Все о тюнинге авто

Изменение организационно-правовой формы. Оформляем изменения в организационно-правовой форме ао

Изменение организационно правовой формы – это процесс, необходимый в случае:

  1. уменьшения или расширения количества участников вашего общества;
  2. при расширении его деятельности с целью поглощения одного общества другим;
  3. при уменьшении структурных единиц вашего бизнеса с целью ликвидации определенной его части и т.п.

Такая процедура имеет общее название «реорганизация». Обычно под ней имеют в виду такие отдельные мероприятия процедуры как: разделение предприятия, выделение из предприятия отдельного отдела, присоединение одной компании к другой, слияние двух фирм, преобразование предприятия из одной формы собственности в другую.

Например, если вам необходимо преобразовать акционерное общество (АО) в Общество с ограниченной ответственностью (ООО), то для этого следует проводить полную процедуру изменения организационно-правовой формы предприятия.

В целом, для активно работающих и развивающихся фирм, реорганизация является заурядной рабочей процедурой. Обычно, проходит она по единому алгоритму. Наш опыт позволяет выделить следующие ключевые этапы реорганизации :

  1. участники/владельцы принимают решение о реорганизации общества;
  2. привлекается юрист для составления плана и подготовки процесса реорганизации;
  3. о принятом решении информируются соответствующие органы государственной власти;
  4. в соответствующее средство массовой информации подается объявление о прекращении юридического лица;
  5. с соответствующими государственными структурами согласовывается ход действий по прекращению юридического лица;
  6. поиск кредиторов и работа с ними;
  7. составление передаточного акта или разделительного баланса;
  8. перерегистрация;
  9. регистрация или аннулирование обращения акций путем подачи соответствующих документов в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (касается только акционерных обществ).

Конечно, в каждом отдельном случае эти пункты могут меняться, однако в целом эти этапы являются действительными для 90% предприятий.

Реорганизация предприятия — какие могут быть проблемы?

Процедура реорганизации бизнеса, будь то слияние компаний, выделение, присоединение и т.д., с юридической точки зрения сама по себе очень сложна. Поэтому она требует внимания, тщательности в подготовке документов и общего юридического сопровождения. Любая ошибка может не только затянуть процесс реорганизации, но и привести к негативным последствиям. В частности это касается вопроса работы с кредиторами, взаимоотношения с которыми обычно очень быстро переходят в судебные залы. Другим моментом является возможность полного прекращения работы предприятия в случае, если документы на реорганизацию оформлены с ошибками.

Необходимые документы для реорганизации предприятия:

  • выписка;
  • учредительные документы предприятия (оригинал в последней редакции)
  • справка о пребывании на учете в ГФС (налоговая) 4-ОПП;
  • заверенная нотариусом доверенность на сотрудников юридической компании, которая будет проводить реорганизацию;
  • информация о должностных лицах органов управления в обществах, которые образуются в момент реорганизации (должно быть указано ФИО, должность, копия паспорта, идентификационный код).

Заметим, что каждый случай в процедуре реорганизации — индивидуальный. При слиянии компаний нужно одно, при выделении отдельного подразделения — другое и так далее. Поэтому необходимость предоставления каких-либо дополнительных документов или информации, будет уточняться уже во время подготовки и в ходе самого процесса реорганизации.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ

Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Она осуществляется по решению собственника имущества, учредителей (участников) юридического лица, уполномоченного ими органа (согласно учредительным документам) и по решению суда. Она может служить в некоторых случаях служить способом избежания ликвидации предприятия, в том числе по банкротству. Во всех формах нужно иметь одно обстоятельство, что всякая ликвидация предприятия несет зачатки монополизации. Форма - слияние, присоединение и преобразование - требуется согласие антимонопольного комитета.

Реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

Виды реорганизации юридических лиц

Гражданский кодекс РФ выделил пять форм реорганизации:

· Слияние

· Присоединение

· Разделение

· Выделение

· Преобразование

При слиянии каждое из объединяющихся юридических лиц прекращает деятельность, его права и обязанности переходят к вновь образованному юридическому лицу. Согласие указанного органа необходимо в следующих случаях:

а) при слиянии или присоединении любых объединений (ассоциаций и союзов) коммерческих организаций;

б) при слиянии или присоединении коммерческих организаций, общая сумма активов которых составляет более 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Присоединение предполагает, что одно юридическое лицо прекращает деятельность и его права и обязанности переходят к другому, уже существующему юридическому лицу. Его статус не изменяется, для него решение о реорганизации фактически означает согласие принять обязательства присоединяемой организации и внесение соответствующих изменений в устав.

Разделение и выделение , в принципе, схожи. Различие состоит в том, что при разделении одна организация прекращает деятельность и на ее базе создается несколько новых юридических лиц, а при выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые юридические лица, но сама она продолжает существовать.

Суть преобразования в том, что юридическое лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а вместо него образуется новое юридическое лицо другой организационно-правовой формы. Никаких количественных изменений участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику. По сути, преобразование является наиболее распространенной формой реорганизации. Коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества или государственные предприятия.

Реорганизация коммерческих организаций может существенным образом затрагивать интересы их кредиторов. Учитывая это, законодатель предусмотрел гарантии прав кредиторов коммерческой организации при её реорганизации (ст. 60 ГК). Прежде всего, это обязанность учредителей (участников) коммерческой организации или органа, принявшего решение о реорганизации коммерческой организации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой коммерческой организации.

По общему правилу, коммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций. И лишь при реорганизации коммерческих организаций в форме присоединения реорганизация считается завершённой с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой коммерческой организации (п. 4 ст. 57 ГК).

Документы, необходимые для процедуры регистрации изменений:

  1. Оригиналы учредительных документов (Устав, Учредительный договор, свидетельство о регистрации, свидетельства и тексты всех ранее внесенных изменений).
  2. Выписка из ЕГРЮЛ.
  3. Письмо о присвоении кодов Госкомстата.
  4. Банковские реквизиты организации.
  5. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.
  6. Паспортные данные генерального директора, главного бухгалтера, настоящих и будущих учредителей, с указанием места жительства и индекса, и при наличии ИНН.

Стоимость наших услуг составляет – от 18 000 рублей.

В стоимость услуг не включены нотариальные расходы.

Более подробную информацию Вы можете получить по телефону у нашего специалиста.

Г ражданское законодательство нашей страны вступило в очередную фазу революционных изменений. По сути, на наших глазах меняются правила игры в корпоративной сфере. Существенно изменилось правовое регулирование некоммерческих организаций и хозяйственных обществ. Более того, в этом году мы ожидаем столь существенные изменения в законы об АО и об ООО, что практически можно говорить, что они будут приняты заново.

Итогом этих событий сначала стала не затихшая до настоящего времени волна реорганизаций закрытых акционерных обществ в общества с ограниченной ответственностью, а затем - волна изменения наименования организационно-правовой формы всех акционерных обществ - в большинстве случаев:

  • вместо «Открытое акционерное общество» в уставах и реестрах скоро будет «Публичное акционерное общество»;
  • вместо «Закрытое акционерное общество» более короткое «Акционерное общество».

В настоящей статье мы расскажем читателю, что за события так всколыхнули «АОшки», кого они затронули и какие действия необходимо ­совершить для того, чтобы внести изменения в документацию компаний.

Что произошло?

Можно сказать, что лавину стронуло введенное законодателем требование об обязательной передаче реестра всеми акционерными обществами профессиональным регистраторам . В соответствии с все АО, осуществляющие самостоятельное ведение реестра акционеров, обязаны передать его лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию, то есть профессиональному ­регистратору (ст. 149 ГК РФ).

Такая передача, как специально отметил Центробанк РФ, должна быть осуществлена без исключений, независимо ни от каких условий, в том числе от количества акционеров (менее 50), типа общества (публичное или непубличное), наличия иных лицензий (в том числе на осуществление банковских операций, депозитарной деятельности, деятельности по ведению реестра), финансового состояния общества, транспортной удаленности регистратора, наличия в штате общества лиц, имеющих квалификационный аттестат специалиста финансового рынка по ведению реестра (третьего типа), и иных условий.

Установленный Законом № 142-ФЗ срок на исполнение данной обязанности истек 1 октября 2014 г.

Его нарушение может привести опоздавшие компании к серьезным проблемам. Штраф может составить от 700 000 до 1 000 000 рублей (ст. 15.22 КоАП РФ).

Ведение реестра профессиональным регистратором - удовольствие не самое дешевое; в зависимости от числа акционеров речь может идти о десятках и сотнях тысяч рублей в год, а ряд преимуществ (реальных или мнимых) при ведении реестра регистратором теряется. Поэтому многие ЗАО начали процедуры реорганизации в ООО . Однако процесс реорганизаций и передачи реестров до настоящего времени не завершен. Кто-то получил отказ регистрационных органов по поданным документам (согласно ряду информационных источников в октябре-ноябре процент таких отказов составлял более 50% от поданных заявлений, а в ряде регионов превышал и 60%). Кто-то решил, что последующая реорганизация «спишет» нарушение срока. А кто-то передал реестры регистраторам, а затем посчитал свои расходы и «прослезился». В итоге предпринимательские запросы на смену организационно-правовой формы с ЗАО на ООО продолжают поступать в профильные юридические компании, а сама проблема остается актуальной. Соответственно, ­реорганизационные мероприятия продолжаются во многих АО.

Однако требование о передаче реестров было только первой ласточкой, по сути, небольшой волной, следом за которой случился цунами. С 1 сентября 2014 г. вступил в силу :

  • все хозяйственные общества были разделены на публичные и непубличные . ОАО и ЗАО в зависимости от ряда показателей (см. цитату ст. 66.3 ГК РФ далее) стали либо публичными акционерными ­обществами, либо непубличными акционерными обществами;
  • добавим к этому, что закрытые акционерные общества были ликвидированы как класс .

И получим необходимость внесения изменений в наименование всем существовавшим на 1 сентября 2014 г. акционерным обществам . Благо, законодатель дал рассрочку для осуществления данных действий. В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц . Это позволило разгрузить налоговые органы от большого потока заявителей, распределив их на достаточно протяженный срок. Более того, многие юристы сейчас рекомендуют подождать со сменой наименования и внесением изменений в учредительные документы, поскольку в настоящее время в Государственной Думе обсуждаются поправки в профильные законы об ООО и АО. Лучше дождаться, когда новые законы вступят в силу, чтобы не делать работу дважды.

Кроме того, согласно п. 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами действующего законодательства не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование . Для компаний это означает, например, что:

  • нет необходимости платить госпошлину за получение новых свидетельств о праве собственности на недвижимое имущество;
  • нет необходимости подписывать дополнительные соглашения к гражданско-правовым договорам, заключенным до этой даты;
  • в отношении трудовых договоров ситуация не так однозначна. Гражданское законодательство не регулирует трудовые отношения, а в рамках сложившейся практики изменения наименования организации должны находить свое отражение в документах, регулирующих трудовые отношения. Кроме того, необходимо понимать, что многие кадровые документы связаны с пенсионными вопросами, а большинство общавшихся с органами пенсионного и социального страхования сотрудников подтвердит своему руководителю, что в этой ситуации лучше проявить «здоровую паранойю». Поэтому мы рекомендуем работодателям внести соответствующие изменения в документы, регулирующие отношения с работниками организации.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Гражданский кодекс РФ. Статья 66.3 «Публичные и непубличные общества»

1. Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

2. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными...

Вносим изменения в учредительные документы

Как мы уже говорили, изменение наименования можно произвести одновременно с первым внесением изменений в учредительные документы организации. Поэтому среди пионеров данного процесса оказались акционерные общества с обширной филиальной сетью, кроме того, в этой же ситуации оказались многие компании, решившие поменять свой юридический адрес.

Процесс внесения изменений в единый государственный реестр достаточно стандартен:

Комплекс мероприятий в связи со сменой наименования организации

Комплекс мероприятий, которые необходимо провести в связи со сменой наименования организации, достаточно разнообразен. Начиная со смены бланка организации и заканчивая внесением записи в трудовые книжки. Чтобы ни одна из сфер приложения усилий не осталась без внимания, необходимо определить лиц, ответственных за каждую, и установить конкретные сроки для этих работ. Делается это путем издания приказа по основной деятельности (см. Пример 1).

Нужно продумать план работ: что после чего будет делаться и сколько времени займет каждый этап (например, какие-то действия можно будет сделать только после изготовления новой печати).

На внесение исправлений в наименование организации во все используемые типовые формы документов, бланки нужно время (новые формы нужно утвердить и физически настроить их электронные шаблоны, изготовить бумажные бланки в типографии). Поэтому с момента уведомления работников о смене наименования до «перенастройки системы» может пройти несколько дней. Как в этот период поступать исполнителям? Можно дать им возможность вручную самостоятельно править старые электронные формы, обязать не использовать старые бумажные бланки. Можно и наоборот: до момента официального утверждения новых обязать пользоваться устаревшими. Оба варианта имеют свои недостатки: в первом случае в организации возникает «махновская вольница», а во втором - возможно введение контрагентов в заблуждение.

См. статью «Альбом электронных форм документов в MS Word» про шаблоны документов в МS Word и статью про формы документов в СЭД в следующих номерах журнала

А после настройки / изготовления новых форм / бланков важно, чтобы все сотрудники пользовались ими. Например, можно ввести дисциплинарную ответственность за изготовление документов по старым формам и на старых бланках, квалифицируя это как нарушение инструкции по делопроизводству. Это сделает людей более внимательными (ведь так легко не заметить визуально несущественное изменение организационно-правовой формы при сохранении прежнего логотипа и общего дизайна). Можно ввести ­соответствующий пункт в приказ об утверждении новых форм и ­бланков.

Вводим в работу новую печать

Поскольку наименование общества изменилось, замене подлежат и все его печати, штампы, используемые в повседневной деятельности. Соответственно, необходимо разработать и утвердить эскизы новых ­печатей / штампов, а также утилизировать старые.

Эскизы печатей и штампов могут быть разработаны как силами самой организации (обычно в этом нет ничего сложного), так и с привлечением сторонних специалистов. Дизайнеров, как правило, привлекают при необходимости «вписать» в печать товарный знак или совместить сложное изображение с текстом. После изготовления эскизов их необходимо утвердить приказом (Пример 2) и направить изготовителю печатей для воплощения пожеланий организации в реальность.

Пример 1

Свернуть Показать

Пример 2

Свернуть Показать

Изготовлением печатей в настоящее время занимается достаточно большое число организаций и индивидуальных предпринимателей. В ­отдельных компаниях вас попросят предоставить:

  • документы, подтверждающие, что вы заказываете собственную печать (обычно это копии свидетельства о постановке на налоговый учет и внесения записи об организации в Единый государственный реестр юридических лиц);
  • доверенность , подтверждающую полномочия человека, ­обратившегося за изготовлением печати организации.

Однако в Москве такие «правильные» изготовители печатей, скорее, редкость. Если на ваших печатях нет государственной символики или слова «нотариус», в большинстве небольших конторок у вас попросят лишь эскизы того, что требуется изготовить, и деньги за работу. Однако в таких организациях, как правило, можно заказать только самые простые печати. Если вы хотите заказать печать с высокой степенью защиты от подделок, вам ­необходимо будет обратиться в более серьезные фирмы.

Регистрация печати в каких-либо реестрах в настоящее время не требуется. После изготовления печати и штампы вводятся в действие приказом по организации. С момента издания такого приказа использование устаревших печатей прекращается, а сами они подлежат ликвидации.

Пример 3

Как в едином приказе можно утвердить эскиз и сразу ввести в действие новую печать, изготовленную по нему (распорядительная часть текста)

Свернуть Показать

Пример 4

Свернуть Показать


Часто единым приказом сразу и утверждают эскизы печатей, и вводят их в действие, в этом случае к приказу прилагают их эскизы (Пример 3). Если ввод в действие новых печатей, штампов оформляют после их изготовления отдельным приказом, то лучше прямо в нем (или его ­приложении) проставить реальные оттиски этих устройств.

Ликвидация утративших актуальность печатей осуществляется комиссией, чтобы исключить возможные злоупотребления. Сам процесс ликвидации обычно не вызывает особых затруднений. В зависимости от материала печати выбирается способ воздействия - механический или термальный. Печать снимается с оснастки и либо режется на части, либо сжигается. Металлические или изготовленные из твердого пластика штампы и печати (их еще используют на практике, хотя и довольно редко, обычно для проставления оттисков на сургуче или пластике) доводят до состояния утраты функции с помощью напильника или несколькими ударами молотка. Результаты в обязательном порядке фиксируются актом (показан в Примере 4). В нем обычно указываются:

  • состав комиссии, на основании чего возникли ее полномочия и во исполнение какого документа она действует;
  • наименования и оттиски ликвидируемых печатей, штампов;
  • время и место совершения действий;
  • способ уничтожения;
  • заключение комиссии о том, что печати и штампы приведены в состояние, не допускающее их дальнейшее восстановление;
  • подписи членов комиссии.

Уведомляем контрагентов и банки

Об изменении наименования организации необходимо сообщить в банк . Причем, как всегда с банковскими учреждениями, одним ­письмом дело не ограничится:

  • с практически 100-процентной вероятностью организацию попросят представить подтверждение внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ и ­нотариально заверенные изменения в устав либо устав в новой редакции;
  • кроме того, могут попросить:
    • заново заполнить (актуализировать, как это обычно называют банковские сотрудники) и подписать весь пакет анкет, ранее представленных в банк при открытии расчетного счета,
    • подготовить новую карточку с образцами подписей лиц, имеющих право давать банку распоряжения о списании денежных средств с расчетного счета организации,
    • подписать дополнительные соглашения к договору об ­обслуживании банковского счета,
    • представить комфортные письма (что это такое, мы пояснили далее в Справке), анкеты на бенефициаров бизнеса и т.п.;
  • в связи со сменой наименования будут вноситься и уточнения в программу дистанционного (электронного) обслуживания, причем, ­возможно, понадобится и замена ключей электронной подписи.

В общем, по трудозатратам уведомление банка о смене наименования организации сопоставимо с заключением договора о расчетно-кассовом обслуживании (открытии расчетного счета).

Свернуть Показать

Комфортные письма в деловой практике представляют собой заверения подписанта данного письма о наличии либо отсутствии каких-либо фактов или событий в его хозяйственной деятельности.

Банки, в зависимости от ситуации, обычно запрашивают письма о:

  • порядке и размере оплаты уставного капитала;
  • отсутствии или наличии ограничений полномочий единоличного исполнительного лица;
  • нахождении организации по юридическому адресу;
  • отсутствии изменений в учредительных документах;
  • наличии или отсутствии судебных, налоговых, административных разбирательств в отношении организации;
  • отсутствии сведений, подлежащих обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, но по каким-либо основаниям в него не внесенных;
  • отсутствии / наличии возбужденной процедуры банкротства или ликвидации.

После прошлогодних изменений в законодательстве стали появляться требования предоставить письма:

  • об отсутствии / наличии корпоративных соглашений между бенефициарами;
  • отсутствии / наличии лиц, имеющих право давать безусловные распоряжения лицу, выполняющему функции единоличного исполнительного органа (генеральному директору) организации и т.п.

Особо хотелось бы обратить внимание на необходимость внесения изменений в договор с компанией, предоставляющей услуги по электронному взаимодействию между организацией и налоговой инспекцией . Непосредственно после смены наименования следует внести соответствующие изменения в подаваемую в налоговые органы отчетность, а у ряда операторов такие действия связаны с необходимостью полной замены электронных подписей. Если этого не сделать своевременно, ­налоговая инспекция может «не увидеть» вашу вовремя сданную ­отчетность.

Одновременно с уведомлением банка необходимо уведомить и контрагентов . При этом даты такого уведомления надо согласовать. В противном случае может возникнуть ситуация, когда денежные средства, подлежащие зачислению на ваш расчетный счет, «зависнут», оказавшись в невыясненных платежах из-за несовпадения наименования получателя денежных средств и информации, указанной в платежном поручении.

В этой ситуации возможно формальное нарушение условий граж­дан­ско-правовых договоров, заключенных с контрагентами, поскольку в большинстве из них предусмотрен срок уведомления контрагента о факте изменения реквизитов организации. Причем в отдельных случаях (часто встречается в договорах государственного или муниципального заказа) возможно и наличие договорной ответственности за нарушение данного требования в договоре. Получается, что возможна ситуация, когда компании придется выбирать между возможностью нарушить условия договора и риском, что денежные средства поступят на ­расчетный счет на один-два дня позднее, после уточнения их ­получателя.

Пример 5

Оговорка в договоре об изменении реквизитов без установления ответственности

Свернуть Показать

9.11. Договор остается в силе в случае изменения реквизитов Сторон, изменения их учредительных документов, включая, но не ограничиваясь изменением собственника, организационно-правовой формы и др. Сторона, реквизиты которой изменились, обязана в течение 5 (пяти) рабочих дней письменно уведомить другую Сторону о произошедших изменениях.

Пример 6

Оговорка об изменении реквизитов с «формальной» ответственностью

Свернуть Показать

11.5. При изменении реквизитов (наименование, адрес, телефон, руководитель и главный бухгалтер, номер расчетного счета и т.д.) Сторона, реквизиты которой изменились, обязана в течение 3 (трех) рабочих дней письменно уведомить другую Сторону о произошедших изменениях и сообщить новые реквизиты. В противном случае такая Сторона несет все возможные негативные последствия, связанные с ­несвоевременным уведомлением контрагента.

Информировать контрагента принято путем направления ему официального письма (если иной особый порядок не предусмотрен заключенным между организациями договором). См. Пример 7.

В рамках данного типа изменений, в соответствии с общепринятой деловой практикой, поддержанной и судебными инстанциями, не требуется каких-либо двусторонних документов. Однако в ряде случаев юристы рекомендуют даже такие изменения скреплять двусторонним документами, например, подписывая дополнительное соглашение к договору (Пример 8), тогда предложение о подписании этого документа нужно включить в ­уведомительное письмо о смене наименования.

Пример 7

Свернуть Показать

Пример 8

Свернуть Показать

В отношении уведомлений государственных органов хотелось бы отметить тот прогресс, которого за последнее десятилетие удалось добиться нашему государству в вопросах электронного взаимодействия между его структурами. В результате организация избавлена от достаточно большого числа «уведомлений». Так, информацию об изменении наименования организации от регистрационных органов в электронной форме получат фонды и органы статистики. Впрочем, оговоримся, что никто не гарантирует организации, что информация пройдет своевременно и без искажений. Тот самый пресловутый человеческий фактор и несоответствия в техническом обеспечении регистрационных органов и фондов могут сыграть с компанией не очень приятную шутку. Подстраховаться в этом случае можно, ­направив в фонды письмо по каналам электронного документооборота.

Еще одним «государственным контрагентом», которого необходимо уведомить о факте изменения наименования, является «мегарегулятор» финансового рынка - Центральный банк Российской Федерации . Такая необходимость вытекает из п. 59.1 «Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг», утв. Банком России 11.08.2014 № 428-П. Срок такого уведомления - в течение 30 дней с момента возникновения соответствующих изменений (п. 5.8.2 указанного Положения).

Работа с кадровыми документами

Изменение наименования организации затрагивает еще одну достаточно большую сферу хозяйственной деятельности организации - трудовые правоотношения.

В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником. Причем данное соглашение должно быть оформлено в письменной форме. Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, заключивших трудовой договор. Следовательно, изменение наименования Работодателя должно найти в нем отражение. Изменения в текст трудового договора могут быть внесены путем:

  • подготовки дополнительного соглашения (Пример 9) либо
  • полного переподписания сторонами документа целиком .

Оба варианта грамотные, но требуют значительных трудозатрат, особенно в крупных организациях.

Более того, в некоторых случаях это может породить еще и конфликты, например, если работников давно не устраивают условия заключенных с ними трудовых договоров и они ищут повод и способ оказать давление на работодателя. В этом случае они могут решить, что отказ от подписи дополнительного соглашения к трудовому договору в их интересах. Логика здесь обычно простая: «Если у меня что-то просят, значит, они мне будут обязаны что-то предоставить взамен».

Поэтому необходимость подписывать дополнительные соглашения в этой ситуации представляется многим предпринимателям и практикующим юристам излишней. Действительно, поскольку смена наименования работодателя никоим образом не зависит от работника (отсутствия или наличия его согласия), то двусторонних договоренностей между работодателем и работником здесь достигать не надо. Бытует мнение, что такое изменение должно происходить в уведомительном порядке, без ­отражения в трудовом договоре между сторонами.

На наш взгляд, это не совсем правильный подход к проблеме. Необходимо учитывать интересы не только работодателя, но и работника. Ситуации бывают разные, и нельзя исключить, что через некое количество лет работник не окажется с этим трудовым договором перед пенсионной машиной государства, и, возможно, именно строчки о переименовании ему не хватит для благоприятного рассмотрения вопроса. Поэтому, на наш взгляд, необходимо любые изменения так или иначе отражать в ­ключевых кадровых документах.

Если руководство упорно отказывается вступать в диалог с персоналом по поводу допсоглашений к трудовым договорам, то можно найти и другой способ документального оформления. Это может быть сделано, например:

  • путем издания соответствующего приказа работодателя, который доводится до каждого работника «под подпись» и выписка из которого вкладывается в трудовой договор (работника и работодателя) , либо
  • другим «вкладышем» в договор может послужить уведомление о смене наименования за подписью полномочного лица и печатью организации (Пример 11). Один экземпляр при этом также логично передать ­работнику.
Как оформить выписку, мы подробно объяснили в ответе на вопрос читателя «Как правильно оформить выписку из коллективного договора? Ведь это многосторонний и многостраничный документ. Кто и как должен удостоверять такую выписку - какие нужны подписи, печати, формулировки? »
Как собрать подписи об ознакомлении с документом на нем самом, на листе ознакомления или в специальном журнале, показано в статье «Оформляем актуализацию локальных нормативных актов »

Как видите, в этом случае возможны самые разные варианты. Их ­плюсы и минусы мы озвучили. Вам осталось выбрать.

С отражением изменения наименования работодателя в трудовых книжках все просто и однозначно. Порядок внесения записей в них закреплен в Инструкции, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69. Согласно п. 3.2 указанного документа, если за время работы работника наименование организации изменяется, то об этом отдельной строкой в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки делается соответствующая запись, а в графе 4 указывается основание переименования - приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.

Пример 9

Свернуть Показать

Пример 10

Свернуть Показать

Тут, пожалуй, стоит пояснить, какие документы могут выступить в качестве оснований и куда их вписывать в трудовой книжке:

  • решение о смене наименования может быть принято на общем собрании акционеров, что фиксируется протоколом (отмечен цифрой 1 в Примере 10);
  • факт госрегистрации изменения наименования подтверждается Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ (цифра 2 там же);
  • дата начала использования нового официального наименования отражается в приказе (цифра 3 там же).
  • 1 номер журнала

Если ООО реорганизованного лица - единственный правопреемник, и перехода контроля деятельности не происходит, то налицо реорганизация с целью изменения организационно-правовой формы.

Для чего изменять организационно-правовую форму?

Вступивший в силу с 1 сентября 2014 года федеральный закон № 99-ФЗ существенно изменил институт юридических лиц. Перестали существовать:

    Общества с дополнительной ответственностью;

    Закрытые акционерные общества.

Упразднение ОДО для бизнес-сообщества прошло безболезненно, а вот акционерные общества пользовались популярностью среди предпринимателей. Обязательно ли теперь проводить реорганизацию?

Необходимости в срочном изменении ОПФ нет. По закону публичными считаются те юридические лица, которые соответствуют признакам публичности, вне зависимости от того, какая ОПФ указана в их наименовании. Но изменения придётся внести при первой же уставной корректировке.

На этом причины для смены правового вида не заканчиваются. Для чего ещё изменять ОПФ?

    Обслуживать и содержать акционерные общества намного дороже: законодатель установил нотариальное удостоверение каждого принятого решения;

    Акционерные общества должны передать ведение реестра акционеров лицензированному лицу, что повлечёт дополнительные расходы;

    Для должностных лиц, работающих в АО, повышены риски привлечения к административной ответственности. Штрафы для них предусмотрены серьёзные. Вот почему смена ОПФ облегчит работу для бизнеса и сотрудников. Компании стремятся снизить риски, и реорганизация - один из эффективных инструментов;

    На вновь созданное юридическое лицо у контролирующих органов наложить санкции не получится. Поэтому к реорганизации прибегают компании, у которых есть сомнения в правомерности некоторых действий;

    Если компания меняет направление деятельности, но не хочет потерять контрагентов, лучшее решение - изменение ОПФ.

Как реорганизовать АО в ООО?

Как поменять ОПФ юридического лица? Изменения можно внести с помощью преобразования - это один из способов реорганизации, при котором создаётся другое юридическое лицо с иной ОПФ, но со всеми правами и обязательствами прежней организации.

Чтобы правильно перевести ЗАО или ОАО в общество с ограниченной ответственностью, придётся пройти сложный путь из ряда последовательных шагов, присущих любому типу реорганизации. С 1 сентября 2014 года изменить ОПФ стало проще. Поскольку на правах и обязанностях кредиторов процесс не отразится, не нужно:

    Уведомлять регистрирующий орган о начале процедуры;

    Составлять передаточный акт;

    Публиковать сообщения в СМИ;

    Досрочно удовлетворять требования кредиторов и уведомлять их о начале самого процесса.

Специфика преобразования МУП

Реорганизация муниципального унитарного предприятия имеет ряд сложностей. МП - коммерческая компания, но имуществом, которым распоряжается, не владеет. Собственником имущества муниципального УП выступает муниципальное образование. А реорганизация такого предприятия в иную ОПФ - способ приватизации госимущества.

Перевод такого предприятия в общество допустим только, если будет решение уполномоченных госорганов или суда.

Чтобы процедура состоялась, унитарному предприятию нельзя выходить за установленные законодателем рамки для малого и среднего бизнеса по:

    Количеству работников;

    Прибыли за последние три года;

    Остаточной стоимости фондов.

Процедура переоформления включает ряд последовательных этапов:

    Местный орган самоуправления или суд принимает решение о проведении реорганизации;

    Составляется план инвентаризации, приватизации и других подготовительных мероприятий;

    Оценивается имущество;

    Проводится аудиторская проверка деятельности, определяется стоимость активов, которые приватизируются;

    Определяется размер уставного капитала;

    Уведомляются кредиторы;

    Составляются передаточный акт и акт инвентаризации;

    Регистрируется новое общество.

Особенности преобразования ООО в другие организационно-правовые формы

Гражданским законодательством предусмотрен закрытый список ОПФ, в которые могут переоформляться общества с ограниченной ответственностью. К таким относятся:

    Акционерные общества;

    Хозяйственные товарищества;

    Производственные кооперативы.

На основании этой нормы не получится переоформить общество в АНО или иную некоммерческую организацию.

Процесс реорганизации требует аккуратности. Процедуру могут признать несостоявшейся, если установленные законом нормы не будут соблюдены. Важно не только корректно оформить документы, но и выполнить шаги в чёткой последовательности.

В компании «РИГБИ» работают высококвалифицированные юристы, специализирующиеся на регистрации, реорганизации и ликвидации фирм. Доверьте работу профессионалам, и вы не потеряете время на переоформление документов, исправление ошибок.

Принятие Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон) является очередным этапом реформирования гражданского законодательства. На этот раз изменению подверглись положения ГК РФ о юридических лицах.

Закон вступил в силу с 1 сентября 2014 года. С этого момента юридические лица создаются только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ в редакции Закона.

Положения ГК РФ в редакции Закона применяются к правоотношениям, возникшим после 1 сентября 2014 года. По правоотношениям, возникшим до этого момента, положения ГК РФ в редакции Закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 1 сентября 2014 года.

Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, подлежат приведению в соответствие с ГК РФ в редакции Закона при первом изменении их учредительных документов. При этом изменение наименования юридического лица не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с ГК РФ в редакции Закона действуют в части, не противоречащей указанным нормам. При регистрации изменений учредительных документов таких юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами ГК РФ в редакции Закона государственная пошлина не взимается.

Нововведением является введенное деление всех юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих организаций) на корпоративные и унитарные, а также замена понятия "обязательственные права" понятием "корпоративные права".

Корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

К корпорациям относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов РФ.

Унитарными юридическими лицами являются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Изменение организационно-правовых форм

Существенным изменениям подверглись наименования организационно-правовых форм, в которых создаются юридические лица. Многие из ранее существующих форм были объединены под единым наименованием. Однако, такая наиболее популярная форма создания юридического лица, как общество с ограниченной ответственностью, осталась в неизменном виде.

Следует учитывать, что перерегистрация тех юридических лиц, которые созданы в прежних организационно-правовых формах, не требуется. Однако, их учредительные документы и наименования должны быть приведены в соответствие с новыми нормами ГК РФ при первом же внесении в них изменений.

Обобщенно изменения наименований организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, можно представить в виде таблицы:

До принятия Закона

После принятия Закона

Полное товарищество

Полное товарищество

Товарищество на вере

Товарищество на вере

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)

Закрытое акционерное общество (ЗАО)

Акционерное общество

(публичное/непубличное) (ПАО / НАО)

Открытое акционерное общество (ОАО)

Хозяйственное партнерство

Хозяйственное партнерство

Производственный кооператив

Производственный кооператив

Сбытовой (торговый) потребительский кооператив

Государственное и муниципальное унитарное предприятие

Потребительский кооператив

Потребительский кооператив

Потребительское общество

Жилищный кооператив

Жилищно-строительный кооператив

Гаражный кооператив

Садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив

Общество взаимного страхования

Кредитный кооператив

Фонд проката

Сельскохозяйственный потребительский кооператив

Общественная и религиозная организация (объединение)

Религиозная организация

Общественная организация

Политическая партия

Профессиональный союз (профсоюзная организация)

Общественное движение

Орган общественной самодеятельности

Территориальное общественное самоуправление

Частное учреждение

Частное учреждение

Общественное учреждение

Государственное учреждение (казенное/бюджетное/автономное)

Государственное учреждение

Государственная академия наук

Муниципальное учреждение

(казенное/ бюджетное/автономное)

Муниципальное учреждение

(казенное/ бюджетное/автономное)

Негосударственный пенсионный фонд

Общественный фонд

Благотворительный фонд

Ассоциация и союз

Ассоциация и союз

Некоммерческое партнерство

Объединение работодателей

Объединение профессиональных союзов

Объединение кооперативов

Объединение общественных организаций

Торгово-промышленная палата

Нотариальная палата

Адвокатская палата

Товарищество собственников жилья

Товарищество собственников недвижимости

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество

Автономная некоммерческая организация

Казачье общество

Казачье общество

Община коренных малочисленных народов РФ

Государственная корпорация

Государственная компания

Публично-правовая компания

Изменения в порядке создания юридических лиц

    ГК РФ дополнен статьей 50.1, посвященной решению об учреждении юридического лица. Ранее порядок принятия и содержание решения об учреждении отдельных юридических лиц определялся специальными законами.

    Теперь ГК РФ устанавливает общие для всех юридических лиц правила:

    • юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица;
    • в случае учреждения юридического лица одним лицом решение принимается учредителем единолично; двумя и более учредителями - всеми учредителями единогласно;
    • в решении указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) его органов, а также иные сведения, предусмотренные законом;
    • в решении об учреждении корпоративного юридического лица указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

    Существенные изменения претерпели нормы об учредительных документах юридических лиц (ст. 52 ГК РФ). К таким изменениям можно отнести следующие:

    • Юридические лица действуют на основании уставов, которые являются их единственными учредительными документами. Исключение составляют только хозяйственные товарищества, учредительным документом которых является учредительный договор, к которому применяются правила ГК РФ об уставе (п. 1 ст. 52 ГК РФ).
    • Более не допускается наличие общих положений о некоммерческих организациях определенного вида, на основании которых они действуют. Лишь для учреждений установлено правило, в соответствии с которым в случаях, предусмотренных законом, оно может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
    • Для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 52 ГК РФ).
    • Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.

      Изменения в порядке деятельности органов юридических лиц

      Положения об органах юридического лица (ст. 53 ГК РФ) дополнены интересной нормой: теперь учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Порядок совместных или независимых действий этих лиц и их компетенция, вероятно, должны быть установлены специальными законами и учредительными документами юридических лиц. Насколько широко будет использоваться эта возможность и насколько эффективным окажется этот механизм - покажет практика.

      Практические сложности могут таить в себе и изменения, внесенные в абз. 1 п. 1 ст. 53 ГК РФ, который теперь сформулирован так: "Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени (п. 1 ст. 182 ГК РФ) в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом". Законодатель, сославшись на п. 1 ст. 182 ГК РФ, фактически приравнял органы юридического лица к его представителям, что не согласуется с иными нормами ГК РФ (например, нормами о представительстве, недействительности сделок, совершенных представителями и органами юридических лиц).

      Кроме того, в ст. 53 ГК РФ внесены следующие изменения:

      • теперь юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников в случаях, установленных только ГК РФ, а не законом, как предусматривала прежняя редакция (п. 2 ст. 53 ГК РФ);
      • обязанность действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно несет не только лицо, которое уполномочено выступать от его имени, но и члены коллегиальных органов юридического лица: наблюдательного или иного совета, правления и т.п. (п. 3 ст. 53 ГК РФ);
      • добавлен п. 4, в соответствии с которым отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются ГК РФ и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах;
      • нормы об ответственности органов управления юридического лица перенесены из ст. 53 в отдельную статью (ст. 53.1 ГК РФ).

      В ГК РФ включена норма об аффилированности (ст. 53.2 ГК РФ), однако она отсылает к положениям закона, в соответствии с которым определяется наличие или отсутствие между лицами отношений связанности (аффилированности). В настоящее время еще действует ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которой определяется аффилированность.

      Изменения в порядке ликвидации юридических лиц

      Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие:

      • для принудительной ликвидации юридического лица, при создании которого были допущены неустранимые грубые нарушения, необходимо сначала признать недействительным его государственную регистрацию (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
      • установлены дополнительные основания принудительной ликвидации юридического лица (подп. 1, 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
      • урегулирован вопрос с расходами на проведение ликвидации (п. 5 ст. 61, подп. 2, 6 ст. 62 ГК РФ);
      • установлено дополнительное основание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 62 ГК РФ);
      • установлено основание для принудительной ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
      • предусмотрен случай продажи имущества ликвидируемого юридического лица без торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
      • установлена процедура распределения обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица (п. 5.2. ст. 64 ГК РФ);
      • установлены дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст. 64.1 ГК РФ).

      В новой редакции статьи 61 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. При этом с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

      Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

      1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

      2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

      3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

      4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

      5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

      6) в иных случаях, предусмотренных законом.

      Также установлено, что неисполнение решения суда о ликвидации юридического лица является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.

      Необходимо обратить внимание на то, что подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ допускается принудительная ликвидация юридического лица не только в случае наличия неустранимых грубых нарушений при его создании, но в других случаях признания его государственной регистрации недействительной.

      Статья 62 ГК РФ, устанавливающая обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, существенно дополнена. В частности, в нее включены следующие положения:

      • учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны опубликовать сведения о принятии решения в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 62 ГК РФ);
      • учредители (участники) юридического лица обязаны совершить действия по ликвидации юридического лица за счет имущества юридического лица, а при недостаточности имущества - солидарно за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ);
      • ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (абз. 1 п. 4 ст. 62 ГК РФ);
      • в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
      • при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

      В п. 1 ст. 62 ГК РФ также включен срок уведомления уполномоченного государственного органа о принятии решения о ликвидации - три рабочих дня после даты принятия этого решения (ранее в п. 1 ст. 62 ГК РФ говорилось о незамедлительном сообщении, а трехдневный срок был установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).

      Статья 63 ГК РФ, устанавливающая порядок ликвидации, была дополнена следующими нормами:

      • промежуточный ликвидационный баланс должен содержать дополнительно перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ);
      • в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63 ГК РФ);
      • при недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, для продажи объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу) проведение торгов не требуется (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
      • при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ);
      • при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено ГК РФ или другим законом (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

      Из п. 4 ст. 63 ГК РФ исключено правило, в соответствии с которым выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Теперь на этих лиц распространяется общее правило о выплатах в порядке очередности со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

      Подвергся изменениям и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, установленный в ст. 64 ГК РФ.

      Прежде всего, следует отметить, что п. 1 ст. 64 ГК РФ дополнен положением о том, что требования кредиторов любой очереди удовлетворяются только после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.

      Введена возможность удовлетворения требований кредиторов даже после окончания процедуры ликвидации юридического лица. Это становится возможным, если после ликвидации обнаруживается какое-либо имущество этого юридического лица.

      В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

      Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

      Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.

      Также, установлена норма, в соответствии с которой требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

      В новую редакцию ГК РФ включена статья 64.1, устанавливающая дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.

      В частности, предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

      Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).

      Кроме того, ГК РФ дополнен статьей 64.2, устанавливающей основания прекращения недействующего юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о регистрации, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из реестра, не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

      Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

      Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица на основании ст. 53.1 ГК РФ (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).