Все о тюнинге авто

Структура написания эссе по обществознанию егэ. Как написать эссе по обществознанию. Определение и формулирование проблемы

Мы продолжаем анализировать итоги прошедшего ЕГЭ по обществознанию 2016 года, и в данной рубрике обратимся к одному из написанных выпускниками обществоведческому эссе. У нас есть возможность изучить, как его оценили эксперты, и вместе обсудить.

Эссе на ЕГЭ по обществознанию — это ТРИ критерия и 5 баллов!

Немного об эссе на ЕГЭ

Как всегда, поднимаемые проблемы в данных цитатах, выглядят классически:

  • характер и оценка
  • общественная значимость способы повышения его эффективности;
  • и ее стадии;
  • участие в
  • соотношение и роль законов в жизни

А вопросы, связанные с таким сложным понятием, как мы и вовсе разбирали в

По мнению составителей текстов заданий ЕГЭ по обществознанию — из нашего любимого выпускник может затратить на выполнение данного задания примерно 45 минут:

Надеемся, что это без время, которое выпускник потратит на переписывание ответа в бланк ответов номер 2.

Эссе на ЕГЭ 2016

Теперь посмотрим на выполненное на ЕГЭ 2016 выпускником реальное эссе и его экспертную оценку. Вот разбалловка заданий которую выпускница, обратившаяся к нам за помощью в подготовке апелляции на оценку письменной части экзамена, получила:

Часть с развернутым ответом: (0(2)2(2)0(3)2(3)1(3)2(3)2(3)0(3)1(1)0(2)1(2))

Нас, в данном случае, интересуют последние три оценки — за три критерия Напомним их:

То есть за первый ключевой критерий был получен 1 балл, что позволило претендовать на баллы за остальные два критерия. Напомним, что если за первый критерий выставляют 0, дальнейшие баллы получить нельзя. За теорию был получен 0, а за практические примеры 1 балл из двух возможных.

Теперь обратимся к этому реальному эссе, написанному выпускницей на ЕГЭ по обществознанию:

Проанализируем данное эссе:

Ваше эссе, на мой субъективный взгляд, проверено адекватно.

За Критерий 2 (теоретическая аргументация) действительно, нечего ставить. Цитата из области «Экономика», а вы ни слова не указываете ни о ни о ни о факторах, влияющих на уровень его квалификации, ни об полезности такого работника (квалифицированного), о котором идет речь в цитате.

За Критерий 3 (фактические примеры) я бы вообще ничего не поставил. Пишете, что Чацкий – пример важности и навыков, и совсем не аргументируете это утверждение? Он у Вас дальше применяет их, где важность совсем не видно… То, что Вы называете примером из жизни, им совсем не является. Очень размыто звучит то, что высшее (какое?) позволит Вам получать причинные приносить пользу. В мире миллион примеров обратного, и миллион, когда люди абсолютно без образования становились миллионерами. Но цитата не об этом, а о качестве работника, о том, почему ему нужно повышать квалификацию…

Ничего из этого у Вас, к сожалению, нет. Вы не указываете, и даже не видите проблемы цитаты, а это, конечно, прежде всего, не будет поводом для повышения Вам балла на апелляции!

И теперь взгляд на Ваше эссе через рекомендации ФИПИ для экспертов:

Основания для более высокого балла:

  1. При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов (нет).
    2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования (нет).
    3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни (нет).
    4. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта (нет).
    5. Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы (да).

Основания для более низкого балла:

  1. Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности (нет).
    2. Содержится много «информационного шума» - положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении (да).
    3. Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием (да).

И действительно, эссе не получило на апелляции повышения в баллах, 2 из 5 возможных так и были оставлены!

А Вам для домашнего задания еще раз эта цитата, тренируйтесь на реальных примерах с ЕГЭ по обществознанию: «Чем большими знаниями и навыками будет располагать персонал, чем шире и глубже будет диапазон этих навыков — тем большими возможностями для действий будут располагать сотрудники, тем более качественными будут улучшения и обслуживание клиентов». (Р. Ханнам).

Попробуйте написать эссе по ней в комментариях к данному разбору или в топике нашей группы

По статистике, каждый третий абитуриент в качестве дополнительного экзамена по выбору ежегодно выбирает экзамен по обществознанию. Абитуриентам не только требуется усвоить знания по основным дисциплинам курса, но и научиться грамотно и точно излагать свои мысли и соображения в кратком эссе. Сегодня мы хотим предложить вам 10 советов как написать самое дорогое задание ЕГЭ по обществознанию — эссе по обществознанию.

1. Продумайте свой выбор.

Выпишите и начинайте мозговой штурм. Все идеи, термины понятия должны оказаться на черновике. Сильно не засиживайтесь и старайтесь не уходить от смысла цитаты.

2. Поймите суть.

Если вы с этой частью работы не справитесь, дальше эксперты ваш шедевр читать не будут. Только точное изложение сути высказывания в виде перефразирования, формулировки ключевой проблемы которая поднимается данным автором дадут вам исходный пункт вашей работы.

Вы должны видеть за идеями автора масштабную тему или вопрос, на который он как бы отвечает. Вот это вам и надо раскрыть в процессе повествования. Однако не спешите использовать те же слова, что в исходной цитате. Грамотно подбирать синонимы – великое искусство, отработайте этот навык дома.

4. Готовьте к экзамену фразы-клише.

Зачем изобретать велосипед? Известные публичные деятели всегда при себе держат контакты хорошего спич-райтера, у вас его наверняка нет, однако заготовки на все случае жизни вам помогут сделать одноклассники, интернет-пользователи, преподаватели и другие люди. Сделай свою копилку удачных фраз и пользуйтесь ею при написании работы.

Пара интересных приемов, которые почти успели стать замыленными:

«Смысл данного высказывания состоит в том, что…»,

Выразите свое мнение — согласны или нет. Это ваша следующая опорная точка, ведь от вашего конкретного мнения зависит будущая аргументация. Выразите его так, чтоб не один эксперт не смог усомниться в ваших мыслях.

5. Переходите к аргументации.

У вас их будет два вида. Сначала теоретическая, где вы уточните как на эту проблему смотрят современные психологи, экономисты, политологи, культурологи, философы и другие важные специалисты в зависимости от вашей темы. А затем ищите аргументы практические, которые уже случались в истории, искусстве или обыденной жизни.

Используйте осторожнее определения и функции различных терминов и процессов, свойства, структуры, тенденции. Помните план вы писали в предыдущем 28 задании, сейчас вам требует органично и точно изложить взгляд специалистов на современную проблему. А потому не стремитесь прописать все, что знаете по теории, пара-тройка хорошо раскрытых функций или тенденций, завуалированное определение в тексте (например, «Многие экономисты в сущность безработицы традиционно вкладывают превышение предложение труда над его спросом. И действительно …..») сыграют куда более заметную и привлекательную роль, чем сырое переписывание терминов из справочников «как есть». Чувствуйте работу! Не палите в сухую.

6. Помните смысл теоретической аргументации.

Прописывание определения, функций и других теоретических аспектов в работе используется не просто так. Это попытка подтвердить или опровергнуть идеи автора цитаты на ту или иную тему. Если вы пишите эссе, что революция – это варварский путь прогресса, напомните эксперту, что многие философы сегодня видят различные пути достижения прогресса, и революция, действительно из всех их (реформы и эволюции) выглядит не самой удачной. А потому автор прав, философы с ним согласны.

7. Фактические аргументы должны быть корректно изложены.

Душещипательные истории про бабушек, мам и отцов, которые нас так чудесно воспитывают, воров и преступников, которые являются примерами негативной девиации в работах предостаточно. Но мало из практических аргументов переходит в реальный балл. Соблюдайте точность. Не уходите в словоблудие. Не забудьте ответить на вопрос, как этот пример подтверждает мысль автора. Особенно осторожны будьте с примерами личной жизни. Если вы не знаете как их корректно оформлять, обратитесь к истории, точным наукам, СМИ, искусство. Рядом с вами полно отличных аргументов, подтверждающих мысль автора.

Избегайте любых фактических ошибок. Как только вы допускаете неточность, вы даете эксперту шанс снизить вам балл. Неточный аргумент порождает сомнение в истинности суждения, а потому тщательно проверяйте изложение работы.

8. Ответьте мысленно на следующие вопросы:

  1. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
  2. Не противоречат ли они высказанному мною тезису?
  3. Убедительны ли они?
  4. Подтверждают ли они моё мнение?

9. Пишите вывод.

Он обычно прост, если вы соблюли логику изложения мысли. Таким образом автор действительно прав или не прав, ведь его мысль раскрывается вот в этом аспекте, в этом и в другом. И примеры приведенные мною тоже отлично показывают его истинность и суждение.

Иногда, кстати, в выводах пишут рекомендации. Если вы работаете с эссе по глобальным проблемам, девиантному поведению,правовой и политической культуре, вам будет неплохо в выводе прописать рекомендации как бороться с проблемами, снизить издержки социализации и т.д. Вывод на то и вывод, что вы завершаете рассмотрение проблемы.

10. Не забудьте про критерии! Помните стоимость каждого вашего слова:

К1 - определение проблемы и раскрытие смысла высказывания;

К2 - характер и уровень теоретической аргументации;

КЗ - качество фактической аргументации.

Успехов на экзаменах!


Краткий план написания эссе по обществознанию (ЕГЭ).

1) Вступление.

Так же очень хорошо будет сказать, что данная проблема актуальна, злободневна, и привести небольшие примеры данной «злободневности».

2)Основная часть.

а) Теория. Приводим определения, связанные с нашей проблемой, раскрываем их. Пример: если цитата дана с проблемой «конкуренции на рынке», то даем определение слову «конкуренция».

б) Аргументы (минимум 2 аргумента). Приводим примеры, подтверждающие нашу позицию. Аргументы можно брать из литературы, истории, новостей (в лучшем случае, с указанием названия канала, телепередачи, даты выпуска или название газеты, статьи из СМИ и т.д.). Очень ценятся аргументы из истории и новостей, ибо это подтверждает вашу эрудированность.

3) Заключение.

Делаем вывод. При этом можно перечислять небольшие примеры, доказывающие вашу точку зрения и/или иные российские/зарубежные проблемы.

Ценимое в эссе:

2) Четкие определения.

3) Исторические примеры.

4) Анализ ситуации в мире.

Так же очень необходимо посмотреть критерии, которые появятся в 2018 году.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Среднее общее образование

Обществознание. Линия УМК под ред. Г.А. Бордовского (ВЕНТАНА-ГРАФ)

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (6-9)

Обществознание

Подготовка к ЕГЭ: эссе по обществознанию

В этом году критерии оценки ЕГЭ по обществознанию претерпели изменения. О том, как теперь будет оцениваться сочинение, а также о распространенных ошибках учеников рассказывает один из наших авторов, заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию Санкт-Петербурга Ольга Соболева.

Измененные критерии оценки

Уже не в первый раз корпорация «Российский учебник» приглашает специалистов рассказать о задании № 29 из ЕГЭ по обществознанию. Актуальная информация постоянно трансформируется и дополняется. Например, в этом году изменилась формулировка задачи. Слово «проблема» заменили понятием «идея», и ученик может проработать не все идеи высказывания, а одну из них. Существенно поменялись критерии оценки:

  • 29.1 Раньше ребенок мог показать свое понимание темы в общем контексте сочинения. В 2018 году для этого необходимо будет выделить и сформулировать идеи высказывания. Если требование не выполнено, за все сочинение ставится 0 баллов
  • 29.2 Высший балл не будет получен, если теоретические рассуждения не связаны между собой. Поскольку все высказывания разные, нельзя сказать, сколько именно понятий должно быть раскрыто. Но для хорошей отметки, конечно, нужно выделить все тезисы.
  • 29.3 Раньше балл вычитался за наличие ошибок, теперь он начисляется бонусом за их отсутствие.
  • 29.4 По-прежнему необходимо привести два фактических аргумента из разных источников, но теперь эти примеры нужно представить развернуто и указать, как они связаны с высказыванием.

Таким образом, критериев стало больше. Максимальное количество баллов за сочинение в 2018 году: 6.

Учтем еще одно важное изменение. Раньше серьезным требованием было соответствие содержания одной науке. Но поскольку границы наук условны, теперь ученики могут рассматривать темы в разных контекстах, и это не будет ошибкой. Возьмем, например, высказывание из права: «Полное подчинение закону доброты устранит необходимость в правительстве и государстве (О. Фронтингем)» - его также можно отнести и к политике, и к социологии, и к философии.

Распространенные ошибки

Выделим основные трудности, с которыми ученики сталкиваются в задании № 29.

  • Выбор темы

Ученику предложено 5 тем сочинения. Как сделать правильный выбор:

    • Понимать, что главный критерий - возможность выполнить все требования.
    • Заранее определить для себя основную науку. Быть готовым к смене выбора: на экзамене тема по этой науке может оказаться неприемлемой. При подготовке использовать списки тем, представленные в интернете.
    • При прочих равных условиях не выбирать образные темы. Каждый год встречаются формулировки, с которыми не справляются даже отличники. Например: «Семья это кристалл общества (В. Гюго)».
    • Ориентироваться на свои возможности и особенности, а не на рекомендации учителя. У педагога может быть предвзятое отношение к тем или иным темам. Мнения специалистов по поводу «удобства» и «неудобства» тем расходятся.
  • Ориентир на другие предметы

Часто ученики стараются соблюсти в сочинении по обществознанию требования к сочинениям по другим предметам. Это не только не помогает, но и увеличивает вероятность ошибки. В действительности не учитываются:

    • объем (умение излагать мысли лаконично - это плюс),
    • грамматические ошибки (но не в тех случаях, когда они влияют на смысл),
    • структура,
    • стиль (уже не эссе),
    • правильная постановка проблемы,
    • знания об авторе высказывания (можно вписать, но это не оценивается),
    • моральная/идеологическая позиция (однако, нельзя нарушать законы РФ и не рекомендуется высказывать резкие позиции по любой теме).
  • Переписывание темы

К сожалению, даже отличники из-за волнения иногда неправильно переписывают тему. Ошибкой может стать пропуск слова, пропуск или добавление частицы «не», пропуск или замена буквы, пропуск или добавление возвратной частицы, изменение знаков препинания. Все это меняет смысл темы и приводит к 0 за сочинение.

  • Шаблонные фразы

Некоторые формулировки часто выглядят глупыми и раздражают экспертов. Например, «проблема, актуальная во все времена», «тема открывает огромный простор для размышлений» и другие. Это вовсе не значит, что их нужно непременно избегать. Главное, чтобы в тексте все было уместно и логично.

  • Неправильные примеры

Что не засчитывается:

    • Домыслы («что было бы»).
    • Выдуманные примеры.
    • Факты, которые не являются фактами.
    • Примеры без конкретики.
    • Примеры, больше похожие на теории.
    • Пример с фактическими ошибками.
    • Примеры не из области представленной теории.
    • Примеры, опровергающие собственные теоретические положения ученика.
    • Модельные примеры (но могут быть исключения).
    • Примеры из одного вида источника.
  • Домашние заготовки

Во многих работах встречаются лишние положения. Например, определение общества, неуместное использование определения науки - это в большинстве случаев портит работу и вызывает недовольство экспертов.

Часто задаваемые вопросы

Рассмотрим также распространенные вопросы по содержанию текста.

Нужно ли соглашаться с автором? Не обязательно. Конечно, встречаются высказывания об относительности явлений, с которыми невозможно не согласиться, например: «Общество не обязательно соответствует политическим границам (С. Тернер)». Но также есть и провокационные фразы, с которыми согласиться очень сложно. В любом случае в аргументации должна прослеживаться отношение экзаменуемого к теме.

Как сформулировать смысл высказывания и сколько идей лучше раскрывать? Все зависит от конкретного высказывания. Лучше сузить изучение аспекта до одной науки.

Можно ли выделить только часть высказывания? Специалисты считают, что нельзя, поскольку высказывание несет определенный смысл. Ученик должен показать, что понял высказывание целиком, даже если хочет уделить основное внимание одной его части.

Как выучить теоретические положения? Когда понять и усвоить не получается, можно использовать простой прием: «Спиши правильно». Ученик должен за короткое время найти и списать из учебника теоретические обоснования по конкретной теме - это поможет запомнить положения.

Методы подготовки

В изданиях корпорации «Российский учебник» полностью реализована система подготовки к написанию сочинения по обществознанию. Авторы представляют памятки, примеры, списки тем, а также алгоритмы поэтапного формирования необходимых умений.

Специалистов часто спрашивают, сколько нужно написать сочинений при подготовке. Ответ: как можно больше, чтобы «набить руку», и до 5 штук на высший балл. Кроме тренировки, ученику полезно вести копилку информации на выбранные темы, просматривать эталоны сочинений на тематических сайтах и проверять работы с учителем по пробным критериям.


Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него в полном объёме включён материал курса обществознания, который проверяется на экзамене. Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию. Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены все изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.

Одним из наиболее сложных заданий ЕГЭ по обществознанию является написание эссе на какую-либо из предложенных тем. По своему характеру это небольшое творческое сочинение, в котором нужно изложить свои мысли по поводу поднятой проблемы, а также привести аргументы для их обоснования. При этом необходимо использовать сведения, полученные из курса обществознания, а также факты из общественной и собственной жизни.

1. Что такое эссе по обществознанию?

Филологи и литературоведы выделяют следующие жанровые особенности эссе:

  • наличие конкретной темы или вопроса;
  • личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления;
  • небольшой объем;
  • свободная композиция;
  • свободное владение темой;
  • многоаспектный взгляд на явление;
  • внутреннее смысловое единство;
  • согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личная позиция.

Эти особенности характерны и для эссе по обществознанию, но его специфика проявляется в том, что работа выполняется по конкретной проблеме, относящейся к определенному разделу обществознания, т.е. к одной из шести базовых гуманитарных наук: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению.

Цель эссе — раскрытие смысла высказывания, а также представление и обоснование собственной позиции. При этом аргументами являются обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы, а также факты из социального или личного опыта.

2. Критерии оценивания эссе по обществознанию.

Несмотря на творческий характер, к содержанию эссе по обществознанию предъявляются вполне конкретные, четкие требования.

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 36, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

3. Организация работы по написанию эссе.

В работе над эссе можно выделить несколько этапов:

  1. Написание эссе в черновом варианте.
  2. Анализ содержания текста.
  3. Проверка стиля, логичности и последовательности изложенного материала.
  4. Внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.

3.1. Структура эссе по обществознанию.

Несмотря на свободное композиционное построение эссе, в нем должны присутствовать части, которые создадут общую структуру работы, своеобразный скелет, выстроенный по определенным принципам.

  1. Введение (формулировка проблемы (смысла) высказывания, выражение собственного отношения). Введение занимает примерно 20% от общего объема эссе.
  2. Основная часть (тезисы и их аргументация, выражение личного мнения). Основная часть занимает примерно 60% от общего объема эссе.
  3. Заключение (выводы, умозаключения). Заключение занимает примерно 20% от общего объема эссе.

3.2. Работа с черновиком.

Для работы над эссе по обществознанию необходим черновик. Часто учащиеся не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не удобен для работы, так как он не позволяет совершенствовать текст, дополнять его новыми положениями, исправлять формулировки, вносить поправки. Для удобства на листах черновика должны быть широкие поля, чтобы вносить исправления и дополнения, которые появляются в процессе перечитывания и правки первоначального текста. Писать нужно только с одной стороны листа, так как на обороте можно записывать цитаты, примеры, которые могут быть использованы для конкретизации мысли, подтверждения или опровержения суждений.

Далее, необходимо вспомнить, какие элементы входят в структуру эссе. И здесь можно порекомендовать учащимся создать в черновике своего рода бланк или матрицу, обозначив основные структурные элементы будущего эссе, оставив после записи каждого из них определенное место.

  1. Цитата.
  2. Проблема поднятая автором, ее актуальность.
  3. Смысл высказывания.
  4. Собственная точка зрения.
  5. Теоретическая аргументация.
  6. Фактическая аргументация.
  7. Вывод.

3.3. Выбор темы.

Выбирая высказывание для эссе, вы должны быть уверены, что:

  1. владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
  2. четко понимаете смысл высказывания;
  3. можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его;
  4. знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы);
  5. сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

Итогом ваших размышлений является осознанный выбор цитаты для работы. Запишите ее в первый раздел черновика.

В графу 2 впишите сформулированную проблему (тему) высказывания.

3.4. Определение и формулирование проблемы.

Для более четкой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто:

Основные проблемы базовых социально-гуманитарных наук

Философия

  • Соотношение материи и сознания.
  • Пространство и время как формы бытия.
  • Движение и развитие как способы существования.
  • Проблема сущности сознания.
  • Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.
  • Бесконечность процесса познания.
  • Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.
  • Соотношение субъекта и объекта познания.
  • Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.
  • Интуиция и ее роль в познании.
  • Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.
  • Эмпирический и теоретический уровни научного знания.
  • Взаимодействие природы и общества.
  • Экологическая проблема и пути ее решения.
  • Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.
  • Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.
  • Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.
  • Многовариантность общественного развития.
  • Сущность цивилизации.
  • Основные подходы к изучению общества.
  • Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.
  • Духовная жизнь общества.
  • Общественное сознание, его структура и формы.
  • Наука как форма общественного сознания.
  • Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.
  • Религия как форма культуры, тип мировоззрения.
  • Нравственное сознание. Философское понимание морали.
  • Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.
  • Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.
  • Роль народных масс и личности в истории.
  • Глобализация общественной жизни.

Социальная психология

  • Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.
  • Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.
  • Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека.
  • Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.
  • Психологический климат коллектива.
  • Человек среди людей.
  • Сущностные характеристики малой группы.
  • Взаимоотношения индивида и группы.
  • Особенности формирования групп.
  • Роли, нормы и статус личности.
  • Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.
  • Самоопределение как выбор собственной позиции.
  • Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.
  • Взаимосвязь основных сфер социализации личности.
  • Национальная идентичность.
  • Социальное взаимодействие.
  • Значение коммуникационного процесса.
  • Сущность социального конфликта.
  • Взаимоотношения личности и коллектива.
  • Источники социального прогресса. Социальное развитие.
  • Семейные взаимоотношения.
  • Конфликт «отцов и детей».
  • Сущность толпы и стадный инстинкт.
  • Социально-психологический портрет лидера.
  • Семейные взаимоотношения.
  • Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

Экономика
Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.
Проблема экономического выбора.
Факторы производства и их значение в экономике.
Труд как вид деятельности и экономический ресурс.
Капитал как экономический ресурс.
Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.
Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.
Сущность и функции денег в экономике.
Эффективность использования ресурсов.
Значение общественного разделения труда.
Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация.
Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.
Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.
Роль торговли в развитии общества.
Стимулы и эффективность производства.
Справедливость в распределении социальных благ.
Сущность рыночных отношений.
Роль государства в регулировании экономики.

Социология
Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.
Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.
Социальные неравенство и борьба.
Сохранение стабильности общественной жизни.
Поступательное изменение (прогресс) организации общества.
Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.
Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.
Специфические качества города.
Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.
Процессы передачи информации между социальными группами.
Молодёжь как социальная общность.
Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.
Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций.
Социальная мобильность.
Выполнение различных социальных ролей.
Наука как социальный институт.
Социальные функции науки.
Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.
Взаимодействие религии и общества.
Семья как социальный институт и малая группа.
Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.
Отношение человека к труду, его социальная активность.
Влияние глобализации на локальную жизнь.
Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.
Национальное самосознание.
Тенденции межнациональных отношений.
Межэтнические конфликты.
Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.

Политология
Политическая система общества и ее роль в жизни общества.
Место и роль государства в политической системе общества.
Партии и общественные движения в политической системе общества.
Особенности современных политических отношений.
Субъекты политики.
Мировая политика и международные отношения.
Типы отношения человека к политике.
Регулирование политического поведения и политической деятельности.
Соотношение целей и средств в политике.
Политический прогресс и его критерии.
Соотношение экономики, политики и права.
Сущность и особенности политической власти.
Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.
Политический режим: понятие и признаки.
Сущность демократического режима.
Авторитарный режим.
Тоталитарный режим.
Политическая система общества: понятие, функции и структура.
Происхождение государства.
Сущность и признаки государства.
Государственный суверенитет.
Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
Форма государства и ее элементы.
Соотношение общества и государства.
Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
Соотношение и взаимосвязь государства и права.
Правовое государство: понятие и принципы.
Разделение властей как принцип правового государства.
Государство и личность: взаимная ответственность.
Понятие, функции, виды и структура политических партий.
Партийные системы.
Общественно-политические движения, группы давления.
Политические отношения.
Политический плюрализм.
Сущность и структура политического процесса.
Революция и реформа как виды политических преобразований.
Политическая модернизация.
Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.
Политические кампании: их стратегия и тактика.
Популизм: понятие и признаки.
Прямая и представительная демократия.
Политическое решение.
Сущность и функции политического лидерства.
Политическое сознание: понятие, структура, функции.
Роль идеологии в политике.
Политическая культура: понятие и структура, типы.
Взаимодействие личности, общества и государства.
Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.
Взаимодействие института права с другими социальными институтами.

Правоведение
Право как регулятор общественной жизни.
Социальная ценность права.
Сущность и специфические признаки государства.
Политическая система и роль государства в ней.
Право и мораль: сходства и различия.
Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.
Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.
Государство и гражданское общество.
Понятие, признаки социального государства.
Правовой нигилизм и пути его преодоления.
Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.
Сущность юридической ответственности.
Правовая культура.

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:

Данная проблема является актуальной в условиях…
…глобализации общественных отношений;
…формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
…обострения глобальных проблем современности;
…особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
…развития международной интеграции;
…современной рыночной экономики;
…развития и преодоления мирового экономического кризиса;
…жесткой дифференциации общества;
…открытой социальной структуры современного общества;
…формирования правового государства;
…преодоления духовного, нравственного кризиса;
…диалога культур;
…необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

3.5. Определение смысла высказывания.

При раскрытии смысла высказывания не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:
«Смысл данного высказывания состоит в том, что…»
«Автор обращает наше внимание на то, что…»
«Автор убежден в том, что…»

3.6. Определение собственной позиции.

Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув определенную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:
«Я согласен с автором в том, что… »
«Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»
«Автор был прав, утверждая, что…»
«На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»
«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
«Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»

3.7. Аргументация.

Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:
1. Подтверждают ли они моё мнение?
2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
3. Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
4. Убедительны ли они?
Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».

3.8. Вывод.

Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
«Таким образом, можно сделать вывод…»
«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»

4. Основные ошибки и недостатки эссе.

Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.

При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:
1) С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.
2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.
3) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.
4) Подмена проблемы авторской позицией - связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема - это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора - это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

При высказывании и аргументации собственной позиции:
1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.
2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.
3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.
4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).
5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.
6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.