся. Эта вера оказалась про­роческой. Наш народ, как и мечтал поэт, вышел на "широкую и ясную" дорогу жизни. Прав был поэт, утверждая, что "наро­ду русскому пределы не нужны".

"Я лиру посвятил народу своему"

Иди в огонь за честь Отчизны.

Н. А. Некрасов

Творчество Н. А. Некрасова составляет целую эпоху в истории русской литературы. Его поэзия была выражением нового времени, когда на смену уходящему классу дворян в общественную жизнь страны пришли разночинцы.

Для поэта воедино сливались понятия Родины и трудово­го народа - кормильца и защитника русской земли. Поэто­му так органично патриотизм Некрасова соединен с протес­том против угнетателей крестьян.

В своем творчестве Н. Некрасов продолжал традиции ве-


ликих предшественников - М. В. Ломоносова, К. Ф. Рылее­ва, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, - считавших "граж­данский сан" самым высоким.

Еще в 1848 году в одном из стихотворений автор сравни­вает свою поэзию с образом крестьянки. Его музе близки беды и страдания простых людей. Она сама - одна из мно-гих тысяч обездоленных и угнетенных:

Вчерашний день часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя,

И Музе я сказал: "Гляди!

Сестра твоя родная".

Этим стихотворением Некрасов начал свою дорогу в по­эзии, с которой уже не свернул никогда.

В 1856 году вышел второй сборник поэта, который откры­вался стихотворением "Поэт и гражданин", напечатанным более крупным шрифтом. Этим как бы подчеркивалась роль стиха в сборнике.

"Благородная и сильная вещь! Так и гудит мотив всей его музы", - писал один из современников поэта А. Тургенев, познакомившись с произведениями этой книги.

"Поэт и гражданин" является наиболее ярким, четким и определенным выражением гражданской позиции Некрасова, его понимания целей и задач поэзии. Стихотворение пред­ставляет собой диалог Поэта и Гражданина, из которого ста­новится ясно, что Гражданин чутко улавливает изменения, происходящие в обществе.

"Какое время наступило", - с воодушевлением говорит он.

Гражданин считает, что долг каждого перед обществом -не быть равнодушным к судьбе отчизны. Тем более это долг поэта, которого природа и судьба наградили талантом и ко­торый должен помогать открывать истину, зажигать сердца людей, вести их дорогой правды.

"Громи пороки смело", - призывает Гражданин Поэта.


Он старается пробудить равнодушно спящую душу Поэта, который объясняет свою общественную пассивность желани­ем создавать "настоящее", "вечное" искусство, далекое от жгу­чих вопросов современности.

Здесь Некрасов касается очень важной проблемы, порож­денной новой эпохой. Это проблема противопоставления об­щественно значимой поэзии "чистому искусству". Спор меж­ду героями стихотворения - идейный спор о жизненной по­зиции поэта, но он воспринимается шире: не только поэта, а любого гражданина, человека вообще. Подлинный гражданин "как свои, на теле носит все язвы родины своей". Поэт дол­жен стыдиться

... в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать.

Афоризмом стали некрасовские строки:

Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан.

С тех пор каждый настоящий художник сверяет по ним истинную ценность своего творчества. Особенно возрастает роль поэта-гражданина в периоды великих социальных бурь и общественных потрясений. Давайте обратим взгляд в се­годняшний день. С какой страстью, отчаянием и надеждой, с какой яростью ринулись наши писатели и поэты, художники и артисты на борьбу с отжившими догмами за создание об­новленного, гуманного обществаГ И пусть их взгляды подчас диаметрально противоположны и не со всеми можно согла­ситься, но благородна сама попытка пусть с трудом, ошибаясь и оступаясь, найти верный, путь движения вперед. Для них "гражданина сан" столь же высок, как в ломоносовские, пуш­кинские и некрасовские времена.

"Самым задушевным и любимым" назвал Некрасов "Эле­гию" - одно из своих последних стихотворений. В нем поэт с глубокой горечью размышляет о причинах дисгармонии в обществе. Прожита жизнь, к Некрасову пришло мудрое, фи­лософское понимание бытия.


Но бесправное положение народа, его жизнь, отно­шения между поэтом и народом по-прежнему волнуют автора.

Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая - "страдания народа" И что поэзия забыть ее должна, - Не верьте, юноши, не стареет она,

- утверждает он.

Отвечая всем колеблющимся и сомневающимся, что по­эзия может как-то серьезно повлиять на жизнь людей, он писал:

Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...

И Некрасов до последних мгновений своей нелегкой жиз­ни оставался воином, наносящим удары по царскому само­державию каждой строчкой своих произведений.

Муза Некрасова, так чутко отзывающаяся на чужую боль и чужую радость, не сложила своего поэтического оружия и в наши дни, она на переднем крае борьбы за свободного, счаст­ливого, духовно богатого человека.

Н. А. Некрасов - знаменитый русский писатель, поэт и публицист. Свои творения он посвящал преимущественно простому народу, его страданиям и переживаниям. Это такие произведения, как «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» и другие. Есть в творчестве автора и поэма, посвященная подвигу Здесь приводится ее краткое содержание. «Русские женщины» (Некрасов Н.А.) - это ода самоотверженной любви и нравственной силе наших соотечественниц, бросивших все ради своих мужей.

«Русские женщины», Н.А. Некрасов. Княгиня Трубецкая: отъезд из родного дома

Лютой зимой 1826 года юная княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая едет в Сибирь вслед за своим мужем, осужденным за покушение на царскую власть. Отец умоляет ее одуматься. Однако жена декабриста остается непреклонной. Она мысленно попрощалась с Петербургом, который любила без памяти, и близкими людьми, так как понимала, что сюда она может уже не вернуться. Ее отец, старый граф, заботливо уложил медвежью шкуру в воз, который должен был навсегда увезти его любимую дочь в царство снега и мороза. Так начался долгий путь княгини навстречу к мужу-декабристу, а ныне уже каторжнику Сибири. Вспомнить все основные моменты произведения нам поможет его краткое содержание.

«Русские женщины» Некрасова Н. А. Княгиня Трубецкая: дорожные впечатления

В дороге княгиня Трубецкая вспоминает свое беззаботное детство, безмятежную юность, по Италии. Как это все теперь далеко! Впереди ее ждет неволя в царстве лютой зимы. По дороге княгине лишь изредка встречаются убогие городишки, население которых немногочисленно. На улице стоит страшный мороз. Но все это не пугает отважную женщину, которая мечтает о встрече с любимым мужем. Так описывает путешествие по Сибири княгини Трубецкой Н.А. Некрасов. «Русские женщины» (краткое содержание произведения приводится в статье) - это поэма о большой любви и русской души.

Княгиня Трубецкая: в гостях у иркутского губернатора

После двух месяцев тяжелой дороги княгиня Трубецкая прибывает в Иркутск. Ее встречает сам губернатор, который уверяет женщину в своей преданности и желании во всем помочь. Однако когда княгиня просит у него лошадей до Нерчинска, чиновник не спешит выручать ее. Он взывает к ее чувствам, убеждая пожалеть своего престарелого отца, рассказывает об ужасах Сибири, которые ждут ее, если она не передумает. Он говорит, что женщине придется жить вместе с ворами и убийцами в общей казарме. Но это не пугает Трубецкую. Ужасы каторжной жизни ее не страшат. «Лишь бы, - как она говорит, - быть рядом с любимым и умереть вместе с ним». Тогда чиновник выкладывает последний козырь, предлагая женщине отказаться от титула и продолжать путь простолюдинкой. Но и это не может сломить княгиню. Тогда губернатор сдается и соглашается помочь своей гостье, которая вскоре продолжает свой путь. Исторические события того времени нам напомнит это произведение (его краткое содержание).

«Русские женщины». Некрасов Н.А. Княгиня Волконская: замуж за генерала

Детство и юность прошли под Киевом, в имении отца. Там она росла и взрослела, раскрываясь, как бутон розы. На всех балах, устраиваемых в отчем доме, юная красавица была центром притяжения взглядов как мужчин, так и женщин. Когда Маше исполнилось 18 лет, отец нашел ей хорошего жениха - генерала Сергея Волконского, который был в чести у государя. Он был намного старше своей юной невесты, но это не помешало Марии полюбить его. Вскоре состоялась свадьба. Молодые были счастливы. Единственное, что огорчало женщину, - это то, что она редко видит своего мужа, который был постоянно в разъездах. Спустя более 50 лет после была создана данная поэма. В 1872 году закончил ее написание Некрасов. «Русские женщины» (краткое содержание поэмы поведает об основных ее моментах) и поныне остается для нас одним из любимых произведений великого мастера.

Княгиня Волконская: рождение первенца и арест мужа

Вскоре выяснилось, что Мария забеременела. Но рождения своего первенца генерал Волконский не дождался. Его осудили за подготовку к заговору против царя. Доблестного генерала приговорили к каторжным работам в Сибири. Рожала Маша в доме отца. И как только оправилась после родов, решила сразу же ехать за мужем. Отец умолял ее подумать, пожалеть своего маленького ребенка. Но желание княгини было твердым. И скоро Мария отправляется в далекий путь. О том, что с нею произошло дальше, нам расскажет данное произведение (его краткое содержание).

«Русские женщины» Некрасова Н.А. Княгиня Волконская: тяжелая дорога по Сибири

В начале пути женщина останавливается в Москве в доме сестры Зинаиды. Здесь она стала героиней дня. Ею восхищаются и восторгаются. Даже поэт Пушкин был влюблен в нее. Позже он посвятит ей строки в поэме «Евгений Онегин». Путь женщины по Сибири был нелегким. Метели и морозы осложняли его. В Нерчинске Мария догоняет княгиню Екатерину Ивановну. К месту заключения мужей они прибыли почти одновременно.

Княгиня Волконская: встреча с мужем

Как только женщины добрались до места назначения, Волконская поехала на рудники, где работали каторжники. Часовой не хотел пускать ее, но, сжалившись над рыдающей княгиней, все же разрешил ей пройти в шахты. Первым Марию Николаевну увидел Трубецкой. А затем подбежали и Оболенский, и Муравьев, и Борисовы… Наконец женщина увидела мужа. На его ногах были кандалы, на лице - мука. Верная жена опустилась перед мужем на колени и припала губами к оковам. Так состоялась встреча Княгини Волконской с мужем.

Литературный вечер, посвященный 190-летию

Н.А.Некрасова

Образ русской женщины в поэзии Н.А.Некрасова

Учитель русского языка и литературы Матюнина Ирина Никлаевна

Поэты Родины моей…

Какие судьбы роковые,

Какие души золотые,

Какая искренность очей.

Подобно бойким удальцам,

Они в созвучье не играли,

Другие думы не давали

Спокойно биться их сердцам.

То грянул гром, то взвился смерч,

Но жили гордо, хоть и горько,

Не берегли себя нисколько

И не взывали их беречь.

Теперь-то видится ясней

Их роковая обреченность,

Их страшная незащищенность

От негодяев всех мастей.

Истерзан светской суетой,

В раздумье Пушкин произносит:

«Пора! Покоя сердце просит…»-

И отвергает сам покой.

За ним, предчувствуя беду,

И Лермонтов воскликнет с болью:

«Люблю… но странною любовью…»-

Имея Родину в виду.

И в ту же даль, и в ту же синь

Страдальческим и гневным гласом

Взметнется горестный Некрасов:

- «Кому вольготно на Руси…»

Ведущий 1. Дорогие гости, друзья, мы рады вас видеть в нашей литературно – музыкальной гостиной. Сегодня мы собрались для того, чтобы выразить почтение, любовь и уважение поистине русскому поэту Н.А.Некрасову.

Александр Твардовский писал о нем: «…Некрасов…вершина его гения – рядом с вершинами Пушкина и Лермонтова. Но у некрасовской поэзии своя собственная красота, своё озарение, своя, ни на что не похожая песня, своя любовь и ненависть, своя вера, и доколе будет жить на земле и удивлять людские души пленительное русское слово, не померкнет слова одного из его прекрасных мастеров. »

Сегодня наш разговор пойдет о прекрасных женских образах в лирике Некрасова.

Ведущий 2. Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли

Н.Некрасов. « Мороз, Красный нос»

(на сцену выходит Дарья)

Матрена: В полном разгаре страда деревенская…

Дарья: Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.

Матрена: Ох, не говори, Дарья, тяжела наша долюшка женская. С первым лучом солнца начинается для русской бабы непосильная эта работа:

Солнышко всё оживило,

Божьи открылись красы,

Поле сохи запросило,

Травушки просят косы,

Рано я, горькая, встала,

Дома не ела, с собой не брала,

До ночи косу клепала,

Утром косить я пошла…

Крепче вы, ноженьки, стойте!

Белые руки, не нойте!

Надо одной поспевать

Н.Некрасов «Мороз, Красный нос»

Дарья: А там, гляди, рожь – матушка стала в колос метаться. Бог нам послал урожай!

Овод жужжит и кусает,

Смертная жажда томит,

Солнышко очи слепит,

Жжет оно голову, плечи,

Ноженьки, рученьки жжет,

Изо ржи, словно из печи,

Тоже теплом обдает,

Спинушка ноет с натуги,

Руки и ноги болят,

Красные, желтые круги

Перед очами стоят….

Н.Некрасов. «Мороз, Красный нос»

Матрёна: Да, только успевай шевелиться, а покуда – то замешкаешься, так влетит от барина, ирода такого, век не забудешь! Зато сынок – то ихний, старшой который, Николай Алексеевич, не под стать отцу вышел.

(Дарья вытирает слезы платком)

Ой, да я гляжу, у тебя глаза на мокром месте. Да ладно, Дарьюшка! Будет тебе.

^ Дарья: Болел он всей душой за нас, простых людей. Видел он нашу жизнь, полную горя и страданий.

Ведущий 1. Женщины русские! В тяжкой неволе, выполняя самую трудную работу по дому и в поле, не досыпая ночами, растили они детей. Такова судьба и Матрены и Дарьи, и тысяч других женщин царской России. Достоевский, как никто другой знавший Некрасова, сказал о нем: «…Это было раненное сердце, раз и на всю жизнь, и незакрывающаяся рана эта была источником его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека по всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли…»

Ведущий 2. Когда мы произносим имя Н.А.Некрасова, то на память приходят строки: «Поэтом можешь и не быть, но гражданином быть обязан», «Я миру посвятил народу своему, «Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать.»» Мы знаем Некрасова как поэта – гражданина, демократа, певца униженных и обездоленных. И мало кто знает, что у Николая Алексеевича есть замечательные стихи о любви.

От любви к женщине, говорят, родилось всё самое прекрасное на Земле. В этом убеждаешься очередной раз, читая любовную лирику Некрасова.

О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа,

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти

Или послушаетесь вы

Благоразумья строгой власти

И чувству скажите: увы! -

Отдайте ей ее посланья

Иль не читайте их потом,

А то нет хуже наказанья,

Как задним горевать числом.

Начнешь с усмешкою ленивой,

Как бред невинный и пустой,

А кончишь злобою ревнивой

Или мучительной тоской...

О ты, чьих писем много, много

В моем портфеле берегу!

Подчас на них гляжу я строго,

Но бросить в печку не могу.

Пускай мне время доказало,

Что правды в них и проку мало,

Как в праздном лепете детей,

Но и теперь они мне милы -

Поблекшие цветы с могилы

Погибшей юности моей!

(Звучит «Ноктюрн» из Лирической пьесы Э. Грига)

Ведущий 1. Почти вся интимная лирика Некрасова посвящена женщине, которая, по свидетельствам современников, была необыкновенно хороша собой. «Красавица, каких не очень много», - писал о ней Чернышевский. Она «не только безукоризненно красива, но и привлекательная», - подчеркивал А.Фет. Грановский, сообщая жене: «Сколько в ней хорошего. В ней много ума и доброты истинной». «Она умна и хорошенькая, вдобавок любезна и пряма донельзя», - читаем в письме Ф.М.Достоевского брату.

Этой женщиной, получившей столько листов отзывов и занявшей огромное место в жизни и поэтической судьбе Некрасова, была Авдотья Яковлевна Панаева.

(Звучит песня Сольвейг из оперы «Пьер Гюнт» Э.Грига)

Ведущий 2. Некрасов познакомился Панаевой в начале 40-х г. XIX в, когда он еще только вступал в литературу. Двадцатилетняя Авдотья Яковлевна, изящная, черноволосая, гладкопричесанная, с румянцем на смуглых щеках, слыла одной из первых красавиц Петербурга. Многие из литераторов были тайно или явно к ней неравнодушны. И нет ничего удивительного, что та же участь постигла и Некрасова.

Ведущий 1. Союз Некрасова с Панаевой, длившийся около 16 лет, в лучшие его годы был освещен и любовью, дружбой и взаимопониманием. Их отношения отличены полной гармонией чувств и благотворным влиянием Авдотьи Яковлевны: её любовь «составила самых светлые страницы в мрачной жизни нашего поэта» К этой поре относятся стихи, в которых Некрасов назвал её «второй музой».

Зачем насмешливо ревнуешь,

Зачем, быть может, негодуешь,

Что Музу темную мою

Я прославляю и пою?

Не знаю я тесней союза,

Сходней желаний и страстей-

С тобой, моя вторая Муза,

У Музы юности моей!

Ведущий 2. Стихи Некрасова – предельно искренний лирический дневник, сохранивший горячие слезы сердечной жизни двух людей, их любви, ревности, горьких размолвок и расставаний.

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, -

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

Ведущий 1. Женщина в лирике Некрасова, пусть даже роковая и взбалмашная, как в его «Панаевском цикле», или победительно красивая и сильная, как в поэмах, или безоглядно жертвующая собой, как в «Русских женщинах», - тоже обречена, и судьба её тем трагичнее, чем больше внутренняя сила героини

Ведущий 2. «Русские женщины» - такое название дал Некрасов поэме, посвященной женам декабристов – Екатерине Трубецкой и Марии Волконской, поехавшим за мужьями в далёкую Сибирь.

Ведущий 1. Русские женщины – этим всё сказано: и о гордом создании своего достоинства, своей правоты, и о великой силе любви к мужу и уважении к его делу, о…

^ Инсценирование отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»

Ведущий 2. Е.Трубецкая уезжала в Сибирь первой из женщин. Н.А.Некрасов приветствует ее именно за то, что:

Она другим дорогу проложила,

Она других на подвиг увлекла!

Путь ее был труден, но выдержав все, она вправе была сказать такие слова:

Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!...

У Марии Волконской, уезжавшей второй, все было совсем не так, как у Трубецкой…Ей пришлось труднее, чем другим.

^ Чтение стихотворения «Марии Волконской»

Вспыхнули закатом облака.

Серебрится быстрая река.

Хрупкая и нежная рука

Ищет для горячих слез платка.

Звезды сражаются в реке,

Кружева на шелковом платке,

Два кольца сверкают на руке,

Прокричала цапля в вдалеке…

Буйный ветер налетел…

Ой, лети к родному, милый!

Лес тихонько прошумел:

Не под силу, не под силу…

Дай, луна, родному свет!

Будешь самый лучший друг мне…

Желтобокая в ответ:

Недосуг мне, недосуг мне…

Ветер воду всколыхнул,

Засмеялись звезды часто (чисто),

Лес расстроено вздохнул:

Декабристы, декабристы!...

Ах, никто не навестит

Ныне бедного солдата!

Лес опять в ответ шумит:

А сама-то, а сама-то…

От такого – то пути

Переломится любая!

Ветер шепчет и свистит:

Трубецкая, Трубецкая…

Ты звезда, скорей найдешь!

Звезды хором: - Мы не можем,

На, а если ты пойдешь –

Мы поможем, мы поможем!

И прислушалась луна,

И сказала: - Не забуду,

Буду век тебе верна,

Помогать, где трудно, буду.

Ветер взвился: - Не покину!

Лес шепнул: - Иди, Мария!

И река журчит: - Княгиня,

Мы с тобой. С тобой Россия!

Слово учителя.

Ведущий 1. По дороге в Сибирь Мария Волконская останавливается в доме Зинаиды Волконской.

Москва. Салон княгиня Зинаиды Волконской. Салон литературно-музыкальный, который оставил заметный след в истории русской культуры. Разносторонне одаренная женщина – писательница, певица и композитор, она была дружна с Пушкиным, Мицкевичем, Вяземским.

Все в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли…

Из воспоминаний Марии:

…Я слушала музыку, грусти полна,

Я пению жадно внимала;

И чудные звуки лились без конца!...

Ни один вечер в литературно-музыкальном салоне не обходился без исполнения романсов. В наши дни не часто можно видеть афишу со словами: «Вечер романса», а вот в XIX веке романс был «дневником сердца», душой человека, он выражал очень личные настроения любого человека.

Александр Сергеевич Пушкин вписал в альбом выдающейся пианистки того времени Марии Шимановской такие слова: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия». В XIX веке романсы как жанр музыки достигают небывалого расцвета. А звучали они чаще всего в таких музыкальных салонах, где собирались лучшие российские литераторы и музыканты.

(А.А.Алябьев – А.Дельвиг – романс «Соловей».)

Ведущий 2. Строки Некрасова – не только реквием по женской доле, плач по жизни, «не успевшей расцвесть», его героиня прежде всего жена и мать, её счастье зависит от счастья её близких. Один из трагических образов поэзии Некрасова – Орина, мать солдатская, потерявшая сына из – за страшной рекрутчины.

Воротился сын больнехонек,

Ночью кашель бьет солдатика,

Белый плат в крови мокрехонек!

И погас он, словно свечка,

Восковая, предыконная…

Мало слов, а горя реченька,

Горя реченька бездонная!..

(«Орина, мать солдатская»)

Ведущий 2. Надо сказать, что образ матери, этот прекрасный и вечный образ, проходит через всю поэзию Некрасова. С какой проницательной жалостью он описал тоску матерей, оплакивающих в одиночестве своих не вернувшихся с войны сыновей.

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где – то есть душа одна-

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы-

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих покинувших ветвей…

«Внимая ужасам войны…»

Ведущий 1. 1862 г. поэт создает стихотворение «Рыцарь на час», одно из лучших произведений русской поэзии XIX в., в котором снова обращается к образу матери. Над могилой матери, потрясенный красотой лунной ночи, он задумывается о жизни, о своем месте в ней. Поэт просит мать спасти его, смыть «слезою страдания» позорные пятна с души сына, направить «силу свободную, гордую».

Повидайся со мною, родная!

Появись лёгкой тенью на миг!

Сю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты, - грудью своей

Защищая любимых детей.

Да, я вижу тебя, бледнолицую,

И на суд твой себя отдаю.

Не робеть перед правдой – царицею

Научила ты музу мою:

Мне не страшны друзей сожаления,

Не обидно врагов торжество,

Изреки только слово прощения

Ты, чистейшей любви божество!

(Звучит «Лунная соната» Бетховена)

Ведущий 2. Сколько гордости и любви в этих строках о простых крестьянах – тружениках, матерях, счастливых в своей семье и своей работе, высоких сильных в любом направлении чувств.

Есть женщины в русских селеньях

С покойною важностью лиц,

С красивою силою в движеньях,

С походкою, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдет – словно солнцем осветит!

Посмотрит – рублем подарит!»

В игре её конный не словит,

В беде – не сробеет, - спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

Ведущий 2. Образ русской женщины, ставшей в творчестве Некрасова олицетворением живой души, символом многострадальной Отчизны и музы поэта, по праву занимает одно из главных мест в русской поэзии XIX века, находит отклик в сердцах благодарных читателей.

Ведущий 1. Стихотворения Некрасова и сейчас, спустя столько лет, продолжают волновать наши сердца, наполнять их надеждой, верой, любовью. Они учат нас видеть и ценить красоту окружающего мира, беречь любовь и дорожить этим прекрасным чувством. Некрасовские строки, как и прежде, продолжают сеять «разумное, доброе, вечное». Наверное, именно в этом и заключается великая заслуга русского поэта Николая Некрасова и главное значение его творческого наследия.

О письма женщины, нам милой!

От вас восторгам нет числа.

Но в будущем душе унылой

Готовите вы больше зла.

Когда погаснет пламя страсти

Или послушаетесь вы

Благоразумья строгой власти

И чувству скажете: увы! –

Отдайте ей её посланья

Иль не читайте их потом,

А то нет хуже наказанья,

Как задним горевать числом.

Начнешь с усмешкою ленивой,

Как бред невинный и пустой,

А кончишь злобою ревнивой

Или мучительной тоской…

О ты, чьих писем много, много

В моем портфеле берегу!

Подчас на них гляжу и строго,

Как в праздном лепете детей.

Но и теперь они мне милы –

Поблекшие цветы с могилы

Погибшей юности моей!

(Звучит «Ноктюрн» из «Лирических пьес» Э. Грига)

Ведущий 2. Мы видим, с каким уважением и с какой любовью относился Н.А.Некрасов к женщине. Н.Г. Чернышевский говорил о Некрасове: “Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства”.

Лирика Некрасова и сейчас, спустя столько лет продолжает волновать наши сердца, наполнять их надеждой, верой, любовью. Они учат нас видеть и ценить красоту окружающего мира, беречь любовь и дорожить этим прекрасным чувством. Некрасовские строки, как и прежде, продолжают сеять «разумное, доброе, вечное». Наверное, именно в этом и заключается великая заслуга русского поэта Николая Алексеевича Некрасова и главное значение его творческого наследия.

  • · 1821 В местечке Немирове Подольской губернии 28 ноября в семье отставного поручика Алексея Сергеевича и Елены Андреевны (урожд. Закревской) Некрасовых родился сын Николай.
  • · 1824--1832 Жизнь семьи в с. Грешнево Ярославской губернии по причине выхода отца в отставку.
  • · 1832--1837 Учение Николая и брата в Ярославской гимназии.
  • · 1838 Приезд Н. А. Некрасова в Петербург и неудачная попытка, вопреки воле отца, поступления в университет.
  • · 1840 Выход первого сборника Некрасова. «Мечты и звуки». Начало сотрудничества в изданиях Ф. А. Кони. Отрицательная оценка В. Г. Белинского всего сборника. Некрасов уничтожает почти весь тираж.
  • · 1841 Смерть матери поэта.
  • · 1842 Знакомство с В. Г. Белинским.
  • · 1844--1845 Сближение с В.Г. Белинским. Выход в свет альманаха «Физиология Петербурга» под редакцией Н.А. Некрасова. Сборник отразил искания и эстетику «натуральной школы».
  • · 1846 Выход некрасовского альманаха «Петербургский сборник», в котором были напечатаны стихи поэта « В дороге » и « Колыбельная песня ». Приобретение у Плетнева права на издание «Современника».
  • · 1847 Начало некрасовского «Современника». Трения между официальным редактором Никитенко и его фактическими редакторами -- Некрасовым и Панаевым.
  • · 1848 Начало «мрачного семилетия» в русской общественной жизни. Цензурные преследования «Современника». По доносу Ф. Булгарина Некрасова вызывают в III Отделение. За Некрасовым установлено секретное наблюдение.
  • · 1853 Тяжелая болезнь Некрасова. Создание «Последних элегий».
  • · 1854 Приход в редакцию «Современника» Н.Г. Чернышевского.
  • · 1856 Перед отъездом за границу (Берлин, Вена, Флоренция, Рим и т. д.) Некрасов передает свои редакторские функции Н.Г. Чернышевскому. Выход сборника «Стихотворения Н.А. Некрасова», имевшего огромный успех.
  • · 1857 Возвращение на родину. Приход в «Современник» Добролюбова.
  • · 1860 Уход из «Современника» И.С. Тургенева.
  • · 1861 Смерть Добролюбова. Написаны «Коробейники». Второе издание «Стихотворений Н.А. Некрасова».
  • · 1862 Арест Чернышевского. Первое запрещение «Современника» и приостановка издания на 8 месяцев.
  • · 1863 Возобновление «Современника». Создание поэмы «Мороз, Красный нос». Начало работы над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Приобретение усадьбы под Ярославлем «Карабиха».
  • · 1866 Закрытие «Современника».
  • · 1868 Начало нового журнала -- «Отечественные записки». Редактор -- Н.А. Некрасов. Публикация в № 1 поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
  • · 1870 Сближение с будущей женой Ф.А. Викторовой (Зинаида Николаевна Некрасова), с которой будет обвенчан в 1877 г.
  • · 1871--1872 Создание поэм «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».
  • · 1875 Начало последней болезни Н.А. Некрасова.
  • · 1876 Работа над четвертой частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
  • · 1877 Выход в свет книги «Последние песни».
  • · 1877, 27 декабря Смерть поэта и похороны на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.

Н.А. Некрасов является великим русским поэтом, имя которого золотыми буквами вписано в русскую и мировую литературу. Наследник Пушкина и Лермонтова, он сблизил поэзию с жизнью народа. Он писал в 40-е годы, в ту тяжелую пору, когда крепостное право стало невыносимым для русского народа. Некрасов был поэтом-реалистом, он был первым, кто с такой прямотой и резкостью раскрыл перед читателями картины из жизни народа, изобразив убогую деревню с ее нищетой и печалью, как бы покрывающей ее туманным облаком «несжатую полосу» и крестьянина, которому «моченьки нет». Поэт откликнулся на страдания простого человека. Стихи Некрасова имели большой успех, все чувствовали, что, появился поэт, которого еще не было на Руси. В своих стихах он обвинил самодержавие и высказал свою любовь к народу, веру в прекрасное будущее России. Чернышевский писал ему: «Вы теперь лучшая, единственная прекрасная надежда нашей литературы». Родине и народу посвящены многие его стихотворения. Еще в юности Некрасов обнаружил, что для него слова «родина» и «земля» -- всепоглощающая тема. Нам трудно представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, где бы не было русской природы и русских людей. «Да, только здесь могу я быть поэтом!» -- так говорил Некрасов, вернувшись из-за границы, которая никогда его не привлекала. Даже на какое-то время он не хотел уйти «от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень». Поэт благоговел перед Родиной, с искренностью и сердечностью изображал он деревню, крестьянские избы, русский пейзаж. Из этой любви к Родине, к ее народу и прекрасной природе и выросла поэзия Некрасова. Поэт переживал за судьбу России и призывал преобразить ее в «могучую и всесильную» страну. Он высоко ценил в народе его жизненную силу, активность в борьбе за свое счастье. «Да не робей за отчизну любезную. Вынес достаточно русский народ...» Некрасов знал великую силу и роль России: «Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней...» И поэт проклинает угнетателей народа, «владельцев роскошных палат».

Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирово на Украине. Осенью 1824 года отставной майор Алексей Сергеевич Некрасов поселился с семьей в родовом имении Грешнево Ярославской губернии. Отец Некрасова был одним из тех помещиков, которых было много в то время: грубый, буйный, невежественный. Его главный жизненный интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные страдали от его тяжелого характера. Особенно страдала от этого мать поэта, Елена Андреевна, урожденная Закревская. Она была умной и образованной женщиной, человеком доброй души и чуткого сердца. Елена Андреевна ради счастья своих детей и их спокойствия терпела выходки своего мужа. Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Крепостническое самодурство отца уязвляло юношескую душу будущего поэта, потому что страдали от этого все: крестьяне, он сам и горячо любимая мать. В 1832 году Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Юноша там не только много читал, но и сам создавал литературные произведения. Он хотел поступить в Петербургский университет, но подготовки в Ярославской гимназии оказалась недостаточной, и Некрасов определился вольнослушателем. Он в течение двух лет посещал занятия на филологическом факультете. Этот период жизни поэта обычно называют «петербургскими мытарствами», потому что время для поэта действительно было тяжелое. Отец хотел, чтобы его сын учился в военном заведении, и, узнав об университете, он лишил Николая материальной поддержки. Тому пришлось ради куска хлеба соглашаться на поденную работу в столичных газетах и журналах. Кроме того, на публикацию первого сборника стихов «Мечты и звуки» (1840) последовала резкая критика в печати. Но эти неудачи закалили характер поэта, и с тех пор основной темой его творчества стала судьба простого человека: бесправного крестьянина, городского нищего, русской женщины крестьянки. Но литературный талант Некрасова не остался незамеченным. При поддержке Ф.А. Кони, издателя театрального журнала «Репертуар и пантеон», он знакомится с В.Г. Белинским, который оказал на поэта огромное влияние - нравственное, литературное, идеологическое. Благодаря дружбе с великим критиком Некрасов порывает с романтическими увлечениями юности и создает глубоко реалистические стихи. В 1847 году писатель И.И. Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Здесь Некрасов в полной мере раскрывает свой редакционный талант. Ему удалось сплотить вокруг журнала лучшие литературные силы России 40-60-х годов Х1Х века. Поэтический расцвет Некрасова начался 1855 года. Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» вышел в свет в октябре 1856 года. Поэт глубоко продумал художественную композицию этой книги. Стихотворение «Поэт и гражданин» (1855-1856) открывало сборник. В этом сборнике была опубликована поэма «Саша», в которой автор хотел показать, как рождаются «новые люди» и чем они отличаются от других героев. В это же время были написаны «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастье». Первый сборник стихов принес Некрасову широкую известность. После отмены крепостного права Некрасов пишет знаменитую поэму «Коробейники» (1861). В этом произведении он расширил предполагаемый круг своих читателей и обратил в своем посвящении к народу. К тому же он за свой счет напечатал эту поэму в серии «Красные книжки» и распространил ее в народе через деревенских мелких торговцев. Такого еще не было в русской литературе. Декабристскую тему в творчестве Некрасова раскрывают поэмы «Дедушка» и «Русские женщины». Обращаясь к прошлому, поэт рассуждал о современности. В героинях декабристкой эпохи Некрасов искал и находил черты, которые объединяли их с русскими женщинами 60-70-х годов Х1Х века. 1875 года Некрасов тяжело болел. Ничто не могло остановить тяжелой, мучительной, смертельной болезни. Но Некрасов остается, верен своей Музе. И по-прежнему сохраняет Некрасов святость материнского образа. Умер Николай Алексеевич Некрасов 27 декабря 1877 года (8 января 1878).

Народный поэт, певец страданий, поэт-демократ… - по-разному называют Н.А. Некрасова. Некрасовская Муза - «Муза мести и печали», страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе за его освобождение, протестующая, сочувствующая всем угнетенным. Некрасов впервые в русской поэзии глубоко раскрыл тему народных страданий. В центре внимания поэта - тяжкая доля крестьян, бурлаков, строителей железной дороги, солдат. Тема страдания народа проходит через все творчество поэта. Он оставался верен избранному пути. Муза в его раннем стихотворении - сестра молодой крестьянки, иссеченной кнутом, в одной из последних песен Некрасова муза предстает уже в образе этой крестьянской женщины. Боль простых тружеников поэт воспринимает как свою. С пронзительной тоской в стихотворении «Железная дорога» он показывает, как голод согнал «массы народные» на строительство дороги. Некрасов описывает каторжный труд и нечеловеческие условия существования. Некрасов вырос на Волге и с детства был поражен картинами ужасающего труда бурлаков. В стихотворении «На Волге» поэт воссоздает образы несчастных людей, которые врезались в его память: один - «бледный, чуть живой», другой - «угрюмый, тихий и больной», в «лохмотьях жалкой нищеты». Поэт потрясен желанием последнего умереть к утру. Только смерть может оборвать нестерпимые муки «унылого» бурлака. В «Размышлении у парадного подъезда» Некрасов создает обобщенный образ страдальца-народа. Он пишет: «Где народ, там и стон». Печаль и гнев - вот основные чувства, вложенные Некрасовым в стихи о народе. Искреннее желание изменить судьбы страдающих людей принесло художнику слова высокое звание «народного поэта». Некрасов был заступником народа, выражал его интересы, служил ему и старался увлечь его на такую дорогу, которая, по мнению поэта, принесет мужику довольство и счастье. Свою личную судьбу, свои слезы Некрасов навсегда соединил с судьбой, слезами, страданиями всего народа.