Все о тюнинге авто

Трудовой кодекс рф конспект. Описание трудового кодекса российской федерации

Сегодня, 1 февраля 2017 года, довольно знаменательная дата. Ровно 15 лет назад был введен в действие Трудовой кодекс Российской Федерации. На вопрос: «Когда был принят Трудовой кодекс РФ» отвечаем, что его приняли 30 декабря 2001 года, на основании ст. 420 ТК РФ был введен в действие с 1 февраля 2002 года.

Трудовой кодекс Российский Федерации пришел на смену Кодексу законов о труде Российской Федерации, который был принят в последний месяц 1971 года. Так что действующий кодекс еще достаточно молод по сравнению со своим предшественником. Интересно, что последнее изменение в КЗоТ РФ было внесено буквально за неделю до вступления в силу нового кодекса. На основании Постановления Конституционного суда РФ некоторые нормы были признаны несоответствующими Конституции.

Для чего был принят новый Трудовой кодекс?

Кодекс законов о труде Российской Федерации был принят во времена Советского союза. И поэтому он не отвечал требованиям реальной рыночной экономики, да и Конституции Российской Федерации в том числе.

По прошествии 15 лет действия Трудового кодекса РФ можно сказать, что принят он был в очень «сыром» виде, о чем свидетельствуют неподдающиеся счеты поправки и изменения. Я часто вспоминаю времена, когда отсутствовали справочные правовые системы, Интернет и все изменения и дополнения мы обычно вклеивали прямо в бумажный экземпляр кодекса.

По-моему, Трудовой кодекс РФ принимался, как некое компромиссное решение, направленное на закрепление прав работников и работодателей. Вместе с тем, не смотря на то, что я полностью поддерживаю в первую очередь работников, именно на работодателей действующий Трудовой кодекс взвалил неподъемное бремя различных гарантий и компенсаций, которые часто делают экономически невыгодным игру по правилам. А это приводит к игнорированию заключения трудовых договоров, серым зарплатам и так далее.

Может быть и не стоит это связывать со вступлением в действие в 2002 году Трудового кодекса РФ, но в нашей стране произошло явное расслоение. Я сейчас не имею в виду олигархов и рабочих на заводах. Я хочу сказать об обычных служащих, которые стали «государственными служащими», «муниципальными служащими» и просто «бюджетниками». Разрыв в уровне заработной платы, различных гарантиях и компенсациях работников, например, социальной сферы очень велик. Выполняя одну и туже работу люди имеют очень разный уровень жизни и тем он выше, чем выше поднимается работник по ступеням государственной или муниципальной службы.

Вывод

Теперь вы знаете, когда был принят Трудовой кодекс РФ, чем это было вызвано. По моему мнению, в обществе на сегодняшний день назрела необходимость не в принятии нового Закона о труде, нет. Необходимо воплотить в жизнь основные принципы уже действующего Трудового кодекса, а именно:

  • равенство прав и возможностей работников;
  • обеспечение права каждого работника на выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование для него самого и его семьи.

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - основной систематизированный законодательный акт, регулирующий трудовые отношени я в РФ. Подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. (№ 197-ФЗ), с 1 февраля 2002 г. вступил в силу. 6 октября 2006 г. введен в действие ФЗ от 30 июля 2006 г. № 90-ФЗ, которым в ТК РФ внесен ряд существенных изменений. Действующий ТК РФ состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав, 438 статей.

ТК РФ содержит нормы, цель которых - создать благоприятные условия труда , обеспечить защиту прав и интересов работников и работодателей , а также необходимую правовую базу для изменения правового характера трудовых отношений. В нем впервые закреплена недопустимость какой бы то ни было дискриминации в трудовых отношениях. Введен запрет на принудительный труд . ТК РФ установил ответственность работодателя за задержку заработной платы. Такая задержка отнесена к категории принудительного труда. Помимо уголовной и административной ответственности введена материальная ответственность.

ТК РФ дает подробное толкование содержания трудового договора , определяет его существенные условия, предусматривает обязательность заключения трудовых договоров между работниками и работодателем. Работодатель обязан письменно оформить отношения с каждым работником. Приказ работодателя о приеме на работу работника расценивается лишь как один из элементов оформления на работу и должен быть дополнен подписанием договора, фиксирующего особенности организации, условий и оплаты труда, возможности социальных гарантий и компенсаций для конкретного работника.

Безусловный приоритет в ТК РФ отдается бессрочному трудовому договору. Дан исчерпывающий перечень оснований для заключения трудового договора на определенный срок и содержится прямой запрет заключать срочные трудовые договоры в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных бессрочным трудовым договором.

В ТК РФ определены особенности регулирования труда руководителей организаций , совместителей, временных и сезонных работников, в т. ч. работающих вахтовым методом, надомников, частных (физических) лиц.

Впервые в трудовом законодательстве появились правовые нормы, регулирующие защиту персональных данных работника . Выделена специальная часть о защите трудовых прав работников - зафиксированы формы, методы этой защиты, в т. ч. самозащиты. В гл. 57 детально описан механизм государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Социальному партнерству в сфере труда посвящена ч. 2 ТК РФ. Определены основы правовых взаимоотношений в сфере труда и в экономике как в целом, так и в отраслях и организациях. Социальное партнерство реализуется через систему соглашений между работниками и работодателями. Установлены правила разработки и заключения коллективных договоров и соглашений на разных уровнях.

В отличие от ранее действовавшего кодекса о труде ТК РФ упорядочивает отношения, возникающие в связи с обеспечением охраны труда работников. Указаны основные направления государственной политики в области охраны труда , ее нормативные требования, обязанности работодателя по обеспечению безопасных УТ, обязанности работников в этой сфере, гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ, положения об органах управления ОТ, порядок и условия расследования несчастных случаев на производстве , источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда .

ТК РФ имеет приоритет перед всеми иными законодательными актами в сфере труда. В случае противоречий между ним и др. законами, иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права и действующими на территории РФ, применяются нормы ТК РФ.

Трудовой кодекс - кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон (Россия) от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года.

Является исторически четвертым кодифицированным российским НПА о труде. Он содержит более 400(424) статей, объединенных в 62 главы, 14 разделов и 6 частей.

Наиболее существенной переработке ТК РФ подвергся в результате принятия федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (часто называемого «Законом о монетизации») и от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ (последний Закон создал, по сути, новую редакцию ТК РФ).

Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.

Трудовой Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

Новый Кодекс, сохранил на 70 процентов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права. Он, увеличил гарантии трудовых прав работников, например, о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др.

В Кодексе состоит из 14 разделов со следующими их названиями:

Раздел I. «Общие положения».

Раздел II. «Социальное партнерство в сфере труда».

Раздел III. «Трудовой договор».

Раздел IV. «Рабочее время».

Раздел V. «Время отдыха».

Раздел VI. «Оплата и нормирование труда».

Раздел VII. «Гарантия и компенсация».

Раздел VIII. «Трудовой распорядок. Дисциплина труда»

Раздел IX. «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников».

Раздел X. «Охрана труда».

Раздел XI. «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Раздел XII. «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».

Раздел XIII. «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов содержащих нормы трудового права».

Раздел XIV. «заключительные положения».Как видим, разделы ТК отражают, как правило, самостоятельные институты трудового права (в КЗоТ это было по главам).

Все другие акты трудового законодательства, как федеральные, так и субъектов Федерации, органов местного самоуправления и локальные, принятые в организации, должны соответствовать Кодексу, не противоречить ему. Нормативные указы Президента Российской Федерации по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам (ст. 5 ТК).

В случае противоречия между Кодексом и иным федеральным законом применяется Кодекс. А если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответствующих изменений.

11. Федеральный закон “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (общая характеристика).

Федеральный закон направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами МСУ, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку. Они имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Действие Закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами РФ. Особенности применения Закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников ОВД РФ, органов ФСБ, таможенных органов РФ, ФОНП, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов МСУ, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Они самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (которые должны предусматривать установленный законом перечень положений), положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов в реестр общественных объединений. Рассмотрены вопросы реорганизации и ликвидации профсоюзов.

Самостоятельные главы закона посвящены правам профсоюзов (на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, на содействие занятости, на информацию, на участие в урегулировании коллективных трудовых споров и т.д.), их гарантиям и защите.

За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

12. Федеральный закон “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” (общая характеристика).

20 октября 1995 года принят Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", который подписан Президентом Российской Федерации 23 ноября 1995 года и вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 5 декабря 1995 года).

1. Федеральный закон устанавливает правовые основы, порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку в ходе разрешения коллективного трудового спора (п. 1 ст. 1).

2. В главе 2 Федерального закона определяется порядок разрешения коллективного трудового спора. Он, в частности, включает в себя следующие этапы: рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Причем, рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже (ст. 6).

3. Федеральным законом определяется правовое положение службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Установлено, что служба - государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Эта служба осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров; организует в установленном порядке финансирование арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, и осуществляет другие полномочия (ст. 11).

4. В главе 3 Федерального закона регулируется осуществление права на забастовку, в том числе раскрывается содержание права на забастовку (ст. 13), дается перечень обязанностей сторон в ходе забастовки (ст. 16), определяются гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки (ст. ст. 18, 19).

5. Федеральный закон определяет условия, при наличии которых забастовка является незаконной (ст. 17).

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховным судом республики, краевыми, областными судами, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора (п. 5 ст. 17).

Согласно п. 7 статьи 17 решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению.

6. Глава 4 Федерального закона посвящена вопросам ответственности за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.

В частности, представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, а также если они виновны в невыполнении обязательств по соглашению, подвергаются дисциплинарному взысканию или штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке (ст. ст. 20, 21).

7. В статье 22 Федерального закона устанавливаются основания ответственности работников за незаконные забастовки.

В пункте 2 этой статьи предусмотрена ответственность профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее незаконной. В частности, установлено, что в этом случае профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Представляется, что иски о возмещении убытков, причиненных незаконной забастовкой, предъявляемые к профсоюзным организациям, могут рассматриваться арбитражным судом исходя из подведомственности споров, определенной процессуальным законодательством.

8. Согласно статье 23 дела о наложении штрафов, предусмотренных Федеральным законом, рассматриваются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

13. Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации”

(общая характеристика)

Важнейшим источником трудового права является Тру-довой кодекс РФ. Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г., и с этой даты КЗоТ 1971 г. со всеми его изменениями и дополнениями перестал действовать. Новый Трудовой кодекс РФ — четвертый по счету. Первый был принят в 1918 г. С его принятием образовалась самостоятельная отрасль трудового права, регулирующая труд.

Вто-рой КЗоТ (1922 г.), действовавший почти 50 лет, в отличие от пер-вого предусматривал нормы всех институтов трудового права, кро-ме норм об обеспечении занятости. Этот КЗоТ РСФСР сыграл большую роль в развитии трудового права не только России, но и других республик бывшего СССР, оказал определенное влияние и на международно-правовое регламентирование труда, конвенции и рекомендации МОТ по важнейшим вопросам труда.

Третий КЗоТ РФ, принятый в декабре 1971 г. и вступивший в силу с 1 апреля 1972 г., за 30 лет его действия 12 раз изменял-ся. Но наиболее кардинальные изменения были внесены Зако-ном от 25 сентября 1992 г. Этот КЗоТ значительно расширил права работников и их гарантии, права профсоюзов и закрепил в общем виде полномочия трудовых коллективов. В соответст-вии с Федеральным законом о занятости 1993 г. в него была до-полнена гл. 1П-А о содействии занятости и трудоустройству.

В новейших российских федеральных законах по-новому урегулированы многие вопросы труда. Поэтому из КЗоТа исклю-чены были ряд статей и сделаны отсылки к соответствующим законам.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 29, ст. 3702) имеет широкую сферу действия, превышающую сферу действия трудового права, поскольку он применяется и к труду по другим отраслям права (гражданского, административного). Существен-ное значение имеют и такие Федеральные законы, как «О соци-альной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 нояб-ря 1995 г. № 175-ФЗ, «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.

Право законодательной инициативы согласно ст. 104 Консти-туции РФ имеют Президент РФ, Совет Федерации и каждый его член, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, пред-ставительные органы субъектов Федерации, а также по вопросам их ведения — Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

В Трудовом кодексе всего 424 статьи, сгруппированные в 14 разделов, шесть частей и 62 главы.

Новый Кодекс, как указывалось ранее, сохранил на 70 про-центов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих ны-нешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение соци-ально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уров-не организации, как индивидуальных, так и коллективных, рас-ширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функ-ции трудового права.


Он, с одной стороны, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организа-ции и др. С другой стороны, как указывалось, в Кодексе есть и недостатки, которые, думается, сократятся в процессе его прак-тического применения.

И самым большим недостатком ТК, по нашему мнению, яв-ляется именно отсутствие в нем наиважнейших ныне вопросов: о праве на труд, его понятии, четких его гарантиях, о содейст-вии занятости и трудоустройству, о полномочиях трудовых кол-лективов, которые во всем мире постепенно признаются, а у нас признанная миром производственная демократия значительно Кодексом урезана.

В Кодексе, как указывалось, 14 разделов со следующими их названиями:

Раздел I. «Общие положения».

Раздел II. «Социальное партнерство в сфере труда».

Раздел III. «Трудовой договор».

Раздел IV. «Рабочее время».

Раздел V. «Время отдыха».

Раздел VI. «Оплата и нормирование труда».

Раздел VII. «Гарантии и компенсации».

Раздел VIII. «Трудовой распорядок. Дисциплина труда».

Раздел IX. «Подготовка и переподготовка кадров».

Раздел X. «Охрана труда».

Раздел XI. «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Раздел XII. «Особенности регулирования труда отдельных ка-тегорий работников».

Раздел XIII. «Защита прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение законодательства о труде».

Раздел XIV. «Заключительные положения», который не имеет глав.

Как видим, разделы ТК отражают, как правило, самостоятель-ные институты трудового права (в КЗоТ это было по главам).

Все другие акты трудового законодательства, как федераль-ные, так и субъектов Федерации, органов местного самоуправле-ния и локальные, принятые в организации, должны соответство-вать Кодексу, не противоречить ему. Нормативные указы Прези-дента Российской Федерации по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений не должны про-тиворечить Кодексу и иным федеральным законам (ст. 5 ТК).

В случае противоречия между Кодексом и иным федераль-ным законом применяется Кодекс. А если вновь принятый фе-деральный закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответст-вующих изменений.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Важнейшим источником трудового права является Трудовой кодекс РФ. Кодекс вступил в силу с 1 февраля 2002 г., и с этой даты КЗоТ 1971 г. со всеми его изменениями и дополнениями перестал действовать. Новый Трудовой кодекс РФ - четвертый по счету. Первый был принят в 1918 г. С его принятием образовалась самостоятельная отрасль трудового права, регулирующая труд. Второй КЗоТ (1922 г.), действовавший почти 50 лет, в отличие от первого предусматривал нормы всех институтов трудового права, кроме норм об обеспечении занятости. Этот КЗоТ РСФСР сыграл большую роль в развитии трудового права не только России, но и других республик бывшего СССР, оказал определенное влияние и на международно-правовое регламентирование труда, конвенции и рекомендации МОТ по важнейшим вопросам труда.

Третий КЗоТ РФ, принятый в декабре 1971 г. и вступивший в силу с 1 апреля 1972 г., за 30 лет его действия 12 раз изменялся. Но наиболее кардинальные изменения были внесены Законом от 25 сентября 1992 г. Этот КЗоТ значительно расширил права работников и их гарантии, права профсоюзов и закрепил в общем виде полномочия трудовых коллективов. В соответствии с Федеральным законом о занятости 1993 г. в него была дополнена гл. 1П-А о содействии занятости и трудоустройству.

В новейших российских федеральных законах по-новому урегулированы многие вопросы труда. Поэтому из КЗоТа исключены были ряд статей и сделаны отсылки к соответствующим законам.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 29, ст. 3702) имеет широкую сферу действия, превышающую сферу действия трудового права, поскольку он применяется и к труду по другим отраслям права (гражданского, административного). Существенное значение имеют и такие Федеральные законы, как «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 175-ФЗ, «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ.

Право законодательной инициативы согласно ст. 104 Конституции РФ имеют Президент РФ, Совет Федерации и каждый его член, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные органы субъектов Федерации, а также по вопросам их ведения - Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

В Трудовом кодексе всего 424 статьи, сгруппированные в 14 разделов, шесть частей и 62 главы.

Новый Кодекс, как указывалось ранее, сохранил на 70 процентов содержание норм КЗоТ. Но он значительно восполнил пробелы КЗоТ и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права. Он, с одной стороны, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др. С другой стороны, как указывалось, в Кодексе есть и недостатки, которые, думается, сократятся в процессе его практического применения.

И самым большим недостатком ТК, по нашему мнению, является именно отсутствие в нем наиважнейших ныне вопросов: о праве на труд, его понятии, четких его гарантиях, о содействии занятости и трудоустройству, о полномочиях трудовых коллективов, которые во всем мире постепенно признаются, а у нас признанная миром производственная демократия значительно Кодексом урезана.

В Кодексе, как указывалось, 14 разделов со следующими их названиями:

Раздел I. «Общие положения».

Раздел II. «Социальное партнерство в сфере труда».

Раздел III. «Трудовой договор».

Раздел IV. «Рабочее время».

Раздел V. «Время отдыха».

Раздел VI. «Оплата и нормирование труда».

Раздел VII. «Гарантии и компенсации».

Раздел VIII. «Трудовой распорядок. Дисциплина труда».

Раздел IX. «Подготовка и переподготовка кадров».

Раздел X. «Охрана труда».

Раздел XI. «Материальная ответственность сторон трудового договора».

Раздел XII. «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников».

Раздел XIII. «Защита прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение законодательства о труде».

Раздел XIV. «Заключительные положения», который не имеет глав.

Как видим, разделы ТК отражают, как правило, самостоятельные институты трудового права (в КЗоТ это было по главам).

Все другие акты трудового законодательства, как федеральные, так и субъектов Федерации, органов местного самоуправления и локальные, принятые в организации, должны соответствовать Кодексу, не противоречить ему. Нормативные указы Президента Российской Федерации по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам (ст. 5 ТК).

В случае противоречия между Кодексом и иным федеральным законом применяется Кодекс. А если вновь принятый федеральный закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответствующих изменений.