Все о тюнинге авто

Общественное мнение как средство нравственного воспитания. Значение коллективного мнения в жизни и деятельности Коллективное мнение

Получая направление на анализ подумайте,

что вы предпримете, если результат окажется:

а) положительным,

б) отрицательным.

Если ответы совпадут, надобность

в анализе отпадет.

(Кохрэйн)

Коллективное мнение это

В реальности далеко не все ваши мысли именно ваши. Честно говоря, ваших мыслей у вас вообще очень мало, а чужих наоборот много.

Коллективное или общественное мнение - это мнение большинства. До тех пор пока люди не научались им манипулировать и не превратили в инструмент власти, оно в процессе эволюции было очень полезно. В настоящее время коллективное мнение содержит в себе много ложных суждений.

Что такое коллективное мнение? Это магия для посвящённых! Тот, кто понимает, как работает мнение общества - получает в свои руки штурвал управления и власть.

Коллективное мнение - это мощный инструмент, силу которого приветствует любое демократическое учреждение от общественной организации, до страны в целом. Коллективное мнение меняет власть и курсы стран, бросает людей в нищету или поднимает их над всем миром, воспитывает дух или отнимает волю.

Иначе коллективное мнение называют мнением большинства или общественным мнением, или мнением масс, мнением трудового коллектива. Но как бы его не называли, всегда говорят об этом как о некой истине и законе, действия против которого недопустимы и могут подрывать незыблемые и фундаментальные законы общества.

Коллективное мнение - представляет собой совокупность оценочных суждений, в которых выражается отношение массы (большинства) коллектива к различным событиям в жизни общества, к поступкам, поведению и деятельности как всего коллектива, так и каждого человека в нем.

Таким образом, как видно из определения» коллективное мнение (KM) - это массовидное социально-психологическое явление, развивающееся под влиянием идеологии в процессе общения и взаимодействия людей, постоянно живого их обмена мыслями, взглядами, убеждениями, чувствами.

КМ - специфическая форма отражения общественного сознания. То есть КМ влияет на воспитание личности военнослужащего и воинского коллектива, т.к. КМ является фактором воздействия на сознание.

Социально-психологический механизм воздействия КМ на личность

Во взаимодействии с коллективом личность представляет собой саморегулирующую систему в социальной среде. КМ в этом случае можно рассматривать как канал обратной связи и как важнейший для личности источник социально-психологической информации от социальной среды.

Социальная среда информирует человека о реакции на его действия и поступки со стороны других людей, и тем самым способствует принятию адекватных решений.

Социальная среда включает

систему норм

социальные санкции

Одобрение

Похвала

Осуждение

Таким образом, КМ сочетает в себе убеждение, внушение, психологическое принуждение.

Сила коллектива - в его общественном мнении, но есть в КМ осознанное и неосознанное. Иногда мнение коллектива воспри­нимается личностью не критически т.е. неосознанно, думать как все.

Особенность проявления КМ к личности

Систематичность

Неоспоримость

Оперативность

Гласность

Также особенностью КМ являются штампы, которые держатся долго (первое впечатление, характеристика старшего руководителя и т.д).

КМ вызывает у человека сознательную самооценку, через эмоции и чувства.

Положительные эмоции - удовлетворение, радость, достоинство, долг, честь.

Отрицательные эмоции - стыд, угрызения совести и т.д.

Динамика КМ

Общественное мнение зарождается первоначально в сфере индиви­дуального сознания и в виде впечатления.

Ступени формирования КМ

I этап - люди непосредственно переживают события, оценивают их

II этап - обмениваются чувствами, оценками. На этом этапе мнение как бы через границу индивидуального к групповой оценке.

III этап - в процессе дискуссии формируется общественное мнение.

Характеристика коллективного настроения (КН)

КН - это частный случай совместных переживаний, овладевших на какое-то время всей общностью и каждым человеком в ней.



КН - это преимущественно эмоциональная сторона духовной жиз­ни коллектива.

Основные свойства Коллективного /Мнения/ Настроения

Преимущественно обусловлена социальными факторами на настроение личности влияют физиологические (чувство голода...), психологические уровень эмоционального состояния), социальные факторы. Социальные факторы выступают как материальная и духовная сторона жизни людей.

Особая заразительность - КН наиболее подвижный элемент в психологии. Заразительность КН - определяется фактом контакта и непосредственного общения в условиях жизнедеятельности воинского коллектива. В основе заразительности КН лежит социально-психологический закон подражания (мода, манеры поведения и т.д.).

КН обладает большой побудительной силой. КН - это не просто механическая сумма настроений членов коллектива, они как бы приходят в резонанс и увеличивают эмоциональную сторону настроения.

Особая динамика группового настроения - переходит из одной формы в другую - из неосознанной в от­четливо сознаваемую, из скрытой в открытую.

Быстро перерастает в действие

Подвергается колебаниям и в самый незначительный срок может перейти в свою противоположность.

КН выступает как эмоциональный фактор. Так под влиянием опасности возникает чувство возбуждения в форме слитности, органического единства или уныние, отчаяние, страх, паника.

Реакция человека на присутствие других проявляется в виде веера самых разнообразных эффектов.

Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении. Здесь следующие основные групповые эффекты:



Эффект социальной фасилитации (ингибации).

Эффект «принадлежность к группе».

Эффект Рингельмана.

Эффект «синергии».

Эффект «группомыслия».

Эффект «конформизма».

Эффект «моды» (подражания).

Эффект «ореола».

Эффект «группового фаворитизма».

Эффект «группового эгоизма».

Эффект «маятника».

Эффект «волны».

Эффект «пульсара».

Эффект «бумеранга».

Эффект «мы - они».

Эффект социальной фасилитации. Эффект связан с усилением доминантных реакций в присутствии других. Открыл этот эффект Норман Триплет в 1897 году. Эксперимент Триплета заключался в изучении результатов влияния ситуации соревнования на изменение скорости велосипедиста и сравнении их с результатами, полученными в одиночной гонке. Триплет установил, что велогонщики показывают лучшее время, когда соревнуются друг с другом, а не с секундомером, и сделал вывод о том, что присутствие других побуждает людей к более энергичным действиям.

Эффект присутствия других может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Например, присутствие других снижает эффективность деятельности человека при заучивании бессмысленных слогов, при прохождении лабиринта и при решении сложных примеров на умножение.

Повышенное социальное возбуждение способствует доминирующей реакции. Однако тогда, когда известен алгоритм решения и правильного ответа человек не видит, социальное возбуждение, т. е. бессознательная реакция на присутствие других, затрудняет умственные операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей) и приводит к неправильному решению. Внимание человека переключается с решения задачи на окружающих людей. При решении же простых задач реакция является врожденной или хорошо усвоенной. Присутствие других людей оказывается сильнейшим стимулятором и способствует правильному решению.

Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

Количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей;

Взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы;

Значимость окружающих людей для человека;

Степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

Эффект принадлежности к группе. Английский психолог МакДугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежности к группе людей.

Английские психологи Г. Тежфел и Дж. Тернер в конце 70-х годов изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином «групповая идентификация». Они создали теорию социальной идентичности, основные положения которой заключаются в следующем: человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку.

Групповая идентичность является установкой на принадлежность к определенной группе. Как и любая установка, она состоит из трех компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого - и регулирует поведение человека в группе.

Когнитивный компонент заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков. Таким образом, в основе групповой идентичности лежат когнитивные процессы познания (категоризации) окружающего социального мира.

Эмоциональный компонент неразрывно связан с когнитивным компонентом. Эмоциональная сторона идентичности заключается в переживании своей принадлежности к группе в форме различных чувств - любви или ненависти, гордости или стыда.

Поведенческий компонент проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

Эффект Рингельмана. По мере увеличения количества членов, в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Открыл данный эффект ученик В. Меде Макс Рингельман. Он обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т. е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.

М. Рингельман экспериментировал с поднятием тяжестей группой и отдельными людьми. Оказалось, что если продуктивность одного человека принять за 100%, то двое вместе в среднем поднимут вес, который не в два раза больше, а составляет лишь 93% суммарного веса, поднятого двумя отдельно работающими людьми. «Коэффициент полезного действия» группы из трех человек окажется равным 85%, а из восьми человек - только 49%. Рингельман предложил формулу для определения среднего индивидуального вклада участников в группах разной величины:

С = 100 - 7 * (К-1),

где С - средний индивидуальный вклад участников; К - количество членов группы.

Б. Латайне в 1979 году описал феномен невмешивающегося свидетеля. Проведя серию разнообразных экспериментов, он доказал, что само число свидетелей трагического происшествия препятствует оказанию помощи со стороны кого-либо из них. Жертва несчастного случая с меньшей вероятностью дождется помощи, если за ее страданиями наблюдает большое число людей. Обнаружена следующая закономерность: вероятность получения помощи выше, если человек находится в малой группе, и гораздо ниже, если он находится в окружении большого числа людей.

Факторами социальной лени являются:

Наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень;

Групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди;

Численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень;

Кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур;

Гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

Эффект «синергии». Это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т. е. отвечает требованию 1+1>2. Этот групповой эффект изучал В. М. Бехтерев. В его работах и работах М. В. Ланге установлено, что группа по успешности в работе действительно может превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности их восприятия и оценок, объеме памяти и внимания, эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди», по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.

Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга» - «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления.

Эффект группомыслия. Это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открытие этого феномена и изобретение термина «группомыслие» (groupthink) , или «огруппление мышления», принадлежит американскому психологу Ирвингу Джанису. Эффект «группомыслия» возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В том случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются уменьшить групповой когнитивный диссонанс и устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.

Обычно для группы, вовлеченной в подобную стратегию принятия решений, поиск консенсуса становится столь важен, что члены группы добровольно отказываются от каких-либо сомнений и возможностей взглянуть на задачу новым, оригинальным, нетрадиционным взглядом. Отдельные члены группы могут даже превратиться в своеобразных «стражей мысли», быстро фиксирующих и жестко наказывающих любое инакомыслие.

Таким образом, человек зависим от группы в своих контактах с окружающим миром, в подавляющем большинстве случаев он склонен уступать группе. Даже сенсорная информация человека может быть искажена социальным давлением.

Эффект конформизма. В 1956 году Соломон Эш применил термин «конформизм» и описал результаты своих экспериментов с подставной группой и наивным испытуемым. Группе из семи человек предложили участвовать в опыте по изучению восприятия длины отрезков. Необходимо было определить, какой из трех отрезков, нарисованных на плакате, соответствует эталонному. На первом этапе подставные испытуемые в одиночестве давали, как правило, верный ответ. На втором этапе группа собиралась вместе и члены группы давали ложный ответ, что было неизвестно наивному испытуемому. Своим категорическим мнением члены группы оказывали давление на мнение испытуемого. По данным Эша, 37% его испытуемых прислушались к мнению группы и проявили конформизм. Изучение эффекта конформизма весьма популярно в социальной психологии. Выделяют несколько условий возникновения конформизма:

тип личности: люди с заниженной самооценкой больше подвержены групповому давлению, нежели люди с завышенной самооценкой;

численность группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек;

состав группы: конформность повышается, если, во-первых, группа состоит из экспертов, во-вторых, члены группы являются значительными людьми для человека, в-третьих, члены группы принадлежат к одной социальной среде;

ловушка «группомыслия» среди людей;

сплоченность: чем больше степень сплоченности группы, тем больше у нее власти над своими членами;

наличие союзника: если к человеку, отстаивающему свое мнение или сомневающемуся в единодушном мнении группы, присоединяется хотя бы один союзник, давший правильный ответ, то тенденция подчиняться давлению группы падает;

публичный ответ: более высокий уровень конформизма люди показывают тогда, когда они должны выступить перед окружающими, а не тогда, когда они записывают свои ответы в свои тетради. Высказав мнение публично, люди, как правило, продолжают его придерживаться.

Степень конформизма возрастает, если задание сложное или испытуемый чувствует свою некомпетентность.

Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствуют ориентации человека на мнения других людей, они становятся определенными и ясными источниками информации.

В групповом взаимодействии эффект конформизма играет существенную роль, поскольку является одним из механизмов принятия группового решения.

Эффект моды (подражания). Подражание - один из основных механизмов групповой интеграции. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Во внешнем выражении такая стереотипизация даже может вылиться в униформу (например форма военных, деловой костюм бизнесмена, белый халат врача), которая показывает окружающим, к какой именно социальной группе принадлежит тот или иной человек, какими нормами, правилами и стереотипами регулируется его поведение. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего.

Эффект подражания лежит в основе любого научения и способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Однако если при конформизме группа так или иначе оказывает давление на своего члена, то при подражании следование групповым требованиям является добровольным.

Эффект «ореола». Это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому. Эффект «ореола», или «гало-эффект», - явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения.

Эффект ореола возникает в условиях:

дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его личностные качества или ситуацию, в которую он попал;

перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;

незначимость другого человека. Соответственно, возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;

стереотип восприятия. Возникает на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;

яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттесняет на задний план все ее другие качества. Физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.

В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинств объекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со стороны воспринимающих людей. Предубеждение - это специфическая установка субъектов, основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация, как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а воспринимается на веру.

Эффект группового фаворитизма. Это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. Эффект группового фаворитизма базируется на эффекте «мы и они» и как бы устанавливает «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям воспринимаются как «свои», и теми, которые по этим же критериям воспринимаются как «чужие».

Вот некоторые закономерности действия механизма группового фаворитизма:

Эффект группового фаворитизма сильнее проявляется в тех случаях, когда для группы очень значимы критерии сравнения по результатам деятельности и специфике взаимоотношений с другими группами, т. е. когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом;

Групповой фаворитизм проявляется сильнее в отношении тех групп, критерии сравнения с деятельностью которых не только значимы для группы, но и соответствуют ее собственным критериям, т. е. в этом случае появляется возможность четкой однозначной сравнимости групп;

Членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство: люди чаще предпочитают «своих», хотя и не похожих на них самих по личностным качествам, и отказывают в предпочтении «чужим», хотя и сходным с ними по взглядам, интересам, личностным особенностям;

Члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу - факторами внешнего порядка, т. е. если группа достигает успеха, то она приписывает этот результат самой себе (своему профессионализму, благоприятному социально-психологическому климату, деловым качествам руководителей и пр.), но если группу постигает неудача, то люди ищут виновных вне группы, пытаются переложить вину на другие группы.

Эффект группового эгоизма. Это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Групповой эгоизм проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется ее требованиям и стандартам поведения. Эффект группового эгоизма может сыграть очень негативную роль в дальнейшей жизнедеятельности группы и судьбе ее отдельных членов.

Эффект «маятника». Это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состояний определяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместной деятельности.

Экспериментально-эмоциональные потенциалы группы изучены российским психологом А. Н. Лутошкиным. Настроение зависит от некоторых факторов:

времени суток и дня недели: в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость;

особенностей психологической структуры группы, лидерских процессов;

уровня дисциплины труда в группе: чем выше дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние членов группы;

сложившейся системы взаимоотношений в группе, уровня конфликтности или сплоченности: чем выше уровень конфликтности, тем хуже настроение.

Эффект «волны». Это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея зарождается в голове одного человека, он делится ею со своим ближайшим окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других членов группы, осуществляется ее групповая сценка и обсуждение. Как камешек, брошенный в воду, идея распространяется и охватывает все большее число людей. Правда, волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается и развивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором волновой эффект затухает.

Эффект «пульсара». Это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. Групповая активность проходит цикл «оптимальная активность, необходимая для нормальной работы группы, - подъем активности - спад активности - возвращение к оптимальному уровню активности». Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например получения группой срочного задания), так и от внутренних субъективных побудителей к деятельности (например, стремления членов группы решать возникшую проблему). Эффект «пульсара», как проявление групповой активности, заключается в резком повышении активности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, в спаде активности, т. е. людям требуется отдых. Потом групповая активность возвращается на оптимальный уровень, необходимый для нормальной, слаженной, бесперебойной работы группы.

Эффект «бумеранга». Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в деятельности средств массовой коммуникации. Он заключается в следующем: человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации. Эффект «бумеранга» может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.

Данный эффект проявляется также в непосредственном общении и взаимодействии людей. Часто агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против того, кто совершил эти действия или произнес эти слова. Например, в ситуации возникновения конфликта более вероятно, что члены группы психологически будут на стороне спокойного, уравновешенного человека, чем на стороне его агрессивного противника.

Эффект «мы и они». Это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они»).

Эффект принадлежности к группе включает два более частных эффекта - эффект сопричастности и эффект эмоциональной поддержки . Первый выражается в том, что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя. На основе эффекта сопричастности формируется чувство ответственности за результаты деятельности группы. Эффект эмоциональной поддержки проявляется в том, что член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы. Он предполагает также не только эмоциональную, но и реальную поддержку действиями других членов группы. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то у него разрушается чувство «мы» - принадлежности к группе, сопричастности ее делам - и возникает чувство «они», т. е. член группы, не получивший эмоциональной поддержки, способен воспринимать свою группу как группу чужаков, не разделяющих его интересы и заботы.

Эффект «мы» оказывается эффективным психологическим механизмом функционирования группы. Гиперболизация чувства «мы» может привести группу к переоценке своих возможностей и достоинств, к отрыву от других групп, к «групповому эгоизму». В то же время, недостаточное развитие чувства «мы» приводит к потере ценностно-ориентированного единства группы.

Коллективное мнение представляет собой совокупность индивидуальных суждений большинства личного состава. Оно выражает позицию, взгляды, убеждения, ценностные ориентации военнослужащих.

Мнение воинского коллектива складывается и развивается под определяющим влиянием идеологии и морали, требований военной присяги и уставов, приказов и распоряжений командиров (начальников), решений собраний, традиций и обычаев.

Известно, что коллективное мнение, выражающее разум, волю и чувства большинства, вызывает у человека стремление к самосовершенствованию. Власть и опыт, уважение и доверие делают авторитетным и впечатляющим каждое слово командира, офицера воспитателя, а отрыв от действительности, пустословие, неуверенность вызывают недоверие к командиру.

Решающей предпосылкой устойчивости коллективного мнения являются:

Вера в командира и свое оружие;

Идейная убежденность и чувство патриотизма;

Тесный духовный контакт с человеком, умение понять его мысли и интересы - надежная гарантия взаимного уважения, единства суждений и поддержания в коллективе здоровой морально-психологической атмосферы.

Коллективное мнение как социально-психологический процесс имеет три условных этапа развития .

На первом этапе воины воспринимают, переживают и оценивают поступок или событие, у каждого из них появляются своя субъективная оценка и индивидуальное мнение-суждение. Главное на первом этапе - предупредить появление незрелых взглядов. Помощь в этом офицеру оказывают активисты, прапорщики, сержанты, которые, постоянно находясь среди сослуживцев, быстро реагируют на новость, дают ей правильную оценку.

На втором этапе формирования общего мнения воины обмениваются мыслями и оценками. Этот этап может проходить либо спокойно, либо в спорах, в зависимости от того, насколько информация затрагивает интересы каждой личности. На этом этапе офицеру труднее изменить неверные суждения отдельных военнослужащих, так как индивидуально-групповое мнение обладает известной инерцией, к нему привыкают.

Нa третьем этапе развития общего мнения участвуют группы воинов, которые имеют различные знания, убеждения, интересы, опыт.

Если военнослужащие правильно и глубоко понимают существо происходящих процессов, спорят не ради собственных интересов, а во имя высших интересов командования, то в коллективе рождается компетентное общее мнение.

Иногда достаточно не заострять внимания на ложной информации, чтобы она потеряла свой смысл и значение.

Управлять групповыми мнениями непросто, еще сложнее развивать принципиальную критику . Опыт работы по формированию зрелого коллективного мнения показывает, что подвергать критике нужно, прежде всего, не мелкие оплошности и отдельные высказывания, а серьезные нарушения нравственных норм, воинской дисциплины, отрицательную направленность личности.

Гласность в воинском коллективе способствует повышению эффективности управления, аккумулирует все многообразие интересов военнослужащих, является действенным путем укрепления интернационализма и воспитания патриотизма.

Важное место отводится индивидуальным игрупповым беседам .

Индивидуальная беседа очень тщательно готовится заранее. Необходимо собрать необходимый материал, содержащий сведения о предстоящей беседе и о воине, приглашенном на индивидуальную беседу. Очень важно знать, чего Вы должны достичь в предстоящей беседе. Общий план беседы может содержать основные шаги.

Первый шаг - подстроится к сознанию воина, имея доступ к нему, используя раппорт, пейсинг и сенсорный опыт.

Второй шаг - продвижение сознания воина от текущего состояния к желаемому.

Третий шаг - подстройка сознания воина к новому (желаемому) состоянию.

Новое состояние должно:

Иметь позитивный результат;

Доминировать в чувственном опыте в интересах личности и дела:

Инициировано и поддержано самостоятельно воином;

Существовать с сохранением позитивных побочных эффектов в другой ситуации.

Коллективная беседа, очень также тщательно готовится заранее. При этом речь идет о предварительном изучении, а иногда и формировании коллективного мнения, о предварительной работе с командирами подразделений, с лидерами микрогрупп, и т.д.

Коллективная беседа начинается с формирования эмоционального подъема у слушателей, сообщения им неоспоримой информации. Каждое заявление должно подтверждаться согласием слушателей («Да!»). (Идет подстройка к коллективному сознанию группы).

Затем необходимо постараться какбы ввести слушателей в транс, т.е. обратить каждого к своему собственному внутреннему опыту. (Представить лучшую картину состояний: – воспоминание о Родине; - успешное решение текущих проблем; - обращение к собственной совести, чести и т.д.).

Общим основным признаком такого состояния может быть «разфокусированный» взгляд большинства слушателей.

После этого необходимо приступать к формированию убеждений, которое должно иметь форму коротких лозунгов, имеющих деятельную направленность.

В заключение необходимо закрепить лозунги в непринужденной обстановке, но таким образом, чтобы слушатели не догадывались о повторении уже сказанных фраз.

Результаты групповой и индивидуальной бесед офицер тщательно анализирует и делает вывод. Иногда коллективное мнение фиксируется в виде принимаемых на собраниях решений.

В отдельных случаях для анализа коллективного мнения используются письменные опросники и личные беседы-интервью . В них могут быть вопросы, выявляющие информацию о личности или коллективе, фактах поведения в прошлом и настоящем, об оценке событий или отношения к отдельному воину, группе земляков и т. п. Эксперименты показывают, что в процессе выработки коллективного мнения происходит консолидация индивидуальных мнении в группе. Это проявляется в том, что коэффициент согласия возрастает после обсуждения вопроса в группах, достигших высокого уровня развития.

Таким образом, управление коллективным мнением достигает цели при соблюдении следующих условии:

Постоянная и надежная связь с личным составом;

Регулярное информирование о текущих событиях;

Предварительная работа по подготовке коллектива к определенному воздействию общественного мнения;

Развитие гласности и культуры дискуссий;

Умелый выбор наиболее целесообразных форм воздействия на сознание и чувства воинов - собрания, печать, групповые и индивидуальные беседы;

Доведение до личного состава правдивой информации, кто и как служит, выполняет свои обязанности, относится к товарищам и командирам;

Доведение до коллектива его собственного мнения по наиболее важным вопросам службы и быта, его значимости для укрепления дисциплины и повышения боеготовности;

Обеспечение педагогического такта и чуткости в работе с военнослужащими, слабо знающими казахский (русский) язык и слепо выполняющими национальные обычаи;

Поддержание уставных взаимоотношений и активная борьба с отклонениями от требований воинских уставов, приказов и распоряжений командира.

Знание коллективного мнения дает моральное право командиру отдавать приказы личному составу подразделения и гарантировать их выполнение.

Вывод по второму вопросу: Таким образом, высокий уровень единства действий обеспечивается стремлением всех к коллективному успеху (коллективистская мотивация), а также умением каждого воина строить свои действия с учетом действий и потребностей своих товарищей. Навыки и умения взаимодействия опираются, в свою очередь, на индивидуальное боевое мастерство каждого воина, на знание им своих обязанностей, оружия и боевой техники и умение применять их в бою.

. см. МНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЕ.

  • - термин из концепции бессознательного К. Юнга, согласно которой опыт филогенетического развития человека передается по наследству с помощью архетипов, т. е. всеобщих, априорных схем поведения, которые как бы...

    Этнопсихологический словарь

  • - Англ. collective unconscious...

    Постмодернизм. Словарь терминов

  • - Согласно К. Г. Юнгу - особая форма общественного существования бессознательного как накопителя, хранителя и носителя генетически наследуемого опыта филогенетического развития человечества...
  • - психические содержания, принадлежащие не отдельному индивиду, а обществу, людям или человечеству вообще...
  • - структурный уровень человеческой психики, содержащий наследственные элементы. Следует отличать от личностного бессознательного...

    Словарь по аналитической психологии

  • - понятие аналитической психологии Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т.д.,...

    Новейший философский словарь

  • - англ. collective unconscious; нем. Unbewu?tes, kollektive. 1...

    Энциклопедия социологии

  • - англ. opinion, collective; нем. Kollektivmeinung. Общее для данной группы мнение, сформировавшееся на основе консенсуса...

    Энциклопедия социологии

  • - обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, имеющее общественный характер и принятое на митинге, собрании и подписанное их организаторами или участниками...

    Административное право. Словарь-справочник

  • - взаимодействие, охватывающее большое число частиц физ. системы и проявляющееся в их согласованном движении. Примеры К. в.- взаимодействие между фононами тв. тела или спиновыми волнами в ферромагнетике...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - понятие аналитической психологии К. Юнга, обозначающее совокупность наследуемых людьми универсальных неосознаваемых психических структур, механизмов, архетипов, инстинктов, импульсов, образов и т. д.,...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - КОЛЛЕКТИВНОЕ взаимодействие - взаимодействие, охватывающее большое число частиц физической системы и проявляющееся в их согласованном движении...

    Большой энциклопедический словарь

  • - сборное, собирательное; общее Ср. "Коллекту делать" - сбор. Ср. Из отношений народов между собою как бы улетучилось понятие о нравственности...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - сборное, собирательное - общее. Ср. «Коллекту дѣлать» - сборъ. Ср. Изъ отношеній народовъ между собою какъ бы улетучилось понятіе о нравственности...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Общество, члены которого одинаково отвечают всем своим имуществом за обязательства, примятые на себя обществом...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 хайвмайнд...

    Словарь синонимов

"КОЛЛЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ" в книгах

VIII. Коллективное

Из книги Русская литература первой трети XX века автора Богомолов Николай Алексеевич

VIII. Коллективное 230. Худлит не должен умереть // Сегодня. 1995. 11 окт231. Умер Анатолий Бочаров // Независимая газета 1997. 20 июня.232. Ушел в минувшее // Ex Libris НГ. 1998. 2

Коллективное руководство

Из книги Подлая «элита» России автора Мухин Юрий Игнатьевич

Коллективное руководство Любое мало-мальски сложное понятие потому и сложное, что имеет много аспектов, выходящих за рамки слова, описывающего это понятие. Особенно если это иностранное слово, не имеющее корней в родном языке.Скажем, понятие «демократия» описывает

Коллективное руководство

Из книги Почему Путин боится Сталина автора Мухин Юрий Игнатьевич

Коллективное руководство Любое мало-мальски сложное понятие, потому и сложное, что имеет много аспектов, выходящих за рамки слова, описывающего это понятие. Особенно если это иностранное слово, не имеющее корней в родном языке.Скажем, понятие «демократия» описывает

Коллективное самообслуживание

Из книги Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых детей автора Апраушев Альвин Валентинович

Коллективное самообслуживание Естественным следствием дальнейшего усложнения операций по самообслуживанию и расширения трудовой сферы является коллективное самообслуживание. Воспитанники в рамках одной группы ухаживают сообща за комнатными растениями,

Коллективное сновидение

Из книги Тольтеки нового тысячелетия автора Санчес Виктор

Коллективное сновидение Педро де Харо рассказывал мне, что виррарика не верят в богов - зачем «верить» в того, с кем лично общаешься? Он имел в виду, что благодаря ритуальному употреблению пейота, виррарика обладают доступом к иной реальности, которую они все вместе

Коллективное путешествие

Из книги Карта моделирования будущего. Как найти истинный смысл своей судьбы и создать новую реальность автора Бейрон-Рид Колетт

Коллективное путешествие Вы не одиноки в этом путешествии, вы не одиноки даже тогда, когда чувствуете себя «потерянными» на Карте своей жизни. Сегодня многим людям кажется, что им трудно найти смысл своей жизни.Существует натянутое, непоследовательное соотношение между

Коллективное бессознательное

Из книги Секреты сновидений автора Шварц Теодор

Коллективное бессознательное Между тем даже при сугубо индивидуальном походе, который проповедует Юнг, не следует сбрасывать со счетов коллективные, общие символы. В основной своей массе эти образы восходят корнями к религии. Хотя воспринимаем мы их по-разному. Глубоко

Коллективное бессознательное

Из книги "Темна вода во облацех..." автора Владимир Гаков

Коллективное бессознательное Ответ между тем очевиден: в основе все-таки вера… Даже если повременить с категоричными формулировками, придется признать, что большая, если не подавляющая, часть массового увлечения НЛО объясняется верой. Как ее ни трактуй - в духе ли

Мир как коллективное сновидение

Из книги Теория познания автора Этэрнус

Мир как коллективное сновидение Как такое может быть?Представить себе Мир как коллективное сновидение - не должно представлять для нас особых сложностей: есть две наглядные аналогии, которые помогут нам в этом:Аналогия первая: у человека-шизофреника - встречается

К. МАРКС МНЕНИЕ ГАЗЕТ И МНЕНИЕ НАРОДА

Из книги Том 15 автора Энгельс Фридрих

Коллективное руководство

Из книги Утопия у власти автора Некрич Александр Моисеевич

Коллективное руководство Свержение Хрущева завершило послесталинский период советской истории. Одиннадцать лет, минувших после смерти наследника Ленина, были временем борьбы за «сталинский мундир», годами приспособления советской системы к существованию без Сталина

Коллективное мнение

Из книги Советский Союз в локальных войнах и конфликтах автора Лавренов Сергей

Коллективное мнение Интенсивные консультации с главами других социалистических стран в отношении Чехословакии развернулись с начала 1968 г. Первым ощутимым результатом стала договоренность о встрече в Дрездене. На этой встрече, кроме делегаций от ЦК КПСС и КПЧ, должны

КОЛЛЕКТИВНОЕ «Я»

Из книги Прикосновение к будущему автора Лазарев Сергей Николаевич

КОЛЛЕКТИВНОЕ «Я» Когда приходит какая-то новая информация, я не могу ее тестировать, оценивать, контролировать. Просто ощущаю полную панику, что система работает вхолостую или не работает вообще.Потом период паники и отчаяния проходит, и начинается постепенное

КОЛЛЕКТИВНОЕ

Из книги Гимназическое. Стихотворения. Записи в альбомах... автора Чехов Антон Павлович

КОЛЛЕКТИВНОЕ Комары и мухиО подписке на иллюстрированный литературный, художественный и юмористический журнал «Зритель» на 1882 годО подписке на иллюстрированный литературный, художественный и юмористический журнал «Зритель» на 1883 г.Открыта подписка на 1883 год.

Коллективное эго

Из книги Новая земля. Пробуждение к своей жизненной цели автора Толле Экхарт

Коллективное эго Насколько трудно жить с самим собой? Один из способов эго избавляться от того, что ему в себе не нравится, - это расширение и усиление своего самоощущения через отождествление с группой - нацией, политической партией, корпорацией, обществом, сектой,

Мнение трудового коллектива - общее мнение, которое складывается на основе преобладающих точек зрения и реализует себя через коллективные (групповые) оценочные суждения или практические действия людей. В этих суждениях и действиях в концентрированном виде получают отражение настроения, установки, ценностные ориентации, нормы и традиции коллектива. В каждом трудовом коллективе может складываться общее мнение как по вопросам, представляющим интерес для широких масс трудящихся, так и по вопросам, задевающим интересы лишь членов данного коллектива.

С ростом образованности и культуры людей значительно расширился диапазон проявления М. т. к. Сегодня оно активно вторгается в решение не только сугубо хозяйственных, но и разнообразных социально-экономических, политических, духовно-идеологических проблем. Особенно уверенно, как показывает практика, коллективное мнение ориентируется в сфере нравственных отношений, воздействуя на поведение и практическую деятельность членов коллектива. К тому же в области морали М. т. к. раскрывает свое профилактическое назначение, обнаруживает способность в зародыше пресекать аморальные поступки.

Сложившееся коллективное мнение может выступать в двоякой роли: в одном случае быть прочным морально-психологическим барьером на пути распространения негативных явлений, в другом (из-за неверной ориентации) - служить питательной средой для их вызревания и размножения. С последним приходится встречаться в тех трудовых коллективах, где во имя ложно понятого «чувства товарищества:», сохранения «хорошего климата» закрывают глаза на явные огрехи в труде и поведении отдельных работников. Поэтому создание, причем повсеместно, обстановки неотвратимости решительного осуждения коллективным мнением любых отступлений от норм социалистической нравственности представляет собой одну из ключевых задач воспитательной практики. Без активной и решительной помощи коллективного мнения изжить негативные явления, встречающиеся в нашей жизни, нельзя. Добиться этого, по мысли Ленина, можно лишь при условии, «если сама народная масса помогает».

М. т. к. лишь тогда становится действенным инструментом воспитания, когда отвечает ряду требований. Формируясь в русле общественных и подлинно коллективных интересов, оно должно отличаться единством взглядов, выражать непреклонную волю всего коллектива и его авангарда - первичной парторганизации. Быть публично выраженным, в яркой эмоционально-чувственной форме давать объективную и справедливую оценку трудовому вкладу и поведению членов коллектива. Иметь в поле зрения не «среднестатистического человека», а, опираясь на принцип дифференцированного подхода к людям, учитывать их индивидуальные особенности, исходя при этом из общепринятых норм социалистического общежития.

Наиболее действенные в воспитательном отношении формы выражения коллективного мнения: общие собрания коллектива, цеха, участка, бригады (в сельской местности - сходы односельчан), постоянно действующие производственные совещания, товарищеские суды с привлечением к их работе ветеранов партии и труда, кадровых рабочих, пропагандистов, наставников молодежи.

Коллективное мнение способно выступать не только в качестве важного средства воспитания, но и принципиального критерия его действенности, поскольку реакция коллектива на события и факты действительности содержит в себе элементы знаний и убеждений работающих в нем людей, обнажает их интересы и жизненные позиции. Поэтому результаты изучения мнений членов коллектива оказываются ценным материалом и на стадии планирования воспитательной работы, и при оценке ее эффективности. Принятие Закона о трудовых коллективах существенно повысило роль коллективного мнения в решении первостепенных вопросов экономической, социальной и культурной жизни членов коллектива. Согласно этому Закону мнения и предложения трудовых коллективов учитываются органами государственной власти и управления при принятии решений, касающихся деятельности соответствующих предприятий, учреждений, организаций (ст. 3), а само коллективное обсуждение различных вопросов и учет общественного мнения определены в качестве основы участия трудовых коллективов в управлении (ст. 4). Кроме того, при опоре на коллективное мнение могут применяться меры общественного поощрения и общественного взыскания, осуществляться назначение и освобождение руководящих работников (ст. 9), распределение средств из фонда на социально-культурные мероприятия и жилищное строительство (ст. 16). Эти и другие полномочия, которые получили трудовой коллектив и его общее собрание, несомненно, значительно активизируют коллективное мнение и наряду с экономическим и социальным эффектом дадут и большой воспитательный эффект.