Все о тюнинге авто

Предметом психологии как науки является. Что же является предметом изучения психологии? Определение психологии как науки

К теме: Различные представления о предмете психологии. Термин «Психология» в переводе на русский язык с греческого означает «наука о душе». В научном употреблении термин «Психология» впервые появился в 16 в. Сначала он относился к особой науке, которая занималась изучением душевных (психических явлений). Позже, в 17-19 вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает не только осознанные, но и неосознанные явления. Психология – это наука о психике и психических явлениях. Психические явления – это 1) психические процессы 2) психические состояния 3) психические свойства личности. 1) Психич процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека, имеют определенное начало, течение и конец. На основе этих процессов формируются знания, умения, навыки. 2) На основе психических процессов формируются психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом и имеют свою динамику (длительность, направленность, устойчивость, интенсивность). Эти состояния влияют на результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. Это подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. 3) Психические свойства личности – наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественый и качественный уровень деятельности и поведения человека (направленность, темперамент, способности, характер). Они характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Уровень развития психических свойств, особенности развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальностьть. Предметом психологии является психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группе и коллективах.Главная задача – исследованиее психических явлений.

Гальперин П.Я. Эволюция предмета . Душа признавалась всеми до начала 18 в., до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были главным образом идеалистическими. Но были и материалистические теории души. Они вели свое начало от представлений

Демокрита и описывали душу как тончайшую материю, пневму, частицы которой - круглые, гладкие и чрезвычайно активные - проникали между более крупными и менее подвижными атомами и, толкая, приводили их в движение. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные движения».

Явления сознания как предмет психологии . Место души заняли явления, которые мы фактически наблюдаем, находим «в себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это наши мысли, желания, чувства, воспоминания и т. д. Джон Локк – его можно считать основоположником такого понимания предмета психологии, указывал на то, что, в отличие от души, явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками. Поведение как предмет психологии.

Поведение как предмет психологии

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) - психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения , вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R).

Представители бихевиоризма оказались перед жестким выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения, т. е. стать физиологами и сказать: нет никакой психологии, есть только физиология поведения; или изучать механизмы поведения без физиологии, т. е. только как соотношение стимулов и реакций. Такова была фундаментальная позиция «классического» бихевиоризма. Но очень скоро, уже в конце 20-х годов, стало очевидно, что нельзя объяснить ни поведение человека, ни поведение животного одним сочетанием наличных стимулов и прошлого опыта; что в промежутке между действием стимулов и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информациикоторую нельзя свести к влиянию следов прошлого опыта; что это какие-то активные процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного на наличные стимулы. Так возникает «необихевиоризм» с его важнейшим понятием «привходящих (или промежуточных) переменных» и отменяется основное положение первоначального бихевиоризма (который теперь нередко называют наивным). Бихевиоризм оказался дважды несостоятелен: он не смог выделить психологическое содержание поведения и не сумел объяснить поведение без помощи традиционных психологических «переменных». Ориентировочная деятельность как предмет психологии. Все формы психической деятельности представляют собой различные формы ориентировки субъекта в проблемных ситуациях. Эти различные формы возникают потому, что существенно различны обстоятельства, в которых оказывается субъект, различны встающие перед ним задачи и средства, с помощью которых решаются эти задачи.Если все формы душевной жизни представляют собой разные формы ориентировочной деятельности, то другая сторона этого положения заключается в том, что психология во всех так называемых психических процессах или функциях изучает именно эту их ориентировочную сторону. Это значит, что неправильно было бы сказать, что психология изучает мышление, чувства, воображение, волю и т. д неправильно, прежде всего, потому, что психология изучает вовсе не все стороны (аспекты) мышления, чувства, воли и других психических функций. Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

Современная психология и её место в системе наук. В силу своей специфики психология занимает особое место в системе современных наук, изучающих природу и человека. В настоящий момент существует не как единая наука, а как ряд направлений, отличных по предмету, но условно объединенных объектом, хотя и различно трактуемым. Психология и медицина, биологические науки: Человек – это социальное и биологическое существо одновременно.

Большинство психических явлений, психических процессов имеют физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии, для лучшего понимания тех или иных психических явлений. Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с мозгом. Среди биологических дисциплин прикладного плана выделяется медицина, прежде всего невропатология и психиатрия. Особо выделяют основанную А.Р.Лурия нейропсихологию, которая существует на стыке психологии, физиологии и медицины и изучает мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга. Тесно связана с медициной, так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии психического развития. Связь психологии с естественными науками. Психологи и история: С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т. д.). С социологией - наукой о социальных системах и процессах - психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Социальная психология изучает психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп. Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др. Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь - на уровне индивида и на уровне малых и больших групп различного плана. Языковедение – проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, возникла психолингвистика.

Психология и философия: вопросы психологии очень долго решались в рамках философии, и лишь в середине 19 в. психология стала самостоят наукой, отделилась от философии, и, тем не менее, сохранила тесную связь с философией. Существуют психологические теории, которые носят характер психолого-философских: теоретические работы современных последователей З. Фрейда – неофрейдистов (Э.Фромм). В психологии известны ученые, такие как Аристотель, Р. Декарт, Дж. Локк – они, прежде всего крупные философы, основатели философских школ. Психология и педагогика: на первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологических особенности личности. Педагогика формировалась как самостоятоятельная наука.В результате психология и педагогика оформились как самостоят науки и существуют раздельно. В начале 20 века существовала и развививалась комплексная наука о детях, их обучении и воспитании – педология. В рамках данной науки успешно сотрудничали педагоги, психологи, медики, физиологи и др.

Физика – представление об атомарном строение мира привели к переносу принципа – об атомарном строении души. Пришли такие понятия: энергия, поле. Связь психологии и химии. Химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений; Психология тесно связана с техническими науками, в частности разработка социо-технических систем (космический корабль), предполагает учет психических и психофизических возможностей человека (авиатренажеры). Основные отрасли психологии: Общая психология – объединяет фундаментальные психологические знания и решает задачи по исследованию индивида.

Педагогическая психология – изучает психологические проблемы обучения и воспитания.

Возрастная психология – закономерности этапов психич развития и формирования лич-ти от рождения до старости. Дифференцированная психология – различия между индивидами, группами, причины различий. Социальная психология – закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом включения их в социум. Политичесая психология – психологические компоненты политической жизни и деятельности людей.

Психология искусства – свойства личности, группы лиц, обусловливающие создание художественных ценностей. Инженерная психология – процессы и средства взаимодействия между человеком и машиной. Клиническая психология – бнейропсихолгия, патопсихология, соматопсихология, специальная психология и т.д.

Задачи современной психологии: 1.изучение закономерностей психических процессов и состояний; 2.разработка критериев оценки уровней развития психических процессов; 3. изучение взаимосвязи особенностей психического отражения и форм поведения;4.изучение закономерностей механизмов функционирования психики

Психология С греч. psyche – душа, logos – учение, наука, изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

психология представляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;

♦ психология является сравнительно молодой наукой. Условно ее научное оформление связывают с 1879 г., когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпцигском университете была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии, организован выпуск психологического журнала, положено начало проведению международных психологических конгрессов, а также образована международная школа профессиональных психологов. Все это обеспечило возможность формирования мировой организационной структуры психологической науки;

♦ психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности. В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:

душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

♦ в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;

♦ в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;

♦ согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;


♦ процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;

♦ личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:

– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;

– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;

– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.

Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.

Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики. Объективные методы психологии

Методологической основой объективных методов психологии является принцип единства сознания и деятельности. К этой группе относятся следующие методы:

Наблюдение (сплошное, выборочное);

Эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий);

Тестирование (достижений, способностей, профпригодности и др.);

Анализ продуктов деятельности (графологический, контент-анализ, анализ рисунков и др.);

Опрос (анкетирование, беседа, интервью);

Математическое моделирование и статистический анализ.

Наблюдение – это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Наблюдение должно быть избирательным, плановым и систематическим, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности, строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени.

Эксперимент – один из основных методов психологии. Статус самостоятельной науки психология приобрела благодаря появлению экспериментальных методов. С. Л. Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента: 1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию; 2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3) в эксперименте возможно попеременно исключить отдельные условия (переменные) с тем, чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

Выделяют три вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.

Лабораторный эксперимент проводят в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило с применением специальной аппаратуры и приборов.

Идея проведения естественного эксперимента принадлежит отечественному психологу А. Ф. Лазурскому (1874–1917). Суть его заключается в том, что исследователь оказывает воздействие на испытуемых в привычных условиях их деятельности. Испытуемые зачастую и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Например, педагог имеет возможность варьировать содержание, формы, методы обучения в параллельных классах или студенческих группах и сравнить результаты.

Формирующий эксперимент – это метод исследования в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. Его еще называют преобразующим, созидательным, обучающим методом или психолого-педагогическим методом активного формирования психики. На нем основан ряд педагогических методик, например погружение в проблему, тренинг в группе. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо отвергнуть предварительно разработанную модель воздействия на личность или группу людей.

Тестирование (От лат. test – проба, проверка)- метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции и т. д. Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: возрастные, социальные и др. Индивидуальный показатель выполнения теста соотносится с его нормой. Существует особая область психологии – тестология, представляющая собой теорию применения и создания тестов. Разработка в настоящее время научно обоснованного психологического теста – дело трудоемкое и длительное.

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Специфической формой метода анализа результатов деятельности является графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Контент-анализ позволяет выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов, а затем на их основе определять психологические характеристики автора.

Опрос используют в психологии в форме анкетирования и беседы (или интервью). Источниками информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Для получения достоверной информации создаются специальные опросники, вопросы в которых расположены в определенном порядке, сгруппированы в отдельные блоки и т. д. При анкетировании опрос проводится письменно с использованием анкеты. Преимущество этого метода состоит в том, что в таком опросе одновременно может участвовать группа лиц, а полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны и проанализированы. Во время беседы происходит непосредственное взаимодействие исследователя с респондентом (или опрашиваемым). Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении между ними контакта, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность.

Математический метод используется в психологии не в качестве самостоятельного, а включается как вспомогательное средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Ряд статистических методов был создан специально для проверки качества психологических тестов.

Следующая методологическая проблема, которую мы рассмотрим, - это предмет и объект психологии как науки. В чем состоят особенность и специфика выделения предмета и объекта психологии как науки и научного исследования в частности?

Рассматривая эволюцию взглядов на предмет психологии, мы отметили, что в разные исторические времена предметом психологии выступали душа, сознание, бессознательное, поведение, целостное восприятие и мышление и т. д. Причем мы сразу же оговорились, что подобным образом определять предмет науки можно лишь в первом приближении. Ибо предметом науки является выявление закономерных, сущностных взаимосвязей и механизмов возникновения, развития и функционирования тех объектов, которые изучает данная наука. Применительно к предмету психологии это закономерности душевной (психической) деятельности, поведения, сферы бессознательного, психической жизни и т. д.

С этих позиций в определении предмета психологии среди подавляющего большинства отечественных психологов значительных разногласий не наблюдается. Однако существуют определенные особенности в понимании предмета современной психологической науки. В качестве иллюстрации ознакомимся с некоторыми определениями .

  • Предмет научного знания в психологии с позиции диалектического материализма. Это прежде всего... факты, закономерности и механизмы психики.
  • Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.
  • Предметом психологии являются изучение закономерностей проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.
  • Объектом психологии как науки выступает психика, предметом - основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
  • Предметом изучения психологии являются, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.

Таким образом, за исключением последней позиции, всех авторов объединяет общее коренное положение: предметом психологии выступают выявление и исследование закономерных взаимосвязей, а также механизмов возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических явлений (феноменов).

По поводу же сторонников последней позиции отметим лишь то, что авторы не видят различий между предметом и объектом науки и не выделяют их коренной специфики. К чему приводит подобный методологический подход в процессе планирования и реализации практических психологических исследований, мы рассмотрим несколько позже.

Как можно заметить, наиболее близки по своей трактовке предмета психологии позиции авторов с первой по четвертую. Мы также разделяем данный подход и считаем, что предмет психологии - это закономерные, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и мира психических феноменов.

Итак, часть отечественных авторов, которые широко трактуют психологию как науку, придерживаются позиции, что предметом психологии выступают закономерности, сущностные взаимосвязи, характеристики, особенности и механизмы возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим вполне определенным материальным носителям. Данное определение соответствует и нашему пониманию предмета психологии.

Другая часть авторов ограничивает предмет психологии лишь сферой исследования психики человека. При таком подходе вполне правомерна трактовка, в соответствии с которой предметом психологии являются закономерные связи субъекта с природным и социокультурным миром, запечатленные в системе чувственных и умственных образов этого мира, мотивов, побуждающих действовать, а также в самих действиях, переживаниях своих отношений к другим людям и самому себе, в свойствах личности как ядра этой системы.

Общее - это то, что предметом психологии всегда выступает выявление закономерных взаимосвязей и механизмов в сфере психического.

Следующая проблема, которая вызывает много вопросов, а зачастую и непонимание ее, - это проблема объекта в психологии. При рассмотрении ее, в целом, можно выделить следующие позиции.

  1. В ряде учебных пособий и монографий объект психологии просто не выделяется.
  2. В ряде других источников объект психологии трактуется следующим образом:

«Объект психологии. основным объектом психологии. является человек. В качестве объекта исследования для психологии выступает также группа людей или высших животных». «...Еще одну группу объектов исследования в психологии человека составляют материальные продукты его деятельности или, как их еще называют, артефакты». «Объектом психологии как науки выступает психика».

Проанализируем эти подходы и обоснованность данных точек зрения на объект психологии как науки.

О позиции тех авторов, которые не выделяют четко объект психологии, можно лишь догадываться. Ибо, если мысль не высказана, это еще не означает, что отсутствует какая-либо позиция по отмеченной проблеме. Со своей стороны, мы можем лишь предположить, что авторы, ограничившись главным, т. е. определив науку, ее предмет, не считают нужным умножать сущности до бесконечности, выделяя при этом объект исследования. Такая позиция может быть вполне приемлема для учебного пособия, монографии. Но в любом научном, теоретико-прикладном исследовании требуется четко определить предмет и объект исследования. Возникает проблема практического плана: каким методологическим подходом при этом руководствоваться? Приходится выбирать между сторонниками второй и третьей обозначенных нами точек зрения.

Сторонников второй позиции при выделении объекта психологии или психологического исследования достаточно много. Ибо чем проще, тем яснее и понятнее. Аргументация и логические обоснования в этом случае просты и достаточно прямолинейны. Общий ход рассуждений примерно таков. Если психология - наука о психике, а ее предметом являются закономерности психической сферы и жизнедеятельности, которая [сфера] присуща человеку, группе людей, высшим животным, сообществу животных, то вполне естественно, что именно они (человек, группа людей, высшее животное, сообщество животных) и являются объектом психологии или психологического исследования.

Но вполне ли методологически верно обоснован данный подход? Дело в том, что определять объект психологии, психологического исследования подобным образом не так уж безобидно, как это может показаться на первый взгляд. Ибо тогда из психологии, теоретико-прикладного психологического исследования выхолащивается методологическая основа, исключается специфика объекта психологического исследования.

Вполне обоснованно возникает вопрос: человек, общество - это объект преимущественно психологической науки или объект для исследования многими, в основном гуманитарными, науками?

В свое время Б. Г. Ананьев назвал свою знаменитую монографию «Человек как предмет познания », и, видимо, неспроста, вкладывая в это название столь глубокий смысл.

Итак, человек, общество - это предмет или это объект какой-либо из гуманитарных наук? И что имеется в виду, когда мы, с одной стороны, определяем их как предмет, а с другой - как объект изучения?

Прежде чем ответить на эти вопросы, обратимся к мыслям классиков отечественной психологии по проблеме предмета и объекта в психологии. Еще С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» писал:

«Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно - это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и т. п., т. е. все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано».

Таким образом, объектная область психологии - это психика и весь мир психических феноменов в бесконечном многообразии их проявлений, которые присущи, несомненно, любому человеку, группам людей, высшим животным, их сообществам. Ибо без своих материальных, телесных носителей они просто не существуют. Именно это и есть, говоря философским языком, та объективная, идеальная (субъективная) реальность, которая существует до, независимо и после исследователя и которая является объектом психологии и психологического исследования.

Такова же позиция по данной проблеме Б. Г. Ананьева, когда он определяет человека как предмет познания для всех наук о человеке и человечестве, каждая из которых в качестве предмета исследует те или иные закономерности, а в качестве объекта - стороны человека и различные области его жизнедеятельности.

Подчеркивая необходимость создания единой теории человекоз-нания, Б. Г. Ананьев отмечает:

«Естественно, основу такой общей теории должна составлять философия, для которой человек - великая, вечная и универсальная проблема».

В русле этих взглядов низводить человека как предмет теории человекознания до объекта в психологии методологически, мягко говоря, не вполне корректно.

Поэтому наиболее приемлемым и методологически грамотным является подход сторонников третьей обозначенной нами позиции. В соответствии с этими взглядами объектом психологии как науки является психика и весь мир психических феноменов в их бесконечном многообразии проявлений, присущий их вполне конкретным материальным носителям. Поскольку естественно, что «психика» и «психические феномены» - понятия не абстрактные, они не могут существовать и не существуют вне материального, телесного содержания и во всех своих проявлениях принадлежат человеку, животным, группам людей, сообществам животных. Поэтому следует полностью согласиться с Л. В. Куликовым, что, определяя материального носителя прикладного исследования (учащихся, служащих, специалистов и т. д.), следует указать, какое же именно психологическое свойство, сторону, характеристику вы собираетесь у них изучать.

При этом объектом психологического исследования выступят уже психические феномены (любознательность, интеллект, внимание, агрессивность, эмпатия и т. д.), присущие их конкретным материальным носителям (младшим школьникам, юношам, женщинам, специалистам экстремального профиля деятельности и т. д.).

В заключение уточним некоторые моменты, которые, на наш взгляд, позволили бы углубить понимание специфики объекта и предмета в психологии и психологическом исследовании, понять их методологическую значимость.

Анализируя вышеприведенные взгляды, следует отметить, что предметное содержание психики человека составляет не психика, а закономерности психической деятельности человека. Но сама психика и весь мир психических феноменов выступают как объектная область психологии как науки, в которой каждое конкретное теоретико-прикладное психологическое исследование выделяет свой предмет и свой объект изучения.

Поэтому при определении объекта психологии как науки (как, впрочем, и для любой другой науки) правильнее говорить об объектной области науки. Каждая наука в окружающем нас целостном и многообразном мире выделяет свою объектную область и специфический предмет исследования.

Каково же соотношение в таком случае между предметом и объектом науки? Постараемся проиллюстрировать это следующей упрощенной схемой (рис. 2.1).

Таким образом, объектная область науки, как правило, ограничивает определенную сферу объективной реальности и может включать бесконечное множество объектов конкретных теоретико-прикладных исследований. Психология же распространяет свою объектную область на все многообразные формы существования и проявления психики и мира психических феноменов. Особенность объектов психологии в том, что они идеальны по своей природе, субъективны и субъектны по своей представленности и являются продуктами вполне материальных процессов и их носителей. При таком понимании объектами теоретико-прикладных психологических исследований будут выступать уже не мальчики и девочки, мужчины и женщины, школьники или студенты, военнослужащие или менеджеры, а такие психические феномены как, например, внимание дошкольника, память младшего школьника, абстрактно-логическое мышление в подростковом возрасте, нервно-психическая устойчивость специалистов экстремального профиля деятельности, адаптивные способности лиц пожилого возраста и т. д. Впрочем, объектная область может охватывать и междисциплинарные проблемы, в таком случае она значительно расширяется и возникают новые области и отрасли научного знания.

Предмет науки в целом заключается в выявлении закономерностей, сущностных взаимосвязей, строения, структуры, механизмов, особенностей процессов возникновения, развития и функционирования объектов той области, которую данная наука исследует. Поэтому предмет науки объективен в плане реальности существования той сущности, которую мы стремимся познать. Однако предмет идеален по природе и по форме своей представленности. Ибо это наше представление об объективной реальности, идеальный конструкт, или модель, исследуемого явления. Этим и объясняется эволюция предмета психологии. На каждом историческом этапе нам открывается более глубокая и разносторонняя сущность психики и мира психических феноменов. В этом плане процесс научного поиска и постижения психического бесконечен. И то, насколько выделенный и определенный нами предмет соотносится с реальностью и отражает ее, показывают практика, конкретные эмпирические исследования, эксперимент.

Таким образом, для психологии как науки предметом будут являться закономерности, сущностные взаимосвязи и механизмы возникновения, развития и функционирования психики во всех формах ее проявления, вплоть до высших - сознания, и весь безграничный мир психических феноменов, присущий конкретным материальным носителям.

Сказанное, на наш взгляд, в полной мере объясняет, почему предмет науки (в данном случае психологии) и объектная область одни, а предметов и объектов конкретных теоретико-прикладных психологических исследований бесчисленное множество. В качестве предмета исследований могут выступать взаимосвязи, взаимовлияния, те или иные сущностные особенности психических явлений, процессов, состояний, свойств личности, виды поведения, деятельности и общения, их пространственные, временные, интенсивностные характеристики и т. д.

Подводя итог вышесказанному, мы определяем психологию как науку о закономерностях, сущностных взаимосвязях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и всего мира психических феноменов, присущих своим материальным носителям . Данное определение указывает в широком плане как на предмет, так на объект науки. Предметом психологии как науки выступает выявление закономерностей, сущностных особенностей и механизмов психики. Объектная область психологии (объект науки) охватывает психику и весь мир психических феноменов, присущих конкретным материальным носителям.

Предмет психологии



1. Понятие о предмете психологии

Системная организация и многообразие психических явлений человека

Предмет психологии в зарубежной психологической науке

Предмет психологии и развитие отечественной психологии


1. Понятие о предмете психологии


Каждая конкретная наука имеет свой предмет изучения и отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав, строение и историю, а вторая - ее размеры и форму.

Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придерживаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку.

Трудность состоит, прежде всего, в том, что явления, изучаемые психологией, издавна выделялись человеческим умом и отграничивались от других проявлений жизни как особые. В самом деле, совершенно очевидно, что мое восприятие пишущей машинки - это нечто совершенно особое и отличное от самой пишущей машинки, реального предмета, который стоит передо мной на столе; мое желание пойти на лыжах - это нечто иное по сравнению с реальным лыжным походом; мое воспоминание о встрече Нового года - это нечто отличающееся от того, что реально происходило в канун Нового года, и т.п. Так постепенно сложились представления о различных разрядах явлений, которые стали именовать психическими (психическими функциями, свойствами, процессами, состояниями и т.д.). Их особый характер видели в принадлежности к внутреннему миру человека, отличающемуся от того, что человека окружает, и относили к области душевной жизни, противопоставляемой реальным событиям и фактам. Эти явления группировались под названиями «восприятие», «память», «мышление», «воля», «чувства» и др., в совокупности образуя то, что именуется психикой, психическим, внутренним миром человека, его душевной жизнью и т.д.

Хотя непосредственно люди, наблюдавшие других людей в повседневном общении, имели дело с различными фактами поведения (действиями, поступками, трудовыми операциями и др.), однако потребности практического взаимодействия вынуждали их различать скрытые за внешним поведением психические процессы. За поступком всегда усматривались намерения, мотивы, которыми руководствовался человек, за реакцией на то или иное событие - особенности характера. Поэтому задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, накапливалось житейское психологическое знание людей друг о друге. Оно закреплялось, передаваясь от поколения к поколению, в языке, в народном творчестве, в произведениях искусства. Его вбирали, например, пословицы и поговорки: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать» (о преимуществах зрительного восприятия и запоминания перед слуховым); «Привычка-вторая натура» (о роли упрочившихся привычек, которые могут конкурировать с врожденными формами поведения) и т.п.

Житейские психологические сведения, почерпнутые из общественного и личного опыта, образуют донаучные психологические знания. Они могут быть довольно обширными, могут до известной степени способствовать ориентировке в поведении окружающих людей, могут быть в определенных пределах правильными и соответствующими действительности. Однако в целом такие знания лишены систематичности, глубины, доказательности и по этой причине не могут стать прочной основой для серьезной работы с людьми, требующей научных, т.е. объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.

В развитие психологии внесли свой вклад многие философы. Термин «психология» впервые появился в научном обиходе в XVUI в. в книгах немецкого философа Х. Вольфа «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология». Если первоначально он относился к науке, которая изучала душевные или психологические явления, связанные с сознанием, то уже в начале XX века в сферу исследований психологов включались неосознаваемые психические процессы, а также поведение и деятельность.

Самостоятельной психология стала в XIX в., когда в данную науку был введен эксперимент и усовершенствованы методы исследования. Основанная В. Вундтом в конце XIX века в Лейпциге экспериментальная психологическая лаборатория (а позже Институт экспериментальной психологии) положила начало новой экспериментальной ветви психологии.

Исходя из всех изложенных положений, представляется возможным очертить следующее предметное поле психологии.

Предмет психологии - закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека.

Важно помнить, что психика в своем развитии проходит онтогенез (от греч. ontos - сущее, genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма, и филогенез (phyle - род, вид, племя, genos - происхождение) - историческое формирование. Психика в онтогенезе повторяет достижения ее развития в филогенезе.

В зависимости от научной и практической целесообразности психология опирается либо на разные общепсихологические, так и конкретные школы, либо на одну из них, одну объяснительную систему. При этом имеет место реальная опасность «неконструктивного эклектизма». В таких противоречивых условиях психология, обновляясь, самобытно на различных уровнях вступает во взаимодействие с различными областями наукознания. При этом она не теряет своего научного и практического имиджа, а объясняет проблемы только в рамках принятой теории, системы.

Именно здесь очерчивается поле интересов психологии, в котором находятся конструктивные точки сопряжения в теории,

Что же в настоящее время включается в систему знаний, которые составляют предмет психологии и исследуются ею? Это, конечно же, психика человека, ощущения и восприятие, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение, сознание и речь, способности, свойства и качества личности и многое другое, что будет рассмотрено нами позже.

Таким образом, одним из фундаментальных научных понятий психологии является психика.

Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Психика является субъективным (т.е. внутренним, в виде психических процессов), сложным и многообразным отражением объективного мира.

Итак, душа, психика - это внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира.

Психика присуща не только человеку, она имеется и у животных. Значит, психологию не следует понимать только как науку о человеке, в ней всегда учитывается общность психики животных и человека. На этой основе в истории науки были и, вероятно, еще будут преувеличения или игнорирования специфичности психических явлений и у животных и у человека.


. Системная организация и многообразие психических явлений человека


Психика заключает в себе внутреннюю картину мира, неотторжима от тела человека и представляет собой совокупный результат функционирования его организма, прежде всего центральной нервной системы, она обеспечивает возможность существования и развития человека в мире. На человека влияет социальная среда, процессы, происходящие в ней на макро- и микроуровне, поэтому психика человека имеет свою системную и смысловую организацию. Психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активными причинными факторами (детерминантой) поведения. Под психическими явлениями понимают факты внутреннего, субъективного опыта.

Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют следующие группы психических явлений: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства, 4) психические образования.

Системная организация и многообразие психических явлений человека показана на рис.


Рис. Системная организация и многообразие психических явлений человека


Психика человека проявляется у человека в следующих блоках психических явлений.

Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы - это элементарные психические явления, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Психическое существует как живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью незаданный, а потому формирующийся и развивающийся процесс, который порождает те или иные продукты или результаты (например, понятия, чувства, образы, мыслительные операции и т.п.). Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные - активные и истинные переживания; волевые - решение, исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности и как элементарные психические явления, длятся от доли секунды до десятков минут и более.

Второй блок представляет собой психические состояния, которые более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию. К ним относятся, например, состояние бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

Третий блок - это психические свойства личности. Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного ее периода: темперамент, характер, способности и стойкие особенности психических процессов у индивида.

Некоторые психологи выделяют и четвертый блок психических явлений человека - психические образования, т.е. то, что становится результатом работы психики человека, его развитие и саморазвитие. Это - приобретенные знания, умения, навыки, привычки и т.п.

Психические процессы, состояния, свойства, а также поведение человека выделяются только для целей изучения, в действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рассеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.

Второй блок представляет собой психические состояния, которые более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться в течение нескольких часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию. К ним относятся, например, состояние бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. В целом психические состояния проявляются в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.).

Наиболее изученными сейчас являются:

-общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,

-эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.),

-особое, творческое, состояние личности, которое называют вдохновением.

Третий блок - это психические свойства личности. Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного ее периода. Свойства личности являются высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности человека. Под психическими свойствами человека понимаются устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека: темперамент, характер, способности, направленность и другие. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Следовательно, оно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны и их можно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. На этой основе, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем:

-интеллектуальные свойства - наблюдаемость, гибкость ума;

-волевые - решительность, настойчивость;

-эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, эффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

  1. Жизненные позицию личности (систему потребностей, интересен, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
  2. Темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности,- характеризующую динамическую сторону поведения);
  3. Способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных, свойств, определяющую творческие возможности личности)
  4. Характер как систему отношений и способов поведения.

Некоторые психологи - выделяют и четвертый блок психических явлений человека - психические образования. Это то, что становится результатом работы психики человека, его развитие и саморазвитие. К ним относятся - приобретенные знания, умения, навыки, привычки и т.п.

Психические процессы, состояния, свойства, а также поведение человека выделяются нами только для целей изучения. В действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. Так, например, состояние, которое часто проявляется, может стать склонностью, привычкой или даже чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленности и пассивности ведут к рассеянности, поверхностному восприятию и даже вызывают преждевременную усталость.

психический восприятие память воля чувство

3. Предмет психологии в зарубежной психологии


Вся история культуры человеческой цивилизации содержит конструктивные начала, которые определяют её поступательное развитие. Генезис психологического знания и интеграция его востребованных компонентов позволяют в современных условиях наиболее полно охарактеризовать предмет психологии, проследить его понимание на различных исторических этапах.

Традиционные представления о предмете психологии свидетельствуют о восхождении знания о предмете психологии, в качестве которого принималась:

Душа;

Явление;

Сознание;

Поведение;

-бессознательное;

-процессы переработки информации и результаты этих процессов;

-личный опыт человека.

Все эти предметные области нашли отражение в достижениях различных традиционных и новых школ, научных направлений, теорий и концепций. Важнейшие из них следующие.

Бихевиоризм (от анг. behaviour - поведение) - одно из ведущих направлений психологии, получившее широкое распространение в различных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма - Э. Торндайк, Дж. Уотсон.

В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения. При этом порой невольно из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые в принципе непосредственно не наблюдаемы.

Поведение же понимается ортодоксальными бихевиористами как совокупность отношений «стимул - реакция» (S-R). По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт человека, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения. При этом сознание не играет никакой роли в научении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы.

Необихевиоризм в той или иной степени отказался от классической формулы бихевиоризма (S-R), а пытается учесть и проявление сознания как реальной детерминанты поведения человека. При этом становится очевидным, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит переработка поступающей информации как активный процесс, без учета которого не удается объяснить реакцию человека на наличные стимулы. Так возникает необихевиоризм с его важнейшим понятием «привходящих, или промежуточных переменных». Многие выводы, достижения бихевиоризма плодотворны с научной точки зрения и исключительно практичны.

Психоанализ или фрейдизм предстает как общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения 3. Фрейда, которое выступает в качестве ключевого звена единой психотерапевтической концепции. Психоанализ (от греч. psyche - душа и analysis - разложение, расчленение) - учение, разработанное 3. Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. В дальнейшем фрейдизм возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное, а его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.

Психоанализ тесно связан с теорией З. Фрейда о переживаниях в психической деятельности личности подсознательных инстинктивных влечений. В структуре личности З. Фрейд выделяет три компонента:

1) ИД (ОНО) - ячейка слепых инстинктов, влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению, независимо от отношения человека с окружением. Эти стремления, приникая из подсознательного в сознание, становятся источником активности человека, своеобразно направляют его поступки и поведение. Особое значение психоаналитики придают влечениям;

  1. ЭГО (Я) - регулятор, который воспринимает информацию об окружении и состоянии собственного организма, сохраняет его в памяти и организует действия в интересах самосохранения;
  2. Супер-Эго (Свeрх-Я) - совокупность моральных стандартов, запретов и поощрений, которые усвоены личностью в процессе воспитания, причем преимущественно подсознательно,

По мнению 3. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Он создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т.д. Корни поведения человека - в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развитая человека отводится инстинктам и влечениям.

В рамках психоаналитического направления имеют место и другие точки зрения. Так, ученик Фрейда А. Адлер полагал, что в основе поведения каждой личности лежат не влечения, а очень сильное чувство неполноценности, возникающее в детстве, когда сильна зависимость ребенка от родителей, от окружения.

К.Г. Юнг считал, что личность формируется как под влиянием конфликтов раннего детства, так и наследует также образы предков, пришедшие из глубин веков. Поэтому необходимо при исследовании человека и работе с ним учитывать также понятия «коллективного бессознательного». Он предложил концепцию аналитической психологии, в которой признается не только роль бессознательного в виде архетипов, осознанного, но и групповое бессознательное как автономное психическое явление.

В неофрейдистской концепции К. Хорни поведение определяется внутренне присущим каждому человеку «основным беспокойством» (или «базальной тревогой»), лежащим в основе внутриличностных конфликтов.

Гештальтпсихология (от нем. gestalt - целостная форма, образ, структура) - одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии первой половины XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Заметное место в рамках гештальтпсихологии занимает ассоцианизм - учение в психологии, рассматривающее психическую жизнь человека как соединение отдельных (дискретных) явлений психики и придающее особое значение принципу ассоциации при объяснении психических явлений.

Основное внимание гештальтпсихология уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостные структур, первичных по отношению к своим компонентам. Главные представители этого направления - немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гуманистическая психология - направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и у нас в стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу. Фундаментальными потребностями человека согласно данной теории являются: физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации.

Генетическая психология - учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающая происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в его детском возрасте. Ее психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма (центрация) через децентрацию к объективной позиции путем экстерио- и интериоризации.

Индивидуальная психология - одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности. Наибольшее распространение, особенно в области педагогики и психотерапии, индивидуальная психология получила в 20-е годы нашего века.

Концепция трансактного анализа - совокупность научных взглядов американского психолога Э. Берна и его последователей о том, что судьба человека предопределена в существенной степени особенностями его бессознательного, которое как бы влечет его к определенным событиям - успеху, неуспеху, трагедиям и т.д. По взглядам Э. Берна, в бессознательном человека как бы сидит некий маленький человек и дергает за веревочки, управляя жизнью большого человека по сценарию, зафиксированному в бессознательном с помощью жизненных ситуаций, имевших место при активном формировании бессознательного (детские, юношеские годы).

Дифференциальная психология (от лат. differentia - различие) - отрасль психологии, изучающая психические различия, как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий.

Критическая психология - направление в зарубежной психологии (главным образом марксистки ориентированной немецкой психологии), возникшее на рубеже 60-70-х годов XX века (К. Хольцкамп, У. Холцкамп-Остеркамп, П. Кайлер и др.), исходящее из теории деятельности А.Н. Леонтьева и исследующее социогенез психики личностей, социальных общностей (класса, социальной группы и др.). Ставит своей основной целью создание общей психологии как общего теоретико-методологического фундамента психологической науки, что предполагает критический анализ всех школ и направлений в психологии и выработку нового категориального аппарата с учетом достижений и изъянов, имеющихся концепций.

Критическая психология широко использует марксисткую методологию и ряд концепций советской психологии. Особенно большое внимание уделяется критике и дальнейшему развитию теории деятельности советского психолога А.Н. Леонтьева, в частности исследованиям деятельности и «образа мира» в социогенезе, а также онтогенезу и актуал-генезу психики у представителей различных классов, групп и слоев современного общества, что ранее не рассматривалось в теории деятельности. Одна из ключевых позиций заключается в понятии - «способность к действию». Под ней понимается способность индивида, благодаря его участию в жизни общества, контролировать и произвольно регулировать свои собственные условия жизни.

Парапсихология (от греч. para - возле, около) - область гипотез, представлений, фиксирующих и пытающихся объяснить:

  1. формы чувствительности, обеспечивающие прием информации способами, не объяснимыми активностью деятельностью известных органов чувств;
  2. формы воздействия живого существа на физические явления, происходящие без посредства мышечных усилий.

Нередко в рамках парапсихологии исследуются гипноз, предчувствия, ясновидение, спиритизм, телекинез, телепатия, психокинез и другие, как реальные, так и мнимые, явления.

Феноменалистичеекая психология - направление зарубежной, главным образом, американской (Р. Бернс, К. Роджерс, А. Комбас) психологии, объявившей себя «третьей силой» и в противовес бихевиоризму и фрейдизму обратившая главное внимание на целостное человеческое «Я», его личностное самоопределение, его эмоции, отношения, ценности, убеждения. Феноменалистическая психология рассматривает поведение личности как результат восприятия человеком ситуации.

Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии - акме. Ее содержание может быть представлено через совокупность научных и прикладных компонентов, которые базируются и развиваются на стыке естественных, общественных и технических наук. Такой подход дает возможность изучать феноменологию индивидуальных и групповых социальных субъектов, закономерности, механизмы, условия и факторы их продуктивного развития и реализации в реальной жизнедеятельности.


4. Предмет психологии и развитие отечественной психологии


В современных условиях складывается одна из традиций отечественной психологии, которая проявляется в ее стремлении опираться на конструктивные достижения не только различных направлений, школ и течений. В этой традиции имеет место также опора на многие другие достижения наукознания, дающие возможность получить наиболее объективную картину мира, в котором ключевые позиции отданы человеку-деятелю, созидающему себя и окружающую действительность. Эта традиция приоритетная, но не единственная, особенно в последнее время. Сегодня все настойчивей звучат голоса о необходимости новых подходов, представлений, парадигм.

В нашей стране в конце 90-х годов прошлого столетия естественно-научный подход к психологии стал определяющим и официально признанным.

В последние годы мы наблюдаем ситуацию, когда все больше психологов ставят вопрос о смене образа психологической науки:

-смена образа естественной науки на гуманитарный образ;

-смещение акцентов с объяснения на описания;

-от всеобщности к уникальности, неповторимости;

-с фрагментарно-парциального изучения к целостно-интегративному познанию и преобразованию.

Новая ситуация в психологической науке выводит к проблемам, которые связаны с уточнением предмета, выявлением соотношения теоретико-метотодологического и прикладного внутри психологической науки, определением взаимосвязей с естественными, общественными и техническими науками. Именно их решение способно обеспечить реализацию целостно-интегративного подхода.

Для отечественной психологии принципиально приемлемыми являются результаты переосмысления всех ее методологических оснований. Она здесь ориентируется на общепринятую в современной науке и непосредственно в общей психологии типологию, выделяя следующие уровни методологии:

  1. уровень философской методологии;
  2. уровень методологии общенаучных принципов исследования;
  3. уровень конкретно-научной методологии;
  4. уровень методик и техник исследования.

1. Уровень философской методологии. Здесь главной является проблема образа человека, как целостного феномена со следующими макрохарактеристиками: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. При этом он имеет собственную философскую и жизненную концепцию, стратегию, в соответствии с которыми и выстраивает свой жизненный путь. Именно здесь обозначается главное пересечение научных интересов как философии, психологии, акмеологии, так и других наук.

Для конструктивного решения общих проблем привлекается конструктивный потенциал таких образов человека, как:

  1. «человек - ощущающий» (интроспективная психология);
  2. «человек - потребность» (психоанализ 3. Фрейда);
  3. «человек - «стимул-реакция» (поведенческая психология);
  4. «человек - деятель» (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, и др.);
  5. «человек - целостный феномен» (В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев и др.) и пр. Когда психология сталкивается с проблемой, которую сама не может решить, она в первую очередь обращается к философии и практике. Так, например, Л.С. Выготский, рассуждая о причинах кризиса психологии, пришел к выводу, что выход из него - опора на философию и практику; «как это ни странно и ни парадоксально на первый взгляд, но именно практика, как конструктивный принцип науки, требует философии, т.е. методологии науки». И далее: «Диалектическое единство методологии и практики, с двух концов приложенное к психологии, - судьба и удел... психологии».
  6. Уровень методологии общенаучных принципов. Одним из основных принципов общенаучного исследования является системный подход, который означает изучение совокупности элементов системы, находящихся в связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. В качестве общих характеристик системы выделяют: целостность, структурность, взаимосвязь со средой, иерархичность, множественность описания и т.д. Акмеологический подход, кроме того, предполагает целостность и интеграцию в рамках общей системы как исследовательских, так и деятельностных, развивающих моделей, алгоритмов и технологий.
  7. Конкретно-научный уровень методологии - уровень конкретной науки - психологии. Данный уровень, согласно взглядам Л.С. Выготского можно разделить на два подуровня.

Первый подуровень - это собственно методология психологии. Основные проблемы этого уровня: что такое психика, как она развивается и как ее изучать?

Второй подуровень - уровень теорий психологической науки, в основе которых лежат те или иные позиции, которые были получены в ответах на вопросы первого уровня.

Более того, на основе одного решения проблем методологии психологии могут быть созданы несколько психологических теорий.

Научные психологические школы первого подуровня - это школы-направления, которые на столетия предопределяют развитие психологии. Научные школы второго подуровня - это психологические школы - конкретные научные коллективы.

В основе научной психологической школы лежала идея о «единичке», «клеточке» психики, исследуя которую можно раскрыть великую тайну Души. В качестве «единицы» в разных психологических школах использовались:ощущения (ассоциативная психология);

  1. фигура-фон (гештальтпсихология);
  2. реакция, рефлекс (реактология, рефлексология);
  3. установка (школа Д.Н. Узнадзе);
  4. поведенческий акт (бихевиоризм);
  5. обратимые операции (школа Ж. Пиаже);
  6. значения, переживания (школа Л.С. Выготского);
  7. предметная деятельность (школа А.Н. Леонтьева);
  8. ориентировочная основа деятельности (школа П.Я. Гальперина);
  9. действие, акт отражения (школа С.Л. Рубинштейна) и т.д.

Психика есть особое качество или свойство, но качество не часть вещи, а особая способность. У мозга много качеств, свойств, но одно из них психика, она «непротяженна», вне измерений вещей. Именно поэтому история психологии - это история разрешения противоречий между описанием и объяснением душевной жизни. Почему?

Описание дает большую свободу выражения всех оттенков «движений души», для чего используется все богатство языка. Объяснение - это использование научных категорий, понятий, которые пытаются объяснить скрытые механизмы психической жизни.

Единство: во-первых, обобщающего понятия самой широкой первичной абстракции (сознание, подсознание, поведение и т.д.); во-вторых, объяснительного принципа (единства сознания и деятельности, ассоциации, единство фигуры и фона, взаимозависимости стимула и реакции и т.д.) и, в-третьих, понимание «единички» психики определяют лицо научной психологической школы.

Согласно мнению К.К. Платонова, отличительной стороной отечественной психологии является выделение общей психологии. Это диктуется внутренними условиями всей психологической науки, т.к. ее предметом являются «общие закономерности психики», на понимание которых опираются все частные психологические науки. В свою очередь положения общей психологии проходят проверку в частных отраслях психологии, где обогащаются, развиваются, отвергаются.

Однако, чтобы изучать общие закономерности психики, необходимо иметь ответ на вопрос, в какой «системе координат мы работаем». Поскольку в каждой научной психологической школе своя «система координат» (обобщающее понятие, объяснительный принцип, «единичка» психики, ведущий метод), своя объяснительная система. Как только мы называем факт, явление, мы сразу же «помещаем его в определенную систему (системы) координат», он попадает в свою «объяснительную схему».


Литература


1.Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. А.И. Федорова. - С.-Петербург: Талисман, 2004. - 452 с.

2.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М.С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 2006.- 270 с.

.Дадун Роже. Фрейд. - М.: Изд-во АО Х.Г.С., 2004.- 174 с.

.Лаплаш Ж., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. / Пер. с фр. - М.: Высшая школа, 2006. - 150с.

.Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. - М.: Юрист, 2005. - 243с.

.Психологический словарь. / Ред. Зинченко В.П. - М.: Педагогика-Пресс, 2006. - 465 с.

.Сандлер Джозеф и др. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. / Сандлер Д., Дер К., Холдер А.; Пер. с англ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 2001.- 346с.

.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 2005.- 125с.

.Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., научн. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 2007.- 75с.

.Фрейд З. Толкование сновидений. - К.: Здоровье, 2001.- 315 с.

.Юнг К.Г. Аналитическая психология. - СПб.; Кентавр, 2004.- 475 с.

.Юнг К.Г. Зигмунд Фрейд // Вопросы психологии. - 2003. - №2 - С. 86-103.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Психология (от греч. psyche – душа,logos – учение, наука) – наука о закономерностях развития и функционированияпсихики (как особой формы жизнедеятельности) ипсихических явлений .

В настоящее время предметом изучения психологии являются психика ипсихические явления. Остановимся более подробно на том, что включают данные понятия.

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психикой обладает не просто живая материя, а лишь та, которая имеет специфические органы, обусловливающие возможность существования психики (т. е. нервную систему, нервные узлы и т. д.).

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, имеет способность получать информацию об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.

Закономерности психики проявляются в реально существующих разнообразных психических явлениях.

Необходимо отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Однако наиболее часто встречается деление психических явлений на три основных класса: психические процессы ,психические состояния и психические свойства личности (рис. 1).

Рис. 1. Структура психических явлений

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. И главная отличительная особенность психических процессов (в сравнении с остальными психическими явлениями) состоит в том, что они имеютначало ,течение иконец , т. е. обладают динамическими характеристиками, к которым в первую очередь относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы .

В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Волевые психические процессы наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы . В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Однако, вероятно, более целесообразным является отнесение данной группы к самостоятельным психическим явлениям, а не процессам, поскольку они включают не только динамические, но и статические явления.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В свою очередь, психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать деятельности или тормозить ее. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние.

Следующий класс психических явлений – психические свойства личности – характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии.

Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений, психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

К коллективным психическим процессам, выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др. К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др. К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

Таким образом, предметом психологии являются как психика и психические явления одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

В свою очередь, главная задача психологии состоит в исследовании психических явлений.

Объектом изучения в психологии выступает человек (группа людей), а также животные, обладающие психикой, – как носители психики.

Психология, как и любая другая наука, имеет свои методы. Методы научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею методы совершенны, насколько они надежны ивалидны .

Надежность метода – это характеристика метода, показывающая устойчивость, постоянство результатов, получаемых с его помощью.

Валидность метода – важнейший критерий доброкачественности метода, характеризующий точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности метода исследуемой проблеме.

Все методы, используемые в настоящее время в психологии, могут быть разделены на две большие группы (рис. 2): на объективные и субъективные методы. Субъективные методы , в отличие от объективных, базируются либо на самооценке испытуемых, либо на точке зрения психолога-исследователя на ту или иную проблему.

К субъективным методам относят: наблюдение, опрос и тесты (тест-опросник и тест-задание). К объективным – эксперимент и тесты (объективные и проективные). Следует более подробно остановиться на том, что представляют собой эти методы.

Метод наблюдения является одним из наиболее старых методов, используемых в науке вообще. Он представляет собой методпассивного инепосредственного исследования реальности. Объективность результатов, получаемых с его помощью, зависит прежде всего от самого исследователя, от его умении и навыка вести наблюдение, замечать существенные, значимые детали.

Рис. 2. Основные методы психологических исследований

В настоящее время выделяют до 14 различных видов наблюдения. Наиболее часто встречаемыми являются: самонаблюдение (например, дневниковые записи); внешнее (наблюдатель не является членом исследуемой группы, и испытуемые воспринимают его как постороннего человека); включенное (наблюдатель является членом группы, которую исследует, испытуемые воспринимают его как коллегу); свободное (не существует жестких требований предъявляемых к организации, процедуре проведения наблюдения, а также к процедуре регистрации данных); стандартное (существует жесткий план проведения наблюдения) и т. д.

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Есть несколько вариантов проведения опроса. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.

Устный опрос , как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением испытуемого.

Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку вопросы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследования в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Однако данный вариант опроса требует больше времени для его проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя. Одной из разновидностей устного опроса является беседа.

Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей за сравнительно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса – анкета. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуемых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание.

Свободный опрос – разновидность письменного или устного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов заранее не определяется.

Тест является наиболее широко используемым методом в психологии в настоящее время. Его популярность обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики психологического явления, а также возможностью сопоставить результаты исследования, что в первую очередь необходимо для решения практических задач. От других методов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также четкую процедуру психологической интерпретации полученных результатов.

Принято выделять несколько вариантов тестов: тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты.

Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики.

Тест-задание предполагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий.

Проективные тесты. Данная категория тестов считается наиболее объективной, поскольку не использует самоотчеты испытуемых. Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. Например, по наиболее предпочтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. Однако тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а также требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого.

Объективные данные можно получить с помощью эксперимента – метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Имеются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Они отличаются друг от друга условиями проведения эксперимента.

Лабораторный эксперимент, в отличие от естественного, предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено.

Еще одну группу методов психологической науки образуют методы моделирования . Они применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участие испытуемых или учет реальной ситуации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т. д.

Однако следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.