Все о тюнинге авто

Михаил лазарев что он открыл краткое содержание. Краткая биография лазарева

Главным открытием научной экспедиции адмирала Лазарева и Беллинсгаузена является находка Антарктиды возле Земли принцессы Марты 28 января 1820 года.

Михаил Лазарев родился 3 ноября 1788 года в имении своего отца Владимирской губернии. Его родители умерли рано, поэтому по ходатайству Гаврилы Державина в 1800 году юноша был определен в Морской кадетский корпус, как и оба его брата.

В этот период наставниками учебного заведения были известные флотоводцы вице-адмирал Карцев П.К. и академик капитан 1 ранга Гамалея П.Я., которые оказали огромное влияние на воспитанников, закладывая в них твердые знания морской науки и доброе отношение к людям.

В 1803 году после блестящей сдачи экзаменов Лазарев , получил звание гардемарина и был направлен на Балтийский флот, на парусный корабль «Ярослав ». Уже в первом мореплавании будущий адмирал проявил любовь к морскому искусству.

Осенью того же года гардемарин в числе других моряков был направлен на британские корабли, на которых в течение 5 лет стажировался, осваивая все тонкости морского дела. В этих морских путешествиях юноша привязался к географии и мечтал о новых неоткрытых морях и островах.

Возвратившись в Санкт-Петербург, в начале 1808 года Михаил Лазарев успешно сдал выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе и выпустился в звании мичмана. В 19 лет он уже имел богатый опыт морского офицера.

По распределению мичман Лазарев попал на корабль «Благодать » Балтийского военного флота, на котором участвовал в нескольких морских сражениях с англо-шведскими кораблями. В 1810 году он был переведен на бриг «Меркурий », который вскоре принимал участие в спасательной операции в Финском заливе. За добросовестное выполнение своих обязанностей 1 февраля 1811 года Михаилу Лазареву было присвоено звание «лейтенант».

С началом русско-французской войны 1812 года молодой человек проходил службу на Балтике на бриге «Феникс » под руководством капитана 2 ранга Толубьева. Этот корабль регулярно вел крейсерство в Финском заливе и лишь иногда заходил в порт для пополнения запасов.

Осенью 1813 года, когда бриг «Феникс » с командой вернулся в Кронштадт, Михаил Лазарев уже имел за плечами опыт одиннадцати миссий и характеризовался морским руководством как опытный и искусно владеющий морскими знаниями офицер, при этом он был авторитетным командиром, способным выполнить задачу любой сложности.

Михаил Лазарев был не только прекрасным морским офицером, он стал непосредственным участником нескольких кругосветных плаваний. В 1813 году под его командованием корвет «Суворов» доставил разнообразные грузы для русских поселений в Северной Америке. Во время этого мореплавания были открыты несколько атолловых островов бескрайнего Тихого океана, впоследствии названых островами Суворова. И только через два с лишним года сквозь многочисленные штормы парусник благополучно прибыл в Кронштадт.

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев

шлюп «Восток»

шлюп «Мирный»

В период с 1819 по 1821 год лейтенант Лазарев получил назначение в экспедицию по поискам Южного материка под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена, который командовал шлюпом «Восток ». Подборкой экипажей, а это около 200 человек, а также подготовкой необходимого сопутствующего обеспечения, занимался Михаил Лазарев, который был назначен командиром 20-пушечного шлюпа «Мирный ».

Согласно миссии Адмиралтейства парусные корабли должны были осмотреть остров Южного Георгия, потом направиться к «Земле Сандвича», и, пройдя ее с восточной стороны, идти на юг насколько это возможно. Кроме этого, экспедиция должна была произвести научные описания астрономических категорий, наблюдений за приливами и отливами, полярного сияния и так далее.

Итак, 4 (16) июля 1819 года, шлюпы «Восток » и «Мирный » вышли из порта Кронштадт и направились в Рио-де-Жанейро. После этого корабли взяли курс на остров Южная Джорджия, открытого Джеймсом Куком в 1775 году. В результате мореплавания на географическую карту были нанесены мысы этого удивительного острова, которые были названы фамилиями членов экипажей. От Южной Джорджии экспедиция взяла курс на восток к «Земле Сандвича», осмотрев которую было установлено, что это архипелаг, который впоследствии получил наименование Южные Сандвичевы острова. Оттуда корабли пошли на восток.

В январе 1820 года шлюпы «Восток » и «Мирный » довольно близко подошли к антарктическому материку на траверзе Земли принцессы Марты. Это и стал крайний пункт, достигнутый научной экспедицией. В ходе мореплавания были открыты несколько неизвестных островов.

По Тихому океану экспедиция обошла южный материк, сделав еще несколько географических открытий - найдено десяток неизвестных островов. После пополнения запасов в порту Рио-де-Жанейро шлюпы «Восток » и «Мирный » взяли курс в родной порт, куда прибыли 24 июня 1821 года. Труды научной экспедиции, которая провела в море 751 день, легли в основу Описания, которое составило два тома и атласом карт.

Результаты кругосветного мореплавания Беллинсгаузена и Лазарева считаются одними из самых значительных в истории географических экспедиций. За время похода парусные корабли обошли вокруг всей Антарктиды, открыли и нанесли на карту немалое число островов и изобразили уникальную коллекцию превосходных видов животных, обитающих на южном материке.

После успешного возвращения из похода в июле 1821 года Михаил Петрович Лазарев получил звание капитан 2 ранга.

В период с 1822 по 1825 год флотоводец осуществил свою третью кругосветку, находясь на должности командира 36-орудийного фрегата «Крейсер ». Целью путешествия были исследования по океанографии и метеорологии. проходило по маршруту Кронштадт - Рио-де-Жанейро - мыс Доброй Надежды - Русская Америка - мыс Горн - Кронштадт. За прекрасное выполнение поставленной задачи Лазарев был произведен в капитана 1 ранга и награжден орденом.

После подписания 24 июня 1827 года русско-англо-французского договора о совместном выступлении против Турции началась усиленная подготовка Балтийской эскадры, которой предписывалось направиться в Средиземное море. Капитан 1 ранга Лазарев был назначен командиром линкора «Азов », который еще строился на верфи в Архангельске.

Несмотря на многочисленные преграды со стороны чиновников, его требования по улучшению конструкции парусного корабля были удовлетворены. В результате этого « » стал лучшим линейным кораблем русского флота того времени и служил образцом при постройке новых кораблей этого же класса. В команду корабля Лазарев отобрал самых опытных и талантливых молодых офицеров, среди которых был П. С. Нахимов, В. И. Истомин и В. А. Корнилов.

В октябре 1827 года Михаил Лазарев и его отличился в Наваринском сражении, став первым в истории парусником, удостоенным звания «гвардейский». Георгиевский флаг был торжественно поднят 23 марта 1823 года, а командир корабля был произведен в контр-адмиралы.

После окончания Средиземноморской компании эскадра Лазарева успешно прибыла на Балтику. До февраля 1832 года контр-адмирал Лазарев продолжал служить на Балтийском флоте, занимаясь военно-морскими проблемами. Вскоре флотоводец был назначен начальником штаба Черноморского флота и военным губернатором городов Николаева и Севастополя, получив звание вице-адмирал. В этот период военачальник проводил подготовку личного состава к десантным операциям, подробно изучал крымские и другие берега Черного моря, издал лоции Азовского и Черного морей. Эти старания не были напрасны - восемь десантных операций Черноморского флота на побережье Кавказа в период с 1838 по 1840 год прошли успешно.

адмирал Михаил Петрович Лазарев

Помимо военной службы адмирал Лазарев занимался и организаторской деятельностью. Так флотоводец хорошо понимал превосходство машинных судов над парусными кораблями, и был сторонником создания мощного парового флота. Под его началом в Севастополе было построено пять первоклассных батарей, морскую библиотеку, морские казармы, сухие доки и два училища. Под его непосредственным наблюдением с николаевской верфи были спущены на воду два линейных корабля и фрегат. Лазарев воспитал созвездие выдающихся флотоводцев, включая П. С. , В. А. , В. И. Истомина и Г. И. Бутакова. Отличительными качествами характера адмирала Лазарева были инициатива и смелость, молниеносность в принятии решений, добропорядочность и честность.

В 1843 году Михаила Петровича Лазарева произвели в адмиралы, а в 1845 году он тяжело заболел. 11 апреля 1851 года сердце М.П. Лазарева остановилось. В это время он был в Вене, где находился на лечении. Тело адмирала похоронено в Севастополе.

Имя выдающегося российского флотоводца и адмирала присвоено броненосному кораблю, построенному в 60-х годы XX века, а также другим военным кораблям. Его именем названы море, шельфовый ледник, атолл, остров, поселок, бухта и два мыса.

Лазарев Михаил Петрович (1788-1851) - Крупнейший деятель Военно-Морского флота России первой половины XIX века, ученый-мореплаватель,знаменитый русский флотоводец. В 1819-1821 гг. совершил кругосветное путешествие, во время которого был открыт шестой материк света - Антарктида. В 1832 году стал начальником штаба Черноморского флота Российской Империи. За вклад в развитие русского флота был произведен в адмиралы и награжден высшими государственными наградами.

Имя Михаила Петровича Лазарева тесно связано с Севастополем и Черноморским флотом. Но настоящая известность пришла к нему до того, какой встал во главе Черноморского флота, — во времена его знаменитых кругосветок и исследований Антарктиды (и не только ее).

Кроме того, Лазарев разработал собственную — причем, весьма эффективную — систему подготовки морских офицеров, через которую прошли и , и , и ...

Биография адмирала вполне типична для эпохи. Отец М. П. Лазарева — сенатор и глава Владимирского наместничества — определил Михаила на учебу, вместе с двумя другими сыновьями, в Морской кадетский корпус. Позже в числе лучших выпускников молодой человек отправился в Англию. Там он волонтером служил на британских кораблях, пять лет бороздил Атлантический океан и Средиземное море, перенимая опыт иностранных военных моряков.

Вернувшись в Россию, Лазарев почти сразу получил возможность применить полученные за рубежом знания на практике: он участвовал и в войне со шведами (1808—1809 годы) и в Отечественной войне 1812 года. В октябре 1813 года Михаил Петрович отправился на шлюпе «Суворов» в кругосветное путешествие — в рамках программы , занимавшейся, в частности, освоением Русской Америки. Во время той экспедиции Лазарев открыл, помимо всего прочего, коралловый атолл, названный им в честь своего шлюпа.

А потом были полярная экспедиция и еще одно плавание к берегам Русской Америки — с целью пресечения деятельности американских и английских контрабандистов в наших территориальных водах. Лазарев быстро навел порядок. Когда он узнал о готовящемся ему поощрении, то настоял на том, что награды должны получить все участники того похода — от офицеров до матросов. Вообще, Михаил Петрович много внимания уделял обучению «в деле» личного состава, понимая, что многим - из его сослуживцев, получивших неплохое знание теории, не хватает практических навыков.

Возглавив Черноморский флот, Лазарев взялся за его преобразование — при нем на флоте появились новые корабли и более современная артиллерия. И здесь он выступал талантливым воспитателем, не уставая обучать моряков прямо в море. Например, чтобы улучшить взаимодействие между кораблями, он практиковал гонки на шлюпках. Использовал общественное мнение, поощряя обсуждение действий офицеров в севастопольском «свете». Сам город при Лазареве расцвел, а Графская пристань превратилась в форум, где проходил «процесс взаимодействия возрастов и понятий, от которого... не уклонялись даже самые авторитеты».

Михаил Петрович Лазарев

Адмирал Михаил Петрович Лазарев

Михаил Петрович Лазарев родился 3 (14) ноября 1788 г. в дворянской семье сенатора , представителя боковой ветви армянского аристократического рода Абамелек-Лазаревых, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в 1800 г. сенатор определил троих сыновей - Андрея, Михаила, Алексея - в Морской кадетский корпус.


ул. Манежный тупик, д. 2а


ул. Манежный тупик, д. 2в
На месте дома № 2а на высоком земляном валу (ныне Манежный тупик) стоял деревянный дом где жила семья гражданского губернатора Лазарева.

В том месте, где улица Гагарина пересекается с Манежным тупиком, располагался дом гражданского губернатора, где в 1788 г. родился будущий адмирал Михаил Лазарев.
В 1793 г. семья Лазаревых перебралась на Георгиевскую улицу (ныне , а ветхий дом на Царицынской в 1794 г. сломали.


Город Владимир, Георгиевская, д. 3. В этом доме до 1797 г. жил будущий адмирал Лазарев Михаил Петрович.




Но мемориальная табличка установлена на доме №26 по улице Б. Московская.

В 1803 г. выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 г. произведён в первый офицерский чин - мичмана.
В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 г. для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.
В 1808-1813 гг. служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской войне 1808-1809 гг. и Отечественной войне 1812 г.

Кругосветное путешествие

В 1813 г. лейтенант Лазарев получил новое назначение - командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание.
Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII-го столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жалела средств на снаряжение кругосветных экспедиций.
В начале октября 1813 г. подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда.


Плавание М.П. Лазарева на шлюпе «Суворов» в 1813-1815 гг.

В начале пути их встретили сильные ветры и густые туманы, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Скагеррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Суворова» до Ла-Манша.
В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на целых три месяца. 27 февраля 1814 г. «Суворов» отошёл от Портсмутского рейда и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра - португальской колонии у берегов Африки. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан, направляясь на восток. Далее он обошёл с юга Африку и, проследовав через Индийский океан, обогнул с юга Австралию.
14 августа 1814 г. «Суворов» вошёл в залив Порт-Джэксон и направился в Сидней. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта. Так губернатор принадлежавшей в то время англичанам колонии Новый Южный Уэльс приветствовал русских моряков по случаю окончательной победы над Наполеоном.
Отойдя от Австралии, «Суворов» пошёл по Тихому океану на восток, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним группа коралловых островов, возвышающихся над поверхностью океана и соединяющихся между собой коралловыми перемычками. Эти острова были покрыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова (Атолл Суворова).
Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь с отклонением на север. 10 октября был пересечён экватор.
В ноябре корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки - порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А.А. Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов.
На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен продовольствием и товарами, и по приказанию А.А. Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы острова. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушнину, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, предварительно вернувшись в Ново-Архангельск.
В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Теперь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву ещё предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для разрешения ряда вопросов, связанных с делами Российско-Американской компании.
После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.
Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль направился к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а ещё через пять недель вернулся в Кронштадт.

Путешествие к южному полюсу

В марте 1819 г. Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.
4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен которому было поручено как командование шлюпом «Восток», так и руководство всей экспедицией. Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.
«Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, все же качественно уступал «Мирному», несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым.
За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был произведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейтенанта.

Командование фрегатом «Крейсер»

В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» - единственное военное судно Российско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог. Поэтому было решено направить к берегам Русской Америки 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Командование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командование «Ладогой» - на его младшего брата Андрея.
17 августа 1822 г. корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в условиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии. Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити.
На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», с которой он разошёлся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» - к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошёл к берегам Русской Америки.
Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 г. «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта О.Е. Коцебу. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск.
Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море. 5 августа 1825 г. «Крейсер» подошёл к Кронштадтскому рейду.
За образцовое выполнение задания Лазарев был произведен в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.

Служба на Черноморском флоте

27 февраля 1826 г. М.П. Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа и строящегося в Архангельске 74-пушечного корабля «Азов». После окончания строительства, 5 августа - 19 сентября 1826 года, М. П. Лазарев руководил переходом отряда кораблей, в составе «Азова», «Иезекииля» и военного транспорта «Смирный», из Архангельска в Кронштадт.
10 июня - 6 октября 1827 г., командуя кораблём «Азов», совершил переход из Кронштадта на Средиземное море. Здесь, 8 октября1827 г., являясь командиром «Азова», М.П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.
За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий - «Командорский крест Спасителя», английский - Бани и французский - Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.
В 1828-1829 гг. руководил блокадой Дарданелл; в 1830 г. вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.
В 1832 г. Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале - июне 1833 г., командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833 г. С 1833 г. - главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 г. - командующий Черноморским флотом и командиром портов Севастополя и Николаева. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.
Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его подлинным преобразователем. Он ввел совершенно новую систему обучения моряков непосредственно в море в обстановке, максимально приближенной к боевой.
Штаты боевых кораблей Черноморского флота были полностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.
Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим перевооружением Черноморского флота. В Севастополе была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.
Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое начинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лазарева перед русской наукой оценило и Русское Географическое общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.
Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославивших русский флот и Россию в годы Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг. Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.
Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, - ответил Михаил Петрович, - я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…

В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, - ответил умирающий Лазарев, - и теперь не стану просить перед смертью».
Скончался 23 (11 по старому стилю) апреля 1851 г. Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе (в тот момент строительство которого было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.
У Михаила Петровича был сын - Пётр.

Увековечивание памяти М.П. Лазарева

В 1867 г. в Севастополе был установлен памятник Михаилу Лазареву.


Памятник Михаилу Лазареву в Севастополе

12 сентября 1996 г. в Новороссийске был открыт памятник одному из основателей города адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву.


Памятник Михаилу Петровичу Лазареву в Новороссийске

В Новороссийске сооружен памятник основателям города М.П. Лазареву, Н.Н. Раевскому и Л.М. Серебрякову.
- На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) был установлен бюст адмиралу Лазареву.


Бюст Михаила Петровича Лазарева в Лазаревском

В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 г.) есть фигура М.П. Лазарева.


М.П. Лазарев на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе в 1871 г. спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев». Кроме того, имя «Адмирал Лазарев» в разное время было присвоено еще трем крупным кораблям отечественного ВМФ: легкому крейсеру модифицированного проекта «Светлана», впоследствии «Красный Кавказ»; легкому крейсеру проекта 68-бис; тяжелому атомному ракетному крейсеру проекта 1144, первоначально названному «Фрунзе».


Броненосец береговой обороны "Адмирал Лазарев" на Большом Кронштадтском рейде, конец 1890-х гг.

В 1994 г. Банком России выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».


Монета ЦБ РФ

В 2004 г. во Владимире установлена мемориальная доска работы скульптора Черноглазова.




Мемориальная доска во Владимире на доме № 26 по Большой Московской улице

Площадь Адмирала Лазарева находится в северной части города Владимира, на пересечении улиц Чайковского, Красноармейской, проспекта Строителей. Название получила в 2000 году в честь адмирала Михаила Петровича Лазарева. Пример неудачного мемориального наименования: место никак не связано с именем выдающегося человека. С точки зрения градостроительства, площадь Лазарева площадью не является, это всего-навсего дорожная развязка.

В 2008 г. авиакомпания «Аэрофлот» в честь Михаила Лазарева назвала один из своих самолетов Airbus A320 «М. Лазарев».

Дом правителя Владимирского наместничества (дом адмирала Лазарева)

Во Владимире известно место, где когда-то стоял дом, в котором родился выдающийся русский флотоводец, один из первооткрывателей Антарктиды, адмирал М.П. Лазарев.
Это дом правителя Владимирского наместничества. Когда-то он стоял на Царицынской улице (ныне Манежный тупик), между домами 1-3. Здесь в 1788 г. у него родился сын Михаил, будущий знаменитый русский флотоводец. На плане города 1778 г., хранящемся в архиве Владимирской области, строящийся дом губернатора указан именно здесь, недалеко от речки Лыбедь. Дом был деревянным, с тесовой крышей, с Г-образной пристройкой вдоль Проезжего оврага (ныне Ерофеевский спуск). После пожара в 1789 г. дом сильно обветшал, и губернатор с семьей в 1790 г. переехал в другой дом, более подходящий для жилья.

Дата рождения:

Место рождения:

Российская империя, Владимир

Дата смерти:

Место смерти:

Австрийская империя, Вена

Род войск:

Адмирал генерал-адъютант

Командовал:

Черноморским флотом

Сражения / войны:

Русско-шведская война Отечественная война 1812 года Наваринское сражение

Ранние годы

Кругосветное путешествие

Путешествие к южному полюсу

Служба на Черноморском флоте

Адреса в Санкт-Петербурге

В филателии

В географических объектах

(3 (14) ноября 1788 года, Владимир — 11 (23) апреля 1851 года, Вена, похоронен в Севастополе) — русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктиды. Брат вице-адмирала Андрея Петровича Лазарева.

Биография

Ранние годы

Родился в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в 1800 году сенатор определил троих сыновей — Андрея, Михаила, Алексея — в Морской кадетский корпус. В 1803 году выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 г. произведен в первый офицерский чин — мичмана. В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море. В 1808—1813 служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской войне 1808—1809 и Отечественной войне 1812.

Кругосветное путешествие

В 1813 году лейтенант Лазарев получил новое назначение — командовать шлюпом «Суворов», отправляющимся в кругосветное плавание вокруг земного шара. Корабль «Суворов», на который получил назначение Лазарев, принадлежал Российско-Американской компании, созданной русскими промышленниками в конце XVIII-го столетия. Своей задачей компания поставила улучшение использования природных богатств Русской Америки. Компания была чрезвычайно заинтересована в регулярном морском сообщении между Петербургом и Русской Америкой и не жа-лела средств на снаряжение кругосветных экспедиций. В начале октября 1813 года подготовка к путешествию была завершена, и на рассвете 9 октября «Суворов» отошёл от Кронштадтского рейда.

В начале пути их встретили сильные ветры и густые тума-ны, от которых «Суворову» пришлось укрыться в шведской гавани Карлскруна. Пройдя проливы Зунд, Каттегат и Ска-геррак (между Данией и Скандинавским полуостровом) и благополучно избежав нападения французских и союзных им датских военных кораблей, Лазарев благополучно довел «Су-ворова» до Ла-Манша.

В Портсмуте корабль сделал остановку, затянувшуюся на целых три месяца. 27 февраля 1814 года «Суворов» отошёл от Портсмутского рейда и устремился к югу. Спустя две недели корабль Лазарева уже подходил к острову Мадейра — португальской колонии у берегов Африки. 2 апреля «Суворов» пересек экватор, а вечером 21 апреля вошёл в бухту Рио-де-Жанейро. 24 мая «Суворов» покинул Рио-де-Жанейро и вышел в Атлантический океан. 14 августа «Суворов» вошёл в Порт-Джэксон, принадле-жавший англичанам. При подходе к гавани «Суворов» был встречен громом артиллерийского салюта, которым привет-ствовал русских моряков губернатор острова по случаю окон-чательной победы над Наполеоном. «Суворов» плыл по Тихому океану, вновь приближаясь к экватору. 28 сентября впереди показались очертания суши. Однако на карте, имеющейся в распоряжении Лазарева, никаких признаков суши не было и лишь при подходе на более близкое расстояние и обследовании этих мест Лазарев понял, что перед ним группа коралловых островов, возвы-шающихся над поверхностью океана и соединяющихся меж-ду собой коралловыми перемычками. Эти острова были по-крыты кустарником и деревьями. Вновь открытым островам Лазарев дал имя Суворова (Атолл Суворова). Закончив обследования островов, «Суворов» вновь продолжил путь на север. 10 октября был пересечен экватор. В ноябре корабль Лазарева подошёл к центру Русской Америки — порту и поселению Ново-Архангельску. Здесь Лазарева встретил управитель Российско-Американской компании А. А. Баранов, выразивший ему благодарность за сохранность вверенных ему грузов. На зиму «Суворов» остался в Ново-Архангельске. После окончания зимовки «Суворов» был нагружен про-довольствием и товарами, и по приказанию А. А. Баранова Лазарев взял курс на один из островов Алеутской группы (Уналашка) и находящиеся рядом с ним Прибыловы остро-ва. Выгрузив вверенный ему груз, он принял на борт пушни-ну, заготовленную местными промышленниками. Корабль Лазарева пробыл в пути чуть более месяца. Груз, принятый на борт в Уналашке, предстояло доставить в Кронштадт, пред-варительно вернувшись в Ново-Архангельск.

В конце июля «Суворов» покинул Ново-Архангельск. Те-перь его путь в Кронштадт лежал вдоль берегов Северной и Южной Америки, в обход мыса Горн. Лазареву ещё предстояло сделать остановку в перуанском порту Кальяо для раз-решения ряда вопросов, связанных с делами Российско-Американской компании.

После захода в порт Сан-Франциско «Суворов» двинулся к берегам Перу. На протяжении трехмесячной стоянки в порту Кальяо Лазарев с офицерами знакомился с жизнью города и порта.

Пройдя в штормовую погоду через пролив Дрейка и мимо опасного мыса Горна, Лазарев приказал повернуть на северо-восток в Атлантический океан. Он не стал останавливаться в Рио-де-Жанейро, а сделал лишь небольшую остановку у острова Фернанду-ди-Норонья. Здесь на «Суворове» были исправлены повреждения, причиненные штормом, и корабль поплыл к берегам Англии. 8 июня он уже был в Портсмуте, а ещё через пять недель вернулся в Кронштадт.

Путешествие к южному полюсу

В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами.

4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен которому было поручено как командование вторым шлюпом «Восток», так и руководство всей экспедицией.

Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу.

«Мирный», построенный по проекту русских инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым, как и «Мирный», все же качественно уступал второму шлюпу. Это и явилось одной из причин того, что пришлось прекратить исследование Южного полюса и начать подготовку к возвращению в Кронштадт. За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был про-изведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейте-нанта.

Командование фрегатом «Крейсер»

В то время как Лазарев находился в полярной экспедиции, обострилась обстановка в районе Русской Америки. Все более широкий размах принимали действия английских и американских контрабандистов. Ново-Архангельск прикрывал корабль «Аполлон» — единственное военное судно Россий-ско-Американской компании, но безопасность всех территориальных вод России в этом районе он обеспечить не мог. Поэтому было решено направить к берегам Русской Аме-рики 36-пушечный фрегат «Крейсер» и шлюп «Ладога». Ко-мандование фрегатом возлагалось на Лазарева, а командова-ние «Ладогой» — на его младшего брата Андрея. 17 августа 1822 года корабли под командованием Лазарева покинули кронштадтский рейд. Экспедиция началась в ус-ловиях жестоких штормов, вынуждавших Лазарева сделать остановку в Портсмуте. Лишь в ноябре удалось покинуть гавань и взять курс на Канарские острова, а оттуда к берегам Бразилии. Плавание к Рио-де-Жанейро проходило в исключительно благоприятных условиях, однако после отплытия из столицы Бразилии стихия вновь разбушевалась. В море поднялся ураган, начались бури, сопровождаемые снегом. Лишь в середине мая «Крейсеру» удалось подойти к Тасмании. Затем фрегат Лазарева взял курс на Таити. На Таити «Крейсер» встретился с «Ладогой», с которой он разошёлся во время штормов и теперь согласно полученному ранее предписанию каждый корабль с вверенным ему грузом поплыл своим курсом. «Ладога» — к полуострову Камчатка, «Крейсер» пошёл к берегам Русской Америки. Около года провел «Крейсер» у берегов северо-западной Америки, охраняя русские территориальные воды от контрабандистов. Летом 1824 года «Крейсер» сменил прибывший в Ново-Архангельск шлюп «Предприятие» под командованием капитан-лейтенанта О. Е. Коцебу. 16 октября «Крейсер» покинул Ново-Архангельск. Лишь только «Крейсер» вышел в открытое море, как вновь разыгрался ураган. Однако корабль Лазарева не стал укрываться в гавани Сан-Франциско, а выдержал шторм в открытом море. 5 августа 1825 года «Крейсер» подошёл к Кронштадтско-му рейду. За образцовое выполнение задания Лазарев был произве-ден в капитаны 1-го ранга. Но капитан «Крейсера» настоял, чтобы награды получили не только он сам и его офицеры, но и все матросы его корабля, участники труднейшего похода.

Служба на Черноморском флоте

На следующий год Лазарев был назначен командиром 12-го флотского экипажа. Ему было поручено личное наблюдение за строительством в Архангельске военного корабля «Азов». После окончания строительства Лазарев был на-значен командиром «Азова», а после перехода отряда кораблей из Архангельска в Кронштадт его ожидало новое назначение. Лазарев переводился на Черное, а затем на Средиземное море. Здесь в 1827 году, командуя «Азовом», М. П. Лазарев принял участие в Наваринском сражении. Сражаясь с пятью турецкими кораблями, уничтожил их: он потопил два больших фрегата и один корвет, сжёг флагманский корабль под флагом Тагир-паши, вынудил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль, после чего зажёг и взорвал его. Кроме того, «Азов» под командованием Лазарева уничтожил флагманский корабль Мухаррем-бея.

За участие в Наваринском сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы и награждён сразу тремя орденами (греческий — «Командорский крест Спасителя», английский — Бани и французский — Святого Людовика, а его корабль «Азов» получил Георгиевский флаг.

В 1828—1829 руководил блокадой Дарданелл; в 1830 вернулся в Кронштадт и командовал отрядом кораблей Балтийского флота.

В 1832 году Лазарев стал начальником штаба Черноморского флота. В феврале — июне 1833, командуя эскадрой, возглавил экспедицию русского флота в пролив Босфор, в результате которой был заключён Ункяр-Искелесийский договор 1833. С 1833 — главный командир Черноморского флота и портов Чёрного моря, а летом 1834 года — командующий Черномор-ским флотом и командиром портов Севастополя и Николае-ва. В том же году он был произведен в вице-адмиралы.

Командуя Черноморским флотом, Лазарев стал его под-линным преобразователем. Он ввел совершенно новую сис-тему обучения моряков непосредственно в море в обстанов-ке, максимально приближенной к боевой.

Штаты боевых кораблей Черноморского флота были пол-ностью укомплектованы и оснащены артиллерией более высокого качества. При Лазареве Черноморский флот получил более 40 парусных судов. Также Лазарев заказал для своего флота 6 пароходо-фрегатов и 28 пароходов. На Черном море был построен первый железный пароход и начата подготовка кадров для службы на паровых судах.

Однако Лазарев не ограничивался лишь техническим пере-вооружением Черноморского флота. В Севасто-поле была реорганизована Морская библиотека, построен Дом собраний и открыта школа для матросских детей. При Лазареве были построены здания адмиралтейств в Николаеве, Одессе, Новороссийске, начато строительство адмиралтейства в Севастополе.

Используя свой опыт, накопленный в дальних походах, Лазарев наладил работу гидрографического депо, которое на-чинает издавать карты и атласы Черного моря. Заслуги Лаза-рева перед русской наукой оценило и Русское Географиче-ское общество, избрав его своим почетным членом. Он был также избран почетным членом Морского ученого комитета, Казанского университета и других научных учреждений.

Особая заслуга Лазарева в подготовке людей, прославив-ших русский флот и Россию в годы Крымской (Восточной) войны 1853—1856 годов. Адмирал Лазарев пользовался влиянием как технический специалист и наставник молодых офицеров. Он выступал за оборудование российского флота кораблями на паровой тяге, но техническая и экономическая отсталость России того времени была главным препятствием на этом пути. Также он выступал наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.

Незадолго до своей кончины, в последний свой приезд в Петербург, адмирал был на приеме у Николая I. После радушного приема, желая показать адмиралу свое внимание и уважение, государь сказал: «Старик, останься у меня обедать». «Не могу, государь, — ответил Михаил Петрович, — я дал слово обедать у адмирала Г.». Сказав это, Лазарев вынул свой хронометр, взглянул на него и, порывисто встав, промолвил: «Опоздал, государь!» Потом поцеловал озадаченного императора и быстро вышел из кабинета…

В Вене болезнь адмирала Лазарева резко обострилась. Не оставалось никакой надежды спасти его жизнь. Окружающие адмирала, упрашивали его написать письмо государю и поручить ему свое семейство. «Я никогда ничего в жизнь мою ни у кого для себя не просил, — ответил умирающий Лазарев, — и теперь не стану просить перед смертью».

Похоронен в склепе Владимирского собора в г. Севастополе (в тот момент строительство которого было только начато). Там же похоронены его ученики и последователи адмиралы Нахимов, Корнилов, Истомин.

Адреса в Санкт-Петербурге

1813—1827 — Кронштадт, Галкина улица (нынешняя Пролетарская), 30.

Увековечивание памяти М. П. Лазарева

  • В 1867 году в Севастополе был установлен памятник Михаилу Лазареву.
  • 12 сентября 1996 года в Новороссийске был открыт памятник одному из основателей города адмиралу Михаилу Петровичу Лазареву.
  • В Новороссийске сооружен памятник основателям города М. П. Лазареву, Н. Н. Раевскому и Л. М. Серебрякову.
  • На железнодорожной станции Лазаревская (Лазаревский район г. Сочи) был установлен бюст адмиралу Лазареву.
  • В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. П. Лазарева.
  • В Петербурге на Балтийском заводе в 1871 году спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев».
  • В 1994 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первая русская антарктическая экспедиция».

В филателии

В географических объектах

В настоящее время в честь Лазарева названы:

  • район города Сочи — Лазаревское;
  • атолл в группе островов Россиян в Тихом океане;
  • остров в Аральском море;
  • мысы:
    • в Амурском лимане;
    • в северной части о. Унимак;
  • бухта и порт в Японском море;
  • бухта в Южном океане;
  • горная цепь в Антарктиде;
  • Шельфовый ледник Лазарева;
  • две антарктические станции:
    • Лазарев;
    • Новолазаревская;
  • жёлоб в Антарктике;
  • улица в районе Южное Бутово Москвы;
  • улица в Липецке;
  • Площади Лазарева в Севастополе и Владимире;
  • Улица Лазарева в Лазаревском районе города Сочи;
  • Набережная адмирала Лазарева в Санкт-Петербурге;
  • Лазаревский переулок в Кронштадте.

Имя: Михаил Лазарев (Mikhail Lazarev)

Возраст: 62 года

Деятельность: мореплаватель, адмирал, первооткрыватель Антарктиды

Семейное положение: был женат

Михаил Лазарев: биография

Михаил Лазарев – прославленный российский мореплаватель, один из 2 первооткрывателей Антарктиды, ученый и командующий Черноморского флота.

Михаил Петрович Лазарев родился 3 (по старому стилю) ноября 1788 года во Владимире в дворянской семье. Отец будущего адмирала, Петр Гаврилович, скончался, когда Михаил был подростком. Однако до этого мужчина успел отправить будущего мореплавателя и 2 его братьев на учебу в Морской кадетский корпус. По другим сведениям, на учебу мальчиков определили уже после смерти отца с помощью генерал-адъютанта Христофора Ливена.


В учебе Михаил, обладавший острым умом, проявлял усердие и в итоге оказался одним из 30 лучших выпускников. После окончания учебы получившего статус гардемарина юношу направили в Англию – знакомиться с устройством британского флота. Там Михаил прослужил до 1808 года, все это время проведя на судах, вдали от суши. В этот период мореплаватель занимался самообразованием, посвящая много времени изучению истории и этнографии.

Флот и экспедиции

После возвращения на родину Лазарева произвели в мичманы, и до 1813 года мужчина служил на Балтийском флоте. В этом качестве Михаил участвовал в Русско-шведской войне и войне против .


1813 год стал новым этапом биографии Михаила: мужчина был назначен командиром «Суворова» - фрегата, отбывающего в кругосветное путешествие. Финансирование осуществлялось средствами Российско-американской компании, которая хотела улучшить водное сообщение Санкт-Петербурга и Русской Америки. 9 октября 1813 года экспедиция была окончательно подготовлена, и судно вышло из порта Кронштадта.

Путешествие продлилось 2 года. В начале из-за трудных погодных условий корабль был вынужден остаться в шведской гавани, но затем сумел добраться до Ла-Манша. Это было успехом еще и потому, что в пройденных водах курсировало немало военных кораблей Франции и Дании, которые могли напасть на русское судно.


В британском Портсмуте Лазареву пришлось задержаться на 3 месяца, так что экватор корабль пересек только к апрелю, а в Атлантический океан попал в конце весны 1814 года. В августе, приближаясь к Австралии, экипаж услышал рев канонады – губернатор колонии Новый Южный Уэльс таким образом засвидетельствовал русским свою радость от разгрома наполеоновских войск.

В начале осени, следуя маршруту, проложенному по Тихому океану, путешественник неожиданно заметил очертания суши, которых, судя по карте, не должно было быть. Оказалось, что Михаил Петрович обнаружил новый атолл, названный в итоге, как и корабль, в честь . К ноябрю экспедиция достигла берегов Северной Америки и высадилась в Ново-Архангельске (сегодня город носит название Ситка), где мореплаватели получили благодарность за то, что сберегли грузы. После зимовки в городе «Суворов» вновь вышел в море и к лету 1815 года вернулся в Россию.


Через 4 года Михаил Петрович был назначен командиром шлюпа «Мирный» - одного из двух кораблей, планировавших добраться до Антарктиды. Так как поиски командующего второго судна, «Востока», затянулись, управлять всей подготовкой путешествия Лазареву пришлось самостоятельно. В конечном счете в июне 1819 года «Восток» возглавил , а через месяц суда покинули порт и вышли в плавание, результатом которого стало не только открытие Антарктиды, но и доказательство ее досягаемости для мореплавателей.

Спустя 3 года трудного морского похода экипаж обоих судов возвратился в Кронштадт. Итогом экспедиции стало опровержение утверждения Жана Лаперуза о непроходимости льдов за Южным полярным кругом. Кроме этого, Лазарев и Беллинсгаузен собрали значительные биологические, географические и этнографические материалы, а также открыли 29 островов.


По итогам экспедиции Михаила Лазарева произвели в чин капитана II ранга. Интересный факт: этому должен был предшествовать чин капитан-лейтенанта, но заслуги мореплавателя признали заслуживающими того, чтобы пренебречь правилами.

Пока мореплаватель путешествовал по водам Антарктики, ситуация в Русской Америке осложнялась ввиду возросшей активности контрабандистов. Единственное военное судно не могло обеспечить безопасность территориальных вод. Власти решили выслать в помощь фрегат «Крейсер», оснащенный 36 пушками, а также шлюп «Ладога». Назначенный на «Крейсер» Михаил в этом плавании воссоединился с братом Андреем – тому доверили управлять «Ладогой».


Выход судов состоялся 17 августа 1822 года, сначала они испытывали затруднения из-за сильных штормов. Выйти из приютившего российские корабли Портсмута получилось только к середине осени. Следующие штормы ожидали «Крейсер» после достижения Рио-де-Жанейро. С «Ладогой», пути с которой разошлись из-за бурь, Лазарев встретился только возле Таити.

У берегов Северной Америки суда простояли до 1824 года, а затем отправились на родину. И вновь сразу после выхода в открытое море на корабли обрушилась буря. Но Лазарев решил не пережидать непогоду в Сан-Франциско и, успешно преодолев шторм, в августе 1825-го прибыл в Кронштадт.


Михаил Лазарев, Павел Нахимов и Ефим Путятин во время кругосветного плавания на фрегате «Крейсер»

За выполнение приказа Михаила Петровича произвели в капитаны I-го ранга. Однако мореплаватель не удовольствовался этим: Лазарев потребовал наград для всего экипажа «Крейсера», включая матросов. 27 февраля 1826 года мужчину отправили командовать 12-м флотским экипажем, а также кораблем «Азов», строящимся в Архангельске. Когда судно сошло с верфи, под руководством Михаила Петровича «Азов», а также «Изекииль» и «Смирный» прибыли в Кронштадт.

8 октября 1827 года «Азов», державший курс в Средиземное море, участвовал в Наваринском сражении – крупнейшем морском бое между войсками России, Англии и Франции против турецко-египетского флота. «Азов» под командованием Лазарева успешно уничтожил 5 турецких судов, а также флагманский корабль Мухаррем-бея. Наградами за успехи в бою Михаилу Петровичу стали звание контр-адмирала и 3 ордена – греческий, французский и английский, а судно получило Георгиевский флаг.


В период с 1828 по 1829 годы Лазарев управлял блокадой Дарданелл, затем вернулся к командованию в Балтийском флоте, а в 1832-м мужчину назначили начальником штаба Черноморского флота. Для него Михаил Петрович сделал многое – в частности, стал основоположником новой системы обучения матросов. Теперь моряков готовили в море, сделав обстановку максимально похожей на боевую.

Также вкладом Лазарева стало снабжение флота артиллерией и судами более высокого уровня, начало оснащения пароходами. Именно тогда был выстроен первый для российского флота пароход из железа, а кадетов начали учить, как ходить на подобных судах.


Помимо заботы о повышении качества судов и уровня службы экипажей, Михаил Петрович реорганизовал жизнь моряков и их семей на берегу: открыл школу для детей матросов, улучшил Морскую библиотеку Севастополя, приложил все силы к улучшению работы гидрографического бюро. В 1843 году Михаила Петровича Лазарева произвели в чин адмирала.

Личная жизнь

В 1835 году мореплаватель решил навести порядок в личной жизни и вступить в законный брак.


Его женой стала Екатерина Фан-дер-Флит, дочь губернатора Архангельска, девушка была на 24 года младше супруга. В браке родились 6 детей, двое из которых, Петр и Александра, умерли в детском возрасте.

Смерть

В конце жизни Михаил Петрович тяжело болел, но продолжал работать. Это отмечено даже в переписке – тот упоминал, что Лазарев не щадит себя, и опасался, что это осложнит течение болезни.


В 1851 году адмирал вместе с супругой и дочерью отбыл в Вену, надеясь, что европейские врачи смогут как-то помочь справиться с недугом. Однако рак стал только агрессивнее, и Лазарев окончательно слег, хотя старался не подавать виду о том, сколько мучений приносит болезнь. Просить у государя, благоволившего ему, позаботиться о семье мужчина не пожелал, как не желал никогда и ни у кого просить помощи.

Мореплаватель скончался 11 апреля 1851 года в Вене, причиной смерти стал рак желудка. Тело Михаила Петровича отвезли на родину, в город Севастополь, где похоронили в склепе Владимирского собора.


Средства для установки памятника адмиралу собрали в день похорон. Открытие монумента состоялось в 1867 году, однако этот памятник не сохранился. Сегодня бюсты мореплавателя установлены в Лазаревском, Николаеве, Севастополе и Новороссийске.

При жизни Михаила Петровича его портреты писали многие художники, в том числе – гениальный маринист . Кроме этого, изображения Лазарева можно найти на марках и конвертах времен СССР.

Награды

  • Орден Святого Георгия 4-й степени
  • Орден Святого Владимира 4-й степени
  • Орден Святого Владимира 3-й степени
  • Орден Святого Владимира 2-й степени
  • Орден Святого Андрея Первозванного
  • Орден Святого Владимира 1-й степени
  • Орден Белого орла
  • Орден Святого Александра Невского
  • Командорский крест ордена Спасителя
  • Орден Бани
  • Орден Святого Людовика