Все о тюнинге авто

Израильская библия. Танах — Еврейская Библия. Происхождение Танаха, язык и историческое развитие

Само слово «Танах» - это аббревиатура трех слов: Тора (Пятикнижие Моисея , Хумаш ), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания).

Первая часть - Тора, была дана еврейскому народу в пустыне, после Исхода из Египта.

6 сивана 2448 г . по еврейскому летоисчислению (соответствует 1314 году до н.э.) весь еврейский народ пережил Синайское откровение.

На протяжении 40 лет странствий по пустыне Моше записывал полученные от Всевышнего знания, заповеди и законы на пергаменте.

Сшитые вместе в один свиток, эти рукописи и составили самую первую часть Танаха - Тору.

Само слово «Тора» на иврите означает «Учение» . Она состоит из 5-ти книг, поэтому на иврите ее часто называют Хумаш (от «хамеш» - «пять» ). Русскоязычный эквивалент - Пятикнижие.

Важно знать, что часто под словом «Тора» имеется ввиду также вся Тора в ее широком смысле, то есть и Письменная, и Устная Тора вместе.

Остальные книги записывались в период с 2516 года по еврейскому летоисчислению, что соответствует 1244 году до н.э. (Книга Йеошуа), и примерно до 3425 года, он же 335 год до н.э. (Книга Нехемьи).

Пять книг Торы были получены пророком Моше непосредственно «из Уст» Всевышнего. Все остальные книги записывались или пророками, или их последователями. Все они были внушены людям путем Б-жественного Откровения.

Книги, не вошедшие в еврейский канон и включенные в состав «святых книг» других религий (например, в так называемый «ветхий завет»), никакой святости в себе не содержат и представляют собой в лучшем случае свидетельства современников - с различной степенью достоверности - о тех или иных событиях Древней истории.

Израиль
[Еврейское Йисраэл ]

I. В Быт 32:28 (ср. Ос 12:4 ) значение имени И. истолковано как «борющийся с Богом». Этимология этого слова (имени) дает возможность переводить его как «Бог будет бороться, сражаться» или «Бог борется». Господь дал это имя праотцу Иакову после его борьбы с ангелом в Пенуэле (Быт 32:24 и следующие). Сыновья Иакова вскоре стали называться сыновьями Израилевыми (Быт 46:8 ; Исх 1:1 ). Начиная от времен Моисея, слова «сыны Израилевы» (Втор 4:44 ), «дом Израилев» (Исх 16:31 ) или просто «израильтяне» (Исх 9:7 ), «Израиль» стали обозначать весь народ, происходящий от Иакова. В подобном же значении эти наименования употреблялись и позднее – вплоть до раздела царства.

II. После раздела единого царства на Северное и Южное (при Ровоаме и Иеровоаме) под И. стало подразумеваться преимущ. Северное царство, в отличие от царства Иуды. Для того чтобы понять, в каком значении употреблено название «И.», требуются дополнительные сведения к ряду мест Свящ. Писания, особенно в книгах пророков. Название «И.» могло относиться ко всем 12 коленам Израилевым и после раздела царства на Северное и Южное. Однако и до этого оно могло употребляться в качестве противопоставления Иудее, как, напр., в 2Цар 2:9 . После падения Самарии и пленения 10 колен название «И.» используется в отношении Иудейского царства (Ис 41:14 ; Иер 10:1 ); позднее им стали называть евреев, вернувшихся из вавил. плена (Езд 9:1 ; Езд 10:5 ; Неем 9:1 и следующие; Неем 11:3 ). В этом значении слово «И.» постепенно вытесняется словом → «иудеи» (см. НЗ), а само слово «И.» употребляется только для отличения духовных наследников Авраама от иудеев как народа (Рим 9:6 ).

III. Назначение И. (народа) состояло в том, что он должен был дать народам обетованного Мессию, Христа. Именно это подразумевается в Быт 12:3 , где рассказывается о том, как Господь призвал Авраама. У горы Синай Бог возобновил завет, который Он заключил с праотцами. При этом большое значение имеет сказанное в Исх 19:5 и следующие Царем И. был Сам Бог. Он дал ему Свой Закон, предписал богослужение, говорил устами пророков и по наступлении полноты времени послал Своего единородного Сына, Который был израильтянином «по плоти». То, что И. отрекся от Христа, увидев в Нем своего врага и богохульника, послужило основанием для суда над израил. народом, который продолжается сегодня и будет продолжаться в будущем.

IV. И. – народ особого Божьего откровения. Другие народы превзошли И. в культуре и искусстве. Так, финикийцы были лучшими в зодчестве, римляне – в управлении государством, греки – во всех областях культуры. Миссия же И. состоит в том, что этот народ – и только он – был народом Слова Божьего.

V. Об историч. развитии народа И. см. статьи о его царях, пророках и т.д., а также статью «Война» и хронологические таблицы. В данном разделе дается лишь краткое описание основных периодов истории И:
1) ОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДА ИЗРАИЛЯ ДО → ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА: порабощение израильтян фараонами, призвание Моисея, казни Египетские и переход через Чермное море;
2) ОТ ИСХОДА ИЗ ЕГИПТА ДО ЗАВОЕВАНИЯ ХАНААНА: заключение завета на горе Синай, 40 лет странствования по пустыне, завоевание вост. берега Иордана при Моисее и зап. – при Иисусе Навине, а также распределение земли обетованной между 12 коленами;
3) ВРЕМЯ СУДЕЙ – ОТ ГОФОНИИЛА ДО САМУИЛА – отмечено ослаблением связей между израил. коленами и распространением идолопоклонства. В это искушение израильтян ввели хананеи: несмотря на повеление Господа, они не были полностью изгнаны из земли обетованной. Бог вновь и вновь избавляет израильтян от чужеземного господства, ставя над ними → судей;
4) ЕДИНОЕ ЦАРСТВО ПРИ САУЛЕ, ДАВИДЕ И СОЛОМОНЕ. Самуил уступил желанию народа иметь царя, хотя это означало отказ от Бога как от Верховного Властителя. Саул не справился с возложенной на него обязанностью быть ответственным за свой народ пред Господом. Давид же был человеком, угодным Богу, и поэтому именно он получил обетование о Мессии. При Давиде и Соломоне И. пережил период своего наивысшего расцвета, но противоречия между коленами Иуды и Ефрема стали преддверием тех трагич. событий, которые привели к закату царства. Иерусалим становится политич. и религ. столицей И., что имело большое значение для будущего страны;
5) ДВА ЦАРСТВА – ИЗРАИЛЬСКОЕ И ИУДЕЙСКОЕ. Более крупное Северное царство, образованное десятью коленами, оказалось менее сильным, поскольку здесь была утрачена связь с храмовым богослужением. В качестве его замены Иеровоам ввел поклонение золотым тельцам в Вефиле и Дане. Множество царей сменяли друг друга на престоле, причем часто это происходило в результате заговоров и убийств. Идолопоклонство в И. особенно распространилось во времена Ахава. Переменчивые надежды на Ассирию, Египет и Дамаск оказались трагическими политич. просчетами. Примечат., что Израильское царство достигло наивысшего расцвета – незадолго до своего падения и ассир. плена (722 г. до Р.Х.) – при Иеровоаме II. В 4Цар 17:7-23 указаны основные причины этого падения. Преимущество же Иудейского царства заключалось в том, что Иерусалимский храм оставался средоточием его духовной жизни, а богобоязненные правители обеспечивали стабильность цар. дома Давида. Бог пощадил Иудейское царство, дабы исполнилось обетование, данное Давиду и его потомкам. Но Божий суд исполнился, когда безбожие, перекинувшееся после гибели Северного царства на Южное, широко распространилось и здесь. Иудейское царство оказалось причастным к уничтожению И. (→ Аса → Ахаз). Пророки обоих царств тщетно призывали народ обратиться к Богу;
6) ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО в 722-587 гг. до Р.Х. Реформы Езекии и Иосии не смогли остановить религ.-нравств. падения народа, предшествовавшего политич. падению Иудейского царства. Манассия, Амон, Иоаким и Седекия служили чуждым богам. Идолопоклонство Манассии привело к разрушению Навуходоносором Иерусалима и храма. Пророки Господа оказались правы, возвещая Божий суд, лжепророки были посрамлены;
7) ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН (587-538 гг. до Р.Х.), из которого в Иудею и Иерусалим возвратилась лишь часть народа;
8) ОТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ИЗ ПЛЕНА ДО РАЗРУШЕНИЯ ИЕРУСАЛИМА РИМЛЯНАМИ (538 г. до Р.Х. – 70 г. по Р.Х.). В начале этого периода Палестина находилась под властью персов, сменившейся затем властью Александра Македонского. После смерти этого завоевателя Палестина стала предметом спора между двумя династиями – сир. Селевкидов и егип. Птолемеев. В результате восстания против сир. царя Антиоха IV Эпифана образовалось иуд. царство Маккавеев, или Хасмонеев, самостоятсти которого положил конец рим. полководец Помпей в 63 г. до Р.Х. С этого времени начинается эпоха рим. господства в Палестине. Этот период стал временем прихода на землю Иисуса. Однако еврейский народ, очистившийся в плену от идолопоклонства, но оказавшийся в плену у буквы Закона, не признал Христа Божьим Мессией. Два восстания против рим. господства привели к полной утрате гос. самостоятельности иудеев. → Иудеи, иудаизм.

VI. После того как Иудейское государство прекратило свое существование, вокруг И. часто возникали споры о его предназначении в свящ. истории и его отношении к христ. Церкви. Этот вопрос обсуждался и во времена НЗ, но особую остроту он приобрел в XX в. в связи с возрождением Израильского государства и возникшими в связи с этим политич. проблемами. Основополагающим при этом является тезис, изложенный в Лк 21:24 (смотрите перевод НЗ под редакцией епископа Кассиана): власть народов над Иерусалимом определена установленными для них сроками. Говоря об избрании И., ап. Павел пишет: «...Дары и призвание Божие непреложны» (Рим 11:29 ). У И. есть предназначение для будущего. Чтобы смирить гордость христиан из язычников, Павел открывает тайну: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени , пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется» (Рим 11:25 и следующие). Будущее И. среди народов земли связано с его всеобщим обращением ко Христу. → Царство Божие.

В этой статье мы постараемся разобраться, кто такой Израиль, затронем вопросы Нового Завета, рассмотрим, зачем приходил Мессия и зачем умер, а потом воскрес.

Итак, вопрос для христиан: скажите, о чем написана Библия?

Я бы сформулировал следующим образом: Всю библейскую историю можно сравнить с описанием семейной жизни. В Библии рассказывается история о Творце и его заклятом враге, которые сражаются за невесту. Один пытается заставить невесту хранить брачные обеты, а второй пытается заставить нарушить их.

Прежде чем вы скажете мне, что это какая-то чушь, давайте рассмотрим это более детально.

Мужем в этой истории является сам Бог. Жена – это прообраз Его народа. Но кто же такой этот «Его народ»?

На протяжении всей истории у Бога были люди, которые чтили Его заповеди и исполняли Его волю (т.н. праведники). Но группу людей, как народ, которых Бог бы называл своими, мы впервые встречаем вскоре после вселенского потопа. В Библии этот народ называется Израилем. Родоначальником народа стал Авраам, который отказался от других богов в пользу единого живого Бога. Он послушал голос Всевышнего, покинул свою, политеистическую, страну и поселился в Ханаане, исповедуя монотеизм. За это Бог благословил Авраама, пообещав ему, что размножит его семья. И что это семья будет благословением для всего мира.

Бытие 12:2-3

Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя… и благословятся в тебе все племена земные.

Бытие 22:17-18

Умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли.

Обещание Бога – серьезная вещь. И в рамках исследования этого народа, давайте рассмотрим некоторые невероятные достижения евреев и точно выясним, действительно ли завет с Авраамом действует настолько безупречно.

Знаете ли вы, что евреи составляют лишь четверть процента населения Земли, то есть, 13 миллионов человек? Тем не менее, из 660 лауреатов Нобелевской премии 160 были евреями.

А вот лишь некоторые из наиболее знаменитых имен. Карл Маркс, Франц Кафка, Теодор Герцль, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Адам Сэндлер. Барбара Страйзенд, Боб Дилан, Дэвид Копперфилд, Дастин Хоффман. Элизабет Тейлор, Элвис Пресли, Джордж Майкл, Харрисон Форд, Генри Киссинджер, Джерри Льюис. Кирк Дуглас, Ливай Страусс, Мэрлин Монро, «Братья Маркс», Мэл Брукс, Нил Даймонд. Пол Ньюман, Шон Пенн, Стивен Сигал, Стивен Спилберг, Вуди Аллен.

При президентстве Обамы председателем Федерального Резерва был Бен Бернанке; главой администрации Белого дома - Ром Эмануэл; политическим советником Президента - Дэвид Аксельрод; ведущим экспертом по Среднему Востоку при Совете национальной безопасности - Дэн Шапиро. Судья Рут Бейдер Гинзбург является членом Верховного суда США, а Джек Льюис - министром финансов. Все эти люди - евреи.

Некоторые русские и украинские имена известных евреев: Леонид Агутин, Леонид Утесов, Анжелика Варум, Лариса Долина, Олег Газманов, Тамара Гвердцители, Жасмин, Лолита, Борис Моисеев, Максим Леонидов, Михаил Турецкий («Хор Турецкого»), Михаил Шуфутинский, Уман и Бортник (Би-2), Клара Новикова, Максим Галкин, Владимир Винокур. Арсений Яценюк, Виктор Пинчук, Вадим Рабинович, Лев Троцкций, Игорь Коломойский, Геннадий Боголюбов. Это только некоторые, полный список просто невозможно уместить в этой статье.

По данным журнала «Vanity Fair» за 2010 год, из ста наиболее могущественных людей на земле — 51 были евреями. Вы только представьте: четверть процента мирового населения! Вы понимаете? Тринадцать миллионов из шести с половиной миллиардов! И вот такой незначительный процент стал самым влиятельным на земле. Двадцать процентов самых богатых людей мира - евреи.

Сергей Брин - основатель Google. Марк Цукерберг - основатель Facebook. Ларри Эллисон - сооснователь и глава корпорации Oracle. Майкл Блумберг - мэр Нью-Йорка. Лидер большинства Палаты представителей - Эрик Кентор. Известный модельер Ральф Лорен. Кандидат в президенты России Михаил Прохоров. Все они - евреи.

Авторы рейтинга отмечают, что 165 миллиардеров-евреев составляют 11 процентов среди всех миллиардеров планеты. И если учесть, что евреи составляют лишь 0,25% населения Земли, то доля евреев среди богатейших людей мира в 44 раза превышает долю евреев среди населения планеты. Совокупное богатство 165 участников списка «тянет» на 812 миллиардов долларов.

А теперь - некоторые изобретения, подаренные нам еврейским народом. Лампочка накаливания, лазеры, кардиостимулятор, дефибриллятор, генная инженерия. Нержавеющая сталь. Как насчет формулы E=mc2? Это очень важно. Вакцины от холеры и бубонной чумы, вакцина от полиомиелита, ядерное оружие, капитализм. Эндоскопическая капсула. Вы знали, что ваши джинсы были придуманы евреями? Хвала Богу за Ливая Страусса. Губная помада, шариковая ручка, контрацептивы, быстрорастворимый кофе, светофоры. «Scotchguard», соломинки для коктейлей. Весь Голливуд… Комедийные телесериалы, долгоиграющие грампластинки, фестиваль «Вудсток». Звуковое кино, видеокассеты, цветное телевидение. И это еще не все. По-моему, евреи изобрели чуть ли не весь мир. Моментальная фотография, голография, портативные рации, дирижабль, факсимильный аппарат, оптоволокно, компьютерная флэш-память - все это изобретено евреями. И, конечно же, по мнению всех мужей во всех семьях, самое важное из всех изобретений евреев за все времена - пульт дистанционного управления.

Итак, вывод следующий: еврейский народ, вне всякого сомнения, - самый благословенный народ из всех живущих на земле. В расчете на одного человека, они принесли больше благословения обществу, чем любая другая этническая группа в современной истории. Это несомненно. Физические гарантии заветных благословений не зависят от каких-либо духовных условий. Христианство не может заменить то, что уже было провозглашено и установлено, как непреложное. Бог сказал об этом, мы этому верим, и лучше нам не вмешиваться. Бог благословляет тех, кого Он хочет благословить. Аминь?

Вернемся снова к истории. Библия не случайно написана об Израиле. Именно этот народ чтил истинного Бога, начиная от самого первого дня своего существования. Да, они периодически отходили от истины и правды и за это были наказаны, но даже в самые плохие времена в этом народе всегда были праведники. Именно Израиль назван в Библии невестой Бога. Не церковь, как думают многие. Надуманный постулат о том, что Церковь есть “Невеста” приводит многих уверовавших к невозможности правильного понимания многих ключевых мест Библии. Так, например, нигде в Слове не говорится о том, что Господь будет “жениться” на Церкви. Его Невеста - это Новый Иерусалим и в том числе еврейский народ, сохранивший верность Ему. Церковь же есть Его тело.

Кстати о Новом Завете, задумывались ли мы когда-либо почему его так назвали? Что это за новый завет такой? И еще более важный вопрос: Завет кого с кем?

Нету лучшего места в Писании отвечающего на этот вопрос, чем в Иеремии.

Иеремия 31:31-34

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет , не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа «, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

Обратите внимание, тут Господь говорит, что Он заключит завет не с домом язычников, но с домом Израиля и домом Иуды.

А вот еще один интересный фрагмент Писания на этот раз из Нового Завета, в котором описывается будущее царство Мессии:

Откровение 21: 9-12

И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых.

Обратите внимание, никаких колен язычников. Никаких колен украинцев или русских, или американцев… Только 12 колен Израиля. Не поймите меня превратно, я уверен, что среди спасенных будут и украинцы, и русские, и американцы тоже – давайте рассмотрим это чуть позже, а пока снова возвращаемся к истории.

У внука Авраама (Израиля) было 12 сыновей, которые основали 12 колен Израиля. Прошло много времени, и народ стал весьма многочисленнен. Обитали 12 колен на территории современного Израиля. После правления царя Соломона Израиль разделился на два противостоящих лагеря: Южное царство, состоящее из двух колен и называемое Иуда, и Северное царство, состоящее из 10 колен и называемое Израиль.

К огда мы читаем в Библии об Израиле, что это значит для нас сегодня?

Около трети мира считают себя христианами, но Израиль составляет 0,7% населения мира. Даже если бы вы должны были подсчитать весь еврейский народ в мире, все равно его количество достигло бы только 2%, поэтому, когда Библия все время говорит об Израиле, неужели Бог говорит только об этом крошечном меньшинстве Его народа? Многие христиане читают пророчества, касающиеся Израиля, поют песни об Израиле таким образом, словно все они относятся ко всему Его народу, включая христиан. Большинство из нас читают Библию так, как если бы там было сказано о нас сегодняшних, и мы думаем, что когда Бог говорит «Израиль», Он на самом деле имеет ввиду «нас».

И есть веские основания так думать.

Мы знаем, что все народы ВСЕГДА были в сердце Бога. Главной причиной, по которой был создан Израиль, является желание Бога благословить весь мир (Бытие 12:2). В Его планах неизменно было объять Своим присутствием все нации (Псалом 21:28, 66:4). Исаия великолепно говорит об этом в главе 5, стих 26: «И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, — и вот, он легко и скоро придет!»

Да, Бог всегда жаждал привести всех своих детей к поклонению Ему. Но в Исаии 11:12 мы можем увидеть, что существует различие между народами, которые Он призывает, и народом Израиля – «И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.»

Бог показывает свое стремление собрать еврейский народ, чтобы быть снова вместе. И Он это совершил в 1948 году, когда государство Израиль было восстановлено, и евреи «от четырех концов земли» возвратились в Землю Обетованную.

Но подождите – Он также зовет всех людей земли прийти к Нему – неужели мы все призваны вернуться в Израиль? Или это метафора, означающая спасение? И если это так, возможно ли, что Бог говорит метафорически о том, что Он соберет Израиль? Должны ли мы понимать это в буквальном или в переносном смысле?

Возможно, оба ответа будут правильными.

Народ Израиля был изгнан из земли Израиля в 70 году н.э. римлянами, которые переименовали эту землю в “Палестину”, ссылаясь на исторических врагов Израиля. Еврейский народ был рассеян по всему земному шару, и, казалось, Израиля больше не существовало. На протяжении многих веков, те, кто любили Иисуса и Божье Слово изо всех сил старались понять, как все эти слова об Израиле могли быть правдой, так как Израиля уже давно не было, и вообще не проявлялось никаких признаков его возрождения. Отцы Церкви обосновали своё объяснение: все обещания, относящиеся к Израилю, теперь должны быть применены ко всем верующим.

Но, если мыслить таким образом, возникает две проблемы: во-первых, Бог не только даровал много обещаний еврейскому народу, Он также заявил и о проклятиях. Этого Церковь себе никак бы не пожелала! И во-вторых, народ Израиля никогда не прекращал свое существование. На самом деле, вы и я находимся в привилегированном положении в истории: мы знаем, что Израиль ВОЗРОДИЛСЯ, как и было обещано в Библии, что это произойдёт; а также еврейский народ возвращается в землю, которая им была обещана.

Подписывайтесь:

Так как же нам следует понимать концепцию Израиля, когда мы сегодня читаем о нём в Библии? Характер Бога не изменяется, так что если Он определенным образом обращался с народом Израиля, тогда мы можем узнать истину о Нём и для нашей собственной жизни. Иногда Бог говорит нам очень прямо и лично через отрывок, который был изначально написан для народа Израиля, потому что Его Слово живое и действенное. Но также хорошо попробовать читать Библию буквально. Много раз, когда Бог говорит об Израиле, Он на самом деле имеет ввиду Израиль! Попробуйте читать 11 главу послания Римлянам, заменяя слово «Израиль» словом «церковь» в тексте. Вы достаточно быстро увидите, что получается какая-то бессмыслица! Когда в Библии упоминается Израиль, обычно Израиль и подразумевается. Совершенно не исключая неевреев от Бога, понимание этой основной истины может превратить весь наш опыт чтения Библии в более яркое приключение, так как мы увидим Его верность в действии. Мы можем видеть, как история и пророчества разворачиваются перед нашими глазами, и как Он продолжает осуществлять Свои планы на Свой народ – Израиль.

Кардинальный вопрос заключается в следующем: Позволено ли верующему христианину воспринимать Писания Ветхого Завета как завершенную систему в изоляции от новозаветного свидетельства относительно их исполнения? Или он должен принимать Ветхий Завет и Новый Завет вместе как одно органичное откровение Божие во Христе Иисусе?

Бог Сам является истолкователем Своего Слова. Слова Писания получают свой смысл и значение от их Божественного Автора и должны непрестанно соотноситься с Его динамичными намерениями, что позволит услышать «так говорит Господь» Его собственное истолкование более ранних обетований. Обетования, относящиеся к Израилю как к народу, династии, земле, городу и горе, представляют собой не завершенные, изолированные обещания ради Израиля, а неотъемлемую часть Божьего динамичного плана спасения мира и рода человеческого.

Новый Завет акцентирует ту истину, что Бог исполнил данное Аврааму обещание в Иисусе и возобновил Свой завет с Израилем через Иисуса Христа в «лучшем завете» (Евр.7:22),* явив «лучшую надежду» (стих 19) для всех верующих во Христа израильтян и язычников (Евр.8). Таким образом, апостолы свидетельствуют о фундаментальном исполнении ветхозаветного обетования в Мессии Иисусе.

Вся богословская суть истории Израиля может быть понят только теми, кто верит, что Иисус есть Мессия пророчества, что Божий завет с 12 коленами Израилевыми выполнил завет Христа с Его 12 апостолами (2Кор. 3; Евр 4). Основным направлением Евангелия и его пророческой надежды на то, что Церковь Христова призвана осуществить божественную цель в израильских выборах: быть спасительным светом для язычников. В библейской типологии не только Христос является прообразом, но также Христос и Его народ, объединенные с целью Божьего спасения мира.

Израиль в Ветхом Завете

При самом первом упоминании имени «Израиль» в Библии, в Быт.32, объясняется происхождение и значение этого нового имени. Перед тем, как войти в землю Ханаанскую, Иаков - под гнетом чувства вины и одержимый страхом - однажды ночью вступил в борьбу с Неизвестным, обладавшим нечеловеческой силой. Иаков настойчиво просил Боровшегося с ним о благословении. В конце концов ему был дан следующий ответ: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт.32:28; ср. Быт.35:9-10).

Позднее пророк Осия истолковал борьбу Иакова как борьбу «с Богом», «с Ангелом» (Ос.12:3-4). Таким образом, мы получаем откровение о том, что имя «Израиль» имеет Божественное происхождение. Оно символизирует те новые духовные отношения, которые возникли между Иаковом и Яхве, и означает примирение Иакова через прощающую благодать Божью.

Священное Писание никогда не упускает из виду этот сакральный корень слова «Израиль. Осия представляет борьбу Иакова и веру в Бога в качестве примера, который необходимо копировать вероотступникам колен Израилевых (стихи 3-6; 14:1-3). Иными словами, борьба Иакова с Богом была сформулирована как прототип истинного Израиля, которой дом Израилев должен следовать, чтобы стать Израилем Божьим.

Предсказующие пророчества глав 40-66 занимают особое место в Книге Исаии как великие обетования восстановления Израиля после ассирийсковавилонского плена. В этих заверениях о воссоединении Израиля из великого рассеяния пророчество обращено не только к физическим потомкам Иакова, верным Яхве. Исаия предвозвещает, что в по слепленном Израиле будет множество неизраильтян, избравших поклонение Богу Израиля. Те две группы людей - иноземцы и евнухи, - которым, согласно закону Моисея (Втор.23:1-3) был воспрещен вход в сообщество, поклоняющееся Яхве, отныне допускаются на богослужения в новом храме на горе Сионской при том условии, что они принимают субботу Господню и твердо придерживаются заповедей Божьих (см. Исаия 56:4-7;. также 45:20-25).

Тем язычникам, которые в вере и послушании Господу (Ис.56:3) придут к Нему, Бог Израиля предоставит в Израиле «вечное имя» (стих 5). Таким образом, Исаия раскрывает, как вселенское благовествование Бога миру, отраженное в Его завете окончательно исполнится через новый Израиль. Этот новый Израиль характеризует, прежде всего, не этническая связь с Авраамом, но вера Авраамова и поклонение Яхве. Верующие язычники будут иметь те же права и упования заветных обетований, что и верующие израильтяне.

Пророк Иеремия по-разному использует имя «Израиль». Значение его всякий раз определяется ближайшим контекстом. Однако вполне очевидно, что центр обетований и предсказаний Иеремии концентрируется не на восстановлении Израиля как независимого политического государства, но на Израиле как духовно возрожденном народе Божьем, собранном от всех двенадцати колен. Тот новый завет, который Яхве заключит с домом Израилевым и домом Иудиным после вавилонского плена, будет полностью отличаться от Синайского завета (см. Иер.31:31-34). Восстановленный Израиль будет молящимся и поклоняющимся Богу Остатком от всех двенадцати колен, в котором каждый израильтянин будет находиться в личных спасительных отношениях с Богом и будет безраздельно повиноваться Его святому Закону (стих 6, 32:38-40).

Пророк Иезекииль, который сам был угнан в Вавилон в 597 г. до Р. Хр., также предсказывал, что новый, духовный Израиль после плена будет восстановлен на родине: «И придут туда, и извергнут из нее все гнусности ее и все мерзости ее. И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом. А чье сердце увлечется вслед гнусностей их и мерзостей их, поведение тех обращу на их голову, говорит Господь Бог» (Иез.11:18-21).

Эти и им подобные предсказания (ср. Иез.36:24-33; 37:22-26) подчеркивают, что, восстанавливая Израиль, Бог прежде всего заинтересован не в светском политическом государстве, но в единой теократии, в духовно очищенном и воистину верующем народе Божьем.

Израиль, вернувшийся из плена, был религиозной общиной, в центре которой находился не царский престол, но восстановленный храм. Хотя в большинстве своем вернувшиеся из плена представляли колена Иудино и Левия, этот духовный Остаток рассматривал себя как продолжение и олицетворение Израиля Божьего (см. Езд.2:2,70; 3:1,11; 4:3; 6:16-17,21; Неем.1:6; 2:10; 8:1,17; 10:39: 12:47; Мал.1:1,5; 2:11). Последний пророк, Мапахия, подчеркивал, что народ Божий - это израильтяне, «боящиеся Бога», и что Бог признает Своими в последний судный день лишь тех, кто служит Ему (Мал.3:16-4:3). Иудея рассматривается как сыны Иакова и наследники завета Божьего с Израилем (см. Мал.1:1; 2:11; 3:6; 4:4).

Выводы

Ветхий Завет использует имя "Израиль" в более чем одном аспекте. Во-первых, оно обозначает религиозную заветную общину, народ, который поклоняется Богу в явной истине и Духе. Во-вторых, он обозначает различные этнические группы или нации, которая призваны стать духовным Израилем. Изначальное значение имени «Израиль» как символа принятия Богом через Его прощающую благодать (Быт. 32.28) всегда остается тем сакральным корнем, к которому пророки призывают вернуться этнические колена Израилевы (Ос.12.6; Иер.31.31-34; Иез.36.26-28).