Все о тюнинге авто

В чем крестят взрослых девушек. Крещение взрослого человека, что нужно знать. Крест символ веры

В.Васнецов. Крещение князя Владимира

Проблема подготовки взрослых к крещению обсуждается в Русской Православной Церкви давно. Результаты социологического опроса, проведенного «Левада-центром» в феврале 2009 года, еще раз подтвердили ее актуальность. Хотя 72,6 % россиян определили себя как православные, из этих 72,6 % только у 15,4 % есть дома Евангелие, у 15,6 % — молитвослов, а 39,5 % вообще не имеет дома книг религиозного содержания. Лишь 6,4% «православных» знает наизусть Символ веры, 49,2 % — «Отче наш». Ежегодно (с разной периодичностью) причащается только 14,7%, а 55% вообще не причащается. На вопрос о мировоззрении 11,8% (опять же из 72%, считающих себя православными) ответили, что не верят в Бога, но верят в некую высшую силу.

Возможно, к таким итогам привело в том числе и поспешное, без подготовки, массовое крещение людей 15-20 лет назад. О необходимости серьезной предварительной подготовки к крещению говорилось неоднократно, но только на уровне устных рекомендаций священноначалия. Инициатива Екатеринбургской епархии — первая попытка упорядочить катехизацию. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия Миссионерский отдел епархии разработал «Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко крещению» и тематический комплекс из 12 огласительных бесед с желающими креститься. Это 4 блока по 3 беседы каждый: о смысле жизни с точки зрения Священного Писания и православной веры, о Божьем назначении о человеке при его сотворении и о грехопадении как разрушении этого назначения, об отношении Бога к человеку и миру. Последний, четвертый блок «состоит из бесед, помогающих оглашаемому осознать свой личный духовный путь спасения в общении с Богом и Его Церковью». «В этих беседах необходимо раскрыть следующие вопросы: 1. крещение как умирание и воскрешение со Христом; 2. Церковь как дом Божий, Тело Христово, духовная семья; 3. обязанности верных христиан; 4. служение в церковной общине», — говорится в документе. Как сообщили «НС» в епархии, хотя некоторые священники сомневались в обоснованности длительного оглашения на сельских приходах, собрание решило взять предлагаемую концепцию за основу.

Необходимость катехизации признают все, но вопрос о ее формах остается открытым. Когда можно считать человека готовым к крещению? Надо ли учитывать его образовательный уровень и здоровье? Есть ли вещи, которые до крещения понять невозможно? Мы опросили священников из разных епархий, мнения разделились.

Священник Александр САНДЫРЕВ, клирик архиерейского Вознесенского подворья города Екатеринбурга, руководитель миссионерского и молодежного отделов Екатеринбургской епархии:

— На епархиальном собрании шла дискуссия, какой катехизис проводить в малых городах и селах, некоторые священники высказывали сомнение, что не смогут проводить длительное оглашение. Но владыка Викентий настроен бескомпромиссно: перед крещением надо провести 12 бесед. В нашем храме уже больше года со всеми желающими креститься проводим 12 бесед, в течении 3-х месяцев. Человек должен как минимум знать 10 заповедей и Евангельское благовестие, понимать, что в таинстве крещения он буквально сочетается со Христом, то есть отдает в Его руки свою волю. Сегодня многие относятся к вере потребительски: когда тяжело, трудно — молятся, а когда хорошо — забывают Бога. А начинается этот духовный инфантилизм с формального отношения к крещению.

Кроме того, после крещения человек должен войти в общину. Стать не просто прихожанином (отстоял службу и ушел), но ответственным членом Церкви, участвующим в жизни прихода. Все это мы стараемся донести на этих беседах.

Конечно, с сельскими жителями надо говорить по-особому, учитывая условия их жизни. В идеале вообще нужен свой катехизис для каждой социальной и возрастной группы: для молодежи, для педагогов, для военных, для врачей. Но принцип должен быть общий – человека надо готовить к крещению долго, и к каждому подходить индивидуально.

Священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края, окормляет также Дом инвалидов:

— В первые века христианства люди, искренне уверовавшие во Христа, тем не менее долго готовились к крещению. Об этом до сих пор мы вспоминаем за каждой литургией, когда диакон возглашает: «Елицы, оглашении, изыдите». Раньше после этих слов оглашенные — то есть готовящиеся ко крещению — выходили из храма, сегодня эта молитва только напоминает нам о традициях первых веков. Наверное, в наше время возврат к ним невозможен, совсем другие условия. Но несомненно, что и сегодня взрослого человека необходимо готовить к крещению. Я думаю, что человек должен для начала хотя бы знать наизусть Символ веры, понимать его содержание, а также суть основных евангельских событий. Конечно, нужны общие правила, благословленные священноначалием, но в Церкви все, в том числе и каноны, применяется не по единому стандарту, а сообразно с конкретным человеком, с учетом его особенностей, возраста, здоровья, образования, воспитания. Очевидно, что в больнице даже перечисленный мной минимум требований мало кому можно предъявить. Тут священник должен действовать по ситуации. Но хотя бы объяснить азы веры можно даже тяжело больному старому человеку.

На приходе тоже к каждому надо подходить индивидуально. От молодого человека с университетским образованием можно потребовать больше, чем от простой пожилой женщины. Но элементарные представления о христианстве, о духовном смысле крещения мы обязаны дать каждому, желающему креститься. Надеюсь, что инициатива Екатеринбурга со временем будет поддержана и другими епархиями. А нюансы будут уточняться на местах с учетом опыта и ошибок.

Протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова (Курская обл.), преподаватель курса «Наука и религия» на факультете теологии и религиоведения Курского государственного университета:

— Из Евангелия мы знаем, как много людей отходило от Христа. Поэтому как бы прекрасно мы ни готовили людей к крещению, наивно надеяться, что все после крещения начнут активно воцерковляться. Но сказать каждому, что принимая крещение, он становится членом Тела Христова, и в соответствии с четвертой заповедью должен каждое воскресенье ходить в храм на службу, участвовать в других церковных таинствах, мы обязаны. Остальное зависит от воли и совести самого человека.

Но в любом формализме я вижу опасность. Предыдущий настоятель нашего храма отец Георгий Нейфах, которого я хорошо знал много лет, никогда не проводил специальной катехизации. Он подходил к каждому индивидуально, с некоторыми мог беседовать пять и даже десять раз, а иногда ограничивался одной беседой. А уже после крещения человек мог подойти к нему с любым интересующим его вопросом, и отец Георгий уделял ему столько времени, сколько нужно. Он помог прийти ко Христу сотням людей, в том числе и многим высокообразованным (Курчатов — город атомщиков).

Я в то время служил в селе на границе с Белгородской областью. Туда часто приезжали креститься люди из городов — Старого Оскола, Губкина. Они, как правило, активно интересовались христианством. А для деревенских крещение чаще всего было просто доброй традицией. К примеру, мама сына перед армией привела креститься, а сам он не проявляет никакого интереса. Но я подумал: «Отпущу его некрещеным, а вдруг что случится с ним? А если крестится, может быть, Божья благодать восполнит то, что я ему дать не успеваю». И крестил. А вот когда люди крестили ребенка, а через три года принесли крестить второго, я спросил, причащали ли они старшего хоть раз. «Да некогда», — ответили они. Я сказал, что раз они в храм не ходят, крестить их ребенка не буду. Посоветовал сначала прийти в храм со старшим, причастить его, тогда вернемся к разговору о крещении второго. Обиделись. Когда я эту историю митрополиту Курскому Ювеналию рассказал, он усмехнулся: «Ну, пробуйте!». Думаю, что у каждого священника душа болит, и он ищет варианты, как воцерковить людей.

Еще один раз я отказал сельским жителям в крещении, когда узнал, что им велела креститься бабка, к которой они пошли снять сглаз. Объяснил им, что это не только не основание для крещения, но даже крещеного человека, ходящего к таким бабкам, пока не покается, причащать нельзя.

В основном же я сельским жителям в крещении не отказывал. Проводил одну беседу и полагался на милость Божью. Для образованного человека естественно прочитать Евангелие, многие же простые люди вообще не читают книг, требовать от них, чтобы они прочитали Евангелие, на мой взгляд, неразумно, правильнее — главные вещи пересказать. А вот к человеку образованному можно подойти с более высокими требованиями. Не только по знанию текстов. Если человек текст Евангелия знает хорошо, цитирует, но по духу эзотерик, Христа считает одним из великих посвященных, креститься хочет потому, что, по его мнению, в храме хорошая энергетика, крестить его недопустимо — это все равно, что бросить святыню псам. За последние годы было у меня несколько таких случаев, я, естественно, всем отказывал, предлагал побеседовать, чтобы они поняли, насколько их взгляды далеки от церковных. Думаю, понадобилась бы не одна и не две беседы, но, к сожалению, люди чаще уходили. Это их выбор, но по совести крестить людей с такими взглядами я не мог. Еще я категорически отказывался крестить тех, кто принципиально не хотел ничего узнавать о вере.

И все же мы не должны забывать о силе Божьей благодати. Любой священник может привести не один пример, когда человек попадал в храм случайно, его с трудом уговаривали причаститься, и вдруг ему по Божьей воле и милости все чудесным образом открывалось. Сам я впервые поехал в Псково-Печорский монастырь за компанию. Моя жена крестилась, а я в то время увлекался восточной философией, йогой. Вскоре после ее крещения к нам в гости приехал отец Георгий Нейфах, с которым они вместе учились в университете. Он и уговорил меня поехать туда. Одновременно с нами туда приехал отец Владимир Волгин, у которого крестилась моя жена, мы познакомились. Но самое большое впечатление на меня произвел, конечно, отец Иоанн (Крестьянкин). Потом я стал приезжать к отцу Владимиру (он служил тогда в Курской епархии), проехал на велосипеде по Вологодчине, там тоже бывал на богослужениях (не все храмы еще действовали, дело в 1985 году было), прочитал Новый Завет. Самое большое впечатление тогда произвели на меня слова апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1-е Кор., 13, 1-3). В контексте моего тогдашнего увлечения йогой, где все направлено на обретение неких высших знаний и силы, это особенно потрясло. Вот отец Владимир Волгин имел любовь, жил скромно, аскетично, и люди, приезжавшие к нему, чувствовали, что встретились с человеком другого духовного уровня. Я уж не говорю об отце Иоанне (Крестьянкине). Мне кажется, что это очень важно — доверие священнику. Поэтому в первую очередь надо готовить священников, рукополагать тех, чья жизнь будет вдохновлять других людей.

Когда сердца коснется благодать, многие вещи открываются на другом уровне. А благодать Божью мы в первую очередь получаем в церковных таинствах. Поэтому задача наша священническая – не искать повод не допустить людей к этим таинствам, а как можно скорее привести их к ним. Первое из этих таинств – крещение! Прописать все ситуации невозможно. Очень многое зависит от совести и опыта священника. Думаю, они подскажут ему, как лучше и быстрее подготовить к крещению конкретного человека.

Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), клирик Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Духовной Семинарии, руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии. С 1985 по 2000 год жил в США, крестился в 1987 году:

— Крещение — это дверь, которой человек идет к Спасителю. Неудивительно и наше внимание к этому таинству, и препоны, которые сатана ставит на самом пороге Церкви. Препоны эти предстоит устранить общими усилиями мирян, духовенства и священноначалия.

Каждый священник (и я в их числе) мог бы привести десятки практических примеров, и типичных, и редкостных, когда совершение таинства крещения вынужденно ставится в зависимость от тех или иных внешних факторов: болезни, возраста или иных особых поворотов судьбы крещаемого, высокого уровня его образования или, напротив, отсутствия такового, неформального знакомства с церковной жизнью и христианским вероучением, наконец, личных свойств и конкретной жизненной ситуации. Вспоминаю, как пришла в храм незнакомая девушка с просьбой крестить ее. Я провел с ней беседу, как полагается, вручил Евангелие и молитвослов, рассказал о порядке подготовки к крещению… Она внимательно слушала, но когда поняла, что крестить ее сейчас не будут, из глаз ее полились обильные слезы. Что было дальше, вы, наверное, догадываетесь: я ее исповедал и крестил. Думаю, что поступил правильно.

В этой связи понятны опасения некоторых священнослужителей, что жесткая регламентация подготовки к таинству крещения может принести вред: если прежде мы совершали таинство по своему усмотрению, то теперь надо будет придерживаться строгих формальных норм. Приведенный выше пример как будто подтверждает это опасение — но лишь как будто.

Решение Екатеринбургского епархиального собрания о подготовке к Крещению надо приветствовать и надеяться на то, что за ним последуют сходные меры в других епархиях. Оно направлено на врачевание едва ли не самый серьезный системный недостаток нашей церковной жизни: недостатка связи с правящим архиереем. Как говорят, «У римо-папистов папа в Риме, а у православных — в каждом приходе свой папа». Это надо преодолеть любыми средствами, причем немедленно. Представляю себе разговор с той девушкой в новых условиях. Я бы сказал ей: «Вы желаете принять Крещение — это прекрасно, Господь слышит вас и примет вас к Себе. Но сейчас, немедленно, крестить вас невозможно: наша православная церковная жизнь устроена по-другому, так-то и так-то…» А вот этой последней фразы я не смог бы произнести, не будь в нашей епархии четкого и ясного распоряжение священноначалия о крещении.

Но закончить приходится все же вопросом о крещении младенцев. Ведь в сообщении из Екатеринбургской епархии ни слова не сказано о различии между крещением взрослых и малышей, и создается впечатление, что речь идет именно о взрослых. Но, по моему наблюдению, на сегодняшний день у нас лишь один из десяти принимает крещение в сознательном возрасте: что делать с остальными, с их родителями и восприемниками, которые тоже (и в гораздо большей мере!) требуют просвещения и научения основам веры? Сумеет ли священник сказать родителям, желающим совершить «торжественный обряд»: «Согласно распоряжению владыки, вам надо пройти курс из двенадцати огласительных лекций…»? Не скажут ли они в ответ нечто совсем нецерковное и не помчатся ли к каким-нибудь сектантам и самосвятам? А чтобы этого не произошло, какие серьезные усилия в деле общеправославного просвещения должны мы предпринять?!…

Протоиерей Борис БАЛАШОВ, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Клина Московской области, преподаватель православной гимназии, богословских заочных курсов (г. Клин), кафедры теологии Клинского филиала Московского государственного социального университета, глава издательства «Христианская жизнь», главный редактор газеты «Клин Православный» и телепрограммы «Дорога к храму»:

— Мне приходилось слышать оптимистические рапорты одного докладчика о том, сколько тысяч людей окрещено в их епархии за отчетный период. Верующие люди в зале восторженно рукоплескали. А я, несознательный и уже не такой молодой священник, не хлопал, а вспоминал, как нас в детстве принимали в пионеры и только один двоечник в классе не был принят. Но что-то никак не претворялся в жизнь лозунг: «Пионер – всем ребятам пример».

Вот если бы докладчик говорил, что в его епархии все храмы полны народу, что много молодых людей стремится стать священниками, что при каждом втором храме есть воскресная школа если не для детей, то по крайней мере для взрослых, я бы встал и аплодировал громче всех!

Но кто же это сказал: «По вере вашей да будет вам»? Ах, да ведь это Иисус Христос. Какие странные слова мы слышим еще в Евангельском чтении во время таинства Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19–20).

Как здорово! Христос обещает быть с нами всегда, во все дни нашей жизни и даже после ее окончания, даже после смерти быть с нами. Значит нам уже ничего не страшно? Ну как сказать, для этого все-таки надо что-то сделать. А что?

Поскольку Евангелие представляет взаимоотношения Иисуса Христа и человеческой души наподобие отношений жениха и невесты или мужа и жены, то подумаем, как молодой человек и девушка могут построить крепкую счастливую семью?

Первый этап – знакомство. Люди встретились, понравились друг другу. Далее, чтобы знакомство углубилось, начинается разговор – диалог. Они рассказывают друг другу о себе, делятся своими мыслями. Между ними строится взаимопонимание, углубляется дружба, может возникнуть любовь.

Второй этап – построение семьи. Когда отношения взаимопонимания построены, связь двух душ стала крепкой, наступает время для соединения двух жизней в одну. Родилась семья. На этом обычно завершаются все детские сказки про любовь. А в счастливейшем браке добрая сказка еще только начинается.

Третий этап. А теперь надо снова учиться, только теперь уже учиться жить вместе, согласовывать все свои действия, взаимно прощать друг другу все обиды, нести совместно крест семейной жизни, во всем друг другу помогать. Так семья становится крепкой и полноценной.

И слова Спасителя, процитированные выше, очень схожи с тем, что мы сказали о построении хорошей семьи.

Первый этап – «научите»: то есть познакомьте людей со Христом, помогите построить личные взаимоотношения с Ним. Читая и осмысляя Евангелие, мы слышим слова Спасителя, обращенные к нам. Мы учимся понимать Его и то, чего Он хочет от нас. Молясь, мы учимся открывать свою душу Богу и своим сердцем отвечать на Божию любовь. Через чтение Евангелия и молитву мы начинаем видеть свои грехи, которые раньше считали в лучшем случае просто недостатками или ошибками. А теперь нам становится стыдно перед Богом и самим собой. Вот мы и готовимся к покаянию.

Когда у апостола Петра спросили, как же стать наследниками Божиего Царства он ответил: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2, 38).

А если веры нет и нет покаяния в грехах прошлой жизни, разве можно через крещение очиститься от грехов и получить дары Святого Духа? Если мы верим апостолу Петру, вынуждены дать отрицательный ответ. Ведь дело не только в том, чтобы Бог простил наши грехи, надо, чтобы мы очистились от их духовных последствий.

Когда же человек принимает таинство крещения без покаяния и изменения своей жизни и без сознательной веры, то нередко грехи и искушения набрасываются на новокрещенного с удвоенной силой.

Второй этап – совершено таинство крещения. Человек вошел в семью Христову – Святую Православную Церковь. Войти – вошел, а вот строить новые духовно-родственные отношения с Иисусом Христом не начал и даже не пытается начать. Что хорошего из этого получится? Не обман ли Господа? Обещал любить и верить, а исполнять не собирается.

Тут мы часто слышим возмущенный хор голосов: «Ну как же, мы же ведь верим в существование Бога?» Ну и что? Бесы тоже верят в Его существование (Иак. 2, 19), однако, эта их вера нисколько не спасает ни от греха, ни от осуждения во всемирную помойку – геенну огненную. Вера – личная связь веры, как полного доверия Богу. Мы же говорим иногда: «Я верю в этого человека». Так ведь не о вере в существование этого человека идет речь.

Третий этап – воцерковление, то есть приобретения духовного опыта жизни внутри христианской общины – прихода.

Вот только при соблюдении этих духовных этапов в построении личных отношений с Богом к нам будет применимо обещание Иисуса Христа – быть с нами вместе всегда.

А как же быть нам сейчас, в нашу постсоветскую эпоху, когда абсолютное большинство людей хотят только формально стать христианами? Говорить с ними о Боге, о Его любви, о бессмертии. А для лучшего понимания истины веры брать примеры из земной жизни, в том числе примеры, как могут строиться взаимоотношения людей, и многие другие.

А можно ли крестить без подготовки, без покаяния и без веры? Крестить-то крестят, а где плоды крещения?

Как Христос отнесся к бесплодной смоковнице? Ведь и росла, и листьями была покрыта. А вот встретилась она на пути Христа, не нашел Он на ней никаких плодов, проклял ее и она тотчас засохла (Мф. 11, 12–20).

Во-первых, надо постараться убедить человека, чтобы он к Богу легкомысленно не относился. Во-вторых, помочь ему начать строить свои взаимоотношения со Спасителем. Пусть раза три почитает хотя бы Евангелие от Луки или от Марка, приложит усилия, чтобы понять Христа и Его любовь, постараться на нее ответить, увидеть свои грехи, глядя на Его образ. Чтобы могло созреть покаяние. Как минимум он должен выучить и осмыслить хотя бы молитву «Отче наш» и начать молиться своими словами за себя и за близких.

Думаю, что в большинстве случаев не стоит пытаться обучить этих людей элементарной догматике. Проповедь апостолов язычникам была христоцентрична. Такой она должна быть и сейчас на этапе начальной катехизации. Главное, чтобы со Христом стали складываться отношения доверия, веры и любви. Будет это, можно ожидать в будущем, хоть и не сразу, плодов крещения – обновления жизни.

Мне кажется, что это тот реальный минимум, когда можно человека подводить к таинствам крещения, покаяния и причащения. Но ведь тогда многие, кто хочет креститься, стать крестным или крестить своих детей, уйдут в другие храмы. Да, единократно пополнится касса других приходов. Но многие из тех, кто примет эти условия, сроднятся с вашим храмом. Кроме того, немало людей, пошедших по легкому пути, потом к вам и вернутся. Ведь больные предпочитают ходить к врачам, которые пытаются лечить, а не только выписывают больничные листы.

Как же быть? Будем спокойно уповать на всеосвящающую благодать Божию и магическое действие таинств? Но Церковь категорически отрицает всякую магию. Благодать Божия, конечно, всесильна, но Иисус Христос все-таки поручил Своей Церкви апостольскую миссию на все века, поэтому Православная Церковь и называется Апостольской. Да и сами апостолы почему-то свою жизнь отдавали за проповедь Евангелия?! Сидели бы дома и ждали, пока Бог за них все сделает!

Так может быть, обязать всех проводить катехизацию? А будет ли толк от катехизации, если она превратится в формально совершаемые мероприятия? До революции во всех учебных заведениях Закон Божий был обязательным предметом. Это не спасло страну от катастрофы революции и духовной деградации. Кроме того, старшее поколение пресыщено формально совершавшейся идеологической работой в нашей многострадальной стране. Вера без любви мертва, а любить нельзя заставить!

Что же делать? Думаю, надо всеми силами вести просветительскую работу и по возможности поощрять ее. Содействовать катехизации во всех формах, конечно же, и в подготовке к крещению. Издавать соответствующую современную литературу. Готовить на приходах не только священников, но и активных верующих к просветительской работе. А кандидатов к священству подготавливать надо в учебных заведениях не формально, как только исполнителей богослужебного ритуала, а как просветителей народа. И, самое главное, надо любить свое дело!

Крещение представляет собой одно из семи таинств христианской церкви. Это торжественное действие играет огромную роль в жизни верующего человека. Оно обладает очистительным значением, в результате которого человек как бы умирает и вновь возрождается для новой жизни.

Вконтакте

Одноклассники

Таинство крещения проводится с помощью воды, которая на космическом уровне наделяет человека благодатью и очищает от греха, данного ему при рождении. Взрослому человеку прощаются любые прегрешения, совершённые до крещения.

Дань моде или веление сердца

Если по каким-нибудь причинам человека не крестили в младенчестве, то в осознанном возрасте рано или поздно эта проблема начинает его беспокоить. Важно разобраться, надо ему креститься или нет. А если да, то для чего .

Зачастую в разговорах на бытовом уровне можно услышать вопросы: «Так ли важно крещение?», «Неужели нельзя общаться с Богом без него?».

Возвращаясь к истокам христианского учения, стоит вспомнить, что завещал Господь , прежде чем вознестись на небо после воскресения: «…идите, научите народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Если люди хотят быть христианами, надо соблюдать волю Спасителя. Ведь это он, сын Бога, жил среди людей, принял на себя грехи рода человеческого, понёс тяжкие страдания на кресте, умер, воскрес и вознёсся к Богу. Своей жизнью он указал людям путь спасения, путь, по которому они могут прийти к Богу. Но для этого нужно умереть и воскреснуть с Иисусом. Таинство крещения как раз и символизирует эти действия.

Принимать крещение или нет - это выбор взрослого человека. Никто насильно не может принудить его к этому. Важно, чтобы человек не поддался соблазну «быть как все», не имея в душе желания подчинить свою жизнь служению Богу.

Священники утверждают, что можно совершить обряд без веры крещаемого в Бога, но он ничего не будет стоить. Если после крещения человек не станет жить по христианским обычаям (чтение духовной литературы, посещение богослужений, соблюдение постов и церковных праздников), благодать Божья быстро исчезнет, и безбожник не сможет попасть в Царствие Небесное после смерти.

Не секрет, что некоторые люди подвергают себя обряду крещения для приобретения, по их мнению, определённых благ для себя. Например: поправить здоровье, улучшить материальное положение, обезопасить себя от порчи, сглаза. Это абсолютно недопустимо. Ведь суть крещения - отдавать себя Богу всецело и безгранично, а не ждать «манны небесной» от него.

Подготовительный период

В Русскую Православную церковь с просьбой о крещении обращаются взрослые люди. Поэтому подготовка к крещению значительно отличается от обряда над младенцами, ведь за ребёнка важное решение принимают его родители, а сформировавшаяся личность сама несёт ответственность за свои поступки. Священнослужителям небезразлично знать, что стоит за желанием человека быть крещённым.

В старые времена людей, обратившихся в церковь с просьбой о крещении, объявляли оглашёнными. Их подготовка ко дню крещения длилась не один день . В этот период они много читали, посещали церковь, изучали основы христианства. И только церковнослужители решали, готов ли человек к совершению обряда. По сути, оглашенных постепенно приобщали к жизни церкви.

Сегодня священники также проводят подготовительную работу с изъявившими желание пройти таинство крещения. Когда люди задают вопросы: «Как проводить Крещение?», «Что нужно для обряда Крещения взрослого человека?», «Стоит ли креститься, если этого хочет жена?», - ответ может быть только один: «Нужна искренняя и твёрдая вера».

Шаги для достижения желаемого

Не надо ждать, что священник будет нежен и ласков, его цель - понять готовность человека к принятию крещения. Главное - стоять на своём, отвечать искренне и без утайки . Первая встреча может быть безуспешной, и он назначит ещё несколько аудиенций. Как настоящий психолог, священник понимает, что при первой встрече невозможно понять человеческую суть. Для установления истины и нужны последующие беседы. Сколько их будет - решать батюшке.

В разговорах с батюшкой желающий креститься получит ответы на непонятные вопросы, касающиеся христианской религии. У него можно уточнить, как проходит крещение взрослого, сколько раз можно креститься. А после решения о том, что человек готов к важному событию, выяснить, какова стоимость данного действия.

Вознаграждение за получение Божьей благодати

В храмах не берут плату за проведение обрядов. Существует лишь пожертвование на нужды церкви , которое собирают в особые ящики. Его величина зависит от желания и возможностей людей, это могут быть и копейки, и тысячи. Подробности можно узнать в свечной лавке или у церковных работников.

Но так происходит не везде. В некоторых церквях существуют прейскуранты с фиксированной ценой на различные услуги. В них можно узнать, сколько стоит нужная процедура. Торговля в храмах не приветствуется Библией, но чтобы выжить в трудное время, церковнослужителям приходится закрывать глаза на это небогоугодное дело. Хотя собранные средства в основном идут на помощь бедным, ремонт церковных построек, возведение новых церквей.

Необходимые сведения

Есть нюансы, на которые надо обратить внимание:

Подготовка к таинству

Перед проведением обряда необходимо соблюдение хотя бы в течение трёх последних дней. Он предполагает отказ от мяса, молочных продуктов, яиц, спиртных напитков, курения.

Это время не мешало бы провести за чтением Евангелия, Закона Божия, Псалмов, молитв. Стоит отказаться от весёлого времяпрепровождения, просмотра телепередач, супругам необходимо воздержание от интимных отношений.

Перед тем как покреститься, надо помириться со всеми врагами, исповедаться .

Накануне крещения, начиная от полуночи, во рту не должно быть и маковой росинки.

Важные атрибуты

Взрослым мужчинам и женщинам необходимо иметь крестильную сорочку, полотенце, открытые тапочки, нательный крестик на цепочке или верёвочке.

Одежда и полотенце должны быть белого цвета. Для мужчин - это длинная рубашка, а для женщин - длинная, напоминающая ночную, сорочка с длинными рукавами или платье. Эту одежду не одевают в повседневной жизни и не стирают. Считают, что она обладает способностью помогать во время тяжёлых заболеваний, если одеть её на нездорового человека.

По поводу существует мнение, что он не должен быть золотым. Лучше купить серебряный или же обычный недорогой крестик в церкви. Важно помнить, что после того, как батюшка наденет его на шею крещёного, снимать символ веры нельзя, если только для этого не будет медицинских показаний.

Вместо тапочек подойдут сланцы, чтобы ступни были открыты во время проведения таинства.

Особенности крещения женщин

Женщины и девушки находятся в храме с покрытой головой . Это говорит о смирении перед Богом и мужчинами. Одежда должна быть скромной, чистой, опрятной. Запрещаются косметика и украшения.

Обряд не проводится, если у женщины месячные. Этот вопрос обговаривают с батюшкой заранее, чтобы выбрать нужный день.

Во время погружения в воду крестильная сорочка намокнет и, скорее всего, будет просвечивать. Чтобы избежать неловкого момента, можно надеть под неё купальник .

Обряд крещения взрослого человека

После завершения всех действий происходит обряд миропомазания, когда на теле крещаемого священник делает знаки в виде крестов со словами «Печать дара Святого Духа». Затем священник вместе с крещёным трижды обходят купель, это символизирует вечность.

В заключении происходит выстригание волос - это означает, что нового христианина отдают Божией воле.

После крещения жизнь нового члена Святой Церкви кардинально меняется. Человек принял обязательство по выполнению заповедей Господних. Это привнесёт определённые изменения в привычную жизнь. От многих привычек придётся отказаться, контролировать свои поступки, изменить, если нужно, отношение к окружающим. Но не надо пугаться изменений. В христианской вере много светлого и радостного.

Священник Андрей Мизюк. Фото:Ивана Привалова / eparhia-saratov

Уже, кажется, восемь лет я сослужу в больших массовых крещениях взрослых людей. Служба Крещальной литургии была когда-то введена митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином Великим постом накануне богослужения Великой Субботы и существует по сегодняшний день. Впрочем, совершаются крещения не только в Великую Субботу, но и 1-2 раза в месяц в обычные субботние дни.

Чаще всего эти крещения проводятся в кафедральном соборе, где взрослых людей крестит митрополит, по окончанию же чина крещения все, только что крестившиеся, проходят в храм, где участвуют в Литургии и причащаются Святых Христовых тайн.

Креститься приходят разные люди. Возраст здесь не имеет значения, хотя совсем детей все-таки крестят по старинке обычным, привычным чином в приходских храмах, а к нам приходят уже взрослые. Чаще всего это люди от 25 до 40 лет, хотя, конечно же, крестятся и подростки от 13 лет, ну и люди пожилые.

В мою задачу входит совершение накануне самой Крещальной литургии Чина оглашения и исповедальной беседы. То есть привычное Чинопоследование Таинства Крещения как бы разделяется на два дня. Вечером совершается та часть, в которой крещаемым нарекаются имена, прочитываются молитвы запрещения, отречение от сатаны и сочетание Христу, проходит исповедальная беседа с каждым желающим принять крещение. Должен сказать, что это не простое испытание и для меня самого.

Исповедальная беседа не является полноценной исповедью, но все же это откровенный и честный разговор, в котором открывается жизнь человека, а еще это возможность понять, что для человека значит само Крещение и почему он принял решение креститься.

Лучше бы мама и папа позволили им определиться

Бытует мнение, что всех тех, кого не крестили в годы советские, покрестили в 90-е, когда в храмах тоже были массовые крещения. Впрочем, это не совсем так. К сожалению, 25-30 лет назад массовые крещения были некой данью возникшему тогда интересу к жизни Церкви, совершались они, как и в советские годы, по желанию, никаких бесед перед крещением и уж тем более какой-то подготовки точно не было, но не было и запрещено, а значит, это было зачем-то нужно. С этой проблемой, когда «зачем-то нужно», мы сталкиваемся до сих пор, когда приходящие крестить своих детей люди негативно относятся к необходимости пройти огласительные беседы. Ну и, конечно же, крестили в те 90-е годы далеко не всех.

Очень часто, беседуя со взрослым, зрелым человеком, которому уже за сорок, я узнаю, что ему совсем не хотелось в те годы идти креститься лишь по причине, что «я русский, а значит, крещеный и православный», поэтому для кого-то массовость совсем не являлась аргументом и, наоборот, даже отталкивала.

Люди помоложе, которые только родились в 90-е годы и не были крещены во младенчестве (как правило, их больше всего), тоже воспитывались в семьях, где отношение к вере чаще всего было равнодушным, а порой и негативным. Эти взрослые дети иногда крестятся со своими родителями.

А еще есть дети из смешанных браков, где родители являлись и являются представителями разных этнических и религиозных традиций. Верующих там тоже не было, но родители чаще всего оставляли право выбрать и определиться в религиозной традиции своим детям, когда те уже вырастут. Должен сказать, что это очень хорошее и мудрое решение.

Иногда и в наших «крещеных» семьях знание и понимание смысла Таинства Крещения таково, что лучше бы мама и папа позволили своим детям самим определиться, зачем и как им верить.

Это лучше, чем делать Крещение поводом для посиделок в кафе или же сбором многочисленных родственников, а уж тем более намного честнее, чем выдумывать совершенно немыслимые поводы наподобие «чтобы был здоров, чтобы темноты не боялся и лучше спал».

Крещение никогда не было и не станет ящиком для записок с пожеланиями. Наоборот, такое отношение к Таинству чаще всего заканчивается тем, что лет через 15 разгневанный подросток приходит в храм и просит его раскрестить, потому что ему не нужно никакого христианства и его мнения никто не спрашивал. Такие случаи, к сожалению, тоже не редкость.

…И на берег возвращается уже другой человек

Мы проводим небольшую беседу, знакомимся, иногда это бывает сложный разговор, потому что даже прошедший обязательные беседы человек далеко не всегда сам до конца осознает причины и цели, а иногда честно признается, что вот жена, или мать, или сестра хотели бы. И вот тогда уместен вопрос о том, что хотел бы сам человек и готов ли он принести Богу обещание доброй совести. Иногда человек принимает решение такое Крещение отложить или же перенести на другое время.

На следующий день, если это крещение не в самом храме, мы снова собираемся и едем уже за город, где рано утром на одном из городских пляжей, когда почти никого еще нет, мы совершаем само Таинство Крещения и миропомазания.

Священник, облаченный в епитрахиль, поручи и фелонь, проходит в воду, а вслед за ним идут те, кто принимает крещение.

Произносится крещальная формула, и на берег возвращается уже другой человек.

После омовения мира и пострижения волос группа крещеных людей на автобусе отправляется в храм, чтобы принять участие в Литургии. После Литургии новопросвещенных христиан ждет трапеза, а также вручение свидетельств о крещении.

Крещения на Волге совершаются уже несколько лет. И, кстати, в таких крещениях принимают участие больше всего людей, как правило до сорока человек, а иногда и больше. Вот и в этом году в Таинстве Крещения на Волге участвовало 39 человек. Но, наверное, впервые за все эти годы это событие было наполнено для меня множеством удивительных и неожиданных встреч, в которых я опять увидел ту самую простую и так часто забываемую нами в повседневности правду о неслучайности случайностей.

Все они были у одной Чаши и одного Духа

Есть человек, с которым я учился почти 20 лет назад в одной школе, в параллельных классах, и с которым все эти годы мы не виделись. Как и почему так случилось, что именно в этих обстоятельствах мы снова встретились и, кстати, узнали друг друга – известно одному Богу. Впрочем, оказалось, что и это не простой случай из тех, которые являются самыми обыденными. У Александра недавно родила супруга, и его новорожденные дети-близнецы находятся в реанимации.

Долгие годы без детей сподвигли человека к переосмыслению своей жизни, его крещение стало итогом долгого пути размышлений, сомнений, поисков. Через несколько дней после его Крещения мы покрестили его мальчишек в перинатальном центре.

Однажды, почти пятнадцать лет назад, моя жена, только воцерковившаяся, подарила крестик своей некрещеной однокурснице в университете. И вот, как оказалось, Саша, ее однокурсница, тоже крестилась в этот раз, и надевали на нее как раз тот самый, когда-то давно подаренный моей женой, крестик. А еще скоро будем крестить уже Сашину дочку. Удивительно, но вот тот самый крестик, тихий и скромный подарок, прошел через все эти годы вместе с этой девушкой, задолго до того, как я познакомился с женой, как рукоположился, как сама Саша, через многие испытания и даже препятствия, решилась на этот важный шаг.

А еще в этот раз крестился супруг нашей прихожанки Маши. Лет шесть назад она овдовела, ее первый муж скоропостижно скончался, и эта потеря была для нее настоящим, тяжелым ударом. Я до сих пор помню эти тяжелые и долгие беседы той холодной и серой зимой, то молчание, с которым мы иногда просто сидели на скамейке в храме, то, как переживала вместе с ней эту боль ее мать. Потом были месяцы и годы проживания и принятия, и все-таки Господь не оставил наши просьбы и горестные воздыхания, и перемены в жизни произошли.

От кого-то я слышал, что Маша второй раз вышла замуж, но все-таки было удивительно встретить ее в том загородном храме среди многих людей и узнать, что сегодня крестился ее супруг. Так с рождением нового человека появлялась и новая малая Церковь, и очень хочется, чтобы с этим прекрасным устроением жизни не пришла вдруг и другая, ложная успокоенность. Та, которая приходит ко многим, кто крестился по незнанию или же по какому-то своему разумению, с какой-то совершенно иной, отличной от евангельской, целью. Не в жизнь вечную и оставление грехов, а «чтобы было, чтобы исполнилось…».

А еще рядом с храмом на скамейке сидела женщина, у которой я не спросил имени, да и не важно это, в общем, потому что и она сюда прямо почти накануне родов приехала поддержать мужа, который в этот день принимал крещение. И тоже спустя годы размышлений, выбора, сомнений и многих вопросов, а теперь уже точно понимая и зная зачем. И все эти люди были в тот день у одной Чаши, все они были одного Духа.

А я, возвращаясь домой, думал о том, что скажи мне кто-нибудь лет двадцать назад, что я буду священником и буду крестить приятеля из параллельного класса, его детей и однокурсницу своей будущей жены, то, наверное, я бы подумал, что меня с кем-то случайно спутали.


Случайно. Но подозреваю, что случайности перестали происходить в моей жизни ровно в тот день, когда меня в два с небольшим года крестили в храме, где потом спустя четверть века меня рукоположили и я сам стал крестить людей.

Не знаю, случайно ли…

Современные люди все чаще задумываются о своей душе, поэтому многие решают пройти обряд крещения в церкви. Но перед тем как решиться на подобный шаг, следует тщательно все взвесить. Если желание креститься вызвано лишь стремлением отдать дань моде, то его лучше отложить. Ведь вхождение в церковную общину накладывает на человека определенные обязательства. При сознательном стремлении жить по-христиански требуется некоторая подготовка, выполнение нескольких условий.

Значение обряда

Крещение - одна из самых древних церковных традиций, о которой написано в Библии. Сам Иисус Христос тоже крестился, поэтому каждый верующий должен следовать Его примеру. Обязательный атрибут таинства - это вода, куда троекратно погружается верующий. Это действие сопровождается обращением к лицам Святой Троицы - Отцу, Сыну и Святому Духу. Оно символизирует духовное рождение в вечную жизнь и смерть человека для греха. В таинстве происходит избавление от первородного греха, который унаследован от первых людей (Адама и Евы). Проводится крещение один раз в жизни.

Таинство предваряется обязательной беседой со служителем церкви, попросту - с батюшкой. Встретиться с ним можно после окончания любого богослужения, надо просто подойти и сказать о своем желании пройти обряд.

В некоторых храмах проходят индивидуальные собеседования, в других они общие. Как правило, требуется трижды прийти на беседы. Во время них священник рассказывает о церковной жизни, о том, какие изменения верующий должен будет внести в свое поведение, как проходит крещение взрослого человека.

В прежние времена существовал институт оглашенных. Будущих христиан готовили ко вступлению в христианскую общину постепенно. Подготовительный период продолжался от 40 дней до нескольких лет. Люди изучали Священное Писание, учились молиться. Церковная община должна была убедиться в том, что претендент имеет твердое желание жить по-христиански.

Подготовка к ритуалу

Крещение совершается на протяжении всего богослужебного года. Неважно, сколько человеку лет, совершить обряд можно в любом возрасте, в любой день, на это не существует никаких ограничений. Ведь судьба у каждого своя - некоторые принимают столь важное решение, когда находятся в больнице или под влиянием других обстоятельств, заставляющих задуматься о вечности.

Можно договориться о том, чтобы обряд провели индивидуально, но обычно это делается для группы, которая посещала огласительные беседы. День выбирается настоятелем храма произвольно. Как правило, это суббота, чтобы новые члены церкви смогли на другое утро полноценно участвовать в Божественной литургии, приступить к причастию.

В каждом храме может быть собственное расписание, с ним обычно можно ознакомиться при входе в здание.

Лучше заранее узнать, как проходит обряд крещения взрослого человека, чтобы принимать в нем участие осознанно. Об этом обычно батюшка рассказывает на предварительных беседах, поясняя смысл каждого действия. В России все богослужения и требы проводятся на церковнославянском языке. Нелишним будет приобрети словарик, чтобы понимать хотя бы самые распространенные выражения во время богослужений. Ведь креститься для того, чтобы просто «выстаивать» службу, - довольно бессмысленное занятие. Необходим будет и крестильный набор, в него обычно входят:

Можно приобрести эти предметы по отдельности, главное - ничего не забыть. Нужна также духовная подготовка - желательно знать 10 заповедей, надо выучить наизусть пару молитв (Символ веры, «Отче наш»), они будут вслух произноситься во время крещения.

Как совершается таинство

Обряд крещения у православных традиционно совершается под сводами храма. Во многих церквях нет специально построенных купелей для полного погружения тела в воду. Тогда используют большую чашу, над которой люди склоняют голову. Переживать из-за этого не стоит - главное, чтобы были прочитаны все необходимые молитвы, тогда таинство считается действительным.

Многие взрослые хотят быстро покреститься и на этом закончить «тягомотину», связанную с подготовительной суетой. На самом деле это большое заблуждение. Взрослый человек должен подготовиться к Крещению, и от этого зависит качество его дальнейшей духовной жизни.

Предварительная беседа

Подготовка предваряется беседой со священником, который в личной беседе поясняет, что необходимо для духовной и практической подготовки к таинству.

Многие, кто желает быстро покреститься, крестятся – и в их жизни ничего не меняется: ни они сами, ни обстоятельства… Крещение, конечно же, имеет смысл, но не для формальности, а при таком подходе, кроме формальности, в конечном итоге никакого результата и не будет.

Божественная Благодать

При Крещении человеку дается особая Божественная Благодать, которую нужно сохранить и возрастить. Это благодать, она стирает мгновенно все грехи, но сам человек измениться в мгновение ока не может, поэтому требуются, помимо всего прочего, усилия со стороны Новопросвещенного.

Именно для того, чтобы у человека появилось правильное понимание происходящего и адекватное отношение к нему. прежде Крещения взрослого человека проводится совместное взаимодействие священника и оглашенного.

Итак, что же нужно взрослому человеку чтобы креститься?

  1. Иметь твердую веру в Бога и понимание простых христианских истин и Духовных законов.
  2. Иметь понимание и покаяние во грехах.
  3. Знать «Символ Веры» и молитву «Отче наш».

Что дальше? Духовная подготовка

  1. Необходимо сходить несколько раз на утренние Богослужения (Литургии), очень полезно, потому как, например, в день Крещения, скорее всего, Вам священник скажет о необходимости прежде побывать на богослужении.
  2. Подготовить на листке все свои согрешения и засвидетельствовать покаяние перед священником.
  3. Купить молитвослов и попросить священника пояснить, как им пользоваться, рассказать о нюансах и смысле молитвы в принципе.
  4. Купить Закон Божий и начинать изучать основные принципы православной веры, часть нашего сайта построена по принципу «введение в православную веру».

При грамотном и серьезном подходе любой священник же будет Вас долго «мучить», как Вам может показаться, формальностями, но на самом деле, это все нужно, просто может показаться сложным, а в действительности все просто.

В день Крещения Вам нужно прийти на утреннее Богослужение, и сразу после него священник совершит Таинство Крещения и Миропомазания, после чего причастит.

После совершения таинства важно понимать необходимость жизни с Богом. Надеюсь, священник пояснит Вам все нюансы духовной жизни.

Если Вы недавно крещены или хотите воцерковиться, но некуда обратиться, приходите ко мне, я постараюсь Вам дать подсказки по тем вопросам, которые нужно знать на пороге к Храма и при первых шагах к Богу. Соответственно, и тем, кого мы крестим, предлагаем консультативную помощь в воцерковлении.

Для Крещения взрослых необходимо:

  • Заранее позвонить в храм или спросить у священника, там, где собираетесь крестить ребенка, и узнать о требованиях и правилах, действующих в конкретном храме.
  • Решить для себя, Вы хотите Крещение индивидуальное или общее, и задать соответствующие вопросы священнику.
  • Пройти огласительные беседы в храме, где планируется совершить таинство, после чего Вам должны выдать соответствующую справку, причем важно, в идеале, чтобы Вас курировал священник, который проводил оглашение.
  • Подготовиться должным образом к Таинству.
  • Внешний вид в соответствии с требованиями делового этикета (строго).
  • Полотенце (большое, мягкое и теплое).
  • Сланцы.
  • Новый носовой платок.
  • Паспорт.
  • Свидетельство о Крещении (приобретается в Лавке), для всех по желанию.
  • Оплатить пожертвования.
  • 5 Свечей (желательно восковых, по цене разница копейки, но в духовном смысле всегда приносилась в жертву свеча восковая, не парафиновая или еще какая-то, кроме того, она не тает так быстро в руках).
  • Новую белую рубашку.
  • Крестик с веревочкой или цепочкой.
  • Необходимо также наличие крестиков у всех присутствующих на таинстве, и вообще каждый христианин крест нательный носит, не снимая!
  • Прибыть на Крещение за 15 минут до назначенного времени и зайти в Храм
  • При желании фото- и видеосъемки заранее согласовать со священником (в нашем храме на индивидуальном Крещении благословляется!)

Если есть желание и возможность можно благодарить совершающего таинства священника - это и является его трудом, и живет он на Ваши пожертвования, часто таким образом, через Вас, Господь благодарит священника за его труд, поскольку просто так, из ниоткуда, ему никто не поможет, только через Вас, дорогие друзья! Поблагодарить лучше лично, потому как если положите благодарность в церковный ящик, средства пойдут исключительно на содержание Храма. А священник тоже очень нуждается в Вашей помощи.