Все о тюнинге авто

Существительные не имеющие формы. Существительные, имеющие только форму единственного числа. Что следует о них знать

Какие слова не имеют единственного числа?

    Обычно, в русском языке слова имеют две формы - множественное и единственное число.

    Но есть,которые имеют только множественное.

    К таким словам относятся те, которые имеют значение парных или сложных предметов. Примером могут служить - ножницы,брюки,очки и т.д.

    Название игр - щахматы, шашки,нарды.

    Промежутки длительного времени - сутки, будни.

    В русском языке не очень много слов, которые не имеют единственного числа. С каждым из них, почему оно появилось, надо разбираться отдельно.

    Например, взять слово ворота. У него нет единственного числа. Как же могло так получиться? Все станет понятным, если вспомнить, что такое ворота. Ворота - это большие двери в заборе, состоящие из ДВУХ половинок. Нет смысла ворот, если они имеют только одну створку. Поэтому получилось так, что нужно иметь две створки, то есть МНОЖЕСТВЕННОЕ число.

    То же касается и слова ножницы. Ножницы состоят из двух половинок. Каждая из них не имеет смысла по одиночке, а вместе составляют целый предмет.

    Также множественное число могут иметь слова, обозначающие неопределенное большое количество чего-то. Например: сумерки (много полутьмы), чернила (много черного вещества).

    Вот какие слова мне припомнились при прочтении Вашего вопроса:

    очки (не очки на табло, тогда могло бы быть и одно очко, а очки для зрения или солнечные)

    духи (ударение на второй слог)

    каникулы

    трусы (нижнее белье, а не группка трусливых людей, конечно же!).

    Такое явление, как наличие только одной из форм - единственного или же множественного числа - можно наблюдать в русском языке. Если говорить о форме множественного числа, то она будет всегда сохраняться в следующих существительных:

    Слова, имеющие только множественное число, и не имеющие единственного, подразделяются на несколько категорий:

    1. Имена собственные географических мест: Карпаты, Горки, Афины, Альпы (уж так их назвали).
    2. Названия игр: шахматы, шашки, горелки, классики, нарды, прятки, жмурки.
    3. Предметы из нескольких деталей: ворота, очки, часы, весы.
    4. Инструменты: ножницы, тиски, клещи, грабли, вилы.
    5. Иностранные слова: духи, консервы, финансы, колготы.
    6. Временные промежутки: сутки, будни, сумерки, поминки, именины, каникулы.
    7. Массы веществ: чернила, сливки, макароны, отруби, опилки, дрожжи.
    8. Одежда: трусы, брюки, штаны
  • В русской грамматике не все существительные имеют форму единственного числа. Некоторые из них употребляются только во множественном числе . Вспомним их в связи с обозначением, например, парных предметов:

    щипцы, кусачки, сани, штаны, шорты, колготки.

    Сюда отнесем названия некоторых игр:

    городки, шахматы, шашки, жмурки, прятки, догонялки;

    названия отрезков времени, состояний и действий:

    потемки, сумерки, сутки, будни, проводы, выборы, сборы;

    существительные, называющие продукты, остатки, однородные вещества:

    чернила, белила, хлопья, щи, сливки, дрожжи, опилки, помои, брызги, обои;

    некоторые географические названия:

    Афины, Лужники, Гималаи, Карпаты, Хибины, Альпы.

    В русском языке имеется достаточно слов, не имеющих формы единственного числа, а употребляющихся только во множественном числе. Такие слова можно даже разделить на категории.

    Например, предметы, состоящие из нескольких деталей - ворота и очки. Или слова иностранного происхождения - колготы и духи.

    А так же список слов, не имеющих формы единственного числа можно продолжить - каникулы, щи, чернила, опилки, сливки, обои, прятки, салки, джинсы, ножницы, шаровары, белила, качели, дрова, грабли, вилы, Курилы, Мальдивы, люди...

    В русском языке есть множество таких слов, например, те из которых вспомнились мне - брюки, очки, часы, консервы, будни, клещи, сани, ножницы, сутки, каникулы, колготки, сливки. Так же такими словами являются названия некоторых игры. Это, например слова шашки, нарды ,шахматы.

    На ум сразу приходят такие существительные, как: ножницы, шахматы, именины, дрожжи, весы, будни, сутки, финансы, очки (как предмет для зрения), часы (как предмет показывающий время), брюки, штаны, колготы, каникулы, духи и мн. другие.

    Это существительные, которые имеют только форму множественного числа.

    В русском языке имеется некоторое количество имен существительных, которые не имеют форм в единственном числе. Они всегда употребляются во множественном числе , даже если имеется в виду только один предмет.

    Среди существительных, не имеющих единственного числа , выделяются несколько типов:

    • названия предметов, которые состоят из двух или более частей: сани, носилки, брюки, грабли, плоскогубцы, вилы;
    • названия явлений, игр, событий, действий или состояний: поиски, хлопоты, выборы, жмурки, бега, проводы, именины;
    • названия предметов определенной протяженности: сутки, каникулы, сумерки, будни;
    • названия веществ: белила, дрова, консервы, отруби, опилки, сливки, щи.

    Среди имен существительных без формы в единственном числе имеются и имена собственные , такие как Афины, Карпаты, Альпы, Набережные Челны и другие.

Класс: 6 «Б»

Учитель: Татаринова А. В.

Тема урока: «Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа».

Структура урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой

2. Проверка усвоения ранее изученного.

3. Этап открытия новых знаний.

4. Работа над темой урока. Постановка проблемной ситуации (введение в тему).

5. Изучение нового материала.

6. Закрепление знаний по пройденной теме. Работа с учебником..

7. Обобщение и систематизация знаний.

8. Домашнее задание.

9. Подведение итогов урока.

Цели урока:

1) коррекционно-образовательная : формирование знаний учащихся о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа.

2) коррекционно-воспитательная : формирование положительной учебной мотивации и развитие интереса к изучению русского языка.

3) коррекционно-развивающая : коррекция и развитие речи, внимания, мышления.

Планируемый результат :

знать: имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

уметь: различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа, и имена существительные, имеющие форму только множественного числа, правильно образовывать трудные формы множественного числа;

учиться: точно, уместно употреблять в речи существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Оборудование : проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), «смайлики» для проведения рефлексии, учебник русского языка - Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2014 .

    Организационный момент. Психологический настрой.
    На урок все собрались!
    Просыпайся! Не ленись!
    Чтобы многого добиться,
    Нужно хорошо учиться!

Упражнение «Маятник головой» («Малый маятник»)

Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол – резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок – резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею.
2. Проверка усвоения ранее изученного.

Ребята, скажите, какие две формы числа имеют имена существительные. (Имена существительные могут иметь форму единственного числа и форму множественного числа).

Сгруппируйте данные существительные (книга, уроки, цветок, дерево ) в зависимости от их числа и допишите недостающую форму числа. Сколько будет столбиков? (Два столбика: единственное число и множественное число).

Проверим, что получилось. (Книга – книги, урок – уроки, цветок – цветы, дерево – деревья).

А теперь прочитаем текст на слайде:

Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара . Добавьте по полстакана сметаны и кефира . Добавьте немного соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку , сливкам. Приятного аппетита!

Выпишите выделенные слова в именительном падеже в наши столбики в зависимости от их числа.

Всё ли у вас получилось?

3. Этап открытия новых знаний .

Учитель помогает учащимся прийти к выводу, что существительные кефир, сахар, печенье, сметана, сода, мука, тесто, шоколад, чай, молоко невозможно поставить в форму множественного числа, а существительные дрожжи и сливки невозможно поставить в форму единственного числа.

Познакомьтесь с текстом учебника на странице 111. Совпадает ли данная информация с нашими выводами? (Да, совпадает ).

Мы должны запомнить, как пишутся словарные слова кефир, печенье, сметана, шоколад. (На доске).

4. Работа над темой урока. Постановка проблемной ситуации (введение в тему) .

Ребята, как бы вы определили тему нашего сегодняшнего урока. (Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа).

Зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно говорить и писать такие слова, быть грамотными людьми).

5. Изучение нового материала.

1) - А если всё-таки необходимо сказать про сметану или молоко во множественном числе, то как можно выйти из положения? (Учащиеся предлагают собственные варианты).

Посмотрите на картинку учебника на стр. 111. (На картинке изображены пачки молока, кефира, творога, сметаны. Учащиеся приходят к выводу, что можно сказать словосочетанием: несколько пачек молока, творога, сметаны, кефира ).

2) - Посмотрите на картинки и расшифруйте слова. В чём их особенность?

Ребусы


Какие же значения бывают у имен существительных, имеющих форму только единственного числа?

1. Названия множества одинаковых лиц, предметов: молодежь, детвора, студенчество, листва.

2. Названия веществ, материалов, продуктов питания: бензин, мед, молоко, керосин.

3. Названия растений: горох, капуста, морковь, рожь.

4. Названия качеств, свойств: белизна, молодость, темнота, свежесть.

5. Названия действий и состояний: чтение, ходьба, удивление, плавание.

6. Собственные названия единичных предметов: Москва, Волга, Рязань, Ока.

Зарядка для глаз «Семицветик»

3) - А теперь попробуем разгадать кроссворд. Если у нас возникнут затруднения, то нам помогут те, для кого он был домашним заданием.

Кроссворд

Приложение 1.

Что объединяет все эти слова? (Все они употребляются только в форме множественного числа).

- Какие же значения имеют имена существительные, у которых есть форма только множественного числа?

    Названия парных или состоящих из нескольких частей предметов:

брюки, весы, ворота, ножницы, носилки, очки, грабли, тиски.

    Название материалов или их отходов, остатков: белила, духи, консервы (кон- (лат.) «со», серво – хранить (лат.)), опилки, отруби.

    Названия игр: горелки, салки, жмурки, шахматы.

    Названия промежутков времени: сутки, будни, каникулы.

    Географические названия: Афины, Альпы, Карпаты, Мытищи, Сочи.

6. Закрепление знаний по пройденной теме. Работа с учебником.

1) - Изучите упр. 184 на стр. 112. Продумайте план работы. Расскажите о том, как вы будете работать. (Учащиеся планируют свою деятельность:

1) назвать предметы на картинке; 2) определить пропущенные буквы в словах из рамки; 3) распределить слова из рамки по группам).

Устная работа с упр.184:

    называем слова, изображённые на картинке, определяем их число (очки, ножницы, клещи, грабли – эти слова имеют форму только множественного числа );

    определяем буквы, пропущенные в словах из рамки.

Письменная работа с упр.184 в парах:

    выбираем слова из рамки по данным группам: существительные, имеющие форму только единственного числа: 1-ая пара – названия продуктов, 2-ая пара – названия металлов; существительные, имеющие форму только множественного числа: 3-я пара – названия продуктов, 4-ая пара – названия инструментов, 5-ая пара – названия игр, все вместе – названия жидких веществ).

Этап контроля.

Проверка работы. Каждая пара зачитывает выписанную ею группу слов. Учащиеся определяют правильность выполненного друг другом задания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Если вы слышите существительное, которое имеет форму только единственного числа, то приседаете, если это существительное, имеющее форму только множественного числа – хлопаете над головой.

Лимонад, ножницы, кислород, жмурки, храбрость, каникулы, шахматы, серебро, молодость, радость, санки.

«Допиши словечко».

    По-геройски Лена с ленью

Воевала целый день,

Но, к большому сожаленью,

Победила Лену _________.

    Оля мучила расческу,

К школе делала причёску.

Мучила-то мучила,

Да получилось _________.

    Тряс и тряс портфель Тарас,

Чтоб найти тетрадки,

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в __________.

    Четверть снова началась,

Часики затикали,

А меня вопрос гнетёт,

Скоро ли _______________.

Учащимся предлагается найти и выписать существительные, имеющие только одно число. Работа проверяется вслух. (Лень – ед.ч., чучело – ед.ч., прятки – мн.ч., каникулы – мн.ч)

Вы часто кричите: «Ура! Каникулы!» Это простое земное слово обязано своим появлением небу.

Каникулой древние римляне называли Сириус - самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые светлые дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Сначала каникулами называли только летний отдых. Потом слово каникулы стало относиться ко всякому перерыву в учении: летом, зимой, весной. Поэтому мы сейчас говорим: летние каникулы, зимние каникулы, весенние каникулы.

    – Определите, верно ли образовано число имён существительных.

1. восстание - восстания

2. ворота - вороты

3. серебро - серебра

4. оттепель - оттепеля

5. цитата - цитаты

6. консервы - консерва

7. свёкла - свёклы

8. щавель – щавеля

Проверяем.

Верно: 1. восстание – восстания

5. цитата – цитаты

    Музыкальный диктант.

Сейчас мы с вами поиграем, немножко повысим своё настроение. А что нам повышает настроение? (Музыка). Нужно найти существительные во множественном числе в предложенном отрывке из песни, а также угадать саму песню.

    Ах вы сени, мои сени, сени новые мои

Cени новые, кленовые, узорчатые.

    Если я чешу в затылке - не беда!
    В голове моей опилки - да! да! Да!

В какой форме употреблены слова сени и опилки ? (В форме множественного числа).

    Обобщение и систематизация знаний.

Что нового узнали на уроке?

(Ориентируясь на материалы урока, ученики отвечают на вопрос)

    Домашнее задание.

А теперь домашнее задание. У каждого оно будет индивидуальное.

    Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Ребята, вы все молодцы. Хорошо справлялись с трудностями, возникавшими на уроке. (Выставление оценок).

А теперь оцените своё настроение и работу на уроке. Уходя, на доске при помощи «смайлика» оцените ваше самочувствие. (На слайде изображены «смайлики» и комментарии к ним: весёлый «смайлик» – «Мне было интересно!»; хмурый «смайлик» - «Мне было скучно…»; грустный «смайлик» - «Мне было трудно»).

Приложение 2.

Дополнительные задания.

1.Списать и отгадать загадки. Записать отгадки в два столбика.

Ед.ч. Мн.ч.

Ну, кто готов свои две шпаги

Скрестить из-за клочка бумаги? Ножницы.

С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться. Шахматы.

Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. Санки.

Белый, как снег. В чести у всех.

В рот попал, там и пропал. Сахар.

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются. Лыжи.

Белый камушек растаял, на доске следы оставил. Мел.

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Морковь.

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. Соль.

    Заполни колонку толкового словарика. Запиши получившиеся предложения в тетрадь.

Сельскохозяйственное орудие с редкими

зубьями для сгребания сена.

Металлический инструмент для

выдергивания гвоздей.

Инструмент для резания с двумя острыми

Инструмент для зажимания обрабатыва-

емого материала.

    Напиши знакомые тебе игры в два столбика.

Настольные игры Подвижные игры

Отметь существительные, имеющие только одно число.

    Запиши словосочетания в два столбика: 1) с существительными, которые имеют только форму единственного числа; 2) с существительными, которые имеют только форму множественного числа.

Берёзовые дрова, ранние заморозки, пчелиный воск, выкрасили перила, дубовая мебель, дорожная пыль, заменили очки, купили часы, точные весы, туалетное мыло, распустилась сирень, пасмурная погода, отборная пшеница, начались каникулы.

Ед.ч. Мн.ч.

    Запиши словосочетания в два столбика: 1) с существительными, которые имеют только форму единственного числа; 2) с существи-тельными, которые имеют только форму множественного числа.

Кожаная обувь, мелкие деньги, синие чернила, белоснежное бельё, беззаботный смех, каштановые кудри, крепкая дружба, весёлые именины, лишние хлопоты, цветная капуста, французские духи, липовый мёд, жгучий перец.

Ед.ч. Мн.ч.

В недрах земли много полезных ископаемых: (…). 2. В гастроном поступили необходимые продукты: (…). 3. Летом мы собирали в лесу ягоды: (…).

    Допишите предложения, используя существительные, которые имеют только форму единственного числа.

    Положительные качества человека: доброта, …., …. ; отрицательные качества: грубость, …., …. .

    В огороде мы посеяли морковь, …., … и посадили картофель, …., …. .

    Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

    Употребляющиеся только в единственном числе;

    Употребляющиеся только во множественном числе;

    Употребляющиеся в единственном и множественном числе.

Территория, салазки, роща, каникулы, нефть, шахматы, родня, клещи, сумерки, имя, учитель, дно, сливки, сено, сахар, ворота, чернила.

    Отгадайте загадки. Запишите их вместе с отгадками.

Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)

Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы)

Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы)

Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги/монеты)

Зубасты, а не кусаются. (Грабли)

С вечера заложу, всю ночь спокойно пролежу. (Ворота на запоре)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с грамматической категорией числа. Вы убедитесь, что некоторые имена существительные не могут употребляться во множественном числе. Обязательно запомните лексические группы слов, имеющих форму только единственного числа, и правильно употребляйте их в речи.

Как вы знаете, большинство имён существительных имеют форму и единственного, и множественного числа, т.е. изменяются по числам: мама, тетрадь, лисица, лампа и проч. Рассмотрите рисунки, обратите внимание на то, как с помощью окончания можно изменить число существительного.

Пирожное Пирожные

Среди имён существительных есть такие, которые имеют форму только единственного числа. Рассмотрите рисунки и сравните подписи под картинками. Обратите внимание, иногда для обозначения множества одинаковых предметов используется существительное в форме единственного числа: земляника, молоко и т.п.

земляника земляника Существительное земляника не имеет формы множественного числа

Запомните! К существительным, которые имеют форму только единственного числа, относятся слова со значением: вещества (хлопок, молоко); качеств, действий (белизна, страх); групп людей (молодёжь, студенчество).

Это интересно В современном русском языке слова берега, глаза, руки, ноги, брови имеют форму множественного числа. В древнерусском языке существовало так называемое двойственное число, которое обозначало парные предметы: два глаза, две руки, два берега. Если определять число этих слов с точки зрения истории, мы должны сказать, что эти слова имеют форму двойственного числа.

Тренажёр. Выделите существительные, которые имеют форму только единственного числа. Но прошло ещё два дня, и Петька вступил в полное соглашение с природой. У гимназиста Мити лицо было смугло-жёлтым, как вагон второго класса, волосы на макушке стояли торчком и были совсем белые... Когда поздней ночью он звонил у своих дверей, первым звуком после колокольчика был звонкий собачий лай, в котором слышались и боязнь чужого и радость, что это идёт свой. (По Л. Андрееву.)

Проверь себя. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа Распределите слова на две группы: только ед. ч., все остальные Ежевика, нос, бегство, грабли, серебро, кукуруза, молодёжь, шерсть, сорочка, покрывало, звезда.

Говорите правильно! Запомните, на какой слог падает ударение в данных словах: свёкла си́лос хло́пок

Тренажёр Напишите 10 существительных, которые могут иметь форму только единственного числа и составьте с ними 2 - 3 предложения.

Тренажёр Составьте распространённые предложения, в которых подлежащими будут слова черника, листва, серебро, бегство, восстание, а сказуемыми - глаголы в прошедшем времени.

Важный вывод Есть такие существительные, которые могут иметь форму только множественного или только единственного числа. Например, слова ножницы, горелки, ворота имеют форму только множественного числа. А слова верба, крапива, щавель, малина, молодёжь и др. имеют форму только единственного числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа)....

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков...

Всем известно, что существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам. Но правильно ли звучит фраза из песни, исполняемой Мариной Хлебниковой:

Чашку кофею я тебе бодрящего налью?

Из любого правила есть исключения. Так, слово "кофе" относится к существительным несклоняемым. Оно не употребляется во множественном числе и не изменяется по падежам. Правильное употребление - "чашку кофе". Темой нашей статьи и станут такие исключения - существительные, имеющие только форму единственного числа. Рассмотрим подробнее.

Имена существительные: число

Оно есть не только в математике. Категорией числа обладают и существительные. Знать это - значит, правильно их использовать как в устной речи, так и при написании. Большинство существительных обозначает предметы, которые можно сосчитать. Для этого в русском языке имеются категории как единственного, так и множественного числа. Самое сложное - это уяснить, что есть существительные, имеющие только форму единственного числа, или, наоборот, только множественного. При этом в речи возникают и иные нюансы.

Так, есть случаи, когда множественность выражается формой существительного в единственном числе. Примером послужит фраза: "Враг не пройдет!". Здесь явно имеется в виду вражеская армия, а не один конкретный человек.

Есть преимущественное использование отдельных существительных во множественном числе:

  • сплетни;
  • вожжи;
  • лыжи.

Хотя это изменяемая по числам часть речи, и вполне допустимо употребление слов:

  • сплетня;
  • вожжа;
  • лыжа.

Чаще всего не обладают формой множественного числа следующие существительные:

  • вещественные;
  • собирательные;
  • отвлеченные;

Рассмотрим это подробнее с использованием примеров.

Обозначение вещества, материала

Что это за слова? Существительные единственного числа, обозначающие предметы с вещественным значением. Их довольно много, что подтверждают примеры:

  • сахар;
  • молоко;
  • бензин;
  • вода;
  • асфальт;
  • хлопок;
  • керамика;
  • фарфор.

От этих существительных нельзя образовать другую форму, в том числе множественного числа. К ним нельзя подставить окончания -я,-а,-и,-ы.

Существительные только единственного числа: примеры собирательных

Названия множеств одинаковых предметов или лиц - это то, что мы называем собирательными существительными. Они объединяют воедино тех, кто обладает каким-либо общим признаком:

  • студенчество (все, кто обучается в вузах);
  • молодежь (часть населения в возрасте до 30 лет);
  • юношество (молодые люди от 14 лет до 21 года);
  • детство (от 0 до 18 лет).

Собирательные существительные, имеющие только форму единственного числа, могут относиться и к неодушевленным предметам:

  • листва;
  • ельник;
  • флора.

Это просто следует запомнить.

Отвлеченные существительные

Это слова, которые невозможно представить предметно, а также сосчитать. К ним относятся названия:

  • качества или признака (молодость, темнота, ловкость, голубизна);
  • состояния или действия (косьба, рубка, борьба, злоба, восторг).

Как научиться определять существительные только единственного числа? Примеры заданий помогут справиться с поставленной задачей.

Так, можно подобрать антонимы к словам, которые по аналогии также не могут быть использованы во множественном числе:

  • беготня;
  • сила;
  • агрессия;
  • духота;
  • честность.

(Ответы: ходьба, слабость, спокойствие, свежесть, ложь).

Из художественного текста в три столбика можно выписывать все существительные по принципу:

  • употребляемые в двух числах;
  • только в единственном;
  • только во множественном.

Благодаря этому станет понятней, что первых значительно больше.

Признаки: существительное неодушевленное, собственное

Единственное число для имен собственных является более распространенным. Они редко употребляются в форме множественности. Это часто касается фамилий, если приходится выделить целую группу людей по принципу родства. Пример:

  1. В маленьком селении проживали только Галкины, Лазаревы да Ивановские.
  2. Род Кузнецовых отличался завидным здоровьем.

Если собственное наименование выступает в качестве единственного предмета и является неодушевленным, то в обязательном порядке употребляется в единственном числе:

  • Москва.
  • Волга.
  • Меркурий.
  • Урал.
  • Уругвай.

Это касается и составных наименований:

  • "Первый канал";
  • программа "Вокруг света";
  • картина "Мона Лиза".

Но это не полный перечень. Конечно, это не все существительные, имеющие только форму единственного числа.

Следует запомнить

В русском языке не обладают формами множественности слова, оканчивающиеся на -мя. Эти существительные просто следует запомнить:

  • темя;
  • бремя;
  • вымя;
  • пламя.

Но племя - племена, семя - семена.

Итак, перечислим существительные только единственного числа, примеры которых представим в таблице.

Еще одно условие, по которому можно определить, что существительное не имеет множественности, - это отсутствие сочетания с


Цель: 1. Знать разряды имён существительных, которые имеют форму только множественного или только единственного числа. 2. Уметь отличать имена существительные, имеющие одну числовую форму, от других существительных. 3. Уметь подбирать антонимы к существительным.




Разряды имён существительных, имеющих форму только множественного числа 1. Названия парных предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др. 2. Названия игр: горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др. 3. Обозначения отдельных временных промежутков: сутки, будни, сумерки, каникулы и др. 4. Вещественно–собирательные существительные: макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др. 5. Имена собственные: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.




Разряды имён существительных, имеющих форму только единственного числа 1. Вещественные существительные: масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь и др. 2. Собирательные существительные: ельник, молодежь, студенчество и др. 3. Отвлечённые (абстрактные): белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др. 5. Имена собственные (Ф.И.О.): Лев Николаевич Толстой


Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок Нержавеющая сталь (ед.) – легированные стали (мн.); оливковое масло (ед.) – технические масла (мн.); непроходимая грязь (ед.) – лечебные грязи (мн.); спинной мозг (ед.) – приготовить мозги (мн.)








Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в ед.ч. (10 б.) Сила – слабость; правда – ложь; богатство – бедность; слёзы – смех; веселье – грусть; старость – молодость; злость – доброта; белизна – чернота; беготня – ходьба; свет – тьма.