Все о тюнинге авто

Средства локализации и тушения пожаров бжд. Теоретические положения. Средства локализации и тушения пожаров. Диспергенты и сорбенты

Средства локализации и тушения пожаров Пожарной безопасностью называют такое состояние объекта при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара а также обеспечивается защита материальных ценностей. Система пожарной защиты включает следующие элементы: ограничение количества и надлежащее размещение горючих веществ; применение негорючих веществ и материалов; изоляция горючей среды; применение средств пожаротушения; предотвращение...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


45. Средства локализации и тушения пожаров

Пожарной безопасностью называют такое состояние объекта, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей. Пожарная безопасность на предприятиях обеспечивается системами предотвращения пожара и системой пожарной защиты.

Система пожарной защиты включает следующие элементы:

  • ограничение количества и надлежащее размещение горючих веществ;
    • применение негорючих веществ и материалов;
    • изоляция горючей среды;
    • применение средств пожаротушения;
    • предотвращение распространения пожара;
    • применение производственных объектов с регламентированными пределами огнестойкости и горючести;
    • эвакуация людей при пожаре;
    • применение средств пожарной сигнализации и средств извещения о пожаре, организация пожарной охраны объектов.

К основным видам техники, предназначенной для защиты объектов от пожаров, относятся средства сигнализации и пожаротушения.

Пожарная сигнализация должна быстро и точно сообщать о пожаре с указанием места его возникновения. Самой надежной системой пожарной сигнализации является электрическая пожарная сигнализация. Наиболее совершенные виды такой сигнализации обеспечивают автоматический ввод в действие предусмотренных на объекте средств пожаротушения. Электрическая система сигнализации включает пожарные извещатели, установленные в защищаемых помещениях и включенные в сигнальную линию, приемно-контрольную станцию, источник питания, звуковые и световые средства сигнализации, а также автоматические установки пожаротушения и удаления дыма.

Комплекс мероприятий, направленных на устранение причин возникновения пожара и создание условий, при которых продолжение горения будет невозможным, называется пожаротушением. Для ликвидации процесса горения необходимо прекратить подачу в зону горения либо горючего, либо окислителя, или уменьшить подвод теплового потока в зону реакции. Это достигается следующими способами:

  • сильным охлаждением очага горения или горящего материала с помощью веществ, обладающих большой теплоемкостью, например, воды;
    • изоляцией очага горения от атмосферного воздуха или снижением концентрации кислорода в воздухе путем подачи в зону горения инертных компонентов;
    • применением специальных химических средств, тормозящих скорость реакции окисления;
    • механическим срывом пламени сильной струей газа или воды;
    • созданием условий огнепреграждения, при которых пламя распространяется через узкие каналы.

Для достижения вышеуказанных эффектов в настоящее время в качестве средств тушения используют воду, которая подается в очаг пожара сплошной или распыленной струей, различные виды пен, инертные газовые разбавители (например, углекислый газ или азот), гомогенные ингибиторы и гетерогенные ингибиторы, а также комбинированные составы.

Вода является наиболее широко применяемым средством тушения. Обеспечение предприятий и регионов необходимым объемом воды для пожаротушения обычно производится из общей сети водопровода или из пожарных водоемов и емкостей. Чаще всего встречаются противопожарные водопроводы низкого и среднего давления. Системы высокого давления являются более дорогими из-за необходимости использовать трубопроводы повышенной прочности, а также дополнительные водонапорные баки или устройства насосной водопроводной станции. Поэтому системы высокого давления предусматривают на промышленных предприятиях, удаленных от пожарных частей более чем на два километра, а также в населенных пунктах с числом жителей до пятисот тысяч человек.

Нормируемый расход воды на пожаротушение складывается из расходов на наружное и внутреннее пожаротушение. При нормировании расхода воды на наружное пожаротушение исходят из возможного числа одновременных пожаров в населенном пункте, возникающих в течение трех часов, в зависимости от численности жителей и этажности зданий. Нормы расхода и напор воды во внутренних водопроводах в общественных, жилых и вспомогательных зданиях регламентируются в зависимости от их этажности, длины коридоров, объема, и назначения. Для пожаротушения в помещениях используют автоматические устройства погашения огня.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

20205. Организация и тактика тушения пожаров электроустановках, электростанциях и подстанциях 830.76 KB
Требование безопасности при тушении электроустановок. Агрегаты и установки энергетических предприятий размещают в специально спроектированных зданиях I и II степеней огнестойкости. Поэтому при повреждении масляных систем смазки огонь может быстро распространиться как по площадкамтак и на сборники масла находящиеся на нулевой отметке. При разрушении трубопроводов систем смазки масло под высоким давлением может выходить и образовывать мощный горящий факел который создает угрозу быстрой деформации и обрушения металлических ферм...
17117. ФОРМИРОВАНИЕ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ СИСТЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С УЧЕТОМ ИХ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ 103.21 KB
Постепенный переход от отраслевого к территориально ориентированному способу управления экономикой актуализирует проблемы дифференциации территориального развития которые во многом определяются пространственными социально-экономическими процессами. Социально-экономические и административные барьеры существующие между муниципальными образованиями обрекают экономику региона на снижение инвестиционной привлекательности общее торможение в развитии. Определяющую роль в социально-экономическом развитии территории играет ее социально-трудовая...
20505. АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ СМЕРТНОСТИ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПРИ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ НОВООБРАЗОВАНИЯХ РАЗЛИЧНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ 1.07 MB
Цель работы – проанализировать тенденции в смертности и заболеваемости населения Республики Беларусь при злокачественных новообразованиях различной локализации, провести анализ соотношения двух показателей при различных локализациях злокачественных новообразований и в динамике.
5671. Организация и тактика тушения пожара в трикотажно-бельевом корпусе 1.31 MB
Организация тушения возможного пожара РТП организация связи взаимодействие подразделений пожарной охраны участие администрации объекта определение объема работ постановка конкретных задач и отдание распоряжений.
389. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ТУШЕНИЯ ПЛАМЕНИ В ЗАЗОРЕ И ВЫБОР ВЗРЫВОЗАЩИЩЁННОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ 39.61 KB
Смеси взрывоопасные. Задание: 1 экспериментально и расчетом найти величину тушащего зазора для данной горючей паровоздушной смеси; 2 по величине тушащего зазора установить категорию горючей смеси и условную маркировку взрывозащищенного электрооборудования. ОБЩАЯ ЧАСТЬ В ряде производств применяются горючие газы жидкости и твердые дисперсные материалы которые в соединении с воздухом образуют горючие смеси способные воспламеняться от искр замыкания и размыкания электрических цепей и нагретых частей электрооборудования. Взрывоопасная...
12126. Условия формирования и закономерности локализации повышенных концентраций драгоценных металлов в мезокайнозойских отложениях Восточного Кавказа и перспективы их промышленного освоения 24.31 KB
Установлена россыпная металлоносность среднемиоценовых чокраккараган слабосцементированных кварцевых песчаников. Полезными компонентами являются терригенные минералы титаноциркониевого сырья циркон ильменит рутил лейкоксен – составляющие до 80 тяжелой фракции песчаников и благородные металлы – золото в меньшей степени платина серебро. Рубасчай по простиранию чокраккараганских песчаников. Ширина золотоносности соответствует выходам этих песчаников вкрест простирания.
9661. Психотропные средства. Нейролептики. Анксиолитики. Седативные средства 19.6 KB
Нейролептики (определение, классификация, механизм действия, основные эффекты и применение в различных областях медицины). Побочные эффекты нейролептиков и механизм их развития. Сравнительная характеристика препаратов. Анксиолитики (транквилизаторы): определение, классификация, фармакодинамика, применение, побочные эффекты. Отличие транквилизаторов от нейролептиков.
14374. Разработка основ организации тушения пожара, планирование основных действий и проведение АСР при тушении пожара в МБДОУ 2.57 MB
Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях. Организация тушения пожаров: Совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. Основная задача при тушении пожаров: Спасание людей в случае угрозы их жизни здоровью достижение локализации и ликвидации пожара в сроки и в размерах определяемых возможностями сил и средств гарнизона пожарной...
9655. Противосудорожные средства. Противопаркинсонические средства 33.31 KB
Противосудорожные средства (определение, классификация). Фармакологическая характеристика противоэпилептических средств. Принципы терапии эпилепсии. Помощь при эпилептическом статусе. Паркинсонизм (сущность патологии и подходы к ее устранению). Противопаркинсонические средства (классификация по механизму действия). Комбинированные противопаркинсонические средства.
11701. Соответствие полученных повреждений транспортного средства Тойота Камри обстоятельствам ДТП и повреждениям, указанным в справке о ДТП. Исследование транспортного средства в целях определения стоимости восстановительного ремонта 1.8 MB
Автором проведена судебная транспортно-трасологическая экспертиза по соответствию полученных повреждений транспортного средства Тойота Камри обстоятельствам ДТП и повреждениям, указанным в справке о ДТП, а также исследование транспортного средства в целях определения стоимости восстановительного ремонта и составлено заключение эксперта в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством в области судебно-экспертной деятельности.

Средства локализации и тушения пожаров.

Пожарная сигнализация должна быстро и точно сообщать о пожаре и указывать место его возникновения. Схемаэлектрической пожарной сигнализации. Надежность системы в том, что всœе ее элементы находятся под напряжением и в связи с этим, контроль за исправностью установки постоянный.

Важнейшим звеном сигнализации являются извещатели , которые преобразуют физические параметры пожара в электрические сигналы. Извещатели бывают ручные и автоматические . Ручные извещатели - это кнопки, покрытые стеклом. В случае пожара стекло разбивается и кнопка нажимается, сигнал поступает в пожарную часть.

Автоматические извещатели включаются при изменении параметров в момент пожара. Извещатели бывают тепловые, дымовые, световые, комбинированные. Широкое распространение получили тепловые. Дымовые реагируют на дым. Дымовые бывают 2 типов: точечные - сигнализируют о появлении дыма на месте их установки, линœейно-объемные - работающие на затенение светового луча между приемником и излучателœем.

Световые пожарные извещатели основаны на фиксации составных частей спектра открытого пламени. Чувствительные элементы таких датчиков реагируют на ультрафиолетовую или инфракрасную область спектра излучения.

Мероприятия, направленные на устранение причин пожара называют пожаротушением. Для ликвидации горения нужно прекратить подачу в зону горения горючего, или окислителя, или уменьшить тепловой поток в зону реакции:

Сильное охлаждение очага горения с помощью воды (веществами с большой теплоемкостью),

Изоляция очага горения от атмосферного воздуха, ᴛ.ᴇ. подача инœертных компонентов,

Применение химических веществ, тормозящих реакцию окисления,

Механический срыв пламени сильной струей воды или газа.

Средства тушения пожара:

Вода, сплошная или распыленная струя.

Пена (химическая или воздушно-механическая), представляющие собой пузырьки воздуха или углекислого газа, окруженные тонкой пленкой воды.

Инœертные газовые разбавители (углекислый газ, азот, водяной пар, дымовые газы).

Гомогенные ингибиторы - низкокипящие галогеноуглеводороды.

Гетерогенные ингибиторы - огнетушащие порошки.

Комбинированные составы.

Для пожаротушения в помещениях используют автоматические огнегасительные устройства, к примеру спринклерная и дренчерная головки. Спринклерная головка - это прибор, автоматически открывающий выход воды при повышении температуры. Дренчерные системы нужны для образования водяных завес, для защиты здания от возгорания при пожаре в сосœеднем сооружении. Кроме воды в этих системах можно применять пены. Состав воздушно-механической пены: 90% воздуха, 9,6% воды, 0,4% пенообразующего вещества Пена создает паронепроницаемый слой на горящей поверхности.

Широко для тушения пожаров применяется огнетушители. В них используется пена следующего состава: 80% углекислого газа, 19,7% воды, 0,3% пенообразующего вещества Пена увеличивается в 5 раз, стойкость около 1 часа.

5. Производственный травматизм и профзаболевания: причины и способы снижения

ГОСТ 12.0.002-80 «ССБТ термины и определœения» дает следующее определœение несчастного случая на производстве.

Несчастный случай на производстве - ϶ᴛᴏ случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выполнении работающим трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.

Опасный производственный фактор - ϶ᴛᴏ производственный фактор, воздействие которого на работающего в определœенных условиях приводит к травме или другому внезапному ухудшению здоровья.

К опасным производственным факторам относятся движущиеся машины и механизмы: различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы; электрический ток, повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и т.д.

Профессиональное заболевание - ϶ᴛᴏ заболевание, вызванное воздействием вредных условий труда.

Профессиональные заболевания подразделяются на острое профессиональное заболевание (возникшее после однократного, в течение не более одной рабочей смены, воздействия вредных производственных факторов), и хроническое профессиональное заболевание (возникшее после многократного и длительного воздействия вредных производственных факторов).

Все несчастные случаи классифицируются:

По количеству пострадавших – на одиночные (пострадал один человек) и групповые (пострадало одновременно два и более человека);

По тяжести – легкие (уколы, царапины, ссадины), тяжелые (переломы костей, сотрясение мозга), с летальным исходом (пострадавший умирает);

В зависимости от обстоятельств - связанные с производством, не связанные с производством, но связанные с работой, и несчастные случаи в быту.

К несчастным случаям, связанным с производством, относятся травмы,полученные работающими на территории или вне территории предприятия при организации и выполнении любой работы по заданию администрации (на рабочем месте, в цехе, заводском дворе: при погрузке, разгрузке и транспортировке материалов и оборудования; при следовании к месту работы и с работы на транспорте, предоставляемом организацией и в других случаях).

К несчастным случаям, не связанным с производством, относятся травмы, полученные в результате опьянения, при хищении материальных ценностей, изготовлении каких-либо предметов для личных целœей и без разрешения администрации и в некоторых других случаях.

Виды происшествия, приведшего к несчастному случаю:

Дорожно – транспортное происшествие;

Падение пострадавшего с высоты;

Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли т.д.;

Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей;

Поражение электрическим током;

Воздействие экстремальных температур;

Воздействие вредных веществ;

Воздействие ионизирующих излучений;

Физические нагрузки;

Нервно – психологические нагрузки;

Повреждения в результате контакта с животными, насекомыми и пресмыкающимися;

Утопление;

Убийство;

Повреждения при стихийных бедствиях.

Администрация несет ответственность:

Дисциплинарную;

Материальную;

Административную;

Уголовную.

Нарушение должностным лицом правил по ОТ и ТБ, промышленной санитарии или иных правил по ОТ, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия:

Наказываются лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок, или штрафом, или увольнением с должности.

Те же нарушения, повлекшие за собой причинœение телœесных повреждений или утрату трудоспособности:

Наказываются лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет.

Нарушения, указанные в части первой настоящей статьи, повлекшие смерть человека или причинœение тяжких телœесных повреждений нескольким лицам:

Наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Администрация несет ответственность только за несчастные случаи, связанные с производством. В случае если же увечье или иное повреждение здоровья работника явилось следствием не только не обеспечения предприятием безопасных условий труда, но и грубой неосторожностью самого работника либо нарушением им правил внутреннего распорядка, то устанавливается смешанная ответственность. При смешанной ответственности размер материального возмещения пострадавшему зависит от степени вины администрации и пострадавшего.

Несчастные случаи, не связанные с производством, бывают отнесены к несчастным случаям, связанным с работой, если они произошли при выполнении каких-либо действий в интересах предприятия за его пределами (в пути на работу или с работы), при выполнении государственных или общественных обязанностей, при выполнении долга гражданина РФ по спасению человеческой жизни и т.п. Обстоятельства несчастных случаев, связанных с работой, а также бытовых травм, выясняют страховые делœегаты профгруппы и сообщают комиссии охраны труда профсоюзного комитета.

Одним из важнейших условий борьбы с производственным травматизмом является систематический анализ причин его возникновения, которые делятся на:

- технические причины (конструктивные недостатки машин, оборудования; неисправность машин, оборудования; неудовлетворительное техническое состояние сооружений, зданий; несовершенство технологических процессов);

- организационные причины (нарушение технологических процессов; нарушение правил дорожного движения; неприменение средств индивидуальной защиты: недостатки в обучении и инструктировании работающих; использование работающих не по специальности; нарушение трудовой дисциплины.

Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов, имеющие место на объектах нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, при транспорте этих продуктов наносят ощутимый вред экосистемам, приводят к негативным экономическим и социальным последствиям.

В связи с увеличением количества чрезвычайных ситуаций, которое обусловлено ростом добычи нефти, износом основных производственных фондов (в частности, трубопроводного транспорта), а также диверсионными актами на объектах нефтяной отрасли, участившимися в последнее время, негативное воздействие разливов нефти на окружающую среду становится все более существенным. Экологические последствия при этом носят трудно учитываемый характер, поскольку нефтяное загрязнение нарушает многие естественные процессы и взаимосвязи, существенно изменяет условия обитания всех видов живых организмов и накапливается в биомассе.

Несмотря на проводимую в последнее время государством политику в области предупреждения и ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, данная проблема остается актуальной и в целях снижения возможных негативных последствий требует особого внимания к изучению способов локализации, ликвидации и к разработке комплекса необходимых мероприятий.

Локализация и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предусматривает выполнение многофункционального комплекса задач, реализацию различных методов и использование технических средств. Независимо от характера аварийного разлива нефти и нефтепродуктов (ННП) первые меры по его ликвидации должны быть направлены на локализацию пятен во избежание распространения дальнейшего загрязнения новых участков и уменьшения площади загрязнения.

Боновые заграждения

Основными средствами локализации разливов ННП в акваториях являются боновые заграждения. Их предназначением является предотвращение растекания нефти на водной поверхности, уменьшение концентрации нефти для облегчения процесса уборки, а также отвод (траление) нефти от наиболее экологически уязвимых районов.

В зависимости от применения боны подразделяются на три класса:

  • I класс - для защищенных акваторий (реки и водоемы);
  • II класс - для прибрежной зоны (для перекрытия входов и выходов в гавани, порты, акватории судоремонтных заводов);
  • III класс - для открытых акваторий.

Боновые заграждения бывают следующих типов:

  • самонадувные - для быстрого разворачивания в акваториях;
  • тяжелые надувные - для ограждения танкера у терминала;
  • отклоняющие - для защиты берега, ограждений ННП;
  • несгораемые - для сжигания ННП на воде;
  • сорбционные - для одновременного сорбирования ННП.

Все типы боновых заграждений состоят из следующих основных элементов:

  • поплавка, обеспечивающего плавучесть бона;
  • надводной части, препятствующей перехлестыванию нефтяной пленки через боны (поплавок и надводная часть иногда совмещены);
  • подводной части (юбки), препятствующей уносу нефти под боны;
  • груза (балласта), обеспечивающего вертикальное положение бонов относительно поверхности воды;
  • элемента продольного натяжения (тягового троса), позволяющего бонам при наличии ветра, волн и течения сохранять конфигурацию и осуществлять буксировку бонов на воде;
  • соединительных узлов, обеспечивающих сборку бонов из отдельных секций;
  • устройств для буксировки бонов и крепления их к якорям и буям.

При разливах ННП в акваториях рек, где локализация бонами из-за значительного течения затруднена или вообще невозможна, рекомендуется сдерживать и изменять направление движения нефтяного пятна судами-экранами, струями воды из пожарных стволов катеров, буксиров и стоящих в порту судов.

Дамбы

В качестве локализующих средств при разливе ННП на почве применяют целый ряд различных типов дамб, а также сооружение земляных амбаров, запруд или обваловок, траншей для отвода ННП. Использование определенного вида сооружений обуславливается рядом факторов: размерами разлива, расположением на местности, временем года и др.

Для сдерживания разливов известны следующие типы дамб: сифонная и сдерживающая дамбы, бетонная дамба донного стока, переливная плотинная дамба, ледяная дамба. После того как разлившуюся нефть удается локализовать и сконцентрировать, следующим этапом является ее ликвидация.

Методы ликвидации

Существует несколько методов ликвидации разлива ННП (табл. 1): механический, термический, физико-химический и биологический.

Одним из главных методов ликвидации разлива ННП является механический сбор нефти. Наибольшая эффективность его достигается в первые часы после разлива. Это связано с тем, что толщина слоя нефти остается еще достаточно большой. (При малой толщине нефтяного слоя, большой площади его распространения и постоянном движении поверхностного слоя под воздействием ветра и течения процесс отделения нефти от воды достаточно затруднен.) Помимо этого осложнения могут возникать при очистке от ННП акваторий портов и верфей, которые зачастую загрязнены всевозможным мусором, щепой, досками и другими предметами, плавающими на поверхности воды.

Термический метод, основанный на выжигании слоя нефти, применяется при достаточной толщине слоя и непосредственно после загрязнения, до образования эмульсий с водой. Этот метод, как правило, применяется в сочетании с другими методами ликвидации разлива.

Физико-химический метод с использованием диспергентов и сорбентов рассматривается как эффективный в тех случаях, когда механический сбор ННП невозможен, например при малой толщине пленки или когда разлившиеся ННП представляют реальную угрозу наиболее экологически уязвимым районам.

Биологический метод используется после применения механического и физико-химического методов при толщине пленки не менее 0,1 мм.

При выборе метода ликвидации разлива ННП нужно исходить из следующих принципов:

  • все работы должны быть проведены в кратчайшие сроки;
  • проведение операции по ликвидации разлива ННП не должно нанести больший экологический ущерб, чем сам аварийный разлив.

Скиммеры

Для очистки акваторий и ликвидации разливов нефти используются нефтесборщики, мусоросборщики и нефтемусоросборщики с различными комбинациями устройств для сбора нефти и мусора.

Нефтесборные устройства, или скиммеры, предназначены для сбора нефти непосредственно с поверхности воды. В зависимости от типа и количества разлившихся нефтепродуктов, погодных условий применяются различные типы скиммеров как по конструктивному исполнению, так и по принципу действия.

По способу передвижения или крепления нефтесборные устройства подразделяются на самоходные; устанавливаемые стационарно; буксируемые и переносные на различных плавательных средствах (табл. 2). По принципу действия - на пороговые, олеофильные, вакуумные и гидродинамические.

Пороговые скиммеры отличаются простотой и эксплуатационной надежностью, основаны на явлении протекания поверхностного слоя жидкости через преграду (порог) в емкость с более низким уровнем. Более низкий уровень до порога достигается откачкой различными способами жидкости из емкости.

Олеофильные скиммеры отличаются незначительным количеством собираемой совместно с нефтью воды, малой чувствительностью к сорту нефти и возможностью сбора нефти на мелководье, в затонах, прудах при наличии густых водорослей и т.п. Принцип действия данных скиммеров основан на способности некоторых материалов подвергать нефть и нефтепродукты налипанию.

Вакуумные скиммеры отличаются малой массой и сравнительно малыми габаритами, благодаря чему легко транспортируются в удаленные районы. Однако они не имеют в своем составе откачивающих насосов и требуют для работы береговых или судовых вакуумирующих средств.

Большинство этих скиммеров по принципу действия являются также пороговыми. Гидродинамические скиммеры основаны на использовании центробежных сил для разделения жидкости различной плотности - воды и нефти. К этой группе скиммеров также условно можно отнести устройство, использующее в качестве привода отдельных узлов рабочую воду, подаваемую под давлением гидротурбинам, вращающим нефтеоткачивающие насосы и насосы понижения уровня за порогом, либо гидроэжекторам, осуществляющим ва-куумирование отдельных полостей. Как правило, в этих нефтесборных устройствах также используются узлы порогового типа.

В реальных условиях по мере уменьшения толщины пленки, связанной с естественной трансформацией под действием внешних условий и по мере сбора ННП, резко снижается производительность ликвидации разлива нефти. Также на производительность влияют неблагоприятные внешние условия. Поэтому для реальных условий ведения ликвидации аврийного разлива производительность, например, порогового скиммера нужно принимать равной 10-15% производительности насоса.

Нефтесборные системы

Нефтесборные системы предназначены для сбора нефти с поверхности моря во время движения нефтесборных судов, то есть на ходу. Эти системы представляют собой комбинацию различных боновых заграждений и нефтесборных устройств, которые применяются также и в стационарных условиях (на якорях) при ликвидации локальных аварийных разливов с морских буровых или потерпевших бедствие танкеров.

По конструктивному исполнению нефтесборные системы делятся на буксируемые и навесные.

Буксируемые нефтесборные системы для работы в составе ордера требуют привлечения таких судов, как:

  • буксиры с хорошей управляемостью при малых скоростях;
  • вспомогательные суда для обеспечения работы нефтесборных устройств (доставка, развертывание, подача необходимых видов энергии);
  • суда для приема и накопления собранной нефти и ее доставки.

Навесные нефтесборные системы навешиваются на один или два борта судна. При этом к судну предъявляются следующие требования, необходимые для работы с буксируемыми системами:

  • хорошее маневрирование и управляемость на скорости 0,3-1,0 м/с;
  • развертывание и энергообеспечение элементов нефтесборной навесной системы в процессе работы;
  • накопление собираемой нефти в значительных количествах.
  • Специализированные суда

    К специализированным судам для ликвидации аварийных разливов ННП относятся суда, предназначенные для проведения отдельных этапов или всего комплекса мероприятий по ликвидации разлива нефти на водоемах. По функциональному назначению их можно разделить на следующие типы:

    • нефтесборщики - самоходные суда, осуществляющие самостоятельный сбор нефти в акватории;
    • бонопостановщики - скоростные самоходные суда, обеспечивающие доставку в район разлива нефти боновых заграждений и их установку;
    • универсальные - самоходные суда, способные обеспечить большую часть этапов ликвидации аварийных разливов ННП самостоятельно, без дополнительных плавтехсредств.

    Диспергенты и сорбенты

    Как говорилось выше, в основе физико-химического метода ликвидации разливов ННП лежит использование диспергентов и сорбентов.

    Диспергенты представляют собой специальные химические вещества и применяются для активизации естественного рассеивания нефти с целью облегчить ее удаление с поверхности воды раньше, чем разлив достигнет более экологически уязвимого района.

    Для локализации разливов ННП обосновано применение и различных порошкообразных, тканевых или боновых сорбирующих материалов. Сорбенты при взаимодействии с водной поверхностью начинают немедленно впитывать ННП, максимальное насыщение достигается в период первых десяти секунд (если нефтепродукты имеют среднюю плотность), после чего образуются комья материала, насыщенного нефтью.

    Биоремедитация

    Биоремедитация - это технология очистки нефтезагрязненной почвы и воды, в основе которой лежит использование специальных, углеводородоокисляющих микроорганизмов или биохимических препаратов.

    Число микроорганизмов, способных ассимилировать нефтяные углеводороды, относительно невелико. В первую очередь это бактерии, в основном представители рода Pseudomonas, а также определенные виды грибков и дрожжей. В большинстве случаев все эти микроорганизмы являются строгими аэробами.

    Существуют два основных подхода в очистке загрязненных территорий с помощью биоремедитации:

    • стимуляция локального почвенного биоценоза;
    • использование специально отобранных микроорганизмов.

    Стимуляция локального почвенного биоценоза основана на способности молекул микроорганизмов к изменению видового состава под воздействием внешних условий, в первую очередь субстратов питания.

    Наиболее эффективно разложение ННП происходит в первый день их взаимодействия с микроорганизмами. При температуре воды 15-25 °С и достаточной насыщенности кислородом микроорганизмы могут окислять ННП со скоростью до 2 г/м2 водной поверхности в день. Однако при низких температурах бактериальное окисление происходит медленно, и нефтепродукты могут оставаться в водоемах длительное время - до 50 лет.

    В заключение необходимо отметить, что каждая чрезвычайная ситуация, обусловленная аварийным разливом нефти и нефтепродуктов, отличается определенной спецификой. Многофакторность системы "нефть-окружающая среда" зачастую затрудняет принятие оптимального решения по ликвидации аварийного разлива. Тем не менее, анализируя способы борьбы с последствиями разливов и их результативность применительно к конкретным условиям, можно создать эффективную систему мероприятий, позволяющую в кратчайшие сроки ликвидировать последствия аварийных разливов ННП и свести к минимуму экологический ущерб.

    Литература

    1. Гвоздиков В.К., Захаров В.М. Технические средства ликвидации разливов нефтепродуктов на морях, реках и водоемах: Справочное пособие. - Ростов-на-Дону, 1996.

    2. Вылкован А.И., Венцюлис Л.С, Зайцев В.М., Филатов В.Д. Современные методы и средства борьбы с разливами нефти: Научно-практическое пособие. - СПб.: Центр-Техинформ, 2000.

    3. Забела К.А., Красков В.А., Москвич В.М., Сощенко А.Е. Безопасность пересечений трубопроводами водных преград. - М.: Недра-Бизнесцентр, 2001.

    4. Проблемы совершенствования системы борьбы с разливами нефти на Дальнем Востоке: Материалы регионального научно-практического семинара. - Владивосток: ДВГМА, 1999.

    5. Response to Marine Oil Spills. International Tanker Owners Pollution Federation Ltd. London, 1987.

    6. Материалы сайта infotechflex.ru

    В.Ф. Чурсин,

    С.В. Горбунов,
    доцент кафедры аварийно-спасательных работ Академии гражданской защиты МЧС России

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Федеральное государственное автономное

    образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    по дисциплине «Транспорт нефти и газа»

    Тема: «Аварийные разливы нефти: средства локализации и методы ликвидации»

    Студент 23.10.2014

    Третьяков О.Н.

    Красноярск 2014

    Введение

    3. Аварийные разливы нефти

    3.2 Методы ликвидации аварий

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Наша страна - родина первого промышленного способа переработки нефти. Уже в 1823 году в Моздоке был построен первый в мире нефтеперегонный завод. В 1885-1886 годах изобрели первые машины на тяге двигателя внутреннего сгорания. С этого момента человечество попало в жесткую зависимость от энергоносителей. Внедрение ДВС во все сферы человеческой жизни - от промышленного производства до персонального транспорта и домашних электрогенераторов - с каждым годом повышает потребность в топливе.

    Несмотря на постоянное ужесточение норм безопасности, перевозка нефтепродуктов остается губительной для окружающей среды. Представители международных эколого-охранных организаций считают, что мер, принятых на сегодняшний день для охраны природы от нефтяных загрязнений, недостаточно. Особенно опасны морские и речные танкеры. Потому необходимы такие меры как вывод из эксплуатации устаревших и однокорпусных судов, выработка четкого плана по ликвидации нефтяных загрязнений.

    Высокие требования к безопасности заставляют предприятия-нефтеперевозчиков модернизировать материально-техническую базу. Введение новых современных образцов цистерн, контейнеров, емкостей, оборудованных системами контроля давления, температуры, влажности и других параметров требует больших материальных вложений. Именно поэтому в условиях рынка конкурентоспособными оказываются крупные компании, работающие, как правило, по полному циклу. Это значит, что предприятие само добывает, перерабатывает, хранит и транспортирует нефтепродукты.

    Нефте-газовая отрасль быстро становится крайне высокотехнологичным производством. И хотя выделяется целая группа стран, о соблюдении экологических норм в которых часто забывают, в целом производство и транспортировка нефтепродуктов становятся безопаснее. Темпы роста объемов потребления, открытие новых месторождений нефти и газа напрямую ведут к усовершенствованию имеющихся и созданию новых видов транспорта.

    Транзит нефти и таких нефтепродуктов как мазут, дизельное топливо и бензин в современном мире представляет собой сложную комплексную систему, формирование которой происходило и происходит под влиянием многих факторов. Среди них наиболее значительными следует признать геополитические, экономические и экологические. Конкретизация этих факторов приведет нас к таким понятиям как энергетическая безопасность страны, политические и экономические отношения со странами транзита, оптимизация маршрутов и стратегия внутреннего развития страны, а также социо-экологические ограничения. Все они в той или иной степени формировали тенденции изменений условий транзита нефтепродуктов. Сейчас можно выделить следующие способы транспортировки нефти и нефтепродуктов: трубопровод, танкеры, железнодорожный и автотранспорт. В России основные перевозки нефти приходятся на долю трубопроводного транспорта, а нефтепродуктов - на долю железнодорожного. За пределы России нефтепродукты попадают через самую большую в мире систему трубопроводов, а также через морские порты.

    К общим условиям транзита относятся направление и дальность транзитных маршрутов, метод транспортировки и ценовая политика участников транзита. Метод транзита оценивается при сравнении рентабельности, и здесь первенство удерживают системы трубопроводов, так как цена перевозки нефтепродуктов по железной дороге составляет более 30% от конечной цены, в то время как стоимость транспортировки по трубопроводу - 10-15%. Однако разветвленность железнодорожных магистралей на фоне жесткой привязки системы нефтепродуктопроводов к нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) обеспечивает доминирующее положение железнодорожного транспорта на рынке внутренних транзитных услуг. Несомненно, что некоторые страны, через территорию которых проходят транзитные маршруты, умело пользуются своим географическим положением при согласовании транзитных цен. Поэтому формирование цен, а тем более несанкционированный забор нефтепродуктов, как это было недавно в случае с Белоруссией, серьезно сказываются на условиях и, прежде всего, интенсивности транзита. Направления транзитных маршрутов олицетворяют собой смесь экономической рентабельности и политической стратегии. На данный момент традиционным является центрально-европейское направление: нефтепродукты транспортируются по двум маршрутам: северному - в Польшу и Германию, и южному - на нефтеперерабатывающие заводы Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии и Югославии. Также активно используются черноморские порты: Туапсе и Новороссийск. К этому направлению (каспийско-черноморско-средиземноморскому) относится и транзит нефтепродуктов уже через территорию России из Азербайджана, Туркмении и Казахстана. Северное направление нефтепровода "Дружба" выходит на страны Балтии и рассматривается как сфера совместного использования Россией - для транспортировки своих нефтепродуктов, странами СНГ - для возможного увеличения транзита через территорию России.

    1. Подготовка нефти к транспортировке

    На начальном этапе разработки нефтяных месторождений, как правило, добыча нефти происходит из фонтанирующих скважин практически без примеси воды. Однако на каждом месторождении наступает такой период, когда из пласта вместе с нефтью поступает вода сначала в малых, а затем все в больших количествах. Примерно две трети всей нефти добывается в обводненном состоянии. Пластовые воды, поступающие из скважин различных месторождений, могут значительно отличаться по химическому и бактериологическому составу. При извлечении смеси нефти с пластовой водой образуется эмульсия, которую следует рассматривать как механическую смесь двух нерастворимых жидкостей, одна из которых распределяется в объеме другой в виде капель различных размеров. Наличие воды в нефти приводит к удорожанию транспорта в связи с возрастающими объемами транспортируемой жидкости и увеличением ее вязкости.

    Присутствие агрессивных водных растворов минеральных солей приводит к быстрому износу как нефтеперекачивающего, так и нефтеперерабатывающего оборудования. Наличие в нефти даже 0,1% воды приводит к интенсивному вспениванию ее в ректификационных колоннах нефтеперерабатывающих заводов, что нарушает технологические режимы переработки и, кроме того, загрязняет конденсационную аппаратуру.

    Легкие фракции нефти (углеводородные газы от этана до пентана) являются ценным сырьем химической промышленности, из которого получаются такие продукты, как растворители, жидкие моторные топлива, спирты, синтетический каучук, удобрения, искусственное волокно и другие продукты органического синтеза, широко применяемые в промышленности. Поэтому необходимо стремиться к снижению потерь легких фракций из нефти и к сохранению всех углеводородов, извлекаемых из нефтеносного горизонта для последующей их переработки.

    Современные комплексные нефтехимические комбинаты выпускают как различные высококачественные масла и топлива, так и новые виды химической продукции. Качество вырабатываемой продукции во многом зависит от качества исходного сырья, т. е. нефти. Если в прошлом на технологические установки нефтеперерабатывающих заводов шла нефть с содержанием минеральных солей 100--500 мг/л, то в настоящее время требуется нефть с более глубоким обессоливанием, а зачастую перед переработкой нефти приходится полностью удалять из нее соли.

    Наличие в нефти механических примесей (породы пласта) вызывает абразивный износ трубопроводов, нефтеперекачивающего оборудования, затрудняет переработку нефти, образует отложения в холодильниках, печах и теплообменниках, что приводит к уменьшению коэффициента теплопередачи и быстрому выходу их из строя. Механические примеси способствуют образованию трудноразделимых эмульсий.

    Присутствие минеральных солей в виде кристаллов в нефти и раствора в воде приводит к усиленной коррозии металла оборудования и трубопроводов, увеличивает устойчивость эмульсии, затрудняет переработку нефти. Количество минеральных солей, растворенных в воде, отнесенное к единице ее объема, называется общей минерализацией.

    При соответствующих условиях часть хлористого магния (MgCl) и хлористого кальция (CaCl), находящихся в пластовой воде, гидролизуется с образованием соляной кислоты. В результате разложения сернистых соединений при переработке нефти образуется сероводород, который в присутствии воды вызывает усиленную коррозию металла. Хлористый водород в растворе воды также разъедает металл. Особенно интенсивно идет коррозия при наличии в воде сероводорода и соляной кислоты. Требования к качеству нефти в некоторых случаях довольно жесткие: содержание солей не более 40 мг/л при наличии воды до 0,1%.

    Эти и другие причины указывают на необходимость подготовки нефти к транспорту. Собственно подготовка нефти включает: обезвоживание и обессоливание нефти и полное или частичное ее разгазирование.

    2. Способы транспортировки нефти

    С ростом добычи увеличивались объемы транспортировки нефтепродуктов, совершенствовались способы доставки. Долгое время это делалось весьма примитивно, караванным способом. Деревянные бочонки и бурдюки наполнялись нефтью или керосином, грузились на повозки и таким образом доставлялись до места. Или же по воде - в дубовых, а позже стальных бочках. Такой способ транспортировки был очень дорог, стоимость нефтепродуктов была слишком высока. В итоге, первой начав производство керосина, Россия оказалась не в состоянии поставлять его по приемлемым ценам даже на внутренний рынок: керосин закупался в Америке. В 1863 году этой проблемой заинтересовался Д.И. Менделеев. В качестве выхода он предложил перевозить нефтепродукты не в бочках, а в специально оборудованных трюмах судов методом налива. Этот метод перевозки получил название "русский способ". Через десять лет, когда идея была реализована братьями Артемьевыми и полностью себя оправдала, способ, предложенный великим русским ученым, стал применяться повсеместно.

    Ещё одним удобным способом транспортировки нефтепродуктов стал железнодорожный транспорт. В 1878 году, с целью удовлетворения стремительно растущего спроса на нефтепродукты, был издан указ о создании железнодорожной ветки Баку - Сураханы - Сабунчи длиной 20 км. Ее строительство было закончено 20 января 1880 года. Нефть впервые стали перевозить в специальных цистернах. География железнодорожных нефтеперевозок от мест добычи на нефтеперерабатывающие заводы, в хранилища или потребителям, привязана к так называемых нефтегазовым бассейнам. Некоторые железнодорожные направления - такие как Уральское, Нефте-Камское, Восточно-Сибирское, Бакинское, практически полностью загружены подвижными составами с грузами нефти и ГСМ. Объемы таких перевозок чрезвычайно велики: на настоящее время только по Азербайджанской железной дороге перевозят ежегодно до 14 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Более того, наблюдается рост объемов перевозок. Так в 2005 году ОАО "РЖД" доставило в Китай 9,3 млн тонн нефтепродуктов, в 2006 - 10,2 млн тонн. Пропускная способность границы позволяет РЖД поставить в 2007 году 15 млн тонн нефти и ГСМ в Китай. Общемировой объем железнодорожных нефтеперевозок возрастает каждый год на 3-4 %, а в России этот показатель достигает 6%.

    Несмотря на удобство железнодорожного способа перевозки нефтепродуктов на большие расстояния, нефтепродукты - такие как бензин, ДТ, или сжиженный газ - на небольшие расстояния до места реализации оптимально доставлять автоцистернами. Перевозка топлива таким способом заметно повышает его потребительскую стоимость. Рентабельность автоперевозок ограничивается расстоянием в 300-400 километров, что определяет их локальный характер - от нефтебазы до заправочной станции и обратно. У каждого вида транспортировки имеются свои плюсы и минусы. Наиболее быстрый воздушный способ очень дорог, требует особых мер безопасности, потому этим способом доставки пользуются редко - в случаях экстренной необходимости или невозможности доставить ГСМ иным путем. Например, в военных целях или в случаях фактической недоступности местности для иных, кроме воздушного, видов транспорта.

    Большинство нефтепромыслов находится далеко от мест переработки или сбыта нефти, поэтому быстрая и экономичная доставка «черного золота» жизненно важна для процветания отрасли.

    Самым дешевым и экологически безопасным способом транспортировки нефти являются нефтепроводы. Нефть в них движется со скоростью до 3 м/сек под воздействием разницы в давлении, создаваемой насосными станциями. Их устанавливают с интервалом в 70-150 километров в зависимости от рельефа трассы. На расстоянии в 10-30 километров в трубопроводах размещают задвижки, позволяющие перекрыть отдельные участки при аварии. Внутренний диаметр труб, как правило, составляет от 100 до 1400 миллиметров. Их делают из высокопластичных сталей, способных выдержать температурные, механические и химические воздействия. Постепенно все большую популярность обретают трубопроводы из армированного пластика. Они не подвержены коррозии и обладают практически неограниченным сроком эксплуатации.

    Нефтепроводы бывают подземными и наземными. У обоих типов есть свои преимущества. Наземные нефтепроводы легче строить и эксплуатировать. В случае аварии значительно легче обнаружить и устранить повреждение на трубе, проведенной над землей. В то же время подземные нефтепроводы менее подвержены влиянию изменений погодных условий, что особенно важно для России, где разница зимних и летних температур в некоторых регионах не имеет аналогов в мире. Трубы можно проводить и по дну моря, но поскольку это сложно технически и требует больших затрат, большие пространства нефть пересекает при помощи танкеров, а подводные трубопроводы чаще используют для транспортировки нефти в пределах одного нефтедобывающего комплекса.

    Различают три вида нефтепроводов. Промысловые, как понятно из названия, соединяют скважины с различными объектами на промыслах. Межпромысловые ведут от одного месторождения к другому, магистральному нефтепроводу или просто относительно удаленному промышленному объекту, находящемуся за пределами исходного нефтедобывающего комплекса. Магистральные нефтепроводы прокладывают для доставки нефти от месторождений до мест перевалки и потребления, к которым, в том числе, относятся нефтебазы, нефтеналивные терминалы, нефтеперерабатывающие заводы.

    Теоретические и практические основы строительства нефтепроводов разработал знаменитый инженер В.Г. Шухов, автор проекта телевизионной башни на Шаболовке. Под его руководством в 1879 году на Апшеронском полуострове создали первый в Российской империи промысловый нефтепровод для доставки нефти с Балаханского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы Баку. Его длина составила 12 километров. А в 1907 году также по проекту В.Г. Шухова построили первый магистральный нефтепровод длиной 813 километров, соединивший Баку и Батуми. Он эксплуатируется по сей день. Сегодня общая протяженность магистральных нефтепроводов в нашей стране составляет около 50 тысяч километров. Отдельные нефтепроводы часто объединяются в крупные системы. Наиболее протяженная из них - «Дружба», построенная в 1960-е годы для доставки нефти из Восточной Сибири в Восточную Европу (8 900 км). В Книгу рекордов Гиннеса внесен самый длинный на сегодня трубопровод в мире, длина которого составляет 3 787,2 километра. Он принадлежит компании Интерпровиншл Пайплайн Инкорпорейтед (Interprovincial Pipe Line Inc.) и протягивается через весь Североамериканский континент от Эдмонтона в канадской провинции Альберта до Чикаго и далее до Монреаля. Однако этот результат недолго будет сохранять лидерские позиции. Длина строящегося в настоящее время нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (ВСТО) составит 4 770 километров. Проект был разработан и реализуется корпорацией «Транснефть». Нефтепровод пройдет вблизи от месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, что даст стимул для более эффективной работы нефтедобывающих комплексов, развития инфраструктуры и создания новых рабочих мест. Нефть крупнейших российских компаний, таких как «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «ТНК-ВР» и «Газпром нефть», будет доставляться к потребителям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где экономика развивается наиболее динамично и постоянно растут потребности в энергоресурсах. По масштабам и значению для развития экономики страны ВСТО сопоставим с Байкало-Амурской железнодорожной магистралью.

    Поскольку применение трубопроводов экономически выгодно, а работают они в любую погоду и в любое время года, это средство транспортировки нефти действительно незаменимо - особенно для России, с ее огромными территориями и сезонными ограничениями на использование водного транспорта. Тем не менее, основной объем международных перевозок нефти осуществляют танкеры.

    Удобным транспортом для перевозки нефти и топлива являются морские и речные танкеры. Речные нефтеперевозки, в сравнении с железнодорожными, снижают затраты на 10-15%, и на 40% в сравнении с автомобильными. нефть транспортировка разлив авария

    Развитию отрасли способствует модернизация специализированной инфраструктуры. В Ленинградской области по реке Неве транспортируется около 5 млн тонн нефтепродуктов в год. Строительство новых нефтеналивных и портовых комплексов в 2007-2008 годах увеличит эти объемы в двое, а общий объем перевозок по Финскому заливу с 30-40 млн тонн увеличится до 100 млн тонн в год.

    Малотоннажные танкеры используются для специальных целей - в том числе для перевозок битумов; танкеры общего назначения, обладающие дедвейтом (общим весом грузов, которые принимает судно) в 16 500-24 999 тонн, применяются для перевозки нефтепродуктов; среднетоннажные танкеры (25 000-44 999 тонн) - для доставки как нефтепродуктов, так и нефти. Крупнотоннажными считаются танкеры дедвейтом более 45 000 тонн, и на них приходится основная нагрузка по транспортировке нефти морским путем. Для транспортировки нефти по речным артериям используют баржи дедвейтом 2 000 - 5 000 тонн. Первый в мире танкер, «наливной пароход» под именем «Зороастр», был построен в 1877 году по заказу «Товарищества братьев Нобель» на верфях шведского города Мотала. Пароход грузоподъемностью 15 тысяч пудов (около 250 тонн) использовался для доставки керосина наливом из Баку в Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань. Современные танкеры - это гигантские суда. Впечатляющие размеры объясняются экономическим «эффектом масштаба». Стоимость перевозки одного барреля нефти на морских судах обратно пропорциональна их размерам. Кроме того, число членов экипажа большого и среднего танкера примерно одинаково. Поэтому корабли-гиганты значительно сокращают расходы компаний на транспортировку. Однако не все морские порты в состоянии принять у себя супер-танкер. Для таких гигантов нужны глубоководные порты. Так, например, большинство российских портов из-за ограничений по фарватеру не способно принимать танкеры с дедвейтом более 130-150 тысяч тонн.

    Грузовые помещения танкера разделены несколькими поперечными и одной-тремя продольными переборками на резервуары - танки. Некоторые из них служат только для приема водного балласта. Доступ к танкам можно получить с палубы - через горловины небольшого размера с плотными крышками. Для снижения риска утечки нефти и нефтепродуктов в результате аварий в 2003 году Международная морская организация одобрила предложения Евросоюза об ускорении вывода из эксплуатации однокорпусных нефтяных танкеров. Уже с апреля 2008 года запрещены перевозки всех тяжелых видов топлива на судах, не оборудованных двойным корпусом.

    Нефть и нефтепродукты загружают в танкеры с берега, а разгрузку ведут при помощи корабельных насосов и трубопроводов, проложенных в танках и вдоль палубы. Однако супертанкеры дедвейтом более 250 тысяч тонн, как правило, просто не могут зайти в порт, будучи полностью загруженными. Их заполняют с морских платформ и разгружают, перекачивая жидкое содержимое на танкеры меньшего размера.

    Сегодня моря и океаны мира бороздят более 4000 танкеров. Большинство из них принадлежат независимым судоходным компаниям. Нефтяные корпорации заключают с ними договоры фрахтования, получая право на использование судна.

    Обеспечение технической и экологической безопасности в процессе транспортировки нефти

    Одним из наиболее перспективных путей ограждения среды от загрязнения является создание комплексной автоматизации процессов добычи, транспорта и хранения нефти. В нашей стране такая система впервые была создана в 70-х гг. и применена в районах Западной Сибири. Потребовалось создать новую унифицированную технологию добычи нефти. Раньше, например, на промыслах не умели транспортировать нефть и попутный газ совместно по одной системе трубопроводов. С этой целью сооружались специальные нефтяные и газовые коммуникации с большим количеством объектов, рассредоточенных на обширных территориях. Промыслы состояли из сотен объектов, причем в каждом нефтяном районе их строили по-своему, это не позволяло связать их единой системой телеуправления. Естественно, что при такой технологии добычи и транспорта много продукта терялось за счет испарения и утечки. Специалистам удалось, используя энергию недр и глубинных насосов, обеспечить подачу нефти от скважины к центральным нефтесборным пунктам без промежуточных технологических операций. Число промысловых объектов сократилось в 12-15 раз.

    По пути герметизации систем сбора, транспорта и подготовки нефти идут и другие крупные нефтедобывающие страны земного шара. В США, например, некоторые промыслы, расположенные в густонаселенных районах, искусно скрыты в домах. В прибрежной зоне курортного городах Лонг-Бич (Калифорния) построено четыре искусственных острова, где производится разработка морских площадей. С материком эти своеобразные промыслы связаны сетью трубопроводов длиной свыше 40 км и электрокабелем протяженностью 16,5 км. Площадь каждого острова 40 тыс.м2, здесь можно разместить до 200 эксплуатационных скважин с комплектом необходимого оборудования. Все технологические объекты декорированы - они спрятаны в башни из цветного материала, вокруг которых размещены искусственные пальмы, скалы и водопады. Вечером и ночью вся эта бутафория подсвечивается цветными прожекторами, что создает весьма красочное экзотическое зрелище, поражающее воображение многочисленных отдыхающих и туристов.

    Итак, можно сказать, что нефть - это друг, с которым надо держать ухо востро. Небрежное обращение с „черным золотом" может обернуться большой бедой. Вот еще один пример того, как излишняя любовь к нему привела к неприятным последствиям. Речь пойдет об уже упоминавшемся заводе по производству белково-витаминного концентрата (БВК) в г. Кириши. Как выяснилось, производство этого продукта и его применение чревато серьезными последствиями. Первые опыты были обнадеживающими. Однако в дальнейшем оказалось, что у животных при использовании БВК происходит глубокая патология в крови и в некоторых органах, во втором поколении снижается плодовитость и иммунологическая реакция. Вредные соединения (паприн) через мясо животных попадают к человеку и также оказывают на него неблагоприятное влияние. Производство БВК сопряжено с загрязнением окружающей среды. В частности в г. Кириши завод не был снабжен необходимой очистительной системой, что привело к систематическому выбросу в атмосферу белковых веществ, вызывающих аллергию и астму. Учитывая это, ряд зарубежных стран (Италия, Франция, Япония) приостановили у себя производство БВК.

    Все это говорит о том, что использование нефти и нефтепродуктов должно быть весьма аккуратным, продуманным и дозированным. Нефть требует к себе внимательного отношения. Это необходимо помнить не только каждому нефтянику, но и всем, кто имеет дело с продуктами нефтехимии.

    3. Аварийные разливы нефти

    Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов, имеющие место на объектах нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, при транспорте этих продуктов наносят ощутимый вред экосистемам, приводят к негативным экономическим и социальным последствиям.

    В связи с увеличением количества чрезвычайных ситуаций, которое обусловлено ростом добычи нефти, износом основных производственных фондов (в частности, трубопроводного транспорта), а также диверсионными актами на объектах нефтяной отрасли, участившимися в последнее время, негативное воздействие разливов нефти на окружающую среду становится все более существенным. Экологические последствия при этом носят трудно учитываемый характер, поскольку нефтяное загрязнение нарушает многие естественные процессы и взаимосвязи, существенно изменяет условия обитания всех видов живых организмов и накапливается в биомассе.

    Несмотря на проводимую в последнее время государством политику в области предупреждения и ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, данная проблема остается актуальной и в целях снижения возможных негативных последствий требует особого внимания к изучению способов локализации, ликвидации и к разработке комплекса необходимых мероприятий.

    Локализация и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предусматривает выполнение многофункционального комплекса задач, реализацию различных методов и использование технических средств. Независимо от характера аварийного разлива нефти и нефтепродуктов (ННП) первые меры по его ликвидации должны быть направлены на локализацию пятен во избежание распространения дальнейшего загрязнения новых участков и уменьшения площади загрязнения.

    3.1 Средства локализации аварий

    Боновые заграждения

    Основными средствами локализации разливов ННП в акваториях являются боновые заграждения. Их предназначением является предотвращение растекания нефти на водной поверхности, уменьшение концентрации нефти для облегчения процесса уборки, а также отвод (траление) нефти от наиболее экологически уязвимых районов.

    В зависимости от применения боны подразделяются на три класса:

    I класс - для защищенных акваторий (реки и водоемы);

    II класс - для прибрежной зоны (для перекрытия входов и выходов в гавани, порты, акватории судоремонтных заводов);

    III класс - для открытых акваторий.

    Боновые заграждения бывают следующих типов:

    самонадувные - для быстрого разворачивания в акваториях;

    тяжелые надувные - для ограждения танкера у терминала;

    отклоняющие - для защиты берега, ограждений ННП;

    несгораемые - для сжигания ННП на воде;

    сорбционные - для одновременного сорбирования ННП.

    Все типы боновых заграждений состоят из следующих основных элементов:

    · поплавка, обеспечивающего плавучесть бона;

    · надводной части, препятствующей перехлестыванию нефтяной пленки через боны (поплавок и надводная часть иногда совмещены);

    · подводной части (юбки), препятствующей уносу нефти под боны;

    груза (балласта), обеспечивающего вертикальное положение бонов относительно поверхности воды;

    · элемента продольного натяжения (тягового троса), позволяющего бонам при наличии ветра, волн и течения сохранять конфигурацию и осуществлять буксировку бонов на воде;

    · соединительных узлов, обеспечивающих сборку бонов из отдельных секций; устройств для буксировки бонов и крепления их к якорям и буям.

    При разливах ННП в акваториях рек, где локализация бонами из-за значительного течения затруднена или вообще невозможна, рекомендуется сдерживать и изменять направление движения нефтяного пятна судами-экранами, струями воды из пожарных стволов катеров, буксиров и стоящих в порту судов.

    В качестве локализующих средств при разливе ННП на почве применяют целый ряд различных типов дамб, а также сооружение земляных амбаров, запруд или обваловок, траншей для отвода ННП. Использование определенного вида сооружений обуславливается рядом факторов: размерами разлива, расположением на местности, временем года и др.

    Для сдерживания разливов известны следующие типы дамб: сифонная и сдерживающая дамбы, бетонная дамба донного стока, переливная плотинная дамба, ледяная дамба. После того как разлившуюся нефть удается локализовать и сконцентрировать, следующим этапом является ее ликвидация.

    3.2 Методы ликвидации аварии

    Существует несколько методов ликвидации разлива ННП: механический, термический, физико-химический и биологический.

    Одним из главных методов ликвидации разлива ННП является механический сбор нефти. Наибольшая эффективность его достигается в первые часы после разлива. Это связано с тем, что толщина слоя нефти остается еще достаточно большой. (При малой толщине нефтяного слоя, большой площади его распространения и постоянном движении поверхностного слоя под воздействием ветра и течения процесс отделения нефти от воды достаточно затруднен.) Помимо этого осложнения могут возникать при очистке от ННП акваторий портов и верфей, которые зачастую загрязнены всевозможным мусором, щепой, досками и другими предметами, плавающими на поверхности воды.

    Термический метод, основанный на выжигании слоя нефти, применяется при достаточной толщине слоя и непосредственно после загрязнения, до образования эмульсий с водой. Этот метод, как правило, применяется в сочетании с другими методами ликвидации разлива.

    Физико-химический метод с использованием диспергентов и сорбентов рассматривается как эффективный в тех случаях, когда механический сбор ННП невозможен, например при малой толщине пленки или когда разлившиеся ННП представляют реальную угрозу наиболее экологически уязвимым районам.

    Биологический метод используется после применения механического и физико-химического методов при толщине пленки не менее 0,1 мм.

    При выборе метода ликвидации разлива ННП нужно исходить из следующих принципов:

    все работы должны быть проведены в кратчайшие сроки;

    oпроведение операции по ликвидации разлива ННП не должно нанести больший экологический ущерб, чем сам аварийный разлив.

    Скиммеры

    Для очистки акваторий и ликвидации разливов нефти используются нефтесборщики, мусоросборщики и нефтемусоросборщики с различными комбинациями устройств для сбора нефти и мусора.

    Нефтесборные устройства, или скиммеры, предназначены для сбора нефти непосредственно с поверхности воды. В зависимости от типа и количества разлившихся нефтепродуктов, погодных условий применяются различные типы скиммеров как по конструктивному исполнению, так и по принципу действия.

    По способу передвижения или крепления нефтесборные устройства подразделяются на самоходные; устанавливаемые стационарно; буксируемые и переносные на различных плавательных средствах. По принципу действия - на пороговые, олеофильные, вакуумные и гидродинамические.

    Пороговые скиммеры отличаются простотой и эксплуатационной надежностью, основаны на явлении протекания поверхностного слоя жидкости через преграду (порог) в емкость с более низким уровнем. Более низкий уровень до порога достигается откачкой различными способами жидкости из емкости.

    Олеофильные скиммеры отличаются незначительным количеством собираемой совместно с нефтью воды, малой чувствительностью к сорту нефти и возможностью сбора нефти на мелководье, в затонах, прудах при наличии густых водорослей и т.п. Принцип действия данных скиммеров основан на способности некоторых материалов подвергать нефть и нефтепродукты налипанию.

    Вакуумные скиммеры отличаются малой массой и сравнительно малыми габаритами, благодаря чему легко транспортируются в удаленные районы. Однако они не имеют в своем составе откачивающих насосов и требуют для работы береговых или судовых вакуумирующих средств.

    Большинство этих скиммеров по принципу действия являются также пороговыми. Гидродинамические скиммеры основаны на использовании центробежных сил для разделения жидкости различной плотности - воды и нефти. К этой группе скиммеров также условно можно отнести устройство, использующее в качестве привода отдельных узлов рабочую воду, подаваемую под давлением гидротурбинам, вращающим нефтеоткачивающие насосы и насосы понижения уровня за порогом, либо гидроэжекторам, осуществляющим ва-куумирование отдельных полостей. Как правило, в этих нефтесборных устройствах также используются узлы порогового типа.

    В реальных условиях по мере уменьшения толщины пленки, связанной с естественной трансформацией под действием внешних условий и по мере сбора ННП, резко снижается производительность ликвидации разлива нефти. Также на производительность влияют неблагоприятные внешние условия. Поэтому для реальных условий ведения ликвидации аврийного разлива производительность, например, порогового скиммера нужно принимать равной 10-15% производительности насоса.

    Нефтесборные системы

    Нефтесборные системы предназначены для сбора нефти с поверхности моря во время движения нефтесборных судов, то есть на ходу. Эти системы представляют собой комбинацию различных боновых заграждений и нефтесборных устройств, которые применяются также и в стационарных условиях (на якорях) при ликвидации локальных аварийных разливов с морских буровых или потерпевших бедствие танкеров.

    По конструктивному исполнению нефтесборные системы делятся на буксируемые и навесные.

    Буксируемые нефтесборные системы для работы в составе ордера требуют привлечения таких судов, как:

    буксиры с хорошей управляемостью при малых скоростях;

    вспомогательные суда для обеспечения работы нефтесборных устройств (доставка, развертывание, подача необходимых видов энергии);

    суда для приема и накопления собранной нефти и ее доставки.

    Навесные нефтесборные системы навешиваются на один или два борта судна. При этом к судну предъявляются следующие требования, необходимые для работы с буксируемыми системами:

    хорошее маневрирование и управляемость на скорости 0,3-1,0 м/с;

    развертывание и энергообеспечение элементов нефтесборной навесной системы в процессе работы;

    накопление собираемой нефти в значительных количествах.

    Специализированные суда

    К специализированным судам для ликвидации аварийных разливов ННП относятся суда, предназначенные для проведения отдельных этапов или всего комплекса мероприятий по ликвидации разлива нефти на водоемах. По функциональному назначению их можно разделить на следующие типы:

    нефтесборщики - самоходные суда, осуществляющие самостоятельный сбор нефти в акватории;

    бонопостановщики - скоростные самоходные суда, обеспечивающие доставку в район разлива нефти боновых заграждений и их установку;

    универсальные - самоходные суда, способные обеспечить большую часть этапов ликвидации аварийных разливов ННП самостоятельно, без дополнительных плавтехсредств.

    Диспергенты и сорбенты

    Как говорилось выше, в основе физико-химического метода ликвидации разливов ННП лежит использование диспергентов и сорбентов.

    Диспергенты представляют собой специальные химические вещества и применяются для активизации естественного рассеивания нефти с целью облегчить ее удаление с поверхности воды раньше, чем разлив достигнет более экологически уязвимого района.

    Для локализации разливов ННП обосновано применение и различных порошкообразных, тканевых или боновых сорбирующих материалов. Сорбенты при взаимодействии с водной поверхностью начинают немедленно впитывать ННП, максимальное насыщение достигается в период первых десяти секунд (если нефтепродукты имеют среднюю плотность), после чего образуются комья материала, насыщенного нефтью.

    Биоремедитация

    Биоремедитация - это технология очистки нефтезагрязненной почвы и воды, в основе которой лежит использование специальных, углеводородоокисляющих микроорганизмов или биохимических препаратов.

    Число микроорганизмов, способных ассимилировать нефтяные углеводороды, относительно невелико. В первую очередь это бактерии, в основном представители рода Pseudomonas, а также определенные виды грибков и дрожжей. В большинстве случаев все эти микроорганизмы являются строгими аэробами.

    Существуют два основных подхода в очистке загрязненных территорий с помощью биоремедитации:

    стимуляция локального почвенного биоценоза;

    использование специально отобранных микроорганизмов.

    Стимуляция локального почвенного биоценоза основана на способности молекул микроорганизмов к изменению видового состава под воздействием внешних условий, в первую очередь субстратов питания.

    Наиболее эффективно разложение ННП происходит в первый день их взаимодействия с микроорганизмами. При температуре воды 15-25 °С и достаточной насыщенности кислородом микроорганизмы могут окислять ННП со скоростью до 2 г/м2 водной поверхности в день. Однако при низких температурах бактериальное окисление происходит медленно, и нефтепродукты могут оставаться в водоемах длительное время - до 50 лет.

    В заключение необходимо отметить, что каждая чрезвычайная ситуация, обусловленная аварийным разливом нефти и нефтепродуктов, отличается определенной спецификой. Многофакторность системы "нефть-окружающая среда" зачастую затрудняет принятие оптимального решения по ликвидации аварийного разлива. Тем не менее, анализируя способы борьбы с последствиями разливов и их результативность применительно к конкретным условиям, можно создать эффективную систему мероприятий, позволяющую в кратчайшие сроки ликвидировать последствия аварийных разливов ННП и свести к минимуму экологический ущерб.

    Заключение

    Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в окружающей среде. Основными источниками загрязнения нефтью являются: регламентные работы при обычных транспортных перевозках нефти, аварии при транспортировке и добычи нефти, промышленные и бытовые стоки.

    Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод, - все это обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах морских путей. Но утечки нефти могут происходить и на поверхности, в итоге нефтяное загрязнение обхватывает все области жизнедеятельности человека.

    Загрязнение влияет не только на окружающую нас среду, но и на наше здоровье. С такими быстрыми «разрушительными» темпами, вскоре все вокруг нас, будет непригодно для использования: грязная вода будет сильнейшим ядом, воздух насыщен тяжелыми металлами, а овощи и вообще вся растительность будет исчезать из-за разрушения структуры почвы. Именно такое будущее ожидает нас по прогнозам ученых примерно через столетие, но тогда будет поздно что-либо предпринимать.

    Постройка очистных сооружений, ужесточенный контроль за транспортировкой и добычей нефти, двигатели работающие за счет извлечения водорода из воды - это всего лишь начало списка того, что можно применить для очищения окружающей среды. Эти изобретения доступны и могут сыграть решающую роль мировой и Российской экологии.

    Использованная литература

    1. Вылкован А.И., Венцюлис Л.С, Зайцев В.М., Филатов В.Д. Современные методы и средства борьбы с разливами нефти: Научно-практическое пособие. - СПб.: Центр-Техинформ, 2000.

    2. Забела К.А., Красков В.А., Москвич В.М., Сощенко А.Е. Безопасность пересечений трубопроводами водных преград. - М.: Недра-Бизнесцентр, 2001.

    3. Материалы сайта infotechflex.ru

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Требования к планам ликвидации, их структура. Рекомендации международной ассоциации представителей нефтяной промышленности по охране окружающей среды.

      контрольная работа , добавлен 09.02.2016

      Причины аварий и катастроф на нефтебазе. Взрывы на промышленных предприятиях, поражающие факторы. Классификация источников аварийных ситуаций. Природные чрезвычайные ситуации. Резервуар для хранения нефти, возникновение пожаров. Методы оценки риска.

      курсовая работа , добавлен 21.09.2012

      Состояние проблемы прогнозирования и ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной разливом нефти. Сооружения магистральных нефтепроводов, их пожаро-взрывоопасность и причины возникновения аварий. Материально-техническое обеспечение спасательных работ.

      дипломная работа , добавлен 08.08.2010

      Работы по ликвидации производственных аварий и стихийных бедствий. Разведка очага поражения. Организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка людей. Организация первой медицинской помощи.

      контрольная работа , добавлен 23.02.2009

      Общая характеристика организации, сведения о месторасположении нефтесборного пункта. Анализ причин возникновения и сценариев наиболее вероятных аварий. Оценка обеспечения промышленной безопасности и достаточности мер по предупреждению аварий на объекте.

      курсовая работа , добавлен 07.01.2013

      Расчет численности личного состава формирований для деблокирования пострадавших из-под завалов, локализации и ликвидации аварий на КЭС, охраны общественного порядка. Определение количества сил разведки, пожаротушения, отрядов первой медицинской помощи.

      контрольная работа , добавлен 28.10.2012

      Причины техногенных аварий. Аварии на гидротехнических сооружениях, на транспорте. Краткая характеристика крупных аварий и катастроф. Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы при ликвидации крупных аварий и катастроф.

      реферат , добавлен 05.10.2006

      Основные задачи аварийно-спасательных служб. Организация аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий и катастроф. Особенности ликвидации последствий аварий на воздушном транспорте. Причины аварийной разгерметизации.

      контрольная работа , добавлен 19.10.2013

      Организационные основы осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и технического характера. Функционально-организационные структуры поисково-спасательной службы по делам гражданской обороны.

      отчет по практике , добавлен 03.02.2013

      Обобщение основных сведений о ряде химически опасных веществах (их физико-токсикологическая характеристика, влияние на человеческий организм), о первой помощи и средствах защиты от этих ХОВ. Методы предотвращения и правила организации ликвидации аварий.

    Предприятия используют большое количество различных веществ для осуществления технологических процессов. Для каждого вида веществ существует свой определенный вид средства тушения. Основным огнетушащим средством является вода . Она стоит дешево, охлаждает место горения, а образующийся при испарении воды пар разбавляет горящую среду. Вода также механически воздей­ствует на горящее вещество – есть срывает пламя. Объем образо­вавшегося пара в 1700 раз больше объема использованной воды.

    Нецелесообразно тушить водой горючие жидкости, так как это может значительно увеличить площадь пожара. Опасно применять воду при тушении оборудования, на­ходящегося под напряжением, во избежание поражения элект­рическим током. Для тушения пожаров используются установки водяного по­жаротушения, пожарные автомобили или водяные стволы. Вода в них подается от водопроводов через пожарные гидранты или кра­ны, при этом должно быть обеспечено постоянное и достаточное давление воды в водопроводной сети. При тушении пожаров внут­ри зданий используют внутренние пожарные краны, к которым подсоединяют пожарные рукава.

    Противопожарное отопление – это комплекс устройств для подачи воды к месту пожара. Регламентируется документами: СНиП 2.04.01 – 85. «Внутренний водопровод и канализация зданий»; СНиП 2.04.02 – 84. «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

    Противопожарный водопровод рассчитан на подачу необходимого для тушения пожара количества воды под соответствующим напором в течение не менее 3 часов. На наружной водопроводной сети на расстоянии 4 – 5 метров от зданий вдоль домов через 80 – 120 метров устанавливаются краны-гидранты, в которым при пожаре присоединяют гибкие рукава с брандспойтами.

    В соответствии с требованиями СНиП 2.04.01 – 85 устраивается также внутренний противопожарный водопровод, который обеспечивает:

    · наличие воды в стоянках внутренних пожарных кранов;

    · орошение помещений расчетным количеством струй (для получения струй производительностью до 4 л/с следует применять пожарные краны и рукава диаметром 50 мм для пожарных струй большей производительности – 65 мм).

    Для автоматического водяного по­жаротушения применяются спринклерные и дренчерные установки. Спринклерные установки – это разветвленная, заполненная водой система труб, которая оборудована спринклерными головками, чьи выходные отверстия запаяны легкоплавким составом.


    При пожаре эти отверстия сами расплавляются и орошают охранную зону водой. Дренчерные установки – это система трубопроводов внутри здания, на которых установлены специальные головки с диаметром (8, 10, 13 мм) розеточного типа, способные оросить до 12 м 2 пола.

    Для тушения твердых и жидких веществ применяют пены . Их огнегасительные свойства определяются кратностью (отношением объема пены к объему ее жидкой фазы), стойкостью, дисперсностью и вязкостью. В зависимости от условий и способа получения пена может быть:

    · химической – это концентрированная эмульсия окиси уг­лерода в водном растворе минеральных солей;

    · воздушно-механической (кратность 5 – 10), которую полу­чают из 5 %-х водных растворов пенообразователей.

    При тушении пожаров газами используют двуокись углерода, азот, аргон, дымовые или отработанные газы, пар. Их огнегасительное действие основано на разбавлении воздуха, то есть на снижении концентрации кислорода. При тушении пожаров используют углекислотные огнетушители (ОУ-5, ОУ-8, УП-2м), если в состав молекул горящего вещества входит кислород, щелочные и щелочноземельные металлы. Для тушения электроустановок необходимо применять порошковые огнетушители (ОП-1, ОП-1О), заряд которых состоит из бикарбоната натрия, талька и стеараторов железа, алюминия.

    Тушение паром применяют при ликвидации небольших пожаров на открытых площадках, в закрытых аппаратах и при ограниченном воздухообмене. Концентрация водяного пара в воздухе должна быть примерно 35 % по объему.

    В качестве одного из самых распространенных средств тушения на промышленных объектах является песок , в частности на предприятиях песок хранится в специальных емкостях в строго определенном месте.

    Необходимое количество пожарных приемов определяется в зависимости от категории помещения и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности, предельной защищаемой площади одним пожарным приемом и класса пожара по ИСО № 3941 – 77.

    Первичные средства пожаротушения установлены на специальных пожарных щитах или в других доступных местах. На предприятии они размещены: в пожарных шкафах, коридорах, при выходе из помещений, а также в пожароопасных местах. Для указания местонахождения огнетушителей на объекте установлены знаки согласно ГОСТ 12.4.026 – 76 «Цвета сигнальные и знаки безопасности».