Все о тюнинге авто

Фермерское хозяйство: с чего начать и как добиться успеха

Здравствуйте! Сегодня поговорим про субсидии и гранты сельскому хозяйству в 2018 году.

В связи с санкционной риторикой в отношении нашего государства, предпринимаются серьезные меры, которые направлены на развитие и повышение уровня ведения сельского хозяйства. В текущем году государством планируется выделение еще более серьезного объема средств для данной отрасли.

Виды грантов сельскому хозяйству

Программы выдачи грантов позволяют фермерам и владельцам выйти на новый уровень развития, построить хозяйство, которое будет успешно в экономическом плане.

Сейчас рассмотрим, какие же гранты бывают:

  • Гранты, выделяемые для проведения коммуникаций на сельскохозяйственных предприятиях, для , для строительства различных объектов в сельском хозяйстве;
  • Субсидирование мероприятий по модернизации хозяйства;
  • Субсидирование для погашения платежей по ;
  • Частичная компенсация средств, затраченных на строительные работы по возведению объектов производства;
  • Гранты на покупку сельскохозяйственных животных;
  • Компенсация средств, затраченных на удобрения.

Вообще, имеется 2 варианта оказания поддержки отрасли сельского хозяйства. Гранты, которые государство выделяет начинающим фермерам и семейным фермерским хозяйствам.

За получением такого гранта может обратиться начинающий фермер, который соответствует определенным критериям, речь о которых пойдет далее.

Критерии профессиональной оценки

  1. Профессионализм фермера, который подает заявку на грант на развитие сельского хозяйства. Этому критерию соответствуют: фермеры с высшим образованием (лучше профильным), имеющие рекомендации от местных властных органов;
  2. Наличие грамотно составленного , в котором: сформулированные цели на будущее, способы их достижения, используемые ресурсы, конечный результат.
  3. Наличие ;
  4. Наличие в собственности объектов для реализации поставленных целей;
  5. Планы осуществления сбыта готовой продукции.

Заключительным критерием для оценки является следующий: насколько предлагаемый проект значим для общества.

Учитывая все вышеперечисленные критерии, комиссия выделяет наиболее достойного участника конкурса.

Требования к претендентам

  • Гражданство Российской Федерации;
  • Должность главы КФХ, причем действующего менее 2-х лет;
  • С опытом работы в сельскохозяйственной сфере не менее 3-х лет;
  • Претендент не получал гос. поддержку ранее;
  • Претендент должен проживать в той местности, где располагается его КФХ.

Процедура получения гранта

Для воплощения в жизнь всех идей начинающего фермера в любом случае требуется наличие определенного количества денежных средств, без них никуда. Вот только проблема состоит в том, что далеко не у каждого эти средства имеются, и не все знают . Именно в таких случаях государство готово оказать помощь в виде выделения гранта на развитие фермерского хозяйства.

Грант – тип материальной помощи, которую не нужно возвращать, но получивший его, должен предоставить отчетность за потраченные средства.

Чтобы такую помощь получить, нужно выполнить несколько задач. Поэтому остановимся на некоторых тонкостях и нюансах процедуры получения поддержки от государства.

Прежде всего, стоит учесть то, что предлагаемый проект должен заинтересовать членов экспертной комиссии. Это нужно проанализировать до момента подачи заявки.

Денежные средства, полученные в качестве гранта, потратить по своему усмотрению не получится: за них нужно будет отчитаться.

Теперь рассмотрим, какие документы нужны, для успешной подачи заявки:

  • Заполненный бланк заявления;
  • Ксерокопия документа, удостоверяющего личность;
  • Ксерокопия диплома;
  • Бизнес-план;
  • Верно заполненная анкета;
  • Рекомендации;
  • Согласие для обработки персональных данных;
  • Копии Устава;
  • Справка, которая подтвердит, что заявитель действительно является субъектом малого бизнеса.

Если комиссия потребует еще ряд документов, их нужно будет обязательно предоставить.

Всю сумму гранта полностью не выдают, перечисление происходит долями.

Если фермер получает грант для развития сельского хозяйства, ему нужно будет еще и уплачивать налоги, после получения каждого транша. Еще один важный момент: если целью получения средств, является какое-либо оборудование, то оно и будет предоставлено предпринимателю, а не финансовые средства на приобретение.

Касаемо грантов на создание фермерского хозяйства, стоит сказать, что их можно получить не только у российских инвесторов, но и у зарубежных. Поэтому прежде чем подавать заявку, следует уточнить, кто именно является инвестором, так как их требования значительно отличаются друг от друга.

Изучив заранее эти требования, можно провести коррекцию своего бизнес-плана в соответствии с их запросами. Например, инвесторам из других государств особенно важно целевое использование полученных средств, а отечественные спонсоры больше интересуются количеством потенциальных рабочих мест, которые будут созданы, если проект реализуется.

Если говорить о получении гранта на развитие крестьянско-фермерских и фермерских хозяйств, здесь предпочтение получают те лица, которые готовы не только просить денег у государства, но и вносить в развитие дела свои средства.

Другие виды поддержки

Кроме гранта, молодые фермеры могут воспользоваться и единовременной помощью государства. Решение о ее выдаче также принимает комиссия экспертов, а потратить ее можно на ремонт или приобретение жилья, приобретение мебели, офисной техники, проведения Интернета, проведение различных коммуникаций и т.д.

Заключение договора и перечисление средств

После того, как фермер признается победителем в конкурсе по распределению средств, между ним и Министерством финансов заключается договор, на основании которого начисляется грант. Средства будут начислены в течение 5 дней с момента подписания договора.

В договор включаются следующие пункты:

  • Сумма средств, которые будут выделены;
  • Цель выделения средств;
  • Обязательство осуществлять с/х деятельность в течение 5 лет после того, как грант был выдан;
  • Оговоренные сроки отчетности;
  • Уровень ответственности сторон договора за нарушение его пунктов;
  • Процедура возврата средств, не использованных для реализации проекта.

Финансовые средства перечисляются с лицевого счета Министерства на счет, который открыт на имя получателя денег. Срок перечисления обычно оговаривается в заключенном ранее договоре.

Максимальная сумма гранта, которая может быть выделена одному человеку, составляет – 1500000 рублей, а единовременно оказываемой поддержки – 250000 рублей.

Как получить грант от частных инвесторов

Начинающей фермер может претендовать на получение гранта не только от государства, но и от частного фонда. Обычно такие фонды поэтапно финансируют грантополучателя. Если первые суммы освоены успешно и отчетность за их использование не содержит нарушений, происходит выплата следующей части средств.

Важным моментом обращения к частным инвесторам является то, что мелкие проекты вряд ли их заинтересуют. А вот если вы мыслите глобально и можете обосновать свои планы, вполне возможно, что вами заинтересуются и окажут необходимую финансовую поддержку.

Взяв за основу опыт людей, уже участвовавших в конкурсе на получение грантов, можно дать несколько практических рекомендаций тем, кто только планирует попробовать получить государственную поддержку.

  1. В каждом регионе имеются свои специфические моменты проведения конкурса. Это нужно учитывать и уточнять такую информацию заранее, чтобы быть полностью готовым;
  2. Регистрироваться в ФНС нужно только после детального изучения всех документов о проведении конкурса. Иначе есть риск быть недопущенным к нему.
  3. Учитывайте сроки действия всех справок, чтобы не пришлось собирать их повторно;
  4. Отнеситесь со всей серьезностью к оформлению бизнес-плана. Этот документ комиссия изучает особенно тщательно;
  5. Изучите все условия предоставления гранта именно в своем регионе проживания;
  6. Строго соблюдайте сроки предоставления отчетных документов.

Ответственность за нецелевое использование гранта

Если в ходе разбирательств будет доказано, что получатель гранта не планировал использовать его по назначению, а только получил и присвоил данные средства, либо не отчитался за них в установленные сроки, данное деяние может быть квалифицировано по статье «Мошенничество».

Также такой проступок может квалифицироваться по статье «Нецелевое использование бюджетных средств», что влечет уже уголовную ответственность.

Что хотелось бы сказать, завершая сегодняшний разговор? В случае получения фермером гранта, выигрывают многие: жители конкретной местности будут покупать продукцию местного производителя, фермер получит прибыль, а значит и возможность расширения своего бизнеса.

А какова же выгода государства? Чем меньше импортной сельскохозяйственной продукции будет продаваться в нашей стране, тем меньше внешнего влияния будет оказано на нее. Но эта история уже из другой области.

В условиях экономических санкций и нестабильности мировой экономики, для государства приоритетным заданием является развитие отдельных отраслей производства. К ним можно отнести животноводство, садоводство и сельское хозяйство. Для того чтобы поддерживать эти отрасли и привлекать в них бизнесменов, государством разработана целая система мер. Одной из таких мер является предоставление субсидий крестьянско-фермерским хозяйствам (КФХ).

Как получить

Размер субсидии напрямую зависит от того, в каком регионе происходит регистрация КФХ. С каждым годом размер субсидий возрастает, а география расширяется.

Распределение общей суммы, выделенной государством на поддержку хозяйств, происходит не в равных долях между регионами. На размер субсидирования каждого региона влияет множество факторов:

  • ущерб от санкций в регионе;
  • благоприятность климатических условий;
  • развитие сельского хозяйства в регионе в целом.

Для того чтобы получить помощь от государства в виде субсидий, начинающий бизнесмен и его хозяйство должны соответствовать целому ряду требований.

  1. Необходимо зарегистрировать форму собственности будущего предприятия.
  2. Необходимо иметь собственные средства в размере не менее 100 тысяч рублей.
  3. Должен быть составлен бизнес-план, в котором должны быть показаны расходы и будущая прогнозируемая прибыль.
  4. Бизнесмен должен проработать не менее трёх лет.
  5. Если фермерское хозяйство находится в коллективной собственности, то они должны работать не менее года к моменту обращения за субсидией.

В целом следует отметить, что хоть субсидии и предназначены для начинающих, обратиться за ней могут и те, кто работает уже давно.

В таком случае субсидия выделяется на развитие и расширение предприятия. Эту помощь можно направить на погашение взятого ранее кредита.

Оформление формы собственности

Для того чтобы зарегистрировать КФХ не нужно иметь какую-то особую квалификацию. Но это не означает, что не нужно обладать знаниями в области сельского хозяйства.

Членом крестьянско-фермерского хозяйства могут стать как граждане Российской Федерации, так и лица без гражданства и иностранцы. Для того чтобы образовать КФХ, глава хозяйства должен предварительно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.

Люди, которые решили вступить в фермерское хозяйство, должны быть не моложе 16-ти лет. В состав КФХ могут входить члены не более чем трёх семей, при этом ограничений по численности этих семей нет.

В целях эффективной деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется комплекс мер государственной поддержки, включающий финансовую и организационную помощь. Так, с 1 января 2014 г. упрощен порядок предоставления земельных участков для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Заявления могут быть поданы главами фермерских хозяйств или фермерскими хозяйствами, зарегистрированными в качестве юридических лиц, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления либо в создаваемые в настоящее время многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг .

Важное значение имеет и надлежащее правовое регулирование деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, которое должно четко определять особенности их правового положения, обеспечивать интересы членов хозяйства и самого хозяйства как участника хозяйственного оборота.

Правовые основы деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств устанавливаются Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) (п. 5 ст. 23, ст. 86.1, 257-259), Федеральным законом от 11 июня 2003 г. No 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. No 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другими нормативными актами.

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. No302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» § 2 гл. 4 дополнен подпараграфом 3.1, содержащим ст. 86.1 «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Данная норма предусматривает возможность создания крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, являющееся юридическим лицом, представляет собой добровольное объединение граждан, соединяющих имущественные вклады для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии.

Оно может образовано на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства гражданами, ведущими совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица.

Анализируя это новое положение, целесообразно обратить внимание на следующие обстоятельства:

1. Законодатель располагает ст. 86.1, именуемую «Крестьянское (фермерское) хозяйство», в разделе «Юридические лица». В то же время о крестьянском (фермерском) хозяйстве речь идет и в других статьях ГК РФ (п. 5 ст. 23, ст. 257–259). Однако в указанных нормах регламентируется деятельность крестьянских (фермерских) хозяйствах без образования юридического лица. На наш взгляд, в связи с этим целесообразно в п. 5 ст. 23ГК РФ сформулировать положение о возможности создания крестьянского (фермерского) хозяйства с образованием юридического лица, указав на соответствующие нормы, предусматривающие деятельность таких фермерских хозяйств.

2. Давая определение крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, законодатель подчеркивает, что это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п. 1 ст. 1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве). Следует заметить, что в зарубежном законодательстве (Канады, Германии Польши, Китая) также распространены семейные сельскохозяйственные производства .

В действующем российском законодательстве применительно к крестьянскому (фермерскому) хозяйству – юридическому лицу о наличии между членами хозяйства родства и (или) свойства не упоминается. В то же время содержащаяся в п. 1 ст. 86 ГК РФ отсылка к ст. 23 ГК РФ и далее к Закону о крестьянском (фермерском) хозяйстве не позволяет безоговорочно сделать такой вывод. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. No74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливает, что членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более

чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет. И только в качестве исключения членами фермерского хозяйства могут быть граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Однако максимальное количество таких граждан не может превышать 5 чел.

В разделе «Юридические лица» ГК РФ нормы ст. 86.1 расположены между хозяйственными товариществами и обществами. Таким образом, крестьянское (фермерское) хозяйство следует рассматривать как самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица. Вместе с тем правовое регулирование рассматриваемого юридического лица содержит отдельные положения, предусмотренные для хозяйственных товариществ и обществ. Так, для гражданина – члена крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается запрет на участие в других крестьянских (фермерских) хозяйствах, так же как и для полных товарищей в хозяйственных товариществах. Члены хозяйства несут субсидиарную ответственность по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства, как и участники общества с дополнительной ответственностью, но без указания на возможность ее ограничения в соотношении со стоимостью долей участников общества.

С введением в действие ст. 86.1 ГК РФ возникает вопрос о ее соотношении с ранее установленными положениями ст. 259 ГК РФ, согласно которой члены крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства могут создать хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

В этом случае хозяйственное товарищество или производственный кооператив как юридические лица обладают правом собственности на имущество, переданное им в качестве вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное и приобретенное в процессе его деятельности. При этом вкладами участников являются их доли в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Таким образом, при отсутствии разграничения между нормами ст. 86.1 и ст. 259 ГК РФ возможно создание членами крестьянского (фермерского) хозяйства юридического лица в форме хозяйственного товарищества, производственного кооператива, а также крестьянского (фермерского) хозяйства – юридического лица. В сложившейся ситуации не ясно, каким образом и по каким основаниям может осуществляться выбор соответствующей организационно-правовой формы создаваемого юридического лица.

Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие племенного животноводства;

4) развитие элитного семеноводства;

5) обеспечение производства продукции животноводства;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;

8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;

9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;

10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

11) информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В РФ действует целый ряд программ, направленных на поддержку и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств:

Целевая программа Минсельхоза России «Поддержка начинающих фермеров на период 2012-2014 годы»;

Целевая программа Минэкономразвития России «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, включая КФХ»;

Общепредпринимательские программы поддержки начинающих;

Областные и муниципальные программы развития крестьянско-фермерских хозяйств.

Основной программой поддержки фермерского хозяйства является Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением

Основные цели Программы: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; стимулирование инвестиционной

активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности; содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.

Для достижения вышеперечисленных целей важную роль играет стимулирование граждан к объединению в крестьянские (фермерские) хозяйства для ведения совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, чему должны способствовать следующие направления государственной экономической политики:

1.Повышение эффективности государственной поддержки финансового

благосостояния сельского хозяйства. Согласно Плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной

стабильности в 2015 году государство выделяет дополнительные средства из федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства в размере 50 млрд. рублей из 2,3 трлн. рублей, заложенных в антикризисный план, что представляется недостаточным в условиях экономического эмбарго и тенденции к импортозамещению . Также необходимо установить эффективный контроль расходования выделенных средств, при этом финансы должны быть направлены не только на поддержание существующих государственных объектов сельского хозяйства, но и быть доступными для развития крестьянских (фермерских) хозяйств.

2. Поддержание системы кредитования и субсидирования крестьянских (фермерских) хозяйств в целях обеспечения доступности краткосрочных и

долгосрочных кредитов.

3. Совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности и эффективности устранения безосновательного завышения цен на рынке. В настоящее время Генпрокуратура России проводит масштабные проверки по выявлению причин роста цен на социально значимые продукты, а также комплекс мер, направленных на борьбу с недобросовестными предпринимателями, поставщиками и торговцами. При дальнейшем обострении ситуации на рынке Правительству

Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. No 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» следует воспользоваться своим правом на госрегулирование цен на социально-значимые товары.

4. Создание условий для реализации потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения и создании крестьянских (фермерских)

хозяйств, содействие в социальном обустройстве членов крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских поселениях.

5. Стимулирование развития совместной организации труда в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

6. Развитие инфраструктуры рынков, необходимых для реализации товаров крестьянским (фермерским) хозяйством.

7. Освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском хозяйстве, пищевой промышленности: рост плодородия и урожайности, расширение территорий для посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкция и строительство мелиоративных систем, ускоренное развитие животноводства.

8. Формирование общего продовольственного рынка в рамках таможенного союза государств – членов Евразийского экономического сообщества с привлечением ресурсов и возможностей крестьянских (фермерских) хозяйств.

9. Совершенствование государственной торговой политики, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.

Особое внимание необходимо уделять осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, безработицы и обеспечение приоритетной поддержкой наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации собственного крестьянского

(фермерского) хозяйства, особенно в условиях притока граждан Украины из мест ведения боевых действий.

Следует отметить, реализация вышеперечисленных мер должна способствовать развитию сельскохозяйственного сектора экономики государства, появлению благоприятных условий для создания объединений граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства (крестьянских (фермерских) хозяйств), обеспечению импортозамещения и, как следствие, продовольственной независимости и национальной безопасности Российской Федерации .

В целом в субъектах Российской Федерации отмечается формальный подход к осуществлению государственной поддержки фермеров, не учитывающий, в том числе актуальность, экономическую и социальную значимость такой поддержки.

Информационно-разъяснительная работа с муниципальными образованиями и КФХ, проводимая органами управления АПК субъектов Российской Федерации, является недостаточно эффективной.

Для активизации работы по оказанию государственной поддержки фермеров предлагает провести в субъектах Российской Федерации следующие мероприятия:

1) обеспечить совместно с региональными отделениями Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (далее – АККОР) доведение информации о реализуемых мерах государственной поддержки до каждого главы КФХ;

2) пересмотреть порядки расходных обязательств с целью снятия барьеров по оформлению и получению субсидий на возмещение части затрат КФХ при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

3) создать возможности консультативной поддержки фермеров на муниципальном уровне.

При этом важно не только поддерживать крестьянско-фермерские хозяйства, но и обеспечивать эффективность их функционирования.

Исследование крестьянских и фермерских хозяйств показало, что основными факторами, определяющими эффективность труда в них, являются размер хозяйства, структура производства, цены на произведенную продукцию, затраты на ее производство, распределение прибыли, наличие или отсутствие государственной поддержки, производительность труда.

Основной проблемой, определяющей положение и перспективы крестьянских и фермерских хозяйств, является неурегулированность цен на продукцию, их независимость от производителя и низкий уровень, не позволяющий добиться минимального уровня рентабельности для самофинансирования и расширенного воспроизводства.

Низкий уровень цен реализации влечет за собой ряд других проблем деятельности хозяйств, среди которых:

Отсутствие новой техники и невозможность ее купить;

Недостаточные объемы элитных семян, удобрений, поголовья племенных животных;

Нехватка помещений и оборудования для хранения урожая и, часто, необходимой инфраструктуры (фермер не может ее построить из-за отсутствия денег);

Низкое качество рабочей силы из-за невозможности установить достойный уровень заработной платы и пр.

В Российской Федерации существует механизм закупочных интервенций, регулируемый Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 12.02.2015) "О развитии сельского хозяйства" . Его суть заключается в закупке сельскохозяйственной продукции государством при снижении цен ниже минимальных расчетных. В ходе проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время механизм закупочных интервенций не приводит к стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции для фермерских и крестьянских хозяйств.

Результаты наблюдений и исследований позволили из всех вариантов развития крестьянских и фермерских хозяйств выбрать два альтернативных, являющихся наиболее перспективными:

    Сохранение и усиление уже сложившейся тенденции выбывания слабых и укрупнения оставшихся хозяйств, которые самостоятельно решают проблемы сбыта произведенной продукции в рамках собственного видения и возможностей, и пользуются ресурсами, предоставляемыми государственными программами и банками.

    Разработка мер по совершенствованию уже существующих программ государственной поддержки крестьянских и фермерских хозяйств, которые помогут не только сохранить, но и повысить их количество путем повышения привлекательности сельскохозяйственного труда.

Когда стало ясно, что европейские и американские санкции против России отменены будут не скоро, правительство начало активно поддерживать в финансовом и информационном плане сферу сельского хозяйства, чтобы продуктовые магазины были заполнены отечественными продовольственными товарами. Министерство сельского хозяйства вынесло предложение о выделении финансирования на развитие фермерства в регионах, и Правительство одобрило его, благодаря чему из бюджета направлено более 17 млрд. рублей на поддержку сельскохозяйственной промышленности. Разберёмся, какие именно субсидии для сельского хозяйства на развитие можно оформить в 2019 году, и какие условия должны для этого соблюдаться.

С какой целью выделяются субсидии для сельского хозяйства на развитие

Нынешняя экономическая ситуация и сложности, связанные с ведением сельскохозяйственного бизнеса, не позволяют фермерам справляться с развитием и расширением собственного дела своими силами – приходится искать помощи у Правительства. Чтобы разнообразить российский производственный рынок продуктами питания местного производства, государство ежегодно выделяет бюджетные средства на финансирование проблемных направлений сельского хозяйства. К основным мерам помощи можно причислить:

  1. Корректировку бюджетной политики , направленную на выделение дополнительных инвестиций в сельскохозяйственные отрасли. Власти сначала выясняют, какие отрасли являются наиболее приоритетными, после чего назначают субсидии процентных ставок по займам на развитие АПК, компенсации по договорам лизинга, оформленным на необходимое оборудование.
  2. Бюджетные дотации , выраженные в целенаправленном ассигновании убыточной продажи продуктов сельскохозяйственной отрасли во время плохого урожая. Также возможно выделение компенсации фермерам упущенной выгоды при сдерживании повышения стоимости социально значимых продуктов.
  3. Предоставление кредитов по льготным ставкам , приоритетное вложение денег в аграрные проекты, разработка специальных форм страхования (от падежа племенного скота, от порчи культурных растений при выращивании в зонах рискованного земледелия).
  4. Планирование будущих инвестиций в с/х отрасль , составление прогнозов их развития, разработка проектов помощи.

Какие направления деятельности считаются приоритетными

Программа активной поддержки сельского хозяйства рассчитана на 2013-2020 годы. Предполагается, что к тому времени отрасль окрепнет и будет расширяться самостоятельно.

Финансирование сельскохозяйственной области производства преследует следующие цели:

  • освоение заброшенных или пустующих участков земли;
  • создание новых рабочих мест и направлений работ;
  • повышение уровня заработных плат в отрасли;
  • расширение сырьевого рынка;
  • замена импортных продуктов (особенно мясных и молочных) на отечественные.

Прежде чем выделять финансирование, власти изучают вопрос значимости сельскохозяйственных отраслей для нынешней экономики страны. На данный момент наиболее приоритетными направлениями считаются:

  • инновационное развитие, модернизация циклов сельскохозяйственного производства;
  • помощь в открытии и расширении маленьких фермерских и крестьянских хозяйств;
  • оказание помощи фермерам, специализирующимся на растениеводстве;
  • проработка линий сбыта продуктов с/х производств;
  • открытие перерабатывающих предприятий;
  • помощь в организации мясо-молочного скотоводства и животноводства;
  • разработка плана рационального использования земельных угодий;
  • мелиорация сельскохозяйственных земель.

Виды субсидии для сельского хозяйства на развитие

На сегодняшний день, несмотря на обещания предпринять новые меры поддержки сельского хозяйства, действуют старые методы помощи фермеров и крестьянских хозяйств:

  1. Разовые субсидии для сельского хозяйства на развитие. Предназначены для полного обустройства начинающего фермерского хозяйства – покупки жилья, возведения новых жилых объектов, приобретения грузовых машин и специализированной техники, проведения коммуникаций к участку и так далее.
  2. Возмещение затрат на постройку объектов , необходимых для крестьянского хозяйства в рамках одной семьи.
  3. Выделение субсидий на договоры лизинга , оформленного для покупки оборудования, техники.
  4. Выдача средств на погашение процентов по кредитам (только по кредитам, взятым на модернизацию хозяйства).
  5. Выдача грантов на расширение хозяйств. Организация конкурса для владельцев сельскохозяйственных производств, победители которого получат средства на покупку земли, подключение коммуникаций, возведение необходимых строений (при условии предоставления отчётов о расходовании средств).

Условия получения субсидии для сельского хозяйства на развитие

Решение о выдаче субсидии для сельского хозяйства на развитие или об отказе в выплате принимает специальная комиссия, опираясь на следующие критерии отбора претендентов:

  1. Грамотность разработанной схемы сбыта сельскохозяйственной продукции. В первую очередь рассматриваются заявители, кто уже имеет опыт продаж произведённой продукции (придётся доказывать, предъявив договора с магазинами, закупочными линиями).
  2. Наличие у заявителя как минимум 30% суммы запрашиваемого гранта (к учёту идут денежные средства, скот, постройки, оборудование).
  3. Наличие грамотно составленного, адекватного и реалистичного бизнес-плана.
  4. Членство в кооперативе или наличие письменных рекомендаций от муниципалитетов.
  5. Организация работы личного подсобного хозяйства на протяжении как минимум 10 лет до подачи заявки на получение гранта.
  6. Наличие высшего аграрного образования и опыта работы, профессионализм в выбранной сфере.
  7. Уровень социальной значимости проекта (будут ли оборудованы дополнительные дороги и подъездные пути, будут ли созданы рабочие места и т.д.).

Какие документы нужны для получения субсидии для сельского хозяйства на развитие

Шансы на получение гранта повысит написание и защита диссертации на тему развития сельского хозяйства.

Чтобы участвовать в конкурсном отборе претендентов на получение гранта, необходимо подготовить следующий набор документов:

  1. Заявление на участие в конкурсе на получение гранта.
  2. Анкета участника конкурсного отбора.
  3. Бизнес-план.
  4. Ксерокопия паспорта РФ (разворота с фото и штампом о регистрации).
  5. Любые два из перечисленных ниже документов:
    • Выписка (заверенная установленным законом образом) из похозяйственной книги, подтверждающая занятие развитием личного хозяйства.
    • Ксерокопия трудовой книжки с записями о работе в отрасли сельского хозяйства на протяжении более 3 лет.
    • Ксерокопия сертификата об окончании специализированных курсов подготовки фермеров.
    • Ксерокопия диплома о получении среднего специального или высшего образования в аграрной области.
  6. Учредительные документы фермерского или крестьянского хозяйства или предприятия другой формы.
  7. Ксерокопия свидетельства о регистрации предприятия в налоговой службе.
  8. Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  9. Выписка из расчётного счёта, свидетельствующая о наличии как минимум 10% от суммы запрашиваемого гранта.
  10. Подробная смета работ.
  11. Договор о реализации продукции на сумму не менее 30 000 рублей.
  12. Свидетельство о постановке на налоговый учёт.
  13. Справка о приобретении специальной техники, материалов, оборудования, скота и так далее.
  14. Любые договоры с партнёрами, розничными и оптовыми точками продаж.
  15. Рекомендательные письма из муниципалитета, справка о членстве в кооперативе.

Программа поддержки “Начинающий фермер”

Суть программы заключается в том, чтобы поддержать фермеров, только начинающих ведение сельского хозяйства. Поскольку запуск подобного бизнеса является сложным, Правительство решило оказывать финансовую помощь, чтобы энтузиазм предпринимателей не погас ещё на старте.

Размер субсидии и условия участия в программе

Помощь государства в рамках данной программы заключается в предоставлении разовой субсидии на обустройство хозяйства (не более 300 000 рублей ) или в выдаче гранта на расширение (полтора миллиона рублей ). Потратить средства разрешается на приобретение участка земли, запаса кормов для скота, семян, поголовья домашней птицы и сельскохозяйственных животных.

Как получить грант по программе “Начинающий фермер”

Чтобы попытаться получить грант, нужно составить подробный и грамотный бизнес-план, на основании которого будет происходить расходование средств субсидии. Направить его нужно в Министерство сельского хозяйства территориального образования по месту регистрации хозяйства. Пакет документов не отличается от того, что мы рассматривали выше. Защищать проект публично не придётся – экспертная комиссия рассмотрит представленные бумаги самостоятельно и примет решение за 15 дней с даты подачи заявки.

Программа поддержки “Семейная животноводческая ферма”

Целями данной госпрограммы являются помощь в развитии семейного хозяйства (в котором нет других работников, кроме родственников, причём как близких, так и дальних), увеличение численности сельскохозяйственных животных, развитие социальной структуры сельского поселения. Средства выделяются в виде гранта на развитие.

Размер гранта и условия участия в программе

Величина гранта не является фиксированной суммой и зависит от составленного и представленного на рассмотрение комиссией бизнес-плана развития фермерского хозяйства – субсидия будет предоставлена в размере 60% от общей суммы предполагаемых затрат (но не более 10 миллионов рублей). При этом необходимо предъявить документы, доказывающие наличие на личном счёте оставшихся 40% процентов (для данной цели можно взять кредит).

Данный проект рассчитан на тех представителей сельскохозяйственного бизнеса, кто производит мясо-молочную продукцию. Основными условиями участия в программе являются:

  • отсутствие в прошлом случаев получения любых грантов на развитие малого и среднего бизнеса или на открытие КФХ;
  • минимальный срок работы фермы до подачи заявления – 12 месяцев;
  • как минимум трое работников фермы.

Как и в случае с другими программами, необходимо будет заполнить анкету участника конкурсного отбора, которая должна быть передана в с/х ведомство региона нахождения предприятия. Средства на финансирование проекта выделяются из федерального бюджета, но распоряжаются деньгами местные власти, которые вправе также выплачивать средства и из бюджета региона.

Помощь начинающим фермерам в виде грантов от государства оказывается с 2012 года. Цель – помочь развить предпринимательскую деятельность в любой отрасли сельского хозяйства: разведении лошадей, коров, овец, коз, свиней, птицы, выращивании картофеля, зерновых (зернобобовых) культур, овощей на открытом и закрытом грунте, плодов и ягод, рыболовство, пчеловодство. Гранты предоставляются лицам, которые зарегистрированы как ИП не менее года, имеют бизнес план по расширению или модернизации хозяйства. Поддержка предоставляется один раз, в течение 10-и лет приобретенное имущество запрещено продавать.

Цели программы «Начинающий фермер»

Главная цель – повысить конкурентоспособность сельхозпродукции путем развития .

Гранты должны обеспечить:

  • условия для модернизации существующих и создания новых фермерских хозяйств;
  • доступность финансов.

Поддержка государства стимулирует переход с подсобного хозяйства на фермерское.

Субсидии начинающим фермерам в 2017-2018 году — на что можно использовать?

Помощь начинающим фермерам предоставляется по двум основным направлениям:

  • на создание (развитие) хозяйства 1,5 -3 млн. руб.;
  • помощь на устройство быта до 250 тыс. руб.

Полученные от государства средства по первому пункту можно использовать на:

  • покупку земли сельхозназначения, транспортных средств, животных, оборудования, инвентаря;
  • разработку проектов возведения (модернизации, реконструкции) помещений для производства, складов;
  • покупку, возведение, ремонт помещений для производства, складов, инженерных коммуникаций, заграждений, их регистрацию и подключение к инженерным сетям;
  • строительство дорог, без которых невозможно производство, переработка, хранение продукции;
  • приобретение семян (другого материала для посадок), ядохимикатов, удобрений.

Грант на обустройство быта можно потратить на покупку:

В благоустройство включается так же:

  • ремонт жилого дома;
  • погашение долгов по ипотеке (см. );
  • подключение к центральному водопроводу, системе канализации, электросети, интернету.

План расходов составляется отдельно по каждому пункту, аграрий должен оплатить 10%.

Интересно! Привычные гранты для начинающих фермеров в 2017 году дополнены возможностью получить:

  • субсидию на возврат процентов по кредиту, оформленному ранее на развитие;
  • компенсацию на построенные производственные объекты;
  • оплату первых взносов при приобретении техники (оборудования) в лизинг;
  • компенсацию убытков при оформлении земли;
  • средства на газификацию, устройство системы орошения и др.

Кроме того, у аграриев есть возможность оформить кредит с пониженной ставкой.

Важно! В 2017 году в некоторых регионах сумма достигнет 3-х млн. руб . В 2018 году запланировано повышение на всей территории страны.

Минсельхоз отмечает, что 40% сельхозпродукции производится в маленьких хозяйствах. Рассматривается вопрос об упрощении процедуры предоставления грантов, возможности кредитования на льготных условиях на короткие сроки. Предполагается в будущем разрешить строительство жилых домов на землях сельхознахначения.

Последовательность действий претендента установлена законодательством:

  • выбрать юридическую форму хозяйства;
  • проверить соответствия требованиям участия;
  • разработать бизнес план;
  • собрать пакет документов;
  • составить и отправить заявку.

Конкретные условия для получения гранта «Начинающий фермер»:

  • опыт (не менее 10-и лет), образование (желательно высшее), рекомендации, выданные кооперативом и местными властями;
  • высокое качество бизнес плана (должен содержать описание деятельности, финансирование, анализ рисков, обоснование эффективности);
  • наличие собственного капитала (не менее 10% от стоимости проекта);
  • наличие договоров по реализации производимой продукции;
  • значимость для конкретного региона.

Претендент должен вести предпринимательскую деятельность не менее полугода, использовать предоставленные средства за 1,5-2 года, не иметь задолженностей по перечислениям стразовых взносов (см. ).

Субсидии начинающим фермерам в 2017-2018 году — пакет документов

Для участия необходимо предоставить:

  • заявку установленного образца;
  • анкету;
  • документ, удостоверяющий соответствие образования;
  • трудовую книжку (для определения опыта);
  • выписку, удостоверяющую наличие хозяйства;
  • бизнес план;
  • документ, удостоверяющий юридическую форму хозяйства;
  • паспорт;
  • смету затрат по проекту;
  • выписку из банка, подтверждающую наличие собственных средств;
  • справку, подтверждающую наличие оборудования;
  • выписку их налоговой службы.

Важно! В различных регионах перечень документов может отличаться.

Программа «Начинающий фермер» в 2017-2018 году — перспективы и отзывы

В 2017 году (если сравнивать с 2016 годом) в условия внесены изменения. Увеличился бюджет субсидирования, главным критерием при отборе стала эффективность деятельности претендента, отсутствие задолженностей по налогам. Максимальный размер субсидии на данный момент 3 млн. руб. Но эта сумма доступна не во всех регионах из-за разницы коэффициентов.

Все документы сдаются в Минсельхоз региона. Рассмотрение длится 15 дней, потом претендент вызывается на беседу. Перед принятием окончательного решения оцениваются деловые качества соискателя. Если заявка одобрена, средства предоставляются в течение 3-х месяцев. Больше всего субсидий предоставлено в Ставропольском крае и Дагестане.

Аграриев (судя по отзывам) программа «Начинающий фермер» привлекает, но отмечается длительность сбора документов. Кроме того, их оформление требует значительных финансовых затрат. Отрицательным считается и требование по наличию высшего образования. Курсов с сельхозакадемии для получения субсидии недостаточно. Средства не предоставляются так же тем, у кого мало земли и денег в банке. На практике требуется не менее 200 тысяч руб.