Все о тюнинге авто

Как сделать простую ленточную пилораму своими руками – инструкция, чертежи и материалы. Самодельная дисковая пилорама своими руками: с электро и безниновым двигателем

Ленточная пилорама своими руками позволяет значительно экономить, если существует необходимость постоянной обработки древесины при строительстве домов, в хозяйстве либо при наличии собственного небольшого производства.

Конечно, можно не ломать себе голову и купить инструмент, но сделанный своими руками, как говорилось выше, обойдется значительно дешевле.

Ленточная пилорама многим более известна как ленточная пила. В зависимости от объема работ выбирается тип инструмента.

Пилорама может быть ленточного типа, цепного или дискового типа. Мы рассматриваем изготовление ленточного типа.

Принцип работы ленточной пилорамы очень легко объяснить на примере катушек с нитками.

Вся конструкция напоминает вращение двух катушек, между которыми натянута нить. Эта нить и играет роль пилы, а расстояние между катушками является предельным размером бревна.

Что позволяет делать ленточная пилорама:

  1. Подготавливать бревна, то есть подгонять их под один размер и форму;
  2. Распиливать бревна по заданной схеме после настройки оборудования;
  3. После распиловки остаются небольшие дефекты, которые нельзя устранить, применяя самодельные пилорамы, поэтому дальнейшая обработка дерева происходит вручную.

Ленточная пилорама работает следующим образом: бревно закрепляется на платформе и остается неподвижным, мобильная тележка начинает свое движение и распиливает дерево, пила находится в горизонтальном положении.

Чтобы в конечном итоге получилась доска нужного размера, необходимо изначально задать параметры оператором. В качестве пилы выступает пильная лента, которая должна быть хорошо натянута.

Как работает самодельная пилорама, см. на видео.

Перед работой необходимо подготовить оборудование: для этого точат пилу, разводят зубья.

Какие материалы нужны для создания пилорамы?

Следует отметить, что материалы подбираются в зависимости от того, сделаны чертежи или нет, потому что именно правильный чертеж является основой качественного изделия, благодаря которому делается расчет материалов:

  • Шкивы можно взять новые или старые в хорошем состоянии;
  • Трубы различные по диаметру;
  • Рельсы – можно сделать самому из уголков. Располагать уголки лучше ребром вверх, это нужно для того, чтобы продлить «жизнь» колесикам;
  • Профильные трубы для создания шпал;
  • Швеллер.

Помимо материалов потребуются следующие инструменты:

  • сварочный аппарат;
  • фрезерный станок;
  • болгарка;
  • дрель, удобнее использовать электрическую;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • наборы отверток и гаечных ключей;
  • струбцина;
  • болты, гайки и прочий крепежный элемент;
  • линейки, рулетка, угольники и пр.;
  • ножовка.

Конструкция пилорамы

В основе организации работы лежит блочный принцип.

Он предполагает различные вариации устройства, начиная с базового, где подача пилы осуществляется вручную, заканчивая наиболее сложными узлами, когда пила подается автоматически, толщина резания выставляется, электронная система программируется и пр.

Составляющие узлы конструкции:

  • для организации движения распилочной ленты используется рама с двумя направляющими;
  • винтовой механизм подъема ленты;
  • гидравлический или пружинный узел для натяжения ленты;
  • ведущее и ведомое колеса (шкивы);
  • кожух для ограждения колес;
  • держатель ленты;
  • клиноремная передача;
  • электродвигатель;
  • рельс для осуществления движения ленточной пилы;
  • эксцентриковые зажимы для удерживания бруска (бревна);
  • упор;
  • бак с жидкостью для смачивания.

Для создания ровного надежного изделия необходимо сделать чертежи, по которым будет проходить сборка всей конструкции.

При этом чертеж должен быть изучен и понятен, иначе можно попросту потерять не только время, но и деньги.

Сначала изготавливается станина (неподвижная часть) станка, имеющая П-образную форму.

Сделать ее можно из двух швеллеров, которые можно заменить двумя рельсами (за неимением первых материалов). Если использовать рельсы, то их нужно установить так, чтобы подошва оказалась сверху.

Станину также можно сделать из уголков (50х100 мм).

Высота швеллера должна быть не меньше 14 см, длина должна быть около 8 метров.

По всей длине материалов с шагом в 1-1,5 м нужно просверлить отверстия. После этого при помощи труб, длина которых равна 25 см, швеллеры нужно стянуть между собой.

Используются при этом резьбовые шпильки или болты.

При этом конструкция дополнительно укрепляется с помощью раскосов, поскольку необходимо добиться жесткости изделия. См. чертеж.
Далее собирается мобильная тележка, размеры которой выставляются в зависимости от ширины станины, при этом тележка с обеих сторон должна быть несколько больше (примерно на 8 см) станины.

Длина передвижной конструкции должна быть примерно 60 см. Чаще всего тележка изготавливается из стальной плиты, толщина которой 46 мм.

На корпусе конструкции сбоку устанавливается специальный штурвал, обеспечивающий управление тележки.

Направляющие по бокам должны быть оснащены звездочками, с которыми соединяется штурвал управления.

Вся конструкция перемещается при помощи натянутой цепи, которая исключает свободное хождение штурвала.

Чтобы при работе пилорамы бревно не выскакивало, необходимо сделать фиксаторы, которые выполняются из труб.

Удобнее использовать трубы, внутренний диаметр которых не превышает 35-40 мм, поскольку внутри будут установлены подвижные штанги.

На трубы сверху необходимо поставить прижимы. Металлический уголок является материалом, из которого сооружают прижимы. Также подлежат установке зажимные кулачковые механизмы.

Если прижимные элементы будут менее 15 мм, то о надежности конструкции речи идти не может.

Если заняться двигателем в конце работ, то необходимо заранее его приобрести, чтобы пропорции всей конструкции были правильными.

Для рассматриваемого примера (длина станины равна 8 м) мощность двигателя должна быть не менее 10 кВт, а диаметр пилы не должен быть меньше 1 м.

В противном случае, размеры всей конструкции необходимо пересмотреть на меньшие.

Чтобы самодельная пилорама работала более эффективно, следует обратить внимание на некоторые рекомендации:

  1. Конструкция должна быть устойчивой и крепкой, поскольку приходится работать с бревнами различными по весу и размерам;
  2. Выполнять работы по сборке оборудования необходимо непосредственно на том месте, на котором планируется его размещение. Это обусловлено массивностью и большим весом конструкции;
  3. Необходимо постоянно смотреть за работой оборудования и поправлять настройки, поскольку конструкция делается своими руками, без применения точных программ и компьютеризации;
  4. Самодельные пилорамы «разбрасываются» стружкой, поэтому нужно либо соорудить дополнительные конструкции, либо делать уборку после выполненных работ;
  5. Широкий ленточный пропил влияет на образование большого количества отходов;
  6. Для обеспечения эффективной работы мобильной тележки необходимо использовать прокладки и пластины, при этом прокладки нужно брать по толщине больше швеллера на 0,5 мм;
  7. Электродвигатель можно легко заменить бензиновым двигателем. Этот вариант будет более простым, потому что можно использовать бензопилу, а точнее ее двигатель. Полотно от бензопилы будет идти в качестве ленты. Как сделать бензиновую ленточную пилораму, см. на видео;
  8. Все закрепляющие элементы должны быть надежно зафиксированы для обеспечения безопасной работы всей конструкции;
  9. Для обеспечения эффективной работы пила должна быть наточена, а зубья разведены.

Дисковая пилорама

Рассмотрим более простой вид самодельной пилорамы.

Для того чтобы сделать дисковую пилораму, потребуется найти дисковую пилу. В качестве мотора будет использоваться электродвигатель.

Сначала необходимо сделать сварную раму, на которую нужно будет поставить металлическую плиту с прорезью для диска. Снизу к плите нужно прикрепить вал плиты на подшипниках и шкивах.

Колесо электрического двигателя соединяется с пилой ремнем.

Чтобы обеспечить хорошее натяжение ремня, необходимо использовать массу самого двигателя, а также можно воспользоваться утяжелителями. Дисковая пилорама готова.

Изготовить пилораму своими руками — идеальный вариант, когда приходиться сталкиваться с масштабными работами по обработке древесины и досок.

Конечно, многим может показаться, что легче приобрести уже готовый материал, однако не всегда это экономически целесообразно, тем более что сделать его самому не составить большого труда.

Прежде всего, следует определиться с объемом предстоящей работы и с древесиной и, исходя из этого, определить тип пилорамы, который лучше всего подойдет для успешного решения задачи.

Наиболее распространенные — это шинная, угловая и цепная пилорамы, кроме этого пилораму можно собрать при помощи бензопилы.

Перед началом сборки того или иного типа оборудования следует просмотреть соответствующие чертежи и схемы, а также подготовить весь необходимый материал.

При самостоятельной сборке станка для древесины особое внимание рекомендуется уделить мерам безопасности, так как это устройство является объектом повышенного риска.

Некоторые виды станков для древесины, которые можно сделать самостоятельно, представлены на фото и видео, размещенных ниже.

Пилорама ленточного типа

Следует сразу отметить, что самостоятельно собрать пилораму ленточного типа не просто и связано это прежде всего с тем, что придется добиться максимальной слаженности в работе всех ее составных элементов.

Конечно, потребуются определенные комплектующие и специальный инструмент, но главное — это иметь под рукой соответствующие чертежи.

Самодельная пилорама. План-схема 1. Вид пилорамы с торца: 1 — шкив для запуска двигателя (если трехфазный двигатель подключается к однофазной сети); 2 — двигатель; 3 — шкив; 4 — вал; 5 — корпус с подшипником; 6 — основание; 7 — маховик; 8 — палец; 9 — шатун; 10 — пила; 11 — винт М14х2; 12 — ролик; 13 — направляющий уголок; 14 — стойка; 15 — штурвал; 16 — втулка; 17 — звёздочка; 18 — гайка М14х2; 19 — контргайка; 20 — звёздочка.

Готовое устройство должно обеспечить работу с материалом, который имеет вес порядка трехсот килограмм, кроме этого должна быть отлажена регулировка нарезной толщины и соблюдена техника безопасности.

Собирается ленточная пилорама своими руками на предварительно подготовленной для нее площадке соответствующего размера.

Потребуются специальные колеса, например, от тележки, и ленточные пилы. Далее следует в точном соответствии с чертежами собрать каркас будущего деревообрабатывающего станка.

Начать работу над каркасом следует с изготовления специальных рельс. Для этих целей лучше использовать уголок, который устанавливается одной из сторон вверх.

Самодельная пилорама. План-схема 2. Вид с лицевой стороны: 1 — стойка; 2 — ролик; 3 — пластина; 4 — винт; 5 — цепь; 6 — направляющий утолок; 7 — подвижная гребёнка; 8 — винт; 9 — неподвижная гребёнка; 10 — пульт.

Между двумя параллельно выставленными уголками делаются так называемые шпалы из профильной трубы, которые обеспечат их прочное скрепление между собой.

К этим профильным трубам следует приварить крепеж для бревен, который должен свободно двигаться во всех направлениях.

После этого в соответствии с чертежом надо собрать тележку и прикрепить к ней колеса.

На завершающем этапе производится монтаж электродвигателя, который соединяется с рабочим механизмом деревообрабатывающего станка через специальный шкив.

Более подробно процесс сборки ленточной пилорамы представлен на фото и видео.

Пилорама цепного типа

По принципу своей работы цепная (шинная) пилорама напоминает ленточную. Основная разница состоит в том, что в шинной пилораме используется так называемая цепная пила.

Шинная пилорама имеет более простую конструкцию и меньшие размеры, а значит, сделать ее своими руками будет несколько легче.

Шинная или цепная пилорама должна быть установлена на ровной площадке так, чтобы к шинной пилораме можно было удобно подойти с любой стороны.

Сборку цепной (шинной) пилорамы начинают с изготовления каркаса из металлического профиля.

Собрав его основную часть, необходимо с предельной точностью сделать несколько технологических отверстий, количество которых варьируется в зависимости от длины шага.

Помимо каркаса цепная пилорама имеет еще и подвижную тележку, ее также собирают самостоятельно.

Для начала подготавливают основу тележки, к которой крепятся упор, зажимные пластины и прокладки, а также крепления под электродвигатель.

Для удобства пользования можно дополнительно сделать и установить устройство, которое поможет фиксировать распиливаемое бревно.

Посмотреть, как самостоятельно выглядит цепная пилорама, можно на размещенном выше фото.

Пилорама углового или дискового типа

Если есть потребность в радиальном распиле досок, то в этом случае понадобиться угловая или дисковая пилорама.

Угловая конструкция обладает множеством функций и может выполнять большой объем работы.

Покупать готовое оборудование такого типа достаточно накладно, и поэтому многие задумываются о том, как собрать его собственноручно.

Собирать угловую или дисковую пилораму своими руками следует по соответствующим чертежам, при этом перед началом работ необходимо купить все комплектующие и узлы, которые потребуются в процессе сборки.

Вначале надо собрать из металлических труб каркас и направляющие особой прочности. Все стыковые соединения следует скреплять при помощи сварки.

В качестве направляющих для каретки лучше использовать рельсы. Далее собирается каретка. В процессе сборки следует особое внимание обратить на точность всех размеров, указанных в чертеже.

Угловая (дисковая) пилорама обязательно должна иметь мощный бензиновый двигатель.

Чем больше мощность двигателя, тем эффективней будет производиться весь процесс работы по распилке древесины.

Двигатель монтируется на каркас деревообрабатывающего станка и через специальные крепления соединяется со всеми рабочими элементами.

В большинстве случаев на деревообрабатывающем станке такого типа устанавливают цепную передачу, однако это может привести к перегреву самого привода.

Сегодня в магазинах можно найти аналогичные приспособления, которые будут более долговечными и практичными.

Также при сборке привода следует уделить внимание технике безопасности и исключить все возможные риски при его будущей эксплуатации.

Как правильно собирается угловая или дисковая пилорама своими руками можно увидеть на размещенных выше фото и видео.

Пилорама из бензопилы

В большинстве случаев в бытовых условиях не требуется большая и функциональная пилорама, в этом случае оптимальным решением будет мини-станок, который можно купить как в магазине, так и сделать самостоятельно.

Существует несколько типов таких мини-пилорам, а поэтому перед тем, как ее сделать, следует хорошо подумать, где и как пилорама из бензопилы своими руками будет использоваться.

Такой мини-станок имеет небольшие размеры и при необходимости его можно легко перемещать с места на место.

Как правило, самостоятельно подобное устройство собирается при помощи бензопилы, которая и выступает в качестве основного ее элемента.

В качестве бензопилы можно использовать агрегат марки «Урал». Бензопилу «Урал» можно приобрести в специализированных магазинах.

Чтобы сделать пилораму из бензопилы, необходимо обзавестись двумя швеллерами, кроме этого потребуются уголки и рельсы.

Работу по созданию пилорамы из бензопилы начинают со сборки каркаса, на котором согласно чертежу просверливают несколько технологических отверстий.

Монтируя элементы основы пилорамы из бензопилы, следует постоянно контролировать углы между всеми элементами, которые должны быть прямыми.

Также следует дополнительно усилить конструкцию каркаса путем монтажа нескольких ребер жесткости. После этого можно начинать сборку подвижной тележки из стальной плиты.

К плите в нижней ее части необходимо приварить два уголка, после чего она ставится на ролики или подшипники.

К верхней части тележки привариваются два уголка, которые будут предназначены под крепление самой бензопилы.

На завершающем этапе монтируется специальная конструкция под крепление обрабатываемых бревен.

Более подробно узнать о том, как изготовить пилораму из бензопилы самостоятельно, рассказано на видео, размещенном выше.

Пилорама является достаточно опасным агрегатом, к тому же имеет внушительные размеры. Перед началом ее сборки следует тщательно продумать то место, где она будет эксплуатироваться.

Для этой цели отлично подойдет гараж, сарай или обычное подсобное помещение, которое имеет бетонное основание.

Место, где будет установлено устройство, должно хорошо проветриваться, иметь свободное пространство и достаточное освещение.

Можно оборудовать место под этот агрегат и на улице, но при этом его придется оборудовать навесом.

Если устройство имеет электрический двигатель, то необходимо внимательно отнестись к монтажу проводки и установке всех необходимых автоматов и переключателей.

Лучше, если возле места работы будет находиться и склад для готовых досок. Это позволит значительно облегчить весь процесс.

При сборке оборудования особое внимание следует уделить всем ее подвижным и режущим частям. Именно они являются наиболее опасными элементами устройства и представляют повышенную зону риска.

Вообще мерам по обеспечению безопасности при последующей эксплуатации агрегата следует уделять пристальное внимание.

После проведения всех работ по сборке оборудования и перед началом его эксплуатации, в обязательном порядке следует проверить все составные узлы и крепления, особое внимание уделить устойчивости конструкции.

Первый запуск собственноручно собранного агрегата следует выполнять только после полного выполнения всех вышеперечисленных рекомендаций.

Мини пилорама для дома, цена которой стартует от 35 тысяч рублей, может стать отличным инструментом для начала вашего бизнеса или самостоятельного строительства деревянного дома. Многие предпочитают строить и ремонтировать своими руками.

Когда на рынке присутствуют такие пилорамы как Мурка, Кострома, Логосоль, ПД 2000, многие даже не задумываются о возможности соорудить подобный агрегат своими руками.

Если вам требуется шинная или дисковая пилорама для домашнего применения, порой намного выгоднее сделать ее самостоятельно.

В пользу постройки пилорамы говорит следующее:

  • Минимальные финансовые затраты;
  • Адаптация конструкции под свои требования, особенности эксплуатации;
  • Достаточная производительность для постройки дома или других бытовых целей;
  • Доступность компонентов, необходимых для сборки конструкции пилорамы;
  • Гордость за самого себя.

Что касается готовых конструкций, то они имеют свои преимущества:

  • Высокое качество сборки мини пилорамы;
  • Профессиональный подход при изготовлении;
  • Гарантийный срок службы;
  • Наличие подробной инструкции по эксплуатации и ремонту;
  • Надежность и долговечность агрегатов;
  • Высокий уровень безопасности.

Единственный недостаток заводской пилорамы — это высокая цена. Хорошую компактную пилораму для дома купить можно и за 35 тысяч рублей. Но действительно хорошие агрегаты обойдутся минимум в 75-100 тысяч рублей. Выбор за вами. Та же ПД 2000 стоит около 120 тысяч рублей.

Делаем пилораму своими руками

Если вы решились сделать агрегат своими руками, достичь уровня агрегатов Мурка, Кострома, ПД 2000 или Логосоль вряд ли получится. Но это и не обязательно требуется. Ведь вам нужна простейшая мобильная или стационарная домашняя пила, а не целый производственный комплекс для обработки дерева.

Чтобы создать подобную конструкцию, нужно учесть несколько моментов.

  1. Обзавестись всеми материалами и инструментами для мини пилорамы. Невозможно сделать пилораму, не имея в распоряжении требуемых компонентов. Ориентируйтесь на чертежи выбранного типа мини-пилорамы, дабы понять, что вам потребуется.
  2. Вычислите требуемую производительность для устройства пилорамы. Самодельные конструкции не отличаются повышенной производительностью. Но за этим гнаться не нужно. Для расчета производительности определите, сколько дерева предстоит обработать станку.
  3. Габариты обрабатываемых заготовок.
  4. Способ транспортировки. Мобильная пилорама предпочтительнее, поскольку ее можно использовать на разных участках дома. Хотя в быту мобильная пила требуется не всегда, поскольку место распила дерева обычно располагается недалеко от строительной площадки. Стационарная будет пила или мобильная, решать вам.
  5. Питание. Мурка, ПД 2000, Кострома требуют питания от трехфазной сети на 380 В. Если сделать инструмент своими руками, 220 В будет вполне достаточно. Но для пилорамы лучше предусмотреть отдельный автомат на 220 В. Так не возникнет проблем с остальными розетками на 220. Лучше не использовать удлините от розеток на 220 В, которые параллельно питают другие электроприборы в вашем доме.
  6. Тип изготавливаемой пилорамы — дисковая или шинная. Особенности их изготовления мы рассмотрим отдельно.


Дисковая

  • Дисковые машины наиболее распространены на лесопилках. Они простые, производительные, не вызывают сложностей при изготовлении своими руками;
  • Основа конструкции — дисковые пилы;
  • Дисковая пила может монтироваться на оси мотора или валу шпинделей;
  • Самая простая модель состоит из вала, стола, двигателя и дисковой пилы;
  • Стол — основа конструкции. Его изготавливают из металлического каркаса, соединенного сваркой и крепежными болтами;
  • Сверху стола находится стальная пластина;
  • У пластин есть специальные отверстия, обеспечивающие фиксацию дисковой пилы. В них режущий элемент и вставляется;
  • Монтировать пилу следует так, чтобы она оказалась посередине пилки.

Шинная

Мурка также предлагает шинные типы мини пилорам. Подобная конструкция состоит из нескольких основных элементов.

  1. Каркас пилорамы. Наиболее значимый компонент пилки, которая удерживает все оснащение оборудования. Потому от надежности изготовления каркаса напрямую зависит надежность, долговечность и безопасность. Размеры каркаса следует выбирать индивидуально.
  2. Двигатель. Не имея привода, работать ваша пилка не сможет. Для домашнего применения пилы, сделанной своими руками, достаточно трехфазного двигателя. Но тут потребуется питание не 220 В, а 380 Вольт. Другой вариант — бензиновый мотор. Обычные электрические варианты с питанием от 220 В вам вряд ли подойдут, поскольку параметры мощности слишком маленькие.
  3. Крепежные элементы. Стационарные компоненты позволяют выполнять распилку, закрепив на них бревно. Размеры метизов подбираются индивидуально, исходят из параметров обрабатываемого дерева. Постарайтесь предусмотреть возможность быстрого изменения креплений под заготовки разных размеров.
  4. Шина. Какая шинная пилка без шины? Стандартные параметры шины 500 мм. Лучше всего приобрести ее вместе с цепью. Так вы минимизируете толщину пропила, а потому отходов станет меньше.
  5. Режущий элемент. Пила может быть изготовлена своими руками. Но на практике для этого потребуется определенный опыт. Лучше купить готовую пилу или заказать у специалистов, чтобы шинная машина работала эффективно.

Теперь о том, как мини пилорама такого типа собирается.

  • Шинная пилка с цепью и шиной основывается на стальной раме. Стальная рама соединяется с шиной вашей будущей пилы;
  • Расстояние между рамой и шиной напрямую зависит от того, какие заготовки вы сможете обрабатывать. Потому предусмотрите этот вопрос при создании чертежей;
  • Некоторые делают возможной настройку расстояния. Это полезное дополнение, позволяющее обрабатывать всевозможные заготовки;
  • На основании делаются направляющие. По ним передвигаются заготовки;
  • Чтобы закрепить основу к стойкам, приварите пластины с высверленными отверстиями. Завершив установку на требуемом расстоянии, зафиксируйте положение гайками с болтами;
  • Выбирая двигатель, принимайте во внимание его мощность. Минимальный параметр — 3 кВт.

Мобильная она будет или стационарная, решать вам. Мобильная конструкция местами практичнее, но если транспортировать пилораму не требуется, вопрос выбора не принципиален. Самое главное — соблюдение техники безопасности. Посмотрите обучающие видео не только о постройке пилорам своими руками, но об их эксплуатации.

Распиловочный станок по дереву (пилорама) – достаточно сложное специальное производственное оборудование, требующее в процессе работы строгого соблюдения мер безопасности. В условиях РФ собственная пилорама может многократно сократить расходы на деревянное строительство и/или стать источником стабильного дохода. Цель настоящей публикации – помочь читателю разобраться, как делается пилорама своими руками, выбрать подходящую для себя конструкцию и избежать непреодолимых трудностей при ее изготовлении.

Когда она нужна?

Интерес к «пилораме своими руками» вообще-то пришел в рунет из ЕС. Там в определенный период времени (который еще не вполне закончился) самостоятельная распиловка леса-кругляка на мерные пиломатериалы оказалась выгодной несмотря ни на что. В РФ ситуация существенно иная. Первое, «ножницы» цен на дикое бревно и строевой лес в России «разведены» много уже. Второе, первичная обработка древесины – работа особо опасная, как и лесозаготовка. Мелкому ИП открыть лесопилку легально мало реально – российское законодательство об охране труда в этом отношении драконовское.

Третий момент – опилки. Их от первичной обработки древесины будет очень много. Хранить опилки (допустим, на топливо для печи длительного горения) нельзя – они начинают бродить, выделяя высокотоксичный метанол (метиловый спирт, древесный спирт). Лесопильные предприятия обязаны сдавать опилки на утилизацию. «За бугром» с ними проще – тамошние производители МДФ и ДВП охотно купят необходимое им сырье, могут даже с самовывозом. РФ древесиной никак не бедна и российские производители плитных/листовых древесных материалов «левые» партии опилок не берут. Исходя из этих условий, можно предварительно определить случаи, когда сделать пилораму самостоятельно в РФ может иметь смысл:

  • Непременное условие – если в ваших краях легко доступен лес-кругляк, а ближайшая лесопилка далеко. Аренда лесовоза на российские расстояния (имеется в виду холостой пробег от гаража) по российским дорогам в глубинке за тонно-километр груза существенно дороже европейской.
  • Если непременное условие выполнено, то первый случай – самостоятельное деревянное строительство при хронической нехватке денежных средств. Тогда самостоятельная распиловка кругляка на строевой лес сократит смету стройки в 2-3 раза и до 5 раз, с учетом расходов на изготовление пилорамы. Соотв. удлинится и срок строительства, но когда денег нет, то и выбирать нечего. С опилками – делайте что хотите, они получатся однократно.
  • Следующий вариант – распиловка диких бревен на заказ в домашних условиях, т.е. мастером по вызову на хозяйское подворье. В условиях РФ это, пожалуй, оптимальный вариант: привезти мобильную мини-пилораму (см. далее) к месту работы можно и на легковушке, так что стоимость распиловки выходит приемлемой для обеих сторон. Опилки – проблема хозяина, и небольшая, т.к. ему на участок они выбрасываются тоже однократно. У мастера от них голова не болит, т.е. можно зарегистрироваться, напр. ИП-плотником и работать «по белому».

Особенности конструкции

Главная особенность пилорамы – запил в ней всегда продольный. Насколько труднее пилить дерево вдоль волокон, общеизвестно. В отличие от циркулярной пилы пилорама имеет дело не с мерными досками и брусьями, а с дикими бревнами в общем неправильной формы. Поэтому в пилорамах вдоль распиливаемого бревна перемещается пильная каретка с рабочим органом (собственно пилой); иначе обеспечить точность и чистоту запила очень сложно. На больших лесоперерабатывающих предприятиях есть и пилорамы для распиловки очень длинных бревен (до 30, а в тропиках до 60-70 м). В них каретка неподвижна, а бревно перемещается гидросистемой; центровку лесины обеспечивает компьютер с датчиками. Но домашних условиях такое решение нереально.

Примечание: распиловку бревен ведут всегда по направлению схождения волокон дерева, т.е. от комля к верхушке. Если пустить каретку наоборот, то любая пила (см. ниже) непременно завязнет в дереве и/или сломается.

Чем пилить?

Насколько доступной для изготовления, долговечной, удобной и безопасной в работе будет самодельная пилорама, в основном определяется конструкцией ее рабочего органа. Другое существенное условие – требования к производительности станка и режиму его работы (регулярно, от случая к случаю). Третье – ресурс рабочего органа и возможность его замены. И, наконец, немаловажно энергоснабжение на месте работы: что там доступнее – электричество или моторное топливо? Есть и менее существенные дополнительные условия, см. далее.

В пилорамах небольшой и средней производительности (до 3-5 куб. м древесины за 6 час. рабочую смену) применяются след. виды рабочих органов:

  • Пильная шина возвратно-поступательного хода (старая).
  • Пильный диск (поз. 1 на рис. ниже).
  • Пильная лента (поз. 2).
  • Пильная цепь (поз. 3).
  • Цепная пильная шина непрерывного действия (новая, поз. 4).
  • Бытовая бензопила (поз. 5).

Как вести запил?

Ориентация режущей поверхности может быть горизонтальной и вертикальной. Соотв. и запил будет горизонтальным или вертикальным, а пилорама горизонтальной или вертикальной. Вертикальный запил, во-первых, уменьшает отход материала, т.к. бревно под него достаточно выровнять только в горизонтальной плоскости. Под горизонтальный запил бревно для минимизации отхода требует выравнивания и по горизонтали, и по вертикали, иначе слишком много дерева уйдет в горбыль («горбушку»). Во-вторых, при вертикальном запиле отпил (отпиливаемая часть бревна) не давит на рабочий орган и много меньше за него цепляется. Поэтому для распиловки одной и той же лесины по вертикали требуется мощность привода в 2-3 раза меньше, чем по горизонтали, см. видео ниже:

Видео: самодельная цепная вертикальная пилорама

Но, во-первых, травмоопасность вертикальных пилорам много выше, чем горизонтальных. Во-вторых, поперечная подача бревна под пилу вертикальной пилорамы конструктивно и технически очень сложна, причем обеспечить максимально допустимую точность распиловки по ТУ до 6 мм на 6 м длины бревна на самодельной вертикальной пилораме крайне сложно или вовсе невозможно. Поэтому пилораму своими руками лучше строить под горизонтальный запил.

Конструктивный состав пилорамы

Об особенностях той или иной пилы для пилорамы поговорим немного далее. Предварительно нужно разобраться с конструкцией распиловочного станка в целом. Она состоит из:

  1. рабочего органа – пилы (см. выше и далее);
  2. привода к нему от мотора;
  3. пильной каретки;
  4. рельсового пути (направляющей) для нее;
  5. лафета (ложемента) для бревна;
  6. захватов-держателей для него же;
  7. станины, объединяющей все это в цельное устройство и обеспечивающей его общую прочность и надежность.

Примечание: те или иные конструктивные узлы пилорамы могут быть выполнены заодно со станиной.

Чертежи пилорамы в полном конструктивном составе (компоновочная схема) даны на рис.:

Ее особенности, во-первых, станина из деревянных брусьев. Во-вторых, минимум сварочных работ при сборке. Это важный момент: металлоконструкции при сварке ведет; из-за этого уложить точность распиловки сварной пилорамой в ТУ весьма проблематично. В-третьих, рельсовый путь каретки (поз. 13 справа) из стального уголка, более дешевого, чем швеллер; необходимая устойчивость пути обеспечивается жестким скреплением рельсов со станиной. Как следствие – опорные башмаки каретки это пары обычных подшипников качения, а плавность и точность ее хода высоки; дрожь каретки – основная причина брака распиловки. Еще следствие – механизм подачи каретки без передачи (цепной, винтовой или др.), что также увеличивает плавность ее хода. Наконец, в каретке данной конструкции возможно установить привод с любой пилой из указанных выше под горизонтальный запил; дисковый, с шиной непрерывного действия и бензопилой также и под вертикальный.

Недостаток данного станка – гребенчатые держатели бревна. Делать их из швеллера менее 60 мм нельзя, не удержат лесину. Т.е., последний негодный в дело горбыль получится не тоньше 60 мм. Дополнительно отход материала возрастет оттого, что выравнивание бревна по вертикали в данном станке невозможно. Однако избавиться от этих недостатков не так уж сложно, применив отдельный лафет для бревна простой конструкции, см. далее.

Некоторых пояснений требует работа узла установки толщины отпила (на врезке), который в данном станке достаточно прост, точен и удобен в работе. Гайки 5 на врезке привариваются к опорной пластине 4 и контрятся. После первого отпила регулировочные винты (поз. 1 на врезке и 11 справа) вращаются синхронно, т.к. они связаны цепной передачей (поз. 20 справа). Контргайки (поз. 2 на врезке) отпускать не надо: сами ослабнут. По установке пилы в новое положение ниже прежнего контргайки затягивают вручную.

Пила как пила – продольная

Пильная шина возвратно-поступательного действия это не что иное, как полотно плотницкой продольной пилы. Его чертеж, профилировка зубьев и схема разводки даны на рис. справа. Привод в пилораме – от маховика в кривошипно-шатунным механизмом через ползун – гладкий стальной стержень, скользящий в обойме с бронзовыми или баббитовыми вкладышами (именно такой показан на рис. выше с компоновочной схемой пилорамы). В прежние времена умельцы вместо пильной шины ставили полотна столярных лучковых пил; они и вдоль пилят, а купить их можно было почти в любом инструментальном магазине. Натяжение полотна на обратном ходу в таком случае обеспечивает достаточно сильная возвратная пружина.

Достоинство возвратно-поступательной пильной шины – гладкий чистый рез шириной не более 3 мм, т.е. малый отход материала. Ресурс весьма солидный, не меньше, чем у пильного диска, см. далее. Но и недостатков уйма:

  • Низкая производительность: если подача каретки на обратном ходу пилы превысит 1/3 высоты зуба, т.е. 4 мм, пила застревает.
  • Распилить бревно диаметром более 300-320 мм невозможно – полотно сразу вязнет и сминается.
  • Сырое невыдержанное дерево не берет, тоже сразу вязнет и ломается.
  • Очень часто застревает на сучках и свилях.
  • При недостаточном натяжении на обратном ходу рез резко ухудшается – становится широким и рваным.
  • То же – при избыточно сильной возвратной пружине.

В профессиональной лесопереработке возвратно-поступательные пильные шины вышли из употребления к концу XIX в., а у любителей – с появлением в быту бензопил.

Дисковая

Пильный диск от циркулярной пилы в пилораму не подойдет: он изготовлен из стали худшего качества, чем требуется в данном случае. На распиловке сырых бревен материал диска от циркулярки скоро самоотпустится вследствие нагрева, диск быстро выйдет из строя или его вовсе разнесет. Поэтому пильный диск для пилорамы удовольствие не из дешевых. В отдельных источниках можно встретить советы: мол, вырежьте из оцинковки (!) или дюраля (!!!) кругляш, закрепите на нем 2-4 зуба, и пилите. Судя по тому, что авторы публикаций такого рода, похоже, живы и не изувечены, сами они так не делали и понятия не имеют, что из этого может выйти.

Дисковая распиловка древесины широко распространена в профессиональной деревообработке, т.к. позволяет в один проход вырезать из лесины сразу несколько штук мерного пиломатериала; для этого используются угловые и многодисковые пильные каретки (врезка вверху слева на рис.). Однако промышленная дисковая пилорама – сложное сооружение, см. рис., по теме «своими руками» никак не проходящее.

Любителю, если он разживется диском для пилорамы (диаметр от 600 мм, профиль зубьев такой же, как у продольной пилы, см. выше) нужно иметь в виду такие его достоинства и недостатки:

  • Большой ресурс – до 5000 час и более полный; до 1500-2000 час между переточками зубьев.
  • Для заточки обязательно нужен заточной станок, вручную никак не получится.
  • Рез – не очень ровный шириной 3-5 мм, т.е. отход материала до 10-12% по объему. Диск «чистый рез», дающий отход 2-5%, стоит в 3-10 раз дороже простого.
  • Пилить можно без техперерывов всю 6 час. смену; производительность максимальная в данном классе устройств.
  • Высокое энергопотребление, т.к. диск трется о дерево и в вертикальном, и в горизонтальном в запиле боковой поверхностью большой площади. Чтобы получить требуемую мощность привода в кВт, диаметр бревна в дм умножаем на 1,7.
  • Качество и состояние обрабатываемой на производительность пилорамы практически не влияют.
  • Диском диаметром 800 мм можно распилить бревно диаметром до 350 мм.
  • Диски большего диаметра в любительских конструкциях очень опасны, т.к. требуют во избежание биений высокоточного привода.
  • Привод – только электрический, т.к. диск на холостом ходу должен вращаться абсолютно плавно. В дереве ему и так дерготни хоть отбавляй.

В целом же дисковая пилорама своими руками точно не вариант. Рассмотрим чертежи на рис. ниже. Первое, что бросается в глаза слева – каретка на катках в рельсах из швеллера. Это не рельсовый путь из фрезерованных профилей: перекос катков на 1-2 мм при перемещении каретки неизбежен. Следствие – перекос диска на 6 мм и более. Тут же – его застревание в дереве. Учитывая массу диска, скорость его вращения и момент инерции, возникновение аварийной и чрезвычайно травмоопасной ситуации неизбежно.

Далее, нижний край диска должен входить в паз лафета бревна, иначе он не допилит его до конца. И вот, отпилили мы первую горбушку. Что дальше? По идее, пазов в лафете нужно несколько согласно толщины получаемых досок. После каждого запила либо каретка приподнимается, подается вперед и вновь опускается в рабочее положение, либо лафет с бревном нужно двигать под нее аналогично. Вы представляете себе такую конструкцию, выполненную в домашних условиях? Не надо, голова сильно заболит.

А если попросту? Просто передвинуть бревно на лафете? Нет, не просто. Его нужно снова уложить так, чтобы следующий запил прошел точно параллельно предыдущему. А на лафете не палочка, там здоровенный тяжеленный чурбак.

Ну, допустим семья/персонал у нас богатырские, бревна ворочать нам нипочем, а потери производительности из-за этого приемлемы. Тогда смотрим, что там отмечено красным на чертеже справа на рис. Да, это держатель бревна. Без него оно или скатится с лафета, или опрокинется, когда отпилены 2-3 плахи (необрезные доски во всю лесину под роспуск на мерные доски). Держатель приходится на самую середину бревна. Пилить по нему нельзя. Итого, самая ценная, широкая, крепкая и равномернее всего усыхающая сердцевинная плаха скорее всего пойдет в отход, т.к. вследствие перекладываний бревна получится недопустимо сходящейся на клин по толщине.

Примечание: любительская однодисковая пилорама на горизонтальный запил ничуть не удобнее и не производительнее вертикальной, но конструктивно много сложнее и опаснее.

Итак, дисковая пилорама для изготовления своими руками вариант в одном-единственном случае: если вы придумали ее усовершенствование в ранге коммерчески перспективного изобретения и вам нужно проверить идею в железе, чтобы подать заявку на патент. Во всех прочих – не надо.

Пила-лента

Ленточная пилорама относится к числу изобретений, дающих значимый результат тривиальными техническими решениями. Возратно-поступательная продольная пила обладает массой достоинств, а ее недостатки обусловлены более всего наличием обратного хода. Значит, нужно от него избавиться, чтобы получилось пильное полотно непрерывного действия. В результате эксплуатационные свойства ленточной пилорамы существенно отличаются от таковых прототипа и станков аналогичного назначения:

  1. Производительность – до средней, 2-3 куб. м древесины в смену.
  2. Пилит как выдержанный, так и сырой свежерубленый кругляк.
  3. Чистота реза такая же высокая, как у продольного пильного полотна, а отход материала такой же низкий.
  4. Точность реза такая же высокая, как у дисковой пилорамы, при условии равномерного оптимального натяжения пильной ленты.
  5. Распиловка бревна сразу на штуки мерных материалов невозможна.
  6. Энергопотребление на 1 куб. м дерева в 1,2-1,5 раза ниже, чем у дисковой пилорамы.
  7. Во избежание самоотпуска материала ленты необходимы техперерывы в работе: после каждого запила на 5-10 мин; после распиловки 0,5 куб. м (2 бревна диаметром 0,3 м и 6 м длиной) – 10-15 мин; спустя 2 часа работы – полчаса-час; от 6-часовой смены до след. такой же – не менее 2 час.
  8. Полный ресурс рабочего органа (ленты) – 100-500 час; перезаточка невозможна.
  9. Стоимость ленты в пересчете на час работы много меньше, чем простого пильного диска.
  10. Стоимость всего станка в несколько раз меньше, чем дискового с угловой кареткой на один отпил.
  11. Привод – электрический, т.к. плавность холостого хода ленты нужна такая же высокая, как для диска.

Вследствие этих особенностей ленточная пилорама находит самое широкое применение в малых лесопилках. По большинству объявлений: «Принимаем кргуляк/бревно в распиловку» работают именно ленточные пилорамы. В России ленточные пилорамы выпускаются в достаточно широком ассортименте («Тайга» и др.).

Простейший способ сделать продольную пилу – свернуть ее полотно в кольцо и посадить его на шкивы, поз. 1 на след. рис.. Для исключения травматизма нерабочей ветвью полотна на рабочий орган надевается защитный кожух. Делать пилораму с лентой без него (поз. 2) крайне опасно!

Второй камень преткновения для самодельщиков здесь – шкивы ленты. У фирменных профиль боковой поверхности (рабочей) специальный чуть выпуклый. С цилиндрического шкива лента сползает; реборды (закраины) не помогают. Некоторые умельцы от этого наклоняют весь пилящий узел вверх на 1-3 градуса. Однако, чуть натяжение ленты ослабнет (что возможно на протяжении одного реза), лента слетит сверху; без защитного кожуха это еще более опасно, чем сползание внизу.

Умельцы посообразительнее нашли выход: ленту надевают на колеса от машин и мотоциклов с шинами, поз. 3 на рис. и рис. в начале. Их профиль почти точно соответствует необходимому, а упругость туго надутых камер обеспечивает оптимальное натяжение ленты по крайней мере на распил целого бревна. Кроме того, если пилятся тонкие достаточно качественные материалы, то можно обойтись простейшим фрикционным приводом, тоже поз. 3 рис. справа. Упрощается и изготовление станка, т.к. авто-мото колеса уже достаточно сбалансированы, см. видео:

Видео: ленточная пилорама своими руками

Передача на пилу

При распиловке сырых необработанных бревен и суковатой/свилеватой и вязкой мелкослойной древесины камнем преткновения оказывается и передача с привода на ленту (главная). Механическая характеристика ременной слишком мягкая: ремень упруг и может проскальзывать. Зубчатой, наоборот, слишком жесткая: на миг перед заклиниванием шестерни дают резкий сильный рывок. В том и другом случае весьма вероятно увязание ленты в дереве и ее смятие, что немедленно создает опасную ситуацию.

Наилучшая главная передача для ленточной пилорамы – цепная. Холостой ход ленты она обеспечивает почти такой же плавный, как ременная. А при распиловке «плохого» дерева собственная инерция цепи дергает ленту мелкими частыми рывками, и неоднородности древесины успешно преодолеваются. Это же свойство цепной передачи используется, напр. в винтовых дровоколах.

Цепь вместо ленты

Рабочий орган цепной пилорамы – цепь с пильными зубьями, растянутая на роликах. Ее эксплуатационная прочность, ресурс и надежность (не склонная к застреванию на дефектах дерева) в несколько раз больше, чем ленты, а стоимость в расчете на длину реза до износа ниже. Пильная цепь подлежит перезаточке (нужен заточной станок!) и техперерывов в работе в течение смены не требует. Привод возможен энергонезависимый от 1-2 цилиндрового 2-тактного ДВС: пильная цепь сама по себе гасит его вибрации. По безопасности цепная пилорама наилучшая в данном сегменте производственного оборудования.

Недостатки, во-первых, повышенное сравнительно с ленточной энергопотребление – кожух цепи трется о дерево, хотя и не так сильно, как диск. Второе – широкий (4-6 мм и более) довольно-таки рваный рез: пиломатериалы из цепной пилорамы нуждаются в ошкуривании (поэтому в не нередко встраивают плоскошлифовальный станок – гриндер) или пойдут в продажу вторым сортом. Следствие: повышенный отход материала, до 15% по объему. Третий – на пильную цепь в непрерывной работе необходимо подавать СОЖ (смазочно-охлаждающую жидкость, эмульсию), см. рис. Четвертый – большой техперерыв между сменами для самовосстановления свойств цепи: не менее 10 час. И, наконец, высокая трудоемкость обслуживания: перезаточка и/или замена зубьев цепи требуются каждые 10-50 час работы, а возни с ними – мама, не горюй!

Вследствие указанных обстоятельств цепные пилорамы используются преим. для первичной распиловке леса на биржах и в местах заготовки. В последнем случае решающую роль играет энергонезависимость станка с ДВС: его привозят на грузовике или тракторе, распускают лесины на плахи и их увозят. В отдаленных регионах РФ и Канады потери древесины при этом часто с избытком компенсируются экономией на перевозках кругляка лесовозами. Но на пользу лесу как живому сообществу такой подход, конечно, никак не идет. И от излишней вырубки, и от засорения опилками.

Шина новая

Пильная шина непрерывного действия это консольная цепная пила, т.е. не требующая натяжения на дальнем от привода конце; в подаче СОЖ также не нуждается. Узнаете? Это «полотно» бензопилы. Применение современных материалов и непрерывное совершенствование конструкции позволило создать бензопилы, по всем параметрам пригодные для бытового применения. Станковая пилорама из бензопилы в домашних условиях также изготавливается много проще, чем любая другая; чертежи станины с рельсами и держателем бревна можно взять , а каретки под бытовую бензопилу . Ее эксплуатационные качества и особенности (кроме ресурса) будут прим. такими же, как у цепной пилорамы. Переналадка с горизонтального не вертикальный рез осуществляется просто перестановкой каретки. Но учтите:

  • Ресурс мотора пилы сократится прим. вдвое.
  • Полный ресурс «полотна» лучших моделей составит не более 20-30 час, а дешевых – 10-12 час.
  • Каждые 2-3 часа понадобится перезаточка, а каждые 4-6 час замена зубьев (если она возможна у данного образца).
  • Совокупное время работы в течение дня – 2-3 час.
  • Техперерыв до след смены – от 12 час.
  • Пила должна быть рассчитана и на поперечный, и на продольный рез.

Последнее обстоятельство, как сказал бы товарищ Сухов, дело тонкое. У моделей ведущих производителей (Stihl, напр.) оба реза предусмотрены по умолчанию, но ресурс на продольный дается для штатного режима пользования: 15 мин работы, полчаса отдыха. В пилораме выдержать его невозможно, т.к. останавливать каретку пока ведется запил нельзя. Ресурс пильной шины при этом сокращается вдвое-втрое. У «альтернативных» производителей чаще всего наоборот: пила по умолчанию только поперечная. Если же в руководстве пользователя сказано «поперечный и продольный», «также и продольный» и т.п., то ресурс на продольный рез не оговаривается. Имейте в виду.

Для пилорам выпускаются особые пильные шины непрерывного действия. За счет отказа от поперечного реза их вынос (длина) больше, до 1000-1200 мм, рез тоньше (3-4 мм) и чище; фактически такой же, как у ленточной пилы. Ресурс и режим использования – как у пильной цепи. Пилорама с шиной может быть обычной конструкции (слева на рис.), но в разрезе самодельных гораздо больший интерес представляет шинная пилорама типа Логосоль, центр-справа на рис. Пружинные кантовые опоры удерживают бревно от скатывания. Элеваторы регулируются раздельно, что позволяет выравнивать бревно по горизонтали.

История Логосоля интересна и неразрывно связана с нашей. В СССР с 30-х экспорт необработанной древесины строго регламентировался и производился крупными партиями по налаженным каналам. После его распада бывшие союзные республики, обладающие лесными запасами, буквально завалили Европу дешевым кругляком нормами хоть от бревнышка. В ЕС основные собственные лесозаготовки ведутся в Германии и Швейцарии в Альпах. Толковых мастеров по дереву там и там хватает, и они привычны работать на остром дефиците сырья. При тамошних ценах на строевой лес подсчет дохода от закупки диких лесин и распиловки на доску-брус у себя во дворе давал результаты, от которых глаза но лоб лезли. Плюс – от опилок нет головной боли с утилизацией, но есть весомая дополнительная выгода от их продажи. Вот тогда-то швейцарец Бенгт-Улоф Бюстрём и придумал пилораму, которую назвал Logosol. Его изюминка – замена технологически сложного рельсового пути гладкой направляющей, по которому каретку передвигают вручную с прижимом. Это требует большего труда и некоторого навыка, но конструкция пилорамы много упрощается, а ее стоимость падает в разы. Любители разработали много модификаций безусловно удачной разработки Бюстрёма. Их чертежи Логосолей и узлов к ним можно открыто взять отсюда: //www.logosol.su/files.htm. А как сделать пилораму Логосоль своими руками см. видео:

Видео: мобильно-стационарная Логосоль «Теря» своими руками


Появление Логосоля – непосредственная причина разработки и пильных шин для пилорам. В продаже имеются их модели, сопрягаемые с бытовыми бензопилами: снимаем штатное полотно, ставим шину. Таким образом решилось и дело со стоимостью и трудоемкостью привода: бензопила на хозяйстве и так вещь нужная.

Мини

Дальнейшее развитие идеи Логосоля – мини пилорама без станины, направляющей и рельсов, см. рис. справа. Вместо направляющей используется существующий спил; при аккуратной ручной распиловке ее точность в пределах бревна выдерживается. На каретке в таком случае остается кроме шины и привода только опорная площадка и рукояти для удержания и перемещения.

Пионерный запил делается по шаблону (ровная доска, вверху справа на рис.), швеллер, рама из уголка и т.п., длиной больше бревна. Последующие горизонтальные – по предыдущему, в центре справа. Если необходим вертикальный запил, подкладывают швеллер (внизу справа), т.к. в данном случае нужна ровная боковая опорная поверхность. Однако все это не устраняет последних проблем: установки бревна на лафет, его выравнивания и удержания.

Лафет, захваты, зажимы

Осталась такая проблема, как станина с дополнительным узлами. Та, что на поз. 1 рис. слева далеко не оптимум. Для одноразовой распиловки на самострой она слишком сложна и дорога. Для длительного регулярного использования тоже не годится: даже если несущая рама из 200-мм швеллера, на первом-втором десятке бревен на просядет, что означает полную непригодность станка. Стационарную пилораму нужно делать с раздельными бетонированным рельсовым путем и лафетом для бревна (поз. 2; на технике безопасности в данном случае не будем заостряться – тема этой статьи другая).

Следующие задачи – выравнивание и удержание бревна. В промышленной деревообработке для этого используются гидравлические домкраты в крючьями. Бревно вывешивается на тельфере, опускается на лафет без касания, домкраты включаются и крепко хватают его. В автоматизированных лафетах бревно кладут на него и гидравлика по сигналам датчиков сразу выравнивает лесину.

В любительских условиях первое осуществимо малореально; второе никак не осуществимо. Во многих самодельных пилорамах захваты бревна делают так, как показано на рис. ниже. Бревно вывешивают на автодомкратах (см. далее), подводят к нему крючья, скользящие по направляющей (труба, толстый прут). Крючья подбивают молотком по принципу «легонько постукивая кувалдой», они заклиниваются на направляющих и держат бревно.

Во-первых, такое крепление просто опасно: от вибраций при распиловке захваты могут расклиниться, а это авария скорее всего с тяжелыми последствиями. Во-вторых, ухватить лесину за самое «донышко» таким способом невозможно. Значит, придется, не допилив до половины, бревно переворачивать. В результате качество распиловки и отход материала получатся как на вертикальной однодисковой пилораме, см. выше.

Лафет

Попробуем выработать техтребования к лафету бревна, пригодному в т.ч. для использования с портативной мини-пилорамой при работе на выезде:

  1. материалы – обычный металлопрокат без предварительной отбраковки на ровность;
  2. для прочности, надежности и долговечности – сварной;
  3. влияние качества сварки и коробления металла от нее на качество распиловки – отсутствует;
  4. подготовленная базовая (опорная) поверхность – не требуется;
  5. массогабариты – пригоден для перевозки в мини-грузовичке, пикапе и на верхнем багажнике легковушки;
  6. максимальная длина обрабатываемого бревна – 6 м;
  7. максимальный диаметр его же – до 1 м;
  8. выравнивание и вывешивание бревна – любым независимым от лафета способом, см. далее;
  9. влияние ровности лафета по горизонту на качество распиловки – нет;
  10. надежность удержания самой что ни на есть корявой неокоренной лесины – абсолютная;
  11. возможность роспуска напиленных плах на обрезные мерные доски/брусья без переналадки пилорамы – обязательно;
  12. безопасность – достаточная для непроизводственных условий, когда доступ на площадку неподготовленных посторонних легко контролируем.

Чертежи лафета бревна для пилорамы, в т.ч. мини, удовлетворяющие указанным условиям, даны на рис. (слева/в центре – вид сверху). Материал – швеллер 120х60, пруток 14 и 16 мм.

Точно под отверстиями М14 в верхней полке швеллера в нижней сверлятся отверстия D15 для прохода хвостовиков крючьев-держателей (справа на рис.). Отверстия М16 в нижней полке (отмечены зеленым) – для резьбовых ножек. Конфигурация в плане и расположение захватов-держателей позволяют надежно удерживать как полномерные бревна, так и короткие чураки. Пользуются данным лафетом так:

  • бревно вывешивают и выравнивают на паре автодомкратов. Вариант – одним домкратов поочередно: под поднятый конец подкладывают что-то подходящее, домкрат переставляют и поднимают другой;
  • лафет подсовывают под середину бревна уширенной частью к комлю и выравнивают по оси лесины. Если бревно вывешивалось на тельфере, то средняя пара ножек должна прийтись под его центр тяжести;
  • крючья-держатели выворачивают до касания бревна так, чтобы их острия смотрели внутрь точно друг на друга. Промашка на один оборот (на шаг резьбы М14) на точность распиловки не влияет;
  • бревно опускают на крючья. Если лесина вывешивалась на одном домкрате и подпорке, то сначала отпускают домкрат, а затем одним резким ударом выбивают подпорку;
  • для надежности удержания тонкого легкого бревна можно сесть на него и попрыгать;
  • пилят бревно любой пилорамой горизонтальными резами. Толщина последнего горбыля в подавляющем большинстве не превысит 40 мм.

Струбцины

Полную функциональность данного лафета обеспечат 2-5 струбцин (почти всегда хватит 3-х) для распиловки плах на мерные пиломатериалы. Конструкция струбцины к лафету бревна ясна из рис. ниже. Крепятся струбцины в болтами в штатные отверстия лафета М14, поэтому их основания и расстояния между осями крепежных отверстий разные: в отличие от крючьев-держателей струбцины не взаимозаменяемы! Под роспуск на доски/брусья сначала распиливают бревна на плахи. Затем плахи сортируют и собирают в пакеты плах подобной друг другу конфигурации. Очередной пакет зажимают струбцинами на лафете и распускают на доски/брусья горизонтальными резами.

Итог

Подобьем, как говорится, бабки: какую делать пилораму своими руками и в каких случаях имеет смысл.

Если вы видите круг клиентуры на распиловку и/или усматриваете стабильный доход от сбыта пиломатериалов – ленточную на автомотоколесах. Она прослужит по крайней мере до тех пор, пока не наберется денег на покупку «новой, хорошей» фабричной. Тогда можно будет открыть лесопилку по всей форме и спокойно работать легально. Если же распиловка древесины для вас подсобное занятие, лучше себя покажет пилорама Логосоль – она менее производительна, но конструктивно проще и дешевле, а бензопила к ней и так на хозяйстве пригодится.

Во время первичной обработки древесины понадобится пилорама. Это оборудование может быть нескольких типов — дисковая или ленточная. Для самостоятельного изготовления предпочтение отдается первому виду, так как она обладает хорошими эксплуатационными свойствами и относительно несложной конструкцией.

Принцип работы дисковой пилорамы

Перед тем как сделать конструкцию, следует ознакомиться с принципом работы и назначением комплектации мини дисковой пилорамы. В большинстве случаев она необходима для распиловки бревен большого и среднего диаметра. В результате этого происходит формирование досок или бруса.

Основным компонентом конструкции является силовая установка. Она должна обеспечить должное количество оборотов одного или двух дисков. Кроме этого, для максимальной автоматизации работы необходимы следующие компоненты:

  • подающая линия. Она может быть неподвижной или с системой транспортировки бревна к дискам. Чаще предпочитают сделать первый вариант, так как он менее всего затратен при самостоятельном изготовлении;
  • узел реза. Состоит из одной или нескольких пил. В зависимости от их расположения может быть горизонтальным или поперечным. Для одновременной обработки бревна в двух плоскостях необходима пилорама углового пиления;
  • блок управления. Чаще всего он находится на внешней части узла реза. С его помощью оператор может регулировать количество оборотов двигателя, включать или выключать оборудование.

Угловая пилорама необходима для тангенциального и радиального распила заготовок. Благодаря своей конструкции максимально рационально используется весь объем бревна.

В комплектацию мини двухдисковых моделей обычно входят два двигателя. Однако не всегда их мощность и количество оборотов могут совпадать. Эти параметры необходимо рассчитать заранее и сделать соответствующий узел реза.

Выбор конструкции дисковой пилорамы

Самая простая самодельная распиловочная конструкция состоит из стола, над поверхностью которого находится отрезной диск. Сделать подобную модель можно в домашних условиях. Однако ее производительность будет невысока.

Главным недостатком этой конструкции является необходимость самостоятельно осуществлять подачу бревна к месту распиловки. Это приведет к нарушению геометрии будущей доски или бруса. Поэтому подобные типы оборудования используются только для обработки небольших заготовок или листового материала.

Намного большей функциональностью обладает угловая пилорама. Она выполняет одновременно два реза в горизонтальном и вертикальном положении. Однако ее изготовление сложнее, чем у вышеописанной модели. Дисковая пилорама своими руками имеет такие особенности конструкции:

  • подвижная режущая каретка. Она передвигается по направляющим, находящимся на корпусе стационарной платформы. На каретке располагаются два двигателя, на валы которых установлены пильные диски. Обязательно необходимо сделать устройство для регулировки положения кромок дисков;
  • стационарная платформа для заготовок. В ней предусмотрены фиксаторы бревен. В противном случае во время работы возможно смещение, что приведет к деформации изделия.

Подобную мини конструкцию можно сделать из подручных материалов. Важно, чтобы она смогла выдержать нагрузки и постоянную вибрацию, которая неизбежно появится во время работы.

Если пилорама рассчитана только на производство досок — можно вместо горизонтальной пилы установить еще одну вертикальную. Это позволит увеличить производительность оборудования.

Если пилорама необходима в коммерческих целях для обработки больших объемов древесины – подходить в самостоятельному изготовлению следует очень тщательно. Самодельные модели не всегда смогут обеспечить качественный рез при постоянной нагрузке. Но для небольших работ можно сделать конструкцию своими руками.

Прежде всего следует правильно подобрать мощность и количество оборотов силового агрегата. При установке электродвигателей подобных проблем не возникнет, но придется подключать линию 380 В, так как для обеспечения производительности потребуется монтаж трехфазных моделей. Если планируется применение двигателей внутреннего сгорания, что происходит крайне редко, устанавливают повышающий редуктор для увеличения числа оборотов пильных дисков.

Предварительно необходимо сделать мини чертежи будущей конструкции. Так как для изготовления будут применяться подручные материалы — перед формированием схемы следует снять их точные размеры. Не существует точных правил по изготовлению двухдисковой пилорамы – конструкция в каждом случае получается сугубо индивидуальная.

Однако для создания надежного оборудования рекомендуется следовать советам профессионалов:

  • каркас необходимо изготовить из швеллеров №4 или №6. Для соединения следует использовать два способа – механический с помощью болтов и сварной. Это обеспечит максимальную прочность и как следствие – долговечность;
  • в качестве направляющих каретки лучше всего использовать стандартные рельсы Р50. Они не должны быть деформированы или искривлены. Колеса для платформы подбираются под них;
  • во время изготовления нужно учитывать, что ширина каретки и передвижной платформы должны быть одинаковыми. Допускается небольшая регулировка с помощью ступиц колес;
  • расположение двигателя. Так как большинство моделей имеют воздушное охлаждение – силовую установку следует располагать как можно дальше от места распиловки. Для привода диском следует сделать вал или цепную передачу;
  • для защиты оператора на платформу устанавливают стальной щит. Он предотвратит появление опасных ситуаций. Но при этом он не должен препятствовать нормальному обзору.

Во время эксплуатации необходимо периодически проверять состояние оборудования. Самодельная установка при длительной эксплуатации может потерять свои первоначальные качества. Также не нужно забывать проводить заточку пил с двух сторон, а после завершения их ресурса работы – менять на новые.

Для изготовления ручной пилорамы своими руками нам потребуются (в зависимости от конструкции):

  • строительные козлы;
  • доски;
  • швеллеры;
  • уголки;
  • электродвигатели;
  • набор ручного инструмента;
  • наличие двух пар рельс;
  • металлические пластины.

В видеоматериале можно ознакомиться с примером самодельной угловой дисковой пилорамы: