Все о тюнинге авто

Кувырок вперед стоя. Урок на районный семинар «Стойка на руках, переход в кувырок вперёд(ю), стойка на руках у стены(д), кувырок вперёд, кувырок назад. Страховка и помощь

Акробатические упражнения в школьной программе представлены с 1 класса. Они имеют исключительное значение, т.к. содействуют общей и специальной физической подготовке школьников - развивают силу, ловкость, быстроту, реакцию, ориентировку в пространстве, совершенствуют вестибулярный аппарат. Акробатические упражнения способствуют развитию волевых качеств учащихся, а также содействуют и облегчают обучение упражнениям на гимнастических снарядах.

В состав акробатических упражнений входят: группировки, перекат, кувырки, стойки, "мост", переворот боком.

Группировка является основным упражнением при обучении перекатам и кувыркам. Выполнять группировку можно из положения, стоя, сидя и лежа. В группировке колени должны быть прижаты к груди, спина округлена, голова наклонена вперед, хват за верхнюю часть голени, локти прижаты к бедрам. При выполнении кувырков в сторону возможна "широкая" группировка, при которой согнутые ноги разведены в стороны. Проверить качество группировки можно следующим образом: выполнившего группировку ученика в по-ложении лежа на спине приподнять, взяв за голеностопы. Если уче-ник удерживает ноги, плотно прижимая их к груди, значит, ошибок нет. Ноги выпрямляются если - голова откинута назад, локти отве-дены в стороны, спина прямая. Обучение группировке проводится в сочетании с упражнениями в перекатах.

Перекаты - это вращательные движения с последовательным касанием опоры без переворачивания через голову. Перекаты выполняются вперед, назад и в сторону, на спине и животе, в группировке согнувшись и прогнувшись.

Перекаты прогнувшись, выполняются из положения, лежа на животе, из упора лежа, из стойки на коленях. Из положения, сидя, в группировке и согнувшись после выполнения наклона.

Обучение перекатам следует начинать из положения, лежа на спине; в группировке, в положении согнувшись, а также выпрям-ленным телом (в "лодочке"), затем выполняется из упора присев перекат назад - перекатом вперед, упор присев.

При выполнении перекатов назад не следует поднимать плечи, прогибаться, а также подставлять руки и откидывать голову назад. При перекате вперед плечи должны как бы догонять ноги, голову следует держать на груди сохраняя при этом положение группировки.

Кувырки - это вращательные движения с последовательным касанием опоры и переворачиванием через голову. Кувырки выполняются вперед, назад, в сторону, в группировке согнувшись и прогнув-шись из различных исходных положений в различные конечные положения. Выполнять кувырки вперед можно из приседа, полуприседа, из положения, стоя, с разбега и через препятствие. Кувырок назад из упора присев, из седа, из положения стоя. Кувырок в сторону - из упора присев, из упора присев на правой, левая влево на носок. Обучение кувыркам начинают после овладения группировкой и перекатом.


Кувырок вперед - начинать обучение кувырку следует по частям. Из упора присев на левой правая назад на носок, выпрямляя опорную ногу, сгибая руки и округляя спину занимающийся принимает положение лежа на спине согнувшись. Далее перекатом вперед - наклон вперед.

То же упражнение, но вместо наклона ученик берет группировку. Выполнение кувырка в целом из седа на пятках, руки вперед с наклонной плоскости. Выполнение в стандартных условиях.

При обучении и выполнении кувырка могут быть допущены следующие ошибки:

Ученик постоянно держит руки прямыми (удар спиной);

Кувырок выполняется под себя (опускание рук и отсутствие толчка ногами, если толчок выполнен полностью, ноги должны выпря-миться) ;

Ученик берет группировку лежа на спине, (группировка берется во второй части переката вперед).

Выполнение длинного кувырка, кувырка из положения, стоя, с разбега и через препятствие принципиальной разницы в технике не имеет. Отличие лишь в исходном положении и силе толчка ногами. При выполнении длинных кувырков во время толчка ногами руки должны находиться вверху. Основной ошибкой, вследствие которой ученик ударяется поясницей, является неправильное сгибание ног. Ученик не берет группировку, прижимая колени к груди и сгибает ноги, под себя выпрямляя спину (желание быстрее встать на ноги).

Кувырок назад.

Обучение кувырку назад целесообразно начинать с обучения постановки рук. Из положения, лежа на спине, поставить руки за головой локтями вверх.

Движение следует начинать прямыми руками:

Из упора присев выполнить перекат назад и положить прямые руки за головой,

Из упора присев с наклоном плоскости кувырок назад через прямые руки в сед на пятки,

То же в присед,

Из упора присев перекат назад с постановкой рук за головой,

Кувырок назад с наклонной плоскости, со страховкой

- кувырок назад в стандартных условиях.

При выполнении кувырка назад следует избегать следующих ошибок:

Не поднимать плечи и голову в упоре присев,

- не откидываться назад,

Из упора присев не опускать руки и не подставлять их,

Не разводить локти при постановке ладоней и ладони ставить на ширине плеч,

При выполнении кувырка в положении лежа на спине ноги не вып-рямлять. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь.

Из седа руки вверх на наклонной плоскости кувырок назад согнув-шись.

Из и.п. - о. с. наклоняясь вперед, отвести руки назад, активно разгибаясь назад кувырок назад согнувшись.

Кувырок назад через стойку на руках. Подводящие упражнение при обучение:

После наклона в седе, активно разгибаясь, перекат назад в стойку на лопатках с постановкой рук за головой,

То же упражнение из упора присев и о. с.,

Выполнение элемента с помощью партнера,

Самостоятельное выполнение.

Возможные ошибки .

Ученик "пробивает" стойку (нет разгибания или выпрямления ног в стойку на лопатках). При выполнении переката, ученик берет груп-пировку руками, вследствие чего ставит руки за головой и выпрямляет их после того, как ноги и таз прошли вертикальное положение;

Выпрямляя руки, ученик поднимает плечи;

Ученик не доходит до стойки (при постановке рук сильно прогнут).

При самостоятельном выполнении в случае "пробивания" элемент следует выполнять у низкой перекладины, повесив предварительнона нее гимнастический мат.

Стойки .

Стойки в школьной программе представлены: стойкой на лопатках, стойка на руках и голове, стойкой на руках.

Стойка на лопатках. Данный элемент выполняется из следующих положений - из положения, лежа на спине в группировке и согнувшись, после переката назад, из упора присев и седа, а также из упора стоя ноги врозь, кувырком вперед. Стойку можно выполнять с опорой руками о поясницу и с опорой о пол прямыми руками. Начинать обучение следуют в парах. В И.п. - лежа на спине подняв таз вверх, руки вдоль тела, ладонями вниз, - страхующий поднимает за носки прямое тело партнера до стойки, затем выполняющий подставляет руки под поясницу большими пальцами вперед, локти при этом широко не разводить.

После того, как занимающийся "прочувствовал" прямое положение тела в стойке, можно приступать к самостоятельному выполнению из различных исходных положений. При выполнении стойки на лопатках из упора стоя ноги врозь кувырком вперед, руки следует ставить несколько вперед, так, чтобы основная нагрузка была на руки. После сгибания рук и опускания на лопатки, руки следуют быстро перевести вперед и подставить под поясницу, ноги при этом касаются носками пола за головой. Затем, разгибаясь тазобедренных суставах, выполнить стойку на лопатках.

Стойка на руках и голове . Выполнять стойку можно из положения седа на пятках, из упора присев, из упора стоя ноги врозь, в группировке и согнувшись, толчком и силой. При выполнении стойки следует знать, что руки и голова (ставящаяся на лобную часть) должны образовывать равносторонний треугольник.

Неустойчивое положение отсутствует опора руками, т. к. локти разведены в стороны или руки находятся практически в прямом положении из-за того, что ученик ставит голову слишком далёко вперед). Голова ставится не на лобную часть.

Ученик не доходит или падает со стойки (резкое выпрямление ног или разгибание, после постановки головы ученик "ищет" опору ру-ками или делает перекат со лба на затылок, сильно прогнутое положение тела.)

В начале обучения следует выполнять стойку в группировке из седа пятках и упора присев, при выполнении стойки из упора стоя согнувшись не следует разгибаться ногами назад - в этом случае стойка получается диагональная. Необходимо при выполнении разводить ноги в стороны и выполнить стойку ноги врозь, а лишь затем соединить ноги. Для совершенствования стоек на лопатках, руках и голове, можно выполнять следующие упражнения: разве-дение и сведение ног, как в стороны, так и вперед и назад, сгибание и выпрямление ног, опускание ног до касания носками пола с последующим разгибанием в стойку.

Стойка на руках.

Для успешного овладения стойкой на руках следует выполнить ряд подводящих упражнений:

а) Из стойки руки вверх, подавая тело вперед, выставить и согнуть опорную ногу так, чтобы руки, тело и маховая нога составляли одну прямую линию.

б) Продолжая сгибать опорную ногу и поднимая маховую, поставить руки (руки при этом не опускать) - руки, спина и маховая нога составляют одну прямую линию.

в) Из положения (б) не опуская маховую ногу выполнить толчок опор-ной ногой (толчковая нога должна выпрямиться) и опустить ее на то же место.

г) Выполнение стойки со страховкой (страхующий находится со сто-роны маховой ноги) .

д.) Самостоятельное выполнение стойки у опоры спиной и лицом к ней.

Возможные ошибки при выполнении:

Опорная нога ставится не вперед, а под себя вследствие чего происходит падение на руки;

При постановке рук ученик берет голову на грудь;

Выполняя толчок, ученик оттягивается от стойки;

После постановки рук ученик поднимает плечи и сильно прогибается;

Расслабленные и разведенные ноги в стойке;

Стойка на руках кувырок вперед.

Правильное исполнение стойки на руках с кувырком вперед:

Неправильное исполнение.

Переворот боком.

Начинать обучение перевороту следует после ознакомления со стойкой на руках.

Подготовительные упражнения:

Стойка на руках ноги врозь у опоры со страховкой;

Стоя правым боком к стене, принять положение упора присев на левой, правая нога вверх, а правая рука вперед, выполнить мах и толчок в стойку ноги врозь, поставив при этом правую кисть пальцами вовнутрь. Упражнение выполняется со страховкой;

Из и.п., но стоя левым боком к стене, махом одной и толчком другой выполнить стойку ноги врозь, затем опуститься в упор стоя согнувшись, выпрямиться, руки в стороны и выполнить поворот плечом назад в том же направлении;

Выполнение переворота со страховкой (страхующий находится со стороны спины занимающегося и поддерживает его за поясницу).

Возможные ошибки при обучении:

При выполнении переворота с левой ноги, сильное смещение влево (ученик опускает левую руку, ставит ее под себя, поворачивая при этом плечи);

Сильное смещение вправо - "висит" маховая нога, ученик ставит обе руки одновременно, нет полного отталкивания);

Ученик не докручивает переворот (нет отталкивания руками т.к. вторую руку ученик ставит на "перелом" - пальцами наружу, а не вовнутрь);

Заканчивать колесо следует в широкой стойке, руки в стороны, а затем приставить ногу, не меняя направление

Мост.

Данное упражнение выполняется из положения, лежа на спине и из положения стоя при выполнении моста из любого положения плечи должны находится над кистями, руки и ноги полностью выпрямлены. Обучение моста, из положения стоя, следует начинать у стены или гимнастической стенки выполнив максимальный наклон назад, поставить руки на опору, поочередно переставляя прямые руки, опуститься до положения моста, а затем вновь подняться и выпрямиться. Из стойки руки вверх максимально прогнуться, подавая таз вперед, не опуская при этом рук, опуститься в мост (руки при этом необходимо видеть). Для того чтобы встать с моста, необходимо сделать толчок руками так, чтобы, основная, масса тела приходилась на ноги подавая таз вперёд выпрямиться.

Обучение повороту на 180 о в "мосте" начинают стоя в наклоне назад у стенки. Для более успешного овладения поворотом следует выполнять мост опираясь одной, опорной рукой.

Практическое умение правильно делать кувырок через плечо поможет освоить технику безопасных падений, которая пригодится при выполнении сложных связок при паркуре.

Кувырок вперед – необходимый базовый элемент для более накрученных акробатических трюков в паркуре, боевых искусствах (самбо, айкидо). Во время тренировок отлично развивается растяжка, гибкость, координация в пространстве.

По-другому, этот элемент паркура называется «ролл» и используется практически всеми трейсерами после приземления, чтобы снизить нагрузку на позвоночник и ноги или сохранить скорость движения для выполнения следующих элементов. К примеру - выполнение через левое плечо. Из позиции – стойка на коленях, левая полусогнутая рука вытягивается вправо, упираясь, туда же наклоняется голова. Вместе с наклоном вперед левая полусогнутая рука от плеча до кисти полностью ложится на пол, прижимаясь к телу, левое плечо упирается в мат. Голова не мешает – она отклонена вправо, толчок правой ногой - происходит мягкий поворот.

Способ малотравматичный для позвоночника, особенно - на твердой поверхности.

Как кувыркаться через плечо назад

Простое упражнение, с которого, вообще, стоит начинать учить кувыркаться назад. И эффективное для смягчения падения. Изначально делают при исходном положении лежа. Ложатся на спину, поворачивают голову в сторону, противоположную тому плечу, через который осуществляется перекат. Полусогнутые ноги быстро поднимаются, отталкиваясь от пола, и колени легко проходят над плечом, не задевая голову. Завершается перекат через плечо приседом в любом варианте. Теперь можно переходить к усложненному варианту из исходного положения на корточках.

Кувыркаемся вперед через голову

Кувырок вперед должен выполняться технически грамотно:

  • Для начала упражнение следует делать только на мягкой поверхности, лучше всего – на спортивном мате. Желательно, чтобы он не «ездил» по полу, а был закреплен. Только овладев техникой в совершенстве, можно переходить на «жесткие» условия.
  • Исходное положение: глубокий присед на корточках. Спина округляется, подбородок обязательно прижат к груди. Иначе легко травмировать позвонки или шею. Чтобы проконтролировать прижатие подбородка, можно взять кусок поролона или мягкий предмет и зажать его подбородком. После завершения упражнения предмет должен оставаться на месте.
  • Колени в приседе нужно расставить так, чтобы между ними легко поместилась голова – не уже, не шире. Если их сжать, нос ударится о них при кувыркании. Нельзя: Пытаться делать упражнение, встав в упор на голову и закидывая ноги. При этом неизбежен сильный удар всей спиной.
  • Упор ладонями с переносом на них веса тела, постановка рук чуть шире ступней. Сгруппироваться – голова спрятана между коленей, подбородок прижимается к груди.
  • Ноги постепенно распрямляются с одновременным сгибанием рук. Голова касается затылком опорной поверхности (подбородок прижат).
  • Резкий толчок ногами и затем – плавный перекат с затылка на лопатки.

В процессе проведения кувырка колени прижимают к телу и обхватывают ноги пониже над щиколотками. При этом тело остается в скругленном положении, а пятки касаются ягодиц. Поза – «колобок». Инерции толчка ногами хватает на то, чтобы после касания лопатками тело катилось вперед.

Делать кувырок назад сложнее, поскольку координация, чувство равновесия должны быть более совершенными.

Исходная позиция – глубокий присед на корточки, повернувшись спиной к мату. Сильный толчок ногами и мягкое перекатывание назад. В процессе движения руки отводятся назад, ладони быстро ложатся возле головы так, как их кладут, собираясь делать «мостик». Чтобы не гасить инерцию движения, нужно оттолкнуться руками, чуть приподняв тело и продвигая его дальше из этой точки. Это следует делать плавно и одновременно быстро. Главное – взять хороший разгон и резко оттолкнуться ногами, тогда на этапе серединной позиции гораздо легче будет приподняться на руках и оттолкнуться.

Если не получается

Если упражнение не получается сразу, можно попробовать использовать стойку «березка». Делается толчок ногами, перекат на спину, и в момент касания лопатками мата производят «удар» ногами вверх, как при попытке встать на лопатки. И одновременно тело по инерции (вслед за ногами) приподнимается на руках, легко завершая элемент.

Тело, после нескольких выполненных кувырков, запомнит, как, что и с какой силой нужно делать, и контроль станет не нужен. Добившись результата, можно начать учиться делать элемент назад сериями.

Большой интерес представляет метод программированного обучения школьников. Для этого учитель предварительно разрабатывает обучающую программу, которая предусматривает проверку готовности учащихся к выполнению нового упражнения: наличие соответствующих физических качеств, двигательной базы и т.п., а также серию учебных заданий и определение порядка перехода к следующему заданию. Одной из форм программированного обучения двигательным действиям являются предписания алгоритмического типа, предусматривающие разделение учебного материала на части, или серии.

Обучение по алгоритму

Предписания алгоритмического типа по структуре напоминают линейную обучающую программу, однако задания, включаемые в них, носят различный характер, и каждая серия учебных заданий направлена на решение определенных задач. Только овладев первой серией, учащиеся могут переходить ко второй и последующим под контролем учителя или самоконтролем.
Первая серия учебных заданий включает упражнения для развития физических качеств, от которых больше всего зависит успешное выполнение изучаемого двигательного действия.
Вторая серия включает упражнения на основе исходных и конечных положений, которые используются в изучаемых двигательных действиях.
Третья серия предусматривает выполнение основных действий, обеспечивающих техническую основу изучаемого упражнения.
Четвертую серию составляют задания, связанные с приобретением умения оценивать свои действия в пространстве, во времени и по степени проявления мышечных усилий.
Пятая серия учебных заданий – подводящие упражнения или часть изучаемого двигательного действия.
Только после этого изучаются движения в целом.
Можно привести примеры нескольких программ организации уроков по разделу «Гимнастика с элементами акробатики» с использованием метода программированного обучения.

Обучающие программы уроков гимнастики

Кувырок вперед

Техника выполнения. Из упора присев, разгибая ноги, перенести тяжесть тела на руки, наклонить голову вперед (кадры 1–2) ; сгибая руки, оттолкнуться ногами и перевернуться через голову – сгруппироваться (кадры 3–4) ; выполнить перекат в упор присев – встать (кадры 5–6) .

При освоении кувырка вперед учащийся должен знать следующие правила:

1. При опоре на руки надо полностью разгибать ноги в коленях.
2. Подавая плечи вперед, наклонить голову на грудь.
3. Отталкиваясь ногами, сгруппироваться, захватив руками середину голеней.

Учащийся должен уметь :

1. Выполнять плотную группировку.
2. Выполнять перекат в группировке.

Кувырок назад

Техника выполнения. Из упора присев – ноги на ширине стопы, плечи слегка вперед, сгруппироваться (кадр 1) ; наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через голову (кадры 2–3) ; разгибая руки, перейти в упор присев (кадры 4–5) .

При освоении кувырка назад учащийся должен знать следующие правила:

1. В упоре присев надо подавать плечи вперед.
2. При перекате назад держать плотную группировку до касания шеей мата и опоры руками за плечами.
3. Разгибание рук начинать до касания ногами мата.

Учащийся должен уметь :

Быстро выполнять перекат назад в группировке и опираться руками за плечами.

Лазание по канату с помощью ног

Техника выполнения. В висе на согнутых руках (кадр 1) согнуть ноги вперед и захватить канат ногами скрестно так, чтобы наружная сторона стопы одной ноги и внутренняя сторона голени другой (правой или левой) плотно прижимались к канату (кадр 2) . Разгибая ноги, подтянуться еще выше и, сохраняя захват каната ногами, поочередно перехватиться руками выше так, чтобы остаться в висе на согнутых руках (кадр 3) . Далее при поднимании вверх все действия повторяются, а при опускании вниз чередуются в обратном порядке.

При освоении лазания на согнутых руках учащийся должен знать следующие правила:

1. Начинать лазание надо из виса на согнутых руках.
2. Захватить канат ногами нужно так, чтобы стопа и голень плотно прижимались к канату.

Учащийся должен уметь :

1. Выполнять простой вис и вис на согнутых руках в течение 5–6 сек. на гимнастической стенке.
2. Поднимать согнутые ноги в висе (6–8 раз).

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Наклоны и круговые вращения головой

Выполняются вперед, назад, влево и вправо с максимальной амплитудой

2. Пружинящие приседания

Приседать на всей стопе, ноги врозь

Из упора присев – руки вперед. Сгибание рук с наклоном головы вперед и возвращение в и.п.

3. Вращение кистей

Упор присев

Ноги поставить на ширине стопы, руки впереди на 20–25 см. Тяжесть тела быстро перенести на руки

Из о.с. принять и.п. в медленном, среднем и быстром темпе с фиксацией положения в течение 2 сек.

Из положения лежа на спине, согнувшись с опорой руками за плечами, – перекат вперед в группировке

III и IV серии

(III серия - упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение; IV серия – упражнения, направленные на приобретение умения оценивать свои движения в пространстве, во времени и по степени проявления мышечных усилий и управлять ими).

Выполняются в среднем темпе с сохранением плотной группировки

Из упора присев – перекат назад и возвращение в и.п.

1. Кувырок в сед

V серия – подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения.

Выполняются с прямыми ногами из упора стоя, ноги врозь; при выполнении нельзя касаться головой мата

2. Кувырок вперед в сед в группировке, затем в упор присев

Выполнять из того же и.п., что и предыдущее упражнение с группировкой. Голову наклонить

3. Кувырок вперед с покачиванием

Выполнять из упора присев; переставить руки вперед, разгибая ноги, подать плечи вперед за линию рук и вернуться в и.п. После 2–3 повторений выполнить кувырок

4. Из упора присев – кувырок вперед

Из упора присев, ноги на ширине стопы, переставляя руки и выпрямляя ноги в коленях, выполнить кувырок вперед

Из о.с. – кувырок вперед, затем вернуться в и.п.

Два кувырка вперед

Выполнять без остановки

Кувырки вперед в быстром темпе

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Наклоны и круговые движения

I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для выполнения кувырка назад.

Выполняются вперед и назад с максимальной амплитудой, с сопротивлением партнера

2. Вращение кистями

Выполнять, сцепив пальцы рук

3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на второй – третьей рейке гимнастической стенки или на гимнастической скамейке

Выполнять в прямом положении, локти прижаты к туловищу

Выполнять в быстром темпе.

Упор присев

II серия - упражнения, направленные на освоение исходных и конечных положений.

Ноги поставить параллельно на ширине стопы, тяжесть тела перенести на руки

Из о.с. быстро и правильно принять и.п.

Перекат назад в группировке

III серия – упражнения, направленные на освоение технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение.

Из и.п. повторить перекат назад в группировке в и.п.

Из упора присев – перекат назад в группировке и перекат вперед в упор присев

То же, что в III серии

IV серия – упражнения, направленные на умение оценивать свои движения в пространстве, во времени, в проявлении мышечных усилий и управлять ими.

То же, что в III серии, в среднем и быстром темпе с сохранением плотной группировки

Из о.с. – упор присев и перекат назад с максимальной скоростью. Возвратиться в упор присев

1. Опора руками за плечами

V серия - подводящие упражнения и упражнения, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения.

Стоять спиной к стенке, опираться руками за головой.
То же – лежа на спине

2. Перекат назад в группировке и опора руками

Выполнить группировку из положения седа, ноги на ширине стопы. Перекат назад, опереться руками за плечами; возвратиться в и.п.
То же – из упора присев

3. Кувырок назад по наклонной плоскости

Из положения седа у высокой части гимнастического мостика (сверху на мостик положен мат) выполнить кувырок назад

4. То же – в обычных условиях с помощью партнера

Из положения седа выполнить с помощью партнера кувырок назад (партнер при этом стоит сбоку и приподнимает одной рукой плечо выполняющего упражнение) в упор присев, встать

Из о.с. – упор присев (и.п.), кувырок назад, встать в о.с.

1. Два кувырка назад с паузой

VI серия - упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом.

Из упора присев выполнить кувырок назад, встать. Пауза 2 сек. Выполнить упор присев и кувырок назад

2. Два кувырка назад

Из упора присев выполнить два кувырка назад в упор присев с группировкой, колени врозь; после первого кувырка паузы не делать

Выполнить два кувырка назад в быстром темпе и встать; стоять на месте 2–3 сек.

Серии учебных заданий

Информационные кадры

Операционные кадры

Контрольные кадры

1. Из виса на согнутых руках перейти в вис

I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для лазания на согнутых руках.

Выполняются медленно с разгибанием рук за 5–6 сек.

Выполнить 2–3 раза

2. Вис на согнутых руках

Удерживать положение в течение 4–5 сек.

Выполнить 2 раза

3. Поднимание согнутых ног в висе

Выполнять на гимнастической стенке. Ноги поднимать как можно выше и опустить в и.п.

Повторить 8–10 раз

4. Из виса сидя, ноги врозь, перейти в вис лежа и поочередным перехватом рук – в вис стоя

Выполнять на канате

Повторить 2–3 раза

1. Прыжком принять вис на согнутых руках

II серия - упражнения на освоение исходных и конечных положений.

Выполнять на канате и удерживаться в положении виса в течение 4–5 сек.

Повторить 2–3 раза

2. Сидя на гимнастической скамейке, захватить ногами гимнастическую палку, имитируя захват каната

При правильном захвате палку нужно удерживать в вертикальном положении без помощи рук

3. Захват каната ногами

Выполнять, сидя на гимнастической скамейке

Выполнить 2 раза

4. Из виса на согнутых руках – захват каната ногами

Удерживать положение в течение 5–6 сек.

Выполнить 2 раза

Из виса на согнутых руках захватить канат согнутыми ногами и, разгибая ноги, сделать перехват руками

III серия – упражнения, направленные на освоение технической основы лазания, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение.

Выполнить одно движение вверх и вернуться в и.п.

Повторить 2–3 раза

1. То же, что упражнение 1 III серии, но, сгибая ноги, захватить ими канат выше и вернуться в и.п.

IV и V серии – упражнения, направленные на приобретение умения управлять своими движениями, и подводящие упражнения

Повторить 2–3 раза

2. Выполнить 2–3 перехвата руками и ногами с возвращением в и.п.

Повторить 2–3 раза

3. Выполнить 4–5 перехватов руками и ногами с возвращением в и.п.

Повторить 2–3 раза

Лазание по канату на заданное расстояние

VI серия – упражнения, направленные на выполнение изучаемого упражнения в целом.

Мальчики выполняют лазание на расстояние до 2,5 м, девочки – до 2 м

Выполнять самостоятельно

Сергей Напреев ,
учитель физической культуры МОУ «Красносельская СОШ», Нижегородская обл.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

В комплексной программе физического воспитания учащих­ся общеобразовательной школы большое внимание уделяется освоению сравнительно несложных акробатических упражне­ний. Они предусмотрены с I по XI класс как для мальчиков (юношей), так и для девочек (девушек). Перечень упражнений в целом невелик, однако благодаря своей динамичности и эмо­циональности они широко используются на занятиях гимнасти­кой в школе и являются эффективным средством физического воспитания учащихся. При их выполнении воспитывается сме­лость, умение управлять своим телом во времени и пространст­ве, совершенствуется функция вестибулярного аппарата. Боль­шое значение эти упражнения имеют и как средство развития таких физических качеств, как скоростная сила, гибкость, лов­кость, прыгучесть. Проведение акробатических упражнений не требует использования различных снарядов, поэтому организа­ция занятий гимнастикой возможна в любой школе. Фронталь­ный, фронтально-посменный, поточный и игровой способы ор­ганизации учащихся при выполнении этих упражнений способ­ствуют значительному повышению плотности урока. Неслож­ные и хорошо освоенные равновесия, стойки, «мосты» можно с успехом выполнять в подготовительной части урока, включать в различные подвижные игры, эстафеты, полосы препятствий.

Здесь рассматриваются акробатические упражнения, составляющие базовый компонент комплексной программы. Их ос­воение позволит учащимся выполнить требования общегосударственного образовательного стандарта по физической культуре. При описании каждого упражнения даются техника выполнения, сопровождаемая рисунком или кинограммой, последова­тельность обучения, типичные ошибки, страховка и помощь.

Для освоения наиболее сложных упражнений рекомендуют­ся обучающие программы.

Известно, что учащиеся I-IV классов, как правило, с боль­шим интересом, удовольствием и старанием осваивают акроба­тические упражнения. Однако к V-VII классам интерес начина­ет снижаться, а к VIII-XI классам - исчезает совсем. Подобное можно объяснить тем, что для младших школьников перекаты, кувырки и равновесия являются новинкой, но затем эти упраж­нения без больших изменений переходят вместе с школьниками из класса в класс, и интерес к ним, естественно, пропадает. Так не должно быть - зародив интерес к этим упражнениям, учи­тель физической культуры должен не только поддерживать его, но и развивать. Для этого необходимо изучать разнообразные варианты известных школьникам упражнений, усложнять их, видоизменять и соединять с другими элементами, включать в игры, эстафеты.



АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В I-XI КЛАССАХ

I КЛАСС

Группировка

Техника выполнения. Группировка - это согнутое положе­ние тела, при котором колени подтянуты к плечам, локти при­жаты к туловищу, а кисти захватывают середину голени (стопы и колени слегка разведены). Группировка служит основным подводящим упражнением к перекатам, кувыркам и сальто в группировке. Группировку выполняют в приседе (рис. 1, а), сидя (рис. 1, б), лежа на спине (рис. 1, в).

Рисунок 1.

Последовательность обучения.

1. Из о. с. руки вверх, быстро присесть и принять положение в группировке в приседе, обращая внимание на умение округ­лять спину.

2. Из положения упора сидя сзади быстро согнуть ноги и сгруппироваться.

3. Лежа на спине руки вверх, быстро согнуть ноги и сгруппи­роваться.

4. Из положения лежа на спине, поднимая туловище, при­нять группировку сидя.

Типичные ошибки.

Ø Откинутая назад голова.

Ø Ноги вместе, не разведены.

Ø Ноги разведены слишком широко.

Ø Неправильный захват руками голеней (слишком высоко или низко, в «замок»).

Ø Неплотная группировка.

Требования к выполнению . Каждое упражнение выполнять несколько раз, постепенно ускоряя движения и фиксируя поло­жение группировки.

Перекаты

Техника выполнения . Перекаты - это движение с последова­тельным касанием пола (опоры) отдельными частями тела без пе­реворачивания через голову. Перекаты используют как подводя­щие упражнения во время обучения кувыркам. Программой пре­дусмотрены перекаты вперед и назад в группировке (рис. 2), в стороны из упора стоя на коленях, прогнувшись, лежа на животе.

Рисунок 2

Последовательность обучения .



1. Из положения группировки сидя перекат назад-вперед на спине.

2. Из положения группировки сидя перекат назад и перека­том вперед вернуться в и. п.

3. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед сед в группировке.

4. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед и. п.

5. Перекаты вперед и назад прогнувшись в положении лежа на животе. Лежа на животе, прогнуться, наклонить голову на­зад и принять упор лежа на бедрах. Быстро сгибая руки, выпол­нить перекат вперед и, разгибая их, перекат назад.

6. Из упора стоя на коленях перекаты в стороны в группиров­ке. Последовательно касаясь пола предплечьем, плечом, боком, спиной, другим боком и плечом, взять группировку и обратным движением возвратиться в и. п.

7. Из упора присев перекат в сторону и возвратиться в и. п.

8. Перекаты вперед и назад прогнувшись с различными поло­жениям рук (вверху, за спиной, к плечам).

Требования к выполнению . Наиболее сложным из приведен­ных перекатов является перекат из упора присев в упор присев. Для успешного освоения этого элемента вначале его можно да­вать из и. п. упора присев спиной к мату, когда ноги находятся на полу около мата, что облегчает возвращение в и. п. Во время выполнения перекатов обращать внимание на правильность и плотность группировки.

II КЛАСС

В этом классе программой предусмотрено обучение следую­щим акробатическим упражнениям: кувырку вперед и в сторо­ну, стойке на лопатках согнув ноги и из стойки на лопатках со­гнув ноги перекату вперед в упор присев. Наиболее сложным из этих упражнений является кувырок вперед.

Кувырок вперед

Техника выполнения . Из упора присев (с опорой руками впере­ди стоп на 30-40 см), выпрямляя ноги, перенести массу тела на ру­ки. Сгибая руки и наклоняя голову вперед, оттолкнуться ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопат­ки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взять группи­ровку. Заканчивая кувырок, принять упор присев (рис. 3).

Рисунок 3.

Типичные ошибки.

Ø Опора руками близко к ступням (приводит к удару спиной).

Ø Отсутствие отталкивания ногами.

Ø Недостаточная группировка.

Ø Неправильное положение рук.

Ø Опора руками сзади при переходе в упор присев.

Страховка и помощь. В большинстве случаев это упражнение доступно для самостоятельного исполнения. Обычно помощь нужна только отдельным учащимся. При этом партнер, стоя на одном колене, сбоку одной рукой помогает выполняющему на­клонить голову вперед на грудь, а другой, поддерживая под грудь или плечо, обеспечивает мягкое опускание на лопатки и увеличивает вращение вперед.

Кувырок в сторону

Техника выполнения . Выполняется из упора стоя на коленях или упора присев. Первая часть кувырка такая же, как и у пе­реката в сторону из упора стоя на коленях, однако вращение те­ла необходимо продолжить в том же направлении и, перевора­чиваясь через спину, прийти снова в упор стоя на коленях или в упор присев.

Типичные ошибки.

Ø В начале кувырка рука не ставится на предплечье.

Ø Неплотная группировка.

Страховка и помощь . Стоя сзади, помогать переворачиванию, поддерживая около тазобедренных суставов.

Типичные ошибки.

Ø Перекат выполняется с откидыванием плеч и головы назад.

Ø Руки ставятся под спину рано, локти широко разведены.

Ø Туловище не принимает вертикального положения.

Ø Голени отклоняются от вертикального положения, носки не оттянуты.

Страховка и помощь . Помогать, стоя сбоку от ученика, одной рукой поддерживая под спину, другой за ноги.

И контрольного урока

Из упора присев кувырок вперед в упор присев - перекатом назад стойка на лопатках согнув ноги - перекатом вперед упор присев - кувырок в стороны в упор присев и о. с.

III КЛАСС

Осваиваются следующие упражнения: 2-3 кувырка вперед, стойка на лопатках, из положения лежа на спине «мост», перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой.

Два-три кувырка вперед

Техника выполнения. После первого кувырка, который вы­полняется несколько энергичнее, чем обычно, поставить руки на пол и, не задерживаясь, выполнить второй, третий кувырок.

Последовательность обучения .

2. Из упора присев кувырок вперед в упор присев и прыжок вверх.

3. Из упора присев два кувырка вперед в упор присев.

Типичные ошибки.

Ø Остановка между кувырками.

Ø Ошибки, типичные при выполнении кувырка вперед.

Стойка на лопатках

Техника выполнения . Из упора присев, взявшись руками за середину голени, выполнить перекат назад. В конце переката, коснувшись пола лопатками, опереться руками в поясницу и, разогнув ноги, выполнить стойку на лопатках. Туловище долж­но быть прямым, локти широко не разводить (рис. 5).

Рисунок 5

Последовательность обучения .

1. Из упора сидя сзади перекатом назад сгибая ноги стойка на лопатках согнув ноги.

2. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках со­гнув ноги - разогнув ноги стойка на лопатках - держать.

3. Из упора сидя сзади перекатом назад стойка на лопатках.

4. Из упора присев перекатом назад стойка на лопатках.

Типичные ошибки.

Ø Сгибание в тазобедренных суставах.

Ø Тело отклонено от вертикальной плоскости.

Ø Широко разведены локти.

Страховка и помощь . Стоя сбоку от ученика у места опоры лопатками, одной рукой захватить за голень, предупреждая возможность опускания ног за голову. После выхода в стойку на лопатках до­полнительно (по мере необходимости) поддержи­вать сзади за бедро, добиваясь более точного верти­кального положения тела с вытянутыми носками (рис. 6).

Рисунок 6

Типичные ошибки.

Ø Ноги в коленях согнуты, ступни на носках (рис. 8).

Ø Ноги согнуты в коленях, плечи смещены от точек опоры кистей (рис. 9).

Рисунок 8 Рисунок 9

Ø Руки и ноги широко расставлены.

Ø Голова наклонена вперед.

Страховка и помощь . Стоя сбоку, поддерживать одной рукой под спину у лопаток, другой под поясницу.

Перекат назад в группировке

И контрольного урока

Из упора присев два кувырка вперед в группировке в упор присев - перекатом назад стойка на лопатках (держать) - пе­рекатом вперед лечь и «мост» - лечь, перекат назад с опорой руками за головой - перекатом вперед упор присев и о. с.

IV КЛАСС

Кувырок назад в группировке

Техника выполнения . Из упора присев, руки несколько впе­реди - тяжесть тела перенести на руки; затем, отталкиваясь руками, быстро перекатиться назад, увеличив вращающий мо­мент за счет плотной группировки; в момент касания опоры ло­патками поставить кисти за плечами и, опираясь на них, пере­вернуться через голову (не разгибая ног) и перейти в упор при­сев (рис. 11).

Рисунок 11

Типичные ошибки.

Ø Неточная постановка рук (на кулаки, на тыльную сторону кистей, непараллельная постановка кистей и локтей).

Ø Разгибание ног в момент постановки рук и переворачива­ния через голову.

Ø Неплотная группировка.

Ø Отсутствие опоры и отжимания на руках в момент перево­рачивания через голову.

Ø Медленное переворачивание.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под плечо, другой, при необходимости, подтолкнуть под спину.

И контрольного урока

Из упора присев кувырок назад и перекатом назад стойка на лопатках – перекатом вперед лечь и «мост» опуститься в положение лежа на спине - сесть, руки в стороны - опираясь слева поворот в упор присев - кувырок вперед в упор присев - прыжок вверх прогибаясь и о. с.

V КЛАСС

В этом классе идет совершенствование кувырков вперед и на­зад, стойки на лопатках.

И контрольного урока

1. Кувырок вперед, правая скрестно перед левой

и поворот кругом в упор присев - 2,5 балла

2. Кувырок назад - 3,0 балла

3. Перекатом назад стойка на лопатках - 3,0 балла

4. Перекатом вперед упор присев и о. с. - 1,5 балла

VI КЛАСС

Учащиеся данного класса должны научиться выполнять «мост» из положения стоя с помощью, совершенствовать ку­вырки вперед и ранее изученные элементы.

VII КЛАСС

С этого класса мальчики и девочки начинают осваивать разные упражнения. Мальчики должны освоить кувырок вперед и стойку на лопатках и стойку на голове и руках согнув ноги. Девочкам предстоит освоение кувырка назад в полу шпагат.

Типичные ошибки.

Ø Преждевременный отрыв ног от опоры и падение вперед.

Ø Постановка рук с широко разведенными локтями.

Ø Ошибки, типичные для стойки на лопатках.

Страховка и помощь . Во избежание сильного вращения и воз­можного опускания таза, стоя сбоку, поддерживать за голень, помогая перейти в стойку на лопатках, далее помогать, как при выполнении стойки на лопатках.

Типичные ошибки.

Ø Неправильная постановка головы: не на лоб, а на темя.

Ø Близкая постановка головы к рукам (нарушен принцип равностороннего треугольника).

Ø Сгибание ног не к груди, а за спину.

Страховка и помощь . Помогать, стоя сбоку на коленях, под­держивая одной рукой под спину, другой за голени.

Кувырок назад в полушпагат

Техника выполнения . Заканчивая кувырок назад, согнуть од­ну ногу к груди и, опираясь на руки, поставить ее на колено, другую ногу не сгибать и не опускать; выпрямиться, разогнуть руки в упор стоя на колене. Опуская ногу и отодвигаясь, выпря­миться, скользя руками по полу, - полушпагат (рис. 15).

Рисунок 15

VIII КЛАСС

Мальчики должны освоить кувырок назад в упор стоя ноги врозь, длинный кувырок, стойку на голове. Девочки - «мост» и поворот в упор стоя на одном колене.

Типичные ошибки.

Ø Неправильная постановка рук, как при выполнении ку­вырка назад.

Ø Слишком запоздалое разведение ног.

Ø Неполное разгибание ног в момент разведения.

Страховка и помощь . Помогать, стоя сбоку на коленях, под­держивая под спину в момент переворачивания через голову. Чтобы выполняющий не задел страхующего ногами при их разведении, последний должен находиться рядом с выполняю­щим в и. п.

Длинный кувырок

Техника выполнения . Длинный кувырок вперед выполняет­ся из полуприседа, руки назад, махом руками вперед разгибая ноги, поставить руки не ближе 60-80 см от носков впереди плеч, оттолкнуться ногами и выполнить кувырок в группиров­ке. При этом надо стремиться, чтобы сгибание ног в коленях происходило в момент касания пола лопатками (рис. 17).

Рисунок 17

Последовательность обучения .

1. Из упора присев кувырок вперед в упор присев.

2. Из упора присев кувырок вперед с постепенным увеличены ем расстояния между ногами и руками в упор присев.

3. Из полуприседа длинный кувырок вперед в упор присев с линии, находящейся на расстоянии 60-80 см до постановки рук.

Типичные ошибки.

Ø Близкая постановка рук, что приводит к выполнению обычного кувырка вперед.

Ø Ноги в момент отталкивания не разгибаются полностью.

Ø Появление фазы полета из-за слишком большого расстоя­ния между стопами и местом постановки рук.

Ø Ошибки, типичные при выполнении группировок, перека­тов и кувырка вперед.

Страховка и помощь . Стоя сбоку у места постановки рук, од­ной рукой, накладывая ее на затылок выполняющего, помогать ему наклонять голову вперед, а другой поддерживать снизу под живот или бедро.

Стойка на голове

Техника выполнения . Из упора присев, опираясь головой (верхней частью лба) впереди рук, образуя равносторонний тре­угольник, толчком стойка на голове согнув ноги с последующим выпрямлением туловища до прямого вертикального положения (рис. 18).

Рисунок 18

Последовательность обучения .

1. Из упора присев стойка на голове согнув ноги (упражнение VII класса).

2. Из упора присев стойка на голове согнув ноги с последую­щим выпрямлением тела до прямого положения.

3. Из упора присев толчком двумя ногами стойка на голове и возвратиться в и. п.

Типичные ошибки .

Ø Неправильная постановка головы (не на лоб, а на темя).

Ø Голова поставлена близко или далеко от рук.

Ø Неполное разгибание в тазобедренных суста­вах.

Ø Излишнее прогибание в пояснице.

Ø Ноги согнуты в коленях, носки не оттянуты.

Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой под­держивать за голень снизу, другой под спину. При выходе в стойку поддерживать одной рукой за бедро, а другой за голень, добиваясь точного вертикального положения (рис. 19).

Рисунок 19

«Мост» и поворот кругом в упор стоя на одном колене

Техника выполнения. Описание техники выполнения «мос­та» из положения лежа на спине и из положения стоя с помо­щью приведены для учащихся III и VI классов. Поэтому здесь остановимся на технике поворота в упор стоя на одном колене из положения «мост». Перенося тяжесть тела на правую (ле­вую) руку и правую (левую) ногу, оттолкнуться левой (правой) рукой и начать поворот направо (налево). Повернувшись на 90°, согнуться и закончить упражнение в упоре стоя на правом (ле­вом) колене, другую назад. Завершая поворот, опереться на ле­вую (правую) руку и вернуть кисть правой (левой) руки в обыч­ное положение.

Типичные ошибки.

Ø Недостаточная передача тяжести тела на руки.

Ø Слишком широкая постановка рук на пол.

Ø При повороте нет толчка ногой, противоположной поворо­ту от пола.

Ø Опускание и сгибание ноги сзади.

Страховка и помощь. Помогать, стоя с противоположной по­вороту стороны, поддерживая под спину и за ногу.

IX КЛАСС

В этом классе мальчики осваивают из упора присев силой стойку на голове и руках и с трех шагов разбега кувырок вперед прыжком, а девочки - равновесие на одной, выпад вперед и ку­вырок вперед.

Типичные ошибки.

Ø Неправильное положение рук и головы, описанное ранее.

Ø Стойка выполняется толчком двумя или махом одной и толчком другой.

Ø Слишком далеко или близко поставлены руки от ног, и при разгибании ног туловище принимает наклонное положение: ли­бо вперед (когда руки поставлены слишком близко к ногам), ли­бо назад (когда руки поставлены слишком далеко от ног).

Ø Преждевременное разгибание в тазобедренных суставах (до того момента, когда туловище еще не примет вертикального по­ложения).

Страховка и помощь. Стоя сбоку, одной рукой поддерживать под спину, другой под ногу.

X-XI КЛАССЫ

В этих классах юноши должны освоить кувырок прыжком через препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках с помо­щью, кувырок назад через стойку на руках с помощью и пере­ворот в сторону. Девушки совершенствуют комбинации из ра­нее освоенных элементов.

Кувырок прыжком через препятствие высотой 90 см

Техника выполнения. Кувырок выполняется аналогично ку­вырку прыжком с трех шагов разбега, но высота полетной фазы постепенно увеличивается, для чего и увеличивается длина и скорость разбега (рис. 26).

Рисунок 26

Типичные ошибки.

Ошибки такие же, как и при кувырках прыжком без препятствия. В связи с опасностью получения травм учащиеся, не освоившие кувырок прыжком с места, не должны допускаться к выполнению данного прыжка.

Типичные ошибки.

Ø Неправильное положение головы (не отклоняется назад).

Ø Слишком прогнутое тело.

Ø Слишком широкая или узкая постановка рук.

Ø Не полностью выпрямлено тело в плечевых и грудинно-ключичных суставах.

Страховка и помощь. Помогать со стороны маховой ноги, вы­тянув одну руку вперед (над местом постановки рук), второй за­хватить ученика за бедро или голень маховой ноги. Поднятая рука служит ориентиром. Учащийся должен остановиться в мо­мент касания ее ногами (рис. 28).

Рисунок 28

Переворот в сторону

Техника выполнения. Из стойки лицом по направлению дви­жения поднять руки вперед-вверх ладонями вперед и сделать шаг той ногой, в какую сторону выполняется переворот, затем, наклоняясь вперед, опереться о пол одноименной рукой (если переворот выполняется влево, то левой рукой) пальцами в эту же сторону на расстоянии шага от толчковой ноги и махом од­ной и толчком другой выйти в стойку на руках ноги врозь. Да­лее, оттолкнувшись поочередно руками, прийти в стойку ноги врозь, руки в стороны (рис. 29).

Рисунок 29

Типичные ошибки.

Ø Руки и ноги не ставятся на одной линии.

Ø Переворот выполняется не через стойку на руках.

Ø Голова не отклонена назад, и ученик не контролирует по­становку рук.

Ø Переворот выполняется не через стойку на руках, т. е. те­ло проходит не в вертикальной плоскости, а сбоку.

Страховка и помощь. В практике применяют три основных варианта помощи проводкой по движению со стороны спины:

1. Одной рукой поддерживать за пояс, другой под плечо.

2. Захватом обеими руками скрестно за поясницу.

3. Захватом обеими руками за поясницу.

Типичные ошибки.

Ø Преждевременное разгибание в тазобедренных суставах.

Ø Запоздалое разгибание в тазобедренных суставах.

Ø Неправильная постановка рук.

Страховка и помощь. Стоя сбоку ноги врозь около места поста­новки рук, взять за ноги и помочь разогнуться в стойку на руках и, подтолкнув за ноги, оказать помощь при завершении кувырка.

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ

Для освоения наиболее сложных упражнений, а также для сравнительно слабых учащихся можно рекомендовать метод программированного обучения с использованием обучающих программ, составленных по типу алгоритмических предписа­ний. В них учащимся дается серия последовательно выполняе­мых учебных заданий с обязательным проведением контроля или самоконтроля качества выполнения каждого задания, по­зволяющего переходить к следующей серии заданий. Ниже при­ведены обучающие программы для освоения кувырка назад, стойки на руках и переворота в сторону.

Кувырок назад

Техника выполнения. Из упора присев ноги на ширине сто­пы, плечи слегка вперед, сгруппироваться (кадр 1); наклонить голову вперед, отталкиваясь руками, быстро перекатиться на лопатки и, опираясь руками за плечами, перевернуться через голову (кадры 2-3); разгибая руки, перейти в упор присев (кад­ры 4-5).

Что должен знать учащийся при освоении кувырка назад?

1. В упоре присев подавать плечи вперед.

2. При перекате назад держать плотную группировку до каса­ния шеей мата и опоры руками за плечами.

3. Разгибание рук начинать до касания ногами мата.

Что он должен уметь?

Быстро выполнять перекат назад в группировке и опираться руками за плечами.

Серии учебных заданий

Информационные кадры (Что делать?) Операционные кадры (Как делать?) Контрольные кадры
I серия - упражнения, направленные на развитие физических качеств, необходимых для выполне­ния кувырка назад
1. Наклоны и круговые движения Выполнять вперед и назад с максимальной амплитудой, с сопротивлением партнера
2. Вращение кистями Выполнять, сцепив пальцы рук
3. Сгибание и разгиба­ние рук в упоре лежа, ноги на 2-3-й рейке гимнастической стен­ки или на гимнастиче­ской скамейке. Выполнять с прямым те­лом, локти прижаты к ту­ловищу. Выполнять в темпе 2-3 раза.
II серия - упражнения, направленные на освоение исходных и конечных положений
1. Упор присев. Ноги поставить парал­лельно на ширине стопы, тяжесть тела перенести на руки. Из о. с. быстро и пра­вильно принять и. п.
III серия - упражнения, направленные на освое­ние технической основы кувырка назад, основных действий, за счет которых выполняется изучаемое движение
1. Перекат назад в груп­пировке. Из и. п. повторить пере­кат назад в группировке в и. п. Из упора присев перекат назад в группировке и перекат вперед в упор присев.
IV серия - упражнения, направленные на умение оценивать свои движения в пространстве, во вре­мени, в проявлении мышечных усилий и управ­лять ими
1. То же, что в III серии То же, что и в III серии в среднем и быстром темпе с сохранением плотной группировки Из о.с. упор присев и перекат назад с максимальной скоростью. Возвратиться в упор присев
V серия - подводящие упражнения и упражне­ния, направленные на освоение отдельных частей изучаемого движения
1. Опора руками за пле­чами. Стоять спиной к стенке, опираться руками за го­ловой. То же, лежа на спине.
2. Перекат назад в груп­пировке и опора рука­ми. Выполнить из седа, ноги на ширине стопы, груп­пировку, перекат назад и опереться руками за пле­чами; возвратиться в и. п. То же из упора присев.
3. Кувырок назад по на­клонной плоскости. Из седа у высокой части гимнастического мости­ка (сверху на мостик по­ложен мат) выполнить ку­вырок назад.
4. То же в обычных усло­виях с помощью. Из седа выполнить с по­мощью кувырок назад (при оказании помощи стоять сбоку и припод­нять одной рукой плечо) в упор присев, встать. Из о. с. упор присев (и. п.), кувырок назад и встать в о. с.
VI серия - упражнения, направленные на выпол­нение изучаемого упражнения в целом
1. Два кувырка назад с паузой. Из упора присев выпол­нить кувырок назад, встать - пауза 2 с, упор присев и кувырок назад.
2. Два кувырка назад. Из упора присев два ку­вырка назад в упор при­сев, с группировкой, ко­лени врозь; после перво­го кувырка не делать паузу. Два кувырка назад в бы­стром темпе и встать; стоять 2-3 с на месте.

Серии учебных заданий

Информационные кадры (Что делать?) Операционные кадры (Как делать?) Контрольные кадры (Контрольное упражнение, тест)
I серия
1. Поднимание рук Поднимая руки вверх, вытягиваться в плечах, не прогибаться; то же, но кисти назад, встать на носки
2. Поднимание и опускание плеч. В стойке руки вверх поднимать и опускать плечи; то же с набивным мячом или грифом штанги
3. Наклон вперед Выполнять с соупражняющимся наклон прогнувшись. То же из и.п. стоя ноги врозь (вместе), руки на плечи друг другу
4. Выпад вперед. Выполнить из о.с. выпад вперед (на толчковой ноге), руки вниз, и обратно в и.п. Выполнить упражнение 3-4 раза поочередно, не сгибая ноги
5. Поочередные ногой назад. Выполнять поочередные махи ногами у гимнастической стенки (с наклоном вперед; прямыми руками взяться за рейку)
II серия
1. Выпад вперед с опо­рой руками Из о. с. выполнить выпад (на толчковой ноге) и по­ставить прямые руки на опору. Маховая нога сза­ди прямая. Выполнить упражнение 2-3 раза подряд
III и IV серии
1. Толчком одной, махом другой сменить поло­жение ног. Из о. с. выпад вперед с опорой на руки, переда­вая тяжесть тела на руки, толчком одной и махом другой сменить положе­ние ног (при махе ногой поднять таз как можно выше). После первой попыт­ки - и. п. и повторить упражнение 2-3 раза.
V серия
1. Стойка на руках с по­мощью. Выполнять с помощью: в упоре лежа (тело пря­мое) двое партнеров сбоку захватывают ис­полнителя за бедра и голени и поднимают в стойку на руках.
2. То же махом одной и толчком другой ногой. С шагом одной опереть­ся на руки (с началом маха прямой ногой под­держивать исполнителя под бедро и голень), выйти в стойку; устра­нить ошибки. То же с поддержкой в стойке на руках.
3. Стойка на руках с опо­рой всем телом о стенку. Стойка на руках с опо­рой всем телом о подве­шенный к стенке мат.
VI серия
1. Стойка на руках Выполнять с соупражняющимися: толчком одной, махом другой стойка на руках (парт­нер поддерживает по­сле выхода в стойку). То же самостоятельно (вы­ход в стойку без фикса­ции). Стойка на руках толчком одной и махом другой 2 раза подряд.

Переворот в сторону

Техника выполнения. Стоя лицом вперед по направлению движения, с взмахом руками вперед-вверх выпад правой (кадр 1); поочередно опираясь руками, с поворотом направо выйти в стойку на руках, ноги врозь (кадры 2-3) и, продолжая движение, передать тяжесть тела на левую руку; отталкиваясь, встать в стойку ноги врозь, руки в стороны (кадры 4-5).

Что должен знать учащийся при освоении переворота в сто­рону?

2. Переворот начинать стоя лицом вперед.

3. При выходе в стойку на руках опираться руками поочередно.

4. В стойке на руках широко разводить ноги.

5. При выполнении переворота в сторону руки и ноги ставить на одной линии.

Что он должен уметь?

1. Толчком одной и махом другой выходить в стойку на ру­ках.

2. Выполнить стойку на руках, широко разводя ноги (у стены или с помощью).

Серии учебных заданий

Информационные кадры (Что делать?) Операционные кадры (Как делать?) Контрольные кадры (Контрольное упражнение, тест)
I серия
1. Наклоны в стороны. Выполнять в широкой стойке, медленно, с пол­ной амплитудой, не на­клоняясь вперед.
2. Выпад в сторону. Выполнять выпад с од­новременным наклоном туловища к правой; встать на правой, левую в сторону, руки в сторо­ны (то же в другую сто­рону).
3. Поочередные взмахи ногами в стороны. Из о. с. выполнять пря­мыми ногами, с посте­пенным увеличением ам­плитуды точно в сторо­ну (с опорой руками о стенку).
II серия
1. Выпад вперед. Из стойки на левой взма­хом правой, руки вперед, вверх, выполнять широ­кий выпад правой Быстрое выполнение выпада
2. Выпад в сторону с опорой руками о пол. Быстрое выпрямле­ние опорной ноги в стойку на одной ноге. Из выпада толчком левой стойка на правой ноге, левую в сторону – 2 с, опустить левую
III серии
1. Стойка на руках Выполнять махом одной и толчком другой с опорой ногами о стенку (или с помощью партнера). В стойке вытягиваться на руках и не пргибаться Стойка на руках у стены (самостоятельно), стоять 2-4 с.
IV серия
То же, что серия III Выполнять стойку на руках с быстрым взмахом и отталкиванием Стояка на руках (самостоятельно) у стенки
V серия
1. Стойка на руках ноги пошире Из стойки на руках с опо­рой о стенку (или с по­мощью) опускание в стойку ноги врозь без прогибания в пояснице.
2. Из стойки на руках ноги врозь опускание в сторону с опорой ногами о стенку или с помощью партнера Выполнять с помощью (поддерживать исполни­теля под правое плечо правой рукой и за пояс левой рукой); из стойки на руках ноги врозь опускаться в стойку ноги врозь, руки в стороны.
3. Стойка на руках ноги врозь с поворотом на­лево. После повторения выпа­да левой поставить руки по разметкам, с помо­щью партнера выйти в стойку на руках ноги врозь с поворотом (по­мощь оказывать в начале маха правой, стоя со стороны спины и захва­тив руками ноги).

4. Выход в стойку на ру­ках с поворотом и с последующим опуска­нием в стойку ноги врозь, руки в стороны. Выполнять с соупраж-няющимся (первый вы­полняет стойку на руках, ноги врозь с поворотом; второй, поддерживая под плечо и за пояс, пе­реворачивает первого в стойку ноги врозь, руки в стороны).
5. Переворот в сторону. Переворот выполняется по разметкам с провод­кой. Переворот в сторону са­мостоятельно.
VI серия
1. Темповый подскок. Выполнять с места не­большой подскок на ле­вой с одновременным по

Рис. 7. Кувырок назад через стойку на руках

3. То же, но ставить руки на мат за плечами, пальцами к плечам.

4. То же, но в момент постановки рук за плечами энергично разгибать тело движением ног вверх, до касания носками ориентира, подвешенного над головой или кисти вытянутой руки партнера.

5. И. п. – руки вверх, левая впереди на носке. Махом правой и толчком левой стойка на руках с помощью. Тело прямое, без прогиба, голова отведена назад.

6. Из стойки на руках опуститься в упор лежа согнувшись на лопатках, руки поставлены за головой, ноги прямые, быстрое разгибание в тазобедренных суставах в стойку на руках с одновременным разгибанием рук с помощью одного или двух партнеров. Страхующие, удерживая обучающегося за голеностопные суставы, поднимают его вверх в стойку на руках (рис. 8).

7. То же, но быстро разгибая ноги, тело и руки.

8. Из упора присев перекат назад в группировке и кувырок назад через стойку на руках.

9. Из основной стойки наклон вперед и сед с прямыми ногами с опорой руками сзади, кувырок назад через стойку на руках (с помощью). Страхующий, стоя сбоку, подхватывает обучающегося за голеностопные суставы во время разгибания и помогает ему выйти в стойку на руках.

10. То же – самостоятельно.

Переворот в сторону .

Из стойки лицом к основному направлению на правой, левая вперед, шагом левой по линии выпад левой вперед, поставить левую руку вперед на расстоянии 50 см ладонью наружу, поставить правую на расстоянии 50 см по той же линии ладонью наружу. Махом правой и толчком левой, удерживая руки на полу, сделать переворот через стойку на руках ноги врозь. Поочередно отталкиваясь руками и опуская ноги, встать в стойку ноги врозь, руки в стороны (левым боком по направлению движения).

Рис. 8.Переворот в сторону

Первая серия учебных заданий:

1. Из стойки руки вверх шагом вперед стойка на руках толчком одной и махом другой с помощью.

2. То же самостоятельно (стойку удерживать не более 1 сек.).

3. Стойка на руках ноги врозь с помощью.

4. Стойка на руках ноги врозь с опорой спиной о стену.

5. В стойке на руках ноги врозь с опорой спиной о стену передавать тяжесть тела то на одну, то на другую руку с помощью товарища.

6. То же самостоятельно.

Вторая серия учебных заданий:

1. Из стойки лицом к основному направлению на правой, левая вперед, шагом левой по линии выпад левой вперед, поставить левую руку вперед на расстоянии 50 см ладонью наружу, поставить правую на расстоянии 50 см по той же линии ладонью наружу. Махом правой и толчком левой, удерживая руки на полу, сделать «перескок» через правую сторону в положение выпада правой вперед с поворотом на 180 по той же линии, поднять руки вперед. Повторить 5-10 раз, 3-4 подхода.

2. Из положения выпада правой вперед, руки на полу впереди по линии, поднять левую руку, поднять правую руку с поворотом налево в стойку ноги врозь, руки в стороны. Повторить 5-10 раз, 3-4 подхода.

Третья серия учебных заданий:

1. Выход в стойку на руках ноги врозь с поворотом с помощью. Помогающий становится сбоку так, чтобы после поворота исполняющий оказался спиной к нему; поддерживать за поясницу (рис. 9).

Рис. 9. Выход в стойку на руках ноги врозь с поворотом с помощью

2. Из стойки лицом к основному направлению на левой, правая вперед, руки вверх: шагом правой, сгибая ее, выпад правой, руки поставить как в упражнении 1 и махом левой сделать переворот боком через стойку на руках ноги врозь в положение упражнения 2. Вначале выполнить медленно с помощью партнера, а затем быстро. Повторить 5-6 раз, по 3-4 подхода.

3. Стоя лицом по направлению движения, делая взмах руками и толчковой ногой, быстро наклониться вперед, поочередно опираясь руками, выйти в стойку на руках ноги врозь, с поворотом в одноименную сторону, не задерживаясь в стойке на руках, опустить маховую ногу в сторону, встать в стойку ноги врозь, руки вверх.

При осваивании переворота боком необходимо заострять внимание на обязательном присутствии выпада в начале выполнения упражнения и выпада лицом в другую сторону в конце выполнения, что в значительной степени сократит процесс обучения этому акробатическому элементу. Переворот осваивается в одну, а затем в другую сторону.

Переворот вперед с опорой головой и руками . Выполняетсяиз по-луприседа или после кувырка вперед в группировке (рис. 10). Отталкиваясьаясь ногами, опереться руками и головой (верхней частью лба) подальше от ног, после чего перейти в стойку на голове согнувшись, а затем, не задерживаясь, энергично разгибаясь в тазобедренных суставах (ноги прямые), сделать быстрый толчок руками, завершая движение пальцами. В безопорном положении руки держать вверх, голову назад, максимально прогнуться. Приземляться на носки напряженных ног с переходом на всю стопу.


Рис. 10. Переворот вперед с опорой головой и руками

Учебные задания:

Первая серия учебных заданий:

1. В упоре лежа сгибание и разгибание рук. Повторить 10-15 раз.

2. Из упора лежа на согнутых руках быстрое разгибание рук и возвращение в и. п. Повторить 10-15 раз.

3. В стойке на голове сгибание в тазобедренных суставах (ноги прямые) до касания пола носками и возвращение в и. п. То же быстро. Выполнять с помощью, затем самостоятельно.

Вторая серия учебных заданий:

1. Присесть, поставить руки на мат на расстоянии шага от носков, кисти на ширине плеч. Разгибая ноги и не отрывая носков от пола, коснуться лбом мата так, чтобы голова была несколько впереди кистей, и перейти в упор стоя согнувшись на голове и руках.

2. То же, но проделать 5-6 раз быстро.

3. Стоя спиной к стенке на расстоянии полушага, опереться о нее лопатками и согнутыми руками за головой, подбородок прижать к груди. Быстро разогнуть руки и, отталкиваясь ими от стены, наклонить голову назад, прогибаясь и подавая таз вперед, перейти в стойку, руки вверх. По мере овладения упражнением расстояние от стены постепенно увеличивать.

Третья серия учебных заданий:

1. Лежа на спине согнувшись, кисти упираются в мат у плеч за головой. Энергичное быстрое разгибание в тазобедренных суставах с одновременным разгибанием рук и переходом в стойку руки вверх. Выполнять с помощью, затем самостоятельно.

2. Стоя руки вверх переворот вперед с опорой головой и руками с 4, 3, 2 матов. Выполнять с помощью, затем самостоятельно.

3 . После кувырка вперед переворот вперед с опорой головой.

Переворот вперед с разбега. Выполняется после темпового подскока на одной ноге. Шагом вперед наклониться и в момент жесткой постановки рук на опору выполнить толчок опорной ногой и быстрый мах назад за голову другой ногой. Руки на опору ставятся впереди плеч. Это обеспечивает активный, стопорящий толчок руками. Он должен совпадать с соединением ног при прохождении стойки на руках. В полете тело слегка прогнуто, руки удерживаются вверх, голова отклонена назад (рис. 11).


Рис. 11. Переворот вперед с разбега

Учебные задания:

Первая серии учебных заданий:

1. Махи ногами назад, стоя лицом к гимнастической стенке и опираясь руками о 6-8-ю рейку.

2. Стойка на руках с помощью тренера или у стены с опорой о нее спиной и ногами. Нажимая руками на пол, поднимать и опускать тело за счет движений плечевого пояса.

3. Стоя в выпаде у стены, руки вверх, падая вперед на стену, сильно и быстро оттолкнуться от нее прямыми руками.

4. Стойка руки вверх. Шагом одной вперед наклон вперед и быстрый выход в стойку на руках с помощью.

5. То же, но у стены, на которой подвешен гимнастический мат.

6. То же, но делая толчок руками в момент выхода в стойку на руках.

Вторая серия учебных заданий:

1. Выход в стойку толчком руками на плечо помогающего или на руки помогающих (рис. 12, 13).


Рис. 12 Рис. 13

2. Переворот вперед с места с 2-3 матов с помощью.

3. Переворот вперед с помощью ручного пояса.

4. Переворот вперед с разбега с помощью, затем самостоятельно.