Все о тюнинге авто

Полет руста — история предательства в руководстве ссср. Матиас Руст: посадка на Красной площади и дальнейшая судьба (10 фото)

За штурвалом самолета, приземлившегося на Красной площади в 1987 году, сидел 18-летний немец Матиас Руст. Сразу же появилась шутка, что в центре Москвы теперь есть аэропорт Шереметьево-3. Советским генералам уже было не до шуток - постов лишились многие, вплоть до министра обороны.

Сам Матиас Руст, отсидевший с того времени и в СССР, и на родине, недавно в интервью журналу "Штерн" назвал тот свой полёт безответственным и добавил, что сейчас точно не стал бы его повторять. Впрочем, и не сможет. Небо Европы для него закрыто до сих пор, хотя сама история не закрыта и спустя 25 лет.

Матиас Руст предпочитает контролировать ситуацию. Недавно он вернулся из Латинской Америки. Там снова сдал на пилота. Летал. В Европе за штурвал самолета Руста не пускают уже 25 лет.

"Мне иногда снится тот полет, обычно днем, когда вздремну после обеда. Да и если есть немного свободного времени, воспоминания сами всплывают", - говорит Матиас Руст.

Руст сел на Большом Москворецком мосту. Далее доехал до Васильевского спуска, охотно раздавал автографы, говорил, привез письмо мира Горбачеву. Ему даже хлеб с солью поднесли. И казалось, железный занавес - лишь дымовая завеса, ведь, все было так просто.

"Летные карты были доступны. В КГБ все никак не хотели мне верить, что я их просто заказал, как и любые другие дорожные атласы. Потом они сами через советское посольство тогда еще в Бонне заказали такие же карты и были очень удивлены, когда их получили", - вспоминает Матиас Руст.

Вот маршрут 18-летнего пилота отлетавшего на тот момент всего 50 часов: длительный перелет из Германии над морем до Фарерских островов, следом Исландия (Рейкьявик), Норвегия (Берген), Финляндия (Хельсинки), а затем почти наугад до Москвы. Он ориентировался по железной дороге. Эта часть маршрута насыщена самыми удивительными совпадениями. Самолет Руста влетел в зону спасательной операции. Разбился бомбардировщик. Много вертолетов в воздухе. "Сессну" Руста принимают за легкомоторный советский самолет. Потом ему еще раз присваивают код "я свой". При этом обнаружили Руста сразу после пересечения им госграницы и могли сбить, в том числе и на подлете к Москве.

"У нас системы С-300, она на 100 метров цель берет. И если я запущу три ракеты по этому плюгавому самолетику и они взорвутся на высоте 50-100 метров, а под низом будет детский сад, я что буду делать потом? Это была провокация, спланированная на 100% выигрышно", - считает командующий войсками Московского округа ПВО в 1987-1989 гг. Владимир Царьков.

Царьков утверждает: полет Руста - операция западных спецслужб. А сам нарушитель границы - хорошо подготовленный пилот, причем заранее он уже побывал в Москве. Руст говорит: садился наугад.

"Не побывав на месте, невозможно в таких сложных условиях приземлиться. А вдруг там кабель над дорогой проходит, это же неизвестно", - отмечает инструктор школы пилотов "Пегас" Михаэль Ханке.

И хотя пилоты таких же самолетов в Германии до сих пор порой в шутку говорят: "ну что, махнем в Москву", - все они понимают, сейчас подобная авантюра была бы невозможна.

На самом деле, перелет Матиаса Руста на развитие малой авиации в Европе практически не повлиял. Повлияли теракты 11 сентября. После них на любое воздушное судно устанавливается специальный прибор, который передает наземным службам индивидуальный идентификационный номер самолета. То есть на радаре уже не просто точка, а точка со своим неповторимым номером, то есть, например, этот вот самолет уже с каким-то другим в воздухе не перепутаешь.

Советский суд приговорил Матиаса Руста к 4 годам лишения свободы. Отсидел он чуть больше 14 месяцев в образцово-показательной колонии. После освобождения его судьба складывалась непросто. Вернулся в Германию, но и после этого нарушал закон. Сначала нападение на женщину с ножом. Опять срок. Затем кража свитера в универмаге. Объясняет - едва сводил концы с концами.

"Все получилось так, потому что это должно было произойти. Это просто моя судьба", - говорит Матиас Руст.

Самолет, на котором Руст совершил исторический перелет, выставлен в Берлине в Техническом музее. Здесь это один из символов конца холодной войны. Однако его крылья до сих пор украшают знаки, напоминающие бомбу. В этой истории и сегодня слишком много вопросов. Материалы дела летчика Руста все еще засекречены.

4 сентября 1987 года, ровно тридцать лет назад, обвинительным приговором завершился судебный процесс по скандальному делу Матиаса Руста – молодого немецкого пилота-любителя, который несколькими месяцами ранее, 28 мая 1987 года, приземлился на своем самолете на Красной площади – в самом сердце советской столицы.


Самолет «Сессна-172», который пилотировал 18-летний гражданин ФРГ Матиас Руст, приземлился прямо у храма Св. Василия Блаженного в центре Москвы. Советское руководство было в настоящем шоке. Ведь мало того, что самолет простого немецкого парня преодолел расстояние от советской границы до столицы страны и не был сбит системами противовоздушной обороны, так еще и произошло это событие, что очень символично, 28 мая – в День пограничника. Это был настоящий плевок в лицо всей советской системе. Естественно, что Матиас Руст был сразу же после посадки самолета арестован.

Практически сразу же после посадки самолета Руста на Красной площади генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев принял решение об отправке в отставку целого ряда высших военных руководителей, в первую очередь тех, кто отвечал за противовоздушную оборону советского государства. Самым высокопоставленным «отставником» оказался министр обороны Советского Союза 72-летний маршал Сергей Соколов. Он занимал эту должность с 1984 года, сменив на посту умершего маршала Дмитрия Устинова. До назначения министром обороны маршал Соколов с 1967 по 1984 гг., на протяжении семнадцати лет, был первым заместителем министра обороны СССР. Участник Великой Отечественной войны, маршал Соколов был одним из наиболее видных советских военачальников. В частности, с 1980 по 1985 гг. он отвечал за управление действиями советских войск на территории Демократической Республики Афганистан. Однако полет немецкого юноши стоил уважаемому маршалу карьеры. Конечно, «на улицу» заслуженного военачальника выкинуть не могли – уже в июне 1987 года он занял пост генерального инспектора Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Кроме маршала Соколова, в отставку сразу же после полета Матиаса Руста был отправлен главный маршал авиации Александр Колдунов, занимавший пост главнокомандующего Войсками Противовоздушной обороны Советского Союза и непосредственно отвечавший за безопасность воздушного пространства советской страны. Дважды Герой Советского Союза, Александр Колдунов прошел Великую Отечественную войну летчиком-истребителем, после войны служил в истребительной авиации ВВС, а затем в ПВО. Должность главкома Войск ПВО он занял в 1978 году, за девять лет до полета Матиаса Руста. Но не только высшие военачальники потеряли свои должности. Со службы были уволены около 300 старших офицеров. По кадровому составу советских вооруженных сил был нанесен мощнейший удар. Нашли и «козлов отпущения» - два офицера Войск Противовоздушной обороны получили реальные сроки лишения свободы. Это были подполковник Иван Карпец, бывший оперативным дежурным по Таллинской дивизии Войск ПВО в день полета Руста, и майор Вячеслав Черных, бывший в тот злополучный день дежурным по радиотехнической бригаде.

Что касается самого Руста, то после задержания на Красной площади он был арестован. 1 июня, через несколько дней после полета, Матиасу Русту исполнилось девятнадцать лет. Свой день рождения молодой немец встретил в тюрьме. Весь мир следил за судьбой парня, продемонстрировавшего, что система обороны Советского Союза отнюдь не «железная». И это действительно было так – с откровенными предателями, проникшими в высшее руководство советского государства, железной она быть просто не могла. Естественно, что без «обеспечения» на самом высоком уровне полет Руста просто был бы невозможен. Его бы сбили в худшем случае еще в небе над Эстонией. Однако Русту буквально дали зеленый свет на полет до самой советской столицы. Происходить это могло только с санкции самых высших советских руководителей. Не очень понятно, кто конкретно дал добро на приземление Руста на Красной площади, да и вряд ли мы когда-нибудь об этом узнаем. Но очевидно, что это был человек или люди, входившие в самую высшую группу советской элиты.

Смещенные военачальники находились в оппозиции к тому курсу, который к этому времени стало проводить советское руководство во главе с Михаилом Горбачевым. Нанесение удара по командованию вооруженных сил было одной из главных задач тех людей, кто стоял за методичным и планомерным разрушением советского государства. Ведь прославленные маршалы и генералы, прошедшие Великую Отечественную войну и бывшие настоящими патриотами советского государства, могли просто не позволить произвести все те манипуляции со страной, которые привели к катастрофе 1991 года. Впоследствии американский военный эксперт Вильям Одом даже сравнил «зачистку» советской военной элиты после полета Матиаса Руста с репрессиями против советских военачальников, имевшими место в 1937-1938 гг. Интересно, что после каждой такой чистки через года три–четыре наступала катастрофа. В 1941 году началась ужасная Великая Отечественная война, а в 1991 году распался Советский Союз, и этот процесс также сопровождался реками крови в бывших союзных республиках, многочисленными военными конфликтами, массовыми беспорядками, небывалой волной преступности и насилия.

Поэтому вряд ли стоит оценивать поступок Матиаса Руста как «безобидную шалость» юного романтика–авиатора. Скорее всего, здесь имела место тщательно продуманная и организованная провокация, в которой могли участвовать и западные спецслужбы, и внушительное прикрытие с советской стороны. По крайней мере, в этом мнении сходятся многие видные советские и российские военачальники, которые считают, что без «кремлевской крыши» полет Матиаса Руста закончился бы для него трагически. Целью организации такого полета было ослабление советского государства посредством решения следующих задач: 1) создания повода для масштабной «чистки» неугодных высших военачальников, 2) дискредитации советской системы обороны в глазах граждан СССР и мировой общественности, 3) укрепления антисоветских настроений в обществе. Именно после полета Матиаса Руста и увольнения министра обороны СССР маршала Сергея Соколова Михаил Горбачев приступил к стремительному сокращению Вооруженных сил Советского Союза. Полет Руста в этом контексте был еще одним аргументом – зачем нам «такая армия», да еще в «таком количестве», которая пропустила полет и приземление на Красной площади спортивного самолета какого-то немецкого юноши.

Примечательно, что незадолго до полета Матиаса Руста министр обороны СССР маршал Соколов докладывал лично Михаилу Горбачеву о том, как организована и как работает система противовоздушной обороны советского государства. Выходя от генсека, Соколов забыл у него некоторые документы, включая очень секретную карту. Но на следующий день, когда он попытался документы вернуть назад, Горбачев сказал, что не помнит, где они находятся. Эту версию озвучивал впоследствии, согласно ряду публикаций в российских СМИ, генерал-полковник Леонид Ивашов. Как бы там ни было, но в одном большинство военачальников сходятся – акция с полетом Руста была продуманной и спланированной. Есть и еще одна очень интересная версия, согласно которой Руст приземлился на Красной площади с полными баками топлива, что свидетельствует лишь об одном – его заправляли где-то на советской территории. И делать это могли только непосредственно под контролем «всесильного» советского КГБ.

Суд над Матиасом Рустом был назначен на 2 сентября 1987 года. Матиасу Русту предъявили обвинение по трем статьям УК РСФСР - незаконное пересечение воздушной границы, нарушение международных правил полетов и злостное хулиганство. В определении УК РСФСР хулиганство трактовалось как умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, тогда как под злостным хулиганством понимались те же действия, но сопровождавшиеся «исключительным цинизмом или особой дерзостью». Посадка самолета на Красной площади, где гуляло множество советских людей, была расценена именно так. За злостное хулиганство в УК РСФСР предусматривалась ответственность в виде лишения свободы сроком до пяти лет или исправительных работ сроком до двух лет. Нарушение правил международных полетов предусматривало еще более широкий диапазон наказания – от одного года до десяти лет лишения свободы, правда, по этой же статье можно было отделаться и без реального срока – выплатив крупный штраф.

На суде Матиас Руст заявил, что прилетел в Москву для того, чтобы продемонстрировать советскому народу свое стремление к миру. Однако обвинение этим аргументам молодого немца не вняло. Прокурор просил для Матиаса Руста по трем статьям УК РСФСР десять лет лишения свободы. Но суд оказался куда более мягким, чем обвинение.

4 сентября 1987 года Матиасу Русту огласили приговор. Он был осужден на четыре года лишения свободы. С одной стороны, антисоветские элементы в самом Советском Союзе и мировая общественность сразу же выразили возмущение такой, с их точки зрения, жестокой расправой над «посланцем мира». С другой стороны, наоборот, сегодня возникает много вопросов по поводу приговора, который кажется некоторым чрезмерно либеральным. Во-первых, к Матиасу Русту применили те статьи Уголовного кодекса РСФСР, которые не были жесткими и не могли повлечь за собой таких серьезных мер как, скажем, смертная казнь. Во-вторых, все же четыре года лишения свободы за такой поступок государственного значения выглядели весьма странно, особенно по сравнению с тем, за что четыре года тогда давали рядовым советским гражданам.

Мягкость приговора Русту свидетельствовала о том, что никто и не собирался наказывать его серьезно. В былые времена, когда Советский Союз действительно был противником капиталистического Запада, Матиас Руст в лучшем случае получил бы лет десять в далеких северных лагерях, а в худшем был бы просто приговорен к расстрелу. Но в 1987 году ситуация изменилась. Возможно, что либеральная мера наказания Русту должна была продемонстрировать Западу дальнейшую готовность Советского Союза к «демократизации».

В начале августа 1988 года, менее чем через год после судебного процесса, Матиас Руст был амнистирован и благополучно уехал на родину. В предварительном заключении и в колонии молодой немец провел всего 14 месяцев. Фактически Михаил Горбачев великодушно простил Матиаса Руста за хлесткую пощечину Советскому Союзу и Советской Армии, нанесенную на глазах всего мира. Разумеется, за Матиаса Руста настойчиво просили «западные друзья» (к тому времени Москва уже смотрела на Запад широко открытыми глазами), к Михаилу Горбачеву мог обратиться лично канцлер ФРГ Гельмут Коль. Михаил Сергеевич, который через несколько лет благополучно отдал в состав ФРГ ГДР, отказать своему западногерманскому коллеге не смог.

Решение об освобождении Матиаса Руста было с восторгом воспринято как на Западе, где оно лишний раз подтвердило ослабление сверхдержавы и ее готовность отныне во всем уступать Западу, так и в самом Советском Союзе, благо антисоветские настроения в это время в обществе были уже весьма сильными, особенно среди «активной» части общества – столичной интеллигенции, молодых представителей номенклатуры. И полет Матиаса Руста, и мягкий приговор, и его скорое освобождение демонстрировали начало перемен в жизни Советского Союза и прекрасно укладывались в горбачевскую перестройку. Сначала простили Руста, затем позволили включить ГДР в состав ФРГ, свергнуть все просоветские режимы в Восточной Европе, а в конце концов – и развалить сам Советский Союз.

Кстати, жизнь Матиаса Руста после возвращения на родину в ФРГ складывалась весьма интересно. Некоторые поступки прекрасно характеризуют подлинный облик «посланца мира». Так, уже в ноябре 1989 года, по прошествии 15 месяцев после освобождения из советской колонии, Матиас Руст, который к тому времени проходил альтернативную службу в больнице в Риссене, стал ухаживать за медицинской сестрой. Он пригласил ее на свидание, а после того, как медсестра отказалась с ним пойти, ударил ее ножом. За это Матиаса Руста арестовали – уже «родные» немецкие власти. В 1991 году его приговорили к четырем годам лишения свободы – как раз такой же срок дали Русту и за приземление на Красной площади. Но уже через 15 месяцев Руст был освобожден из тюрьмы (и опять повторяется – в СССР его освободили через четырнадцать месяцев).

В 1997 году, через десять лет после своего полета, Руст, проживавший к тому времени в далекой Вест-Индии, в государстве Тринидад-и-Тобаго, принял индуизм и женился на местной девушке индийского происхождения. Затем он вернулся с молодой женой на родину, в ФРГ, но в 2001 году вновь попал в поле зрения полиции – на этот раз за кражу свитера в одном из супермаркетов. В середине 2000-х гг., спустя двадцать лет после своего полета, Матиас Руст утверждал, что хотел «навести мосты» между Западом и Востоком. Но о подлинной истории своего полета он до сих пор предпочитает молчать.

Случайно наткнулся на рассказ о смелом 19-летнем немце, который в 1987 году умудрился посадить самолет на Красной площади. Событие известное, все видели кадры с самолетом на площади, но как шла подготовка к полету и каким образом удалось Матиасу Русту добраться до Москвы, минуя ПВО СССР, знают немногие. История достойная фильма.

Пролет Руста в Москву в мае 1987 г. дал старт кампании по дискредитации Вооруженных сил

Когда немецкий летчик Maтиас Руст приземлился на Красной площади в мае 1987 г., это событие заставило усомниться многих непрофессионалов в совершенстве отечественной системы противовоздушной обороны. Об этом происшествии было написано много, но об истинных причинах, и как все это происходило вообще практически ничего не опубликовано.

Здесь уместно отметить и некоторые события, которые предшествовали этому полету.

В конце августа 1983 г. силами ПВО на Дальнем Востоке в районе острова Монерон был уничтожен южнокорейский "Боинг-747", нарушивший наше воздушное пространство на глубину до 500 км. Самолет не держал связи с землей, на действия истребителей вблизи кабины пилотов не реагировал. Кроме того, курс самолета пересекал области воздушного пространства, закрытые даже для полетов своей авиации.

Противодействие полету самолета проходило с соблюдением положений боевых документов и в строгом соответствии с международными правилами. (Заметим, что инцидент со сбитием южнокорейского самолета не первый.)

Пресса и телевидение, особенно зарубежные, открыли дискуссию, а иногда и просто истерию о правомочности действий сил ПВО по пресечению этого полета. С 1985 г. ветер демократических перемен еще больше раздувал эту тему. Однако конкретных предложений по корректировке боевых документов Министерством обороны сделано не было.

ОТКРЫТКИ С ВИДАМИ ХРАМОВ

И вот, 28 мая в 14.00 на воздушной трассе Хельсинки-Москва на высоте 600 м дежурное подразделение ПВО в районе эстонского городка Кохтла-Ярве обнаруживает малоразмерный самолет без сигнала опознавания "Я - свой", отсутствующий в заявке как разрешенный для входа в воздушное пространство Советского Союза. Так развивались события по пресечению незаконного входа в воздушное пространство СССР воздушного судна неизвестной государственной принадлежности, неизвестного типа и с неизвестными целями.

В целом ситуация напоминала дальневосточный вариант с южнокорейским "Боингом", но нельзя сбрасывать со счетов, что "монеронский синдром" еще оставался в силе, и все это происходило на одной из самых оживленных воздушных трасс, практически в центре Европы.

Уже потом материалы тщательного расследования подтвердят, что технический комплекс средств на всем протяжении маршрута полета Руста, а он составил около 1130 км, работал безупречно, и этот маленький самолетик наблюдался практически на всем маршруте. И лишь человеческий фактор и ряд невероятных, но трагических совпадений привели в конечном итоге к срыву выполнения боевой задачи дежурными силами ПВО, к серьезным кадровым перестановкам в Минобороны СССР и началу реорганизации системы ПВО.

На вопрос "Случайно ли 19-летний гражданин ФРГ Матиас Руст оказался в Москве?" можно однозначно ответить: "Нет, совсем не случайно".

Из материалов дела выяснилось, что молодой, но способный пилот увлекался полетами на предельную дальность на своем любимом, как он говорил, самолете "Цессна-172". Только в 1986 г. он несколько раз летал на Шетландские и Фарерские острова. Полеты над океаном вне видимости земли не считаются простыми. Опыт самолетовождения по приборам у Руста был приличный. В течение 1986 г. он тщательно изучал по карте местность, над которой предстояло лететь годом позже, собирал открытки с видами церквей и храмов в этом районе в качестве ориентиров. В мае 1987 г. Руст решил, что готов к задуманному перелету.

Из аэропорта Хельсинки он вылетел в 13.30 по московскому времени. В плане полета значился Стокгольм, это всего два часа на "Цессне-172". Через 20 минут Матиас Руст вышел на связь с диспетчером, доложил, что на борту все нормально и попрощался. После этого выключил все средства связи, кроме приемника бортового радиокомпаса, и направил самолет в Финский залив со снижением высоты до 200 м, после чего развернулся на 180 градусов и направился в точку, которая была заранее им определена и находилась точно на трассе, соединяющей Хельсинки и Москву. Органами контроля и управления воздушным движением Финляндии было зафиксировано изменение эшелона полета самолета Матиаса Руста и отклонение от установленного маршрута. Поскольку это создавало угрозу безопасности полетов в данном районе, диспетчер запросил (по радио) борт Руста. Попытки связаться с пилотом окончились неудачно.

Вскоре самолет Руста пропал на всех экранах радаров системы наблюдения в 40 км от береговой черты над водами Финского залива. Уже через 30 минут в район предполагаемого падения самолета были направлены поисковый вертолет и два патрульных катера, были обнаружены некоторые предметы и небольшое масляное пятно. Предположительно был сделан вывод, что самолет упал в воду и нужны были дополнительные силы и средства, чтобы достоверно в этом убедиться (спустя несколько месяцев служба спасения Финляндии выставит Русту к оплате счет в 120 тыс. долл. США за проведение поисково-спасательных работ на месте предполагаемой катастрофы).

Pycт тем временем осуществлял свой план достижения города Москвы. Погода в этот момент была облачной, с прояснениями, с нижним краем облаков 400-600 м, ветер западный, временами срывался моросящий дождь.

Около часа полета Руст строго выдерживал курс по радиомаяку, навигационная станция которого располагалась в районе Хельсинки. Далее весь полет осуществлялся по показаниям магнитного компаса и визуальным сличениям объектов, которые заранее были нанесены на карту. Главными ориентирами обозначены Чудское озеро, озеро Ильмень, озеро Селигер, железнодорожный путь РжевМосква. При таких протяженных ориентирах заблудиться просто трудно.

ПЕРЕПОЛОХ

Итак, информация об обнаружении неизвестного самолета поступила на автоматизированный командный пункт части в 14.10. Около 15 минут в условиях "монеронского синдрома" шли переговоры с гражданскими диспетчерами, что же это могло быть? К этому времени самолет находился уже у береговой черты. Три дежурных зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, наблюдали цель, но команды на уничтожение не получали, все ждали решения командующего ОА ПВО генерал-майора Кромина.

Когда выяснилось, что это не заявочный самолет, все подразделения армии были приведены в готовность и в воздух подняли пару дежурных истребителей с аэродрома Тапа для опознания объекта.

В 14.29 летчик, старший лейтенант Пучнин, доложил, что в разрыве облаков наблюдал спортивный самолет белого цвета, типа Як-12, с темной полосой вдоль фюзеляжа. Это было уже в районе города Гдов.

Снижение проходило на стыке зон обнаружения двух радиолокационных подразделений, и на период до 1 минуты на локаторах Руст не наблюдался. Однако трасса полета в автоматизированной системе оставалась устойчивой.

В 14.31 объект обнаруживается, но уже с курсом 90 градусов вместо 130. Он двигался теперь по трассе Гдов-Малая Вишера. Было принято решение, что обнаружен тот же объект. С КП армии даны указания уточнить параметры объекта и выдана команда на подъем еще пары дежурных истребителей для опознания его. Истребители вернулись ни с чем. По докладам пилотов на своих бортовых РЛС они ничего не обнаружили. Однако отметка устойчиво наблюдалась всеми наземными подразделениями. Были отмечены изменения параметров движения: скорость в пределах 80-85 км/ч (вместо 180-210 км/ч), высота 1000 м (вместо 600 м).

Профессионалам известно, что весной и летом при определенных климатических условиях, в атмосфере возникают устойчивые вихревые потоки, которые двигаются с потоками ветра, существуют достаточно долго и на экранах радаров отличить их от малоразмерного летательного аппарата очень сложно. В таких случаях нужны большой опыт и мастерство. В этот момент его, по-видимому, и не хватило для принятия правильного решения. Расчет обязан был обратить внимание, что в течение минуты высота объекта увеличилась почти вдвое, а скорость снизилась почти в три раза.

В 15.00 самолет Руста был уже в районе Пскова. Погода улучшилась, дождь прекратился, и Руст занял снова высоту 600 м как наиболее экономичную для этого типа самолета и продолжал полет.

В этом же районе шли учебные полеты одного из авиационных полков. В воздухе в разных зонах находилось от 7 до 12 самолетов. Одни взлетали, другие садились, так что количество их постоянно менялось.

РУСТ ЛЕГАЛИЗОВАН

В 15.00 в соответствии с графиком сменился кодовый номер системы госопознавания. Все наземные и воздушные средства и системы должны были выполнить эту операцию одновременно.

С истребителями это случилось не сразу. Увлекшись техникой пилотирования, не все молодые пилоты переключили необходимый тумблер вовремя, и сразу для системы ПВО они стали "чужими". Командир радиотехнической части, зная обстановку с неопознанным летательным аппаратом, приказывает оперативному дежурному системы, в зоне которой находились истребители, принудительно присвоить признак "Я - свой".

"Иначе же своих можем сбить", - разъясняет он свою позицию молодому офицеру. Тот, в свою очередь, объясняет, что это противоречит инструкции и документам. Офицер вышестоящего КП отстраняет от дежурства несговорчивого старшего лейтенанта и меняет его на молодого лейтенанта, который, не разобравшись в военной обстановке, выполнил приказ, присвоив признак "Я - свой" всем истребителям, находящимся в воздухе, заодно и самолету Матиаса Руста.

К 16.00, уже легализованный, Pycт пролетает озеро Селигер и попадает в зону ответственности другого соединения.

Средства слежения системы вновь подтвердили, что обнаружен самолет без сигнала "Я - свой". Снова анализ ситуации. Снова подъем дежурной пары истребителей. В условиях низкой облачности командиры не рискнули опускать истребители до высоты ниже 600 м, пробивая облака сверху вниз. Это было слишком опасно. Таким образом, визуально самолет Руста не был обнаружен.

За день до полета Руста в 40 км западнее города Торжок произошла авиакатастрофа одного из самолетов ВВС, здесь работала поисково-спасательная группа. Один из вертолетов в тот день и час выполнял роль связного ретранслятора, барражируя в этом районе. Решение было принято, что самолет без сигнала "Я - свой" и есть заявочный вертолет, который находился в зоне поисково-спасательных работ. Дважды легализованный Руст продолжал полет к Москве. До приземления оставалось менее двух часов.

Не разобравшись точно с неопознанной целью, генерал Кромин доложил о ней на КП Московского округа ПВО и Центральный командный пункт (ЦКП) Войск ПВО как о простом нарушителе режима полетов, то есть о вылетевшем без заявки советском легкомоторном самолете.

Оперативный дежурный ЦКП генерал-майор Мельников, не имея полной характеристики о самолете-нарушителе режима полета, не доложил о нем Главнокомандующему войсками ПВО главному маршалу авиации Колдунову, который находился в это время на своем рабочем месте. Первый заместитель начальника Главного штаба генерал-лейтенант Тимохин, остававшийся за начальника штаба, на доклад оперативного дежурного не отреагировал. Понадеявшись на то, что с самолетом-нарушителем разберутся сами в Московском округе, генерал Мельников дал команду снять эту цель с оповещения на ЦКП.

На командном пункте округа в это время шла напряженная боевая работа по контрольным целям, которой руководил первый заместитель командующего войсками округа генерал-лейтенант Бражников. Информации о "простом нарушителе режима полетов" он не придал значения.

В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ

Теперь обратимся к законодательной или юридической основе действий дежурных сил ПВО. Закон СССР о Государственной границе Союза ССР от ноября 1982 г. Статья 36 гласила: "Войска противовоздушной обороны, осуществляя охрану Государственной границы СССР... в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами, применяют оружие и боевую технику".

Пройдет 10 месяцев, и в соответствии с этим Законом 1 сентября 1983 г. будет сбит вторгшийся в воздушное пространство страны южнокорейский "Боинг". Факт его сбития некоторое время будет прятаться за словами "наблюдение за ним было потеряно". И только через неделю в Заявлении Советского правительства будет сообщено, что "истребитель-перехватчик выполнил приказ командного пункта в полном соответствии с Законом..."

Закон был, однако, приказом министра обороны СССР, которым он вводился в действие, разрешалось открывать огонь только по военным самолетам капиталистических стран. И то не всегда. В итоге, дойдя до частей и подразделений, приказ "вырос" до специальной инструкции в... 20 страниц. И уже согласно этому документу тот, кто принимал решение на применение или неприменение огня, мог сесть в тюрьму.

Если к этому добавить Чикагскую конвенцию, в соответствии с которой запрещен огонь на поражение по самолетам-нарушителям гражданской авиации, то можно представить, в каком положении находились все те, кто руководил дежурными силами ПВО в этот злополучный день.

ЦЕЛЬ - КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ

Между тем в 18.30 Матиаc Руст уже подошел к окраине Москвы, пересек Ходынку и направился прямо к Кремлю. Погода в Москве была по-весеннему теплой, безветренной и малооблачной.

В замыслы Pyстa входило посадить самолет прямо в Кремле. Но, убедившись с высоты 60 м, что там нет пригодной площадки, он принимает решение приземлиться на Красной площади, размеры которой позволяли это сделать.

С левым разворотом и снижением Руст заходит на посадку между Спасской башней Кремля и собором Василия Блаженного. Однако это не удалось сделать из-за множества людей на площади. Он делает вторую попытку, резко набрав высоту и разворачиваясь над гостиницей "Россия". Также снизившись, включив навигационные огни и покачивая крыльями, Руст рассчитывал, что прохожие поймут его намерения и освободят диагональ площади для осуществления посадки. Однако этого не случилось.

Сделав еще один разворот над гостиницей "Россия", Руст тем не менее успел по секундомеру засечь режим работы светофора на Большом Москворецком мосту. Начав снижение над улицей Большая Ордынка, Руст очень точно рассчитал траекторию снижения своего самолета. И, как только загорелся красный свет светофора у начала моста, самолет, едва не задевая шасси крыши автомобилей, коснулся колесами покрытия моста. Этой дистанции было достаточно, чтобы, погасив скорость, подрулить к собору и заглушить двигатель. Часы на Спасской башне Кремля показывали 19 часов 10 минут, но это был далеко еще не вечер.

РАЗБОР ПОЛЕТА

Пролет Руста дал повод обрушиться с тяжелыми обвинениями не только на Войска ПВО, но и на Вооруженные силы. 30 мая состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, которое закончилось освобождением от должности министра обороны маршала Советского Союза Сергея Соколова и Главнокомандующего войсками ПВО главного маршала авиации Александра Колдунова.

К 10 июня в Войсках ПВО было привлечено к ответственности 34 офицера и генерала. Маховик наказаний продолжал раскручиваться. Многих снимали с занимаемых должностей, исключали из КПСС, увольняли из Вооруженных сил, отдавали под суд. Наносился удар по престижу ВС. Фактически было заменено все руководство Министерства обороны до командующих военными округами включительно. Создавалось впечатление, что были какие-то круги в стране, заинтересованные в подрыве доверия у народа к своим Вооруженным силам. Об этом свидетельствовало нежелание разобраться в том, что система ПВО страны создавалась для борьбы не с любыми средствами, способными летать в наше воздушное пространство, а прежде всего для отражения нападения с воздуха и космоса боевых самолетов, крылатых ракет и других беспилотных средств, представляющих опасность для объектов страны, что никакая ПВО любого государства в мирное время не может противостоять воздушным хулиганам, преднамеренно нарушающим воздушное пространство, тем более на летательных аппаратах спортивного типа на малых и предельно малых высотах. Такая задача непосильна государству с экономической точки зрения, а тем более для страны, имеющей протяженность границ более 60 тыс. км.

УДАР ПО ПРЕСТИЖУ

В данном случае пролет Руста до Москвы носил явно провокационный характер. Полет заблаговременно планировался, о чем свидетельствует выбор опытного летчика, его программа целеустремленной подготовки по приборам на максимальную дальность, тщательное изучение особенностей предстоящего маршрута над территорией СССР.

Можно только предполагать, кто стоял за этой провокацией. Расчет нанесения удара по престижу Вооруженных сил СССР, их руководству, в центре которых оказались Войска ПВО, был точен. И тем не менее властные структуры, начиная с Политбюро, создали вокруг проблемы пролета Руста ажиотаж государственного масштаба. Тем самым был сбит с толка свой народ, подорван престиж Вооруженных сил.

Выходит, что наш потенциальный враг нанес серьезное поражение обороноспособности СССР руками "собственного" Политбюро ЦК КПСС. Руст положил начало падению престижа службы в Вооруженных силах, которое продолжается до наших дней. О лучшем не надо было и мечтать.

На Западе смаковали пролет Руста к Москве. В журнале "Штерн" восхвалялся его "подвиг", прорвавшего сильнейшую систему ПВО из ста стартовых комплексов ракет "земля-воздух", 6 авиаполков с 240 истребителями-перехватчиками и т.д. В статье извещалось, что через 48 часов лишился своего поста главком ПВО Александр Колдунов, сбивший во Второй мировой войне 46 немецких самолетов, что случай с Рустом дал Михаилу Горбачеву повод сместить с поста министра обороны 75-летнего маршала Сергея Соколова...

Подмечалось и то, что 1 мая на трибуне Мавзолея было лишь пятеро военных вместо пятнадцати. Расчет авантюрного пролета Руста подтвердился. Расправляться со своими мы умели.

4 августа был прощен Руст, осужденный к четырем годам лишения свободы. В интервью корреспонденту "Известий" член коллегии Прокуратуры СССР Андреев, всячески принижая тяжесть вины преступника, сведя "проказу" Руста к злостному хулиганству, рисовал картину, в каких благодатных условиях содержался в колонии Руст. Зато наши командиры были наказаны со всей для данного случая неоправданной жестокостью. Их никто и не думал реабилитировать.

Здесь нелишне напомнить, как в подобных случаях поступали в других странах. 12 сентября 1954 г. самолет типа "Цессна" произвел посадку у Белого дома в Вашингтоне, рядом с резиденцией президента. Самолет разбился от столкновения с деревом вблизи здания. Летчик погиб.

В скором времени после посадки Руста несколько ночей подряд совершал несанкционированные полеты над Парижем легкомоторный самолет, отвлекая на себя известные силы и средства для пресечения полетов.

Но ни в США, ни во Франции, за эти полеты не были сняты министры обороны, а тем более не была затронута честь всех вооруженных сил. Там обошлись более здраво. Прежде всего усилили радиолокационную службу, ввели срочно в боевой строй более совершенные технические средства, ускорили прохождение оперативной информации.

Посадка Руста в Москве в свое время обернулась большой трагедией для Войск ПВО в условиях, когда противовоздушная оборона полностью отвечала требованиям времени. Теперь попробуем представить аналогичный пролет в наше время, когда система ПВО в отношении основных ее средств значительно ослаблена в силу реализации т.н. принципа "разумной достаточности". Сегодня такой "Руст" может беспрепятственно пролететь практически в любом месте и в любое время. Есть над чем подумать.


3 августа 1988 г. из советской тюрьмы был досрочно выпущен необычный заключенный. Им был германский пилот-любитель Матиас Руст, за год до этого прославившийся на весь мир тем, что посадил самолет на Красной площади. Тогда это событие наделало много шума: как 19-летнему парню удалось дискредитировать советскую систему ПВО, зачем ему понадобилось совершать этот безумный поступок, и какое наказание понес храбрец?


Немецкий пилот-любитель Матиас Руст

Однажды, 18-летний Матиас Руст смотрел телевизор, в новостях говорили о том, что переговоры между американским и советским правительством в Рейкьявике зашли в тупик. Молодой человек решил, что должен помочь СССР и Западу наладить отношения. По крайней мере, так он объяснял мотивы своего поступка на суде: «Я думал, что могу воспользоваться самолетом для того, чтобы построить воображаемый мост между Западом и Востоком, чтобы показать, как много людей в Европе хотят улучшить отношения с СССР».

Карта-схема полета Руста

На тот момент, у Матиаса Руста были права на управление самолетом, и он уже провел в воздухе около 50 часов. 13 мая 1987 г. он сообщил родителям о том, что намеревается отправиться на самолете по Северной Европе для того, чтобы налетать необходимое количество часов для получения прав профессионального летчика. 25 мая Матиас прибыл в Хельсинки, 28 мая сказал диспетчерам, что направляется в Стокгольм. Но Руст двигался в неправильном направлении, а позже, вообще, исчез с радаров.

В районе финского побережья тут же началась поисково-спасательная операция. На поверхности моря было замечено большое масляное пятно, и тогда возникло предположение о том, что самолет потерпел крушение. Пока пилота искали в море, он пересек советскую границу над Эстонией. Конечно, радары тут же его засекли, и в скором времени рядом с ним оказался истребитель «МиГ». Некоторое время он его сопровождал, но приказа о дальнейших действиях не поступило, и «МиГ» вскоре скрылся.

*Миссия мира* или провокация?

Дело в том, что в 1984 г. советские военные сбили пассажирский самолет Южной Кореи, который нарушил воздушное пространство СССР. В результате погибли люди, и после этого стрелять по гражданским и спортивным самолетам было запрещено. Когда Матиас пролетал в районе Пскова, местный авиаполк проводил учебные полеты. Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку. В 15:00 все летчики должны были одновременно сменить код, но по неопытности многие этого не сделали. Из-за возникшей неразберихи всем воздушным судам присвоили признак «я-свой», в том числе и самолету Руста, оказавшемуся среди них. Когда же он пролетал над Торжком, там проводили спасательные работы после авиакатастрофы, и самолет Руста приняли за советский поисковый вертолет.

Самолет Матиаса Руста на Красной площади

Вечером 28 мая немецкий самолет «Cessna» приземлился на Большом Москворецком мосту и доехал до Собора Василия Блаженного. Летчик выбрался из кабины и принялся раздавать автографы удивленным прохожим и туристам. Его арестовали через несколько минут. Наутро все газеты сообщили сенсацию: «Страна в шоке! Немецкий пилот-спортсмен обесславил серьезный громадный оборонный арсенал СССР в День пограничника».

*Миссия мира* или провокация?

Версий о причинах поступка Матиаса было несколько: пытался выиграть пари, хотел произвести впечатление на любимую девушку, выполнял задание иностранных спецслужб, совершил эффектный маркетинговый ход в поддержку отцовского бизнеса – тот продавал самолеты «Cessna» в Западной Европе, и новость о том, что это – единственный самолет, победивший советскую систему ПВО, могла способствовать оживлению спроса.

Самолет Матиаса Руста на Красной площади

Матиаса Руста арестовали и судили за хулиганство и незаконное пересечение границы. Его приговорили к 4-м годам лишения свободы, но через год освободили досрочно. Своих должностей лишились глава войск ПВО, министр обороны и около 300 офицеров. А в народе Красную площадь стали называть «Шереметьево-3» и сочинять анекдоты на эту тему.

Матиас Руст в зале суда

По возвращении на родину, Руст был лишен прав пилотирования, как человек «психически неуравновешенный». Вскоре, он снова угодил за решетку: работая в больнице медбратом, он кинулся с ножом на медсестру, ответившую отказом на его ухаживания. В 2001 г. его снова судили – на этот раз за кражу пуловера. Видимо, его, действительно, нельзя было назвать психически стабильным.

Матиас Руст

«Миссию мира» Руста до сих пор ставят под сомнение: слишком много неувязок и масштабных последствий: в советской армии после этого провели массовые чистки – как будто ждали подходящего повода. Поэтому, многие называют полет Руста тщательно спланированной провокацией, каких было немало в тот период

28 мая в Советском Союзе отмечался День пограничника. В 1987 году этот праздник у советских пограничников оказался безнадёжно испорчен — в центре Москвы, у храма Василия Блаженного, приземлился иностранный самолёт.

Легкомоторный самолёт «Сессна-172», пилотируемый 18-летним немцем Матиасом Рустом , на историю Советского Союза оказал огромное влияние.

Посадка на Красной площади стала поводом для отставки министра обороны Сергея Соколова и главкома ПВО Александра Колдунова, являвшихся противниками политики Михаила Горбачёва , а также для масштабной «чистки» в рядах советских военных, которая, по мнению иностранных экспертов, была сопоставима лишь с «чисткой» времён «большого террора» конца 1930-х.

Даже 28 лет спустя нет единого мнения о том, являлся ли полёт Руста выходкой юнца-одиночки или тщательно продуманной операцией спецслужб.

Сам Руст и спустя годы настаивал — это была миссия мира. Вдохновлённый потеплением в отношениях между Западом и Востоком, молодой человек решил построить «воздушный мост», прилетев в Москву и приземлившись в самом центре Страны Советов.

Пропавший над Балтикой

Лицензию пилота Руст получил в 1986 году в аэроклубе Гамбурга. В том же аэроклубе в мае 1987 года немец арендовал «Сессну-172», а также получил подробные карты, необходимые для перелёта. Как утверждает Руст, о своих истинных намерениях он никого не информировал.

Стартовав 13 мая из аэропорта города Итерзен, Руст через Шетландские острова и Фареры 15 мая добрался до Исландии. 22 мая немец вылетел в норвежский Берген, оттуда 25 мая — в финский Хельсинки.

В столице Финляндии он принял окончательно решение лететь в Москву.

Утром 28 мая, заправив «Сессну», Руст вылетел с аэродрома, заявив в качестве цели Стокгольм. Сотрудники аэродрома обратили внимание, что «Сессна» не просто заправлена под завязку, но в салоне также установлены дополнительные топливные баки. Полёт в Стокгольм явно не требовал такого количества горючего. Тем не менее Русту разрешили вылет.

«Сессна» взлетела в 12:21, и через двадцать минут самолёт вышел из зоны управления аэропорта. Руст прекратил связь с диспетчерской службой, развернулся к береговой линии Балтийского моря и примерно в 13:00 исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо.

Исчезновение «Сессны» финские диспетчеры расценили как возможную аварию, подняв по тревоге спасательные службы.

«Сессну» вели от самой границы

Спасатели обнаружили в море маслянистое пятно, которое позволяло сделать вывод — произошла катастрофа. Откуда взялось пятно, не ясно и по сей день. Впоследствии, когда стало известно, куда на самом деле улетел самолёт Руста, финны выставили ему счёт на 100 тысяч долларов за работу спасателей. Правда, когда в мире поднялся большой шум вокруг полёта, иск отозвали.

«Сессна» Матиаса Руста в этот момент пересекла советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взяла курс на Москву. Пилот ориентировался по магнитному компасу и заранее намеченным объектам — Чудскому озеру, озеру Ильмень, озеру Селигер, железнодорожной ветке Ржев - Москва.

Сразу после полёта Руста появился устойчивый миф о том, что военные, отмечавшие День пограничника, самолёт-нарушитель, что называется, «прохлопали». На самом деле это не так.

В 14:10 «Сессна» была обнаружена радиотехническими средствами подразделений ПВО. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, но команды на уничтожение они не получили.

Позднее самолёт Руста также был визуально обнаружен в районе города Гдов советскими истребителями, которые определили его как «спортивный самолёт типа Як-12».

«Сессна» шла на малой высоте и низкой скорости, и сопровождать легкомоторный самолёт истребители были не в состоянии. Поэтому, облетев вокруг нарушителя, они вернулись на базу.

Сбивать — нельзя, посадить — не получается

Прочно закрепившаяся у многих картина беспомощности советских военных перед Матиасом Рустом совершенно неверна. Действительно, система противовоздушной обороны выстраивается с прицелом на куда более серьёзные и опасные цели, чем легкомоторный самолёт.

Тем не менее «Сессну» засекли и могли уничтожить. Однако распоряжения на подобные действия из Москвы не поступило.

В первую очередь, потому, что над СССР довлела история с уничтожением 1 сентября 1983 года пассажирского южнокорейского «Боинга». И хотя в той истории, по большому счёту, за советской стороной не было никакой вины, в Кремле ни в коем случае не хотели повторения подобного инцидента.

К тому же доклад лётчиков подтверждал — речь идёт о легкомоторном гражданском самолёте, а сбивать гражданские самолёты советские военные не имели права. Собственно, так же было и в случае с южнокорейским «Боингом», поскольку он был ошибочно опознан как американский самолёт-разведчик.

Конвенция о международной авиации, также известная как «Чикагская конвенция», предписывает при нарушении воздушного пространства стран легкомоторными спортивными самолётами не сбивать их, а принуждать к посадке. Посадить Руста при помощи боевых истребителей не представлялось возможным по описанным выше причинам, а другого способа военные оперативно не нашли.

Мост имени Руста

Таким образом, «Сессна» в 18:30 благополучно долетела до Москвы. Как рассказывал сам Руст, он хотел сесть в Кремле или на Красной площади, так как других мест в Москве просто не знал. Но в Кремле для посадки не было условий, а на Красной площади было много людей.

В итоге пилот, зайдя со стороны Большой Ордынки, сел на Большой Москворецкий мост, который с полным основанием можно с той поры именовать Рустов мост, и накатом доехал до храма Василия Блаженного.

Вокруг самолёта скопились любопытные. Руст выбрался из кабины, стал общаться с людьми. Среди москвичей и гостей столицы нашёлся школьник с отличным знанием иностранного языка, который и служил переводчиком. У немецкого пилота стали брать автографы.

Удивительно, но в первые минуты среди тех, кто окружил Руста, не было сотрудников спецслужб. Лишь дежурный милиционер поинтересовался наличием у лётчика визы и, узнав, что её нет, оставил немца в покое.

Пока Матиас Руст рассказывал москвичам о своём желании поговорить с Горбачёвым, появились военные, которые оцепили самолёт, однако жёстких действий не предпринимали. Лишь около 20:00 трое людей в штатском предложили Русту пройти для дачи объяснений.

Позднее лётчик рассказывал, что допрашивали его где-то неподалёку от Красной площади. Это неудивительно — москвичи знают, что комплекс зданий Комитета государственной безопасности находится от Кремля в пешей доступности.

Лефортовское гостеприимство

Общались с Рустом вежливо, интересовались, кто организовывал полёт и какие у него были цели. Немец настаивал — он за мир и дружбу, прилетел высказать свою поддержку Горбачёву.

Горбачёва он действительно поддержал — благодаря его полёту советский лидер нанёс мощный удар по позициям военных, критически оценивавших проводимую им политику.

Но встречаться с Рустом Горбачёв не захотел. Не оправдались и надежды немца на то, что его пожурят и отпустят. Ему предъявили обвинение в хулиганстве, нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении границы. 4 сентября 1987 года Матиас Руст был приговорён к 4 годам лишения свободы.

На самом деле в следственном изоляторе «Лефортово» Руст провёл всего 432 дня. Хотя относились к нему корректно, немец пребывал в подавленном состоянии. И напрасно — советская тюрьма выглядела куда более приятной альтернативой, нежели ракета «земля-воздух», которая вполне могла «навестить» Руста во время полёта.

Летом 1988 года знаменитый глава МИД СССР, а в ту пору председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко подписал указ об амнистии Руста. 3 августа 1988 года лётчик вернулся в ФРГ, где на какое-то время стал весьма популярной личностью.

Открытое заседание судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР по делу гражданина ФРГ Матиаса Руста, 19-летнего лётчика-любителя, который обвиняется в нарушении правил международных полётов и в злостном хулиганстве. Фото: РИА Новости / Юрий Абрамочкин

«Это был безответственный поступок»

Впрочем, продолжалось это не слишком долго. О Русте снова вспомнили осенью 1989 года, когда он попал под суд уже в Германии. Он проходил альтернативную службу в госпитале, где ударил ножом медсестру, не разделившую его любовных чувств. В 1991 году немецкий суд приговорил Матиаса Руста к 4 годам — то есть к такому же сроку, как и ранее суд советский. Как и в СССР, в Германии к нему проявили снисхождение, выпустив на свободу после 15 месяцев заключения.

Затем Руст путешествовал по миру, женился на индианке, обращался в индуизм, разочаровывался и в жене, и в религии, возвращался домой, где снова оказался под судом — в 2001 году его поймали на краже свитера в универмаге.

Кажется, что воспоминания о полёте в Москву стали для него главным делом жизни. Он охотно встречается с журналистами, рассказывая о нём, к его 25-летию в 2012 году даже выпустил мемуары.

Тогда же, в 2012 году, журнал «Штерн» опубликовал мнение 44-летнего Матиаса Руста о своём поступке, совершённом в мае 1987 года: «Сейчас я смотрю на произошедшее совершенно по-другому. Я точно не стал бы повторять это и назвал бы свои тогдашние планы нереализуемыми. Это был безответственный поступок».