Все о тюнинге авто

Система образования в российской федерации включает. Система образования: понятие и элементы

Негосударственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр социально-гуманитарного образования»

РЕФЕРАТ

Современная система образования в РФ

Тюнина Елена Владимировна

Программа профессиональной переподготовки

«Образование и педагогика»

Руководитель: Ларионова И.Е.

Преподаватель высшей категории

Работа допущена к защите «__»____2015г.

Оценка: ____________________________

Казань, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В рамках реферата рассматривается современная система образования в РФ, а так же существующие проблемы и методы их решения, затрагивается инновационный подход к обучению. Это делает данную работу интересной и актуальной.

Объект исследования: система образования в Российской Федерации

Цель исследования: основываясь на законодательных актах, провести анализ системы образования РФ.

Задачи исследования:

    Выявить основные особенности системы образования РФ;

    Определить главные проблемы образования в России и возможные пути их преодоления;

    Рассмотреть инновации в системе образования РФ;

    Сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;

В процессе разработки данной работы использовались следующие методы: анализ документов, статистический анализ, системный анализ, сравнение.

1.1 Система образования в Российской Федерации:

Федеральный Закон «Об образовании» предлагает следующее определение: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Согласно Конституции нашей страны каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное образование, вне зависимости от его расовой и религиозной принадлежности.

В соответствии с вышеуказанным ФЗ с истема образования включает в себя следующие элементы:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В Российской Федерации образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование. Также выделяется профессиональное обучение, которое обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

1.2 Принципы государственной политики РФ в области образования

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах :

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования правительство РФ представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Основополагающим моментом становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и так далее. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

В целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреном выделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ: нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.

К сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Ранее целью средней школы было лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в повседневной жизни.

Однако современными учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности. Следовательно, педагогу необходимо привить ребенку желание и умение учиться, организовать такую деятельность на занятиях, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию его творческих способностей.

На сегодняшний день перед государством в сфере образования стоит приоритетная цель: обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

При этом основными задачами государства являются:

Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия .

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами.

Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.

Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. Так, в начале нового тысячелетия был запущен проект государственной итоговой аттестации (общего государственного экзамена) для выпускников 9 классов и единого государственного экзамена для выпускников 11 класса. Несмотря на все споры и разногласия вокруг ЕГЭ, следует отметить, что подобная форма экзамена приближает российскую систему образования к европейской. Кроме того, в случае набора нужного числа баллов ЕГЭ позволяет поступать в любой ВУЗ, в некоторых случаях без дополнительных вступительных экзаменов.

Еще одним ключевым изменением в системе образования РФ является апробация альтернатив государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях – от детских садов до университетов – параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.

Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.

1.3 Актуальные проблемы в сфере образования и пути их преодоления

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство любой страны должно ставить приоритетной целью и задачей развитие грамотности и образования населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Это зачастую приводит к образованию разного рода трудностям. В настоящее время в российской системе образования можно выделить следующие проблемы:

    Кризис старой системы образования.

    Излишняя теоритическая направленность образования.

    Отсутствие должного финансирования;

    Низкий уровень связи между этапами образования;

    Коррупция;

Рассмотрим каждую из названных проблем и возможные или практические способы их решения более подробно.

Так, при изучении проблемы кризиса прежней системы образования, в высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда. Здесь решением становится привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе частных.

Проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, так как уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе разительно отличаются друг от друга.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета. Однако в настоящее время в прокуратуре РФ существует практика «горячей линии», куда родители могут обратиться в случае неправомерных поборов и взяток, а новые принятые законы призваны ужесточить наказание за подобные явления. Кроме того, аудитории в школах, где проводятся государственные экзамены, оснащены системой видеонаблюдения, что также помогает исключить элемент коррупции во время проведения экзамена.

В заключение данного раздела можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере. Чтобы решить эту проблему, Правительство РФ проводит популяризацию «рабочих» профессий, предоставляя определенные льготы, социальные гарантии, а также увеличивая уровень заработной платы на заводах и иных предприятиях среди подобных специалистов.

1.4 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

В свете происходящей модернизации образования в России, актуальна тема о проведении экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации сами по себе не возникают, а являются результатом научного поиска, практического опыта отдельных учителей и целых коллективов. В подобных условиях преподаватель часто сталкивается с проблемой педагогического риска. Риск подразумевает под собой экспериментальное применение каких-либо технологий, широко не распространенных на практике, но, тем не менее, в теории, являющихся перспективными с точки зрения обучения.

В понимании сущности этих двух понятий лежат две основные проблемы современной педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов. Таким образом, инновации и педагогический риск должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее учителю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

Для того, чтобы определить основные цели и задачи внедрения инновационных технологий в сфере образования, следует обратиться к статье 20 ФЗ «Об Образовании» . Данная статья гласит: «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий <...>. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Верховные законы Российской Федерации гарантируют каждому гражданину РФ право на получения образования. Система российского образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.

В современном интернациональном мире, чтобы быть успешным, приходится подстраиваться под международные тенденции, что закономерно приводит разного рода переменам, в том числе и в сфере образования. Подобные перемены зачастую являются причиной возникновения ряда крупных и мелких проблем. Закон «Об образовании» - попытка решить ряд назревших проблем в современной системе образования. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования.

Основная цель образования сегодня – создание условий для развития природных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования. Перед государством стоит задача не только приблизить уровень и систему образования к международным стандартам, но и сделать так, чтобы оно полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.

В заключении исследования

К сожалению, в современном мире большинство людей не достигают возможного уровня развития, и от этого очень много теряют сам человек, другие люди, государство, общество.

Право на образование - основное и естественное право человека - имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потребность в информации и образовании стоит на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности.

Легальное определение образования приводится в преамбуле Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" , где под ним понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Из приведенного определения следует, что образование характеризуется наличием двух компонентов (процессов) - воспитания и обучения, а также подтверждением достижения соответствующего образовательного ценза обучающимся.

Можно отметить, что образование должно представлять собой единство процессов обучения, воспитания и результата.

Более расширенное понятие образования содержится в проекте Концепции модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ .

В нем под образованием понимается процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния общества.

Под образованием понимается "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства".

Образование в России - система. В ст. 8 Закона "Об образовании" указано, что образование в Российской Федерации представляет собой систему. Любая система - это форма организации определенного количества элементов, "нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей".

Система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, общей теории систем, различных специальных теорий систем .

Положение Закона о системности российского образования является одним из ключевых. Только во взаимосвязи и согласованности всех звеньев этой системы возможно избавиться от ненужного дублирования, "разрывов" и нестыковок между различными ступенями и образовательными программами образовательной системы России и, в конечном итоге, сделать образовательную услугу качественной, а процесс ее предоставления населению - эффективным.

В этой связи справедливо замечание В.Б. Новичкова о том, что законодатель опрометчиво не включил в "совокупность взаимодействующих элементов" системы образования физических лиц, ведь именно человек, а не общество, не государство, является первопричиной, отправной точкой, центральным звеном всей системы образования, в отсутствие которого не мыслится сама система. Гуманистическая направленность всей правовой системы современной России, очевидно, в ближайшем будущем приведет к включению человека в образовательную систему в качестве самостоятельной подсистемы. Введение этой четвертой подсистемы позволит более точно определить права, обязанности и ответственность всех сторон, участвующих в образовательных правоотношениях.

Так или иначе, в настоящее время российская система образования включает в себя три подсистемы (или три элемента системы):

Содержательная подсистема. В это понятие традиционно включают государственные образовательные стандарты и образовательные программы, поскольку именно данные элементы представляют содержательную сторону образования в той или иной стране. Наличие детально проработанных и четких стандартов во всех сегментах образовательной системы, как правило, говорит о высокой системности образования в целом в данной стране. По этому показателю Россия находится далеко не на первом месте.

Функциональная подсистема. В данную подсистему российского образования входят образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и государственные образовательные стандарты, вне зависимости от формы собственности, типа и вида.

Организационно-управленческая подсистема. Организационно-управленческая подсистема в России является в подавляющем большинстве случаев трехзвенной, поскольку ответственность за управление непрерывным процессом реализации государственных образовательных стандартов, как правило, разделена между тремя основными управляющими субъектами - федеральными органами государственной власти, органами государственного управления регионального уровня и локальными органами управления образовательными учреждениями (администрациями образовательных учреждений). Причем такая трехзвенная подсистема управления справедлива в отношении в том числе и частных образовательных учреждений, действующих в Российской Федерации. Исключение составляют муниципальные образовательные учреждения - в этом случае организационно-управленческая подсистема является четырехзвенной: в дополнение к трем вышеуказанным управляющим субъектам добавляются муниципальные органы управления образованием, которые в пределах своей компетенции вправе давать администрациям муниципальных образовательных учреждений обязательные указания, а также осуществлять другие полномочия (ст. 31 Закона об образовании) .

В своем структурном срезе, образование, как, впрочем, и обучение представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека.

Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании" , Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:

Дошкольные;

Общеобразовательные;

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

Учреждения дополнительного образования;

Другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Дошкольное образование не является обязательным и обычно охватывает детей от 3 до 6-7 лет.

Общеобразовательная средняя школа. Обучение с 7 до 18 лет. Существуют разные типы школ, в том числе спецшколы с углубленным изучением отдельных предметов и для обучения детей с недостатками в развитии.

Начальное образование обычно составляет часть среднего образования, за исключением маленьких деревень и отдаленных территорий. Начальная школа или первый уровень общей средней школы охватывает 4 года, большинство детей поступают в школу в возрасте 6 или 7 лет.

Основное общее образование. В 10 лет дети оканчивают начальную школу, переходят в среднюю, где они учатся ещё 5 лет. После окончания 9-го класса им выдается аттестат об общем среднем образовании. С ним они могут подать заявление о принятии их в 10-й класс школы (лицея или гимназии), либо поступить, например, в техникум.

Полное общее образование. Проучившись ещё два года в школе (лицее или гимназии), ребята сдают выпускные экзамены, после чего они получают аттестат о полном среднем образовании.

Высшее образование. Представлено университетами, академиями и высшими институтами. Согласно федеральному закону от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в РФ устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Выпускники этих учебных учреждениях получают либо диплом специалиста (срок обучения - 5 лет), либо степень бакалавра (4 года), либо магистра (6 лет). Высшее образование считается неполным, если срок обучения составил минимум 2 года.

Профессиональное образование. Профессиональное образование, представленное учебными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование. Такое образование можно получить в профессиональных лицеях, техникумах или других учреждениях начального профессионального образования после окончания 9-х или 11-х классов.

Среднее профессиональное образование. К учреждениям среднего профессионального образования относятся различные техникумы, колледжи. Принимают туда после 9-х и 11-х классов.

Высшее профессиональное образование. Система послевысшего образования: аспирантура и докторантура.

Современные реформы в сфере образования, проводимые на фоне глобализации экономики и стремления России войти в единое образовательное пространство, подчинены интересам единой Европы, определяющей зависимость государств в различных областях общественной жизни.

В числе основных документов, направленных на создание единой европейской образовательной системы, представлена Болонская декларация, подписанная в 1999 г. министрами образования 29 стран.

Базой для Болонской декларации послужили университетская хартия Magna Charta Universitatum (Болонья 1988 г.) и Сорбонская декларация - "Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования" (1998 г.), в числе основных приоритетов выдвигающие идеи фундаментальных принципов единого европейского пространства и единой зоны высшего образования для развития европейского континента.

Болонская декларация 1999 г. (подписана Россией в 2003 г.) определяет интеграцию не только в системах образования европейских государств, но и в иных направлениях. При этом образование само выступает мощным фактором сближения национальных государств и формирования транснациональных общественно-государственных систем.

Как видно, планы создания единой образовательной среды в значительной степени определяют цели не только образовательной, но и культурной, научной, экономической интеграции государств Европейского региона, а в будущем - построении наднациональных государств однородного типа хозяйствования.

Вступление России в Болонский процесс является одним из элементов глобального влияния на внутреннюю политику государства и одновременно фактором трансформации системы российского образования.

В процессах глобализации интересы России в Европейском регионе могут быть значительным образом противопоставлены аналогичным интересам европейских государств. Тем более что в имеющихся заявлениях намерения России к концу первого десятилетия XXI в. стать частью общей европейской системы высшего образования оказываются связанными политическим барьерами, при которых равноправное партнерство в этой сфере может быть предоставлено только странам Европейского союза .

На пути к свободному образовательному пространству Россия испытывает массу препятствий не только внешнего, но внутреннего характера. Проблемы заключаются в поиске адекватной определенному историческому моменту модели реформ образования, учитывающих не только мировые процессы, но и интересы устойчивого развития России в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Задача отечественной системы образования в современных условиях заключается в том, чтобы пройти переходный период быстро, грамотно и эффективно, вооружить российских граждан такими фундаментальными и практическими знаниями, которые нужны им не только сегодня, но и потребуются в будущем.

Развитие системы образования России детерминировано мировыми тенденциями глобализации. Социально-экономические изменения в стране, произошедшие в последние 15 лет, привели к внутреннему кризису образовательной системы.

Россия принимает активное участие в создании единого международного образовательного пространства. Начиная с 90-х годов осуществляется широкая модернизация российской системы образования, направленная на ее демократизацию и развитие "как открытой государственно-общественной системы".

Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.

Как функционирует

Российская система образования - это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.

  1. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ - общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

К основным общеобразовательным программам относят:

  • дошкольные;
  • начальные;
  • основные;
  • средние (полные).

Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

  • средние профессиональные;
  • высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

  • в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
  • внутрисемейное;
  • самообразование;
  • экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

  1. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

Образовательное учреждение - это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ выглядит так:

Учреждения образования бывают:

  • государственными (регионального и федерального подчинения);
  • муниципальными;
  • негосударственными, то есть частными.

Все они являются юридическими лицами.

Типы образовательных заведений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • военного высшего профобразования;
  • дополнительного образования;
  • специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.

Структура

Учреждения - главное звено системы образования Российской Федерации. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу по специально разработанным планам и сводам правил.

Кратко систему образования в РФ описать невозможно, поскольку она многообразна и складывается из разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный на каждой образовательной ступени осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

  • государственное,
  • дополнительное,
  • самообразование.

Компоненты

Программы образования в педагогической системе РФ - это целостные документы, разработанные с учетом:

  • ФГОС, на которые приходится более 70% содержания образовательных программ;
  • национально-региональных запросов.

ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты - содержат требования, соблюдение которых обязательно для учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

Профобразование

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

  • укрепление и расширение материальной основы профобразования;
  • создание на предприятиях центров практики;
  • привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
  • повышение качества обучения специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Нормативные документы

Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, - это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая. Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены:

  1. Конституция РФ.
  2. Целевая программа развития образования.
  3. Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
  4. Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».
  5. Примерные положения об организации учебного процесса.
  6. Концепция модернизации системы образования в России.
  7. Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
  8. Типовые положения о дополнительном обучении.

В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.

Управление образовательной системой в РФ

На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.

Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.

Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:

  • гуманного и демократичного подхода в управлении;
  • систематичности и целостности;
  • правдивости и полноты сведений.

Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:

  • центрального;
  • вневедомственного;
  • республиканского;
  • автономно-областного;
  • автономно-окружного.

Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.

Образование в России играет определяющую роль в процессе формирования личности. Главная его цель - воспитание и обучение подрастающего поколения, приобретение ими знаний, умений, компетенций и необходимого опыта. Разнообразные виды образования в России нацелены на профессиональное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие детей, подростков, юношей и девушек. Рассмотрим это более подробно.

Закон "Об образовании в Российской Федерации"

Согласно этому документу, образовательный процесс - это непрерывная, последовательно связанная система. Подобное содержание подразумевает наличие определенных уровней. В законе их называют "виды образования в России".

Каждый уровень имеет конкретные цели и задачи, содержание и методы воздействия.

Виды образования в России

Согласно закону, различают два больших уровня.

Первый - общее образование. Оно включает в себя дошкольный и школьный подуровни. Последний, в свою очередь, делится на начальное, основное и полное (среднее) образование.

Второй уровень - профессиональное образование. Он включает в себя среднее, высшее (бакалавриат, специалитет и магистратура) и подготовку кадров высшей квалификации.

Остановимся на каждом из этих уровней более подробно.

О системе дошкольного образования в России

Этот уровень предназначается для детей до семи лет. Базовая цель - общее развитие, обучение и воспитание дошкольников. Кроме того, подразумевается осуществление контроля и ухода за ними. В России данные функции выполняют специализированные учреждения дошкольного образования.

Это ясли, детские сады, центры раннего развития или дома.

О системе среднего образования в РФ

Как было отмечено выше, она состоит из нескольких подуровней:

  • Начальный длится четыре года. Основная цель - дать ребенку систему необходимых знаний по базовым предметам.
  • Основное образование длится с пятого по девятый классы. Оно предполагает, что развитие ребенка должно осуществляться по основным научным направлениям. В результате средние учебные заведения должны подготовить подростков к ГИА по определенным предметам.

Данные ступени образования в школе обязательны для детей в соответствии с их возрастом. После девятого класса ребенок имеет право уйти из школы и обучаться дальше, выбрав специальные средние учебные заведения. В таком случае именно на опекунов или родителей по закону возлагается вся ответственность за то, чтобы процесс получения знаний был продолжен, а не прерван.

Полное образование подразумевает то, что ученик находится в течение двух лет в десятом-одиннадцатом классах. Основное назначение этого этапа - подготовить выпускников к ЕГЭ и дальнейшему обучению в вузе. Действительность показывает, что в этот период нередко прибегают к услугам репетиторов, поскольку одной школы бывает недостаточно.

Подробнее о среднем профессиональном и высшем образовании в нашей стране

Средние профессиональные учебные заведения подразделяют на колледжи и техникумы (государственные и негосударственные). В них подготавливают студентов по выбранным специальностям в два-три, а иногда - четыре года. В большую часть спузов подросток может поступить после девятого класса. Исключением являются медицинские колледжи. В них принимают при наличии полного общего образования.

В любое высшее учебное заведение России поступить можно по программе бакалавриата только после одиннадцатого класса. В дальнейшем при желании студент продолжит свое обучение в магистратуре.

Некоторые вузы предлагают в настоящее время специалитет, а не бакалавриат. Однако, в соответствии с Болонской системой, высшее профессиональное образование по данной системе в скором времени не будет существовать.

Дальнейшая ступень - подготовка кадров высшей квалификации. Это аспирантура (или адъюнктура) и ординатура. Помимо этого, специалисты, имеющие высшее профессиональное образование, могут пройти программу ассистентуры-стажировки. Речь идет о подготовке педагогических и творческих деятелей высшей квалификации.

Дистанционное образование

Данная система является новой, специфичной формой обучения, которая отличается от традиционных. Дистанционное образование выделяется иными целями, задачами, содержанием, средствами, методами и формами взаимодействия. Преобладающим становится использование компьютерных технологий, телекоммуникаций, кейс-технологий и проч.

В связи с этим наиболее распространённые виды такого обучения следующие:

  • Первый - опирается на интер­активное телевидение. При его реализации возникает непосредственный визуальный контакт с аудиторией, которая находится на расстоянии от преподавателя. В настоящее время этот вид недостаточно разработан и очень дорогостоящ. Однако он является необходимым, когда демонстрируются уникальные методики, лабораторные опыты и новые знания в той или иной области.
  • Второй вид дистанционного обучения опирается на компьютерные телекоммуникационные сети (региональные, глобальные), имеющие раз­личные дидактические возможности (текстовые файлы, мультимедийные технологии, видеоконференции, электронная почта и прочее). Это распространенный и недорогой вид дистанционного обучения.
  • Третий сочета­ет в себе компакт-диск (базовый электронный учебник) и глобальную сеть. Благодаря большим дидактическим возможностям этот вид является оптимальным как для вузовского и школьного обучения, так и при повышении квалификации. Компакт-диск имеет массу преимуществ: мультимедийность, интерактивность, наличие большого объема информации при минимальных финансовых потерях.

Инклюзивное образование

Закон "Об образовании в Российской Федерации" в качестве одной из приоритетных задач выделяет создание благоприятных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями. Причем это отражается не только в форме, но и в содержании.

В законе данная система получила наименование "инклюзивное образование". Его реализация подразумевает отсутствие любой дискриминации детей с особенными потребностями, наличие равного отношения к каждому и доступность обучения.

Инклюзивное образование реализуется во всех учебных заведениях России. Основная цель - создать безбарьерную среду в процессе обучения и обеспечить профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями. Для ее реализации необходимо выполнить определенные задачи:

  • технически оснастить образовательные учреждения ;
  • разработать специальные учебные курсы для педагогов;
  • создать методические разработки для других обучающихся, нацеленные на процесс развития взаимоотношений с инвалидами;
  • разработать программы, которые направлены на то, чтобы облегчить адаптацию лиц с ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях.

Данная работа только получила свое развитие. В течение нескольких ближайших лет поставленная цель и выделенные задачи должны быть полностью реализованы.

Заключение

В настоящий момент четко выделены виды образования в России, раскрыты функции и содержание каждого уровня. Однако, несмотря на это, продолжается реконструирование и реформирование всей системы образования.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов.

Учреждения - это главное звено структуры системы образования РФ. Обучающие заведения ведут учебновоспитательную работу. Кратко систему образования в РФ описать очень сложно, поскольку она многообразна и основывается на разных составляющих. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения складываются в российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

Государственное;

Дополнительное;

Самообразование.

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и требования,;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В РФ устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Статья 10. Структура системы образования РФ:

  1. 7. Система образования в России. Понятие и структура образовательной системы общества. Нормативно-правовые документы в области образования.
  2. 1.Общее понятие о педагогических системах в профессиональном образовании. Основные элементы педагогической системы: цели образования; содержание образования; методы, средства, организационные формы обучения и воспитания.
  3. Б) ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, ПРОГРАММЫ, СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ).