Все о тюнинге авто

Что значит социальный конфликт. Шпаргалка: Социальные конфликты, их причины, типы и роль в общественной жизни

Социальная неоднородность общества, различие в уровнях доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводит к социальным конфликтам.

Они являются неотъемлемой частью общественной жизни и всегда связаны с субъективным сознанием людей, противоречивости их интересов тех или иных социальных групп. Обострения противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми и осознаются как несовместимость целей и интересов.

Конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, интересов, позиций оппонентов или субъектов взаимодействия.

Социальный конфликт – это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает, когда одна сторона стремится к реализации своих целей или интересов в ущерб другой.

Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: «под социальным конфликтом я понимаю реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы источники этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой стороной».

Конфликт – это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержена конфликтам.

В науке существует специальная отрасль социологического знания, изучающая непосредственно это социальное явление – конфликтология.

Основными субъектами конфликтов являются социальные группы, поскольку их потребности, притязания, цели могут реализовываться только через использование власти. Именно поэтому в конфликтах принимают участие такие политические силы, как государственный аппарат, политические партии, парламентские группы, фракции, «группы влияния» и т. д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов.

В конфликтологии большое внимание уделяется понятию сила участников социального конфликта.

Сила – это способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнообразных компонентов:

1) физическую силу, включая и технические средства, применяемые как инструмент насилия;

2) информационно-цивилизационную форму применения социальной силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих соперника, и т. д.;

3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.);

4) прочие ресурсы – деньги, территория, лимит времени, психологический ресурс и т. д.

Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участниками конфликта, применением всех имеющихся в их распоряжении средств. Значительное влияние на развитие конфликта оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекает социальный конфликт.

Она может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

Социальный конфликт, как правило, проходит через основные этапы.

В конфликтологии принято выделять следующие стадии протекания конфликта:

1) скрытая стадия, на которой противоречия между участниками конфликта еще не осознаются и проявляются лишь в явном или неявном недовольстве ситуацией;

2) формирование конфликта – четкое осознание претензий, которые, как правило, высказываются противоположной стороне в виде требований;

3) инцидент – событие, которое переводит конфликт в стадию активных действий;

4) активные действия сторон, которые способствуют достижению наивысшей точки конфликта, после чего он идет на убыль;

5) завершение конфликта, причем оно не всегда осуществляется путем удовлетворения притязаний сторон.

Также необходимо помнить, что на любой из указанных стадий конфликт может прекратиться либо самостоятельно, либо по соглашению сторон, либо с участием третьей стороны.

2. Виды конфликтов

В современной социологической литературе существует множество классификаций видов конфликтов по различным основаниям.

С точки зрения субъектов, вступающих в конфликт, можно выделить четыре типа конфликтов:

1) внутриличностный (может иметь следующие формы: ролевой – возникает, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы; внутриличностный – может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями);

2) межличностный (может проявляться как столкновения личностей с различными чертами характера, взглядами, ценностями и является самым распространенным);

3) между личностью и группой (возникает, если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы);

4) межгрупповой.

Конфликты можно классифицировать по сферам жизнедеятельности на политические, социально-экономические, национально-этнические и другие.

Политические – это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они возникают из столкновения различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти.

Политические конфликты связаны с сознательно формулируемыми целями, направленными на завоевание ведущих позиций в институтах в структурах политической власти. К основным политическим относятся конфликты:

1) между ветвями власти;

2) внутри парламента;

3) между политическими партиями и движениями;

4) между различными звеньями управленческого аппарата.

Социально-экономические – это конфликты по поводу средства жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.

Национально-этнические – это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

Согласно классификации Д. Катца конфликты бывают:

1) между косвенно конкурирующими подгруппами;

2) между непосредственно конкурирующими подгруппами;

3) внутри иерархии и по поводу вознаграждения.

Исследователь конфликтов К. Боулдинг выделяет следующие типы конфликтов:

1) действительные (существующие объективно в определенной социальной подсистеме;

2) случайные (зависящие от второстепенных моментов по отношению к принципиальным противоречиям, вызывающим конфликт);

3) заместительные (являющиеся видимым проявлением скрытых конфликтов);

4) основанные на плохом знании (результат неумелого управления);

5) скрытые, латентные (участники по разным причинам не могут бороться открыто);

6) фальшивые (создающие только видимость).

В настоящее время получила распространение точка зрения заключается в том, что некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть желательными.

В соответствии с этим выделяют два типа конфликтов:

1) конфликт считается функциональным, если он ведет к повышению эффективности организации;

2) конфликт также может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

3. Компромисс и консенсус как формы завершения социального конфликта

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента.

Устранение инцидента необходимо, но это недостаточное условие для разрешения конфликта. Полное разрешение конфликтной ситуации возможно лишь при изменении конфликтной ситуации.

Это изменение может принимать различные формы, но наиболее радикальным считается такое изменение, которое устраняет причины конфликта.

Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной стороны: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

В современной конфликтологии можно выделить два типа успешного завершения конфликта: компромисс и консенсус.

Компромисс представляет собой такой способ разрешения конфликта, когда конфликтующие стороны реализуют свои интересы и цели путем либо взаимных уступок, либо уступок более слабой стороны, либо той стороне, которая сумела доказать обоснованность своих требований тому, кто добровольно отказался от части своих притязаний.

Консенсус – наличие между двумя или более индивидами сходных ориентаций в каком-либо отношении, та или иная степень согласия и согласованности в действиях. Нетрудно увидеть, что именно в стадии разрешения конфликта при определенных условиях возможна такая ситуация.

М. Вебер рассматривает консенсус как неотъемлемую характеристику любого человеческого сообщества, коль скоро оно существует и не распадается.

Он противопоставляет консенсус солидарности, утверждая, что поведение, основанное на консенсусе, не предполагает ее в качестве условия.

При этом необходимо помнить, что консенсус не исключает полностью борьбу интересов между сторонами. Также консенсус не исключает полностью возможность разгорания нового конфликта.

По М. Веберу консенсус – это объективно существующая вероятность того, что, несмотря на отсутствие предварительной договоренности, участники той или иной формы взаимодействия отнесутся к ожиданиям друг друга как значимым для них самих. Таким образом, консенсус не всегда связан с конфликтным поведением.

Нетрудно увидеть, что интерпретация Вебера рассматривает это социальное явление в широком смысле слова.

Отсюда можно сделать вывод, что консенсус не всегда порожден конфликтом, также как и конфликт не всегда заканчивается консенсусом.

При таком понимании консенсуса поведение основывается на согласии, отличается от поведения, основанного на договоре. При этом консенсус выступает первичной формой – он возникает в сознании людей.

Договор же вторичен, так как он есть нормативное закрепление консенсуса.

Достижение консенсуса в обществе предполагает достижение консенсуса политического.

Под ним обычно понимается состояние согласия в отношении того или иного политического курса в целом либо отдельных его аспектов.

При этом подобное согласие не тождественно совместным действиям и вовсе не обязательно должно подразумевать сотрудничество в реализации соответствующих целей и задач. Сама степень согласия при консенсусе может быть различной, хотя подразумевается, что его должно поддерживать если не преобладающее, то по крайней мере значительное большинство.

Варьируясь от проблемы к проблеме, степень консенсуса обычно бывает выше во взглядах на положения более общего, абстрактного характера.

Именно поэтому конфликтующим сторонам для более успешных переговоров необходимо начинать их именно с таких тем, так как это даст им больше шансов для нахождения общего консенсуса.

Для поддержания консенсуса в обществе необходимо учитывать три обстоятельства.

Во-первых, естественная готовность большинства следовать действующим законам, установлениям, нормам.

Во-вторых, позитивное восприятие институтов, призванных претворять в жизнь эти законы и установления.

В-третьих, ощущение принадлежности к некой общности, что способствует определенному нивелированию роли различий.

Социология конфликта

Введение................................................................................................................................ 3

Понятие конфликта............................................................................................................ 4

Что такое социальный конфликт?................................................................................... 4

Субъекты и участники конфликта................................................................................... 4

Объект конфликта............................................................................................................... 6

Основные виды социальных конфликтов....................................................................... 7

Конфликт потребностей...................................................................................................... 8

Конфликт интересов........................................................................................................... 9

Ценностный конфликт..................................................................................................... 11

Основные стадии развития конфликта......................................................................... 13

Предконфликтная стадия................................................................................................. 13

Стадия развития конфликта............................................................................................ 16

Стадия разрешения конфликта....................................................................................... 17

Послеконфликтная стадия............................................................................................... 19

Функции социального конфликта.................................................................................. 21

Типы социальных конфликтов..................................................................................... 23

Внутриличностные конфликты........................................................................................ 23

Межличностные конфликты............................................................................................ 29

Конфликты между личностью группой............................................................................ 34

Межгрупповые конфликты............................................................................................... 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................... 41

Сноски.................................................................................................................................. 42

Список использованной литературы:......................................................................... 43

Введение

В нашей жизни мы сталкиваемся с конфликтами повсеместно. Начиная от банальных ссор в транспорте и до вооружённых столкновений – всё это конфликты, со временем различных типов конфликтов становится всё больше, так как развитие общества обуславливает появление всё новых интересов и ценностей.

Конфликты имеют как положительное, так и отрицательное влияние. С одной стороны, конфликты не дают обществу костенеть, заставляют перестраиваться и изменяться, с другой – становятся причинами разногласий, ссор, обид и прочих столкновений, вплоть до войн.

Сделать же так, чтоб не осталось негативных конфликтов, а позитивных стало больше, человечество не может на протяжении всей истории.

В этом реферате я не ставлю перед собой задачу полностью осветить все всевозможные типы конфликтов – их слишком много. И у меня нет возможности детально изучить каждый из них. Политические, межэтнические, юридические и экономические конфликты – слишком широкие понятия, которые достойны отдельного глубокого изучения, написания отдельных работ.

В данном реферате я попытаюсь раскрыть само понятие конфликта, описать основные виды и некоторые способы их разрешения. Я постараюсь заложить некоторую базу, которая сможет послужить как для начала изучения конфликтов, так и для написания в последующем более крупных научных работ.

Понятие конфликта

Что такое социальный конфликт?

«Понятием «социальный конфликт» объединяются те ситуации, в которых интересы индивидов не совпадают, и, защищая эти интересы, они сталкиваются друг с другом» 1

Слово «конфликт» (от лат.- confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей жизни. Например, конфликт по поводу материальных ресурсов, ценностей и важнейших жизненных установок, по поводу властных полномочий, по поводу личностных различий и т. д. Таким образом, конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт по сути является одним из видов социального воздействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Однако конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

Итак, социальный конфликт - это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Субъекты и участники конфликта

Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект - это «активная сторона», способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта может сознательно, или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его (участника) воли вовлеченным в конфликт. Следовательно, субъект конфликта, вступая в противоборство, сознательно преследует и отстаивает свои цели и интересы. В ходе развития конфликта статусы «участников» и «субъектов» могут меняться местами.

Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в предполагаемом или реальном «чужом» конфликте свои личные интересы. Косвенные участники могут:

1. провоцировать конфликт и способствовать его развитию

2. содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению

3. поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно.

В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта». Это понятие может включать в себя как прямых, так и косвенных участников конфликта. Иногда косвенных

участников за их особый интерес в конфликте называют «третьей стороной» или «третьим участником».

Нередко возникает ситуации, когда достаточно сложно определить непосредственных субъектов конфликта. Ярким примером служит этнополитические конфликты (чеченский или осетино-ингушский), когда непросто ответить на вопрос, кто же представляет стороны в конфликте: лидеры противостоящих сторон, или те, кто принимает непосредственное участие в силовых операциях, или же те, кто воспринимает друг друга как соперников и поддерживает позиции своих лидеров в конфликте? Или все они вместе как представители и участники определенной социальной группы?

Весьма часто конфликт, начавшись как межличностный, с появлением у каждой из его сторон своих активных приверженцев переходит в межгрупповой. Столь же часто можно наблюдать и обратную картину: включившись в конфликт в составе определенной группы, личность начинает в нем вести свою собственную линию, вследствие чего он переходит для нее в личностно групповой. В свою очередь, и личностно групповой конфликт нередко преобразуется в межгрупповой, если личности удается отколоть от противостоящей группы часть ее членов сделать их своими приверженцами либо приобрести последних откуда-то со стороны. Все эти «переливы» меняют течение конфликта и потому требуют внимательного учета при его анализе.

Объект конфликта

Одним из непременных элементов конфликта является объект, из-за которого создается конфликтная ситуация. Объект - это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта. Все объекты подразделяются на основные три вида:

1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, и владеть ими совместно с кем-либо невозможно.

2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.

3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно.

Определить объект в каждом конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конкретной конфликтной активности - стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.

Определение основного объекта является непременным условием успешного разрешения любого конфликта. В противном случае конфликт или не будет разрешен в принципе (тупиковая ситуация), или будет разрешен не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся тлеющие угли для новых столкновений.

В основе социального конфликта может быть не один, а несколько спорных вопросов (проблем). Каждый вопрос следует рассматривать как разногласие, противоречие, которое требует своего решения. Спорные вопросы необходимо идентифицировать и сгруппировать в соответствии с причинами их происхождения и характером восприятия.

Основные виды социальных конфликтов.

В зависимости от мотивации конфликта выделяют три блока социальных конфликтов:

Конфликт потребностей

Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест.

Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-первых, конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; во-вторых, из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей.

Рассмотрение конфликта потребностей в различных сферах жизнедеятельности человека и общества показывает, что потребности нельзя сводить лишь к сумме внешних требований, проистекающих из социальных и экономических условий. Они представляют собой опре­деленные стержневые линии организации всей системы взаимодействия в социуме. Они проявляются в массовых привычках и навыках культуры, которые усваиваются людьми в ходе их социализации, индивидуального раз­вития, воспитания.

Вместе с тем проблема определения приоритетности тех или иных потребностей остается важнейшей пробле­мой социально-политического характера. Ни одно госу­дарство, ни одна политическая партия не может в своей практической политике закрывать глаза на потребностные, по сути дела сущностные конфликты, которые свя­заны не только с определенными вариантами использо­вания ресурсов, но и с выбором определенных вариантов развития самой культуры.

Ресурсы в качестве объекта конфликтов рассматриваются, пожалуй, наиболее часто, главным образом, в предметном плане обладания ими или стремления к их обретению субъектами в интересах пополнения своего ресурсного потенциала. К ресурсам относят все то, что может быть эффективно использовано, то есть с пользой употреблено для удовлетворения потребностей субъекта, реализации его интересов и целей. Отсюда ясно, что речь идет об определенных средствах обеспечения потребностей, вытекающих из них интересов и целей.

Ресурсы – материальные (финансы, техника, технологии, земля, ее недра и т.п.) и духовные (культура, наука, образование и т.п.) – составляют типичный объект конфликтов. В особенности тогда, когда их распределение в обществе неравномерно, непропорционально, несправедливо, облегчая доступ к ним одним социальным субъектам и затрудняя другим или же вообще обеспечивая одних за счет других. Последние, испытывая ущемление и трудности в обеспечение собственного ресурсного потенциала, имеют все основания для противоборства такому положению вещей, оказываясь таким образом в противостоянии с теми, кого оно устраивает.

Конфликт интересов.

Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социаль­ное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми бла­гами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы - это те стимулы действия, кото­рые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу.

Непосредственный предмет социального интере­са - это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага. Как в повседневной речи, так и в теоретическом анализе инте­ресы гораздо чаще соединяются с социальным поло­жением, которое фиксирует на определенное время со­вокупность возможностей, предоставляемых действующе­му лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы.

Статус, выступая объектом борьбы между определенными социальными субъектами, выступает для них главным образом не как средство, а как условие обеспечения своей нормальной жизнедеятельности, за которое также стоит побороться, если к тому побуждает сложившееся положение вещей. Ведь от него зависит, каким – равноправным или неравноправным – будет положение субъекта в обществе, среди других социальных субъектов, насколько свободными или принужденными будут его взаимоотношения с ними, в какой мере будет сохранено или ущемлено его чувство собственного достоинства, и т. п.

Со стороны общества на формирование интересов ока­зывают наибольшее воздействие институты и системы распределения жизненных благ, сложившиеся в нем. Так или иначе через системы распределения решается наибо­лее существенная задача организации любой социальной общности: соотнесения результата деятельности и при­знания этого результата через вознаграждение. При этом не следует иметь в виду лишь материальное или финан­совое вознаграждение. В качестве вознаграждения может использоваться весьма широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы за то, что считается или признается полезным для общества.

Через определенные виды соединения пользы и на­грады общество организует интересы социальных групп, направляя их по некоторым более или менее стабильным каналам. Интересы поэтому направлены не на абстрактное общество вообще, а на систему социальных институтов и прежде всего на институты распределения, которые оказываются главными инстру­ментами регулирования социального положения.

Ценностный конфликт.

Современная культура предполагает достаточно широкие рамки терпимости, то есть возможности общения и совместного действия людей или групп, привер­женных разным системам мировоззрения и различным ценностным ориентациям. Однако терпимость и взаимное признание пока еще не являются доминирующими спо­собами взаимоотношений между ценностными установ­ками. Достаточно часто системы ценностей выступают в качестве самодостаточных источников мотивации, дейст­вующих на основе деления человеческих сообществ на «своих и чужих». Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт. Различия между «своими и чужими», между «нами и ими» приобретают определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой мотивации. Ценностные противо­стояния и приоритеты - и в этом их особенность - основаны на вере. В соответствии с верой выстраивается и знание, т.е. система рациональных аргументов, объясняющих и оправдывающих исходные символы веры - постулаты, на основе которых строится данная система ценностей.

Ценности, понятые, разумеется, не в широком смысле – как все то, что положительно значимо с точки зрения удовлетворения человеческих потребностей, а более узко - как нечто принципиально важное для определенного социального субъекта и его жизнедеятельности, весьма часто выступают в качестве объекта социальных конфликтов, за которые он готов решительно бороться. Они вообще не могут выступать средством для обеспечения тех или иных его потребностей, интересов, устремлений, как это имеет место с ресурсами, а служат для него только самоцелью, выражением его понимания самого себя, своей собственной сути, с потерей которой исчезает и он сам как нечто самостоятельное, самоопределяющееся, достойное признания и уважения со стороны других субъектов. Конфликты на почве ценностей, также в отличие от конфликтов на почве ресурсов, как правило, возникают из-за навязывания их одним социальным субъектом другому, принудительного к ним приобщения, либо – из-за пренебрежительного к ним отношения со стороны других субъектов.

С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий конфликтной ситуации выделяют следующие типы конфликтов:

1. ложный конфликт - субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для конфликта нет;

2. потенциальный конфликт - существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе стороны в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную;

3. истинный конфликт - реально возникшее столкновение между сторонами. В свою очередь истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

· конструктивный конфликт, возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий

· случайный конфликт - конфликт, возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;

· смещенный конфликт - конфликт, возникший на ложном основании, когда истинная причина конфликта скрыта

· неверно приписанный конфликт - это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие отношения к конфликту.

Еслиза основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоя­нию поведение людей в конфликтных ситуациях, то кон­фликты делят на рациональные и эмоциональные. В за­висимости от целей конфликта и его последствий конф­ликты подразделяют на позитивные и негативные, конст­руктивные и деструктивные. 2

Предконфликтная стадия

Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциаль­ными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противопо­ложности интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной напряженности и конфликтам.

Социальная напряженность тоже не всегда является предвестником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть са­мые различные. Вот некоторые наиболее характерные из причин, вызывающих рост со­циальной напряженности:

а) реальные «ущемления» интересов, потребностей и ценностей людей;

б) неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях изменений;

в) неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д. 3

Социальная напряженность по сути представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период являются групповые эмоции.

Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является также «неудовлетворенность». Накопление неудовлетворенности существующим положением дел и ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности.

Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:

· возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий, уменьшение контактов и накопление обид;

· стремление доказать правомерность своих притяза­нии и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере;

· разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; фор­мирование образа «врага» и установка на борьбу.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

Инцидент - это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и прово­цирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон.

Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;

Одна из сторон делает вид, что «ничего особенной не произошло» (уход от конфликта);

Инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий) сторон.

Стадия развития конфликта

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которымпонимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Выделяют несколько форм конфликтного поведения:

а) активно-конфликтное поведение (вызов);

б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

в) конфликтно-компромиссное поведение;

г) компромиссное поведение. 4

В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения сторон конфликт приобретает свою собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления и разрастания.

Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии.

1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ог­раниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще суще­ствуют реальные возможности прекратить открытую борь­бу и решить конфликт иными методами.

2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт ста­новится все более неуправляемым и непредсказуемым.

3. Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

Стадия разрешения конфликта

Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, от имею­щихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды, от символов победы и поражения, от имею­щихся и возможных способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

На определенной стадии развития конфликта у конфликтующих сторон могут существенно измениться представления о своих возможностях и о возможностях про­тивника. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми, возникшими в результате конф­ликта отношениями, новой расстановкой сил, осознанием невозможности достичь целей или непомерной цены успеха. Все это стимулирует изменение тактики и страте­ги конфликтного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхо­да из конфликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития событий:

1) очевидный перевес одной из сторон позволяетей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;

3) из-за недостатка ресурсов борьба принимает затяжной, вялотекущий характер;

4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциаль­ного) победителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте;

5) конфликт может быть также остановлен под давле­нием третьей силы. 5

Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся очевидные, четкие условия его прекра­щения. В полностью институализированном конфликте такие условия могут быть определены еще до начала противоборства (например, как в игре, где существуют правила ее завершения), а могут быть выработаны и взаимно согласованы уже в ходе развития конфликта. Если же конфликт институализирован частично или не институализирован совсем, то возникают дополнительные проблемы его завершения. Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного" уничтожения одного или обоих соперников.

Существует много способов для завершения конфликта. В основном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации либо путем воздействия на участников конфликта, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами.

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для на­чала переговорного процесса является временное пере­мирие. Но возможны варианты, когда на стадии предва­рительных договоренностей стороны не только не прекра­щают «боевых действий», но идут на обострение конф­ликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах. Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующими сторонами и включают следующие возможные процедуры:

Признание наличия конфликта;

Утверждение процедурных правил и норм;

Выявление основных спорных вопросов (оформление протокола разногласий);

Исследование возможных вариантов решения проблем;

Поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулированию конфликта в целом;

Документальное оформление всех достигнутых дого­воренностей;

Выполнение всех принятых взаимных обязательств. 6

Переговоры могут отличаться друг от друга как уров­нем договаривающихся сторон, так и существующими между ними разногласиями. Но основные процедуры (элементы) переговоров остаются неизменными.

Послеконфликтная стадия

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:

Насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров достичь преследуемой цели;

Какими методами и способами велась борьба;

Насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);

Насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства той или иной стороны;

Удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;

Какие методы были положены в основу переговор­ного процесса;

Насколько удалось сбалансировать интересы сторон;

Был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или некой «третьей силой»), или явился результатом взаимного поиска путей решения конфликта;

Какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.

Если одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоотношениях сторон сохранится,а прекращение конфликта может восприниматься как вре­менная передышка. Мир, заключенный вследствие обо­юдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы, ставшие причи­ной конфликта. Наиболее прочным является мир, заклю­ченный на основе консенсуса, когда стороны считают, конфликт полностью разрешенным и строят свои отноше­ния на основе доверия и сотрудничества.

Типы социальных конфликтов.

Внутриличностные конфликты

Решение внутриличностных конфликтов прежде всего зависит от самого человека, от способности и возможности жить в согласии (в гармонии) с самим собой и окружающей средой. Такие конфликты можно условно обозначить как конфликты «между тем, что есть и тем, что хотелось бы иметь». Другие варианты таких конфликтов: «между тем, чего вы хотите и тем чего не хотите», «между тем, кто вы есть и тем, кем хотели бы быть» и т. д. С оценочной точки зрения внутриличностные конфликты можно представить как борьбу двух позитивных или двух негативных тенденций или как борьбу позитивной и негативной тенденции в психике одного субъекта. Возможны варианты, когда тенденции содержат в себе и положительные, и отрицательные моменты одновременно (например, предложенное повышение в должности предполагает нежелательный переезд на новое место жительства).

Личность представляет собой устойчивую систему социально значимых черт, обусловленных существующей системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный кон­фликт, как и любой другой социальный конфликт, пред­полагает конфликтное взаимодействие двух и более сто­рон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, цен­ностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удов­летворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный кон­фликт является социальным конфликтом.

Любое действие человека представляет собой и вза­имодействие с Другим внутри него самого, и противодей­ствие Другому как участнику диалога. Но конфликт вы­зывают лишь равные по значимости взаимоисключающие тенденции, когда личность как бы раздваивается в принятии решения, когда выбор той или иной тенденции предполагает силовое давление Одного на Другого, т. е. противоборство и насилие.

Выделяют психологи­ческий конфликт, когда преграда для тех или иных действий кроется в нас самих. Это проблемы выбора из двух различных стремлений:

а) конфликт потребностей (самому хочется съесть и угостить надо);

б) конфликт между социальной нормой и потребнос­тью (любовь и норма);

в) конфликт социальных норм (дуэль и церковь). 7

Одним из видов внутриличностного конфликта являет­ся неосознанный внутренний конфликт. В основе его лежат любые не полностью разрешенные в прошлом конфликтные ситуации, о которых мы уже забыли. Но на бессознательном уровне мы продолжаем нести груз неразрешенных в прошлом проблем и непроизвольно вос­производим старые конфликтные ситуации, как бы пыта­ясь решить их вновь. Поводом для возобновления нео­сознанного внутреннего конфликта могут стать обстоятель­ства, схожие с прошлой неразрешенной ситуацией.

Соревновательность и соперничество пронизывают все сферы нашей жизни, и нередко превосходство для одного означает неудачу для другого. Потенциальное враждебное напряжение порождает страх. Источником страха может быть также перспектива неудачи и угроза потерять чувство самоуважения. Рыночные отношения предполагают агрессивно-конкурентное взаимодействие, а христи­анская мораль проповедует братскую любовь людей друг, к другу. Реклама стимулирует наши потребности, а ре­альная жизнь становиться препятствием на пути их удов­летворения. В таких условиях окружающая человека среда становится одним из основных источником внутриличностных конфликтов.

Нетрудно заметить, что в примерно одинаковых конф­ликтных ситуациях разные люди ведут себя далеко не одинаково. Социальная психология выделяет четыре наи­более распространенных типа поведения людей в конф­ликтных ситуациях: «Первый тип - агрессивное поведе­ние, способствующее развитию конфликта; второй - по­ведение, свидетельствующее о склонности к компромис­су; третий связан со склонностью к подчинению, т. е. к принятию решения противоположной стороны; четвертый тип обнаруживает склонность к уходу от конфликта». 8 В реальной жизни каждый из этих типов в чистом виде не встречается, но большинство людей, с определенны­ми оговорками, можно отнести к тому или иному типу конфликтного поведения.

Межличностные конфликты

Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых различ­ных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). Причины таких столкновений бесконечно многообразны - от удобного места в общественном транспорте до прези­дентского кресла в государственных структурах.

Межличностные конфликты возникают как между впер­вые встретившимися, так и между постоянно общающи­мися людьми. И в том и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформи­ровавшаяся у одного оппонента по отношению к друго­му. Установка представляет собой готовность, предрас­положенность субъекта действовать определенным обра­зом. Это определенная направленность проявления пси­хики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.).

Взаимодействуя с другими людьми, человек защища­ет прежде всего свои личные интересы, и это нормаль­но. Возникающие при этом конфликты представляют со­бой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институ­тов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разде­лить на три основных вида.

Первый - предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонен­та может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.

Второй - затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет, их духовных, мораль­ных и материальных потребностей" и интересов.

Третий - представляет собой мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (иска­женной) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.

Межличностные конфликты можно также разделить на следующие виды:

а) соперничество - стремление к доминированию;

б) спор - разногласия по поводу нахождения наи­лучшего варианта решения совместных проблем;

в) дискуссия - обсуждение спорного вопроса.

– столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
Существует несколько точек зрения на конфликт в общественных отношениях, крайние позиции сводятся к следующим:
1) конфликт в общественных отношениях присутствует всегда (в разных формах). Конфликт между отдельными элементами социальной структуры – нормальное состояние общества. Опасными являются только конфликты в острой стадии развития. Задача участников конфликта – понять противоположную сторону и сблизить позиции сторон путем поиска компромисса. Эта точка зрения характерна для конфликтологического подхода;
2) конфликт опасен для общества. Его необходимо гасить всеми возможными методами и любой ценой необходимо достигать компромисса. Компромисс, соглашение между противоположными, различными позициями, мнениями, направлениями и т.д., достигнутый путем взаимоуступок. После достижения компромисса необходимо переходить от конфликта к сотрудничеству. (Сотрудничество - взаимовыгодное развитие процесса.). Эту точку зрения условно можно обозначить функционалистской.
Между этими крайними точками зрения существует ряд других.
Исходя из разного понимания роли конфликта в обществе, эти два подхода по-разному рассматривают взаимовлияние сотрудничества и конфликта. С точки зрения конфликтологического подхода сотрудничество возникает непосредственно из структуры конфликта. Успешное разрешение конфликта в любом случае ведет к сотрудничеству, в той или иной форме. С точки зрения функционального подхода сотрудничество совсем не вытекает из структуры конфликта. Сотрудничество возникает только в случае его успешного разрешения, в противном случае конфликт переходит в латентную (скрытую) фазу и затихает, при этом никакого сотрудничества сторон не возникает.
Большинство социальных конфликтов возникает из-за того или иного основания социального неравенства или, если точнее, из-за социальной дифференциации в этих основаниях.
Основные признаки конфликта:
1) наличие ситуации, которая воспринимается противоположными сторонами как конфликтная;
2) наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;
3) взаимодействие конфликтующих сторон и результаты этого взаимодействия;
4) использование давления и силы.
Основные причины конфликта:
1) распределение ресурсов;
2) взаимозависимость людей и организаций;
3) различия в целях и задачах;
4) различия в представлениях и ценностях;
5) коммуникативные различия (различия в способах и методах взаимного общения).
Структура конфликта и этапы его развития. Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта. В структурной модели акцент переносится на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Основная цель этой модели состоит в установлении параметров, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния.

Попробуем совместить эти две модели. Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешения конфликта и послеконфликтную. В свою очередь, каждая из этих стадий может разделяться на ряд фаз. Первая предконфликтная стадия разбивается на две фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации - накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу появившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.
Вторая фаза начинается с инцидента или повода, т.е. какого-то внешнего события, которое приводит в движение конфликтующие стороны. На этой фазе происходит осознание конфликтующими сторонами побудительных мотивов, т.е. противоположности их интересов, целей, ценностей и т. д. На второй фазе первой ступени конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.
Конфликтное поведение характеризует вторую, основную стадию развития конфликта. Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо не только осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне, но и формирование установки на борьбу с ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы не только стремятся урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и отношений. В эмоциональной сфере эта фаза характеризуется нарастанием агрессивности, переходом от предубежденности и неприязни к откровенной враждебности, которая психически закрепляется в “образе врага”. Таким образом, конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, эмоциональный же фон, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.
В современной конфликтологии большое внимание уделяется понятию “сила” участников конфликтов. Сила - способность оппонента реализовать свою цель вопреки воле партнера по взаимодействию. Она включает в себя ряд разнородных компонентов: 1) физическую силу, включая и технические средства, применяемую как инструмент насилия; 2) информационную форму применения силы, требующую сбора фактов, статистических данных, анализа документов, изучения материалов экспертизы и т. д. с целью обеспечения полноты знания о существе конфликта, о своем оппоненте для выработки стратегии и тактики поведения, использования материалов, порочащих оппонента, и т. п.; 3) социальный статус, выражающийся в общественно признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж и т. д.); 4) прочие ресурсы - деньги, территория, лимит времени, число сторонников и т.д. Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников конфликтов, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая социальная среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором. ,
Первая стадия конфликтного поведения порождает тенденцию к усилению конфликта, но она может стимулировать его участников к поиску путей разрешения конфликта. Назревающий перелом в развитии конфликта характерен для второй фазы конфликтного поведения. На этой фазе происходит как бы “переоценка ценностей”. Дело в том, что до начала конфликта у сторон имелся определенный образ конфликтной ситуации, представления об оппоненте и его намерениях и ресурсах, о реакции внешней среды и т.д. Именно этот образ, т.е. идеальная картина конфликтной ситуации, а не сама реальность, является непосредственной психологической действительностью конфликтного поведения сторон. Но ход конфликтного взаимодействия мог существенно изменить представления сторон о себе и друг о друге, и о внешней среде. Может быть также и то, что конфликтующие стороны или одна из них, исчерпали свои ресурсы. Все это, как и многое другое, служит стимулом для выработки решения о стратегии и тактике дальнейшего поведения. Следовательно, фаза “переоценки ценностей” является вместе с тем и фазой “выбора”.
Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения: 1) достижение своих целей за счет другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряженности; 2) снизить уровень напряженности, но сохранить саму конфликтную ситуацию, переведя ее в скрытую форму за счет частичных уступок противоположной стороне; 3) искать способы полного разрешения конфликта. Если выбрана третья программа поведения, наступает третья стадия в развитии конфликта - стадия разрешения.
Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Вообще возможно частичное или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. В этом случае “образ врага” трансформируется в “образ партнера”, а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз его причин. А это предполагает выявление объективно существующих противоречий, интересов, целей. Проведенный под таким углом зрения анализ позволяет очертить “деловую зону” конфликтной ситуации. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон. Для этого сторонам конфликта надо стремиться освободиться от враждебности и недоверия друг к другу. Достичь такого состояния возможно на основе цели, значимой для каждой группы, и в то же время объединяющей противоборствующие в прошлом группы на более широкой основе. Третьим, непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.
Функции конфликта (по Л.Козеру)
1. Установление четких границ конкретной группы.
2. Централизация принятия решений в группе.
3. Интеграция группы.
4. Мягкие конфликты предотвращают более жесткие.
5. Мягкие конфликты позволяют легче измениться всей социальной системе, заменить старые отжившие и создать новые необходимые социальные нормы.
Единая типологизация конфликтов в социологии отсутствует. Выделение отдельных типов зависит от критериев, на которых они строятся.
В зависимости от направленности конфликтов их подразделяют на горизонтальные, происходящие между объектами, находящимися на одном уровне социального пространства, и вертикальные, возникающие между участниками, занимающими разные статусные позиции.
Ситуация конфликта может завершиться либо победой одной из сторон в конфликте, либо достижением определенного компромисса. В том случае, если в конфликте победила одна из сторон, не исключено, что конфликт просто перейдет в скрытую (латентную) фазу. Как правило, у проигравшей стороны возникает жажда реванша, что чревато переходом через некоторое время конфликта вновь в открытую фазу.
Универсальные способы разрешения конфликтов
1. Институализация и структурирование конфликта, т.е. установление норм регулирования, правил, которые могут предусматривать запрет на применение насильственных действий и на привлечение новых участников, а также привлечение для разрешения конфликта авторитетных лиц, которым доверяют обе стороны.
2. Легитимация процедуры разрешения конфликта, т.е. признание всеми сторонами правомерности и справедливости порядка действий по разрешению конфликта.
3 Редукция конфликта, т.е. его ослабление путем перевода на более мягкий уровень противоборства.
Экстремизм, компромисс, толерантность. При разрешении конфликта необходимо стремиться найти определенный компромисс. При этом немалое значение имеет толерантное отношение сторон конфликта друг к другу. Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Заметные трудности в урегулировании конфликта возникают в том случае, когда по крайней мере одна из сторон занимает экстремистскую позицию – крайнюю позицию в каком-либо вопросе, заключающуюся в нежелании идти даже на малейшие компромиссы
Социальное законодательство и в целом социальная политика государства должны стремиться к локализации существующих конфликтов и недопущению возникновения их острых очагов, так как в подобных случаях возникает общественная нестабильность.
Социальные конфликты в России, как и в других странах мира, достаточно разнообразны. Их можно разделить, на глобальные и локальные по интенсивности и площади распространения. Глобальные конфликты, как правило, более интенсивны, затрагивают значительную долю населения страны, протекают на значительной площади.

Одним из условий развития общества является противостояние разных групп. Чем сложнее структура общества, тем сильнее оно раздроблено и тем больше риск возникновения такого явления, как социальный конфликт. Благодаря ему и происходит развитие всего человечества в целом.

Что такое социальный конфликт?

Это наивысшая стадия, при которой развивается противостояние в отношениях между отдельными личностями, группами, в целом всего общества. Понятие социального конфликта означает противоречие двух и более сторон. Кроме того, различают и внутриличностное противостояние, когда у человека имеются потребности и интересы, противоречащие друг другу. Данная проблема насчитывает не одно тысячелетие, а в ее основе лежит положение, что одни должны стоять «у руля», а другие подчиняться.

Что является причиной социальных конфликтов?

Фундаментом являются противоречия субъективно-объективного характера. К объективным противоречиям относят противостояние между «отцами» и «детьми», начальниками и подчиненными, трудом и капиталом. Субъективные причины социальных конфликтов зависят от восприятия ситуации каждым отдельным индивидом и его отношения к ней. Ученые конфликтологи выделяют самые разные основания для возникновения противостояния, вот основные:

  1. Агрессия, которую могут проявлять все животные, в том числе и человек.
  2. Перенаселенность и факторы окружающей среды.
  3. Враждебное отношение к обществу.
  4. Социальное и экономическое неравенство.
  5. Культурные противоречия.

Отдельно взятые индивиды и группы могут конфликтовать из-за материальных благ, первостепенных жизненных установок и ценностей, полномочий власти и т.д. В любом поле деятельности может возникнуть спор из-за несовместимых потребностей и интересов. Однако, не все противоречия перерастают в конфронтацию. О ней говорят только при условии активного противоборства и открытой борьбы.

Участники социального конфликта

Прежде всего, это люди, стоящие по обе стороны баррикад. В ходе сложившейся ситуации они могут быть как физическими, так и юрлицами. Особенности социального конфликта в том, что он базируется на определенных разногласиях, из-за которых и сталкиваются интересы участников. Есть еще и объект, который может иметь материальную, духовную или социальную форму и который каждый из участников стремится получить. А непосредственным их окружением является микро- или макросреда.


Социальный конфликт – плюсы и минусы

С одной стороны, открытое столкновение дозволяет обществу эволюционировать, добиваться определенных соглашений и договоренности. В результате отдельные его члены учатся приспосабливаться к незнакомым условиям, принимать во внимания желания других индивидов. С другой стороны, современные социальные конфликты и их последствия предсказать нельзя. В случае самого тяжелого развития событий общество может полностью разрушиться.

Функции социального конфликта

Первые – конструктивные, а вторые – деструктивные. Конструктивные носят положительный характер – разряжают напряженность, проводят изменения в социуме и др. Деструктивные несут разрушения и хаос, они дестабилизируют отношения в определенной среде, уничтожают социальное сообщество. Позитивная функция социального конфликта заключается в укреплении общества в целом и отношений между его членами. Негативная - дестабилизирует социум.

Стадии социального конфликта

Стадиями развития конфликта являются:

  1. Скрытая . Натянутость в общении между субъектами нарастает из-за стремления каждого улучшить свое положение и достичь превосходства.
  2. Напряжение . Основные стадии социального конфликта включают напряженность. Причем чем больше мощь и превосходство доминирующей стороны, тем она сильнее. Непримиримость сторон приводит к очень сильной конфронтации.
  3. Антагонизм . Это следствие высокой напряженности.
  4. Несовместимость . Собственно, само противостояние.
  5. Завершение . Разрешение ситуации.

Виды социальных конфликтов

Они могут быть трудовыми, экономическими, политическими, образования, социального обеспечения и т.д. Как уже было сказано, могут возникать между отдельными людьми и внутри каждого. Вот распространенная классификация:

  1. В соответствии с источником возникновения – конфронтация ценностей, интересов и идентификации.
  2. По последствиям для социума основные виды социальных конфликтов делятся на созидательные и разрушительные, успешные и провальные.
  3. По степени влияния на среду – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, острые, масштабные, региональные, локальные и др.
  4. В соответствии с расположением оппонентов – горизонтальные и вертикальные. В первом случае спорят люди, стоящие на одном уровне, а во втором начальник и подчиненный.
  5. По способу борьбы – мирные и вооруженные.
  6. В зависимости от степени открытости – скрытые и открытые. В первом случае соперники воздействуют друг на друга косвенными методами, а во втором переходят к открытым ссорам и спорам.
  7. В соответствии с составом участников – организационные, групповые, политические.

Способы разрешения социальных конфликтов

Самые эффективные способы разрешения конфликтов:

  1. Избегание конфронтации . То есть один из участников уходит со «сцены» физически или психологически, но сама конфликтная ситуация остается, так как не устранена причина, ее породившая.
  2. Переговоры . Обе стороны пытаются найти точки соприкосновения и путь к сотрудничеству.
  3. Посредники . включают и привлечение посредников. Его роль может играть как организация, так и частное лицо, которое благодаря имеющимся возможностям и опыту делает то, что нереально было бы сделать без его участия.
  4. Откладывание . По сути один из оппонентов лишь на время сдает свои позиции, желая накопить силы и вновь вступить в социальный конфликт, пытаясь вернуть утраченное.
  5. Обращение в арбитраж или третейский суд . При этом противостояние разбирается в соответствии с нормами закона и права.
  6. Силовой метод с привлечением военных, техники и вооружения, то есть по сути, война.

К каким последствиям приводят социальные конфликты?

Ученые рассматривают это явление с функционалистской и социологической точки зрения. В первом случае конфронтация несет явно негативный характер и приводит к таким последствиям, как:

  1. Дестабилизация социума . Рычаги управления больше не работают, в обществе царит хаос и непредсказуемость.
  2. Последствия социального конфликта включают и участников на определенных целях, заключающихся в победе над противником. При этом все остальные проблемы отходят на второй план.
  3. Потеря надежды на дальнейшие дружественные отношения с оппонентом.
  4. Участники конфронтации отстраняются от общества, они чувствуют неудовлетворенность и т.п.
  5. Рассматривающие противостояние с социологической точки зрения считают, что у этого явления имеются и положительные стороны:
  6. При заинтересованности в положительном исходе дела наблюдается сплочение людей и укрепление взаимопонимания между ними. Каждый чувствует свою причастность к тому, что происходит, и делает все, чтобы у социального конфликта был мирный исход.
  7. Обновляются существующие и образовываются новые структуры и институты. Во вновь появившихся группах создается определенный баланс интересов, который и гарантирует относительную стабильность.
  8. Управляемый конфликт дополнительно стимулирует участников. Они разрабатывают новые идеи и решения, то есть «растут» и развиваются.

Социология определяет конфликт социальный как наивысшую форму противоречий в обществе. В обыденном сознании конфликт - это явление, которого следует избегать. Однако ученые обнаруживают в нем немало позитивных функций. Специфика и социальная роль конфликта являются предметом глубоких исследований и размышлений ученых.

Понятие

Конфликтология определяет конфликт социальный как наивысшую точку столкновения интересов между членами и группами общества. История социальных конфликтов корнями уходит в века. Уже первые общности людей отстаивали свои интересы в противостояниях друг с другом. Определяя сущность этого явления, мыслители по-разному подходят к его определению. Так, по мнению К. Маркса, социальным конфликтом является антагонизм классов, который неизбежно завершается революцией.

Льюис Козер, американский социолог, считает, что социальный конфликт - это взаимодействие оппонентов, которое протекает в форме борьбы за ценности, власть, ресурсы с помощью различных методов нанесения различного ущерба своему сопернику.

Немецкий социолог Ральф Дерендорф говорит, что социальный конфликт - это различные по степени интенсивности и проявленности столкновения между социальными группами, и классовая борьба - лишь один из его видов. Таким образом, понимание социального конфликта всегда включает представления о противоборстве за что-либо. Степень выраженности может быть различной, но в нем всегда есть противостояние.

Причины конфликтов

Конфликт социальный - явление частое, и связан он может быть со многими причинами. Социум - это сфера перманентного столкновения интересов разных сторон, а многообразие этих интересов становится источником такого множества причин противостояний. Можно представить наиболее частые причины социальных конфликтов следующим образом:

Интересы и убеждения. Мировоззрения, доминирующие ценности, людские предпочтения - все это может стать причиной социальных конфликтов. Столкновение взглядов, религиозных убеждений, производственных интересов способны спровоцировать противостояния разной силы. Мы видим, как сегодня межнациональная и религиозная разницы могут приводить к вооруженным отстаиваниям своих взглядов. Противоречия в нормах и ценностях способны вызывать у людей очень сильные эмоции. Психологические установки, стереотипы, укоренившееся мировоззрение - все это воспринимается человеком как часть его личности, поэтому посягательство на них вызывает агрессию и негатив. Конфликты интересов экономических, культурных, политических также могут стать причиной возникновения противостояния.

Потребности. Способы удовлетворения потребностей групп одних людей могут вызывать сопротивление у других. Например, удовлетворение нужды в пище, крове и безопасности может угрожать потребности окружающих в том же самом. Так, миграция групп населения из разоренных войной территорий в благополучные страны рискует пошатнуть благополучие жителей этих мест. Все вышеуказанное ведет к возникновению социальных конфликтов.

Дезорганизация общества. Социальное и экономическое неравенство, борьба идеологий, наличие безработицы, сиротства, острота политической борьбы, неравенство возможностей - все это очень часто становится источником социального напряжения, которое выливается в конфликты.

Теории социального конфликта

Суть и причины социальных конфликтов исследуются социологами, психологами, философами. В результате появляется несколько основных подходов к пониманию природы данного явления.

Социально-биологическая теория социального конфликта основывается на постулатах Ч. Дарвина об эволюции и понимает под конфликтом естественный механизм борьбы за выживание. Этой точки зрения придерживались Г. Спенсер, У. Самнер. Они считали, что конфликт неизбежен до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие между интересами и потребностями всех людей, что, в принципе, утопично.

Психологический подход считает, что конфликтность - в природе человеческого поведения. Современное общество нарушает личные интересы индивидуума, и это приводит к конфликтности. Конфликт является инструментом отстаивания личностью прав на свои ожидания и на удовлетворение потребностей.

Марксистская теория исходит из материалистических воззрений и считает, что конфликт - это результат классового неравенства, и он обусловлен классовой борьбой. Когда будет найден баланс интересов между всеми членами общества, противостояния исчезнут. Причиной конфликта, по мнению К. Маркса, Г. Маркузе, Р. Михельса, является неравенство условий жизни и труда, а также наследственная передача привилегий и неравные стартовые возможности.

Диалектические теории, на сегодняшний день признаваемые самыми реалистичными и прогрессивными, исходят из того, что социальная система нестабильна, и эта изменчивость приводит к возникновению конфликтов. Исследователи Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг признают, что конфликт не только несет деструктивные последствия, но и является продуктивным механизмом развития общества. Они считают, что социальный конфликт вездесущ, он является результатом конкуренции, но его можно преодолевать. Вся история человечества, по мнению Р. Дарендорфа, это череда противостояний, из которых общество всегда выходит другим.

На сегодняшний день в социологии сосуществуют два основных подхода в изучении конфликта: первый исследует его структуру и виды, второй сосредоточен на поиске путей избегания противостояний и изучает сферу мира и согласия.

Виды

Многообразие причин возникновения конфликтов приводит к появлению большого количества классификаций этого явления. Традиционно исследователи выделяют такие основания для типологизации и типы социальных конфликтов:

  • По сферам протекания. Определение области развития описываемого явления позволяет выделить социально-психологический конфликт, социально-политический, социально-экономический и национально-этнический.
  • По длительности. В этом случае выделяются краткосрочные и длительные конфликты.
  • По периодичности: разовые и повторяющиеся.
  • По влиянию на развитие общества: прогрессивные и регрессивные.
  • По типу отношений. Выделяют конфликты между социальными группами - межгрупповой и внутригрупповой, между народами - межэтнический, между государствами - межгосударственный, между государственными коалициями - глобальный.
  • По интенсивности протекания. Выделяют острые, затяжные, скрытые или латентные конфликты.

Наибольший интерес для исследователей представляет изучение конфликтов, протекающих в различных сферах, так как каждая из них порождает особый тип противостояния.

Общественность и социально-политические конфликты

Политическая сфера нередко провоцирует социальные конфликты в обществе. Традиционно данные разновидности противостояний связаны с тем, что власть часто вмешивается в другие сферы жизни людей, властные структуры могут выступать в роли посредника между различными группировками с целью нивелирования конфликта.

Выделяют такие разновидности противостояний в политической сфере:

  • Между ветвями власти. Между противоборствующими группировками порой возникают конфликтные ситуации из-за борьбы за обладание властью.
  • Между институтами власти. Правительство, парламенты, сенат нередко вступают в противоречия между собой, это порой приводит к отставке высших лиц в правительстве или роспуску парламента, но чаще конфликты сглаживаются, чтобы потом возникнуть вновь.
  • Между партиями и политическими движениями. Борьба за избирателей, за возможность сформировать правительство всегда приводит к острой конкуренции между партиями.
  • Между звеньями исполнительной власти. Нередко возникает конфликт интересов между отдельными структурными подразделениями власти, что также провоцирует противостояние.

Общественность не всегда является участником таких конфликтов, чаще ей отводится лишь роль наблюдателя. Но в правовых государствах люди имеют возможность влиять на разрешение спорной ситуации.

Экономические конфликты

Сфера производства, предпринимательства и финансов - одна из самых конфликтных. Здесь конкуренция не только не скрывается, но даже культивируется, а это всегда прямой путь к противостояниям. Социально-экономические конфликты нередко протекают в области столкновения систем благосостояния и труда.

Неравномерное распределение доходов - всегда источник социального напряжения и в потенциале конфликта. Также экономические конфликты могут существовать по линии трудовых коллективов, профсоюзов и правительства. Представители трудящихся могут вступать в противостояние с правительством при несправедливом законодательстве. Так, в начале 20 века такие конфликты привели к повсеместному установлению 8-часового рабочего дня. Но чаще всего споры возникают между различными экономическими субъектами. Они могут защищать свое имущество, права на ведение бизнеса, на охват новых сегментов рынка. Столкновение имущественных и коммерческих интересов может вызывать конфликты, которые разрешаются в законном порядке или переводятся на межличностный уровень.

Функции

По своим последствиям конфликт социальный может быть деструктивным или конструктивным. Он способен принести пользу обществу или оказать на него разрушительное воздействие. К конструктивным функциям социального конфликта относят:

  • Функцию развития. Еще К. Маркс писал, что в результате конфликтов общество осуществляет эволюционное развитие.
  • Функцию разрядки. Конфликтная ситуация позволяет сторонам высказать свои претензии и сбросить напряжение, это помогает позже найти рациональные конструктивные решения проблемы.
  • Функцию установления равновесия. Конфликты способствуют достижению баланса между различными группами.
  • Аксиологическую функцию. Конфликты способствуют переоценке существующих и установлению новых норм и ценностей.
  • Интегративную функцию. В ходе конфликта группы людей могут выразить свои мнения, найти единомышленников и объединиться с ними.

К деструктивным функциям относят:

  • снижение сотрудничества между социальными общностями;
  • усиление враждебности в обществе;
  • неудовлетворенность населения жизнью;
  • эскалация враждебности, которая может приводить к открытым столкновениям.

Структура социального конфликта

Любой конфликт обязательно имеет две противоборствующие стороны, которые представляют разные интересы. Конфликты социальных групп традиционно имеют следующую структуру:

  • Участники. Это две и более социальные группы, каждая из которых имеет свои взгляды и интересы. Они могут быть прямыми и косвенными, в разной степени заинтересованными в исходе противостояния.
  • Предмет. Основной вопрос, который и вызывает спор.
  • Объект. У любого конфликта есть объект, которым может быть собственность, власть, ресурсы, духовные завоевания: нормы, идеи, ценности.
  • Среда. Обычно выделяют макро- и микросреду социального конфликта. Это весь контекст, в котором формируется и протекает противостояние, сюда относятся окружающие участников социальные группы и институты, стратегии и тактики их поведения, интересы и ожидания.

Стадии протекания

В любом противостоянии обычно выделяют три стадии, не составляет исключение и развитие социальных конфликтов. Первая ступень - предконфликтная. Напряжение и накопление противоречий нарастают постепенно, обычно сначала возникают незначительные трения и разногласия, которые постепенно нагнетаются и обостряются. На этом этапе стороны взвешивают свои ресурсы, оценивают возможные последствия открытой конфронтации. Происходит аккумуляция сил, консолидация сторонников, выработка стратегии поведения. Данная стадия может длиться очень долго и протекать в приглушенном виде.

Вторая ступень - собственно конфликт. Обычно спусковым механизмом этого этапа является какое-то действие, после чего стороны переходят к открытому наступлению. Выделяют эмоциональное и рациональное ведение конфликта.

Третья ступень - разрешение конфликта. На этом этапе происходят события, которые должны закончиться завершением противостояния. Решение возможно лишь при изменении проблемной ситуации, иначе спор переходит в затяжную форму и погасить его становится все сложнее.

Методы разрешения конфликтов

Существует несколько методов, которые приводят к завершению противостояния и решению проблемы. Среди основных выделяют компромисс. В данном случае разрешение социальных конфликтов происходит через договоренности сторон и нахождение решения, которое устраивает всех. При этом каждый идет на определенные уступки и находится некое третье положение, с которым соглашаются конфликтующие.

Консенсус - еще один метод разрешения конфликта, который заключается в ведении переговоров и нахождении решения, удовлетворяющего обе стороны. Обычно он достигается по части вопросов, в то время как другие просто снимаются с повестки дня, поскольку стороны удовлетворены достигнутым.

Реставрация - метод решения, который предполагает возвращение на позиции, имевшиеся у сторон до вступления в конфликт.