Все о тюнинге авто

Проблемы социальной стабильности в национальной экономике. Основные аспекты устойчивости региональных социально-экономических систем

II. Экономическая нестабильность.

Рынок не всегда стабилен. Периоды нестабильности чреваты инфляцией, безработицей, другими тяжелыми социальными последствиями. В то же время нестабильность может быть на руку части компаний. Сам рынок, конечно, постепенно стабилизируется, но на это может уйти довольно много времени. Государство не может полностью устранить рыночные колебания, но в состоянии их сгладить, снизить социальную напряженность.

В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму.

III. Незаинтересованность рынка в решении социальных и глобальных проблем .

Рынок не станет заниматься социальными проблемами, так как это не приносит никакой выгоды. Только государство может за счет налогов выплачивать пособия, пенсии и т.д.

Рынок не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Всегда существовали такие виды производства, которые «отторгает» рыночный механизм. Прежде всего это производство с длительным сроком окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а результаты которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, поддержание занятости населения на необходимом уровне, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механиз­мом повсеместно и ежечасно. Сам этот механизм совершенно не наце­лен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граж­дан.

Изменить ситуацию можно лишь путем регулирования доходов и бо­гатства. Решить столь сложную задачу под силу только государству. Ведь это требует создания мощных систем перераспределения доходов и ре­ализации иных форм социальной политики в масштабах всей страны.

Таким образом, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач (рис. 1):

1) устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенством) рынка;

2) смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Кроме того, необходимость государственного регулирования экономики обусловливается:

Обеспечением целостности территориального пространства хозяйствования;

Наличием естественных монополий;

Ограниченностью определенных ресурсов;

Созданием и поддержанием развитой инфраструктуры, особенно в условиях России;

Рисунок 1. Экономические функции государства

Обеспечением достоверности информации;

Обеспечением баланса экономических интересов субъектов хозяйствования;

§ правовым обеспечением функционирования рыночного механизма. Правовая защита производителей и потребителей является важнейшей функцией государства.

Прежде всего, должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал. Большое внимание обычно уделяется антимонопольному регулированию. Высчитывается возможность отдельных фирм диктовать свои цены на рынке и навязывать другие условия сделок, и определяются меры борьбы с этими явлениями.

В случае с естественными монополиями государство может прибегнуть к установлению/фиксированию цен на товары такого монополиста.

Государство также стремится предотвратить нечестные методы ведения конкурентной борьбы, так называемую разрушительную или деструктивную конкуренцию . Например, может быть введен запрет на демпинг , то есть продажу товара по бросовым ценам обычно с целью вытеснения соперников с рынка. После ухода с рынка конкурентов фирма, занимающаяся демпингом, увеличивает свою рыночную долю и поднимает цены для получения сверхприбыли.

Практически во всех государствах мира существуют законы, защищающие исключительные права (авторские, изобретательские), что тоже можно отнести к мерам обеспечения честной конкуренции. Доходы от произведений, изобретений должны получать их создатели. В России пока процветает нарушение авторских прав.

Очень важное значение имеют и законы, посвященные защите прав потребителей, так как их интересы и интересы предпринимателей далеко не всегда совпадают. Актуален вопрос защиты потребителей и в России.

Качество многих товаров, а также уровень обслуживания не всегда находится на высоком уровне;

§ тем, что не все отношения между людьми находятся в пределах рынка. Так, освоения дальнего космоса, мирового океана требуют очень больших затрат, но они находятся за пределами рынка и регулируются государствами.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государ­ственными учреждениями с целью приспособления существующей со­циально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйство­вания.

Другими словами государственное регулиро­вание экономики – это целенаправленный координирующий про­цесс управленческого воздействия правительства на отдельные сег­менты внутренних и внешнего рынков посредством микро- и мак­роэкономических регуляторов в целях достижения экономического роста и стабильности экономической системы.

К объектам регулирования относятся национальная и международная экономика, отдельные сектора, отрасли и регионы, где возникают проблемы, не разрешаемые посредством рыночных регуляторов.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Важнейшим условием реализации актуальных задач экономики является переход на модель устойчивого развития с определенным уровнем государственного регулирования экономических процессов, гарантирующего нормальное функционирование многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач.

Построение любой науки начинается с формирования ее концепции (системы аксиом) с последующей разработкой соответствующей методологии (академической дисциплины) и методов решения присущих этой науке задач. Любая требующая теоретического осмысления и безотлагательного практического решения проблема в той или иной сфере человеческой деятельности требует для своего решения формулирование системных знаний об исследуемом явлении и выработке необходимого научного методологического и методического инструментария.

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной эффективной экономической политики. Реальная практика постоянно подтверждает системный характер экономики. Объективно существующие экономические системы находят свое научное отражение в теоретических (научных) экономических системах.

Если экономику рассматривать как системное образование, то она и предстает как экономическая система, но такой прием не освобождает от ее специального анализа.26

По словам В.В. Леонтьева, экономика каждой страны - это большая система, в которой много разных видов деятельности, и каждое звено, компонент системы может существовать только

потому, что получает что либо от других, т.е. находится во взаи-

мосвязи и взаимозависимости от других звеньев.

В марксистской экономической науке сложились другие подходы к раскрытию сущности экономической системы, что отражает классовый и идеологический характер понимания устройства общества. Марксизм под экономической системой понимает сложную структуру взаимодействующих элементов: экономических явлений и процессов, экономических категорий и законов, производственных отношений и экономических интересов, форм общественной комбинации производственного процесса, произ-

водительных сил и производственных отношении.

Экономическая система представляет собой сложный общественный механизм взаимодействующих подсистем, находящихся в различной степени соподчиненности друг с другом, на основе формы и содержания, общего, особенного и единичного, явления и сущности, количества и качества.

По укоренившемуся мнению, отмечает Дж. Гелбрейт, «...назначение экономической системы... состоит в том, чтобы производить материальные блага и оказывать услуги, которые

нужны людям». Экономическая система, по мнению экономиста Г. Гроссмана, представляет единство27: 1)

натуральной структуры (т.е. натуральной структуры производственных ресурсов и материального богатства, структуры общественного продукта); 2)

институциональной системы (т.е. системы социальных и организационных форм хозяйства); 3)

системы функциональных связей (т.е. разнообразных технических и экономических связей между элементами натуральной и «институциональной структуры хозяйства»).

Понятие экономической системы является основным в экономическом анализе. Например, Л.А. Миэринь рассматривает экономическую систему как совокупность следующих элементов: природные и материальные ресурсы; люди как производители и потребители; экономические отношения, т. е. процессы производства, распределения и потребления, происходящие внутри хозяйственных единиц и между ними; хозяйственный порядок, который конституируется правовыми и институциональными правилами, обязательными для хозяйственного процесса.28

По мнению А. А. Лапинскаса, цели экономических систем всегда прямо или косвенно связаны с удовлетворением потребностей элементов системы или всей системы в целом.29

На наш взгляд экономическая система формируется на основе взаимодействия субъектов системы, субъектами могут быть хозяйственные организации, предприятия. На наш взгляд хозяйственная система лежит в основе формирования экономической системы.

Экономические системы находятся в постоянном движении. Причем такое движение более динамично, изменчиво, чем, например, у природных объектов в силу воздействия многочисленных субъективных факторов. И это не всегда рост - отдельные показатели, а иногда и большинство в отдельные периоды характеризуют отрицательные тенденции. Процесс развития можно представить как последовательность эволюционного изменения состояний системы региона с переходом на новый качественный уровень, скачкообразность которого означает начало следующего

Экономическая система стремится подавить внешние воздействия, но для этого ей требуется много усилий. Наступает момент, когда она не в состоянии справиться с этими воздействиями. Далее следует период неустойчивости, откуда два пути - полная дезинтеграция или самоорганизация в новый порядок. Устойчивое развитие экономической системы категория сложная и существует много различных подходов по этому поводу. Термин «устойчивое развитие» весьма относителен. На эту неопределенность термина указывает В. Левашов: «Концепция устойчивого развития допускает различные трактовки и нуждается в дальнейшем совершенствовании, в особенности по вопросу о путях ее воплощения в жизнь».30

Понятие устойчивого развития прошло определенный путь развития. Еще в середине 70-х гг. XX в. Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) была сформулирована концепция и понятие «развитие без разрушения» (Development without Destruction). В дальнейшем ей пришла на смену концепция «эко- развития» (Ecodevelopment) - экологически приемлемое развитие или развитие, которое стремится нанести наименьшее негативное воздействие на окружающую природную среду и, следовательно, наименьший экологический ущерб31.

Концепция устойчивого развития восходит к идее «устойчивой» (равновесной) экономики (steady-state economy). Эта концепция легла в основу известного доклада Комиссии Брундтланд (международная комиссия по окружающей среде и развитию), опубликованного в 1987 г., получила вскоре поддержку ООН, а в 1992 г. вторая конференция ООН по окружающей среде и развитию рекомендовала правительствам всех государств разработать собственные национальные стратегии устойчивого развития. Словосочетание «устойчивое развитие» вошло в лексикон в конце XX в. В 1983 г. была создана «Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию». Ее возглавила премьер-министр Норвегии Гру Харль Брундтланд в 1987 г. Смысл этого понятия очень широк. В докладе «Комиссии Брундтланд» устойчивым названо развитие, удовлетворяющее нынешние потребности и не ставящее под угрозу возможность их удовлетворения для буду-

щих поколении

После конференции в Рио-де-Жанейро Всемирным Банком разработана система индикаторов устойчивого развития.

В настоящее время существует два достаточно ярких направления в самой трактовке концепции устойчивого развития. Первое направление исследований развивает идеи, заложенные в трудах В. Вернадского32, участников Римского клуба33

Исследования, инициированные Римским клубом, подготовили почву для организации обсуждения проблем глобального развития на межгосударственной основе в рамках ООН. В докладах Римского клуба на основе математических расчетов, были

сделаны прогнозы экологических последствий исчерпания ресур-

сов вследствие неконтролируемого экономического роста.

В 1968 г. был основан Римский клуб, этот период характеризуется, как период бурного экономического роста во многих странах мира. В 1972 г. мир был охвачен нефтяным кризисом, оказавшим сильное воздействие на модель мировых инвестиций и вызвавшим много стратегических преобразований моделей развития экономических систем. Кризис стал предупреждением для про- мышленно развитых стран об уязвимости их экономики - в частности, зависимости поставок сырья и энергии от событий, проис-

ходящих в отдельных регионах. Э. Ласло - участник Римского клуба, подчеркивает, что технологический императив становится опасным, когда кривые экономического роста выходят на плато, рынок насыщается товарами, окружающая среда достигает пределов, при которых она может поглощать загрязнения, а энергетические и материальные ресурсы становятся скудными и дорогими. Современное общество живет в период одного из наиболее глубоких и, несомненно, наиболее быстрых преобразований в истории человечества. Происходящие ныне преобразования по глубине не уступают тем, которые привели к переходу доиндустриального развития к индустриальной эре, но происходит это не в течение столетий, а всего лишь за десятилетия. В XX столетии население планеты увеличилось почти вдвое, но ценой этому стало опустошение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Экономические и экологические проблемы вызвали социальные проблемы. Современные рыночные условия, созданные стремлением человечества к экономическому росту, отличаются от условий, сложившихся в средние века. По мере повышения потребности в источниках различных ресурсов и сокращения запасов имеющихся ресурсов и других предметов жизненной необходимости развивается критическая их нехватка34.

Однако в течение многих десятилетий человечество спорит о правильности выбора направления структуры экономики. Необходимо, впрочем, отметить ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимальное использование (Парето-оптимум) ресурсов. Иначе говоря, «провалы рынка» возникают вследствие «внешних эффектов», неполноты информации, ограниченной конкуренции. Изъяны рынка оборачиваются неоп-

равданными потерями.

Все уверенней заявляет о себе второе направление, в котором на первый план выдвигаются не экологические аспекты устойчивости, а социально-экономические, что особенно характерно для современных российских исследований. В подходе к формированию и комплексному исследованию стратегии развития России, выполненному группой ученых во главе с академиком В.А. Коптюгом, высшим приоритетом названы жизненно важные интересы России, обеспечение ее безопасности и переход к устойчивому развитию. Смысл перехода к устойчивому развитию состоит не только в сбалансированном решении экономических, социальных и экологических проблем, но и в создании новой системы ценностей общества35.

В рамках данного направления устойчивость интерпретируется в первую очередь в контексте необходимости обеспечения воспроизводимости ограниченных ресурсов, и основной акцент делается на экологическую составляющую устойчивости. Данная концепция устойчивого развития заслужила общественного признания, ибо является достаточно позитивной. Концепция устойчивого развития отражает сбалансированное развитие социо- эколого-экономической системы, где выделяются три большие сферы: природа, общество и экономика. Идентификация субъекта есть процесс выделения его из окружающей среды. Под термином «окружающая среда» в литературе чаще всего понимается совокупность существующих на данный момент абиотической, биотической и социальной сред, способных совместно и непосредственно оказывать косвенное или прямое, немедленное или отдаленное воздействие на людей и их хозяйство, на животные, расти-

тельные и другие организмы.

По А. А. Лапинскасу, сбалансированная экономическая структура смешенного типа в целом соответствует концепции «устойчивого развития», определяющей набор критериев прогресса с учетом тенденций последних десятилетий XX в. В этой концепции обосновывается необходимость оптимизации использования ресурсов с целью сокращения негативного воздействия человека на окружающую среду. Термин «устойчивое развитие» в то же время означает «достаточное» развитие, отвергающее индустриальный экспансионизм, становящийся самоцелью и при капитализме, и в условиях господства мегаиерархий. Тем самым концепции «устойчивого развития», в частности, и конвергенции в целом смыкаются с теориями «некапиталистического» или «особого»

пути развития, кроме радикальных их вариантов.

Устойчивое развитие в рамках социо-эколого-экономической системы предполагает, что равновесные свойства такой системы и баланс социальных, экономических и экологических интересов сохраняются при внешних воздействиях. Состояние системы, ее элементов и связей между ними с высокой степенью надежности определяет ряд ее будущих состояний. Равновесие может рассматриваться в статике и динамике. Под статикой подразумевается нулевой прирост параметров рассматриваемой системы. Статика является эпизодом в общей траектории развития. Рассматриваемой системе присуще непрерывное движение, а именно, изменение основных параметров: темпов экономического роста, уровня экономического развития, уровня жизни, состояния окружающей среды, численности населения и, наконец, изменение качественных параметров, характеризующих состояние элементов системы.

По мнению Е.С. Ивлевой, теоретически возможен момент равновесия системы в статике. В динамике социо-эколого- экономическая система всегда находится в состоянии приближения или удаления от состояния устойчивого равновесия. Устойчивость социо-эколого-экономической системы понимается не абсолютно, а как приближение к состоянию устойчивого равновесия при соблюдении баланса потребностей и интересов настоящего и будущих поколений, сочетании экономической эффективности и экологической безопасности в деятельности хозяйствующих субъектов всех уровней, динамическом равновесии на базе постепенного сокращения разрыва в уровнях экономического развития стран мира с учетом экологических составляющих роста и учете

ресурсных ограничении развития.

Понятие качества экономического роста включает как качество окружающей среды, так и качество жизни. По некоторым оценкам, определяющим в экономическом развитии является именно качество экономического роста и совершенное распределение произведенного продукта, а не рост других макроэкономических показателей. Эта взаимная обусловленность должна рассматриваться как вариант связи социо-эколого-экономической системы. Связь экономического роста и качества жизни неоднозначна и прослеживается по двум направлениям: положительная и отрицательная. Вектор положительной связи является планируемым: экономический рост ориентирован на рост уровня и качества жизни. Отрицательная связь наиболее зримо прослеживается в процессах загрязнения окружающей среды. Среди специалистов нет единогласия по такому важному вопросу, как устойчивое развитие общества и устойчивость экономических систем. Игнорирование факторов, влияющих на степень устойчивости экономической системы, приводит к усилению экономических и социальных диспропорций, к ускорению спада производства и многим другим последствиям. Попытаемся внести определенную терминологическую ясность в предмет исследования, имея в виду, как уточнение терминов, так и взаимосвязь между ними.

А.В. Луссе, рассматривая проблемы устойчивости экономической системы, отмечает: «... в настоящее время нет единой, согласованной концепции. Данная ситуация объясняется недостаточной проработанностью проблемы, также ее многогранностью». Он приводит четыре варианта перевода термина «устойчивость развития»36.

Во-первых, это термины «stability» и «stabilization» (стабильность, стабилизация), применяемые при характеристике социально-экономической стабильности и стабильности экономического развития.

Во-вторых, это классический термин «equalibrium» (равновесие), применяемый в микро- и макроэкономическом анализе для характеристики равенства спроса и предложения, динамического равновесия и устойчивого эффективного развития, а также «steadu state» (устойчивое состояние, состояние стационарной устойчивости), введенный Р. Солоу. Он также отражает условия динамического равновесия.

В третьих, это термин «sustainable development» - устойчивое развитие, применяемый для характеристики типа экономического развития, обеспечивающего экологическую безопасность, воспроизводимость ограниченных ресурсов и качество экономического роста (справедливое распределение доходов) предложения.

В четвертых, это термин «sustained positive economic growth» (устойчивый экономический рост), применяемый при характеристике динамического равновесия и устойчивого эффективного развития.

Устойчивость и равновесие - различные термины, однако, если при внешнем воздействии на систему равновесные свойства системы сохраняются, то данное состояние равновесия называют устойчивым.

Устойчивость является одним из основных понятий кибернетики, тесно связанным с идеей инвариантности. Устойчивое развитие экономики предполагает положительные значения роста экономики. Устойчивый рост экономики лежит в основе устойчивого развития. Под экономическим ростом, обычно понимают движение экономической жизни, тенденций в основных элементах и индикаторах, их характеризующих (объем производства, цены, занятость, доходы и т.п.). Свое выражение рост находит в увеличении потенциального и реального ВВП, возрастании национального богатства. Проблема роста является центральной задачей всех территориальных систем.

К общим моментам понятий «устойчивый экономический рост» и «устойчивое развитие» можно отнести следующее: во- первых, в обоих понятиях термин «устойчивость» используется как ключевая смысловая характеристика. Во-вторых, несмотря на существование концептуальных различий, внутри каждой теории (имеется в виду теория роста и теория устойчивости), в обоих случаях зачастую выдвигаются одни и те же критерии устойчивости. В третьих, обе теории имеют ярко выраженную макроэкономическую направленность, то есть относятся к характеристике функционирования экономики в целом.

Специалисты системного анализа обосновали вывод, что «устойчивость» следует определять как некую регулярную повторяемость (т.е. свойство повторяться в неизменном виде), и соответственно, неустойчивость - как такое состояние, которое возникает спорадически и может не повториться.37

Неустойчивость развития, как внутреннее свойство переходной экономики, связана с изменениями старых отношений при отсутствии новых институтов; со столкновением старых и новых экономических интересов; с нарушением устоявшихся социальных стандартов жизнеобеспечения населения и его размежеванием на противоборствующие группы. Проявление неустойчивости происходит в результате постоянно возникающих социально- экономических противоречий между старым и новым, что вызывает нарушение равновесия системы и возникновение кризисных состояний, которые принимают разную форму проявления (открытая и скрытая) и масштабы распространения от локальных конфликтов до общего катастрофического состояния.

А.И. Попов подчеркивает, что для переходной экономики характерным является альтернативный подход к решению крупных экономических проблем, который сопровождается столкновением альтернатив в виде глубинных экономических процессов, перерастающих в столкновения и борьбу социальных слоев, поддерживающих те или иные направления экономического развития. Длительность преобразований в переходный период обусловлена инерционностью прежних направлений развития экономических процессов, масштабностью работ по структурной перестройке производства, созданием новых политических и экономических институтов38.

Таким образом, функционирование разнородных экономических систем, применение разнообразных побудительных мотивов, особых форм взаимодействия трудовых коллективов и физических лиц с властными структурами управления порождают специфические экономические отношения в виде течений, объединяющих определенные слои населения. В этих условиях социально-экономическое развитие носит неустойчивый, изменчивый характер, сопровождается кризисными явлениями. Преодоление неустойчивости, создание целостного единства функционирующей системы и стабильного развития является главным назначением трансформационной экономики. По мнению А.Д. Урсула, в модели неустойчивого развития все различия в уровне развития стран «привязаны к экономике». Это одномерное экономическое измерение лежит в основе деления государств на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. В этом смысле модель неустойчивого развития с полным правом можно назвать рыночной или экономической моделью по типу критериев (индикаторов), лежащих в основе такой классификации. В модели устойчивого развития прежде всего (наряду с экономическими, которые остаются) учитываются индикаторы развития социальной сферы и экологической безопасности, экономической безопасности, т.о. трактуется «3-х мерная» модель устойчивого развития39.

Например, А.В. Колосов40 считает, что под устойчивым развитием экономики следует понимать прежде всего длинноволновые циклы, выражающие долговременные процессы экономической активности с периодом около 50 лет и получившие, как известно, название «циклы Кондратьева». Процесс устойчивого развития экономики - это процесс роста хозяйственных результатов не кратковременного, а постоянного характера. Следствием такого циклического развития является необратимость, т.е. невозможность обратного перехода новообразованной структуры совершенной по характеристикам функционирования в ситуациях неизбежного прогресса, к прежней, устаревшей. Необратимость, устойчивость и потеря устойчивости - характеристики состояния любой развивающейся хозяйственной системы. В процессе перехода в новое качественное состояние хозяйственная система в какой-то момент может оказаться неустойчивой, что требует особого внимания к процедурам обеспечения ее безопасности от дестабилизирующих воздействий любой природы.

Также, по мнению А.И. Попова, в качестве составных частей национальной стратегии устойчивого развития выделяются ре- гиональные звенья. Согласно закону расхождения, потеря управляемости государства наступила в результате суверенизации территорий. Он подчеркивает, что разрыв экономических взаимосвязей привел к относительному обособлению субъектов Федерации, разрушению целого, к многократному увеличению различий обособившихся частей. В результате наступило нарушение равновесия системы, преодоление которой по закону Эшби заключается в уменьшении разнообразия управляемой системы53.

Характер состояния любой системы определяется, с одной стороны, внешней для нее средой, с другой - структурно функциональными особенностями самой системы.54 В наиболее общем виде можно выделить три группы факторов55, от которых зависит функционирование социально-экономических систем (табл. 1).

Таблица 1

Факторы социально-экономического развития региона Виды факторов Характеристика Направленность и уровень влияния на экономическое развитие региона Природно- климатические На ранних стадиях развития человечества (теория сравнительных преимуществ) Положительная - побудительный мотив к общественному разделению труда; отрицательная - пустынные высокогорные районы, зона Севера в России Производственно- экономические Средства и предметы труда, технологии, количество и качество труда, формы организации труда и производства, объем продукта, характер и В доминирующей степени определяет стабильность конкретной системы, требует тех или иных изменений, сдвигов, т.е. переходных процессов 53 Попов А.И. Экономическая теория: учебник для вузов. - СПб.: Изд-во «Питер», 2001. - С. 403. 54

Лузин Г.П., Селин B.C., Истомин А.В. Устойчивость и экономическая безопасность в регионах: тенденции, критерии, механизм регулирования. - Апатиты: Изд-во КНЦ. - С. 95. 55

Фактор - существенное обстоятельство, в каком либо явлении, процессе; исходная составляющая чего-либо. Большой энциклопедический словарь/ Гл. ред. М. Прохоров. - М., 1968. - С. 776.

формы присвоения продукта Социокультурные Проявление духовно сознательной деятельности человека и общества, его ценностные ориентации, отношение к труду и обществу, социальное поведение, менталитет В переходные состояния общества они обеспечивают определенные ограничения, они могут иметь как позитивную так и негативную направленность На понятийном уровне устойчивость развития (соответственно, стабилизацию равновесного состояния) можно представить как обеспечение (соответственно стремление) государством и обществом достижения некоторого рационального процесса развития (соответственно динамического развития между этими компонентами). Особенностями нахождения желаемого равновесия является природно-ресурсный, экологический ракурс рассмотрения возникающих проблем и специфичность имеющейся современной экономической ситуации41.

С. А. Дятлов, понимает под «устойчивостью экономической системы» способность данной системы адекватно реагировать на внешние и внутренние воздействия и функционировать, вести себя так, чтобы сохранять при этом стабильную внутреннюю структурно-функциональную организацию и развиваться в направлении достижения генетически заданных целей своего существова-

Проблема перехода к устойчивому развитию, кроме общегосударственного, имеет и региональный аспект, в ходе которого должны быть преодолены противоречия между задачами развития производительных сил и сохранением экономической безопасности в регионе, также сохранение уникальных природных объек- тов. Экспортно-сырьевая направленность региона потребляет экологические ресурсы за определенную стоимость. Результатом является некоторое ухудшение природных ресурсов. Экологическая цель устойчивого развития региона определяется, как поддержание некоторого баланса в природопользовании.

Экономическая цель подразумевает обеспечение экономического роста при рациональном природопользовании. Экстенсивный экономический рост, наблюдаемый во многих регионах России, противоречит принципам устойчивого развития. Поэтому огромное значение для обеспечения устойчивого развития имеет научное обеспечение мероприятий по экономической безопасности.

Способность к саморазвитию и прогрессу, одна из главных целей национальной экономики, особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Обязательными условиями становятся устойчивость и самосохранение национальной экономики. Устойчивость экономики и самосохранение экономики нами рассматривается с точки зрения обеспечения экономической безопасности.

А.И. Попов, рассматривает устойчивое развитие как создание единой эколого-экономической системы, которая предполагает включение народного хозяйства, природы и общества в единую систему. Она отражает интересы, как настоящих, так и будущих поколений. Неограниченная добыча и использование материальных ресурсов (сжигание топлива, вырубка леса, выброс газов в атмосферу) привело к серьезным противоречиям между обществом и природой, которые разрослись до уровня международного масштаба. В этих условиях зарубежные экономисты выдвинули концепции ограничения экономического роста и потребления материальных ресурсов, но такая политика приемлема только для

развитых стран.

Не опровергая тезиса о защите экономических интересов, заметим, что способность удовлетворять общественные потребно- сти есть прерогатива не только защищенной экономики, а любой системы народного хозяйства. Защищенная экономика удовлетворяет общественные потребности лучше, чем незащищенная. Тем не менее, способность удовлетворять общественные потребности есть задача любой экономики.

Изучив различные концепции устойчивого развития, мы отмечаем, что в настоящее время существует много определений «устойчивого развития», что свидетельствует о необычайной многоплановости, объемности, эластичности категории. Речь может идти о параметрах устойчивости экономической, социальной, политической систем, всей общественной системы в целом и региональной или национальной системы.

В рамках концепции устойчивого развития невольно возникает спор о первичности экологических или экономических факторов развития. Исходя из взглядов о происхождении и формировании человечества, возникновения, воспроизводства и функционирования живого, природа первична. Применительно к процессу развития общества, когда хозяйственные отношения уже сложились, когда экономика функционирует в фазе постиндустриального развития в устойчивом развитии, ориентиры берет на себя уже экономика. В таком контексте экономика как фактор, обеспечивающий нормальную экологическую ситуацию, становится основополагающим не только отдельно взятого региона, но и государства в целом. Поэтому, по нашему мнению, ключевым фактором устойчивого развития выступает взаимосвязанная триада как «экономическая безопасность - социальная безопасность - экологическая безопасность».

Устойчивость региональной экономики представляется согласованностью трех стратегических компонентов:

системой экономических интересов;

положением, состоянием региональной экономики и ее институтов;

ситуацией, складывающейся во внешней среде. С точки зрения В.П. Фофанова, отработку модели устойчивого развития, приемлемой для конкретной страны, целесообразнее всего осуществлять на региональном уровне, где иннерцион- ность процессов ниже, чем на уровне макросистемы, выше возможности оперативного принятия управленческих решений, маневра силами и средствами. Необходимость использования концепции устойчивого развития во многом определяется тем, что принципы устойчивого развития:

^ дают возможность осмыслить проблемы современной России в общемировом контексте;

^ помогают системно осмыслить собственные закономерности развития общества;

^заставляют решать местные, региональные проблемы с

учетом ограниченности ресурсов.

Алексеев Ю.П., Шпилев Б.Е. рассматривают устойчивое

развитие как:

г-одно из фундаментальных свойств материальных и нематериальных систем - выполнять функции в условиях разнообразных, часто разнонаправленных экзогенных и эндогенных факторов, причин и обстоятельств;

^устойчивость проявляется одновременно как неизменность и как изменчивость, устойчивость и устойчивое развитие, а в условиях кризиса - как выживание и в последующем поступательное движение в основных сферах жизнедеятельности;

^устойчивость сложной системы обеспечивается не только устойчивостью связей между ее элементами, но и способностью к внутренней перестройке самих структур. По мнению А.В. Колосова, процесс перехода экономики к устойчивому развитию, как задача управления хозяйственной деятельностью на уровне экономически самостоятельного хозяйственного субъекта или отдельного региона в целом ориентирован на обеспечение сбалансированности решений по сохранению благоприятной среды жизнедеятельности и природно-ресурсного по- тенциала в целях удовлетворения возрастающих потребностей общества с задачами прогресса цивилизации42.

Таким образом, ретроспективный анализ и обобщение различных точек зрения как зарубежных, так и отечественных ученых и специалистов по проблемам устойчивого развития позволил сделать следующие выводы:

любая страна имеет свою экономическую систему. Она состоит из разных компонентов, каждый из которых находится в зависимости от других. Экономическая система - это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг. Таким образом, экономическая система с нашей точки зрения рассматривается как система, включающая в себя такие элементы как: 1)

субъекты - функционируют для удовлетворения потребностей населения, основываясь на ее возможностях и природно- ресурсном потенциале; 2)

объекты - люди как производители и потребители, природные и материальные ресурсы; 3)

связи, взаимоотношения - экономическая инфраструктура и экономические институты (совокупность экономических институтов и экономических взаимосвязей);

следует отличать стабилизацию экономики от состояния ее устойчивости развития. Процесс стабилизации экономики региона - это ограниченный в рамках определенного промежутка времени процесс приведения ее в состояние сокращения факторов упадка (угроз экономической безопасности) и ухудшения параметров функционирования как предпосылки активизации деятельности;

неустойчивость развития - внутреннее свойство переходной экономики. Проявление неустойчивости происходит в результате постоянно возникающих социально-экономических противоречий между старым и новым, что вызывает нарушение равновесия системы и возникновение кризисных состояний, которые принимают разную форму проявления и масштабы распространения от локальных конфликтов до общего катастрофического состояния.

Введение

Российский регион - это сложная многоуровневая структура, обладающая внутренней динамикой и являющаяся важнейшим элементом национальной экономики. Для региональных экономических систем характерно сочетание социальной, экономической, экологической, информационной и других составляющих, наличие множества сложных элементов, большого числа разнообразных связей, циркуляция больших потоков материальных, финансовых и информационных ресурсов. В России, являющейся федеративным государством, ключевыми являются проблемы экономической самостоятельности, безопасности и устойчивого развития регионов.

К социально-экономическим системам относят мировое сообщество, союзы государств, государства, административные единицы внутри государства, отрасли хозяйства, отдельные предприятия, группы людей.

Теория устойчивости социально-экономических систем

Будучи производной от некоторых других ветвей знания (кибернетики, теории систем и др.), вобрала в себя ряд междисциплинарных категорий. Среди них «система», которая характеризуется иерархией организованных подсистем, движением отдельных частей и, в совокупности, развитием, наличием или недостатком ресурсов развития. Важным понятием является «структура», под которой понимают части одной системы, определенным образом вступающие во взаимоотношения. В каждой системе имеется потенциал (ресурс, капитал), способствующий ее развитию. Развитием называют изменения, происходящие в системе, принимающие структурную, качественно-количественную форму, либо это изменения, отражающие характер функционирования. Социально-экономическая система способна эволюционизировать из одного вида в другой, в частности в такой, при котором потребленные ресурсы восстанавливаются, воспроизводятся, заменяются на другие, минимизируется их расходование, если невозможно продолжить развитие без невозобновляемых ресурсов.

Устойчивость социально-экономической системы значительно отличается от технической, физической устойчивости. Поскольку главной характеристикой в ней выступает не некоторое равновесное состояние и способность возвращаться к нему в случае возмущающих воздействий, или сохранение заданной траектории движения в случае противодействующих сил, а способность эффективно использовать, автономно видоизменять ресурсы своего развития, непрерывно наращивать показатели своего положительного изменения, не увеличивая или минимизируя затраты базовых, невозобновляемых ресурсов.

Формирование устойчивой социально-экономической системы должно базироваться на принципах устойчивого развития , основными из которых являются:



1. улучшение качества жизни;

2. гарантированное здоровье людей;

3. удовлетворение основных жизненных потребностей как населения, так и будущих поколений;

4. борьба с бедностью;

5. рациональные структуры производства и потребления;

6. рациональное природопользование;

7. сохранение экосистем, защита климата и озонового слоя;

8. обеспечение экологической безопасности;

9. устранение всех форм насилия над человеком и природой (предупреждение войн, терроризма и экоцида);глобальное партнерство.

В теории устойчивого развития можно выделить несколько подходов к оценке устойчивости социально-экономических систем. В качестве первого подхода можно определить методику расчета показателя "Истинных накоплений (Genuine saving)", разработанного исследователями Всемирного Банка для оценки устойчивости экономики. Он определяет благосостояние страны в более широком плане, чем национальные счета. Цель показателя - представить «стоимость чистого изменения в целом спектре активов, которые важны для развития: производственные активы, природные ресурсы, качество окружающей среды, человеческие ресурсы и иностранные активы». Коррекция валовых внутренних сбережений производится в два этапа. На первом этапе определяется величина чистых внутренних сбережений (NDS) как разница между валовыми внутренними сбережениями (GDS) и величиной обесценивания произведенных активов (CFC). На втором этапе чистые внутренние сбережения увеличиваются на величину расходов на образование (EDE) и уменьшаются на величину истощения природных ресурсов (DRNR) и ущерба от загрязнения окружающей среды (DME): GS=(GDS-CFC)+EDE-DRNR-DME.



Подход Genuine Saving имеет преимущества над многими другими типами национальных расчетов, поскольку дает странам единые, ясные, позитивные или негативные цифры. Постоянные отрицательные результаты могут быть интерпретированы как факт того, что страна идет по неустойчивому пути, что повлечет негативные эффекты в долгосрочной перспективе.

Следующий подход к оценке устойчивости предложен Йельским и Колумбийским Университетом для Всемирного Экономического Форума в Давосе - Расчет индекса устойчивости Окружающей Среды - Environmental Sustainability Index . Значение индекса рассчитывается по 22 индикаторам. Каждый индикатор определяется усреднением 2-5 переменных, всего выделено 67 переменных. Формально все переменные получают равный вес при расчете индекса, поскольку отсутствуют общепризнанные приоритеты в ранжировании экологических проблем. В «десятку» наиболее устойчивых стран вошли Финляндия, Норвегия, Канада, Швеция, Швейцария, Новая Зеландия, Австралия, Австрия, Исландия, Дания и США.

Заслуживает внимания методика расчета Индекса устойчивого экономического благосостояния (Index of Sustainable Economic Welfare ), рассчитанный в 1989 г. Коббом и Дэли (США) и представленный европейским странам (Германии в 1991г., Великобритании в 1994 г., Австрии, Шотландии, Дании и Нидерландам). Он представляет собой размер ВВП на душу населения, скорректированный на сумму затрат на социально-экономические и экологические факторы. Разработка этого индекса - это попытка построения агрегированного монетарного индекса, напрямую сравнимая со стандартами национальных счетов с учетом важных моментов, которые отрицаются в других методах из-за их высокой агрегированности. При расчете ISEW учитываются такие переменные как стоимость загрязнения воды, воздуха, шумового загрязнения, потеря сельскохозяйственных земель, компенсации будущим поколениям за потерю невозобновляемых источников энергии и т.д.

В ряде стран, таких как США, Великобритания, Дания, Португалия и других, для оценки устойчивости социально-экономических систем используется целая система показателей-индикаторов. Одна из самых полных по охвату систем индикаторов устойчивого развития была разработана Комиссией по устойчивому развитию ООН (UN CSD) в 1996 г. Были выделены четыре области: социальная, экономическая, экологическая и институциональная. Отбор индикаторов осуществлялся по схеме: давление, состояние, реакция. Первоначальный список включал 134 индикатора, затем этот список был уменьшен до 60 и добавилась классификация по темам.

Широкое признание в мире получила системаэкологических индикаторов Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Модель ОЭСР выявляет причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями и помогает политикам и общественности увидеть взаимосвязь этих сфер и выработать политику для решения этих проблем.

Обилие терминов, описывающих понятие «устойчивого развития», при всей широкой палитре толкований сходятся в том, что оно учитывает необходимость учета и соотношения текущих и перспективных жизненных потребностей. Начавшаяся в середине 90-х годов в России мода на разработку региональных (и даже муниципальных) программ устойчивого развития, сохраняется до сих пор. В этих программах целевые установки имеют, как правило, региональную конкретизацию и непосредственно ориентированы на использование имеющихся предпосылок для стабилизации и улучшения социально-экономического положения соответствующих территорий. При этом практически открытым остается вопрос о показателях и критериях региональной устойчивости. Рекомендованные Минэкономразвития методики определения уровня социально-экономического развития регионов (с целью выявления асимметрии социально-экономического положения исследуемых административно-территориальных образований – АТО не устраняют дефекта универсального подхода, и требуют адаптивной корректировки. Следует отметить тот факт, что сложившаяся в России экономическая ситуация, действующие механизмы формирования финансово-экономической базы регионов и муниципальных образований - все это противодействует реализации стратегий устойчивого развития. Здесь воспроизводится «эгоистичная» модель поведения не отдельного человека, а территориального сообщества людей. Регионы вынуждены интенсифицировать эксплуатацию природных ресурсов как единственного, в некоторых случаях, источника формирования бюджета.

Кроме того, существенной проблемой обеспечения устойчивого развития является то, что источником действий, влияющих на развитие региона, является множество разных субъектов, принимающих управленческие решения самостоятельно, исходя из своих собственных целей и интересов. В числе таких субъектов – федеральные и региональные органы власти, другие регионы, муниципальные образования, корпорации, общественные организации и др. Политика устойчивого регионального развития не может предписывать этим субъектам общую линию поведения. Но она может помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касается развития региона.

Обеспечение устойчивого развития региональных социально-экономических систем следует рассматривать как решение сложной социально-экономической, финансовой и организационной задачи. Принципы, на основе которых должен развиваться подход к устойчивому развитию региональных систем, включают:

обоснованный характер изменений в социально-экономических отношениях;

соблюдение интересов всех субъектов региональных отношений;

непротиворечивое решение экологических, социальных и экономических проблем в регионе.

Для успешного решения задачи устойчивого развития региона необходимо выделение ключевых факторов и обязательных условий их применения.

Ключевые факторы определяют потенциал социально-экономического развития региона, включая: наличие и состояние фактора трудовых ресурсов (ресурс знаний и квалификации, невовлеченный трудовой ресурс, неоцененный и неиспользуемый ресурс и т.д.); группу факторов природных ресурсов (которая также содержит оцененные и вовлеченные в оборот ресурсы, неиспользуемые и неоцененные ресурсы); группу факторов производственных ресурсов и т.д.

Однако реальное использование и превращение ключевых факторов в результат деятельности во многом зависит от условий, в числе которых выступают: политическая стабильность, законодательная и нормативно-правовая система, криминальная ситуация, уровень бюрократизации и административных барьеров в предпринимательстве, стабильность финансовой системы, налоговая и кредитная системы, конкурентоспособность продукции и т.д.

Повышение устойчивого развития региональных социально-экономических систем во многом связано с повышением эффективности использования экономического потенциала региона. Так, факторы повышения эффективности использования ресурсов приводят к изменению их количества и качества. Научно-производственные факторы могут обеспечить эффективность использования природных ресурсов. Трудовые факторы позволяют обеспечить повышение эффективности производства. В свою очередь финансовые факторы позволяют повысить эффективность использования природных ресурсов за счет активизации трудового потенциала.

В обеспечении устойчивого развития региональных социально-экономических систем России можно выделить ряд стратегических направлений: инерционный, эволюционный, мобилизационный.

Инерционность развития исторически сложившихся производительных сил региона является основой устойчивости экономических систем регионов.

Эволюционность означает постепенность и тщательную обоснованность перемен, накопления факторов и результатов изменений.

Мобилизационность показывает необходимость концентрации ресурсов и потенциалов на ключевых направлениях социально-экономического развития.

Применительно к России анализ практики и экономическая оценка потенциала регионов свидетельствуют о необходимости сочетания этих направлений для обеспечения их устойчивого социально-экономического развития.

Заключение

Таким образом, для продвижения России к устойчивому развитию необходима разработка и реализация последовательной и эффективной экономической, инвестиционной, экологической и региональной политики. Переход к устойчивому развитию - сложный и долговременный процесс, который затрагивает фактически весь комплекс проблем долгосрочного развития как страны в целом, так и её отдельных регионов.

Список использованной литературы

1. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 440 от 01.04.2012 г.

2. Рыбнов Е. И.Управление изменениями в организации для сохранения ее экономической устойчивости / Е. И. Рыбнов, М. А. Асаул // Вестник гражданских инженеров. - 2014. - № 4 (13). – С 24.

3. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения. – 2013. – 572 с.

4. Морковкин Д.Е. Проблемы обеспечения устойчивого промышленного развития региона в условиях экономической нестабильности // Материалы 11-й Международной межвузовской научно-практической конференции «Антикризисное управление, экономическая безопасность и борьба с коррупцией» 26-28 ноября 2009 г. - М.: ВГНА Минфина России, 2010. - С. 269-271.

5. Растворцева С.Н., Фаузер В.В., Каракчиев А.А., Залевский В.А. Социально-экономические основы инновационного развития региона / Отв. ред. С.Н. Растворцева, В.В. Фаузер. – М.: Экон-Информ, 2014. – 126 с.

    Понятие и виды социальных изменений.

    Структура и механизмы социальных изменений.

    Факторы социальных изменений.

    Социальное развитие и социальный прогресс.

    Социальная стабильность .

1 . Социальные изменения – это различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут осуществляться: на уровне межличностных отношений; на уровне организаций и институтов, на уровне малых и больших социальных групп, на социетальном и глобальном уровнях.

Выделяются четыре вида социальных изменений.

1. Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения в структуре семьи, в структуре любой другой общности - малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, изменения в структурах власти, в структурах социокультурных ценностей и др. К этому виду изменений относятся также структурные изменения социальных институтов, социальных организаций и др.

2. Изменения, затрагивающие социальные процессы или процессуальные социальные изменения. Так, мы постоянно наблюдаем изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений различных общностей; общностей, институтов и организаций; общностей, институтов, организаций и личностей. Это - отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности, которые постоянно находятся в процессе изменений.

3. Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями.

4. Изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Очевидно, что характер потребностей, интересов, мотиваций в поведении и деятельности индивидов, общностей, различных групп не остается неизменным.

Все эти виды изменений тесно связаны между собой: изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов. Вместе с тем следует иметь в виду, что соотношение социальных изменений с другими изменениями - культурными, экономическими и т.д. - имеет весьма сложный характер. Изменения в одной сфере общества не ведут автоматически к изменениям в других сферах.

2. По характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на две большие группы - эволюционные и революционные. Первую группу составляют изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств или элементов. Они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность.

Эволюционными по своему характеру могут быть все четыре описанных выше вида изменений - структурные, функциональные, процессуальные и мотивационные. В случае сознательной организации эволюционные изменения приобретают, как правило, вид социальных реформ. Но они могут быть и сугубо стихийным процессом.

Эволюционные изменения отличаются специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система. Сам же процесс накопления, в свою очередь, может быть разделён на две составляющие: формирование инноваций (новых элементов) и их отбор. Инновация - это зарождение, появление и укрепление новых элементов. Отбор - осуществляющийся стихийно или сознательно процесс, посредством которого в системе сохраняются одни элементы нового и отбраковываются другие.

Инновация есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде. К социальным нововведениям относятся экономические, организационные, культурные, к вещественным - продуктные, технологические и др.

В настоящее время нововведение рассматривается как определенная стадия процесса социального изменения. В феномене нововведения выделяются следующие элементы: а) само новшество; б) новаторы, т.е. те, кто его создает; в) распространители; г) оцениватели, восприемники.

Революционные социальные изменения отличаются от эволюционных существенным образом: во-первых, потому что они - в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социального объекта, во-вторых, потому что они - не частные, а общие или даже всеобщие изменения и, наконец, в-третьих, они, как правило, опираются на насилие.

Циклические социальные изменения представляют собой более сложную форму социальных изменений, по существу включающую эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Кроме того, в этом случае имеются в виду не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл.

Известно, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме.

Особую сложность картине циклических социальных изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности. Так что в каждый данный момент истории мы имеем одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Этим в значительной степени определяется далеко не простой характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Особое внимание специалистов привлекает циклический характер социальных изменений на сравнительно больших отрезках времени - в несколько десятков лет, в частности, теории длинных волн. Выдающийся вклад в разработку этих теорий внес русский экономист Н.Д. Кондратьев К настоящему времени большие циклы (длинные волны) зафиксированы другими исследователями на большом материале экономических и социальных показателей. В основе механизма длинных волн разные авторы называют: процесс распространения нововведений, смену лидирующих отраслей экономики, смену поколений людей, долговременную динамику нормы прибыли и др. Большинство ученых рассматривают феномен длинных волн не только как экономический, но и социальный, исторический и социально-психологический. В результате сложилось следующее его понимание: большие циклы (длинные волны) - это периодические повторения характерных социальных, экономических, технологических ситуаций. Эти характерные ситуации регулярно повторяются примерно через каждые 25-50 лет. Они почти синхронны для большинства ведущих развитых стран.

3. Можно утверждать, что источниками социальных изменений могут быть и экономические, и политические факторы, а также факторы, находящиеся внутри сферы социальных структур и отношений общества. К последним можно отнести взаимодействие между разными социальными системами, структурами, институтами, а также общностями на уровне групп, классов, партий, наций, целых государств.

Особо следует выделить технологические и идеологические факторы в качестве источников социальных изменений.

Наиболее очевидным влияние технологических факторов на социальную жизнь стало со времени промышленной революции XVII-XVIII вв. С одной стороны, научно-технические нововведения вели к консолидации и интеграции внутри различных общностей - социальных и профессиональных групп, классов, а также изменили характер взаимоотношений между ними, обострили конфликты и борьбу как между группами и классами, так и между государствами. С другой стороны, новая техника беспрецедентно расширила возможности общения, обмена информацией и культурными ценностями, по существу, изменила весь характер коммуникаций между людьми, явилась той базой, на которой сформировалась вся система массовой информации. Новое качество приобрели такие процессы, как горизонтальная и вертикальная социальная мобильность, все социальные перемещения.

Существеннейшим фактором социальных изменений в разных странах мира в последние два-три столетия стала идеология. Все социальные изменения, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами, имеют идеологический характер. И чем более фундаментальные изменения происходят, тем более заметна в них роль идеологии. Ведь идеология есть определенная совокупность идей и представлений, которая выражает интересы классов, других социальных групп, всего общества, объясняет сквозь призму этих интересов социальную реальность и содержит директивы (программы) для действия (поведения), по своей сущности идеологии не могут быть нейтральны по отношению к социальным изменениям. С помощью идеологии социальные группы и классы либо требуют таких изменений, либо сопротивляются им.

Роль идеологии заметна тогда, когда осуществляются более глубокие преобразования, и менее заметна, когда осуществляются сравнительно мелкие, неглубокие перемены.

В XX в. наука стала напрямую влиять на выработку программ социальных изменений, путей и способов их реализации, принятие управленческих решений в передовых странах, и у социальных наук появились новые социальные функции, связанные с определением конкретных социальных проблем, их анализом и выработкой рекомендаций по их практическому решению. Эти функции выполняет так называемая социальная инженерия, осуществляющая практическое упорядочивание, рационализацию сфер хозяйства, бизнеса, социальных и других отношений. Особую значимость социальные науки приобрели в преобразовании сферы организации и управления (государственного, муниципального, внутрифирменного и т.д.), системы принятия решений.

4. Социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами - необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен; направленность - ту линию или линии, по которым совершается накопление; закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен. Принципиально важная характеристика социального развития - время, в течение которого оно осуществляется. Еще важнее то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, что может выражаться в повышении (или понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др. История развития социальных общностей, структур, институтов, их эволюция, их происхождение и отмирание - неотъемлемая составная часть предмета социологии как науки.

Социальный прогресс - это совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и вообще всего развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

В целом развитие человеческого общества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. Важно отметить такие показатели, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед современными обществами, и увеличение технических, социальных и иных возможностей их решения.

Но социальный прогресс имеет противоречивый характер. Чаще всего приходится сталкивать­ся с такими социальными структурами и процессами, в эволюции которых прогресс может быть зафиксирован, но осуществляется очень противоречиво. Помимо понятия прогресса существует еще и понятие регресса. Это - развитие от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Существуют и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм и структур.

Противоречивый характер социального прогресса обнаруживается прежде всего в том, что развитие многих социальных структур и процессов ведет одновременно к их прогрессу в одних отношениях и к регрессу в других.

Одним из важных критериев социального прогресса является его гуманистический смысл. Недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах. Не менее важны и другие их стороны - обращенность к человеку, группам, обществу в целом, что неизбежно приводит к пониманию их человеческого смысла - ведут они к благосостоянию человека, его процветанию или к снижению уровня и ухудшению качества его жизни.

5. Проблема стабильности имеет не только научное, но и крайне актуальное практическое значение, поскольку в условиях социальной нестабильности возникают массовые представления о том, что стабильность общества, уверенность людей в своем будущем тождественны неизменности социальных систем и структур. Но социальная стабильность не является синонимом неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность есть, как правило, признак не стабильности, а застоя, что рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге - к нестабильности.

Социальная стабильность - это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества. Причем это воспроизводство не есть простое повторение предыдущих ступеней, а с необходимостью включает в себя и элементы изменчивости.

Стабильное общество - это общество, развивающееся и, в то же время, сохраняющее свою устойчивость, общество, с отлаженным процессом и механизмом социальных изменений, сохраняющими его стабильность и исключающими такую политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию устоев общества. Поэтому стабильное общество в полном смысле слова - это демократическое общество.

Таким образом, стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте.

Социальная стабильность обусловлена существованием механизмов социального контроля, т.е. совокупности методов, посредством которых общество стремится повлиять на поведение людей с целью поддержания необходимого порядка. Среди условий социальной стабильности выделяются факторы, относящиеся к социально-классовой структуре общества, его стратификации. Среди них - наличие в обществе достаточно обширного, так называемого среднего класса, обладающего средними для данного общества доходами, частной собственностью средних размеров. Наличие такого класса обусловливает существование и укрепление центристских политических сил, способных привлечь на свою сторону наиболее активные слои населения.

Тревожным фактором потенциальной нестабильности общества является наличие значительной прослойки люмпенов. Эта прослойка, особенно при условии ее количественного роста и слияния с криминальными элементами, может выполнять самую дестабилизирующую роль.

Социальная стабильность в значительной степени зависит и от стабильного состояния политической системы общества, прежде всего государства, взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти.

В укреплении политической стабильности важная роль принадлежит такому фактору общественной жизни, как консенсус относительно основополагающих ценностей между основными политическими партиями, общественными движениями, представителями всех ветвей власти. Потребность в консенсусе наиболее отчетливо выявляется в переходные периоды, когда общественное согласие может сыграть и действительно играет решающую роль.

Проблема стабильности сейчас имеет не только научное, академическое значение. Стабильность экономической, политической, социальной жизни современное российского общества – это то, чего ждут россияне уже около десятка лет. В такой ситуации возникает даже представление о том, что стабильность общества тождественна неизменности социальных систем и структур, что всякие изменения ведут только к ухудшению благосостояния людей. В действительности же социальная стабильность не синоним неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неизменность является, как правило, признаком застоя, рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге – к нестабильности.

В научном социологическом смысле социальная стабильность – это такая устойчивость социальных структур, процессов и отношений, которая при всех изменениях сохраняет их качественную определенность и целостность как таковых. Она складывается из трех уровней: 1) внутренней стабильности социальных систем (институтов, организаций, сообществ); 2) стабильности взаимосвязей и взаимодействий социальных систем между собой; 3) стабильность всего общества, которую можно обозначить как социетальную стабильность. Последняя будет включать в себя политическую, экономическую, идеологическую, культурную и т.д. стабильность на уровне всего общества. Стабильное общество – это общество развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен процесс и механизм изменений, сохраняющий его стабильность, исключающий такую борьбу социальных сил, которая ведет к расшатыванию самих устоев общества.

В реальной социальной жизни практически не бывает абсолютной стабильности, в любом обществе всегда имеют место нарушения равновесия внутри социальных систем и между ними, проявления реальной или потенциальной нестабильности. Нестабильность – изменения в социальной структуре, функциях или процессах, которые деформируют эту систему и ведут и угрожают ее целостности. В реальности нестабильность является признаком каких-то нерешенных проблем, дисфункций, деформаций.

Если правящие группы не принимают мер по контролю нестабильности, или эти меры недостаточно адекватны, то нестабильность углубляется и расширяется. Стадии:. 1) деформация отдельных структур, функций или процессов внутри социальной системы, а так же отдельные нарушения межсистемных связей. 2) общая нестабильность социальной системы, существенно нарушается ее целостность, еще возможно восстановление системы в прежнем качестве. 3) Катастрофа – разрушение данной социальной системы как таковой, возврат к прежнему состоянию уже невозможен. (далее распад или переход в принципиально новое качество – трансформация феодальных систем и институтов в Японии в капиталистические).


Про пункт 2. При изучении подобных ситуаций принципиально важное значение имеет подход, предложенный учеными ИСПИ РАН, заключающийся в определении предельно-критичесикх, пороговых показателей системного кризиса общества, означающих опасность возникновения необратимых процессов распада. Эти показатели сгруппированы в 7-ми важнейших сферах жизнедеятельности общества: экономические отношения, социальная сфера, демографическая ситуация, экологическая ситуация, девиантное поведение, политические взаимоотношения, обороноспособность. Социальная сфера содержит 4 показателя: 1. Соотношение доходов 10% самых богатых и бедных. Предельно-кртическиое значение 10:1, у нас 16:1. 2. Доля населения, живущая за чертой бедности. Предел 10%. 3. Соотношение минимальной и средней з/п. предел – 1:3. 4. Уровень безработицы. Предел – 8-10%.

Из состояния этих показателей вытекает социальнае напряженность. Социальная напряженность представляет собой эмоциональное состояние в группе или обществе в целом, вызванное давлением со стороны природной или социальной среды, продолжающееся, как правило, в течение более или менее длительного времени.

Социальная напряженность – это одновременно сторона и индикатор социального кризиса и сопутствующих ему всевозможных конфликтов. Исчезает лишь тогда, когда кризис разрешен или конфликт исчерпан. Проявляясь на социально-психологическом и поведенческом уровне, она тесно связана с динамикой общественного мнения и общественных настроений.

2 способа решения социального конфликта: решить социальную проблему или противоречие; избежать инцидента.

Источники социального напряжения:

· экономические (напр., невыплата з.п. шахтерам, учителям, врачам и т.д.)

· политические (смена правящей партии, приход к власти харизматического лидера)

· ценностные (вероисповедание, идеология)

Источники социального напряжения:

1. внешние (относительно страны – внешнеполитические внешнеэкономические и ценностные конфликты)

2. внутренние (конфликты, исходящие от причин внутри страны)

В основе социального напряжения всегда лежит социальное неравенство.


26. Социальная мобильность, ее виды и формы.

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003. С. §3.2

Социальная мобильность – перемещение индивидов или групп с одного уровня (слоя) на другой в системе социальной стратификации.

Социальная мобильность проявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому.