Все о тюнинге авто

Политическая деятельность сперанского. Что сделал для России граф Михаил Сперанский

Краткая биография М.М. Сперанского.

Михаил Михайлович Сперанский был для русской бюрократии своего рода Пушкиным. В начале XIX века его стараниями в России была введена министерская система государственного управления (министерства финансов, иностранных дел, военное, морское, МВД, полиции, юстиции, народного просвещения). Придуманная им система министерств действует и сейчас. Он составил полный свод законов страны. Его участи не позавидуешь, он был своим среди чужих. По образованию, способностям и чину принадлежал к самому привилегированному кругу, но близких друзей не имел. Даже те немногие люди в высшем свете, которые уважали и восхищались его способностями, сторонились его.

Сперанский родился в январе 1772 г. в семье сельского священника села Черкутина Владимирской губернии. Его отец, простой неграмотный деревенский поп, определил его в Суздальскую духовную семинарию. В январе 1790 г. он был отправлен в Петербург Первую духовную семинарию. После окончания в 1792 г. семинарии Сперанский был оставлен преподавателем математики, физики и красноречия, французского языка. Все предметы Сперанский преподавал с большим успехом. С 1795 г. он стал также читать лекции по философии и получил должность "префекта семинарии". Жажда знания заставила его перейти на гражданскую службу. В 1797 г. начал свою служебную карьеру в чине титулярного советника в канцелярии генерал-прокурора Сената князя А.Б. Куракина. Каждый последующий год он будет получать повышение: через три месяца станет коллежским асессором, в 1798 году надворным советником, в 1799 коллежским советником, в 1799 году советником статским, в 1801 году действительным статским советником.

Восшествие на престол Александра I нарушило однообразие его карьеры. Сперанского позвал к себе в секретари Д.П. Трощинский, ближайший помощник царя. Карьера его была в полном смысле слова стремительной: уже через четыре с половиной года государственной службы Сперанский имел чин, равный генеральскому званию в армии и дававший право на потомственное дворянство.

Вчерашний семинарист подобрался к самым вершинам государственной власти.

Деятельность М.М.Сперанского.

В первые годы царствования Александра I Сперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного комитета, в частности по министерской реформе. После осуществления реформы в 1802 г. он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским как управляющим департаментом министерства внутренних дел. В 1803 г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно разработанного плана.


Однако практического значения Записка не имела. Лишь в 1807 г. после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, в условиях внутри политического кризиса Александр I вновь обратился к планам реформ. Александр поручил ему руководство Комиссией составления законов, дал ему поручение выработать общий план государственного преобразования.

Этой работой Михаил Михайлович занимался почти год. Он работал по 18-19 часов в сутки: вставал в пять утра, писал, в восемь принимал посетителей, после приема ехал во дворец. Вечером опять писал. В октябре 1809 года он представил царю свой план.

Сперанский предлагал "обустроить Россию" наподобие нынешних процветающих монархий. План государственного переустройства начинался с первой российской конституции (Другой выдающийся бюрократ Сергей Витте ровно через сто лет заставил все-таки последнего монарха ее принять.) Вводилась выборность в распорядительные и исполнительные органы власти четырех степеней - на уровне волости, губернии и империи. Но участие в управлении было предоставлено лишь лицам, обладавшим определенным имущественным цензом.

План Сперанского (законченный осенью 1809 г.) предусматривал три параллельных ряда учреждений законодательных, судебных и исполнительных, или административных.

Высшим распорядительным органом являлась Государственная дума, которая стояла во главе законодательных учреждений и руководила сетью волостных, окружных и губернских дум. Предлагалось создать министерства во главе исполнительной власти и Сенат - во главе судебных органов, с соответствующими нижестоящими учреждениями.

Учреждался также и другой верховный орган, призванный объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, - Государственный совет, состоящий из высших государственных сановников, по назначению монарха. Со временем он стал влиятельной госструктурой и просуществовал до октябрьской революции. Ввиду сложности и трудности дела преобразование было начато сверху. Государственный Совет разделялся на четыре департамента: 1) законов, 2) военных дел, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Общее собрание составлялось из членов всех департаментов и из министров. Председательствовал сам государь или особое лицо, им назначенное. Этот орган не обеспечивал участия общества в управлении. Это привело бы к преобразованию монархии из судебной в конституционную.

Законодательный ряд образовали «думы» волостные, уездные, губернские и государственная. Исполнительной властью являются правления волостные, уездные и губернские, избираемые местными думами, а высшая исполнительная власть, министры, назначается государем. Судебную власть образуют волостные суды, затем уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных; высшую судебную инстанцию составляет Сенат, члены которого избираются (пожизненно) Государственной Думой и утверждаются императором. Вводились гражданские и политические права, то есть речь шла о конституционной монархии. Сперанский был искренне убежден, что его проект по ограничению самодержавия полностью отвечает чаяниям государя. Об этом поразительном по своей смелости плане современники даже не узнали. От всего пакета реформ осталось лишь несколько позиций.

Пожалуй, единственный человек, который смог оценить бюрократический гений Сперанского, был Наполеон. Он говорил Александру, что отдал бы за такого чиновника пол Франции. Александр одобрил в общем план Сперанского и предполагал начать его осуществление с 1810 года.

Особенное внимание Сперанский обратил на состояние финансов. Русские финансы находились в то время в довольно безотрадном состоянии. Периодические колебания, которым эта часть нашего управления подвергается с тех пор, как существует, возобновились в начале царствования Александра I

Император Александр не знал, кому вверить это министерство, и поручив его наконец, за отказом от других, Гурьеву, потребовал от Сперанского плана возможного преобразования. Сперанскому было поручено решение такой фундаментальной (откладывавшейся со времен Екатерины П) и остро стоявшей проблемы, как оздоровление государственных финансов. В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 г. состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский составил «План финансов», который лег в основу царского манифеста 2 февраля 1810 года. Меры эти дали результат, и уже в следующем году дефицит бюджета сократился, а доходы государства возросли. Наконец, в расходах в первый раз был какой-нибудь порядок. Благодаря этим мерам доходы в течение двух лет были удвоены. Несмотря на ропот общества на налоги, а министров - на контроль и отчетности, несмотря на мрачные предсказания со всех сторон, правительство освободилось от главных своих затруднений. Однако, все затеи потерпели неудачу из-за потребности в деньгах для антинаполеоновских походов.

В 1810 -1811 гг. последовало преобразование министерств, учрежденных в 1802 г.; было учреждено новое министерство полиции, а министерство коммерции было упразднено; министерство внутренних дел должно было иметь «попечение о распространении и поощрении земледелия и промышленности». Кроме министерств были учреждены «главные управления» путей сообщения, государственного контроля и главное управление духовных дел иных (кроме православного) исповеданий. Министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех министров комитет министров для обсуждения дел, касающихся различных министерств. При составлении проекта законодательного кодекса Сперанский заимствовал некоторые нормы французских гражданских законов (так называемый Кодекс Наполеона), усматривая в них последнее слово юридической науки.

По проекту Сперанского политические права получали только дворяне, купцы, мещане, государственные крестьяне. Особым указом Сперанский ограничил привилегии дворянства. По его мысли, все права должны подразделяться на три группы: 1) общие гражданские права для всех жителей России, независимо от их общественного положения; 2) особые гражданские права для того или иного класса; 3) политические права, даваемые только собственникам. Подразумевая, что крепостное право будет уничтожено, он предполагал существование трех классов: дворянства, среднего состояния и народа

рабочегоё

Проект Сперанского встретил противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, считавших его слишком радикальным и “опасным”. Александр I пошел навстречу их требованиям, и проект Сперанского император решил осуществлять поэтапно. Сперанский присутствовал, сидя по правую сторону от царя, на еженедельных заседаниях созданного им и насчитывавшего 35 членов Государственного совета. Удалось осуществить лишь некоторые части плана Сперанского: он не сумел понять двойственности характера императора, напуганного явной оппозицией дворянства новым, либеральным течениям, не сумел заручиться и содействием знати и придворных кругов.

В 1810 году вводится разработанное Сперанским “Общее учреждение министерств”, которое определяло состав, предел власти и ответственность министерств. А в 1811 году завершена реорганизация министерств.

Проводимые Сперанским реформы вызывали недовольство у многих. Но винить в этом можно и самого Александра, постоянно колебавшегося, страшившегося возможного недовольство дворянства. А оно, это недовольство, уже при первых опытах Александра и Сперанского по государственному переустройству России грозно дало о себе знать. Об этом говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право. Недовольство высшего сословия было всеобщее.

Также деятельность М.М. Сперанского вызвала недовольство консервативного дворянства, выступавшие против преобразования государственного строя России, которое обвиняло его в государственной измене и добилось его отставки. Некоторые открыто называли Сперанского врагом дворянства.

Растущая напряженность в отношениях с Францией сказалась на внутренней политике России. Дворянская оппозиция, недовольная реформой образования, сделала подготовленный Сперанским в 1812 году проект Гражданского кодекса Наполеона, поводом для решительного и успешного удара по реформаторским тенденциям, характерным для первого десятилетия правления Александра. В Эрфурте Сперанский сошелся с французскими законоведами Локре, Легра, Дюпон де Немуром и добился их назначения членами-корреспондентами законодательной комиссии Государственного совета. Намереваясь “резать по живому, кроить из целого куска” он мечтал о гражданской свободе, о равенстве перед законом, об отмене крепостничества. Его реформы, уложение законов и в особенности его восхищение Наполеоном вызвали яростное противодействие со стороны дворянства. Спустя несколько лет тяжелые испытания от неудач первых коалиций против Наполеона поставили вопрос о необходимости политической реформы. Теперь уже всеобщее недовольство, финансовый кризис, расшатанность государства настойчиво напоминали о непригодности старых форм правления. И от расплывчатых мечтаний о политической свободе приходилось перейти к составлению точного плана государственного преобразования. Эта потребность выдвинула на авансцену внутренней политики великого систематика - Сперанского.

В начале 1811 г. Сперанский представил и новый проект реорганизации Сената. Суть этого проекта в значительной мере отличалась от того, что планировалось первоначально. На сей раз, Сперанский предлагал разделить Сенат на два - правительствующий и судебный, т.е. разделить его административные и судебные функции. Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государственного совета, и, хотя царь все равно утвердил его, реализован он так и не был. Что касается создания Государственной думы, то о ней в 1810 - 1811 гг. и речи не было.

Преобразовательная деятельность Сперанского не получила дальнейшего развития и скоро была прервана внешними и внутренними обстоятельствами. Во-первых, самое приближение к царю Сперанского вызывало против него зависть и вражду в «высшем свете» Петербурга. Во-вторых, его французские симпатии вызывали недовольство во всем русском обществе, которое проникалось все более враждебным отношением к Наполеону и к Франции, и сам император Александр чувствовал всю непрочность французского союза и предвидел неизбежность борьбы с Наполеоном в недалеком будущем. Всеобщее недовольство увеличивалось продолжающимся расстройством государственных финансов, которого финансовый план Сперанского не мог остановить. В марте 1812 г. Сперанский был уволен со службы и выслан в Нижний Новгород, а потом в Пермь (хотя, как он справедливо: писал в своем оправдательном письме, все, что он делал, он делал с согласия Александра или по его поручению).

Из ссылки Сперанский обращался к Александру I с письмами, в которых пытался оправдать свои преобразования. В 1814 году он обратился к государю с письмом. В этом письме он просит позволения поселиться в своей маленькой новгородской деревне, Великополье. В 1816 году император назначил Сперанского сначала пензенским губернатором, а затем сибирским генерал-губернатором. В 1821 Сперанский был возвращен в Петербург, назначен членом Государственного совета и Сибирского комитета, управляющим комиссии составления законов, получил земли в Пензенской губернии. Но, когда Сперанский вернулся в Петербург, его здесь ожидало новое разочарование. Он надеялся если не на прежнюю близость, то на примирение и полное признание своей невиновности. Ничего подобного не случилось. Времена переменились. Бывшему государственному секретарю не было места в этой системе, и вскоре он почувствовал это. Личные отношения его с государем никогда уже не принимали прежнего характера.

Государственные труды его были незначительны. Он принимал участие в заседаниях совета, был членом сибирского комитета и принялся опять за прежнюю работу над гражданским уложением; но все эти занятия оставались почти без результатов. На них отражался тот застой, который после 1815 года понемногу овладел общественной жизнью.

Кодификационная работа М.М. Сперанского.

Кодификационная работа была поручена Розенкампфу, но в 1808 г. в

состав комиссии вошел товарищ министра юстиции М.М Сперанский. Он начал с преобразования комиссии, которая была разделена на Совет, правление и группу юрисконсультов. М.М Сперанский стал секретарем правления. С 1810 года он становится директором комиссии. Государственный совет в 1810 г. 43 раза рассматривал проект гражданского уложения (кодекса).

После Александра на престол вступил его брат Николай I, при котором снова началась деятельность Сперанского. Новый государь ценил его административную опытность, но сначала, не имел к нему большого доверия. 13 декабря 1825 Сперанский составил проект манифеста о вступлении на престол Николая I, после 14 декабря, назначенный императором Николаем I в члены Верховного суда над декабристами, Сперанский принял особое участие в составлении приговора над ними.

Новый государь обратил внимание на беспорядки в управлении и на злоупотребления чиновников, происходивших оттого, что не было точных законов. Со времени издания Уложения при Алексее Михайловиче не было сделано нового сборника законов. Тогда 31 января 1826 году по распоряжению Николая I было образовано Второе отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое было призвано навести порядок в законодательстве империи, т.е. создать полный свод законов, начиная с Соборного уложения 1649 года и свод действующих законов. Фактически его возглавлял реабилитированный Сперанский - один из самых крупных государственных деятелей России.

Кодификационная работа проводилась следующим образом. Из государственных сенатских, коллежских архивов были собраны реестры всех законов, на их основе был составлен единый реестр, а уже после этого обратились к первоисточникам. В первое «Полное собрание законов» было помещено более 30000 различных указов, нормативных актов, постановлений, начиная с «Соборного уложения» и до вступления на престол Николая I. Неоспоримым достоинством этого собрания было то, что он во многих частях не был абстрактным произведением. «Свод» включал в себя множество начал, выработанных и проверенных жизнью. Законы, ранее известные главным образом только немногим юристам, стали доступны для многих. Обширные научно-критические, исторические и иные работы, касавшиеся богатейшего материала, заключенного в «Полном собрании законов» и в «Своде законов», значительно содействовали оживлению юридической мысли и, несомненно, подготовили почву для создания в будущем «Уложения».

Полное собрание законов состояло из 45 томов, куда вошло более 30000 законодательных актов с 1649 года по 3 декабря 1825 года. Печатание всех томов заняло почти два года и было окончено 1 апреля 1830 года. Тираж издания составил 6 тысяч экземпляров. Одновременно были подготовлены и вскоре же напечатаны шесть томов продолжения. К 1833 году было подготовлено 15 томов Свода законов. 17 января 1833 года состоялось общее собрание Государственного совета, которое признало Свод законов единственным основанием для решения всех дел и установило, что он вводится в действие с 1 января 1835 года. Таким образом, за очень короткое время Сперанским была проведена колоссальная работа по своду и систематизации законов. Однако никаких радикальных изменений в законодательстве России не произошло. Николай I решительно уклонялся от обновления и улучшения законов Российской империи, поэтому опубликованный “Свод законов” лишь констатировал традиционную самодержавную структуру власти и крепостнических отношений.

За работу над российским законодательством Сперанский был щедро осыпан милостями монарха. Его старость прошла во славе и почете. Возведенный 1 января 1839 г. в графское достоинство, Сперанский скончался 2 февраля того же года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почти все начинания Александра 1 были безуспешны. Лучшие из них те, которые остались бесплодными, другие имели худший результат, т.е. ухудшили положение дел. Одним из лучших законов первых лет был указ 20 февраля 1803 г. о вольных хлебопашцах; думали, что он подготовит постепенное мирное освобождение крестьян.

Причина безуспешности заключалась в их внутренней непоследовательности. Отказ Александра I от проведения реформ объясняется как явным противодействием со стороны правящих кругов и дворянства в целом, так и его собственными опасениями вызвать крестьянский бунт «прикосновением к основам существующего строя».

Даже поэтапный характер реформ и то, что они не посягали на главную привилегию дворянства, да и их подробности держались в секрете, не спасло положения. Результатом было всеобщее недовольство; Александр I оказался перед опасностью дворянского бунта. Дело осложнялось и внешнеполитическими обстоятельствами - приближалась новая война с Наполеоном.

Возможно, отчаянное сопротивление верхушки дворянства, интриги и доносы на Сперанского в конечном счете все же не возымели бы действия на императора, если бы весной 1811 г. лагерь противников реформ не получил вдруг идейно-теоретического подкрепления совсем с неожиданной стороны.

В Твери, вокруг великой княгини, женщины умной и образованной, сложился кружок людей недовольных либерализмом Александра и в особенности деятельностью Сперанского. Среди них был и Н.М. Карамзин, читавший здесь первые тома своей «Истории государства Российского». Карамзина представили государю, и он передал ему «Записку о древней и новой России» - своего рода манифест противников перемен, выражение взглядов консервативного направления русской мысли.

По мнению Карамзина, самодержавие - единственно возможная для России форма политического устройства. На вопрос, можно хоть какими-то

способами ограничить самовластие в России, не ослабив царской власти, - он отвечал отрицательно. Спасение же автор видел в традициях и обычаях России, которым вовсе не нужно брать пример с Западной Европы и Франции. Одна из таких традиционных особенностей России - крепостничество, возникшее как следствие «естественного права».

Ничего нового в Записке Карамзина не содержалось: многие его аргументы и принципы были известны еще в предшествующем столетии. Однако на сей раз эти взгляды были сконцентрированы в одном документе, написанном на основе исторических фактов и (что было для императора самым главным) человеком, не близким ко двору, не облеченным властью. С Карамзиным он простился холодно и даже не взял текст Записки с собой. Александр понимал, что неприятие его политики охватило широкие слои общества и голос Карамзина был голосом общественного мнения.

Развязка наступила в марте 1812 г., когда Александр I объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей, и он был сослан в Нижний Новгород. Давление на императора усилилось, а получаемые им доносы на Сперанского было невозможно далее оставлять без внимания. Александра вынуждали назначит официальное расследование деятельности своего ближайшего сотрудника, и он так бы и поступил, если бы поверил наветам. Самоуверенность Сперанского, его неосторожные высказывания, его стремление самостоятельно решать все вопросы, оттесняя государя на второй план, - все это послужило причиной отставки и ссылки Сперанского.

Реформы начала XIX века не смогли затронуть основ самодержавия, хотя предложения реформаторов были направлены на ликвидацию противоречий между государственными институтами феодально-абсолютистской монархии. На деле царь единолично решал важнейшие вопросы. Традиции самодержавия продолжали действовать, царь оказывался первым, кто их активно поддерживал. Сработала система, человек системы в решающий момент сделал шаг назад, потому, что к ним были не готовы Россия, российское общество, втягивавшееся в новое общественное русло.

Так закончился еще один этап царствования Александра I, а вместе с ним и одна из наиболее значительных в русской истории попыток осуществить радикальную государственную реформу. Спустя несколько месяцев началась Отечественная война с Наполеоном, завершившаяся изгнанием французов из России. Прошло несколько лет, прежде чем проблемы внутренней политики вновь привлекли внимание императора.

Внутренняя политика Александра сначала либеральная, затем реакционная, направленная на укрепление самодержавия, объективно способствовала активизации дворянского революционного движения – декабризма.

Стремлению укрепить феодально-крепостнические порядки служила систематизация законодательства. Несмотря на свой крепостнический характер, Свод законов Российской империи - большое достижение юридической мысли.

М.М.Сперанский является одним из самых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей стране Конституцию, свободных людей, законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов, упорядоченные финансы, предвосхитив, таким образом, за полвека с лишним большие реформы Александра II и, мечтая для России об успехах, которых она долго не могла достигнуть».

В такой оценке Сперанского есть большая доля правды. Полное осуществление проектов, несомненно, ускорило бы эволюцию России в направлении помещичье-буржуазной монархии.

Становление общественно-политических взглядов М.М. Сперанского

Один из факторов формирования мировоззрения человека – воздействие семьи, ближайшего окружения. Отец Михаила Михайловича был сельским священником. Он немного времени уделял семье, а мать часто была занята делами по дому. Михаил был физически слаб, и поэтому вместо игр со сверстниками часто беседовал со своим дедом и много читал.

В жизни М.М. Сперанского было несколько судьбоносных знакомств. Первым стала встреча с духовником Александра I – протоиереем Андреем Афанасьевичем Самборским – человеком образованным, знатоком астрономии. Будучи в гостях у отца Сперанского, он побеседовал с мальчиком и пригласил его в Петербург.

Приглашение, невзначай данное А.А. Самборским в далеком 1778 году, было принято: после учёбы в семинарии во Владимире, М.М. Сперанский продолжил обучение в Александро-Невской семинарии в Петербурге. Образование в семинарии шло с учетом научных достижений философов-просветителей и представителей точных наук.

Знакомство с генерал-прокурором Алексеем Борисовичем Куракиным – второе судьбоносное знакомство в жизни Михаила Михайловича. Как отмечает В.А. Томсинов, М.М. Сперанский обладал «необыкновенной умственной энергией, искусством быстрого логичного письма» , что сыграло немалую роль при его приеме на должность домашнего секретаря. А.Б. Куракин дал поручение написать несколько писем – поручение было выполнено за одну ночь. Удивленный А.Б. Куракин позвал М.М. Сперанского на службу в должности титулярного советника, и тот согласился.

В жизни человека настаёт определенный момент, когда он оказывается на перепутье. Наука перевесила для Сперанского чашу вес, где на другой чаше была религиозная деятельность. Никто не может с уверенностью назвать решающий фактор, определивший этот выбор – быть может, М.М. Сперанский чувствовал, что он может сделать жизнь России лучше, пойдя по этому пути, а может, мыслил слишком вольно – всё это предположения, не более того.

В 1801 году Михаил Михайлович был возведен в чин статского советника. Недалек был момент личного знакомства с императором – это случилось в 1806 году.

М.М. Сперанский как идеолог и практик конституционной монархии: государственная деятельность и воззрения на государство

Михаил Михайлович считал, что власть должна быть ограничена законом, что правительство имеет источником своей власти народ, а сила правительства формируется из силы народной, является производной. В теории М.М. Сперанский выделяет две основные силы: силу народную и силу правительственную. «Силы, вверенные народом правительству, в руках его соединялись в одну массу. Из сил физических составлялись войски, из богатств народных – деньги, из уважения – почести» . Народ должен ограничивать правительство посредством защиты границ власти, для чего ему необходимо консолидироваться, дабы не действовал принцип «разделяй и властвуй». Так как это весьма непростое занятие – следить за соблюдением границ власти, оно должно быть поручено элите, так называемому независимому высшему классу. В записке «Об усовершенствовании народного воспитания» предлагается установление зависимости между чином и уровнем образования, чиновники обязаны были сдавать экзамены. Помимо этого, гарантом законности должны стать, по мнению М.М. Сперанского, свобода печати и гласность.

В записке «О коренных законах государства» М.М. Сперанский различает внешний образ правления – правовую базу – и внутренний – реальную расстановку сил в государстве. Действующая конституция – и есть соотношение этих сил; Сперанский понимает конституцию как существующее положение дел, что впоследствии в 1862 году Ф. Лассаль назовет «фактическим отношением сил». Когда внешний образ правления не соответствует внутреннему, имеет место порок государственного устройства.

В 1809 году Михаил Михайлович по поручению Александра I создает «План государственного преобразования». «Введение к уложению государственных законов» 1809 года включает в себя два отделения: о плане и разуме государственного уложения. В первой идет речь о государственных и коренных государственных законах, во второй о государственном устройстве и законотворчестве.

Гражданские права понимались Сперанским как защита имущества и прав лица, а политические – как гарантия прав гражданских, реализуемая посредством разделения властей. Политические права состояли в «участии в силах государственных: законодательной, судной и исполнительной» .

Михаил Михайлович предлагал следующую сословную структуру населения: а) дворяне и люди среднего состояния, которые имеют все гражданские права, а политические – в зависимости от количества имущества, б) рабочий народ, который также имеет гражданские права, но вовсе не обладает политическими. М.М. Сперанский это обосновывал тем, что люди, не имеющие собственности, не способны участвовать в процессе законотворчества. «Какая, например, нужда человеку без собственности ограничивать закон о податях вещественных, когда закон сей на него не падает» .

Парламент – Государственная Дума – задумывался Михаилом Михайловичем как верховный законодательный орган, выборы в который должны носить многоступенчатый характер; формирование предполагалось начинать на уровне волостных дум. Законодательная инициатива, по Сперанскому, должна принадлежать правительству, рассмотрение и принятие законов – компетенция Государственной Думы, а утверждение законов – прерогатива императора.

В 1810 году создается Государственный Совет – координационный совещательный орган, и М.М. Сперанский занимает в нем пост государственного секретаря, фактически становясь вторым лицом в государстве. Он оказывает влияние практически на все сферы государственной деятельности – от законотворчества до международной политики.

Но модернизация государства не представляется возможной без трансформации правовой базы. И это становится одной из приоритетных направлений деятельности Сперанского. Лучшим делением законов, по его мнению, было их деление на три рода: закон государственный (конституционный), закон гражданский и закон уголовный. Два последние закона – уложение .

Попытка систематизации законодательства была предпринята при Александре I, которая с 1810 года проходила под руководством М.М. Сперанского. Но так как в 1812 году началась Отечественная война, а при составлении проектов гражданского уложения за образец было взято французское законодательство, работа была прервана.

Николай I в 1826 году создаетВторое отделение Собственной канцелярии Его Величества, где начинается работа по систематизации законодательства, которая должна была включать в себя три этапа: инкорпорацию всех правовых актов Российской империи, что выразилось в издании в 1830 году Полного собрания законов Российской империи в период с 1649 по 1825 годы; инкорпорацию действующего законодательства в виде создания Свода законов, впервые вышедшего в 1832 году; и кодификацию – распределение норм по отраслям с включением новелл.

При М.М. Сперанском были проведены первые два этапа систематизации. Полное собрание законов Российской империи первоначально вышло в составе 40 томов и 4 томов указателей, а Свод законов – в 15 томах. Свод законов заложил основы для развития законодательства Российской империи, без чего была бы немыслима Судебная реформа 1864 года .

Для кого-то М.М. Сперанский – великий реформатор, для кого-то – масон, «разбудивший» декабристов, для кого-то – неудачливый политик… Разность мнений говорит о сложности образа Михаила Михайловича. Но он, бесспорно, был Государственным деятелем с большой буквы, светилом русской администрации, как назвал его М.А. Корф. Последний так описывал Михаила Михайловича в своём дневнике: «Сперва ничтожный семинарист, потом всемогущий временщик, знаменитый изгнанник, восставший от падения с не увядшими силами, наконец, бессмертный зиждитель Свода законов, столь же исполинского в мысли, как и в исполнении, - он и гением своим, и чудными своими судьбами стал каким-то гигантом над всеми современниками»

Михаил Михайлович (1 января 1772, г. Черкутино Владимирской губернии – 11 февраля 1839, г. Санкт-Петербург) - государственный деятель, граф. Сибирский в 1819–1821.

Энциклопедическая справка

Родился в семье сельского священника. Обучался во Владимирской семинарии, с 1788 в Александро-Невской семинарии в Петербурге. По окончании был оставлен в ней преподавателем. В 1795 М.М. Сперанский становится префектом семинарии, но вскоре уходит из нее и становится секретарем генерал-прокурора А. Б. Куракина, а с 1799 – правителем его канцелярии.

Взлет карьеры М.М. пришелся на первые годы правления Александра I. Эрудиция, огромная работоспособность, независимость суждений – все это привлекало молодого царя в М.М. . В 1801 он делает его статс-секретарем и поручает разработать план государственных преобразований. М.М. Сперанский назначается директором департамента вновь образованного Министерства внутренних дел и занимается вопросами государственных устройств. К 1809 он предоставляет Александру I либеральный проект преобразования государственного управления в стране, но из-за оппозиции консервативного дворянства он был реализован лишь частично, а сам реформатор в марте 1812 отправлен в ссылку в Нижний Новгород, а с сентября того же года – в Пермь.

В 1814 ему разрешили вернуться из ссылки и проживать в новгородском имении Великополье. В августе 1816 М.М. Сперанский вновь возвращен на государственную службу и назначен пензенским гражданским губернатором. В марте 1819 ему поручили возглавить ревизию Сибири и назначили сибирским генерал-губернатором. В короткий срок он объехал почти всю Сибирь, решительно боролся с произволом и казнокрадством местной администрации. К суду было привлечено 680 чиновников, с которых взыскано 2,8 млн р. 29 августа 1819 М.М. Сперанский прибыл в . Небольшая команда М.М. Сперанского, в которую входил будущий декабрист , за короткий срок подготовила пакет реформ преобразования управления Сибирью. Среди них «Устав об управлении инородцев», «Устав о ссыльных», адм. и судебная реформы и т. п. Для рассмотрения сибирских дел в Петербурге был создан специальный орган – Сибирский комитет.

В марте 1821 М.М. Сперанский вернулся в столицу и был введен в состав Государственного совета. С конца 1820-х занимался составлением Свода законов Российской империи и кодификацией гражданского и уголовного права. К 1835 работа была закончена и Свод законов вступил в силу.

1 января 1839 М.М. Сперанский был возведён в графское достоинство, а через месяц скоропостижно скончался.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. Иркутск, 2011.

М.М. Сперанский в Иркутске

Среди выдающихся государственных деятелей России XIX века одно из первых мест принадлежит М.М. Сперанскому. Безродный выходец из «жеребячьего сословия», благодаря природному уму и трудолюбию Сперанский в короткий срок сделал блестящую карьеру, познал высочайшие взлеты и горечь падения, оставив по себе память признанного реформатора и выдающегося юриста. По воле судеб оказавшись в 1819 генерал–губернатором в огромном зауральском крае, Сперанский и здесь занялся реформами, благодатное влияние которых сибиряки ощущают и сегодня. Бескорыстное стремление к благу страны надолго останется в людской памяти.

Отправляя Сперанского в Сибирь, Александр I наделил его небывалыми полномочиями. Сперанский ехал в Сибирь в двух лицах – как ревизор и как «главный начальник края», которому поручалось провести ревизию, «придать кого нужно законному суждению », сообразить «на месте полезнейшее устройство сего отдаленного края и сделать оному начертание на бумаге ». Весной 1819 г. Сперанский пересек границу Сибири. Первый сибирский город Тюмень произвел на него вид «печальный», в Тобольске – древней столице Сибири – ревизор тоже не задержался. Он спешил в далекий и загадочный Иркутск, как бы предчувствуя, что именно там находится «корень зла». Добравшись наконец до , Сперанский через несколько дней напишет ставшие впоследствии знаменитыми строки. «Если в Тобольске я отдал всех под суд... то здесь оставалось бы всех повесить ».

К приезду нового генерал–губернатора Иркутск готовился как никогда. Горожанам надолго запомнилась встреча. Основные сооружения города – Кафедральный собор, Триумфальные ворота и главные улицы – Большая и Заморская – были буквально залиты огнями. Па переправе через Ангару гремел оркестр, а среди огромного стечения народа выделялись губернатор Н.И. Трескин с чиновниками в парадных мундирах и орденах. В дневнике Сперанский так описал первые впечатления об : «Вид освещенного города из–за реки был великолепен ». Однако уже первое знакомство с результатами управления краем И.Б. Пестелем и Трескиным потрясло Михаила Михайловича. «Чем дальше опускаюсь я на дно Сибири, тем более нахожу зла, и зла почти нестерпимого », – писал он.

Приступая к ревизии, Сперанский был хорошо знаком с укоренившимся в правительственных кругах с Екатерининских времен мнением о том, что все сибиряки – ябедники. А потому обращать внимание на их прощения и жалобы не стоит. С большим трудом он смог убедить жителей губернии в том, «что жалобы на местное начальство не составляют преступления ». И тогда... жалобы посыпались, как из рога изобилия. Число их доходило до трехсот в день. В Иркутске в считанные дни была раскуплена вся гербовая бумага, на которой следовало писать жалобы.

Губернатор был, по характеристике Сперанского, человек «наглый, смелый, неглупый », но «худо воспитан » и «хитер и лукав, как демон ». Под стать ему была и стая чиновников рангом пониже: Верхнеудинский исправник М.М. Геденштром, Иркутский – Войлошников, Нижнеудинский – Лоскутов.

Ревизия вскрыла вопиющую картину злоупотреблений и произвола местной администрации. Сам ревизор писал, что общим предметом «следственных дел стало лихоимство во всех его видах». Трескин был отдан под суд, вместе с ним в различных злоупотреблениях оказалось замешано около семисот чиновников рангом пониже. Сперанский в короткий срок смог вычистить «авгиевы конюшни». В этом его несомненная заслуга.

Быт нашего героя в Иркутске был организован очень скромно. Вместе с приехавшими с ним молодыми чиновниками – Г.С. Батеньковым, К.Г. Репинским, Ф.И. Цейером и другими, они жили и работали в простом, но не очень уютном доме А.А. Кузнецова, расположенном отнюдь не в центре , а на окраине, недалеко от реки . Единственной достопримечательностью этого дома был заброшенный сад, ставший любимым местом прогулок Сперанского и сопровождавших его молодых людей. По воскресеньям Сперанский присутствовал на обедне в приходской церкви, любил выехать за город на речку , а к вечеру запросто заглянуть на огонек к знакомым купцам. Уже много лет спустя старожилы Иркутска вспоминали прогуливавшегося на свежем воздухе в любую погоду высокого, чуть сутулого человека, одетого в простую шинель без всяких знаков отличия, скромную кожаную кепку. Трудно было ощутить в этом одиноком страннике выдающегося мыслителя, в обмен на которого Наполеон предлагал Александру I отдать любое из принадлежащих ему государств Европы.

Основным делом Михаила Михайловича в период его двухлетнего пребывания в Иркутске стала не ревизия, а разработка проектов будущей реформы, вошедших в литературу под общим названием «сибирского учреждения» или «сибирских реформ» 1822 г. Сперанский и его «конфиденты» через Сибирский комитет представили на рассмотрение Александру I пакет предложений, состоящий из 10 законопроектов: «Учреждение для управления Сибирских губерний»; «Устав об управлении инородцев»; «Устав о ссыльных»; «Устав об этапах»; «Устав об управлении киргиз–кайсаков»; «Устав о сухопутных сообщениях»; «Устав о городовых казаках»; «Положение о земских повинностях»; «Положение о хлебных запасах»; «Положение о долговых обязатель­ствах между крестьянами и между инородцами», которые были утверждены царем 22 июня 1822 г. Новую систему управления Сибири Сперанский попытался построить на компромиссе интересов верховной, т. е. самодержавной, власти с региональными особенностями и отчетливом понимании невозможности в тот период времени полностью подчинить Сибирь действию общеимперского законодательства.

Правительство со времен Екатерины II на разных уровнях традиционно признавало существенные особенности Сибирского края. Одним из проявлений этого стало намерение Екатерины сделать специальную оговорку о нераспространении губернских учреждений 1775 г на Сибирь. В 1801 г., отправляя И.О. Селифонтова с ревизией в Сибирь, Александр I прямо заявил в указе: «Мы находим, что сибирский край по пространству своему, по разностям естественного его положения, по состоянию народов, его населяющих... требует... в разделении его... и в самом образе управления особенного постановления », основанного «на достоверном познании местных обстоятельств ». Но наиболее ярко мысль о необходимости особой формы управления для Сибири прозвучала в отчете М.М. Сперанского по обозрению края. Вдумчивый ревизор на страницах документа к этой идее возвращается неоднократно. В конечном итоге он приходит к выводу о том, что Сибирь по пространству своему «требует особенных постановлений ».

В сибирском законодательстве 1822 г. прежде всего обращают на себя внимание его тщательная предварительная подготовка. М.М. Сперанским и его помощниками, в первую очередь Г.С. Батеньковым; был собран и проанализирован огромный комплекс исходных материалов. Итоговый «пакет» законов в утвержденном виде не только поражает своим объемом – он состоит из 4019 параграфов, – но и отличается исключительно высоким для того времени качеством проработки правовых актов. Наиболее характерной его чертой стало стремление Сперанского обеспечить в новом законодательстве сочетание основополагающих политических принципов функционирования империи, сибирской специфики с решением общегосударственных задач.

Регионализм М.М.Сперанского проявился прежде всего в разделении Сибири на два генерал–губернаторства – Западной и Восточной Сибири. Тем самым по существу было положено начало тому административному разделению Сибири, которое сохранилось и по сей день. Региональными мотивами было навеяно предложение о создании двух Главных управлений и совещательных органов при них – советов. Этот же механизм вводился на уровне губернии и округов (уездов). Создание Сперанским системы противовеса единоличной власти является, как представляется, уникальным явлением в российском законодательстве первой половины XIX в. Значительно позже, в 1860–х гг., нечто похожее можно наблюдать в других генерал–губернаторствах Азиатской России, например, в Туркестане. Однако в тот период времени это было принципиальным новшеством в законодательной практике, навеянным традиционным стремлением сибирской бюрократии к «самовластию». Коллегиальные советы и должны были, по замыслу Сперанского, стать гарантами законности принимаемых решений. Обращает на себя внимание состав Главных управлений, в которые под председательством генерал–губернатора входило по шесть чиновников: трое по назначению самого главного начальника края, а трое представляли интересы министерства внутренних дел, финансов и юстиции. В таком механизме формирования советов нашли сочетание принципы отраслевого, территориального и общегосударственного уровней управления, централизаторские и децентрализаторские тенденции. Эти же основы были зафиксированы в статьях закона, определяющих взаимоотношения генерал–губернатора с общегосударственными ведомствами, представленными в регионе: жандармской и почтовой службами, кабинетскими чиновниками, казенными палатами и др.

Региональные мотивы особенно сильно проявились при разработке «Устава об управлении инородцев». Факт появления в российском законодательстве новой сословной категории – тому доказательство. Само слово «инородцы» в практику русского языка, в юридическую лексику вводится именно Сперанским. Оно отразило эволюцию взаимоотношений правительства с народами Сибири, глубину инкорпорации сибирских аборигенов в общегосударственные политические, экономические и социокультурные механизмы и процессы. Здесь уместно отметить, что на протяжении трехсотлетней истории досоветской Сибири официальное название народов края неоднократно менялось. В XVII в. коренных жителей Сибири называли «ясашными иноземцами», так как Сибирь и ее население еще только начинали входить в состав Российского государства. Однако по мере утверждения в подданстве они переставали быть иноземцами. В XVII и в первые десятилетия XIX в. сибирских аборигенов обычно называли «ясачными иноверцами », т. е. людьми иной, отличной от христианства религии. В XIX в. в связи с распространением православия среди народов Сибири это название исчезает как неточно отражающее конфессиональную принадлежность аборигенов. Сперанский вводит новый термин – «инородцы», который стал официальным названием народов края и приобрел сословный характер. Таким образом, в самом термине «инородцы» заметны элементы региональной специфики, связанной с изменением юридического и социального статуса этих народов в составе российского государства. В этом же документе обращает на себя внимание и ряд других положений, связанных с сибирской спецификой: разделение аборигенов на три категории – оседлых, кочевых и бродячих, предполагаемая кодификация норм обычного права – с одной стороны, и возможная интеграция аборигенов в общероссийскую административную и экономическую систему – с другой.

Стремление Сперанского учитывать региональные особенности легко прослеживаются и на примере анализа других законов, составляющих комплекс «сибирского учреждения». Примером тому является регламентация податей и сборов, создание государственных запасов хлеба, заключение торговых сделок и т.д.

Вместе с тем нельзя не заметить, что правовой регионализм Сперанского базировался на имперском законодательстве, его постулатах и имел строго дозированные пределы. В «сибирском учреждении» 1822 г. легко прослеживаются идеи Екатерининского Учреждения о губерниях 1775 г., провозгласившего принцип единоначалия в лице генерал–губернатора как исключительно доверенной от императора особе. Сперанский вовсе не собирался ограничивать генерал–губернаторскую власть. В условиях абсолютной монархии это было невозможно, да Сперанский и не желал этого. Однако он попытался поставить деятельность региональной власти в строго определенные рамки законодательства, что явилось несомненным новшеством для региона и империи в целом.

В то же время сам факт наличия генерал–губернаторской власти, пределы и существо которой не были четко прописаны в законодательстве, осложнял вопрос о подчинении ей учреждений различных ведомств, порождал нежелательные, с точки зрения правительства, дискуссии и вопросы. Представляется, что генерал–губернаторская власть вносила определенный элемент децентрализации в систему управления, что явилось прямым порождением противоречий внутренней политики самодержавия в первой половине XIX в. «Непоследовательность Александра по делам внутреннего благоустройства сказывалась на всех мероприятиях ». Так охарактеризовал великий князь Николай Михайлович внутреннюю политику своего венценосного предка.

В такой характеристике видится нам прежде всего сочетание имперских принципов и регионализма в законодательстве 1822 г. В этом смысле «сибирское учреждение» вполне вписывалось в палитру общероссийского законодательства об управлении окраинами государства, т.е. находилось в русле общегосударственной политики. Как известно, в 1809 г. Финляндия, бывшая шведская провинция, после присоединения к России получила автономный статус Великого княжества Финляндского, положение которого было весьма привилегированным даже «по сравнению с коренными областями империи». В декабре 1815 г. император Александр I «даровал конституцию Польше », считавшейся по тем временам верхом либерализма в Европе. На Кавказе, который представлял собой весьма пестрый конгломерат этносов и религий, проводится административная реформа, имевшая целью прочнее увязать этот важный в стратегическом отношении регион с Россией, но в тоже время построенная с учетом местных этнических, религиозных и иных традиций. Расширение территории государства и как следствие, усложнение внутриполитических, в том числе и управленческих, задач, выдвигали перед правительством задачу поиска путей инкорпорации новых территорий в общеимперское пространство. Одним из таких способов и стала разработка регионально–территориального законодательства, в котором отчетливо отражались геополитические особенности конкретных территорий. Сибирское законодательство 1822 г., основы которого были разработаны в Иркутске, логично вписывалось и дополняло доктрину окраинной политики самодержавия. Оно стало первым опытом комплексного регионального законодательства в империи, действовавшим без существенных изменений вплоть до конца XIX века и опередившим общероссийскую кодификацию на десять лет.

Личность в истории Сибири XVIII-XX веков: Сб. биограф. очерков. - Новосибирск, 2007. - С. 34-40.

Сочинения

  1. Проекты и записки. - М.; Л., 1961.
  2. Письма Сперанского из Сибири к его дочери Елизавете Михайловне. - М., 1869.

Литература

  1. Корф М. Жизнь графа Сперанского. - СПб., 1861. - Т. 1–2.
  2. Вагин В. И. Исторические сведения о деятельности графа М. М. Сперанского в Сибири. - СПб., 1872.
  3. Чибиряков С. А. Великий русский реформатор. - М., 1989.
  4. Ермолинский Л. Л. Михаил Сперанский. - Иркутск, 1997.
  5. Томсинов В. Сперанский. - М., 2006. (серия ЖЗЛ).

Ссылки

  1. В Иркутске объявлен конкурс на лучший эскиз бюста Михаилу Сперанскому // Газета Иркутск

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) - российский политический, общественный деятель, автор многочисленных работ по праву и юриспруденции, автор крупных законопроектов и реформ.

Сперанский жил и работал во времена правления Александра 1-го и Николая 1-го, являлся действующим членом Академии наук, занимался общественной деятельностью и реформированием правовой системы Российской империи. При Николае 1-м был воспитателем наследника престола - Александра Николаевича. Сперанский написал множество теоретических работ по юриспруденции и считается одним из родоначальников современного права. Кроме того, он составил проект конституции.

Краткая биография Сперанского

Родился во Владимирской губернии в семье церковного причетника. С раннего детства обучался грамоте и читал священные книги. В 1780 г. Сперанский поступил во Владимирскую семинарию, где вскоре благодаря своему острому уму и необычайно сильным способностям к аналитическому мышлению стал лучшим учеником. После окончания семинарии Сперанский продолжил свое образование там же, но уже в качестве студента. За свои успехи в учебе он получил возможность перевестись в Александро-Невскую семинарию в Петербурге, после окончания которой остался там преподавать.

Преподавательская деятельность Сперанского в семинарии продлилась относительно недолго. В 1795 г. он получил предложение стать секретарем князя Куракина. Так началась политическая карьера Сперанского.

Сперанский быстро продвигался по служебной лестнице. В 1801 г. он стал действительным статским советником, что позволило ему более активно участвовать в общественно-политической жизни страны. В 1806 г. Сперанский познакомился с императором Александром 1-м и так впечатлил его своими талантами и умом, что получил предложение заняться разработкой проекта реформ, которые могли бы улучшить состояние страны. В 1810 г. Сперанский стал государственным секретарем (второй в стране человек после государя), началась его активная реформаторская деятельность.

Реформы, предложенные Сперанским, задевали интересы слишком многих слоев общества и были настолько обширными, что дворянство их опасалось. В результате в 1812 г. Сперанский попал в опалу и находится в таком жалком положении вплоть до 1816 г.

В 1819 г. он неожиданно получил должность генерал-губернатора Сибири, а уже в 1821 г. вернулся в Петербург.

Император умер, а на престол взошел его брат, . Сперанский познакомился с Николаем и тоже очаровал его своим умом, что позволило ему вернуть себе бывшее политическое влияние и уважение. В это время Сперанский получил должность воспитателя наследника престола. Открылась Высшая школа правоведения, в которой он активно работал.

Сперанский умер в 1839 г. от простуды.

Политические реформы Сперанского

Сперанский получил широкую известность благодаря своим многочисленным реформам, которые носили всеобъемлющий характер. Сперанский не был сторонником монархического строя, он полагал, что государство должно давать всем гражданам одинаковые права, а власть должна быть поделена, однако в то же время он был уверен, что Россия пока не готова к столь радикальным переменам, поэтому предлагал, как ему казалось, более подходящий вариант. По приказу Александра 1-го Сперанский разработал программу реформ, которые должны были помочь России выбраться из кризиса.

Сперанский предлагал следующие идеи:

  • получение гражданами вне зависимости от сословия равных гражданских прав;
  • существенное сокращение всех расходов на деятельность государственных органов и чиновничества, а также установление жесткого контроля над бюджетом;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, перестройка системы министерств и изменение их функций;
  • создание более современных судебных органов, а также написание нового законодательства, которое учитывало бы потребности новой системы управления;
  • обширные преобразования во внутренней экономике, введение налогов.

Основная идея реформ Сперанского заключалась в том, чтобы создать демократичную модель управления во главе с монархом, которому, однако, власть не будет принадлежать единолично, а общество будет уравнено перед законом. По проекту Россия должна была стать полноценным правовым государством.

Реформы Сперанского не были приняты дворянством, которое боялось потерять свои привилегии. Проект был выполнен не полностью, в жизнь были воплощены лишь некоторые его пункты.

Итоги деятельности Сперанского

Итоги деятельности Сперанского:

  • значительный рост внешней торговли за счет повышения экономической привлекательности России в глазах иностранных инвесторов;
  • модернизация системы управления государством; реформирование армии чиновников и сокращение расходов на их содержание;
  • появление мощной экономической инфраструктуры, которая позволяла экономике саморегулироваться и быстрее развиваться;
  • создание современной правовой системы; Сперанский стал автором-составителем «Полного собрания законов Российской империи»;
  • создание теоретической основы современного законодательства и права.

Известный чиновник и реформатор Михаил Сперанский (годы жизни: 1772-1839) известен как автор нескольких программ по изменению законодательства России в начале XIX века. Он пережил пик и упадок своей карьеры, не все его идеи были реализованы, однако именно его имя является синонимом того либерального направления, в котором могло развиваться наше государство при Александре I и Николае I.

Детство

Будущий крупный государственный деятель Михаил Сперанский родился 1 января 1772 года во Он был незнатного происхождения - отец работал в церкви, а мать была дочерью дьякона. Именно родители больше всего повлияли на характер и интересы ребенка. Он быстро научился грамоте и много читал. Большое влияние на Мишу оказал дед, который много ходил в церковь, а также познакомил внука с такими важными книгами, как «Часослов» и «Апостол».

Даже после своего возвышения Михаил Сперанский не забывал о своем происхождении. Будучи государственным секретарем, он сам убирал свои покои и вообще отличался скромностью в быту и привычках.

Михаил начал свое систематическое обучение в 1780 году в стенах Владимирской епархиальной семинарии. Именно там благодаря выдающимся способностям мальчика впервые записали под фамилией Сперанского что было калькой с латинского прилагательного, переводящегося как «подающий надежду». Отец же ребенка был Васильевым. Михаил Сперанский сразу выделился из общей массы учеников своей сообразительностью, желанием учиться, любовью к чтению, а также скромным, но твердым характером. Семинария позволила ему выучить латинский и древнегреческий языки.

Переезд в Петербург

Михаил мог бы остаться во Владимире и начать церковную карьеру. Он даже стал келейником у местного игумена. Но уже в 1788 году в качестве одного из самых ярких и талантливых студентов Сперанский получил возможность поехать в Санкт-Петербург и продолжить свое обучение в Александро-Невской семинарии. Это заведение находилось под непосредственным контролем Синода. Здесь разрабатывались новые программы и преподавали лучшие педагоги.

В новом месте Сперанский Михаил Михайлович обучался не только богословию, но и светским дисциплинам, в том числе высшей математике, физике, философии и французскому языку, который в то время был международным. В семинарии царствовала строгая дисциплина, благодаря которой у студентов вырабатывались навыки многочасовой интенсивной умственной работы. После того как Сперанский научился читать на французском языке, он увлекся трудами ученых этой страны. Доступ к лучшим и новейшим книгам сделал молодого семинариста одним из самых образованных людей в стране.

В 1792 году Сперанский Михаил Михайлович окончил свое обучение. Он остался в семинарии, где несколько лет был учителем математики, философии и красноречия. В свободное время он увлекался художественной литературой, а также писал стихи. Некоторые из них были опубликованы в петербургских журналах. Вся деятельность учителя семинарии выдавала в нем многостороннего человека с самым широким кругозором.

Начало государственной службы

В 1795 году молодой Сперанский по рекомендации митрополита Гавриила был взят на работу Александром Куракиным. Это был видный столичный чиновник и дипломат. С восшествием на трон Павла I он был назначен генерал-прокурором. Куракину понадобился секретарь, который мог бы справиться с большим объемом работы. Именно таким человеком был Сперанский Михаил Михайлович. Кратко говоря, он предпочел светскую карьеру карьере внутри Церкви. При этом в семинарии не хотели расставаться с талантливым преподавателем. Митрополит предложил ему принять монашеский постриг, после которого Сперанский мог рассчитывать на звание архиерея. Однако он отказался и в 1797 году получил чин титулярного советника в канцелярии генерал-прокурора.

Очень быстро чиновник вознесся по карьерной лестнице. Всего через пару лет он стал статским советником. Биография Сперанского Михаила Михайловича - это история быстрого возвышения на службе благодаря уникальной работоспособности и талантливости. Эти качества позволяли ему не лебезить перед начальством, что стало причиной его беспрекословного авторитета в будущем. Действительно, Сперанский работал в первую очередь на благо государства, а уже только потом думал о собственных интересах.

Возвышение реформатора

В 1801 году новым императором России стал Александр I. Он кардинально отличался от своего деспотичного отца Павла, который был известен военными замашками и консервативными взглядами. Новый монарх был либералом и хотел произвести в своей стране все те реформы, которые были необходимы для нормального развития государства. В целом они заключались в расширении свобод населения.

Такими же взглядами отличался и Михаил Сперанский. Биография этого деятеля крайне любопытна: он познакомился с Александром I, когда тот еще был наследником престола, а чиновник занимался обустройством Петербурга, будучи статским советником. Молодые люди тут же нашли общий язык, и будущий царь не забыл фигуру яркого выходца из Владимирской губернии. С восшествием на престол Александр I назначил Сперанского статс-секретарем у Дмитрия Трощинского. Этот человек был сенатором и одним из доверенных лиц нового императора.

Уже скоро деятельность Михаила Сперанского привлекла внимание членов Негласного комитета. Это были наиболее близкие к Александру государственные деятели, объединенные в один кружок для выработки решений по назревшим реформам. Сперанский стал помощником знаменитого Виктора Кочубея.

В Негласном комитете

Уже в 1802 году, благодаря Негласному комитету, Александр I учредил министерства. Они пришли на смену устаревшим и неэффективным коллегиям петровской эпохи. Кочубей стал первым министром внутренних дел, а Сперанский - его статс-секретарем. Он был идеальным канцелярским тружеником: трудился с бумагами на протяжении десятков часов в день. Скоро Михаил Михайлович начал писать собственные записки высочайшим лицам, в которых излагал свои соображения на проекты тех или иных реформ.

Здесь не лишним будет еще раз упомянуть о том, что взгляды Сперанского сформировались благодаря чтению французских мыслителей XVIII века: Вольтера и т. д. Либеральные идеи статс-секретаря нашли отклик у власти. Вскоре он был назначен главой отдела, занимающегося разработкой проектов реформ.

Именно под руководством Михаила Михайловича были сформулированы основные положения знаменитого «Указа о вольных хлебопашцах». Это был первый робкий шаг российской власти на пути отмены крепостного права. Согласно указу, дворяне теперь могли отпускать крестьян вместе с землей. Несмотря на то что эта инициатива нашла совсем небольшой отклик у привилегированного сословия, Александр был доволен проделанной работой. Он поручил начать разработку плана коренных реформ в стране. Во главе этого процесса был поставлен Сперанский Михаил Михайлович. Краткая биография этого государственного деятеля удивительна: он, не обладая связями, лишь благодаря собственным способностям и трудолюбию смог попасть на вершину политического олимпа России.

В период с 1803 по 1806 гг. Сперанский стал автором большого числа записок, доставляемых императору. В бумагах статс-секретарь анализировал тогдашнее состояние судебной и исполнительной власти. Главное предложение Михаила Михайловича заключалось в изменении государственного строя. Согласно его запискам, Россия должна была стать конституционной монархией, где император лишался абсолютной власти. Эти проекты остались нереализованными, однако Александр одобрял многие тезисы Сперанского. Благодаря своей огромной работе этот чиновник также полностью изменил язык канцелярского общения в государственных структурах. Он отказался от многочисленных архаизмов XIX века, а его мысли на бумаге, лишенные ненужностей, были четкими и максимально ясными.

Помощник императора

В 1806 году Александр I сделал бывшего семинариста своим главным помощником, «отобрав» его у Кочубея. Императору нужен был именно такой человек, как Сперанский Михаил Михайлович. Краткая биография этого госслужащего не может обойтись без описания его отношений с монархом. Александр ценил Сперанского в первую очередь за его оторванность от различных аристократических кружков, каждый из которых лоббировал собственные интересы. На этот раз незнатное происхождение Михаила сыграло ему на руку. Он стал получать поручения персонально от царя.

В таком статусе Сперанский занялся образованием в духовных семинариях - лично близкой ему темой. Он стал автором устава, регулировавшего всю деятельность этих учреждений. Эти правила благополучно просуществовали вплоть до 1917 года. Еще одно важное предприятие Сперанского в качестве ревизора российского образования - составление записки, в которой он изложил принципы работы будущего Это заведение на протяжении нескольких поколений обучало цвет нации - юношей из самых мастистых аристократических семей. Его выпускником был и Александр Пушкин.

Дипломатическая служба

В это же время Александр I был очень занят внешней политикой. Отправляясь в Европу, он неизменно брал Сперанского с собой. Так было и в 1807 году, когда состоялся Эрфуртский конгресс с Наполеоном. Именно тогда Европа впервые узнала, кто такой Михаил Сперанский. Краткая биография этого чиновника обязательно упоминает о его навыках полиглота. Но до 1807 года он еще ни разу не был за границей.

Теперь же, благодаря знанию языков и своей образованности, Сперанский смог приятно удивить все чужеземные делегации, которые присутствовали в Эрфурте. Сам Наполеон обратил внимание на помощника Александра и даже якобы в шутку попросил российского императора поменять талантливого статс-секретаря «на какое-нибудь королевство». Но за границей Сперанский также отметился и практической пользой от собственного пребывания в делегации. Он принял участие в обсуждении и заключении мира между Францией и Россией. Впрочем, политическая обстановка в Европе тогда была шаткой, и скоро эти договоренности были забыты.

Зенит карьеры

Сперанский уделил много времени работе над составлением требований для поступления на государственную службу. Знания многих чиновников не соответствовали уровню занимаемой ими должности. Причиной этой ситуации была распространенная практика устройства на службу благодаря семейным связям. Поэтому Сперанский предложил ввести экзамены для людей, желающих стать чиновниками. Александр согласился с этой идеей, и скоро эти нормы стали законом.

С Сперанский стал руководить реформами в новой провинции. Здесь не было консервативного дворянства, поэтому именно в этой стране Александр смог реализовать свои самые смелые либеральные идеи. В 1810 году был учрежден Государственный совет. Также появилась должность государственного секретаря, которым стал Сперанский Михаил Михайлович. Деятельность реформатора не прошла даром. Теперь он официально стал вторым человеком в государстве.

Опала

Многочисленные затронули практически все сферы жизни страны. Где-то изменения были радикальными, чему сопротивлялась косная часть общества. Михаила Михайловича не любили дворяне, потому что из-за его деятельности именно их интересы страдали в первую очередь. К 1812 году при дворе государя появилась группа министров и приближенных, которые начали интриговать против Сперанского. Они разносили о нем лживые слухи, например о том, что он якобы критиковал императора. С приближением войны многие недоброжелатели стали вспоминать его связь с Наполеоном в Эрфурте.

В марте 1812 года Михаил Сперанский был уволен со всех занимаемых постов. Ему было приказано покинуть столицу. Фактически он оказался в ссылке: сначала в Нижнем Новгороде, потом в Новгородской губернии. Через несколько лет он все же добился снятия опалы.

В 1816 году он был назначен пензенским губернатором. Михаил Сперанский, кратко говоря, плохо знал этот край. Тем не менее, благодаря своим организаторским способностям он смог стать гарантом порядка в губернии. Местное население полюбило бывшего государственного секретаря.

После Пензы чиновник оказался в Иркутске, где он работал сибирским губернатором с 1819 по 1821 гг. Здесь положение дел было еще более запущенным, чем в Пензе. Сперанский занялся обустройством: разработал уставы по управлению национальными меньшинствами и ведению хозяйственной деятельности.

Вновь в Петербурге

В 1821 году Михаил Михайлович впервые за много лет оказался в Петербурге. Он добился встречи с Александром I. Император дал ясно понять, что прежние времена, когда Сперанский был вторым человеком в государстве, позади. Тем не менее он был назначен главой комиссии по составлению законов. Это была именно та должность, на которой можно было максимально эффективно применить весь опыт, которым владел Михаил Сперанский. Исторический портрет этого человека показывает его как выдающегося реформатора. Поэтому он вновь занялся преобразованиями.

Первым делом чиновник закончил сибирские дела. По его запискам была проведена административная реформа. Сибирь поделили на Западную и Восточную. В последние годы правления Александр I много времени уделял обустройству военных поселений. Теперь ими занялся и Сперанский, который вместе с Алексеем Аракчеевым возглавил соответствующую комиссию.

При Николае I

В 1825 году скончался Александр I. Произошло неудачное выступление декабристов. Сперанскому было поручено составление Манифеста о начале царствования Николая I. Новый правитель ценил заслуги Сперанского, несмотря на то что имел свой политический взгляд. Знаменитый чиновник оставался либералом. Царь же был консерватором, а бунт декабристов еще более настроил его против реформ.

В николаевские годы главной работой Сперанского стало составление полного свода законов Российской империи. Многотомное издание объединило огромное количество указов, первые из которых появились еще в XVII веке. В январе 1839 года благодаря своим заслугам Сперанский получил титул графа. Однако уже 11 февраля он скончался в возрасте 67 лет.

Его кипучая и продуктивная деятельность стала двигателем российских реформ первых лет В зените карьеры Сперанский оказался в незаслуженной опале, но позже вернулся к исполнению своих обязанностей. Он верно служил государству, несмотря ни на какие невзгоды.