Все о тюнинге авто

Экзальтированный тип личности: признаки, особенности, психологическая характеристика. Что такое экзальтированность? Экзальтация это хорошо или плохо

Экзальтацией называют крайне возбужденное, в первую очередь восторженное состояние. Воодушевленными бывают многие, при этом далеко не каждого футбольного болельщика после гола любимой команды можно назвать экзальтированным. Главное здесь то, что особой причины для радости у экзальтированного человека может и не быть.

T&P уже не раз о различных типах акцентуаций, но аффективно-экзальтированного типа темперамента пока не касались. Напомним, что акцентуацией называют определенное сочетание ярко проявляющихся черт характера, при котором у человека повышается уязвимость к некоторым психогенным воздействиям. Люди с акцентуациями нормальны в общепринятом смысле - правда, иногда их отношения с окружающим миром и с собой строятся сложнее, чем у людей без столь ярких проявлений. Первым такие темпераменты выделил в отдельную группу и классифицировал немецкий психиатр Карл Леонгард. Одним из десяти описанных им темпераментов был как раз аффективно-экзальтированный тип.

Леонгард назвал экзальтированность «темпераментом тревоги и счастья». От страстного ликования до смертельной тоски таких людей отделяет один шаг (или двусмысленный взгляд, невнимательность друга, печальная новость по радио, капля пролитого на рубашку кофе - что угодно). Спасает только то, что обратная дорога к счастью для них так же коротка. В психологии склонность к таким резким переменам эмоционального состояния называется повышенной лабильностью.

У людей с экзальтированным типом личности эмоции возведены в культ. Люди с таким темпераментом не только не сдерживают проявлений чувств, но и считают душевные переживания важнейшей составляющей человеческой жизни. Часто они стремятся реализоваться в таких сферах, как религия и искусство, и в этом есть смысл: таких людей отличает хороший вкус и чуткость. Они часто достигают успеха в творчестве - во многом потому, что ценность художественного произведения определяется итоговым эмоциональным воздействием на зрителя/читателя/слушателя, и вполне логично, что лучше это получается у того, кто сам способен к высокому накалу чувственных переживаний.

Много экзальтированных личностей и среди актеров, потому что генерировать поток эмоций для них естественно, нужно просто приучиться направлять его в конструктивное русло. Конструктивной, по мнению Леонгарда, экзальтированность становится, когда к ней добавляются волевые способности. В таком сочетании она превращается в страстность: восторг и отчаяние начинают выражаться в поступках, а не в переживаниях и идеях, что свойственно просто экзальтированному человеку.

От страстного ликования до смертельной тоски таких людей отделяет один шаг. Обратная дорога к счастью для них так же коротка

Другой сильной (или слабой) чертой экзальтированных личностей является сострадание. Телепередача о трудностях жизни в концлагерях или щенок с перебитой лапой могут привести их в отчаяние; заурядную неприятность друга они переживают болезненнее, чем сам пострадавший. В порыве они готовы на настоящие подвиги альтруизма и самопожертвование. И этим нередко пользуются окружающие: чтобы взять денег в долг у экзальтированного человека, достаточно убедить его, что, например, покупка нового авто для вас - вопрос жизни и смерти.

Повышенная эмоциональность у людей такого типа проявляется в различных чертах: они контактны, улыбчивы, часто влюбляются и много говорят, но при этом обидчивы и склонны к паникерству. Люди с таким темпераментом часто спорят, но до открытых конфликтов, как правило, дело не доходит. Страх у экзальтированной личности имеет свойство резко нарастать, и даже в несерьезных ситуациях будут заметны его физиологические проявления - дрожь, холодный пот.

Хорошо проиллюстрировать экзальтированный тип личности можно с помощью героев художественных произведений. Своими необдуманными порывами и эмоциональными всплесками они накаляют страсти и поворачивают ход повествования, за что их и любят авторы. Подобный образцово-показательный типаж создал Достоевский в «Братьях Карамазовых». Его героиня Катерина Ивановна собирается выйти замуж за Митю Карамазова не из-за того, что любит его, а потому что увлечена идеей его спасения. В какой-то момент, воодушевленная мыслью сделать свою соперницу Грушеньку напарницей в этом деле, она приглашает ее к себе. Катерина Ивановна одухотворенно и восторженно говорит с гостьей, но когда понимает, что Грушенька над ней посмеялась, у героини происходит тяжелейший перепад настроения, который заканчивается тем, что «С Катериной Ивановной сделался припадок. Она рыдала, спазмы душили ее». Примерно с такой амплитудой эмоциональных колебаний - от горделивого счастья до трагедии - она и живет на протяжении всего романа, в финале которого оказывается в тяжелой истерике во время суда над Митей. Ярким примером мужского экзальтированного образа можно назвать шекспировского Ромео. Герой постоянно пребывает в крайнем состоянии возбуждения и либо задыхается от счастья близости к любимой, либо не находит себе места из-за трагедии вынужденной разлуки. Ромео просто не способен на переживания среднего порядка и во всем находит причины для усиления собственных чувств.

Экзальтированные личности располагают к себе окружающих умением сопереживать, искренне радоваться чужим успехам и сочувствовать горю. Но и отталкивающие черты у людей с таким темпераментом примерно те же: излишняя тревожность, склонность к панике, драматизму и «увеличению громкости» без видимых на то причин. Часто эффективное общение с экзальтированными людьми возможно, только когда их эмоции начинают ослабевать, а лучшая рекомендация для них - стараться снижать значимость переживаемых событий.

Как говорить

Неправильно: «Испанская инквизиция устраивала страшные экзальтации всем инакомыслящим». Правильно: экзекуции.

Правильно: «Мне с этой экзальтированной дамой совсем нет жизни: она то в облаках витает, то в истерике бьется».

Правильно: «Экзальтированность Феди утомляла всю группу: крики, возмущение и борьба за одному ему понятную правду были его верными спутниками».

- На экзальтированного поклонника, которому только и надо, что под окном

кумира ночи напролёт стоять, он, извини уж, не похож. - А почему «извини»?
- Ну, мало ли. Вдруг ты в кои-то веки решил обзавестись поклонником. Причём

непременно экзальтированным. А я отнимаю у тебя последнюю надежду.

Макс Фрай. Ключ из жёлтого металла

Экзальтированность (Экзальтированный) как качество личности – склонность проявлять повышенное настроение с чрезмерной воодушевленностью, неумеренной и безудержной восторженностью по поводу самых простых вещей и событий, избыточно бурной эмоциональной реакцией, переоценкой своих качеств, внешности, способностей и возможностей.

Однажды в жаркий летний день сосед позвал Ходжу в гости. Подали в большом кувшине сладкий сироп. Хозяин дал Ходже чайную ложку, а себе взял целый половник и начал черпать сироп из кувшина. Сколько Ходжа не старался, но угнаться за ним не мог. А хозяин всякий раз, как зачерпнёт, впадает в состояние экзальтации, восклицая от восторга: - Ох, умираю! Я этого не перенесу! Пища Богов! Умереть и не жить!

В конце концов, Насреддин швырнул чайную ложку и выхватил у хозяина половник: - Сосед! Дай и мне хоть раз умереть!

Экзальтированность – возбуждённая восторженность, воодушевленная оживлённость. Экзальтированность постоянно находится в возбужденном состоянии и непрекращающейся восторженности. Когда к ней случайно забегает соседка одолжить соль, она кричит: — Боже, какой счастье, что вы заглянули ко мне на огонек. Я Вас обожаю, и давно мечтала познакомиться с таким прекрасным и замечательным человеком.

То есть малозначащий факт вызывает у экзальтированности бурный эмоциональный всплеск и безграничные переживания. Если бы у соседки в руках был котенок, экзальтированность, наверняка, испытала бы ощущение полного счастья и чувство эмоциональной переполненности. Но, если бы соседка, сославшись на занятость, отказалась бы войти, ее настроение перевернулось бы на сто восемьдесят градусов, сменившись отчаянием и полным унынием.

Перепады настроения от страстного ликования до смертельной угнетенности и тоски – почерк экзальтированности. Малейшая неудача, легкое разочарование для обычного человека может стать искренним и глубоким горем для экзальтированности. У неё всегда включены кнопки «Слезы счастья» и «Готовность к отчаянию».

Жил один богатый коллекционер древних статуй, которых у него было великое множество. Они стояли по аллеям его красивого парка. Знакомые направили к богачу одного молодого студента с рекомендацией от местного Исторического общества, чтобы тот мог ознакомиться с удивительной коллекцией.

Управляющий доложил хозяину о прибытии гостя, встретил его и повел по дорожкам парка к дому. Охваченный любопытством, студент останавливался возле каждой статуи, восторженно вздыхал, впадал в уныние и отчаяние, что таких статуй нет в его обществе, затем опять, как в лихорадке, дрожал от радости и восторга около очередной статуи и глотал слёзы горести от понимания, что их никогда у него не будет. В конце концов управляющий не выдержал: - Господин, вас, собственно, кому представить: статуям или их владельцу?

Экзальтированность видит или приукрашенный, нарядный мир, или ярко выраженный черный цвет действительности. Имея тягу к прекрасному, экзальтированность обладает хорошим вкусом: из нее получаются хорошие артистические натуры, художники, дизайнеры, оформители. Любовь к высокому искусству, природе, религиозные переживания, увлечение спортом, мировоззренческие искания способны всецело, до глубины души поглотить внимание экзальтированного человека. Безудержно мечтательная и фантазийная экзальтированность использует в своем речевом общении повышенные тона, красочные обороты, витиеватые описания. Экзальтированным людям близко сострадание, искренность и альтруизм. В то же время, они склонны к паникерству, влюбчивости и словоохотливости.

Бурно выражая свои чувства, экзальтированность может через неделю смертельно надоесть любому самому терпеливому партнеру. Кому понравятся ежеминутные вскрики: — Нет! Ты не представляешь, как я тебя люблю! Я тебя обожаю!? И это произносится везде – за обедом, на улице, в автомобиле. Даже туалет и ванная не спасает от посягательств экзальтированности. Неудивительно, что партнеры с завидным постоянством сбегают от нее, набив оскомину от таких необузданных проявлений любви.

Экзальтированность – это переменное состояние: либо в невероятном счастье, либо в безысходном горе. Готовая сейчас обнять весь мир, через минуту, вся в слезах она трагическим голосом возвещает: — Всё пропало!

Как выясняется, по ошибке стерся телефон подруги на мобильнике. Позже она вспоминает, что он есть в записной книжке и его знают другие ее знакомые. Экзальтированность на сто процентов уверена в изысканности своих вкусов, манер, уникальности мировоззрения. Она всегда права, все остальные недоумки.

Ф.М. Достоевский создал незабываемые образы экзальтированных женщин в романах «Идиот» — Настасью Филипповну и «Братья Карамазовы» — Катерину Ивановну. Катя никогда не любила своего жениха, над ней властвовала мысль — спасти его. Поэтому она и стала его невестой. Вообразив себя спасительницей, она произносит: «- А коли так, то он еще не погиб! Он только в отчаянии, но я еще могу спасти его… Я хочу его спасти навеки! Пусть он забудет меня как свою невесту! И вот он боится предо мной за честь свою!? Ведь вам же, Алексей Федорович, он не побоялся открыться? Отчего я до сих пор не заслужила того же? — Последние слова она произнесла в слезах; слезы брызнули из ее глаз».

Экзальтированность заставляет ее позвать к себе домой Грушеньку — соперницу в отношениях с Митей, чтобы сделать ее своей союзницей в деле спасения Мити. Она в восторге от Грушеньки: «Грушенька, ангел, дайте мне вашу ручку, посмотрите на эту пухленькую, маленькую, прелестную ручку, Алексей Федорович; видите ли вы ее, она мне счастье принесла и воскресила меня, и я вот целовать ее сейчас буду, и сверху, и в ладошку, вот, вот и вот!.. — И она три раза как бы в упоении поцеловала действительно прелестную, слишком, может быть, пухлую ручку Грушеньки». Однако Катерине Ивановне пришлось испытать душевные муки разочарования. Грушенька не соглашается спасать Митю и заявляет: «- Так и оставайтесь с тем на память, что вы-то у меня ручку целовали, а я-то у вас совсем нет. Так я и Мите сейчас перескажу, как вы мне поцеловали ручку, а я-то у вас совсем нет. А уж как он будет смеяться!» Настроение Катерины Ивановны делает резкий разворот. Теперь Грушенька становится «беспутной женщиной» и «созданием, всегда готовым к услугам». Далее «с Катериной Ивановной сделался припадок. Она рыдала, спазмы душили ее. Все около нее суетились».

Отдельный разговор о ее поведении во время суда. Сначала она защищает Митю, доходя до самоунижения. В своих свидетельских показаниях она рассказывает, как однажды, спасая отца, пришла просить у Мити денег: «Тут было что-то беспримерное, так что даже и от такой самовластной и презрительно-гордой девушки, как она, почти невозможно было ожидать такого высокооткровенного показания, такой жертвы, такого самозаклания. И для чего, для кого? Чтобы спасти своего изменника и обидчика, чтобы послужить хоть чем-нибудь, хоть малым, к спасению его, произведя в его пользу хорошее впечатление».

Но через несколько минут она слушает свидетельские показания брата Мити, Ивана, которого любит больше, чем своего жениха. Иван обвиняет себя в подстрекательстве к отцеубийству. И вот тут-то разбушевавшиеся чувства заставляют Катерину Ивановну занять абсолютно противоположную позицию. Потрясенная жалостью к Ивану, а может быть, и объятая страхом, что его признания будут приняты всерьез, она почувствовала жестокую ненависть к Мите, считая его ответственным за душевное заболевание брата. Она кричит: «Я пробовала победить его (Митю) моей любовью, любовью без конца, даже измену его хотела снести, но он ничего, ничего не понял. Да разве он может что-нибудь понять! Это изверг!»

Достоевский продолжает: «О, разумеется, так говорить и так признаваться можно только какой-нибудь раз в жизни — в предсмертную минуту, например, всходя на эшафот. Но Катя именно была в своем характере и в своей минуте. Это была та же самая стремительная Катя, которая кинулась тогда к молодому развратнику, чтобы спасти отца; та же самая Катя, которая давеча, пред всею этою публикой, гордая и целомудренная, принесла себя и девичий стыд свой в жертву, рассказав про «благородный поступок Мити», чтобы только лишь сколько-нибудь смягчить ожидавшую его участь. И вот теперь точно так же она тоже принесла себя в жертву, но уже за другого, и может быть только лишь теперь, только в эту минуту, впервые почувствовав и осмыслив вполне, как дорог ей этот другой человек».

Дойдя до предела эмоционального возбуждения после своего свидетельского показания против Мити, Катерина Ивановна впадает в истерический припадок: «Минута же мщения слетела неожиданно, и все так долго и больно скоплявшееся в груди обиженной женщины разом, и опять таки неожиданно, вырвалось наружу. Она предала Митю, но предала и себя! И разумеется, только что успела высказаться, напряжение порвалось, и стыд подавил ее. Опять началась истерика, она упала, рыдая и выкрикивая. Ее увели».

Другой пример экзальтированности. Николай Ростов – герой романа Льва Толстого «Война и мир» с восторгом и воодушевлением принял весть о войне. Мечты о славе, храбрости, женской восторженности буквально усадили его в седло и погнали на войну. Увидев войну воочию, его экзальтированность перешла в другую крайность: «И разгоряченная, чужая физиономия этого человека, который со штыком на перевес, сдерживая дыхание, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам, что было силы. Не с тем чувством сомнения и борьбы, с которым он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом».

С хвостом годов юношеская экзальтированность Ростова поутихла, свой долг – защищать Родину, он рассматривает прагматично: «Николай Ростов без всякой цели самопожертвования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и потому без отчаяния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось только в России. Если бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, то он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие». Словом, с возрастом экзальтированность Николая Ростова прошла, как «с белых яблонь дым».

Петр Ковалев 2013

В психологии экзальтированность рассматривается как особое свойство темперамента, близкое к психопатии. Чувства и переживания экзальтированной личности всегда несколько преувеличены. Он видит мир черно-белым, не замечая полутонов. Экзальтированный ярко проявляет эмоции там, где другие люди не замечают даже повода для радости или печали. Экзальтированность свойственна сангвиникам и холерикам. Женщины чаще бывают обладают данной чертой, чем мужчины.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Признаки экзальтированности

Экзальтированность – это склонность к эмоциональному преувеличению. Человек резко переходит от состояния счастья к непомерному горю. Такие люди преувеличивают самые обыденные вещи, придавая много значения мелочам. Еще один признак экзальтированности – люди переоценивают свои возможности и способности, из-за чего часто выглядят смешными в глазах окружающих. У экзальтированной личности в считаные минуты меняется настроение. Неудача даже в самом малозначительном занятии приводит к грусти и тоске, а самый скромный успех – к ликованию.

Экзальтированные люди влюбчивы -и болтливы, сострадательны, искренни и способны к альтруизму. Страх у них быстро переходит в панику. Из-за ранимой нервной системы такие личности стараются избегать открытых конфликтов, хотя могут вступать в споры и небольшие перепалки. Окружающих экзальтированные люди награждают надменными взглядами и презрительными усмешками. Их непоколебимое чувство превосходства граничит с манией величия.

Так как экзальтированный человек постоянно испытывает сильные переживания, он может найти себя в сфере искусства, особенно театра. Эти люди - прирожденные артисты. Они пафосно выражаются, способны донести до окружающих любую эмоцию, используют в общении витиеватые описания, красочные обороты, повышенные тона. Остальные кажутся им бесчувственными, непробиваемыми. Сами себя они полагают за непризнанных гениев и тонких натур.

Экзальтированный человек:

  • способен преклоняться перед чем-либо или кем-либо;
  • от восхищения переходит в глубокое отчаяние;
  • любит до безумия и ненавидит всеми фибрами души;
  • имеет любимых животных, при виде которых испытывает чувство трепета, умиления, нежности, волнения;
  • совершенно не переносит некоторые типы людей – толстых, худых, мужчин, женщин, таксистов и т. п.;
  • заметив какую-либо особенность в людях, может резко поменять мнение о них на противоположное;
  • восторгается творчеством какого-либо художника, поэта, музыканта, артиста;
  • плачет над трагическим фильмом, литературным произведением с грустным концом;
  • имеет в окружении людей, которых он глубоко презирает или ненавидит;
  • в большинстве случаев его мнения, позиции, вкусы, принципы отличны от позиции большинства.

Те, кому свойственны 9-10 из данных утверждений, отчетливо экзальтированны. Совпадение с 5-8 утверждениями означает умеренную экзальтированность, с 4 и менее - это качество отсутствует.

В каком возрасте проявляется экзальтированность

Двух-трехлетний ребенок выражает эмоции очень ярко. Он переходит от истерики к смеху за несколько секунд. Экзальтированность свойственна и юношескому возрасту, но по мере взросления она обычно проходит.

Данная черта свойственна каждому на определенном этапе роста и развития. Большинство людей, по мере того как их нервная система достигает зрелости, начинают контролировать свои эмоции и поведение. Отдельные личности остаются «вечными детьми» и о них говорят, как об экзальтированных взрослых.

Отношение окружающих

Чрезмерное проявление эмоций и неспособность их контролировать сильно осложняет жизнь экзальтированного человека. У него часто возникают конфликты с окружающими, ему не доверяют важные поручения на работе, с ним не завязывают глубоких личных отношений, так как неизвестно, что он выкинет в следующую минуту.

Близкие экзальтированного человека всегда настороже, так как их существование полно сюрпризов, причем не всегда приятных. Экзальтированные люди плохо приспособлены к ведению быта. Они могут злоупотреблять алкоголем, потерять жилье, стать жертвой мошенников. Пока рядом есть родители и близкие, что-то непоправимое вряд ли случится. Но во второй половине жизни эти люди часто остаются в одиночестве и наживают себе проблемы.

Ко мне на прием был направлен 9-летний ребенок , с невозможностью воспринимать учебный материал. Так мне объяснила по телефону специалист, которая его ко мне и направила.

В назначенное время на прием пришел мальчик и его бабушка, которую бабушкой назвать сложно. Кожно-зрительная по векторам — очень моложавая, подвижная, с готовностью идущая (можно сказать, стремительно бегущая) на контакт. Признаюсь сразу, что первый порыв, устремленный в мою сторону был мне очень приятен.

Приятно видеть людей не безразличных, а заинтересованных в тебе, но потом…

На мой вопрос: «С чем пришли? На что жалуетесь?» она 5 минут что-то очень ярко, красочно и эмоционально говорила. Из ее речи я не поняла ни слова. Когда я второй раз попросила ее сформулировать проблему на меня опять обрушился поток слов, который я пыталась оформить в какой-то смысл, чтобы за что-то зацепиться, но безуспешно… Единственное, что я поняла, что мальчик в какой-то момент впадает в состояние оцепенения . И это было не проговорено, а показано.

Этот ступор я прочувствовала и на себе, когда после осмотра мальчик лег на кушетку, и я где-то минуту ходила вокруг него, так как начисто забыла весь алгоритм работы. Внутри меня трясло. Я попросила бабушку сидеть молча, больше мне ничего не говорить и сознательно стала себя успокаивать. Давая себе команды: «Таня, успокойся! Дыши! Все нормально, сейчас будем делать то-то и то-то». Через минуту состояние мое нормализовалось, и я смогла приступить к выполнению своих обязанностей.

Естественно, у мальчика было состояние стресса, «напряжение» в голове и в области грудо-брюшной диафрагмы. Его внутренний краниосакральный механизм был ограничен.

Мальчик по векторам был кожно-анально-зрительный. И мама, и его бабушка были носителями зрительного вектора. Бабушка в состоянии эмоциональной экзальтации в зрительном векторе. Мама, по всей видимости, тоже была в не совсем гармоничном состоянии. Сама бабушка говорила, что «ее дочь еще та еще истеричка и будет похлеще ее в своих эмоциональных проявлениях».

Конечно, верить всему, что говорят такие люди, не стоит. Все может быть сильно преувеличенно и иметь мало общего с реальностью. Но даже по одной бабушке было понятно, что парню в таких условиях жилось очень нелегко.

Проработав остеопатически с мальчиком, я объяснила его бабушке, что причина его состояния в поведении его близких . Представителям анального вектора очень важны спокойный ритм и последовательность во всем, в том числе и в подаче информации. Они основательны во всем, что делают. Чтобы начать действие, такому ребенку нужно собраться, настроиться. А начав, довести до конца. Это необходимые условия для его психологического комфорта и развития его свойств.

А тут эмоциональная экзальтация бабушки наряду с мельтешением, дерганостью в кожном векторе постоянно срывают его, мешая углубиться во что-либо . Ее внимание перепрыгивает с объекта на объект. Не фиксируется долго на чем-то. Даже проследить ход ее мысли сложно. От нее поступают противоречивые сигналы – о чем она говорит, и что делать – ему непонятно. Это вводит нуждающегося в последовательности мальчика в ступор.

Не жизнь, а вечная сцена

Зрительный вектор наделен эмоциональностью, которая в условиях нереализованности у человека может иметь экзальтированную форму. Их эмоции бурные, но при этом поверхностные. Такие зрительники все воспринимают очень преувеличенно, на пике своих эмоций. Таким поведением они расшатывают себя и окружающих. Это может вызывать раздражение и неприятие со стороны других людей.

Зрительники, остановившиеся в своем развитии, инфантильны. Они ничего сами не могут сделать. Только привлекают внимание. К себе. Но сегодня, когда существует реальная возможности реализовать весь огромный потенциал своих эмоций в помощи людям, оставаться на уровне охов и ахов недостаточно. Это не наполняет.

Таким зрительникам нужна публика. Им важно вызвать эмоции у других людей. Им нужно, чтобы ИМ СОПЕРЕЖИВАЛИ, СОЧУВСТВОВАЛИ. Это как ребенок, который привлекает к себе внимание своим плачем, истерикой или как-то иначе с одной только целью, чтобы получить желаемое.

Эмоциональный вампир. Клубок из страхов и эмоций

Экзальтация или глубина настоящих чувств

Эмоции – тип реагирования на происходящие события. У экзальтированного зрительника они кричат, сшибая с ног всех окружающих. Не реализуясь в общественно-полезной деятельности, они просто беспорядочно выплескиваются наружу, так и не оформившись в глубокое чувство – эмпатию, сопереживание, любовь.

Чувства – они глубже, они не кричат. Они тихо проживаются человеком внутри. Развитая чувственность помогает человеку акцентировать свое внимание на ближнем. Прочувствовать чужую боль и откликнуться на нее, поддержать. С таким человеком рядом тепло и комфортно.

Татьяна Караказова , врач


Раздел:

Ну, во-первых, следует определиться, что такое экзальтированность . Или скажем по-другому - что такое экзальтация , что это за состояние? Некоторые люди думают, что это особый шик и вычурность в одежде. Но данные качества, скорее, относятся более к выбору стиля одежды, нежели к человеческим свойствам характера. Поскольку экзальтированность это именно черта характера и манера поведения, а возможно, и стиль жизни.

И каким образом будет звучать определение этой черты характера человека?

Надо полагать, так: экзальтированность есть склонность человека к безмерным и неуемным переживаниям и проявлению бурных необоснованных эмоций относительно рядовых и даже малозначащих явлений и ситуаций.

Скажем, идет некая женщина по улице. На ней, скорее всего, шляпка из итальянской соломки и зонтик, несмотря на безоблачную погоду. Идет она себе и вдруг видит... нет, не безногого нищего в разбитой коляске, а крохотного котенка , который тыкается в ноги прохожих и растерянно пищит. Такое случается, и довольно часто, однако женщина в шляпке из итальянской соломки всплескивает руками, останавливается и громогласно начинает котенка «жалеть». Ах, какой, дескать, маленький пушистый комочек, как ему нелегко без мамы, наверное, он потерялся, и все в таком духе. Слезливое умиление котенком переходит в неописуемый восторг, после чего женщина забирает его и приносит домой. И это, в общем, хорошо. Для котенка.

Женщина носится с ним несколько дней, забыв про собственного мужа (хотя, вряд ли таковой у нее имеется) и детей . Она даже шьет ему жилетку, дабы его не «просквозило». Еще через день, когда котенок справит нужду в ее домашние тапочки, восторг, а вместе с ним и умиление неожиданно проходят, и котенок выносится под покровом ночи во двор и оставляется там, несмотря на его возмущенное попискивание. И это - плохо.

Что еще служит признаком экзальтированности?

Это когда человек пребывает в состоянии восторга и крайнего возбуждения постоянно...

Ах, какой красавец! Настоящий мачо ! - громко восклицает молодая особа, провожая взглядом красивого статного мужчину. А ведь она идет под руку с парнем, который после таких возгласов и поведения своей возлюбленной, уже не знает, как себя вести: то ли сделать ей укоряющее замечание, то ли послать ее к черту и быстрее уносить от нее ноги.

Очень часто экзальтированность человека проявляется тогда, когда он влюблен.

Клава, родная , как же я люблю тебя! - восторженно повторяет кавалер своей избраннице, причем, всюду: в кафе, по телефону, в постели, за завтраком.

Так происходит каждый день. Ежечасно, если не сказать, ежеминутно. В конце концов, Клава просто сбегает от своего кавалера, и через пару недель у него появляется новая возлюбленная, которой он еще восторженнее и более неустанно повторяет:

Зина, милая, если б ты знала, как я люблю тебя...

Хорошего, признаться, в этом мало.

Еще экзальтированность, это эмоциональное выражение чувств...

- Николай , дружище, как я рад тебя видеть! - радостно подпрыгиваете вы и хлопаете по плечу своего сослуживца, которого не далее, как вчера, видели до вечера на работе.

Хорошо это или плохо ? А пес его знает...

А еще что такое экзальтированность?

Это когда вы пребываете в состоянии полнейшего счастья или неизбывной безысходности. Тоже, в общем-то, без особых на то причин. К примеру, проходя по улице , вы обнимаете всех встречных поперечных, и с сияющим от счастья лицом целуете их в уста. Вы приглашаете незнакомых людей в свой дом, угощаете их, развлекаете , веселите. И неважно, что потом вы недосчитываетесь посуды и стульев. Вы по-прежнему счастливы.

Совсем иным, но тоже подпадающим под признак экзальтированности, является пребывание в состоянии совершеннейшей безысходности.

Все, это конец . Аллес. Кирдык, - повторяете вы, постукивая лбом о бетонную стену. А всего-то и случилось, что утерян листок бумаги с парой телефонных номеров. Которые, как окажется потом, вам никогда и не понадобятся.

Это разве хорошо? Это паршиво! Вот и получается, что экзальтированность, есть набор человеческих качеств, ничего хорошего собой не представляющих. Более того, эти качества, дай им полную волю, могут привести их обладателя в одну из психиатрических клиник, число которых в нашей стране, как и их пациентов, неуклонно растет и ширится.