Все о тюнинге авто

Пояс в традиционной материальной и духовной культуре белорусов. Тканый пояс как структурообразующий элемент изделия Пояс и нательный крест никогда не снимаются

Тканые Славянские Пояса

Тканый пояс как аксессуар начинает снова заявлять о себе и в современном мире.

Дорогие друзья! Предлагаем вашему вниманию изделия, тканые на бердо и дощечках - пояса в древнерусской старославянской традиции с обереговой символикой. Пояс - общеславянский термин. Имеются и другие названия: опояска, кушак, сетка, покромка, ремень. На Руси издревле пояса были неотъемлемой частью и повседневной, и праздничной одежды. У каждой хозяйки был целый набор поясов различного назначения: праздничных, будничных, для подпоясывания верхней одежды (кушаки), нижней и так дальше. Концы поясов украшали пышными разноцветными кистями, которые иногда составляли несколько ярусов. Женские пояса отличались от мужских длиной: мужские - однорядные, женские - двухрядовые (обвивали талию два раза).

Завязывался пояс узлом спереди или сбоку, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. Способ навязывания поясов обозначал их длину, которая варьируется от 1,5 до 4 метров, отдельные пояса достигают 5-6 м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (2,5 см) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (3-5 см), а ритуальную рубаху широким поясом в 6-9 см.
Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Кисти пояса символизируют корни родового древа, связь с плодородной функцией земли.

Основных способа ношения поясов два: высоко под грудью и низко под животом. Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать» - утратить приличие поведения; "распоясанный" - безпутный, способный на любой негативный поступок человек. Буквальное значение этого слова - человек без пояса, то есть без роду-племени, за соблюдение принятых социальных норм никто не несет ответственности и неизвестно, чего от него можно ждать. Также подпоясанная одежда лучше согревает и обеспечивает свободу движений во время труда.

Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д. То есть пояс - это оберег от злых сил, демонов, колдунов .

С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.
Тайные свойства пояса, скрепляющего союз молодых использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь (показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе.

В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы . Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. Широким мужским поясом спеленовывали младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д. Пояс выступает почти всегда в роли оберега . Это подтверждается тем, что завязывается он на самой уязвимой части тела - животе (чакра "Живот" - Жизнь). Без пояса не ходили даже в избе, женщины не снимали его и на ночь.
Обереговые свойства пояса знахари и ведуны при необходимости могли усилить определенным заговором или зарядить по Рэйки .

Каждое изделие - это неповторимая атмосфера родовых воспоминаний времен Древней Руси, возрождение Духа, укрепление Духа и создание целостности Души посредством носимых обереговых изделий. Каждое детище неповторимо , оно выполнено руками и аккумулирует в себе множество сплетений божественных чувств и эмоций, ведь во время творчества Мастерицы входят в медитативное состояние и подключаются к Божественному источнику и черпают энергию и информацию из РОДовой памяти.

О том, как применять пояса, можно прочесть на страничке "Пояса в Древней Руси. Применение поясов ".

Какие нитки и для каких целей

Хлопковые нити лучше всего подходят для постоянной защиты от сглаза и порчи. Шерсть закрывает пробои в вашей энергетике. Лён действует умиротворяюще и успокаивающе.

Мужские пояса. Узоры для мужских изделий выбираются такие, которые способствуют духовному росту, развитию, упорядочиванию пространства, защиты себя и других, развитию мужественности и открытию Силы.

Женские пояса. Узоры для женских изделий всегда содержат в себе информацию о плодородии и засеянном поле, достатке, это узоры с изображением Берегинь Рода - Макоши и Лады, это узоры для здоровья и гармонии внутри себя и в семье.

Арт-02-001

Пояс "Берегини и Макоша"

Материал: хлопок. Цвет: бирюзовый. Ширина: 2,5 см.

Макошь - символ Женского Материнского начала. Богини, имеющей власть над людской долей.

Макошь - богиня всей Судьбы (слог "ма" может сокращенно обозначает слово "мать", кош, кошт - судьба), старшая из богинь, которые плели судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. В силу того, что Богини (пряхи судьбы) в верованиях предстают всегда втроем, ткать Пряжу Судеб Богини Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми.


Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды).

Также Богиня Макошь – Богиня плодородия, мать урожаев, имеет 12 годовых праздников, иногда изображена с рогами. Характерный женский рогатый головной убор носили еще в 19-ом веке на народных праздниках.

День Макоши - Пятница, в православии образ слился с Параскевой Пятницей, т.е. она покровительница хозяек и жен.
Ее металл - серебро, камень - горный хрусталь и так называемый "лунный камень". Зверь Макоши - кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища. Кумиры Макоши могли быть изготовлены из "женских пород дерева", в первую очередь - из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть рогат или иметь в руках рог. Берегиня - Великая Богиня, породившая все сущее.

Арт-02-002

Пояс "Алатырь"


Материал:
шерсть, хлопок, цвет: ванильный (хлопок) с красным (шерсть).

Пояс. Длина: 200 см, ширина: 3 см.

Алатырь - Око Бога. Означает Единство и Многообразие Силы Всевышнего, пребывание ее здесь и сейчас. Соединение небесной и земной энергий. Центр всех Вселенных, Всеобщий Родник Энергий, Центр всех Центров, начало и конец всех дорог. Общение с символом Алатырь можно осуществить через медитацию. Символ высших духовных стремлений и видения.

Нося такой пояс или очелье, мы получаем через этот символ энергию, мы просим Божественного благословления и пребывания Духа Святости и Жизни в данном объекте. Предмет этот может помогать, являясь проводником Энергии Богини Живы, амулетом, талисманом, оберегом.

Еще такая трактовка Алатыря есть как пожелание: "управляй своей судьбой, двигайся, развивайся, Земля для познания тебе дана, твёрдостью духа вперед иди - всю Землю, как дом видя. Не бойся, сам Род тебя оберегает, черпай Знания от Богов и Предков, ты - Храм Бога, сосуд его, в том Высший Путь." В других цветах этот же узор можно посмотреть в нашем альбоме ВКонтакте .

Арт-02-003

Пояс "Боярский"

Материал: шерсть, хлопок. Длина: 200 см, ширина: 4 см. Пояс очень красивый. Подходит как для мужчин, так и для женщин, имеющих отменное чувство вкуса и радости. Если так, то этот узор - для вас!


Арт-02-004

Мистический Пояс "Велес"

Материал:

вариант-1: натуральный лён (цвет бежевый), хлопок (цвет винный). Ширина: 3 см, длина: 200 см.

вариант-2: отбеленный лён, шерсть. Возможны и другие сочетания цветов и ниток по согласованию с вами.

Пояс очень мистический. Тому, кто его будет носить или просто иметь рядом, Велес покровительствует открытию мистических способностей.

Велес - Бог мудрости, искусства, торговли, БОГатства, гадания, проводник и охранник умерших Душ. Бог-Покровитель скотоводов и животноводов, а также Родовой Покровитель западных славян - Скоттов (шотландцев), поэтому и говорили они всем из покон веков, что "Велесъ скотий Богъ".

Переселившись на британские острова, древние Роды Славян - Скоттов назвали все обжитые провинции - Землей Скоттов - Scotland (Шотландией), а в честь своего Родового Бога - Покровителя Велеса они назвали земли с лучшими пастбищами его име­нем - Wales (Уэльс, т.е. Велес).

Так как Велес является Богом-Покровителем и Управителем Небесного Чертога Волка во Сварожьем Круге, который расположен рядом с Небесным Рубежом, разделяющим Миры Света и Тьмы, Вышние Боги доверили Велесу быть верховным Хранителем Небесных Врат Междумирья. Эти Небесные Врата находятся на Золотом Пути Духовного Развития, который ведет в Небесный Асгард, а также в Небесный Вырий и в Светлые Чертоги Волхаллы.

С Велесом связано созвездие Рыб.


Арт-02-005

Пояс "Славянский"


Материал: хлопок, шерсть. Цвет узора красный, зеленый. Длина: 200 см, ширина: 4 см. На поясе узоры: Алатырь и Засеянное поле.

Смысл вибраций, которые излучает пояс: Вся земля - планета наша - пространство для познания данное, стремись, человек, иди за знаниями, Всевышний покровительствует тебе.


Арт-02-006

Мужской пояс-оберег "Мирные Небеса"

Длина: 200 см, ширина: 3,5-4 см. Материал: лён, хлопок. Узор взят из Мурманского краеведческого музея: символы плодородия (Солнце над засеянным полем и узор Хлеба) и защиты (символ Живы и руны), посылаемые Предками. Возможно изготовить пояс этот из того материала и цвета, который желается именно вам. При заказе этого узора пишите свои пожелания.

Символизм узора: «Я сильный, Я крепкий, Я волевой, Я твердый, Я смелый, Я мужественный, Я хочу, Я могу, Я люблю, Я первый, Я есть, Я всегда».

Арт-02-007 "Гармония"

Материал: хлопок, ширина: 3 см.

Вариант 1. Красный с белым.

Символизм узора : Любовь мужчины - лучший рецепт молодости и красоты женщины… А любовь женщины - лучший рецепт силы и успешности мужчины... Гармония женского и мужского.

А Высшая Небесная Истина становится доступной и понятной только тем из людей, кто стремится к вершинам созидания, продвигаясь по Златому Пути Духовного и Душевного совершенства...

Милая! Твои волосы пахнут дождём...
- А как пахнет дождь?
- Дождь пахнет радостью, нежностью, полётом, состоянием без мыслей...

Вот такие состояния транслирует этот узор. Соответственно, подойдёт как женщинам, так и мужчинам.


Вариант 2. Зелёный с белым.

Способствует уравновешиванию Солнца и Луны в энергетике человека. Состав: лён, хлопок. Ширина: 2 см.


Арт-02-008

"Оберег Младенца"

Пояс для младенцев. Обережный. Подойдет детишкам как только что родившимся, так и любому возрасту до 7 лет. Этот цвет для девочки, для мальчика узор тот же подойдет, только цвета нужно взять другие.

Состав: лён, шерсть. Ширина: 3,5 см. Длина: 120 см.

Узор раньше наносился на свивальники, бранницы на рождение. В состав узора входят символы: Гора Меру, Рождение, Бараньи рожки, Мироздание.
Узор взят из книжки "Узорочье".


Дополнительный каталог поясов и очелий, а также более детально рассмотреть фотографии изделий, можно в альбомах в нашей группе ВКонтакте:

Из глубины веков дошло до нас слово «распоясаться» - вести себя дурно. Что же такое пояс для русского человека? Почему к нему издавна было такое трепетное отношение? Оказывается, пояс был не только необходимой деталью одежды, но и выполнял важные социальные и обрядовые функции.

Пояс («опояска», «кушак», «покромка») до недавнего времени был обязательной деталью как женской, так и мужской одежды. И тут дело не только в удобстве - пояс сопровождал человека на протяжении всей его жизни.

Недаром народная мудрость гласит: «Носи рубаху с крестом и поясом, и ничего тебе не деется». Интересно, что женщины даже ночью пояс не снимали - исподняя рубаха обязательно должна быть подпоясана.

Хождение без пояса всячески осуждалось: в сказках «без креста и пояса» ходит всякая нечисть, да и о человеке, который уже «сраму не имет» говорят: «совсем уж распоясался».

Особая роль отводилась поясу и в народной медицине, и в празднично-обрядовой культуре крестьян.
Так в Новгородской губернии широким льняным поясом - «свивальником» - свивали новорождённого, а на крестины крёстная дарила новорождённому нательный крестик и пояс, который считался оберегающим от всех невзгод и сохранялся на протяжении всей жизни.

И, конечно же, ни одна свадьба без поясов не обходилась. Кроме того, что пояса служили подарками жениховой родне и дружке, они играли важную роль и в обрядности. Вот в Пермской области в день венчания невеста опоясывалась лыком прямо по голому телу, и только потом уже одевалась в свою лучшую одежду. По мнению стариков, такая опояска была надёжной защитой от колдунов.

Ну а самый яркий и красивый пояс невеста дарила жениху в день сговора. Но не просто так дарила, а «куражилась», чтобы жених помучился, посомневался. Вот как это было: пояс раскладывали перед лавкой,на которой стояла девушка, а она приговаривала: «Хочу - вскочу, хочу - не вскочу», причём длиться это могло достаточно долго. Но если уж она давала своё согласие и впрыгивала в круг пояса, то отказаться от своего слова уже не могла и вручала пояс жениху.

Вообще, пояс (так же как и рушник) олицетворял дорогу. В свадебной обрядности - это дорога в новую семейную жизнь, в похоронной - в жизнь иную. Усопшего опоясывали и ещё несколько поясов клали рядом в гроб. На поясах же опускали гроб в землю. Отличались погребальные пояса особенными молитвенными текстами: «ВСЕ УПОВАНИЯ МЫ НА ТЯ ВОЗЛАГАЮ, МАТИ БОЖИЯ СОХРАНИ МЯ ПОД КРОВОМ ТВОИМ»(Новгородская обл.).

Однако, молитвы встречаются не только на погребальных поясах. Например, при монастырях часто делали и продавали такие пояса.

Каких только поясов не было в России ещё в начале ХХ века! И кручёные, и кожаные (правда, только у мужчин), и плетёные, и полутканые, и тканые, и вышитые; и цветов самых разных - ведь с середины ХIХ века уже появляются анилиновые красители. А ещё в это же время развивается целый «кушачный» промысел на берегу Северной Двины в Красноборске и «Белой Слуде». Эти кушаки отличались особой прочностью. Но чаще женщины ткали пояса сами - себе и своей семье. «Тыкали так - эдакую палочку приделывали, вот как вроде … швейка. Дак на швейке вот намотают и притыкают вот эдак. У каждого было не по одному поясу» (Вологодская обл.)

К мужским поясам часто крепились кожаные мешочки для денег, ключей, расшитые кисеты с табачком и ножики. Дарёные вышитые платочки тоже за пояс затыкали. А у женщин были специальные поясные сумочки- «лакомки» или «лакомники», украшенные вышивкой. В некоторых областях России были даже поясные украшения - «назадни», «подмохорники» и многие другие.

Вроде бы и предмет-то простой - пояс, а вот сколько у него было применений. В этом-то и есть мудрость наших предков - ничего лишнего и бесполезного, всему-то должно быть объяснение, всему-то - применение, от всего-то - радость.

Еще в начале XX века пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Самые разнообразные узорные пояса еще в 1920-х годах насилии в будни и праздничные дни и взрослые и дети, и мужчины и женщины.

Способ повязывания

Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.

Завязывался пояс узлом спереди или сбоку таким образом, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более.

Длина и ширина пояса

Способ навязывания поясов обозначал их длину, которая варьируется от1,5 до 4м, отдельные пояса достигают длины 5-6 м.

Ширина поясов тоже различна. Обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44-45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка (6,5-88,9мм).

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность человека к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека.Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. До сих пор негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т.д.».

Пояс как часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д.

Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.

С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает всех членов семьи за пояс.

Пояс на свадьбе

Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.

Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых, использовали и в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в единое целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха, невеста кидала поясок на печь (показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая, идя по воду, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату, завязывала поясок на веник. Есть сведения, что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков.

Пояс и славянские обряды

Поясом связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле у восточных славян было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки. Первую борозду вели коня за пояс. При покупку скота его вводили в новый дом через пояс. Во Владимирской губернии в этот момент приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому.».

В славянской традиции пояс - это источник жизненной силы. Он обладает оздоровливающим и оплодотворяющим свойствами. В тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девич пояс». Если поясом с изображением «зайчика» опоясать свою супругу во время беременности, то она будет рожать только мальчиков, продолжателей рода. Широким мужским поясом перевязывали запелёнутого младенца. Пояс с родовой обереговой символикой является своеобразным фильтром, который защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д.

Обереговые свойства пояса знахари при необходимости могли усилить определенным заговором.

Для изготовления поясов использовались различные способы и техники. Наиболее красочными и разнообразными орнаментами отличаются бранные пояса тканные на ниту, бердо или сволочке.

В этой статье мы продолжаем уроки изготовления поясов.

Как уже говорилось ранее, во время работы цветные нити основы должны находиться в натянутом положении. С этой целью один их конец привязывают к неподвижному предмету, а другой к поясу.

Следующая схема демонстрирует возможные формы витья:
a. Свивание волокон
b. Свивание двух нитей
c. Свивание четырех нитей при помощи «дощечки»
d. Технология тканья «на дощечках»




Как мы видим, при тканье "на дощечках" нити свиваются.
Заправив нити и натянув их, дощечки можно расположить под разным углом друг к другу. Например:
1. чередовать наклон дощечек:
2. располагать их параллельно и симметрично:
3. создавать различные комбинации:
(звездочкой обозначена середина пояса)

Рассмотрим пояса, при тканье которых, будем вращать дощечки только от себя.

От наклона дощечек зависит создаваемый узор. На рисунке представлены пояса, вытканные Г. А. Матушкиной по этнографическим образцам севера России, Костромской, Рязанской, Пензенской и Курской губерний конца XIX — начала XX веков.

1 и 8 дощечки — 4 зеленые нити;
2, 3, 6 и 7 дощечки — желтая, зеленая, красная, черная нити;
4 и 5 дощечки — все жёлтые нити.

Натянув нити, располагаем дощечки следующим образом: и начинаем ткать пояс. При вращении дощечек в одной плоскости мы получим пояс №1 .

Однако, не меняя заправку нитей, можно получить несколько различных узоров.

Пояс №2 выполняется следующим образом:
а) располагаем дощечки так же, как и в образце № 1: , начинаем ткать пояс, и поворачиваем дощечки три раза;
б) прокинув 4-ю (во 2, 3, 5 и 6 кружках чёрную) нитку утка, меняем расположение каждой из дощечек на противоположное: в результате вместо:
получаем: Во втором положении ткём пояс, поворачивая дощечки 4 раза.
Снова меняем угол наклона дощечек, возвращая первоначальное положение: и продолжаем ткать, поворачивая дощечки 4 раза.
Для получения узора № 2 менять угол наклона дощечек нужно каждые четыре поворота нитей.

Пояс ткётся "снизу", поэтому схему следует изучать также снизу вверх. Плюсами обозначено первое положение дощечек, минусами — второе.

Рисунок пояса № 3 возникает следующим образом:
а) располагаем дощечки так же, как и в образце № 1 , начинаем ткать пояс, и поворачиваем дощечки два раза, т. е. выполняем два ряда рисунка (читаем снизу вверх):




Обратите внимание на число поворотов в самом начале пояса, так как именно от того, какая нить "повернется", зависит то, какой рисунок получится;
б) меняем угол наклона со 2-й по 7-ю дощечки, не разворачивая 1-ю и 8-ю:

Сохранение угла наклона крайних дощечек способствует образованию более ровного края пояса. Так как угол наклона крайних дощечек не изменился, схема рисунка выглядит следующим образом: + — — — — — — +

Ткём пояс, поворачивая дощечки 4 раза:
в) возвращаем дощечки в первоначальное положение: , еще 4 ряда: + + + + + + + +
г) второе положение дощечек: , 4 ряда и т. д.

Четвертый вариант пояса (рис. № 4) :
а) располагаем дощечки как в образце № 1 , начинаем ткать пояс, и поворачиваем дощечки только один раз;
б) меняем угол наклона 2, 3, 6 и 7 дощечек: , поворачиваем дощечки 4 раза: + — — + + — — +.
в) первоначальное положение: , четыре поворота дощечек: + + + + + + + +
г) снова меняем угол наклона 2, 3, 6 и 7 дощечек: (второе положение), четыре поворота, и так далее.

Пятое "лицо" пояса получается в результате приемов, используемых в изготовлении пояса № 4. Отличаются эти пояса только своим началом.
Пояс №5 следует начать ткать сразу из второго положения дощечек:, выполнив четыре ряда: + — — + + — — +. И только после этого повернуть дощечки в первоначальное положение: и также выполнить четыре ряда:

Вариантов поясов может быть великое множество. Стоит только добавить пару дощечек или заправить другую нитку, и у Вас появится возможность создавать новые узоры, на свой вкус и лад.

Народные мастера давали различные названия узорам, создаваемым при помощи вышивки, ткачества, тканья и т.п. Орнамент "нашего" пояса № 1, сотканного на 8-ми «дощечках», близок рисунку пояса из собрания Государственного музея этнографии в Санкт-Петербурге, выполненного с помощью 10-ти дощечек (). Принцип изготовления обоих поясов одинаков: дощечки вращаются до тех пор, пока нити не скрутятся настолько, что работать станет трудно, после чего меняется угол наклона дощечек, в результате чего нити скручиваются в другую сторону, а рисунок меняет свое направление. Отличие же состоит в количестве свиваемых нитей:




Пояс из собрания ГМЭ (на 10-ти дощечках) собран Е. Н. Клеменцем в 1908 г. на Русском Севере, в д. Якуниха Кинешемского уезда Костромской губернии.
Название орнамента: узор каймы — «семя», узор в середине — «лента» .

Желаем удачи в изготовлении поясов!

Г. А. Матушкина, «Вестник РФС»

Сейчас, среди многочисленных милых поделок так называемого «хэнд-мейда», трудно найти что-то выдающееся по своей художественной ценности и подлинности. Такую редкость невозможно сделать просто «из головы», без передающихся из века в век традиций. Поразительные по своей волшебной красоте

Сколько времени плетется славянский пояс?

Знаете, сколько времени нужно, чтобы сплести на берде такой русский народный пояс? 6 минут на один сантиметр. Немного? А двадцать один час на один пояс уже солидно? Три дня непрерывной работы , требующей вдохновения, тонких движений пальцами и напряженной внимательности. Ошибки не допускаются . В результате мы получаем возможность опоясать свой стан таким восхитительным тканым поясом ручной работы – и призадуматься, стоит ли он таких усилий? И таких денег?

Все очень просто. Вы сами можете оценить, насколько важно для Вас иметь вещь, впитавшую в себя всю мудрость веков. Судите сами.

Этот славянский пояс сделан в технике древнейшего браного ткачества. Знаете такое?

Браное – не потому - что такое сложное плетение, что остается только браниться. Название происходит от слова «брать» - при создании узора нити основы «пробираются» при помощи дощечки - бральницы. Остающиеся над дощечкой нити остаются видны, а те, что внизу закрываются цветными.

Браное ткачество одна из древнейших техник орнаментации тканей, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова " брать "), когда нити основы "пробираются" при помощи специальной дощечки - бральницы . Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Так, при сочетании нитей различного цвета получаются северные браные узоры. Теперь представьте, что на станке по ширине одного пояса 40 основных нитей и поразитесь тому, что каждый ряд поперечных цветных ниток продергивается в определенном порядке через множество ниток основы. В одном сантиметре пояса не меньше двенадцати продольных рядов.

А теперь несложно представить весь этот невообразимый труд – один продольный ряд, когда браницей продергивается узор через 40 нитей, лежащих поразительно близко друг к другу, каждый ряд подбивается челноком, и делается это опытным мастером всего за 30 секунд. Так что три дня непрерывной работы – это только у опытного мастера.

И все же это так красиво , так орнаментально, сочно и поразительно, что и раньше трудов не жалели. Браными узорами украшали не только одежду, но и полотенца со скатертями. Издавна по берегам Пинеги мастерицы ткали красные узоры по белой « земле » (фону). Хранит наша память имена Анны Ивановны Черемной, Марии Алексеевны Щеголихиной, Анастасии Ивановны Беляевой , что смогли передать нынешнему поколению потомственные приемы северного волшебного узорного ткачества.

Достойными восхищениями является двухуточная браная техника, когда мастер работает не одним утком, а двумя. Просто голова кружится, когда смотришь на фантастическую ловкость и безошибочность движений мастера. Внимание, терпение и усидчивость позволяет, тем не менее, выполнять самые сложные по замыслу узоры.

И вот, это чудо можно подержать в трепетных руках - плотный, крепкий, и гибкий одновременно, сверкающий переливами цветов, подобно северному сиянию, теплый от энергии добрых человеческих рук, славянский пояс . Он практически не тянется, сохраняя форму, и таким приятным контрастом оказываются на ощупь мягкие шерстяные ниточки бахромы на кончиках этого произведения мастера.

Другой способ изготовить славянский пояс - бердо

«Бердо» - тонкая дощечка шириною чуть больше ладони. Чем длиннее бердечко, тем шире будущий поясок . Поперек бердечка делались тонкие узкие параллельные друг другу пропилы. В каждой перегородке сверлились дырочки. Нечетная нить пропускалась в пропил бердечка, четная - в дырочку. Бердечко попеременно поднимали или опускали, и каждый раз в образовавшийся зев пропускали нить утка и подбивали челноком. Этот прием повторялся многократно и в результате образовывался тканый пояс.


И каждый раз на славянском поясе были волшебные узоры

О северных старинных узорах можно говорить бесконечно. Разглядим тканые пояса внимательно. Вот знаменитый «русский крест», соединение мужского и женского начала. Вот знак «поле», символ достатка, благоденствия, прочности семьи, соединенный с образом «мировой горы» и «прибогами», а вот и традиционная для Севера «свастика», символом вечного движения жизни.

А вот и чисто мужской пояс со знаками ящера-дракона, владыки пекельного мира, стража бездны. Расположенный на этом поясе он охраняет физическую сферу владельца от « перехода в иной мир », от безвременной смерти и соседствует с образом « Мировым деревом », виде «треугольника с веточками», что приносит в узор мощь и силу, соединяющую в образе Мирового Дерева три мира: Навь, Явь и Правь.


Любой может получить такой тканый пояс, сделанный мастерами Северной Сказки

Но не каждый является тонким ценителем прекрасного, и не каждый увидит в славянском поясе мудрость прошедших веков. Что ж, только настоящие русские наследники традиций оценят теплоту, заложенную руками северного мастера в эти чудесные пояса, оценят прочность и стойкость цвета шерстяных ниток , используемых при изготовлении. И, кто знает, возможно, именно такой пояс поправлял на себе герой северной сказки, парень Погляд, волнуясь, при встрече с Велесом, Богом Мудрости и Магии ? Не эти ли обережные пояса со славянскими узорами помогали людям в давние, сказочные уже времена, выстраивать свою жизнь в гармонии с этим миром?

Надолго останется в Вашей семье такой русский народный пояс!

Переживёт этот пояс все чистки гардероба, всю одежду, которую Вы носите сегодня, никакая рука не посмеет выкинуть это произведение искусства . Даже дети, которым этот тканый пояс достанется когда-нибудь в наследство, будут считать его неотъемлемой частью Вашего родового уклада. Неизгладимое впечатление от его подлинной красоты будет оставаться каждый раз, когда он будет гордым символом опоясывать стан . Сохранит этот пояс на многие годы свои краски, свое тепло и Вашу мудрую любовь к своему Роду.

Задумайтесь о покупке такого славянского пояса прямо сейчас. Это легко сделать, позволив себе нажать кнопку «купить». Тем более, что сейчас доставка такого пояса будет для Вас бесплатна. Те пояса ручной работы, которые Вы видите в нашей лавке - это ограниченное предложение, что объясняется очень просто. Просто таких тканых поясов очень мало. Не только у нас. А в принципе, на этом белом свете. Это истина.

Читайте нашу следующую статью «Одежда славян и современный стиль», перейдя по .

Почитайте еще больше интересного про славянскую одежду .

Узнайте какими были обереги в старину и как .

Сейчас, среди многочисленных милых поделок так называемого «хэнд-мейда», трудно найти что-то выдающееся по своей художественной ценности и подлинности. Такую редкость невозможно сделать просто «из головы», без передающихся из века в век традиций. Поразительные по своей волшебной красоте – потрясающий образец традиционного народного творчества. ">