Все о тюнинге авто

Социальные институты. Семья. Функции социальных институтов

Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении высшего учебного заведения(педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово латинское. В переводе обозначает « учреждение».

В общественных науках употребляется термин « социальный институт».

Что такое социальный институт?

Определений данного понятия несколько.

Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

ПОЯСНЕНИЕ.

Социальный институт, говоря более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.

  1. Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
  2. Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.

И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.

Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.

Социальные институты, их виды

Институты по сферам общества. Что регулируют Примеры
Экономические институты Регулируют производство и распределение товаров и услуг. Собственность, рынок, производство
Политические институты Регулируют общественные отношения, используя властные полномочия. Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд
Социальные институты Регулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование. Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита
Духовные институты Регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство. Церковь, школа, вуз, искусство

Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

Структура социальных институтов

Структура, то есть элементы целого.

Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.

  • Цель и сфера деятельности социального института
  • Функции
  • Социальные роли и статусы
  • Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.

Признаки социальных институтов

  • Образцы поведения, установки. Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
  • Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
  • Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
  • Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
  • Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека; для семьи- дом, мебель.

Функции социальных институтов

  • Удовлетворение социальных потребностей — это основная функция каждого института.
  • Регулятивная функция — то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
  • Закрепление и воспроизводство общественных отношений . У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
  • Интегративная функция , то есть сплочение, взаимосвязь членов общества.
  • Транслирующая функция — возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
  • Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
  • Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.

Формальные и неформальные социальные институты

Формальные институты — в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)

Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

Все социальные институты обычно подразделяют на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные).Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев - к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и проч.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Функции социальных институтов:

воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);

социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);

производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля – органы власти);

ФУНКЦИИ СОЦ. ИНСТ.

СЕМЕЙНО-БРАЧНЫЕ (ЗАБОТА, ВЫХАЖИВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ)

ЭКОНОМ. (ДОБЫВАНИЕ ПИЩИ,ОДЕЖЫ,ЖИЛЬЯ)

ПОЛИТ. (ПОДДЕРЖАНИЕ ЗАКОНОВ,ПРАВИЛ И СТАНДАРТОВ)

РЕЛИГИОЗНЫЕ (СОДЕЙСТВИЕ СОБОРНЫМ ОТНОШЕНИЯМ И УСТАНОВКАМ,УГЛУБЛЕНИЕ ВЕРЫ)

ОБРАЗОВАНИЕ (СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛЮДЕЙ,ПРИОБЩЕНИЕ К БАЗИСНЫМ ЦЕННОСТЯМИ ПРАКТИКАМ)

Они классифицируются по общественным сферам:

экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;

политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

18 Функциональное взаимодействие институтов современного российского общества.

Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.

В качестве социетальнои системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая ревизуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур, т. е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий.

Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений.Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и, соответственно, социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, организации, общности в отдельности. Общество обладает внутренними механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообразований. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом, идет процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования социетальнои системы.

Общество как суперсистема предстает совокупностью систем (социальная группа, социальный институт, личность), Социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества. На своем уровне каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень - это социальные роли,задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый

институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системно уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Функционирование общества - это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздан структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает се как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне. Функционировать - значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой, обеспечивать ее (системы) или его (общества) - стабильность.

  • 9. Основные психологические школы в социологии
  • 10. Общество как социальная система, его характерные черты и особенности
  • 11. Типы обществ с позиции социологической науки
  • 12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине
  • 13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма
  • 14. Форма социального движения – революция
  • 15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества
  • 16. Теории культурно-исторических типов общества
  • 17. Понятие социальной структуры общества
  • 18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества
  • 19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры
  • 20. Теория социальной стратификации
  • 21. Социальная общность и социальная группа
  • 22. Социальные связи и социальное взаимодействие
  • 24. Понятие социальной организации
  • 25. Понятие личности в социологии. Черты личности
  • 26. Социальный статус личности
  • 27. Социальные черты личности
  • 28. Социализация личности и ее формы
  • 29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества
  • 30. Социальная активность личности, их формы
  • 31. Теория социальной мобильности. Маргинализм
  • 32. Социальная сущность брака
  • 33. Социальная сущность и функции семьи
  • 34. Исторические типы семьи
  • 35. Основные типы современной семьи
  • 37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения
  • 38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества
  • 39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака
  • 40. Понятие культуры, ее структура и содержание
  • 41. Основные элементы культуры
  • 42. Социальные функции культуры
  • 43. Формы культуры
  • 44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры
  • 45. Массовая культура, ее характерные черты
  • 47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития
  • 48. Конфликт как социологическая категория
  • 49 Концепция социального конфликта.
  • 50. Функции социальных конфликтов и их классификация
  • 51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов
  • 52. Девиантное поведение. Причины девиации по э.Дюркгейму
  • 53. Виды и формы девиантного поведения
  • 54. Основные теории и концепции девиации
  • 55. Социальная сущность общественной мысли
  • 56. Функции общественной мысли и пути ее изучения
  • 57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции
  • 58. Политическая система общества и ее структура
  • 61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования
  • 62. Программа социологического исследования, ее структура
  • 63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях
  • 64. Основные методы сбора социологической информации
  • 66. Метод наблюдения и его основные виды
  • 67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания
  • 68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
  • 23. Основные социальные институты и их функции

    Социальные институты являются основными структурными единицами общества. Они возникают, функционируют при существовании соответствующих общественных потребностей, обеспечивая их реализацию. При исчезновении таких потребностей социальный институт перестаёт функционировать и разрушается.

    Социальные институты обеспечивают интеграцию общества, социальных групп и индивидов. Отсюда можно определить социальный институт как некую совокупность индивидов, групп, материальных ресурсов, организационных структур, которые формируют социальные связи и отношения, обеспечивают их устойчивость и способствуют стабильному функционированию общества.

    Вместе с этим, к определению социального института можно подойти с позиции рассмотрения их как регуляторов социальной жизни, через социальные нормы и ценности. Следовательно, социальный институт можно определить как совокупность образцов поведения, статусов и социальных ролей, целью которого является удовлетворение потребностей общества и установление порядка и благополучия.

    Существуют и другие подходы в определении социального института, например, социальный институт может быть рассмотрен как социальная организация − организованная, скоординированная и упорядоченная деятельность людей при условии общего взаимодействия, жестко ориентированная на достижение цели.

    Все социальные институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом. Виды социальных институтов и их состав весьма разнообразны. Типологизируют социальные институты по разным принципам: сферам жизни общества, функциональным качествам, времени существования, условиям и др.

    Р. Милс выделяет в обществе 5 основных социальных институтов :

      экономические − институты, организующие хозяйственную деятельность

      политические − институты власти

      институт семьи − институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей

      военные − институты, организующие законное наследие

      религиозные − институты, организующие коллективное почитание богов

    Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение − удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в избытке, к тому же у каждого - индивидуальная комбинация потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уж и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

      потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

      потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

      потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

      потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

      потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

    Вместе с этими социальными институтами можно выделить также коммуникационные социальные институты, институты социального контроля, образовательные социальные институты и другие.

    Функции социальных институтов :

      интеграционная,

      регулятивная,

      коммуникативная,

      функция социализации,

      воспроизводства,

      контрольная и защитная функции,

      также функция формирования и закрепления общественных отношений и др.

    Функции

    Типы институтов

    Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы)

    Брачно-семейные

    Культурные

    Образовательные

    Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов

    Экономические

    Контроль за поведением членов общества (в целях создания условий для конструктивной деятельности и урегулирования возникающих конфликтов)

    Политические

    Правовые

    Культурные

    Регулирование использования власти и доступа к ней

    Политические

    Коммуникация между членами общества

    Культурные

    Образовательные

    Защита членов общества от физической опасности

    Правовые

    Медицинские

    Функции социальных институтов могут меняться во времени. Все социальные институты имеют общие черты и различия.

    Если деятельность социального института направлена на стабилизацию, интеграцию и процветание общества, то она функциональна, если же деятельность социального института приносит вред обществу, то оно может быть расценено как дисфункциональное.

    Интенсификация дисфункциональности социальных институтов может привести к деозорганизации общества вплоть до его разрушения.

    Крупные кризисные явления и потрясения в обществе (революции, войны, кризисы) могут привести к нарушениям деятельности социальных институтов.

    Явные функции социальных институтов. Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он и был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это, прежде всего следующие функции.

      Функция закрепления и воспроизводства общественных отшений . Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. Действительно, кодекс института семьи, например, подразумевает, что члены общества должны разделяться на достаточно устойчивые малые группы - семьи. С помощью социального контроля институт семьи стремится обеспечить состояние стабильности каждой отдельной семьи, ограничивает возможности ее распада. Разрушение института семьи - это прежде всего появление хаоса и неопределенности, распад многих групп, нарушение традиций, невозможность обеспечения нормальной сексуальной жизни и качественного воспитания подрастающего поколения.

      Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Даже если какой-то вид деятельности не упорядочен и не урегулирован, люди немедленно начинают институционализировать его. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

      Интегративная функция . Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций. Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов, или необходимых требований:

    1) консолидация или совмещение усилий;

    2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;

    3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интегративные процессы, осуществляемые те с помощью институтов, необходимы для скоординированной деятельности людей, осуществления власти, создания сложных организаций. Интеграция - это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.

      Транслирующая функция . Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше новых членов.

      Коммуникативная функция . Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей. Как отмечают исследователи, коммуникативные возможности институтов неодинаковы: одни специально предназначены для передачи информации (средства массовой информации), другие имеют весьма ограниченные возможности для этого; одни активно воспринимают информацию (научные институты), другие пассивно (издательства).

    Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.

    Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным, потребностям общества.

    В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами - стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей - сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

    Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.

    Несмотря на то, что институты и социальные группы - различные научные понятия, они неотделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Хотя он сам формирует взаимосвязи и нормы, есть люди, между которыми осуществляются эти взаимосвязи и которые используют нормы на практике. Именно люди сами с помощью институциональных норм организуют себя в группы и ассоциации. Таким образом, в каждый институт входит много групп и ассоциаций, определяющих институциональное поведение.

    Итак, институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.

    Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

    Общие для всех институтов признаки представлены в табл. 1. Они объединены в пять групп.

    Рассмотрим подробнее, некоторые институциональные признаки.

    Культурные символы . Все институты стремятся к приооретению символов, которые в предельно концентрированной форме создают представления об институте, его образ. Так, для государства это флаг или герб; для церкви - распятие, полумесяц или звезда Давида, для семьи - обручальное кольцо, для университета - эмблема «альма-матер».

    Таким образом, культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ.

    Таблица 1. Признаки главных институтов общества

    Государство

    Образование

    1. Установки и образцы поведения

    Привязанность

    Лояльность

    Ответственность

    Уважение

    Послушание

    Лояльность

    Субординация

    Производительность

    Экономичность

    Производство

    Любовь к знаниям

    Посещаемость

    Почтительность

    Лояльность

    Поклонение

    2. Символические культурные признаки

    Обручальное кольцо

    Брачный ритуал

    Национальный гимн

    Фабричная марка

    Патентный знак

    Школьная эмблема

    Школьные песни

    3. Утилитарные культурные черты

    Квартира

    Общественные знания

    Общественные работы

    Бланки и формы

    Магазин, фабрика

    Оборудование

    Бланки и формы

    Библиотеки

    Стадионы

    Церковные здания

    Церковный реквизит

    Литература

    Семейные запреты и допущения

    Конституция

    Контракты

    Лицензии

    Правила учащихся

    Церковные запреты

    5. Идеология

    Романтическая любовь

    Совместимость

    Индивидуализм

    Государственное право

    Демократия

    национализм

    Монополия

    Свободная торговля

    Право на труд

    Академическая свобода

    Прогрессивное образование

    Равенство при обучении

    Православие

    Протестантизм

    Кодексы поведения (устные и письменные ). Ясно, что люди, включенные в деятельность институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Система этих ролей чаще всего выражается в формальных кодексах, таких, как присяга на верность стране, клятва при заключении брака, медицинская профессиональная клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля. Формальный кодекс - лишь часть общего поведения, создающего институциональную роль. Существуют и нормы поведения в отдельных ролях (солдата, родителя, профессора, политического деятеля), сущность которых составляет достаточно тщательно разработанный комплекс неформальных традиций, ожиданий и правил, отобранных в результате длительного опыта и наблюдений за исполнением данной роли.

    Во всех институтах роли будут успешно исполняться только теми, кто обучен необходимым ролевым установкам и ролевому поведению.

    Идеология . Идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом и почему они иногда недостаточно активно действуют или совсем не участвуют в действии. Идеология включает в себя как основополагающие убеждения данного института, так и разработку таких убеждений, которые будут объяснять окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Если повторение присяги формально привязывает индивида к текущим институциональным нормам, то идеология дает ему рациональное оправдание для применения их в повседневной жизни.

    Идеология, таким образом, является одним из важнейших культурных комплексов, поддерживающих влияние института и оправдывающих и объясняющих всю его деятельность. Именно через идеологию лидеры требуют кредита доверия у членов института. Поэтому всякое значительное действие должно быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать основным идеологическим положениям данного института. При этом критицизм институциональной идеологии рассматривается как еретический или как разрушающее нападение, которое должно быть устранено.

    Общество является сложным социальным образованием, и силы, действующие внутри него, так взаимосвязаны, что невозможно предвидеть последствия каждого отдельно взятого действия. В связи с этим институты имеют явные функции , которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции , которые осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом.

    Явные функции социальных институтов:

    1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.

    2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Вся культурная жизнь человека протекает с его участием в различных институтах. Каким бы видом деятельности ни занимался индивид, он всегда сталкивается с институтом, регламентирующим его поведение в этой области. Таким образом, с помощью институтов человек проявляет в социальной жизни предсказуемое и стандартизированное поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания и знает, чего ждать от окружающих его людей. Такое регулирование необходимо для совместной деятельности.

    3. Интегративная функция . Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей. Интеграция людей в институте сопровождается упорядочением системы взаимодействий, увеличением объема и частоты контактов. Все это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры, в особенности социальных организаций.

    Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований: 1) консолидация или совмещение усилий; 2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей; 3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы. Интеграция - это одно из условий выживания организаций, а также один из способов соотнесения целей его участников.

    4. Транслирующая функция . Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем как расширения социальных границ института, так и смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

    5. Коммуникативная функция . Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Причем характер коммуникативных связей института имеет свою специфику - это формальные связи, осуществляемые в системе институционализированных ролей.

    Вывод : Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.

    Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества.

    Только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их реализации. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, У которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

    Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью контроля за их развитием и управления протекающими в них социальными процессами.


    В общем смысле термин "социальный институт" означает установленный порядок правил и стандартизированных образцов или моделей поведения, принятых в обществе, социальной общности, организации, группе. Чаще всего употребляемое значение понятия "социальный институт" связано с характеристикой упорядочения элементов социальной системы, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. Важнейшей и необходимой предпосылкой возникновения социальных институтов является наличие потребностей, удовлетворение которых как на уровне общества, так и личности, является основной функцией любого социального института.

    В курсе лекций по социологии А.А.Радугин и К.А.Радугин (53, С. 97 –– 104) обращают внимание на то, что социальные институты организуют совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей, и образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных лиц, социальных групп и иных общностей. Однако, как и другие социальные системы, они не могут быть сведены к сумме этих лиц и взаимодействий. Социальные институты имеют индивидуальный характер. Они обладают собственными системными качествами, т.е. представляют собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития, и с этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью функций.

    Развернутое представление о социальных институтах одним из первых дал американский социолог и социальный критик норвежского происхождения Веблен Торстейн. В своей книге "Теория досужего класса", критикуя образ жизни сознательного и демонстративного потребления, он рассматривает эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов.

    Краткое изложение позиции Т.Веблена дается в книге С.И.Курганова и А.И.Кравченко Социология для юристов (38, С. 192 –– 200). Социальный институт он определял как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ мыслей и образ жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств, и служащих орудием приспособления к ним. Отсюда и термин "институционализация", означающий узаконение (формальное или неформальное) сложившейся практики общественных отношений в виде законов или норм.

    В социологической литературе называется различное количество социальных институтов. Например, известный польский антрополог и социолог Бронислав Малиновский выделяет семь институтов, соответствующих биологическим и социально-психическим потребностям человека. В отечественной литературе подчеркивается, что у каждого человека индивидуальная комбинация потребностей, но фундаментальных, одинаковых для всех, всего пять, как и пять основных социальных институтов: в воспроизводстве рода, в безопасности и социальном порядке, в добывании средств существования, в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров, в решении духовных проблем, смысла жизни. Именно этими потребностями детерминированы основные институты в каждом обществе. Кроме них выделяются не основные социальные институты, общее число которых тождественно числу социально значимых видов деятельности. При этом необходимо иметь в виду, что не основные институты являются частью, элементом системы основного социального института. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как защита частной собственности, профессионального подбора и оценки кадров, маркетинга, которые, по существу, являются институтами, поскольку в их рамках реализуются соответствующие социальные потребности.

    Каждый социальный институт: и основные, и не основные, выполняют соответствующие функции, смысл которых –– приносить пользу, т.е. обеспечивать реализацию соответствующих социальных потребностей. Функции подразделяются на: явные, если они официально заявлены, очевидны, всеми осознаются, и латентные, если они скрыты и не заявляются. К явным функциям института народного образования относятся обучение профессиональным ролям, усвоение студентами базисных ценностей общества. Но у него есть еще и такие скрытые функции, как приобретение определенного социального статуса, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Кроме того, функция того или иного института может быть явной для одних членов общества, и латентной –– для других. Например, одним важно приобрести в университете фундаментальные знания, в то время как для других –– завязать знакомства или уклониться от службы в армии.

    Таблица 5.3.1. Функции и структурные элементы основных социальных институтов общества

    Таким образом, социальный институт можно определить как такую социальную группу, посредством которой удовлетворяются общественные и личные социальные потребности на основе строгого соблюдения фиксированных социальных норм, правил и образцов поведения. Любой социальный институт имеет определенную структуру, –– он является организацией.

    Выделяются следующие характеристики социальной организации.

    1. Целевая природа, т.е. всякая организация создается для достижения определенной цели, это объединение и регламентация поведения людей в процессе совместной деятельности для реализации такой цели, которая не может быть достигнута индивидуально.
    2. Всякая организация возникает на основе разделения обязанностей, т.е. функций, и строится по иерархическому принципу с четким выделением управляющей и управляемой систем.
    3. В этой связи члены социальной организации распределены по статусам и ролям. Таким образом, социальная организация есть система социальных позиций и ролей.
    4. Каждая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов на основе внутриорганизационных норм, которые создаются соответствующими институтами и проводятся в жизнь их властью и влиянием.
    5. Кроме того, на основе действия этих четырех факторов возникает определенный организационный порядок как система относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих организационные взаимодействия и отношения. Отсюда они выводят пятую характеристику.

    6. Социальные организации представляют собой целостную социальную систему. А целое больше своих частей. Поэтому на базе соединения различных элементов организации в целое создается организационный, или кооперативный , эффект. Он означает синергию, т.е. прирост дополнительной энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий участников социальной организации. Этот эффект складывается из трех его составляющих:
      1. организация объединяет усилия многих ее членов, а одновременность многих усилий уже дает прирост энергии;
      2. сами единицы, включенные в организацию становятся несколько иными, т.е. они превращаются в частично специализированные. Следовательно, однонаправленные элементы, выполняющие определенную функцию, также усиливают энергию, поскольку она направлена в одну точку;
      3. благодаря управляющей подсистеме действия людей синхронизируются, что служит мощным источником повышения общей энергии социальной организации.

    Иную характеристику социальной организации дают С.И.Курганов и А.И.Кравченко (38, С. 180). Отталкиваясь от утверждения о том, что под социальной организацией понимается социальная группа, которая характеризуется определенной структурой, коллективной тождественностью (идентичностью), имеет точный список членов, программу деятельности и процедуру перемещения (замещения) членов, авторы выделяют следующие характеристики социальной организации.

    1. Социальная структура –– совокупность людей, имеющих сходные черты, и отношений, возникающих между ними в процессе взаимодействия. Включенность индивида в социальную группу предполагает, что они имеют, как минимум, одну общую черту, и связаны не иначе, как посредством взаимодействия.
    2. Коллективная идентичность –– название, признанное всеми его членами и обществом, например: либерально-демократическая партия, научно-исследовательский институт и т.д. В названии может содержаться информация о целях социальной организации, ее расположении, правилах приема персонала.
    3. Точный список. Социальная организация позволяет идентифицировать ее членов на принадлежащих и не принадлежащих к ней.
    4. Программа деятельности может формулироваться очень точно или только в самых общих ее чертах. Но в любом случае существует определение цели деятельности и способы ее достижения.
    5. Процедура перемещения членов организации включает правила приема новых членов и передвижения старых с одной позиции на другую.

    В учебной и научной литературе социальные организации классифицируются и по другим признакам. Выделяются, например, формальные и неформальные организации. В первых всегда присутствует цель деятельности, определенная структура власти и управления, строгое распределение функциональных обязанностей между ее членами, формальный контроль за их действиями. Вторая, по существу, является объединением людей по интересам, склонностям, симпатиям и т.п. В таких организациях отсутствует формальный контроль, взаимодействия носят межличностный характер, и регулируются в рамках обычаев, традиций, принятых в данной группе, и нравственными нормами.