Все о тюнинге авто

Чудотворная Мироточивая икона Царя-мученика Николая II Романова. Царь Николай в иконах (Царственные страстотерпцы) - yandex_top5

Бурная деятельность по защите доброго имени императора Николая II от режиссера Алексея Учителя с его фильмом «Матильда», которую развили православные активисты, часть духовенства и даже депутаты Госдумы во главе с Натальей Поклонской, создали у общественности иллюзию того, что быть православным и относиться к последнему русскому императору без трепета невозможно. Однако в Русской православной церкви были прежде и остаются разные мнения насчет его святости.

Напомним, Николай II, его супруга, четыре дочери, сын и десять слуг были канонизированы в 1981 году Русской православной церковью заграницей как мученики, а затем, в 2000 году, царская семья была признана святыми страстотерпцами и Русской православной церковью Московского патриархата. Архиерейский собор РПЦ принял это решение лишь со второй попытки.

Первый раз это могло произойти на соборе в 1997 году, но тогда выяснилось, что против признания Николая II выступают сразу несколько архиереев, а также некоторая часть духовенства и мирян.

Страшный суд

После падения СССР церковная жизнь в России находилась на подъеме, и помимо восстановления храмов и открытия монастырей перед руководством Московского патриархата стояла задача «уврачевать» раскол с белоэмигрантами и их потомками, объединившись с РПЦЗ.

О том, что канонизацией царской семьи и других жертв большевиков в 2000 году было устранено одно из противоречий между двумя Церквями, заявлял будущий патриарх Кирилл, возглавлявший тогда отдел внешних церковных сношений. И действительно, через шесть лет Церкви воссоединились.

«Царскую семью мы прославили именно как страстотерпцев: основанием для этой канонизации стала безвинная смерть, принятая Николаем II с христианским смирением, а не политическая деятельность, которая была довольно противоречива. К слову, и это осторожное решение многих не устроило, потому что кто-то не хотел этой канонизации вовсе, а кто-то требовал канонизации государя как великомученика, „ритуально от жидов умученного“», - рассказывал спустя много лет член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов.

И добавлял: «Надо иметь в виду, что кто-то в наших святцах, как это выяснится на Страшном суде, святым не является».


«Государственный изменник»

Самыми высокопоставленными противниками канонизации императора в церковной иерархии в 1990-е годы были митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) и Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов).

Для владыки Иоанна худшим проступком царя было отречение от престола в критический для страны момент.

«Допустим, он почувствовал, что потерял доверие народа. Допустим, была измена - измена интеллигенции, измена воинская. Но ты же царь! И если тебе изменяет командующий, отстрани его. Надо являть твердость в борьбе за российское государство! Недопустимая слабость. Если уж страдать до конца, то на престоле. А он отошел от власти, передал ее, по сути, Временному правительству. А кто его составлял? Масоны, враги. Вот так и открылась дверь для революции», - негодовал он в одном из своих интервью.

Однако митрополит Иоанн скончался в 1995 году и не смог повлиять на решение других архиереев.

Митрополит Нижегородский Николай - воевавший под Сталинградом ветеран Великой Отечественной войны - до последнего отказывал Николаю II в святости, называя его «государственным изменником». Вскоре после собора 2000 года он дал интервью, в котором прямо заявил, что голосовал против решения о канонизации.

«Видите ли, я не стал предпринимать никаких шагов, потому что если уж составлена икона, где, так сказать, царь-батюшка сидит, что же выступать? Значит, вопрос решен. Он без меня решен, без вас решен. Когда все архиереи подписывали канонизационный акт, я пометил около своей росписи, что подписываю все, кроме третьего пункта. В третьем пункте шел царь-батюшка, и я под его канонизацией не подписывался. Он государственный изменник. Он, можно сказать, санкционировал развал страны. И в противном меня никто не убедит. Он должен был применить силу, вплоть до лишения жизни, потому что ему было все вручено, но счел нужным сбежать под юбку Александры Федоровны», - был убежден иерарх.

Что касается православных «зарубежников», то о них владыка Николай высказывался очень жестко. «Сбежать и оттуда гавкать - ума большого не требуется», - говорил он.


Царские грехи

Среди критиков канонизации императора оказался и профессор богословия Московской духовной академии Алексей Осипов, обладающий, несмотря на отсутствие священного сана, большим авторитетом у части православных верующих и епископов: десятки из нынешних архиереев попросту являются его учениками. Профессор написал и опубликовал целую статью с аргументами против канонизации.

Так, Осипов прямо указывал, что царь и его близкие были канонизированы РПЦЗ «главным образом по политическим мотивам» и после распада СССР те же мотивы возобладали и в России, а почитатели Николая II без всяких на то оснований приписывают императору величайшую личную святость и роль искупителя грехов русского народа, что с точки зрения богословия является ересью.

Также профессор Осипов напоминал о том, как Распутин позорил царскую семью и вмешивался в работу Святейшего синода, и о том, что царь не упразднил «введенное по протестантскому образцу антиканоническое возглавление и управление Церкви мирянином».

Отдельно он остановился на религиозности Николая II, которая, по мнению Осипова, «носила отчетливо выраженный характер интерконфессионального мистицизма».

Известно, что императрица Александра Федоровна презирала русское духовенство, называя членов Синода «животными», зато привечала при дворе разного рода магов, проводивших для императорской четы спиритические сеансы, и прочих шарлатанов.

«Этот мистицизм наложил тяжелую печать на весь душевный настрой императора, сделав его, по выражению протопресвитера Георгия Шавельского, „фаталистом и рабом своей жены“. Христианство и фатализм несовместимы», - замечает профессор.

Как и митрополиты Иоанн и Николай, Осипов настаивал, что император своим отречением «упразднил самодержавие в России и тем самым открыл прямую дорогу к установлению революционной диктатуры».

«Никто из ныне канонизированных святых новомучеников российских - патриарх Тихон, митрополит Вениамин Санкт-Петербургский, архиепископ Фаддей (Успенский), митрополит Петр (Полянский), митрополит Серафим (Чичагов), тот же Илларион Троицкий - никто из них не назвал царя святым страстотерпцем. А ведь могли бы. Более того, в решении Святейшего синода по поводу отречения государя не выражено ни малейшего сожаления», - заключает Алексей Осипов.


«Мудрое решение»

Противники канонизации были не только в России, но и за рубежом. Среди них - бывший князь, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской). Сам первый предстоятель РПЦЗ митрополит Антоний (Храповицкий) - член Святейшего синода, свидетель революции и один из самых уважаемых иерархов своего времени - и не помышлял о канонизации царя, считая его трагическую гибель расплатой за «грехи династии», представители которой «безумно провозгласили себя главою Церкви». Однако ненависть к большевикам и стремление подчеркнуть их жестокость для последователей митрополита Антония оказались важнее.

О том, как митрополит Николай и другие противники канонизации царя оказались на соборе 2000 года в меньшинстве, журналистам позже поведал епископ Вологодский Максимилиан.

«Давайте вспомним Архиерейский собор 1997 года, на котором обсуждался вопрос о канонизации царственных мучеников. Тогда уже были собраны материалы и тщательно изучены. Некоторые архиереи говорили, что надо прославлять государя-императора, другие призывали к обратному, большая же часть епископов занимала нейтральную позицию. В то время решение вопроса о канонизации царственных мучеников, вероятно, могло бы привести к разделению. И Святейший [патриарх Алексий II] принял очень мудрое решение. Он сказал, что прославление должно быть на юбилейном соборе. Прошло три года, и я, беседуя с теми архиереями, которые были против канонизации, видел, что их мнение изменилось. Колеблющиеся стали за канонизацию», - засвидетельствовал епископ.

Так или иначе, но противники канонизации императора остались в меньшинстве, а их доводы - преданы забвению. Хотя соборные решения обязательны для всех верующих и теперь открыто не соглашаться со святостью Николая II они себе позволить не могут, судя по дискуссиям в Рунете вокруг «Матильды», полного единомыслия в этом вопросе в рядах православных добиться не удалось.


Несогласные в РПЦ

Те, кто не готов восторгаться последним царем по примеру Натальи Поклонской, указывают на особый чин святости, в котором он был прославлен, - «страстотерпец». Среди них - протодиакон Андрей Кураев, рассказавший СНЕГ.TV о мифологизации фигуры Николая II.

«Особый чин святости, в котором был прославлен Николай II, - „страстотерпец“ - это не мученик, не вторая версия Христа, который якобы принял на себя грехи всего русского народа, но человек, который смог в ситуации ареста не озлобиться и по-христиански принять все скорби, что выпали на его долю. Такую версию я принять могу, но, к сожалению, дальше начинает работать наш русский максимализм: к этой основе уже начинают добавляться огромные слои мифологии. По-моему, скоро у нас появится догмат о непорочном зачатии Николая II», - заявил он.

«Скандалы вокруг „Матильды“ показывают народное требование, что он был святым не только в минуты кончины, а всегда. Однако на соборе 2000 года подчеркивалось, что его прославление как страстотерпца не означает ни канонизации монархического рода правления как такового, ни конкретно образа правления Николая II как царя. То есть святость не в царе, а в человеке по имени Николай Романов. Вот это сегодня напрочь забывается», - добавил священнослужитель.

Также протодиакон Андрей Кураев утвердительно ответил на вопрос
СНЕГ.TV , была ли канонизация царской семьи условием воссоединения РПЦ и РПЦЗ. «Да, это было, и во многом, конечно, эта канонизация была политической», - отметил Кураев.


Комиссия по святости

Чтобы яснее понять, кого в Церкви называют страстотерпцами, следует обратиться к официальным разъяснениям от Синодальной комиссии по канонизации святых. С 1989 по 2011 год ее возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, за это время к лику святых были причислены 1866 подвижников благочестия, в том числе 1776 новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти.

В своем докладе на Архиерейском соборе 2000 года - том самом, где решался вопрос о царской семье, - владыка Ювеналий заявил следующее: «Одним из главных доводов противников канонизации царской семьи является утверждение о том, что гибель императора Николая II и членов его семьи не может быть признана мученической смертью за Христа. Комиссия на основе тщательного рассмотрения обстоятельств гибели царской семьи предлагает осуществить ее канонизацию в лике святых страстотерпцев. В богослужебной и житийной литературе Русской православной церкви слово „страстотерпец“ стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников».

«В истории русской церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (1015 год), Игорь Черниговский (1147 год), Андрей Боголюбский (1174 год), Михаил Тверской (1319 год), царевич Димитрий (1591 год). Все они своим подвигом страстотерпцев явили высокий образец христианской нравственности и терпения», - отметил он.

Предложение было принято, и собор постановил признать императора, его супругу и детей святыми страстотерпцами, несмотря на то, что Архиерейский собор Русской зарубежной церкви в 1981 году уже признал «полноценными» мучениками всю царскую семью и даже ее слуг, среди которых был католик камердинер Алоизий Трупп и лютеранка гофлектрисса Екатерина Шнейдер. Последняя погибла не с царской семьей в Екатеринбурге, а двумя месяцами позже в Перми. Других примеров канонизации католиков и протестантов православной церковью история не знает.


Несвятые святые

Между тем канонизация христианина в чине мученика или страстотерпца никак не обеляет всей его биографии в целом. Так, святой страстотерпец великий князь Андрей Боголюбский в 1169 году повелел взять штурмом Киев - «мать городов русских», после чего дома, храмы и монастыри были беспощадно разграблены и разрушены, что произвело на современников жуткое впечатление.

В списке святых мучеников можно найти и таких людей, как Варвар Луканский, который первую часть своей жизни занимался разбоями, грабежами и убийствами, а затем внезапно уверовал в Бога, покаялся и погиб в результате несчастного случая - проезжие купцы приняли его в высокой траве за опасное животное и застрелили. Да и по Евангелию первым в рай вошел распятый по правую руку от Христа разбойник, который сам же признал справедливость вынесенного ему приговора, но успел покаяться за считаные часы до смерти.

Тот упрямый факт, что большая часть жизни и все правление императора Николая вплоть до отречения и ссылки отнюдь не являет собой примера святости, было открыто признано и на соборе 2000 года. «Подводя итог изучению государственной и церковной деятельности последнего российского императора, Комиссия не нашла в одной этой деятельности достаточных оснований для его канонизации. Представляется необходимым подчеркнуть, что канонизация монарха никоим образом не связана с монархической идеологией и тем более не обозначает „канонизации“ монархической формы правления», - заключил тогда митрополит Ювеналий.

История жизни царственных страстотерпцев и их канонизации знакома всем в нашей стране, и именно поэтому вокруг их прославления Церковью возникают вопросы, которые могли бы быть заданы и в отношении многих других святых, если бы истории их жизни были известны более широко.

Мы постарались собрать наиболее распространенные вопросы и дать на них ответы.

В этом нам помог протоиерей Георгий Митрофанов , член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

За что канонизировали царскую семью?

Исторические факты не позволяют говорить о членах царской семьи как о христианских мучениках. Мученическая смерть предполагает для человека возможность через отречение от Христа спасти свою жизнь. Государеву семью убивали именно как государеву семью: люди, которые их убивали, были достаточно секуляризованы по своему мировоззрению и воспринимали их прежде всего как символ ненавистной им императорской России.

Семья Николая II прославлена в чине страстотерпчества, характерном именно для Русской Церкви. В этом чине традиционно канонизуют русских князей и государей, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания или смерть от рук политических противников.

В Синодальную Комиссию по канонизации святых были предоставлены пять докладов, посвященных изучению государственной и церковной деятельности последнего российского государя. Комиссия постановила, что сама по себе деятельность Императора Николая II не дают достаточных оснований как для его канонизации, так и для канонизации членов его семьи. Однако докладами, определившими окончательное - положительное - решение Комиссии, стали шестой и седьмой: «Последние дни Царской семьи» и «Отношение Церкви к страстотерпчеству».
«Большинство свидетелей говорит об узниках тобольского губернаторского и Ипатьевского екатеринбургского домов, - подчеркивалось в докладе «Последние дни царской семьи», - как о людях страдающих, но покорных воле Божией. Несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, они вели благочестивую жизнь, искренне стремились воплотить в ней заповеди Евангелия. За многими страданиями последних дней царской семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины».

Именно последний период жизни членов царской семьи, проведенный в заточении, и обстоятельства их гибели содержат серьезные основания для прославления их в лике страстотерпцев. Они все более и более осознавали, что смерть неизбежна, но сумели сохранить в сердце духовный мир и в момент мученической кончины обрели способность простить своих палачей. Перед отречением государь говорил генералу Д. Н. Дубенскому: «Если я помеха счастью России и меня все стоящие ныне во главе ее общественные силы просят оставить трон и передать его сыну и брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь свою отдать за Родину».

Несколько месяцев спустя императрица Александра писала в заточении в Царском Селе: «Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] всё переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной».

Означает ли канонизация государя то, что Церковь официально поддерживает монархическую идею и политическую линию последнего императора?

И в исторических записках о Николае II, и в его житии дается достаточно сдержанная, а порой и критическая оценка его государственной деятельности. Что касается отречения, то это было политически безусловно ошибочным актом. Тем не менее, вину государя в какой-то мере искупают мотивы, которые им руководили. Желание императора с помощью отречения не допустить гражданской междоусобицы оправданно с точки зрения нравственности, но не с позиции политики…

Если бы Николай II силой подавил революционное восстание, то он вошел бы в историю как выдающийся государственный деятель, но вряд ли при этом стал бы святым. Подавая документы на прославление, Синодальная комиссия по канонизации не обходила вниманием спорные эпизоды его правления, в которых проявлялись не лучшие стороны его личности. Но канонизован последний российский император не за свой характер, а за мученическую и смиренную кончину.

Кстати, в истории Русской Церкви не так много канонизированных государей. А из Романовых прославлен в лике святых только Николай II - за 300 лет правления династии это единственный случай. Так что никакой «традиции канонизации монархов» не существует.

А как же Кровавое воскресенье, увлечения спиритизмом и Распутин?

В материалах Синодальной комиссии по канонизации семьи Николая II есть исторические записки, разбирающие отдельно все эти проблемы. Кровавое воскресенье 9 января 1905 года, проблема отношения государя и государыни к Распутину, проблема отречения императора - все это оценивается с точки зрения того, препятствует ли это канонизации или нет.

Если рассматривать события 9 января, то, во-первых, надо учитывать, что мы имеем дело с массовыми беспорядками, происходившими в городе. Они были непрофессионально подавлены, но это было действительно массовое противозаконное выступление. Во-вторых, никаких преступных приказов в тот день государь не отдавал - он находился в Царском Селе и был во многом дезинформирован министром внутренних дел и градоначальником Санкт-Петербурга. Николай II считал себя ответственным за то, что произошло, отсюда и трагическая запись в дневнике, которую он, узнав о произошедшем, оставил вечером того дня: «Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!»

Все это позволяет несколько иначе взглянуть на фигуру последнего царя. Впрочем, Церковь не спешит во всем оправдать Николая II. Канонизованный святой - не безгрешный. Драма страстотерпчества, «непротивления смерти» заключается как раз в том, что именно немощные люди, часто немало грешившие, находят в себе силы превозмочь слабую человеческую природу и умереть с именем Христа на устах.

Почему не были канонизированы слуги царской семьи, расстрелянные вместе с ней? И вообще, чем подвиг семьи Николая II отличается от подвига сотен тысяч, принявших такую же смерть, но не прославленных Церковью?

Слуги царской семьи погибли как люди, которые исполняли свой профессиональный долг перед государем. Они достойны канонизации, но проблема заключается в том, что у Русской Православной Церкви еще не выработан чин прославления мирян, которые принимают мученическую смерть, оставаясь верными своему служебному или нравственному долгу. Вопрос прославления людей, безвинно погибших в годы смут и политических репрессий, обязательно будет решен в будущем: XX век создал прецедент - миллионы мирян стали мучениками. И Церковь помнит о них.

Император отрекся от престола, перестал быть помазанником Божиим, почему же тогда Церковь говорит о том, что он стал искупителем грехов всего народа?

А вот здесь как раз уже не церковное понимание проблемы. Церковь никогда не называла императора Николая II искупителем грехов русского народа, ибо для христианина существует лишь один Искупитель - Сам Христос. Подобные же представления, равно как и идея о необходимости принесения всенародного покаяния за убийство царской семьи, не раз осуждались Церковью, поскольку это представляет собой весьма характерный пример дополнения христианского понимания святости какими-то новыми смыслами философско-политического происхождения.

Реабилитация

В июне 2009 года Генпрокуратурой РФ были реабилитированы члены семьи Романовых. В соответствии со ст. 1 и пп. «в», «е» ст. 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Генеральной прокуратурой принято решение реабилитировать Романова Михаила Александровича, Романову Елизавету Федоровну, Романова Сергея Михайловича, Романова Иоанна Константиновича, Романова Константина Константиновича, Романова Игоря Константиновича, Романову Елену Петровну, Палея Владимира Павловича, Яковлеву Варвару, Янышеву Екатерину Петровну, Ремеза Федора Семеновича (Михайловича), Калина Ивана, Круковского, доктора Гельмерсона и Джонсона Николая Николаевича (Брайана).

«Анализ архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что все вышеперечисленные лица подверглись репрессии в виде ареста, высылки и нахождения под надзором органов ЧК без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления по классовым и социальным признакам», - так сообщила агентству «Интерфакс» официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Ранее в Генпрокуратуру с просьбой о реабилитации членов царской семьи обратилась глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна.

(38 votes, average: 4,21 out of 5)

Комментарии

    Март 11, 2019 19:57

    Жесть. Одни люди, пускай служители церкви, но тем не менее все-таки просто люди признают или не признают святыми других людей. Мертвых людей. И кладут их кости в церковные алтари. Третьи люди молятся вторым(мертвым) людям, которых первые признали святыми. Целуют кости. И разводят споры в интернете. Где вообще в библии описан механизм данного действа?

    Март 7, 2019 21:00

    Февраль 17, 2019 2:02

    Попробуйте помолиться Государю нашему Императору Николаю 2 и его семье. Попросите помощи в любой нужде. Тогда сразу будет понятно всем за что он был канонизирован. Странно видеть здесь спор о святости или несвятости Царя, зная, что он с семьёй был зверски убит безбожниками и предателями русского народа. Вроде бы православные общаются на православном сайте. И такие странные споры.

    Август 8, 2018 18:40

    В истории ничто не происходит само собой, всё имеет свои корни и своё начало:
    1. Отмена крепостного права в 1861 г. произошло без выделения крестьянам земли.

    2. Трудоустройство крестьян (строительство ж/д дорог) при Александре II и
    Александре III.

    3. Становление страны из аграрной в индустриальную (строительство шахт, заводов, кораблей, североморского пароходства, добыча нефти, металлургия, продолжение строительства ж/дорог, начало авиастроения и т. д.), при АлександреIII и Николае II.

    4. Были построены Транссибирская ж/д и КВЖД. Это влекло за собой большой пошлинный сбор с Запада.
    Россия взяла крутой старт. Западники (в частности Черчилль) говорили: «Ещё лет 10 такого подъёма России, и нам её никогда не догнать, потому как Россия дистанцирует от Запада навсегда.

    4. После окончания Первой мировой, Россия должна была сидеть на скамье победителей, а это давало ей ещё большие преимущества. Англия уже обещала России пролив Гибралтар, что давало стране беспошлинную торговлю с Западом.
    Но, произошло отречение Николая II, а следом: гражданская война, разруха, Вторая мировая, хрущёвская кукуруза и волюнтаризм, застой, перестройка, Афганистан, две чеченских войны и путинизм (всё это вытекало одно из другого). Когда мы с этим разберёмся, одному Богу ведомо, да и разберёмся ли вообще?
    Вот, что произошло с Россией после отречения от престола Николая II.
    В истории нет сослагательного наклонения, но наглядно видно, что все беды России пошли после отречения от престола последнего нашего царя Николая II. Так заслужил ли он причисление к лику святых!?

    Июль 31, 2018 21:33

    когда казнили Николая и его семью они уже как 1,5 года были простыми гражданами /причём тут царская семья/

    Июль 26, 2018 16:39

    я его не признаю святым!

    Июль 26, 2018 16:30

    плохо сделали что его канонизировали и сделали святым! людей только разделили!у меня тогда вопрос давайте сталина сделаем святым он хоть страну оставил с ядерным оружием и мощной экономикой хоть он и был жестоким правителем!?а николай 2 страну угробил и войны проиграл. все постигается в сравнении! я см фильм почему николай 2 святой там много полубреда – с чем то соглашусь, а с чем то нет! конечно он молодец что отказался бежать заграницу и признал свои ошибки, но это не делает его святым!

    Июль 22, 2018 10:58

    а не подскажите в 1905 году по чьему приказу били расстрелены рабочие в питере? во главе колонны шел поп и люди несли иконы, пели молитву.

    Январь 27, 2018 23:03

    Святые -это те, кто служит Христу “в том звании, в каком призван””до конца,несмотря ни на что,не предавая порученного.” Дело,которое Ты поручил мне, Я совершил”

    Декабрь 29, 2017 12:40

    А есть процедура отмены канонизации???

    Ноябрь 25, 2017 13:40

    Господа и дамы, всё очень просто: любая церковь – это прежде всего политическая организация со своими неочевидными и неафишируемыми целями и задачами. Поэтому нечего удивляться столь спорному решению о канонизации ц.семьи. Это исключительно политическое решение!

    Ноябрь 18, 2017 9:39

    На вопрос “За что?”, хорошо отвечает вопрос “Когда?” В августе 2000 года, когда Президентом стал нынешний Президент.

    Ноябрь 18, 2017 9:21

    Из вида упускают, как 8 марта 1917 года, Николая-2 арестовал
    его личный генерал-адъютант, а личная рота георгиевских кавалеров
    дворцовых лейб-гренадер, под звуки Марсильезы развернула над Ставкой
    красные знамёна. Гвардия, генералитет, государственная Дума из
    олигархов, армия, казаки и простые пролетарии, верха и низы, левые и
    правые, будущие «красные», «белые» и прочие в вопросе
    негодности Николая-2 как монарха оказались Единодушны. Даже
    «великокняжеская фронда» из родных братьев, матери и дядек желала
    гнать такого Самодержца. А а после ареста ещё полтора года гражданина бывшего
    царя мариновали, передавая с рук на руки разным комитетам,
    и никто не решился выручить, пока не нашлись мстители. Разве могли
    ошибаться все те современники?

    Ноябрь 12, 2017 20:20

    Простите за резкость предыдущего комментария, видимо, я еще не христианин. Моя мысль в том, что все мы, Россия – блудный сын, который еще не пошел к Отцу. А если мы все грешим, как можем кого обвинять.

    Ноябрь 11, 2017 17:42

    Когда Христос Пообещал разрушить Израиль, и тот был уничтожен через 70 лет, Он Кем Был – бухгалтером? Когда считали праведников в Содоме, Он Кем Был? Мы ничем не лучше того Израиля и Содома. Бог Есть Любовь, это христианская истина, а это подразумевает наше вразумление и воспитание. Не видеть такого вразумления России в 20-м веке (100 млн. человек) может только слепой.

    Ноябрь 10, 2017 22:40

    Возникает еще более сложный вопрос. После прославления в лике святого Церковь перестает молиться о человеке и начинает уже просить у святого. Если было преждевременное признание, мы лишаем человека помощи отсюда, и не дождемся помощи оттуда. И как просить помощи у членов семьи?

    Ноябрь 10, 2017 20:34

    1917 год – Русский Потоп! Этого мнения придерживаются многие священники. И начало этому было положено в 17 веке. Тогда же был предсказан конец династии Романовых. Главой Церкви является Христос, а не царь! Попытка государства (Романовых) возглавить Церковь привела ко всеобщему отступлению от веры. Предали все классы и сословия, за что и был попущен этот Потоп. Николай 2 не оказался Ноем, хотя знал о приближении конца. Жалко всех, потому что Потоп еще не закончен!

    Ноябрь 5, 2017 9:16

    А для меня Николай 2 , просто как последний царь в истории но никак не святой.

    Октябрь 30, 2017 20:24

    Да, уж святой. А как же расстрел мирного шествия в январе 1905 года несколько сот людей?

    Октябрь 15, 2017 11:05

    Христос учил нас судить по плодам. Что видим: общество разделилось. Масла в огонь подлили и фильм Матильда, и « царебожница» Поклонская, и «Христианское государство» с поджогами. Оказывается, это первый император, канонизированный РПЦ. Почему не Александр 1 тогда, почему серьезно не заняться старцем Фёдором Кузьмичем? Человека мучил грех отцеубийства и много лет он замаливал это перед Богом. Вот вам и образец святого человека. Осталось провести Днк- экспертизу.

    Октябрь 14, 2017 20:36

    Господи! Какой ушат нечистот в этих комментариях. Господа нерукопожатные, если вы не желаете признавать Государя святым - пожалуйста,не признавайте, не молитесь, не считайте себя православными. Но хоть имейте такт помолчать! И умерить своё желание с упоением перемыватькости человеку, давно убиенному безбожниками. И учтите,что наша Церковь никого просто так не канонизирует! Для этого должны быть случаи чудес, сотворённых этим человеком; доказательства его праведной жизни; ещё много чего… А вы берётесь рассуждать о том, о чём ни малейшего представления не имеете. Церковные иерархи знают лучше. Они окончиди семинарию и имеют гораздо больше духовного опыта. Нет, нельзя удержаться от того, чтобы не поучить профессионалов. Позор на вашу голову.

    Октябрь 6, 2017 20:11

    Что осмысливать? Картина маслом Результат руководства – конец империи, семья расстреляна, крайних нет.

    Октябрь 5, 2017 15:01

    Всем, кто в помрачении своем умножает хулу на Государя и Его семью, скажу: суждения ваши стоят на том, чем вас 100 лет кормили те, кто стремился сделать из вас же тупой скот, а несогласных уничтожить, как и святых страстотерпцев! И, к горести своей, замечаю, что пока у них неплохо получается. Задумайтесь, чью “жвачку” пережевываете, пока еще есть время. А осознав, начинайте искать, читайте, смотрите, осмысливайте.. А осмыслив – молитесь и просите прощения.
    Да, воистину силен дьявол. Но Бог сильнее!.
    Прости нас, Государь!

    Октябрь 4, 2017 12:00

    Почему-то все здесь (да и не только здесь) упускают один значительный нюанс. Николай II Романов был руководителем государства. Это большая ответственность. Ответственность за миллионы твоих подданных и судьбу страны. Любой руководитель государства отвечает за все, что в этом государстве происходит (по большому счету, естественно). Николай взял на себя эту ответственность добровольно, но, как показывают годы его бездарного правления, с нею не справился. Не справляешься – уходи. Но он не ушел сам до самого конца, до февраля 1917-го, когда его фактически к этому принудили.
    Но бездарное правление – это еще не беда, беда в том, что результатом его правления стали гибель и мучения миллионов русских людей. В том числе и замученных, и невинно убиенных!
    Так за что канонизировали такого человека? За то, что он смирно сидел с семьей в Тобольске, а затем в Екатеринбурге в то время как Россия уже захлебнулась кровью русских людей, убивавших друг друга?
    Есть юридическое понятие преступного действия. Возможно, Николай не совершал преступных действий. Но он совершил преступное бездействие, и потому лично меня никогда и никому не убедить в том, что руки его чисты. А человек с нечистыми руками святым быть не может!

    P.S. И не нужно говорить о том, что, дескать, он не сам подписывал те или иные приказы и указы, что его дезинформировали и обманывали. Хотел бы – разобрался бы во всем. Александра III почему-то никто не дезинформировал.
    И еще не надо ставить ему в заслугу то, что он не бежал за границу. Да не мог он бежать! Это – миф, фикция. Арестовали его 9 марта, а Александру еще раньше арестовал Корнилов. Как бы он бежал? На лошади что ли? А посему сидел и ждал безвольно и спокойно своей участи, как безвольно и спокойно правил страной десятки лет, пуская все на самотек

    Сентябрь 28, 2017 16:02

    Возникает ощущение, что Николая 2 назначали святым. Куча оговорок, специальных пояснений, допущений. Не серьезно это.

    Сентябрь 17, 2017 18:24

    Маяковский писал что если звезды зажигают –
    значит – это кому-нибудь нужно? Канонизация и святость Николая II народу точно не нужна.Она нужна церкви.Зачем? Сие есть тайна великая.Но по моему убеждению здесь зарыта какая-то многоходовочка.

    Сентябрь 17, 2017 15:55

    А ещё канонизирован царевич Димитрий. Который даже не известно доподлинно, был ли невинно убиенным. И по историческим свидетельствам характером пошёл в папеньку Ивана Грозного (любил смотреть на мучения животных, а то и сам прикладывал руку). И вообще был незаконнорожденным, то есть и претендовать на престол особого права не имел. Но для церкви это не имеет значения, удивительное дело.

    Сентябрь 14, 2017 16:12

    Человек, в немалой мере поспособствовавший гибели Российской империи, бездарный руководитель и просто не самый безгрешный человек канонизирован за свою мученическую смерть. А миллионы погибших как во время его правления так и после это просто “серая масса”, недостойная канонизации!? Да, церковь справедлива, ничего не скажешь:буржуям в рай без очереди – вот ваш девиз.

    Сентябрь 14, 2017 11:22

    Отец Георгий как всегда всё превосходно написал, каждое его слово взвешенно, но, в то же время подвержено определенной внутренней цензуре, что, собственно, понятно, ибо служебное положение обязывает. В то же время неоспорим тот факт, что Николай II является спорной и неоднозначной фигурой, о чем свидетельствуют, хотя бы, эти обсуждения. Канонизация ни одного святого не была ещё столь противоположно воспринимаема народом. Что именно произошло в Ипатьевском доме мы достоверно не знаем – большинство документов ещё не рассекречено и не будет рассекречено пока вопрос так остро стоит, по поводу останков – тоже нет уверенности даже у РПЦ. А как мы можем говорить об убийстве, если трупы не найдены? Опираясь на записки Юровского? Дневник Дома специального назначения? Даже смешно… А есть ли показания не участников преступления, а незаинтересованных свидетелей? Насколько я знаю (могу ошибаться) нет. Возникает вопрос: не рановато ли? Быть может, сначала стоит дождаться хотя бы однозначного ответа по поводу найденных костей? Я не оспариваю святость царской семьи, но и безоговорочно её принять при всем желании не могу. То, что Николай II и его семья были весьма добрыми и набожными людьми – факт. Но ведь Комиссия по канонизации не нашла достаточных оснований для канонизации царской семьи, изучая жизнь императора, императрицы и их детей, до отречения царя от престола, однако нашла такие основания, изучая последнее время жизни царской семьи – самые малоизвестные, туманные, спорные и политизированные (с точки зрения времени интерпретации) страницы их жизни. Политическая реабилитация не могла не оказать влияния на скорейшее прославление, ведь остальные расстрелянные в Ипатьевском доме не прославлены, исходя из позиции отца Георгия, по-сути, из-за церковной бюрократии – пока ещё не успели придумать и утвердить чин прославления мирян) Прославление царской семьи выступило частью политической реабилитации и осуждения первых кровавых советских лет, вопрос же святости, с моей скромной точки зрения, исследован недостаточно полно.

    Август 19, 2017 23:48

    Дмитрий, Николай II и его семья до последнего верили, что их спасут. Сначала Керенский обещал отправить их в Крым, а позже в Англию, но отправил в Тобольск. Затем Вырубова готовила заговор, но это пожалуй и все. У вас нет знаний. Император не обрекал свою семью на смерть. Ничего сделать было нельзя. Никто не хотел их спасать!!!

    Август 17, 2017 21:50

    Те, кто против канонизации видимо не знают всей правды и книжки умные не читают…Прежде чем осуждать – докопайтесь до истины. Царская семья не бросила Россию. Не предала. Хотя они не были чистокровными русскими!!! Это как надо любить Россию! Вот те, кто рассуждают, что Николай II “убил” семью – очень сильно ошибаются! Почитайте очерки западных эмигрантов, которые видели все происходящее действо. В особенности обратите внимание на воспоминания Ивана Солоневича. После этого я надеюсь всем станет все понятно и СТЫДНОЕ за своё отношение к Николаю и возведению его к Лику Святых. И в будущем, прежде чем осуждать кого-то, подумайте, готовы ли Вы пожертвовать собой и своей семьёй ради Родины. Или Вы при малейшей возможности будете бежать как “крысы с корабля”.

    Август 3, 2017 10:22

    Две цитаты: “Никакой «традиции канонизации монархов» не существует”.

    “Как отметил член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов, «чин страстотерпцев с древности применяется только по отношению к представителям великокняжеских и царских родов». Так определитесь уже, существует или нет…

    Август 3, 2017 4:29

    Исполнение профессиональных обязанностей с христианским смирением мешает канонизации в лике страстотерпцев? Забавно…

    А тот факт, что Александра Федоровна до конца жизни считала Распутина святым и духовным наставником, и в заблуждении своем не разу не раскаялась никак не мешает ее канонизировать? Еще более забавно.

    Май 27, 2017 3:54

    Владимир. А давайте не скатываться до выражений типа: заплатил за все свои ошибки сознательно, своей жизнью и жизнью всей семьи. С каких это пор, убийство своей семьи стало православным делом. Может за такое? Банить. Всё? Что не соответствует Вашему мнению. Является оскорбительными выражениями?)). Давайте так. Есть два диаметрально противоположных мнения. В свете одной и той-же концепции нашего православия. В одном. Николая II причисляют к лику святых. В другом, ему пророчат все круги ада. Две религиозные крайности нашей православной религии. Рай? Или Ад?. Вопрос. Какая, из этих концепций является,более оскорбительной? И странно, что для религиозного человека, понятие, что человек достоин наличие сковородки в аду, является оскорбительным.

    Май 26, 2017 0:54

    Платить за свои ошибки. Надо своей жизнью. А не жизнью своей семьи. Своим бездействием, Николай, практически, убил свою семью, которую он мог отправить за границу. Пусть даже против их воли. Вряд ли подвиг искупления состоит в обречении не винных детей на смерть. С таким-же успехом. Николай мог зарубить свою семью сам. И выйти к расстрельной команде в одиночестве. К сожалению в православии, наказывают только за прямое убийство. А за смерть из-за преступного бездействия. Не наказывают.(Преступное бездействие - это волевое пассивное поведение человека, которое заключается в том, что лицо не выполняет или ненадлежащим образом выполняет возложенную на него обязанность, в результате чего причиняется вред объектам охраны или создаётся угроза причинения такого вреда. или оставление в опасности). А поскольку для Николая, объект охраны была его семья. То Николай, с какой угодно готовностью мог идти на жертвенный алтарь, в одиночестве. Предварительно, защитив свою семью. По мне, так по Николаю сковородка шкворчит. А вот его семья, действительно страстотерпцы. Которые приняли смерть свою, от соотечественников, в силу их политических мотивов, злобы и коварства.

    Март 20, 2017 6:29

    На земле нет и не может быть абсолютно безгрешных людей. Святыми не рождаются -а становятся,осознав свои грехи и отрекшись от них (с Божией помощью конечно). Разбойник распятый рядом со Христом,покаявшись,попал в Рай. Наша жизнь так устроена – за все нужно платить. Николай || заплатил за все свои ошибки сознательно, своей жизнью и жизнью всей семьи,хотя у него была возможность уехать за границу.В этом и состоит его подвиг искупления. Кому много даётся с того много и спросится. Он это понимал. Наверно Господь принял его жертву,раз Церьковь его канализировала.Вот и выходит -покаяние очищает и делает святым – итог жизни. Чего всем и желаю.

    Февраль 12, 2017 20:12

    Да,последний император стал мучеником,но вряд ли по доброй воле! Погибли миллионы с гораздо более чистыми душами,но почему-то канонизирован именно император.Я думаю,что не следовало этого делать,поскольку все аргументы против уравновешивается единственным аргументом- принял мученическую смерть! Но,сколько людей в России приняло не менее мученическую смерть с 1905 по 1945?!
    Вот и получается,что Николай 2 обязан своей святостью занимаемой должности!
    Если есть хоть малейшее пятнышко на биографии кандидата в святые,то даже не стоит рассматривать такую кандидатуру! Не потому,что человек плохой.А потому,что репутация Святого не должна вызывать ни малейшего сомнения!

Пророческая икона Царя Николая II August 28th, 2016

Божий Промысел о судьбе России предначертан и непреложен. По предсказаниям святых угодников Божиих, в известный Творцу исторический час, Святая Русь чудесно возродится с Царем Православным во главе. Об этом еще в XVIII веке пророчествовал тайновидец монах Авель. В наши дни вещие глаголы его были подтверждены чудесным обретением давно утраченной древней иконы.

Образ был написан иконописцем Лазарем по воле Императора Павла I и по пророчеству монаха Авеля о последнем Державном Царе России. Послание царствующего Монарха будущему Царю-мученику гласило: "Моему потомку Николаю, в день Иова Многострадального родившемуся, вскрыть в сотую годовщину моей смерти". К посланию была приложена эта икона, написанная в мае 1798 года, за 70 лет до рождения Императора Николая II.

По воле Божией, в смутные годы лихолетья уникальная икона не была уничтожена. Большевики, не зная пророчеств и не придавая образу особого значения, продали его в частную коллекцию. Святыня несколько раз переходила из рук в руки, пока недавно в Москве не умер ее последний владелец-коллекционер. Его квартиру вскоре обокрали и попытались вывезти коллекцию за рубеж. Похитителей задержали, а иконы были конфискованы. Эксперты определили точную дату написания иконы - конец XVIII века. А вот относительно ее стоимости пожали плечами. По мнению их, это была икона-фантазия.

На старинной иконе действительно изображен Царь-мученик Николай II. Налицо явное портретное сходство! Над осененной святым нимбом главой Государя надпись: «Святой великомученик Николай".

На полях иконы традиционно имеются клейма с житием будущего Самодержца и сценами из истории монархии в России. Так изображенный справа всадник на коне символизирует победу России в Отечественной войне 1812 года. Лежащий у полевых шатров поверженный воин на клейме слева пророчески изображает поражение нашего Отечества в Первой мировой войне. В левом нижнем углу изображено, как Царь отдает корону священнослужителю. Это зримое пророчество о том, что именно духовенство в начале ХХ века оказалось причастно к предательскому низвержению монархического строя.

Как известно, уже на третий день после обнародованного заговорщиками отречения Государя, в марте 1917 года, русское священноначалие и духовенство начали возглашать на Литургии взамен исконного: "Боже, Царя храни" - "Боже, храни Временное Правительство", состоявшее из масонов и богоборцев.

В свое время преподобный Серафим Саровский и блаженная Паша Саровская завещали Николаю II самому отречься от Престола. Это также пророчески изображено на иконе за 119 лет до реального исторического события. Подпись гласит: "Предательство".

Внизу справа изображена сцена мученической кончины святого Царя от рук темных сил. Можно рассмотреть подпись: "Расстрелян с семьей". Последнее изображение - могила с надписью: "Захоронен в неизвестном месте"...

Нет сомнений, что обретение этой иконы - явное знамение близости предсказанных времен исполнения желанного русскому сердце пророчества.

Recent Posts from This Journal


  • Разговор с мошенником. Как используют наши персональные данные


  • Лица Путинского прорыва на примере только одного видного деятеля

    Путин все годы рассказывает о прорывах в светлое будущее, которое вот уже 20 лет при нем никак не наступает. И никогда не наступит! Вот вам один из…


  • Жидовский кагал в Крыму. Один Путин не в курсе кто главный жид. Или придуривается?

    "Х**ЛО и хабадское МУ*ЛО! Крымваш?" Новости Хазарского каганата от Эдуарда Ходоса №53 от 21.03.2019. Почему Зеленскому можно а Рабиновичу нельзя.…

  • Действенный рецепт аптекаря для тех, кто часто болеет трахеитом и бронхитом. Стоит он копейки, а помогает быстро. Необходимо купить в аптеке: 1.…

  • Насаждение ереси константинопольского папизма – главная цель украинского томоса

    Капкан для мирового православия. В физике есть понятие «точка бифуркации», которое обозначает критическое состояние системы,…

  • «Стать счастливым и успешным»: Модная ловушка заманивания бизнесменов в секту

    Модная ловушка заманивания бизнесменов в секту через международную сеть тренингов В конце 80-х в Россию хлынуло огромное…


  • " Аксиома для еврея: член короче - жизнь длинее!" Обращение Эдуарда Ходоса к евреям

    Обрезание - своеобразный договор, скрепленный между еврейским народом и Всевышним. Во время операции по увеличению пениса скончался известный…

    Народ возмутило высказывание депутата Госдумы едроса Александра Максимова о праве чиновников ездить на дорогих автомобилях. Ранее, 21 марта, на…


  • Мировая элита навязывает миру сатанизм. Человек без воли и морали. Ольга Четверикова.

    Идет постепенное приучение человека к тому, что вы - человек, вы не думающее существо, не личность, а вы просто объект управления. Пытаются…

Молятся о судьбах России, а также о прощении за смерть Николая II и его семьи.

В 1991 году русская эмигрантка Ия Дмитриевна Шмит вступила в наследство, оно было небольшим, и она решила пожертвовать его на благое дело. Она долго раздумывала и не могла понять, на что именно потратить средства. Однажды ночью ей приснился сон, в котором она увидела образ Великого русского Царя мученика Николая II. Проснувшись, у нее отпали все сомнения, она знала, куда потратит деньги. Она обратилась к иконописцу Павлу Тихомирову, который проживал на то время в Калифорнии. Они долго изучали снимки, рисовали увиденные ею образы царя в шапке Мономаха и со скипетром и державой в руках.

Икона была написана еще за несколько лет до того как мучеников царских семей прилучили к лику святых. Справа от государя был изображен его небесный покровитель - Николай Чудотворец, а слева праведный Иов Многострадальный.

Одну из литографий с образом Николая II, Ия Дмитриевна передала своему родному брату Игумену Герману в Рязанскую Свято-Никольскую богадельню. После отречения Николая II от престола, спустя ровно 80 лет 15 марта 1997 года случилось это событие.
Образ государя Николая II кочевал из храма в храм, но нигде долго не задерживался. Первому монастырю, которому выпала честь принять икону, был Новодевичий.

Через неделю икона была передана в храм Вознесения Господня на Гороховом поле. Несколько месяцев образ мироточил, перед ним читали акафисты. В день Торжества Православия (28 февраля 1999 г.) была передана литография в храм святителя Николая Чудотворца в Пыжах. Икону принимали торжественно, была постелена ковровая дорога, звонили колокола, все прихожане в это время молились. В этот день образ Государя очень мироточил.

Первое исцеление от иконы было у полковника в отставке Александра Михайловича Вытягова. Он впервые по радио услышал об иконе Николая II, и попросил своих родственников отвезти его в этот храм, к этой иконе. Дело в том, что Александр Михайлович сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, у него было много ранений, и через какое-то время он потерял зрение. Уже 15 лет он был слеп. Когда икона была принята в храме Троицы Живоначальной, его привезли к протоиерею Алексию Уминскому, в то время настоятель храма. Обратившись к настоятелю за помощью, тот привел его к чудотворной иконе, накрыл рушником, который был весь пропитан миррой и стал молиться. Проснувшись утром Александр Михайлович, осмотрел свою комнату и громко закричал, что он видит. К нему сбежались все домочадцы и не могли нарадоваться чуду.

Исцелений от болезней зафиксировано большое количество. Рассказы людей, передаваемые из уст в уста, гнали славу вперед самой иконы. Люди стремились скорее попасть к образу, дабы получить помощь в решении своих проблем.
Один мужчина рассказывал о том, как он получил благодать от иконы Государя. Как то он заболел, у него была высокая температура, которая нечем не сбивалась, лекарства не помогали, и у него даже началась отниматься рука. Он не мог работать, а семью кормить надо. Однажды он пришел в храм и стал молиться мученику Николаю II об исцелении, а после приложился к святыне. Сразу же он почувствовал облегчение и на следующий день уже мог работать.

Есть еще один зафиксированный случай уже на Украине. Одна женщина очень долго болела асцитом, вся жидкость скапливалась у нее в животе. Живот был огромных размеров, поэтому бедная женщина очень страдала от болей и тяжелого дыхания. Когда она приехала в храм она долго молилась. После того как она припала к чудотворному образу ее живот опал. Врачи были шокированы и не могли этого объяснить. Женщина молилась и благодарила Бога и Николая II за облегчение ее страданий и вскоре она тихо и спокойно скончалась.

Интервью диакона Андрея Кураева журналу “Вслух”

Ольга Севастьянова: отец Андрей, по-вашему, почему так сложно и трудно происходила канонизация царской семьи?
О. Андрей Кураев: То, что она происходила сложно и трудно, это мне кажется абсолютно естественным. Слишком необычны были обстоятельства последних лет жизни русского императора. С одной стороны, в церковном понимании, император – это церковный сан, это епископ внешних дел церкви. И, конечно, если епископ сам складывает с себя свой сан, то это вряд ли можно назвать достойным деянием. Вот с этим были связаны основные трудности, прежде всего сомнения.

О.С. То есть, то, что царь в свое время отрекся, говоря современным языком, пошло не на пользу его историческому имиджу?

А.К. Безусловно. А то, что канонизация все-таки состоялась… Церковная позиция здесь была вполне ясная: канонизирован был не образ правления Николая Второго, а образ его смерти, если хотите, ухода с политической арены. У него ведь были все основания для того, чтобы озлобиться, остервениться, последние месяцы своей жизни, находясь под арестом, кипеть злобой и обвинять всех и вся. Но ничего этого не было. У нас есть его личные дневники, дневники членов его семьи, воспоминания охранников, слуг, и, мы видим, что нигде нет ни тени желания отомстить, мол, вернусь к власти и всех вас припластаю. Вообще иногда величие человека порой определяется величиной понесенных им утрат.

У Бориса Пастернака были такие строчки о великой эпохе, “о жизни бедной на взгляд, но великой под знаком понесенных утрат”. Представьте, на улице в толпе мы видим незнакомую женщину. Я смотрю – женщина как женщина. А вы мне говорите, что она перенесла страшное горе: у нее в пожаре погибли трое детей. И только эта беда способна выделить ее из толпы, из всех похожих на нее, и возвысить над окружающими. Вот точно также и с царской семьей. В России не было другого человека, который потерял бы больше, чем Николай Александрович Романов в 1917 году. По сути, тогда он уже был властелином мира, хозяином страны, которая практически выиграла Первую Мировую войну. А царская Россия её, несомненно, выиграла и становилась державой номер один в мире, а у императора были большие замыслы, среди которых, между прочим, было отречение от престола, как это ни странно. Есть свидетельства, что он говорил очень доверенным людям, что хотел бы ввести в России конституцию, парламентскую монархию, передать власть своему сыну Алексею, но в условиях войны он попросту не имел на это права. Так он считал в 16-м году. А затем события потекли несколько иначе. В любом случае, образ страстотерпца оказывается очень христианским. Кроме того, когда речь идет о нашем отношении к последнему императору, надо учесть символизм церковного восприятия мира.

О.С. А в чем символизм?

А.К. XX был страшным веком для русского христианства. И нельзя из него уйти, не подведя каких-либо итогов. Поскольку это был век мучеников, в канонизации можно было идти двумя путями: попробовать прославить всех новомучеников, говоря словами Анны Ахматовой, “хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список и всех не узнать”. Или канонизировать некоего Неизвестного солдата, почитать одну безвинно расстрелянную казачью семью, а вместе с нею миллионы других. Но этот путь для церковного сознания, наверное, был бы слишком радикальным. Тем более, что в России всегда существовало некое тождество “царь-народ”. Поэтому, учитывая, что царская семья могла бы опять же сказать о себе словами Анны Ахматовой:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ к несчастью был…,

канонизация царя-страстотерпца Николая Второго – это канонизация “Ивана стотысячного”. Здесь есть еще особый обертон. Попробую объяснить это почти личным примером.

Допустим, я был в гостях в другом городе. Гостил у батюшки. Затем у нас возникла с этим батюшкой горячая дискуссия: чья водка лучше – московского производства или местного. Мы нашли консенсус, только договорившись идти путем проб и ошибок. Попробовали, подегустировали, сошлись, в итоге, что обе хороши, а затем, перед сном, я вышел прогуляться в город. Тем более, под окнами батюшки был городской парк. А батюшка не предупредил меня, что под окнами по ночам сатанисты собираются. И вот вечером я в сад выхожу, а сатанисты смотрят на меня и думают: экого тельца упитанного нам наш владыка в жертву послал! И меня убивают. И вот вопрос: если со мной произошло нечто подобное, причем, подчеркиваю, сам я не стремился к мученической смерти, был не очень духовно готов, водку подегустировал и вот так вот встретил свою смерть, для определения моей посмертной судьбы на Божьем суде, будет ли иметь значение то, во что я был одет в этот день? Светская реакция: какая разница, во что одет, главное, что в сердце, в душе и так далее. Но я считаю, что в этом случае гораздо важнее, какая была одежда. Будь я в штатской одежде в этом парке – это была бы “бытовуха”. А если бы я шел в церковной одежде, то люди, которых я лично не знаю, у которых нет лично ко мне никаких претензий, они на меня выплеснули ту ненависть, которую они питают к Церкви и ко Христу. В таком случае получилось, что я за Христа пострадал. Вот то же самое и с царской семьей. Пусть юристы спорят между собой, был ли Николай Александрович Романов в 18 году царем или просто частным лицом, полковником в отставке. Но, в глазах тех людей, что стреляли в него, он, безусловно, был императором. И они потом всю жизнь писали мемуары и рассказывали пионерам про то, как убили последнего русского царя. Поэтому для Церкви очевидно, что этот человек- мученик за нашу веру, равно как и его семья.

О.С. И семья тоже?
А.К. Аналогично. Можно правителю России Николаю Второму предъявлять какие-то политические претензии, ну а дети тут при чем? Более того, в 80-х годах раздавались голоса, что, мол, давайте хотя бы детей канонизируем, они-то в чем виноваты?

О.С. В чем заключается святость мученика в церковном понимании?

А.К. Святость мученика – это святость особая. Это святость одной минуты. В истории церкви были люди, например, в древнем Риме, когда на арене устраивали театрализованную казнь, в ходе которой на полном серьёзе казнили христиан. Выбирают самого поганого шута и по ходу действия другой шут, в одежде священника его крестит. И вот когда один шут крестит другого и произносит эти священные слова: “крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святаго Духа”. И когда после слов молитвы на шута, изображавшего христианина, действительно снизошла благодать, и он стал повторять, что увидел Бога, что христианство истинно, трибуны сначала смеялись, а потом, поняв, что это не шутка, шута убили. И он почитается как мученик… Поэтому святость мученика – нечто иное, чем святость преподобного. Преподобный – это монах. И вся его жизнь берется во внимание. А для мученика – это некий фотофиниш.

О.С. А как Церковь относится к тому, что в разные века возникали всякие лже-Анастасии?

А.К. Для православного человека это спекуляция на святыне. Но, если бы это было бы доказано, то Церковь признала бы. Подобный случай в истории Церкви был, правда, связанный не с царскими именами. Любой православный человек знает историю с семью отроками эфесскими, которые прятались от гонений императора Юлиана в пещерах, где впали в летаргическое состояние и проснулись лет через 150. Когда они вышли из пещер, по тому, что они говорили, стало понятно, что эти дети чудесным образом пропустили полторы сотни лет. Для Церкви никогда не было проблемой принять в число живых людей, считавшихся умершими. Причем, именно не воскресшими, но умершими. Потому что были случаи чудесного воскресения, а тут человек пропал, считался погибшим, а через какое-то время появился вновь. Но, для того, чтобы это произошло Церковь будет ждать подтверждения со стороны именно светской науки, светских экспертиз. У буддистов такие вопросы решаются легче. У них считается, что душа умершего далай-ламы перевоплощается в ребенка, в мальчика, детям показывают игрушки и если какой-нибудь двухлетний мальчик вместо блестящей погремушки вдруг потянется к старой чашке прежнего далай-ламы, то считается, что он узнал свою чашку. Так что у Православной Церкви более сложные критерии.

О.С. То есть, возникни сейчас столетняя старушка и скажи, что она царевна, ее бы долго поверяли на нормальность, но всерьез бы отнеслись к такому заявлению?

А.К. Безусловно. Но, я думаю, что генетической экспертизы было бы достаточно
О.С. А как вы относитесь к истории с “екатеринбургскими останками”?

А.К. Это то, что погребено в Петропавловском соборе Петербурга, останки, найденные в Екатеринбургской области? С точки зрения государственной комиссии, которую возглавлял Борис Немцов, это останки царский семьи. А церковная экспертиза этого не подтвердила. Церковь попросту не участвовала в этом погребении. Притом, что сама Церковь не располагает никакими останками, она не признает, что те кости, которые погребены в Петропавловском соборе, принадлежали царской семье. Церковь выразила в этом свое несогласие с государственной политикой. Причем, не прошлой, а нынешней.
О.С. Правда ли то, что до царской семьи у нас очень давно никого не канонизировали?

А.К. Нет, я бы так не сказал. Начиная с 1988 года были канонизированы Андрей Рублев, Ксения Петербургская, Феофан Затворник, Максим Грек, грузинский поэт Илья Чавчавадзе.

О.С. А были случаи канонизации, связанные с Великой Отечественной Войной, блокадным Ленинградом?
А.К. Нет, как ни странно, пока я такого все-таки не встречал. Все-таки мученик, это не тот, кто принес себя в жертву, пусть даже религиозно мотивированную, погиб страшной смертью, безвинно пострадал. Это тот, кто стоял перед ясным выбором: вера или смерть. В войну у людей в большинстве случаев такого выбора не было.

О.С. Неужели у царя был кардинальный выбор?

А.К. Это один из самых сложных вопросов канонизации. К сожалению, до конца неизвестно, до какой степени он был влеком, в какой мере что-то от него зависело. Другое дело, что он ежеминутно был в состоянии выбрать, питать свою душу местью или нет. Есть и еще один аспект этой ситуации. Церковное мышление – мышление прецедентное. То, что произошло когда-то, может служить примером для подражания. Как объяснить людям это, чтобы они не брали с него пример? Это действительно сложно. Представьте себе: обычная директриса школы. Она обратилась в Православие и пробует детишек в своей школе воспитывать соответствующим образом. Экскурсии в православные паломничества превращает. Приглашает батюшку на школьные праздники. Выбирает православных педагогов. Это вызывает недовольство части учеников, родителей, преподавателей. А потом и вышестоящего начальства. И вот ее приглашает к себе какой-нибудь депутат и говорит: “знаете, жалоба на вас. Нарушаете закон о светском образовании, священника приглашаете. Поэтому знаете, чтобы сейчас обошлось без скандала, напишите сейчас заявление о своем увольнении, за школу не переживайте, вот Сара Исааковна стоит, она прекрасно понимает, как надо воспитывать русских детей, а как их не надо воспитывать. Она на ваше место будет назначена, а вы подпишите отказ от должности. Что делать этой директрисе? Она православный человек, она не может так просто отказаться от своих убеждений. Но, с другой стороны, она помнит, что был человек, который смиренно отдал власть. И детей будет учить Сара Исааковна, которая их воспитает в лучшем случае – в светском варианте, в худшем – просто в антихристианском. Поэтому я считаю очень важным здесь пояснять, что в случае с императором это было бы юродство.

О.С. Как это?

А.К. Юродивый – это тот человек, который нарушает законы церковные и светские ради того, чтобы исполнить волю Бога. В ту минуту очевидно воля Бога была в том, чтобы Россия прошла тем крестным путем, которым должна была пройти. При этом каждый из нас все-таки не должен подталкивать Россию на этот шаг. Проще говоря, если есть воля Божия, то надо быть готовым исполнить ее самым неожиданным образом. И еще надо помнить, что юродство и сиротство, в данном случае – юродство, закона не отменяет. Закон понятен: должность императора в том, что ему вручается меч, чтобы он силой государственного меча защищал свой народ и свою веру. И задача императора не складывать меч, а хорошо уметь владеть им. Мне, по-церковному и по-мужски, гораздо ближе в этом случае император Константин XXII, последний византийский император, который, когда турки в 1453 году уже проломили стены Константинополя, снял с себя царские регалии, остался в одежде простого солдата и, с мечом бросившись в самую гущу противников, нашел там свою смерть. Мне гораздо понятнее такое поведение, чем отречение, отказ. Так вот поведение императора Константина – это закон, это норма. Поведение императора Николая – это юродство.

О.С. Ну, на Руси много было всяких блаженных, но чтобы так…

А.К. Те были нищие. А это царь.

О.С. А для церкви что-нибудь значит время? Ведь прошло много лет, сменились поколения…

А.К. Именно это многое означает. Более того, канонизация не может состояться ранее 50 лет, чтобы отстоялась память.

О.С. А что касается самой процедуры канонизации – это большая ответственность для того, кто принимает это решение?

А.К. Решение принимает Собор, то есть все епископы. Не только Россия, но и Украина, Белоруссия, Молдавия, Средняя Азия… Дискуссии о канонизации были и на самом Соборе

О.С. Значит, царскую семью просто внесли в какие-то специальные списки или были еще процедуры?

А.К. Нет, было еще благословение иконы, молитвы… Это очень важно, потому что в начале 90-х уже появились другие молитвы, и литературно, и богословски совершенно безграмотные.

О.С. Я слышала выражение “ненамоленная икона”. Можно ли считать икону с изображением царской семьи “намоленной” Как к ней относятся верующие?

А.К. Допустим, церковь такого выражения не знает. А икона уже стала привычной и в домах и в храмах. К ней обращаются самые разные люди. Канонизация царской семьи – это канонизация семьи, это очень хорошо, потому что у нас в святцах почти нет святых семейств. Здесь важно именно то, что это многодетная семья, о которой мы много знаем. Поэтому многим людям дорога именно вот эта вот семейственность.

О.С. А Церковь действительно верит, что в этой семье все было гладко и правильно?

А.К. Сколько бы не было мнений, в супружеской неверности вроде никто никого не обвинял.

С диаконом Андреем Кураевым беседовала Ольга Севастьянова.