Все о тюнинге авто

Растения с большим количеством устьиц. Устьица у растения: определение, расположение, функции. Значение устьиц в дыхании растений. Материалы и методы

Вариант 1.

Задание 1.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице? 1) венчик 2) пестик 3) тычинка 4) завязь

Задание 2. П (2)

х у

Сколько семян от общего количества прорастёт в 7-й день?

10% 2) 12% 3) 15% 4) 17%

Задание 3

Установите правильное обозначение видов корней.

1 − придаточный корень, 2 − боковой корень, 3 − главный корень

1 − главный корень, 2 − придаточный корень, 3 − боковой корень

1 − главный корень, 2 − боковой корень, 3 − придаточный корень

1− боковой корень, 2 − придаточный корень, 3 − главный корень

Задание 4

Таблица

Название растения

Число устьиц на 1 мм 3

Место произрастания

На верхней поверхности листа

На нижней поверхности листа

Кувшинка

625

Водоём

Дуб

438

Влажный лес

Яблоня

248

Плодовый сад

Овёс

Поле

Молодило

Каменистые

сухие места

4) Зарисуйте устьица и обозначьте на рисунке основные части устьица.

Задание 5.

Установите последовательность расположения слоёв в стебле древесного растения, начиная с его поверхности. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) луб

2) пробка

3) древесина

4) камбий

5) сердцевина

Задание 6

_____________________________________________________________________

Цветок представляет собой видоизменённый побег, приспособленный для полового размножения. Его функция - образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения.

Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков.

Цветоножка - это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растёт. Цветоложе расположено на верхней расширенной части цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зелёные чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения
животных - опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.

Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждая тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.

В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце - это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зёрен.

ЗАДАНИЕ

ОТВЕТ УЧЕНИКА

Озаглавьте текст

Основная функция цветка

Место где развивается пыльца

Семя развивается из…

Задание 7. П (5) Охарактеризуйте растение по морфологическому признаку.


Стебель:

А) прямостоячий;

Б) стелющийся

Корневая система:

А) стержневая;

Б) мочковатая

Жилкование листьев

А) сетчатое;

Б) параллельное;

В) дуговое.

Лист:

А) черешковый

Б) сидячий

Околоцветник

А) простой;

Б) двойной.

Самостоятельная работа по теме: «Органы растений»

Вариант 2.

Задание 1.

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

Цветоложе; 2) пестик; 3) тычинка; 4) завязь.

Задание 2. П (2)

Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3-4 мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х отложено время (в днях), а по оси у - количество проросших семян от общего их числа (в %)).

Сколько семян от общего количества прорастёт в 11-й день?

10% 2) 12% 3) 15% 4) 17%

Задание 3

Установите правильную последовательность расположения слоёв в стебле древесного растения, начиная с поверхности.

Сердцевина - кора - древесина - камбий;

Кора - камбий - древесина - сердцевина;

Кора - древесина - камбий - сердцевина;

Древесина - камбий - кора - сердцевина.

Задание 4 Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Численность устьиц у некоторых растений

Название растения

Число устьиц на 1 мм 3

Место произрастания

На верхней поверхности листа

На нижней поверхности листа

Кувшинка

625

Водоём

Дуб

438

Влажный лес

Яблоня

248

Плодовый сад

Овёс

Поле

Молодило

Каменистые

сухие места

1) Какую функцию выполняют устьица листа?

2) Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?

3) Объясните почему дуб и яблоня имеют устьица на нижней стороне листа.

4) зарисуйте устьица и обозначьте на рисунке основные части устьица.

Задание 5.

Установите последовательность зон корня, начиная с корневого чехлика.

1) Корневой чехлик

2) зона всасывания

3) зона деления

4) зона проведения

5) зона растяжения (роста)

Задание 6 Прочитай те текст. Выполните задания приведённые ниже текста.

______________________________________________________________________

После созревания пыльцы происходит перенос пыльцевого зерна на рыльце пестика. Этот процесс носит название опыления.

У некоторых растений созревшая пыльца попадает на рыльце пестика того же цветка, что приводит к самоопылению. Однако у большинства растений пыльца с одного цветка с помощью ветра, воды, животных, человека переносится на рыльце пестика другого цветка. Такое опыление называется перекрёстным. Наиболее распространённым в природе является перекрёстное опыление с помощью животных (насекомых). Для привлечения насекомых в цветке развиваются особые железы - нектарники, выделяющие сахаристую жидкость (нектар). Перелетая с цветка на цветок и питаясь нектаром, насекомые опыляют цветущие растения, перенося на лапках пыльцу.

У многих древесных, степных и луговых растений перекрёстное опыление осуществляется с помощью ветра. Эти растения - ветроопыляемые. В их цветках рыльце пестика обычно длинное и ветвистое, а тычинки - с длинными тонкими тычиночными нитями, легко раскручивающимися при дуновении ветра.

Цветы насекомоопыляемых растений крупные имеют яркую окраску. Если цветы яркие, но мелкие, то они собраны в соцветия.

Ветроопыляемые растения цветут весной до распускания листьев.

Задание:

Озаглавьте текст

Заполните таблицу. Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Признаки

Насекомоопыляемые растения

Ветрооыляемые растения

1 Крупные яркие цветки

2 Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия

3 Наличие нектара

4 Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия

5 Наличие аромата

6 Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество

7 Крупная липкая шероховатая пыльца

8 Растения цветут весной до распускания листьев

Дайте ответ на вопрос.

Почему, когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, клевер хорошо цвел, но плодов и семян не было?

Задание 7. Охарактеризуйте растение по морфологическому признаку.


Стебель:

А) прямостоячий;

Б) стелющийся

Корневая система:

А) стержневая;

Б) мочковатая

Жилкование листьев

А) сетчатое;

Б) параллельное;

В) дуговое.

Лист:

А) черешковый

Б) сидячий

Соцветие

А) кисть;

Б) корзинка;

В) головка;

Задание 4.

Какие функции выполняют устьица листа?

Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?

Объясните почему водные растения имеют наибольшее количество устьиц на верхней стороне листа.

ЗАДАНИЕ

ОТВЕТ УЧЕНИКА

Озаглавьте текст

Основная функция цветка

Какой орган снабжает цветок питательными веществами?

Какая часть околоцветника привлекает насекомых - опылителей?

От чего зависит цвет лепестков

Место где развивается пыльца

Семя развивается из…

Объясните смысл выражения «Кто срезает цветок, тот срезает семя».

Бланк ответов к самостоятельной работе

1.7 Число устьиц и их распределение по листу

Число устьиц на поверхности листа колеблется от нескольких сотен до 1000 на 1 ммІ листовой поверхности. У большинства травянистых растений устица расположены на обеих сторонах листа. Многие теневыносливые растения имеют устьица только на нижний стороне листа. Этой же особенностью отличается и большинство древесных пород (берёза, дуб, тополь и др.). Несмотря на то, что устьица составляют очень небольшую часть площади листа (площадь их отверстий в открытом состоянии составляет около 1%), выделение водяного пара через открытые устица совершается беспрепятственно. По закону Стефана, диффузия водяного пара поверхностей идет пропорционально их диаметру, а не их площади. В связи с этим испарение из сосуда со многими отверстиями идёт быстрее, чем из сосуда с одним большим отверстием. Для этого, однако, необходимо одно условие, а именно мелкие отверстия должны быть расположены на известном расстоянии друг от друга. Расположение устьиц в эпидермисе листа как раз этому и соответствует.

Испарение с краев отверстий идет быстрее, чем с их середины. В середине отверстия испаряющиеся частицы оказывают большее влияние друг на друга, и испарение замедляется. На этом основании чем больше отношение периметра к площади отверстия, тем интенсивнее будет идти диффузия чистиц, так как это отношения тем больше, чем меньше диаметр отверстия.

Из изложенного следует, что общая скорость диффузии через мелко продырявленную мембрану будет происходить с почти такой же скоростью, как и из сосуда без мембраны. Последние хорошо видно из схемы на рисунке 4.

Рисунок 4. Схема испарения водяного пара из открытого сосуда (1) и через мелко продырявленную мембрану (2).

Биология лесных зверей и птиц

Млекопитающие -- класс позвоночных животных, основными отличительными особенностями которых являются живорождение (за исключением инфракласса клоачных) и вскармливание детёнышей молоком (подрастая...

Водный режим растений

Водный режим растений

Различают три типа реакций устьичного аппарата на условия среды: 1. Гидропассивная реакция -- это закрывание устьичных щелей, вызванное тем, что окружающие паренхимные клетки переполнены водой и механически сдавливают замыкающие клетки...

Здоровье школьников: проблемы и пути решения

При занятии подростка спортом нельзя допускать перетренировки. Об утомлении после большой физической нагрузки свидетельствуют вялость, боль в мышцах. Родители должны контролировать время занятий спортом...

Концепции современного естествознания

Объем сигнала характеризует пропускную способность канала связи, необходимую для передачи сигнала. Он определяется как произведение ширины спектра сигнала на его длительность и динамический диапазон: V = FTD...

Мейобентос зарослей макрофитов прибрежной зоны Новороссийской бухты

Работ, описывающих закономерности пространственного размещения мейобентосных организмов, достаточно много - в последние десятилетия это одно из самых популярных направлений в исследованиях...

Методи мікробіології

Найчастіше санітарно-гігієнічний стан обєктів довкілля оцінюють за непрямими мікробіологічними показниками, які дозволяють визначити ступінь потенційної небезпеки. До них відносять загальне мікробне число (загальне мікробне забруднення)...

«Быть живым, -- отмечал В.И. Вернадский, -- значит, быть организованным». На протяжении миллиардов лет существования биосферы организованность создается и сохраняется благодаря деятельности живых организмов...

Многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы

В связи с действием солнечной энергии и внутренней энергии Земли в биосфере совершаются постоянные процессы движения и перераспределения вещества. В ней осуществляется массовый перенос твердых...

Молекулярно-генетический уровень живых структур

То, что гены расположены в хромосомах, казалось бы, не соответствует тому факту, что у людей только 23 пары хромосом и вместе с тем тысячи различных признаков, которым должны соответствовать тысячи различных генов. Одних только признаков...

Мухи-сфероцериды (Diptera, Shaeroceridae) природного заказника "Камышанова поляна"

Мухи-сфероцериды (Diptera, Sphaeroceridae) природного заказника "Камышанова поляна"

На территории заказника «Камышанова Поляна» чётко выделяются следующие виды биотопов: лесные, луговые, различные околоводные, а также опушечные формации...

Орнитофауна реки Золотухи

Наблюдения показали, что практически круглогодично на участках доминирующим видом является кряква, её доля может достигать более 80%. У остальных видов птиц доля значительно ниже, а численность подвержена большим колебаниям...

Особенности распространения и состояния популяций вяза шершавого на территории Архангельской области

Распределение по размерным классам также сильно различается в 2-х изученных ценопопуляциях (таблица 1, рисунок 5,6)...

Происхождение и распространение химических элементов

химический элемент земля нуклеосинтез Под литосферой (ниже поверхности Мохо до глубины 400 км) расположена верхняя мантия -- таинственный слой, пока еще недоступный для человека. Считается...

«Конкурс по биологии» - Кисть. Команды. Эритроцит. Наука. Конкурс эрудитов. Разминка. Папа римский Иннокентий. Наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Термин. Носовая полость. Английский ученый. Неподвижное соединение костей. Поле чудес. Наука о строении и форме организма и его органов. Конкурс для капитанов. Найди ошибку.

««Игра по биологии» 6 класс» - Беленькое платьице. Глухари. Дождевой червь. Прогулка в лес. Корзина. Насекомое. Свекла. Пурга. Что лишнее. Живая буква. Лепестки. Поймай птицу. Команда. Липа. Игра по биологии. Наступает весна. Сорняк. Стоп-кадр. Кроссворд. Отгадай ребус. Найди ошибку. Золотая середина.

«Викторина по биологии» - Снова будешь жизни рад. «Корешки» Картофель Томаты Морковь Капуста Перец Белена Баклажаны. Ягода вкусна. Что за растение находится в «черном» ящике? С грядки мы возьмем микстуру, За таблеткой сходим в сад, Быстро вылечим простуду. Кроме плодов используют ботву. Час занимательной биологии. Подсказка №2 Симбиоз.

«Игра на биологии» - 11 класс. «Взгляды учёных К. Линнея, Ж.-Б. Обсуждение хода и результатов игры. Подготовка к проведению. Игра – творческая дискуссия. Ориентация. Игра – направляемая дискуссия. Дидактические возможности учебных игр. «Составь трёхзначное число». «Пятый лишний». Классификация учебных игр (по Т. П. Войтенко).

«Игры уроки» - Травянистое растение со сростнолепестным венчиком фиолетового цвета. А между зонами проведения и роста? 13. Астра. 12. Колокольчик. 17. Пройдя по лабиринту, найдите пары симбиоза. Часть букв в плетенке скрыто. Кактус. Как образуются корневые шишки? Хвойное дерево. Плод груши. По вертикали: туя, биота, тис, пихта, кедр, ель.

«Игра по биологии» - Как зовут старшую сестру кабачка и патиссона? Назовите растение. Назовите птицу Афины, богини мудрости. Третий раунд. Что И. П. Павлов назвал «изумительной пищей, приготовленной самой природой»? Правила сходны с правилами телепередачи «Своя игра». В какой стран высшая награда - Орден Хризантемы. Канн - «Золотая пальмовая ветвь», Берлин - «Золотой медведь», Венеция - …

Гилина Марина Дмитриевна

учитель биологии

высшей квалификации

МБОУ Каменская ОО школа

Итоговый контрольный тест по биологии.

6 класс.

1.Биология - наука, изучающая:

А - живую и неживую природу В- сезонные изменения в живой природе

Б - живую природу Г - жизнь растений.

2.Строение растений изучает наука :

А - экология В - ботаника

Б - фенология Г - биология.

3. Организм растения состоит из:

А - корня и стебля В - корня и побега

Б - цветка и стебля Г - цветка и плодов.

4.Главные части цветка :

А - лепестки и чашелистики В - цветоложе и цветоножка

Б - пестик и тычинки Г - столбик и рыльце

5.Главный признак плода:

А - наличие запаса питательных веществ В - наличие семян

Б - наличие семенной кожуры Г - наличие плодовой оболочки

6.Плодом нельзя назвать :

А - зрелое яблоко В - корнеплод моркови

Б – ягоды смородины Г - зерно пшеницы

7.Клеточное строение имеют:

А - все растения В - только некоторые растения

Б - только водоросли Г - только Покрытосеменные растения.

8.Корневая система состоит из:

А - боковых корней В - придаточных корней

Б - всех корней растения Г - главного и боковых корней.

9. Фотосинтез происходит (выберите два правильных ответа)

А - только на свету В - только в листьях

Б - только в темноте Г - только в зелёных частях растения.

10. К высшим растениям не относятся :

А - водоросли В - папоротники

11. В половом размножении растений принимают участие :

А - гаметы В - споры

Б - клетки листа Г - семена.

12 .К классу однодольных растений относят растения, у которых : (выберите два признака)

А - зародыш имеет 2 семядоли В - зародыш имеет 1 семядолю

Б - мочковатая корневая система Г - стержневая корневая система

13. Автотрофами являются:

А - зелёные растения В - грибы

Б - бактерии Г - лишайники.

В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь . Целое

Часть

Семя

Корень

Боковой корень

14. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

плод

2)

соцветие

3)

цветок

4)

плодовое тело

15. К высшим споровым растениям относят

сосну обыкновенную

2)

ламинарию

3)

белый гриб

4)

папоротник орляк

16. Пользуясь таблицей «Численность устьиц у некоторых растений», ответьте на следующие вопросы.

Таблица

Численность устьиц у некоторых растений

Название растения

Число устьиц на 1 мм 3

Место произрастания

На верхней поверхности листа

На нижней поверхности листа

Кувшинка

625

Водоём

Дуб

438

Влажный лес

Яблоня

248

Плодовый сад

Овёс

Поле

Молодило

Каменистые сухие места

1) Как расположены устьица у большинства растений, представленных в таблице?

2) Почему численность устьиц у многих растений разная? Дайте одно объяснение.

3) Как число устьиц зависит от влажности места обитания растения?

17. В темном лесу многие растения имеют светлые цветки, потому что они:

а. Заметны насекомым

б. Заметны людям

в. Украшают лес

г. Растут на плодородной почве

18. Экология – это наука, изучающая:

а. Растительный мир

б. Животный мир

в. Неживую природу

г. Условия обитания живых организмов и их взаимовлияние друг на друга.

Известно, что загрязнение среды, в первую очередь, влияет на устьичный аппарат растений. Основными функциями устьиц являются газообмен и транспирация. Нарушение функций этих устьиц может привести к гибели листьев, и, в целом, к гибели всего растения (Лыкшитова, 2013). Мы подсчитали количество устьиц на листовых пластинках исследуемых видов растений на ключевых участках в сравнении с контролем. Данные исследований приведены на рис.16.

Рис. 16 Количество устьиц на листовых пластинах Ulmus pumila, Malus baccata, Syringa vulgaris на 1 мм І площади листа

Подсчёт числа устьиц на единицу площади листовой пластинки у древесных растений, произрастающих в городских условиях, показал, что действительно, при приближении к автомагистрали количество устьиц возрастает. Влияние атмосферного загрязнения нарушает целостность клеток устьиц, и замыкающие клетки устьиц теряют способность регулировать ширину устьичной щели.

При постоянно открытых устьичных щелях, расход влаги растительным организмом на физиологические процессы особенно влияет на интенсивность транспирации.

Уменьшение общей оводнённости тканей и увеличение количества связанной воды над количеством свободной воды может свидетельствовать об адаптации растений к условиям городской среды. В качестве биоиндикационных показателей городской среды можно использовать морфобиологические показатели древесных растений, процент пылевого загрязнения и особенности фракционного состава воды.

Из представленного рисунка видно, на контрольном участке наибольшее количество устьиц отмечается у ильма приземистого и составляет 138, у яблони -127, у сирени -100. В условиях загрязнения среды количество устьиц на листовых пластинках всех исследуемых видов резко увеличивается. Это является морфологическим адаптивным приспособлением к выживанию растений в условиях загрязнения атмосферы. Увеличение количества устьиц на листовых пластинках компенсирует уменьшение дисперсности листьев, как было показано ранее. Это связано с тем, что уменьшение площади листьев, приводит к сокращению устьичного аппарата, поэтому увеличение количества устьиц при уменьшении общей площади листовых пластинок, способствует сохранению функций газообмена и транспирации листьев. Данные о количестве устьиц хорошо коррелируют с данными о дисперсности листьев. Как было указано ранее, наибольшее уменьшение дисперсности листьев отмечалось у ильма. Данные о количестве устьиц свидетельствуют о том, что у ильма уменьшение количества листьев на кв.м, компенсировалось более резким увеличением количества устьиц. Так, в среднем по трем участкам у ильма приземистого количество устьиц возросло в сравнении с эталонным участком, на 321, тогда как у яблони и сирени 175 и 106 соответственно.

Это свидетельствует о том, ильм хорошо адаптируется к неблагоприятным условиям среды.

Таким образом, можно отметить, что в условиях техногенного загрязнения атмосферы города Улан-Удэ, как древесные жизненные формы (яблоня и ильм), так и кустарниковые (сирень), довольно хорошо адаптируются к загрязнению атмосферы. У всех видов активизируются морфологические механизмы адаптации. В условиях более сильного пылевого загрязнения можно рекомендовать древесные формы - яблоня и ильм.