Все о тюнинге авто

Сказка о потерянном времени главные. Анализ «Сказки о потерянном времени» Шварца

Евгений Шварц

Жил-был мальчик, по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

– Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею».

И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:

– Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!

А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

– Кто меня зовет?

– Это я. Петя Зубов, – отвечает мальчик.

– А я и сам удивляюсь, – отвечает Петя. – Вдруг охрип ни с того ни с сего.

Вышла тетя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю, да как вскрикнет:

Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:

– Тетя Наташа, что с вами?

– Как что? – отвечает тетя Наташа. – Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

– Какой же я дедушка? – спрашивает мальчик. – Я – Петя, ученик третьего класса.

– Да вы посмотрите в зеркало! – говорит тетя Наташа.

Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросла у него седая окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.

Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.

Крикнул он басом:

– Мама! – и выбежал прочь из школы.

Бежит он и думает:

«Ну уж если и мама меня не узнает, тогда все пропало».

Прибежал Петя домой и позвонил три раза.

Мама открыла ему дверь.

Смотрит она на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.

– Вам кого, дедушка? – спросила мама наконец.

– Ты меня не узнаешь? – прошептал Петя.

– Простите – нет, – ответила мама.

Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят.

Идет он и думает:

– Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик!
Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?

Так Петя думал и шагал, шагал и думал, и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шел он по лесу, пока не стемнело.

«Хорошо бы отдохнуть», – подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за елками, белеет какой-то домик. Вошел Петя в домик – хозяев нет. Стоит посреди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа. Вокруг стола – четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено.

Лег Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утер слезы бородой и уснул.
Просыпается Петя – в комнате светло, керосиновая лампа горит под стеклом. А вокруг стола сидят ребята – два мальчика и две девочки. Большие окованные медью счеты лежат перед ними. Рабята считают и бормочут.

– Два года, да еще пять, да еще семь, да еще три… Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна, а это ваши, Пантелей Захарович.

Что это за ребята? Почему они такие хмурые? Почему кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие старики? Почему называют друг друга по имени-отчеству? Зачем собрались они ночью здесь, в одинокой лесной избушке?

Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что услышал он.

Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, – забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками.

Как быть?

Что делать?

Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?

Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать счеты в стол, но Сергей Владимирович, главный из них, – не позволил. Взял он счеты и подошел к ходикам. Покрутил стрелки, подергал гири, послушал, как тикает маятник, и опять защелкал на счетах. Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали ходики полночь. Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки и еще раз проверил, сколько получилось у него.

Потом подозвал он волшебников к себе и заговорил негромко:

– Господа волшебники! Знайте – ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, еще могут помолодеть.

– Как?– воскликнули волшебники.

– Сейчас скажу, – ответил Сергей Владимирович.

Он вышел на цыпочках из домика, обошел его кругом, вернулся, запер дверь на задвижку и поворошил сено палкой.

Петя Зубов замер, как мышка.

Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не увидел Пети. Подозвал он остальных волшебников к себе поближе и заговорил негромко:

– К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.
Помолчали волшебники. Потом Ольга Капитоновна сказала:

– Откуда им все это узнать?

А Пантелей Захарович проворчал:

– Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.

А Марфа Васильевна пробормотала:

– Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются.

– Так-то оно так, – ответил Сергей Владимирович. – А все-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки – нам тогда и с места не сдвинуться. Ну, а пока нечего время терять, – идем на работу.

И волшебники, спрятав счеты в стол, побежали, как дети, но при этом кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики.

Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков школьников.

Город еще не проснулся. Темно было в окнах, пусто на улицах, только милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи. И увидел наконец Петя Зубов – идет не спеша по улице старушка с большой корзинкой.

Подбежал к ней Петя Зубов и спрашивает:

– Скажите, пожалуйста, бабушка, – вы не школьница?

– Что, что? – спросила старушка сурово.

– Вы не третьеклассница? – прошептал Петя робко.

А старушка как застучит на Петю ногами да как замахнется на Петю корзинкой. Еле Петя ноги унес. Отдышался он немного – дальше пошел. А город уже совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу. Дворники счищают снег, посыпают панель песком, чтобы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром. Сколько раз видел все это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не успеть, опоздать, отстать.

Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно – настоящие, не третьеклассники.

Вот старик с портфелем. Наверное, учитель. Вот старик с ведром и кистью – это маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине старик – начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не терял времени понапрасну.

Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых детей, – нет, как нет. Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен.

Ровно в полдень зашел Петя в маленький скверик и сел на скамеечку отдохнуть.

И вдруг вскочил.

Увидел он – сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.

Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.

– Подожду! – сказал он сам себе.– Посмотрю, что она дальше делать будет.

А старушка перестала вдруг плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из одного кармана газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету, – Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! – и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.

Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидала в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.
Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтерла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трешки.

Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:

– Бабушка! Честное слово, вы школьница!

Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:

– Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?

Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.

Бросились Петя и Маруся к ней.

– Бабушка! Вы школьница?

– Школьница, – отвечает старушка. – Ученица третьего класса, Наденька Соколова. А вы кто такие?

Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали искать последнего своего товарища.

Но он как сквозь землю провалился. Куда только ни заходили старики – и во дворы, и в сады, и в детские кино, и в Дом Занимательной Науки – пропал мальчик, да и только.

А время идет. Уже стало темнеть. Уже в нижних этажах домов зажегся свет. Кончается день. Что делать?
Неужели все пропало?

Вдруг Маруся закричала:

– Смотрите! Смотрите!

Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на «колбасе» висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!

Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажегся на перекрестке красный огонь, остановился трамвай.

Схватили ребята «колбасника» за полы, оторвали от «колбасы».

– Ты школьник? – спрашивают.

– А как же? – отвечает он. – Ученик второго класса, Зайцев Вася. А вам чего?

Рассказали ему ребята, кто они такие.

Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.

Какие-то школьники ехали в том же трамвае. Встали они, уступают нашим старикам место.

– Садитесь, пожалуйста, дедушки, бабушки.

Смутились старики, покраснели и отказались.

А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают:

– Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте.

Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики – и в чащу бегом.

Но тут ждала их новая беда. Заблудились они в лесу.

Наступила ночь, темная, темная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят.

– Ах, время, время! – говорит Петя. – Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику – боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.

Совсем выбились из сил старички. Но, на их счастье, подул ветер, очистилось небо от туч и засияла на небе полная луна.

Влез Петя Зубов на березу и увидел – вон он, домик, в двух шагах белеют его стены, светятся окна среди густых елок.

Спустился Петя вниз и шепнул товарищам:

– Тише! Ни слова! За мной!

Поползли ребята по снегу к домику. Заглянули осторожно в окно.

Ходики показывают без пяти минут двенадцать. Волшебники лежат на сене, берегут украденное время.

– Они спят! – сказала Маруся.

– Тише! – прошептал Петя.

Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и – раз, два, три – закрутил их обратно, справа налево.

С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щеки.

– Поднимите меня, – закричал Петя. – Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!

Подняли товарищи Петю на руки. На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Все ближе пригибало их к земле, все ниже становились они. И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их не было на свете.

Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.

Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Каждому учителю не раз приходилось слышать от своих бывших учеников (особенно тех, кто учился кое-как): «Эх, если б я раньше за ум взялся и времени не терял, мне бы не пришлось начинать всё с нуля, — я бы уже далеко был … »

Да, понимание того, что всё надо успевать делать в отведённое для этого время, приходит, к сожалению, не сразу. Умению ценить время,
тратить его с умом нужно учить с детства. Особенно это необходимо младшим подросткам, которым кажется, что жизнь — это череда игр,
развлечений и удовольствий. Нотациями мало чего добьёшься, а вот художественное произведение заставит задуматься и, может быть,
изменить отношение к собственной жизни.

Таким произведением стала для моих пятиклассников «Сказка о потерянном времени» Евгения Шварца. Предварительно школьникам даётся задание найти в толковых словарях определение слова «время», подобрать пословицы и поговорки, связанные с этим понятием, а также посчитать, сколько времени в день ребята тратят на пустяки, где они теряют минуты, часы (предлагается обратить внимание на утренние подьёмы, сборы в школу, домашние дела, игры, просмотр телепередач, разговоры по телефону, приготовление уроков и т. п.).

Подсчитанное время нужно умножить на 365 дней и получить в итоге количество потерянного за год времени. Начинаем урок с определения понятия времени. Что же такое время?

Ребята читают те определения, которые они выбрали из словарей. Должна сказать, что многие из них довольно абстрактны и дети не до конца понимают их: ведь в силу возраста их абстрактное мышление ещё недостаточно развито. Поэтому несколько скорректируем подобранные ими определения соответственно их возрасту.

Время — это продолжительность существования (бытия) чего-либо или кого-либо на земле, и для каждого существа (человека, животного, растения и т. п.) или предмета оно ограничивается определёнными рамками, которые мы называем возрастом, сроком; за ними наступает небытие, то есть кто-то или что- то перестаёт быть.

Какими единицами измеряется продолжительность бытия — возраст, срок? (Секундами, минутами, часами, днями, ночами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками, эпохами и т. п.)

А чем конкретно измеряется человеческая жизнь? Только годами? Может быть, её можно измерить чем-то ещё с учётом того, куда и на
что тратились годы жизни?

Поразмыслив, дети приходят к выводу, что человеческую жизнь можно измерить тем временем, которое было потрачено на добрые и полезные дела (или, наоборот, на пустяки). И чем больше времени было употреблено на добро, тем длиннее и содержательней оказывается
жизнь. Мало того, она не заканчивается со смертью человека, а продолжается в доброй памяти о нём. Соответственно, время, потраченное
впустую, делает жизнь человека короче, и некому потом вспоминать о бездельнике и эгоисте …

А какие ещё понятия связывают время с жизнью каждого человека? (Возраст, детство, юность, молодость, зрелость, старость.)
Как вы думаете, какой из этих периодов в жизни человека самый важный? Почему вы так считаете?

Большинство ребят считает, что самый важный период в жизни человека — детство, потому что в детстве складывается представление о
мире, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», формируется характер, ребёнок учится общаться с людьми, что-то делать самостоятельно. Всё, что он возьмёт из детства, он принесёт с собой во взрослую жизнь; и если чему-то не научился в своё время, что-то упустил, ему придётся нелегко и понадобится много времени, чтобы наверстать упущенное в детстве. Не зря говорят: всё начинается с детства …

Учитель обобщает высказывания ребят и подчёркивает, что это как раз тот период, в котором они сейчас живут. Да, он самый ответственный и важный в жизни любого человека, но именно он пролетает быстрее всего. Как вы думаете, почему?

Детство — прекрасная пора, если она не омрачена какими- то обстоятельствами или событиями; это беззаботное время, когда дети
больше играют, многое за них решают взрослые, которые стремятся сделать детство своих детей ярким, радостным, полным впечатлений.
Порой это приучает детей к мысли, что вся жизнь должна состоять только из развлечений, которые кто-то им обязан устраивать, поэтому
они не задумываются о том, куда тратят своё время и каковы последствия этого.

А теперь давайте обратимся к вашей домашней «задачке». Итак, сколько потерянного времени вы насчитали? Задумайтесь, чем это
может обернуться.

Ещё перед уроком я наблюдала, как дети обменивались своими результатами, хвастались, у кого цифры получились больше, по-видимому, не задумываясь над сутью своих подсчётов. А в среднем у них вышло больше 40 дней в год, у кого-то чуть меньше, у кого-то больше. Один мальчик насчитал, что он таким образом может потерять 10 лет жизни! .. Когда подсчёты были доведены до логического конца, ребята в самом деле задумались и даже как-то растерялись от неожиданности при мысли, что из минут, потраченных на всякую чепуху, складываются недели, месяцы и годы …

Писатель Евгений Шварц тоже задумался об этом и написал «Сказку о потерянном времени». Сказка читается вслух учителем. Пятиклассники слушают её с интересом, несмотря на то что некоторым она уже знакома. После прочтения спросим:

Как вы думаете, если бы вы жили в сказочном мире, могла бы с вами приключиться подобная история?

Интересно, что в одном классе дети, заулыбавшись, почти хором ответили: «Да!», некоторые с уверенностью утверждали: «Со мной
точно могла произойти!» В другом классе большинство ребят убеждено в обратном: с ними такого произойти не может, потому что у них
всё время распланировано по минутам. В самом деле, многие дети посещают кроме общеобразовательной спортивные, художественные, музыкальные школы, занимаются в кружках.

Одна девочка призналась: «Папа всегда следит, чтоб у меня не было свободного времени. Стоит мне только что-нибудь закончить делать, он мне сразу придумывает новое занятие». Конечно, у многих детей график жизни очень плотный, и они даже отдыхать толком не успевают. Рационально ли так строить жизнь ребёнка — это уже дело родителей, но им стоит задуматься о том, не отнимают ли они у своего сына или дочери время, предназначенное для здорового отдыха. Сами дети не всегда
объективны в оценке своего рационально или нерационально потраченного времени. Сказка Шварца помогает им найти ориентиры.

Почему главный герой сказки Петя Зубов постоянно отставал от своих товарищей? На что он рассчитывал? Петя ленился и всё откладывал на потом:

«Успею! — говорил он в конце первой четверти. — Во второй я вас всех догоню!» А приходила вторая — он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею». Петя рассчитывал на то, что у него полно
времени и он когда-то догонит своих одноклассников.

Почему мальчик вдруг состарился уже в третьем классе?

В сказке Шварца злые волшебники стерегут даром потраченное ребятами время и с его помощью возвращают себе молодость и
продлевают жизнь. Здесь можно показать начало мультфильма «Сказка о потерянном времени», где звучит песенка злых волшебников на слова Юнны Мориц в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных, предварив просмотр заданием найти в песне ключевые слова и объяснить их.

Кое-где кое-кто с кой-каким портфелем
Шёл однажды кое-как в кой-какую школу,
Шёл однажды кое-как и ловил ворон,
А за ним — тик-так, тик-так — времени вагон!



Об этом мы не скажем никому!

И пока ловил ворон кое-кто с портфелем,
Кое с чем украл вагон кое-кто с бородкой,
А бородку- то ему дал на память он,
Чтобы было кой-кому чем ловить ворон!
А мы всё время убиваем время,
Проматываем, прожигаем время.
А где берём всё время это время —
Об этом мы не скажем никому!

Песенка нравится ребятам, вызывают улыбку и старички с залихватскими манерами, с рогатками и седыми хвостиками. Дети без труда выделяют ключевые слова:

«А мы всё время убиваем время … » Убивать время — значит тратить его попусту, значит укорачивать свою жизнь. И кто же убивает его?
В песенке это делают злые волшебники, но ведь берут они то время, которое попусту тратят беззаботные и ленивые дети, то есть
тоже убивают его, отрывают от своей жизни, становятся по глупости и легкомыслию убийцами собственной жизни. Вдумайтесь в это!
Не кто-то, не обстоятельства, не болезни, а сами дети делают свою жизнь короче … Что может быть страшнее?!.

Почему злые волшебники так легко «проматывают» время? (Потому что оно краденное у таких лентяев, как Петя.)

Как почувствовал себя Петя став стариком? О чём он больше всего жалеет? Пете стало очень плохо, он почувствовал себя одиноким, никому не нужным, совершенно беспомощным, потому что он ничего не умеет и не знает: «Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей … И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики — те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже пенсии не дадут — ведь я всего только три года работал. Да и как работал — на двойки да на тройки. Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?» Больше всего Петя сожалеет, что ничему не научился.

Что же заставило Петю изменить отношение ко времени? Каким стало это отношение и как выразилось в действиях героя?
Забредя в лес, Петя оказался перед домиком, где жили злые волшебники. Из их разговора он узнал, куда девается попусту потраченное
время, понял, почему он стал стариком, а ещё он услышал рецепт своего спасения и понял, что нельзя терять ни минуты. Поэтому, когда
злые волшебники ушли, он отправился на поиски других ребят -стариков: « … не теряя напрасно времени … побежал, помчался в город искать стариков-школьников». Он знает, что если не успеет их найти и привести в дом волшебников, то не вернёт своё время и останется стариком.

Какой глагол теперь чаще всего повторяется в описании его действий? Почему?

Глагол бежать, потому что Петя спешит за потерянным временем. Всегда ли нужно бежать?
Нет, порой спешка может только замедлить дело, в спешке можно ошибиться, не зря люди говорят: «Поспешишь — людей насмешишь». И сам Петя, торопясь за своим временем, не подумал о том, что нужно запомнить дорогу, и говорит потом: «Иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом сберечь».

Каким образом ему удалось найти, узнать остальных ребят-стариков? Какие смешные детали их поведения помогли ему?

Дети, превращённые в стариков, узнаваемы по поведению: они ведут себя как дети. Первую старушку-девочку Петя узнал по газете «Пионерская правда», которую та читала. А ещё по тому, что старушка ела булочку так, как едят многие дети: выковыривала из неё прежде всего самое вкусное — изюм. В конце концов она подобрала в снегу мячик и стала с ним играть. Старушка оказалась ученицей третьего
класса — Марусей Поспеловой …

Другая старушка «нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек».

Труднее всего оказалось найти последнего старика, который катался на подножке трамвая по всему городу: «Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает».

Наконец все собраны, осталось только успеть перевести часы, но до них надо ещё добраться … Сели ребята в трамвай, «чтобы не терять времени даром», а тут вежливые школьники стали им места уступать: «Садитесь, пожалуйста, дедушки и бабушки! .. Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте».

Почему ребятам-старикам неловко от этих слов, краснеют они и садиться не хотят?

Да потому что знают, что не заслужили уважения и такого доброго отношения: не работали они, а бездельничали, время теряли —
ненастоящие они старики … Поэтому они рады-радёхоньки были, когда трамвай до леса дошёл: «соскочили все четверо — и в чащу бегом».
И здесь непросто пришлось ребятам, но всё-таки сумели решить сложную задачу. Почему им удалось это сделать?

Они очень хотели вернуть потерянное время и снова стать детьми. Ещё один из злых волшебников говорил: «От любого несчастья
может спастись человек, стоит ему только сильно захотеть». А если бы Пете не удалось найти своих товарищей по несчастью, сумел бы он сам справиться с задачей?

Вряд ли: ведь когда Петя начал крутить стрелки волшебных ходиков назад, он стал уменьшаться в росте и товарищам пришлось
его поднимать, чтоб он мог дотянуться до часов. Значит, помимо желания исправить ошибку, нужна была ещё и товарищеская помощь,
поддержка. Благодаря всему этому всё вернулось на круги своя.

Как вы думаете, как теперь будут жить эти ребята?

Они будут ценить каждую минуту и постараются научиться всему нужному и важному для будущей жизни. Но это произошло в сказке. А в жизни можно вернуть потерянное время? Всегда?

Время вернуть практически невозможно, поэтому лучше его вообще не терять, не тратить на пустяки. Иногда можно наверстать
упущенное, например по болезни или какой-то другой причине пропущенные уроки, выучить их самостоятельно.

Что для этого потребуется? (Конечно, старание, трудолюбие, терпение.)

Однако лучше всего научиться беречь время и тратить его только на хорошие и полезные дела. Найдите в сказке слова, которые выражают её главную мысль. «Помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». А теперь прочитайте те пословицы и поговорки о времени, которые вы нашли дома.

Ребята находят их довольно много:
Делу — время, потехе — час.
Всему своё время.
Не откладывай на завтра то, что можно
сделать сегодня.

Пропущенный час годом не нагонишь.
Деньги пропали — наживёшь, время про-
пало — не вернёшь.
Время — деньги.
Время упустишь — урожай потеряешь.
Всякому овощу своё время.
День долог, а век короток.
Минута час бережёт.
Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
Порядок время бережёт.
Вчерашнего дня не воротишь.
Всякое семя знает своё время.
Уплыли годы, как вешние воды.
Красное лето два раза в году не бывает.
Прожитое что пролитое — не воротишь.
Время руками не удержишь.
Время деньги даёт, а на деньги время не купишь.
Время — деньги, а денег всегда не хватает.
Выберите из этих пословиц те, которые
точнее всего раскрывают главную мысль сказки, объясните их.

Ребята выбирают: Всякое семя знает своё время. День долог, а век короток. Красное лето два раза в году не бывает. Вчерашнего дня не воротишь. Пропущенный час годом не нагонишь. Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Сказка о потерянном времени: главные герои. Какова главная мысль сказки?

    Добрый день. Главными героями сказки О потерянном времени, которую написал Евгений Шварц, можно выделить следующих персонажей:

    1) Петя Зубов, мальчик учится в третьем классе;

    2) Маруся Морозова, Вася Зайцев, Наденька Соколова - школьники, которые по ходу сюжета будут стареть вместе с Петей Зубовым.

    Петю Зубова можно назвать лентяем, который часто теряет время зря. И однажды злые волшебники, чтобы стать молодыми, превращают Петю и еще трех школьников в стариков.

    Результатом таких превращений становиться, то, что Петя и его школьные друзья начинают понимать, что такое время и как оно важно. Что с одной стороны времени много, а с другой оно очень быстро течет. И как важно его ценить и не тратить на простую лень

    Главный герой этой сказки мальчик Петя Зубов, третьеклассник. Он не ценил время, попусту тратил его, за что и поплатился. Другие герои - злые волшебники, которые отбирали время у ленивых детей, чтобы вернуть себе молодость. Дети же превращались в стариков.

    Второстепенные герои Маруся Поспелова, Вася Зайцев, Надя Соколова. Их, как и Петю Зубова, тоже превратили в стариков.

    Главный герой сказки Петя Зубов. Петя ученик 3 класса, который не хочет посещать в школу, не желает учиться, делать домашнее задание. Школьник откладывает все дела на потом из-за своей лени, попусту тратит свое время. Главная мысль сказки, что лень плохое качество и что дети должны правильно распоряжаться своим временем.

    Евгений Шварц в прекрасной сказочной форме изобразил известную фразу не хочу жениться (без продолжения).

    Результатом стала Сказка о потерянном времени, где главный герой школьник третьего класса пионер Петя Зубов, ведет совсем не подобающий пионеру образ жизни прогуливает уроки, не делает домашнее задание и еще провоцирует приятелей.

    Как результат, он попадает в очень неприятную историю, когда злые волшебники, превращают Петю, Марусю, Васю и Надю в стариков.

    И только тут они осознают в какой переплет попали. Бежать не могут отдышка, болит спина, мама не узнает...

    Так Евгений Шварц показал, что не надо трать время попусту, завидовать взрослы, всему свое время.

    Не надо его терять.

    В этой сказке Е.Шварца четверо безалаберных рябят вдруг превращаются в стариков: злые волшебники, чтобы снова стать молодыми, нашли самых беспечных, самых необязательных, не ценящих время ребят, и... украли у них время. В одну секунду подростки ощутили себя древними стариками.

    Главный герой - Петя Зубов, вдруг с ужасом понимает, что, несмотря на то, что он уже старик, он ведь, по сути, еще не успел ничего сделать.

    Но в сказках героям всегда предоставляется второй шанс. Выполнив вовремя одно нехитрое действие (переведя часы назад), Петя и остальные трое, получили еще одну возможность начать жить по-новому.

    К сожалению, реальная жизнь отличается от сказки, редко выпадает второй шанс, поэтому, предупреждает писатель, нужно с детства учиться ценить время, ибо оно уже никогда не вернется.

    Начнем с главных героев.

    Мальчик Петя Зубов, третьеклассник - главное действующее лицо сказки. Мальчик этот не умел ценить время и однажды пришел в школу старым дедушкой.

    Злые волшебники и волшебницы. Это они научились отбирать у ротозеев время и возвращать себе молодость, в то время как обобранные дети старели.

    Маруся Поспелова, Наденька Соколова, Вася Зайцев - еще три школьника, которых превратили в стариков.

    По сути больше в сказке героев и нет, гардеробщица в школе и мама Пети просто мелькают с сюжете.

    Теперь главная мысль сказки.

    Она заключается в том, что время является величайшей ценностью человека. Время невозможно остановить и вернуть назад, его только кажется, что много, а на самом деле его всегда не хватает, если человек занят каким-либо делом. Поэтому эта сказка Евгения Шварца учит нас беречь время, относится с ответственностью к своей жизни, с молодых лет делать что-то полезное, что-то такое, благодаря чему, человек может оставить после себя добрую память и его будут ценить и уважать другие люди.

    Сказка поясняет, почему нельзя терять время попусту. Пропеть, протанцевать можно, но что станется с тобой с возрастом? В кого ты превратишься?

Сказка о потерянном времени

В двух словах: Четверо злых волшебников решили вернуть себе молодость. Но для этого им было необходимо найти людей, бесцельно растрачивающих свое время. Удача улыбнулась им в лице четверых безалаберных школьников. Из-за колдовства школьники постарели, а волшебники превратились в детей. Но у превращенных остался шанс - до заката солнца они должны были найти избушку волшебников и перевести стрелки волшебных часов назад…

Главный герой – Петя Зубов учится в 3-ем классе. «Учится» - это громко сказано, так, посещает школу. Он не любит учиться и выполнять домашние задания, он любит откладывать свои дела в долгий ящик. Четверть за четвертью он обещает догнать в учебе своих одноклассников, но снова лень берет свое. Однажды утром в школе он узнает, что стал стареньким дедушкой. Он очень расстраивается и, не зная, что дальше делать, бежит, куда глаза глядят. А глядят они в лес, который расположен возле их города. Ведь даже мать родная Петеньку уже не узнает. Мальчик-дедушка в отчаянии, его начинают посещать грустные мысли. А думает он о том, что так и ничего не успел сделать в своей жизни.

Не заметил, как постарел. С таким настроем Петя находит небольшой домик в лесу, где и ложится отдохнуть в сене, так как хозяева по каким-то причинам отсутствуют. Проснувшись, он видит, что хозяева все-таки вернулись. Их четверо: две девочки и двое мальчишек, они сидят за столом и что-то считают на счетах. Пете ночные посетители кажутся необычными, они выглядят совсем детьми, но ведут себя, как пенсионеры и называют друг друга почему-то по имени и отчеству. И тут Пете Зубову открывается страшная тайна. Оказывается, это не школьники, а настоящие злые волшебники, и это именно они сделали его старым. Они крадут время у детей, которые тратят его понапрасну. Помимо главного героя, они состарили еще троих школьников. Но не все так печально.

Петя подслушал, что у него еще есть один-единственный шанс вернуть свое детство. Для этого он должен найти остальных жертв волшебства и привести их в дом к злодеям, чтобы повернуть стрелки часиков-ходиков обратно на 77 кругов. Одно условие – это необходимо сделать в полночь, а если опоздать, то процесс будет безвозвратным. К счастью, каким-то образом Петеньке удается все задуманное: он находит школьников, которых тоже превратили в старичков, приводит их в избу и поворачивает стрелки. Самое удивительное, что впервые в жизни школьники пришли без опозданий. Могут, когда хотят. Справедливость торжествует: дети снова дети, а злые волшебники исчезают!


Название произведения – «Сказка о потерянном времени»;

Для какого класса - 3 класс, 4 класс;

Жанр произведения – сказка, основная тема – большая ценность времени;

Сказка была написана в 1940 году;

В произведении мне больше всего понравился эпизод развязки: Петенька находит школьников, которых тоже превратили в стариков, приводит их в избу колдунов и поворачивает стрелки назад. Впервые в жизни дети приходит без опозданий! Дети снова дети, а злые волшебники исчезают.

Основные герои:

Петя Зубов – ученик 3 класса «Б» и главный герой;

Маруся Поспелова;

Надя Соколова;

Вася Зайцев;

Злые волшебники:

Пантелей Захарович;

Марфа Васильевна;

Ольга Капитоновна;

Сергей Владимирович;

Главный герой – лентяй Петя Зубов учится в 3-ем классе.

Герой не любит учиться, он постоянно обещает учителям догнать в учебе товарищей, но его постоянно одолевает лень. Однажды Петя узнает, что он состарился, и никто из его близких и знакомых не узнает его. Герой находит небольшой пустующий домик в лесу, где и ложится отдохнуть. Проснувшись, он видит, что хозяева все-таки вернулись и их четверо: две девочки и двое мальчишек. Они выглядят детьми, но ведут себя, как пожилые люди да еще и называют друг друга по имени и отчеству. Оказывается, что это и не школьники вовсе, а настоящие злые волшебники, и это именно благодаря им Петя стал старым. Они крадут у детей время, которое те тратят понапрасну. Чтобы вернуть себе прежний облик, ему нужно найти таких же товарищей по несчастью и вместе повернуть стрелки часиков-ходиков в доме колдунов обратно на 77 кругов.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.