Все о тюнинге авто

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе. Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах


Использование проектной деятельности на уроках

в начальной школе

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№10»с.Бурлацкое

Белоколоцкая О. А.

2015 г.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Проектная деятельность внедрялась в практику школы с конца 90-х годов и использовалась наиболее активно, как правило, в образовательной области «технология».

Затем дети из нашей школы представили гостям художественную программу, демонстрирующую многообразие нашей культуры, в которой содержались элементы народной музыки, хореография Фридерика Шопена, песни о Гданьске и школе. В четверг состоялись презентации учеников.

Гости также участвовали в дизайнерских мастерских и в общей посадке дерева проекта. В субботу, в последний день визита, была возможность для детей проводить время в семьях, а для взрослых - возможность познакомиться с современной историей Польши и Европы, благодаря посещению Европейского центра солидарности.

В XXI веке метод проектов – широко используемая педагогическая технология во всех профессиональных областях, в урочной и внеурочной деятельности, т.к. одна из задач этого метода стимулировать интерес школьников к учебной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащегося, которую они выполняют в течение определенного времени.

Гости отправились рано утром в воскресенье, оставив свои впечатления и интересные впечатления от разнообразия. Мы хотели бы поблагодарить семьи, которые решили поднять их крышу и поприветствовать детей из Греции и Турции. Благодаря вашей открытости мы смогли полностью реализовать предположения о встрече проекта и дать возможность нашим ученикам перейти к следующей встрече.




Встреча состоялась в Балтийской филармонии. Красочные экспонаты вызвали большой интерес, и мы с удовольствием делились впечатлениями и опытом проекта. Во время встречи у нас также была возможность выслушать дискуссию, тема которой - положение молодежи на рынке труда и ее участие в жизни местного сообщества.

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);

Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД) ;

Участие в этом мероприятии было для нас очень интересным. У нас была возможность узнать, насколько важна деятельность в собственной среде и участие в различных мероприятиях, выходящих за рамки школьного образования, и дать возможность получить важные навыки в жизни взрослых, например, работать в команде, общение на иностранных языках или искусство самопрезентации.

В совещании приняли участие студенты: Паулина Крефт, Бартек Новак, Патрика Павлик, Адриана Бишке и Агнешка Ладеман. Текст: Ивона Новицка.


Национальное агентство проводит основную оценку завершенных проектов на основе окончательных отчетов. Критерии оценки: инновации, реализация запланированных целей, обеспечение долговечности эффектов проекта, влияние на студентов, преподавателей и местное сообщество. В частности, особое внимание уделяется важности субъекта, инновационности и идей в осуществляемой деятельности, а также степени участия школы и местного сообщества в их осуществлении.

Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход ;

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность .

Я включилась в работу над формированием у учащихся проектного мышления через проектную деятельность.

Подводя итог этим критериям, Национальное агентство включило наш проект в почетную группу проектов, отличающуюся как «пример хорошей практики». Учредителями двухлетнего проекта были: Уршула Обюда, Барбара Борковска, Ивона Новицка, координатор школьного проекта. Деятельность по проекту полностью финансировалась за счет средств Европейского Союза. Субсидия для нашей школы составляла 1000 евро. Во время проекта 25 учеников нашей средней школы приняли участие в одной из четырех поездок в страны-партнеры.




Новицкой. В рамках проекта в школе мы проводили многочисленные мероприятия с участием избранных учеников, классов и всего школьного сообщества. В текущем учебном году состоялся многозадачный школьный конкурс «Лучший эколог». Главным призом стала поездка на последнее заседание проекта в Гифхорне.

Сейчас я имею опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе.

Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности:

1)Учёт интересов детей.

В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

Роксана Аветисян и Паулина Пачоска В течение двух лет 25 учеников нашей средней школы имели возможность принять участие в одной из четырех поездок в школы-партнеры. Участие в международном проекте было, несомненно, интересным и очень полезным для нашей школы. Участвующие студенты имели прекрасную возможность расширить свои знания в области экологических проблем, а также установить тесные контакты с высокопоставленными лицами из нескольких европейских стран. В то же время такие мероприятия, как турниры и соревнования, охватывали все школьные сообщества, что в значительной степени увеличило как нашу экологическую осведомленность, так и чувство принадлежности к Европейскому сообществу.

2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.




Учащиеся средней школы посещают Гифхорн, Германия. Средняя школа № 2 в Реде была представлена ​​участниками проекта: Клаудия Стельмашик и Марта Плихта и победители Школьного экологического конкурса: Бартош Новак, Паулина Крефт, Паулина Пачоска, Роксана Аветисян и Лешек Клебба, а также дирижеры-дирижеры. Ян Скробул, Уршула Обюда, Ивона Новицка, Барбара Борковска. Целью встречи в Гифхорне было подведение итогов двухлетней работы над проектом в участвующих в нем школах. Ученики из Дамфриса, Бургаса, Гифхорна, Лакилы и Реды представили подготовленные презентации, в которых суммируются мероприятия в каждой из школ.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Во время встречи в Гифхорне, работавшей в международных командах, молодежь задумалась о будущем экологического мира и подготовила мультимедийные презентации по этой теме. Приятным прикосновением было исполнение птичьих ящиков для птиц с региональными акцентами каждой школы. В дополнение к рабочим встречам участники проекта имели возможность познакомиться со многими чрезвычайно интересными местами и достопримечательностями принимающей страны. Особого внимания заслуживает визит в парламент Германии, Бундестаг и про-экологические решения, которые нашли применение там.

Обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС.

В современном мире приоритетом начального общего образования становится формирование не столько предметных знаний, умений и навыков, сколько общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Пребывание в Гифхорне обеспечило всем множество незабываемых впечатлений и эмоций. Работая над задачами экологического проекта, студенты имели возможность сравнить способы решения экологических проблем в школах и городах партнерских школ. В то же время у них была возможность познакомиться с повседневной жизнью и проблемами своих немецких хозяев и жить под одной крышей вместе с другими участниками проекта, просвещать себя на общении на английском языке. Такие контакты являются хорошим уроком толерантности и открытости для других людей и других культур.

Начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

В настоящее время задается следующий результат образования на выходе из начальной школы:

Благодаря всем этим аспектам участие в проекте - отличная интеграционная платформа для молодых людей из разных европейских стран. Текст: Барбара Борковска. Фотографии: Барбара Борковска.


Учащиеся средней школы посещают Шотландию. Цель встречи групп из школ в Дамфрисе, Бургасе, Гифхорне, Лакиле и Реде состояла в том, чтобы представить проектные мероприятия, которые проводились в каждой из школ за последние месяцы. Во время рабочих сессий в Шотландии студенты подготовили мультимедийные презентации, представляющие текущую деятельность по проекту.

«– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации;

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

Важным элементом презентации было обсуждение достигнутых к настоящему времени результатов и преимуществ, достигнутых в ходе реализации проекта. В связи с местными аспектами и проблемами, связанными с природной средой, были проведены мастер-классы по дизайну, предметом которых была причина. Жители Дамфриса часто подвергаются наводнениям на улицах города через реку Нит, протекающую через центр. Это очень актуальная тема и широко развивается группой из Шотландии. Во время визита в Эдинбург, столицу Шотландии, мы могли полюбоваться красотой суровой, каменной архитектуры Королевского замка и Старого города Эдинбурга.

определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление;

В Глазго, в прекрасно организованном Автомобильном музее, мы увидели исторические модели городских трамваев, автомобилей, пожарных машин, вагонов метро, ​​а посещение Научно-технического центра привело нас в мир новейших технологий и практических применений естествознания. В настоящее время это большой музей под открытым небом, где посетители могут познакомиться с условиями жизни и работы семей рабочего класса в период расцвета заводской промышленности. В связи с Днем Роберта Бернса во время нашего пребывания наши хозяева организовали исследование шотландских татов, которые мы могли бы скрыть после торжественного обеда со шотландскими специальностями.

учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности».

Поэтому сейчас все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Атмосфера во время этой встречи была очень радостной, и родители, учителя и ученики в традиционных шотландских костюмах - килты произвели большое впечатление на участников проекта. Пребывание в Дамфрисе принесло много незабываемых впечатлений и эмоций для всех. В то же время у них была возможность познакомиться с повседневной жизнью и проблемами своих шотландских хозяев, а также - что очень важно - просвещать себя в общении на английском языке.


В поездке приняли участие 5 студентов младшей средней школы № 2 в Реде и их репетиторы: реж.

Цель:

развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся .

Задачи:

Научить:

    планировать свою деятельность

    ставить творческую цель

    уметь работать самостоятельно

    включаться в групповую работу

    находить и использовать информацию

    Важнейшей целью встречи групп из школ в Бургасе, Гифхорне, Лакиле, Дамфрис и Реде было представить так называемые «небольшие решения», то есть идеи для того, что вы должны делать, чтобы экономить энергию, воду, уменьшать и выбирать отходы. Кроме того, делегации представили проектные мероприятия, которые проводились в школах после встречи в Л'Акуиле в марте этого года. Повестка дня встречи предусматривала ознакомление участников с регионом Бургаса с важными вопросами с точки зрения проекта. Во время поездок у нас была возможность увидеть два прекрасных города - Созополь и Несебр - туристические достопримечательности в районе Бургаса.

    представлять готовый продукт(презентация)

Технология опыта.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Как вы знаете, Болгария является одной из самых привлекательных туристических зон в Европе. Поэтому он также сталкивается с экологическими проблемами из-за большого числа туристов. Загрязненные пляжи и улицы, повышенное количество электричества и воды для отелей, и, что очень важно в последнее время, разрушение ландшафта - это наиболее важные проблемы, которые необходимо решить. Участники проекта работали над этими вопросами в четырех смешанных командах, документируя свои наблюдения фотографическими сеансами, плакатами, а также флэш-мобами.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Для болгар важно не только туризм, но и защита птиц и животных. Здесь наш аист «Стефек» спит во время своей поездки в Африку на зиму. Во время осенних проходов здесь можно увидеть тысячи разных птиц, белых и черных аистов, величественных пеликанов, гордых гребцов и огромных орлов и соколов. Важной частью визита было знание города, в котором состоялась встреча. Бургас - это средний город с населением около 200 000 человек. жители, расположенные в восточной части страны в заливе Бургас, принадлежащие Черному морю.

В настоящее время это важный культурный, туристический, промышленный и рыболовный центр. В центре города есть большой парк со статуей Адама Мицкевича, который провел несколько месяцев в этом городе в конце своей жизни. Интересно, что имя польского поэта также было названо одной из улиц в центре города. Посещение Бургаса - это возможность поближе познакомиться с Болгарией. Во время официального начала встречи болгарские студенты представились в прекрасном, ярком народном танце и подготовили «болгарский стол» с многочисленными традиционными пирожными и блюдами болгарской кухни.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находится в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

От однопредметных к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

Исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

Информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

Презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

Рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

Менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для становления субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.

Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:

Коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

Интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

Оценочно-самооценочный.

Моя система работы над проектами стороится на следующих основных образовательных технологиях :

1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

2) Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

4) Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.

В проектной деятельности младших школьников выделяю следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

Проекты в УМК «Гармония» представлены в программе, после большого раздела. Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Первый этап -это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования. С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию (задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере). Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Потом собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. На данном этапе я выступаю в роли консультанта-помощника. Уже с первых дней пребывания детей в школе я готовлю их к проектной деятельности, развивая мышление, учу оценивать свою деятельность и деятельность других, формирую коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться.

(“Как ты думаешь?”, “Выскажи свое предположение, мнение”, “Докажи, что я не права”, “Задай вопрос товарищу”, “Обсуди в паре, группе”, “Найди ответ на вопрос” и т.д.) Уже в период обучения грамоте дети учатся создавать свои творческие мини-проекты с помощью учителя, родителей. Предлагается составить свою загадку, опираясь на иллюстрации учебника, придумать свою потешку.

В результате рождаются коллективные проекты “Книга загадок”, “Потешки” «Удивительные деревья»и т.д.

В 1-м классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребенку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

В 1 классе я учила выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только индивидуально.

На основе первого опыта ученикам было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Моя любимая буква», «Моя первая книга». При изучении темы «Алфавит» ребятам предлагала несложные, но очень интересные творческие задания:

Сделай буквы из различных материалов.

Напиши любой букве рисуночное письмо.

По окружающему миру по теме «Домашние любимцы и комнатные растения» ребята рассказывали о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя фотографии из личного альбома, а так же оформили выставку рисунков и аппликаций.

Во 2-м классе , кроме творческих проектов, появляются проекты информационные. На этом этапе, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал. Нетрадиционные уроки литературного чтения – уроки творчества, уроки-сказки, уроки-утренники позволяют каждому ребенку проявить свои читательские, актерские способности.

Объединившись в группы, дети самостоятельно составляют план, договариваются, распределяют обязанности, создают групповые проекты «Покормите птиц зимой”. Каждое решение уникально, выразительно. Работая в группах, дети понимают, что коллективно они могут создавать замечательные газеты, сказки, книги, инсценировки и т.д. Как нельзя лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции.

Один из проектов во втором классе, который предполагает исследовательскую работу по теме «Растения». В домашних условиях ребята ставили опыты и наблюдали, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц. По технологии ребята так же выполняли учебные проекты: «Сказка из пластилина», «Путешествие колобка», "В мире животных».

Зачем нужны правила дорожного движения?”. Поиск ответов на эти и многие другие вопросы приводит учащихся к выдвижению своих гипотез, учит искать источники информации, проводить несложные опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Работая же в группе, дети не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод. Как же ввести учащихся в проблемную ситуацию, которая была бы им понятна, как заинтересовать тематикой проекта, поддержать любознательность, устойчивый интерес к проекту? Начинаем с уроков творчества. Дети получают задание принести на урок что-либо из сада. Это может быть ветка, овощ, листочек – все равно что, лишь бы это что-то значило для ребенка, и он мог объяснить свой выбор. На уроке даются инструкции: - “По очереди подойти к столу, положить то, что принесли с собой, объяснить, что это и почему захотелось принести именно это”; - “Взгляните на то, что лежит на нашем столе. Попробуйте создать композицию (картину), которая объединяла бы все эти предметы”. Дети подходят к столу, перекладывают предметы, в итоге появляются групповые композиции. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться видеть прекрасное в обычном, понимать, что одни и те же предметы могут у разных людей порождать различные образы и ассоциации, что собранные вместе предметы могут создать новую картину - главная цель этого урока.

В реализации проекта помогают план, памятка, таблица, т. е. опора, по которой будет работать ученик.

В 3-4-м классах мы встречаемся с практико-ориентированными проектами. К таким проектам можно отнести проекты по темам «Изучай и знай природу своего края» и «Сохраним чистоту рек и озер своего края», куда, кроме традиционных заданий, включены исследования, результаты которых вполне могут быть применены на практике. Так, в работе по теме «Изучай и знай природу своего края» была поставлена проблема: как погода зависит от ветра? Учащимся было предложено в течение месяца провести наблюдения и сделать вывод о том, какие ветры являются преобладающими в нашем крае и как они влияют на погоду. По результатам наблюдения были сформулированы выводы и выдвинуты предложения, как можно использовать эти выводы в жизни. Таким же образом построена подготовка к проекту по проблеме загрязнения водоемов. И, может быть, решения этой экологической проблемы носили в большинстве своем достаточно фантастический характер, как знать – возможно, это основа для будущего величайшего открытия.

Используя метод проекта, учитель управляет деятельностью учащихся, а не дает знания в готовом виде, организует коллективные обсуждения при планировании, выборе пути решения, нахождении ошибок и способов их ликвидации, а не в навязывании своих. Для учащихся нужно быть равноправным партнером по учебному общению. Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

Для этого выполняем следующие упражнения:

- посмотрите на мир чужими глазами,

Продолжите неоконченный рассказ,

Составьте рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле, листочком на дороге),

Опишите один день вашей воображаемой жизни или используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а мой одноклассник продолжал стоять у доски),

Определите, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела),

Назовите как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги).

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее мы учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Изначально, гипотеза не истина, и не ложна – она просто не определена. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы. Затем она подвергается проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. В умении выработать гипотезы используем следующие упражнения:

Давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает;

Почему многие дети любят компьютерные игры и т.д.

Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и другие. Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса.

Для этого использую следующие упражнения :

Показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы,

Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?

Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»),

Игра «Угадай, о чём спросили» (например, на карточке написан вопрос: «Когда происходит солнечное затмение?» Ребёнок отвечает: «Солнечное затмение происходит, когда наш естественный спутник - Луна - в своем движении проходит на фоне диска Солнца . » Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.)

Что ещё ты можешь предложить или сделать?

Такие вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка. Эти и другие виды заданий позволяют сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы уже в четвёртом классе. Как же мы над этим работаем? Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта. Первым результатом работы можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический : бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, новообразования, отличающие истинного творца от простого исполнителя.

Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ . В этой связи защита итогов приобретает особую значимость.

Это необходимый этап работы.

К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: :

наличие титульного листа, вывода, оформление приложений, литературы. В введении чётко определяются цели исследования, гипотеза и актуальность. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.

Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления проекта не более 3-5 минут. Для успешной презентации я стараюсь научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность. Презентация проекта, как правило, осуществляется нами в форме выставки рисунков, альбомов, поделок, книжек - малышек, показа тех изделий, которые дети создали, театрализованного представления, спектакля, конференции, слайд-шоу, компьютерной презентации.

Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда родителями. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя своих единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в школьной научно-практической конференции.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

Это видно из мониторинга: повысился уровень умения ставить творческую цель, работать самостоятельно, планировать свою деятельность, включаться в групповую работу, развитие творческих способностей.

Проведённые исследования говорят о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение детей. А в целом, проектный метод, опирающийся на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем, позволяет научить детей самостоятельно добывать информацию и применять её в практической деятельности, что способствует дальнейшей успешной социализации выпускников.

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает их личностный рост. Совместная проектная деятельность является успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы, делает детей и взрослых равноправными участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения, а также создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: “Я сам!”, “Я смог!”, “Я знаю!".

В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах , играя разные социальные роли.

Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность , расширяет кругозор учеников, создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развивает творческие способности.

Результат всегда можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Работая с детьми над творческим проектом, я обязательно учитываю рациональность применения этого метода для данного ученика, соотношу с его индивидуальными способностями. Применение этой технологии придает учащимся уверенность в своих силах, обеспечивает успех в практическом применении своих знаний. В результате проектной деятельности решаются многие вопросы по учебно-познавательной направленности, и развивается экологическое образование учащихся. При выполнении проектных работ учащиеся вовлекаются в коллективную деятельность; эта работа сближает учеников, помогает открыть мир и себя в этом мире, воспитывает будущего специалиста.

Предполагаемая модель урока

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Основные направления модернизации современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотова Юлия Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 2

ЗАТО Александровск

Проектная деятельность на уроке в начальной школе.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Основные направления модернизации современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов.

В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.

В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающемся этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовывать имеющиеся творческие возможности.

Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению с самых первых дней их школьной жизни. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. На протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявлять себя как учителю, так и обучающемуся.

Технология опыта проектной деятельности .

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиолого-гигиенические особенности младших школьников.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находится в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

От однопредметных к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

Исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

Информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

Презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

Рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

Менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Для продуктивного использования проектно-учебной деятельности, для становления субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы ещё и определённые эффективные педагогические условия.

Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает:

Коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться);

Интеллектуальный (развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи);

Оценочно-самооценочный.

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

1 этап. Погружение в проект.

На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный.

На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности.

Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

Предполагаемая модель урока по теме: «С кем дружит ель?»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, используя приемы проектного обучения и игровой деятельности.

Цели:

образовательная: создать условия для выявления взаимосвязей между растениями, животными и человеком;

развивающая: 1)способствовать формированию умений: выдвигать гипотезу и обосновывать доказательство своего предположения в процессе анализа учебной информации; 2) оформлять результаты работы в виде доклада;

воспитательная: через содержание учебного занятия подвести учащихся к мысли, что именно человек в ответе за ель и за тех, с кем он дружит.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский .

Ход урока

На данном уроке используется поисковый проект, который помогает учащимся выйти из затруднительного положения, но не решает за них проблемы, а лишь предлагает возможные варианты или дает дополнительную информацию.

I. Запуск проекта (оргмомент).

На этом этапе учащиеся готовят рабочее место, формируют группы. Учитель знакомит с темой урока, определяет группы, проверяет готовность к уроку.

II. Планирование работы.

В гости к детям приходит Лесовичок. Он приносит задания для самостоятельной работы, задание №1 – для первой группы, задание №2 – для второй группы.

Задание №1. Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?

Задание №2. Какую ель лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему?

III. Определение уровня готовности к поисковой работе.

Учитель знакомит учащихся с инструкциями по выполнению заданий. Подготавливает их к моменту исследования.

Инструкция для группы 1.

1. Рассмотрите рисунок ели.

Каким птицам и зверям ель дает пищу и укрытие? Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели.

Используйте дополнительные материалы с листа, рассмотрите таблицу на доске.

Инструкция для группы 2.

1. Какую елку лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему? Для ответа на вопрос пользуйтесь материалами учебника.

2. Подумайте, как ответить на поставленный вопрос.

3. Подготовьте одного выступающего по вопросу.

4. Попробуйте нарисовать плакат.

Учащиеся выясняют пути достижения цели. Определяют совместно с учителем конечный результат деятельности.

IV. Сбор информации.

Учащиеся знакомятся с источником информации, работая с инструкциями, отбирают главное содержание.

Информация для группы 1.

Жизнь белки, лесных мышей, дятла, клеста зависит от ели. Эти животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей и под ними. Клесты строят на ели зимой гнезда и выкармливают семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли.

Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выдает из нее только часть семян, а затем бросает ее. Сброшенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей, которые не могут сами сорвать их с дерева.

Информация для группы 2.

Красива в заснеженном лесу ель. Как и летом, она стоит зеленая. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. Живет до 500 лет. Под чешуйками шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются.

Только в нашем селе к новогоднему празднику каждый год вырубается более 50 елей.

Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.

V. Структурирование информации.

Учащиеся выполняют исследование: анализируют информацию, формулируют гипотезу, предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант, конструируют ответ для обмена информации.

Учитель координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

VI. Обмен информацией.

На этом этапе происходит объединение групп с одинаковыми знаниями для обмена полученными наработками и выбора выступающего.

В данном случае дается дополнительная информация.

Лесовичок проводит физкультминутку и познавательную игру.

Познавательная игра «Узнай новое о ели».

Каждая часть ели представляет треугольник зеленого цвета. Всего треугольников 4. Они находятся у доски в горизонтальном положении:

С обратной стороны каждого треугольника дана дополнительная информация о ели:

Известно 45 видов ели. В нашей стране растет 10 видов ели.

Высота взрослого дерева 30-40 м.

Толщина ствола достигает 1 м.

Хвоя держится на дереве 7-9 лет.

Учащиеся выходят к доске по одному. Прочитав информацию вслух, они прилепляют треугольники один под другим, составляя елочку:

VII. Оформление результатов работы.

Отдохнув, учащиеся рисуют плакат. Один ученик готовится отвечать на поставленный вопрос и рассказать о том, почему именно такой плакат они решили нарисовать. Другой помогает. При необходимости на помощь приходит учитель.

VIII. Экспертиза проекта.

Учащиеся представляют свою работу. Лесовичок внимательно их слушает и помогает рецензировать работу.

Отвечая на вопрос «С кем дружит ель?» - учащиеся делают вывод, что именно человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

Лесовичок благодарит всех за урок и оставляет в подарок нарядную искусственную елочку.

IX. Рефлексия.

Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем:

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Чему я научился сегодня?

Какое главное дело мы сделали?

На уроке недостаточно времени, чтобы окончательно оформить плакат, поэтому учащиеся представляют его схематичное изображение. Работа над плакатом должна быть обязательно завершена, поэтому учащиеся сами решают, как это сделать. Это может быть один общий плакат или два. Содержание может соответствовать наброску, сделанному на уроке, или быть новым. Работа над плакатом завершается во внеурочное время. Затем плакат вывешивается в классе, чтобы все радовались результатам своего труда.

Заключение.

Проектная деятельность учащимся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах.