Все о тюнинге авто

Тема экологии в художественной литературе. Исследовательская работа на тему: «Проблемы экологии в произведениях русских поэтов и писателей XIX века. Сергей Павлович Залыгин «Экологический роман»

Описание презентации по отдельным слайдам:

3 слайд

Описание слайда:

Задачи: -воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к рациональной созидательной деятельности в современном мире; -формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям природы; -развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; -освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных литературных сведений и понятий; -совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

6 слайд

7 слайд

Описание слайда:

Мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему ее законы человеку. Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

8 слайд

Описание слайда:

Родился 15марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Окончив университет в 1959 году, Распутин стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска С 1966 года Распутин - профессиональный литератор. С 1967года - член Союза писателей СССР. В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири». В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман газета». В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“» (Иркутск). В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе. Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия (по иркутскому времени было уже 15 марта, поэтому земляки писателя считают, что он скончался в день рождения). Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин 15.03.1937- 14.03.2015гг Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

9 слайд

Описание слайда:

Прощание с Матёрой В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Ма­терой перед пуском крупной электростанции на Ангаре. "Говорить сегодня об экологии - это значит говорить не об измене­нии жизни, как прежде, а об ее спасении" - сказал Валентин Распутин еще в 1989 году. В биографии Распутина было много общественных действий, направленных на спасение природы и защита Байкала, и борьба против поворота северных рек, и протест против ликвидации "неперспективных деревень". Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

10 слайд

Описание слайда:

Прощание с Матёрой Последние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание опустевших изб - для Дарьи и других старух все равно, что "край света", конец всему. Чувство вины перед разоренными могилами перерастает в горькое недоумение, в мысли о непонятной судьбе, об ее ускользающем смысле, о судьбе. Санитарная очистка кладбища перед затоплением по сути обыденна: так сгребают во дворе мусор, чтобы сжечь. Но чем обыденнее все это, тем страшнее: здоровые мужики в брезентовых спецовках, чужие, как при­шельцы, сваленные как попало кресты, пирамидки с фотографиями, холмики голых могил. Смешалось необходимое и кощунственное. Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

11 слайд

Описание слайда:

Недаром, несмотря на добротную реалистическую канву, "Прощание с Матерой" представляет собой во многом повесть - миф, в основе которого лежит библейское предание о Великом потопе, а погибшая сибирская деревня Матера в мифологическом плане оказывается моделью мира. Прощание с Матёрой Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

12 слайд

Описание слайда:

Чингиз Айтматов родился в селе Шекер, ныне Талаской области Киргизии. Окончив восемь классов, поступил в Джамбулский зоотехникум. В 1948 году поступил в Киргизский сельскохозяйственный институт во Фрунзе, который окончил в 1953 году. В 1952 году начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. В 1956 поступил на высшие литературные курсы в Москве.(окончил в 1958). В июне1957 года была опубликована Повесть «Лицом к лицу» на киргизском языке в журнале «Ала-Тоо». В 1965 году повесть «Первый учитель» была экранизирована Андреем Кочаловским на «Мосфильме»» Повесть «Прощай, Гульсары!» (1968) принесла автору Государственную Премию. В 1977 году была опубликована повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря», ставшая одним из любимых его произведений в ГЛР В 1978 году писатель был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В 1980 году вышел роман «И дольше века длится день», за которую Айтматов получил вторую Государственную Премию. Последним произведением, опубликованным в СССР, является его роман «Плаха» (1986). С 1990 возглавлял Посольство СССР (с 1992 года - Посольство Российской Федерации) в Великом Герцогстве Люксембург, с 1994 по 2006 - посол Киргизии в странах Бенилюкса - в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. Скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберга, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе « Ата-Бейит» в пригороде Бишкека. Чинги́з Тореку́лович Айтма́тов 12.12.1928- 10.06.2008гг Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

13 слайд

Описание слайда:

Сложный организм романа несет много мыслей, метафор. Можно услов­но выделить две главные: первая из ниханок несет мысль об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе. В центре повествования - драматическая судьба простого казаха-железнодорожника Едигея Жангельдина, прозванного Буранным.. Буранный полустанок Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

14 слайд

Описание слайда:

Вспомним сюжет легенды. Жуаньжуаны, захватившие Сары-Озеки в прошлые времена, превращали своих пленни­ков в манкуртов надеванием на голову шири - куска сыро­мятной верблюжьей кожи. Высыхая на солнце, верблюжья кожа стискивала голову раба, и человек лишался разума, ста­новился манкуртом. «Манкурт не знал, кто он, откуда родом- племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери - одним словом, манкурт не осознавал себя челове­ческим существом. Лишенный понимания собственного «я», манкурт с хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был равнозначен бессловесной твари и по­тому абсолютно покорен и безопасен. Он никогда не помыш­лял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное - восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Ман­курт был единственным в своем роде исключением - ему в корне чужды были побуждения к бунту, неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах. Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев». Буранный полустанок Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

15 слайд

Описание слайда:

Одна женщина Найман-Ана решила отыскать сына Жоламана, пропавшего во время сражения с жуаньжуанами. И нашла его - он стал манкуртом, пас хозяйский скот. Она пыталась вернуть ему память, рассказывала, как его зовут, рассказывала о себе и отце, пела колыбельные песни, но жуаньжуаны заметили ее и дали сыну лук и стрелы, чтобы он расправился с матерью. Манкурту же сказали, что эта жен­щина хочет навредить ему, отпарив его голову. И Жоламан убил свою мать выстрелом из лука. Буранный полустанок Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

16 слайд

Описание слайда:

Поразительно мастерство Айтматова как живописца природы и живот­ных. Одухотворенными, реалистично живут в романе не только люди, но и растения и живот­ные, сама степь вокруг Боранлы, умная белая верблюдица Найман-Аны из легенды, безымянный коршун -белохвост и верный Едигею пес Жолбарс, и, конечно, верблюд Каранар, который выписан очень ярко и зримо, он поч­ти очеловечен. Буранный полустанок Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

18 слайд

Описание слайда:

Первый эпизод - это судьба пары волков - Акбары и Ташчайнара. В этой книге с первых строк поражает то, что Айтматов начинает свое повествование с рассказа о волках, а не о людях. Судьбы людей не раз пересекаются с судьбой зверей. Волки были вынуждены покинуть степи после того, как люди устроили там гигантскую бойню - охоту на сайгаков, во время которой погибли их первые волчата. Пара волков ушла ближе к горам, к озеру, но и родившиеся там щенки погибли, когда люди подожгли камыши вокруг озера. Акбара и Ташчайнар перебрались в горы, надеясь, что там они спасутся от людей, но их последних четверых волчат украл из норы в горах человек. А когда волки начали мстить за своих детей, люди убили и их. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

19 слайд

Описание слайда:

Вторая сюжетная линия связана с судьбой Авдия Каллистратова - молодого человека, которого выгнали из духовной семинарии за ересь; после чего он стал корреспондентом газеты. Но Авдий чувствовал, что это не его призвание, и постоянно искал свое предназначение, смысл своего существования. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

20 слайд

Описание слайда:

Авдия, ставшего случайным свидетелем этой бойни и пытавшегося уговорить Кандалова и его приспешников прекратить охоту и покаяться, связали и бросили в кузов машины, а потом распяли на дереве и оставили умирающего молодого человека одного. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

21 слайд

Описание слайда:

В третьей части появляются новые герои, чьи судьбы тесно переплетаются с судьбой Акбары и Ташчайнара. Бедный чабан Базар-бай нашел в горах логово волков и забрал оттуда четверых щенков. Этот его необдуманный поступок стал причиной многих бед в целом совхозе. Волки начали мстить людям: они задрали много овец и даже набрасывались на людей. Но больше всех пострадали Бостон и его жена Гулюшкан: они потеряли самое дорогое, что у них было, - сына Кенджеша. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

22 слайд

Описание слайда:

В ком же тогда больше гуманности, человечности? Дикие животные способны жалеть нас, почему же тогда мы не можем понять и пожалеть их? Им ведь свойственны все те же чувства и переживания, что и людям. Люди сочувствовали Гулюшкан, которая, потеряв сына, выла так же, как Акбара, когда - у нее украли её волчат. Но вой волчицы вместо жалости вызывал в людях только злость. Люди в совхозе не могли простить волков, убивающих скот и нападающих на людей, желая отомстить им за всех своих детенышей. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

23 слайд

Описание слайда:

Для поддержания такого порядка в государстве отдельных людей, пытавшихся бороться за справедливость, отправляли на плаху. Но автор показывает читателям, что государство и общество, которые коверкают жизни и судьбы людей и не обращают внимания на свои внутренние проблемы, из которых наркомания, возможно, не самая серьезная, сами идут к "плахе". «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

24 слайд

Описание слайда:

Уничтожение животных в Моюнкумской саванне с этой точки зрения есть предупреждение: вместе с уничтожением природы происходит и процесс уничтожения природного начала в самом человеке и следующий в очереди – он сам. «Плаха» Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

25 слайд

Описание слайда:

Ви́ктор Петро́вич Аста́фьев 12.12.1928- 29.11.2001гг. Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край). В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт Осенью 1945 года В. П. Астафьев демобилизуется из армии н вместе со своей женой -- рядовой Марией Семеновной Корякиной приезжает па ее родину -- город Чусовой на западном Урале. С 1951 но 1955 год Астафьев работает литературным сотрудником газеты "Чусовской рабочий. В 1959 году его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду В 1975 году за повести "Перевал", "Последний поклон", "Кража", "Пастух и пастушка" В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия РСФСР имени М. Горького. В 1978 году за повествование в рассказах "Царь-рыба" В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР. В 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск В 1989 году В. П. Астафьеву присвоено звание Героя Социалистического Труда. Скончался 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между сёлами Овсянка и Усть-Мана. Николаева Юлия Михайловна- 1 курс товароведение УТПиТ

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И. Тютчев

2017 год в России объявлен Президентом В.В. Путиным Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий .

Сохранение природной среды и разумная охрана природы - одна из острейших проблем, стоящих перед человечеством, особенно в настоящее время. Опасность происходящих в природе изменений заставляет нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека. Сохранение природных систем, поддержание качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов должно стать повседневной заботой всего населения. От состояния природы зависит жизнь человека. Мы, жители 21 века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками экологической катастрофы. Природа гибнет, просит помощи. Мы должны спасти её, сохранить, природа - наш дом, наша земля. Как относиться к природе, окружающему миру, каким должен быть человек, что движет его эмоции – вот неполный перечень проблем, которые возникают из-за того или иного поведения людей.

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» - писатели.

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов . В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века, оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне. Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего». Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков».

Велико наследие литературы XIX века. В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека, присущие прошедшим эпохам. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого без описания картин русской природы. Их произведения раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные стороны человеческой души.

Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Катастрофа века — это экологическое состояние окружающей среды. Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, умирающие Полесские болота, зараженный радиацией Черно­быль. В селе Высокая Гора высохло красивейшее озеро Элита, вырубаются старинные леса, в лесу всё меньше и меньше становится растений, записанных в Красную Книгу. Кто виноват? Человек, истре­бивший, уничтоживший свои корни, человек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее зверя. Этой проблеме посвя­щали свои произведения многие русские писатели.

Произведения русских писателей, которые учат нас видеть красоту природы, правильно вести себя в природе, затрагивают проблемы природы и нравственности, так как эти два понятия идут нераздельно друг от друга. В своих произведениях русские классики не только восхищаются красотой природы, но и предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.

Писатели ХХ века продолжили лучшие традиции своих предшественников. В своих произведениях они показывают, каким должно быть отношение человека в бурный век научно-технической революции к природе. Потребности человечества в природных ресурсах возрастают, и особенно остро встают вопросы бережного отношения к природе, т.к. экологически неграмотный человек в совокупности со сверхмощной техникой наносит неисправный урон окружающей среде.


Сергей Александрович Есенин - каждому русскому человеку знакомо это имя. Всю жизнь Есенин поклонялся природе родного края. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве»,- говорил Есенин. Все люди, животные и растения у Есенина - дети одной матери - Природы. Человек - часть природы, но и природа наделена человеческими чертами. Примером может служить стихотворение «Зеленая прическа». В нем человек уподоблен березке, а она - человеку. Это настолько взаимопроникновенно, что читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о дереве или о девушке…

Зелёная причёска,

Девическая грудь,

О тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чём звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ берёзка:

«О любопытный друг,

Сегодня ночью звёздной

Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко,

Сказал под звон ветвей:

"Прощай, моя голубка, До новых журавлей"».

Михаил Михайлович Пришвин – его творчество от начала до конца полно глубокой любви к родной природе. Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам. Не зря Михаила Пришвина называют «певцом природы». Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем, не всегда разумное. С разных сторон освещена проблема отношений между человеком и природой в его творчестве.

Еще в своем первом произведении «В краю непуганых птиц» Пришвин тревожится за отношение человека к лесам «Только и слышишь слово "лес", но с прилагательным: пиленый, строевой, жаровой, дровяной и т.д.". Но это полбеды. Вырубаются лучшие деревья, используются только равные части ствола, а остальное бросается в лесу и гниет. Гниет также и пропадает даром весь сухолистный или поваленный лес…».

Об этой же проблеме идет речь в книге очерков «Северный лес» и в «Корабельной чаще». Бездумная вырубка леса по берегам рек приводит к нарушениям во всем большом организме реки: размываются берега, исчезают растения, служившие пищей для рыб.


В «Лесной капели» Пришвин пишет о черемухе, которую во время цветения так неразумно ломают горожане, унося охапки белых душистых цветов. Ветки черемухи в домах простоят день - два и отправятся в мусорные бачки, а черемуха погибла и больше не порадует своим цветением будущие поколения.

В повести «Жень-шень» писатель рассказывает о встрече охотника с редким животным - пятнистой оленихой. Эта встреча породила в душе охотника борьбу двух противоположных чувств: «Я как охотник был себе самому хорошо известен, но никогда я не думал, не знал, что красота, или что там еще, может меня, охотника, связать самого, как оленя, по рукам и ногам. Во мне боролись два человека. Один говорил: «Упустишь мгновение, никогда оно тебе не возвратиться, и ты вечно будешь о нем тосковать. Скорей же хватай, держи, и у тебя будет самка самого красивого в мире животного». Другой голос говорил: «Сиди смирно! Прекрасное мгновение можно сохранить, только не прикасаясь к нему руками». Красота животного победила в человеке охотника.

В повести «Неодетая весна» Пришвин рассказывает о спасении людьми зверей во время весеннего половодья. И тут же приводит удивительный пример взаимовыручки среди зверей: охотничьи утки стали островками суши для насекомых, оказавшихся в воде из-за бурного разлива. Таких примеров помощи животных друг другу у Пришвина много. Через них он учит читателя быть внимательным и подмечать сложные взаимоотношения в мире природы. Понимание природы, чувство прекрасного неразрывно связано с правильным подходом человечества к использованию щедрых даров природы.

На протяжении всей своей литературной деятельности М.М. Пришвин пропагандировал идею сохранения флоры и фауны. В любом произведении писателя звучит высокая любовь к природе: «Пишу, значит - люблю», - говорил Пришвин. Пришвин в своих рассказах так умело описывает все прелести природы и повадки животных, что в нашем воображении сразу рисуется их яркий образ, мы наяву слышим, как поют птицы или шумят листья на деревьях.

В 1957 году первым лауреатом возрожденной Ленинской премии стал писатель Леонид Леонов, представленный к ней за роман «Русский лес» - о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. Главный герой романа Иван Матвеевич Вихров – лесник, по профессии и призванию, так говорит о русской природе: «Пожалуй, никакие лесные пожары не нанесли столько ущерба нашим лесам, как этот обольстительный гипноз былой лесистости России. Истинное количество русских лесов всегда измерялось с приблизительной точностью».


«Все мы в одном доме живем, да не все хозяева. А почему? А природа она покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И ни какой человек, ни царь ей, вредно это – царем то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку»,- с болью и горечью обращается современный писатель Борис Васильев к жителям Земли. В его романе «Не стреляйте в белых лебедей» (1973г) каждая страница, каждая строка проникнута великой любовью к родной природе.


Писатель Б.Л. Васильев «боль земную чувствует как свою собственную», и наделил этим замечательным качеством главного героя произведения Егора Полушкина. Егор - лесник, нашел свое призвание, именно став стражем природы. Будучи человеком простым, незатейливым, всю красоту и богатство своей души он проявляет в своей работе. Любовь к своему делу помогает Полушкину раскрыться, проявить инициативу, показать свою индивидуальность. Так, например, правила поведения для туристов Егор вместе с сыном Колей написали в стихах:

Стой турист, ты в лес вошел,

Не шути в лесу с огнем,

Лес - наш дом,

Если будет в нем беда,

Где мы будем жить тогда?

Как много мог бы сделать этот человек для своей земли, если бы не его трагическая гибель. Егор до последнего вздоха защищает природу в неравном бою с браконьерами. Незадолго до своей гибели Полушкин говорит замечательные слова: «Природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку».

В 1976 году выходит повесть Валентина Распутина «Прощание с Матёрой». Это повесть о жизни и умирании маленькой деревеньки Матёра, что на реке Ангара. На реке строят Братскую ГЭС, и все «ненужные» деревни и острова необходимо затопить. Жители Матёры не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Валентин Распутин родом из Иркутска, и Ангара для него родная река, и от этого только громче и решительнее он рассказывает о ней, и о том, как органично всё в природе устроено изначально, и как легко эту гармонию разрушить.

В том же 1976 году увидела свет книга другого писателя-сибиряка Виктора Астафьева «Царь-рыба». Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок.

Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах: «Игнатьич отпустился подбородком от борта лодки, глянул на рыбину, на ее широкий бесчувственный лоб, бронею защищающий хрящевину башки, желтые и синие жилки-былки меж хрящом путаются, и озаренно, в подробностях обрисовалось ему то, от чего он оборонялся всю почти жизнь и о чем вспомнил тут же, как только попался на самолов, но отжимал от себя наваждение, оборонялся нарочитой забывчивостью, однако дальше сопротивляться окончательному приговору не было сил».

В 1987 году в «Роман-газете» напечатан новый роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором была отражены современные отношения природы и человека.


Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком. Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек. Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу, потому что она не создана для нас: мы все - лишь ее часть.

Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: "Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения..." В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына. Творчество С.П. Залыгина особенно тем, что в центре у него стоит не человек, его литература не антропоцентрична, она больше – природна.

Главная тема романа – Чернобыльская катастрофа. Чернобыль здесь не только глобальная траге­дия, но и символ вины человека перед природой. Роман Залыгина проникнут сильным скептицизмом по отношению к человеку, к бездумной погоне за фетишами технического прогресса. Осознать себя частью природы, не разрушать её и себя – вот к чему призывает «Экологический роман».

Наступил XXI век. Проблема экологии приобрела уже совсем иные очертания, чем это мыслилось полвека или век назад. В 2000 году Татьяна Толстая пишет роман-антиутопию «Кысь », где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю.

Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

«Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает стать человеку справедливее, великодушнее, ответственнее. Наличие этого чувства – обязательный признак доброго сердца…», - говорил М.М. Пришвин. Сегодня природа как никогда нуждается в защите и охране, в бережном к ней отношении, а без любви к ней всё это крайне затруднительно, даже почти невозможно.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Ни один русский писатель не мыслит себя вне связи с природой, без наблюдения над её изменяющимся ликом, над тем, как она преображается – а иногда и уродуется – человеком.

Ю.Нагибин

Да, над этими строками следует призадуматься. Власть над природой дана человеку не для того, чтобы постепенно умерщвлять ее, а для того, чтобы внести разум и целесообразность в мироустройство. Проблема взаимоотношений человека и природы – самая важная в нашей современности. За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете. Но кто же сказал первым, кто обратился к этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» – писатели. В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение кприроде. Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят доктора Астрова.

В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо». Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы:

К.Г. Паустовский рассказывает о сокровенной прелести природы людям, еще не понявшим, что «родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа». Сейчас, когда проблема охраны природы находится в центре внимания всего человечества, мысли и образы Паустовского имеют особую ценность и значимость. Нельзя не отметить и произведение Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», в котором каждая страница, каждая строка проникнута великой любовью к родной природе. Главный герой Егор Полушкин - лесник, нашел свое призвание, именно став стражем природы. Любовь к своему делу помогает Полушкину раскрыться, проявить инициативу, показать свою индивидуальность. Егор до последнего вздоха защищает природу в неравном бою с браконьерами.
Незадолго до своей гибели Полушкин говорит замечательные слова: «Природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает домолетно. И никакой человек не царь ей, природе-то...». И.А.Бунин в рассказе «Эпитафия» с горечью пишет об опустевшей деревне. Перестала жить лежащая вокруг степь, замерла вся природа. В его рассказе «Новая дорога» столкнулись две силы: природа и грохочущий по рельсам поезд. Природа отступает перед изобретением человечества: «Иди, иди, мы расступаемся перед тобою», - говорят веч ные деревья. – «Но неужели ты сн ова только и сделаешь, что к нищ ете людей прибавишь нищету природы?». Тревожные мысли о том, к чему может привести завоевание природы, мучают Бунина, и произносит он их от имени природы.

М.М.Пришвин был одним из первых, кто заговорил о необходимости сохранения равновесия сил в природе, о том, к чему может привести расточительное отношение к природным ресурсам. Не зря Михаила Пришвина называют «певцом природы». Этот мастер художественного слова был тонким знатоком природы, прекрасно понимал и высоко ценил ее красоту и богатства. В своих произведениях он учит любить и понимать природу, нести ответственность перед ней за ее использование, причем не всегда разумное. Еще в первом произведении «В краю непуганых птиц» Пришвин тревожится отношением человека к лесам «...Только и слышишь слово «лес», но с прилагательным: пиленый, строевой, жаровой, дровяной …». Роман Чингиза Айтматова «Плаха», где с подлинной силой таланта автором отражены современные отношения природы и человека. Экологическая составляющая романа передана через описание жизни волков и противоборства между волком и человеком. Волк у Айтматова – не зверь, он намного человечнее, чем сам человек. Роман пропитан чувством ответственности за происходящее в мире, в окружающей нас природе. Он несет добрые принципы и благородные жизненные установки, призывая уважать природу: «А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история».

Астафьеву вообще близка тема взаимодействия человека с природой. Он пишет о том, как варварское отношение к природным ресурсам, такое как браконьерство, нарушает заведенный в мире порядок. Астафьев в «Царь-рыбе» с помощью простых образов повествует не только о разрушении природы, но и о том, что человек, «духовно браконьерствуя» по отношению ко всему, что его окружает, начинает разрушаться и личностно. Схватка с «природой» заставляет главного героя новеллы, Игнатьича, задуматься о своей жизни, о совершенных им грехах: Взаимоотношения человека с природой передано в поэме Н.А.Некрасова «Саша». Героиня, чьим именем названа поэма, плакала, когда вырубали лес. Была нарушена вся сложная жизнь леса: звери, птицы, насекомые - все лишились своего жилища. "Печальные картины", нарисованные поэтом, не могут оставить читателя безучастным.

... Из перерубленной старой березы

Градом лилися прощальные слезы.

И пропадали одна за другой

Данью последней на почве родной.

Когда же вырубка завершилась:

Трупы деревьев недвижно лежали;

Сучья ломались, скрипели, трещали,

Жалобно листья шумели кругом...

Не было пощады и лесной фауне:

Звонко кукушка вдали куковала,

Да, как безумная, галка кричала,

Шумно летая над лесом... но ей

Не отыскать неразумных детей!

С дерева комом галчата упали,

Желтые рты широко разевали,

Прыгая, злились. Наскучил их крик -

И придавил их ногою мужик.

Это далеко не все произведения русских писателей, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. Они, как убежденные ценители подлинной красоты, доказывают, что влияние человека на природу не должно быть губительно для нее. Ведь каждая встреча с природой – это встреча с прекрасным, прикосновение к тайне. Любить природу – значит, не только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться.

Земля страдает, земля вздыхает
И стон последний к нам обращает:
«Забудьте, люди, свои раздоры,
Скорей спасайте поля и горы…»

Бывает зима и сурова,
глядишь: вымерзают сады.
Как вьюга порой бестолково
судеб заметает следы.
Но в нашем бушующем веке
страшнее иная беда:
всё чаще в самом человеке
крещенские, брат, холода.

Владимир Жилкин

Бадамшина Алия Эрнестовна

2017 год в России Указом Президента Российской Федерации был объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий.

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Любая область науки неразрывно связана с экологией, и литература не исключение. Ежедневно из года в год мы знакомимся и читаем произведения различных авторов и большая часть из них о величии и красоте природы, об отношении общества к окружающей среде.

Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уже тогда. Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» - поэты и писатели.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования
муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа д.Нижнеиванаево муниципального района Балтачевский район Республики Башкортостан

Малая академии наук школьников

Исследовательская работа на тему:

«Проблемы экологии в произведениях русских поэтов и писателей

XIX века»

Номинация «Литература»

Выполнила: Бадамшина Алия Эрнестовна

ученица 10 класса

МОБУ СОШ д.Нижнеиванаево

Руководитель: Беляева Надежда Аркадьевна

учитель русского языка и литературы

2017-2018 учебный год

I. Пояснительная записка……………………………...……………… 3

II. Введение ………………………………………………………...…… 4

III. Основная часть ………………………………………………..…… 5

3.1. Экология и литература ……………………………………………. 5

3.2. Человек и экология в стихотворении М.Ю. Лермонтова

«Три пальмы» ……........……………………………………………….. 5

3.3. Человек и экология в поэме Н.А.Некрасова «Саша» …………8

3.4. Человек и экология в рассказе «Дядя Ваня» и повести «Степь» А. П. Чехова …………………………………………………………………9

3.5. Человек и экология в повести И.А.Бунина «Суходол» ……….10

IV. Заключение …………………………………………………………. 11

V. Список использованной литературы …………………………….. 12

  1. Пояснительная записка.

Цели исследования:

  • Главной целью моего исследования является желание принудить общество задуматься о взаимоотношениях человека с природой.
  • Выяснить, как раскрывается в литературе 19 века экологическая проблема.

Задачи:

  • изучить основные вопросы и проблемы в области исследования;
  • сделать обзор художественных произведений, поднимающих вопросы взаимоотношений человека и природы ;
  • сделать выводы и обобщения.

Объект исследования: тексты художественных произведений.

Предмет исследования : вопросы защиты природы в произведениях 19 века.

Методы исследования:

  • Поисковый – подбор литературного материала по теме;
  • Исследовательский – изучение и применение в работе данного материала;
  • Творческий – создание презентации.

Актуальность.

2017 год в России Указом Президента Российской Федерации был объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий.

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете, на автобусной остановке, в метро. Любая область науки неразрывно связана с экологией, и литература не исключение. Ежедневно из года в год мы знакомимся и читаем произведения различных авторов и большая часть из них о величии и красоте природы, об отношении общества к окружающей среде.

Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уже тогда. Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» - поэты и писатели.

II. Введение.

Экология… Красивое слово, пришедшее к нам из-за рубежа. «Экос» и «логос» в переводе с древнегреческого означает «наука о доме». И сейчас, пожалуй, не найдешь человека, который не слышал бы его. Оно прочно вошло в нашу жизнь, во все отрасли, в умы людей.

Экология показывает взаимосвязь человека и живой природы, его влияние на окружающий мир, рассказывает о той реальности, в которой мы живем и предостерегает о том, что может быть через несколько лет.

Если посмотреть в целом, то «Экология» наших дней оставляет желать лучшего и у многих с этим понятием возникают пессимистические мысли. Но ведь это наша реальность, то, что заслужил человек. Общество прежде всего, пытается сохранить себя, но видимо не понимает, что спасая себя, необходимо спасти природу, правильно используя ее ресурсы. Отвечать благодарностью на благодарность, ведь природа многим жертвует для человечества. Жертвует собой, гибнет ради нас.

В прошлом бережное отношение к окружающему было массовым явлением, неписаным законом для всех, который соблюдался неукоснительно без всякого контроля и действовал как бы автоматически, сам по себе, он внедрялся в сознание поколений самим укладом жизни, семейным воспитанием, примером поведения старших. С детства ребенку внушалось: не вреди окружающему миру, животным. Взрослые постоянно учили детей, чтобы они не ломали деревья, ветки, не рвали цветы без нужды – ведь они живые, они, так же, как и ты, появились на этой земле, чтобы радоваться жизни. Учили не осквернять природу, не загрязнять мусором берега рек, особо соблюдали чистоту родников, ключей, не мусорили рядом. К сожалению, сейчас в современном сознании, в человеческой душе, в представлениях все очень мрачно. Современные люди не умеют ценить дарованную Богом матушку-природу. Лишь только использует ее в своих корыстных целях, удовлетворяя свои разнообразные потребности.

Именно сейчас назрела необходимость заглянуть в прошлое, обратиться к литературе, чтобы освежить в памяти и восстановить идеи и мысли, заложенные великими авторами в содержании общечеловеческих ценностей, традиций и этикетов.

III. Основная часть.

3.1. Экология и литература.

В школе на уроках биологии и литературы мы часто говорим о красоте природы, о значимости окружающей среды, учителя призывают нас беречь все прекрасное, что нас окружает, то, что у нас еще пока осталось. Подобный настрой наводит на мрачные мысли. Неужели все так ужасно и сделать уже ничего нельзя? Конечно же, пока еще не поздно что-то сделать, все в наших руках. И в этом нам могут помочь наши писатели, которые создали замечательные произведения о природе, растениях, животных. Они не только описывают красоты нашей планеты, но и текстом между строк предостерегают человека о грозящей опасности, стараются рассказать, что можно сделать, чтобы спасти то, что у нас осталось.

В литературе первой половины XIX века отношение к природе в основном созерцательное.

3.2. Человек и экология в стихотворении

М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

После изучения множества произведений мы обнаружили, что первым из русских писателей и поэтов, затронувших тему экологии, был Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский поэт.

Для своего исследования мы выбрали лирическое произведение, написанное этим гениальным писателем в 1839 году «Три пальмы».

Почти через все произведение автора проходит экологическая тема. Он не только подчеркивает значимость природы, но и рассказывает читателям, как нужно вести себя в нашем общем доме – в природе. Для осуществления своей цели поэт выбирает жанр притчи, восточного сказания. Сюжет стихотворения: в пустыне растут «три гордые пальмы».

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался водою холодной,

Хранимый под сенью зелёных листов

От знойных лучей и сыпучих песков.

Оазис в пустыне, созданный этими удивительными деревьями, оживляет все вокруг, спасает от усталости и жажды всех проходящих по пустыне. Но они недовольны своим существованием и бросают вызов Богу:

«Не прав твой, о небо, святой приговор…» - восклицают они.

Недаром поэт употребил эпитет «гордые» пальмы. Они возроптали, отвергая справедливость Создателя:

И стали три пальмы на Бога роптать:

«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?

Не прав твой, о небо, святой приговор!»

Олицетворения («роптать», «родились», «росли») показывают, что речь в стихотворении идет не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Пальмы хотят быть полезными людям, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой. Тогда Бог посылает им то, что они так долго ждали: людской караван. Их стремление понять смысл своего существования и ценой своей жизни принести пользу людям приводит к трагедии. Погиб оазис, погибла сама жизнь в пустыне. Человек жесток по отношению к жизни, к природе. Люди недостойны такой жертвы, они не поняли её.

Наступила ночь, изнуряющая жара сменилась невыносимым холодом, и путники ответили пальмам чёрной неблагодарностью:

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнём.

Таким образом, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» человек предстаёт как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель: По корням упругим топор застучал, //И пали без жизни питомцы столетий… Автор в этой строфе использует перифраз: «питомцы столетий», это ещё раз подчёркивает, что пальмы росли несколько веков, а погублены были за одну ночь. А завершается стихотворение и вовсе страшной картиной: «И ныне всё дико и пусто кругом…». Вот благодарность человека за самопожертвование. Начало и конец стихотворения скреплены антитезой. Поэт противопоставляет красоту оазиса до прихода каравана тому разорению, которое оставили после своего ухода люди. М. Ю. Лермонтов использует антитезу, чтобы мы острее почувствовали печаль от разорения прекрасного уголка Земли. Таков итог вражды человека с природой. И в этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его.

Нам известно, что во времена жизни М.Ю.Лермонтова слово «экология» было еще неизвестно, но автор уже тогда так описал последствия деятельности человека, что кажется, будто бы он мог предвидеть на несколько десятилетий вперед. Скрытым подтекстом Лермонтов призывает человека остановиться уничтожать природу. Он не произносит громких слов, не пишет красивых фраз, рассказывает о том, что есть сейчас, и о том, что может быть через несколько лет.

«Питомцы столетий» погибли в одно мгновение, и поэт предупреждает нас о том, как хрупка жизнь, как легко ее погубить.

3.3. Человек и экология в поэме Н.А.Некрасова «Саша».

Взаимоотношения человека с природой передано в поэме Н.А.Некрасова "Саша". При вырубке леса была нарушена вся сложная его жизнь: звери, птицы, насекомые - все лишились своего жилища. "Печальные картины", нарисованные поэтом, не могут оставить читателя безучастным.

Из перерубленной старой березы

Градом лилися прощальные слезы.

И пропадали одна за другой

Данью последней на почве родной.

Когда же вырубка завершилась:

Трупы деревьев недвижно лежали;

Сучья ломались, скрипели, трещали,

Жалобно листья шумели кругом...

Не было пощады и лесной фауне:

Звонко кукушка вдали куковала,

Да, как безумная, галка кричала,

Шумно летая над лесом... но ей

Не отыскать неразумных детей!

С дерева комом галчата упали,

Желтые рты широко разевали,

Прыгая, злились. Наскучил их крик -

И придавил их ногою мужик.

И героиня поэмы Н.А.Некрасова «Саша» плакала, видя, как лес вырубали, ей и много лет спустя было «его жалко до слёз».

3.4. Человек и экология в рассказе «Дядя Ваня»

и повести «Степь» А. П. Чехова.

Одним из главных защитников природы среди писателей XIX века был Антон Павлович Чехов. В пьесе «Дядя Ваня», написанной в 1896 году, тема экологии звучит вполне отчетливо. Все, конечно же, помнят обворожительного доктора Астрова. В уста этого персонажа Чехов вложил своё отношение к природе: «Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и все оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топливо».

Удивительно, как Астров, а в его лице передовой человек XIX века оценивает состояние природы: «Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование, это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего».

Астрову такое состояние кажется предельным, и он никак не предполагает, что пройдет пятьдесят или сто лет и грянет Чернобыльская катастрофа, и реки будут загрязнены промышленным мусором, а в городах почти не останется зелёных «островков»!

В повести «Степь» А.П.Чехов по-граждански остро реагирует на расхищение природы российским капиталом, выступает он в её защиту, пропагандируя рациональные правила природопользования. Горечь и тоска о том, что гибнет даром «богатство и вдохновение» прекрасной родины, пронизывает чеховское описание степи.

Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.

3.5. Человек и экология в повести И.А.Бунина «Суходол».
Еще один писатель, который затронул проблему экологии, это И.А. Бунин. Хоть многие его произведения написаны в XX веке, Бунин застал русскую деревню конца девятнадцатого века.

В повести перед нами предстает жизнь одной семьи. Это семейство Хрущевых из деревни Суходол. Разорившиеся помещики, промотавшие всё, что им досталось от предков, они не живут, а существуют, доживая свои последние дни в ветхой, почти заброшенной усадьбе. Молодых Хрущевых мало интересует то, что творится в окрестностях их дома, они не замечают или делают вид, что не замечают, как разрушается их усадьба, как дичает когда-то прекрасный и ухоженный парк, не знают и знать не хотят, что растет на окрестных полях, какая рыба водится в прудах. Они равнодушны и к своим близким, и к родной природе. А ведь перекупщики леса, уничтожают природу, лес, крестьяне изводят рыбу, друзья-приятели, такие же бездельники, как молодой Хрущев, убивают на охоте не ради пропитания, а ради забавы.

И.А.Бунин в повести «Суходол» проследил процесс возникновения оврагов в нечерноземной полосе России, закономерно связывая его с неправильным землепользованием и ведением хозяйства. В XVIII веке здесь были «…густые леса». Затем они были вырублены. Теперь наблюдателю открылся «…полустепной простор, голые косогоры…» Взгляд невольно останавливался на «желтизне каменистых оврагов». Воды не было, и «мужики Суходольские копали пруды в каменистом ложе давно иссякнувшей речки Каменки».

IV. Заключение.

Мы рассказали далеко не обо всех произведениях, затрагивающих вопрос взаимоотношений человека и природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты.

Писатели и поэты в своих произведениях в той или иной степени затронули проблему экологии. Они заметили начало этой губительной тенденции ещё в XIX веке, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи.

Пройдет не больше 100 лет, и экологическая проблема станет одной из самых главных в творчестве писателей 20 века (Л.Леонов, В.Распутин, В.Астафьев, Ч.Айтматов). Отсюда возникает вопрос: «Как об этой проблеме будут писать в литературе еще через 100 лет?»

Авторы хотят сказать нам, что нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своем собственном, сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придет после него, и нужно беречь природные богатства следующих поколений.

Если с детства ребенку читать подобные произведения, то с уверенностью можно сказать что такой ребенок никогда не будет вредить природе, он будет знать, что можно и нужно делать в лесу, а что нет, как вести себя. Каждый из нас должен понимать, что уничтожая растения и животных, мы уничтожаем самих себя. Нужно научиться с уважением относиться к природе, и этому приучать наше подрастающее поколение, используя богатый накопленный веками опыт наших предков.

Надеюсь, изучая такие произведения в школе, мы сможем искренне окунуться в мир природы, влюбиться в нее, стать добрее ко всему окружающему и, главное, не будем забывать говорить спасибо, отвечать на благодарность благодарностью и уже никогда не обидим братьев наших меньших.

Ведь действительно от экологии души человека зависит экология природы, будущее всего человечества на Земле.

Будущее Земли в руках людей. Это утверждает поэт А.Плотников в стихотворении «Чёрные пятна»:

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Чёрные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Широко шагает новый век,

На Земле уж белых пятен нету.

Чёрные

Сотрёшь ли, человек?

V. Список использованной литературы.

  1. Лермонтов М.Ю. «Три пальмы». – М., 1839 г.
  2. Некрасов Н.А. Поэмы. – М., 2002 г.
  3. Чехов А.П. Лучшие издания. – Лениздат, 1968 г.
  4. Бунин И.А. «Суходол». – М., 2002 г.
  5. Интернет-ресурсы.

Центральная районная библиотека

Г. Еманжелинск

«Мы столь радикально изменяли нашу среду,

Что теперь для того, чтобы существовать в ней,

Мы должны изменить себя».

Норберт Винер.

Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорили многие писатели прошлых веков и современности. Слова тургеневского Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» - понимались как призыв к подчинению природы человеком. Советскому человеку внушалось, что у нас много лесов, полей и рек. Так ли много – значит ли это, что природные богатства не надо беречь?

Художественная литература дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов. Природа входит органической частью в понятие «Родина». Так как в художественных произведениях важны не только научные факты и обобщения, но и те мысли и чувства, которые возникают в связи с этим у героев и читателей, эта литература способствует воспитанию морально-этического отношения к природе.

Уважаемые читатели! Предлагаем вам познакомиться с рекомендательным списком художественной литературой, поднимающей, так или иначе, вопросы экологии, вопросы бережного отношения к природе. Точное и емкое художественное слово заставит вас переживать за жизнь наших братьев меньших, за последствия безумной расправы со средой, окружающей человека. Вы сможете сравнить свои ощущения восприятия природы с ощущениями автора.

Художественные произведения, которые мы вам рекомендуем прочитать, находятся в фондах Центральной районной библиотеки. Произведения в списке распределены в алфавитном порядке по трем разделам:

1. классика экологической прозы

2. экологическая проза в литературно-художественных журналах

3. экологическая проза в научно-популярных журналах

К произведениям даны небольшие аннотации. Рекомендательный список литературы будет полезен старшеклассникам и читателям, интересующимся книгами о природе. Многие произведения, известные вам еще с детства, заиграют другими красками при сегодняшнем прочтении.

Приятного и полезного вам чтения!

КЛАССИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ

«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей»
Фрэнсис Бэкон

1. Айтматов, Ч.Т. Белый пароход [Текст] / Ч. Т. Айтматов: повесть. - М. : Сов. писатель, 1980. – 158 с.

Причудливо сплетаются в ранней повести Айтматова «Белый пароход» сказка и быль, и так же, как смыкаются в этой повести легенда и действительность, сталкиваются в ней добро и зло, высокая вечная красота природы и низменные челове­ческие поступки. Легенда о Рогатой матери - оленихе, некогда вскормившей племя кир­гизов, осознается мальчиком как действительность, а действительность переходит в сказку, сочиненную им самим - сказку о Белом пароходе. Вера мальчика в реальность сказки подтверждается приходом на лес­ной кордон белых маралов. Мальчик знает из легенды, что люди и маралы дети одной матери - Рогатой оленихи, и потому рука человека не может подняться на своих младших братьев. Но в действительности происходит то же, что и в легенде: люди убивают маралов. Особенно страшно то, что убивает оленя самый добрый и мудрый из всех людей, окружающих мальчика, дед Момун, который и рассказал ему легенду о Рогатой матери-оленихе. Убийство марала оборвало легенду, оборвало оно и жизнь мальчика, он бросился в реку, чтобы превратиться в рыбу и навсегда уплыть от злых людей...

2. Айтматов, Ч.Т. Буранный полустанок [Текст] / Ч. Т. Айтматов: романы. - М. : Профиздат, 1989. – 605 с.

Роман «Буранный полустанок» несет много мыслей, метафор. Можно услов­но выделить две главные: первая из них - об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе.

Легенда о пастухе-манкурте становится эмоцио­нальным и философским стержнем романа. Фантастическая линия, связанная с противостоянием Земли и инопланетной цивилизации, придает скрытым и явным параллелям романа законченность и завершенность. Айтматов пишет, что гуманизация - залог эволюции мира, его проц­ветания. Современный человек совершенно отчетливо видит трагический парадокс: человеческий гений, которому вот уже столько лет поют вос­торженные панегирики, создал оружие собственного уничтожения. Малейшее разногласие, малейшие неполадки в системе контроля - и мир будет уничтожен. Ядерными полигонами, зондами, разрушающими озоновый слой, человек убивает природу, как манкурт - свою мать.

3. Астафьев, В.П. Царь-рыба [Текст]: [повествование в рассказах] / В. П. Астафьев. - М. : Эксмо, 2005. – 509 с. - (Русская классика ХХ века).

В повести "Царь-рыба" не говорится впрямую о новых нормах "экологического поведения", но в споре между современным "естественным" челове­ком Акимом и циничным представителем "цивилизации" Гогой Герцевым, как в капле воды, отражается столкновение слепого, потребительского и гуманного, человеческого отношения к природе и приобретает особую убедительность, поскольку местом столкновения становятся не абстракт­ные размышления, а живые человеческие души. В книге показана "языческая" первородная свежесть ощущения природы. Поединок "царя природы" с царь-рыбой окончился поражением челове­ка. Рыба воспринимается у Астафьева как существо почти родственное человеку, льнущее к нему от боли, вызывая тем большее раскаяние в том зле, которое вносит человек в природу. В "Царь - рыбе" рыбак оказыва­ется вдруг в положении, когда приходит кара за убийство рыбы, и не просто рыбы, а воплощенного в ней женского начала природы и самой жиз­ни.

4. Васильев, Б.Л. Не стреляйте в белых лебедей [Текст] /: роман / Б. Л. Васильев; [худож. А.А. Ушин]. - Л. : Лениздат, 1981. - 167, с. : ил. - (Школьная библиотека).

Жил в селе Егор Полушкин, односельчане и жена звали его бедоносцем. Все, за что он не брался, любая работа или дело, - кончались недоразумением. Наделенный талантом истинного художника, со своим собственным взглядом на жизнь, Егор был совершенно не похож на односельчан, практичных и рассудительных. После долгих поисков он, наконец, находит свое призвание - работу лесничего. Единственными друзьями Егора становятся белые лебеди, о которых он заботится с особой нежностью. Но однажды его счастье кончается - в лес приходят браконьеры…

5. Даррелл, Дж. Перегруженный ковчег [Текст] / Даррелл Джеральд; пер. с англ. И.М. Лившина. - М. : Полигран, 1992. - 159 с.

Вместе с известным английским зоологом и писателем Джералдом Дарреллом вы совершите увлекательную экскурсию в Западную Африку. В дороге вас ждут головокружительные приключения в тропическом лесу и интересные встречи с его экзотическими обитателями. Вы полюбуетесь причудливым танцем хамелеона, `сразитесь` с агрессивным вараном, посмеетесь над суевериями местных жителей...

6. Кервуд, Дж.О. Гризли; Казан; Бродяги Севера; В дебрях Севера [Текст] /Дж. О. Кервуд: [повести, роман: пер. с англ.]. - М. : Правда, 1988. - 640 с.

Действие повести «Гризли» происходит на канадском Севере. Там, в суровых и труднодоступных местах, встретились великан-медведь и маленький медвежонок, потерявший свою мать и вынужденный сам заботиться о себе. Судьба сводит вместе осиротевшего малыша и огромного раненного медведя. Их ждут увлекательные приключения, полные неожиданных открытий и подстерегающих на каждом шагу опасностей.

"Казан" - удивительная повесть, получившая название по имени главного героя... Если есть на свете существа, созданные, чтобы мы не забывали, что такое страх, то волк - один из них. Ненасытный, беспощадный хищник - вот что такое волк... А что получится, если волк наполовину собака? Но кто он, Казан: собака или волк? Преданный друг или свирепый враг?..

«Бродяги Севера» - повесть о дружбе медвежонка и щенка, которые волею судеб оказываются в суровом мире дикой и капризной природы. Животным суждено вместе пройти долгий и трудный путь. Книга, подобно яркому восточному ковру, усеяна картинами из повседневной лесной жизни.

7. Леонов Л. М. Русский лес [Текст] : роман // Собрание сочинений: в 9 т. / Л. М. Леонов; [примеч. Е. Стариковой]. - М. : Худож. лит., 1962. - Т. 9. – 823 с.

В романе «Русский лес» Леонид Леоновс патриотической страстностью поставил перед общественным мнением проб­лему разумного и бережного отношения к лесным богатствам, сохранения их для потомков. Лес в книге - это нечто большее, чем только то, из чего строят дома, что пишут на картину, где собирают землянику и о чем спорят спе­циалисты-лесоводы. Лес у Леонова - сияющий и мощный "храм жизни", меч­та о счастливых и чистых людях на прекрасной солнечной земле счастли­вых времен. Лес вместе с тем есть основа, из которой развивается обще­философская и моральная идея вечной новизны, возобновляемости жизни. Профессор Вихров - первый "экологический" герой нашей литературы. Для него лес - не просто запасы древесины, а нечто более значительное. Это летопись народное героизма от времен Киевской Руси до Ве­ликой Отечественной войны, это преемственность и будущее поколений, это - сама русская жизнь. Противостоит Вихрову профессор Грацианский, который играя в пере­довые идеи века, упрекает Вихрова в том, что тот хочет "осиротить кот­лованы пятилеток" и экстремистски заявляет: " Мы срубим все, когда придет пора, не пощадим ни Волги, ни столь любезной вам Мезени, выко­сим к чертовой матери Печору и Каму, Днепр и Двину, Ангару и Енисей и... что еще вы там под полой прячете?". В 1957 году Леонид Леонов стал первым лауреатом восстановленной Ленинской пре­мии за роман "Русский лес".

8. Лондон, Д. Белый Клык [Текст] /Д. Лондон: повести: [пер. с англ.] / Д. Лондон. - М. : АСТ, 2001. – С. 5-180. - (Библиотека приключений).

Отец Белого Клыка - волк, мать, Кичи, - наполовину волчица, наполовину собака. Пока еще у него нет имени. Он родился в Северной Глуши и выжил единственный из всего выводка. Однажды волчонок натыкается на незнакомые ему существа - людей. Злой человек делает из волка настоящего профессионального бойца для собачьих боев. Собаку спасает молодой человек, приезжий инженер с приисков, Уидон Скотт. Белый Клык довольно скоро приходит в себя и демонстрирует новому хозяину свою злобу и ярость. Но у Скотта хватает терпения приручить собаку лаской, и это пробуждает в Белом Клыке все те чувства, которые дремали и уже наполовину заглохли в нем.

9. Паустовский, К.Г. Повесть о лесах [Текст] / К. Г. Паустовский: повесть: [худож. С. Бордюг]. - М. : Дет. лит., 1983. – 173 с. : ил. - (Школьная библиотека).

«Повесть о лесах» наиболее ярко выражает особенность творчества Паустовского. Писатель берет какой-либо подлинный случай или реального человека и, по его собственному признанию, окружает их «слабым сиянием вымысла», добиваясь этим возможности полного раскрытия человеческого характера и характера происходящих событий. В «Повести о лесах» Паустовский широко пользуется этим методом. Так в главе «Скрипучие половицы» о П.И. Чайковском есть подлинный биографический материал. Но основной задачей писателя было – передать с полной силой отношение Чайковского к лесам как к творческой лаборатории, как к тем явлениям природы, которые учат человека понимать прекрасное. Отдаленным прототипом писателя Леонтьева в повести является писатель И.Н. Соколов-Микитов – лесной человек, охотник и замечательный знаток и певец нашей русской природы.

10. Пришвин, М.М. Моя страна [Текст] / М.М. Пришвин; [послесл. П. Выходцева; худож. В. Лосин]. - М. : Современник, 1973. – 443 с. : ил. - (Классическая библиотека "Современника").

В сборнике можно найти произведения М.М. Пришвина «Времена года», «Кладовая солнца», «Царь природы». Их объединяет любовь к родной земле, стремление пробудить в читателях желание понять красоту природы, уметь разглядеть ее в обыкновенном, внешне неприметном. Наделяя животных и растения качествами, присущими человеку, одушевляя их, писатель тем самым приближает их к человеку, утверждая единство человека и природы.

11. Распутин В. Прощание с Матерой [Текст] /В. Распутин: повесть // Повести. Рассказы: в 2-х т. – М. : Дрофа, 2006. – Т. 2. – С. 5-184. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы)

В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Ма­терой перед пуском крупной электростанции на Ангаре. Последние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание опустевших изб - для Дарьи и других старух все равно, что "край света", конец всему. Оплакивая свои избы, родны могилы, свой остров, эти старухи, а вместе с ними и писатель, прощаются со старой русской деревней, исчеза­ющей в водах времени.

12. Распутин В. Пожар [Текст] / В. Распутин: повесть // Повести. Рассказы: в 2-х т. / В. Распутин. – М. : Дрофа: Вече, 2006. – Т. 1. – С. 292-347. – (Библиотека отечественной классики)

Проблему взаимоотношений человека и природы по-своему разрешает В. Распутин в повести «Пожар». Орудием возмездия природы за нерадивое потребительское от­ношение к себе в повести выступает огонь - одна из могу­чих и неукротимых природных стихий.

13. Сетон-Томпсон, Э. Моя жизнь; Животные-герои; Судьба гонимых; Мои дикие друзья [Текст]: / Э. Сетон-Томпсон [повести, рассказы]; пер. с англ. Н. Чуковского и А. Макаровой; предисл. В. Пескова; рис. авт. - М. : Мысль, 1989. – 373 с. : ил. - (Зебра).

Книги Сетона-Томпсона «Мои дикие друзья», «Судьба гонимых» соединяют приключенческий сюжет и уроки природоведения. Научная точность в книгах Сетон-Томпсона сочетается с занимательностью изложения. Сетон-Томпсон не только рассказывает о жизни животных, об их повадках и особенностях, в каждом рассказе он восхищается силой, красотой, находчивостью и благородством своих героев. Он учит своих читателей любить и понимать живую природу, а значит беречь ее.