Все о тюнинге авто

Установка пролетных строений. Монтаж металлических пролетных строений кранами большой грузоподъемности. Омоноличнвание и гидроизоляция пролетных строений

Для установки балок длиной 12--42 м и массой до 90 т автодорожных и городских мостов, путепроводов и эстакад используют специальные шлюзовые краны различных типов, в нашем случае, исходя из технико-экономического сравнения, выбран монтаж балок консольно-шлюзовым монтажным краном, КШМ-35.

КШМ-35 представляет собой мобильный кран, перевозимый целиком без разборки на элементы или с минимальным разъединением на блоки и обеспечивающие существенное повышение технических показателей.Запроектированный в 1973 г. СКВ Главмостостроя при участии ВНИИ транспортного строительства, предназначен для установки пролетных строений длиной до 22,16 м и массой с учетом строповочных обустройств до 35т. Конструкция консольно-Шлюзового крана в отличие от других шлюзовых кранов позволяет транспортировать его по автомобильным дорогам без демонтажа главной балки и полиспастов. Это позволяет тратить минимум времени и труда на приведение крана в рабочее и транспортное положение. Кран состоит из следующих основных узлов: тягача КрАЗ-258 с противовесом, главной балки, передней и задней опор с тележками поперечного перемещения, двух пневматических и двух грузовых тележек с траверсами, двух тяговых и двух грузовых лебедок, путей поперечного перемещения крана. Главная балка крана в рабочем положении опирается на две опоры, из которых задняя -- жесткая, а передняя -- шарнирная. У крана КШМ-35 проектировки 1975 г. передняя часть главной балки поворачивается вокруг горизонтального шарнира и ложится на заднюю часть, что позволяет уменьшить длину главной балки в транспортном положении.

Главная балка крана в рабочем положении опирается на две опоры, из которых задняя - жесткая, а передняя - шарнирная. В кране КШМ-35 главная балка запроектирована из трех блоков длиной около 19 м (задней), 10 м (средней) и 12 м (передней). По нижнему поясу главной балки передвигаются две грузовые тележки, предназначенные для приема, использования и опускания пролетных строений на опоры моста.

На задней консольной части главной балки смонтированы грузовые и тяговые лебедки для подъема пролетных строений и передвижения грузовых тележек. Пути поперечного перемещения крана служат для установки пролетного строения в проектное положение поперек моста. Передний путь устанавливается на опоре моста, задний - на концах блоков ранее установленного пролетного строения.

Для приведения крана в рабочее положение автотягач соединяют с задним концом главной балки, затем поднимают передний конец балки, выкатывают транспортную тележку, поворачивают переднюю опору в вертикальное положение, подвешивают к ней поперечный путь для катания крана по опоре, укладывают поперечный путь для перемещения задней опоры. После этого кран медленно перемещают автотягачом в пролет моста, устанавливают переднюю и заднюю опоры, поднимают главную балку, выкатывают вторую транспортную тележку и отводят тягач.

Под первую монтируемую балку (Б2) устанавливаются деревянные подпорки, для предотвращения ее опрокидывания. Последующие балки закрепляются к предыдущей сваркой выпусков арматуры полок. После завершения монтажа деревянные подпорки демонтируются.

  • 1. Устанавливается продольная арматура 8Ш18S500;
  • 2. Устанавливается опалубка, подаваемая с земли или с лодки, при помощи ручной лебедки. Опалубка фиксируется деревянной доской (поз. 2) и расклинкой (поз. 1);
  • 3. Бетон для омоноличивания подается из автобетоносмеситиля, передвигающегося непосредственно по пролетному строению. Бетон тщательно уплотняется глубинным вибратором;
  • 4. Демонтаж опалубки производится при помощи ручной лебедки на землю или лодки.

Затем устраивается выравнивающий слой толщиной 3см.:

  • 1. Устанавливаем виброрейку на деревянные направляющие при помощи автокрана;
  • 2. Бетон подается из автобетоносмеситиля, передвигающегося непосредственно по пролетному строению;
  • 3. Демонтаж виброрейки.

Устройство оклеечной гидроизоляции «Мостопласт» проезжей части и тротуаров толщиной 1 см.

  • - нижний слой покрытия толщиной 7см из горячего асфальтобетона пористых крупнозернистых смесей, плотность каменных материалов 2,5-2,9 т/м 3 ;
  • - верхний слой покрытия толщиной 4см из горячего асфальтобетона плотных мелкозернистых смесей, плотность каменных материалов 2,5-2,9 т/м 3 .

Применяемая техника при укладке асфальтобетонного покрытия:

  • 1. Асфальтоукладчик на колесном ходу;
  • 2. Самосвал;
  • 3. Автогудронатор;
  • 4. Каток самоходный.

Сооружается по обе стороны насыпи в начале и конце моста лестничные сходы.Завершающий этап строительства - ликвидация стройки: разборка и вывоз всех вспомогательных конструкций и механизмов, расчистка территории от строительного мусора, расчистка русла, разборка объездной дороги.

Сроки строительства существенно сокращаются при применении цельноперевозимых или крупноблочных конструкций и установке их кранами.

Монтаж пролетных строений может производиться стреловыми, козловыми, консольными кранами, а также крановыми агрегатами. После установки блоков производится выверка положения конструкции в плане и профиле и устройство, стыков.

Надвижка пролетных строений

При строительстве металлических мостов встречается продольная и поперечная надвижка пролетных строений.

Продольную надвижку применяют для установки пролетных строений, собранных на насыпи по оси моста. При надвижке небольших пролетных строений к низу конструкции прикрепляют салазки из швеллеров, стальных листов или уголков. Перемещают надвигаемую конструкцию по рельсам.

Рис. 9.19 – Схема надвижки металлических пролетных строений со сплошной стенкой: 1 – монтажный кран; 2 – тележка для перемещения пролетного строения на насыпи; 3 – тупик для улавливания тележек; 4 – каретки; 5 – аванбек; 6 – временная накладка

Сборка пролетных строений может осуществляться на подмостях параллельно оси моста. В этом случае для установки пролетных строений в проектное положение применяют поперечную надвижку . Для этого под опорными узлами пролетного строения сооружают пирсы из инвентарных металлеконструкции, по которым укладывается нижний накаточный путь. Верхние накаточные пути закрепляют на поперечных балках. После перемещения на постоянные опоры пролетное строение поддомкрачивают и устанавливают на опорные части.

Установка пролетных строений с помощью плавучих средств

Установка пролетных строений с помощью плавучих средств позволяет организовать сборку в стороне от створа моста и при многопролетных мостах может дать существенное сокращение сроков строительства.

Пролетные строения собирают на сплошных подмостях с низовой стороны от строящегося моста. Для выкатки пролетных строений в русло и установки на плавучие опоры устраивают пирсы, по которым собранную конструкцию перемещают поперечной (чаще) или продольной передвижкой.

34. Способы монтажа стальных пролетных строений мостов кранами

Для монтажа металлических пролетных строений используют краны большой грузоподъемности :

    плавучие грузоподъемностью до 1000 т. и более;

    самоходные железнодорожные до 250 т;

    стреловые на автомобильном и гусеничном ходу грузоподъемностью до 170 т;

    консольные железнодорожные грузоподъемностью до 130 т;

    самоходные козловые грузоподъемностью до 65 т;

Консольные железнодорожные краны могут монтировать одним блоком металлические сплошностенчатые пролетные строения железнодорожных мостов с ездой поверху длиной до 45,8 м, а длиной до 55,8 м. – двумя блоками (для этого в пролете сооружают временную опору). У ГЭПК–130 есть возможность поворота стрелы с выносом до 5,3 м. от оси пути.

Краном монтируют укрупненные на подходе к мосту пролетные, строения или блоки. Их выкладывают на шпальных клетках вдоль насыпи подхода. Блок стропуют к крюку, стрела крана поворачивается к оси моста, и локомотив подает кран по мосту с ездой поверху к месту монтажа блока. После установки и закрепления блока на опорах кран возвращается назад за следующим блоком. Таким образом, монтаж осуществляется «с головы».

Иногда консольный кран используют для установки укрупненного (длиной в несколько панелей) пространственного блока пролетного строения пролетом 55, 66 и даже 88 м. Затем их монтируют навесным способом (число промежуточных опор в первом пролете при этом, естественно, сокращается). Общая схема монтажа такого пролетного строения краном ГЭПК–130У показана на (рис. 6.16).

Рис. 6.16 – Схемы установки пролетных строений с ездой понизу: а – цельного пролетного строения; б – крупными блоками; 1 – консольный кран; 2 – пролетное строение; 3 – блок пролетного строения; 4 – временное пролетное строение; 5 – опора моста; 6 – временная опора

Железнодорожные стреловые краны ЕДК–500, ЕДК–1000, ЕДК–2000 грузоподъемностью соответственно 80, 125 и 250 т. и др. широко применяют для восстановления и монтажа однопролетных мостов, а также путепроводов (рис. 6.17). Для работы ему нужны железнодорожные подъезды и возможность использовать выносные опоры (в этом случае реализуется максимальная грузоподъемность крана).

Рис. 6.17 – Схема установки блоков пролетных строений стреловым краном ЕДК–1000: 1 – кран; 2 – новое пролетное строение; 3 – старое пролетное строение; 4 – блок, подготовленный для подачи под кран; 5 – блок, устанавливаемый на опоры

Монтаж «с головы» ограничен грузоподъемностью кранов, которая существенно уменьшается с увеличением длины пролетного строения. Если можно использовать выносные опоры (аутригеры) крана, необходима проверка несущей способности пролетного строения на давление аутригера при монтаже.Отечественные и зарубежные автодорожные стреловые краны на автомобильном, пневматическом и гусеничном ходу, а также на спецшасси в последние годы широко используют благодаря их значительной грузоподъемности. Особенно часто их применяют на строительстве автодорожных мостов, путепроводов и эстакад для монтажа как «с головы», так и «снизу» (из–под моста). По смонтированному пролетному строению устраивают проезд, кран (гусеничный, например) устанавливают в районе опоры монтируемого пролета. Под кран подвозят балковозом блок пролетного строения, стропуют его и монтируют с поворотом стрелы. Обязательно надо проверить пролетное строение с неомоноличенными балками на нагрузку от крана с грузом.

Козловые краны (рис. 6.18) отличаются постоянством грузоподъемности и способностью перемещаться с грузом. При недостаточной грузоподъемности одного козлового крана блоки можно монтировать двумя.

Рис. 6.18 – Схема монтажа автодорожных сталежелезобетонных 42–метровых пролетных строений козловым краном К–451М: 1 – склад металлоконструкций; 2 – площадка для монтажа блоков пролетного строения; 3 – кран; 4 – блок, устанавливаемый на опоры; 5 – смонтированное пролетное строение; 6 – подкрановая эстакада; 7 – подъездная автомобильная дорога; 8 – устой

Монтаж козловыми кранами целесообразен в городских условиях, на сухих поймах и несудоходных реках, когда можно устроить низководные эстакады и подкрановые пути. Высота капитальных опор не должна превышать 15 м.Краны размещают на насыпи подходов, даже не досыпанной до проектных отметок. С помощью козлового крана сравнительно просто возводят опоры, монтируют пролетные строения, укладывают сборную плиту проезжей части.Плавучие краны грузоподъемностью 100, 200, 350 т. – самоходные и полноповоротные, арендовать их особенно целесообразно в крупных портовых городах. Есть также плавучие краны грузоподъемностью от 500 до 3000 т, которые, как правило, используют для подъема затонувших судов. В 1980–х годах Мостострой–6 использовал плавкран грузоподъемностью 1000 т. на строительстве моста через р. Неву у пос. Марьино Ленинградской области. Стоимость аренды таких кранов достаточно высока, но технология существенно упрощается.Сборка выполняется на берегу в зоне действия плавкрана, после чего укрупненный блок транспортируется на крюке крана к месту установки. Блоки можно также доставлять к крану на плавсредствах (баржах, плашкоутах). Кран заблаговременно закрепляется в акватории вблизи будущего моста якорями адмиралтейского типа и якорями–присосами из железобетона.Плавучие краны подразделяются на плавкраны общего назначения, специализированные сборно–разборные и краны, установленные на плавсредства.Плавкраны общего назначения представляют собой самоходные полноповоротные или неповоротные краны грузоподъемностью от 5 до 1000 т. В мостостроении их используют для сооружения опор и монтажа пролетных строений.На (рис. 6.19) в качестве примера показан полноповоротный плавкран грузоподъемностью 5 т, а на (рис. 6.20) – неповоротный кран «Витязь» грузоподъемностью 1000 т. Как правило, плавкраны этой группы арендуют в портах.

Рис 6.19 – Плавкран ПКЛ–5/30: 1 – коромысло; 2 – тяга изменения вылета стрелы; 3 – машинное отделение; 4 – поворотный механизм

Рис. 6.20 – Плавучий кран «Витязь»: 1 – понтон; 2 – лебедка изменения вылета стрелы; 3 – лебедка; 4 – лебедка вспомогательного подъема; 5 – судовой кран; 6 – лебедка главного подъема; 7 – стрела; 8, 9 – подвески соответственно главного и вспомогательного подъемов.

Специализированные сборно–разборные плавкраны выпускаются специально для сооружения мостов. Известны плавкраны проектировки института Трансмост ПРК–30/40, ПРК–100 и др. Их характеристики приведены в таблице 6.3.Общий вид такого крана приведен на (рис. 6.21). Перемещение плавкранов по акватории производится якорными лебедками (рис. 6.22), закрепленными на плашкоутах. Надо учитывать, что плавучие краны сужают фарватер реки.

Рис. 6.21 – Плавучий разборный кран ПРК–80: 1, 2 – подвески соответственно главного и вспомогательного полиспастов; 3 – оттяжка стреловая; 4, 5 – трос лебедки вспомогательного и главного полиспастов соответственно; 6 – качающаяся стойка; 7 – стреловой полиспаст; 3 – кранблок; 9 – плашкоут; 10 – электростанция; 11 – грузовая лебедка; 12 – опорный узел; 13 – кабина управления; 14 – стрела; 15 – установка манипуляторной лебедки

Рис. 6.22 – Схема расчаливания плавкрана: 1 – плавкран; 2 – якорные лебедки; 3 – расчалки из стальных канатов; 4 – железобетонные якоря–присосы; 5 – опора

Страница 4 из 6

Состав монтажных работ

В состав монтажных работ входят транспортировка конструкций с завода-изготовителя на приобъектный склад, подготовка элементов на складе, подача их под монтаж и сборка пролетных строений с установкой в пролет.

Перевозка металлоконструкций с заводов производится железнодорожным и смешанным транспортом. Требования габарита накладывают ограничения на размеры перевозимых монтажных блоков и определяют максимальные длины цельноперевозимых конструкций, которые не превышают 45 м.

Доставленные на строительную площадку элементы складируют, устраняют возникшие в процессе перевозки деформации, очищают от грязи и коррозии, наносят маркировку, облегчающую монтаж, производят укрупнительную сборку. Особое внимание уделяется очистке контактных поверхностей элементов в узловых соединениях при стыках на высокопрочных болтах. Очистку производят стальными щетками, огневым способом - пламенем ацетилено-кислородной горелки с последующим удалением продуктов сгорания металлическими щетками и пескоструйными аппаратами. Для защиты от коррозии очищенный металл в зоне стыков может покрываться консервирующим составом, не снижающим фрикционных свойств соединений, в других местах - окрашивается.

Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и других операций склады оборудуются козловыми и стреловыми (железнодорожными, пневмоколесными, гусеничными) кранами.

Монтажные соединения могут быть сварные и на высокопрочных болтах. Сварные монтажные соединения выполняют автоматическим или полуавтоматическим способом. Ручная сварка допускается лишь как исключение. Схема сварного стыка сплошностенчатой балки с выполнением швов автоматической сваркой разработана институтом электросварки им. Е. О. Патона. Первоначально сваривают горизонтальный лист нижнего пояса (3) (рис. 9.14). Затем устанавливают вставку (2) вертикальной стенки и выполняют вертикальные швы, после чего вваривают вставку (1) верхнего пояса. Горизонтальные швы выполняют сварочным автоматом, вертикальные швы - специальным автоматом, перемещающимся вертикально вдоль сварного шва с помощью зубчатой рейки. Угловые швы по верхнему и нижнему поясам балок выполняют полуавтоматической сваркой в среде углекислого газа.

Рис. 9.14 - Монтажный сварной стык главных балок со сплошной стенкой (I-V - очередность наложения сварных швов)

При соединениях на высокопрочных болтах в процессе сборки совмещают монтажные отверстия, фиксируя положение элементов пробками и заполняя ими не менее 10% отверстий. В остальные отверстия в стыке устанавливают высокопрочные болты, затягивая их до нормативного усилия, после чего пробки также заменяют болтами.

Натяжение высокопрочных болтов до проектного усилия может производиться двумя способами.

Первый способ основан на контролировании момента закручивания. Вначале болты затягивают пневматическими гайковертами до усилия, составляющего 80-90% расчетного. Дотягивание до расчетного усилия производится ручными динамометрическими ключами с индикатором момента закручивания. При втором способе величиной, контролируемой при натяжении, является угол поворота гайки, зависящий от числа тел (листов) в соединяемом пакете. Натягивают болты пневматическими гайковертами, оттарированными таким образом, чтобы в процессе закручивания гайки поворачивались на необходимый угол.

Помимо сварных и болтовых соединений, находят применение комбинированные болто-сварные стыки. Стенки при этом соединяются с помощью высокопрочных болтов, а пояса - автоматической сваркой.

Сборка пролетных строений на подмостях

При сборке на подмостях пролетные строения со сквозными главными фермами опираются на подмости в каждом узле, со сплошной стенкой - во всех монтажных стыках. Поэтому для сборки сквозных пролетных строений (рис. 9.15) устраивают сплошные подмости (1), опирающиеся на временные опоры (5), а для сборки пролетных строений со сплошной стенкой - только временные опоры под монтажными стыками.

Рис. 9.15 - Схема монтажа металлического пролетного строения со сквозными главными фермами на подмостях: 1 - подмости; 2 - смонтированная часть пролетного строения; 3 - устанавливаемый элемент; 4 - сборочный кран; 5 - временные опоры

Подмости устраивают из универсальных инвентарных конструкций мостов (УИКМ), мостовых инвентарных конструкций (МИК), другого инвентарного имущества. Деревянные подмости используют в отдельных случаях при технико-экономическом обосновании целесообразности их применения.

Элементы УИКМ собираются из равнобоких уголков с высотой полки от 75 до 120 мм. Сечение стоек, поясов, других элементов подмостей может компоноваться из одного, двух, трех или четырех уголков. В узлах элементы соединяются фасонками и накладками на болтах диаметром 22 и 27 мм. Элементы МИК выполнены из стальных труб диаметром 95, 159 и 203 мм с фланцами и проушинами на концах для соединения элементов болтами.

Для сборки пролетных строений используются козловые, стреловые и другие монтажные краны, которые могут перемещаться по подмостям или непосредственно по собираемым конструкциям.

Сборка пролетных строений может быть ярусной, секционной или комбинированной.

При ярусной сборке пролетное строение монтируется по всей длине снизу вверх. Вначале на подмостях собирают нижние пояса, нижние продольные связи, выкладывают балочную клетку при езде понизу. Это так называемая низовая сборка. Затем производится верховая сборка - монтаж элементов решетки и верхних поясов с верхними продольными связями. После сборки всего пролетного строения производится проверка правильности геометрических размеров и постановка высокопрочных болтов. Ярусная сборка обеспечивает высокую точность монтажа, но требует больше времени на монтаж, чем другие способы.

Секционная сборка предполагает попанельную сборку пролетного строения. При сборке очередной панели (секции) на подмостях выкладываются элементы нижнего пояса, нижних продольных связей и проезжей части, решетки, верхних поясов и верхних продольных связей, производится сболчивание узлов собранной панели, после чего начинается монтаж следующей панели. Достоинство секционной сборки - сокращение сроков монтажа.

Если сборка ведется комбинированным способом , то после низовой сборки начинается сборка секций с непосредственной установкой болтов.

Для удобства монтажа и регулирования конструкции при выверке положения под каждым узлом устраивают по две сборочные клетки (3) (рис. 9.16) из деревянных брусьев, между которыми под центром узла устанавливают домкраты (4), используемые при выправке пролетного строения.

Рис. 9.16 - Схема опирания узлов пролетного строения на подмости: 1 - распределительный пакет из рельсов; 2 - клинья; 3 - сборочная клетка; 4 - домкрат

После завершения всех операций по сборке производится установка пролетных строений на опорные части. Для этого применяют домкраты, размещаемые под крайними так называемыми домкратными поперечными балками. При этом под узлами пролетных строений выкладывают страховочные клетки с клиньями, с помощью которых между клетками и узлами в процессе всего опускания сохраняется зазор 2-3 мм.

По окончании монтажных работ производится окраска пролетного строения двумя слоями краски с предварительной очисткой элементов от грязи, шпаклевкой и грунтовкой.

Навесная и полунавесная сборка пролетных строений

При навесной и полунавесной сборке монтаж пролетных строений ведется от опоры в пролет и пролетное строение работает как консоль. Если пролетное строение при этом в отдельных узлах опирается на подмости или временные опоры (рис. 9.17, а), имеет место полунавесная сборка, если временных опор нет,- навесная (рис. 9.17, б).

Рис. 9.17 - Схемы полунавесного (a) и навесного (б) монтажа металлических пролетных строений: 1 - монтажный кран; 2 - анкерный пролет, собранный на насыпи подхода; 3 - временные соединительные элементы

Часто навесная сборка ведется уравновешенным способом в обе стороны от опоры. Особенно удобен этот метод для монтажа неразрезных пролетных строений. Если таким способом монтируют балочные разрезные пролетные строения, на период монтажа их объединяют в неразрезную систему постановкой дополнительных элементов. Навесной монтаж может быть и односторонним, когда сборка внавес ведется в одну сторону от опоры.

При полунавесной сборке несколько панелей пролетного строения собирают на сплошных подмостях. Длина монтируемого участка выбирается из условия обеспечения устойчивости конструкции при монтаже внавес следующих панелей до опирания на временные опоры. Количество и расстановку временных опор выбирают из условия устойчивости пролетных строений на всех стадиях монтажа. Противовесная (анкерная) часть пролетного строения (2) может быть собрана на насыпи подхода (см. рис. 9.17, б). В этом случае отпадает надобность в устройстве специальных подмостей. В качестве анкерного при этом используется конструкция последующего пролетного строения, разбираемая после окончания монтажа пролетного строения в первом пролете. Пролетное строение, закрепленное за анкерное постановкой временных элементов (3), монтируется внавес или полунавес. Аналогично ведется монтаж пролетных строений, перекрывающих следующие пролеты. Элементы под монтаж подаются по смонтированной части конструкции или в случае уравновешенной навесной сборки по воде.

При навесном и полунавесном монтаже соблюдается определенный порядок сборки пролетных строений, при котором в процессе монтажа последовательно собираются геометрически неизменяемые секции в виде треугольников.

Монтаж панелей с нисходящими раскосами (рис. 9.18, а) начинается с установки элементов I нижнего пояса и нижних продольных связей. Постановкой раскосов II образуются жесткие треугольники, что позволяет после установки продольных балок подавать элементы под монтаж непосредственно в собираемую панель. Затем устанавливаются поперечная балка, стойки III, верхние пояса IV и верхние продольные связи пролетного строения.

Рис. 9.18 - Порядок монтажа панелей металлических мостов: а - с нисходящими раскосами; б - с восходящими раскосами

Более сложен монтаж панелей с восходящими раскосами (рис. 9.18, б), так как замыкание треугольников при монтаже снизу вверх происходит только после установки элементов верхнего пояса, т. е. на завершающем этапе монтажа.

При навесной и полунавесной сборке монтажные краны, как правило, перемещаются в уровне верхнего пояса смонтированной части пролетного строения, для чего по верхним поясам устраивается рельсовый подкрановый путь. В качестве монтажных наибольшее распространение получили жестконогие деррик-краны, грузоподъемность которых не зависит от вылета стрелы. Недостаток кранов - возможность монтажа только перед собой или сбоку.

Для удобства работ по устройству стыков и соединений узлы пролетного строения обстраивают подмостями.

Установка пролетных строений кранами

Сроки строительства существенно сокращаются при применении цельноперевозимых или крупноблочных конструкций и установке их кранами.

Цельноперевозимые пролетные строения устанавливаются непосредственно на постоянные опоры. Для монтажа сборных конструкций под монтажными стыками сооружают временные опоры из инвентарных металлоконструкций. В состав монтажных работ при установке пролетных строений кранами входит строповка и подъем монтажных блоков, перемещение в пролет, установка на временные или капитальные опоры и устройство мостового полотна.

Монтаж пролетных строений может производиться стреловыми, козловыми, консольными кранами, а также крановыми агрегатами. После установки блоков производится выверка положения конструкции в плане и профиле и устройство, стыков.

Консольными кранами на железнодорожном ходу можно устанавливать пролетные строения как со сплошной стенкой, так и со сквозными фермами. При пролетах до 44 м установка пролетных строений производится целиком, при больших пролетах - отдельными блоками, масса которых определяется грузоподъемностью крана. Пролетные строения собирают на насыпи подхода. Перемещение крана с монтируемым блоком в пролет производится по смонтированной части моста или по подмостям.

При достаточной глубине воды, а также при установке блоков большой массы применяют плавучие краны промышленного изготовления или собранные из мостовых инвентарных конструкций.

Мостовое полотно железнодорожных мостов с ездой на поперечинах устраивают путем раскладки мостовых брусьев, прикрепления их к балкам, установки рельсов или контррельсов. При железобетонной плите производится раскладка блоков плит или бетонирование монолитной плиты. Затем устраивается гидроизоляция и мостовое полотно. Работы по монтажу плиты ведутся с помощью стреловых кранов.

Надвижка пролетных строений

При строительстве металлических мостов встречается продольная и поперечная надвижка пролетных строений.

Продольную надвижку применяют для установки пролетных строений, собранных на насыпи по оси моста. При надвижке небольших пролетных строений к низу конструкции прикрепляют салазки из швеллеров, стальных листов или уголков. Перемещают надвигаемую конструкцию по рельсам. Для надвижки пролетных строений со сплошной стенкой (рис. 9.19) применяют надвижку по роликам, объединенным в каретки (4) и установленным на насыпи, временных и капитальных опорах. На насыпи подходов вместо кареток могут использоваться тележки (2). К нижним поясам балок прикрепляют верхний накаточный путь в виде деревянных поперечин и рельсов, повернутых головкой вниз. Для предотвращения поперечных смещений пролетных строений в процессе надвижки ролики снабжаются ребордами. Так как пролетные строения в процессе надвижки испытывают деформации, каретки устраивают таким образом, чтобы положение роликов соответствовало очертанию верхнего накаточного пути. Для этого ролики в каретке объединяют по балансирной схеме. При использовании цилиндрических (безребордных) роликов возможна надвижка без устройства верхнего накаточного пути непосредственно по нижним поясам балок (см. узел I на рис. 9.19).

Рис. 9.19 - Схема надвижки металлических пролетных строений со сплошной стенкой: 1 - монтажный кран; 2 - тележка для перемещения пролетного строения на насыпи; 3 - тупик для улавливания тележек; 4 - каретки; 5 - аванбек; 6 - временная накладка

Перспективной является надвижка с использованием прокладок из антифрикционных материалов.

Надвижку пролетных строений со сквозными главными фермами (рис. 9.20) осуществляют по цилиндрическим каткам (4) с устройством, помимо верхнего (2), также и нижнего (1) накаточного пути, причем для обеспечения узловой передачи нагрузки от собственного веса пролетного строения при надвижке верхний путь выполняют только под нижними узлами. При достаточной прочности балочной клетки накаточные пути могут быть устроены не под поясами главных ферм, а под продольными балками. В этом случае верхний накаточный путь устраивают непрерывным.

Рис. 9.20 - Схема надвижки пролетных строений со сквозными главными фермами: а - первая стадия; б - вторая стадия; в - накаточные пути; 1 - нижний накаточный путь; 2 - верхний накаточный путь; 3 - плавучая опора; 4 - катки; 5 - нижний пояс фермы

При продольной перекатке пролетных строений уменьшение монтажных усилий в надвигаемой конструкции и обеспечение устойчивости в продольном направлении достигаются применением аванбека, устройством временных промежуточных опор, объединением разрезных пролетных -строений в неразрезные и установкой на задней части пролетного строения противовеса.

Надвижка пролетных строений может производиться с помощью плавучей опоры. В этом случае обычным образом осуществляется продольная перекатка пролетного строения, собранного на насыпи, в первый пролет до тех пор, пока величина образующейся консоли не будет достаточна для подведения плавучей опоры и установки в дальнейшем пролетного строение на капитальную опору. Подведя плавучую опору под образовавшуюся консоль и выкачивая из плавсистемы водный балласт, на опору передают нагрузку от веса пролетного строения. После этого задний конец пролетного строения шарнирно опирают на каретку, перекатывающуюся по нижнему накаточному пути, а верхний накаточный путь разбирают. Это обеспечивает постоянную величину опорных давлений на каретку и плавучую опору независимо от стадии дальнейшей надвижки и уровня конца пролетного строения, опирающегося на плавучую опору.

Надвижку пролетных строений производят с помощью полиспастов с ручными или электрическими лебедками. Для удержания пролетного строения от перемещений под действием ветра или уклона накаточного пути, а также для облегчения точной наводки, помимо тяговых полиспастов, используют также тормозные полиспасты. Лебедки устанавливают на насыпи или на надвигаемом пролетном строении. Неподвижные блоки полиспастов прикрепляют к якорям (анкерам) или к капитальным опорам, подвижные - к надвигаемому пролетному строению.

При надвижке на небольшое расстояние или при конвейерно-тыловой сборке с поэтапной надвижкой могут использоваться гидравлические домкраты.

Сборка пролетных строений может осуществляться на подмостях параллельно оси моста. В этом случае для установки пролетных строений в проектное положение применяют поперечную надвижку . Для этого под опорными узлами пролетного строения сооружают пирсы из инвентарных металлеконструкции, по которым укладывается нижний накаточный путь. Верхние накаточные пути закрепляют на поперечных балках. После перемещения на постоянные опоры пролетное строение поддомкрачивают и устанавливают на опорные части.

Установка пролетных строений с помощью плавучих средств

Установка пролетных строений с помощью плавучих средств позволяет организовать сборку в стороне от створа моста и при многопролетных мостах может дать существенное сокращение сроков строительства.

Пролетные строения собирают на сплошных подмостях с низовой стороны от строящегося моста. Для выкатки пролетных строений в русло и установки на плавучие опоры устраивают пирсы, по которым собранную конструкцию перемещают поперечной (чаще) или продольной передвижкой.

Особенности перевозки по воде металлических пролетных строений на плавучих опорах и установки в проектное положение аналогичны соответствующим операциям при сооружении железобетонных мостов (смотрите предыдущую лекцию).

Установка пролетных строений на опоры кранами целиком или крупными блоками находит в последнее время широкое применение благодаря появлению в строительных организациях кранов большой грузоподъемности, высокой производительности и относительно несложной технологии работ. Используемые для этих целей краны можно разделить на три группы: стреловые и козловые самоходные, консольные железнодорожные, плавучие. Каждая группа кранов имеет свои особенности, влияющие на технологию и организацию работ.

Для установки пролетных строений на опоры мостов применяют стреловые самоходные полноповоротные краны на автомобильном, пневмоколесном, гусеничном и железнодорожном ходу.

При выполнении работ краны можно располагать наверху - на проезжей части моста или насыпи, а также внизу - на грунте или плавучих средствах.

В первом случае кран устанавливает пролетное строение перед собой с большим вылетом стрелы и поэтому не имеет возможности максимально использовать свою грузоподъемность; во втором – кран, расположенный сбоку от оси моста, в непосредственной близости, устанавливает пролетные строения на минимальном вылете стрелы, имея наибольшую грузоподъемность.

Рекомендуется пролетные строения устанавливать одним краном с одной стоянки и без изменения вылета стрелы. При недостаточной грузоподъемности крана возможна установка отдельными балками с объединением их в пролете моста или установка двумя кранами. Во время подъема и перемещения балок двумя кранами полиспасты их должны постоянно находиться в вертикальном положении.

Грунт на участке перемещения должен быть хорошо спланирован и уплотнен. Допускаемое давление на грунт при работе кранами на пневмоколесном ходу 0,4…0,5 МПа, а на гусеничном ходу - 0,2…0,3 МПа. При недостаточной несущей способности грунта под кран укладывают настил из деревянных лежней или железобетонных плит.

Перемещение крана с грузом не желательно по условиям безопасности работ и разрешается только в том случае, когда масса пролетного строения (блока) не превышает 50 % грузоподъемности крана на данном, как правило, минимальном вылете стрелы. Перемещение с грузом автомобильных и железнодорожных кранов не допускается.

Пролетные строения стропуют по заранее разработанным схемам стальными инвентарными стропами, тросами или траверсами. Применение траверс уменьшает высоту строповки и исключает горизонтальные сжимающие усилия в поднимаемом пролетном строении. При строповке стальными тросами в обхват под стропами в углах перегиба троса устанавливают и закрепляют деревянные подкладки или металлические полусферы из кусков труб диаметром 10…15 см, исключающие повреждения пролетного строения и троса.



Установка пролетных строений стреловыми кранами производится по утвержденным проектам производства работ, где указываются места стоянки и пути перемещения кранов, конструкция строповочных устройств и других приспособлений, порядок подъема, поворота и опускания пролетного строения, состав расчета (команды) и другие данные, необходимые для качественного и безопасного производства работ.

Консольными железнодорожными кранами без устройства промежуточных опор можно устанавливать пролетные строения длиной до 45,8 м (рисунок 5.1).

а – установка пролетного строения со сплошными главными балками краном ГЭПК-130; б – то же, с решетчатыми главными фермами краном ГЭПК-130-17,5; в - то же, краном ГЭПК-130У; 1 - пригруз; 2 - строповочная балка; 3 - дополнительный полиспаст. Размеры в метрах

Рисунок 5.1 - Схемы установки стальных пролетных строений консольными поворотными кранами

Консольные железнодорожные краны ГЭК-80 и ГЭПК‑130 имеют по четыре рабочих положения для установки и разгрузки блоков. Каждое рабочее положение характеризуется высотой от головки рельса до низа консоли в начале полезного вылета (для ГЭПК‑130 до низа строповочной балки) с учетом осадки рессор и прогиба стрелы от максимального груза.

В рабочем положении с подвесным противовесом на подконсольной платформе кран ГЭПК-130 без груза имеет нагрузку на одну ось опорной платформы 280 кН (28 тс). При полном использовании грузоподъемности крана нагрузка на ось достигает 420 кН (42 тс). Максимальная нагрузка на ось опорной платформы крана ГЭК-80 при установке наибольшего по массе блока составляет 345 кН (34,5 тс). Поэтому путь для прохода крана с грузом должен быть усилен и удовлетворять требованиям, изложенным в таблице 5.1. С целью уменьшения объема работ по подготовке подкранового пути следует по возможности уменьшать длину рабочей зоны крана до 100…150 м, доставляя пролетное строение к мосту на специальных тележках или железнодорожных платформах.

Таблица 5.1 - Характеристика верхнего строения пути

Пропуск консольного крана в рабочем положении допускается со скоростью: без груза до 10 км/ч (до 8 км/ч на новостройках), с грузом до 5 км/ч (до 3 км/ч на новостройках). Работа консольного крана на железнодорожных путях, находящихся в эксплуатации, может производиться с разрешения начальника дистанции пути.

Перед пропуском консольного крана пути, находящиеся во временной эксплуатации, должны быть тщательно обкатаны до прекращения остаточных деформаций. Обкатка производится обычным подвижным составом с нагрузкой на ось 220…250 кН (22…25 тс). Число осей платформ при обкатке должно быть не менее восьми, а число заездов не менее двадцати. После устранения обнаруженных дефектов составляют акт готовности пути.

Установка пролетных строений на опоры консольными кранами включает строповку пролетного строения (отдельной балки), перемещение крана с грузом, опускание и установку пролетного строения на опорные части, возвращения крана за следующим пролетным строением (балкой).

Цельноперевозимые пролетные строения длиной 18,0…34,4 м, как правило, устанавливают с полностью смонтированным мостовым полотном. При использовании крана ГЭПК-130 пролетное строение для строповки можно размещать на шпальных клетках сбоку от пути вне габарита. Для крана ГЭК-80 подготовку пролетного строения выполняют на ближайшей станции, специально устраиваемом тупике или сбоку от пути вблизи моста с последующей поперечной передвижкой под стрелу крана.

Сплошностенчатые балки пролетного строения длиной 45 м поступают с завода отдельными плоскими блоками, члененными по длине на две части. Площадку для складирования и укрупнительной сборки пролетных строений на полную длину выбирают по возможности ближе к мосту на участке с небольшой высотой насыпи. Для выгрузки металлоконструкций с платформ стреловыми железнодорожными кранами, а также приведения консольного крана в рабочее положение, рекомендуется устраивать временный тупик длиной не менее 60 м и междупутьем равным 5 м.

Выбор мест строповки блоков и массу противовеса производят с учетом следующих условий:

Нагрузка на полиспасты не должна превышать допустимую по паспорту крана;

Грузовой момент в опорном сечении консоли крана не должен быть больше допустимого;

Для обеспечения устойчивости подвешенного за две точки блока центр тяжести его должен находиться между точками подвеса, причем не ближе чем на 0,02 длины блока от крайнего полиспаста. При полной длине пролетного строения, равной 45,8 м, эта величина должна быть не менее 0,92 м. Схема строповки и установки такого пролетного строения показана на рисунке 5.1, а .

Сплошностенчатые пролетные строения длиной больше 45 м консольными кранами устанавливают в пролет расчлененными по длине на два укрупненных блока. Для их опирания и последующего объединения в пролете моста возводят промежуточную временную опору. Высоту временной опоры принимают с учетом обеспечения строительного подъема пролетного строения.

По условиям восприятия монтажных нагрузок первым устанавливают короткий блок. Одним концом он опирается на постоянные опорные части, другим - на металлическую клетку, расположенную на временной опоре. Второй блок на временной опоре устанавливают на деревянные клинья, с помощью которых обеспечивают совмещение отверстий при объединении блоков в единую конструкцию.

Установка пролетных строений с решетчатыми главными фермами . Грузоподъемность крана ГЭПК-130 достаточна для установки решетчатых пролетных строений с ездой понизу длиной до 44,8 м. Пролетные строения длиной 55 и 66 м устанавливают в пролет члененными на два блока.

Краном ГЭПК-130-17,5, имеющим базу полиспастов на стреле 7 м, устанавливают пролетное строение длиной 44,8 м с помощью двух поперечных балок и строповочных тросов (рисунок 5.1, б ). Передний полиспаст размещают на расстоянии 1,4 м от центра тяжести пролетного строения. Для обеспечения устойчивости застропованной конструкции на первой от крана панели укладывают дополнительный груз массой 14 т.

При установке пролетного строения краном ГЭПК‑130У его подвешивают к главному полиспасту с помощью строповочной серьги, балки подхвата и строповочных петель, а к дополнительному полиспасту - только с помощью строповочных петель (рисунок 5.1, в ). Главным полиспастом стропуют пролетное строение за продольные балки проезжей части, а дополнительным - за нижние пояса (рисунок 5.2, а б ).

а - главный полиспаст; б - вспомогательный полиспаст; 1 - консоль крана; 2 - главный полиспаст; 3 - пролетное строение; 4 - поперечная строповочная балка; 5 - строповочные тросы; 6 - подкладка; 7 - дополнительный полиспаст; 8 - деревянные брусья; 9 - хомут; 10 - деревянная распорка. Размеры в метрах

Рисунок 5.2 - Схема подвешивания металлического пролетного строения с ездой понизу к консоли крана ГЭПК-130У

На рисунке 5.3 показана схема установки пролетного строения длиной 66 м поблочно краном ГЭПК-130У. Для объединения блоков в пролете моста сооружают временную опору. Пространство между временной и капитальной опорой со стороны крана перекрывают пролетным строением, на которое заходит кран с первым блоком. Второй блок подают в пролет после снятия временного пролетного строения. Первоначальное соединение блоков производят с помощью монтажных пробок и болтов. Расстроповку второго блока производят только после соединения его с первыми блоком расчетным количеством пробок и стяжных болтов.

Установка стальных пролетных строений с помощью плавучих кранов существенно сокращает объемы вспомогательных конструкций, трудозатрат и сроков строительства. Этот способ находит широкое распространение при строительстве мостов в районе крупных портовых городов, где возможно применение серийных плавучих кранов грузоподъемностью 100, 200, 350 и 600 тс. Эти краны, как правило, самоходные и обладают необходимой маневренностью.

В табеле некоторых мостовых частей железнодорожных войск имеется плавучий разборный кран ПРК-50 (ПРК-80), а в ряде мостостроительных организаций плавучий кран ПРК-100. На объекты строительства эти краны могут доставляться в разобранном виде по железной дороге или по грунту автомобильным транспортом.

1 - блоки пролетного строения; 2 - временная опора; 3 - временное пролетное строение. Размеры в метрах

Рисунок 5.3 - Схема установки стального пролетного строения с решетчатыми главными фермами консольным краном ГЭПК-130У крупными блоками

Сборку пролетных строений (или их блоков) обычно выполняют на берегу в зоне действия плавучего крана. При незначительном расстоянии от сборочной площадки до моста укрупненные блоки или целиком пролетное строение можно транспортировать непосредственно на крюке крана. В других случаях блок грузят на баржи или плашкоуты, доставляют к мосту и плавучим краном устанавливают на опорные части.

Закрепление крана в русле реки выполняют с помощью инвентарных якорей, а при больших скоростях течения воды, слабых или скальных грунтах дна реки - тросами за опоры моста или специальные весовые якоря (рисунок 5.4). Перемещения крана около моста на небольшие расстояния осуществляют работой якорных лебедок, на большие расстояния кран перемещают буксирными катерами, катерами-толкачами и другими легкими судами.

Монтаж пролетных строений плавучими кранами производят в соответствии с проектом производства работ, в котором указывают порядок выполнения всех операций, обязанности исполнителей и безопасные условия производства работ.

1 - кран ПРК-80; 2 - катер-толкач; 3 - якорная лебедка самохода; 4 - пирс; 5 - пролетное строение; 6 - место пролетного строения в схеме моста

Рисунок 5.4 - Установка пролетного строения плавучим краном

Действует Редакция от 14.04.2008

Наименование документ РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 14.04.2008 N 766р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ В ОАО "РЖД"
Вид документа перечень, правила, распоряжение
Принявший орган оао "ржд"
Номер документа 766Р
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 14.04.2008
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РЖД" от 14.04.2008 N 766р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ В ОАО "РЖД"

4.8. Монтаж металлических пролетных строений, сборных бетонных и железобетонных конструкций

680. Проходы и проезды в зонах подъема и монтажа конструкций должны быть обозначены указателями, а сами зоны ограждены.

681. Элементы устанавливаемых конструкций, не обладающие достаточной жесткостью, должны быть до подъема усилены за счет постановки дополнительных связей, распорок и выполнения прочих мероприятий согласно ППР.

682. Для регулирования положения элементов конструкций во время подъема следует пользоваться оттяжками из прочного пенькового каната или тонкого троса, прикрепляемого к обоим концам монтируемого элемента. Подъем элементов должен производиться плавно, без рывков, ударов и касания смежных частей сооружения.

683. Канатоемкость барабана лебедки должна быть такой, чтобы при наиболее низком положении груза на барабане оставались навитыми не менее чем 1,5 витка троса, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

684. Прикрепление монтажных лебедок к специально подготовленному основанию и якорям выполняется в соответствии с рабочими чертежами, утвержденными в установленном порядке.

685. Не допускается перенос краном монтируемых конструкций и элементов над людьми. После того, как подаваемый элемент опущен на расстояние 0,2 - 0,3 м от нижнего его конца (плоскости) до монтируемой конструкции, допускается направлять его ломиком для установки в проектное положение .

686. Расчалки для временного закрепления элементов конструкций должны быть прикреплены к надежным опорам (фундаментам, якорям и т.п.). Количество расчалок, их сечение, способы натяжения и места закрепления устанавливаются ППР.

Расчалки не должны касаться острых углов элементов и конструкций и перегибаться на них. Перегибы расчалок в местах соприкосновения их с элементами и конструкциями допускаются лишь после проверки прочности и устойчивости этих элементов и конструкций под воздействием усилий расчалок.

687. Все гидравлические домкраты, применяемые при выполнении монтажных операций, должны быть снабжены поверенными и опломбированными манометрами и страховочными приспособлениями в виде закладных полуколец или стопорных гаек.

Если монтажная операция выполняется группой домкратов, действующих одновременно, то они должны быть подсоединены к одной насосной станции для обеспечения их синхронной работы.

688. Очистку монтируемых элементов от загрязнений и ржавчины следует выполнять до подъема и установки конструкций. На установленном элементе допускается лишь восстановление грунтовки, поврежденной при подъеме, и окраска конструкций.

689. При очистке элементов пролетных строений пескоструйными аппаратами следует соблюдать требования, изложенные в пунктах 244 - 247 настоящих Правил.

690. Сверловщики должны быть обеспечены защитными очками и специальными щетками или крючками для удаления стружки.

Удалять стружку руками запрещается.

691. Сборку, привертку, сварку и замоноличивание узлов монтируемых конструкций необходимо производить с огражденных средств подмащивания. Все вертикальные и наклонные элементы до подачи на монтаж должны быть обустроены монтажными лестницами. В верхней части этих элементов должны быть заранее закреплены площадки с ограждением.

Расстроповку элементов допускается производить только со средств подмащивания или монтажных лестниц. Расстроповку горизонтальных элементов при отсутствии средств подмащивания допускается производить при нахождении рабочего непосредственно на этом элементе с соблюдением указаний пункта 882 настоящих Правил.

692. Монтажные лестницы высотой более 5 м, начиная с высоты 3 м, должны быть ограждены металлическими дугами с вертикальными связями и надежно прикреплены к конструкции.

693. Расстроповку конструкций, погруженных на подвижной состав и автотранспортные средства, следует производить только после надежного закрепления конструкций на нем и проверки их устойчивости. Нельзя подниматься на погруженные конструкции прежде, чем они будут закреплены.

694. При перевозке пролетных строений на плаву (плавучими кранами и на плавучих опорах) следует руководствоваться требованиями, изложенными в пунктах 507 - 509 настоящих Правил.

4.8.2. Сборочные подмости, временные опоры для полунавесной сборки и продольной надвижки (перекатки) пролетных строений, пирсы и временные причалы

695. Сооружение сборочных подмостей, временных опор для полунавесной сборки и продольной надвижки (перекатки) пролетных строений, пирсов и временных причалов следует выполнять в соответствии с рабочими чертежами специальных вспомогательных сооружений и устройств (СВСУ), которые разрабатываются с учетом требований Правил и Инструкции по проектированию вспомогательных сооружений и устройств для строительства мостов .

696. Оголовки постоянных и временных опор по периметру должны иметь рабочие площадки шириной не менее 1 м с перильным ограждением высотой 1,1 м. Опоры должны быть оборудованы лестницами.

697. Средства подмащивания на сборочных подмостях, временных опорах и пирсах должны иметь ширину 1 м и ограждены перилами высотой 1,1 м с бортовой доской понизу.

698. Мостовое полотно подкрановых эстакад под козловые краны должно иметь настил шириной 0,8 м и односторонние перила. Расстояние в свету от перильного ограждения до движущихся частей крана должно быть не менее 0,7 м.

699. На проезжей части подкрановых эстакад под авто-, пневмоколесные и гусеничные краны обязательно устройство колесоотбойного бруса высотой 0,15 м.

На таких эстакадах должны устраиваться двухсторонние тротуары шириной по 0,8 м с перильным ограждением.

Опирание аутригеров авто- и пневмоколесных кранов, работающих на эстакаде, осуществляется на специальные подаутригерные опоры.

700. Подъем людей на средства подмащивания и на монтируемые конструкции и спуск с них допускается только по лестницам.

Установка лестниц на монтируемые конструкции должна производиться до подъема конструкции.

701. Длина приставных лестниц должна быть не более 5 м.

702. Приставные лестницы, устанавливаемые под углом более 75 град. к горизонту, должны дополнительно крепиться в своей верхней части.

703. Для предотвращения сдвига лестниц при установке их на земле на нижних концах приставных лестниц должны быть устроены оковки с острыми наконечниками, при установке приставных лестниц на гладкой опорной поверхности - башмаки из резины или из другого нескользящего материала.

704. Уклон лестниц при подъеме на подмости не должен превышать 60 град.

705. У вертикальных лестниц, а также лестниц с углом наклона к горизонту более 75 град. при высоте их более 5 м, начиная с высоты 3 м, должны быть устроены ограждения в виде дуг.

706. Дуги ограждения должны быть расположены на расстоянии 0,8 м друг от друга и соединены не менее чем тремя продольными полосами.

Расстояние от лестницы до дуги должно быть не менее 0,70 м и не более 0,8 м при ширине ограждения от 0,7 до 0,8 м.

707. Лестницы высотой более 10 м должны быть оборудованы площадкой для отдыха не реже чем через каждые 10 м по высоте.

708. Перед эксплуатацией лестницы должны быть испытаны статической нагрузкой величиной 1200 Н (120 кгс), приложенной к одной из ступеней в середине пролета лестницы, находящейся в эксплуатационном положении .

709. Крепление средств подмащивания с использованием одних хомутов, работающих на трении, без страховочных устройств (тяг, упоров и т.п.) не разрешается.

710. Устраивать подвесные средства подмащивания по поясам и в узлах пролетных строений необходимо под непосредственным наблюдением ответственного руководителя работ.

711. Крепежные элементы подвесных подмостей (пальцы, хомуты и т.п.) следует устанавливать на монтируемую конструкцию до ее подъема.

Навешивание на крепежные элементы подвесок, крючьев и т.п. необходимо поручать только опытным верхолазам.

Устройство подвесных подмостей на эксплуатируемых пролетных строениях должно осуществлять звено монтажников в составе не менее чем из трех человек.

712. Поднятые и установленные на место рамы или элементы подмостей следует немедленно закреплять связями в соответствии с рабочими чертежами. Оставлять элементы незакрепленными даже на короткий промежуток времени запрещается.

713. Временный причал должен быть оборудован швартовыми и отбойными устройствами, а также колесоотбойным брусом высотой не менее 0,2 м, леерными и перильными ограждениями высотой 1,1 м.

714. Разность между отметкой палубы пассажирского судна и отметкой площадки временного причала, как правило, не должна превышать -0,75 м.

В случае швартовки судов с разной высотой необходимо устраивать причал с площадками в разных уровнях или оборудовать причал лестничными сходами.

715. Съезды с причала на берег должны устраиваться крутизной не свыше 10%, а лестничные сходы должны иметь уклон не свыше 1 - 3 и двухстороннее боковое ограждение.

716. Перечисленные в данном разделе СВСУ и средства подмащивания на них до загружения их технологической нагрузкой должны быть приняты в эксплуатацию комиссией, состав которой устанавливается приказом руководителя строительного подразделения.

717. Многократно используемые подвесные подмости могут быть допущены к эксплуатации при условии, что подвески, крючья и петли для крепления подмостей будут испытаны двойной расчетной нагрузкой в течение не менее 15 мин., а сами подмости подвешены к конструкциям, прочность которых проверена на ту же нагрузку. Результаты испытания оформляются актом .

718. При возобновлении работы на подмостях, временных опорах или пирсах после длительного перерыва их необходимо подвергать тщательному комиссионному осмотру с составлением акта.

719. Во время работы на подмостях при искусственном освещении должны освещаться не только рабочие места, но и все переходы, лестницы и места подъема и складирования материалов.

Освещенность рабочих мест по сборке пролетных строений должна быть не менее 30 лк.

4.8.3. Сборка металлических и сталежелезобетонных пролетных строений

720. Перед сборкой пролетного строения все участвующие в процессе монтажа должны быть ознакомлены с порядком сборки и мерами по обеспечению безопасности работ, принятыми ППР.

721. На смонтированном поясе (раскосе, стойке) металлического пролетного строения при установке смежного элемента разрешается находиться только выполняющим эту работу верхолазам-монтажникам и персоналу, имеющему непосредственное отношение к данной работе. Все указанные лица должны пользоваться предохранительными поясами.

722. Проход по смонтированным элементам, не имеющим ограждения, допускается только при наличии предохранительного пояса с карабином и страховочного троса, натянутого с заданным усилием вдоль неогражденного элемента. Диаметр и тип страховочного троса, конструкция его закрепления и количество одновременно закрепленных за трос карабинов должны быть указаны в ППР. Около обоих концов страховочного троса должны быть установлены надписи, указывающие, сколько человек могут одновременно закрепить карабины своих поясов за трос.

723. Не допускается производить пальцами проверку чистоты монтажных отверстий.

Заводка элемента в стык и совмещение монтажных отверстий в стыке должны производиться с помощью монтажного ломика и оправок.

724. Запрещается производить расстроповку установленного элемента до затяжки на полное проектное усилие высокопрочных болтов в количестве, установленном ППР с учетом монтажных нагрузок.

725. При работе ручным динамометрическим ключом в стесненных условиях рабочий должен прикрепляться карабином предохранительного пояса к монтируемой конструкции и находиться сбоку от узла.

726. Монтажный кран при полунавесной и навесной сборке должен устанавливаться на стоянки, предусмотренные ППР, с анкеровкой крана за элементы верхнего пояса пролетного строения для обеспечения устойчивости крана.

727. Работы на верхнем поясе стальной конструкции сталежелезобетонного пролетного строения по подготовке его поверхности к установке железобетонной плиты должны производиться со средств подмащивания, устраиваемых по верхним продольным связям стальной конструкции.

728. Установку железобетонной плиты на верхний пояс стальной конструкции, постановку и натяжение высокопрочных болтов и другие работы по объединению установленной плиты со стальной конструкцией следует выполнять со средств подмащивания, опирающихся с внутренней стороны пролетного строения на нижние продольные связи стальной конструкции, а с наружной стороны - на кронштейны, крепящиеся к вертикальным ребрам жесткости стальной конструкции до установки ее в пролет.

729. При установке железобетонной плиты на стальные главные и продольные балки пролетного строения запрещается нахождение работающих на средствах подмащивания до того, как зазор между плитой и балкой достигнет 0,1 м .

4.8.4. Установка пролетных строений грузоподъемными кранами

730. Установка стреловых грузоподъемных кранов для монтажа пролетных строений производиться в соответствии с ППР.

731. Установка пролетных строений двумя грузоподъемными кранами должна производиться по наряду-допуску под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, в соответствии с ППР. На всех этапах установки должно обеспечиваться вертикальное положение грузовых канатов.

Нагрузка, приходящаяся на каждый из грузоподъемных кранов, не должна превышать грузоподъемность крана.

732. Работа железнодорожных грузоподъемных кранов типа ЕДК должна производиться с установкой на аутригеры, расположение которых соответствует максимальной грузовой характеристике крана.

733. Работа стреловых грузоподъемных кранов в охранных зонах воздушных линий электропередач должна производиться в соответствии с требованиями главы 8 настоящих Правил.

734. Строповка конструкций массой более 25 т за строповочные петли, установленные для перемещения конструкции при ее изготовлении, не допускается.

735. Безопасность работ по установке пролетных строений консольными кранами обеспечивается выполнением требований, изложенных в ППР и в Инструкции по эксплуатации консольного крана.

736. В ППР должны быть решения по следующим вопросам охраны труда:

Соответствие фактической мощности верхнего строения пути мощности, указанной в Инструкции по эксплуатации консольного крана;

Соответствие фактической плотности грунта земляного полотна плотности, указанной в Инструкции по эксплуатации консольного крана;

При необходимости меры, принимаемые по усилению верхнего строения пути и компенсирующие недостаточную плотность грунта земляного полотна;

Снижение грузоподъемности консольного крана из-за возвышения головки наружного рельса в кривых пути;

Уширение в случае необходимости рельсовой колеи в кривых;

Назначение того или иного рабочего положения консольного крана в зависимости от габаритов конструкций и способа подачи ее под кран;

Определение длин рабочей зоны консольного крана;

Конструкция строповочных устройств;

Условия работы консольного крана на уклонах свыше 15%.

737. По краям установленных пролетных строений немедленно должны быть устроены временные инвентарные перильные ограждения.

Стыки между железобетонными балками при ширине более 0,2 м до омоноличивания должны быть перекрыты щитами .

738. Установку пролетных строений на опорные части следует выполнять с огражденных перилами оголовков опор или со средств подмащивания.

739. После сильных ливней, подтопления земляного полотна и других неблагоприятных явлений, снижающих плотность грунта, следует тщательно освидетельствовать земляное полотно железнодорожного пути, находящегося в постоянной эксплуатации, в пределах зоны работы консольного крана и в необходимых случаях взять пробы грунта для определения фактической его плотности.

740. Перед пропуском консольного крана путь, находящийся во временной эксплуатации, должен быть обкатан обращающимся на сети подвижным составом с нагрузкой на ось 220 - 230 кН (22 - 23 тс) до прекращения остаточных деформаций. При этом количество осей подвижного состава должно быть не менее восьми, а количество заездов - не менее двадцати.

741. Работа и передвижение консольного крана на пути, находящемуся в постоянной эксплуатации, должны производиться только с разрешения начальника дистанции пути, на пути, не переданном в постоянную эксплуатацию, - главного инженера строительного подразделения, сооружавшего железнодорожный путь.

При этом составляется акт на пропуск консольного крана, подписываемый, с одной стороны, начальником дистанции пути (главным инженером строительного подразделения, сооружавшего железнодорожный путь, не переданный в постоянную эксплуатацию), с другой стороны - главным инженером строительного подразделения, выполняющего монтаж пролетного строения. Подписанный акт передается начальнику консольного крана.

742. При пропуске консольного крана с грузом по кривым его расчетная грузоподъемность должна быть снижена в зависимости от величины возвышения головки наружного рельса. Следование консольного крана с грузом по кривым с возвышением головки наружного рельса более 80 мм запрещается.

Не разрешается пропуск консольного крана по кривым, радиус которых не соответствует минимальному допустимому для данного типа крана.

743. Протяженность пути рабочей зоны крана, где возникает давление на ось 320 - 400 кН (32 - 40 тс), не должна превышать 200 - 300 м.

744. Пропуск консольного крана в рабочем положении разрешается со скоростью:

по пути, находящемуся в постоянной эксплуатации, без груза - до 10 км/ч, с грузом - до 5 км/ч;

по вновь уложенному пути без груза - до 8 км/ч, с грузом - до 3 км/ч.

745. Консольный кран должны сопровождать четверо работников с тормозными башмаками, готовые в любой момент поставить башмаки под колеса крана установочными вилками (рычагами).

746. Мощность локомотива, перемещающего кран с грузом, определяется на основании тяговых расчетов с учетом профиля пути.

747. На концах рельсов железнодорожного пути перед пролетом, в котором устанавливается пролетное строение, должны быть устроены упоры.

748. После составления акта на пропуск консольного крана до подъема груза необходимо произвести контрольный пропуск крана в пределах рабочей зоны. Контрольный пропуск с давлением на ось до 320 кН (32 тс) осуществляется пропуском самого крана без груза в первом рабочем положении с противовесами, которое обеспечивает давление на ось передней опорной платформы, равное предстоящему рабочему давлению.

Контрольный пропуск крана с давлением на ось передней опорной платформы должен производиться в два этапа:

Пропуск крана в первом рабочем положении с давлением на ось передней опорной платформы, равным 320 кН (32 тнс);

Пропуск крана при давлении на ось передней опорной платформы, равным предстоящему рабочему давлению.

После контрольного пропуска необходимо проверить состояние пути и устранить обнаруженные дефекты.

749. Перемещение консольного крана в рабочем положении на электрифицированных участках железнодорожного пути разрешается только после снятия напряжения в контактной сети.

750. Выезд консольного крана на установленное пролетное строение, объединение блоков которого при эксплуатации предусмотрено диафрагмами, может быть разрешен во избежание обрушения только после объединения (сварки) диафрагм.

751. При выезде консольного крана с грузом в первый раз на вновь установленное пролетное строение никто не должен находиться на пролетном строении, а также вблизи крана. Допуск работников на опоры моста для точной установки конструкции разрешается только после того, как высота конечного опускания конструкции составит не более 0,1 м .

4.8.5. Продольная надвижка и поперечная перекатка пролетных строений

752. Продольную надвижку и поперечную перекатку пролетных строений следует выполнять под непосредственным руководством ответственного руководителя работ (главный инженер или начальник участка) в соответствии с ППР.

753. Выдвинутая в пролеты моста часть пролетного строения должна ограждаться по продольным граням и по торцу инвентарным перильным ограждением.

754. Вдоль надвигаемого пролетного строения образуется опасная зона, границы которой отстоят в обе стороны от него на расстоянии не менее высоты от уровня земли (воды) до верха конструкции. По границам зоны выставляется сигнальное ограждение.

В опасной зоне должны быть прекращены все работы и запрещен доступ лицам, не занятым на надвижке.

755. Все работники, участвующие в надвижке пролетного строения, должны в процессе работы находиться только на отведенных им по инструкции безопасных рабочих местах, обустроенных в случае необходимости средствами подмащивания с ограждением.

756. Использование автомобилей и тракторов вместо тяговых и толкающих устройств, предусмотренных ППР, не допускается.

757. Все рабочие места и командный пункт при надвижке (перекатке) пролетного строения должны быть обеспечены радиотелефонной связью, дублированной двухсторонней световой или флажковой сигнализацией.

758. В процессе надвижки пролетных строений на антифрикционных устройствах скольжения следует контролировать горизонтальное перемещение верха опор средствами, гарантирующими автоматическое отключение толкающих устройств при превышении допустимой величины перемещения.

759. В обязательном порядке следует выполнять тормозные и стопорные устройства.

Грузоподъемность тормозных лебедок во всех случаях должна быть не менее грузоподъемности тяговых лебедок.

Стопорные устройства должны предотвращать самопроизвольное перемещение надвигаемого пролетного строения.

760. При использовании антифрикционных устройств скольжения во избежание соскальзывания пролетного строения поперек оси движения вдоль надвигаемого пролетного строения на опорах и сборочном стапеле должны устанавливаться ограничители бокового перемещения, конструкция и размещение которых принимаются в соответствии с ППР.

761. Накаточные пути для поперечной перекатки пролетного строения предварительно должны размечаться несмываемой краской через 0,001 расстояния между накаточными путями .

762. При перемещении пролетного строения на катках запрещается нахождение людей по оси накаточных путей. Необходимо применять защитные устройства, не допускающие выброса катков после освобождения их от нагрузки.

763. При выполнении работ по надвижке в темное время суток рабочие места и весь участок работ должны быть освещены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.946 .

4.8.6. Подъем и опускание пролетных строений

764. При подъеме (опускании) пролетного строения должны быть обеспечены его устойчивое положение при одновременном действии горизонтальной силы от давления ветра и взаимного превышения узлов опирания, принимаемого равным 0,01 расстояния между узлами, а также равномерное распределение нагрузки каждого подъемного механизма в его основании.

765. Подъем (опускание) пролетного строения домкратами на клетках допускается, как правило, при высоте клеток не более 2 м.

Материал и размеры клеток должны обеспечивать устойчивое положение пролетного строения и равномерное распределение нагрузки по их площади и основанию. Брусья клеток должны быть соединены скобами.

766. Опирание домкратов на металлическое основание следует производить через фанерные прокладки, а на деревянное основание - через распределительный металлический пакет.

На верхнюю часть домкратов должны быть уложены фанерные прокладки.

Такие же прокладки укладываются между всеми металлическими элементами поддомкратных и страховочных клеток.

Применение прокладок из досок не допускается.

767. В процессе подъема (опускания) пролетное строение должно всегда опираться не менее чем в четырех точках. Домкраты (батареи домкратов), установленные под каждым концом пролетного строения, должны иметь централизованное управление.

Поршни домкратов выдвигаются (опускаются) залогами по несколько сантиметров по команде ответственного руководителя работ.

768. Во время подъема (опускания) пролетного строения на гидравлических домкратах должны выполняться следующие требования:

перекос домкрата не более 0,005 ширины его основания;

свободный выход поршня домкрата без установки страховочных полуколец (стопорных гаек или клеток с клиньями) до 15 мм;

одновременный подъем (опускание) пролетного строения не более чем в двух и обязательно смежных точках опирания (подвеса);

разность отметок опорных узлов поднимаемого (опускаемого) пролетного строения в продольном и поперечном направлениях не более 0,005 расстояния между узлами;

во всех случаях обязательна выкладка под пролетное строение страховочных клеток, наращиваемых (разбираемых) в процессе подъема (опускания).

769. Опорные вышки фермоподъемников должны быть оборудованы лестницами для подъема и огражденными рабочими площадкам.

4.8.7. Устройство мостового полотна

770. Работы по устройству мостового полотна должны производиться с раздельных тротуаров, устроенных заранее на тротуарных консолях, установленных при монтаже проезжей части.

771. Раскладка, прирубка и крепление брусьев мостового полотна должна производиться только с тротуаров. Работники, занятые на этих работах, должны пользоваться предохранительными поясами.

772. При работе с мостовыми брусьями, пропитанными антисептиками (каменноугольными и сланцевыми маслами), открытые кожные покровы работников должны быть защищены от действия вредных веществ и солнечных лучей, усиливающих это воздействие.

Работники должны быть обеспечены специальными приспособлениями для переноски шпал .

773. Работы по устройству безбалластного мостового полотна (укладка по верхнему поясу главных или продольных балок прокладного слоя или дискретных опор, монтаж блоков железобетонной плиты, установка, натяжение и подтяжка высокопрочных шпилек) должны выполняться с раздельных тротуаров.

774. Нахождение людей на тротуарах при монтаже блоков железобетонной плиты допускается при выполнении требования пункта 729 настоящих Правил.