Научно исследовательская работа по пожарной безопасности. Проектно-исследовательская деятельность на уроках обж. В помещениях насосной станции должны быть вывешены общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов. На каждой задвижке и по
Лариса Селянина
Групповой исследовательский проект «Безопасность»
Введение
Сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за её самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Все мы знаем, что правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями, в которых находится человек.
Дошкольный возраст – важнейший период формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения , о здоровом образе жизни. Это период развития личности, когда ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Зачастую, оказавшись в различных неожиданных ситуациях на улице и дома, дети могут растеряться. Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. В Законе РФ «О безопасности » понятие «безопасность » трактуется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз».
Актуальность проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования, потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту , важностью целенаправленной деятельности родителей и всех работников ДОУ. В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений. В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности . Проект был разработан для детей дошкольного возраста, где были представлены разные формы и виды детской деятельности.
Паспорт проекта .
Цель : Сформированные знания детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения дома .
Задачи :
1. Тренировать в запоминании предметов опасных для жизни и здоровья.
2. Развивать умение правильно пользоваться предметами домашнего обихода.
3. Воспитывать чувство самосохранения.
Вид проекта : Исследовательский , групповой .
Сроки реализации :краткосрочный
Объект проекта : Совместная работа Воспитателя детей и родителей.
Предмет проекта : процесс воспитания и обучения.
Предполагаемые результаты :
У Детей сформируются знания о правилах безопасного поведения дома , на улице и в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Научатся правильно обращаться с предметами домашнего обихода (ножницами, иголками, ножами, электроприборами и т. д.)
Получат представление о работе служб спасения и выучат телефоны, по которым можно получить помощь.
Работа по реализации проекта строилась в три этапа.
1 этап – подготовительный.
Цели :
Изучить методические основы организации образовательной деятельности для детей дошкольников.
Подбор и систематизация материала (пособий, игрушек, демонстративного материала, книг и атрибутов) для работы с детьми и их родителями.
Создание развивающей среды по выбранной тематике в виде макетов.
Формировать заинтересованность у родителей к теме «Безопасность ребёнка » .
Мероприятия :
1 Оформить уголок для родителей на тему : «Безопасность ребёнка дома » , «Безопасное поведение ребёнка-дошкольника дома и на улице»
2 Создать в группе развивающую среду по теме «Безопасность » .
2 этап – основной.
Цели :
Знакомить детей и родителей с правилами личной безопасности дома .
Знакомить детей с опасными предметами.
Знакомить с бытовыми электроприборами, их назначением.
Закреплять знания детей об основных правилах пожарной безопасности .
Знакомить с работой служб спасения, умение самостоятельно вызвать.
Воспитывать чувство самосохранения.
Пополнять активный словарь детей, формировать выразительность речи и развивать творческие способности.
Создать условия для совместной творческой деятельности родителей и детей.
Мероприятия :
1. Рассматривание плакатов на тему : «Безопасность дома и на улице » .
2. Беседы с детьми на темы :
«Один дома» ,
«Опасные предметы»
«Электроприборы»
«Не открывай дверь чужим людям»
«Это не игрушка, это опасно!»
«Вызываем службу спасения!»
4. Чтение художественной литературы : «Кошкин дом» , «Торопливый ножик» , «Волк и семеро козлят» , «Кот, петух и лиса» , «Гуси-лебеди» , «Заюшкина избушка» , «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Жихарка» , «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
5. Игровая деятельность.
Дидактические игры :
«Попробуй отгадать»
«1-2-3 – опасность назови!»
«Да-нет»
«Где и как хранить предметы?»
«Помоги героям сказки»
«Доскажи словечко!»
«Мы спасатели»
«Что для чего?»
Сюжетно-ролевые игры :
«Мы пожарники»
«Вызываем службу спасения»
«Экстренная помощь»
«Скорая помощь»
6. Эвристические беседы :
1 «Как использовать и хранить опасные предметы» . Цель : Сформированные знание детей о многообразии предметов, которыми необходимо уметь пользоваться, но храниться они должны в специально отведённых местах.
2 «Открытое окно и другие опасности в доме» . Цель : Расширенное представления детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.
3 «Электроприборы, без них нам не прожить» . Цель : Сформированные знания детей о том, что электроприборы могут быть опасны, какими электроприборами можно пользоваться детям с осторожностью.
4 «Вызываем службу спасения!» . Цель : Научить детей правильно пользоваться номерами телефонов экстренных служб (скорой помощи, полиции, пожарной охраны) .
5 «Опасность повсюду» Цель : Рассмотреть и обсудить с детьми разные опасные ситуации, в том числе встречи с незнакомыми людьми. Научить детей правильно себя вести в таких случаях.
7. Работа с родителями :
Консультация для родителей на тему : «Безопасное поведение на улице и дома» .
8. Совместная творческая работа родителей и детей :
Составление творческих рассказов на тему «Как предотвратить беду» .
Изготовление схем для каждого ребёнка по теме «Безопасность дома » .
Изготовление макетов : «Дом с электроприборами» , «Улицы села»
3 этап – заключительный.
Цели :
Закрепить и обобщить знания полученные детьми в ходе реализации проекта .
Мероприятия :
1. Итоговое занятие на тему : «Правила безопасного поведения дома » .
2. Сюжетно –ролевая игра «Умею, знаю сам и научу другого»
3. Викторина «Я- за безопасный образ жизни »
Литература :
1. Журнал «Дошкольное воспитание» , № 9, 2000 год, стр. 64-67.
2. «Безопасность » Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина.
3. «Как обеспечить безопасность дошкольников » , методическое пособие.
4. «Основы безопасности поведения дошкольников» О. В. Чермашенцева.
5. «Осторожные сказки» Т. А. Шорыгина.
6. Белая К. Ю. и др. «Твоя безопасность » . – М.: Просвещение, 2008.
7. Гарнышева Т. П. «ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры» . – СПб.: «Детство-пресс» , 2012.
8. Хромцова, Т. Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей до-школьного возраста». - М.: педагогическое общество России, 2005
Компьютерные технологии дали возможность осуществлять прогностическое планирование протекания Неконтролируемое горение вне специального очага, приносящее материальный ущерб.
">пожара в любых условиях, учитывая множество критериев и факторов. В их число входит динамика нагрева строительных конструкций в результате воздействия пламени, просмотр возможных вариантов развития пожара при использовании систем пожаротушения и дымоудаления .Без применения расчётных показателей, касающихся скорости распространения огня, времени эвакуации сотрудников или людей из здания, технических характеристик ограждающих систем, временных промежутков от срабатывания пожарной сигнализации , невозможно правильно разработать систему противопожарных мероприятий . Поэтому методические рекомендации, связанные с зонными и интегральными методами расчёта, сейчас активно применяются теоретиками-профессионалами в реальных условиях.
Основные объекты пожарно-технического контроля
На технологически небезопасных объектах, где в рабочем процессе используются взрыво- и горючеопасные, токсические вещества, обязательна разработка прогноза, касающаяся особенностей их распространения в рабочих зонах. В число разрабатываемых положений входят многомерное моделирование размеров зон, в которых концентрация горючих компонентов может достигнуть критической концентрации, что повлечет за собой техногенную катастрофу.
Уточнение параметров тепломассообмена на объектах, функционирование которых осуществляется в условиях, отличающихся усложненными термогазодинамическими характеристиками, также является обязательным на случай возникновения аварийных ситуаций. В их число входят предприятия, где используются диффузоры, сопла, оборудование с сублимирующим покрытием. Для тоннелей и длинных каналов также необходима расчетная программа, которая позволяет затушить Место первоначального возникновения пожара.
">очаг возгорания направленным взрывом.Направления научно-исследовательских работ
Задачами структурных подразделений НИИ является проведение фундаментальных и прикладных работ, разработка проектно-технологических решений, которые обеспечивали бы пожарную безопасность людей, объектов, оборудования. Ввиду того, что спектр задач достаточно широк, в России сейчас действует несколько центров, которые занимаются решением вопросов по инновационным технологиям, используемых в пожарно-спасательных формированиях, осуществляют разработку мер профилактики пожаров, проводят оценку и разработку моделей робото- и пожарно-спасательной техники.
Научное обеспечение включает в себя разработку и усовершенствование технических средств, включая автомобильную технику, огнетушащие вещества, противопожарные системы и средства, которые используются при чрезвычайных ситуациях, возникших в результате техногенных катастроф и природных бедствий. Задачей учёных в данном случае является минимизация ущерба, который может быть причинён имуществу и физическим лицам при возникновении пожароопасных случаев.
Ввиду постоянного введения новых средств и оборудования в сферу народнохозяйственной деятельности, ученые осуществляют проведение экспертизы пожарной опасности продукции, в число которых входит испытание огнестойкости материалов зданий и объектов. В случае возникновения пожарного случая выполняется Изучение экспертом или группой экспертов задач, правильное решение которых требует специальных знаний и высокой профессиональной подготовки привлекаемых в качестве экспертов физических лиц.
">экспертиза места возгорания и его аналитическая оценка. Постоянный мониторинг огнестойкости и пожароопасности продукции обуславливает также необходимость модернизации измерительных приборов, которые осуществляют оценку данных параметров материалов, веществ, оборудования и приведение в соответствие метрологических параметров.Специализация научно-исследовательских центров
Многоплановость научно-исследовательских работ обуславливает необходимость узкой специализации НИИ. Поэтому экспериментальные исследования проводятся в подразделениях, которые осуществляют оценку и совершенствование аварийно-спасательной техники, разработку мер по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выполняют диагностику объектов, оборудования, средств и материалов. Отдельные задачи возложены на испытательные центры, которые проводят испытание не только техники и материалов, но средств, предупреждающих и ликвидирующих пожары, включая автоматическое оборудование. Полигонные испытания оборудования, технических средств и материалов выполняются в условиях, максимально приближенных к естественным, в которых будет осуществляться их работа или использование.
Основные результаты научно-исследовательской деятельности
Методические рекомендации, касающиеся особенностей распространения пожара в различных условиях, учеными разрабатываются на основании результатов теоретических разработок с последующей проверкой в полевых условиях. Описание газотермодинамических условий пожаров учитывает такие факторы, как определение турбулентности, излучения в зависимости от оптических характеристик среды, теплофизических свойств материалов. 3D параметры, в которых возникают пожары, описываются разработанными дифференциальными уравнениями, что позволяет проверять огнестойкость различных сооружений, а также степень их повреждения после возникновения пожарного случая.
Теоретические положения являются базисом для построения полевой и интегральной моделей пожара . Далее проводится их сопоставление с результатами экспериментальных и фактических данных. Особую часть занимает описание пожаров в помещениях, имеющих сложные условия ввиду особенностей геометрии, в том числе распространение газов и продуктов горения. Расчет и определение динамики и скорости распространения продуктов горения осуществляется согласно методическим рекомендациям, учитывающим нормативные данные и базу теплофизических и пожаростойких характеристик материалов. Отдельные разделы НИР занимает применение портативных самоспасателей с фильтрующими свойствами, которые позволяют защитить людей при эвакуации с места пожара.
Таким образом, комплексное использование технических средств защиты, разработка и усовершенствование пожарного оборудования и техники, прогностическое определение факторов риска при возникновении пожарных ситуаций, ликвидация и устранение результатов пожара являются основными направлениями современной пожарной науки . Фундаментальность разработок описывается теоретическими положениями и многомерными моделями, а проверка осуществляется на экспериментальных полигонах.
Слайд 1 . Здравствуйте, меня зовут Зезюля Дмитрий, я учусь в 6А классе, а также занимаюсь в Дружине юных пожарных. Хочу представить вашему вниманию работу « Мой дом - моя безопасность? ».
Еще в древней Руси, начиная с X–XI вв., по мере роста городов все острее вставал вопрос борьбы с пожарами, которые уносили тысячи жизней людей.
Cлайд 2 Сейчас в России развитию противопожарной безопасности придается большое значение
Но н и для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Каждый день средства массовой информации сообщают нам о бытовых пожарах. Причём, в основном поступает информация о пожарах в жилых домах сельской местности или дачных посёлках. Так, по сообщению МЧС, на территории города в период с начала 2013 года произошло 48 пожаров, унесших жизни троих человек, семеро пострадали.
Таким образом, вопрос о пожарной безопасности был актуален всегда.
А собранный в этой работе материал можно использовать во внеклассной работе в целях профилактики пожарной безопасности.
Слайд 3. Я поставил перед собой цель - исследовать причины возникновения пожаров в жилых помещениях. Для достижения цели я решил следующие задачи, перечисленные на слайде.
Слайд 4 Объект исследования – пожарная безопасность. Предметом исследования является пожарная безопасность в жилье городского типа и в сельской местности (дачном посёлке).
Слайд 5 Я предположил, что в городе вероятность бытовых пожаров меньше, чем в домах сельской местности и дачных посёлках, но соблюдение правил пожарной безопасности снизит их количество.
В работе использовал следующие методы исследования.
Слайд 6 Задавшись вопросом о безопасности жилья, я обратился к Интернету, и первое, что я прочитал, было вот такое определение:
Пожа́р - неуправляемое, несанкционированное горение веществ, материалов и газовоздушных смесей вне специального очага, и приносящие значительный материальный ущерб, поражение людей на объектах и подвижном составе, которое подразделяется на наружные и внутренние, открытые и скрытые;
Слайд 7 Мной рассмотрены статистические данные бытовых пожаров в России за 2012 год. Из указанных цифр видно, что основная причина возникновения бытовых пожаров- неосторожное обращение с огнём. Таким образом, я сделал вывод о необходимости проведения профилактической работы.
Слайд 8 Следующий этап моей работы - определение причин возникновения пожара в быту. Я узнал о следующих причинах представленных на слайде
Слайд 9. Я познакомился с правилами безопасности в городской квартире, которые определяют пожарные.
- При пользовании газовым оборудованием
- При пользовании бытовой химией
- О безопасности во время Новогодних праздников, при использовании пиротехники.
Слайд 10 Также ознакомился правилами, которые нужно соблюдать. Чтобы защитить свою дачу от пожара.
- При постройке
- При использовании легковоспламеняющихся жидкостей, горючих жидкостей. Горючих газов
- При использовании печного отопления
- При использовании газового оборудования
- При пользовании электроэнергией и электробытовыми приборами
Слайд 11
Работая в дружине юных пожарных, я знакомился с правилами поведения во время. Основные правила перечислены на слайде.
Также определённые действия необходимо соблюдать после пожара. Они перечислены на слайде.
Слайд 12 На основании требований пожарной безопасности к содержанию квартир городского типа и содержанию домов в сельской местности (дачных посёлков) мной были составлены критерии пожарной безопасности по которым я оценил, насколько безопасна с точки зрения возникновения пожара моя квартира и моя дача.
Слайд 13 В квартире я отметил частичное соблюдение пожарной безопасности по вопросу размещения мебели на расстоянии от газовой печки, а также наличие пожароопасных бытовых веществ.
Слайд 14 Изучая дачу с точки зрения пожарной безопасности я увидел, наличие пожароопасных веществ в большем количестве, чем в квартире.
Слайд 15 Я сделал вывод: городская квартира безопаснее с точки зрения возникновения пожара, т.к. на даче мы не всегда соблюдаем необходимые требования при постройке, а также правила при пользовании печным оборудованием, кроме того на даче мы больше используем легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и горючие газы.
Слайд 16 После я провёл с ребятами 1 класса беседу о правилах пожарной безопасности по теме «Мой дом – моя безопасность?» Цель классного часа - познакомить с основами пожарной безопасности многоквартирном доме и на даче. На классном часе ребятам я предложил разгадать кроссворд. Этот кроссворд представляю для Вашего внимания. (разгадываем кроссворд). Также ребята поработали в группах, выполняя задание на карточках. Предлагаю выполнить задание первой группы и рассказать о своих действиях в случае возгорания телевизора.
Слайд 17 Из изложенного материала следует, что пожары создают угрозу жизни и здоровью людей. Чем быстрее развивается общество, наука и техника, тем актуальнее становится проблема пожаров и обеспечение пожаробезопасности. Мной сделана попытка оценить безопасность своего жилья с точки зрения возникновения пожара. Моя гипотеза подтвердилась. Действительно, вероятность возникновения пожара в городе меньше, чем в домах сельской местности и дачных посёлках, что также подтверждается статистическими данными. Поэтому требуется профилактическая работа с населением по обеспечению пожарной безопасности. Вместе с одноклассниками, работая в дружине юных пожарных, мы проводим такую работу среди ребят нашей школы и также с населением нашего микрорайона.
Следующий этап моей исследовательской работы – отслеживание соблюдения правил пожарной безопасности среди учащихся, родителей и учителей нашей школы.
Слайд 18 Берегите себя, человеческая жизнь – самая большая ценность на Земле!
Спасибо за внимание!
Научно-исследовательская (творческая) работа в области пожарной безопасности может проводиться по направлениям - пожарная профилактика и пропаганда, пожарная техника, автоматика, противопожарное водоснабжение, пожарно-прикладной спорт, пожарно-техническое моделирование.
Объектами поисково-исследовательской деятельности могут быть общественные организации (Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО), дружина юных пожарных, добровольная пожарная дружина); заслуженные работники и ветераны пожарной охраны, ВДПО; героические действия пожарных; дети, награжденные медалями «За отвагу на пожаре», «За спасение погибавших» и т.п.; выдающиеся спортсмены по пожарно-прикладному спорту.
Критерии оценки
7.1. Оценка конкурсных работ производится на основании следующих критериев:
Раскрытие темы;
Творческий подход, оригинальность;
Использование нетрадиционных форм и техник исполнения;
Качество исполнения работы;
актуальность, убедительность содержания, доходчивость формы изложения, выраженность основной идеи.
8. Награждение победителей конкурса
8.1. Работы оцениваются по номинациям среди детей в возрастных категориях (6-10, 11-14, 15-18 лет); участников дошкольного возраста; учреждений начального профессионального образования и педагогов.
8.2. Победители конкурса награждаются дипломами I, II, III степени.
8.4. Жюри и Оргкомитет имеют право присудить дополнительные, поощрительные и специальные номинации.
Дёмина Т.Б., 33-85-46
Пузиков М.А., 32-23-97
Приложение 2
к приказу МКУ «Управление образования Администрации города Бийска» о проведении городского детско-юношеского тематического конкурса «Пожарная ярмарка-2013»
Форма заявки
работ на городской конкурс «Пожарная ярмарка-2013»
________________________________________
№ п/п | Фамилия, имя, отчество автора | Год, дата рождения, номер свидетельства о рождении или паспорта, кем и когда они выданы | Адрес (город, район, село, улица, номер дома, квартиры) | Название номинации, конкурсной работы | Наименование учреждения (школы, дома творчества, детско-юношеского центра, детского дома и т.д., название дружины юных пожарных, кружка, коллектива) | Фамилия, имя, отчество (полностью), должность, место работы, паспортные данные, ИНН, страховое свидетельство (пенсионное) руководителя, педагога |
Подпись директора ОУ
Проектно - исследовательская деятельность по теме пожарная безопасность.
1слайд. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – этому должна учить школа.
В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению.
2слайд. На наш взгляд, этим требованиям в полной мере отвечает организация проектно-исследовательской деятельности. Она создает в школе творческую позитивную атмосферу сотрудничества, партнерства педагогов и учеников, изменяя традиционные образовательные формы.
3слайд. Представляем вам проект по теме: «Запомнить твердо нужно нам – пожар не возникает сам».
4слайд. Данный проект предназначен для ведения профилактической работы по предупреждению несчастных случаев при пожарах. Педагогической целью проекта являлись популяризация знаний среди учащихся, инициирование и развитие движения по пожарной безопасности. 5слайд. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- Формировать базовые компетентности, необходимые каждому члену современного общества.
Развивать творческие способности учащихся и инициативность.
Совершенствовать навыки безопасного поведения
Развивать навыки публичных выступлений, научного диалога
Изучая тему «Природные пожары» школьники пришли к выводу, что огненная проблема была, есть и будет существовать в обозримом будущем.
6слайд. Они решили более подробно изучить, что же представляют пожары собой сегодня? В чём причины их возникновения? Как действовать при пожаре? Что можно сделать, чтобы пожаров стало меньше?
7слайд. Работа над проектом проводилась поэтапно.
На 1 этапе по желанию учащихся была сформирована группа, поставлены цель и задачи поиска,
8слайд. Выдвинута гипотеза,
9слайд. Выработан план работы, распределены обязанности.
На 2 этапе происходил с бор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная переработка собранной информации.
10слайд. На 3 этапе посетили пожарную часть для доказательства полученных данных,
11слайд. Исследовали условия горения,
12слайд. Сфотографировали последствия пожаров, сформировали текстовый материал для видеоролика, проанализировали найденные видеофрагменты.
13слайд. На 4 этапе оформили полученные результаты в виде продукта проекта - сняли видеоролик и представили на районном конкурсе.
На 5 этапе подвели итоги работы, представили видеоролик классу для обсуждения, составили письменный отчёт, подготовили публичную защиту проекта, осуществили рефлексию проделанной работы.
14слайд. Провели анкетирование по правилам пожарной безопасности.
В ходе работы педагоги к онсультировали учащихся, н аблюдали, помогали, поддерживали, координировали.
Ребята по завершению проекта выразили интерес к углубленному изучению основ культуры безопасности, желание продолжить исследовательскую работу для создания новых видеоматериалов и профилактической деятельности.
15слайд. В заключении хочется отметить, что творческая деятельность с использованием новых информационных технологий приближает нас к реализации одной из основных целей и задач образования, перечисленных в «Национальной доктрине образования в Россий ской Федерации»: «Система образования призвана обеспечить...подготовку высоко образованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к про фессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий…»