Все о тюнинге авто

Почему течет конденсат из дымохода от отопления. Конденсат в дымоходе: как устранить неприятное явление. Требования к конструкции дымохода


Нередко при топке печи из труб вытекает черная маслянистая жидкость с характерным неприятным запахом. Это значит, что в печи образуется конденсат. Конденсат образуется при оседании водяных паров на холодных стенках. Водяные пары всегда присутствуют в дымовых газах. Их источником является влага, содержащаяся в дровах. Чем более сырые дрова, тем больше образуется пара. Кроме того, вода образуется при горении углеводородного топлива при соединении двух частей кислорода с 1 частью водорода. При снижении температуры в трубе, дымообороте или колпаковой части печи на стенках, водяной пар конденсируется на стенках. Конденсат, смешанный с продуктами горения и образует черную жидкость, которая впитывается в кирпич и через некоторое время проступает на поверхности печи в виде темных пятен. Это ведет к быстрому разрушению кирпичной кладки.

Конденсат также является причиной «прогорания» металлических труб. Правда, трубы при этом не прогорают, а разрушаются вследствие коррозии. Дело в том, что в топливе присутствует сера. При его горении образуется сернистый ангидрид, который, смешиваясь с водой, образует серную кислоту. Разрушение труб происходит при этом не в нижней, самой горячей части, а в самом верху, где температура ниже. В металлических трубах практически всегда образуется конденсат. Поэтому для их изготовления необходимо использовать специальные устойчивые сорта стали. Наиболее распространенная марка стали, используемая для изготовления печных и каминных труб 304 нержавеющая. Она жаростойкая и устойчива к слабым кислотам. Но ее не следует использовать для котлов, где в качестве топлива используется уголь и газ. В этом случае применяется нержавеющая сталь марки 316. Это кислотоустойчивая сталь. И наиболее устойчива как к нагреву, так и к коррозии нержавеющая сталь марки 321.

В чем же причина образования конденсата? Вода испаряется и, соответственно конденсируется, при температуре 100 градусов Цельсия. Поэтому температура на выходе из трубы должна быть не менее 100 градусов. Лучше 120. На уровне верхнего шибера температура не должна опускаться ниже 200 градусов Цельсия.

Для определения температуры в шель верхнего шибера вставляется лучина. Через 30-40 минут лучину вынимаем и счищаем копоть. Если цвет лучины не изменился, то температура газов менее 150 градусов Цельсия. При температуре до 200 градусов лучина становится желтой. Если лучина коричневая, то температура до 250 градусов. При более высокой температуре лучина обугливается.

Снижение температуры газов в дымоходах происходит по следующим причинам:

Наличие щелей и трещин в кладке;

Подсос воздуха через прочистные дверки;

Подается слишком много или мало воздуха через поддувало печи. При правильно отрегулированной подаче воздуха пламя соломенно-желтого цвета;

Слишком большая длина дымооборотов или завышенный объем колпаковой части. В этом случае необходима частичная или полная переделка печи;

В холодное время года конденсат может образовываться при проходе трубы через неотапливаемый второй этаж. Или когда труба очень сильно возвышается над крышей. В этом случае необходимо утепление трубы путем ее оштукатуривания или иных способов отделки. Толщина стенки трубы проходящей в помещении должна быть не менее 12 см (кладка в пол-кирпича). Трубы, стоящие за стенами зданий, кладутся с толщиной стенки не менее 1,5 кирпича.

Во избежание охлаждения стенки трубы не следует увеличивать сечение трубы сверх необходимого. Для печей с мощностью до 3000ккал. ч необходима труба с внутренним размером 13х13 см (в пол – кирпича). Для более мощных печей размер дымохода 13х27 см (в кирпич).

Конденсат может образовывать при попадании воды в трубу. Для защиты от осадков необходимо защищать трубу колпаком.

В заключение хочу сказать, что всегда легче избежать таких неприятных вещей как образование конденсата, чем потом с ним бороться. А для этого требуется правильно класть печь. И лучше для этого пригласить опытного мастера, чем заниматься кладкой печи самостоятельно.

Образовавшийся конденсат оказывает пагубное влияет на всю конструкцию дымохода. Для устранения данной проблемы необходимо обладать информацией о строении дымохода. Владея этой информацией, разобраться в проблеме гораздо проще.

При сжигании топлива происходит образование дымовых газов. Они насыщенны сажей и водяным паром. Передвигаясь вверх по трубе, эти образования охлаждаются и появляется конденсат в дымоходе. Сажа и пар оседают на стенках труб.

Когда накапливается слишком много конденсата, начинается образование черной смолянистой жидкости. Присутствует едкий запах. Эта смола проходит сквозь кладку, разрушая и размокая всю конструкцию печи.

Причины появления конденсата в трубе дымохода

На образование конденсата в дымоходе печи влияют множество факторов. Основные из них:

  1. Неполное сгорание топлива

Каждое горючее топливо, используемое людьми, имеет коэффициент полезного действия ниже сотни процентов. Т.е. топливо горит не полностью, и при его горении образуются углекислоты и водяные пары. Вследствие выделения этих углекислот и водяных паров, образуется конденсат.

  1. Недостаточная тяга в дымоходе

Если у дымохода низкая тяга, то дым, не успевая охладиться, превращается в пару и оседает на стенках.

  1. Большая разница температур

Такая проблема особенно актуальна во время зимы. Она характеризуется разными температурами внутри дымохода и во внешней среде.

Способы устранения конденсата

Из причин образования конденсата, не трудно понять, что избавиться от него раз и навсегда невозможно. Можно лишь уменьшить количество конденсата или улучшить качество труб дымохода.

Конденсат в дымоходае образуется при прохождении через холодный дымоход водяных паров. Тут нужно рассматривать 2 варианта.

1вариант. Когда отопительный агрегат не работает. Теплый воздух из помещения поступает через неплотности в задвижке, кирпичной кладке или зазоры при неправильном монтаже труб. Этот вариант я уже описывал в статье
Вот еще свежие фото

Мимо этого дома я часто проезжаю и обратил внимание на дымоходы. Судя по сечению, это каминные дымоходы. На правом дымоходе на колпаке виден иней, которого нет на левом. Как топят левый камин за эту зиму я ни разу не видел, а вот правый топят примерно раз в неделю. Когда топят, колпак нагревается, и конденсат стекает с колпака на выдру, на которой и видны растущие вверх сосульки. Конденсат, который впитывается в кирпич, при замерзании будет его разрушать. Одну такую упавшую и проломившую шифер трубу я видел. Это было в доме с централизованным отоплением. Печь топили только в межсезонье, когда в доме уже прохладно, а отопление еще не подключено.

2 вариант . Конденсат образуется во время топки. Водяные пары, находящиеся в дымовых газах, также оседают на холодных стенках дымохода. Откуда же берется водяной пар в дымовых газах?

1. Из влажных, плохо просушенных дров

2.Горение — это реакция окисления, и водород, содержащийся в дровах, окисляется до воды.

Что же делать, чтобы уменьшить образование конденсата?

1. Топить печь хорошо высушенными дровами . Для этого их нужно расколоть и выдержать под навесом 1,5-2 года

2.Устранить подсос воздуха через задвижку и другие неплотности.

У своей печи зазор между рамкой и задвижкой я заделал герметиком по совету Александра Кутузова.

Если подсос идет через неплотности кирпичной кладки, то нужно замазать швы раствором или заштукатурить

3.Утеплить дымоход. На теплый дымоход вода не будет конденсироваться. Это я наблюдал у двух соседей, живущих через дорогу друг от друга. У них сложены похожие камины и высота дымоходов примерно одинаковая. У одного из них дымоход проходит через жилую теплую мансарду, и проблем с конденсатом у него нет.

4. Добиться, чтобы температура дымовых газов в дымоходе была не ниже 100 градусов. Холодный дым выходит из трубы, когда в массивной печи сжигают малое количество дров. Кирпич забирает много тепла из дымовых газов, и в трубу они выходят холодными. Например в 5 или 7 канальных печах. Чтобы повысить температуру отходящих газов, делают прямой канал небольшого сечения из топки в последний канал. Такой канал называют прогаром, байпасом или «бараном».

Много тепла может забирать от дымовых газов и встроенный в печь котел. Я видел такой котел, встроенный в 5 канальную печь. Вода в системе отопления грелась очень хорошо, а массив печи почти не нагревался.

Еще температура выходящих в трубу газов бывает низкой в печах, работающих в тлеющем режиме. Этопроисходит тогда, когда плотно закрывают поддувальную дверку. Для нормального горения не хватает кислорода и температура в топке низкая. Кроме конденсата в дымоходах печей с таким режимом эксплуатации образуется много сажи. О саже я расскажу уже в другой статье.

Ну а сейчас вопрос от постоянного читателя моего блога Анатолия:

Здравствуйте Александр!

Предлагаю обсудить в Вашем блоге эту тему, может быть кто-то сообщит свежие решения. Вопрос в том, как собирать сэндвич дымоход? Вроде правильно по конденсату, чтобы конденсат не затекал в промежуток между внутренней и внешней трубой. Я так и сделал. Зонт тоже сделан по дождю — внутренняя труба вставляется в расположенную ниже трубу, внешняя часть надевается на внешнюю оболочку расположенного ниже сэндвича. С одной стороны это правильно. Дождь не будет затекать между трубами сэндвича и конденсат, и залетевший в трубу дождь будет стекать на задвижку. Но! У меня из под внешней оболочки зонта стал вытекать конденсат. Дым при движении в дымоходе заходит под расположенную выше секцию трубы, поднимается наверх и дойдя до верха образует конденсат, который стекает из под внешней оболочки зонта. Это плохо. Как исправить? На фото стрелками показаны места выхода конденсата, фото сделано сразу после монтажа, поэтому место появления конденсата не видно и его пришлось обозначить стрелками.

Возможно при монтаже Вы не смазывали стыки герметиком. Я при монтаже промазываю герметиком, который на втором фото. Во всяком случае я с такой проблемой не сталкивался. Делаю в основном кирпичные трубы. Монтаж сендвичей делал только на трех объектах, заказчики не звонили. Наверное все нормально.

Если кто сталкивался с такой проблемой и знает как ее устранить, пожалуйста прокомментируйте.

В трубах, изготовленных из этого материала, под воздействием конденсата происходят необратимые процессы, которые существенно снижают срок службы канала. Обычно период эксплуатации таких изделий не превышает 3-4 лет.

Фуранфлекс

В процессе производства подобных дымоходных труб используется пластмасса, которая укрепляется сверхпрочным волокном. Такой подход позволил повысить устойчивость изделий к конденсату. Кроме того, продукция из фуранофлекса имеет низкую теплопроводность и прекрасно подходит для эксплуатации при температуре ниже 200 градусов.

Из нержавеющей стали

Такие каналы производятся как в стандартном виде, так и со слоем утепления, в качестве которого могут использоваться базальтовые волокна. Борьба с конденсатом в канале осуществляется посредством самой стали, которая может быть существенно усилена сочетанием с базальтовой ватой.

Дымоходная труба из нержавеющей стали обладает следующими достоинствами:

  • хорошая герметичность;
  • высокий уровень пожаробезопасности при соблюдении всех правил эксплуатации;
  • простота использования;
  • отличная тяга, обеспечиваемая благодаря гладким стенками дымохода и сечению в форме круга.

В дымоходе конденсат и как с ним бороться?

В начале, предлагаю определиться, от куда же берется конденсат в дымоходе. Многие думают, что воды в дыме не бывает, если правильно топить и использовать сухое топливо, но это не совсем так.

Во-первых , пары воды всегда присутствуют в воздухе подаваемом на горение. Количество и насыщенность влагой зависит от погодных условий, испарений в доме и даже от количества находящихся там людей. И никто не собирается осушать и подготавливать воздух перед его подачей в топку, и он поступает той же влажности, что и в помещении. Так же, в дымовых газах всегда присутствует и сопутствующий воздух, подаваемый избыточно в топку, не участвующий в процессе горения, но разбавляющий дымовые газы, охлаждая их и насыщая парами воды.

Например, для комнатной температуры, в 20 0 С, и относительной влажности воздуха 60%, количество воды в воздухе составит 12 г/м 3 , 12 грамм в каждом метре кубическом.

Для сжигания 1 кг сухой древесины нам потребуется около 4,6 м 3 воздуха.

При горении закладки дров в 4кг нам нужно будет 4,6*4 = 18,4 м 3 воздуха.

А значит, количество воды поступившей в дымоход будет 18,4*12г = 220,8 г

Во-вторых , сжигаемое топливо имеет определенную влажность, которая высвобождается и испаряется при сгорании. Если даже самые сухие дрова при долговременной сушке высыхают до 15% влажности, то можно посчитать, что при сгорании 4 кг «самой сухой» древесины выделится не менее 600 грамма жидкости, которая испарится и улетит в трубу...

В третьих , при окислении топлива, в присутствии кислорода воздуха, в зависимости от вида и состояния топлива, выделяется большое количество паров воды. К примеру, при окислении только одной молекулы газа пропана выделяется четыре молекулы воды! А одной молекулы целлюлозы - не менее десяти!

(С6Н10О5)n+6n O2 -------> 6n CO2 + 5n H2O

Наверное будем довольствоваться констатацией факта: пары воды в дымовых газах есть всегда!

Так когда конденсат начинает выпадать?

Ответ : Всякий раз при охлаждении дымовых гахов до температуры конденсации паров в жидкость.

Из курса физики мы помним, что при понижении температуры дыма до «точки росы» (В строительстве согласно СП 50.13330.2012 п.Б.24. Точка росы: температура, при которой начинается образование конденсата в воздухе с определенной температурой и относительной влажностью) чаще всего принимают температуру в 60 0 С, начинается выпадение конденсата на стенки дымового канала.

(таблтица приведена выше)

Потом, выступающая на поверхностях канала «испарина», образует капли, которые скатываются вниз, увеличиваясь до подтека и собирается в нижней части канала.

Да это не приятный, но практически неизбежный закономерный физический процесс.

В этом контексте следует помнить, что в дымовых газах, помимо газообразных веществ так же присутствуют твердые частицы сажи, копоти и золы. Они прилипают к увлажненному каналу образуя наросты, которые, в свою очередь, так же увлажнясь принимают на себя следующие включения сажи и золы, присутствующие в удаляемых дымовых газов…

Данные процессы представляют опасность по следующим причинам:

1. Засоренность канала, из-за чего снижается тяга, а стало быть и горение, что так же снижает температуру дымовых газов, температуру которых истопник пытается исправить раздуванием топлива подачей воздуха, но при этом еще поднимает облако твердых частиц, которые налипанием на стенки еще больше сужают сечение канала. Как следствие - задымление помещений, а при накоплении и высыхании - воспламенение сажи в канале;

2. Замерзание канала. Выпадающие капли конденсата, при дальнейшем охлаждении образуют ледяные и снежно инееобразные отложения, способные полностью перекрыть сечение канала;

3. Ухудшение тяги . Помимо ухудшения тяги, по причинам засоренности и замерзания, возникает ослабление тяги, а иногда и обратная тяга в виду присутствия тяжелых паров и переохлаждения дыма.

4. Намокание стенок канала (относится к пористым материалам), что приводит к разрушению стенок канала при замерзании или закипании жидкости.

5. Возникновение агрессивной среды в дымоходе, способной разрушить канал за не очень продолжительное время. При эксплуатации, в присутствии паров воды высокой температуры и множества различных химических элементов, возможны химические реакции с образованием кислот и других веществ, разрушающих большинство известных материалов;

6. Протечки через неплотности. Влага, через малейшие неплотности, находит выход из канала и приводит как к загрязнениям, так и разрушениям отделки и строительных конструкций.

7. Опасность разгерметизации . Появляется вероятность разрушения дымохода и создает опасность для здания и проживающих в нем.

Теперь, когда мы понимаем, влага в дыме присутствует всегда, но почему-то в некоторых случаях она не наблюдается совсем, или не проявляет каких-либо негативных последствий. А в других случаях текут потоки, разрушают стены и дымоходы.… Значит, есть такие обстоятельства, наличие или отсутствие которых влияет на конденсатообразование, а значит, воздействуя на них, мы можем изменить ситуацию.

Ниже приведём причины выпадения конденсата и способы борьбы с ним:

1. Предупреждение выпадения конденсата.

Основные способы устранения - поднятие температуры дыма и стенок канала, снижение доли паров в удаляемом дыме, снижение возможности выпадения конденсата за счет специальной обработки:

  • Поднять температуру дыма настройкой работы ТГА;
  • Поднять температуру дымовых газов использованием чистого сухого топлива;
  • Теплоизолировать дымовую трубу;
  • Выбирать режимы обычного горения;
  • Не злоупотреблять режимом длительного горения;
  • Прогревать дымоход перед переводом на режим медленного горения;
  • Применение гидрофобных покрытий внутренних поверхностей каналов. (Инновационные разработки, которые пока не применяются на практике при устройстве дымоходов. )

2. Минимизация негативных последствий выпадения конденсата.

Данные меры предусматриваются на этапе проектирования дымовых и вентиляционных каналов, производства элементов дымохода, при выполнении монтажных операций и при их ремонте.

Конечно, нужно правильно подобрать материалы, произвести из них продукцию, спроектировать каналы и потом смонтировать их. К мерам борьбы с негативными последствиями выпадения конденсата можно отнести:

  • Применение влагоустойчивых материалов;
  • Применение коррозионностойких материалов;
  • Применение материалов с минимальным водопоглощением и максимальной морозостойкостью;
  • Применение материалов многократно выдерживающих резкие перепады температур и количество теплосмен в различных средах;
  • Сборка элементов дымовых труб должна осуществляться по-конденсату. Верхняя труба вставляется в нижнюю;
  • Уплотнение стыков элементов дымохода в целях предотвращения попадания холодного воздуха снижающего силу тяги и температуру дымовых газов, а так же предотвращение вытекания конденсата наружу или в теплоизоляционный слой;
  • Предотвращение капиллярного эффекта;
  • Предотвращение намокания тепловой изоляции;
  • Сбор и отводение конденсата;
  • Периодическая очистка и осмотр дымохода;
  • Св оевременный предупредительный ремонт.

П олучается так, если мы не смогли предотвратить выпадение конденсата в трубе, то должны минимизировать или устранить любые негативные его проявления.

Обратите внимание, что следы влаги и подтеки на наружных стенах здания и дымовых труб, не всегда являются следствием образования конденсата внутри дымовых и вентиляционных каналах. Очень часто они появляются из-за попадания осадков через гидроизоляцию кровли, и (или) с пароизоляционной и гидроизоляционных мембран, и (или) через неправильно сделанный оголовок и декоративный кожух, и (или) из-за конденсации пара из помещений на холодных конструкциях здания.

Поэтому, прежде чем начать операции по санации (гильзовке) канала, его теплоизоляциии переделке, убедитесь в надежности гидроизоляции кровли и правильности устройства пароизоляционных мембран.

Надеюсь, Вам помогла данная статья, и Вы на шаг приблизились к самому оптимальному решению в выборе дымохода.

Для информации