Все о тюнинге авто

Объединяют школы и детские сады. В чем плюсы и минусы объединения детских садов. Объединение детских садов и школ: что по факту

В чем плюсы и минусы объединения детских садов

Общественная палата Коломны (ОП) выступила против инициативы городской администрации объединять в одно учреждение по 4-5 детсадов. Идея появилась еще в начале прошлого года (Постановление руководителя администрации Валерия Шувалова № 103 от 18.02.2016 г. «О порядке проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации, ликвидации или изменении назначения муниципальной образовательной организации»), но ни члены ОП, ни совет депутатов, ни родители о ней ничего не знали.

По словам Михаила Архангельского, председателя комиссии ОП по здравоохранению, соцполитике и трудовым отношениям, рабочая группа ОП провела мониторинг, итогом которого стал круглый стол, где члены палаты и присутствовавшие депутаты были единодушны. «Мы обеспокоены тем, что на обсуждение общественности не было представлено обоснование проекта объединения. Каковы актуальность, экономическая и методическая целесообразность реорганизации, прогнозируемые результаты, возможные риски последствий, анализ результатов внедрения подобной схемы в других регионах? Ответов на эти вопросы мы не получили, поэтому считаем, что проект является преждевременным и требует, как минимум, доработки. В таком виде, как сейчас, реорганизация повлечет снижение безопасности наших детей и ухудшение качества их образования», - заявил он.

Объединение детсадов - благо или зло? Ответ на вопрос вместе с экспертами «Эспрессо» искала Ольга Антропова.

Суть нововведения

В результате слияния: образуется одно юридическое лицо; формируется единый центр управления; присоединяемые детсады становятся структурными подразделениями головного учреждения; из штатного расписания исключаются дублирующиеся административные должности; дети остаются в своих садах.

Кого сократят. Делопроизводитель (его обязанности будут исполнять замы заведующей). Кастелянша (обязанности - на завхозов). Зам по безопасности (обязанности - на зама заведующей в головном учреждении). Методист (обязанности - на замов заведующей).

Примеры слияния. К детсаду № 14 «Дельфинята» планируется присоединить детсады № 11 комбинированного вида «Малинка» (в 2014 году он уже слился с детсадом № 9 «Ромашка»), № 24 «Белочка» и № 47 «Золотая рыбка». В Колычеве объединение ждет детсады № 17, 40, 5, 1. В Голутвине - № 12, 8, 37, 38, 46.

Только цифры

6900 детей от 1,5 до 7 лет посещает дошкольные образовательные учреждения Коломны.

35 детских садов в городе на данный момент. 15 из них попадают в первую партию объединяемых.

Плюсы и минусы реорганизации детсадов

Мнения экспертов

Елена Куманева, представитель Коломенской городской профсоюзной организации образования и науки:

Зам по безопасности будет сидеть в головном учреждении перед мониторами. А детсады, как мне пообещали представители управления образования, будут хорошо укомплектованы камерами видеонаблюдения, так что он будет отслеживать все в режиме онлайн.

Сейчас у заведующих детсадами не идет педстаж, хотя все они с педагогическим образованием и вышли из методистов. Их переводят на ставку методиста, так что у них поднимется зарплата (у методиста она больше) и пойдет педстаж. Я бы не сказала, что образование станет хуже - у нас будет пять методистов. Сокращенные методисты пойдут на повышение. Да, нагрузка увеличивается, но увеличится и зарплата.

Наталья Павлова, член комиссии ОП по образованию, воспитанию молодежи, спорту и туризму:

Методисты учатся постоянно, а заведующие уже потеряли квалификацию. Их надо переучивать - это совершенно другая работа. Кроме того, при объединении теряется индивидуальность садика, сплоченность коллектива.

Сергей Шуваликов, член комиссии ОП по здравоохранению, социальной политике и трудовым отношениям:

Хорошо, что заведующие будут получать большую зарплату. Но методисты уже сейчас перерабатывают - 10,5 часов. А их должностные обязанности? Все это ляжет дополнительным грузом на плечи заведующей.

Оксана Широких , доктор педагогических наук:

Реорганизация ущемляет права ребенка - в возможности физического контакта с работниками детсадов, которых становится меньше. Все делается для создания лучшей системы управления, но получается, что за счет ухудшения положения детей. В советское время дети были единственным привилегированным классом. Это надо сохранить.

С одной стороны, у нас есть программа губернатора: все дети должны быть охвачены дошкольным образованием, так как формирование личности начинается с дошкольного детства. С другой стороны, - жалобы работников: по 10-12 часов работать невозможно. Это сложная работа, нервная, напряженная (у кого есть дети, поймут, как трудно непрерывно с ними находиться). Можно убиться за зарплату в 100 тысяч, но толку для детей от этого никакого не будет, да и для воспитателя тоже. Я не вижу, в чем выгода такой реорганизации. А она должна быть четко видна.

Анатолий Талицких, депутат совета депутатов Коломны:

Как можно объединить компенсирующий садик № 40 - по зрению - с обычными? Реорганизация должна нести лучшее детям. Мы же не видим детей, только деньги, деньги… Да, мы должны учиться жить в условиях кризиса. Но это не те деньги, не там ищем.

Максим Баканов, председатель комиссии ОП по образованию, науке, воспитанию молодежи, спорту, туризму:

Мы изучили должностные инструкции замов по безопасности - на них возлагается огромная работа, от охраны труда до работы в режиме ЧС. Поэтому мы считаем, что сокращение этой должности приведет к снижению уровня безопасности детей и сотрудников детсадов.

Рабочая группа ОП не получила ответов на ряд вопросов, в частности есть ли положительный опыт объединения детсадов в России. Найденная нами информация показывает, что эта реорганизация приводит к отрицательному эффекту.

Александр Филатов, начальник 5-го межрайонного отдела ФСБ:

Школы и детсады - самые уязвимые объекты. Мониторы и заборы - это здорово, но человеческий фактор - главный. И не надо забывать, что безопасность не бывает дешевой.

Наталья Крылова, старший инспектор по делам несовершеннолетних МУ МВД России «Коломенское»:

Мы взаимодействуем с замами по безопасности и по вопросам противодействия терроризму, и по более приземленным: бродячие собаки на территории, проникновение асоциальных элементов. Чем помогут мониторы, если необходимо будет мгновенно отреагировать на нештатную ситуацию? «Замбезы» находятся в авангарде, на первых рубежах защиты детей. Убирать их нецелесообразно.

Глас народа

Наталья, работник детского сада:

После того как дополнительную нагрузку получили воспитатели, картина наблюдается такая: к концу рабочего дня с ними сложно общаться. А к концу рабочей недели они просто маловменяемы. Теперь то же ждет работников администрации, на которых навалят дополнительные обязанности. И не только обязанности - кучу бумаг! У нас делопроизводитель сейчас не справляется с объемом работ, домой берет. А что будет, когда эту должность упразднят? И учтите, что все эти люди будут общаться с детьми. Что это будет за общение? Какие-нибудь деньги этого стоят?

Ирина, работник детсада, мама:

В итоге этих реформ мы потеряем систему бесплатного дошкольного образования и получим платные образовательные услуги. Я работаю в детском саду 16 лет, всякое повидала, но такого еще не было. Нельзя экономить на детях! Такой ценой мне не нужны деньги.

Елена, мама четверых малышей:

Я возмущена! Во что педагогический процесс превратится? Заведующая - она прежде всего администратор, менеджер, а на нее и образовательный процесс хотят повесить. У нас вот в саду 15 групп по 23 человека в среднем. А бумаг сколько! У нас делопроизводитель зашивается. А кастелянши чем не угодили? То они костюмы на утренники шили, а теперь с родителей собирать будут? И замы по безопасности… Все идет к тому, что скоро, как в школах, за счет родителей будут нанимать охрану. Одному человеку ни морально, ни физически такого не выдержать.

С другой стороны

Начальник управления образования Коломны Татьяна Старателева и замруководителя администрации города Наталья Маркелова на приглашение посетить круглый стол ОП и разъяснить, для чего нужна реорганизация и что от нее ждать хорошего, не откликнулись. К сожалению, не ответили они и на запрос «Эспрессо». Единственное, что редакция может привести на момент выхода номера в качестве аргумента со стороны администрации, - это выдержка из отчета Татьяны Старателевой за 2015 год (

Практически никакого переезда не будет, все остаются в своих корпусах, но юридически это будет один садик. Сокращается административная часть. Так было заявлено со стороны Управления образования Добрянского района. Однако в редакцию нашей газеты по электронной почте поступило письмо от имени «родителей детского сада № 10»:

«Мы обеспокоены, что планируется объединение двух детских садов. Таким образом, сократят нашу заведующую, бухгалтера и других специалистов.

Мы считаем, что именно благодаря настойчивости, целеустремлённости, прекрасным организаторским способностям Косковой Галины Николаевны дошкольное учреждение стало перспективно развивающимся в городе и районе. (…) Коррекционная работа с детьми в направлении речевого развития, звукопроизношения, психического развития и диагностики ведётся узкими специалистами - учителем-логопедом и педагогом-психологом.

Мы считаем, что нет надобности объединения детских садов. Нам, как родителям, нравятся наша заведующая, наша бухгалтерия, наш методический и педагогический составы. В случае объединения мы лишаемся возможности комфортно и быстро регулировать вопросы, касающиеся решения различных нюансов по образовательному и организационному процессам.

При объединении возникают следующие риски:

Массовое увольнение персонала;

Вливаясь в новый коллектив, педагоги не смогут уделять должного внимания детям, проявляться и развиваться творчески;

Не будет индивидуального подхода к проблемам родителей, детей и персонала;

Возможны кадровые перестановки (приём новых сотрудников; увольнение узких специалистов, т.к. педагог-психолог, логопед ведь в д/с № 20 есть) и пр.

От начальника образования Н.М. Семериковой прозвучало, что появляется возможность посещения бассейна. Интересно, как это будет выглядеть? В морозы будут водить детей искупнуться?!

Просим оставить наш детский сад как самостоятельную единицу».

Обращение родителей прокомментировала начальник Управления образования Добрянского района Наталья Семерикова :

Вопрос по реорганизации детского сада № 10 мы обсуждали с родителями детей, которые его посещают, педколлективом, управляющим советом детского сада. Основная цель объединения - повышение заработной платы педагогическим работникам. Все условия пребывания детей в дошкольном учреждении остаются теми же самыми. Дети будут ходить в те же группы, воспитатели будут прежними.

Что касается бассейна, который есть в детском саду № 20, то предложение посещать его и детьми детского сада № 10 прозвучало от самих родителей. И вопрос этот прорабатывается: в какое время смогут принять детей, где они будут раздеваться. Конечно же, ходить в бассейн они смогут только в тёплое время года.

На собрании с сотрудниками садика никто из педагогов не выразил желания уволиться. Узкие специалисты - психолог, логопед - также останутся работать в объединённом учреждении. Заведующая детсадом № 10 Галина Николаевна Коскова - прекрасный методист, ей предложена должность старшего воспитателя. Руководителем объединённого учреждения будет заведующая детсадом № 20 Татьяна Николаевна Тарасенко. Пока не решён вопрос только по бухгалтеру и делопроизводителю детсада № 10. Но, учитывая нехватку таких специалистов, проблема их трудоустройства обязательно будет решена.

Процесс объединения двух учреждений довольно долгий, планируем, что он завершится к маю следующего года.

На уровне Управления образования создана экспертная комиссия, все вопросы, проблемы, риски обсуждаются. Но решение об объединении принято, и оно экономически оправданно. Садик маленький, субвенции из краевого бюджета на него поступают небольшие, сегодня у учреждения есть задолженность по налогам. При объединении с детсадом № 20 уменьшатся расходы на управленческий аппарат, а зарплата педагогов возрастёт.

Как отметила Наталья Семерикова, по каким-то другим дошкольным образовательным учреждениям вопрос объединения не стоит, школы района также объединяться между собой не будут.

Объединение школ и детских садов в Москве стало обычным явлением. Такой процесс был поддержан Департаментом образования еще в 2012 году. С того момента начали появляться новые виды учебных заведений - образовательные центры.

Инициатива была нерадостно принята общественностью, но все же было подано много заявок с разных учреждений. Только в первый год введения «эксперимента» было принято 1 411 заявлений на создания 445 образовательных комплексов. Но не все заявки были удовлетворены. Было создано только 300 таких центров, в состав которых вошли 849 учебных заведений.

Сразу следует отметить, что жестких принципов объединения детских садов, школ в Москве не отмечался. Чаще всего создавались образовательные центры на основе учреждений, которые имели территориальную скученность, не разделялись крупными дорогами. Кроме этого, была отмечена некоторая тенденция, объединялись слабые заведения с сильными. Нужно заметить, это было довольно рациональное действие.

Несмотря на то, что цель такого процесса - повышение уровня безопасности, есть противники такого слияния. С помощью статьи подробно разберемся со всеми подводными камнями такого процесса, укажем на плюсы.

Преимущества объединения

Новый эксперимент в нашей стране с созданием образовательных комплексов на базе учебных учреждений не новый. Более того, в Европе и Америке подобные заведения давно, успешно функционируют. В чем же плюсы слияния? Перечислим ключевые преимущества.

Плюсы и минусы оптимизации


Информация, изложенная в письме воспитателя МДОУ № 11 «Солнышко» Анастасии Клементьевой («СР» от 31 мая) рассмотрена и проверена. Полагаю, что на столь эмоциональное обращение автора письма подвигло уважение к руководителю этого дошкольного учреждения и восхищение её организаторскими способностями.


Вполне разделяю эти чувства. Действительно, Людмила Васильевна Зиновьева - талантливый руководитель. Об этом говорят не только её награды и звания, но и отзывы подчинённых, их нежелание расставаться со своей заведующей. Однако с призывами Анастасии Клементьевой не согласен, к тому же, вероятно в порыве чувств, автор обращения выдала свои предположения и домыслы за реальные факты. Поэтому считаю, что нужно объективно, без эмоций рассмотреть ситуацию по ре-структуризации детских дошкольных учреждений, подсчитать её плюсы и минусы. Уверен, что это позволит и читателям «Северного рабочего», и сотрудникам детсадов самим сделать вывод, нужна ли реструктуризация и как она отразится на детях, персонале детских садов и на руководителях ДОУ.

Что это за зверь - реструктуризация?
В штате каждого детсада - юридического лица, независимо от количества групп, есть заведующая, завхоз, методисты или старшие воспитатели, а также воспитатели, помощники воспитателей, повара, вспомогательные рабочие. И в самое ближайшее время в штате КАЖДОГО садика - юрлица появится своя бухгалтерия. Такое право даёт детским дошкольным учреждениям Закон об образовании.
Согласитесь, что для небольших детских садов на четыре-пять групп содержать всю административно-хозяйственную надстройку - дорогое удовольствие. Скорее даже - непозволительная роскошь. Впрочем, для бюджета большого детсада это тоже довольно чувствительно. А не содержать надстройку нельзя.
Если есть юридическое лицо, должны быть как минимум руководитель и главный бухгалтер. Деньги на их содержание с неба не падают, а расходуются из фонда заработной платы этого самого садика. Следовательно, на увеличение зарплат помощников воспитателей и поваров - самых дефицитных и низкооплачиваемых работников - денег остаётся всё меньше. Как, впрочем, и на другие нужды.
Чтобы исправить ситуацию, с 2010 года управление образования (УО) администрации Северодвинска проводит оптимизацию (ре-структуризацию) сети подведомственных образовательных учреждений. План-график реструктуризации утверждён приказом начальника УО от 30.11.2009 № 605. Попросту говоря, из двух-трёх детских садов - юридических лиц делается одно юрлицо с одной заведующей, бухгалтерией и методистом на несколько садиков. Объединение доходов нескольких детских садов в рамках одного юрлица позволяет более эффективно использовать финансы: увеличить объёмы ремонтных работ, обновить основные средства учреждения, увеличить, в конце концов, фонд стимулирующих надбавок. Так, например, количество штатных единиц административно-управленческого аппарата в настоящий период в ДОУ № 11 и № 69 - по четыре единицы. После реорганизации в штатном расписании высвобождаются три единицы, в том числе одна единица заведующего, одна - заведующего хозяйством, одна - старшего воспитателя. Однако фонд оплаты труда в этих садиках никто не уменьшает. Считайте сами, выгодно ли это основному персоналу?

Все в автономку
За год такая реорганизация была проведена в 25 детских садах. На их базе создано 11 укрупнённых до-школьных образовательных учреждений. В каждом из них - собственная бухгалтерская служба (очередной шаг для перехода к автономному учреждению). Хочу подчеркнуть, что для детей, посещающих эти укрупнённые садики, практически ничего не изменилось, хотя кадровая служба отметила, что в реорганизованных детских садах стало меньше незанятых вакансий. Поэтому можно предположить, что и внимания к детям в таких учреждениях стало больше.
Кстати, реорганизация пройдёт не только в малогруппных садиках. Она за-тронет все без исключения детские дошкольные учреждения, включая и те, что расположены в новых кварталах, в округе Заозёрном. В целом в сфере дошкольного образования из 56 юридических лиц предполагается создать не более 30.
Теперь об автономности. Кроме 11 укрупнённых садов - юридических лиц ещё 14 детских садов перешли на самостоятельное ведение бухгалтерского учёта, то есть стали ближе к автономным. В числе первых - ДОУ № 86, 89, 3, 91, 44 и 8. Эти учреждения носят статус центра развития ребёнка и достойно представляют нашу систему дошкольного образования на всех уровнях, в том числе и всероссийском. Однако реорганизация коснётся и их.
А автономное учреждение у нас в городе (да и в Архангельской области) пока только одно - ДОУ № 86 «Жемчужинка». Оно работает в пилотном режиме, выявляя все непростые моменты перехода и работы в статусе автономного. Это сделано для того, чтобы тем, кто пойдёт следом, было легче.

Что даёт реорганизация?
Летом, когда сокращается количество детей, посещающих детские сады, работа учреждений становится экономически невыгодной. Согласитесь, держать штат поваров и административно-хозяйственный комплекс на две-три группы - это расточительство. Но если это одно юридическое лицо - укрупнённый детский сад, то решить проблему гораздо проще. Ожидаемая экономия коммунальных расходов за счёт консервации на летний период одного здания составляет в среднем 70 тысяч рублей. Сэкономленные средства могут быть направлены на мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности, другие нужды, в том числе и на увеличение фонда стимулирующих вы-плат основному персоналу. На эти же цели расходуется и экономия, полученная в течение всего года.
Теперь об объединении «Солнышка» и «Дюймовочки». В соответствии с постановлением администрации Северодвинска муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Дет-ский сад № 11 «Солнышко» комбинированного вида» реорганизовано в форме присоединения к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 69 «Дюймовочка» комбинированного вида».
Решение о назначении заведующей МДОУ № 69 «Дюймовочка» будет приниматься после завершения процедуры реорганизации. Но уже сейчас могу сказать, что опытные заведующие у нас - на вес золота.
В минувшем учебном году вышли на пенсию по достижении пенсионного возраста пять руководителей детских садов, и Людмила Васильевна Зиновьева, её талант руководителя очень нужны системе образования. Предлагая ей возглавить объединённые детские сады, мы уверены, что она сумеет задать там верный тон, создать дружный коллектив и, что самое главное, безопасные и комфортные условия для детей.

Отделим мух от котлет
Автор письма, опубликованного в «Северном рабочем», утверждает, что, сокращая заведующих, управление образования открывает новые ставки. Это её мнение. А факты таковы. В управлении образования администрации Северодвин-ска в течение 2009 года сокращено три ставки специалистов, в 2010 году - 19,5. Численность специалистов УО в связи с реорганизацией образовательных учреждений и переходом их на финансовую самостоятельность в дальнейшем будет сокращаться.
В 2010 году управлением образования создано муниципальное учреждение «Строительно-ремонтно-эксплуатационная служба Северодвинска». Экономия средств по результатам исполнения муниципального задания этим учреждением в 2010 году составила более 3,5 млн. рублей. Деньги направлены на развитие учреждения и выполнение дополнительного объёма ремонтных работ. С января 2011 года в МАУ «СРЭСС» переданы функции по профилактическому техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию подведомственных учреждений, штатная численность учреждения - не более 63 единиц. Следует подчеркнуть, что одновременно из штатных расписаний учреждений образования выведено 182,15 штатных единиц долж-ностей рабочих (сантехников, плотников и др.).
Я также не раз говорил о том, как мы решаем проблему дефицита кадров в детских садах. Напомню: там сейчас не хватает 35 воспитателей, 42 помощников воспитателей (цифры соответствуют уровню прошлого года), в два раза выросло число вакансий поваров. Надо отметить, что дефицит кадров в садиках характерен для многих городов Архангельской области и всей России.
В настоящее время в Северодвинске создана рабочая группа при заместителе главы администрации по социальным вопросам для разработки механизмов повышения фондов оплаты труда работников дошкольных учреждений. Вопросы по предоставлению услуг до-школьного образования, улучшению условий труда работников детских садов находятся на постоянном контроле администрации Северодвинска.
Сергей ПОПА, начальник управления образования администрации Северодвинска

В столице не прекращаются скандалы вокруг объединения школ в «образовательные комплексы». Родители учащихся прогимназии № 1651 в московском районе Южное Тушино заявляют об угрозе ее закрытия, возникшей после объединения с еще двумя школами (№ 680 и № 106) и двумя детскими садами.

По их словам, когда в прошлом году решался вопрос об объединении, родителей заверили, что делается это для «улаживания финансовых вопросов», а для учеников реорганизация — не больше чем смена таблички.

Прогимназия № 1651 уже 20 лет обучает детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для малышей созданы максимально комфортные условия, обеспечивающие плавный переход от детского сада к начальной школе, рассказывают родители. Здесь сложился прекрасный педколлектив, выпускники поступают в лучшие средние школы Москвы, в том числе в расположенную в округе Курчатовскую школу.

«Никаких фальсификаций, как это рассказывают про другие школы, у нас при объединении не было, — рассказала одна из родительниц . — Нашему директору объяснили, что прогимназии, в которой всего 8 классов и 2 детсадовские группы, в новых условиях самой не выжить. Она поверила сама и смогла уговорить нас (а это стоило больших трудов) согласиться на объединение с двумя посредственными школами.

Но уже в сентябре, после того как документы о слиянии были подписаны, поступило указание — прогимназию расформировать. На первом же собрании директор объявила, что существующие классы будут распределены по другим школам, а новые набираться не будут».

По словам родителей, в особенно тяжелом положении оказались первоклассники — выпускники подготовительной группы прогимназии. Ни в одну приличную школу им уже было не попасть. Обращения родителей во все возможные инстанции вплоть до президента (письмо к Путину было спущено в городской департамент образования и впоследствии зачитано на собрании в школе) сыграли свою роль. Набор в первые классы был открыт, учеников пока оставили доучиваться в прежнем здании, однако не исключили, что заканчивать начальную школу они будут в других учебных заведениях.

«Теперь департамент нашел новую уловку: несоответствие санитарным нормам — правилам, — рассказала Петровская. — Прогимназия располагается в здании, предназначенном под детский сад, в ней нет отдельной столовой, а высота потолка в спортзале вместо положенных 6 метров только 4. И, хотя требования 6-метровых потолков относятся не к нашим малышам, а к старшеклассникам, этого вполне может хватить, чтобы отобрать у прогимназии здание».

Во вторник у здания прогимназии состоялась встреча родителей учащихся с лидером . По словам Митрохина, проходившая мимо директор объединенного комплекса (ранее руководившая школой № 680) подключилась к обсуждению и затем пригласила собравшихся войти в школу, хотя изначально она не соглашалась на проведение встречи в стенах школы. Выслушав претензии родителей, директор согласилась с их требованиями «совместно продумать внешнюю или внутреннюю реорганизацию помещений прогимназии, сделав их соответствующими СанПиНам», что позволило бы сохранить учреждение. Встреча, на которой будет обсуждаться возможная перепланировка или пристройка, позволяющая выделить отдельные помещения для столовой и спортзала, состоится в ближайшую субботу.

«В Москве 35 прогимназий, половина из них располагаются в зданиях детских садов, и ко многим уже сделаны пристройки, — рассказала Петровская. — Я сама конструктор, среди нас есть два архитектора, мы представляем, как это сделать. Но начали мы с того, что разослали письма в различные благотворительные фонды, а также состоятельным людям — Прохорову, Потанину, Дерипаске. Шансов попасть в программу «Столичное образование» с этой пристройкой у нас, конечно, нет».

Письма потенциальным благотворителям были разосланы только сегодня, поэтому ответов от них пока нет.

По мнению Митрохина, «неожиданно вспыхнувшая забота чиновников» о соблюдении СанПиНов — не более чем предлог для реорганизации прогимназии, которая «проводится исключительно в интересах бюрократии и не имеет никакого отношения к повышению качества учебного процесса». «На примере прогимназии № 1651 можно понять абсурдность школьной реформы, проводимой в Москве. Создание школьных холдингов разрушает педагогические коллективы, уничтожаются уникальные учебные учреждения, которые демонстрируют высокое качество образования и вызывают только положительные отзывы у родителей», — считает лидер «Яблока».

Директор школы отказалась сообщить свое мнение по поводу грозящей прогимназии ликвидации и мер по ее спасению. По словам Ильиной, она не будет обсуждать этот вопрос с прессой. «Это внутренние проблемы прогимназии, и я буду обсуждать их с родителями», — заявила она. Возможность присутствия журналиста «Газеты.Ru» на предстоящей в субботу встрече с родителями директор, по ее словам, «должна согласовать со своим руководством».

Между тем это «руководство» — окружное управление департамента образования — накануне удостоилось самых высоких похвал городского правительства. Как сообщил на заседании правительства во вторник руководитель департамента Исаак Калина, в Северо-Западном округе «больше всех воспользовались возможностями постановления № 86 от 22 мая 2011 года» («О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве»). В СЗАО создано 66 образовательных комплекса, куда вошли 212 учреждений. В них обучаются без малого 76 тыс. детей.

«На территории округа созданы 26% всех образовательных комплексов города», — похвалил окружное управление образования руководитель департамента.

По его данным, в результате объединения школ на 37% сократился административно-управленческий аппарат, а зарплата учителей увеличилась на 41%. К результатам создания образовательных комплексов руководитель департамента отнес также повышение качества образования, «формирование единой культурно-образовательной среды микрорайона, консолидирующей его жителей», «расширение возможностей выбора образовательных услуг и программ» и даже «снижение уровня асоциальных проявлений» со стороны детей и подростков.

Кроме того, по данным департамента, итогом двух последних лет стал «рост уровня удовлетворенности населения оказываемыми образовательными услугами системой образования. (По результатам опроса родителей через систему электронных журналов, удовлетворенность выросла с 47% в 2010 году до 75% в апреле 2012 года.)

«Школа очень сильно изменилась за последние годы, и те люди, которые учились 30—40 лет назад, наверное, в какой-то мере испытывают ностальгию по той школе, в которой учились. И мы в хороших школах учились, но они сегодня не могут удовлетворять тем требованиям, которые мы сегодня предъявляем», — заявил Калина. Вызванное потребностями времени объединение школ необходимо не только для экономии средств, но и для создания нормальной образовательной среды: у учеников появляется больше возможностей выбора разных образовательных профилей и программ, считает Калина.

А по словам а Сергея Собянина, мнение родителей, чьи дети посещают московские школы, отличается от мнения не имеющих сегодня отношения к школе людей.

«Те, кто не сталкивается со школой, тоже высказывают свое мнение. И это мнение значительно хуже, потому что они не знают о тех переменах, которые происходят в школах, и, может быть, судят о том, как это было в то время, когда их дети ходили туда. Потому вообще информировать москвичей о тех переменах, которые происходят в образовании, нужно активнее. Потому что получается большая разница в отношении тех граждан, которые сейчас соприкасаются с системой образования, чьи дети ходят в школы сегодня, и в целом контингента, в целом населения», — заявил мэр.

Член координационного совета при президенте по реализации национальной стратегии действий в интересах детей, исполнительный директор региональной общественной организации «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» считает «недопустимым» объединение в многотысячные «холдинги» школ, тем более тех, что являются разными по своей сути. «Совершенно непонятно, на чем основано происходящее в Москве объединение школ, — говорит эксперт. — Оно не мотивировано интересами детей, мне кажется, что это делается исключительно с точки зрения экономии средств и не более того. Но это как раз тот случай, когда не надо экономить. Эта ситуация не обсуждалась со специалистами, с экспертами. У нас в последнее время принято не слушать возражений и ни с кем не советоваться, начальник принял решение — и на этом все».