Все о тюнинге авто

Чем отличаются леворукие от праворуких. Кто из известных людей был левшой? Мой личный опыт: чем отличаются левши от правшей

Долгое время считалось, что асимметрия полушарий проявляется только в доминировании той или другой руки. Поэтому под правшами или левшами понимали именно право- и леворуких людей. Однако исследования показали, что дело обстоит сложнее — левши и правши отличаются и другими качествами. Доминирование может по-разному распределяться между парными органами (руками, ногами, глазами, ушами) человека. То есть он может быть праворуким, но в то же время левоногим и левоглазым. Комбинация соотношений доминирования между разными парными органами образует профиль асимметрии. Это понятие ввели российские ученые Т.Доброхотова и Н.Брагина. они обнаружили, что у здоровых людей встречаются четыре профиля асимметрии, причем полные правши составляли менее 40%. Ни одного полного левши не нашлось. Среди частичных левшей у подавляющего большинства было лишь одно проявление левшевства, в три раза меньше людей с двумя признаками и совсем мало – с тремя.

Левши и правши в зависимости от доминирования рук и ног

Интересно, как связана частота леворукости, то есть предпочтения левой руки при совершении сложных и требующих усилий манипуляций, с другими характеристиками. Так, известно, что леворукими чаще бывают мужчины. Левшество встречается чаще среди транссексуалов и гомосексуалистов, чем среди лиц с обычной сексуальной ориентацией. Инженеры бывают леворукими реже, чем артисты и художники. Много левшей среди занимающихся игровыми видами спорта и совсем нет среди стрелков и штангистов. Особенно большое количество левшей отмечено среди каратистов и борцов.


Левоногость проявляется в преобладании левой ноги по частоте использования, скорости иточности движения, длине шага, лучшему произвольному контолю при регуляции движений. Для определения ведущей ноги можно использовать простые способы: подпрыгивать на одной ноге, вставать коленями на стул и затем принимать обычную позу, делать поочередно шаг вперед, шаг назад. Нога, совершающая движение первой во всех этих действиях, считается ведущей. Именно ведущая нога при закидывании ноги на ногу почти всегда оказывается сверху.

При движении без ориентиров левоногие отклоняются вправо за счет большей длины шага левой ноги и в конце концов делают круг по часовой стрелке, правоногие – наоборот против часовой стрелки. Кстати, с этим обстоятельством связывают хождение по кругу заблудившихся в лесу или в степи. Если у людей в более старшем возрасте леворукость встречается реже, то левоногость – чаще. Возможно, это связано с практиковавшемся в прошлом переучивании маленьких левшей в школе.

Левши и правши в асимметрии зрения и слуха

Доминантность в зрении точно определяется лабораторными методами, но есть и более простые способы проверки. Например, прицеливаемся мы обычно ведущим глазом, им же что-либо рассматриваем в подзорную трубу или глядим в калейдоскоп. А при просьбе моргать одним глазом закрываем неведущий.

Асимметрия слуха проявляется в восприятии звуковой информации, способности определять источник звука. Ее распознавание также требует лабораторных исследований, но представление о ведущем ухе может дать и простое наблюдение. При длительном разговоре по телефону человек обычно прикладывает трубку к тому уху, которое является доминирующим, особенно если плохо слышно. Чтобы услышать тиканье часов, мы тоже их подносим к ведущему уху. Если говорят шепотом, то человек поворачивается к собеседнику более чуткое ухо. Доминирование левого уха встречается намного чаще, чем леворукость, оно в большинстве случаев сочетается с праворукостью и может быть единственным признаком левшества.

Существуют ли некие общие для всех левшей особенности психики, отличающие их от правшей? Сравнение правшей и левшей попознавательным способносям не выявило серьезных различий. Однако при повышенной нагрузке, в стрессовых условиях у левшей обнаружили ошибки восприятия в форме зеркального отражения, появлении пространственных иллюзий.


Существуют данные, что левши и правши отличаются эмоциональностью. Левши эмоциональнее правшей, обладают большими творческими, прежде всего художественными способностями. Левшами были многие гении и исторические личности. Среди них художники Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Пабло Пикассо, властители и полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон Бонапарт, писатели Льюис Кэрролл и Николай Лесков, ученые Иван Павлов, Джеймс Максвелл, Анри Пуанкаре, музыкант Пол Маккартни.

Возможно, разница в точках зрения на левшинство связана с более значительной выраженностью интеллектуальных различий среди левшей – от гениальности до дефектов развития, а также с разнообразием профилей асимметрии у левшей.

Прочитайте еще:

Словесная слепота и коррекция дислексии

Краткая характеристика психологических типов темперамента

Как негативные переживания влияют на человека

Левша – человек-загадка?

Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.

Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой – правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша ) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” – ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).
А люди, так казываемые амбидекстры , у которых одинаково работают оба полушария , они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведу тесты, а пока – общие характеристики.

Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:

  • Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой
  • Трубку телефона прикладывает к правому уху
  • Ведущие глаз, ухо – правые
  • Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)
Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша . Таких людей ученые называют “скрытыми левшами” .

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62% ! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами . Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

Ученые выделили несколько причин возникновения леворукости у детей (хотя они полностью не доказаны и спорны):

  • Родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т.д.)
  • Особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в “правильную” руку, наказывают за проявления леворукости)
  • Передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения.
Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено. И на вопрос “Откуда берутся левши?” нет точного ответа.

За что “отвечают” полушария?

Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.

Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.

Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.

Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

Не переучивайте ребенка- левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!

У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

  • Нарушения сна
  • Нарушения аппетита
  • Головные боли
  • Боли в животе
  • Страхи
  • Дневной и ночной энурез
  • Заикание
  • Тики, навязчивые движения
  • Повышенная возбудимость, раздражительность
  • Укачивание в транспорте
  • Повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам
  • Длительное беспокойство, неусидчивость
  • Вялость, заторможенность
  • Ухудшение зрения
  • Бронхиальная астма, аллергические реакции
Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.

Невроз не проходит сам собой, здесь необходима помощь специалиста.

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком солучае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).

Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.

Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?
(тесты)
Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

  1. Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.
  2. Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.
  3. Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.
  4. Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
  5. Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.
  6. Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.
  7. Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)
  8. Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.
  9. Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.
  10. Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.
Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.

Люди с доминирующей левой рукой, проще говоря, левши, рождались всегда. В древние века левшей считали колдунами и ведьмами, потому что нередко они обладали незаурядными способностями. И такие люди подвергались сожжению на костре. В Древней Руси левшам не разрешалось давать показания в суде. Считалось, что дьявол являлся левшой.

К счастью, времена поменялись, и уже давно известно, что магия здесь не играет никакой роли. Левшой человек уже рождается. Природа создала нас ассиметричными. Наш мозг сам выбирает, какая рука будет доминирующей. Если больше развито правое полушарие мозга, то активной становится левая рука, и напротив, если больше развито левое полушарие, то главной рукой будет правая.

Мы отобрали 5 наиболее любопытных фактов из жизни левшей:

- Леворукие – очень одаренные люди , которые обладают незаурядными способностями или имеют какой-нибудь яркий талант. К примеру, учёный Альберт Энштейн, римский император Гай Юлий Цезарь, писатель Лев Толстой, Художник Пабло Пикассо, актриса Мэрилин Монро – все они были левшами. Но всё же современные психологи считают, что гениальность человека не зависит от того, какая рука у него доминирует. Но мышление левшей и правшей отличается. И это остается фактом.

- Левши – люди более творческие, активные, они не сидят на месте, глотают информацию целиком. Но вот с логикой у них могут быть проблемы . Левши способны схватывать информацию на лету, они видят проблему целиком, правше нужно разложить всё по полочкам. Если у чистого левши сложности с математическими задачами, то ему будет проще объяснить материал на образах. Правши, наоборот, предпочитают логику. Из них получаются неплохие аналитики и отличные стратеги.

- Статистика указывает на то, что среди успешных спортсменов много левшей. Теннисист Рафаэль Надаль, футболист Пеле. Теннисистка Мартина Навратилова, являющаяся левшой, девять лет носила звание первой ракетки мира. Это был абсолютный рекорд.

Статистика говорит о том, что 40 процентов золотых медалей выигрывают именно спортсмены-левши.

Чистых левшей в мире людей не так уж и много. В животном мире всё наоборот. Там больше левшей. К примеру, у обезьян и белых медведей левая лапа сильнее. Но, как исключение, в мире фауны тоже встречаются праволапые, правда, гораздо реже.

Другая сторона медали - левши чаще страдают шизофренией и алкоголизмом.Однако, ученые разных стран расходятся во мнениях об этом незаурядном факте.

Для того, чтобы определить, кем является твой ребенок, можно провести несложный тест. Для начала определим главную руку – для этого попроси ребенка сцепить кисти в замок. Какой палец окажется сверху – та рука будет являться ведущей. Так же можно сложить руки перед собой в позе Наполеона (обхватить руки друг с другом перед грудью), если сверху оказалась правая рука, то она и является у ребенка главной. Теперь попробуем определить ведущее ухо. Попроси ребенка послушать тиканье наручных часов. Каким ухом он потянется к ним, то и будет являться доминирующим. Для того, чтобы определить активный глаз, то нужно сделать в листе бумаги круглое небольшое отверстие и попросить ребенка посмотреть в него. Какой глаз заглянет в это отверстие, тот и будет являться главным. В завершении можно проверить ногу ребенка. Просто попроси его закинуть ногу на ногу. Та нога, что окажется сверху и будет являться ведущей.

Если ребенок сделал всё левой, то перед тобой чистый левша, которых на нашей планете не более 10 процентов. А чистых правшей около 45 процентов. Если же при исполнении теста «лево» и «право» перемешались, то значит, твой ребенок скрытый левша, таких людей около 50 процентов. Существуют еще амбидекстры. Их очень небольшое количество. Это люди, у которых одинаково хорошо функционируют обе руки и не выделяется ведущая. Такие люди обладают возможностью использовать сразу оба полушария. Дети амбидекстры лучше усваивают новую информацию, более сообразительные, легче адаптируются к новым условиям. Воспитывая такого ребенка, нужно учитывать то, что если оба полушария мозга поучают большую нагрузку, то у ребенка может возникнуть неврастения, он будет сильно утомляться, могут возникнуть головные боли.

Чтобы этого избежать, нужно постараться уменьшить нагрузку на левое полушарие, которое отвечает за интеллектуальное развитие и логику, вместо этого больше развивать правое, которое отвечает за творчество. Например, вместо дополнительных занятий математикой занимайся с ребёнком рисованием, танцами, можно записать ребенка в музыкальную школу. Тогда мозг ребёнка не будет испытывать чрезмерных нагрузок.

Но наш мир больше приспособлен для правшей, так как всё-таки их большинство. Например, если взять магазин. Во всех супермаркетах движение по торговому залу идёт против часовой стрелки. Это придумано для того, чтобы праворуким покупателям было удобней складывать товар в корзину. Чем больше товара взято, тем быстрее растут продажи магазина.

Маркетинговый ход. Спортивные стадионы устроены по такому же принципу. Спортсмены бегут по стадиону против часовой стрелки, чтобы на повороте активная правая нога могла уберечь бегуна от падения. Турникеты в метро приспособлены для правшей, а также отверстие для руки в швейной машинке. Для левшей удалось найти лишь канцтовары – ножницы, точилки, линейки с зеркальной шкалой. А с остальным левшам пока приходится справляться самим.

Кто такой человек -левша?
Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Левша́ (леворукий) - человек предпочтительно пользующийся левой рукой. Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой.

Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди.

Неправоруких людей следует разделить на две неравные части.

  1. Большую составляют левши , люди, у которых преимущественно развита левая рука. Если их в детстве не переучивали, этой рукой они едят, пишут, заводят часы, забивают гвозди. Левая рука у них сильнее, быстрее, надежнее. Но, рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.
  2. В самую меньшую, часть входят амбидекстры – люди с одинаково развитыми руками. Практически эти люди с одинаково плохо развитыми руками. Именно из их среды и выходят субъекты, которые даже гвоздя не умеют забить и у которых при попытке вымыть посуду она бьется быстрее, чем становится чистой. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Человечество никогда не было целиком праворуким. О существовании левшей достоверно известно с библейских времен. После возвращения евреев из Египта и завоевания ими Палестины особой воинственностью отличались сыны колена Веньяминова, позже образовавшие совместно с коленом Иуды царство Иудейское. В 1406 году до нашей эры из почти двадцатитысячной армии было отобрано 700 воинов, которые умели метать камни из пращи левой рукой и точно попадать в цель. Таким образом, еще в те времена среди евреев было 3,7 процента ярко выраженных левшей. Если учесть, что диагноз леворукости тогда вряд ли делался точнее, чем сейчас, то можно считать, что соотношение левшей и правшей с тех пор существенно не изменилось.

Ученые прошлого столетия были достаточно хорошо осведомлены о неодинаковом развитии наших рук, но понимали это слишком буквально. Действительно, мышцы правой руки более массивны, а значит, обладают большей силой. Однако, слаженность работы мышц целиком зависит от совершенства командных центров мозга. Лучше развита не сама правая рука, а двигательные центры левого полушария, которые ею командуют. Правильнее говорить не о ведущей руке, а о ведущем полушарии мозга.
При этом не следует забывать особенность функциональной организации нашего мозга – перекрестное управление мышечным аппаратом. Поэтому работой правых мышц человеческого тела управляет левое полушарие мозга, а работой левых мышц – правое полушарие.

Таким образом, у правшей ведущим полушарием является левое, а у левшей, без достаточно веских к тому оснований, до сих пор ведущим считалось правое.

Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях их головного мозга.

Люди давным-давно заметили собственную асимметрию. На нескольких рисунках доисторического человека, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Это значит, что уже в ту пору большинство наших предков были правшами. Однако, и до сих пор нам абсолютно неизвестны причины преобладания правой руки над левой. Конечно, на этот счет существует множество догадок, но сейчас уже очевидно, что большинство из них придется отбросить.

У детей до полутора-двух лет обе руки бывают развиты совершенно одинаково. Это обстоятельство породило представление о том, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон, основатель первой в мире академии, считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых людей, какими появляемся на свет, превращаемся в калек. Даже в наше время подобные представления имеют своих сторонников.

Высказывались предположения, что праворукость воспитывается с первых дней жизни ребенка и на первых порах осуществляется нашими родителями бессознательно. Праворукие мамы (естественно, что это в равной мере относится и к праворуким папам, бабушкам и дедушкам) чаще всего держат детей слева, освобождая свою правую руку. Предполагалось, что, находясь в этой позе, и ребенку удобнее пользоваться правой рукой. Таким образом, постоянная поза еще в раннем возрасте должна закладывать у ребенка основы праворукости.

Перечисленные выше теории в настоящее время не кажутся убедительными, но других пока нет. Достоверно известно лишь, что предпочтительное развитие одной из рук никоим образом не является следствием воспитания, а передается по наследству. Эту закономерность удобнее проследить на леворуких людях.

  • В семьях, где оба родителя левши, 50 процентов детей также рождаются леворукими;
  • 16,7 процента леворуких детей появляется в семьях, где только один из родителей является левшой;
  • 6,3 в семьях праворуких людей.

Удивительно, как мы, люди, мало знаем о себе. Нам пока еще точно неизвестно, сколько на земле правшей, а сколько левшей. Соответствующие подсчеты проводились не раз, но результаты их редко совпадали друг с другом. Разные ученые оценивали количество левшей от 1 до 30 процентов.
В современных более обстоятельно проведенных исследованиях называются цифры от 5 до 20 процентов.

Такой разнобой зависит от методики оценок. Важно не только, кем считает себя сам испытуемый, как его оценивают окружающие и какой рукой он преимущественно пользуется в обыденной жизни, но и результаты выполнения специальных тестов.
С их помощью удается выявить скрытых, переученных в детстве левшей. Большинство ученых в настоящее время считает, что хотя специальная тренировка, особенно начатая в раннем возрасте, может левшу превратить в человека, чаще пользующегося правой рукой, но переучивание коренным образом не изменит особенностей функциональной асимметрии мозга.

Для выявления ведущей руки используют 5...10 специальных тестов.

  • Если при переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец правой руки, а в «позе Наполеона» со скрещенными на груди руками верхней окажется правая рука, считают, что испытуемый является правшой.
  • В тесте на аплодирование правши хлопают ладонью правой руки по неподвижной ладони левой.
  • Заводя часы, они их держат в левой руке, а головку заводного механизма поворачивают пальцами правой.
  • Испытуемому дают два карандаша и, завязав глаза, просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, значительно совершеннее второго рисунка.

Ценность перечисленных тестов в постоянстве результатов. Окончательное заключение выносится на основании их совокупности.

У левшей в диагностических пробах все получается наоборот: при переплетении пальцев наверху оказывается большой палец левой руки, а в «позе Наполеона» левая рука.

Об амбидекстрах нельзя сказать ничего определенного. Выполняя тесты для определения ведущей руки, эти субъекты дают самый невероятный разнобой. Встречаются амбидекстры, которые пишут и едят левой рукой, а часы заводят и жестикулируют правой.

Систематическое изучение двигательной асимметрии позволило выявить много удивительных и пока еще малопонятных подробностей.
Как уже говорилось, у новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Только на пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Процесс ее совершенствования продолжается долго и кончается в зрелом возрасте.
Когда – ученые пока не могут сказать.
Предполагается, что в пожилом возрасте возникает противоположный процесс и неравноценность рук постепенно сглаживается. Трудно сказать, является ли эта последовательность нормальным процессом развития функций или в сглаживании двигательной асимметрии повинна возрастная патология мозга.

Существует представление, что у девочек и женщин асимметрия рук выражена менее отчетливо, а левшей среди них в 1,5...2 раза меньше, чем у представителей сильного пола. Совершенствование функций мозга девочек растягивается на значительный срок и совершается медленно.

У мальчиков уже в шесть лет многие функции выполняются раздельно правым или левым полушарием мозга, а у девочек в два раза старше специализация мозга часто еще только начинается. Обычно развитие левого полушария серьезно запаздывает по сравнению с правым, а совершенствование последнего протекает особенно медленно, чем и определяется отсутствие выраженной асимметрии у девочек в первые 6...10 лет их жизни.

Особенно интересно, что среди близнецов левши попадаются значительно чаще, чем у родившихся поодиночке, причем, оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Если близнецы разнополые, левшой чаще становится мальчик. Среди сиамских близнецов, как правило, один бывает правшой, другой левшой.

А как обстоит дело с остальными органами нашего тела?
Одинаково ли они развиты или, как и руки, обладают различными способностями?

В обыденной жизни мы особой разницы не ощущаем. В развитии ног, например, асимметрия выражена менее отчетливо, чем в развитии рук, и ни одна из наших нижних конечностей не обладает такими значительными преимуществами, какие имеет правая рука.

Неудивительно, что в этом вопросе до сих пор нет полной ясности. Одни исследователи считают, что у правшей ведущей ногой бывает левая, более поздние исследования показали, что у людей с ведущей правой рукой ведущей ногой тоже становится правая.
У левшей четкого предпочтения какой-нибудь определенной ноге пока обнаружить не удалось.

Выявить ведущую ногу трудно. Специальных тестов, позволяющих ответить на этот вопрос, немного. О характере асимметрии нижних конечностей судят по тому, как мы сидя закидываем ногу на ногу и по относительной длине шага. Считается, что обычно мы закидываем ведущую ногу и ее шаг имеет большую длину.

С этим свойством ведущей ноги связан еще один признак – отклонение от заданного направления при движении с завязанными глазами. Так как ведущая нога делает более длинный шаг, то человек, стремящийся идти прямо, но не имеющий возможности контролировать направление своего движения с помощью зрения, будет отклоняться в сторону, противоположную ведущей ноге.
В систематическом отклонении от прямолинейного движения заключено объяснение, почему люди, заблудившиеся в лесу или в высоких камышах и старающиеся строго придерживаться выбранного направления, сделав большой круг, в конце концов возвращаются к тому месту, откуда начали движение.

Функциональная асимметрия больших полушарий мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она может быть обнаружена и в работе органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка.

Ведущим глазом у 62 процентов людей бывает правый. Если он слегка слепнет и человек начинает чаще пользоваться другим глазом, ведущий глаз не теряет лидерства.

У большинства людей на левой половине языка больше вкусовых сосочков, и она более чувствительна к вкусовым раздражителям, чем правая.

По чувствительности к обонятельным раздражителям ведущей также является левая половина носа. Предполагают, что вся обонятельная информация анализируется правым полушарием, а левое полушарие совершенно не интересуется запахами.

Мы на ощупь легко узнаем знакомые предметы. Даже случайное прикосновение может многое о них рассказать.

У правшей по осязательным талантам ведущей является левая рука. Ее показания более надежны. Левая рука точнее определяет температуру предмета, а в его весе лучше разбирается правая рука. Асимметрия тактильных способностей возникает уже у детей. Ее удалось обнаружить даже у шестилетних мальчишек.

У правшей правая рука чуть-чуть длиннее, чем левая, а ногтевое ложе большого пальца длиннее и шире, чем на левой руке.
Нос у правшей отклоняется вправо, а у левшей – влево, завиток волос на голове у правши закручен по часовой стрелке, а на макушке у левшей в противоположную сторону. Направление завитка кажется совершеннейшим пустяком, но почему-то с этой особенностью нашей шевелюры связано так много различных суеверий.

Таким образом, большинство функций человеческого тела выражено асимметрично, а это неоспоримо свидетельствует о том, что и функции мозга, в свою очередь, тоже распределены между полушариями неравномерно. Иными словами, человек – существо на редкость кособокое.

Борис Сергеев. "Ум хорошо.." главы из книги

Что объединяет теннисиста Рафаэля Надаля, актрису Николь Кидман и музыканта Пола Маккартни?

Список одних знаменитостей левшей весьма внушителен: Деми Мур , Эминем , Майкл Джексон , Киану Ривз , Брюс Уиллис , Опра Уинфри , Пинк , Вупи Голдберг , Джулия Робертс , Анджелина Джоли , Рики Мартин , Марк Уолберг , Билл Мюррей , Том Круз , Скарлетт Йоханссон . Прекрасно «орудовали» левой и художники - Леонардо да Винчи , Микеланджело , Рафаэль , Рубенс и Пикассо . Левшами были Ганс Христиан Андерсен , Марк Твен , Герберт Уэллс и Франц Кафка . Словом, всех и не перечислить.

Что же мы знаем о левшах? Мы привыкли считать левшами тех, кто пишет левой рукой, а правшами - соответственно тех, кто правой. Также бытует мнение, что левшей в разы меньше, чем правшей. На самом же деле взаимодействие правой и левой «партий» нашего мозга несколько тоньше . Уверенны ли вы, что правее всех правых?

Ху из ху?

Портрет стопроцентного правши:
. пишет и выполняет большинство действий правой рукой;
. держит телефонную трубку у правого уха;
. ведущие глаз и ухо - правые;
. ведущая нога тоже правая: именно она толчковая, с нее человек начинает идти.

У ярко выраженного левши , наоборот, во всех этих действиях участвуют левая рука и нога. Если же часть действий вам удобнее делать правой рукой, а в какие-то моменты ведущей становится левая, вы обладатель скрытой леворукости (также это называют смешанным преобладанием и поперечным господством). Возможно, вы замечали за собой, что лучше воспринимаете информацию левым ухом или, к примеру, у вас активнее левая часть лица: удобнее подмигивать левым глазом, а ухмыляться - левым уголком губ. Все это признаки того, что вы скрытый левша. Согласно исследованиям, левши разной масти, явные и скрытые, составляют около половины населения. А по некоторым данным они даже в подавляющем большинстве - 62%. И стоит ли после этого называть левшей редкими и странными типами? Гораздо реже встречаются люди, одинаково виртуозно владеющие и правой, и левой руками. По-умному их называют амбидекстрами , статистика свидетельствует, что ежегодно число таких людей растет, а наука уверяет, что этому навыку можно обучить.

Вычисляем левшу

Теорий о том, когда закладывается леворукость и является ли она врожденной или приобретенной, великое множество. К единому знаменателю ученые так и не пришли. Долгое время считалось, что доминирующая сторона (и рука соответственно) определяется в 3-4 года. Но в Центре исследований поведения эмбрионов Королевского Университета в Белфасте доказали, что это происходит гораздо раньше. Как известно, зародыши в утробе сосут «лапку» - в большинстве случаев правую. Но в некоторых исключениях предпочитают левую. Ученый Питер Херпер изучил тысячу УЗИ-снимков 10-15-недельных зародышей, а впоследствии знакомился с этими родившимися и уже подросшими детьми. Выяснилось, что все, кто в утробе матери тянул ко рту левую руку, поголовно стали левшами.

Хотите вычислить будущего левшу? Понаблюдайте за малышом - в какой позе он любит лежать и как держит голову. Явный признак - «поза фехтовальщика»: правая рука прижата к туловищу, а левая вытянута вперед. А лежа на спине, будущий левша наклоняет голову в левую сторону, а правша - соответственно в правую.

Есть ли выбор?

Передается ли леворукость по наследству? Большинство медиков и психофизиологов отвечают утвердительно. Как и у каждой теории, у этой тоже есть противники. Некоторые специалисты полагают, что семейная леворукость - фактор социальный, а не генетический. Детям свойственно подражать взрослым, тем более любимым родителям, поэтому они перенимают привычку есть и писать левой рукой. Но и генетикам есть что ответить на сей счет: наблюдая за детьми, усыновленными в возрасте до 3-х лет, ученые обнаружили, что в качестве доминирующей эти дети выбирают ту же руку, что и генетические родители, а не приемные.

Левша шагает по планете…

География левшей охватывает весь земной шар, но в каких-то уголках мира они представлены более масштабно, а в каких-то менее. Определенно в южном полушарии левшей значительно больше, чем в правом. В одной только Австралии их 25%, а среди коренного населения Южной Америки процент левшей еще больше. В Европе большинство левшей обнаруживается в восточной ее части, а меньше всего леворукости подвержены испанцы. Что касается нашей с вами родины, треть всех российских левшей проживает на полуострове Таймыр.

…и выбирает профессию

Конечно, профессии не делятся по признаку доминирующей руки, но не стоит и отрицать, что в некоторых профессиональных областях левшам может быть не очень удобно. Например, летное дело не слишком им подходит по техническим причинам. Бортовые приборы настроены на правый глаз и правую руку, летчик-левша в таких условиях быстро утомляется и теряет бдительность. Надеемся, это не сильно вас расстроило (вдруг вы левша?), тем более что профессию летчика не назвать женской. Достаточно сфер, где свои способности могут проявить те, у кого доминирует правое полушарие мозга. Оно отвечает за абстрактное мышление, пространственное воображение и эмоциональность, поэтому у левши все шансы применить себя в искусстве, дизайне и архитектуре. Левши успешно овладевают языками - а в современном мире это очень ценный навык.

Интересные факты о левшах:

13 августа - Международный День левшей.
. Левши чаще рождаются во второй половине года и гораздо реже - весной.
. Левшей больше среди мужчин.
. Мэрилин Монро предпочитала… нет, не блондинок, а мужчин - левшей, считая, что им нет равных в умении целоваться.
. Знаменитый «маленький шаг для одного человека и огромный скачок для всего человечества» астронавт Нил Армстронг сделал именно левой ногой.


Тест на «правую» или «левую» реакцию

Хотите узнать больше о своих реакциях при выборе правой или левой руки и о том, как это характеризует вашу личность? Для этого проделайте 4 несложных упражнения.

1. Ведущая рука

Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, большой палец какой руки оказался сверху - правой или левой. Если сверху палец правой руки - у вас правый тип реакции (П ), а если левой руки - соответственно левый (Л ). Запишите этот результат на листке: П или Л .

2. Ведущий глаз

Сложите указательные пальцы рук пистолетиком, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую прицеливаетесь. А теперь попеременно закройте сначала один глаз, а затем другой. Посмотрите, в каком случае точка прицела смещается. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то у вас правый тип реакции, если при закрытом левом - соответственно левый тип. Снова запишите результат: П или Л .

3. Поза Наполеона

Скрестите руки на груди (так называемая поза Наполеона) и посмотрите, какая рука оказалась сверху - правая или левая. Зафиксируйте результат: П или Л .

4. Аплодирование

Поаплодируйте и отметьте, какая рука при этом сверху. Запишите результат на листке: П или Л .

По количеству правых и левых типов реакции можно определить некоторые черты вашего характера. Например, первое задание позволяет судить, чем вы больше руководствуетесь - логикой или эмоциями . Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность . Третье указывает на склонность к простодушию или кокетству . Четвертое - на решительность или ее недостаток . А теперь из записанных букв найдите свой вариант:

ПППП

Вы консервативны, предпочитаете следовать проторенной дорожкой, чрезвычайно щепетильны в мелочах. Вы 100% коллективист, зависимы от общественного мнения и часто мыслите стереотипами. Не бойтесь давать больше воли собственному «Я».

ПППЛ

Вам не хватает уверенности в себе, вы нерешительны даже в мелочах. Если и существуют флегматики в чистом виде, то это как раз вы. Возможно, вам комфортно в собственном футляре, но не хотите ли чуть выглянуть наружу?

ППЛП

Вы - человек-праздник. Ваши артистичность и отличное чувство юмора привлекают людей, мужчины не оставляют вас без внимания, а вы виртуозно и с удовольствием флиртуете с ними. А вас в свою очередь привлекают люди решительные и энергичные - проще говоря, с сильным характером, как и вы сами.

ППЛЛ

Вы открыты миру и доброжелательны к людям - окружающие тянутся к вам, вы воплощаете комфорт и уют. У вас редкий тип характера, в котором сочетаются противоположные черты. С одной стороны, вам не занимать твердости духа, с другой - порой вам с трудом дается принятие решений. Вы легко заводите знакомства, но при этом по-настоящему самодостаточны, уединение вас не тяготит. Приятельствуете со многими, но к понятию дружбы относитесь со всей серьезностью.

ПЛПП

Вы - деловая леди. При этом не головорез, а терпимый и справедливый управленец. Никогда не идете на конфликты в лоб, стараетесь просчитать разные варианты развития ситуации. В личных отношениях осторожны, медленно привыкаете к людям, предпочитаете сохранять дистанцию, отчего выглядите несколько холодной.

ПЛПЛ

Это очень редкий тип характера, но, к сожалению, и самый слабый. Вы слишком подвержены различным влияниям, без посторонней поддержки и одобрения чувствуете себя беззащитной. В ваших интересах поработать над собственной инфантильностью и неуверенностью.

ПЛЛП

Вы непостоянны в своих интересах, но так как очень любите новые впечатления - вам это даже на руку. Вы очень женственны, вам свойственны мягкость и томность. В общении непосредственны, легки и открыты. Умеете подобрать ключик к любому человеку и даже меняете свое поведение, чтоб всем было комфортно.

ПЛЛЛ

Превыше всего для вас - логика. В повседневной жизни опираетесь на разумность решений, ситуаций, поступков других людей и своих собственных. Если вдруг у вас есть метания по поводу профессиональной сферы, знайте: с таким складом ума вы определенно достигнете высот в аналитике.

ЛППП

Это очень распространенный тип характера, обладатели которого настоящие «хамелеоны» - вы отлично адаптируетесь к разным условиям и жизненным ситуациям. Вы очень эмоциональны и сильно подвержены чужому влиянию.

ЛППЛ

Это так называемый тип «маленькой королевы». Вы любите мягкое внимание к своей персоне - не быть в центре, но когда люди заботятся о вас, оберегают, балуют. При этом вас нельзя назвать слабой и безвольной: у вас есть собственное мнение, но вы его не навязываете, признаете право на иную точку зрения. И не любите, когда что-то навязывают вам. Но если заинтересованы в совете или помощи - обязательно пользуетесь.

ЛПЛП

Это самый сильный тип характера, несгибаемый и непоколебимый. Порой вы чересчур настойчивы, это даже выглядит как зацикленность на мелочах и несущественных деталях. Нередко производите впечатление человека, для которого существует 2 мнения - ваше собственное и неправильное. Из-за пренебрежения мнениями, отличными от вашего, порой не способны увидеть свежие и ценные идеи и решения, предпочитая консервативные методы. Вы, конечно, индивидуальность, но не забывайте, что других людей это тоже касается.

ЛПЛЛ

У вас сильный характер, но внешне вы производите совсем другое впечатление. Для вас характерна внутренняя напряженность и даже агрессивность, но это скрыто от глаз окружающих за маской мягкости и эмоциональности. Разница между внешним образом и истинным самоощущением может сказываться на недостатке взаимопонимания с людьми.

ЛЛПП

Возможно, вы звезд с неба и не хватаете, но в общении дружелюбны и просты - этим и нравитесь окружающим. Для вас характерна некоторая разбросанность интересов, вам интересно все понемножку. Неудивительно, что вас считают прекрасным собеседником, ведь вы с удовольствием слушаете других.

ЛЛПЛ

Вы обладатель очень редкого типа характера - встречается лишь у 1% женщин. Вы простодушны и доверчивы. Но ваша мягкость может подкинуть проблем, если не фильтровать окружение и доверять всем и каждому. Не бойтесь отказывать людям, ведь вы не обязаны всем нравиться.

ЛЛЛП

Основные черты вашего характера - эмоциональность и решительность. Когда они включаются одновременно, получается импульсивность в чистом виде, поэтому нередко вы принимаете непродуманные решения, о которых потом жалеете. Вам не хватает тормозов, и вы стремитесь обрести их в лице близких людей, которые могли бы сдержать ваши резкие порывы.

ЛЛЛЛ

У вас нестандартное мышление, вы способны по-новому взглянуть на общепринятые вещи. Но у творческой натуры есть и недостатки: вы эгоистичны, упрямы и самолюбивы, оттого можете быть чересчур эмоциональны, если ваши идеи не принимают «на ура». Для вас очень важны дистанция и защищенность личного пространства, это порой даже переходит в замкнутость.