Все о тюнинге авто

Что не относится к образованию. Какие бывают виды образования в российской федерации

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов.

Учреждения - это главное звено структуры системы образования РФ. Обучающие заведения ведут учебновоспитательную работу. Кратко систему образования в РФ описать очень сложно, поскольку она многообразна и основывается на разных составляющих. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения складываются в российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

Государственное;

Дополнительное;

Самообразование.

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и требования,;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

В РФ устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Статья 10. Структура системы образования РФ:

  1. 7. Система образования в России. Понятие и структура образовательной системы общества. Нормативно-правовые документы в области образования.
  2. 1.Общее понятие о педагогических системах в профессиональном образовании. Основные элементы педагогической системы: цели образования; содержание образования; методы, средства, организационные формы обучения и воспитания.
  3. Б) ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, ПРОГРАММЫ, СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ).

Негосударственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр социально-гуманитарного образования»

РЕФЕРАТ

Современная система образования в РФ

Тюнина Елена Владимировна

Программа профессиональной переподготовки

«Образование и педагогика»

Руководитель: Ларионова И.Е.

Преподаватель высшей категории

Работа допущена к защите «__»____2015г.

Оценка: ____________________________

Казань, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В рамках реферата рассматривается современная система образования в РФ, а так же существующие проблемы и методы их решения, затрагивается инновационный подход к обучению. Это делает данную работу интересной и актуальной.

Объект исследования: система образования в Российской Федерации

Цель исследования: основываясь на законодательных актах, провести анализ системы образования РФ.

Задачи исследования:

    Выявить основные особенности системы образования РФ;

    Определить главные проблемы образования в России и возможные пути их преодоления;

    Рассмотреть инновации в системе образования РФ;

    Сформулировать на основании законодательства РФ в области образования принципы образовательной политики, а также приоритетные цели и направления развития системы образования;

В процессе разработки данной работы использовались следующие методы: анализ документов, статистический анализ, системный анализ, сравнение.

1.1 Система образования в Российской Федерации:

Федеральный Закон «Об образовании» предлагает следующее определение: «Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Согласно Конституции нашей страны каждый гражданин РФ имеет право на бесплатное образование, вне зависимости от его расовой и религиозной принадлежности.

В соответствии с вышеуказанным ФЗ с истема образования включает в себя следующие элементы:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных видов, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В Российской Федерации образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование. Также выделяется профессиональное обучение, которое обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

1.2 Принципы государственной политики РФ в области образования

Образование сегодня является одним из средств решения важнейших проблем не только общества в целом, но и отдельных индивидов. Как и в любом государстве, в России характер системы образования определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями. Требования общества к образованию формулируются системой принципов государственной образовательной политики. Ее целью является создание для граждан благоприятных условий по реализации прав на образование, соответствующего потребностям экономики и гражданского общества.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах :

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования правительство РФ представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Основополагающим моментом становится принцип гуманистического характера образования. Соответственно, каждого ребенка необходимо признать как личность вне зависимости от его социального статуса, уровня развития и так далее. Данные общеметодологические принципы должны конкретизироваться через организационно-педагогические и деятельностно-функциональные принципы.

В целом в современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. И рефреном выделяется принципиальное признание главного критерия образовательных реформ: нарождающаяся модель образования обязана располагать механизмами динамичного саморазвития.

К сожалению, традиционная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Ранее целью средней школы было лишь дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в повседневной жизни.

Однако современными учеными доказано, что любой ученик способен к творческой деятельности. Следовательно, педагогу необходимо привить ребенку желание и умение учиться, организовать такую деятельность на занятиях, которая побуждала бы каждого школьника к раскрытию его творческих способностей.

На сегодняшний день перед государством в сфере образования стоит приоритетная цель: обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

При этом основными задачами государства являются:

Формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

Развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;

Модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия .

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами.

Трансформируется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются богословские факультеты, воскресные школы, в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива реализуются дополнительные программы.

Радикальные изменения российской системы образования затрагивают все ее элементы и звенья. Так, в начале нового тысячелетия был запущен проект государственной итоговой аттестации (общего государственного экзамена) для выпускников 9 классов и единого государственного экзамена для выпускников 11 класса. Несмотря на все споры и разногласия вокруг ЕГЭ, следует отметить, что подобная форма экзамена приближает российскую систему образования к европейской. Кроме того, в случае набора нужного числа баллов ЕГЭ позволяет поступать в любой ВУЗ, в некоторых случаях без дополнительных вступительных экзаменов.

Еще одним ключевым изменением в системе образования РФ является апробация альтернатив государственным учебным заведениям (например, частные), вариативные формы образования (гимназии, лицеи, колледжи, профильные классы и т.д.). Во всех звеньях – от детских садов до университетов – параллельно с системой бесплатного образования действует платное. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирование образовательных учреждений, проектов было прозрачным, контролируемым, а оплата обучения каждого учащегося из бюджета осуществлялась индивидуально. Привлечение инвестиций в сферу образования приобретает статус государственной политики.

Словом, существует прямая связь образования с политической сферой. Деятельность образовательных учреждений непосредственно зависит от нее. Принципы государственной политики в области образования основываются на конституционных нормах, являясь базовыми не только для подготовки правовых законодательных актов, но и для непосредственной реализации в отдельно взятых учебных заведениях.

1.3 Актуальные проблемы в сфере образования и пути их преодоления

Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство любой страны должно ставить приоритетной целью и задачей развитие грамотности и образования населения.

Современная система образования переживает достаточно тяжёлые времена. Советская школа разрушается, на смену приходят европейские тенденции. Порой внедрение новшеств происходит на неподготовленную почву, или инновации не адаптированы под российский менталитет. Это зачастую приводит к образованию разного рода трудностям. В настоящее время в российской системе образования можно выделить следующие проблемы:

    Кризис старой системы образования.

    Излишняя теоритическая направленность образования.

    Отсутствие должного финансирования;

    Низкий уровень связи между этапами образования;

    Коррупция;

Рассмотрим каждую из названных проблем и возможные или практические способы их решения более подробно.

Так, при изучении проблемы кризиса прежней системы образования, в высшей школе выход был найден в переходе на систему бакалавриат и магистратура. Но остались не охваченными средняя школа и профессиональные училища. Недавно изданный закон об образовании призван решить и эту проблему. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников.

Второй проблемой образования в России называют излишнюю его теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда. Здесь решением становится привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе частных.

Проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь, чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, так как уровень требований, который предъявляли в школе, от уровня, необходимого для обучения в вузе разительно отличаются друг от друга.

Конечно, нельзя пройти мимо такой проблемы, как коррупция. Одних объявлений о продаже дипломов о высшем образовании в сети Интернет можно найти множество. К коррупции можно отнести и денежные поборы в школе, взятки за экзамены (зачёты), хищение средств из бюджета. Однако в настоящее время в прокуратуре РФ существует практика «горячей линии», куда родители могут обратиться в случае неправомерных поборов и взяток, а новые принятые законы призваны ужесточить наказание за подобные явления. Кроме того, аудитории в школах, где проводятся государственные экзамены, оснащены системой видеонаблюдения, что также помогает исключить элемент коррупции во время проведения экзамена.

В заключение данного раздела можно отметить такую проблему, как падение престижа ПТУ и техникумов. Это ведёт к нехватке рабочих кадров на предприятиях, в обслуживающей сфере. Чтобы решить эту проблему, Правительство РФ проводит популяризацию «рабочих» профессий, предоставляя определенные льготы, социальные гарантии, а также увеличивая уровень заработной платы на заводах и иных предприятиях среди подобных специалистов.

1.4 Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования

В свете происходящей модернизации образования в России, актуальна тема о проведении экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.

Инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации сами по себе не возникают, а являются результатом научного поиска, практического опыта отдельных учителей и целых коллективов. В подобных условиях преподаватель часто сталкивается с проблемой педагогического риска. Риск подразумевает под собой экспериментальное применение каких-либо технологий, широко не распространенных на практике, но, тем не менее, в теории, являющихся перспективными с точки зрения обучения.

В понимании сущности этих двух понятий лежат две основные проблемы современной педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов. Таким образом, инновации и педагогический риск должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее учителю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

Для того, чтобы определить основные цели и задачи внедрения инновационных технологий в сфере образования, следует обратиться к статье 20 ФЗ «Об Образовании» . Данная статья гласит: «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий <...>. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями. При реализации инновационного проекта, программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом.

На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Верховные законы Российской Федерации гарантируют каждому гражданину РФ право на получения образования. Система российского образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ.

В современном интернациональном мире, чтобы быть успешным, приходится подстраиваться под международные тенденции, что закономерно приводит разного рода переменам, в том числе и в сфере образования. Подобные перемены зачастую являются причиной возникновения ряда крупных и мелких проблем. Закон «Об образовании» - попытка решить ряд назревших проблем в современной системе образования. Но для полноценного развития нации необходимо принятие ещё ряда мер в сфере образования.

Основная цель образования сегодня – создание условий для развития природных качеств личности. Владение исключительно запасом академических знаний становится все менее и менее важным показателем качества образования. Перед государством стоит задача не только приблизить уровень и систему образования к международным стандартам, но и сделать так, чтобы оно полностью удовлетворяло нужды страны в квалифицированных специалистах и высокообразованных гражданах.

Новая система образования ориентируется на вхождение в мировое образовательное пространство. Доминирующей тенденцией современности является свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей. Сегодня Россия активно участвует во многих международных проектах, задействована в обмене учащимися, профессорско-преподавательскими кадрами. Традиции и нормы мирового образования свободно проникают в нашу страну. Культурная трансформация общества выражается как в глобализации, интернационализации культуры, так и в желании сохранить свою самобытность. Телевидение, Интернет в качестве средств аудиовизуальной коммуникации, популяризация английского языка стирают границы в культурном пространстве. Одновременно нарабатываются пути сохранения культурной самобытности. Гармонизация этих разнонаправленных тенденций является условием устойчивого развития сферы образования.

В заключении исследования

1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

С 1 сентября 2013 г. в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  1. дошкольное образование;
  2. начальное общее образование;
  3. основное общее образование;
  4. среднее общее образование.

Профессиональное образование разделяется на следующие уровни:

  1. среднее профессиональное образование;
  2. высшее образование — бакалавриат;
  3. высшее образование — специалитет, магистратура;
  4. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

Остановимся подробнее на характеристике каждого из уровней.

Уровни общего образования

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет.

Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Дети, не справившиеся с программами одного из данных уровней, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

Уровни профессионального образования

Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования. Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования.

Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

К освоению программ подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование. К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются лица, имеющие высшее образование в области искусств.

Прием на обучение по образовательным программам высшего образования осуществляется отдельно по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется на конкурсной основе.

Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно.

Бакалавриат — это уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико-ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени бакалавр. Соответственно, бакалавр — это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он в праве занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. В качестве квалификационных испытаний на получение степени бакалавра предусмотрены экзамены.

Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности. В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации.

Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид — специалитет , программа которого предусматривает 5-летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень дипломированный специалист. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов утвержден указом Президента РФ № 1136 от 30 декабря 2009 г.

В каждой стране образовательный процесс играет неоспоримо важную роль в формировании личности. Главной целью образования является воспитание и обучение человека, приобретение им новых знаний и умений, опыта и компетенции. Различные виды образования способствуют профессиональному, нравственному и физическому развитию индивидуума.

Какие бывают виды образования в России?

Закон «Об образовании» гласит, что образовательный процесс представляет собой непрерывную, последовательно связанную уровневую систему.

Различают следующие основные этапы образования:

  • дошкольное;
  • начальное школьное;
  • основное школьное;
  • среднее школьное (полное).

На заметку: согласно закону «Об образовании», с 01.09.2013г. дошкольное образование является частью общего образования, а термины «общее» и «школьное» перестали быть равнозначными (синонимичными) понятиями с юридической точки зрения.

2. Профессиональное:

  • среднее профессиональное;
  • высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • подготовка кадров высшей квалификации.

Общее образование

Дошкольное (или предшкольное) образование предназначено для детей до 7 лет, целью которого является воспитание, общее развитие, обучение детей, а также контроль и уход за ними. Осуществляется в специализированных заведениях: яслях, детских садах, центрах раннего развития или дома.

Начальное общее школьное образование длится 4 года (с 1 по 4 класс), дающее ребенку базовые знания по основным предметам.

Основное – 5 лет (с 5 по 9 класс), предполагающее развитие ребенка по главным научным направлениям. После 9 класса ученики проходят обязательные испытания в виде ЕГЭ по определенным предметам.

Эти две ступени школьного образования являются обязательными для всех детей соответственно их возрасту. После 9 класса ученик вправе покинуть школу и продолжить обучение в выбранном средне-специальном учебном заведении (далее СПУЗ) (ответственность за такое решение возложена на родителей или опекунов).

Полное школьное образование подразумевает дальнейшее двухлетнее обучение в старших классах, основное назначение которых – подготовка будущих выпускников к поступлению в ВУЗ.

Профессиональное образование

СПУЗы подразделяются на техникумы и колледжи. В образовательных учреждениях (государственных и негосударственных) реализуется подготовка студентов по имеющимся специальностям в течение 2-3-х (иногда 4-х) лет. В одни СПУЗы можно поступить после 9 класса, в другие – после 11 (медицинские колледжи).

В ВУЗах России высшее образование можно осваивать после получения среднего школьного образования (после 11 классов) по программам бакалавриат и специалитет. После успешного освоения этих программ можно продолжить обучение в магистратуре.

Согласно Болонской системе образования, в скором времени специалитет должен прекратить свое существование.

Кроме среднего профессионального и высшего бывают виды образования, подготавливающие кадры высшей квалификации в аспирантуре (или адъюнктуре) и ординатуре. Также имеются программы ассистентуры-стажировки для подготовки творческих и педагогических деятелей высшей квалификации.

#Sтуденты. Доверчивый Алеша – видео

Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.

Как функционирует

Российская система образования - это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.

  1. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ - общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

К основным общеобразовательным программам относят:

  • дошкольные;
  • начальные;
  • основные;
  • средние (полные).

Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

  • средние профессиональные;
  • высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

  • в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
  • внутрисемейное;
  • самообразование;
  • экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

  1. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

Образовательное учреждение - это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ выглядит так:

Учреждения образования бывают:

  • государственными (регионального и федерального подчинения);
  • муниципальными;
  • негосударственными, то есть частными.

Все они являются юридическими лицами.

Типы образовательных заведений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • военного высшего профобразования;
  • дополнительного образования;
  • специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.

Структура

Учреждения - главное звено системы образования Российской Федерации. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу по специально разработанным планам и сводам правил.

Кратко систему образования в РФ описать невозможно, поскольку она многообразна и складывается из разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный на каждой образовательной ступени осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

  • государственное,
  • дополнительное,
  • самообразование.

Компоненты

Программы образования в педагогической системе РФ - это целостные документы, разработанные с учетом:

  • ФГОС, на которые приходится более 70% содержания образовательных программ;
  • национально-региональных запросов.

ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты - содержат требования, соблюдение которых обязательно для учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

Профобразование

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

  • укрепление и расширение материальной основы профобразования;
  • создание на предприятиях центров практики;
  • привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
  • повышение качества обучения специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Нормативные документы

Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, - это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая. Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены:

  1. Конституция РФ.
  2. Целевая программа развития образования.
  3. Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
  4. Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».
  5. Примерные положения об организации учебного процесса.
  6. Концепция модернизации системы образования в России.
  7. Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
  8. Типовые положения о дополнительном обучении.

В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.

Управление образовательной системой в РФ

На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.

Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.

Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:

  • гуманного и демократичного подхода в управлении;
  • систематичности и целостности;
  • правдивости и полноты сведений.

Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:

  • центрального;
  • вневедомственного;
  • республиканского;
  • автономно-областного;
  • автономно-окружного.

Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.