Все о тюнинге авто

Психокоррекционная программа на развитие внимания для старшего дошкольного возраста. Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЯМИ ВНИМАНИЯ

(По книге «Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет»

Осипова А.А., М., 2002)

Увеличение потока информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, выдвинули новые требование к системе образования в целом. Одним из непременных условий успешного обучения является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Часто дети страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко, образы восприятия отличаются ясностью.

Распределение внимания у старших дошкольников развито недостаточно. Если ребенок находит ответ на заданный вопрос, он уже не в состоянии следить за своим поведением: вскакивает с места, забывая, что этого не следует делать во время занятий. Ребенку трудно сидеть неподвижно и при рисовании, лепке, ведь при этом надо быть внимательным к процессу изображения рисунка, к содержанию работы, к тому, как расположены карандаш и бумага, а также к своей позе. Поэтому взрослому необходимо тратить немало сил и времени для формирования правильной позы у детей при письме и чтении.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.

Данная программа рассчитана на детей 5-7 лет с нарушениями внимания.

Цель программы: развитие свойств внимания (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).

Задачи программы

- развитие сенсорного внимания;

Развитие слухового внимания;

Развитие моторно-двигательного внимания;

Повышение познавательного интереса.

Принципы построения коррекционно-разивающей программы.

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2. Принцип единства диагностики и коррекции.

3. Принцип приоритетности коррекции причинного типа.

4. Деятельностный принцип коррекции.

5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей.

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

7. Принцип активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной программе.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

9. Принцип программированного обучения.

10. Принцип возрастания сложности.

11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

12. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала.

Программа состоит из серии специально организованных коорекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Объем программы рассчитан на 20 занятий, продолжительность одного занятия – от 20 до 30 минут.

Форма работы: индивидуально-групповая.

Тематическое планирование программы

развития и коррекции внимания.

№ занятия

№ игры, упражнения

Структура занятия

Цель

Оборудование

Время проведения (мин)

Примечания

Игра «Ручеек»

Психогимнастика

Игра «Что слышно?»

Развитие слухового внимания

Предметы, издающие знакомые детям звуки, ширма

№ 2

Карточка 1 (лист9) каждому ребенку

Разрезать лист 9 на отдельные карточки

№ 3

Игра «Кто летает?»

Список названий предметов

Разрезать лист 13 на отдельные карточки

См. № 5

всего 20 мин

Игра «Ручеек»

Психогимнастика

В игре участвует нечетное количество детей (№ 1)

Игра «Слушай звуки»

Развития активного внимания

Музыкальный инструмент или аудиозапись с высокими и низкими звуками

Необходимо чередовать звуки постепенно увеличивая темп (№ 6)

Задание «Найди пять отличий»

Развитие произвольного внимания и переключения внимания

Карточка 1 (лист 18) каждому ребенку

Игра «Кто летает?»

Развитие моторо-двигательного внимания

Список названий предметов

Список приготовить заранее (№ 4)

Образец 1 (лист 20) и мозаика каждому ребенку

всего 20 мин

Игра «Ручеек»

Психогимнастика

В игре участвует нечетное количество детей (№ 1)

Развитие объема внимания, сенсорного внимания

Карточка 1 (лист 15) каждому ребенку

Развитие слухового внимания

Платок (повязка) для завязывания глаз

№ 10

Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности

Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки

Палочки и образец (любая карточка с листа 13)

Игра «По новым местам»

Круги диаметром 30-35 см (нарисованные на полу мелом или вырезанные из бумаги)

Можно проводить под музыкальное сопровождение № 11

всего 20 мин

Игра «Ручеек»

Психогимнастика

В игре участвует нечетное количество детей (№ 1)

Выкладывание из мозаики по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Образец 2 (лист 20) и мозаика каждому ребенку

Разрезать лист 20 на отдельные карточки

№ 8

Игра «Совушка-сова»

В начале игры роль совушки может исполнять взрослый (№ 12)

Развитие сенсорного внимания, объема внимания

Карточка 2 (лист 9) каждому ребенку

Разрезать лист 9 на отдельные карточки (№ 3)

Игра «По новым местам»

Развитие моторно-двигательного внимания

Круги диаметром 30-35 см

№ 11

всего 20 мин

Игра «Ручеек»

Психогимнастика

В игре участвует нечетное количество детей (№ 1)

Выкладывание из палочек по образцу 1-го уровня сложности

Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки

Палочки и образец (любая карточка с листа 13)

Разрезать лист 13 на отдельные карточки (№ 5)

Игра «Узнай по глоссу-2»

Развитие слухового внимания

Круг диаметром 3 м.

№ 13

Задание «Найди пять отличий»

Карточка 2 (лист 18) каждому ребенку

Лист 18 разрезать на отдельные карточки (№ 7)

Игра «По новым местам»

Развитие моторно-двигательного внимания

Круги диаметром 30-35 см

Можно проводить под музыкальное сопровождение

всего 20 мин

Упражнение «Смотри на руки»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

См. варианты движений в № 14

Выкладывание из мозаики по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Образец 2 (лист 20)

Разрезать лист 20 на отдельные карточки (№ 8)

Игра «Совушка-сова»

Формирование внимание, воспитание выдержки

Нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы

№ 12

«Найди два одинаковых предмета»

Развитие сенсорного внимания, объема внимания

Карточка 3 (лист 9) каждому ребенку

Лист 9 разрезать на карточки (№ 3)

Задние «Найди все отличия»

Развитие произвольного внимания

Карточка каждому ребенку (лист 3)

№ 7

Игра «Будь внимателен»

Стимулирование внимания, развитие скорости реакции

Магнитофон или проигрыватель

№ 15

всего 25 мин

Упражнение «Смотри на руки»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

№ 14

Задание «Найди два одинаковых предмета»

Карточка 4 (лист 10) каждому ребенку

№ 3

Задание «Найди пять отличий»

Развитие произвольного внимания

Музыкальное сопровождение

№ 7

Игра «Совушка-сова»

Формирование внимание, воспитание выдержки

Нарисованный на полу круг («гнездо»), маска или шапочка совы

№ 12

Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки

№ 5

Игра «Четыре стихии»

Развитие внимания, координации слухового анализатора

№ 16

всего 25 мин

Упражнение «Смотри на руки»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

№ 14

Задание «Найди пять отличий»

Развитие произвольного внимания, распределения и переключения внимания

Карточка 4 (лист 19) для каждого ребенка

Лист 19 разрезать на карточки

№ 7

Упражнение «Исключение лишнего»

Карточка 2 (лист 15) для каждого ребенка

Лист 15 разрезать на карточки

См. № 9

Выкладывание из мозаики по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Образец 4 (лист 20) для каждого ребенка

Разрезать лист 20 на карточки

№ 8

Игра «Что слышно?»

Развитие слухового внимания

Предметы, издающие знакомые детям звуки (барабан, свисток и др.), ширма

№ 2

Большой мяч

№ 17

всего 25 мин

Упражнение «Смотри на руки»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

№ 14

Выкладывание из палочек по образцу 2-го уровня сложности

Развитие произвольного внимания, мелкой моторики руки

Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку

Разрезать лист 14 на карточки

№ 5

Игра «Слушай звуки»

Развития активного внимания

№ 6

Задание «Найди пять отличий»

Развитие произвольного внимания

Карточка 1 (лист 16) каждому ребенку

Лист 16 разрезать на карточки (№ 7)

Задание «Найди два одинаковых предмета»

Развитие зрительного внимания, объема внимания

Карточка 5 (лист 10) каждому ребенку

Разрезать лист 10 на карточки

№ 3

Игра «Кого назвали, тот и лови!»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Большой мяч

№ 17

всего 25 мин

Упражнение «Смотри на руки»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

№ 14

Упражнение «Исключение лишнего»

Развитие мышления и объема внимания

Карточка 3 (лист 15) для каждого ребенка

Лист 15 разрезать на карточки (№ 9)

Задание «Найди два одинаковых предмета»

Развитие зрительного внимания

Карточка 6 (лист 10) каждому ребенку

Разрезать лист 10 на карточки

№ 3

Игра «Узнай по глоссу-2»

Развитие слухового внимания

Начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз

№ 13

Выкладывание из мозаики по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Образец 1 (лист 21) для каждого ребенка

Разрезать лист 21 на карточки

№ 8

Игра «Кого назвали, тот и лови!»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Большой мяч

№ 17

всего 25 мин

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

№ 18

Упражнение «Исключение лишнего»

Развитие мышления и объема внимания

Карточка 4 (лист 10) для каждого ребенка

Лист 10 разрезать на карточки (№ 9)

Задание «Чей это дом?»

Развитие наблюдательности

Лист 22 каждому ребенку

№ 20

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

№ 21

Образец (карточка 1 лист 23), бусинки каждому ребенку

№ 22

Игра «Воробьи и вороны»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

№ 19

всего 25 мин

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

№ 18

Задание «Смешанный лес»

Развитие наблюдательности, распределения внимания

Карточка 1 (лист 24)

Лист 24 разрезать

№ 23

Игра «Море волнуется»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Круг на полу или асфальте

№ 24

Нанизывание бусинок по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев

Образец (карточка 2 лист 23), бусинки каждому ребенку

№ 22

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев

Карточки 1 и 2 (лист 25), бумага в клетку, карандаш

Лист 25 разрезать на карточки

№ 25

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

№ 21

всего 25 мин

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

№ 18

Выкладывание из палочек по образцу

Развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки

Палочки и образец (лист 14) каждому ребенку

Разрезать лист 14 на карточки

№ 5

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

№ 21

Задание «Кто забил гол?»

Развитие наблюдательности

Карточка 2 (лист 27) каждому ребенку

№ 26

Задание «Найди героев передачи»

Развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания

Карточка 2 (лист 28) каждому ребенку

Лист 28 разрезать на карточки

№ 27

Игра «Воробьи и вороны»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Кубики и мячи (вдвое меньше, чем игроков)

№ 19

всего 25 мин

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

№ 18

Задание «Найди парные носочки»

Развитие распределения и объема внимания

Карточка 1 (лист 4) каждому ребенку

Разрезать лист 11 на карточки

Упражнение «Витрина магазина»

Развитие объема внимания и наблюдательности

Лист 28 разрезать на карточки (№ 28)

Игра «Море волнуется»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Круг на полу или асфальте

№ 24

Нанизывание бусинок по образцу

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Образец (карточка 3 лист 23), бусинки каждому ребенку

№ 22

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

№ 21

всего 25 мин

Упражнение «Слушай команду!»

Развитие активного внимания

Музыкальное сопровождение

№ 18

Игра «Слушай звуки»

Развития активного внимания

Музыкальный инструмент или аудиозапись

№ 6

Упражнение «Кого испугался охотник?»

Развитие объема и устойчивости внимания

Карточка 1 (лист 28) каждому ребенку

Лист 28 разрезать на карточки (№ 29)

Игра «Испорченный телефон»

Развитие слухового внимания

№ 21

Срисовывание по клеточкам (1-й уровень сложности)

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Карточки 3 и 4 (лист 25), бумага в клетку, карандаш

Лист 25 разрезать на карточки (№ 25)

Игра «По новым местам»

Развитие моторно-двигательного внимания

Круги диаметром 30-35 см

№ 11

всего 25 мин

Игра «В магазине зеркал»

№ 29

Развитие наблюдательности

Лист 37 каждому ребенку

№ 30

Развитие слухового внимания, мышления, закрепления умения считать

Мяч

№ 31

Игра «Зеваки»

Развитие произвольного внимания

Бубен, проигрыватель или магнитофон

№ 32

Игра «Танграм»

Образец и детали в натуральную величину каждому ребенку

№ 33

Задание «Найди дорожку!»

Развитие произвольного внимания

Карточка 1 (лист 41) каждому ребенку

№ 34

всего 25 мин

Игра «В магазине зеркал»

Развитие наблюдательности, внимания, памяти

№ 29

Карточка 1 (лист 29) каждому ребенку

Лист 29 разрезать на карточки (№ 35)

Игра «Строители»

Лист 40 каждому ребенку

№ 36

Игра «Кто летает?»

Формирование внимания

Список названий предметов

№ 4

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Карточки 1 и 2 (лист 26), бумага в клетку, карандаш каждому ребенку

Игра «Найди игрушку»

Развитие устойчивости и объема внимания

Игрушки

№ 37

всего 25 мин

Игра «В магазине зеркал»

Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания

№ 29

Задание «Найди двух одинаковых животных»

Развитие произвольного внимания

Карточка 1 и 2 (лист 42) каждому ребенку

Лист 42 разрезать на карточки (№ 38)

Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности)

Развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки

Карточки 3,4,5 (лист 26) каждому ребенку

Лист 26 разрезать на карточки (№ 25)

Задание «Что где лежит?»

Развитие произвольного внимания

Лист 39 каждому ребенку

№ 39

Игра «Танграм»

Закрепление представлений о геометрических фигурах

№ 33

Лист 43 разрезать на карточки

(№ 40)

всего 25 мин

Игра «В магазине зеркал»

Развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания

№ 29

Задание «Найди тень»

Развитие наблюдательности

Лист 35 каждому ребенку

№ 41

Задание «Найди дорожку»

Развитие произвольного внимания

Карточка 2 (лист 41) каждому ребенку

№ 34

Срисовывание по клеточкам (2-й уровень сложности)

Развитие концентрации и объема внимания

Карточки 6,7,8 (лист 26) каждому ребенку

№ 25

Игра «Разведчики»

Развитие моторно-слуховой памяти, координации движений

Стулья

№ 42

Задание «Построй дорожку»

Развитие устойчивого внимания

Лист 45 каждому ребенку, фишки

№ 43

Игра «Квартет»

Формирование внимания

13 наборов разрезанных на 4 части открыток

№ 44

Игра «Море волнуется»

Формирование внимания, развитие скорости реакции

Нарисованные на полу круги

№ 24

всего 30 мин

Игра «Слушай хлопки!»

Развитие произвольного внимания

№ 45

Задание «Нарисуй круг и треугольник»

Тренировка распределения внимания

Два острых карандаша каждому ребенку

№ 46

Игра «Танграм»

Закрепление представлений о геометрических фигурах

Образец и детали в натуральную величину

№ 33

Задание «Сравни, назови, сосчитай!»

Развитие наблюдательности

Лист 30 каждому ребенку

2

№ 30

5.

Игра «Съедобное-несъедобное»

Формирование внимания

Мяч, мел

7

№ 47

6.

Задание «Найди тень»

Развитие наблюдательности

Лист 36 каждому ребенку

3

№ 41

7.

Задание «Корова Маня и ее хозяйка»

Развитие устойчивости внимания

Карточка 2 (лист 29) каждому ребенку

2

№ 35

8.

Задание «Быстрее нарисуй!»

Развитие умения переключать внимание

Лист 48 каждому ребенку

3

№ 48

9.

Задание «Воспроизве-дение геометри-ческих фигур»

Развитие произвольного внимания, памяти, мышления

Любая карточка (лист 43) каждому ребенку

3

40

всего 30 мин

Психокоррекционный блок включает в себя четыре основных блока: диагностический, установочный, коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

1. Диагностический блок. До зачисления ребенка в группу определяется уровень развития внимания и его соответствие возрастной норме. Проводится психодиагностическое обследование свойств внимания, по результатам которого составляется заключение. В заключении делается вывод о том, рекомендуется ли ребенку посещение коррекционно-развивающих занятий.

2. Установочный блок. Его цель – снятие тревожности, повышение уверенности ребенка в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

3. Коррекционный блок. Цель – гармонизация и оптимизация развития ребенка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определенными способами деятельности.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель – измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Успешности данной коррекционной программы способствуют: высокая мотивация детей, наличие предметно-развивающей среды в ОУ и заинтересованность родителей.

Обязательным условием реализации «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с нарушениями внимания» является специально созданная предметно-развивающая среда. Попадая в неё, дети с нарушениями внимания имеют возможность под контролем воспитателя упражнять свои умения, приобретенные на коррекионно-развивающих занятиях, и чувствовать поддержку взрослого (что формирует у детей веру в успех).

Играя со сверстниками (с нормально развитым вниманием) и воспитателем (как с равным партнером), дети с нарушенным вниманием учатся контролировать полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.

Для создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие внимания, игры и материалы должны быть доступны для детей – в открытых коробках на стеллажах, чтобы дети могли ими пользоваться в любое свободное время.

Литература.

1. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.

2. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2002.

3. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. 1997.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Вниманию уделяли много времени в своих исследованиях многочисленные отечественные и зарубежные ученые (В. Вундт, Э.Б. Титченер, В. Джеймс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, А.Н, Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л.С. Выготский и др.), каждый автор подходил к решению проблемы развития внимания с различной точки зрения.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание - это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т.д.

Таким образом, проблема тренировки внимания детей остается и по сей день актуальной проблемой в детской возрастной психологии.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети в возрасте 6 - 7 лет впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства, т.е. возникает так называемое произвольное внимание.

Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит сложнейшая задача - продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

Следовательно развитие произвольного внимания - важнейшая задача дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.

Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности, такие как игры по правилам, конструирование и т. п. и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.

Учитывая, что одним из основных средств развития произвольного внимания является игра, выступающая как основной ведущий вид детской деятельности и как важнейшее условие общественного воспитания, особую роль в формировании произвольного внимания отведем играм с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию в детях волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности.

В связи с этим моя педагогическая инициатива связана с разработкой коррекционно-развивающей программы по развитию внимания с использованием игр и игровых упражнений, которая способствовала улучшению таких характеристик как объем, концентрация, переключаемость внимания, повысила самостоятельность и активность детей, тем самым увеличила уровень развития целенаправленности дошкольников.

Работа по развитию произвольного внимания с помощью игр и упражнений помогает закреплять знания, развивать внимание, умение мыслить последовательно, рассуждать. Всё это пригодится в дальнейшем при обучении в школе.
Что говорит об эффективности проведенного нами эксперимента.

Наша гипотеза о том, что развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в различных играх, подтвердилась. Мы доказали, что игра может являться средством развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат реализации программы в том, что дети с нарушенным вниманием научаться контролировать, полученный результат, имеют возможность развивать познавательные интересы, а также повышать самооценку и радоваться успеху в кругу сверстников.

Методические рекомендации: дидактический материал предназначен детям от 5 - 7 лет. Игры могут быть использованы педагогами, а так же для индивидуальной работы родителей и детей. Игры предназначены для ознакомления детей с математикой, логикой, для развития произвольного внимания. Они могут превратить занятия в увлекательную игру.

Программа «Развитие произвольного внимания дошкольников»

Программа занятий по коррекции и развитию внимания учащихся младшего школьного возраста (2 -3 классы). Введение.

1. Актуальность проблемы

У Николо Паганини было три ученика. Они начали брать уроки у него будучи профессионалами, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность как виртуозы. Когда у Паганини спросили, как ему это удалось, он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».

Внимание учащихся – одно из основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у школьника развиваются свойства внимания, его виды, образуются устойчивые сочетания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Недостаточный уровень развития внимания и как следствие возникновение отклонений развития внимания довольно часто выступает как один из ведущих признаков, который препятствует не только усвоению знаний, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности школьников, особенно в младших классах. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле.

Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, наблюдений педагогов и родителей учащихся каждый год выделяется группа детей, имеющих низкий уровень развития внимания, что является одной из основных причин их неуспешности. В нашей школе возникла необходимость упорядочить имеющийся материал по данной проблеме, составить программу коррекционно-развивающих занятий, включающих в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения, показавших в ходе апробации максимальный развивающий эффект. Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Помимо заданий, развивающих различные составляющие внимания, в занятия включены задания по развитию памяти, пространственной ориентации, мышления, воображения, связной речи, так как Битянова М.Р. отмечает: «По-настоящему развивать внимание можно только «широким фронтом», захватывая все психические процессы…»

Корекционно-развивающая программа имеет:

Цель: преодоление трудностей в развитии внимания при обучении в школе.
Задачи:

  1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
  2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
  3. Развить волевую сферу.
  4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
  5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
  6. Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.
  7. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

2. Условия проведения

Данная программа объёмом 23 часа (плюс 17 часов индивидуальной работы с детьми) ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 6-10 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов). В группу включаются учащиеся, показавшие в результате проведения психолого-педагогической диагностики низкий уровень развития внимания, и испытывающие трудности в учёбе по причине невнимательности. Программа включает в себя 20 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 1 час – 1 час 10 минут. Дополнительно с групповыми занятиями раз в неделю в течение 40-50 минут проводятся индивидуальные занятия с учащимися, испытывающими трудности в работе в группе. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями и доской. Выполнение индивидуальных работ производится в тетрадях. Многие упражнения проводятся в форме соревнования, но и в этом случае успехи каждого ребёнка важно сравнивать с его предыдущими достижениями, а не с результатами других детей. Роль «главного» в какой-либо игре служит хорошим тренингом для застенчивых детей. Дети ожидают оценивания своей работы. Поэтому оценка работы участников, а также стимулирование, активизация их деятельности производится с помощью «баллов внимательности» (за успешно выполненные задания основной части занятия). В конце занятия дети подсчитывают «баллы» и дают оценку своей работы. Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также, через каждые пять занятий рекомендуется проводить консультацию родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.

3. Структура занятий

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков. Часто одни и те же приёмы позитивно влияют на развитие различных психических функций, поэтому неизбежно перекрывание блоков.

В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

1. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Этот ритуал обычно предлагается психологом. В него должны быть включены все дети.

2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.

3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.

4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Ирина Кузнецова
Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста

Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное образование позиционируется как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществлять его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного , преднамеренного внимания в старшем дошкольном возрасте . Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Первоклассники чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости внимания . Образы, получаемые при внимательном восприятии , отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

У дошкольников , как правило, сила концентрации внимания еще мала , так же как переключение и распределение внимания , которые нужно формировать для успешного обучения в дальнейшем. Если вести речь развития внимания в зависимости от возраста , необходимо иметь в виду наличие индивидуальных различий, и притом очень существенных. У разных детей сам процесс развития внимания может идти различно , с учетом индивидуальности. Однако важно одно : свойства внимания можно и необходимо развивать . И важнейшее значение здесь обязательно будет принадлежать взрослому, с которым растет и формируется ребенок.

Данная программа разработана с целью развития произвольного внимания у детей .

Программа состоит из пяти блоков, каждый из которых имеет свою направленность :

1 Блок : развитие произвольности , наблюдательности, объема внимания .

2 Блок : развитие устойчивости внимания .

3 Блок : развитие концентрации внимания

4 Блок : снижение отвлекаемости внимания

5 Блок : как хорошо быть внимательным .

В результате у ребенка не только повысится уровень произвольности внимания , но осознанность и осмысление того, что своим вниманием можно управлять , что существуют определенные способы его контроля, что внимание должно быть устойчивым, что это достигается усилием воли или интересом к деятельности, что в процессе обучения необходимо концентрировать внимание на материале , знать способы повышения уровня концентрации. Ребенок начнет понимать, что не надо отвлекаться на посторонние предметы на уроке, узнает, как предотвратить отвлечение и т. д.

Блок 1. Развитие произвольности , наблюдательности и объема внимания

В результате исполнения предложенных упражнений у ребенка должно выработаться представление о том, что своим вниманием можно управлять , он должен знать способы контроля и уметь их исполнять.

Занятие А

Задание 1 Заметить порядок.

Играющим показывают в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд убрать их, спросить о последовательности их расположения.

Дети выстраиваются в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону, и отвернувшись перечисляет кто за кем стоит.

Задание 2 Заметить все

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Прикрыв их на 10 секунд закрыть и предложить ребенку перечислить все (последовательность, цвет и т. д.)

Задание 3 Хамелеон

Взрослый рассказывает детям кто такой хамелеон. Затем ведущий начинает спрашивать какого цвета хамелеон, когда он сидит в траве, на бревне, на черном камне, шахматной доске и т. д.

Блок 2. Развитие устойчивости внимания

Ребенок должен представлять о том, что внимание должно быть устойчивым, что это достигается усилием воли или интересом к деятельности и уметь это делать.

Занятие Б

Задание 1 «Шалтай-болтай»

Шалтай-болтай сидел на стене,

Шалтай-болтай свалился во сне.

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклоняется вниз.

Задание 2 Слушай хлопки

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «аиста» . Если хлопнет 2 раза – позу «лягушки» , а 3 раза – возобновляют ходьбу.

Задание 3 Расставь значки

Материал : бланки, на которых изображены 3-4 вида фигурок (треугольник, ромб, круг) . Всего 5-10 рядов по 10 фигур в ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно.

Демонстрационный материал : плакат с изображением образца, фигур, где в каждую фигуру вписан свой значок.

Детям предлагается расставить значки по образцу

Расставить значки в ромбах и подчеркнуть квадратики и т. д.

Занятие В День корректурной пробы

Задание 1 предлагаются бланки с изображением девочек

Варианты заданий :

Вычеркнуть девочек с черными бантиками

Вычеркнуть девочек с белыми бантиками и белыми волосами

Задание 2 с хрюшками и буренками проводятся аналогично

Занятие Г Школа разведчиков

Задание1 Кодирование слов

Детям предлагается набор букв, из которых они должны составить слова и закодировать их значками.

Пример : Шифр Р К А У З Б В О Н//1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слова рак – 132, ура – 413

Задание 2 Школ шифровальщиков

Набор букв. Предлагается зашифровать слово из букв. Слово дается психологу.

Задание 3 Расшифруй и посчитай

На доске записывается набор букв - арифметические действия. Дети должны расшифровать пример и посчитать.

Блок 3. Развитие концентрации внимания

Ребенок должен представлять, что в процессе обучения необходимо концентрировать внимание на материале , знать способы повышения уровня концентрации и уметь это делать.

Занятие Д

Задание 1 Насос и мяч

Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой надувает мяч насосом. «Мяч» стоит обмякнув всем телом. «Насос» начинает надувать «мяч» , сопровождая движения рук со звуком «с» . С каждой подачей воздуха «мяч» становится все больше. Когда мяч будет надут, товарищи выдергивают из него шланг насоса. Тело мяча вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются местами.

Задание 2 Зеркало

Выбирается водящий, остальные дети – зеркало. Водящий смотрит в зеркало, дети отражают все его движения.

Задание 3 На берегу моря

Дети представляют, что они на море, бросают в воду камушки, слышат крики чаек, а затем ложатся на берегу загорать.

Занятие Е Концентрация на теле

Задание 1 Пальцы

Следует переплести пальцы, оставить большие свободными. По команде «начали» дети вращают большие пальцы вокруг другого, сосредоточившись на этом движении. По команде «стоп» прекращают движения. 5-15 секунд.

Задание 2 Концентрация

Ребенок должен сосредоточиться на органах тела. Если мысли начнут переходить на другой объект нельзя резко одергивать себя и мягко возвращаться к цели концентрации.

Блок 4. Снижение отвлекаемости внимания

Ребенок должен представлять, что не надо отвлекаться на посторонние предметы на уроке, должен знать, как предотвратить отвлечение и уметь это делать.

Занятие Ж

Задание 1 Слушай и исполняй

Дети должна по команде ведущего исполнять действия. Например, повернуть голову направо, смотреть прямо, опустить голову вниз, прямо и т. д.

Задание 2 Птица, рыба, зверь

Ведущий говорит считалку «птица, рыба, зверь, птица…» . Неожиданно останавливается на одном участнике. Тот должен назвать птицу, рыбу, зверя, в зависимости от того, на чем остановился ведущий.

Занятие З Сверхвнимание

Участники разбиваются на две группы «мешающий» и «внимательный » . Внимательные должны изобразить , сыграть какую-то роль, вжиться в нее, стоять с открытыми глазами и не замечать то, что делают другие.

А мешающие организуют серию провокационных действий. Упражнение проводится в уже сложившихся группах.

Блок 5. Как хорошо быть внимательным

На данном этапе ребенок должен представлять, что надо быть внимательным и сосредоточенным на уроке, знает и умеет это делать.

Занятие И

Задание 1 Самый внимательный

Водящий в течении нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем отворачивается и начинает перечислять в каком порядке они стоят. Стоит вознаградить тех кто не ошибся, проигравшие поют им песню.

Задание 2 Камень, ножницы, бумага

Участники делятся на группы. На счет 3 каждый участник выкладывает на пальцах : камень-кулак, ножницы-2 пальца, бумага-ладонь. Причем кулак побеждает ножницы, ножницы – бумагу, бумага-камень.

Задание 3 Съедобное - не съедобное

Водящий называет предмет - бросает мяч. Если предмет съедобный, то ребенок ловит мяч, если нет, то отбрасывает.

Пояснительная записка.

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. В период дошкольного детства формируются предпосылки учебной деятельности детей, происходит перестройка восприятия, внимания, мышления, памяти детей. Эти процессы из непроизвольных превращаются в произвольные.

Уровень развития внимания и памяти во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Обучаясь в школе, ему необходимо будет выполнять задания, требующие сосредоточения внимания волевым усилием и запоминания необходимой информации. Поэтому для будущих учеников большое значение имеет развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно с развитием отдельных его свойств (объема, концентрации, переключения, устойчивости) и произвольной памяти, которая развивается по мере освоения ребёнком приёмов запоминания.

Таким образом, чтобы подготовить ребёнка к полноценной учебной деятельности, необходимо целенаправленно формировать у детей произвольность психических функций.

Основная цель реализации программы : развитие и коррекция внимания и памяти.

Участники программы – дети 6-7 лет.

Дети-участники программы набираются в группы по итогам диагностики

(методики: “10 слов”, “10 предметов”, “Опосредованная память”, “Корректурная проба”, “Да и нет”, “Графический диктант”).

Количество детей – 6-8 человек.

Количество занятий -17, продолжительность занятий -25 минут.

Прогнозируемый результат: у детей прошедших курс занятий по данной программе

  • повышается концентрация, переключаемость, устойчивость внимания;
  • увеличивается объем вербальной и зрительной памяти;
  • формируются приёмы запоминания;
  • повышается уровень развития смысловой памяти;
  • формируется самостоятельность в выполнении заданий

При оценке результатов работы по данной программе проводится повторная диагностика.

Упражнения и игры представлены в приложениях.

Содержание Количество часов
1. 1.Групповая работа.

"Найди отличия", "Летает - не летает" "Да и нет - не говорить”"

Развитие и коррекция памяти:

"Каскад слов", "Запомни картинки ", "Слушай всё запоминай - на вопросы отвечай"

"Графический диктант"

1
2 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Сравни картинки", “Съедобное - не съедобное”

Развитие и коррекция памяти

"Снежный ком", " Запомни и нарисуй", "Весёлые таблицы"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Графический диктант"

1
3 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Цифровая таблица", "Топ- хлоп", "Найди отличия"

Развитие и коррекция памяти:

"Снежный ком", "Весёлые таблицы", “Слушай всё запоминай - на вопросы отвечай"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

1
4 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Птица - не птица", " Чего не стало"

Развитие и коррекция памяти:

"Снежный ком", "Запомни и нарисуй", "Весёлые таблицы"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Графический диктант", "Корректурная проба"

1
5 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Цифровая таблица", "Да и нет - не говорить”"

Развитие и коррекция памяти:

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

1
6 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Бывает- не бывает", "Цифровая таблица"

Развитие и коррекция памяти:

"Слушай всё запоминай, на вопросы отвечай", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй по образцу” (по клеткам)

1
7 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Топ- хлоп", "Не пропусти растение"

Развитие и коррекция памяти:

"Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй по образцу” (по клеткам), "Расставь значки".

1
8 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Рыба, птица, зверь", "Да и нет - не говорить”"

Развитие и коррекция памяти:

"Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй по образцу” (по клеткам), "Корректурная проба"

1
9 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Да и нет - не говорить”", "Не пропусти профессию"

Развитие и коррекция памяти:

"Послушай внимательно и повтори", "Посмотри на картинку, а запомни слово"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй по образцу” (по клеткам), "Расставь значки"

1
10 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Найди отличия", "Не пропусти животное"

Развитие и коррекция памяти:

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

1
11 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Да и нет - не говорить”", "Чего не стало "

Развитие и коррекция памяти:

"Пересказ", "Опосредованная память", "Выполни движение "

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

1
12 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Что изменилось", "Не пропусти растение"

Развитие и коррекция памяти:

"Пересказ", "Запомни парочки", " Выполни движение "

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй вторую половину" (по клеткам), "Расставь значки"

1
13 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

" Топ-хлоп ", "Цифровая таблица"

Развитие и коррекция памяти:

"Пересказ", "Запомни парочки", "Опосредованная память"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй вторую половину" (по клеткам), "Корректурная проба"

1
14 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Разложи палочки также ", “ Рыба, птица, зверь "

Развитие и коррекция памяти:

"Пересказ", "Запомни парочки", "Пиктограммы"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй вторую половину" (по клеткам), "Расставь значки"

1
15 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

" Разложи палочки также ", " Не пропусти профессию"

Развитие и коррекция памяти:

"Запомни парочки", "Пиктограммы", " Запомни стихи по картинкам "

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй и раскрась по образцу” (по клеткам), "Графический диктант"

1
16 1.Групповая работа.

Развитие и коррекция внимания, восприятия:

"Разложи палочки также ", "Да и нет, не говорить"

Развитие и коррекция памяти:

"Пиктограммы", "Запомни стихи по картинкам"

2.Индивидуальная работа (работа в тетрадях).

"Нарисуй и раскрась по образцу” (по клеткам), "Расставь значки"

1
17 Диагностическое занятие.

“Опосредованная память”,

“Корректурная проба”,

“Графический диктант”.

1
Итого 17

Литература

1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. - Екатеринбург, 2004.

2. Гаврина С. Е. , Кутявина Н, Л. и др. Развиваем внимание. - М. , 2003.

4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - СПб. , 2004

5. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
6. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания.: программа для детей 5– 9 лет. – М.: ТЦ Сфера 2004 – 104 с.

7. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Екатеринбург, 2003.

8. Узорова О. В, Нефедова Е.А.350 упражнений для подготовки детей к школе.- М., 2003.

9.Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. М., 2001.