Все о тюнинге авто

Как открыть чоу дпо. Как открыть негосударственное образовательное учреждение

* В расчетах используются средние данные по России

Часть первая: юридические тонкости

В настоящее время психология как наука и как специализация получила невероятно широкое распространение. Количество практических психологов на сегодняшний день немногим уступает числу менеджеров, экономистов и юристов. При этом, к сожалению, качество современного специального образования постепенно снижается, как отмечают эксперты.

Устроиться на работу новоиспеченному психологу, который только окончил вуз, весьма непросто: в большинстве компаний таких вакансий нет, а на имеющиеся (и далеко не всегда профильные) вакансии, как правило, высокий конкурс. Поэтому большая часть выпускников, которые хотят работать по специальности, задумываются над ведением частной практики. Впрочем, даже их более опытные коллеги, проработавшие несколько лет на «психологическом поприще», рано или поздно приходят к мысли об открытии собственного частного кабинета. При наличии достаточных средств и уверенности в своих силах (а также, в идеале, надежных коллег, которые могут стать партнерами по бизнесу) специалист с психологическим образованием может попробовать открыть целый психологический центр, где будут проводиться индивидуальные консультации, групповые занятия, тренинги и семинары. Наконец, самый «высший пилотаж» в психологической практике – это центр дополнительного образования в области психологии. Чем же отличается центр дополнительного образования от других видов подобного бизнеса, и какие организационные вопросы придется решать его учредителям?

Вид будущего центра: дополнительное или дополнительное профессиональное образование?

Для начала попробуем разобраться в терминах и в специфике подобных заведений. Существует несколько подвидов дополнительного образования. В частности, сюда относится дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительное образование детей и взрослых «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» (гл. Х, ст. 75, п. 1 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»), и осуществляется в рамках дополнительных общеобразовательных программ, которые делятся на общеразвивающие и предпрофессиональные. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. Проходить обучение по различным дополнительным общеобразовательным программам могут все желающие, но формально оно не сопровождается повышением уровня образования с выдачей соответствующего документа. Требования к уровню уже имеющегося у слушателей образования в этом случае не предъявляется (хотя в законе есть оговорка: «если только иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы» - гл. Х, ст. 75, п. 3 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

А вот дополнительное профессиональное образование адресовано тем людям, у которых уже есть базовое среднее или высшее профессиональное образование и/или которые находятся в процессе получения такового, и «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» (гл. Х, ст. 76, п. 1-2 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Дополнительные профессиональные программы разрабатываются с учетом профессиональных стандартов, квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе. Программы профессиональной переподготовки базируются на установленных квалификационных требованиях, профессиональных стандартах и требованиях соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ (гл. Х, ст. 76, п. 9-10 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Система дополнительного профессионального образования включает в себя следующие виды обучения: дополнительное к высшему образование с выдачей диплома «О дополнительном (к высшему) образовании», профессиональная переподготовка с выдачей государственного диплома «О профессиональной переподготовке», повышение квалификации с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации по программам от 72 до 100 академических часов и свидетельства о повышении квалификации по программам от 100 до 500 академических часов, стажировки с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации, курсы, тренинги, семинары и мастер-классы с выдачей сертификата.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно было бы сделать вывод о том, что дополнительное образование в нашем случае относится к профессиональному. Однако если вы не собираетесь открывать «настоящее» учебное заведение, которое будет заниматься полноценной профессиональной переподготовкой и обучением специалистов (на это потребуются очень большие инвестиции, да и для реализации поставленных задач в такой форме нет никакой необходимости), то оптимальным вариантом окажется первый – центр дополнительного образования , имеющий свою специализацию . Подавляющее большинство подобных учебных центров в качестве предмета своей деятельности указывает «реализацию дополнительных образовательных программ (общеразвивающих)». Казалось бы, парадокс: ориентированы они на людей, имеющих специальное среднее или высшее образование, но при этом не имеют прописанной в названии «профессиональной направленности». Более того, так как такие учебные организации не имеют государственной аккредитации по преподаваемым у них направлениям, то они не вправе выдавать документы государственного образца – удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке. Аккредитация – это процесс, в результате которого официально подтверждается соответствие качества предоставляемых услуг особу установленному стандарту. Государственные стандарты в сфере образования устанавливает Министерство образования.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Впрочем, без «бумажки» слушатели центров дополнительного образования, конечно, тоже не останутся. По закону, если образовательное учреждение не имеет государственной аккредитации по реализуемым им образовательным программам, то в соответствии с лицензией оно выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации установленного образца. Форма таких документов определяется самим образовательным учреждением. Как правило, это удостоверения, свидетельства и сертификаты. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

Регистрация образовательного учреждения

Какой бы вариант дополнительного образования вы ни выбрали, деятельность, которой вы собираетесь заниматься, все равно будет иметь отношение к обучению.

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», образовательную деятельность вправе осуществлять:

    образовательные организации, к которым относятся некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы;

  • юридические лица, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  • индивидуальные предприниматели, причем как осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность, так и привлекающие наемных педагогических работников.

Здесь нужно упомянуть, что ранний вариант закона, действовавший до 1 сентября 2013 года, исключал коммерческие организации из образовательного процесса, то есть ООО, ЗАО, ОАО и подобные им юридические лица, целью создания которых было получение прибыли, были не вправе вести образовательную деятельность.

Согласно ч. 3 ст. 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации», не могут быть допущены к педагогической деятельности и не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве ИП физические лица, указанные в ч. 2 ст. 331 Трудового кодекса РФ, а именно:

    не имеющие образовательного ценза, который определяется в порядке, установленном Законом;

    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Регистрация частного образовательного учреждения

Для небольшого центра оптимальной организационно-правовой формой осуществления своей деятельности может стать ИП. Центрам же, которые будут предлагать большое количество различных программ и привлекать дополнительных специалистов для работы, рекомендуется регистрировать в качестве частного образовательного учреждения (ЧОУ), которые ранее именовали негосударственными образовательными учреждениями (НОУ).

Заметим, что ЧОУ может создаваться только как некоммерческая организация, т. е. вся его деятельность служит для удовлетворения уставных целей, а не для извлечения прибыли, как, например, деятельность ООО или ОАО. Прибыль ЧОУ может быть направлена на текущую деятельность (например, выплата заработных плат и т. п.) и на цели, предусмотренные уставом ЧОУ. Частное учреждение создается собственником для осуществления образовательных (в нашем случае) целей. Собственником такого учреждения вправе выступать физическое лицо (гражданин), юридическое лицо (организация), Российская Федерация (государство), субъект Российской Федерации (область, край, республика), муниципальное образование (управа, префектура, администрация).

Готовые идеи для вашего бизнеса

Частное учреждение может быть учреждено частными лицами и организациями. Большинство образовательных организаций созданы в произвольно именуемых формах частного учреждения, а именно: негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, некоммерческое образовательное учреждение дополнительного образования (наиболее подходящий вариант для интересующей нас формы), частное образовательное учреждение среднего профессионального образования и прочие вариации наименований.

Регистрацией частных учреждений занимается Министерство юстиции Российской Федерации и Федеральная налоговая служба в пределах своей компетенции. Министерство юстиции осуществляет экспертизу учредительных документов частного учреждения, принимает решение об отказе в регистрации или решение о регистрации частного учреждения. Налоговый орган осуществляет внесение информации о создании частного учреждения в ЕГРЮЛ. Срочная регистрация частного учреждения может быть произведена в сокращенные сроки при наличии на это существенных обстоятельств. Предусмотренный законом срок для открытия и государственной регистрации частного учреждения составляет полтора месяца, если, конечно, все представленные документы в порядке.

Учредитель частного учреждения является собственником имущества этого учреждения. Впрочем, далеко не всегда собственник имущества частного учреждения является его учредителем. Место нахождения частного учреждения определяется его местом государственной регистрации. Юридический адрес для частного учреждения – это место нахождения исполнительного органа управления некоммерческой организацией. Фактический адрес частного учреждения не должен отличаться от юридического адреса. По адресу места нахождения частного учреждения должен находиться руководитель (директор) этого учреждения, а также по указанному адресу должны храниться все учредительные документы НКО. К счастью, при создании частного учреждения возможна регистрация на домашний адрес учредителя или руководителя НКО.

Повторим еще одну очень важную для предпринимателей особенность ЧОУ: такое учреждение не является коммерческим . Хотя частные учреждения вправе заниматься приносящей доход деятельностью (предпринимательской деятельностью), но только в случае если это предусмотрено учредительными документами частного учреждения, поэтому так важно грамотно составить устав вашей организации. Частное учреждение, согласно действующему законодательству, не может иметь уставный или паевой фонд, а также уставный или складочный капитал. Изменение состава учредителей в частном учреждении в настоящее время не регистрируется.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Срок регистрации ЧОУ составляет до одного месяца, а стоимость регистрации с помощью посреднической фирмы – от 12 тыс. рублей плюс 4 тыс. рублей пошлина. После первичной регистрации частного учреждения регистрирующий орган выдает свидетельство о государственной регистрации юридического лица и свидетельство о регистрации некоммерческой организации, содержащие сведения о присвоении ОГРН и учетного номера НКО. Постановка частного учреждения на налоговый учет с присвоением ИНН производится в режиме одного окна.

Для такой деятельности подходит код ОКВЭД 80.42 Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки. Эта группировка включает: образование для взрослых, которые не обучаются в системе регулярного общего образования или высшего профессионального образования. Обучение может проводиться на дневных или на вечерних занятиях в школах или в специальных заведениях для взрослых. В программы обучения могут включаться как общеобразовательные, так и специальные предметы, например компьютерное образование для взрослых; дополнительное образование в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства, осуществляемое в образовательных учреждениях дополнительного образования, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности; все виды обучения по радио, телевидению, компьютерным сетям и т. п.

Частное учреждение также нужно поставить на учет в Пенсионном фонде России (ПФР), в Фонде социального страхования (ФСС), Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС), а также органах статистики. У такого учреждения должна быть печать, соответствующая нормам российского законодательства с учетом требований к использованию наименования учреждения, его символики и других средств визуальной идентификации НКО (эмблема, герб, флаг, гимн и др.).

Устав образовательной организации

Основные требования к уставам образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ». К ним относится указание в уставе на тип образовательной организации; на учредителя или учредителей образовательной организации; перечисление видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; установление структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации. Последнее положение также конкретизировано в ч. 5 ст. 26.

Однако данной статьей все нормы, регулирующие содержание уставов образовательных организаций, вовсе не ограничиваются. Существуют также дополнительные нормы, которые можно разделить на три группы:

  • нормы, устанавливающие обязательные требования, которые дополняют требования ст. 25 и относятся ко всем образовательным организациям;
  • нормы, устанавливающие обязательные требования, которые относятся к отдельным типам или разновидностям образовательных организаций;
  • нормы, определяющие области, которые могут быть урегулированы уставом.

К первой группе относятся следующие требования: закрепление норм о филиалах (при их наличии) (ч. 4 ст. 27); порядок принятия локальных актов (ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 30); установление прав, обязанностей и ответственности работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (ч. 3 ст. 52); определение уставных целей деятельности (ч. 1 ст. 101); порядок направления при ликвидации образовательной организации ее имущества после удовлетворения требований кредиторов на цели развития образования (ч. 3 ст. 102).

Отдельно в этой группе следует выделить нормы, предусматривающие конкретизацию уставом структуры, порядка формирования, срока полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации, а также участия отдельных групп участников образовательных отношений в управлении образовательной организацией.

Нюансов в вопросах учреждения частного образовательного учреждения и ведения его деятельности очень много, поэтому будьте готовы к дополнительным расходам на юриста и бухгалтера. Причем последнего придется брать в штат.

Лицензирование образовательной деятельности

И есть еще один важный нюанс, который нужно учитывать при регистрации учебного центра (вернее, одно из главных условий ведения такого бизнеса). Образовательная деятельность, осуществляемая юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, привлекающими педагогических работников, подлежит обязательному лицензированию . Это условие означает, что если преподавать в своем центре вы собираетесь в качестве индивидуального предпринимателя и самостоятельно, не привлекая других педагогов, то можно обойтись без лицензии. Однако вряд ли такой вариант будет возможен для полноценного центра дополнительного образования в области психологии. Этот вариант больше подходит для репетиторов, гувернеров, педагогов, которые проводят занятия частным образом, и т. п.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями (за исключением ИП, осуществляющих образовательную деятельность самостоятельно без найма других педагогов), устанавливается соответствующими Постановлениями Правительства РФ. Согласно Постановлению от 28 октября 2013 г. N 966, обязательному лицензированию подлежат образовательные услуги по реализации следующих образовательных программ : дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы), дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные предпрофессиональные программы), дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки (последние два вида программ актуальны для центров дополнительного профессионального образования).

Реализация дополнительных общеразвивающих программ весьма строго регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

В вопросе лицензирования деятельности в сфере дополнительного образования возникают определенные нюансы трактовки закона. Дело в том, что согласно ранее действовавшим постановлениям Правительства РФ, к образовательной деятельности явно не причислялось проведение семинаров, тренингов, лекций, выставок, оказание консультаций и т. д., если по окончании подобных мероприятий слушателям не выдавались документы (дипломы, аттестаты, свидетельства, справки и пр.) о полученном образовании или о присвоенной квалификации. В новом законе это положение отсутствует. И вот здесь открывается свобода интерпретации отсутствия в законе прямо прописанных разрешений или запретов. С одной стороны, вывод о том, относится та или иная деятельность к образовательной, следует или нет для ее осуществления получать лицензию, необходимо делать на основании вышеприведенного списка, который достаточно широк (ст. 91, п. 1 Закона «Об образовании в Российской Федерации») и включает в себя основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные профессиональные программы повышения квалификации. Но, с другой стороны, к программам повышения квалификации не относятся услуги по проведению платных лекций, семинаров и тренингов в случае, если продолжительность проводимого мероприятия составляет менее 16 часов, условиями мероприятия не предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, а также выдача документа о квалификации (п. п. 12 и 19 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», утв. Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499).

Таким образом, если вы проводите семинары, тренинги, лекции, консультации продолжительностью каждой «сессии» менее 16 часов, то теоретически вы можете не оформлять лицензию и при этом выдавать своим слушателям сертификаты. Но эти «документы» будут подтверждать лишь факт присутствия определенного человека на тренинге или лекции (то есть фактически это обычная справка о присутствии, а не о получении какого-либо дополнительного образования или повышении квалификации) и не будут иметь никакой юридической силы.

Если вы все же планируете получать лицензию на образовательную деятельность, то приготовьте следующий список документов:

    Документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) – оригинал;

  • Копия устава – нотариально заверенная копия устава;
  • Копия свидетельства о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копии сведений о регистрации филиала по фактическому адресу, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке Положения о филиале – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия утвержденного в установленном порядке Положения о структурном подразделении (для организаций, имеющих образовательное подразделение, ведущее профессиональную подготовку) – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам – по форме, утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 11 декабря 2012 г. №1032 «Об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам»;
  • Копия заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии (несоответствии) санитарным правилам используемых образовательными учреждениями (организациями) зданий и помещений для осуществления образовательного процесса – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Копия заключения Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса – нотариально заверенная копия или оригинал для сличения;
  • Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии – платежное поручение с отметкой банка о его исполнении;
  • Опись документов, представленных для получения лицензии.

Уже становится понятно, что процесс получения образовательной лицензии длительный и трудоемкий. Причем сложности возникают еще на этапе подбора помещения и оснащения его необходимым оборудованием. При наличии у вас здания, строения или помещения, где вы собираетесь открывать свой центр, необходимо иметь все правоустанавливающие документы на эти объекты. Учтите, что получить лицензии на образовательную деятельность, располагая недостроенными и не отремонтированными объектами, нельзя, так как сначала нужно получить санитарно-эпидемиологическое и противопожарное заключения о безопасности при осуществлении образовательной деятельности. Кроме того, ваши помещения должны быть оснащены необходимой мебелью, оборудованием, инвентарем в строгом соответствии с требованиями закона (возрастные нормативы в нашем случае не столь важны, ведь вы планируете обучать взрослых людей). Зато придется обеспечить специальные условия для обучения лиц с ограниченными возможностями, иначе вам могут отказать в выдаче лицензии.

Еще одно обязательное условие – наличие образовательных программ, которые должны быть разработаны непосредственно в учреждении или специально для него, соответствовать действующим образовательным стандартам, быть утверждены руководителем учреждения. Если образовательные программы предполагают определенную, то это требует согласований. К примеру, программы с медицинским или психологическим уклоном нужно будет согласовать с профильным ведомством. Согласование оформляется в виде заключения и прикладывается к пакету документов для получения лицензии.

Также придется заранее озаботиться и поиском педагогов, которые будут у вас преподавать. Они должны иметь профильное образование, стаж, соответствующую квалификацию, и у них должны отсутствовать противопоказания для работы. Все это должно подтверждается документами (дипломы, сертификаты, трудовые книжки и пр.).

Все перечисленные документы вместе с заявлением и описью подаются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в сфере образования. Причем вместе с копиями нужно предоставить оригиналы документов для сличения или нотариально заверенные копии документов (последний вариант, если документы подаются, к примеру, по почте).

Госпошлина на получение лицензии, согласно п. 92 ст. 333.33 «Налогового кодекса Российской Федерации» составляет 7500 р. Стоимость же самой лицензии, выдаваемой Региональной службой по надзору и контролю в сфере образования начинается от 20000 рублей. Комиссия принимает решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии не позднее шестидесяти дней с момента регистрации поданного заявления. В лицензии, которую вы получите (если, конечно, получите), будет указан перечень программ, по которым вы имеете право вести образовательную деятельность. Лицензия действует бессрочно.

100 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 39719 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Данные учреждения предназначены для ведения образовательной деятельности, курсов повышения квалификации, различных курсов дополнительного образования и т.д.

Данные учреждения не должны открываться с целью получения прибыли. Они носят некоммерческий характер и должны финансироваться из бюджета собственника, создавшего учреждение. Исключение могут составлять частные учреждения не образовательной направленности. Таким обществам разрешено частично получать прибыль от коммерческой деятельности, которая необходима для жизнеобеспечения деятельности учреждения. В этом случае, такая возможность должна быть прописана в уставе (ФЗ №80 от 6 апреля 2015 года).

Особенности устава частного образовательного учреждения

У каждого ЧОУ в обязательном порядке должен быть устав, в котором указывается вид деятельности, условия работы и порядок распределения обязанностей между участниками общества. Кроме этого, если учреждение образовано юридическим лицом, то оно обязано . В том случае, когда ЧОУ создано частным предпринимателем лицензирование не требуется.

Так как частое образовательное учреждение не может быть коммерческим, то регистрировать его нужно в Министерстве юстиции РФ.

О том, какие положения содержит устав негосударственного частного образовательного учреждения с одним и более учредителями, читайте ниже.

О нулевой ставке налогообложения для частных образовательных учреждений дошкольного типа расскажет это видео:

Его положения

Устав частного образовательного учреждения не может быть написан в произвольной форме. Все требования к структуре устава описаны в законе РФ № 273 «Об образовании в РФ».

В уставе ЧОУ должны быть следующие разделы:

  • Общие положения . В этом разделе указывается наименование организации, вид деятельности, адрес частного учреждения, сведения об учредителе. Также здесь указываются сведения о наличии печатей, штампов, бланков, а также описываются обязанности и ;
  • Цели и задачи частной образовательной организации. Здесь описываются условия, на основании которых учреждения будут предоставлять свои услуги (лицензия);
  • Обязанности и полномочия, а также ответственность и права ЧОУ. В этой части устава предусмотрены подробные сведения о структуре работы, графиках, трудовых отношениях, правилах приема на работу и увольнениях, а также вступление учащихся в ЧОУ, учет успеваемости и выдача документов о полученных знаниях;
  • Источники финансирования и сведения об имуществе ЧОУ. Здесь должны быть указаны сведения о владельце частного образовательного учреждения, его имуществе, и об источниках финансовой поддержки организации. Ответственность лиц по финансовым вопросам и по распределению доходов;
  • Регулирование ЧОУ. В данном разделе стоит указать полномочия учредителя. Наличие прав у учредителя вносить изменения в устав, изменять направление обучения, утверждать финансовый план, бухгалтерский баланс и годовой отчет. Также сюда входит организация филиалов, вопросы реорганизации и закрытие учреждения;
  • Доступность и открытость информации о ЧОУ. Здесь должны быть сведения о том, что вся информация о создании учреждения и о его учредителях, их финансовых вложениях и имуществе, адрес, электронная почта, а также вся информация о предлагаемых программах обучения доступна и открыта каждому для просмотра и ознакомления;
  • Порядок закрытия или реорганизации ЧОУ. Закрытие ЧОУ может быть произведено только на основании Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях». Имущество должно быть возвращено учредителю (собственнику). Можно будет считать организацию ликвидированной только после того, как будет сделана запись об этом в .

Пример устава некоммерческого частного учреждения дополнительного профессионального образования взрослых можно скачать .

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (образец)

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 1

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 2

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 3

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 4

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 5

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 6

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 7

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 8

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 9

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 10

Устав частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования — 11

Для того, чтобы деятельность ЧОУ осуществлялась в соответствии со всеми правилами и законами стоит обратится за помощью к профессионалам, чтобы не отвлекаться от учебного процесса.

Регистрация документа

Так как частное образовательное учреждение становится юридическим лицом, то оно должно быть поставлено на учет в налоговые органы по месту регистрации. После этого учреждению присваивается ИНН, оно должно быть зарегистрировано в Пенсионном фонде и других фондах, таких как фонд социального, медицинского страхования и в статистике.

Вам потребуются следующие документы:

  1. Устав, утвержденный учредителем;
  2. Квиток об уплате государственной пошлины на 4 тыс. рублей;
  3. Заявление в налоговую о регистрации ЧОУ. Если пакет документов будет предоставлен не учредителем лично, а его представителем, потребуется доверенность, заверенная нотариусом.

По закону регистрация должна быть пройдена за месяц, после подачи всех документов.

Внесение изменений

  • Собственник(учредитель) частного образовательного учреждения выносит решение об изменениях в уставе. После того как эти изменения будут внесены в устав, сам устав нужно будет зарегистрировать заново в налоговой инспекции.
  • В соответствии с законодательством проводится процедура регистрации изменений и дополнений в уставе.
  • После регистрации устава ЧОУ в государственных налоговых органах, он приобретает юридическую силу для третьих лиц.

О возможности получения лицензии на частное образовательное учреждение дошкольного типа расскажет видео ниже:

Вам понадобится

  • - бизнес план;
  • - разрешающие документы;
  • - помещение;
  • - мебель;
  • - оборудование;
  • - технические средства оснащения процесса;
  • - клиенты;
  • - реклама;
  • - методы изучения особенностей детей;
  • - индивидуальный план работы с каждым учащимся;
  • - договор с клиентами на предоставление услуг репетиторской деятельности.

Инструкция

Составьте бизнес-план. Как и любой другой вид предпринимательской деятельности, открытие репетиторского центра требует тщательного расчета всех необходимых инвестиций.

Займитесь официальным оформлением разрешения на осуществление вашей репетиторской деятельности. Будьте готовы к тому, что вам придется платить налоги на прибыль. В случае, если вы предпочтете нелегальную деятельность, рано или поздно вы можете понести административную или даже уголовную ответственность за сокрытие доходов от государства.

Арендуйте помещение для осуществления репетиторской деятельности. Если вы собираетесь вести индивидуальные занятия с учащимися, то площадь помещения может быть небольшой, в противном случае его метраж необходимо рассчитывать в зависимости от предполагаемого количества детей.

Позаботьтесь о достаточном оснащении помещения мебелью и прочим учебным оборудованием: книгами, таблицами, компьютерами и т.п.

Заключите с вашими клиентами договор об оказании вами услуг репетитора. Если вы являетесь юридическим лицом, то в договоре укажите наименование и реквизиты фирмы. В этом случае вам придется получить лицензию на образовательную деятельность. Если вы выступаете в роли индивидуального предпринимателя, то договор нужно заключать от своего имени.

Начиная непосредственную репетиторскую деятельность, определите наиболее уязвимые места в знаниях каждого школьника. Здесь вам могут помочь методы тестирования, собеседование, самостоятельная работа и т.п. С учетом полученных данных составьте курс дальнейшей работы с учащимся с учетом всех особенностей его знаний, а также развития процессов мышления, памяти, внимания, и т.д. Подбирайте необходимый материал (теоретический и практический) для проведения занятий, а также эффективные методы и приемы обучения.

Составьте график занятий, учитывающий загруженность ребенка в образовательных учреждениях, а также спланируйте ваше личное расписание.

Инструкция

Начинать создание образовательного центра необходимо с того, чтобы разработать собственную концепцию, т.е. определить направленность курсов, которые будут там проходить. Это может быть центр с курсами профессиональной подготовки (бухгалтерский учет, инвестиции), тренинговый учебный центр, преподавание каких-либо оригинальных курсов, например, фэн-шуй.

Затем образовательный центр необходимо зарегистрировать в качестве негосударственного образовательного учреждения, указать его вид деятельности, например, предоставление образовательных услуг, выбрать систему налогообложения. Наиболее выгодной в этом случае будет « » по ставке 6% от полученного дохода.

Далее необходимо подобрать персонал. Для начала будет достаточно 1-2 преподавателей. Однако обратите внимание на их грамотность и профессиональную подготовку, ведь именно от их работы будет зависеть успех вашего бизнеса. Кроме этого, для работы центра потребуется 2-3 консультанта, секретарь и бухгалтер.

Что касается помещения, то для занятий вам потребуется площадь не менее 200 квадратных метров. Ее можно арендовать у какого-либо учебного заведения (ВУЗа или колледжа). Дороже обойдется аренда свободного помещения. Но зато вы сможете сразу организовать приемную, компьютерный класс и 2-3 аудитории для занятий.

Для открытия образовательного центра вам понадобиться комплект оборудования. Он должен включать 10-12 компьютеров, столы, стулья, оргтехнику (принтер, ксерокс, факс), шкафы, учебную литературу и расходные материалы.

Помните, что образовательная деятельность подлежит лицензированию. Для ее получения необходимо обратиться в Отдел образования в вашем районе и предоставить сведения о численности и уровне образования педагогического состава, помещении, техническом оснащении и т.д. Рассмотрение заявки может продлиться около 1 месяца.

Видео по теме

Источники:

  • как создать учебный центр

Российское законодательство не дает однозначного и конкретного определения образовательной деятельности. Из смысла закона «Об образовании» вытекает, что такая деятельность предполагает наделение учащихся знаниями, умениями и навыками, а также профессиональную подготовку по определенной специальности. Справиться с возросшими потребностями граждан в образовательных услугах помогают частные образовательные учреждения.

Вам понадобится

  • - Закон РФ «Об образовании».

Инструкция

Выберите организационно-правовую форму частного образовательного учреждения. Вы можете использовать для этой цели некоммерческую организацию или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Закон не позволяет заниматься образовательной деятельностью юридическому лицу, являющемуся коммерческой структурой. Будучи индивидуальным предпринимателем, вы можете вести дела самостоятельно, либо использовать возможности сторонних специалистов.

Выясните, подлежит ли деятельность, которую вы предполагаете вести, под условия лицензирования. Лицензия не потребуется, если вы собираетесь осуществлять образовательную деятельность посредством семинаров, тренингов или оказывать консультационные услуги, не выдавая документ об образовании. Индивидуальная педагогическая деятельность, осуществляемая самим индивидуальным предпринимателем, также не лицензируется.

Решите, кто будет учредителем учреждения, организуемого в виде юридического лица. В некоторых случаях для придания образовательной структуре авторитета целесообразно включить в число учредителей орган государственной власти или местного самоуправления, а также общественные организации.

Разработайте устав образовательного учреждения. Возьмите за его основу учредительные документы действующего образовательного учреждения, осуществляющего сходную деятельность в сфере образования. Желательно привлечь для составления документа грамотного юриста, чтобы избежать ошибок и учесть все тонкости специфики образовательной деятельности.

Зарегистрируйте частное образовательное учреждение в органах Федеральной регистрационной службы. Регистрацию индивидуального предприятия и такой формы как потребительский кооператив осуществляют налоговые органы по месту вашего жительства или нахождения юридического лица.

По окончании процедуры регистрации учреждения встаньте на налоговый учет и прочие виды обязательных учетов. При необходимости получите образовательную лицензию, которую выдают органы местного самоуправления и образовательное ведомство субъекта федерации. С этого момента вы получаете право в полном объеме осуществлять деятельность, предусмотренную уставом частного образовательного учреждения.

Для того чтобы открыть частный бизнес, вовсе не обязательны масштабные денежные вложения. Начать можно и с малого. Для начала собственного дела достаточно даже обычного гаража, который подойдет для нескольких видов перспективных работ.

Вам понадобится

  • - отделочные материалы;
  • - оборудование;
  • - инструменты;
  • - стеллажи;
  • - визитные карточки.

Инструкция

Займитесь обустройством своего гаража в зависимости от выбранного направления. Отделайте стены или оштукатурьте их, сделайте качественную стяжку на полу, проведите хорошее освещение, если необходимо – канализацию и отопление. Позаботьтесь о надежном замке и даже охране, если собираетесь хранить в гараже ценные материалы и оборудование.

Попробуйте открыть бизнес , связанный непосредственно с автомобилями. Не пытайтесь выполнять большое количество работ, поскольку конкурировать с полноценными сервисными центрами вам вряд ли удастся. Сконцентрируйтесь на одном из направлений, на котором автовладельцы с легкостью экономят. Это может быть шиномонтаж и балансировка, мойка, антикоррозийная обработка. Сложный ремонт двигателей, лакокрасочные работы могут быть востребованы лишь среди ваших знакомых, осведомленных о вашей надежности и репутации. Обычные клиенты вряд ли рискнут доверить подобные виды ремонта незнакомому гаражному мастеру.

Если позволяет площадь, откройте несложное производство, требующее минимального количества оборудования. Например, если вы располагаете сварочным аппаратом, займитесь изготовлением металлических конструкций, дверей, решеток и т.д. Проведите краткий анализ соответствующего рынка и установите цены значительно ниже, чем у крупных производителей.

Приспособьте ваш гараж под склад . Для этого смонтируйте стеллажи и установите несколько палетт. Вы можете назначить несколько часов в сутки, когда ваш склад будет открываться для клиентов. Дополнительно вы можете взять на себя функции кладовщика и водителя-экспедитора. В данном виде бизнес а ключевую роль играет поиск хотя бы одного крупного клиента, который обеспечит ваш доход.

Видео по теме

При грамотной организации такой вид предпринимательской деятельности, как пищевое производство приносит хороший доход и быстро окупается. Ни одна фабрика не сможет похвастаться таким оборотом своей продукции. Ведь люди кушают по три раза в день, и все они являются потенциальными покупателями.

Инструкция

Подумайте, нужно ли для вашего будущего предприятия что-то специальное, например жироуловитель, специальное кондитерское оборудование или пищевые насосы. Также учтите, что минусом данной сферы производственной деятельности являются небольшие сроки хранения сырья. Это в свою очередь означает, что нужно создать хорошее холодильное и складское помещение.

Определите, какие виды продукции и для каких слоев населения будут производиться. Также определитесь с возрастом собственных потенциальных покупателей, ведь это могут быть: взрослые, дети или люди пожилого возраста. Затем подумайте о назначении продукции, то есть для кого она будет предназначаться – для здоровых людей, а может это будет диабетическая, диетическая или лечебно-профилактическая продукция.

Составьте первоначальный бизнес план. Посчитайте в нем, сколько денег может понадобиться на реализацию пищевого производства. Проведите анализ фирмы: какие угрозы и возможности существуют на этапах открытия и развития организации.

Приобретите нормативную документацию. В пищевом производстве любая продукция должна вырабатываться только согласно этим документам. В основном все компании работают по ГОСТ, ОСТ и ТУ – государственным, отраслевым стандартам, а также техническим условиям, разрешающим производителю выпускать наиболее широкий ассортимент разнообразной продукции и при этом использовать увеличенный список различного сырья. Вы можете самостоятельно разработать ТУ, но для этого их необходимо согласовать с органом Роспотребнадзора, а затем зарегистрировать в отделении Центра стандартизации и метрологии.

Найдите помещение для производства. Можете арендовать или выкупить помещение в собственность. После этого утвердите производственную программу и перечень выпускаемой продукции в органе Роспотребнадзора. Далее можете переходить к закупке необходимого оборудования, монтажу и подключению, заказу сырья, тары, этикеток, упаковки.

Видео по теме

Если вы парикмахер или стилист и желаете поднять свой бизнес на новый уровень, то стоит рассмотреть вопрос об открытии собственной студии красоты. Вы можете создать бизнес с небольшими денежными вложениями и получать хороший пассивный доход.

Инструкция

Выберите подходящее место для студии. Если у вас нет достаточного количества постоянных клиентов, лучше позиционировать салон красоты в хорошо посещаемом торговом центре. С другой стороны, если вы уже имеете обширную клиентскую базу, можете открыть бизнес в любом месте на свой выбор.

Предложите разнообразные услуги, которые помогут вам выделиться на фоне конкурентов. Включите в перечень различные техники массажа, процедуры по уходу за ногтями и кожей. Вы можете даже рассмотреть вопрос о продаже различных средств для красоты (лак для ногтей, шампуни, гели, лосьоны и т.д.)

Наймите квалифицированных стилистов. Поместите объявление в СМИ и проведите собеседование с откликнувшимися соискателями. Как владелец бизнеса, вы несете ответственность за все, что происходит внутри студии красоты . Убедитесь, что все сотрудники имеют лицензии на данный вид деятельности.

Убедитесь, что ваша студия содержится в чистоте и порядке. Если вы хотите, чтобы она стала раем для посетителей, не забудьте сохранить уютную и радужную обстановку. Требуйте от сотрудников, чтобы они ежедневно убирались на своих рабочих местах, и предоставьте клиентам различные напитки, к примеру, чай или кофе. Кроме того, стремитесь к сохранению профессиональной и деловой атмосферы.

Открытие бизнеса в деревне должно производиться в четкой последовательности и только после проведения оценки потребностей самих жителей деревни. При этом предпринимателю следует набраться терпения, ведь свое дело в деревне потребует от него много времени и сил.

Вам понадобится

В повседневной жизни для потребителя такие слова, как «школа», «лицей», «гимназия», «институт», «университет», порой объединены в общем названии «учебное заведение», при этом потребитель обычно не задумывается о конкретной организационно-правовой форме образовательной структуры. По сути, это вполне правильное представление, если рассматривать его с точки зрения общности целей перечисленных образовательных заведений. Однако далеко не каждое образовательное заведение занимает одинаковое правовое положение в существующей на сегодня системе образования. В названии образовательных организаций помимо собственно наименования (например, средняя общеобразовательная школа № 12; гимназия № 58; «Колледж менеджмента», «Саратовская государственная академия права»), отражающего конкретную индивидуализацию и характер деятельности, встречаются такие аббревиатуры, как ГОУ, МОУ, НОУ и др. Именно данные аббревиатуры и являются основой наименования любых образовательных организаций, поскольку указывают на их организационно-правовую форму, от которой отчасти и зависят условия дальнейшего обучения. В связи с этим, прежде чем подойти к конкретному выбору того или иного образовательного заведения, необходимо научиться определять суть (смысл) его наименования. Попробуем разобраться, что же включает в себя понятие «организационно-правовая форма».

Под организационно-правовой формой понимается:

Способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом;

Правовое положение хозяйствующего субъекта и цели осуществляемой им деятельности.

Хозяйствующими субъектами признаются любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.

Способы закрепления и использования имущества хозяйствующего субъекта определяются либо самим субъектом (если это индивидуальный ) либо его учредителем (если субъект - юридическое лицо или организация без прав юридического лица) в соответствии с установленными правовыми нормами. Согласно гражданскому законодательству имущество может закрепляться за хозяйствующим субъектом на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании (например, на правах аренды).

Правовое положение (правовой статус) хозяйствующего субъекта- это юридически закрепленное положение субъекта в обществе, характеризуемое и определяемое совокупностью права и обязанностей, ответственностью и полномочиями, вытекающими из законодательных и иных нормативных актов.

Исходя из целей осуществляемой деятельности, хозяйствующие субъекты, являющиеся юридическими лицами, разделяются:

На коммерческие организации - организации, для которых извлечение прибыли и возможность распределять ее среди участников является основной целью деятельности;

Некоммерческие организации - организации,основной целью деятельности которых является не извлечение прибыли и распределение ее между участниками, а удовлетворение нематериальных потребностей граждан.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями , могут создаваться в формехозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями , могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и т.д.). Некоммерческие организации могут осуществлять скую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей и задач, ради которых они созданы.

К вышеизложенному следует добавить, что под юридическим лицом понимается учреждение, предприятие или организация, которая обладает самостоятельными гражданскими правами и обязанностями и характеризуется следующими отличительными признаками:

Организационным единством;

Наличием в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества;

Самостоятельной имущественной ответственностью по своим обязательствам;

Участием в гражданском обороте от своего имени;

Наличием расчетного или иного финансового счета в банке, самостоятельного баланса и сметы;

Участием в судебном процессе в качестве истца и ответчика.

Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие скую деятельность без образования юридического лица. К индивидуальным предпринимателям также относятся частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Когда речь заходит об образовательном заведении того или иного вида, необходимо знать следующее. Основной целью любой образовательной организации является удовлетворение нематериальных потребностей граждан, выражающееся в двух основных функциях: воспитание и обучение. В связи с этим образовательные заведения могут осуществлять свою деятельность только как некоммерческие организации. В большинстве случаев образовательные организации создаются в форме учреждения.

Федеральным законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ были внесены изменения в Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон РФ «Об образовании»), Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. «О некоммерческих организациях», Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) и ряд других нормативно-правовых актов. В частности, в соответствии с п. I, 2 ст. 120 ГК РФ учреждения отныне подразделяются на следующие виды:

Частные (создаваемые гражданами или юридическими лицами);

Государственные (создаваемые Российской Федерацией и (или) субъектами РФ);

Муниципальные (создаваемые муниципальными образованиями).

Под частным учреждением понимается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Государственные и муниципальные учреждения в свою очередь, могут быть бюджетными или автономными. Понятие бюджетного учреждения не является новым, оно и ранее было закреплено в п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, однако Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ конкретизировал содержание этого понятия: казенные предприятия и автономные учреждения, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не могут признаваться бюджетными учреждениями. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (п. 1 ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Для осуществления своей деятельности, образовательные заведения вправе выбрать и любую иную организационно-правовую форму, которая предусмотрена гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Образовательное учреждение - это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ. Официальное определение образовательного учреждения сформулировано в ст. 12 Законе РФ «Об образовании».

Видтого или иного образовательного учреждения определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть:

Органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления;

Отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

Отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

Общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

Граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Состав учредителей образовательного учреждения может быть ограничен в двух случаях. Во-первых, учреждения, реализующие военные профессиональные программы, могут создаваться только Правительством РФ. Во-вторых, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть созданы только федеральными органами исполнительной власти РФ и (или) субъектов РФ.

В настоящее время существует три основных вида образовательных учреждений:

Государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ);

Муниципальные;

Негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных учреждений могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, либо органы местного самоуправления. Имущество государственных и муниципальных образовательных учреждений (и бюджетных, и автономных) находится в собственности органа государственной власти Российской Федерации (субъекта РФ, органа местного самоуправления). Финансирование деятельности бюджетных образовательных учреждений полностью или частично осуществляется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Размер выделяемых денежных средств определяется по нормативам финансирования, исходя из расчета затрат на одного воспитанника или обучающегося, а также на иной основе. Собственник бюджетного образовательного учреждения осуществляет непосредственный контроль за использованием денежных средств в соответствии с установленной сметой. В наименовании бюджетных образовательных учреждений стоят аббревиатуры ГОУ (государственное образовательное учреждение) или МОУ (муниципальное образовательное учреждение).

Имущество, которым собственник наделяет государственное или муниципальное образовательное учреждение, закрепляется за ним на праве оперативного управления. Под оперативным управлением понимается право владения, пользования и распоряжения имуществом по его назначению, в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности и определенными собственником задачами. Бюджетные образовательные учреждения не вправе отчуждать или иным образом распоряжаться (продавать, сдавать в аренду, предоставлять в залог и т.д.) закрепленным за ним имуществом, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником по смете. Однако если бюджетному образовательному учреждению предоставляется право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы, равно как и приобретенное за счет этих доходов имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Деятельность бюджетных государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями, которые утверждаются Правительством РФ. В соответствии с данными положениями бюджетные образовательные учреждения разрабатывают свои уставы. Устав - это один из видов учредительных документов, на основании которого действует юридическое лицо. Требования, предъявляемые к уставам образовательных учреждений, перечислены в ст. 13 Закона РФ «Об образовании».

Поскольку Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ действует сравнительно недавно, то говорить о существовании автономных образовательных учреждений (как одном из возможных видов государственных и муниципальных образовательных учреждений) пока еще рано. Однако стоит заметить, что автономные учреждения, несмотря на определенное сходство с бюджетными, имеют ряд некоторых отличий. Так, в частности, учредитель устанавливает для автономного учреждения задания в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Автономное учреждение осуществляет деятельность в соответствии с этими заданиями и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, частично за плату или бесплатно. Финансовое обеспечение деятельности автономных учреждений осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных, не запрещенных федеральными законами источников. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством РФ и в определенных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации. Вполне вероятно, что в ближайшем будущем автономные образовательные учреждения появятся в России.

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ), как и бюджетные, являются некоммерческими организациями, и могут создаваться в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. Учредителями негосударственных образовательных организаций, как правило, выступают государственные высшие учебные заведения (например, университеты и академии), а также - учреждения общественных и религиозных организаций (объединений) и частные лица. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Право негосударственных образовательных учреждений взимать плату с обучающихся и воспитанников за (в т.ч. и за обучение в пределах государственных образовательных стандартов) закреплено в п. 1 ст. 46 Закона РФ «Об образовании». Платная образовательная деятельность НОУ не считается ской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Как и бюджетные образовательные учреждения, НОУ и АНО осуществляют свою деятельность на основании уставов. Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных. В отличие от бюджетных учреждений негосударственные образовательные организации могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 39 Закона РФ «Об образовании»). Однако вопрос о праве собственности на имущество НОУ вызывает противоречивые мнения, возникающие в связи с применением норм п. 2 ст. 48 ГК РФ. В данной части Кодекса указано, что учредители имеют право собственности на имущество учреждения, следовательно, негосударственная образовательная организация, созданная в форме учреждения, не может владеть этим имуществом на праве собственности. Представляется, что нормы ГК РФ в данном случае имеют приоритет по сравнению с нормами Закона РФ «Об образовании», поскольку в п. 5 ст. 39 указанного Закона содержится отсылка на соответствие с законодательством РФ. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), в отличие от учреждения, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, которое они передают в собственность (п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях»).

Образовательные учреждения, являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять скую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах. Так, в частности, образовательные учреждения имеют право:

Торговлю покупными товарами, оборудованием;

Оказание посреднических услуг;

Долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

Приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

Ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией;

Сдачу имущества в аренду.

Образовательные учреждения вправе открывать филиалы (отделения или иные структурные подразделения), которые могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, т.е. также вести образовательный процесс. Филиалы выступают от имени создавшего их учреждения (так как не являются юридическими лицами), действуют на основании устава образовательного учреждения и положения о филиале, а их руководители - на основании доверенности, выдаваемой головным образовательным учреждением. Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения.

Н.А. Агешкина

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись