Все о тюнинге авто

Древние культуры тропической африки. Столкновения и борьба идей

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Обзор древней и средневековой истории Африки Составитель Казанцева Л.В. Преподаватель ГБПО СО КУПедК

2 слайд

Описание слайда:

Африка - прародина человечества Африка считается родиной человека. Здесь найдены останки древнейших видов рода Homo. Из восьми видов этого рода выжил только один - человек разумный, и в небольшом количестве (ок. 1000 особей) начал расселяться по территории Африки примерно около 100 000 лет назад. А уже из Африки люди мигрировали в Азию (около 60 000-40 000 лет назад), и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000-15 000 лет).

3 слайд

Описание слайда:

Ущелье Олдувай - территория множества находок доисторического периода. Археологами Луисом и Джонатаном Лики на территории ущелья на протяжении 30-60-х гг. XX века велись масштабные раскопки, при этом наиболее важные открытия, часть из которых стала существенной ступенью в деле исследования происхождения человека, сделаны ими в 1959-1963 гг. В частности, были найдены останки Homo habilis (древность свыше 2 млн лет), напоминавших австралопитековых обезьян, но уже перешагнувших рубеж, отделявший человека от животного царства. Был также обнаружен череп австралопитека, расколотые кости убитых на охоте животных и очень грубые каменные орудия, относящиеся к древнейшей эпохе палеолита (т. н. олдувайская культура). Вышележащий слой (древность 1,4-1 млн лет) содержал помимо каменных орудий кости людей, занимавших промежуточное положение между Homo habilis и питекантропом. В ущелье расположен музей антропологии и эволюции человека «Олдувай Годж», в котором представлены останки предшественников современного человека, останки доисторических животных, бивни мамонтов.

4 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Одни из самых древних образцов черепов гоминидов. Череп Австралопитека африканского. Объём мозга 520 см3. Крупная лицевая часть не сильно выдвинутая вперёд. Надглазничные валики не очень большие. Череп Австралопитека Бойса. Объём мозга 530см3. Очень крупная лицевая часть далеко выдвинутая вперёд. Очень большие надглазничные валики. Череп Человека умелого. Объём мозга 680см3. Маленькая лицевая часть не сильно выдвинутая вперёд. Мелкие надглазничные валики. Т. О. размер мозга - примерно в два с половиной раза меньше мозга современных людей. Зато размерами он был как мы, рост 1,8-1,7 метра, да и весом природа не обидела этого гоминида 65-80 кг.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Самые известные рисунки первобытной эпохи находятся во французской пещере Ласко и Каповой пещере на Урале, на скалах Тассили в Африке. Художники каменного века отлично делали отдельные рисунки, но не научились собирать их в большие картины, где все связано общим смыслом. Не любили также рисовать людей, охотно делали только изображение животных.

12 слайд

Описание слайда:

Артефакты древней истории Африки Наскальная живопись в Тассили-и-Аджер в алжирской Сахаре Аджер.IV тыс. до н.э. Изображение лучника. Тассили-и-Аджер. Аджер.IV тыс. до н.э.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Негоидный тип Характерны: различный рост, удлинённые конечности (особенно руки), темная кожа, курчавые волосы, широкий плоский нос, толстые губы, прогнатизм. Распространена в Африке, к югу от Сахары. Прогнатизм предполагает выступающие вперёд челюсти, кроме того, нижняя челюсть лишена подбородочного выступа. Эти черты создают острый лицевой угол.

15 слайд

Описание слайда:

Капоидная раса бушменская малая раса в составе большой Африканской негроидной расы. В настоящее время обитает в пустынных и полупустынных районах Южной Африки.

16 слайд

Описание слайда:

Пигмеи (греч. Πυγμαϊοι - «люди величиной с кулак») - группа низкорослых негроидных народов, обитающих в лесах тропической Африки Упоминаются уже в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э., в более позднее время - в древнегреческих источниках (в «Илиаде» Гомера, у Геродота и Страбона).

17 слайд

Описание слайда:

Эфиопская раса имеет некое сходство с негроидной группой, но по строению лицевого скелета эфиопская группа резко отличается от негроидной расы. Цвет кожи хоть и коричневый с красноватым оттенком, но, как правило, светлее чем у негрских народов, хотя некоторые группы эфиопской расы обладают одними из наиболее тёмных в мире оттенками кожи, вьющиеся волосы, обычно, не достигают характерной для негров курчавости, полные губы не настолько вздутые, как у представителей негроидной расы.

18 слайд

Описание слайда:

Берберы (самоназвание амазиг, амахаг - «человек»; кабильск Imaziɣen) - общее название покоренных в VII веке арабами и обращенных в ислам коренных обитателей северной Африки от Египта на востоке до Атлантического океана на западе и от Судана на юге до Средиземного города на севере. Численность 11,52 млн человек (1992 г.). Говорят на берберо-ливийских языках. По религии - в основном мусульмане-сунниты.

19 слайд

Описание слайда:

Зулу́сы (зулу amaZulu, англ. Zulus) - африканский народ численностью около 10 млн человек, обитающий в основном в провинции Квазулу-Натал в Южно-Африканской республике. Небольшие группы зулусов проживают также в Зимбабве, Замбии и Мозамбике. Язык зулу принадлежит к группе нгуни семьи банту. Зулусское королевство сыграло важную роль в истории нынешней ЮАР в 19 и 20 веках. В эпоху апартеидазулусы в ЮАР, будучи крупнейшей этнической группой, рассматривались как граждане второго сорта.

20 слайд

Описание слайда:

Масаи полукочевой африканский народ, живущий в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Масаи являются, пожалуй, одним из самых известных племён Восточной Африки. Несмотря на развитие современной Цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится труднее с каждым годом. Говорят на масайском языке.

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Африка – родина множества уникальных цивилизаций В 6-5-м тысячелетиях до н. э. в долине Нила складывается земледельческие культуры (Тасийская культура, Файюм, Меримде), на основе которой в 4-м тысячелетии до н. э. возникает древнейшая африканская цивилизация - Древний Египет. К югу от неё, также на Ниле, под её влиянием сформировалась керма-кушитская цивилизация, сменившаяся во 2-м тысячелетии до н. э. нубийской (Набата), расцвет которой пришёлся на период существования Мероитского царства (VI век до н. э. - IV век н. э.). На обломках последнего образовались государства Алоа, Мукурра, Набатейское царство и др., находившиеся под культурным и политическим влиянием Эфиопии, коптского Египта и Византии. На севере Эфиопского нагорья под влиянием южноаравийского Сабейского царства возникла эфиопская цивилизация: в V веке до н. э. выходцами из Южной Аравии образовано Эфиопское царство, во II-XI веках н. э. существовало Аксумское царство, на основе которого складывается средневековая цивилизация христианской Эфиопии (XII-XVI век). Эти очаги цивилизации были окружены скотоводческими племенами ливийцев, а также предками современных кушито- и нилотоязычных народов.

24 слайд

Описание слайда:

Древние свидетельства о занятиях населения В Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, обитали группы охотников-рыболовов, о чём говорят археологические находки. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, датируемых от 6000 до н. э. до VII века н. э. Наиболее известным памятником первобытного искусства Северной Африки является плато Тассилин-Аджер. Памятники наскальной живописи также встречаются в Сомали и ЮАР (древнейшие рисунки датируются 25,500 до н. э). Древнейшие археологические находки, свидетельствующие об обработке зерна в Африке, датированы тринадцатым тысячелетием до н. э. Скотоводство в Сахаре началось ок. 7500 до н. э., а организованное сельское хозяйство в районе Нила появилось в 6 тысячелетии до н. э.

25 слайд

Описание слайда:

Развитие ремесел и торговли В Африке южнее Сахары в 1-м тысячелетии до н. э. повсеместно распространяется металлургия железа. Это способствовало освоению новых территорий, прежде всего - тропических лесов, и стало одной из причин расселения по большей части Тропической и Южной Африки народов, говорящих на языках банту, оттеснивших к северу и югу представителей эфиопской и капоидной рас.

26 слайд

Описание слайда:

Протогосударства древней Африки Нынешний уровень наших знаний позволяет с полной определенностью утверждать, что нигде в Африке к югу от Сахары до рубежа VII-VIII вв. н. э. не сложились общества с антагонистическими классами и что лишь после появления в Северной и Восточной Африке арабов народы субсахарской Африки познакомились с письменностью.

27 слайд

Описание слайда:

Условно говоря, древнейшие цивилизации, сложение которых совпало по времени с переходом к железному веку на всей территории субсахарской Африки, формировались в нескольких главных районах, которые разделяли огромные расстояния: Западный Судан и сопредельные с ним части сахельской зоны на севере; прилегавшие к ним области Сахары; центральная и юго-западная части современной Нигерии; бассейн верхнего течения р. Луалаба (нынешняя провинция Шаба в Заире); центральные и восточные области сегодняшней Республики Зимбабве, африканское побережье Индийского океана. Археологические исследования последних двух десятилетий убедительно показывают прямую преемственность между этими древнейшими цивилизациями и цивилизациями африканского средневековья-великими державами Западного Судана (Ганой, Мали, Сонгай), Ифе, Бенином, Конго, Зимбабве, суахилийской цивилизацией и др.

28 слайд

Описание слайда:

Примеры древних цивилизаций Африки На основе коневодства (с первых веков н. э. - также верблюдоводства) и оазисного земледелия в Сахаре складываются городские цивилизации (города Телги, Дебрис, Гарама), возникает ливийское письмо. На средиземноморском побережье Африки в XII-II веках до н. э. процветала финикийско-карфагенская цивилизация.

29 слайд

Описание слайда:

Начиная с 3 века до н.э. происходит активный процесс миграции негроидных племен на юг континента, связанный с наступлением пустыни. Величайшая в мире пустыня Сахара делит Африку на две неравные части. В меньшей из них - Северной Африке - находились Египет, Карфаген и другие древние государства. К югу от Сахары простирается Тропическая Африка.

30 слайд

Описание слайда:

Напата город на западном берегу Голубого Нила, располагался на 400 километром севернее Хартума, современной столицы Судана. Был основан около 1450 г. до н.э. нубийцами. Через 600 лет он стал столицей Куша. После того как столица была перенесена в Мероэ, Напата стала религиозным центром. В 24 г. н.э. была разрушена римлянами при царствование царицы Аманирене. Римлянами командовал префект Египта Гай Петроний.

31 слайд

Описание слайда:

Воссоздание храма Амона в Джебель-Баркал при фараонах XXV династии. Изображение бога Амона.

32 слайд

Описание слайда:

Этруски, ушедшие к истокам Тигра и Евфрата, тоже разделись на два потока около 4 тыс. лет назад. Один поток людей ушёл к южному берегу Чёрного моря в район Каппадокии Понтийской (Турция), а второй поток народа ушёл через Палестину и северный Египет в восточную часть Ливии в район Киренаики, что у Средиземного моря. Здесь 3,8 тыс. лет назад они основали своё государство со столицей в оазисе Куфра (юго-восток Ливии).

33 слайд

Описание слайда:

34 слайд

Описание слайда:

Аксумское царство Возникло во II в. н. э. на севере современной Эфиопии. В IV в. Аксумом правил царь Эзана. В V - VI вв. христианство стало в Аксуме господствующей религией. Аксумское государство перестало существовать в IX – X вв.

35 слайд

Описание слайда:

Аксум, Аксумское царство - могущественное государство, существовавшее в 2 - 11 веках на территории современной Эфиопии. Столицей государства был Аксум. В 3-4 веках произошло возвышение Аксума. В IV веке при царе Эзане Аксум господствовал в Северо-Восточной Африке и Красноморье, соперничая с Византией. С 6 века государственной религией стало христианство. С 8 века начался период упадка, и в первой половине XI века Аксум распался. Под его властью находилась огромная территория вдоль побережья Красного моря и часть Аравийского полуострова, включая красивейший город того времени Йемен. Он располагался на пересечении торговых путей из Сирии, Ирана, Ирака, Турции и Египта. Аксумиты вели торговлю золотом, слоновьей костью, живыми зверями и их шкурами, ароматическими смолами, изумрудами, а также рабами.

36 слайд

Описание слайда:

37 слайд

Описание слайда:

Большие доходы от торговли (золото, изумруды, слоновая кость, звериные шкуры). Изготовление статуй и громадных каменных обелисков. Правитель – «царь царей».

38 слайд

Описание слайда:

Государство Гана Одно из самых ранних государств возникшее в западной части Африки, создана народом сонинке на территории современных Мавритании и Мали. По преданиям, Гана возникла в конце III - начале IV в. В 1076 г. Гану разгромили племена берберов - альморавидов, населявшие Сахару.

39 слайд

Описание слайда:

Гана, государство, существовавшее на территории. южной части современной Мавритании и западной части Республики Мали. По преданиям, государство Гана (ср.-век. государство) (другое название Аукер или Аухар) сложилось в 4 в. Этническую основу Гана (ср.-век. государство) составили сонике - один из народов группы манде. Основными отраслями хозяйства были земледелие и скотоводство; значительного развития достигла обработка металлов. Столица Гана (ср.-век. государство) - Кумби-Сале играла важную роль в караванной торговле солью и золотом, а также рабами со странами Северной Африки. Сведений об общественном строе Гана (ср.-век. государство) почти не сохранилось; можно предположить, что в Гана (ср.-век. государство) проходил процесс сложения раннеклассового общества. Расцвет Гана (ср.-век. государство) относится к 9 - середине 11 вв. В 1076 Гана (ср.-век. государство) была на короткое время завоёвана Альморавидами. В начале 13 в. правители Мали, одной из южных провинций Гана (ср.-век. государство), распространили свою власть на всю территорию Гана (ср.-век. государство), образовав государство Мали. По имени средневекового Гана (ср.-век. государство) названо современное государство Гана.

40 слайд

Описание слайда:

41 слайд

Описание слайда:

Государство Мономотапа Образовалось в XIV в. В юго-восточной части африканского континента, в междуречье рек Замбези и Лимпопо. В XVII в. единое государство распалось на множество мелких владений.

Европейские колонизаторы поступили с африканской цивилизацией несправедливо. Погубили в самом начале ее развития, не дав достичь расцвета, а спустя столетия заявили, что так было всегда. Отсталые, мол, народы. Страны третьего мира. Что с них взять?

СЕНСАЦИОННЫЕ НАХОДКИ

А ведь на территории Черного континента найдено немало очагов высокоразвитой культуры. Так, на границе Танзании и Кении обнаружены развалины древнего города Энгаруки, с остатками древних монументальных сооружений, рудников, кузниц и даже сложной оросительной системы.

Еще большую сенсацию вызвали раскопки на территории Зимбабве: археологи отыскали там тысячи выработанных месторождений золота, меди, железной руды, цинка. Но интереснее всего величественные каменные сооружения, возведенные предками народа шона. В XI веке на территории современных Центрального Мозамбика и Зимбабве они создали настолько богатое и процветающее государство, что могли себе позволить возводить вокруг построек величественные каменные стены, так называемые Зимбабве (отсюда и пошло современное название страны).

В XIV веке вокруг Большого Зимбабве - огромного, обнесенного каменной стеной комплекса сооружений, расположенного вблизи современного города Масвинго, - сложилось мощное государство Мономотапа. Высота стен Большого Зимбабве доходила до 9 метров, у основания их толщина достигала 8 метров, а сама царская резиденция состояла из 900 тысяч каменных блоков. В Мономотапе процветали ремесла и торговля (при раскопках были найдены китайский фарфор и стеклянные сосуды арабского и персидского производства XIII века), собирались налоги, была даже таможня.

До наших дней дошли искусные бронзовые барельефы древних мастеров Бенина и ювелирные изделия, которые восхищали европейцев.

Увы, на примере Бенина понятно, как негритянские государства пришли в упадок: они стали жертвой соблазнов, неизбежных при столкновении с техногенной цивилизацией. Правители Бенина попытались извлечь выгоду из обмена рабов на огнестрельное оружие, но эти сделки ослабили государство, а междоусобные войны довершили катастрофу…

Причем Европе, опередившей в техническом развитии Африканский континент на 3 и даже 4 века, не требовалось жечь города и уничтожать королевства. Достаточно было объявить, что к обмену предлагаются ружья и прочие изделия передовой технологии. Плата одна - люди.

ВСЕ ПРОТИВ ВСЕХ

Что произошло дальше, хорошо известно. Поначалу мелкие феодалы и крупные владыки были рады сплавить подальше преступников. Потом начались набеги на соседние земли для захвата пленников. Через 100 лет на континенте уже шла война всех против всех. Уголовное законодательство подстроили к нуждам работорговли. Любое преступление и даже легкий проступок карались продажей в рабство, причем заодно с виновным хватали всех членов его семьи.

История не имеет сослагательного наклонения, но представьте себе на минуту, что все случилось наоборот и в X веке владеющие оружием африканцы приплыли к берегам Европы…

Вот от берега отчаливают набитые пленниками корабли. Плывут в рабство французы, у которых никогда не будет собора Парижской Богоматери и Эйфелевой башни, Вольтера и Наполеона. Англичане, у которых украли Шекспира и Байрона, русские, которым не суждено построить Петербург и отправить человека в
космос.

Хотя о чем это мы? Какие французы и итальянцы? В начале II тысячелетия нации в нынешнем понимании только складывались. На корабли грузили бы саксов, древлян и франков.

А где-нибудь за океаном плантатор рассуждал бы в кругу друзей также высокомерно, как говорили в реальной истории белые о неграх:

У меня рабов каких только нет. Лучше всего швабы, они хорошо возделывают землю и понятливы. Вятичи - отменные рыболовы и охотники, но своенравны и часто бегут. Норманны слишком воинственны, за ними нужен глаз да глаз. Сицилийцы - лентяи, каких свет не видывал, но их женщины плодовиты…

Но оставим социальную фантастику. Давайте посмотрим, как происходило, например, крушение цивилизации в Конго.

КОРОЛИ БЕЗ ПОДДАННЫХ

Португальцы не стремились выглядеть врагами местных правителей. Они даже готовы были оказать чернокожим братскую помощь. Король Португалии направил в Африку каменщиков, кровельщиков и плотников, которые умело реконструировали столицу Мбанза-Конго. Государства обменивались посольствами. Миссионеры обратили вождя и его подданных в католичество. Вскоре столицу переименовали в Сан-Сальвадор, а дети конголезской знати поехали обучаться в Европу. Двор было не узнать.

Где браслеты из слоновой кости и уборы из пальмовых листьев? Новоиспеченные негритянские герцоги и маркизы одевались по португальской моде! Черный король Аффонсу I вел постоянную переписку с белым королем Жуаном III. В своих посланиях Аффонсу сетовал на работорговцев, из-за которых его владения теряли людей. Однако спохватился он поздно: с его ведома португальцы уже построили и миссии, и укрепленные форты. А вместо золотого песка и слоновой кости все настойчивее требовали рабочую силу.

Избавившись от иллюзий, правитель Конго запретил вывоз рабов. Но государство уже попало в заколдованный круг. Страна ослабла, и соседи вторгались в ее пределы. Чтобы отбиться, надо было привлечь наемников с огнестрельным оружием. А чем платить? Конечно, рабами. Одним словом, негритянское государство подсело на работорговлю как на наркотик. В благодарность за португальскую военную помощь пришлось отменить ограничения на продажу людей. Территория сокращалась, как шагреневая кожа. Правители становились королями без подданных…

ГЕНОЦИД

Историки подсчитали, что за период колонизации на континенте погибло 100-150 миллионов человек. Это был самый настоящий геноцид. Последствия расправы с черной цивилизацией сказываются до сих пор. Многовековое господство банд привело к кризису всех систем. К XIX веку экономика и культура лежали в руинах, а население было развращено культом силы. Выживал тот, кто умел убивать, воровать, грабить.

ВОЙНА - ВЫГОДНЫЙ БИЗНЕС

До прихода европейцев африканские правители получали доходы за счет крестьян и ремесленников. А потому были заинтересованы в развитии производства и заботились о безопасности своих подданных. Работорговля приостановила развитие государственности. Наиболее удачливые вожди быстро смекнули, что можно припеваючи жить за счет войн. Они совершали набеги на соседей.

Их хищные дружины жгли деревни и обращали в рабство тех, кто не смог убежать. Шло планомерное истребление целых регионов. Ремесло приходило в упадок. Изделия черных мастеров были куда хуже и примитивнее, чем предметы 500-летней давности!

Когда во всем мире наблюдался прогресс в аграрной области, Африка обходилась мотыгой и не могла даже мечтать о культурном возделывании земли, а постоянная угроза набега лишала крестьянина всякого стимула к труду. А в век Просвещения африканская цивилизация уже лежала в руинах. Столицы крупных государств превратились в большие деревни, и даже их обитатели не знали, что было здесь 3 столетия назад.

2785

Мы живём в стремительно меняющемся мире, когда каждый день происходит множество судьбоносных для наций событий, но есть в нём и то, что формируется и остаётся практически неизменным десятилетиями, даже столетиями. Это цивилизации...
Именно они и стали объектами изучения на апрельских уроках географии в 10 классах. Было сделано более 200 фотографий, снято около 30 видеороликов, спето много песен, дети танцевали, играли на музыкальных инструментах, ели что-то необычное. И всё это прямо на уроке!

Предлагаю поближе познакомиться с некоторыми мировыми цивилизациями в понимании десятиклассников...
Но сегодня мы не просто посмотрим фото и видео, но и на самом деле узнаем много нового и интересного!

Существует мнение, что первые цивилизации на Земле возникли не ранее чем 3-4 тыс. лет до н. э.
А на вопрос, сколько в мире насчитывается цивилизаций, нет однозначного ответа. Учёный Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сегодня чаще всего выделяют восемь цивилизаций :
1) западноевропейскую с отпочковавшимися от нее североамериканским и австралийско-новозеландским очагами;
2) китайскую (или конфуцианскую);
3) японскую ;
4) исламскую ;
5) индуистскую ;
6) славяно-православную (или ортодоксально-православную);
7) африканскую (или негро-африканскую ) и
8) латиноамериканскую .
Однако принципы отбора современных цивилизаций остаются дискуссионными...

Текст самого материала про цивилизации довольно серьёзный... Но иллюстрировать его будут не картинки из интернета, а... дети, учащиеся 10 А, Б, В, Г классов. По датам на фото станет понятно, что представление цивилизаций происходило на нескольких уроках подряд. Было всё - от чтения сложнопонимаемых самими чтецами текстов, презентаций, докладов до представлений с танцами, домашних видеозаготовок, инсценировок, угощения. Но было соблюдено одно важное условие - о каждой цивилизации было рассказано и что-то особенное. Думаю, и показано тоже...

Теперь, предлагаю познакомиться с заданием , которое получили ребята. Они должны были подготовить презентацию одной из цивилизаций . Но именно так, презентацию цивилизации, а не "про цивилизацию". Приветствовалось наличие музыки, танцев, песен, угощения, иллюстраций, демонстраций . И вот, что у нас получилось....

ИНДУИСТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Это одна из самых древних цивилизаций: истоки относят к началу II тыс. до н.э. Кристаллизационное ядро индуистской цивилизации относится к бассейну рек Инд и Ганг.

Связующим звеном индуистской цивилизации являлась каста - обособленная группа людей, связанная происхождением и правовым положением своих членов. По легенде касты появились из частей тела бога Брахмы. Потому у людей разных каст такое разное значение в обществе.

Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру огромен. Это прежде всего сама религия - индуизм (брахманизм).

Индуисты поклоняются Богу как у себя дома, так и в храмах. Можно прийти к Богу с помощью беззаветного служения (бхакти ), приобретения знаний и медитации (джняна ) или добрых дел (кармы ).

Некоторые индуисты отрекаются от мира. Они не женятся, носят особое оранжевое одеяние, живут либо в религиозных общинах, либо сами по себе, за счет милостыни.

Семьи, ведущие одинаковый образ жизни, заранее договариваются о браке своих детей. Семейная жизнь и работа индуистов напоминает о давней кастовой системе, где профессия человека и его место в обществе были определены с самого рождения.

Образование, жизнь в городах и новые законы препятствуют кастовой дискриминации.

Ганг считается священной рекой; каждый год в города, расположенные на его берегах, приходят тысячи паломников-индуистов.

Как основатель Индии почитается Махатма Ганди (1869 - 1948гг.), возглавивший индийский народ в борьбе за независимость и против владычества Великобритании (Индия долгое время была её колонией).

Одними из самых известных памятников индуистской цивилизации можно считать золотой храм в Амритсаре и знаменитый Тадж-Махал в Агре (древней столице).


Несколько видеофрагментов выступлений ребят:

ЯПОНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Японская цивилизация, хотя и отпочковалась от китайской в первые столетия новой эры, обрела неимитируемые своеобразные черты, о которых сказано и написано более чем достаточно.

Но часть ученых оспаривает существование особой японской цивилизации. Отмечая неповторимость японской культуры в истории человечества (сравнивая ее с уникальностью культуры античной Греции), они склонны считать Японию периферийной частью влияния китайской цивилизации.

Действительно, китайско-конфуцианские традиции (высокая культура труда, почитание старших, нашедшее отражение в культуре самурайской этики, и т.д.) подчас в несколько трансформированном виде во многом определили облик страны.

Но в отличие от Китая, более "скованного" традициями, Японии удалось быстрее синтезировать традиции и европейскую современность.

В результате японский эталон развития по многим параметрам становится ныне оптимальным, превосходящим европейский и американский.

Среди непреходящих ценностей японской культуры - местные традиции и обычаи, японский сад и храмы из дерева, кимоно и икебана, местная кухня и аквакультура, граверное и театральное искусство, высокое качество продукции, гигантские туннели, мосты и т.д.

Видеофрагменты выступлений:

НЕГРО-АФРИКАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Существование негро-африканской цивилизации часто подвергается сомнению. Многообразие африканских этносов, языков и культур к югу от Сахары дает повод утверждать, что здесь нет единой цивилизации, а существуют только "ни на что непохожести". Это крайнее суждение.

Традиционная негритянская африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему духовных и материальных ценностей, т.е. цивилизацию.

Имеющиеся здесь сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете негроидных народов банту и др.

Характерные особенности данной цивилизации: эмоциональность, интуиция, тесная связь с природой.

На развитие стран южнее Сахары сильное влияние оказали:

Колонизация,
-- работорговля,
--расистские идеи,
-- массовая исламизация и христианизация местного населения.

Большая часть негроидных народов Африки до 20 века не имела письменности (ее заменяло устное и музыкальное творчество), здесь не сложились самостоятельно "высокие" религии (подобно христианству, исламу или буддизму), не появились техническое творчество, наука, не возникли рыночные отношения. Все это пришло к африканцам из других регионов.

Но хватит о серьёзном! Быть может, кто-то хочет бананов? Или попробовать почти настоящий кус-кус?

Не уверена, что хотели ВСЕ попробовать, но Владимир был очень настойчив, так что, попробовали!))))

И фото на память с африканским вождём...

Правда, почти настоящим!))))

Предлагаю посмотреть несколько видеофрагментов:

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Но есть ещё и европейская цивилизация... Это самое запутанное понятие и определение цивилизации, как по началу зарождения (от Древней Греции), так и по территориальному охвату. Кто-то считает, что северная Америка и Россия входят в её состав, кто-то Россию выделяет в некое отдельное евразийское образование. Последнее может быть и правильно, Россия - это не Европа.
А мы на уроках рассматривали именно Западноевропейскую цивилизацию...

Западноевропейская цивилизация вобрала в себя достижения античной культуры, идеи Возрождения, Реформации, эпохи Просвещения и Французской революции.

При этом история Европы знает времена инквизиции, кровавых режимов и национального гнета; она заполнена бесчисленными войнами, пережила чуму фашизма.

Культурное наследие западноевропейской цивилизации, представленное материальной и духовной сферами, неоценимо. Философия и эстетика, искусство и наука, техника и экономика Западной Европы представляют собой уникальное достижение человеческого разума.

"Вечный город" Рим и афинский Акрополь, вереница королевских замков в долине Луары и ожерелье античных городов европейского Средиземноморья, парижский Лувр и британский Вестминстерский дворец, польдеры Голландии и индустриальные пейзажи Рура, музыка Паганини, Моцарта, Бетховена и поэзия Петрарки, Байрона, Гете, творения Рубенса, Пикассо, Дали и многих других гениев - все это элементы западноевропейской цивилизации.

Пока что европейский Запад имеет явный перевес (прежде всего, в экономической сфере) над другими цивилизациями. Однако западная культура "пропитывает" лишь поверхность остального мира.
Западные ценности (индивидуализм, либерализм, права человека, свободный рынок, отделение церкви от государства и др.) находят слабый резонанс в исламском, конфуцианском, буддийском мире.
Хотя западная цивилизация уникальна, но она не универсальна.

Страны, добившиеся в конце XX в. реальных успехов в социально-экономическом развитии, вовсе не перенимали идеалы западной цивилизации (европоцентризма), особенно в духовной сфере.

Япония, Сингапур, Южная Корея, Саудовская Аравия - современные, процветающие, но явно не западные общества.

Жизненное пространство западноевропейской цивилизации нашло продолжение в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, частично ЮАР.

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Она органично впитала в себя индейские элементы доколумбовых культур и цивилизаций (майя, инков, ацтеков, и др.).

Фактическое превращение европейскими завоевателями (конкистадорами) материка в "заповедное поле охоты на краснокожих" не прошло бесследно: индейская культура понесла большие потери.
Однако ее проявления можно встретить повсеместно.

Речь идет не только о древних индейских обычаях, орнаментах и гигантских фигурах пустыни Наска, танцах и мелодиях кечуа, но и об элементах материальной культуры: дорогах инков и высокогорном животноводстве (ламы, альпаки) в Андах, террасном земледелии и навыках возделывания "исконных" американских культур: маиса, подсолнечника, картофеля, фасоли, томатов, какао и т.п.

Ранняя колонизация Латинской Америки (главным образом испанцами и португальцами) способствовала массовой, подчас насильственной "католизации" местного населения, обращению его в сторону западноевропейской цивилизации.

И все же длительное обособленное развитие местных обществ и происшедший симбиоз разных культур (включая африканскую) дают основание говорить о становлении особой латиноамериканской цивилизации.

КИТАЙСКО-КОНФУЦИАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Ядро этой древнейшей цивилизации - бассейн реки Хуанхэ. Именно в пределах Великой китайской равнины сформировалась древняя культурная область, давшая впоследствии "побеги" в Индокитай, Японию, Монголию, Маньчжурию и т. д. В то же время Тибет (как оплот буддизма) оставался вне сферы влияния конфуцианства, что позволяет иногда говорить о несовпадении границ Китая как историко-культурной области и как государства.

Термин "конфуцианская" указывает на огромную роль, которую в развитии китайской цивилизации сыграло конфуцианство (по имени основоположника Конфуция) - религия-этика. Согласно конфуцианству, судьба человека определяется "небом" (отсюда Китай часто называют Поднебесной), младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий - вышестоящему и т. д. В конфуцианстве всегда была четко выражена установка на самореализацию тех способностей, которые заложены едва ли не в каждом человеке. Учиться, познавать, совершенствоваться всю жизнь, говорил Конфуций, должен каждый.

Китайцы издревле отличались высокой организацией труда. Миллионы, сотни миллионов неутомимых тружеников под бдительным "оком" государства веками создавали материальные ценности, немалая Доля которых сохранилась до наших дней, они создали величественные памятники и прославленные гигантские сооружения - от Великой Стены до дворцово-храмовых комплексов.

В сокровищницу мировой цивилизации древние китайцы внесли четыре величайших изобретения: компас, бумагу, книгопечатание и порох.

В Древнем Китае была изобретена десятичная система исчисления. Китайцы достигли вершин и в таких областях, как искусство керамики и фарфора, разведение домашнего скота и птицы, шелководство и шелкоткачество, чаеводство, изготовление астрономических и сейсмических приборов, и др.

Долгие века Китай фактически был изолирован от внешнего, мира. Только после опиумных войн в середине XIX в. он был открыт для колониальной торговли. Лишь в последние десятилетия в КНР стали интенсивно внедряться рыночные начала в экономике (в частности, созданы свободные экономические зоны).
Вместе с тем китайцы всегда отличались культурной восприимчивостью и отсутствием ксенофобии, а местные власти не чинили препятствий распространению христианства и ислама в прибрежных провинциях.

Вот такие печеньки с предсказаниями получил каждый ученик нашего класса. Вернее, выбрал. Удивил Дмитрий, так удивил!!!

И каждый раз при выборе фото и видеофрагментов что-то остаётся за кадром ... Но не в этот раз. Надеюсь, ребятам понравилось и было интересно!
Но... не можем же мы завершить наш виртуальный урок так серьёзно?)))))))

Огромное спасибо Ване Куничкину , который собрал воедино все видеофрагменты!! Он проделал огромнейшую работу!!! А наши "Танцы" вообще выше всех похвал!
Все ребята молодцы! Самое главное, они очень старались! Уверена, что при подготовке выпускного видео мы к видеофрагментам ещё вернёмся!! Нашлось время и на пошутить, посмеяться, чуть покрасоваться перед противоположным полом... А что делать - это ведь дети!)))) И какие же они умницы, что не стеснялись, танцевали!! Пишу эти строки и понимаю - а ведь мой 10 А так и не станцевал...
Ну что ж, малышата, я подумаю об этом завтра! ;))

Вот такие у нас бывают уроки географии... И с котелком, наполненным только что приготовленным кус-кусом, и с танцами, и с печеньками с предсказаниями... Я надеюсь, что эти уроки запомнятся ребятам надолго!

А какие самые необычные уроки школьной поры запомнились Вам?

Конечно, чтобы рассказать об особенностях цивилизаций, мне помогали рассказы детей и два источника информации. Главный - наш учебник географии за 10 класс (издательство "Просвещение", Москва, 2016 год, авторы Ю.Н.Гладкий и А.В.Николина), а также сайт http://biofile.ru/geo/ , где информация из учебника была чуть более подробна...

В настоящее время страны Африки являются беднейшими на планете. Последствия колониальной политики европейцев, более 500 лет не дававшей нормально развиваться большей части человечества ещё не скоро изживут себя окончательно. На протяжении всего этого периода представители белой расы отнимали у местных аборигенов все их богатства, ничего не давая взамен.

Обладая бесспорным технологически преимуществом над представителями коренных народов, колонизаторы даже придумали целую теорию о том, что, дескать, отсталые народы в корне отличаются от нормальных людей, поэтому никаких прав, свойственных «белым людям» у них быть не должно.

Впрочем, со временем, было рождено и другое оправдание - в виде сказок о «бремени белой расы», несущей отсталым народом свет знаний и просвещения…

Как бы то ни было, учитывая крайне низкий уровень развития африканского населения, слишком долгое время считалось, что, собственно, так было всегда. Учёным миром подразумевалось, что в Африке никогда и не существовало никакой мало-мальски развитой цивилизации, кроме египетской. Да и то, египтяне не были африканцами в полном смысле этого слова - они ведь были не чернокожими.

Однако, именно исследование Древнего Египта и приоткрыло завесу тайны, окружавшую таинственные цивилизации Африки. Комизм ситуации заключался в том, что первое упоминание о них было на том самом артефакте, с которого и началась официальная египтология - Палермском камне.
Этот артефакт состоит из 4-х частей, расположенных в крупнейших музеях мира (ни один из которых не находится в Африке - вот к чему привели колониальные грабежи). Датируется он 5-й династией фараонов, то есть примерно 2400 годом до нашей эры. Среди всего прочего на этом камне упоминается государство Пунт, расположенное в западной части Центральной Африки.

Причём, это государство не просто упоминается, а говорится о том, что фараон Сахура (правивший примерно в 2500 г до н.э.) отправил в Пунт торговую экспедицию, которую возглавил лично. Это вообще нонсенс, если фараон куда-либо выезжал из страны, кроме, как на войну. Даже переговоры о мире со всякими князьками подписывались в Египте, поскольку ездить по отдалённым провинциям и городишкам варваров фараонам было «не по чину».

Со временем фактов особого отношения к Пунту прибавилось. Путешествия с подобными экспедициями в Пунт предпринимались множеством фараонов - от того же Сахуры аж до Рамзеса 3-го, правившего в 1180 г. до н.э. То есть, на протяжении почти полутора тысяч лет фараоны регулярно ездили в Пунт лично. И даже дело было не в расстоянии в несколько тысяч километров: Единственный раз, когда фараон зачем-то выезжал из Египта, это был случай подписания мирного договора с Хеттским царством и подписывал его не кто-нибудь, а лично Рамзес 2-й Великий. Но это был очень уж особый случай, поскольку египетско-хеттская война и последовавший за ней династический брак египетской и хеттской династий на долгие столетия поменяли политическую карту Древнего мира.

Однажды даже имел место совсем уж удивительный случай. Единственная женщина-фараон, Хатшепсут, жившая через тысячелетие после Сахуры, именно во время путешествия в Пунт «проморгала» бунт её зятька, Тутмоса 3-го и лишилась власти. То есть фактически, поездка в Пунт для неё была важнее сохранения трона.

В этой связи возникает два серьёзнейших вопроса. Первый - почему фараоны, фактически тогдашние правители всего прогрессивного человечества за чем-то ездили на поклон к никому не известным чернокожим? Не то, чтобы египтяне были расистами, но к представителям чёрной расы у них было немного предвзятое отношение. Так повелось ещё со времён Нармера - первого фараона объединённого Египта, постоянно воевавшего с представителями Нубии и других государств, находившихся на южной границе. Чернокожие нубийцы постоянно терпели от египтян поражения и, естественно, египтяне смотрели на них, как и на всех им подобных, немного свысока.

И второй вопрос - а чем же торговали жители Пунта, что египетские фараоны время от времени контролировали эту торговлю лично?

В одном из папирусов пятой династии упоминается перечень товаров, которые Пунт отправлял в Египет. Среди массы полезных и нужных вещей, как то дрессированные обезьяны, ягуары и краски для волос была одна, казалось бы, малозначимая деталь - ароматические масла и благовония. Именно их в большом количестве Египет закупал у Пунта. Причём, расплачиваясь самым дорогим товаром того времени - рабами. Египтяне, несмотря на большое количество войн, пленников захватывали относительно редко, поэтому рабы ценились достаточно дорого.

Почему же были так важны благовония и ароматические масла для жителей Египта? Да всё очень просто - эти ресурсы использовались при ритуальной мумификации. Если учесть тот факт, что для жителей Египта загробная жизнь была гораздо важнее земной, то, как бы всё становится на свои места. Египетская верхушка, жрецы и фараоны, были зависимы от стратегического ресурса, который были вынуждены покупать у Пунта.

Но это ещё не самое интересное. Считается, что Египет на тот момент был передовой технической державой, почему же он не смог освоить производство этих товаров в своём государстве? Ведь климат Пунта и Египта мало чем отличались, и выращивать растения, из которых получают эти компоненты, можно было бы без проблем. Однако, египтяне сделать этого не смогли.

Причины этого могут быть самые разные, но, когда развитое государство не может освоить важные для него технологии и остаётся зависимым от внешнего поставщика, это, по меньшей мере, странно. Вполне возможно, что Египет был не таким уж и продвинутым государством и Пунт был гораздо развитее, а, возможно, и сильнее Египта.

Намёки на то, что Египетское царство критически зависимо от своего сильного южного соседа иногда проскакивают в тех или иных источниках. Естественно, говорится об этом не прямо. Оно и понятно - практически все дошедшие до нас источники из Древнего Египта отзываются о государстве и его руководителях исключительно в хвалебном и пафосном тоне. Практически нигде нельзя найти критики власти или существующего строя. Единственный случай, когда власть Египта представляется в отрицательном свете - это правление Эхнатона. Но там всё ясно: совершившие государственный переворот люди, взявшие после него власть, хотели даже стереть имя Эхнатона из истории (в прямом смысле - скалывая его имя с гранитных стел). Естественно, они отзывались о своём предшественнике весьма нелестно.

После завоеваний Рамзеса 2-го Египет наконец-то смог избавиться от неприятной необходимости что-то у Пунта покупать. Необходимые для ритуалов предметы поставлялись в страну из Ливана и Междуречья. Кроме того, после этих завоеваний вектор направленности египетской политики был направлен не на юг, а на север. Основными задачами теперь были порабощение Иудейского царства и дальнейшая экспансия на северо-восток. А Пунт после этого остался в сознании египтян как мифическая страна, населенная полубогами и сказочными существами. А ещё лет через 500 о нём вообще забыли…

Что же эта была за страна, кто населял её? В настоящее время мало что известно об этом уникальном историческом явлении. Археологи только начали активные поиски ушедшей цивилизации. Возможно, в будущем нам откроются новые тайны древних жителей Африки, и кто знает, возможно, учебники истории будут снова переписаны…

Ее существование наиболее часто подвергается сомнению. Многообразие африканских народов, языков и культур к югу от Сахары дает некоторым ученым повод утверждать, что здесь нет единой цивилизации. Это - крайнее суждение. Традиционная негритянская африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему духовных и материальных ценностей, т.е. цивилизацию. По мнению Л. Сенгора, бывшего президента Сенегала, философа (одного из авторов африканской идеологии «негритюда»), основные факторы, определившие развитие африканской цивилизации, - эмоциональность, интуиция, тесная связь с природой. Сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете народов банту , манде и др.

Народы Тропической Африки, пройдя длительный путь развития, внесли большой, до сих пор еще мало изученный вклад в историю мировой культуры. Уже в эпоху неолита в Сахаре были созданы замечательные наскальные изображения. Впоследствии то в одном, то в другом месте огромного региона возникали и исчезали очаги древних, подчас родственных культур.

Упомянем достигшее расцвета в IV-VI вв. н.э. Аксумское государство на Абиссинском нагорье, культура которого была тесно связана с южноарабской. На территории современной Нигерии и Чада в VIII-XIX вв. развивались государства народов хауса (в частности, султанат Кано). В XIV- XVIII вв. ряд крупных государств сложился в бассейне реки Конго, из числа которых лучше известно царство Конго. В Средние века в междуречье Замбези - Лимпопо процветала выдающаяся культура Зимбабве, характеризующаяся монументальными каменными сооружениями и развитой металлургией (ее создатели - земледельцы и скотоводы народов байту - образовали могущественную раннеклассовую державу - Моно- мотапу, оказавшую огромное влияние на развитие культуры народов современных Зимбабве, Мозамбика, Ботсваны и др.). Заметный след в истории негро-африканской цивилизации оставило искусство народов ашанти, йоруба и других этносов и государств, сформировавшихся в эпоху позднего Средневековья на Гвинейском побережье Африки.

Лишь на территории современной ЮАР в последние века складывались культура и искусство европейских колонистов-буров (африканеров), а затем англичан.

Конечно, на развитие культуры стран южнее Сахары существенное влияние оказали колонизация, работорговля, расистские идеи, массовая исламизация и христианизация местного населения. Начало активному смешению двух цивилизационных типов, один из которых был представлен традиционной общиной (вековой формой организации крестьянской жизни), другой - насаждавшимися миссионерами еврохристианскими нормами, было положено на рубеже XIX-XX вв. При этом оказалось, что прежние нормы разрушаются быстрее, чем формируются новые. Обнаружились трудности в адаптации африканцев к западным ценностям.

Конечно, большая часть негроидных народов Африки до XX в. не знала письменности. Здесь не сложились самостоятельно высокие религии (подобно христианству, исламу или буддизму), нс появились техническое творчество, наука, не возникли рыночные отношения - все это пришло к африканцам из других регионов. Однако, исходя из принципа рядополо- женности (равноправности) всех культур и цивилизаций, было бы ошибкой недооценивать африканскую культуру. Нет народа без культуры, и она не является синонимом европейских стандартов.